Приказ минобрнауки 652

Оглавление:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 652 «Об утверждении программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский горный университет» на 2009-2018 годы» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 7 июня 2016 г. N 677 в приказ внесены изменения

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 652
«Об утверждении программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский горный университет» на 2009-2018 годы»

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с пунктом 6 Положения о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет»; утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. N 550, и на основании протокола заседания конкурсной комиссии по отбору программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет», от 7 октября 2009 г. N 3 приказываю:

Утвердить прилагаемую программу развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский горный университет» на 2009-2018 годы.

Приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 N 652 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — специалитет по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2017 N 47639)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — СПЕЦИАЛИТЕТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 04.05.01

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ХИМИЯ

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; N 46, ст. 6392; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121; N 28, ст. 4741; 2017, N 3, ст. 511; N 17, ст. 2567; N 25, ст. 3688), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069; 2016, N 16, ст. 2230; 2017, N 2, ст. 368), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — специалитет по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (далее — стандарт).

2. Установить, что:

образовательная организация высшего образования вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с их согласия;

прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (уровень специалитета), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. N 1174 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 сентября 2016 г., регистрационный N 43808), прекращается 31 декабря 2018 года.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 30 декабря 2017 года.

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 13 июля 2017 г. N 652

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — СПЕЦИАЛИТЕТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

04.05.01 ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ХИМИЯ

I. Общие положения

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее — ФГОС ВО) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ специалитета по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (далее соответственно — программа специалитета, специальность).

1.2. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее — Организация).

1.3. Обучение по программе специалитета в Организации может осуществляться в очной форме.

1.4. Содержание высшего образования по специальности определяется программой специалитета, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно. При разработке программы специалитета Организация формирует требования к результатам ее освоения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников (далее вместе — компетенции).

Организация разрабатывает программу специалитета в соответствии с ФГОС ВО, с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы, включенной в реестр примерных основных образовательных программ (далее — ПООП).

1.5. При реализации программы специалитета Организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — инвалиды и лица с ОВЗ), должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

1.6. Реализация программы специалитета осуществляется Организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

1.7. Программа специалитета реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом Организации «1».

«1» См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292; 2017, N 18, ст. 2670).

1.8. Срок получения образования по программе специалитета (вне зависимости от применяемых образовательных технологий):

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 5 лет;

при обучении по индивидуальному учебному плану инвалидов и лиц с ОВЗ может быть увеличен по их заявлению не более чем на 1 год.

1.9. Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (далее — з.е.) вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану.

Объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, составляет не более 70 з.е. вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану (за исключением ускоренного обучения), а при ускоренном обучении — не более 80 з.е.

1.10. Организация самостоятельно определяет в пределах сроков и объемов, установленных пунктами 1.8 и 1.9 ФГОС ВО:

срок получения образования по программе специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении;

объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год.

1.11. Области профессиональной деятельности «2» и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу специалитета (далее — выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность:

«2» См. Таблицу приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).

01 Образование и наука (в сфере основного общего и среднего общего образования, профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования, дополнительного образования, в сфере научных исследований);

02 Здравоохранение (в сфере разработки новых лекарственных препаратов, в сфере контроля качества сырья и готовой продукции фармацевтической отрасли, в сфере химико-токсикологических исследований);

13 Сельское хозяйство (в сфере создания новых видов химической продукции для нужд сельского хозяйства, оптимизации существующих и разработки новых технологий их получения);

18 Добыча, переработка угля, руд и других полезных ископаемых (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий переработки угля, руд и других полезных ископаемых);

19 Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий переработки нефти и газа);

20 Электроэнергетика (в сфере разработки новых функциональных материалов, в сфере диагностики материалов и оборудования с использованием методов химического и физико-химического анализа);

21 Легкая и текстильная промышленность (в сфере разработки новых видов материалов и химикатов, в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции);

22 Пищевая промышленность, включая производство напитков и табака (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере разработки новых видов химических реактивов для нужд пищевой промышленности);

