Принципы муниципального права закон

Лекция 1: «Муниципальное право и его место в системе российского права»

1.2. Принципы муниципального права

Под принципами муниципального права понимаются конституционно-правовые нормы, имеющие общеобязательный характер и составляющие основу всей системы нормативных актов о местной публичной власти. Принципы муниципального права имеют двоякое значение. Во-первых, они отражают сущность общественно-политического строя и особенности правового регулирования муниципальных отношений. Во-вторых, они могут быть использованы в правоприменительной практике в случае обнаружения пробелов в законодательстве либо при возникновении противоречий законодательства этим принципам. Если, допустим, нормы принятого федерального закона вступают в противоречие с нормами Конституции РФ, то для восстановления справедливости при рассмотрении спора суд обязан применить норму Конституции РФ, в силу того, что Конституция обладает высшей юридической силой, чем закон.

Если же в законах о местной публичной власти отсутствуют нормы, регулирующие те или иные отношения, то применяются нормы-принципы, содержащиеся в Конституции РФ. При отсутствии таких норм в законах субъектов РФ, применяются нормы федерального закона либо Конституции РФ.

Принципы муниципального права заложены в его нормах. К ним можно отнести:

1) принцип народовластия;

2) принцип демократизма в формировании местной публичной власти;

3) принцип относительной самостоятельности местной публичной власти и взаимодействия ее с государственной властью;

4) принцип внутренней соподчиненности органов и должностных лиц местного самоуправления;

5) принцип сочетания юридического равенства субъектов муниципально-правовых отношений и субъектов гражданско-правовых отношений с административной соподчиненностью;

6) принцип ответственности субъектов муниципально-правовых отношений:

7) принцип повсеместности развития местного самоуправления.

Принципы муниципального права, равно как и понятие муниципального права, не совпадают с принципами местного самоуправления в силу того, что между муниципальным правом и местным самоуправлением нельзя ставить знак равенства. Право — это совокупность норм, самоуправление -это публичная власть, которая сама является творцом права.

Муниципальное право РФ. Ответы на экзаменационные билеты (И. М. Хужокова, 2009)

В предлагаемом учебном пособии рассмотрены все основные вопросы организации местного самоуправления и деятельности муниципальных органов в соответствии с курсом “Муниципальное право РФ”. Учебное пособие поможет в подготовке к зачету, экзамену или семинарским занятиям по муниципальному праву Российской Федерации. Учебное пособие написано в доступной форме на основе новейшего законодательства РФ о местном самоуправлении. Настоящее учебное пособие предназначено для студентов и слушателей юридических вузов, специализированных институтов МВД РФ, средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также студентов, обучающихся по специальности “государственное и муниципальное управление”.

Оглавление

  • 1. Понятие и предмет муниципального права РФ
  • 3. Конституция РФ как источник муниципального права РФ
  • 5. Устав муниципального образования
  • 6. Методы муниципального права РФ
  • 7. Муниципальное право РФ как наука и учебная дисциплина
  • 8. Муниципально-правовые нормы
  • 11. Система муниципального права в РФ
  • 15. История местного самоуправления в России

2. Источники муниципального права РФ

Источник права – это форма существования права как регулятора общественных отношений. Источник права является выразителем права.

Источник права всегда существует объективно.

Источники муниципального права можно классифицировать по различным основаниям.

Различают писаные и неписаные источники, источники федерального уровня, субъектов и местного уровня, законы и подзаконные акты, акты, принятые какими-либо органами и населением непосредственно, международные и российские.

Источники муниципального права составляют правовую основу местного самоуправления в РФ. Это:

– общепризнанные принципы и нормы международного права;

– международные договоры Российской Федерации;

– Конституция Российской Федерации;

– федеральные конституционные законы;

– издаваемые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти);

– конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации;

– уставы муниципальных образований;

– решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан;

– иные муниципальные правовые акты.

Федеральные конституционные законы также затрагивают вопросы местного самоуправления. Например, Федеральные конституционные законы “О чрезвычайном положении” и О военном положении” предусматривают при экстренных ситуациях в государстве возможность ограничения прав в сфере местного самоуправления.

Наиболее значимы из числа федеральных законов специальные федеральные законы, посвященные регулированию вопросов местного самоуправления.

С 1995 г. в России действовал Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. С 2004 г. полностью вступил в силу Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Этот Закон в соответствии с Конституцией РФ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, определяет государственные гарантии его осуществления.

Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных этим Законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в него.

В настоящее время действует Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”.

Этот Закон определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

Устав муниципального образования представляет собой основной правовой акт муниципального образования, разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно, принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и содержит наиболее важные положения о статусе муниципального образования, его органов.

Муниципальный правовой акт – решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

  • 2. Источники муниципального права РФ
  • 4. Европейская Хартия о местном самоуправлении
  • 9. Место муниципального права в системе российского права
  • 10. Субъекты муниципального права РФ
  • 12. Основные теории местного самоуправления
  • 13. Понятие местного самоуправления в РФ
  • 14. Основные принципы местного самоуправления в РФ
  • Приведённый ознакомительный фрагмент книги Муниципальное право РФ. Ответы на экзаменационные билеты (И. М. Хужокова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    § 7. Принципы муниципального права

    Под принципами муниципального права понимаются основополагающие идеи (начала), устанавливающие общие положения отрасли права, имеющие общеобязательный характер. Принципы муниципального права, равно как и других отраслей права, формируются на основе принципов общего права, как публичного, так и частного, с учетом методов правового регулирования общественных отношений.

    Принципы муниципального права как отрасли имеют многофункциональное значение.

    Во-первых, они отражают сущность общественно-политического строя и особенности правового регулирования муниципальных отношений.

    Во-вторых, принципы закрепляют концепцию (модель) местной публичной власти, ее соотношение с обществом и государством.

    В-третьих, принципы провозглашают перспективы становления и развития гражданского общества посредством прямой и представительной демократии.

    В-четвертых, принципы муниципального права допускают возможность сочетания юридического равенства субъектов муниципально-правовых отношений и субъектов гражданско-правовых отношений с административной соподчиненностью, что позволяет сделать вывод о наличии смежного метода правового регулирования в данной отрасли права.

    В-пятых, они могут быть использованы в правоприменительной практике при обнаружении пробелов в законодательстве либо в случае возникновения противоречия норм законодательства этим принципам.

    Принципы муниципального права сформулированы в Конституции РФ, а также в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов, в нормативных актах органов местного самоуправления.

    Кроме того, они закреплены в ряде международных нормативных актов.

    К принципам муниципального права можно отнести следующие.

    1. Принцип народовластия, закрепленный в ст. 3, 130, 131 Конституции РФ. Из указанных статей вытекает, что единственным носителем власти на территории муниципального образования является народ, проживающий на этой территории. Власть народа осуществляется через органы, выборы, референдумы, сходы и т. д. При этом систему и сами органы формируют непосредственно граждане, обладающие избирательным правом. Часть 2 ст. 130 Конституции РФ определяет и другие формы осуществления народовластия. Более широкий перечень таких форм предусмотрен Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    2. Принцип демократизма в формировании местной публичной власти закреплен в Конституции РФ, Федеральных законах «Об общих принципах…», «О гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в законах о местном самоуправлении и законах о выборах органов местного самоуправления, принятых законодательными органами субъектов Российской Федерации.

    3. Принцип сочетания форм непосредственной и представительной демократии при осуществлении местного самоуправления. Граждане участвуют в выборах, местных референдумах, собраниях, сходах, гражданских правотворческих инициативах, принимая собственные решения по обсуждаемым вопросам, выражая при этом прямое волеизъявление.

    Кроме того, они решают свои жизненно важные задачи через своих представителей в органах местного самоуправления. Муниципальное право регулирует эти группы отношений.

    4. Принцип самостоятельности местной публичной власти и ее взаимодействия с государственной властью закреплен в ст. 12 и гл. 8 Конституции РФ, а также в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 3, 19, 20, 21 и др.).

    5. Принцип внутренней соподчиненности решений референдумов, сходов, органов и должностных лиц в системе местного самоуправления закреплен в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в Законе «О муниципальной службе в Российской Федерации».

    6. Принцип сочетания юридического равенства субъектов муниципально-правовых отношений и субъектов гражданско-правовых отношений с административной соподчиненностью закреплен в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он вытекает из методов правового регулирования отношений, сложившихся в муниципальном праве. Как ранее было замечено, в муниципальном праве имеются императивные и диспозитивные нормы. Они как раз и базируются на принципе сочетания юридического равенства и соподчиненности субъектов правоотношений.

    7. Принцип судебной защиты и ответственности субъектов муниципально-правовых отношений, установленный в частном и публичном праве.

