Разделы проекта для прохождения экспертизы

Для прохождения экспертизы, какие разделы должны быть разработаны в проектах технологического присоединения объектов к сетям газораспределения

Разрабатываем проекты технологического присоединения объектов к сетям газораспределения. Подскажите, какие разделы проектной документации и инженерных изысканий, необходимо разрабатывать для линейных объектов, чтобы гарантировано пройти негосударственную экспертизу и получить положительное заключение?

В соответствии с п. 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе.

Состав и требования к содержанию разделов проектной документации в соответствии с п. 1.3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 с изменениями на 23.01.2016 г. проектная документация линейного объекта (газопровода) включает в себя следующие разделы:

  • Раздел 1 «Пояснительная записка»
  • Раздел 2 «Проект полосы отвода»
  • Раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения»
  • Раздел 4 «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта»
  • Раздел 5 «Проект организации строительства»
  • Раздел 6 «Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта»
  • Раздел 7 «Мероприятия по охране окружающей среды»
  • Раздел 8 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»
  • Раздел 9 «Смета на строительство»
  • Раздел 10 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами»
  • Причем разделы 5 и 9 проектной документации разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

    В соответствии с п. 5 статьи 47 Градостроительного кодекса РФ необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерногеологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условии.

    Для проектирования газопроводов в нормальных условиях обязательными являются инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания. Характеристики экологических условий площадки строительства могут быть приведены в разделе 7 «Мероприятия по охране окружающей среды».

    Часто задаваемые вопросы

    Наполнение данного раздела официального сайта Мосгосэкспертизы нам бы хотелось делать вместе с вами. Здесь будут размещены ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по проведению государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Если у вас есть предложения по материалам, которые бы вы хотели видеть в этой рубрике, сообщите о них по адресу [email protected] . Мы обязательно будем их учитывать при ведении этого раздела нашего сайта.

    Ответ: В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственная экспертиза проводится в отношении проектной документации только на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства. Проведение государственной экспертизы проектной документации на иные виды работ законодательством Российской Федерации не регламентировано.

    Ответ: В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза. В случае если после проведения первичной государственной экспертизы в законодательство РФ внесены изменения, которые могут повлиять на результаты государственной экспертизы, экспертной оценке могут быть подвергнуты представленные проектная документация и результаты инженерных изысканий в полном объеме. В соответствии с п. 16 ст. 48 ГК РФ согласование проектной документации не требуется.

    Ответ: Для проведения государственной экспертизы представляется проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями к составу и содержанию разделов постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87. Документы, необходимые для предоставления в Мосгосэкспертизу, а также порядок взимания платы за проведение экспертизы, указаны в постановлении Правительства РФ от 05.03.2007 № 145.

    Ответ: Согласно части 15 статьи 48 ГК РФ решение о направлении проектной документации на государственную экспертизу принимает заказчик или застройщик с учетом требований, предусмотренных статьей 49 ГК РФ. Мосгосэкспертиза проводит государственную экспертизу проектной документации, если данная проектная документация отвечает требованиям к составу и содержанию разделов, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.

    Ответ: В соответствии с п. 44 постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, направляется повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу при внесении изменений в проектную документацию в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. Проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, по инициативе застройщика или технического заказчика может быть направлена повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу в случае внесения в нее изменений в части изменения технических решений, которые не влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.

    Ответ: В соответствии с пунктом 3 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, на организацию по проведению государственной экспертизы возложена обязанность разъяснять бесплатно по запросам заинтересованных лиц только порядок проведения государственной экспертизы проектной документации. Вопросы применения норм технических регламентов рассматриваются в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.

    Ответ: Реконструкция здания предполагает замену и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства. В соответствии с частью 3.4. статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов культурного наследия (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе.Ответ: Реконструкция здания предполагает замену и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства. В соответствии с частью 3.4. статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов культурного наследия (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе.

    Ответ: В соответствии с пунктом 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.03.2007 г. № 145, проектная документация направляется повторно на государственную экспертизу при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. Проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, по инициативе застройщика или технического заказчика может быть направлена повторно на государственную экспертизу в случае внесения в нее изменений в части технических решений, которые не влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.

    Ответ: Порядок приема проектной документации на государственную экспертизу установлен Административным регламентом, утвержденным постановлением Правительства Москвы № 263-ПП от 14.06.2011г. Заявление о проведении государственной экспертизы представляется уполномоченным лицом по доверенности в отдел приема вместе с проектной документацией и другими необходимыми материалами в соответствии с действующим законодательством.

    Ответ: Порядок проектирования и представления проектной документации на государственную экспертизу регламентирован Градостроительным Кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 г. № 145. Состав разделов проектной документации и требованиях к их содержанию установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87. Требование согласований проектной документации, заключений на проектную документацию и иных документов, не предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, не допускается.

    Проектная документация: оптимизация требований к составу и содержанию разделов

    Проектная документация: оптимизация требований к составу и содержанию разделов

    Одним из ключевых элементов в жизненном цикле строительного объекта является разработка проектной документации (проектирование). Этап проектирования – важная стадия инвестиционно-строительного процесса, в ходе которой закладывается эффективность как строительства, реконструкции, реставрации, приспособления или технического перевооружения, так и последующей эксплуатации зданий и сооружений. От требований, предъявляемых к составу и содержанию разделов проектной документации, зависят временные и экономические затраты как на проектирование, так и на реализацию объекта капитального строительства в целом.

