Приказ о соблюдении требований природоохранного законодательства

Оглавление:

Охрана труда

Господа помогите правильно составить приказ о назначении ответственного за охрану окружающей среды, всю голову сломала

Важен не приказ о назначении ответственного (кстати, кто он? начальник отдела, специалист. ), а его должностные обязанности, выраженные в должностной инструкции или трудовом договоре.
Для начальника отдела охраны окружающей среды обязанности будут примерно такими:
1. Руководит разработкой и внедрением мероприятий, направленных на выполнение требований экологического законодательства по соблюдению стандартов и нормативов в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, создания экономики замкнутого цикла при проектировании, строительстве и эксплуатации новых объектов предприятия, а также расширении и реконструкции действующих производств.
2. Организует составление перспективных и текущих планов по охране окружающей среды, осуществляет контроль за их выполнением.
3. Принимает участие в разработке мер по обеспечению экологической чистоты выпускаемой продукции, ее безопасности для потребителей, созданию новых товаров и технологических процессов с улучшенными экологическими характеристиками.
4. Обеспечивает проведение экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов, а также создаваемых новых технологий и оборудования, внедрение систем экологической маркировки продукции предприятия.
5. Руководит разработкой экологических стандартов и нормативов предприятия в соответствии с действующими государственными, международными (региональными) и отраслевыми стандартами, обеспечивает контроль за их выполнением и своевременный пересмотр.
6. Контролирует правильность эксплуатации очистных и защитных сооружений.
7. Разрабатывает меры по предотвращению загрязнения окружающей среды, соблюдению экологических норм, обеспечивающих благоприятные условия труда, а также по предупреждению возможности аварий и катастроф.
8. Участвует в разработке планов внедрения новой техники, проведения научно-исследовательских и опытных работ по созданию на предприятии экономики замкнутого цикла, основанной на экологически рациональной циркуляции материалов, сбережении и замещении невозобновляемых ресурсов, минимизации, повторном использовании, переработке и утилизации отходов, внедрении малоотходной, безотходной и экологически чистой технологии производства, рациональному использованию природных ресурсов, а также разработке планов капитального строительства по природоохранным объектам.
9. Проводит обоснованный расчет рисков для состояния окружающей среды при реализации предприятием программ по очистке и другим природоохранным мероприятиям.
10. Организует расследование причин и последствий выбросов вредных веществ в окружающую среду, подготавливает предложения по их предупреждению.
11. Руководит разработкой мер по улучшению охраны окружающей среды на основе изучения и обобщения передового опыта отечественных и зарубежных предприятий.
12. Организует ведение учета показателей, характеризующих состояние окружающей среды, создание системы хранения сведений о несчастных случаях, данных экологического мониторинга, документации по ликвидации отходов и прочей информации экологического характера, предоставляемой в распоряжение координатора природоохранной деятельности.
13. Проводит работу по созданию на предприятии эффективной системы экологической информации, распространяемой на всех уровнях управления, ознакомлению работников предприятия с требованиями экологического законодательства.
14. Участвует в разработке программ экологического обучения.
15. Обеспечивает составление установленной отчетности.
16. Руководит работниками отдела.
17. Контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда и техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины.

5. Рекомендуемые формы документов

Большинство документов регламентировано приказами органов исполнительной власти, т.е. имеют типовые формы составления. Например:

  • Журнал учёта стационарных источников загрязнения и их характеристик за 20__ год (типовая форма ПОД-1, утверждённая приказом ЦСУ от 09.06.1981 №329).
  • Журнал выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха за 20__ год (типовая форма ПОД-2, утверждённая приказом ЦСУ от 09.06.1981 № 329).
  • Журнал учёта работы газоочистных и пылеулавливающих установок за 20__ год (типовая форма ПОД-3, утверждённая приказом ЦСУ от 09.06.1981 № 329).
  • Журнал учёта отходов (форма приведена в приказе Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка учёта в области обращения с отходами»).
  • Однако некоторые документы предлагается составлять в произвольном виде, что зачастую представляется затруднительным для начинающих экологов. Возможно, пригодятся следующие формы.

    ПРИКАЗ «О назначении лиц, ответственных за контроль по обращению с отходами производства и потребления»

    ПРИКАЗ «О назначении лиц, ответственных за контроль по обращению с отходами производства и потребления»

    Во исполнение Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01 2002 г. № 7-ФЗ, Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ с целью своевременного и качественного выполнения требований природоохранного законодательства

    2. Ответственными по работе с опасными отходами и обеспечению экологической безопасности в области обращения с опасными отходами назначить:

    — в головном подразделении – _________________________ ___________________;

    — в филиале № 1 – _________________________ _________________;

    — в филиале № Х – ____________________________ ___________________.

    ПРИКАЗ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

    ПРИКАЗ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

    Во исполнение требований статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. Nг 7-ФЗ Об охране окружающей среды», статьи 23 Федерального закона от 4 мая» 1999 г. М» 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и статьи 73 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 но организации производственного экологического контроля приказываю:

    1. Создать на (наименование предприятия) службу производственного экологического контроля.
    2. Возложить руководство службой производственного экологического контроля на (должность, Ф. И. О.).
    3. Назначить ответственных лиц за отдельные направления производственного экологического контроля:
      • общие вопросы и координация деятельности в сфере производственного экологического контроля (должность, Ф. И. О.);
      • производственный контроль охраны атмосферного воздуха (должность, Ф.И.О.);
      • производственный контроль охраны поверхностных и подземных вод (должность. Ф.И.О.);
      • производственный контроль охраны земель (должность, Ф.И.О.);
      • производственный контроль деятельности по обращению с отходами (должность, Ф.И.О.);
      • производственный контроль охраны животного мира и среды его обитания (должность, Ф.И.О.);
      • лабораторный производственный экологический контроль (должность, Ф. И. О.).
      • Образовать в составе метрологической службы (наименование предприятия) подразделение по обеспечению единства измерений в области охраны окружающей среды, назначить руководителем упомянутого подразделения (должность, Ф. И. О.);
      • Руководителю службы производственного экологического контроля (Ф. И. О. по п. 2 настоящего приказа) совместно с (Ф. И. О. по п. 3 настоящего приказа) в срок до (указать) разработать и представить на утверждение проекты следующих документов;
        • Положения о производственном экологическом контроле;
        • Положения о службе производственного экологического контроля.