23 Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, мебельное производство (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере разработки новых видов химических реактивов для нужд деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности);

24 Атомная промышленность (в сфере разработки новых функциональных и конструкционных материалов, в сфере контроля состава и свойств сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов, включая работу с радиоактивными веществами);

25 Ракетно-космическая промышленность (в сфере разработки новых функциональных и конструкционных материалов, в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, используемой при производстве материалов для нужд ракетно-космической промышленности);

26 Химическое, химико-технологическое производство (в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий, методов и методик получения и анализа продукции, в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции);

27 Металлургическое производство (в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий, методов и методик получения и анализа металлов и сплавов, в сфере контроля качества сырья и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации металлов и сплавов);

32 Авиастроение (в сфере разработки новых функциональных и конструкционных материалов, в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовых материалов для нужд авиационной промышленности);

40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сфере научно-технических, опытно-конструкторских разработок и внедрения химической продукции различного назначения, в сфере метрологии, сертификации и технического контроля качества продукции).

Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

1.12. В рамках освоения программы специалитета выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

1.13. При разработке программы специалитета Организация устанавливает направленность (профиль) программы специалитета, которая конкретизирует содержание программы специалитета в рамках специальности путем ориентации ее на:

область (области) профессиональной деятельности и сферу (сферы) профессиональной деятельности выпускников;

тип (типы) задач и задачи профессиональной деятельности выпускников;

при необходимости — на объекты профессиональной деятельности выпускников или область (области) знания.

1.14. Программа специалитета, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, разрабатывается и реализуется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.

II. Требования к структуре программы специалитета

2.1. Структура программы специалитета включает следующие блоки:

Блок 1 «Дисциплины (модули)»;

Блок 2 «Практика»;

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация».

Структура и объем программы специалитета

Структура программы специалитета

Объем программы специалитета и ее блоков в з.е.

Государственная итоговая аттестация

Объем программы специалитета

2.2. Программа специалитета должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по философии, истории (истории России, всеобщей истории), иностранному языку, безопасности жизнедеятельности в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)».

2.3. Программа специалитета должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту:

в объеме не менее 2 з.е. в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)»;

в объеме не менее 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в з.е. и не включаются в объем программы специалитета, в рамках элективных дисциплин (модулей).

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном Организацией. Для инвалидов и лиц с ОВЗ Организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

2.4. В Блок 2 «Практика» входят учебная и производственная практики (далее вместе — практики).

Тип учебной практики:

Типы производственной практики:

2.5. В дополнение к типам практик, указанным в пункте 2.4 ФГОС ВО, ПООП может также содержать рекомендуемые типы практик.

выбирает один или несколько типов производственной практики и устанавливает тип учебной практики из перечня, указанного в пункте 2.4 ФГОС ВО;

вправе выбрать один или несколько типов учебной и (или) производственной практики из рекомендуемых ПООП (при наличии);

вправе установить дополнительный тип (типы) учебной и (или) производственной практик;

устанавливает объемы практик каждого типа.

2.7. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входят:

подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если Организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации);

подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы.

2.8. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения элективных дисциплин (модулей) и факультативных дисциплин (модулей).

Факультативные дисциплины (модули) не включаются в объем программы специалитета.

2.9. В рамках программы специалитета выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

К обязательной части программы специалитета относятся дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование общепрофессиональных компетенций, а также профессиональных компетенций, установленных ПООП в качестве обязательных (при наличии).

В обязательную часть программы специалитета включаются, в том числе:

дисциплины (модули), указанные в пункте 2.2 ФГОС ВО;

дисциплины (модули) по физической культуре и спорту, реализуемые в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)».

Дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование универсальных компетенций, могут включаться в обязательную часть программы специалитета и в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Объем обязательной части, без учета объема государственной итоговой аттестации, должен составлять не менее 60 процентов общего объема программы специалитета.

2.10. Организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ОВЗ (по их заявлению) возможность обучения по программе специалитета, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

2.11. Объем контактной работы обучающихся с педагогическими работниками Организации при проведении учебных занятий по программе специалитета должен составлять при очной форме обучения не менее 60 процентов общего объема времени, отводимого на реализацию дисциплин (модулей).