    Правила и принципы

    Состав проектной документации объектов капитального строительства определен Градостроительным кодексом Российской Федерации, который предусматривает необходимость разработки не менее 14 разделов. При этом определение состава и требований к содержанию разделов проектной документации отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

    В настоящий момент все требования к проектной документации собраны в «Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 (далее – Положение). Оно устанавливает состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, объектам производственного и непроизводственного назначения, к отдельным этапам строительства объектов капитального строительства, а также при проведении капитального ремонта или реконструкции объектов капитального строительства, включая линейные объекты.

    До принятия Положения регламентация состава и содержания проектной документации осуществлялась ведомственными актами различных министерств. Переход от ведомственного регулирования правил подготовки проектной документации, регулируемых строительными нормами и правилами (далее – СНиП), к нормативному правовому акту, принимаемому на правительственном уровне, характеризовал существенное повышение значимости проектной документации, но не решил ряд проблем в сфере проектирования.

    Так, например, Положение не предусматривает стадийность проектирования и изменение требований к содержанию текстовой и графической частей разделов проектной документации применительно к конкретным видам объектов капитального строительства различного функционального назначения. В нем не приведены требования к содержанию разделов в части мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения промышленной безопасности, безопасной эксплуатации объекта капитального строительства. Также не приведены требования к проектной документации повторного применения. Профессиональное сообщество неоднократно поднимало вопрос необходимости внесения изменений в Положение, указывая на то, что требования, предъявленные в нем, приводят к увеличению сроков реализации инвестиционных проектов, удорожанию стоимости проектирования и строительства в целом, создают препятствия для внедрения инновационных технологий, новых строительных материалов и оборудования.

    По мнению экспертного сообщества, для определения направления оптимизации требований к составу и содержанию разделов проектной документации необходима глубокая проработка данного вопроса с проведением сравнительного анализа требований к составу и содержанию проектной документации как в отечественных строительных нормах, регулировавших данный вопрос на более ранних этапах становления строительной отрасли, так и с современным альтернативным подходом к данному вопросу в технически раз- витых государствах. Нормативные технические документы Госстроя СССР, такие, например, как СН 202-62 «Инструкция по разработке проектов и смет для промышленного строительства», СН 202-69 «Инструкция по разработке проектов и смет для промышленного строительства», СН 202-76 «Инструкция по разработке проектов и смет для промышленного строительства», СН 202-81 «Инструкция о со- ставе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов и смет на строительство предприятий, зданий и сооружений», СНиП 1.02.01-85 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство пред- приятий, зданий и сооружений» последовательно сменяли друг друга на протяжении длительного времени. Их изучение позволяет провести сравнительный анализ действовавших норм. По мнению отдельных специалистов, нормативная база того времени не соответствовала современным потребностям и сдерживала развитие экономики Российской Федерации, что и стало одним из стимулов для проведения реформы технического регулирования в строительной отрасли. Тем не менее анализ СН 202-81 «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов и смет на строительство предприятий, зданий и сооружений» наглядно показывает актуальность и соответствие этих норм современным требованиям в сфере технического регулирования.

    Уникальность, предшествующих Положению строительных норм, заключалась в принципах подхода к подготовке проектной документации, которые не нашли своего места в современных требованиях к составу разделов проектной документации и их содержанию. Рассмотрим основные принципы, положенные в основу строительных норм СССР и востребованные строительным сообществом на современном этапе развития строительной отрасли.

    Министерства и ведомства СССР, органы государственного надзора и общественные организации в соответствии с предоставленными им правами могли разрабатывать нормативные документы по проектированию и инженерным изысканиям, отражающие специфику отдельных отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и видов строительства, и утверждать их по согласованию с Госстроем СССР. Допускалось строительство объектов по иностранным лицензиям на базе комплектного импортного оборудования на основе компенсационных соглашений и контрактов с компаниями других стран. Данный принцип реализуется сейчас в гармонизации и стремлении к взаимному признанию механизмов оценки и подтверждении объектов капитального строительства установленным (или декларируемым) нормам, стандартам и иным аспектам оценки в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Европейского союза (ЕС).

    Проектные и изыскательские организации при проектировании предприятий, зданий и сооружений должны обеспечивать реализацию достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта с тем, чтобы построенные или реконструированные предприятия ко времени их ввода в действие были технически передовыми и обеспечивали выпуск продукции высокого качества в соответствии с научно обоснованными нормативами по затратам труда, сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, утвержденными по отраслям народного хозяйства и отраслям промышленности. Не допускается строительство по устаревшим проектам и рабочим проектам. Основы данного принципа в настоящее время зало- жены в сфере технического регулирования и выражаются в стремлении отечественной строительной отрасли соответствовать уровню материально-технической базы и научно-технического развития европейских стран

    Проекты и материалы проектов, представляемые на экспертизу и утверждение, должны разрабатываться без лишней детализации, в минимальном объеме и составе, достаточном для обоснования принимаемых проектных решений и определения объема основных работ. Данный принцип реализуется сейчас посредством проведения работы, направленной на оптимизацию требований к проектной документации.