    Руководителю подразделения по обеспечению единства измерений в области охраны окружающей среды (Ф. И. О. по п. 4 настоящего приказа) в срок до (указать) разработать и представить на утверждение проекты Положения о подразделении по обеспечению единства измерений в области охраны окружающей среды и Плана первоочередных мероприятий метрологического обеспечения производственного экологического контроля.

    Подпись руководителя предприятия

    СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

    Во исполнение требований статьи 67 (часть 2) Федерального закона от 10 янва­ря 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»___________________________________

    направляет следующие сведения об организации производственного экологическо­го контроля:

    1. Производственный экологический контроль на_______________________________

    организован приказом от__________________ №____________

    2. Ответственным лицом за производственный экологический контроль на

    (Ф. И. О., должность, контактный телефон)

    15.11.2017 г. Готовимся к проверке Росприроднадзора

    Росприроднадзор осуществляет контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль), направленный на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, а также обеспечение соблюдения организациями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

    В РФ проведение проверок организаций регулируется ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.

    В области охраны окружающей среды проверки объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, осуществляет Росприроднадзор, проверки объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю, осуществляют местные природоохранные органы (в г. Москве – Департамент природопользования и охраны окружающей среды; в Московской области – Министерство экологии и природопользования).

    Согласно законодательству, Росприроднадзор осуществляет два вида проверок: плановые и внеплановые проверки.

    Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Территориальный орган Росприроднадзора за несколько месяцев до конца года разрабатывает план проведения плановых проверок, который после согласования с региональной прокуратурой направляется в Генеральную прокуратуру для формирования сводного плана проверок. Информация о ежегодном плане проверок на текущий год доступна в сети Интернет на ресурсах Прокуратуры г. Москвы и Росприроднадзора.

    Основаниями для внесения организации в ежегодный план проведения плановых проверок с момента истечения 3 (трех) лет могут являться: государственной регистрации юридического лица; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица; начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности. Основанием для проведения внеплановой проверки могут являться: истечение срока выполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений обязательных требований в области природоохранного законодательства; приказ или распоряжение руководителя органа госконтроля или надзора, изданный для исполнения поручений Президента РФ или Правительства РФ; поступление в контрольно-надзорные органы обращений и заявлений граждан, организаций, информации, поступающей от органов государственной власти, органов местного самоуправления, либо из средств массовой информации о перечисленных ниже фактах:

    — угроза причинения либо нанесение вреда жизни и здоровья граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций, несущих природный и техногенный характер;
    — в случае нарушения прав потребителей (обращения граждан, права которых нарушены).

    Срок проведения проверок не может превышать 20 (двадцать) рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

    В распоряжении органа, осуществляющего проверку, обязательно указывается перечень документов, представление которых организацией необходимо при проведении проверки.

    В зависимости от вида деятельности предприятия и степени его воздействия на окружающую среду Росприроднадзором могут быть запрошены такие документы как:

    — Учредительные и регистрационные документы организации (устав, свидетельство о госрегистрации, о постановке на учет в налоговой и т. д.)

    — Документы о назначении на должность руководителя

    — Доверенность на представление интересов организации при проверке, в том числе с правом подписания протоколов о нарушениях

    — Приказы о назначении на должность лиц, ответственных за выполнение требований природоохранного законодательства

    — Документы, подтверждающие прохождение руководителями и специалистами подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

    — Планы природоохранных мероприятий за последние два года

    — Квартальные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежные поручения

    — Госотчетность по формам № 2-тп (воздух) и 2-тп (отходы)

    — Первичная отчетная документация по охране атмосферного воздуха

    — Журнал учета стационарных источников и их характеристик

    — Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха

    — Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок

    — Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу

    — Разрешение на выбросы стационарными источниками

    — Справка о наличии на балансе предприятия стационарных источников выбросов и об использовании газоочистных установок

    — Паспорта на газоочистные установки

    — Справка о наличии на балансе предприятия передвижных источников выбросов в атмосферный воздух, о количестве израсходованного топлива за последние два года

    — Договоры с аккредитованной лабораторией на проведение производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ, эффективностью установок очистки газа

    — Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документы об утверждении этих нормативов и лимитов

    — Отчетность об образовании, обезвреживании и размещении отходов

    — Два последних технических отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами

    — Паспорта опасных отходов

    — Документы по учету движения отходов и договоры на передачу отходов другим организациям (акты приема-передачи отходов, лицензия организации на деятельность по сбору, использованию и размещению опасных отходов)

    — Порядок производственного контроля в области обращения с отходами

    — Приказы о назначении ответственных лиц за обращение с отходами и т. д.

    Документы, которые организация изготавливает самостоятельно (приказы, инструкции и т. д.), представляются в виде оригиналов, заверенных подписью руководителя и печатью. С остальных документов делают копии и заверяют подписью руководителя и печатью.