III. Требования к результатам освоения

3.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой специалитета.

3.2. Программа специалитета должна устанавливать следующие универсальные компетенции:

Наименование категории (группы) универсальных компетенций

Код и наименование универсальной компетенции выпускника

Системное и критическое мышление

УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

Разработка и реализация проектов

УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

Командная работа и лидерство

УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия

УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)

УК-6. Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций

3.3. Программа специалитета должна устанавливать следующие общепрофессиональные компетенции:

Наименование категории (группы) общепрофессиональных компетенций

Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника

ОПК-1. Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ химической направленности

ОПК-2. Способен проводить химический эксперимент с использованием современного оборудования, соблюдая нормы техники безопасности

ОПК-3. Способен применять расчетно-теоретические методы для изучения свойств веществ и процессов с их участием, используя современное программное обеспечение и базы данных профессионального назначения

Физико-математическая и компьютерная грамотность при решении задач профессиональной деятельности

ОПК-4. Способен планировать работы химической направленности, обрабатывать и интерпретировать полученные результаты с использованием теоретических знаний и практических навыков решения математических и физических задач

ОПК-5. Способен использовать информационные базы данных и адаптировать существующие программные продукты для решения задач профессиональной деятельности с учетом основных требований информационной безопасности

Представление результатов профессиональной деятельности

ОПК-6. Способен представлять результаты профессиональной деятельности в устной и письменной форме в соответствии с нормами и правилами, принятыми в профессиональном сообществе

3.4. Профессиональные компетенции, устанавливаемые программой специалитета, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также, при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников (далее — иные требования, предъявляемые к выпускникам).

Профессиональные компетенции могут быть установлены ПООП в качестве обязательных и (или) рекомендуемых (далее соответственно — обязательные профессиональные компетенции, рекомендуемые профессиональные компетенции).

3.5. При определении профессиональных компетенций, устанавливаемых программой специалитета, Организация:

включает в программу специалитета все обязательные профессиональные компетенции (при наличии);

вправе включить в программу специалитета одну или несколько рекомендуемых профессиональных компетенций (при наличии);

включает определяемые самостоятельно одну или несколько профессиональных компетенций, исходя из направленности (профиля) программы специалитета, на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также, при необходимости, на основе анализа иных требований, предъявляемых к выпускникам (Организация вправе не включать профессиональные компетенции, определяемые самостоятельно, при наличии обязательных профессиональных компетенций, а также в случае включения в программу специалитета рекомендуемых профессиональных компетенций).

При определении профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов Организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО и (или) иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), размещенного на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) «3» (при наличии соответствующих профессиональных стандартов).

«3» См. пункт 1 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).

Из каждого выбранного профессионального стандарта Организация выделяет одну или несколько обобщенных трудовых функций (далее — ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на основе установленных профессиональным стандартом для ОТФ уровня квалификации «4» и требований раздела «Требования к образованию и обучению». ОТФ может быть выделена полностью или частично.

«4» Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 мая 2013 г., регистрационный N 28534).

3.6. Совокупность компетенций, установленных программой специалитета, должна обеспечивать выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области профессиональной деятельности и сфере профессиональной деятельности, установленных в соответствии с пунктом 1.11 ФГОС ВО, и решать задачи профессиональной деятельности не менее, чем одного типа, установленного в соответствии с пунктом 1.12 ФГОС ВО.

3.7. Организация устанавливает в программе специалитета индикаторы достижения компетенций:

универсальных, общепрофессиональных и, при наличии, обязательных профессиональных компетенций — в соответствии с индикаторами достижения компетенций, установленными ПООП;

рекомендуемых профессиональных компетенций и самостоятельно установленных профессиональных компетенций (при наличии) — самостоятельно.

3.8. Организация самостоятельно планирует результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в программе специалитета индикаторами достижения компетенций.

Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам должна обеспечивать формирование у выпускника всех компетенций, установленных программой специалитета.