    При разработке проектно-сметной документации необходимо руководствоваться законами СССР, указами Президиума Верховного Совета СССР и решениями Правительства СССР, нормативными актами по капитальному строительству, государственными стандартами, документами по основным направлениям в проектировании объектов соответствующих отраслей, нормами технологического проектирования, общесоюзными строительными каталогами, в том числе территориальными и ведомственными. Решение данного принципа на современном этапе предусмотрено путем внедрения обязательности для государственных заказчиков применения экономически эффективных проектов повторного использования.

    Организации, осуществляющие экспертизу и утверждение проектно-сметной документации, не должны предъявлять требования, приводящие к неоправданному увеличению ее объема и излишней детализации. Данный принцип не потерял свою актуальность на современном этапе. Исключение завышенных требований при проведении экспертизы проектной документации является одним из самых обсуждаемых вопросов в проектном и экспертном сообществах.

    Одним из наиболее острых вопросов, регулярно поднимаемых сообществом проектировщиков, являются избыточные требования к проектной документации. Предъявляемые в настоящее время требования к проектной документации способствуют появлению административных барьеров и увеличению расходов, как временных, так и финансовых, на разработку проектной документации и проведение ее экспертизы. Документация, выполненная с обоснованными отступлениями от действующих норм, правил и инструкций, подлежит согласованию в части этих отступлений с органами государственного надзора и заинтересованными организациями, утвердившими их. Данный принцип в подавляющем большинстве случаев позволял обходиться без разработки и согласования Специальных технических условий (далее – СТУ). В выделенных выше принципах заложена необходимость применения и активного внедрения в сфере строительства современных эффективных технических решений, технологий, материалов, конструкций и оборудования, а также возможность использования при проектировании как национальных стандартов и строительных норм, так и соответствующих передовому техническому уровню европейских стандартов

    В начале восьмидесятых годов ХХ века проектная документация состояла из пяти разделов. К 2016 году количество разделов увеличилось до семнадцати. Для получения адекватной оценки сопоставим требования к составу и содержанию проектной документации на 2017 год и к началу восьмидесятых годов ХХ века. Как уже отмечалось, строительные нормы 1981 года предусматривали в составе проектной документации пять разделов: общая пояснительная записка, технологические решения, строительные решения, организация строительства и сметная документация. К примеру, раздел «Строительные решения» должен был содержать:

    ● в текстовой части – краткое описание и обоснование основных архитектурно-строительных решений, мероприятий по освещенности, бытовому и санитарному обслуживанию работающих, по электро-, взрыво- и пожаробезопасности, защите строительных конструкций от коррозии. Также там должны были быть приведены основные решения по водоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха и решения по объектам гражданской обороны;
    ● в графической части – планы, разрезы, фасады зданий и сооружений, а также схемы трасс внешних и внутриплощадочных инженерных сетей и коммуникаций. По производственным зданиям со сложными системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, со сложными системами водоснабжения и канализации допускалась разработка планов и разрезов этих зданий с нанесением указанных систем

    Сегодня данные сведения и решения, входящие ранее в один раздел, разнесены по нескольким обособленным разделам проектной документации. Сопоставив требования к содержанию разделов проектной документации начала восьмидесятых годов с требованиями Положения получаем объем информации, который уже сопоставим с различной степенью проработки проектных решений. По оценкам многих представителей проектно-экспертного сообщества, именно «устаревшие» строительные нормы содержат минимальные и достаточные требования к количеству разделов проектной документации в объеме, который позволяет проходить экспертизу и получать разрешение на строительство.

    Большое количество разделов и подразделов проектной документации усложняет и удорожает процессы проектирования и экспертизы. Необходимость готовить такое большое количество разделов и подразделов приводит к привлечению множества субподрядных проектных организаций, что отрицательным образом сказывается на качестве проектной документации в целом, так как действия субподрядчиков нередко недостаточно скоординированы генеральной проектной организацией. В СССР проектно-сметная документация, разработанная субподрядными проектными организациями, использовалась генеральной проектной организацией при составлении общей пояснительной записки и других разделов проекта, представляемого на экспертизу и утверждение. Сегодня зачастую вместо монолитного проекта имеется набор слабо увязанных между собой разделов проектной документации, разработанных субподрядными организациями. Появлению в смежных разделах проектной документации проектных решений, не увязанных между собой, способствуют многочисленные дублирующие требования к содержанию разделов проектной документации, установленные Положением. Субподрядные организации, разрабатывая свой раздел, а зачастую отдельную инженерную систему, технологическое или конструктивное решение, не имеют представления об общей концепции развития объекта капитального строительства и о проектных решениях, разрабатываемых иными субподрядными организациями по смежным разделам. Генеральный проектировщик, не обладая достаточным количеством времени, что особенно проявляется при устранении замечаний при прохождении экспертизы, не имеет возможности обработать большое количество разделов и проектных решений, отданных на откуп субподрядным организациям. Своевременность внесения изменений в проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87» в соответствии с пунктом 15 плана мероприятий («дорожная карта») «Оптимизация требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2013 г. № 1336-р, обусловлена необходимостью корректировки состава разделов проектной документации. Какими могут быть иные возможности оптимизации требований к проектной документации, которые могли бы способствовать совершенствованию правового регулирования градостроительной деятельности и улучшению предпринимательского климата в сфере строительства?

    До принятия Положения регламентация осуществлялась ведомственными актами различных министерств. Министерства и ведомства СССР, органы государственного надзора и общественные организации в соответствии с предоставленными им правами разрабатывали нормативные документы по проектированию и инженерным изысканиям, отражающие специфику отдельных отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и видов строительства, и утверждали их по согласованию с Госстроем СССР.