    Для того, чтобы плановая проверка Росприроднадзора прошла без штрафных санкций и предписаний к ней необходимо подготовиться:

    Этап 1: Провести независимую экологическую экспертизу (аудит) предприятия. Данная процедура поможет установить следующее:

    — наличие (отсутствие) нормативно-разрешительной и отчетной документации в области охраны окружающей среды;

    — соответствует ли деятельность предприятия санитарным нормам и правилам в области обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха и охраны поверхностных и сточных вод.

    Этап 2: Провести анализ данных, полученных в результате экологического аудита, подготовить список недостающих к проверке документов и составить план мероприятий для приведения деятельности предприятия в соответствии с действующим природоохранным законодательством.

    Этап 3: Приступить к реализации плана мероприятий самостоятельно или посредством привлечения специализированной организации, оказывающей услуги в области экологического консалтинга — подготовке и организации согласования нормативно-разрешительной и отчетной документации в области охраны окружающей среды.

    К внеплановой же проверке подготовиться гораздо сложнее. О ней руководителя должны уведомить не менее чем за 24 часа до начала проверки. Если деятельность организации причиняет вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, то о внеплановой проверке не уведомляют. Когда на подготовку недостающих документов нет времени, стоит, как минимум, уведомить всех сотрудников о предстоящей проверке, предупредить их о том, что с инспектором нужно вести себя дружелюбно и открыто, без суеты; четко отвечать на поставленные вопросы только о своем подразделении и только проверенные факты – без предположений; дополнительные документы и письменные объяснения представлять только по согласованию с руководством и т. д. Не рекомендуется при проведении проверки оправдываться в нарушениях и лгать; перечить инспектору, пытаясь доказать его неправоту (если кажется, что проверка проводится с нарушениями, пометьте это себе, чтобы оспорить результаты проверки); оставлять проверяющего наедине с сотрудниками или клиентами; отказываться от подписания акта проверки (лучше сделать в акте пометку о несогласии с результатами проверки).

    Следует обратить внимание также на следующее:

  • Зафиксируйте дату, когда организация (предприниматель) была поставлена в известность о проведении внеплановой выездной проверки.
  • Проанализируйте основания проверки: возможно, нарушения получится устранить до начала ее проведения (назначьте ответственное лицо, если это необходимо, выдайте ему доверенность). Если причиной проведения внеплановой проверки является обращение гражданина, поступившее в органы государственного контроля, необходимо убедиться, что оно действительно поступало в контролирующий орган.
  • Проверьте, достаточно ли у сотрудников контролирующего органа полномочий на проведение проверки. Должностные лица органа пожарного надзора обязаны предъявить служебное удостоверение и ознакомить уполномоченное лицо организации (предпринимателя) с распоряжением или приказом руководителя (его заместителя) о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц. Проверка может проводиться только должностными лицами, указанными в этих документах (см. статью 14 Закона № 294-ФЗ).
  • Обеспечьте присутствие представителя компании при проведении проверки. Руководитель, должностное лицо и уполномоченный представитель проверяемого лица вправе присутствовать при проведении проверки и давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки (см. статью 21 Закона № 294-ФЗ).
  • Контролируйте сроки проведения проверки. Срок выездной проверки не может превышать 20 (двадцать) рабочих дней (см. статью 13 Закона № 294-ФЗ).
  • Внимательно ознакомьтесь с актом, составленным по результатам проверки. Один экземпляр такого акта выдается проверяемой компании, его содержание и форма должны соответствовать требованиям закона. В случае нарушения проверяющими требований законодательства необходимо сделать в акте соответствующую пометку. В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 (пятнадцати) дней с даты получения акта проверки компания вправе представить органу пожарного надзора свои возражения в письменной форме (желательно с приложением документов, подтверждающих их обоснованность) (см. пункты 2, 4, 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ).
  • Законодательство, регулирующее вопросы по надзору в сфере охраны окружающей среды:

    — ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ

    — Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 (ред. от 11.07.2016) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370»

    — Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды»

    — Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об отходах производства и потребления»

    — Приказ Минприроды РФ от 25.02.2010 N 49 (ред. от 09.12.2010) «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов»

    Основные нарушения в области охраны атмосферного воздуха и в области обращения с отходами производства и потребления:

    Статья 8.1 КоАП РФ: Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

    Статья 8.2 КоАП РФ: Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Указанная консмультация может быть полезна при подготовке иска с использованием шаблона:

    Памятка для природопользователей

    Перечень природоохранной документации, необходимой для хозяйствующих субъектов

    (в перечне указаны основные, наиболее типичные документы, действующим законодательством предусмотрены и другие документы в зависимости от конкретного вида предпринимательской деятельности)

    Удостоверение руководителя (генерального директора, директора) о повышении квалификации по программе «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления».

    Основание: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ч. 2 ст. 73).

    Свидетельство о повышении квалификации должностных лиц, допущенных к обращению с отходами 1-4 классов опасности по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами 1-4 классов опасности».

    Основание: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ч. 1 ст. 15).

    Приказ о назначении ответственных лиц за соблюдением требований в области охраны окружающей среды и проведением экологического контроля на предприятии, их должностные инструкции, документы, подтверждающие подготовку этих лиц в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (руководитель организации в первую очередь).

    Основание: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ч. 1 ст. 73), Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ч. 2 ст. 15).

    Приказ о назначении ответственных лиц за соблюдением требований в области обращения с отходами производства и потребления на предприятии, их должностные инструкции, документы, подтверждающие подготовку этих лиц в области обращения с отходами 1-4 классов опасности

    Основание: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст.ст. 15, 16)

    Производственный контроль в области обращения с отходами. Необходимость разработки и согласования порядка осуществления производственного контроля регламентирована ст. 26 Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

    Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами.

    Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов РФ (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

    Производственный экологический контроль. Документы по выполнению мероприятий производственного контроля за охраной атмосферного воздуха:

    — план-график производственного (инструментального) контроля за соблюдением нормативов ПДВ на год, согласованный в составе проекта нормативов ПДВ;

    — план мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

    — договор со специализированной аккредитованной лабораторией на проведение замеров на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с приложением копий аттестатов аккредитации лабораторий, заверенными печатью, с соответствующей областью аккредитации (в случае невозможности проведения такого контроля силами предприятия);

    — результаты производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках (протоколы количественного химического анализа, журнал ПОД-1 и т.д.);

    — документы, подтверждающие внесение приборов (контрольно-измерительной аппаратуры) в государственный реестр и их своевременную поверку.

    Основание: ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 25, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

    Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране атмосферного воздуха, а также в целях соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

    Документы по реализации мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ), для предприятий, имеющих такие источники выбросов:

    — приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды НМУ на заданные режимы с указанием лиц, ответственных за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приёма оповещений и введения мероприятий по снижению выбросов;

    — мероприятия по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от предприятия в периоды НМУ из раздела нормативов ПДВ (с пояснительной запиской).

    — журнал для записи предупреждений (оповещений) о НМУ, в котором в числе прочих указываются принятые меры по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

    — договор (соглашение) с территориальным органом Росгидромета о выполнении работ (услуг) по предоставлению информации о НМУ.

    Основание: ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

    При возникновении неблагоприятных метеоусловий и оповещении об этом природном явлении, представители предприятия обязаны провести ряд мероприятий по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух. Комплекс мероприятий разработан и содержится в проекте нормативов ПДВ, перечень мероприятий определен для трех степеней состояния атмосферного воздуха, при этом предприятие должно обеспечить соблюдение на ряде источников нормативов г/сек по ряду ингредиентов.

    Порядок обеспечения и контроля мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий изложен в РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (утв. Госкомгидрометом СССР 01.12.1986).

    Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

    В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) является платным.

    Плата за НВОС представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации.

    Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан.

    Форма расчета платы за НВОС регламентируется приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

    Плата за негативное воздействие на окружающую среду должна вноситься всеми юридическими лицами и предпринимателями ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

    С 1 января 2015 года расчет платы осуществляется 1 раз в год (Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ).

    Учет образования, использования, обезвреживания и размещения отходов.

    Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

    Порядок учета в области обращения с отходами установлен приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721. Действие Порядка не распространяется на ведение учета в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты.

    Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:

    проведении инвентаризации отходов;

    подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности);

    ведении федеральных статистических наблюдений;

    расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

    Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.

    Учету подлежат все виды отходов I — V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

    Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу.

    Таблицы данных учета и учетные документы хранятся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами в электронном и/или письменном виде в течение пяти лет.

    Паспорта опасных отходов

    Необходимость разработки и согласования паспортов для отходов I-IV класса опасности регламентирована ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

    Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

    На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

    Правила паспортизации отходов урегулированы постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности»

    Паспорта отходов должны быть зарегистрированы в уведомительном порядке в Управлении Росприроднадзора по РБ по ФККО-2014.

    Проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР), технические отчеты

    Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

    Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

    В соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, лимиты на размещение отходов устанавливаются при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.

    Технический отчет подтверждает, что сведения о перечне, свойствах и количестве разрешенных к размещению отходов, внесенные в ПНООЛР, не изменились в течение отчетного периода (года) в связи с неизменностью технологических процессов и использованного сырья. При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года плата за НВОС рассчитывается как сверхлимитная.

    Отчет 2-ТП (отходы)

    В соответствии с приказом Росстата от 28.01.2011 № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления», приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.11.2011 № 828 «Об организации работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме 2-ТП (отходы) и формированию официальной статистической информации» все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами (сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение), вне зависимости от объема годового образования отходов до 01 февраля после отчетного периода должны предоставлять в территориальный орган Росприроднадзора информацию по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы).

    Отчет 2-ТП (воздух)

    В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 09.08.2012 № 441 юридические лица, а также индивидуальные предприниматели должны до 22 января после отчетного периода предоставлять в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения информацию по форме № 2-ТП (воздух).

    Форму федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) заполняют юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет.

    При наличии у юридического лица обособленных подразделений — форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

    Сведения предоставляются по юридическому лицу (обособленному подразделению):

    — с объемом разрешенного выброса более 10 тонн в год;

    — с объемом разрешенного выброса от 1 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.

    Если по истечении срока действия разрешение на выброс не было переоформлено, то респондент предоставляет первичные статистические данные по форме 2-ТП (воздух), исходя из фактического выброса по тем же критериям, что и для юридических лиц (их обособленных подразделений), имеющих соответствующие разрешительные документы.

    Отчет 2-ТП (водхоз)

    Сведения об использовании воды по форме № 2-ТП (водхоз) предоставляют все юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее — респонденты):

    — осуществляющие сброс (отведение) сточных вод;

    — осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов);

    — получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объемом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;

    — получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объемом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции;

    — имеющие системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объема забираемой воды.

    Отчет предоставляется за отчетный год в территориальные органы Росводресурсов по месту своей деятельности 22 января после отчетного периода.

    Проект нормативов ПДВ

    Обязанности предпринимателей и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, определены ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», согласно которой, указанным лицам, в том числе, необходимо обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

    Утверждение проекта ПДВ проходит в Управлении Росприроднадзора по РБ.

    Выдачу Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляют Министерство природопользования и экологии РБ (если объект подлежит региональному надзору) и Управление Росприроднадзора по РБ (если объект подлежит федеральному надзору).