IV. Требования к условиям реализации программы специалитета

4.1. Требования к условиям реализации программы специалитета включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, требования к кадровым и финансовым условиям реализации программы специалитета, а также требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета.

4.2. Общесистемные требования к реализации программы специалитета.

4.2.1. Организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы специалитета по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» и Блоку 3 «Государственная итоговая аттестация» в соответствии с учебным планом.

4.2.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде Организации из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), как на территории Организации, так и вне ее. Условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды могут быть созданы с использованием ресурсов иных организаций.

Электронная информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), практик;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок за эти работы.

В случае реализации программы специалитета с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий электронная информационно-образовательная среда Организации должна дополнительно обеспечивать:

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы специалитета;

проведение учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет».

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации «5».

«5» Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243, N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, N 26, ст. 3877; N 28, ст. 4558; N 52, ст. 7491; 2017, N 18, ст. 2664; N 24, ст. 3478; N 25, ст. 3596), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243; 2016, N 27, ст. 4164; 2017, N 9, ст. 1276, N 27, ст. 3945).

4.2.3. При реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.

4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета.

4.3.1. Помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения учебных занятий, предусмотренных программой специалитета, оснащенные оборудованием и техническими средствами обучения, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).

Оснащенность лабораторных помещений и условия работы в них обучающихся должны соответствовать требованиям техники безопасности по работе с химическими реактивами.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду Организации.

Не допускается замена оборудования его виртуальными аналогами.

4.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению при необходимости).

4.3.3. При использовании в образовательном процессе печатных изданий библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль), проходящих соответствующую практику.

4.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости).

4.3.5. Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

4.4. Требования к кадровым условиям реализации программы специалитета.

4.4.1. Реализация программы специалитета обеспечивается педагогическими работниками Организации, а также лицами, привлекаемыми Организацией к реализации программы специалитета на иных условиях.

4.4.2. Квалификация педагогических работников Организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

4.4.3. Не менее 70 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы специалитета, и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы специалитета на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны вести научную, учебно-методическую и (или) практическую работу, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

4.4.4. Не менее 5 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы специалитета, и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы специалитета на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны являться руководителями и (или) работниками иных организаций, осуществляющими трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники (иметь стаж работы в данной профессиональной сфере не менее 3 лет).

4.4.5. Не менее 60 процентов численности педагогических работников Организации и лиц, привлекаемых к образовательной деятельности Организации на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны иметь ученую степень (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации).

4.5. Требования к финансовым условиям реализации программы специалитета.

4.5.1. Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объеме не ниже значений базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования — программ специалитета и значений корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат, определяемых Министерством образования и науки Российской Федерации «6».

«6» См. пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226; 2016, N 24, ст. 3525; N 42, ст. 5926; N 46, ст. 6468).

4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета.

4.6.1. Качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки, в которой Организация принимает участие на добровольной основе.

4.6.2. В целях совершенствования программы специалитета Организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета привлекает работодателей и (или) их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников Организации.

В рамках внутренней системы оценки качества образовательной деятельности по программе специалитета обучающимся предоставляется возможность оценивания условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик.

4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной деятельности по программе специалитета в рамках процедуры государственной аккредитации осуществляется с целью подтверждения соответствия образовательной деятельности по программе специалитета требованиям ФГОС ВО с учетом соответствующей ПООП.

4.6.4. Внешняя оценка качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, отвечающими требованиям профессиональных стандартов (при наличии), требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

к федеральному государственному

высшего образования — специалитет

по специальности 04.05.01

Фундаментальная и прикладная химия,

Министерства образования и науки

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ

ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 04.05.01

Код профессионального стандарта

Наименование области профессиональной деятельности.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11 июня 2014 г. N 652 г. Москва «Об утверждении Порядка оформления и выдачи аттестатов о присвоении ученых званий профессора и доцента»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 июля 2014 г. Регистрационный N 33125

В соответствии с пунктом 4 Положения о присвоении ученых званий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. N 1139 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 50, ст. 6605), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок оформления и выдачи аттестатов о присвоении ученых званий профессора и доцента.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2012 г. N 38 «Об утверждении Порядка оформления и выдачи аттестатов об ученых званиях профессора по кафедре, доцента по кафедре, профессора по специальности и доцента по специальности и их дубликатов (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 марта 2012 г., регистрационный N 23435).