    8. Принцип повсеместности становления и развития местного самоуправления, установленный Конституцией РФ (ст. 2, 12, ч. 1 ст. 131) и Законом «Об общих принципах…» (ч. 1 ст. 1), гарантирует осуществление местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.

    Важно отличать принципы муниципального права от принципов местного самоуправления. Между ними нельзя ставить знак равенства, так же как между понятиями «муниципальное право» и «местное самоуправление». Не может быть такого, чтобы принципы права были равны принципам местной публичной власти. Право – это совокупность норм, местное самоуправление – это публичная власть. Каждое из этих явлений имеет свои основополагающие начала. К тому же власть – это базис, право – надстройка. Каждый из этих элементов занимает свое место в системе «власть и право».

    Принципы муниципального права.

    Под принципами муниципального права понимают основные, базовые начала данной отрасли знание, которые помогают правильно толковать его нормы.

    v ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ОБОСОБЛЕННОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Означает не включение этого института в государство и административную самостоятельность в рамках вопросов местного значения.

    v МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОСУЩЕТСВЛЕНИЯ МЕСНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Означает, что структура органов местного самоуправления в значительной степени определяется самим институтом. Единая общеобязательная модель отсутствует (установлены лишь общие принципы).

    v ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Означает, что у местного самоуправления должно быть достаточно собственных экономических ресурсов для решения вопросов местного значения. В соответствии с этим принципом местный бюджет считается самостоятельной разновидностью бюджета, муниципальная собственность – отдельная форма собственности.

    v УЧЕТ ИСТОРИЧЕСКИХ И ИНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

    v ПРИНЦИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ГОСУДАРСТВОМ, проявляет себя в 2-х аспектах:

    — государство может на основе закона передать часть своих полномочий местному самоуправлению (полностью профинансировав их институт)

    — если у местного самоуправления недостаточно собственных материальных средств для решения вопросов местного значения, государство должно профинансировать их посредством дотаций и субсидий.

    v ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВОМ.

    Принципы муниципального права

    Ничего непонятно?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Перед муниципальным правом Российской Федерации стоит множество задач, имеющих большое значение для жизни граждан, работы предприятий и организаций, функционирования общественных институтов.

    Регулирование деятельности органов местного самоуправления, решение различных проблем жителей административно-территориальных образований, реализация отдельных государственных полномочий – все это и многое другое входит в сферу интересов муниципального права. А его принципы в значительной степени определяют сущность демократического конституционного строя нашего государства.

    Основополагающие начала муниципального права

    Принципы муниципального права представляют собой важнейшие начала, имеющие обязательный характер и определяющие основу законодательства, регулирующего деятельность органов местного самоуправления. Эти принципы могут использоваться юристами, если в системе нормативных актов обнаружатся пробелы.

    Выделяют следующие основополагающие начала муниципального права:

    1. принцип народовластия;
    2. принцип демократизма, применяемый при формировании местной власти;
    3. принцип относительной самостоятельности муниципалитетов и взаимодействия их с государственными структурами;
    4. принцип внутренней соподчиненности должностных лиц местного самоуправления;
    5. принцип равенства субъектов муниципально-правовых и гражданских отношений;
    6. принцип юридической ответственности субъектов муниципально-правовых отношений;
    7. принцип развития местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.
    8. Следует учитывать тот факт, что принципы муниципального права не совпадают с принципами местного самоуправления, поскольку это не тождественные понятия. Право представляет собой совокупность законодательных норм, регулирующих данную сферу общественных отношений, а самоуправление – форму публичной власти.

      Принципы местного самоуправления

      Основные идеи, определяющие деятельность органов местного самоуправления, называются его принципами. К ним относятся:

    9. демократизм местного самоуправления;
    10. самостоятельность местного самоуправления;
    11. обособленность местного самоуправления в системе общественного управления;
    12. многообразие форм организации местного самоуправления;
    13. соответствие полномочий местного самоуправления имеющимся материально-финансовым ресурсам.

    Рассмотрим каждый из вышеперечисленных принципов более подробно.

    Конституция России определяет местное самоуправление как особую форму народовластия, поскольку оно должно выражать интересы населения муниципального образования.

    Кроме того, демократизм проявляется при организации местных референдумов, собраний и сходов жителей, принимающих решения по наиболее важным проблемам городов, поселков и сельских поселений. Работа органов представительной власти муниципалитетов также соответствует данному принципу.