    Документация на газоочистные и пылеулавливающие установки

    Для предприятий (организаций), имеющих газоочистные и пылеулавливающие установки (далее — ГОУ), необходима следующая документация, обеспечивающая соблюдение правил эксплуатации сооружений и оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов:

    — приказ по предприятию (организации) о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание ГОУ и о создании комиссии по обследованию технического состояния ГОУ;

    — утвержденные инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ с учетом условий их работы, инструкций завода-изготовителя и рекомендаций проектной и пуско-наладочной организаций;

    — паспорта установки очистки газа на каждую ГОУ, зарегистрированные в Управление Росприроднадзора по РБ;

    — акты осмотра технического состояния ГОУ при обследовании установок очистки газа (ГОУ должны подвергаться осмотру для оценки их технического состояния не реже одного раза в полугодие комиссией, назначенной руководством предприятия);

    — протоколы замеров эффективности ГОУ.

    Основание: ч. 7 ст. 16, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Правила эксплуатации установок очистки газа (утв. Минхиммашем СССР 28.11.1983) (далее – ПЭУ-84). ПЭУ-84 не распространяются на установки очистки газа от транспортных средств и от агрегатов, имеющих выбросы радиоактивных веществ.

    В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее — санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

    Проект расчетной или окончательной санитарно-защитной зоны, согласовывается Управлением Роспотребнадзора по РБ в соответствии с требованиями СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

    Ответственность за нарушение экологического законодательства

    За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (ст. 75 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

    Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

    В случае отсутствия у природопользователей оформленных в установленном порядке разрешений на выброс в атмосферу, сброс в воду загрязняющих, лимитов на размещение отходов плата за негативное воздействие вносится с пяти кратным повышающим коэффициентом (постановление Правительства РФ от 28.08.2003 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»).

    Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей (ст. 8.1 КоАП РФ).

    Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 8.2 КоАП РФ).

    Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ).

    Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей (ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ).

    Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ).

    Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию (в том числе, непредставление в уполномоченные органы сведений, содержащихся в отчетах по формам 2ТП (отходы, воздух, водхоз), либо искажение этих сведений) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

    При этом следует отметить, что в силу ст.ст. 2.1, 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в равной мере, как и физические лица, т.е. привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

    ПОЛОЖЕНИЕ

    на предприятии

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Производственный экологический контроль, в соответствии со статьей 67 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

    Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления производственного экологического контроля на (наименование организации).

    Производственный экологический контроль проводится в соответствии с природоохранными нормативными документами, которыми являются:

    федеральные нормативные правовые акты и стандарты в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

    федеральные нормативные и методические документы, утвержденные или согласованные специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, определяющие критерии и величины предельно допустимых нормативов или лимитов воздействия на компоненты окружающей природной среды, лимитов размещения отходов, порядок и методы контроля соблюдения природоохранных норм и нормативов, ответственность за их нарушения;

    отраслевые нормативные и методические документы в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;

    региональные нормативные и методические документы, утвержденные или согласованные с территориальными природоохранными органами:

    в том числе, в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

    Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

    Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

    Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

    Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

    Федеральный закон от 07.12.2011 № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

    Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Водный Кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 73-ФЗ

    Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»;

    Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

    Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 373 «Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников».

    Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 255 «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности».

    Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования».

    Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».

    Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

    Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации».

    Постановление Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

    Постановление Правительства РФ от 10.04.2007 № 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов».

    Приказ Минприроды России от 25.07.2011 № 650 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)».

    Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

    Приказ Минприроды России от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

    Приказ МПР России от 06.02.2008 № 30 «Об утверждении форм и Порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями».

    Приказ МПР РФ от 18.12.2002 № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами».

    Приказ МПР РФ от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».

    Приказ МПР РФ от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».

    Приказ МПР РФ от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода».

    Приказ Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

    Приказ МПР РФ от 14.03.2007 № 56 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование».

    Приказ МПР РФ от 17.12.2007 № 333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

    Приказ Минприроды РФ от 31.10.2008 № 288 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду».

    Приказ Минприроды РФ от 08.07.2009 № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества».

    Приказ Минприроды РФ от 29.09.2009 № 315 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр».

    Приказ Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

    Приказ Росприроднадзора от 30.11.2011 № 885 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I — IV класса опасности».

    Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

    Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».

    Приказ Росстата от 29.07.2011 № 336 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой».

    Приказ Росстата от 28.01.2011 № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».

    Приказ Росстата от 19.10.2009 № 230 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды».

    Приказ Росстата от 17.09.2010 № 319 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой».

    Приказ Росстата от 07.07.2011 № 308 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минприроды России федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод».

    Приказ Росстата от 30.07.2009 № 156 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минприроды России федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче минеральных подземных вод».

    Приказ Роснедвижимости от 07.04.2005 № П/0060 «О порядке получения сведений по проведению производственного земельного контроля».

    РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (утв. Госкомгидрометом СССР 01.12.1986).

    ГОСТ Р 14.13-2007 «Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля».

    Правила эксплуатации установок очистки газа (утв. Минхиммашем СССР 28.11.1983).

    Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды РФ от 26.01.1993).

    Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР, 1991).

    Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987).

    Приказ ЦСУ СССР от 09.06.1981 № 329.

    Методические рекомендации по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах утв. МПР РФ 25.07.2000.

    Положение дополняется и изменяется по мере изменения законодательства, нормативной и методической документации в области охраны окружающей среды и экологического контроля.