Министр Д. Ливанов

Порядок оформления и выдачи аттестатов о присвоении ученых званий профессора и доцента

1. Настоящий Порядок определяет правила оформления и выдачи аттестатов о присвоении ученых званий профессора и доцента (далее — аттестаты о присвоении ученых званий), формы которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 марта 2014 г. N 186 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2014 г., регистрационный N 32180), дубликатов аттестатов о присвоении ученых званий, а также замены аттестатов о присвоении ученых званий.

2. Основанием для оформления и выдачи аттестатов о присвоении ученых званий и их дубликатов являются приказы Министерства образования и науки Российской Федерации (далее — Министерство) о присвоении ученых званий профессора и доцента и выдаче аттестатов о присвоении ученых званий лицам, которым присвоено ученое звание профессора и доцента, дубликатов аттестатов о присвоении ученых званий лицам, утратившим указанные аттестаты, о замене аттестатов о присвоении ученых званий, а также о восстановлении ученых званий и выдаче аттестатов лицам, которые ранее были лишены ученых званий.

3. Приказы Министерства о присвоении ученых званий профессора и доцента и выдаче аттестатов о присвоении ученых званий, их дубликатов, о замене аттестатов о присвоении ученых званий, о восстановлении ученых званий и выдаче аттестатов о присвоении ученых званий размещаются на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и федеральной информационной системе государственной аттестации (со дня ее создания) со дня их издания в течение 10 дней.

Оформление аттестатов о присвоении ученых званий и их дубликатов осуществляется в двухмесячный срок со дня издания приказов Министерства о присвоении ученых званий профессора и доцента и выдаче аттестатов о присвоении ученых званий, их дубликатов, о замене аттестатов о присвоении ученых званий, а также о восстановлении ученых званий и выдаче аттестатов о присвоении ученых званий.

4. Бланки аттестатов о присвоении ученых званий заполняются на русском языке с помощью принтера (шрифтом черного цвета) или от руки каллиграфическим почерком черной тушью.

5. В правой части оборотной стороны бланков аттестатов о присвоении ученых званий указываются дата приказа Министерства о присвоении ученого звания профессора или доцента и выдаче аттестатов о присвоении ученых званий — число (цифрами), месяц (прописью), год (четырехзначным числом цифрами) и номер приказа (цифрами). Запись о приказе Министерства о присвоении ученых званий профессора или доцента и выдаче аттестатов о присвоении ученых званий вносится в творительном падеже.

6. Фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, которому присвоено или восстановлено ученое звание, вносятся в правую часть оборотной стороны бланков аттестатов о присвоении ученых званий в соответствии с записью в приказе Министерства о присвоении ученых званий профессора или доцента и выдаче аттестатов о присвоении ученых званий в дательном падеже.

Фамилия, имя и отчество (при наличии) иностранного гражданина, которому присвоено или восстановлено ученое звание, вносятся в бланки аттестатов о присвоении ученых званий в русскоязычной транскрипции.

7. Наименование научной специальности, по которой присвоено или восстановлено ученое звание профессора, доцента, вносится в правую часть оборотной стороны бланков аттестатов о присвоении ученых званий в соответствии с записью в приказе Министерства о присвоении ученых званий профессора и доцента и выдаче аттестатов о присвоении ученых званий в именительном падеже.

8. После заполнения бланков аттестатов о присвоении ученых званий они должны быть тщательно проверены на точность и безошибочность внесенных в них записей. Бланк аттестата о присвоении ученого звания, заполненный с ошибками, считается испорченным и подлежит замене.

9. Испорченные при заполнении бланки аттестатов о присвоении ученых званий актируются и уничтожаются в установленном порядке.

10. Аттестаты о присвоении ученых званий подписываются на основании приказа Министерства Министром образования и науки Российской Федерации или по его поручению заместителем Министра образования и науки Российской Федерации с указанием должности и на них проставляется печать Министерства с изображением Государственного герба Российской Федерации. Подпись проставляется черными чернилами, черной пастой или черной тушью.

11. Лицам, которым присвоено ученое звание, в случае утраты выданного документа выдается дубликат аттестата о присвоении ученого звания.

12. Дубликаты аттестатов о присвоении ученых званий оформляются на бланках аттестатов о присвоении ученых званий, действующих в период обращения о выдаче дубликата, независимо от времени присвоения ученого звания.

13. В дубликатах аттестатов о присвоении ученых званий в верхнем углу правой части оборотной стороны бланков на принтере или черной тушью пишется слово «Дубликат» и вносятся записи в соответствии с данными в аттестационном деле лица, которому присвоено ученое звание профессора или доцента, утратившего документ.

14. Для оформления дубликата аттестата о присвоении ученого звания в Министерство направляются следующие документы:

личное заявление соискателя, объясняющее обстоятельства утраты аттестата о присвоении ученого звания;

копия утраченного аттестата о присвоении ученого звания (при наличии);

справка из органа внутренних дел об утрате аттестата о присвоении ученого звания.

15. Дубликаты аттестатов о присвоении ученого звания подписываются на основании приказа Министерства Министром образования и науки Российской Федерации или по его поручению заместителем Министра образования и науки Российской Федерации с указанием должности и на них проставляется печать Министерства с изображением Государственного герба Российской Федерации. Подпись проставляется черными чернилами, черной пастой или черной тушью.

16. При заполнении дубликатов аттестатов о присвоении ученых званий следует руководствоваться пунктами 4 — 7 настоящего Порядка.

17. Бланки аттестатов о присвоении ученых званий при их замене в связи с изменением фамилии, имени, отчества, пола заполняются в соответствии с документом, удостоверяющим личность лица, которому присвоено ученое звание и выдан аттестат о присвоении ученого звания, а также с документами, подтверждающими изменение лицом, которому присвоено ученое звание и выдан аттестат о присвоении ученого звания, фамилии, имени, отчества, пола, заверенных в установленном порядке.

18. Сохранившиеся подлинники аттестатов о присвоении ученых званий при их замене изымаются, актируются и уничтожаются в установленном порядке.

19. Аттестаты о присвоении ученых званий в связи с их заменой подписываются на основании решения Министерства Министром образования и науки Российской Федерации или по его поручению заместителем Министра образования и науки Российской Федерации с указанием должности и на них проставляется печать Министерства с изображением Государственного герба Российской Федерации. Подпись проставляется черными чернилами, черной пастой или черной тушью.

20. При заполнении бланков аттестатов о присвоении ученых званий в связи с их заменой следует руководствоваться пунктами 4 — 7 настоящего Порядка.

21. При восстановлении ученых званий лицам, которые были их лишены, аттестаты о присвоении ученых званий оформляются и выдаются в порядке, установленном для оформления и выдачи аттестатов о присвоении ученых званий.

22. Аттестаты о присвоении ученых званий выдаются Министерством руководителю (его заместителям) организации, представившей лицо к присвоению ученого звания, либо иным уполномоченным представителям ученых (научных, научно-технических) советов организации, представившей лицо к присвоению ученого звания (на основании доверенности, оформленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

23. Аттестаты о присвоении ученых званий в связи с ликвидацией организации, представившей лицо к присвоению ученого звания, выдаются Министерством лицам, которым присвоены ученые звания, по предъявлению документов удостоверяющих их личность, либо представителям указанных лиц по доверенности, оформленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации либо иным уполномоченным представителям организации, представившей лицо к присвоению ученого звания (на основании доверенности, оформленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

24. Дубликаты аттестатов о присвоении ученых званий выдаются Министерством лицам, которым присвоено ученое звание, по предъявлению документов удостоверяющих их личность, либо представителям указанных лиц по доверенности, оформленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации либо иным уполномоченным представителям организации, представившей лицо к присвоению ученого звания (на основании доверенности, оформленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

25. Аттестаты о присвоении ученых званий и их дубликаты выдаются под роспись.

26. Для регистрации выдаваемых аттестатов о присвоении ученых званий и их дубликатов в Министерстве ведется журнал в виде сброшюрованных и заверенных в установленном порядке копий приказов Министерства о присвоении ученых званий и выдаче аттестатов о присвоении ученых званий и их дубликатов, о замене аттестатов о присвоении ученых званий, о восстановлении ученых званий и выдаче аттестатов о присвоении ученых званий, в который вносятся следующие данные:

а) серия и номер аттестата о присвоении ученого звания;

б) дата выдачи аттестата о присвоении ученого звания;

в) подпись лица, получившего аттестат о присвоении ученого звания.

27. Журналы регистрации выданных аттестатов о присвоении ученых званий и их дубликатов переплетаются, скрепляются печатью Министерства и хранятся в Министерстве как документы строгой отчетности (постоянно).

28. Вручение аттестатов о присвоении ученых званий и их дубликатов должно быть проведено в месячный срок со дня получения их в Министерстве.

Организация, представившая лиц к присвоению ученого звания профессора или доцента, уведомляет лиц, которым присвоено ученое звание, о дате вручения аттестатов о присвоении ученого звания и их дубликатов.

29. Для регистрации выдаваемых аттестатов о присвоении ученых званий и их дубликатов в каждой организации, представившей лицо к присвоению ученого звания, должен вестись журнал, в который вносятся следующие данные:

а) порядковый номер;

б) фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, которому присвоено ученое звание;

в) серия и номер аттестата о присвоении ученого звания;

г) ученое звание, наименование научной специальности;

д) дата и номер приказа Министерства о присвоении ученого звания профессора или доцента и выдаче аттестата о присвоении ученого звания, о выдаче дубликата аттестата о присвоении ученого звания, о замене аттестата о присвоении ученого звания;

е) дата выдачи аттестата о присвоении ученого звания или его дубликата;

ж) подпись должностного лица, выдавшего аттестат о присвоении ученого звания или его дубликат;

з) фамилия, имя, отчество (при наличии) и подпись лица, получившего аттестат о присвоении ученого звания или его дубликат.

30. Журналы регистрации выданных аттестатов о присвоении ученых званий и их дубликатов переплетаются, скрепляются печатью организации, представившей лицо к присвоению ученого звания, и хранятся в указанных организациях как документы строгой отчетности (постоянно).

31. Аттестаты о присвоении ученых званий и их дубликаты, не врученные владельцам в течение 3 лет с момента их получения в Министерстве, возвращаются организацией, представившей лицо к присвоению ученого звания, в Министерство с указанием причин их невручения.

Смотрите еще:

  • Уголовные дела подсудные военным судам Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Статья 7. Подсудность дел военным судам 1. Военным судам подсудны: 1) гражданские и административные дела о […]
  • Закон 46-фз штрафы Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ"О защите прав и законных интересов инвесторов […]
  • Закон об образовании в пмр Закон ПМР «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании» Принят Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 12 апреля 2017 года Статья 1. Внести в Закон Приднестровской Молдавской […]
  • Ст 6 закона об обороте земель Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" С […]
  • Закон об установке тахографа в 2018 году Закон о тахографах: штраф за отсутствие тахографа Первые законодательные акты, оговаривающие условия установки тахографов на транспортные средства, были приняты в России еще в середине 90-х годов, однако первый серьезный законопроект о […]
  • Закон от 21122013 353-фз Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ"О потребительском кредите (займе)" С изменениями и дополнениями от: 21 […]
  • Постанова 14 верховного суду О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Украины от 23 декабря 2005 года N 14 "О практике применения судами Украины законодательства в делах о некоторых преступлениях против безопасности дорожного движения […]
  • Среднедневной заработок для расчета пособий Среднедневной заработок для расчета больничного пособия Пособие по временной нетрудоспособности рассчитывают исходя из среднедневного заработка работника. Средний дневной заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности […]