Санитарных правил и норм санпин 235021-94

Оглавление:

СанПиН 2.3.5.021-94. Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли

СанПиН 2.3.5.021-94. Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли – документ, содержащий санитарные правила, которые касаются всех существующих предприятий продовольственной торговли, а именно: продовольственные базы, хранилища, склады, продовольственные магазины, а так же мелкорозничные предприятия.

Все работы, касающиеся проектирования предприятий продовольственной торговли, а так же реконструкции уже имеющихся предприятий в обязательном порядке должны производиться в строгом соответствии с данными санитарными правилами. Таким образом, все министерства, ведомства, государственные предприятия, проектные организации обязаны предварительно представлять органам государственной санитарно-эпидемиологической службы на согласование проектно-сметные документы относительно строительства предприятий продовольственной торговли или же относительно проведения работ по реконструкции уже имеющихся предприятий.

Только по согласованию с уполномоченными центрами госсанэпиднадзора осуществляется ввод в эксплуатацию строящихся, отремонтированный и реконструируемых предприятий продовольственной торговли.

Торговое предприятие в обязательном порядке должно иметь лицензию, предоставляющую право продажи продуктов питания. При этом ассортимент, а так же объем реализуемых товаров необходимо предварительно согласовать с центрами госсанэпиднадзора, ровно, как и изменения утвержденного ассортимента.

«САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ТОРГОВЛИ. САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. СанПиН 2.3.5.021-94» (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 30.12.94 N 14)

Утверждено
постановлением
Госкомсанэпиднадзора РФ
от 30 декабря 1994 г. N 14

Настоящие Санитарные нормы и правила пересмотрены в соответствии с «Правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров», утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 г., N 995, «Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г., N 625 и устанавливают требования к предприятиям продовольственной торговли, обязательны для соблюдения на территории Российской Федерации всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

В настоящем СанПиН использованы ссылки на следующие документы.

2.2. «Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров», утв. постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 г. N 995.

2.3. «Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 625.

2.4. ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения».

2.5. ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством».

2.6. СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

2.7. СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания».

2.8. СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания».

2.9. СНиП «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования».

2.10. ВСН 54-87 «Предприятия розничной торговли».

2.11. СанПиН 42-123-4117-86 «Условия и сроки хранения особо скоропортящихся продуктов».

2.12. «Санитарные нормы микроклимата производственных помещений», утв. зам. глав. госсанврача СССР 31.03.86 N 4088-86.

2.13. «Санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах», утв. глав. госсанврачом СССР 12.03.85 N 3223-85.

2.14. «Инструкция по предупреждению картофельной болезни хлеба», утв. МЗ СССР 12.01.83 N 2658-83.

2.15. «Инструкция по проведению обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медосмотров», утв. МЗ СССР 29.09.89 N 555.

какие экологические и сан нормы на

компании по производству дробилок

цены на дробилки по производству , Древесные и ударные , какие экологические и сан нормы .

Экологические проблемы Черного моря и их ,

Экологическая обстановка на , нормы , траления и переход на иные .

Сливная яма: какие санитарные нормы и СНиП?

Для этих целей и были разработаны такие нормы вот на , сан нормам? Какие санитарные нормы .

Санитарные правила и нормы (Санпин), ,

Санитарные правила и нормы , занятия физической культурой в помещении и на воздухе, .

Понятие нормы и отклонения от нормы в ,

Какие отклонения от , Социальные нормы делятся на две , экологические и .

Опера Беллини «Норма» в театре Сан Карло

Величественный и роскошный, в красно-золотом обрамлении предстает перед зрителем оперный театр Сан Карло в Неаполе

Нормы шума на рабочем месте: санитарные нормы ,

Вопрос, какие допустимы нормы шума на рабочем месте, актуален и для работодателя, и для персонала

Строительные нормы и правила СНиП 20701-89 ,

Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию .

Санитарные правила и нормы (СанПин 2016) для ,

СанПин расшифровывается как санитарно-эпидемиологические правила и нормы, принятые государством для защиты граждан от вирусов и бактерий

Санпин для школ с изменениями на 2017-2018 годы

, в нормы санпина? И как , Есть ли какие нибудь НОРМЫ И , и на какие нормы .

Санитарная и специальная одежда на предприятиях ,

Основываясь на рассмотренных в статье нормативных документах, предприятию общественного питания необходимо составить и утвердить нормы выдачи специальной и санитарной одежды для .

какие экологические и сан нормы на

Туалетные нормативы Санитарные нормы и правила , Санитарные нормы и правила, регламентирующие проектирование, , 4 классов и на высоте 0,7

4 Общие требования и , — tehbez

Ссылки на обязательность соблюдения требований настоящих санитарных правил должны быть включены в нормативно-технические документы: стандарты, строительные нормы и правила, технические .

Нормативы — ТУАЛЕТ РУ (985) 259-22-83 Туалеты, ,

Экологические , Строительные нормы и правила СНиП 30-02-97 , ПРОГРАММОЙ И НА МЕРОПРИЯТИЯХ .

Экологические , природы на людей и их , правила и нормы .

Жилище — гигиенические нормы и требования

Ж илище — гигиенические нормы и требования Гигиенические требования к жилищуСооружение жилищ является одним из основных и наиболее ранних видов строительной деятельности человека

СанПиН 235021-94 Санитарные правила для ,

Санитарные правила и нормы , , торговых помещений и на территории предприятия должны соответствовать действующим «Санитарным нормам допустимых уровней шума на рабочих местах», ,

ТЕХНОРМАТИВ | Санитарные правила и нормы

Электронная библиотека САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ , правила и нормы Онлайн версия на 12 .

Нормы САНПИН по площади на человека для ,

При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств — принтер, сканер и др), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с .

Экологическая проблема — это, Причины ,

санпин по температуре занятий физкультурой на ,

санпин по температуре занятий физкультурой на , и нормы (СанПиН 242 , 03/16/sanpin-dok САН ПиН .

Норма квадратных метров на человека: социальная и ,

Где узнать минимальные нормы и, , Этот же норматив распространяется и на , и какие там .

какие российские компании продают дробилки и ,

Лидер на рынке Дробилки и Мельницы , какие экологические и сан нормы на дробилке; какие .

Нормативные документы — Санитарные нормы и ,

с учетом санитарной нормы жилой площади на одного проживающего в , 6 — 8 человек в общежитиях для одиноких и на 1 семью в общежитиях для семейной молодежи Примечание В кухнях вновь проектируемых и вводимых общежитий .

какие экологические и сан нормы на дробилке

питьевой режим на предприятии санпин Санитарные и экологические , Санитарные правила и нормы РФ : Сан ПиН 214 , зданий и на

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 1 октября 1996 г. N 21)

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96
«Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»
(утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 1 октября 1996 г. N 21)

Взамен Санитарных норм микроклимата производственных помещений,
утвержденных Минздравом СССР от 31 марта 1986 г. N 4088-86

См. также Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных общественных помещений», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 18 апреля 2003 г.

Hygienic requiements to occupational microclimate

1. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее — Санитарные правила) предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата рабочих мест, производственных помещений на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье человека.

1.2. Настоящие Санитарные правила распространяются на показатели микроклимата на рабочих местах всех видов производственных помещений и являются обязательными для всех предприятий и организаций. Ссылки на обязательность соблюдения требований настоящих санитарных правил должны быть включены в нормативно-технические документы: стандарты, строительные нормы и правила, технические условия и иные нормативные и технические документы, регламентирующие эксплуатационные характеристики производственных объектов, технологического, инженерного и санитарно-технического оборудования, обусловливающих обеспечение гигиенических нормативов микроклимата.

1.3. В соответствии со статьями 9 и 34 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях должен осуществляться производственный контроль за соблюдением требований Санитарных правил и проведением профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний работающих в производственных помещениях, а также контроль за соблюдением условий труда и отдыха и выполнением мер коллективной и индивидуальной защиты работающих от неблагоприятного воздействия микроклимата.

1.4. Руководители предприятий, организаций и учреждений вне зависимости от форм собственности и подчиненности в порядке обеспечения производственного контроля обязаны привести рабочие места в соответствие с требованиями к микроклимату, предусмотренными настоящими Санитарными правилами.

1.5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, а ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль — органами и учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля соответствующих министерств и ведомств.

1.6. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за строительством новых и реконструкцией действующих производственных помещений осуществляется на этапах разработки проекта и введения объектов в эксплуатацию с учетом характера технологического процесса и соответствия инженерного и санитарно-технического оборудования требованиям настоящих Санитарных правил и Строительных норм и правил «Отопление, вентиляция и кондиционирование».

1.7. Проектная документация на строительство и реконструкцию производственных помещений должна быть согласована с органами и учреждениями Госсанэпидслужбы России.

1.8. Ввод в эксплуатацию производственных помещений в целях оценки соответствия гигиенических параметров микроклимата требованиям настоящих Санитарных правил должен осуществляться при обязательном участии представителей Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.

2. Нормативные ссылки

2.1. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2.2. Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положение о Государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 года N 625.

2.3. Руководство «Общие требования к построению, изложению и оформлению санитарно-гигиенических и эпидемиологических нормативных и методических документов» от 9 февраля 1994 года Р 1.1.004-94.

Взамен Руководства Р 1.1.004-94 Главным государственным санитарным врачом РФ 14 мая 1996 г. утверждено Руководство Р 1.1.003-96 «Общие требования к построению, изложению и оформлению нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования»

3. Термины и определения

3.1. Производственные помещения — замкнутые пространства в специально предназначенных зданиях и сооружениях, в которых постоянно (по сменам) или периодически (в течение рабочего дня) осуществляется трудовая деятельность людей.