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

    Производственный экологический контроль осуществляется на территории предприятия с целью:

    — соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации, включая водное, земельное и лесное законодательство, законодательство в области охраны атмосферного воздуха и в области обращения с отходами, иных законодательных и нормативных правовых актов, а также документов корпораций,объединений, регламентирующих вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

    — выполнения корпоративных программ в области охраны окружающей среды.

    — соблюдения в процессе производственной и иной деятельности технологических нормативов сбросов, выбросов, образования отходов,потребления природных ресурсов, свойственных реализуемой на предприятии технологии производства и/ или очистки сточных вод и промвыбросов;

    — соблюдения в процессе хозяйственной деятельности принципов рационального использования и восстановления природных ресурсов;

    — выполнения планов мероприятий по охране окружающей среды;

    — соблюдения требований к охране атмосферного воздуха, водных объектов, земель и почв, а также природоохранных требований в области обращения с отходами производства и потребления,установленных разрешительной документацией;

    — соблюдения режимов санитарно-защитных и водоохранных зон;

    — своевременного и оперативного устранения причин возможных аварийных ситуаций, связанных с негативным сверхнормативным/сверхлимитным воздействием на окружающую среду;

    — получения данных о текущих воздействиях на окружающую среду для заполнения форм первичной учетной документации;

    — оперативного информирования руководства и персонала о случаях нарушений природоохранных требований, а также о причинах установленных нарушений;

    — соблюдения требований к полноте и достоверности сведений в области охраны окружающей среды, используемых при расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду, представляемых в органы исполнительной власти, осуществляющие ГЭК, и органы государственного статистического наблюдения;

    — получения первичной информации для планирования работ по наладке и модернизации технологического оборудования.

    Задачами производственного экологического контроля являются:

    контроль качества выполнения природоохранных программ, планов мероприятий по охране окружающей среды, графиков контроля источников выбросов, объектов переработки, размещения отходов;

    контроль соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды на территории завода;

    контроль соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

    разработка природоохранных мероприятий с привлечением заинтересованных подразделений завода и оформление планов по охране окружающей природной среды;

    контроль выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды;

    контроль выполнения требований действующего природоохранного законодательства, норм и правил, инструкций, предписаний по вопросам охраны окружающей природной среды;

    периодическое проведение анализа результатов природоохранной деятельности на заводе, принятие мер к устранению выявленных нарушений;

    осуществление координации и контроля природоохранной деятельности в подразделениях предприятия, приведение технической документации и технических процессов в соответствие с нормами и требованиями;

    проведение анализа технологических процессов на заводе на соответствие современным природоохранным требованиям и представление соответствующих предложений руководителю предприятия;

    осуществление руководства и обеспечение работой бригад при проведении инструментального контроля состояния окружающей среды на предприятии, при проведении инвентаризации источников выбросов, при систематическом и выборочном отборе и анализе проб атмосферного воздуха;

    подготовка руководству предприятия предложений по снижению вредного воздействия на природу на основании данных инструментальных замеров и контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, состояния окружающей природной среды в районе предприятия;

    иные задачи, вытекающие из необходимости обеспечения экологической безопасности на территории предприятия, определенные действующим законодательством.

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

    Общее руководство системой производственного экологического контроля на (наименование организации) осуществляет руководитель предприятия.

    Организацию производственного экологического контроля на (наименование организации) осуществляет главный инженер.

    Оперативное руководство и координацию работ осуществляет начальник отдела охраны окружающей среды.

    Лица, ответственные за организацию и осуществление производственного экологического контроля, руководствуются в своей работе настоящим Положением и должностными инструкциями.

    Производственный экологический контроль осуществляется как самостоятельно, так и во взаимодействии с природоохранными органами федерального и регионального уровней на условиях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, заключенными соглашениями, а также с привлечением заинтересованных учреждений и организаций.

    ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

    Руководитель предприятия.

    Осуществляет общее руководство по контролю за соблюдением экологической безопасности на опасном производственном объекте, принимает меры по созданию безопасных условий труда для работающих и обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов.

    Обеспечивает соблюдение требований Федеральных законов по экологической безопасности, обеспечивает своевременное их финансирование и выделение необходимых материальных ресурсов.

    Рассматривает и утверждает мероприятия по обеспечению требований экологической безопасности.

    Осуществляет меры по внедрению новой техники и технологии, а также модернизации, реконструкции и ремонту оборудования.

    Ежегодно издает приказы об организации и итогах осуществления производственного контроля. А также утверждает мероприятия на текущий год.

    Привлекает к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение требований экологической безопасности.

    Главный инженер.

    Организует работу по совершенствованию технологических процессов и организации производства, направленных на обеспечение экологической безопасности.

    Обеспечивает разработку и осуществление перспективных годовых планов мероприятий по обеспечению экологической безопасности.

    Проверяет состояние работы по контролю за обеспечением экологической безопасности на участках и объектах, выполнение предписаний органов государственного надзора, принимает меры по устранению выявленных недостатков.

    Обеспечивает своевременное представление информации об организации производственного контроля в органы государственного надзора.

    Начальник отдела охраны окружающей среды.

    Контролирует подразделения предприятия по вопросам выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, соблюдения норм и правил выброса загрязняющих веществ в атмосферу, организации эксплуатации газоочистных установок, выполнения выданных им предписаний.

    Требует от руководителей подразделений предприятия предоставления информации по вопросам охраны окружающей природной среды (сведения о нарушениях режима работы технологических установок, оснащенных газоочистными установками, авариях на газоочистных установках, приведших к ухудшению очистки выбросов и др.).

    Выдает руководителям подразделений предприятия обязательные для исполнения предписания, указания по вопросам охраны природной среды.

    Подготавливает проекты приказов и распоряжений руководителя предприятия по вопросам охраны окружающей природной среды.

    Привлекает в установленном порядке специалистов других подразделений предприятия для решения экологических вопросов, проведения обследований источников выделения выбросов, проверке эффективности работы газоочистных установок, консультаций и подготовки других материалов по охране окружающей природной среды.

    Не допускает в эксплуатацию вновь смонтированное оборудование и технологические установки, не обеспеченные соответствующими газоочистными установками, очистными сооружениями по очистке выбросов, предусмотренными проектом.

    Представляет руководству предприятия обоснованные предложения по остановке отдельных агрегатов, технологических линий, отделений, цехов, если их дальнейшая эксплуатация приведет к резкому усилению загрязнения природной среды, нанесению экологического ущерба природе.

    Представляет руководству предприятия предложения о поощрении отдельных работников предприятия за достижения в работе по охране окружающей природной среды, а также предложения о наложении взысканий на должностных лиц подразделений предприятия за невыполнение планов, мероприятий, предписаний по охране окружающей природной среды.

    Должностные лица и специалисты, руководители подразделений, обязаны:

    Знать и соблюдать требования действующего законодательства, правил, инструкций, приказов и распоряжений руководства по вопросам охраны природной среды.

    Проводить контроль соблюдения технологической дисциплины в части вредного воздействия производства на окружающую природную среду.

    Знать устройство, правила эксплуатации газоочистных установок, требования инструкций по их обслуживанию и ремонту.

    Обеспечивать правильную эксплуатацию и эффективность работы газоочистных, аспирационных установок, системы оборотного водоснабжения, систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и отведения хозяйственно-фекальных вод, систем переработки шлака и утилизации отходов.

    Организовывать своевременное представление отчетности в группу промышленной безопасности и охраны труда о работе газоочистных установок, неисправностях на них, неплановых остановках, аварийных и залповых выбросах.

    Организовывать выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды, своевременно принимать меры по выполнению предписаний инспектирующих органов в том числе начальника отдела охраны окружающей среды.

    Вести учет образования отходов производства с ежемесячным заполнением «Журнала движения отходов».

    ОБЬЕКТЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

    Порядок проведения производственного экологического контроля определяется программами проверок, планами природоохранных мероприятий и другой нормативно-методической документацией.

    Составной частью производственного экологического контроля является производственный аналитический контроль, основной задачей которого является получение информации о качественном и количественном содержании веществ в источниках выбросов, местах размещения отходов. Полученная информация используется при организации природоохранной деятельности. Основным видом деятельности системы производственного аналитического контроля является осуществление мониторинга источников выбросов загрязняющих веществ и объектов природной среды – атмосферного воздуха и почвы.

    Производственный аналитический контроль осуществляется на договорной основе сторонними организациями или собственной аккредитованной лабораторией. Для обеспечения достоверности результатов производственного аналитического контроля применяется аттестованные методики выполнения измерений.

    Производственный аналитический контроль проводится по согласованным с природоохранными органами планам-графикам.

    Планы-графики составляются отдельно для каждого вида контролируемых сред: промышленных выбросов и почвы.

    Производственный экологический контроль осуществляется за:

    выполнением природоохранных мероприятий, предписаний и рекомендаций специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды;

    соблюдением установленных нормативов воздействия на окружающую природную среду выбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления;

    учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду от источников загрязнения;

    обеспечением своевременной разработки (пересмотра) нормативов воздействия на окружающую среду (предельно-допустимых выбросов, лимитов размещения отходов), установленных для наименование организации;

    источниками выделения загрязняющих веществ и образования отходов;

    соблюдением правил обращения с отходами производства и потребления 1-5 классов опасности;

    наличием заключений государственной экологической экспертизы по проектам строительства, реконструкции и т.д.;

    наличием лицензий и лицензионных соглашений, предусмотренных природоохранным законодательством;

    своевременным предоставлением документации и достоверностью информации, предусмотренной госстатотчетностью и системами экологического мониторинга, а также запрашиваемой руководством (наименование организации), службами и отделами;

    организацией работ с подрядными организациями в части соблюдения природоохранного законодательства.

    К объектам производственного экологического контроля относятся:

    источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух — стационарные и передвижные;

    источники образования отходов производства;

    почвы, загрязненные по вине (наименование организации);

    ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

    Производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников включает в себя:

    контроль соблюдения нормативов ПДВ (расчетным и аналитическим методом);

    контроль выбросов веществ в атмосферу от передвижных источников загрязнения (для автомобилей с бензиновым двигателем определение содержания оксида углерода и углеводорода в отработанных газах, для автомобилей с дизельным двигателем измерение дымности);

    контроль наличия согласованных с территориальными природоохранными органами и действующих по сроку нормативных документов, регламентирующих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, расположенных на промышленной площадке:

    контроль нормативов предельно допустимых выбросов или инвентаризацию источников выбросов;

    контроль наличия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, получаемого в природоохранных органах;

    протоколы замеров токсичности и дымности отработанных газов автотранспорта;

    протоколы аналитических замеров концентраций загрязняющих веществ в выбросах от стационарных источников, составленные по результатам замеров, проведенных по договору сторонней организацией;

    ведение журналов по типовым формам первичной учетной документации: № ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик», № ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране воздушного бассейна», № ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок»;

    контроль за исправным состоянием газоочистных установок.

    ПРОИЗВОДСТЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА

    Производственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления включает в себя:

  • проверку порядка и правил обращения с отходами;
  • анализ существующего производства, с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;
  • учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов;
  • составление и утверждение паспортов опасных отходов;
  • определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями;
  • мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов;
  • проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов.
  • проверку наличия согласованных с территориальными природоохранными органами нормативных документов, регламентирующих образование и размещение отходов производства и потребления:
  • проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов производства и потребления;
  • лимитов на размещение отходов;
  • договоров на сдачу цветных металлов, отработанных аккумуляторов, на утилизацию ртутьсодержащих ламп с организациями, имеющими соответствующие лицензии;
  • документов (акты, журналы, отчеты, накладные), подтверждающих движение отходов – образование, хранение, утилизацию, или передачу сторонним организациям.
  • ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И РАЦИОНАЛЬНЫМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

    Контроль за использованием природных ресурсов и рациональным природопользованием включает в себя:

    • контроль за обеспечением на (наименование организации) рационального использования природных ресурсов, их восстановления и воспроизводства.
    • контроль за наличием договора, заключенного со сторонней организацией на забор воды для хозбытовых и производственных нужд.
    • контроль за принимаемыми мерами по предотвращению загрязнения земель нефтепродуктами и вредными веществами, содержащимися в отходах производства, сырье и материалах;
    • оценку степени загрязнения почв проводится на основании аналитических замеров содержания загрязняющих веществ в отобранных пробах грунта.
    • ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТООБОРОТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ

      Документооборот в системе производственного экологического контроля осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Положением о производственном экологическом контроле или иной документацией, определяющей порядок осуществления производственного экологического контроля. Документирование результатов производственного экологического контроля должно соответствовать принципам документирования в системе управления охраной окружающей среды на предприятии

      Результаты производственного экологического контроля подлежат обязательному документированию на бумажных и электронных носителях.

      В документации не допускаются подчистки, удаление страниц и т.п.; все исправления должны быть завизированы ответственным лицом и обоснованы.

      Состав документации должен обеспечивать использование документов в качестве объективных свидетельств доказательной базы при рассмотрении спорных вопросов, при оценке достоверности получаемой информации. Все документы должны быть датированы (с указанием дат пересмотров), храниться в определенном порядке и в течение установленного времени. Устаревшие документы своевременно должны изыматься из использования. Документы должны быть идентифицированы по соответствующим реквизитам: организация, отдел, подразделение, вид деятельности и/или контактное лицо. Необходимые документы должны быть в наличии повсюду, где выполняются операции производственного экологического контроля.

      Документирование результатов производственного экологического, в том числе аналитического, контроля, первичного учета производится в соответствии с утвержденными типовыми формами, включая формы государственного статистического наблюдения, актов отбора проб и протоколов результатов измерений, требований системы аккредитации, а также в журналах по формам, разработанным предприятием. Результаты измерений, осуществляемых в рамках экоаналитического контроля, документируют в соответствии с требованиями Руководства по качеству аналитического подразделения (лаборатории), осуществляющего измерения.

      Формы ведения оперативных журналов по каждой из контролируемых сред (объектов контроля) должны соответствовать форме протоколов выдачи результатов, которые являются приложениями к «Руководству по качеству» при аккредитации лаборатории.

      Документация ПЭК на бумажных носителях хранится как минимум в течение срока действия соответствующего разрешения.

      Срок хранения электронных копий документов и результатов лабораторного контроля устанавливается положением об экологической службе предприятия.

      Результаты проверок органов государственного экологического контроля, владельцев сетей водоотведения, совместного отбора проб и выполнения измерений, сличения результатов и иные данные, обосновывающие выводы контролирующих органов, должны быть документированы и подписаны лицами, участвующими в работах и присутствующих при их проведении.

      ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

      За нарушение требований в области охраны окружающей среды руководители и специалисты, а также технологический персонал несут ответственность в соответствии с экологическим законодательством Российской Федерации.

      Смотрите еще:

      • Учебное пособие подготовительные курсы мархи Художественно-графические средства визуализации и моделирования - Литература Раздел. Основы законодательства Российской Федерации в области образования. 1. "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принята референдумом 12.12.93) (ред. от […]
      • ХфМент в законе Мент в законе 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 сезон смотреть онлайн Сериал «Мент в законе» о настоящих ценностях в отделе расследований. О настоящих мужчинах, которые готовы грызть глотки любому, кто решит нарушить покой в их городе. Честь и […]
      • Исковое заявление на кпк Как подать в суд на кпк, не вернувшее вклад? Где можно узнать как составить иск о невозврате вклада КПК Экспресс деньги? Видела уже был вопрос Юрия об этом КПК, как-то можно с ним связаться, узнать о результате. он в суд собирался […]
      • Direct and indirect правила Direct and indirect правила Direct and Indirect Speech. Прямая и косвенная речь. Чужое высказывание может быть либо передано так, как оно было произнесено ( прямая речь ), либо описано с помощью сложносочинённого предложения ( косвенная […]
      • Разделы проекта для прохождения экспертизы Для прохождения экспертизы, какие разделы должны быть разработаны в проектах технологического присоединения объектов к сетям газораспределения Разрабатываем проекты технологического присоединения объектов к сетям газораспределения. […]
      • Постанова 14 верховного суду О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Украины от 23 декабря 2005 года N 14 "О практике применения судами Украины законодательства в делах о некоторых преступлениях против безопасности дорожного движения […]
      • Возврат исполнительного листа судом Прерывается ли срок предъявления исполнительного листа к исполнению, если лист возвращен взыскателю по его просьбе? В соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (Далее Закон об ИП) возбужденное исполнительное […]
      • Сколько налог для ип в 2018 году Сколько налогов платит ИП в 2018 году Перед регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, очень важно правильно определиться с режимом налогообложения. На сегодняшний день в РФ существуют пять систем налогообложения, каждая […]