    Ведомственные инструкции о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении проектной и сметной документации на строительство учитывали специфику объектов капитального строительства, включая линейные объекты, что исключало излишние требования к составу и содержанию проектной документации. Например, ведомственные строительные нормы ВСН 39-86 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство скважин на нефть и газ» регламентировали требования к составу и содержанию проектной документации на строительство скважин на нефть и газ, на суше и на море, но в отличие от СН 202-81 предъявляли требования с учетом специфики проектируемых объектов, минимизируя состав и содержание разделов проектной документации. Ведомственные строительные нормы облегчали работу проектировщика и экономили время, исключали из состава и содержания разделов излишние требования к разрабатываемой проектной документации. Для еще большей оптимизации требований к проектной документации в развитие строительных норм разрабатывались приложения, которые содержали как примерный состав рабочего проекта, например, жилого дома, общественного здания или сооружения, так и примерный состав материалов определенных мероприятий, разрабатываемых в рабочем проекте, например, по охране окружающей среды. В настоящее время Положением не предусмотрены уточняющие требования к составу и содержанию разделов проектной документации, отражающих специфику отдельных объектов капитального строительства. Проектным сообществом были бы востребованы соответствующие материалы, определяющие минимально необходимый и достаточный набор мероприятий, обосновывающих выполнение требований по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению промышленной безопасности и безопасной эксплуатации объектов капитального строительства для проектной документации повторного использования, модифицированной проектной документации, а также для объектов метрополитена, автомобильных дорог, железных дорог, линий связи, магистральных трубопроводов, по добыче полезных ископаемых.

    Не менее значительным является вопрос о требованиях, предъявляемых к содержанию разделов, проработке и детализации принимаемых проектных решений. Крайне важно определить, что следует разрабатывать и представлять на экспертизу в объеме проектной документации. Отсутствие однозначных требований к содержанию разделов проектной документации приводит к разногласиям между экспертами, проектировщиками на этапах проектирования и экспертизы. Градостроительным кодексом и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено одностадийное проектирование в виде «рабочего проекта». Поэтому остро стоит проблема определения степени детализации проектных решений и соответственно глубины экспертизы. Объем и степень детализации проектных решений, представляемых сегодня на экспертизу, зачастую завышены, что приводит к необоснованному усложнению и удорожанию проектирования, препятствует внедрению инновационных технологий и современного оборудования. Для прохождения экспертизы проектировщикам приходится максимально задействовать свои ресурсы для детальной проработки проектных решений и подбора оборудования. В значительной мере время, отведенное на реализацию инвестиционного проекта, тратится на подготовку проектной документации для прохождения экспертизы и получения разрешения на строительство. С момента получения разрешения на строительство и выхода рабочих на объект до ввода объекта в эксплуатацию проходит значительный временной промежуток – от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от сложности и технико-экономических показателей объекта капитального строительства. В период строительства, до ввода объекта в эксплуатацию, возможно появление новых строительных материалов, инновационных технологий и архитектурно- строительных решений. Внедрение новых строительных материалов, инновационных технологий и архитектурно-строительных решений на объекте, проектные решения которого прошли согласование в экспертизе, связано с переработкой проектной документации и, возможно, повторным прохождением экспертизы. Все это приводит к необоснованным расходам и увеличению сроков реализации инвестиционного проекта. Зачастую инвесторам и проектировщикам приходится отказываться от внедрения на объекте новых технологий, оборудования и инженерных систем в пользу устаревших из-за отсутствия времени на переработку проектной документации и согласование новых проектных решений.

    Какой объем проработанной в проектной документации информации необходим для получения разрешения на строительство?

    В настоящее время в рейтинге Doing Business Всемирного банка по показателю получения разрешения на строительство Российская Федерация находится на 115-м месте. В этой связи на совещании с членами Правительства Российской Федерации, состоявшемся 31 октября 2017 года и посвященном, в том числе вопросам улучшения делового климата, Президент России В.В. Путин особо обратил внимание на необходимость активизации соответствующей работы в сфере строительства. 2 Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории. Градостроительный регламент устанавливает вид разрешенного использования земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Градостроительный план земельного участка содержит информацию о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном участке, информацию о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Таким образом, на момент прохождения экспертизы и получения разрешения на строительство должны быть определены назначение и предельные параметры объектов капитального строительства, а также необходимые сведения в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и охраны окружающей среды. Полный объем информации и проектных решений (рабочий проект) об объекте капитального строительства необходим только к моменту ввода его в эксплуатацию, поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, подтверждающий:

    ● выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и проектной документацией;
    ● соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
    ● соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям.

    По мнению профессионального сообщества, данное положение предоставляет возможность изыскания иных мероприятий, способствующих дальнейшей минимизации требований к составу и содержанию разделов проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств частных инвесторов без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных капиталах которых составляет более 50%, и не являющихся уникальными и технически сложными. Содержание проектной документации на такие объекты на момент предоставления в экспертизу возможно должно ограничиваться основными архитектурно-планировочными и конструктивными решениями, основными решениями по инженерному и технологическому оборудованию, отделке зданий, обоснованием предельных параметров объектов капитального строительства, необходимыми сведениями, направленными на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды. Дальнейшая детальная проработка и увязка на объекте проектных решений должна осуществляться на последующих стадиях проектирования и завершаться до момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

    Представляется целесообразным для определения возможности внедрения стадийности процесса проектирования воспользоваться апробированными решениями нормативных технических документов Советского Союза, европейских стандартов и стандартов сопредельных стран таможенного союза ЕАЭС. Проектирование предприятий, зданий и сооружений в СССР могло осуществляться:

    ● в одну стадию – рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости – для предприятий, зданий и сооружений, строительство которых будет осуществляться по типовым и повторно применяемым проектам, а также для технически несложных объектов;
    ● в две стадии – проект со сводным сметным расчетом стоимости и рабочая документация со сметами – для других объектов строительства, в том числе крупных и сложных.

    Определение стадийности проектирования также включено в большинство международных и национальных нормативных документов по строительству. Европейские нормативные документы предполагают более глубокую дифференциацию процесса проектирования. На анализе основных международных и ряда национальных нормативных документов европейских стран были определены наиболее типичные стадии разработки проектной документации строительного объекта.

    Предпроектные материалы – проектное задание (задание на проектирование).

    Технико-экономическое обоснование (Design Concept) – набор основных положений, касающихся проекта, учитываемых на всех этапах проектирования и принимающих во внимание все существующие ограничения.

    Эскизный проект (Schematic design) – начальный проект, представленный на второй стадии процесса проектирования и основанный на концепции проекта.

    Проект (Detail design) – документация, разработанная в период третьего этапа процесса проектирования, основанного на утвержденной стадии принципиальных решений (схематического проектирования).

    Рабочая документация (Final design) – финальный этап проектирования, выполняемый после одобрительной оценки детального проектирования.

    Стадия 5. Утвержденная рабочая документация

    В нормативных документах стран таможенного союза ЕАЭС, таких как Беларусь и Казахстан, также сделан акцент на многостадийность процесса проектирования объектов капитального строительства. Но европейские нормативные документы предполагают более глубокую дифференциацию процесса проектирования, чем стандарты стран таможенного союза ЕАЭС. К тому же Европейский комитет по стандартизации (CEN) не остановился на достигнутом результате и продолжает работу в части структурирования стадийности проектных работ в области капитального строительства. Из национальных стандартов Российской Федерации только ГОСТ Р 55654-2013 (ИСО 16813:2006), являющийся модифицированным по отношению к международному стандарту ISO 16813:2006 «Building environment design – Indoor environment – General principles» с учетом потребностей национальной экономики Российской Федерации и особенностей российской национальной стандартизации, предусматривает выделение четырех стадий процесса проектирования объектов капитального строительства. Положительный опыт использования в европейских стандартах многостадийного проектирования позволяет рассмотреть возможность исключения излишней детализации проектных решений и сокращения разделов проектной документации на момент прохождения экспертизы до количества, достаточного для последующего качественного проектирования и строительства зданий и сооружений с надлежащими параметрами безопасности, надежности и эффективности.

    Представленный выше анализ Положения приводит к выводу о необходимости оптимизации требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства, предоставляемой на государственную экспертизу.

    В целях дальнейшего совершенствования правового регулирования градостроительной деятельности и улучшения делового климата в сфере строительства представляется целесообразным рассмотреть также возможность внедрения на законодательном уровне многостадийности процесса проектирования. При проведении оптимизации содержания разделов проектной документации особое внимание следует уделить исключению:

    ● возможного дублирования требований к содержанию в смежных разделах проектной документации;
    ● избыточного наполнения разделов информацией и решениями, не затрагивающими конструктивные и иные характеристики обеспечения безопасности объекта капитального строительства;
    ● требований, приводящих к излишней детализации проектных решений.

    Разделы проекта для прохождения экспертизы

    Прохождение экспертизы проектов носит заявительный характер. Вместе с заявлением о ее проведении инициатор проекта предоставляет комплект документов, предусмотренный разделом II постановления № 145. Его состав зависит от характера экспертизы. В случае, если делается заявка на проведение экспертизы самого проекта, состав такого комплекта, прилагаемого к заявлению, должен включать:

  • документацию проекта строительства запланированного объекта;
  • техническое задание, использованное при разработке документации;
  • документы, свидетельствующие о наличии у заявителя права обращаться от имени инициатора проекта;
  • выписка, включающая сведения из реестра саморегулируемых организаций. Она должна демонстрировать, что исполнитель проектных работ состоит в таком объединении, если такое условие применяется в данной ситуации;
  • документация, свидетельствующая о передаче разработанного проекта застройщику;
  • другие документы в соответствии со спецификой проекта. Например, если строительство запланировано в особой природной зоне, необходимо будет предоставить положительное заключение выполненной экологической экспертизы.

Приведенный список подлежит дополнению в случае, если одновременно с анализом проекта проводится экспертиза инженерных исследований.

В процессе анализа документации проверяется не только соответствие проекта действующим требованиям законодательства в области безопасности и надежности конструкций. Кроме этого исполнитель работ по экспертизе проводит о соблюдения условий в части структуры документации. Перечень необходимых разделов определяется постановлением Правительства от 16 февраля 2008 года N 87. Оно устанавливает список информационных блоков проекта и требования к их содержанию.

Вопросы по теме
Порядок организации и проведения государственной экспертизы

Вопрос: Может ли негосударственная организация имеющая лицензию на проведение экспертизы проектной документации особо опасных объектов выполнять данную работу?

Ответ: Согласно части 4.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация по особо опасным и технически сложным объектам подлежит государственной экспертизе на федеральном уровне. В соответствии с частью 1 статьи 50 Градостроительного кодекса Российской Федерации заказчик (застройщик) может дополнительно направить проектную документацию по таким объектам на негосударственную экспертизу, проводимую аккредитованными организациями в устанавливаемом Правительством Российской Федерации порядке.

Вопрос: В каких случаях обязательна разработка раздела ИТМ ГО и ЧС, и каким Федеральным законом это предусмотрено? В чьи полномочия входит проведение экспертизы раздела ИТМ ГО и ЧС?

Ответ: Проектная документация объектов капитального строительства, указанных в части 14 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действующим законодательством о градостроительной деятельности проведение отдельной экспертизы раздела ИТМ ГО и ЧС не предусмотрено. В соответствии с частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственной экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства среди прочих является оценка соответствия проектной документации нормативным техническим требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности. Согласно части 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной указанной статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов.

Вопрос: Согласно пункту 4 Положения о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию выполняется двухстадийное проектирование: проектная документация (стадия «П») и рабочая документация. Будут ли приниматься на экспертизу рабочие проекты (если заказчики в заданиях на проектирование указывают стадию «РП»)?

Ответ: Представляемая для проведения государственной экспертизы проектная документация на объект капитального строительства должна соответствовать требованиям Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, вне зависимости от стадийности проектирования.

Вопрос: Организация разработала проект на строительство отдельно стоящего административного здания общей площадью 1500 квадратных метров, количество этажей – 2. Согласно пункту 2 статьи 49 Градостроительного кодекса государственная экспертиза в отношении такого объекта не проводится. Однако, газораспределительной организацией выданы технические условия на газоснабжение здания, в которых указана точка подключения – газопровод среднего давления. Для снижения давления газа необходимо предусмотреть установку шкафного газорегуляторного пункта с устройством обогрева. Разработан раздел проекта по прокладыванию наружного газопровода. Просим разъяснить следующее: государственная экспертиза проводится на весь указанный объект строительства (административное здание) или исключительно на проект по наружному газопроводу?

Ответ: Наружный газопровод, предназначенный для газоснабжения проектируемого административного здания, не может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства этого здания. Таким образом, в соответствии с пунктом 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, газопровод не может рассматриваться как отдельный этап строительства.

В случае если строительство указанного газопровода планируется осуществить за пределами границ земельного участка административного здания либо параметры давления газопровода превышают параметры, установленные для особо опасных и технически сложных объектов пунктом 11(а) части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственной экспертизе подлежит проектная документация в целом по административному зданию (включая проектируемый наружный газопровод).

Вопрос: В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов государственной экспертизе не подлежит. Каким органом проводится экспертиза проекта в том случае, если затрагиваются элементы несущих конструкций, например при капитальном ремонте на опасных производственных объектах?

Ответ: Проектная документация, решениями которой предусматриваются изменения, затрагивающие конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства, подлежит государственной экспертизе в установленном порядке.

Вопрос: Есть ли необходимость прохождения каких-либо экспертиз проектов на расширение опасных производственных объектов, прошедших согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизу промышленной безопасности, учитывая, что:

1. При расширении ОПО увеличивается общая площадь зданий.

2. При этом не затрагиваются несущие конструкции зданий.

3. С увеличением площади необходим ввод зданий в эксплуатацию с последующей перерегистрацией.

Ответ: Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) расценивается как реконструкция. В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе.

Вопрос: Могут ли эксперты ФГУ ГГЭ отказать в рассмотрении рабочей документации, выполненной иностранной фирмой с отступлениями от требований ГОСТ 21.101-97 в части оформления штампов чертежей и их маркировки?

Ответ: Представляемая для проведения государственной экспертизы проектная документация должна быть оформлена в соответствии с требованиями на ее разработку, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Несоответствие проектной документации указанным требованиям является основанием для отказа в принятии проектной документации на государственную экспертизу (пункт 24 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145).

Примечание: см. приказ Министерства регионального развития РФ от 02 апреля 2009 г. № 108 «Об утверждении правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации».

Вопрос: Наш объект строительства расположен «на землях особо охраняемых природных территорий». Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в федеральном законе «Об экологической экспертизе» от 16.05.2008 № 75-ФЗ и статьям 49 и 54 градостроительного кодекса Российской Федерации» прежде чем отдавать проектную документацию на проверку в экспертизу, нужно пройти экологическую экспертизу. Прошу Вас разъяснить, где можно пройти экологическую экспертизу в Краснодарском крае.

Ответ: Место проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, определяется в соответствии с частью 6.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в зависимости от значения особо охраняемых природных территорий (федеральное, региональное, местное).

Вопрос: Для прохождения государственной экспертизы необходимо, чтобы все проекты по присоединению к внешним коммуникациям были согласованы с соответствующими организациями, которые выдали технические условия (ТУ), если это прописано в самих ТУ. Если в ТУ написано «согласовать рабочий проект присоединения», нужно ли согласовать проект в организации, выдавшей ТУ, при такой формулировке перед сдачей его на государственную экспертизу?

Ответ: Положением об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, согласование представляемой для проведения государственной экспертизы проектной документации в организациях, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не предусмотрено.

Вопрос: В соответствии с пунктом 35(к) Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» в графической части проекта следует представлять «план и продольный профиль трассы с инженерно-геологическим разрезом с указанием пикетов, углов поворота . ». То есть фактически необходимо представлять комплект рабочих чертежей по линейной части трубопровода. В случае если трасса трубопровода составляет сотни километров, объем такой документации будет очень значительный. Кроме этого необходимо длительное время на выполнение изысканий и разработку таких чертежей, что в целом задержит срок реализации проекта. В связи с этим прошу уточнить, действительно ли необходимо предоставлять такие чертежи по всей трассе трубопровода, или достаточно только по наиболее сложным участкам (пересечения водотоков, инженерных коммуникаций и др.), а всю трассу выполнить на картах М 1:25000 с представлением сжатого профиля (на котором углы поворотов и геология понятно, что не будут представлены)?

Ответ: Представляемая на государственную экспертизу проектная документация должна быть подготовлена в полном соответствии с требованиями к составу и содержанию разделов, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.

Также обращаем внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий не допускаются.

Вопрос: ФГУ ГГЭ было выдано положительное заключение на рабочий проект (строительство объекта). Есть ли возможность получить документ еще раз или, скажем, заверенную копию? Какова процедура получения дубликата (копии)?

Ответ: В случае утраты заключения государственной экспертизы заявитель вправе получить в организации по проведению государственной экспертизы дубликат этого заключения. Выдача дубликата осуществляется бесплатно в течение 10 дней с даты получения указанной организацией письменного обращения.

Вопрос: Чем стоит руководствоваться при выполнении проекта начатого с 01.11.2007 г., а окончание которого запланировано на 01.01.2009 г.: СНиП 11-01-95 (отменен постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2003 № 18) или Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87?

Ответ: В соответствии с пунктом 2(ж) постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 проектная документация, разработка которой начата до вступления в силу Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, при проведении государственной экспертизы проверяется на соответствие составу и требованиям к содержанию разделов этой документации, установленным нормативными техническими требованиями на ее разработку. Указанное Положение о составе разделов проектной документации вступило в силу 06 марта 2008 года.

Вопрос: Имеет ли право местная администрация требовать проведения экспертизы на перепланировку помещений производственного назначения площадью до 1500 квадратных метров без затрагивания конструктивных характеристик (пристройка с трех сторон старого здания нового помещения с сооружением кровли)?

Ответ: Под действие пункта 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации подпадают отдельно стоящие объекты, предназначенные для осуществления производственной деятельности, с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров. Таким образом, в Вашем случае следует рассматривать объект капитального строительства в целом, включая существующее здание, предусмотренное к реконструкции.

Вопрос: Имеет ли право орган государственной экспертизы требовать соответствия проектной документации положениям СНиП 2.08.01-89 (отмененного Постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 № 109) и СНиП 31-01-2003 (утвержденного Постановлением Госстроя РФ, но которому согласно письму Минюста РФ от 16.04.2004 № 07/3971-ЮД отказано в государственной регистрации) при том, что в полномочия государственной экспертизы входит проверка соответствия документации техническим регламентам, а не СНиП? Является ли несоответствие отдельному положению указанных СНиП основанием для выдачи отрицательного заключения экспертизы при наличии специальных технических условий?

Ответ: Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям данного Федерального закона. Таким образом, нормативные требования строительных норм и правил «Здания жилые многоквартирные» СНиП 31-01-2003, как нормативного документа федерального органа исполнительной власти, принятого до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании», подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям указанного Закона.

Согласно пункту 34 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, несоответствие проектной документации техническим требованиям указанных нормативных документов является основанием для выдачи отрицательного заключения государственной экспертизы.

Вопрос: Право на проектирование и строительство было предоставлено ЗАО на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга. Через год было получено новое постановление о смене ЗАО на ООО. Исходно-разрешительная документация была получена на первоначального застройщика ЗАО. Разъясните, пожалуйста, не будет ли проблем с прохождением экспертизы проектной документации, поданной от имени ООО?

Ответ: Для проведения государственной экспертизы проектной документации следует представить документы, подтверждающие правопреемство общества с ограниченной ответственностью в отношении проектируемого объекта капитального строительства.

Вопрос: В связи с выходом Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» действуют ли положения Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 970 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145» в части отмены представления на экспертизу градостроительного плана земельного участка. Требуется представлять ГПЗУ или нет?

Ответ: Согласно пунктам 10(б) и 11 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, к разделу «Пояснительная записка» в составе представляемой на государственную экспертизу проектной документации должен быть приложен утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка (либо его копия).

Вопрос: Техническое перевооружение с заменой оборудования на существующих площадях со строительством пристроя под оборудование водоподготовки. Нужно ли сдавать всё или только пристрой с водоподготовкой?

Ответ: Для проведения государственной экспертизы представляется проектная документация объекта капитального строительства в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87, в полном объеме. При выявлении в проектной документации в процессе проведения государственной экспертизы недостатков (отсутствие (неполнота) сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем и т.п.), которые не позволяют сделать выводы, указанные в пункте 34 указанного Положения, организация по проведению государственной экспертизы незамедлительно уведомляет заявителя о выявленных недостатках и устанавливает при необходимости срок для их устранения.