    Самостоятельность местного самоуправления проявляется в том, что многие вопросы, входящие в его компетенцию, рассматриваются жителями. А принятые ими решения не нуждаются в утверждении государственных структур.

    Никто не вправе указывать населению или муниципалитетам, как следует исполнять функции, возложенные на них. Должностные лица органов местного самоуправления вправе действовать, ориентируясь лишь на законодательные нормы.

    Обособленность местного самоуправления в системе общественного управления гарантирована тем, что муниципалитеты не являются частью системы органов государственной власти. Их вмешательство в осуществление местного самоуправления является незаконным.

    К тому же, должностные лица муниципалитетов не входят в число государственных служащих.

    Многообразие форм организации местного самоуправления предполагает, что каждый субъект Федерации вправе самостоятельно определять основы создания и деятельности муниципалитетов, учитывая специфические особенности регионов. Впрочем, и сами жители могут избрать одну из моделей местного самоуправления, допустимых с точки зрения действующего законодательства.

    Соответствие полномочий местного самоуправления имеющимся материально-финансовым ресурсам означает, что каждое административно-территориальное образование имеет собственность, в состав которой входит муниципальный жилищный фонд, а также земельные участки, предприятия, объекты инженерной и социальной инфраструктуры.

    Лень читать?

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Администрации городов и поселков самостоятельно формируют и исполняют местные бюджеты, устанавливают соответствующие налоги и сборы на своей территории. Вместе с отдельными государственными полномочиями, которыми могут наделяться муниципалитеты, они должны быть обеспечены финансовыми и материальными ресурсами, необходимыми для исполнения возложенных на них функций.

    Муниципально-правовые нормы

    Принципы муниципального права определяют характер и содержание законодательных норм, регулирующих деятельность органов местного самоуправления.

    Муниципально-правовые нормы представляют собой правила, действующие в данной сфере общественных отношений. Им присущи свои специфические особенности.

    Существует несколько классификаций муниципально-правовых норм. Например, по объекту регулирования они бывают:

  • закрепляющими;
  • управомочивающими;
  • обязывающими;
  • запрещающими.
  • Первые нормы из вышеперечисленных закрепляют правовые основы создания и функционирования органов местного самоуправления.

    Вторые устанавливают правомочия должностных лиц муниципалитетов, а также полномочия администраций городов и поселков.

    Обязывающими называются нормы, которые содержат предписания о том, что следует делать органам местного самоуправления и муниципальным служащим, чтобы обеспечить эффективную работу на благо жителей.

    Нормы запретительного характера обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, а также освобождают муниципалитеты от вмешательства в их деятельность различных государственных структур.

    По своему значению муниципально-правовые нормы могут быть федеральными (то есть, действующими на всей территории России), региональными или местными.

    В юридической науке также выделяют процессуальные и материально-правовые и нормы. Первые устанавливают порядок организации выборов и деятельности органов местного самоуправления, процедуру принятия решений жителями муниципальных образований, а также реализацию правотворческих инициатив граждан.

    Материально-правовые нормы определяют права и обязанности должностных лиц местного самоуправления, полномочия и ответственность граждан и юридических лиц в данной сфере общественных отношений.

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Принципы и система муниципального права

    В Российской Федерации местное самоуправление базируется на определенных принципах, под которыми понимаются основополагающие идеи (начала), устанавливающие общие положения отрасли права, имеющие общеобязательный характер. Принципы муниципального права формируются на основе принципов общего права, как публичного, так и частного, с учетом методов правового регулирования общественных отношений.

    В Конституции РФ (п. «н» ч. 1 ст. 72) вопросы, связанные с установлением общих принципов организации местного самоуправления относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, на федеральном уровне находят свое закрепление основные вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Конкретное регулирование данных вопросов отражено в конституциях, уставах и законах субъектов Федерации, а также в уставах муниципальных образований. Основополагающим актом, закрепляющим принципы местного самоуправления на федеральном уровне, является Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Законодательство о местном самоуправлении выделяет следующие принципы муниципального права:

    Во-первых, принцип народовластия, закрепленный в ст. 3, 130, 131 Конституции РФ. В данных статьях Конституции РФ устанавливается, что народ, проживающий на территории муниципального образования, является единственным носителем власти. При этом народ осуществляет свою власть через органы, выборы, референдумы, сходы и т.д. Граждане, обладающие избирательным правом, непосредственно формируют систему и сами органы.

    Во-вторых, принцип демократизма в формировании местной публичной власти. Указанный принцип закрепляет Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный Закон «О гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон: 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Рос.газ. 2002. 15 июня (№ 106)., а также законы о местном самоуправлении и законы о выборах органов местного самоуправления, принятые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

    В-третьих, принцип сочетания форм непосредственной и представительной демократии при осуществлении местного самоуправления. Суть данного принципа состоит в том, что граждане, участвующие в выборах, местных референдумах, собраниях, сходах, гражданских правотворческих инициативах, принимают собственные решения по обсуждаемым вопросам, выражают при этом прямое волеизъявление.

    В-четвертых, принцип самостоятельности местной публичной власти и ее взаимодействия с государственной властью. Данный принцип закреплен в ст. 12 и гл. 8 Конституции РФ, а также Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 3, 19, 20, 21 и др.).

    В-пятых, принцип внутренней соподчиненности решений референдумов, сходов, органов и должностных лиц в системе местного самоуправления. Указанный принцип находит закрепление в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, в федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации» О муниципальной службе в Российской Федерации: федер. закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // Рос.газ. 2007. 7 марта (№ 47). и др.

    В-шестых, принцип сочетания юридического равенства субъектов муниципально-правовых отношений и субъектов гражданско-правовых отношений с административной соподчиненностью, нашедший отражение в Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    В-седьмых, выделяется принцип судебной защиты и ответственности субъектов муниципально-правовых отношений, установленный в частном и публичном праве.

    В-восьмых, принцип повсеместности становления и развития местного самоуправления, который гарантирует осуществление местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. Данный принцип установлен в Конституции РФ (ст. 2, 12, ч. 1 ст. 131) и Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1).

    Основным условием выделения муниципального права в самостоятельную отрасль права является наличие элементов системы местного самоуправления, организация и деятельность которых регулируется нормами муниципального праваПостовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России. М.: Юриспруденция, 2011. С. 27..

    Система муниципального права представляет собой совокупность собственных и смежных институтов права, составляющих общую и особенную части данной отрасли.

    Система муниципального права включает в себя:

    институты этого права, которые состоят из норм и регулируемых ими отношений;

    других общие и особенные элементы, такие как, определение понятий самого муниципального права как отрасли, его предмета, источников, норм, институтов, науки, истории становления и развития;

    субъекты и объекты муниципальных правоотношений с определенной для них нормативными актами компетенцией и ответственностью.

    Понятие и принципы муниципального права

    Главная > Реферат >Государство и право

    СЕВЕРНЫЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    по дисциплине по дисциплине Муниципальное право

    на тему «Понятие и принципы муниципального права»

    студентки 5 курса

    №контакт. Тел. 89021956958

    РУКОВОДИТЕЛЬ Сунгуров С.М.

    Дата сдачи работы « 25 » марта 2010г.

    Глава 1. Характеристика муниципального права:…………………………. 5

    Понятие муниципального права…………………………………………5

    Принципы муниципального права……………………………………. 7

    Конституция Российской Федерации закрепляет местное самоуправление как важнейший элемент основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Поэтому Конституция выделяет отдельную сферу гражданской самостоятельности и активности — местное самоуправление, определяя что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, а действуют самостоятельно и ответственны перед своим населением.

    Однако это не означает, что государство может полностью отстраниться от правового регулирования структуры, функций и полномочий местного самоуправления. Нельзя не учитывать, что это не только сфера самоорганизации жителей, но и специфический уровень власти.

    Суть местного самоуправления — в праве населения (местного сообщества), признаваемом и закрепляемом государством, самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Муниципальное право регулирует отношения, возникающие в процессе реализации, во-первых, «собственных» полномочий местного самоуправления (т.е. тех, которые необходимы для решения вопросов местной жизни) и, во-вторых, — отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления. Первоочередная задача сегодняшнего дня — разграничение предметов ведения органов местного самоуправления и органов государственной власти. Она тесно связана с другой не менее актуальной проблемой — разграничением государственной собственности на федеральную, собственность субъектов федерации и муниципальную. Местное самоуправление должно иметь материально-финансовую базу, соразмерную его функциям и полномочиям.

    Развитие местного самоуправления, принятие нового законодательства о нем предполагает обращение к дореволюционному опыту земского и городского самоуправления, а также использование лучшего опыта зарубежного муниципализма, который, в частности, нашел свое правовое отражение в европейской Хартии местного самоуправления.

    Формирование специальной отрасли и научной дисциплины муниципального права является одним из необходимых условий становления и развития в нашей стране эффективной системы местного самоуправления.

    Глава 1. Характеристика муниципального права:

    Понятие муниципального права

    Муниципальное право представляет собой систему конституционных и обычных норм, творимых или санкционируемых государством, направленных на регулирование отношений в сфере местного самоуправления.

    Наименование отрасли берет начало от лат. minicipium — самоуправляющаяся община.

    В законодательстве о местном самоуправлении термины «муниципальный», «местный» и словосочетания с ними применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, связанных с осуществлением населением местного самоуправления, как равнозначные. Поэтому можно было бы именовать отрасль права, регулирующую отношения местного самоуправления, не муниципальным, а местным правом. Возможны и другие наименования — земское право, коммунальное право, право местного самоуправления.

    Выбор термина «муниципальное право», видимо, во многом предопределен наименованием основной территориальной ячейки местного самоуправления — «муниципальное образование» и тем, что иноязычное слово «муниципальное» не обросло в русском языке множеством значений и смыслов, лишающих искомый термин однозначности. Вместе с тем оно способно охватить все аспекты правового регулирования местного самоуправления, в отличие, например, от коммунального права.

    Можно дать следующее определение муниципального права.

    Муниципальное право Российской Федерации — это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

    Признаки отрасли права.

    Под отраслью права обычно понимают совокупность норм права, имеющую собственные предмет и режим (метод) регулирования, особую функциональную (целевую) специализацию, общие нормы и институты (общую часть).

    Предмет правового регулирования — совокупность общественных отношений (деятельностных проявлений), упорядочиваемых правовыми нормами. Своеобразие тех или иных групп общественных отношений определяет своеобразие регулирующих их правовых норм и обособление последних в отдельные нормативные ассоциации (институты, отрасли права и т.д.).

    Режим (способ или метод) правового регулирования — порядок регулирования общественных отношений, характеризующийся особым сочетанием взаимодействующих между собой дозволений, запретов, позитивных обязываний и создающий особую направленность регулирования. Выделяют, например, общедозволительные («дозволено все, кроме прямо запрещенного») и разрешительные («запрещено все, кроме прямо разрешенного») правовые режимы. Отмечается, что уголовному праву присущ преимущественно запретительный характер, административному праву — обязывающий, гражданскому праву — дозволительный. Применительно к способу задания самих правовых режимов выделяют методы императивного регулирования (одностороннее задание субъектом правотворчества правил поведения для участников общественных отношений) и диспозитивного регулирования (предоставление участникам общественных отношений возможности правового саморегулирования собственного поведения).

    Функции отрасли права — основные направления регулирующего воздействия норм данной отрасли на общественные отношения. К числу функций разных отраслей права традиционно относят: закрепление господствующих общественных отношений (регулятивная статическая функция); обеспечение развития последних (регулятивная динамическая функция); охрану желательных отношений и вытеснение нежелательных (охранительная функция). К числу функций (целей) необходимо отнести и внутриправовые роли отдельных отраслей, заключающиеся в объединении разных групп норм, их специализации и т.п.

    Общеотраслевые обобщения — совокупность правовых норм, направленных на объединение и согласование норм, непосредственно определяющих поведение индивидов, организаций, других субъектов. Правовые обобщения (нормы-цели, нормы-принципы, дефинитивные нормы и т.п.) обеспечивают единое согласованное воздействие на общественные отношения всей совокупности норм конкретных отраслей права.

    Муниципальное право следует рассматривать как отрасль права при наличии перечисленных признаков.

    Принципы муниципального права.

    В основе местного самоуправления в Российской Федерации лежат следующие основные принципы, закрепляемые Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством:

    1.Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения. Конституция Российской Федерации (ст. 12) гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Население самостоятельно решает местные вопросы, реализуя полномочия, закрепляемые за местным самоуправлением, непосредственно (через формы прямого волеизъявления), а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

    2.Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством.

    Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного ‘уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Статья 12 Конституции Российской Федерации закрепляет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Население в соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают иные вопросы местного значения. При этом решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.

    Вместе с тем система местного самоуправления — это не государство в государстве: она интегрирована в общую систему управления делами общества и государства, занимает в ней особое место, обладая самостоятельностью. Поэтому можно говорить лишь об известных пределах независимости органов местного самоуправления в решении местных дел — тех пределах, которые устанавливает Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство.
    3. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.

    В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ относится установление общих принципов организации местного самоуправления. Субъекты РФ закрепляют организационные основы и формы осуществления местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Свои особенности имеют структура и формы осуществления местного самоуправления в городских, сельских поселениях, на территории района и т.д. При этом Конституция РФ устанавливает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, что местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

    4. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально — финансовым ресурсам.

    Местное самоуправление должно иметь право на достаточную для осуществления своих функций и полномочий экономическую и финансовую базу. При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации передавать необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

    Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе права России определяется тем, что муниципальное право — это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в общей системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.

    Как уже отмечалось, муниципальное право — это комплексная отрасль права. Своеобразие таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы, составляющие комплексную отрасль, выступают, во-первых, как нормы основных отраслей права, а во-вторых, будучи нормами основных отраслей права и оставаясь таковыми, вместе с тем входят во вторичную правовую структуру — комплексную отрасль права. В силу этого муниципальное право самым тесным образом связано и взаимодействует со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности.

    Муниципальное право тесно взаимосвязано с конституционным (государственным) правом, которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Тем самым нормы конституционного (государственного) права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

    Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д.Карповича. — М., 2009.

    Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» / Под ред. Ю.А. Тихомирова. — М.: НОРМА, 2007.

    Краснов М.А. Введение в муниципальное право: Учебное пособие. — М.: ИГПАН, 2003.

    Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — М.: Юристъ, 2008.

    Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. — М.; 1993.

    Местное самоуправление. Современный российский опыт законодательного регулирования: Учебное пособие / Под ред. К.Ф. Шеремета, И.И. Овчинникова. — М.: 2008.

    Местное управление и самоуправление в России и за рубежом / Отв. ред. В.В. Маклаков, В.И. Фадеев. — М., 2005.

    Местное самоуправление: Сборник нормативных актов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2001.

    Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Дмитриева — М.: Профобразование, 2000.

    Муниципальное право: Учебник для вузов / Под ред. А.М. Никитина. — М.: ЮНИТИ ДАНА, 2006.

    Муниципальное право: Учебник для вузов / Под ред. Н.В. Постового. — М.: Новый юрист, 2009.

    Нудненко Л.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления России. — М.: ИНИОН РАН, 2005.

    Чеботарёв Г.Н., Черепанов М.А., Шишкин А.А. Муниципальное право Российской Федерации: Учебно-методический комплекс. — Тюмень: Изд-во ТГУ, 2007.

    Смотрите еще:

    • Форпик на судне это Пик, форпик, ахтерпик Rus . пик (концевой отсек судна)
    • Закон s-предложения 8. Закон предложения. Факторы изменения предложения. Эластичность предложения Предложение товаров является результатом производственного процесса и отражает желание и возможность продавца продать определенное количество товаров (услуг) по […]
    • Представитель в арбитражном суде по апк Что такое представительство в арбитражном процессе? Представительство в арбитражном суде — это процессуальная деятельность, осуществляемая от имени и в интересах участвующих в деле лиц: сторон, третьих лиц, государственных органов. В […]
    • Опека россошь 25.02.2016 г. Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих устройству в семьи граждан под опеку (попечительство), на усыновление или в приемную семью КУЗ ВО «Воронежский областной специализированный дом […]
    • Залог будущей недвижимости Залог будущей недвижимости Субсидирование % ставки будет до 01.01.2017 года. Постановление Правительства РФ от 29.02.2016 N 150. Уровень инфляции: 2016 г. - 5,38% 2016 г. - 2,52% Прожиточный минимум: 9786 руб. Крупному бизнесу Залог […]
    • Субсидии крестьянско-фермерским хозяйствам Как сельхозпроизводителю получить помощь от государства На сегодняшний день сельское хозяйство как никогда нуждается в государственной поддержке. Развитие сельских территорий угасает, престиж сельскохозяйственного труда сходит на нет, […]
    • Втб 24 штрафы гибдд За неуплату штрафов (или алиментов) на сумму более 10 тыс. рублей возможно временное лишение водительских прав на срок до погашения всей задолженности. «Не стоит откладывать оплату штрафов за нарушение правил дорожного движения на […]
    • Уголовный кодекс рф 228 срок Уголовный кодекс рф 228 срок Законодательство Российской Федерации Поправки в УК РФ, вступившие в силу с 12 мая 2004 года, существенно изменили ситуацию уголовно-правового регулирования ответственности за незаконный оборот наркотических […]