Пролив босфор правила прохода

Мария Ромахина. Россия и вопрос о проливах Босфор и Дарданеллы

С древнейших времен черноморские проливы Босфор и Дарданеллы имели важное стратегическое значение, соединяя Черное и Средиземное море, Азию и Европу. На побережье Черного моря сходились торговые пути из Средней Азии и Индии. Тот, кто контролировал вход в Черное море и черноморские проливы, получал существенное экономическое превосходство.

Со временем важность проливов нисколько не уменьшилась. Несмотря на то, что в настоящее время для транспортировки грузов используют самолеты и поезда, морской путь по-прежнему является самым дешевым и простым способом доставки грузов в дальние страны.

Босфор разделяет Стамбул на две части, европейскую и азиатскую и является неотъемлемым символом города. «Не говори, что живешь в Стамбуле, если не видишь Босфор каждый день» — считают турки.

Название Босфор пришло из греческого языка, и обозначает «бычий брод». Сложно представить, что во времена Древней Греции пролив можно было перейти вброд – Босфор славится опасными течениями и глубиной. Также согласно одному из древнегреческих мифов, здесь находились Симплегады – дрейфующие скалы. Сталкиваясь, они уничтожали все корабли, пытавшиеся пройти через пролив. Только Язону удалось это сделать, и после его подвига скалы застыли на месте и больше не представляли опасности для мореплавателей.

Босфорский пролив является кратчайшим выходом России в Средиземное море – как для торговых, так и для военных судов.

В средние века Русское государство не имело выхода к морям и оказалось в стороне от крупных торговых путей. С началом правления Петра I в российской политике встал вопрос получения доступа к Черному морю, расширения и охраны южных границ.

Со времен завоевания Константинополя в 1453 году контроль над черноморскими проливами и торговлей с черноморскими странами находился в руках Османской империи. Постепенно турки все и более и более ограничивали прохождение торговых судов через Босфор и Дарданеллы. В конце 17-го века доступ к Черному морю был открыт только англичанам и голландцам.

После присоединения Украины к России в результате Андрусовского перемирия 1667 г. к России отошла вся левобережная Украина и город Киев. Таким образом, границы Российского государства вплотную подошли к северным берегам Черного моря.

В 18-м веке стремление Российской империи расширить свои южные границы привело к частым столкновениям с Османской империей. Петр I поставил задачу добиться выхода к морю и крупнейшим торговым путям. Однако на юге выход к морю преграждала Османская империя.

После взятия Азова в 1696 г. русские укрепились на северном берегу Азовского моря. Следующей задачей Петр I поставил овладение Керчью и Керченским проливом. В 1699 г. Петр I направил в Константинополь русского посла Украинцева для ведения переговоров о русском судоходстве в Черном море и доступе к проливам.

Переговоры длились более 10 месяцев. Турецкая сторона не желала уступать русскому послу. Кроме того, английские и голландские послы не хотели российского присутствия в Черном море, и строили интриги против русского посла.

Украинцев предложил добавить в мирный договор статью о взаимной свободе торгового судоходства между Российским государством и Османской империей: «На обе страны купцам со всякими товары… морем (Черным) на кораблях и иных (морских) судах до государств обоих великих государей до порубежных и до царствующих градов и до Крыму вольно и безопасно ездить и ходить торговать и в пристанище для воды и хлеба и иных живностей приставать без осматривания товаров их и бзовсякого убытку и отягчения и доброю верою мирную и неприпинательную торговлю иметь, а пошлину обоих государств торговым людям платить по древнему извычаю обоих государств там, где они товары свои продавать будут»[6]. Турков это предложение категорически не устроило, они предложили вести торговлю только по сухому пути.

Переговоры закончились подписанием Константинопольского мирного договора 3 июля 1700 г. России отходили Азов и Таганрог, Россия получала право иметь посланника в Константинополе на равных правах с посланниками других европейских государств. Однако по вопросу о русском судоходстве в Черном море и проливах стороны не пришли к соглашению. За все время своего правление Петр I так и не добился решения Черноморской проблемы, а после Прутского похода 1711 г. Азов был снова передан туркам.

В правление Анны Иоанновны между Россией и Османской империей завязалась война, шедшая в течение 1735-1739 гг. Белградский мирный трактат, подписанный в 1739 г., не внес никаких изменений в режим Черноморских проливов. Более того, статья 3 трактата запрещала содержать российский флот в южных морях: «чтоб Российская держава ни на Азовском море, ни на Черном море, никакой корабельный флот ниже иных кораблей иметь и построить не могла» [6]. При этом русская торговля в Черном море должна вестись только на турецких кораблях.

Изменения сложившейся ситуации в Черном море удалось добиться в правление Екатерины Великой. В результате успеха русской армии на суше и на море в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Российскому государству удалось заключить выгодный мир с Османской империей. В июле 1774 г. был подписан Кучук-Кайнарджийский мирный договор.

В первую очередь, Россия и Османская империя признавали независимость Крыма. Россия получала в вечное владение часть побережья Азовского и Черного морей, в том числе Керчь и Азов.

Статья 11 договора разрешала беспрепятственное плавание торговых судов обеих держав «во всех морях, их земли омывающих» [6], а также свободное хождение через проливы Босфор и Дарданеллы. В то же время, в договоре ничего не говорилось о военных судах. Тем не менее, Кучук-Кайнарджийский договор открыл Черное море и проливы для Российского государства

С 19-го века начинается ослабление Османской империи, 400 лет считавшейся одной из самых могущественных мировых держав. Это привело к укреплению европейских держав, таких как Великобритания и Франция, стремившихся расширить свои границы за счет колоний. В свою очередь, царская Россия стремилась присоединить территорию Кавказа, которую контролировали турки-османы. Главной задачей Великобритании и Франции в тот период было не допустить Россию в Средиземное море.

После того, как Наполеон подписал Тильзитский мир с Россией в 1807 году, 5 января 1809 года Великобритания заключила в Чанаккале договор с Османской империей. Согласно этому договору, военным судам всех государств запрещалось вступать в проливы Босфор и Дарданеллы. Видя Российскую империю союзником Наполеона, Великобритания стремилась не допустить появление российского флота в Средиземном море.

В 1826 г. ослабленная Османская империя под угрозой войны с Россией согласилась на подписание Аккерманской конвенции (7 октября 1826 г.). Турция была вынуждена принять ряд требований царской России относительно Балканских владений, а также разрешить свободный проход русских торговых судов через черноморские проливы. Через 2 года Турция вступила в войну с Россией и аннулировала условия конвенции.

После поражения в русско-турецкой войне в 1833 г. Османская империя подписала Ункяр-Исклесийский договор, который смело можно назвать дипломатической победой России. Этот договор вызвал бурю протеста со стороны Англии и Франции. Они не хотели признавать юридическую силу договора, называя его покушением на суверенитет Турции. В большей степени недовольство было вызвано тем, что договор значительно укреплял позиции России и затруднял возможность нападения на Россию со стороны Черного моря.

Ункяр-Искелесийский договор о дружбе и взаимной помощи был заключен сроком на 8 лет и содержал важную секретную статью: «По силе одного из условных пунктов статьи 1 явного осюзаного оборонительного договора, заключенного между Российским Императорским Двором и Блистательной Портой, обе Высокие договаривающиеся стороны обязаны подавать взаимно существенную помощь и самое действительное подкрепление для безопасности обоюдных их Держав. Однако поелику Его Величество Император Всероссийский, желая освободить Блистательную Порту Оттоманскую от тягости и неудобств, которые произошли бы для нее от доставления существенной помощи, не будет требовать таковой помощи в случае, если бы обстоятельства поставили Блистательную Порту в обязанность подавать оную, то Блистательная Порта Оттоманская, взамен помощи, которую она в случае нужды обязан подавать, по силе правил взаимности явного договора, должна будет ограничить действия свои в пользу Императорского Российского Двора закрытием Дарданельского пролива, то есть не дозволять никаким иностранным военным кораблям входить в оный под каким бы то ни было предлогом» [1]. Уже в том же 1833 г. корабли русской Балтийской эскадры прошли через проливы в Черное море.

В 40-х гг. XIX в. обострилось соперничество католической и православной церквей в Палестине. В декабре во Франции произошел правительственный переворот, приведший к власти Шарля Луи-Наполеона, племянника Наполеона Бонапарта. Новый император, провозглашенный Наполеоном III, с первых же дней правления пошел на конфронтацию с Россией на Ближнем Востоке, при активной поддержке католической церкви. Действия Наполеона III поддержала Англия.

В начале 1853 г. к турецкому султану Абдул-Мехаду прибыл российский посол Меншиков с письмом от Николая I. Россия предложила султану заключить конвенцию о статусе православной церкви в Палестине и Сирии, а также оборонительный договор против Франции. Султан оставил предложение без ответа, и в июне 1853 г. Меншиков был вынужден вернуться в Россию ни с чем.

Понимая, что разрыв отношений с Турцией и военный конфликт практически неизбежен, Николай I строил планы захвата Босфора. Однако ряд министров во главе с Нессельроде не поддержали план императора, и в результате Николай I подписал 8 июня 1853 г. Манифест о введении войск на территорию Дунайских княжеств.

После занятия Дунайских княжеств 14 сентября 1853 г. Николай I получил ультиматум от турецкого султана с требованием очистить территорию княжеств в 15-дневный срок. Еще через месяц союзные эскадры Англии и Франции вошли в Дарданеллы. Россия была вынуждена оставить Дунайские княжества и начать боевые действия на Черном море.

Крымская война 1853-56 гг. закончилась поражением России. 18 марта 1856 на международном конгрессе в Париже был подписан мирный договор при участии Франции, Англии, России, Австрии, Османской империи, Сардинии и присоединившимся позже представителям Пруссии.

Согласно этому договору, в мирное время Турция закрывала Проливы для всех военных судов, независимо от флага. Черное море объявлялось нейтральным и открытым для торговых судов всех наций. И России, и Турции запрещалось иметь военно-морские арсеналы на берегах Черного моря, разрешалось размещение не более 10 легких военных судов для береговой охраны. Дунайские княжества оставались в вассальной зависимости от Турции. Парижский мирный договор значительно снизил влияние Российской империи в Западной и Центральной Европе.

Последнее в 19-м в. военное столкновение Турции и России в 1877-1878 гг. не изменило статус Проливов. Подписанный в результате победы России Сан-Стефанский мирный договор объявил Сербию, Черногорию и Румынию независимыми государствами. Однако последующий Берлинский конгресс при участии крупных европейских держав изменил ряд статей Сан-Стефанского договора, таким образом значительно снизив значение российской победы, в частности, сократив территории получивших независимость Дунайских княжеств.
Балканская война 1912-1913 гг.

В период 1907-1914 гг. проблема Черноморских проливов занимала особое место во внешней политике Российской империи. В планах правительства было не только решение проблемы дипломатическим путем, но даже захват Босфора.

Однако после Русской-Японской войны и Первой русской революции международное положение страны сильно пошатнулось. В 1907 г. Россия подписала соглашение с Англией, где обе стороны пошли на взаимные уступки в отношении Средней Азии, Персии и Афганистана.

Также между Россией и Англией состоялись переговоры по пересмотру режима Черноморских проливов. Петербург стремился получить согласие Великобритании на проход русских военных судов через проливы при закрытии их для военного флота нечерноморских держав. Англия обещала содействовать решению вопроса о статусе проливов, при этом пересмотр конвенции она ставила в зависимость от результатов переговоров по проблемам Ближнего Востока.

В результате англо-русского соглашения 1907 г. удалось не только стабилизировать положение на среднеазиатских границах, но также укрепились позиции России в Европе.

В 1908 году Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину. Великобритания выступила против, боясь усиления позиций Германии на Балканах. Российская дипломатия же решила воспользоваться сложившейся ситуацией и пересмотреть режим проливов с выгодой для России.

Великобритания не возражала против открытия проливов, но не только для России, а для равноправного пользования ими всех стран без исключения. Требование исключительных прав для России вызвало у Лондона подозрение, что Российская империя пытается использовать Боснийский кризис в ущерб Турции.

В то же время задачей России было не допустить открытых военных действий на Балканах, так как страна была не готова к вооруженному столкновению. В результате Великобритании удалось отстоять свою позицию в отношении Черноморских проливов. Российская дипломатия была вынуждена отступить.

В 1911 г. Российская империя решила использовать начало военных действий Италии против Турции и снова попытаться открыть проливы для российского военного флота. Российский посол в Константинополе Н. Чарыков надеялся получить согласие европейских держав на обсуждение вопроса о проливах между Россией и Турцией.

Великобритания рассчитывала на то, что Германия и Австро-Венгрия будут возражать против открытия проливов. Однако Германия не могла упустить возможность обострить отношения России и Англии на Ближнем Востоке, поэтому выразила поддержку России.

Союзники Англия и Франция не одобряли русско-турецкие переговоры Чарыкова. В то же время Англия по-прежнему соглашалась поддержать вариант открытия Босфора и Дарданелл для всех стран, а не только для России. Однако неожиданная оппозиция Германии заставила Англию пересмотреть свою тактику.

Великобритания не могла обойтись без поддержки России, чтобы противостоять Германии. Поэтому вместо открытого отказа о пересмотре режима проливов в пользу России Великобритания была вынуждена прикрываться дипломатическими рассуждениями. В результате русско-турецкие переговоры об изменении режима проливов провалились.

Сразу после окончания итало-турецкой войны обстановка в регионе обострилась. Выступление Балканского союза против Турции позволило российскому правительству задуматься о высадке российского десанта на берегах Босфора. Однако черноморский флот не располагал необходимым количеством судов для одновременной переброски 5-тысячного отряда, чтобы провести операцию внезапно, а Франция и Англия выступили решительно против этого плана. Без их согласия царское правительство не решилось осуществить эту операцию [2].

В конце 1910 г. на пост министра иностранных дел России был назначен Сергей Дмитриевич Сазонов. Если в предыдущем столетии политика Петербурга была направлена в основном на поиск двусторонних соглашений с Константинополем, то теперь был выбран многосторонний подход. Как и большинство его предшественников, Сазонов считал, что пока Россия не обладает достаточной мощью, чтобы диктовать свою волю Османской империи,

Вследствие бомбардировки Дарданелл Италией во время итало-турецкой войны в апреле 1912 г. пролив был закрыт, и торговое судоходство через проливы прекращено. Это затронуло торговые интересы многих европейских держав, в первую очередь Великобритании и Российской империи, и сделало проблему Черноморских проливов еще более актуальной.

Потери российской экономики оказались значительны. Экспорт зерна в первой половине 1912 г. снизился на 45% по сравнению с первой половиной 1911 г. В период 1900-1909 г. через Черноморские проливы осуществлялось от 1/3 до ½ экспорта Российской империи, в частности угля, магния и нефти с Кавказа и Украины [3].

Итало-турецкая война резко обозначила жизненную важность Черноморских проливов для России, а также уязвимость Османской империи для Балканских государств. Это стало поводом для создания альянса Балканских государств (Болгарии, Сербии, Греции, Черногории) против Османской империи.

8 октября 1912 г. Черногория объявила войну Османской империи. В свете новой войны туркам пришлось уступить Триполи и объявить мир Италии. К Черногории присоединились другие балканские государства, нанеся Османской империи ряд сокрушительных поражений на Балканском полуострове. Причинами поражения турков встали как внутренние проблемы страны, обострившиеся после революции младотурков в 1908 г., так и необходимость вести военные действия сразу на нескольких фронтах.

В начале ноября 1912 г. болгарские войска подступили к окраинам Константинополя. Наступление Болгарии встревожило и Россию. Сазонов, который ранее выступал за Балканский альянс, видя его преградой на пути австро-венгерской экспансии, был обеспокоен стремлением Болгарии захватить Константинополь, а вместе с ним и контроль над проливами.

В середине ноября продвижение болгарских войск было остановлено. Сазонов вернулся к политике поддержания существующего положения до того момента, пока Российская империя наберет достаточно сил. Он отклонил предложение французского посла о подписании Англией, Францией и Россией декларации против любого захвата проливов. Так же Сазонов отклонил и предложение Великобритании сохранить существующее положение, объвив Стамбул проливы нейтральными водами.

Первая мировая война и распад Османской империи

Осенью 1918 г. английская армия начала решительное наступление в Месопотамии, на Сирийско-Палестинском фронте. Турецкая армия терпела поражение за поражением. В конце сентября англичане захватили Назарет, в октябре Дамаск, затем Алеппо. 15 сентября советское правительство захватило Баку и отказалось выполнять статьи Брестского мира, касающиеся Османской империи. В конце сентября капитулировала Болгария, вследствие чего войска Антанты получили право передвижения по болгарской территории в сторону турецкой границы.

Вместе с военными поражениями германской и австрийской армий это означало скорое падение Османской империи. 5 октября 1918 г. военный министр турок Энвер-паша обратился за помощью к президенту США Вудро Вильсону, однако не получил ответа, и 19 октября османский кабинет министров в полном составе ушел в отставку. Новое правительство обратилось к Антанте с просьбой о перемирии.

30 октября в порту Мудрос на острове Лемнос, на борту английского броненосца «Агамемнос» была подписана капитуляция Османской империи, формально имевшая вид перемирия. Переговоры вел командующий британским Средиземноморским флотом вице-адмирал С. Калторп, с турецкой стороны участвовали представители Министерства иностранных дел и Генерального штаба Турции.

Первая статья договора от 30 октября 1918 г. предусматривала открытие проливов Босфор и Дарданеллы для Антанты. Отныне суда Антанты могли свободно проходить в обе стороны. Кроме того, все военно-экономические центры страны подлежали оккупации Антантой. Договор предусматривал также демобилизацию всей турецкой армии и отказ признаний каких-либо государственных образований, созданных с участием турок-осман на Кавказе.

Часть турецкой территории, а также район проливов оказались оккупированы союзными войсками. Османская империя прекратила свое существование, и каждое государство предлагало свой вариант нового устройства Турции. Так, в феврале 1919 г. армянский лидер Аветис Агаронян обратился к странам Антанты с предложением создать Армянскую демократическую республику, с включением в ее состав некоторых анатолийских земель и выходом к Черному морю. Лидер курдских националистов Шериф-паша потребовал создания Курдского государства.

Однако вскоре в центральной Турции вспыхнуло восстание под предводительством турецкого генерала Мустафы Кемаля против султанского правительства. Весной 1920 г. кемалисты захватили власть в Анкаре, провозгласив собственное правительство. В стране возникло двоевластие.

На последнем заседании Парижской мирной конференции 21 января 1920 г. союзники подписали мирный договор с султаном Турции (Севрский договор). По этому договору Черноморские проливы переходили под контроль Компании Черноморских проливов, которая, в свою очередь, подчинялась Англии, Франции и Италии. Турция теряла все аравийские территории, Сирию, Палестину, Ирак, острова Эгейского моря. Часть территорий на востоке отходила к Армянской республике.

Правительство Мустафы Кемаля в Анкаре категорически отвергло Севрский договор, и начали наступление на Армянскую республику. Летом 1920 г. завязалась армяно-турецкая война. Армяне просили Антанту о помощи, однако турецкий султан не мог ничего сделать, а посылать своих солдат против кемалистов союзникам не хотелось.

Еще весной 1920 г. Мустафа Кемаль обращался за денежной помощью к правительству Советской России. И установление советской власти в Армении в ноябре 1920 г. оказалось как нельзя кстати для кемалистов. Осенью того же года советское правительство отправило в Анкару 200 кг золота, а Кемаль в ответ отправил в Новороссийск две канонерские лодки, на службу Красному флоту.

16 марта 1921 г. в Москве Советская Россия и Правительство Великого Национального Собрания Турции во главе с Кемалем подписали мирный договор. Согласно этому договору Турции переходили Карс и Ардаган, а Батум закреплялся за Грузией. Стороны обязались не вести подрывной деятельности друг против друга. Кроме того, статья VI этого договора отменяла все подписанные ранее между Турцией и Россией соглашения: «все договоры, до сего времени заключенные между обеими странами, не соответствуют обоюдным интересам. Они соглашаются поэтому признать эти договоры отмененными и не имеющими силы» [4]. Таким образом, аннулировались основные международные договоры, определявшие границы и режим Черноморских проливов. Выработка статуса Проливов передавалась будущей Конфедерации из делегатов прибрежных государств.

13 октября 1921 г. Советские Социалистические Республики Армении, Азербайджана и Грузии с одной стороны и Турция с другой заключили Карсский договор. Он подтвердил основные положения договора, подписанного ранее в Москве, и существенно укрепил позицию Кемаля в международных отношениях.

Окончательно турецкий вопрос был решен на Лозаннской мирной конференции в апреле 1922 г. Турция отказалась от претензий на Ирак, Сирию, Трансиорданию, североафриканские территории и Кипр, сохранив за собой Восточную Фракию, Стамбул, Проливы, Измир, Киликию, юго-восток Анатолии и ряд мелких островов. Также Лозаннский договор предусматривал демилитаризацию Босфора и Дарданелл с уничтожением береговых укреплений и свободное прохождение торговых и военных судов в мирное и военное время.

В Лозаннской мирной конференции участвовали Франция, Великобритания, Италия, Япония, Греция, Румыния, Королевство сербов, хорватов и словенцев, и Турция. Страны-участницы конференции не должны были посылать в Черное море более трех военных судов, их тоннаж ограничивался 10 тысячами. Численность Стамбульского гарнизона также жестко ограничивалась, и Турции запрещалось иметь береговые батареи в проливах.

Советский представитель подписал Конвенцию о режиме проливов 14 августа 1924 г., однако Советский Союз так и не ратифицировал Конвенцию, считая, что она нарушает законные права СССР и не гарантирует мир и безопасность.

Турецкий султан Мехмед VI не выдержал противостояния с Кемалем и тайно бежал из Стамбула в ноябре 1922 г. 28 октября 1923 Турция была официально провозглашена Ресубликой. Лозаннская Конвенция о Проливах действовала до 1936 г., до конференции в Монтрё.

Конвенция Монтрё

В 1936 г. по требованию Турции в швейцарском городке Монтрё была созвана конференция для пересмотра Лозаннского договора о Черноморских проливах. Конференция проходила с 22 июня по 20 июля 1936 г. и закончилась подписанием новой конвенции о режиме Проливов.

За торговыми судами всех стран сохранялось право свободного прохода через Черноморские проливы. В мирное время торговые суда могли проходить в любое время дня или ночи, независимо от флага и груза. При этом каждое судно, входящее в проливы из Эгейского или Черного моря, обязано пройти санитарный осмотр.

Конвенция Монтрё резко разграничила правила прохода через Проливы кораблей прибрежных и неприбрежных к Черному морю государств. Только черноморским государствам разрешалось проводить через Проливы военные корабли в мирное время (все виды надводных кораблей, и в некоторых случаях подводных лодок).

В случае участия Турции в войне турецкое правительство оставляет за собой право разрешить проход военных судов других держав через Проливы. Турция может воспользоваться данной статьей договора и в случае, если она «считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности» [4]. Также Турция получила возможность содержать в районе Черноморских проливов вооруженные силы без ограничений и строить там береговые укрепления.

Наибольшую выгоду в результате подписания Конвенции в Монтрё получила Турция, хотя СССР также получил некоторые выгоды – в частности, в разграничении военных судов черноморских и нечерноморских государств.

В начале Второй Мировой войны Конвенцию Монтрё пытались пересмотреть, хотя Турция сохраняла нейтралитет в период с 1941 по 1944 гг. Проливы служили важнейшим транспортным путем для Германии, Италии и Румынии. Германия и Италия перебрасывала из Средиземного в Черное море войска и боевую технику, лишь демонтировав ее для видимости. 23 февраля 1945 г. Турция объявила войну Германии и Японии, и фактически стала союзницей Советского Союза.

Послевоенные споры

Уже в конце Мировой войны между Турцией и СССР начались разногласия. В марте 1945 г. советское правительство отменило договор 1925 г. о дружбе и нейтралитете, как не соотвествующий послевоенной обстановке. Молотов заявил турецкому послу, что договор требует серьезных улучшений.

К этому времени советское правительство определилось со своей позицией относительно Черноморских проливов. Она сводилась к следующему: конвенцию Монтрё нужно отменить, так как она не соответствует современным условиям; режим Проливов должен регулироваться не только Турцией, но и Советским Союзом; новый режим Проливов должен предусматривать не только создание турецких военных баз, но и советских, в интересах безопасности обеих стран и поддержания мира в районе Черного моря.

Эти тезисы Молотов изложил на Потсдамской конференции в июле 1945 г., однако встретил категорический отказ со стороны Великобритании и США, которые больше не нуждались в поддержке Советского Союза. Англия и США выдвинули встречное предложение разрешить проход через Проливы судам всем государств как в мирное, так и в военное время. Стороны не смогли договориться, и конвенция Монтрё осталась без изменений.

Долгое время Турция сохраняла нейтралитет в международной политике, но все-таки вступила в НАТО в 1952 году. Для укрепления «мира и безопасности» в 1959 г. Турция разрешила размещение на своей территории ракетную эскадрилью США – 30 ракет «Юпитер» с дальностью 3180 км. Ответным действием СССР стало размещение ракет на Кубе, что породило Карибский кризис 1962 г.


Мост через Босфор

Турецко-советские отношения: 1960-1991 гг.

После того, как СССР согласился вывезти свои ракеты с Кубы, в 1963 г. США вывезли эскадрилью «Юпитеров» с территории Турции. С середниы 1960-х гг. и до распада Советского Союза отношения с Турцией оставались довольно дружественными. В 1964 г. между двумя странами было подписано культурное соглашение, а в 1967 г. – соглашение о строительстве ряда культурных объектов в Турции при финансовом и техническом содействии СССР.

В 1984 г. страны подписали долгосрочную программу развития экономического, торгового и технического сотрудничества сроком на 10 лет, с возможностью дальнейшего продления на 5 лет по согласию сторон. В том же году было заключено соглашение о поставках в Турцию советского природного газа, сроком на 25 лет, способствовавшее дальнейшему росту экономического сотрудничества между странами.

После распада СССР

Распад Советского Союза в конце 1991 г. изменил ситуацию в регионе. Турция начала активно вмешиваться во внутреннюю политику народов Кавказа и Средней Азии. Также в 1994 г. турецкое правительство в одностороннем порядке приняло новый Регламент судоходства в зоне Черноморских проливов. Ряд статей этого Регламента, вступившего в силу 1 июля 1994 г. предусматривал введение разрешительного порядка прохода для определенных категорий судов, в зависимости от их длины, перевозимого груза и т.д.[4]

В настоящее время через черноморские проливы осуществляется экспорт российской нефти в Западную Европу и США. По экономической важности Босфор занимает второе место после пролива Па-Де-Кале. В 1990-х гг. черноморские проливы пропускали ежегодно около 50 тысяч судов, в 2000-х – уже около 100 тысяч судов, при этом около 20% из них перевозят опасные грузы [5].

Отправка нефтяных танкеров через пролив, разделяющий один из самых населенных городов в мире – сложная задача. Любая авария может привести к экологической катастрофе. В 1994 году греческий нефтяной танкер «Нассия» столкнулся с другим судном, в результате чего погибли 30 человек, а в воды Босфора вылилось 20 тысяч тонн нефти. Нефть воспламенилась, и пожар тушили в течение 5 дней. К счастью, авария произошла к северу от города, иначе последствия могли быть более серьезными.

Согласно конвенции Монтрё, Турция не имеет права регулировать торговое судоходство. В 1999 году российский танкер сел на мель и раскололся пополам. Не менее 800 тонн находившегося на борту мазута пролилось в воды Мраморного моря, уничтожив рыбу и растения на берегу в районе катастрофы.

В 1997 г. Россия и Турция подписали договор о поставках природного газа, и в рамках этого договора был построен трубопровод «Голубой поток». Поставки газа по трубопроводу начались в 2003 году. Объем поставок постепенно увеличивался, что помогло немного разгрузить судоходство в районе черноморских проливов.

Конвенция Монтрё пересматривается каждые 20 лет и продлевается автоматически по согласию подписавших ее государств. На сегодняшний день благодаря конвенции Монтрё российские корабли беспрепятственно доставляют грузы из Новороссийска и Севастополя в сирийские порты Тартус и Латакия для российского воинского контингента в Сирии.

Правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы

Право прохода военных кораблей и торговых судов через черноморские проливы Босфор, Мраморное море и Дарданеллы определяет Конвенция от 20 июля 1936 года.
Она подписана всеми Черноморскими государствами, в том числе СССР, а также многими европейскими странами в г.Монтрё (Швейцария) и регулирует правовой режим прохода через черноморские проливы..
В обиходе ее называют — Конвенция Монтрё.
На положениях этой Конвенции я остановлюсь особо, поскольку Черноморские проливы являются важнейшим и единственным выходом для кораблей и судов нашего государства из Черного в Средиземное море и далее через Гибралтар — в Атлантику, а через Суэцкий канал — в Индийский и Тихий океаны.

Вопрос о режиме плавания через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы — одна из давних международных проблем. Черноморские державы всегда стремились получить свободный выход в Средиземное море для своих кораблей и судов, при этом не должны были ущемляться интересы Турции, без которой любое соглашение по черноморским проливам было бы невозможно. Нечерноморские страны со своей стороны добивались разрешения на доступ своих кораблей в Черное море.
В мирное время торговые суда пользуются полной свободой прохода и плавания в черноморских проливах днем и ночью независимо от флага государства и перевозимого груза и без каких-либо формальностей. Лоцманская проводка в проливах необязательна. Конвенцией Монтрё предоставлено право Турции взимать с каждого проходящего судна сбор для покрытия расходов по санитарному контролю, навигационному ограждению и содержанию спасательной службы.

Порядок прохода через черноморские проливы военных кораблей регламентируется статьями 8-22 Конвенции. Из приложения IV к Конвенции о режиме проливов видно, что в составе флотов причерноморских государств могут быть корабли любого класса (т.е. и авианосцы). В момент прохода проливов запрещено выполнять полеты авиации, находящейся на борту кораблей.

Нечерноморским странам разрешается проводить через проливы в Черное море только легкие надводные корабли и вспомогательные суда водоизмещением одного корабля не более 10000т.
Суммарное водоизмещение отряда кораблей в момент прохода проливов не должно превышать 15000т. и их проход разрешен только в дневное время.
Нечерноморские государства не вправе вводить в Черное море авианосцы и подводные лодки. Общий тоннаж эскадры боевых кораблей нечерноморских стран, находящихся в Черном море, не должен превышать 45000т.

Время пребывания на Черном море отряда военных кораблей нечерноморских стран не должно превышать 21 день, независимо от цели прихода.

Турецкие власти должны быть извещены по дипломатическим каналам о проходе военных кораблей через черноморские проливы, для нечерноморских стран — за 15 суток, для черноморских — обычно за 8 суток, но не менее, чем за трое.

Регулируется проход иностранных военных кораблей через проливы и во время войны. Если Турция является воюющей стороной, то проход кораблей зависит исключительно от турецкого правительства.

Черноморские государства обязаны ежегодно по состоянию на 1 января и на 1 июля сообщать турецкому правительству общее водоизмещение кораблей своего флота.

Конвенция Монтрё заключена в 1936 году на 20 лет и автоматически продлевается на очередные 20 лет, если за два года до окончания срока действия нет замечаний со стороны государств, ее подписавших.
Конвенция Монтрё продолжает действовать и в настоящее время.

По документу, распространенному информационной службой «Новороссийска», в 1980 году через проливы прошло около 20 000 судов, из них более трети под флагом СССР (по данным Ллойда в 1967 году через проливы прошло 11926 судов, из них 2736 — советских. За 12 лет рост почти в два раза!). По турецким данным в 1977 году из 272-х военных кораблей, проходивших черноморские проливы, советские составляли 91%.

ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ В МРАМОРНОМ МОРЕ И ПРОЛИВАХ

Капитан, судовладелец или представитель агентирующей фирмы судна, перевозящего опасный груз, или судна валовой вместимостью 500 per. т и более за 24 ч до входа в Проливы представляют в Центр контроля за движением судов План рейса I по форме, определенной Администрацией в соответствии с требованиями ИМО.

Капитаны судов, передавших План рейса I, в случае, если техническое состояние их судов отвечает требованиям, за 2 ч до подхода к Проливам или же за 20 миль до входа в них (в зависимости от того, какой из этих моментов окажется раньше) передают на УКВ на ближайшую контрольную станцию План рейса II по форме, определенной Администрацией в соответствии с требованиями ИМО.

После передачи Плана рейса II суда продолжают движение с учетом той информации, которая будет сообщена контрольной станцией. В судовом журнале делается запись о передаче Плана рейса II и фиксируется полученная информация о навигационной обстановке в Проливах.

Донесения о местоположении

Суда длиной 20 м и более за 5 миль до входа в Проливы передают на УКВ на расположенную во входе контрольную станцию донесение о своем местоположении по форме, определенной Администрацией в соответствии с требованиями ИМО.

Донесения из контрольных точек

Суда длиной 20 м и более, следующие через Проливы, из контрольных точек, установленных Администрацией, передают на УКВ на соответствующие контрольные станции сведения, содержание которых соответствует требованиям ИМО.

Сигналы судов, следующих транзитом

Ст. 9. Суда, следующие транзитом через Проливы, на ходу и на якорном месте днем должны нести флаг Т (Тангоу) Международного свода сигналов, а ночью зажигать зеленый круговой огонь. Судно, прервавшее транзит, или же судно, транзит которого был прерван, вышеуказанные сигналы не поднимает.

Условия постановки на якорь судов, следующих транзитом

Ст. 10. Суда, следующие транзитом через Проливы, могут при условии получения разрешения от портовых властей для удовлетворения своих вынужденных потребностей, не получая у санитарно-карантинной службы разрешения на свободную практику, в течение 48 ч оставаться на местах якорных стоянок, указанных в ст. 23, под наблюдением соответствующих организаций.

В течение указанного срока на судах могут производиться действия, связанные со смертью, заболеванием или заменой членов экипажа, с увольнением их на берег или контактами с представителем агентирующей фирмы, с принятием топлива или продовольствия, с устранением неисправностей и т. п.

Меры обеспечения прохода

Ст. 11. Капитаны судов должны вплоть до завершения прохода через Проливы не допускать нахождения каких-либо лиц, помимо исполняющих свои обязанности, на ходовом мостике и наблюдательных постах, а также принимать меры к тому, чтобы у должностных лиц не было затруднений в отдаче команд, слежении за окружающей обстановкой и ведении наблюдения.

На судах, следующих через Проливы, у главного двигателя должен находиться компетентный член экипажа, независимо от того, расположен ли пост управления главным двигателем в машинном отделении или вне его. Во время следования судов через Проливы должно применяться ручное управление рулем; использовать авторулевой запрещается. Аварийная система управления рулем должна находиться в готовности, и у нее должна быть установлена постоянная вахта.

Ст. 13. Скорость судов в Проливах не должна превышать 10 уз относительно дна. Однако, если при этой скорости невозможно обеспечить надлежащую управляемость судна, она может быть увеличена, о чем необходимо сообщить на контрольную станцию; при этом следует принять все меры предосторожности для предотвращения столкновения судов и других аварийных ситуаций, а также для недопущения создания волн, наносящих ущерб окружающей среде.

Ст. 14. Суда, следующие через Проливы, без необходимости не должны обгонять другие суда, и, кроме того, они обязаны выполнять приведенные ниже правила:

суда, следующие в одном направлении, должны выдерживать между собой безопасное расстояние не менее 8 кбт (Центр контроля за движением судов может в зависимости от типа судна увеличить это расстояние);

если суда будут вынуждены по той или иной причине уменьшить скорость, то они должны заблаговременно уведомить об этом следующие за ними суда;

тихоходные суда, следующие в соответствующей полосе движения, должны держаться, насколько это практически возможно, ближе к внешней границе полосы движения, предоставляя более быстроходным судам возможность для обгона;

судно, намеревающееся обогнать более тихоходное судно, прежде чем предпринять маневр обгона, должно запросить ближайшую контрольную станцию об обстановке в его районе и, если препятствий для обгона нет, уведомить о своем намерении идущее впереди судно. Обгон по,/ возможности следует выполнять без изменения курса;

обгон судов не должен производиться на участках между селениями Ваныкёй и Канлыджа (пролив Босфор) и между светящим знаком Килитбахир и мысом Нара (пролив Дарданеллы).

Выход из системы разделения движения

Ст. 19. Суда, вынужденные покинуть полосу движения по причине швартовки к причалу, постановки на швартовные бочки или якорь, а также при неисправности механизмов, при чрезвычайных обстоятельствах и в других случаях, должны сообщить об этом на ближайшую контрольную станцию и другим судам, если таковые имеются поблизости.

Приостановка движения судов по вынужденным причинам

Ст. 20. Судоходство в Проливах может быть кратковременно приостановлено Администрацией в следующих случаях:

при крайней необходимости;

опасных ситуациях (столкновение судов, посадка на мель, пожар, загрязнение окружающей при среды, операции, связанные с общественной безопасностью);

при крупных строительных работах (сооружение мостов или тоннелей, бурение, надводные и подводные работы);

при кратковременной остановке движения судов, связанной с внезапной опасностью для судоходства.

Администрация принимает необходимые меры к тому, чтобы такая остановка движения была по возможности менее продолжительной.

Суда и заинтересованные лица уведомляются о приостановке движения и его возобновлении властями соответствующего порта или контрольной станцией.

Очередность и порядок входа ожидающих судов в Проливы при возобновлении движения после его кратковременной приостановки определяются в соответствии с установленной на основе системы подачи донесений в Проливах очередностью движения и характеристиками судов, о чем сообщается судам и заинтересованным лицам.

Плавание судов в системе разделения движения

Ст. 21. При проходе через Проливы:

суда, следующие транзитом, обязаны идти в пределах установленных полос движения в принятом общем направлении потока движения;

Администрация принимает необходимые меры к обеспечению безопасного прохода судов, для которых затруднительно осуществлять плавание в пределах установленных полос движения;

о судах, следующих вне установленных полос движения, кроме упомянутых в п. b настоящей статьи, сообщается ИМО и государству флага судна.

Суда с большой осадкой

Ст. 22. Суда с большой осадкой, совершающие проход через Проливы, днем поднимают на наиболее видном месте цилиндр, а ночью выставляют три красных круговых огня, расположенные по вертикальной линии.

Другие суда, следующие через Проливы, не должны ограничивать маневр вышеуказанных судов и обязаны предоставлять им достаточное пространство для прохода через Проливы.

В местах схождения путей все суда, проходящие через Проливы, уступают дорогу судам с большой осадкой.

Ст. 27. Иностранным судам, проходящим через Проливы, Центром контроля за движением судов для повышения безопасности плавания настоятельно рекомендуется брать лоцмана.

Требования о предотвращении загрязнения окружающей среды

Ст. 29. При прохождении через зону Проливов суда должны принимать все меры, определенные Законодательством в целях предотвращения загрязнения окружающей среды.

Обязательные уведомления и сообщения

Ст. 31. а) Капитаны судов, идущих через Проливы по системе разделения движения, обязаны немедленно сообщить на ближайшую контрольную станцию для последующей передачи соответствующим властям о любых случаях болезней, смерти, ранений и им подобных происшествиях.

Лоцмана, операторы контрольных станций, капитаны судов и любые должностные лица, обнаружившие нарушения в движении судов через Проливы, а также невыполнение ими установленных правил, обязаны немедленно сообщить на соответствующую контрольную станцию о таком судне и в течение 24 ч представить письменный рапорт.

Лоцмана немедленно уведомляют ближайшую контрольную станцию и в течение 24 ч подают письменный рапорт об авариях, происшедших на обслуживаемых ими судах, а также зафиксированных ими по пути следования случаях, которые могут повлиять на безопасность судоходства.

Ст. 35. а) Если скорость поверхностного течения в проливе Босфор превысит 4 уз или при южных ветрах (лодоз *) возникнет ветровое течение, то судам, перевозящим опасные грузы, большим судам и судам с большой осадкой, скорость которых в маневренном режиме составляет 10 уз и менее, входить в пролив запрещается до тех пор, пока скорость поверхностного течения не уменьшится до 4 уз и менее или не исчезнет ветровое течение.

Все остальные суда, кроме перечисленных выше, могут осуществить проход через пролив с помощью буксира (буксиров), использование которых определяется Центром контроля за движением судов в зависимости от размеров судов.

b) Если скорость поверхностного течения в проливе Босфор превысит 6 уз или при южных ветрах (лодоз) возникнет сильное ветровое течение, то судам, перевозящим опасные грузы, большим судам и судам с большой осадкой независимо от их скорости входить в пролив запрещается до тех пор, пока скорость поверхностного течения не уменьшится до 6 уз и менее или не исчезнет сильное ветровое течение.

c) Суда и соответствующие лица уведомляются Администрацией о течениях в проливе Босфор.

d) После того как течения в проливе Босфор войдут в обычный режим, Центр контроля за движением судов уведомляет суда и соответствующие лица об очередности и порядке входа в пролив ожидающих судов.

* Лодоз (lodoz) —сухой теплый южный или юго-западный ветер, наблюдающийся в хорошую погоду летом и осенью.

Ст. 38. Проверка на предмет безопасности и таможенный досмотр при следовании по системе разделения движения, установленной в проливе Босфор, не осуществляются.

Ст. 39. Санитарный осмотр в проливе Босфор производится в местах, которые находятся непосредственно перед местами приема на борт лоцмана и не влияют на безопасность судоходства. Центр контроля за движением судов устанавливает такие места и уведомляет о них суда.

Ст. 40. Суда, следующие через пролив Босфор, осуществляют контакты с представителем агентирующей фирмы только на якорных местах. Однако в вынужденных случаях суда могут осуществить контакт с ним, получив на это разрешение станции контроля за движением, находясь непосредственно у внешней границы своей полосы системы разделения движения, соблюдая правила следования по системе разделения движения и не нарушая условий судоходства:

a) в южной части пролива — к W от меридиана огня Кумкапы (продолжительность контакта не более 1 ч);

b) в северной части — к N от линии, соединяющей мысы Чалы и Филь (продолжительность контакта не более 15 мин).

Правила плавания в системе разделения движения, установленной в проливе ДАРДАНЕЛЛЫ

Ст. 43. а) Если скорость поверхностного течения в проливе Дарданеллы превысит 4 уз, то судам, перевозящим опасные грузы, большим судам и судам с большой осадкой, скорость которых в маневренном режиме 15 составляет 10 уз и менее, входить в пролив запрещается до тех пор, пока скорость поверхностного течения не уменьшится до 4 уз и менее.

Все остальные суда могут осуществить проход через пролив с помощью буксира (буксиров), использование которых определяется Центром контроля за движением судов в зависимости от размеров судов.

Если скорость поверхностного течения в проливе Дарданеллы превысит 6 уз, то судам, перевозящим опасные грузы, большим судам и судам с большой осадкой независимо от их скорости входить в пролив запрещается до тех пор, пока скорость поверхностного течения не уменьшится до 6 уз и менее.

Суда и соответствующие лица уведомляются Администрацией о течениях в проливе.

После того как скорость течений позволит проходить судам через пролив Дарданеллы, Центр контроля за движением судов уведомляет суда и соответствующие лица об очередности и порядке входа в пролив ожидающих судов.

Проверка на предмет безопасности и таможенный досмотр

Ст. 46. Проверка на предмет безопасности и таможенный досмотр при следовании по системе разделения движения, установленной в проливе Дарданеллы, не осуществляются.

Ст. 47. Санитарный осмотр в проливе Дарданеллы производится в местах, которые находятся непосредственно перед местами приема на борт лоцмана и не влияют на безопасность судоходства. Центр контроля за движением судов устанавливает такие места и уведомляет о них суда.

Места контактов с представителями агентирующих фирм

Ст. 48. Суда, следующие через пролив Дарданеллы, осуществляют контакты с представителем агентирующей фирмы только на якорных местах. Однако в вынужденных случаях суда с разрешения станции контроля за движением могут, находясь непосредственно у внешней границы своей полосы движения и соблюдая порядок следования по системе разделения движения и условия судоходства, осуществить контакт с ним южнее линии, соединяющей светящие знаки Канлыдере и Каранфиль; продолжительность контакта должна быть не более 1 ч.

Право полной свободы прохода и мирного прохода

Ст. 50. Суда, следующие через Проливы транзитом, пользуются правом полной свободы прохода, предусмотренным Конвенцией о режиме проливов, 1936 г. Все остальные суда, пользующиеся правом мирного прохода, обязаны соблюдать все предписания турецкого законодательства, включая обязательность лоцманской проводки.

При следовании по системе разделения движения, установленной 30 в Проливах, суда должны строго выполнять правило 10 МППСС-72.

Все суда, следующие транзитом через Проливы или намеревающиеся войти в какой-либо порт в этом районе, должны участвовать в системе донесений TOBRAP, установленной Администрацией.

Суда, совершающие плавание в Проливах, должны все время следовать рекомендациям Центра контроля за движением судов.

Буксировка судов в Проливах осуществляется только с помощью буксиров. Буксировка судов другими судами запрещена.

Во время прохода через проливы судов с большой осадкой их маневрирование должно находиться под постоянным контролем; им должно быть предоставлено, согласно правилу 3 (h) МППСС-72, достаточное водное пространство.

Судам с осадкой свыше 15 м или длиной более 200 м из-за особенностей Проливов рекомендуется проходить через Проливы днем.

Во время следования через Проливы капитан судна должен гарантировать, что ни одно лицо, не имеющее на то разрешения, не будет присутствовать на ходовом мостике, на его крыльях и в штурманской рубке и ничто не будет препятствовать команде надлежащим образом управлять судном и нести вахту.

Судно, которое не может выполнить правило 10 МППСС-72, должно заблаговременно сообщить об этом на ближайшую контрольную станцию. В этом случае Администрация может на время приостановить проход судов по системе разделения движения или на отдельном ее участке, сообщив об этом следующим здесь судам, и рекомендовать судам выполнять правило 9 МППСС-72. В целях обеспечения безопасного прохода судов, которые не могут следовать в пределах соответствующей полосы системы разделения движения. Администрация приостанавливает двустороннее движение и устанавливает одностороннее движение, определяя безопасное расстояние между судами.

В случае приостановки движения в Проливах суда должны ожидать указаний и возобновления движения в районах якорных мест у северного входа в пролив Босфор, между мысами Ахыркапы и Ешилькёй, между городами Гелиболу и Шаркёй, у острова Бозджаада (Bozcaada) (39°49′ N, 26°02′ Е) и в бухте Интеле.

Система донесений T0BRAP

Суда длиной более 20 м, следующие через Проливы по системе разделения движения, должны при прохождении установленных контрольных точек доносить об этом на УКВ.

Контрольные станции и посты наблюдения

1. Контрольная станция при маяке Тюркэли (41°14,12′ N, 29°06,75′ Е):

Позывной: Tiirkeli Control.

Телефон: (0 212) 228-12-92.

Факс: (0 212) 228-12-90. 30

2. Контрольная станция Кандилли (Kandilli) (41°04,50’N, 29°03,40’Е):

Позывной: Kandilli Control.

Телефон: (0 216) 332-34-50.

3. Контрольная станция Ахыркапы (Ahirkapi) (41°00,42’N, 28°59,17′ Е) — Центр контроля за движением судов:

Позывной: Ahirkapi (Istanbul) Control.

Телефон: (0212) 638-51-66,638-51-55.

Факс: (0 212) 613-51-56.

4. Контрольная станция Мармара-Эреглиси (Marmara Ereglisi)

(в стадии строительства):

Позывной: Marmara Control.

Связь на УКВ: вызывной канал 11, рабочий канал 14. 50

5. Контрольная станция Гелиболу (Gelibolu) (40°24,62′ N, 26°40,93’Е):

Позывной Gelibolu Сontrol.

Телефон: (0 286) 566-54-73.

Факс: (0 286) 566-54-74.

Связь на УКВ: вызывной канал 11, рабочие каналы 12 и 13.

6. Контрольная станция Чанаккале (Canakkale) (40°09,07’N, 26°24,15’Е) — Центр контроля за движением судов:

Позывной: Canakkale Control.

Телефон: (0 286) 212-45-40.

Факс: (0 286) 212-48-76.

7. Контрольная станция Мехметчик (Mehmeteik) (40°02,57’N 26°11,42’Е):

Позывной: Mehmetсik Control.

Телефон: (0 286) 844-63-30.

Факс: (0 286) 844-63-31.

1. Пост наблюдения Умуръери (Umuryeri) (41°08.78’N, 29°04,57’Е):

Телефон: (0 216) 323-15-92.

Связь на УКВ: вызывные каналы 12, 13 и 71.

Время работы: 24 ч.

2. Пост наблюдения Кызкулеси (Kizkulesi) (41°01,32’N, 29°00,25′ E):

По сообщению 1997 г., суда, следующие в пролив Босфор из Черного моря, должны за 20 и 10 миль до контрольной станции при маяке Тюркэли (41°14,12’N, 29°06,75’E) установить с ней связь на УКВ, канал 13, позывной «Turkeli traffic Control», а за 5 миль до контрольной станции — связь на УКВ, каналы 13 и 16. С приходом маяка Тюркэли на траверз нужно перейти на каналы 12 и 16. При следовании через пролив Босфор, проходя контрольные точки у маяка Тюркэли, у мыса Кавак, у светящего знака Еникёй, у моста Фатих (Фатихсултанмехмет), у мыса Кандилли, у моста между селениями Ортакёй и Бейлербейи и у мыса Ахыркапы, суда должны доносить об этом на контрольную станцию Кандилли; позывной «Candilli traffic Control». Когда мыс Ахыркапы придет на траверз, нужно перейти на каналы 11 и 16.

Связь с лоцманскими станциями Кавак и Стамбул на УКВ, канал 71.

При подходе к проливу Босфор из Мраморного моря следует за 45, 20 и 10 миль до контрольной станции Стамбул (Istanbul) установить с ией связь на УКВ, канал 11, позывной «Istanbul traffic Control», а за 5 миль до контрольной станции — связь на УКВ, каналы 11 и 16. С приходом маяка Ахыркапы на траверз нужно перейти на каналы 12 и 16. Донесения о прохождении контрольных точек подаются в порядке, обратном приведенному выше.

Когда маяк Гелиболу придет на траверз, нужно перейти на каналы 13 и 16. О прохождении контрольных точек у мыса Узунбурун, у мыса Акбаш, у светящего знака Чанаккале, у мыса Канлыдере и у мыса Мехметчик суда должны сообщить в центр контроля за движением судов на контрольную станцию Чанаккале; позывной «Сanakkale traffic Control». Когда мыс Мехметчик придет на траверз, необходимо перейти на каналы 11 и 16.

При следовании к проливу Дарданеллы со стороны Эгейского моря за 20 и 10 миль до контрольной станции Мехметчик нужно установить с этой станцией связь на УКВ, канал 11, а за 5 миль до контрольной станции — связь на УКВ, каналы 11 и 16. С приходом мыса Мехметчик на траверз нужно перейти на каналы 13 и 16. Донесения о прохождении контрольных точек следует подавать в порядке, обратном изложенному выше.

Смотрите еще:

  • Закон 442 фз об основах социального обслуживания граждан в рф 442-закон «О социальном обслуживании» Социальное обслуживание регулируется основами правовых норм действующего Федерального закона. Дополнительно включены иные нормативно-правовые акты РФ, а также законы местных субъектов РФ. Описание […]
  • Осаго если водитель пьян Получение выплаты по ОСАГО при ДТП с пьяным водителем Согласно Правилам дорожного движения (далее – Правила, ПДД) водителю запрещается, при каких бы то ни было обстоятельствах управлять автотранспортным средством в пьяном виде. Это […]
  • Закон от 19122005 163-фз Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Документ является поправкой к Комментарии Российской […]
  • Общественное обсуждение закон Статья 24. Общественное обсуждение Статья 24. Общественное обсуждение См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона 1. Под общественным обсуждением в настоящем Федеральном законе понимается используемое в целях общественного […]
  • Как исчислить сумму налога на доходы физических лиц Как высчитать НДФЛ из зарплаты Актуально на: 24 января 2018 г. По общему правилу заработная плата облагается НДФЛ по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов. И каждый работодатель, будучи налоговым агентом, должен исчислить, […]
  • Правила логики предикатов Пример предикатов. Возьмём высказывания: ``Сократ - человек'', ``Платон - человек''. Оба эти высказывания выражают свойство ``быть человеком''. Таким образом, мы можем рассматривать предикат ``быть человеком'' и говорить, что он […]
  • Размер пособия по безработице оренбург Сколько платят на бирже труда по безработице Биржа труда – учреждение, входящее в систему государственного регулирования рынка труда. Биржа занимается посредническими функциями, осуществляемыми между работодателями и гражданами, […]
  • Досрочное сокращение как оформить Типичный образец заявления на досрочное увольнение по сокращению штата: как написать этот документ? Бывают случаи, когда при сокращении сотрудников на предприятии часто возникают ситуации, когда одна из сторон трудовых отношений выбирает […]