Вопрос: Прошу Вас определить необходимость проведения экспертизы проектной документации на реконструкцию объекта капитального строительства, проводимую за счет собственных средств. В рамках реконструкции проводятся работы по усилению несущих конструкций, углублению пола и монтажу инженерных систем. Кроме того прошу дать разъяснения о применении пункта 17(4) статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (что именно относится к характеристикам надежности и безопасности и какие предельные параметры устанавливает градостроительный регламент).

Ответ: Согласно части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства, в том числе на реконструкцию объектов капитального строительства, подлежит государственной экспертизе независимо от форм собственности объектов.

Разъяснение положений Градостроительного кодекса Российской Федерации не относится к компетенции ФГУ «Главгосэкспертиза России».

Вопрос: Следует ли проводить экспертизу промышленной безопасности сетей газоснабжения и котельных.

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ, в случае если на указанных объектах используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия, проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию таких объектов подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Вопрос: Подпунктом «ж» пункта 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145, в редакции Положения о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, определено, что проектная документация, разработка которой начата до вступления в силу указанного Положения при проведении государственной экспертизы проверяется на соответствие составу и требованиям к содержанию разделов этой документации, установленным нормативными техническими требованиями на ее разработку. Действующими нормативными техническими требованиями предусмотрена разработка мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в составе разделов проектной документации (АС, ТЧ и др.).

Прошу Вас разъяснить, обязательно ли предоставление на экспертизу отдельного раздела «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» в составе проектной документации, разработка которой начата до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87.

Ответ: Согласно пункту 9 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация в составе разделов должна включать перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Вопрос: Администрация выдала разрешение на строительство объекта на основании проектной документации. Теперь, по результатам экспертизы, вносятся изменения в проект и меняется наименование объекта. Как быть с разрешением? Объект строится с 2007 года, если аннулировать разрешение, будет признана самовольная постройка. В законодательстве нет указаний, каким образом вносятся изменения в разрешение. Как поступить в такой ситуации?

Ответ: Разрешение на строительство объекта выдается на основании положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации на строительство данного объекта. В случае, если в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы вносятся изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта, проектная документация подлежит повторной экспертизе в части оценки откорректированной проектной документации на соответствие нормативным требованиям.Если изменения наименования объекта связано с отклонением его параметров от проектной документации, то проектная документация подлежит повторному утверждению заказчиком после внесения в нее изменений в порядке установленном Правительством Российской Федерации. Указанные материалы представляются заказчиком в орган, выдавший ранее разрешение на строительство объекта.

Вопрос: Устанавливаются ли сроки действия экспертных заключений?

Ответ: Согласно действующим законодательным и нормативным правовым актам, регламентирующим вопросы проведения государственной экспертизы проектной документации, экспертные заключения не имеют ограничений по срокам действия и сохраняют юридическую силу на весь период проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства.
Примечание: Градостроительный Кодекс Российской Федерации (подпункт 11 «г» части 1 статьи 48.1).

Вопрос: Могут ли вноситься изменения в ранее выданные заключения государственной экспертизы?

Ответ: В соответствии с действующими законодательными и нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок проведения государственной экспертизы,внесение каких-либо изменений в выданные в установленном порядке заключения государственной экспертизы по ранее рассмотренной проектной документации не допускается.
Примечание: Заключения государственной экспертизы не могут быть отменены, изменены или приостановлены и могут оспариваться только в судебном порядке.

Подготовлено с использованием информации по актуальным вопросам ФГУ «Главгосэкспертиза России».

Смотрите еще:

  • Direct and indirect правила Direct and indirect правила Direct and Indirect Speech. Прямая и косвенная речь. Чужое высказывание может быть либо передано так, как оно было произнесено ( прямая речь ), либо описано с помощью сложносочинённого предложения ( косвенная […]
  • Средства тушения пожара и правила пользования ими § 6. Первичные средства тушения пожаров К первичным средствам тушения загораний и пожаров относят различные огнетушители, песок, кошмы, внутренние пожарные краны. Пользование ими рассчитано на любого человека, оказавшегося на месте […]
  • Смоленск фрунзе 3 суд улица Фрунзе, дом 8 на карте Смоленска дом 8 — одно из 49 известных зданий на улице Фрунзе в Смоленске, расположенное рядом с домами: 5, 3 и 6 на той же улице, домами: 10, 8, 6, 4, 2 и 16 на улице Розы Люксембург и домом 4 на шоссе […]
  • 39 закон о сми Закон "О СМИ" Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I"О средствах массовой информации" С изменениями и дополнениями от: 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 […]
  • Закон о фсб в рф Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ"О федеральной службе безопасности" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря […]
  • Таблица по расчету неустойки Таблица расчета неустойки по алиментам Таблица РАСЧЕТА НЕУСТОЙКИ ПО АЛИМЕНТАМ. ВЫШЛЮ И сколько вышло можно поинтересоваться? ) в суде то выйграли с этой таблицей? Помогите понять принцип расчета пени неустойки по выплате алиментов […]
  • Закон кемеровской области 89 оз Закон Кемеровской области от 16 июня 2006 г. N 89-ОЗ "Об административных правонарушениях в Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 31 мая 2006 г. N 1664) (с изменениями и дополнениями) Закон […]
  • Вопросы связанные с исполнением приговора разрешаются судом по Статья 396. Суды, разрешающие вопросы, связанные с исполнением приговора Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ в статью 396 настоящего Кодекса внесены изменения Статья 396. Суды, разрешающие вопросы, связанные с исполнением […]