3.2. Рабочее место — участок помещения, на котором в течение рабочей смены или части ее осуществляется трудовая деятельность. Рабочим местом может являться несколько участков производственного помещения. Если эти участки расположены по всему помещению, то рабочим местом считается вся площадь помещения.

3.3. Холодный период года — период года, характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха, равной +10° С и ниже.

3.4. Теплый период года — период года, характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха выше +10° С.

3.5. Среднесуточная температура наружного воздуха — средняя величина температуры наружного воздуха, измеренная в определенные часы суток через одинаковые интервалы времени. Она принимается по данным метеорологической службы.

3.6. Разграничение работ по категориям осуществляется на основе интенсивности общих энерготрат организма в ккал/ч (Вт). Характеристика отдельных категорий работ (Iа, Iб, IIа, IIб, III) представлена в приложении 1.

3.7. Тепловая нагрузка среды (ТНС) — сочетанное действие на организм человека параметров микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое облучение), выраженное одночисловым показателем в °С.

4. Общие требования и показатели микроклимата

4.1. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к показателям микроклимата рабочих мест производственных помещений с учетом интенсивности энерготрат работающих, времени выполнения работы, периодов года и содержат требования к методам измерения и контроля микроклиматических условий.

4.2. Показатели микроклимата должны обеспечивать сохранение теплового баланса человека с окружающей средой и поддержание оптимального или допустимого теплового состояния организма.

4.3. Показателями, характеризующими микроклимат в производственных помещениях, являются:

— относительная влажность воздуха;

— скорость движения воздуха;

— интенсивность теплового облучения.

5. Оптимальные условия микроклимата

5.1. Оптимальные микроклиматические условия установлены по критериям оптимального теплового и функционального состояния человека. Они обеспечивают общее и локальное ощущение теплового комфорта в течение 8-часовой рабочей смены при минимальном напряжении механизмов терморегуляции, не вызывают отклонений в состоянии здоровья, создают предпосылки для высокого уровня работоспособности и являются предпочтительными на рабочих местах.

5.2. Оптимальные величины показателей микроклимата необходимо соблюдать на рабочих местах производственных помещений, на которых выполняются работы операторского типа, связанные с нервно-эмоциональным напряжением (в кабинах, на пультах и постах управления технологическими процессами, в залах вычислительной техники и др.). Перечень других рабочих мест и видов работ, при которых должны обеспечиваться оптимальные величины микроклимата определяются Санитарными правилами по отдельным отраслям промышленности и другими документами, согласованными с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в установленном порядке.

5.3. Оптимальные параметры микроклимата на рабочих местах должны соответствовать величинам, приведенным в табл.1, применительно к выполнению работ различных категорий в холодный и теплый периоды года.

5.4. Перепады температуры воздуха по высоте и по горизонтали, а также изменения температуры воздуха в течение смены при обеспечении оптимальных величин микроклимата на рабочих местах не должны превышать 2°С и выходить за пределы величин, указанных в табл.1 для отдельных категорий работ.

Оптимальные величины показателей микроклимата
на рабочих местах производственных помещений

Санитарных правил и норм санпин 235021-94

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

System of normative documents in construction

Дата введения 1995-01-01

1 РАЗРАБОТАНЫ Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации, Государственным предприятием — Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ГП ЦНС) и экспертным советом в составе ведущих специалистов по нормированию и стандартизации научно-исследовательских и проектных организаций Госстроя России.

ВНЕСЕНЫ Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России.

2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстроя России от 17 мая 1994 г. N 18-38.

3 ВЗАМЕН СНиП 1.01.01-82*, СНиП 1.01.02-83, СНиП 1.01.03-83* и ГОСТ 24369-86.

4 ИЗДАНЫ с учетом постановления Минстроя России от 25 июля 1994 г. N 18-2.

В СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» внесены: изменение N 1, утвержденное постановлением Госстроя России от 23 июня 1997 года N 18-20 и введенное в действие с 1 июля 1997 года, изменение N 2, утвержденное постановлением Госстроя России от 16 января 1998 года N 18-6 и введенное в действие с 1 июля 1998 года. Пункты, таблицы, в которые внесены изменения, отмечены в настоящих Строительных нормах и правилах знаком (К).

Изменения внесены юридическим бюро «Кодекс» по БСТ N 8 1997 г., N 6 1998 г.

Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.

Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов Системы — защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.

Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемого описательного или предписывающего подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя. Разрабатываемые в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные документы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства. Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный характер.

1 Область применения

Настоящие нормы и правила определяют основные цели, принципы и общую структуру Системы нормативных документов в строительстве (далее Системы), требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.

Положения настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в строительстве.

Требования по применению нормативных документов Системы установлены разделом 8 настоящих строительных норм и правил.

2 Нормативные ссылки

В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов».

ГОСТ Р 1.4-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».

ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

В настоящих нормах и правилах применены термины в соответствии с приложением А и ГОСТ Р 1.0.

4 Основные цели, принципы и структура системы

4.1 Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.

4.2 Исходя из общих целей стандартизации, система должна способствовать решению стоящих перед строительством задач с тем, чтобы обеспечить:

соответствие строительной продукции своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;

безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации;

защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;

выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;

взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.

4.3 Объектами стандартизации и нормирования в Системе являются:

организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции;

объекты градостроительной деятельности и строительная продукция — здания и сооружения и их комплексы;

промышленная продукция, применяемая в строительстве, строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;

экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.

4.4 Система формируется как открытая для дальнейшего развития единая Система государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и научно-технической основе.

4.5 Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.

4.6 Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера.

Обязательными должны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.

4.7 Разработку нормативных документов в строительстве предусматривается осуществлять на принципах, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармонизации и сопоставимости с международными стандартами в области строительства, строительным законодательством и стандартами технически развитых зарубежных стран.

4.8 Структура Системы (приложение Б) определяется номенклатурой объектов стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, объединяемых единством их цели и задач. В составе комплексов при необходимости разрабатывают основополагающие нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.

5 Нормативные документы

5.1 Нормативные документы Системы подразделяют на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности. С учетом требований ГОСТ Р 1.0 в составе Системы разрабатывают следующие документы.

Федеральные нормативные документы:

строительные нормы и правила Российской Федерации — СНиП

государственные стандарты Российской Федерации

в области строительства — ГОСТ Р

своды правил по проектированию и строительству — СП

руководящие документы Системы — РДС

Нормативные документы субъектов Российской Федерации:

территориальные строительные нормы — ТСН

Производственно-отраслевые нормативные документы:

стандарты предприятий (объединений) строительного

комплекса и стандарты общественных объединений — СТП и СТО

В качестве федеральных нормативных документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в действие на территории Российской Федерации.

5.2 Строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливают обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции.

5.3 Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции.

5.4(К) Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами.

5.5(К) Руководящие документы Системы устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве, архитектуре, градостроительстве, проектировании и изысканиях.

5.6 Территориальные строительные нормы устанавливают обязательные для применения в пределах соответствующих территорий и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России.

5.7 Стандарты предприятий (объединений) устанавливают для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции. При этом, строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий.

На поставляемую (сдаваемую заказчику) продукцию стандарты предприятия не разрабатывают. Требования к этой продукции при отсутствии государственных стандартов должны устанавливаться в технических условиях (ТУ), разрабатываемых в составе технической документации.

5.8 Нормативные документы Системы не должны нарушать положений, установленных законодательными актами Российской Федерации.

Нормативные документы субъектов Российской Федерации, нормативные документы субъектов хозяйственной деятельности и технические условия на продукцию не должны нарушать обязательных положений федеральных строительных норм и правил и государственных стандартов.

5.9 Наряду с нормативными документами Системы в строительстве применяют:

государственные стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России;

нормы, правила и нормативы органов государственного надзора;

стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их компетенцией.

5.10 Нормативные документы отраслевых министерств, государственных комитетов и комитетов, органов государственного надзора не должны содержать положений, относящихся к компетенции Минстроя России и территориальных органов управления строительством.

Минстрой России в установленном порядке дает заключения по направляемым ему федеральными органами исполнительной власти и органами государственного надзора нормативным документам, затрагивающим вопросы проектирования и строительства, в части соответствия этих документов обязательным требованиям строительных норм и государственных стандартов.

Разрабатываемые и утверждаемые министерствами нормы технологического проектирования представляют на заключение в Главгосэкспертизу при Минстрое России.

6 Содержание, построение, изложение и оформление

6.1 Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты технически развитых стран.

Они должны содержать в необходимом объеме технически и экономически обоснованные положения, направленные на достижение целей Системы и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.

Нормативные документы Системы не должны устанавливать требований по вопросам, которые должны регулироваться гражданским правом, законодательством о труде либо другими законодательными актами.

6.2 Положения нормативных документов могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом или максимально допустимом уровне, рекомендуемые — на уровне лучших отечественных и мировых достижений.

К обязательным относят те положения, которые в соответствии с принципами Системы подлежат безусловному соблюдению.

К рекомендуемым относят нормы, правила и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства.

В вводной части нормативных документов, содержащих обязательные и рекомендуемые положения, указывают номера разделов и пунктов (подпунктов), носящих обязательный характер.

6.3 В составе нормативных документов следует предусматривать положения, определяющие эксплуатационные характеристики зданий и сооружений, их частей, строительных изделий и материалов, которые должны быть обеспечены при проектировании и строительстве (эксплуатационные положения).

Эксплуатационные положения должны быть основаны на требованиях потребителя и устанавливаться в соответствии с различными уровнями потребностей или условиями эксплуатации вне зависимости от конструктивного устройства, формы, размеров, применяемых материалов или технологии производства.

Эксплуатационные положения следует излагать в нормативных документах с применением следующих или аналогичных им формулировок:

— Сооружение (здание) должно быть запроектировано и построено таким образом, чтобы.

— Должно быть обеспечено.

Для каждой эксплуатационной характеристики в нормативных документах должен быть предусмотрен метод контроля и оценки степени удовлетворения соответствующей потребности. При невозможности прямого нормирования обязательных эксплуатационных характеристик, в том числе в связи с отсутствием методов контроля, эти характеристики могут регламентироваться косвенно путем установления соответствующих описательных положений.

6.4 В строительных нормах и правилах устанавливают обязательные положения, общие для всей территории Российской Федерации или ряда ее регионов с определенными климатическими, геологическими и другими природными условиями.

Строительные нормы и правила должны содержать основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества строительной продукции, общие технические требования по инженерным изысканиям для строительства, проектированию и строительству, а также требования к планировке и застройке, зданиям и сооружениям, строительным конструкциям, основаниям и системам инженерного оборудования.

Эти требования должны определять:

надежность зданий и сооружений и их систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований;

устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при землетрясениях, обвалах, оползнях и в других расчетных условиях опасных природных воздействий;

устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при пожарах и в других расчетных аварийных ситуациях;

охрану здоровья людей в процессе эксплуатации, необходимый тепловой, воздушно-влажностный, акустический и световой режимы помещений;

эксплуатационные характеристики и параметры зданий и сооружений различного назначения и правила их размещения с учетом санитарных, экологических и других норм;

сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов и уменьшение потерь теплоты в зданиях и сооружениях.

Строительные нормы и правила не должны содержать требований к технологическим процессам, для которых предназначены здания и сооружения, а также других положений, относящихся к компетенции соответствующих отраслевых органов федеральной исполнительной власти. В необходимых случаях в строительных нормах и правилах следует приводить ссылки на санитарные, экологические и другие нормативные требования.

6.5 В государственных стандартах в зависимости от их вида устанавливают обязательные и рекомендуемые положения в соответствии с ГОСТ Р 1.0 и ГОСТ Р 1.5, в том числе:

требования к нормативной, проектной, технологической и другим видам документации;

требования по размерной и функциональной совместимости и взаимозаменяемости в строительстве;

контролируемые характеристики и параметры помещений и конструктивных частей зданий и сооружений, а также элементов инженерных систем;

требования к группам однородной продукции предприятий стройиндустрии и стройматериалов, к наиболее массовым конкретным видам строительных изделий, материалов и оборудования;

правила приемки и методы контроля (испытаний и измерений) в строительстве и при производстве строительных изделий, материалов и оборудования.

6.6(К) В сводах правил приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально признанных и оправдавших себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм, правил и стандартов и будет способствовать удовлетворению потребностей общества. Своды правил, в частности, могут содержать:

положения по организации, технологии и правилам производства работ при инженерных изысканиях для строительства, при проектировании и строительстве, эксплуатации зданий и сооружений, а также ведению градостроиетльного кадастра и осуществлению архитектурной и градостроительной деятельности;

общие градостроительные, типологические и социальные нормативы;

объемно-планировочные и конструктивные решения зданий, сооружений и их частей;

методы расчета и проектирования строительных конструкций и оснований.

В своды правил могут включаться извлечения из обязательных положений строительных норм, правил и стандартов (со ссылкой на них), в развитие которых эти своды правил разработаны.

Примечание — Своды правил как нормативные документы являются признанными техническими правилами. Их следует отличать от рекомендаций, руководств, пособий и других документов, не являющихся нормативными и содержащих результаты новых разработок, инструктивно-методические и другие материалы различной степени детализации в расчете на исполнителей различной квалификации.

6.7 В территориальных строительных нормах устанавливают в соответствии с настоящими нормами и правилами организационные, градостроительные, типологические, социально-экономические и необходимые технические положения, которые в федеральных нормативных документах не устанавливаются или приводятся в качестве рекомендуемых.

6.8 Требования к содержанию стандартов предприятий и стандартов общественных объединений — по ГОСТ Р 1.4.

6.9 В технических условиях устанавливают требования к продукции, ее изготовлению, контролю, приемке и поставке (сдаче заказчику), которые целесообразно выделить из состава конструкторской, проектной и другой технической документации для использования в договорах (контрактах) на поставку продукции или строительство объекта.

Построение, изложение и оформление технических условий — в соответствии с документами Госстандарта России.

6.10 Построение, изложение и оформление нормативных документов Системы — в соответствии с требованиями, установленными для стандартов в ГОСТ Р 1.5, и с учетом настоящих норм и правил.

Титульные листы и первые страницы строительных норм и правил, сводов правил, территориальных строительных норм и руководящих документов оформляют в соответствии с приложениями В и Г, а в заголовках применяют прямой порядок слов.

Нормативные ссылки и определения применяемых терминов при нецелесообразности размещения непосредственно в тексте документа из-за большого объема помещают в приложениях.

В предисловии к сводам правил (СП) указывают: «Одобрен Минстроем России (письмо N . от . ) и согласован с . (указывают соответствующие органы надзора и номера документов)».

Строительные нормы и правила издают типографским способом форматом 210х297 мм.

6.11 Обозначения строительных норм и правил, сводов правил, руководящих документов Системы и территориальных строительных норм состоят из индекса (СНиП, СП, РДС, ТСН), номера комплекса в структуре Системы, а затем через дефис — порядкового номера документа данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия документа. При этом порядковые номера СНиП начинаются с номера 01, СП — с номера 101, РДС — с номера 201, ТСН — с номера 301. В обозначение территориальных строительных норм после цифр года их принятия включают наименование соответствующей территории.

Обозначения нормативных документов по стандартизации — в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5.

В предисловии к стандарту, кроме сведений, приводимых в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5, указывают:

«В системе нормативных документов в строительстве ______________________входит в

7 Разработка и принятие нормативных документов

7.1 Разработку государственных федеральных нормативных документов и территориальных строительных норм осуществляют в соответствии с настоящими нормами и правилами научно-исследовательские, проектные и другие организации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области. В разработке документов участвуют также создаваемые Минстроем России технические комитеты по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (ТКС).

Заказчиком на разработку документа может быть организация, на которую возложено его принятие, или любая другая заинтересованная организация (предприятие).

Разработку стандартов предприятий и общественных объединений осуществляют по ГОСТ Р 1.4, технических условий — в соответствии с указаниями Госстандарта России и настоящих норм и правил.

7.2 Разработку нормативных документов осуществляют по следующим стадиям:

1-я стадия — организация разработки документа;

2-я стадия — разработка проекта документа в первой редакции;

3-я стадия — подготовка проекта документа в окончательной редакции разработчика и представление его заказчику;

4-я стадия — рассмотрение, принятие (утверждение) и регистрация документа;

5-я стадия — издание документа.

Примечание — Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений) документа, опытное проектирование и др.

7.3 Организация разработки документа включает в себя представление предполагаемым разработчиком обоснованной заявки, согласование объемов работ и заключение договоров на их выполнение между заказчиком, основным разработчиком и соисполнителями.

При заключении договора заказчик утверждает краткое техническое задание на разработку нормативного документа, в котором указывает основные цели и задачи разработки, этапы работы и сроки их выполнения, организации-соисполнители, а также организации, которым документ направляют на отзыв и на согласование.

При этом предусматривается, что нормативные документы, положения которых затрагивают вопросы, входящие в компетенцию органов надзора, согласовываются с этими органами.

Территориальные строительные нормы направляют на заключение в числе других заинтересованных организаций также научно-исследовательским и проектным институтам, выполняющим функции головных по соответствующим направлениям нормирования и стандартизации.

Информация о начале разработки строительных норм и правил и государственных стандартов публикуется Минстроем России в журнале «Бюллетень строительной техники» (БСТ). На основе этой информации заинтересованные организации и предприятия представляют разработчику заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта документа (первой редакции).

7.4 Разработка проекта нормативного документа организуется основным разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку документа в сроки, установленные договором. Подготовленный проект документа рассматривают на научно-техническом совете основного разработчика и рассылают на отзыв с пояснительной запиской по ГОСТ Р 1.2 (первая редакция).

Отзыв по проекту документа направляют разработчику не позднее, чем через два месяца со дня получения проекта. Изложение отзыва — по ГОСТ Р 1.2. При отсутствии отзывов каких-либо организаций разработку документа продолжают в соответствии с календарным планом.

7.5 Подготовку проекта нормативного документа для представления его на утверждение осуществляют с учетом полученных отзывов.

Для рассмотрения замечаний и предложений по проекту основной разработчик при необходимости рассмотрения разногласий проводит согласительное совещание с ответственными представителями заинтересованных организаций. Принятые на совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке отзывов.

В тех случаях, когда по соответствующему направлению нормирования и стандартизации Минстроем России создан технический комитет (ТКС), проект документа рассылается также на отзыв всем членам ТКС. Рассмотрение проекта документа в этом случае, его научно-техническую экспертизу и доработку по результатам рассылки проводит ТКС и разработчик в порядке, установленном Положением о ТКС.

7.6 Согласование проекта документа с органами государственного надзора и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик до представления документа на утверждение. Согласование федеральных документов осуществляют с федеральными органами, документов субъектов федерации и субъектов хозяйственной деятельности — с соответствующими территориальными органами надзора.

Проект документа направляют на согласование в окончательной редакции разработчика. Рассмотрение проекта осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют письмом. Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается.

Разногласия, возникшие при согласовании проекта документа, оформляют совместным протоколом. Решения по разногласиям после их дополнительного рассмотрения с заинтересованными органами принимает Минстрой России.

7.7 Проект нормативного документа разработчик представляет в трех экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом и следующей документацией в одном экземпляре:

пояснительной запиской к проекту документа по ГОСТ Р 1.2 с обоснованиями, данными об использованных результатах научно-исследовательских работ и о результатах сопоставления документа с международными и зарубежными стандартами;

проектом документа, рассылавшегося на отзыв (первая редакция), и перечнем организаций, которым проект документа был направлен;

подлинными заключениями организаций, которым документ рассылался на отзыв, и сводкой отзывов;

протоколами заседаний НТС, согласительного совещания или ТКС по рассмотрению проекта нормативного документа;

подлинными документами, подтверждающими согласование проекта органами государственного надзора и другими организациями, или протоколом разногласий (если согласование требовалось техническим заданием);

предложениями об отмене действующих документов или проектами изменений в них, связанными с введением нового нормативного документа.

В случаях, установленных техническим заданием, один экземпляр проекта нормативного документа представляется на машинном носителе.

7.8 При рассмотрении представленного проекта нормативного документа для решения вопроса о его принятии проводят его проверку на соответствие требованиям законодательства и действующих нормативных документов, общим методологическим принципам нормирования и стандартизации, требованиям настоящих норм и правил, стандартов ГСС и технического задания. По результатам рассмотрения документа разработчик вносит в него необходимые уточнения.

При принятии нормативного документа устанавливают дату введения его в действие. Одновременно отменяют документы, взамен которых он разработан.

7.9 Строительные нормы и правила (СНиП) и государственные стандарты (ГОСТ Р) в области строительства принимаются и вводятся в действие, а межгосударственные нормативные документы — вводятся в действие Минстроем России в установленном им порядке.

Своды правил по проектированию и строительству (СП) принимает разработчик. Согласованные с соответствующими органами надзора своды правил до их принятия направляют для одобрения в Минстрой России. Одобрение свода правил оформляется письмом Минстроя России.

Руководящие документы Системы (РДС) принимает (утверждает) Минстрой России в установленном им порядке.

Территориальные строительные нормы (ТСН) принимают органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке.

7.10 Изменения к нормативным документам разрабатывают и принимают в порядке, аналогичном порядку разработки и принятия этих документов. В случаях, предусмотренных техническим заданием, порядок разработки изменений может быть упрощен.

Отмену нормативных документов осуществляют принявшие их органы.

7.11 Регистрацию, учет и издание строительных норм и правил, государственных стандартов, сводов правил, руководящих документов, изменений к этим документам, а также регистрацию территориальных строительных норм осуществляет Минстрой России в установленном им порядке. При этом государственные стандарты в области строительства и изменения к ним проходят государственную регистрацию в органах Госстандарта России.

При регистрации территориальных строительных норм проводится проверка их соответствия обязательным требованиям федеральных нормативных документов. Территориальные строительные нормы, не соответствующие этим требованиям, не регистрируют и не включают в Перечень действующих нормативных документов. Издание зарегистрированных территориальных строительных норм осуществляют соответствующие органы субъектов Российской Федерации.

7.12 Технические условия на строительные материалы, изделия, конструкции и другую продукцию промышленных предприятий разрабатывают организации-разработчики или производители указанной продукции как составную часть проектной, конструкторской или технологической документации на ее изготовление.

Согласование и утверждение технических условий на продукцию предприятий должно производиться в соответствии с порядком, установленным Госстандартом России («Правила согласования и утверждения технических условий» ПР 50.1.001-93). При этом вновь разрабатываемые и пересматриваемые технические условия на продукцию, от качества которой зависят прочность, несущая способность, долговечность и другие эксплуатационные характеристики строительных конструкций, а также инженерных систем зданий и сооружений, должны пройти научно-техническую экспертизу в организациях, перечень которых определяет Минстрой России.

По требованию заказчика проектной документации на строительство в составе этой документации разрабатывают технические условия, необходимые для приемки строящихся объектов, которые становятся обязательными, если их применение предусмотрено договором подряда.

7.13 Информация о действующих федеральных и территориальных нормативных документах публикуется Минстроем России в виде специальных ежегодных перечней (указателей).

Текущую информацию о введении в действие, изменении и отмене этих документов Минстрой России публикует в журнале «Бюллетень строительной техники» (БСТ) и информационно-справочных изданиях ГП — Центр проектной продукции массового применения Минстроя России.

Информация о государственных стандартах в строительстве публикуется также в ежемесячных и ежегодных указателях «Государственные стандарты Российской Федерации» Госстандарта России.

7.14 Участие в разработке межгосударственных и других региональных, а также международных нормативных документов (стандартов) организует Минстрой России в установленном им порядке.

8 Применение нормативных документов

8.1 Нормативные документы Системы применяют в пределах установленной каждым документом области в соответствии с положениями настоящих норм и правил, законом Российской Федерации «О стандартизации» и ГОСТ Р 1.0 (для нормативных документов по стандартизации).

Межгосударственные строительные нормы и правила применяют на территории Российской Федерации в качестве федеральных нормативных документов путем принятия соответствующих строительных норм и правил Российской Федерации в установленном Минстроем России порядке.

Международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также национальные стандарты других стран применяются в строительстве непосредственно в качестве стандартов Российской Федерации в порядке, установленном ГОСТ Р 1.0.

8.2 Обязательные требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия, с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.

Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.

Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.

8.3 Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.

Указанные положения становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы.

При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний экспертирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах.

Исполнитель может разработать и осуществить собственное или любое другое решение, как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом. Применение рекомендуемых норм следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих обязательных требований.

8.4 На проектирование и строительство уникальных и экспериментальных объектов при необходимости следует разрабатывать технические условия, которые утверждает заказчик по согласованию с Минстроем России и органами надзора.

8.5 На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих эданий или помещений.

8.6 Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательством.

Термины Системы нормативных документов

в строительстве и их определения

¦Термин и его эк-¦ ¦ Документ, на ¦

¦вивалент на ¦ Определение ¦основе которого ¦

¦английском языке¦ ¦дано определение¦

1 Нормативные документы

1.1 Нормативный Документ, устанавливающий прави-

документ ла, общие принципы или характери- ИСО/МЭК — 2:1991

стики, касающиеся определенных п.3.1

видов деятельности или их резуль-

Normative docu- татов и доступный широкому кругу

1 Термин «нормативный документ»

в Системе нормативных документов

в строительстве охватывает такие

понятия, как строительные нормы и

правила, свод правил, территориаль-

ные строительные нормы, стандарт.

2 Деятельность, проявляющаяся

при разработке, опубликовании и

применении нормативных докумен-

тов Системы, обозначается тер-

мином «нормирование и стандар-

тизация». Термины, определяющие

цели и другие аспекты нормиро-

вания и стандартизации, прини-

мают по ГОСТ Р 1.0

1.2 Строительные Нормативный документ в области ИСО/МЭК — 2:1991

нормы и правила строительства, принятый органом пп.3.5 и 3.5.1

исполнительной власти и содер-

жащий обязательные требования

1 Строительные нормы и правила

являются частным случаем техни-

ческого регламента (technical

2 В Системе нормативных документов

в строительстве к области строитель-

ства относятся объекты нормирования

и стандартизации в соответствии с

1.3 Свод правил Нормативный документ, рекоменду- ИСО/МЭК — 2:1991

(по проектирова- ющий технические решения или п.3.4

нию и строитель- процедуры инженерных изысканий

ству) для строительства, проектирова-

ния, строительно-монтажных работ

и изготовления строительных из-

Code of Practice делий, а также эксплуатации

(in building con- строительной продукции и опреде-

struction) ляющий способы достижения ее

соответствия обязательным тре-

бованиям строительных норм, пра-

вил и стандартов

1.4 Территориаль- Нормативный документ в области ИСО/МЭК — 2:1991

ные строительные строительства, принятый на уров- пп.3.2.4 и 1.6.4

Смотрите еще:

  • Воробьев прокурор Воробьев прокурор Воробьев Темур Николаевич родился 07 ноября 1973 года в г.Сухуми Абхазской АССР. В 1995 году окончил Саратовскую государственную академию права по специальности "Юриспруденция". В органах прокуратуры работает с февраля […]
  • Зеленин сф правила дорожного движения Правила Дорожного Движения Пдд с комментариями для всех понятным языком. Зеленин С. ф. Мир Автокниг в Москве Заметка к объявлению Доставка и оплата Самовывоз — Москва, Щербинка, ул. Восточная Доставка по городу — 230 р. Бесплатная […]
  • Законы мо по годам Приказ Министра обороны РФ от 21 октября 2015 г. № 630 "О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную […]
  • Как называется переход частной собственности в руки государства Трансформация собственности Изменение форм собственности . Экономическое развитие общества в ряде случаев делает необходимым переход (трансформацию) одной формы собственности в другую. В условиях рыночной экономики трансформация видов и […]
  • Приказ минсельхоз от 11102010 345 Autouristi.ru Home Блог Приказ минсельхоз рф от 11102010 345 В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, […]
  • Правило устного соглашения Статья 159. Устные сделки 1. Сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно. 2. Если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться […]
  • Добросовестный покупатель суд КС РФ запретил отбирать жилье у добросовестных приобретателей По общему правилу, если добросовестный приобретатель купил имущество у лица, которое не имело права его отчуждать, то собственник вправе истребовать это имущество только в тех […]
  • Приказ номер 3 мчс Приказ номер 3 мчс Регистрационный N 27701 Правила проведенияличным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной […]