Преступление и наказание главы о петербурге

Петербург в романе

Очень большое значение в романе имеет изображение Петербурга. У Достоевского это не город величественных дворцов и палат, фонтанов. Это город с черными лестницами, облитыми помоями, дворцами-колодцами, напоминающими душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. В этом городе невозможно остаться здоровым, он душит и давит. Не случайно в его описании преобладает желтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель в комнате старухи-процентщицы, желтая, «похожая на шкаф или сундук» каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет, желтоватые обои в комнате Сони, «мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, желтый цвет обоев в номере гостиницы, где остановился Свидригайлов. Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, печали, вызывает чувство подавленности и угнетенности.

Очень часто события происходят вечером, на закате солнца. Солнце у Достоевского как символ тревоги, состояния предзнаменования, знак часа, когда совершаются роковые события. Желто-красный колорит как бы олицетворяет символ золота и убийства.

Идея Раскольникова органически связана с жизненными условиями, в которых он оказался: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Духота петербургских трущоб – неотъемлемая часть общей атмосферы безысходной атмосферы романа.

Существует связь и между мыслями Раскольникова и размерами его каморки, крошечной клетушки шагов шесть длиной, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. Эта каморка – прообраз более грандиозной, но столько же душной «каморки» большого города. Не случайно Катерина Ивановна Мармеладова говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек.

Картину тесноты, давящей скученности людей, ютящихся «на аршине пространства», усугубляет чувство духовного одиночества человека в толпе. Люди в этом безысходном мире объединены злорадством и нездоровым любопытством к несчастьям ближнего, относятся друг к другу с подозрением и недоверием. Мармеладов рассказывает Раскольникову историю своей жизни под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей распивочной; не раз сбегаются на скандал жильцы дома, в котором снимает квартиру Катерина Ивановна.

Раскрывая конфликт героев на фоне Петербурга, Достоевский выбрал не парадно-благополучную его часть, а ту, где совершается процесс жизни города. Петербург в романе – мертвенный, холодный, равнодушный к судьбе человека город: «необъяснимым холодом» веет на Раскольникова «от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта картина».

Картины нищего Петербурга в романе «Преступление и наказание» пронизаны глубокой болью за человека, жгучим чувством социального негодования. Облик романа «Преступление и наказание» определяют картины бедности, бесправия и безысходности. Жизненные тупики, одиночество приводят героев Достоевского к пьянству, преступлению, смерти. Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и жестокость окружающей их действительности. Петербург выступает как подстрекатель и невидимый участник преступления Родиона Раскольникова. В трактире вблизи Сенной он случайно слышит разговор студента и офицера о процентщице. В грязи, духоте, вони, под пьяные крики завязывается его трагедия. В трактире звучит исповедь Мармеладова, в трактире раскрывает душу Свидригайлов. На бульваре Раскольников встречает подвыпившую, опозоренную девочку. На улице истекает кровью чахоточная Катерина Ивановна, в приступе безумия заставляющая своих голодных детей плясать и кривляться перед прохожими. На улице затоптан лошадьми Мармеладов. На площади всенародно кается Раскольников.

В романе изображен центр торговли тогдашнего Петербурга – Сенная площадь, а также прилегающие к ней мрачные улицы и закоулки. Екатерининский канал Достоевский называет «канавой». Во времена Достоевского на Сенной площади находился главный рынок города, поэтому там всегда – с раннего утра и до позднего вечера – толпился народ. В двух шагах от Сенной находился Столярный переулок, известный тем, что там находилось большое количество кабаков.

Раскольников каждую ночь просыпается, когда пьяницы с криками расходятся из этих кабаков по домам. Ф.М. Достоевский хорошо знал район Сенной площади. Здесь жил он сам, и здесь он поселил героев своего романа. Вот Раскольников, возвращаясь к себе домой после мучительного сна в кустах на Петровском острове, направился к Сенной площади: «Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя». Раскольников – один из этой толпы. Проходя мимо торговцев нитками, тесемками и ситцевыми платками, он неожиданно для себя услышал разговор, из которого узнал, что «завтра, ровно в семь вечера», старуха-ростовщица «останется дома одна». Эта встреча с мещанином, его женой и Лизаветой – сестрой процентщицы – стала для него решающей.

В июльскую жару Раскольников бродит по улицам города: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». Запахи из «канавы», из дворов, с помоек, пыль и духота – все это вызывает у Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения» и делает его мысли еще более кошмарными.

В романе неоднократно упоминается Юсупов сад. Направляясь к старухе-процентщице и проходя мимо Юсупова сада, Раскольников «даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь». Вероятно, Достоевский приписал Раскольникову собственные мысли, поскольку его очень волновала идея благоустройства города. В Юсупов сад любил заходить друг Раскольникова – Разумихин. Этот сад называет Раскольников в разговоре со Свидригайловым.

Деталями и сценами жизни Петербурга пронизан весь роман: «По старой привычке, обыкновенным путем своих прежних прогулок, он направился на Сенную. Не доходя до Сенной, на мостовой, перед молочной лавкой стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувствительный роман».

Бесцельно бродя по городу, Раскольников забрел в один из переулков: «Миновав площадь, он попал в переулок. Он и прежде проходил часто этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим в Садовую». Особенно его тянуло к этим местам, когда становилось тошно на душе, «чтоб еще тошнее было». Его одолевали мысли о том, как в обществе «обессмыслена человеческая жизнь, какой ужасной, позорной ценой приходится платить» за жалкое существование.

Таким образом облик города сливается с самыми черными мыслями Раскольникова, как будто специально для того, чтобы окончательно доконать его. В тесной и удушливой атмосфере узких улочек, в перенаселенных квартирах разворачиваются драматические события из жизни униженных и оскорбленных, жизни на позорных, унизительных для человека условиях. Глазами своего героя Достоевский воссоздает особое состояние мира, в котором право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью.

Если бы Сонечка Мармеладова не стала зарабатывать на жизнь «желтым билетиком» – умерли бы с голоду дети Катерины Ивановны. В той ситуации, в которой она оказалась, даже самоубийство исключено. Добро Сони по отношению к ближним требует зла по отношению к себе. Нравственная гармония в этих условиях недостижима, а стремление к ее немедленному осуществлению оборачивается бесчеловечностью. По словам Сонечки, например, Катерина Ивановна «не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается». Жизнь ставит героев в тупиковые ситуации, когда, с точки зрения логического ума Раскольникова, «безнравственным» становится само неукоснительное требование нравственности.

Сестра Раскольникова Дуня готова не задумываясь выйти замуж без любви за расчетливого и циничного дельца Лужина, чтобы помочь брату. Раскольников попадает в положение, аналогичное положению Сонечки. «Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же и поскорее. » Таким образом жизнь не только не удаляет героя от обдуманного решения, а как будто специально, на каждом шагу наталкивает на него.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

Мир Достоевского

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Меню сайта

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание в цитатах

Петербург является местом основных событий в романе «Преступление и наказание».

Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание в цитатах

На фоне нищеты активно развивалась деятельность ростовщиков (процентщиков), которые давали деньги под залог имущества (как например, старуха-процентщица).

Среди молодежи и «прогрессивного населения» набирал популярность нигилизм, «модное безверие» (Раскольников), социализм, коммунизм и идеи равенства полов (Лебезятников), индивидуализм (Лужин) и т.д. Все эти явления нашли отражение в романе «Преступление и наказание».

Многие небогатые жители Петербурга селятся в больших многоквартирных домах (что-то вроде «коммуналок»). . Так, семья Мармеладовых и господин Лебезятников снимаю жилье в «доходном доме» Амалии Ивановны Липпевехзель.

В подобных «доходных домах» жилье сдается без кухни, поэтому квартиранты не готовят себе еду. Обычно хозяева дома сами обеспечивают жильцов обедами. Так, Раскольников сначала получает обеды от хозяйки, но позже лишается питания из-за долгов за квартиру. Также жильцы могут питаться в трактирах, харчевнях:
«. (как и часто устраивается в таких домах, где много фабричных, артельных, извозчиков и проч.). « «Хозяйка моя добрая женщина, но она до того озлилась, что я уроки потерял и не плачу четвертый месяц, что не присылает мне даже обедать. « «Он вспомнил об этом, проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни, и почувствовал, что ему хочется есть. Войдя в харчевню, он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог.»

Это был цитатный образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание в цитатах.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Парадный Петербург

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Ленинград, Петербург, Петроград, Санкт-Петербург – величественный город мечты. Прошлое, настоящее и будущее нашей страны сливаются в нём воедино.

Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители. Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную атмосферу «вонючего, пыльного» Петербурга Раскольникова. Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент, вряд ли может служить вдохновением для творческого порыва. Узкие грязные улочки наполняют персонажи под стать главному герою. Неудивительно, что его появление среди прохожих в своём нищенском обличье не вызывает ни у кого удивления. Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе «Преступление и наказание». Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи. За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.

Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь». В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом. На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин. Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Интерьеры квартир героев романа

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…». Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея. Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое».

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Влияние величественного города на его обитателей

Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой. Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы. Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.

Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти». Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе. Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.

Преступление и наказание главы о петербурге

Как верно определил выдающийся исследователь творчества Достоевского Л. П. Гроссман, «Преступление и наказание» прежде всего –

. роман большого города XIX в. Широко развернутый фон капиталистической столицы предопределяет здесь характер конфликтов и драм. Распивочные, трактиры, дома терпимости, трущобные гостиницы, полицейские конторы, мансарды студентов и квартиры ростовщиц, улицы и закоулки, дворы и задворки, Сенная и «канава» – все это как бы порождает собой преступный замысел Раскольникова и намечает этапы его сложной внутренней борьбы

В «Преступлении и наказании» внутренняя драма своеобразным приемом вынесена на людные улицы и площади Петербурга. Действие все время перебрасывается из узких и низких комнат в шум столичных кварталов. На улице приносит себя в жертву Соня, здесь падает замертво Мармеладов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, на проспекте перед каланчой застреливается Свидригайлов, на Сенной площади кается всенародно Раскольников. Многоэтажные дома, узкие переулки, пыльные скверы и горбатые мосты – вся сложная конструкция большого города середины столетия вырастает тяжеловесной и неумолимой громадой над мечтателем о безграничных правах и возможностях одинокого интеллекта С щедростью и всеобъемлющим размахом «Человеческой комедии» Достоевский в границах одного романа развернул исключительное богатство социальных характеров и показал сверху донизу целое общество в его чиновниках, помещиках, студентах, ростовщиках, стряпчих, следователях, врачах, мещанах, ремесленниках, священниках, кабатчиках, сводницах, полицейских и каторжниках. Это – целый мир сословных и профессиональных типов, закономерно включенный в историю одного идеологического убийства».

Изображенный в «Преступлении и наказании» район Петербурга (примыкающий к торговому центру города 1860-х годов – Сенной площади), где живут Раскольников и другие главные герои, был хорошо знаком Достоевскому по личным наблюдениям. В этой части Петербурга писатель жил дважды, в 1840-х и 1860-х годах. Как установлено Н. П. Анциферовым, Л. П. Гроссманом и последующими исследователями, район этот, прилегающие к нему улицы и переулки описаны Достоевским на страницах романа с исключительной, «физиологической» точностью. В тексте «Преступления и наказания» большинство называемых автором улиц обозначено сокращенно: «С-й (Столярный) переулок», «В-й (Вознесенский) проспект», «К-й (Конногвардейский) бульвар» и т. д., – но, взяв план тогдашнего Петербурга, сокращения эти легко расшифровать, и сравнение убеждает, что расположение и облик соответствующих домов и улиц, описанных в романе, вплоть до мельчайших деталей соответствуют их реальному местоположению и внешнему облику. До настоящего времени в Петербурге сохранились так называемые «дом Раскольникова» на углу Гражданской (б. Мещанской) улицы и улицы Пржевальского (б. Столярного переулка), «дом Сони Мармеладовой» (угловой по каналу Грибоедова и Казначейской улице), «дом Алены Ивановны» и многие другие места, здания, их дворы и лестницы, изображенные Достоевским как бы непосредственно с натуры, о чем он сам рассказывал позднее своей жене А. Г. Достоевской.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

С той же предельной точностью, с какой воссоздана в романе топография Петербурга, в нем воспроизведена вся реальная атмосфера жизни города того времени. Так, из газет начала 1860-х годов мы узнаем, что в связи с ростом нищеты трудового населения в это время в Петербурге особенно усилилось ростовщичество, ставшее широким бытовым явлением. Только в одном номере (141) «Ведомостей С.-Петербургской полиции» за 1865 г. помещено одиннадцать объявлений об отдаче денег на проценты под различные залоги. «Все эти объявления – писала другая газета того времени, – показывают, с одной стороны, крайнюю потребность в деньгах в бедном классе, а с другой – накопление сбережений людьми, не умеющими обратить эти деньги на какое-нибудь производительное предприятие При чтении всех этих предложений денег представляется, с одной стороны, скаредность и алчность, а с другой – раздирающая душу нищета и болезнь».

Рост в конце 1850-х – начале 1860-х годов нищеты городских низов, неуверенность их в завтрашнем дне вели к систематическому увеличению преступности, на что также постоянно жаловались петербургские газеты. О том, что в основу рассказа о преступлении Раскольникова легли художественно претворенные им на страницах романа факты, извлеченные из уголовной хроники, писал сам Достоевский.

По свидетельству тогдашней статистики, число дел о различных преступлениях в петербургской полиции в период с 1853 по 1857 г. удвоилось. В среднем в Петербурге в это время совершалось краж и мошенничеств на 140 тыс. рублей в год. Число арестантов достигло 40 000 человек ежегодно, что составляло одну восьмую часть населения тогдашней столицы.

В августе 1865 г. в Москве происходил военно-полевой суд над приказчиком, купеческим сыном Герасимом Чистовым, 27 лет, раскольником по вероисповеданию. Преступник обвинялся в предумышленном убийстве в Москве в январе 1865 г. двух старух – кухарки и прачки – с целью ограбления их хозяйки. Преступление было совершено между 7 и 9 часами вечера. Убитые были найдены сыном хозяйки квартиры, мещанки Дубровиной, в разных комнатах в лужах крови. В квартире были разбросаны вещи, вынутые из окованного железом сундука, откуда были похищены деньги, серебряные и золотые вещи. Как сообщала петербургская газета, старухи были убиты порознь, в разных комнатах и без сопротивления с их стороны одним и тем же орудием – посредством нанесения многих ран, по-видимому, топором. «Чистова изобличает в убийстве двух старух орудие, которым это преступление совершено, пропавший топор чрезвычайно острый, насаженный на короткую ручку».

Для пореформенной России 1860-х гг. был характерен и рост проституции. В 1862 г. в журнале братьев Достоевских «Время» появились статьи о книге Э. А. Штейнгеля «Наша общественная нравственность» (1862) – М. Родевича и П. Сокальского, специально посвященные вопросу о причинах «падения» женщины и условиях, способствующих развитию проституции как социального явления. С данным в романе описанием Сенной, примыкающих к ней улиц, заселенных чиновниками и беднотой, жаркого и пыльного петербургского лета 1865 г. непосредственно перекликается содержание многих фельетонов в тогдашних газетах – «Петербургском листке», «Голосе» и других.

Место жительства Раскольникова в «Преступлении и наказании» – район Столярного переулка (здесь, на углу Малой Мещанской ул., в доме И. М. Алонкина жил в 1864 – 1867 гг. и сам Достоевский) – славилось обилием питейных заведений. «В Столярном переулке, – писала газета, – находится 16 домов (по 8 с каждой стороны улицы). В этих 16 домах помещается 18 питейных заведений, так что желающие насладиться подкрепляющей и увеселяющей влагой, придя в Столярный переулок, не имеют даже никакой необходимости смотреть на вывески: входи себе в любой дом, даже на любое крыльцо, – везде найдешь вино». Рядом, на Вознесенском проспекте, помещалось 6 трактиров (один из них посещает в романе Свидригайлов), 19 кабаков, 11 пивных, 10 винных погребов и 5 гостиниц.

Соответствуют фактам, зафиксированным в газетных сообщениях, и другие, более второстепенные детали «Преступления и наказания». Так, ввиду отсутствия в тогдашнем Петербурге водопровода, газеты жаловались неоднократно на «желтую воду» из каналов и рек, которую развозили водовозы (ср. ч. II, гл. 1), на «оборванных извозчиков», «вонь из распивочных», квартирных хозяек-немок и т. д. Мысль Раскольникова о необходимости в городе устроить фонтаны, которые бы «освежали воздух на всех площадях» (ч. I, гл. 6), перекликается с аналогичным проектом, изложенным в «Петербургском листке», а иронические слова поручика-Пороха о «сочинителе», который, не уплатив в трактире за обед, был задержан и обещал отомстить своим обидчикам «сатирой» (ч. II, гл. 1), варьируют городские сплетни.

Конспект урока по литературе в 10-м классе «Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Разделы: Литература

2008 год – год акции “ Имя Россия”. С инициативой проведения этой акции выступил канал “Россия”. Ф.М.Достоевский является одним из номинантов акции и вошел в число избранных 12 июня пятидесяти претендентов на победу. В целях привлечения внимания к личности и творчеству писателя был дан открытый урок по теме “Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, который в системе занятий стоит третьим, на раскрытие темы отводится 1 час. Основной целью урока является формирование нравственных качеств учащихся.

Авторы и название программы:

Программа по литературе для 5–11 классов общеобразовательной школы/Авт.– сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – М.:ООО “ТИД “Русское слово-РС”, 2005

Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч.– М.: ООО “ТИД “Русское слово-РС”,2005

Тема урока: “Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание

  • показать изображение писателем в романе образа города и его воздействие на духовный мир героев романа
  • развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения
  • воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.
  • ЦОРы: мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация по теме занятия;
  • Портреты писателей: А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского;
  • Картины города Петербурга.
  • Тип урока: комбинированный.

    Вид учебного занятия: урок-путешествие по Петербургу, который включает элементы семинарского занятия и дискуссии.

    1. Грачева И.В. Пейзаж в романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”// “Литература в школе”,№7,2001
    2. Гоголь Н.В. “Мертвые души”, “Невский проспект”
    3. Золотарева И.В.,Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по литературе XIX века.10 класс. Изд. 3-е, М.: “ВАКО”,2004
    4. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века: 2-я половина: Книга для учителя.– М.: Просвещение, 1990
    5. Пушкин А.С. “Медный всадник”
    6. Роговер И.В. Самая полная история русской литературы XIX века (вторая половина): СПб.: САГА, Издательство РГПУ им. А.И.Герцена,2003
    7. Этапы учебного занятия и расчет времени.

      а) Беседа по первичному восприятию текста.

      б) Создание проблемной ситуации.

      в) Работа с текстом романа.

      1. Вводная часть урока.

      Проверка готовности класса к занятию, объявление темы и задач урока. Оформление тетрадей. Запись темы урока и эпиграфа.

      Город пышный, город бедный,
      Дух неволи, стройный вид,
      Свод небес зелено-бледный,
      Скука, холод и гранит…
      А.С.Пушкин

      2. Беседа по первичному восприятию романа.

      • Что нового открыл вам роман? Какие чувства пробудил? О чем заставил задуматься?
      • Кто главные герои произведения?
      • Современник Ф.М.Достоевского Н.К.Михайловский назвал талант писателя “жестоким”. Согласны ли вы с этим утверждением?
      • На чьей стороне симпатии писателя?
      • 3. Создание проблемной ситуации.

        Узнайте город по описанию и автора произведения, где оно было использовано.

        (Чтение учителем описаний города Петербурга А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя.)

        “…Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы. здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости , куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург… Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга…всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянья Петербурга! Как чисто подметены его тротуар , и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои.

        С самого раннего утра … Невский проспект пуст… По улицам плетется нужный народ… В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернеры всех наций… Но чем ближе к двум часам…Все, что вы ни встретите на Невском проспекте, все исполнено приличия…

        В три часа – новая перемена. На Невском проспекте вдруг настает весна: он весь покрывается чиновниками в зеленых вицмундирах…

        Но как только сумерки упадут на дома и улицы. тогда Невский проспект начинает шевелиться и оживает. Тогда настает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет…

        О, не верьте этому Невскому проспекту. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется. все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект. ” (повесть “Невский проспект”.)

        “…и очутился вдруг в столице, которой, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, относительно сказать, некоторое поле жизни… Вдруг какой-нибудь эдакий, можете представить себе, Невский проспект, или там, знаете какая-нибудь Гороховая, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, безо всякого, то есть, соприкосновения , – словом, Семирамида, да и полно. – Персия, сударь мой, такая…” (“Повесть о капитане Копейкине”.)

        По оживленным берегам
        Громады стройные теснятся
        Дворцов и башен; корабли
        Толпой со всех концов земли
        К богатым пристаням стремятся;
        В гранит оделася Нева;
        Мосты повисли над водами;
        Темно-зелеными садами
        Ее покрылись острова.
        Люблю…
        Невы державное теченье,
        Береговой ее гранит,
        Твоих оград узор чугунный,
        Твоих задумчивых ночей
        Прозрачный сумрак, блеск безлунный… (“Медный всадник”.)

        – Каков Петербург у каждого писателя? Какую роль сыграл город в судьбе героев известных вам произведений?

        – Каков же Петербург у Достоевского? Какую роль сыграл он в романе и какое влияние оказал на судьбы героев романа “Преступление и наказание”? – эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф.М.Достоевского “ Преступление и наказание”.

        4. Работа с текстом романа. Подготовка к путешествию по городу.

        – Каким мы видим Петербург при чтении первых страниц романа?

        “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу..”

        – Какие чувства у вас вызывает этот город? Какие чувства он вызвал у главного героя?

        “Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека”.

        С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты – “лохматники”, женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети.

        Для чего использует Достоевский столь подробное описание города? Только ли в качестве характеристики действия?

        Чаще всего описание города используют в качестве характеристики обстановки действия, но Достоевский вносит дополнительное значение, а какое – мы узнаем, выполнив следующее задание.

        Вспомним средства создания образа города – это и пейзаж, и сцены уличной жизни, и интерьеры.

        Чтобы полностью восстановить образ города, нам придется разделиться на три группы (по количеству рядов), и каждая из групп получит возможность увидеть Петербург Достоевского со своей стороны.

        Задания для групповой работы (10–15 минут):

        1-я группа: Дать характеристику пейзажам в романе (часть 1 гл. 1; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 6; часть 4 гл. 5–6.)

        2-я группа: Сопоставьте сцены уличной жизни (часть 1 гл. 1; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 6; часть 5 гл. 5.)

        3-я группа: Составить описания интерьеров (часть 1 – каморка Раскольникова; часть 1 глава 2 – описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1 глава2 и часть2 глава 7 – угол Мармеладовых; часть 4 глава 2 – трактир, где исповедуется Свидригайлов ; часть 4 глава 4 – комната Сони.)

        Самостоятельный осмотр города на страницах романа (работа в группах).

        Самостоятельная работа учащихся занимает не более 15–20 минут. По окончании работы совместно со всеми составляем таблицу-описание города.

        Урок. Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского (Преступление и наказание)

        Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

        Тема урока Петербург Достоевского или «Лик мира сего».

        Цель урока: показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам; актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения; знать содержание романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; главные образы произведения.

        1) технические средства обучения (компьютер, телевизор);

        3) тексты романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;

        4) Тетради для работ по литературе.

        Учащиеся должны знать:

        — содержание романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;

        — роль города в жизни героев;

        Учащиеся должны уметь:

        — правильно отвечать на поставленные вопросы;

        I . Оргмомент (сообщение темы и цели)

        II . Подготовка к восприятию.

        Учитель: Что такое город? (ответы учащихся: населённый пункт; политический, экономический, административный и культурный центр).

        Петербург… Когда произносишь это название, сразу возникает параллель – Достоевский Фёдор Михайлович.

        Петербург Достоевского… Эти слова, как афоризм, прочно вошли в русскую классическую литературу.

        Мы сегодня вместе с писателем и его героем, Родионом Раскольниковым, пройдём по улицам Петербурга, увидим пейзаж и сцены уличной жизни, заглянем в комнаты-углы, где живут его герои.

        Достоевский — это петербургский писатель. Образ Петербурга присутствует по­чти в каждом его произведении. Главное для Достоевского в Петербурге то, что в нем сошлись европейская и русская цивилизация, что это — город, насильственно по­строенный, неестественно создавшийся. Поэтому Петербург — город бедных, несча­стных людей, город нищеты и город крайнего богатства.

        III . Основное содержание урока.

        Учитель: Что означает имя Пётр?

        Учащиеся: Если посмотреть, что означает имя Петр, то можно увидеть одну очень интерес­ную особенность, в какой-то степени объясняющую восприятие Достоевским этого города. Имя Петр означает камень, поэтому Петербург — это каменный мешок, мерт­вый, безликий, холодный, страшный город. Взятый у Пушкина образ медного всад­ника символизирует мощь и силу этого страшного города. Для Достоевского эта мощь в силе влияния города на людей. Не случайно Петербург строился на месте болота, медный всадник — символ Петербурга, то есть для Достоевского Петербург — это медный всадник посреди болота.

        Учитель: В романе «Подросток» именно такое восприятие города. «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь тот гнилой, склизлый го­род, поднимется с туманом и исчезнет, как дым, и останется прежнее Финское боло­то, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, за­гнанном коне».

        «Преступление и наказание» называют «петербургским романом». Вы помните, что образ Петербурга создавали в своих произведениях и Пушкин и Гоголь, и Некрасов, раскрывая всё новые и новые его грани.

        Учитель: — Кто из русских писателей и поэтов касался темы изображения Петербурга в своём творчестве?

        Учащиеся: Тема Петербурга задана в русской литературе Пушкиным. Именно в его «Медном всаднике», в «Пиковой Даме» мы сталкиваемся с двувеликим городом: прекрасным, могучим Петербургом, творением Петра, и городом бедного Евгения, городом, само существование которого оборачивается трагедией для маленького человека.

        Дух неволи, стройный вид,

        Свод небес зелёно-бледный,

        Сказка, холод и гранит…

        Точно так же двулик Петербург Гоголя: блестящий, фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана на улицах северной столицы.

        Учитель: Свой Петербург у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «Так и кишат».

        Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчиво­стью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безраз­личия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

        Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» — создают общее впечатление города, ко­торый враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

        Учитель: — Где происходит действие в романе Ф.М.Достоевского.

        Учащиеся: Распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, закоулки, дворцы-колодцы, комнаты гробы и шкафы, чёрные лестницы, облитые помоями. Сенная площадь и Канава.

        Учитель: Петербург в романе не просто место действия или фон событий, он душа, участник событий. На зовите места, где происходят действия в романе?

        Сенная площадь, Столярный переулок, Екатерининский канал, Большая и Малая Нева, Петровский остров, «дом Раскольникова», «дом Сони», «дом старухи процентщицы».

        Учитель: Действие романа происходит летом. Лето в Петербурге – это сев. лето. Лето в романе – жаркое, такое, что трудно дышать. Трудно дышать на улицах, трудно дышать в распивочных, квартирах, углах.

        — сцены уличной жизни;

        Учитель: — Что такое пейзаж? (Вид изображения какой-нибудь местности).

        Часть 2, глава 6 – вечерний Петербург, стр. 235.

        Часть 6, глава 6 – грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова, стр. 496, 505.

        Чтение учащимися указанных эпизодов.

        Учитель: Обобщающее значение данного пейзажа, символическое звуча­ние его получат в романе дальнейшее развитие. Интересны с этой точки зрения изображения летнего Петербурга. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной пло­щади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всяко­го сорта промышленников и лохмотников». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы — разносчики и полуразвалив­шиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыль­ного, зараженного городом воздуха. » «В этом саду было одна то­ненькая, трехлетняя елка и три кустика — кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай. » Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатле­ние духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.

        Учитель: Назовите общие закономерности в этих описаниях-пейзажах.

        Учащиеся: Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа.

        Учитель: Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, про­пущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глу­бочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного ро­да пейзаж. Вот он на берегу Невы:

        Учащиеся: «… смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор и Зимний дворец».

        Учитель: Может быть, эта картина нравится герою и он находит успокоение и удовлетворение от увиденного?

        Учащиеся: И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «ду­хом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». В этом отношении Раскольникова к природе — его отношение к миру. Герой задыхается в этом мертвенном, холодном и равнодушном городе, мире.

        Учитель: А есть ли место, где Раскольников любит бывать?

        Учащиеся: Герою больше по сердцу Сенная площадь, в окрестностях которой ютятся бедняки. Здесь он чувствует себя своим.

        Учитель: — Расскажите о внешнем облике людей, которые встреча­лись ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и почему?

        Учащиеся: Это сам Раскольников, «замечательно хорош собою», но «опус­тился и обнеряшился»; это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники»; Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями; старуха процентщица с «вострыми и злыми глаз­ками»; Катерина Ивановна.

        Учитель: Итак, от встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.

        Учитель: Судьбы героев подчас решаются именно на улице, тем самым город Петербург становится городом гибели людей. Кто гибнет на улицах в романе Достоевского?

        — на улицу идёт Соня продавать себя;

        — на Неве находят женщину-утопленницу;

        Учитель: Сцены уличной жизни.

        1) Часть 1, глава 4 – встреча с пьяной девушкой, стр. 153 – 155.

        3) Часть 2, глава 6 – а) шарманщик и толпа женщин у распивочной, б) сцена на … мосту, утопленница, стр. 235 – 237, + 246.

        Показ отрывка из кинофильма «Преступление и наказание». (Встреча Раскольникова с пьяной девушкой).

        Учитель: В романе часто рисуются уличные сцены. Вот одна из них. Раскольников в глубокой задумчивости стоит на мосту и видит женщину «с жёлтым, продолговатым испитым лицом и красноватыми впавшими глазами». Неожиданно она бросается в воду. И слышаться крики другой женщины. «До чёртиков допилась, батюшки, до чёртиков … анамнясь удавиться тоже хотела, с верёвки сняли». Словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния.

        Учитель: Символический образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом умирающей Катерины Ивановны («Уездили клячу … надорвалась!»).

        Показ отрывка из кинофильма «Преступление и наказание». (Смерть Катерины Ивановны).

        Учитель: Перескажите сон Раскольникова о забитой кляче.

        + Сон Раскольникова. Часть 1, глава 5 – о забитой кляче.

        Учащиеся: Он видит во сне, как пьяные мужики забивают насмерть беспомощную лошадь, он плачет, пытается защитить её, но оказывается беспомощен перед распоясавшимся злом.

        Учитель: Зачитаем отрывок из романа «Сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние».

        Учитель: Город – это и дома, в которых живут люди. Дома, где живут герои, ужасны.

        Учитель: Как живётся героям Достоевского в этих комнатах?

        Учитель: Зачитаем отрывки из произведения, в которых изображается жилища героев.

        Часть 1, глава 3 – каморка Раскольникова, стр. 139.

        Учитель: — Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, «поки­дая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и др.?

        Учащиеся: Вот комната Раскольникова. «»Это была крошечная клетушка, магов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтеньки­ми, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все каза­лось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответство­вала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, краше­ный стол в углу… Перед софой стоял маленький столик».

        Учащиеся: Отметят удушающую тесноту помещения и укажут, что ка­морка Раскольникова — это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.

        Комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце ле­стницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье…»)

        Учитель: Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, ин­терьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

        Учитель: Каким мы увидели Петербург в романе «Преступление и наказание»?

        Учащиеся: Всё несет на себе печать об­щей неустроенности, скудности человеческого существования.

        Петербург — город полусумасшедших, одиноких людей. Маляр Миколка гово­рил, что в Петербурге можно найти все, кроме отца и матери.

        Характерно и то, что Достоевский описывает своих героев, живущих между Екате­рининским каналом и Фонтанкой, в одном из самых бедных и страшных районов города. Писатель никогда не показывает красоты города. Природы почти нет, а если встречается (газон, Петровский остров), только акцентируется ее отсутствие в остальных местах.

        Учитель: Образ Пе­тербурга, образ современной Достоевскому жизни становится воплощением этого кризиса человечности. Петербург Достоевского — город, в котором невозможно жить: он бесчеловечен. Куда бы ни повел нас писатель, мы попадаем не в человеческое жилье. Ведь жутко жить не только в «гробу», который снимает Раскольников, но и в «уродливом сарае» Сони, и в «прохладном углу», где обитает Мармеладов, и в от­дельном номере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю ночь Свидригайлов. Это город уличных девиц, нищих, бездомных детей, трактирных завсег­датаев — тех, кто обречен на повседневную трагическую жизнь. Атмосфера Петер­бурга Достоевского — атмосфера тупика и безысходности.

        Сообщение ученика “Символика цвета в романе Достоевского”.

        Достоевский практически не говорит о прекрасном Петербурге, даже тогда, когда он пишет о прекрасном городе, он тут же возвращается к грязному Петербургу.

        Учитель: Петербург у Достоевского – это город контрастов: «униженных и оскорблённых» и «сильных мира сего», это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности,

        это и город-убийца

        Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе.

        Но это мечта, а город – это ужас и безумие.

        Мечта Достоевского о прекрасном городе.

        IV . Подведение итогов урока.

        — Что вы можете сказать о Петербурге Достоевского?

        V . Домашнее задание:

        Прочитать эпизоды, указанные учителем, к теме урока «Социальные и философские предпосылки бунта Раскольникова»; индивидуальные задания.

        Алгоритм написания сочинения

        2. Времяпрепровождение жителей города;

        6. Городские нравы: сплетни, балы, драки и т.д.;

        1. Сценический принцип;

        4. Детали городского быта.

        Тема урока Петербург Достоевского или «Лик мира сего».

        Цель урока: показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам; актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения ; знать содержание романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; главные образы произведения.

        Учащиеся должны знать:

        — основную мысль произведения;

        — основную схему изображения города Петербурга в романе (пейзаж, сцены уличной жизни, интерьер).

        Учащиеся должны уметь:

        — выразительно читать указанные учителем эпизоды и цитаты из текста;

        — обобщать и систематизировать учебный материал;

        — выделять главное в тексте.

        I . Оргмомент (сообщение темы и цели)

        II . Подготовка к восприятию.

        Учитель: Что такое город? (ответы учащихся: населённый пункт; политический, экономический, административный и культурный центр).

        Именно город будет сегодня на уроке героем большого эпического произведения.

        Великий писатель изображением Петербурга представил нам «Лик мира сего», каким его видел сам, в каком жил тогда, в середине 60-х годов 19 века, когда в России зарождался капитализм.

        III . Основное содержание урока.

        Учитель: Что означает имя Пётр?

        Учащиеся: Если посмотреть, что означает имя Петр, то можно увидеть одну очень интерес­ную особенность, в какой-то степени объясняющую восприятие Достоевским этого города. Имя Петр означает камень, поэтому Петербург — это каменный мешок, мерт­вый, безликий, холодный, страшный город. Взятый у Пушкина образ медного всад­ника символизирует мощь и силу этого страшного города. Для Достоевского эта мощь в силе влияния города на людей. Не случайно Петербург строился на месте болота, медный всадник — символ Петербурга, то есть для Достоевского Петербург — это медный всадник посреди болота.

        Учитель: В романе «Подросток» именно такое восприятие города. «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь тот гнилой, склизлый го­род, поднимется с туманом и исчезнет, как дым, и останется прежнее Финское боло­то, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, за­гнанном коне».

        Учитель: — Кто из русских писателей и поэтов касался темы изображения Петербурга в своём творчестве?

        Учащиеся: Тема Петербурга задана в русской литературе Пушкиным. Именно в его «Медном всаднике», в «Пиковой Даме» мы сталкиваемся с двувеликим городом: прекрасным, могучим Петербургом, творением Петра, и городом бедного Евгения, городом, само существование которого оборачивается трагедией для маленького человека.

        Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город – источник творчества, но развенчивает «державный град» — символ власти, приносящий беды людям. А.С.Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»:

        Город пышный, город бедный,

        Н.В.Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до нереального символа города-призрака.

        Печален Петербург Некрасова – Петербург парадных бездушных подъездов, кровавой Сенной площади.

        Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить.

        Учитель: Свой Петербург у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «Так и кишат».

        Это город униженных и оскорблённых, город, в котором совершаются преступления, город, само существование которого побуждает человека к убийству, себя ли, другого ли.

        Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Со­ню. Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состо­явший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пья­ных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

        Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладо­вых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, — все это темные, сырые «гробы».

        Учитель: — Где происходит действие в романе Ф.М.Достоевского.

        Учащиеся: Распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, закоулки, дворцы-колодцы, комнаты гробы и шкафы, чёрные лестницы, облитые помоями. Сенная площадь и Канава.

        Учитель: Петербург в романе не просто место действия или фон событий, он душа, участник событий. На зовите места, где происходят действия в романе?

        Учитель: Действие романа происходит летом. Лето в Петербурге – это сев. лето. Лето в романе – жаркое, такое, что трудно дышать. Трудно дышать на улицах, трудно дышать в распивочных, квартирах, углах.

        Это удушающая атмосфера становится символом города, где зреет мысль об убийстве Раскольникова, где совершается преступление.

        Работа на уроке пойдёт по схеме:

        Учитель: — Что такое пейзаж? (Вид изображения какой-нибудь местности).

        — Какая атмосфера царит на улицах города? (Подтвердим цитатами из романа).

        Часть 1, главы 1,2 – «отвратительный и грустный колорит» городского дня; первый день с Раскольниковым в Петербурге, стр. 121, 126.

        Часть 2, глава 1 – повторение предыдущей картины, стр. 189.

        Часть 2, глава 2 – великолепная панорама Петербурга, стр. 204.

        Глазами Раскольникова мы смотрим на летний Петербург: «На улице жара … … нервы юноши».

        Учитель: Обобщающее значение данного пейзажа, символическое звуча­ние его получат в романе дальнейшее развитие. Интересны с этой точки зрения изображения летнего Петербурга. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной пло­щади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всяко­го сорта промышленников и лохмотников». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы — разносчики и полуразвалив­шиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыль­ного, зараженного городом воздуха. » «В этом саду было одна то­ненькая, трехлетняя елка и три кустика — кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай. » Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатле­ние духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.

        Учитель: Назовите общие закономерности в этих описаниях-пейзажах.

        Учащиеся: Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа.

        Учитель: Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, про­пущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глу­бочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного ро­да пейзаж. Вот он на берегу Невы:

        Учащиеся: «… смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор и Зимний дворец».

        Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим была полна для него эта пышная картина. Это тот же Петербург, что окружает Евгения в «Медном всаднике», но здесь он лишён всех прекрасных черт, которыми наделила его русская история; этому Петербургу уже нельзя сказать, как сказал Пушкин: «Люблю тебя».

        С ним вообще нельзя говорить – даже так, как говорил со «строителем чудотворным» несчастный Евгений, как говорил с городом мечтатель «Белых ночей». Перед Раскольниковым, перед всеми героями романа «немой и глухой» город, давящий всё живое.

        «Небо было без малейшего облач­ка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каж­дое его украшение».

        Учитель: Может быть, эта картина нравится герою и он находит успокоение и удовлетворение от увиденного?

        Учащиеся: И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «ду­хом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». В этом отношении Раскольникова к природе — его отношение к миру. Герой задыхается в этом мертвенном, холодном и равнодушном городе, мире.

        Учитель: А есть ли место, где Раскольников любит бывать?

        Учащиеся: Герою больше по сердцу Сенная площадь, в окрестностях которой ютятся бедняки. Здесь он чувствует себя своим.

        Учитель: — Расскажите о внешнем облике людей, которые встреча­лись ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и почему?

        Учащиеся: Это сам Раскольников, «замечательно хорош собою», но «опус­тился и обнеряшился»; это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники»; Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями; старуха процентщица с «вострыми и злыми глаз­ками»; Катерина Ивановна.

        Учитель: Итак, от встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.

        Учитель: Судьбы героев подчас решаются именно на улице, тем самым город Петербург становится городом гибели людей. Кто гибнет на улицах в романе Достоевского?

        — погибает под колёсами коляски Мармеладов;

        — на улице умирает чахоточная Катерина Ивановна;

        — на проспекте, перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов;

        — на Конногвардейском бульваре Раскольников видит пьяную девочку;

        — на Сенную площадь выходит каяться перед людьми и перед Богом Раскольников;

        — по улицам города бродит он и после убийства.

        Учитель: Сцены уличной жизни.

        2) Часть 2 глава 2 – сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние, стр. 203 – 204.

        4) Часть 5, глава 5 – смерть Катерины Ивановны, стр. 441 – 447.

        Показ отрывка из кинофильма «Преступление и наказание». (Встреча Раскольникова с пьяной девушкой).

        Учитель: В романе часто рисуются уличные сцены. Вот одна из них. Раскольников в глубокой задумчивости стоит на мосту и видит женщину «с жёлтым, продолговатым испитым лицом и красноватыми впавшими глазами». Неожиданно она бросается в воду. И слышаться крики другой женщины. «До чёртиков допилась, батюшки, до чёртиков … анамнясь удавиться тоже хотела, с верёвки сняли». Словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния.

        Учитель: Символический образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом умирающей Катерины Ивановны («Уездили клячу … надорвалась!»).

        Показ отрывка из кинофильма «Преступление и наказание». (Смерть Катерины Ивановны).

        Учитель: Перескажите сон Раскольникова о забитой кляче.

        Учащиеся: Он видит во сне, как пьяные мужики забивают насмерть беспомощную лошадь, он плачет, пытается защитить её, но оказывается беспомощен перед распоясавшимся злом.

        Учитель: Зачитаем отрывок из романа «Сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние».

        Учитель: Город – это и дома, в которых живут люди. Дома, где живут герои, ужасны.

        Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведёт нас в дома, где живут его герои. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие дворы-колодцы, поднимался по тёмным лестницам.

        В этих комнатах страшно жить, здесь зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые и дети.

        Учитель: Как живётся героям Достоевского в этих комнатах?

        Вот одна их них – «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни, всех квартир, во всех четырёх этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота».

        А комнаты? Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещённые косыми лугами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи…

        Учитель: Зачитаем отрывки из произведения, в которых изображается жилища героев.

        Часть 1, глава 2 – комната – «проходной угол» Мармеладовых, стр. 136.

        Часть 4, глава 4 – комната – «сарай» Сони, стр. 355.

        Учитель: — Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, «поки­дая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и др.?

        Учащиеся: Вот комната Раскольникова. «»Это была крошечная клетушка, магов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтеньки­ми, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все каза­лось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответство­вала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, краше­ный стол в углу… Перед софой стоял маленький столик».

        Учащиеся : Отметят удушающую тесноту помещения и укажут, что ка­морка Раскольникова — это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.

        Комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце ле­стницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье…»)

        Когда Раскольников приходит к Сонечке, его поражает её комната, которая больше похожа на сарай.

        Учитель: Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, ин­терьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

        Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов. Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» — так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он вы­слушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики – типичная трактирная обстановка. И соответствующая пуб­лика здесь: «пьяный мюнхенский немец», «прынцессы» увесели­тельных заведений. Трактирная и уличная стихия — противоестест­венная, нечеловеческая — вмешивается в судьбы героев романа. «Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», — заявляет Достоевский уста­ми Свидригайлова. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трак­тире, «битком набитом», и в коморках.

        Учитель: Каким мы увидели Петербург в романе «Преступление и наказание»?

        Учащиеся : Всё несет на себе печать об­щей неустроенности, скудности человеческого существования.

        Многие герои Петербурга бездомны, а дом, как известно, — это место, где человек может обрести раскаяние, найти любящего, необходимого человека, но люди в Пе­тербурге — это толпа, опустившаяся ниже нравственных норм, ничего не слышащая и не понимающая. Человек в городе одинок, он никому не нужен. В городе уживаются отъединенность человека от человека и теснота.

        Петербург каморок, лестниц, публичных домов, кабаков, рыночных площадей, страшный Петербург давит на человека, глубоко враждебен и неприятен всему здорово­му. Петербург Достоевского — своеобразный герой романа, жестокий и антигуманный.

        Учитель: Образ Пе­тербурга, образ современной Достоевскому жизни становится воплощением этого кризиса человечности. Петербург Достоевского — город, в котором невозможно жить: он бесчеловечен. Куда бы ни повел нас писатель, мы попадаем не в человеческое жилье. Ведь жутко жить не только в «гробу», который снимает Раскольников, но и в «уродливом сарае» Сони, и в «прохладном углу», где обитает Мармеладов, и в от­дельном номере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю ночь Свидригайлов. Это город уличных девиц, нищих, бездомных детей, трактирных завсег­датаев — тех, кто обречен на повседневную трагическую жизнь. Атмосфера Петер­бурга Достоевского — атмосфера тупика и безысходности.

        Часть 1, глава 6 – Мечта о счастливом городе. «Проходя мимо Юсупова».

        Учитель: Петербург у Достоевского – это город контрастов: «униженных и оскорблённых» и «сильных мира сего», это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности,

        О нём думает Раскольников.

        Но живёт в душе писателя и его героя, наряду с представлением о безумном, уродливом городе, и мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей.

        В самую страшную минуту своей жизни, идя на преступление, Раскольников думает «об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешёл к убеждению, что если бы распространить Летний сад на всё Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь».

        IV . Подведение итогов урока.

        Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в этом городе. Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности. Это город, в котором невозможно быть.

        V . Домашнее задание:

        Алгоритм написания сочинения

        I. Чаще всего город, изображаемый в литературном произведении, — самостоятельный художественный образ (конкретный, собирательный или аллегориче­ский).

        II. Образ города раскрывает наиболее характерные стороны жизни русской действительности изобра­жаемого периода.

        1. Городские власти, чиновники, помещики, купече­ство, обыватели и другие социальные слои обще­ства;

        3. Всестороннее изображение государственного правления;

        4. Всестороннее изображение всех сфер жизни горо­жан и их деятельности;

        5. Подчеркивание или нарушение типизации жизни города и его жителей;

        III. Средства раскрытия обобщенного образа города.

        2. «Объединительный» принцип — герои как образ города в целом;

        3. Детали городского «портрета»: цвета, звуки, опи­сание зданий, улиц, интерьеров и т.д.;

        IV . Традиции писателя в создании образа города в сво­ем творчестве и в русской литературе в целом.

        Смотрите еще:

        • Досрочное сокращение как оформить Типичный образец заявления на досрочное увольнение по сокращению штата: как написать этот документ? Бывают случаи, когда при сокращении сотрудников на предприятии часто возникают ситуации, когда одна из сторон трудовых отношений выбирает […]
        • Приказ въезд на территорию "Детский сад №8 "Капелька" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 8 « Капелька» Приказ 01.09.2017 г. №30/8 «Об организации пропуска автотранспорта на территорию МБДОУ " Д/с № 8 «Капелька» […]
        • 2641 ук рф приговор суда Приговор суда по ч. 3 ст. 264 УК РФ. Адвокат на стороне потерпевшего. ПРИГОВОР ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Ивантеевка 4 декабря 2012 года Ивантеевский городской суд Московской области в составе: Председательствующего судьи: ГУРКИНА […]
        • Правило вынесения из под корня Правило вынесения из под корня Глава II. КВАДРАТНЫЕ КОРНИ § 6. ПРИМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ АРИФМЕТИЧЕСКОГО КВАДРАТНОГО КОРНЯ Урок 44. Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня Цель: рассмотреть и отработать […]
        • Повышенное пособие по уходу за ребенком до 15 лет Размер и правила оформления детского пособия на ребенка до 3 лет На территории Российской Федерации Правительством предусмотрена возможность получения детского пособия до 3 лет. Но мало кто из родителей либо опекунов знает о том, как его […]
        • Сколько стоит страховка сейчас Сколько стоит страховка сейчас Ниже приведены ответы на наиболее часто поступающие в РСА вопросы о правильности применения страховыми компаниями КБМ при заключении договоров ОСАГО. Как проверяется обоснованность примененного Страховщиком […]
        • Список документов для возврата налога на покупку квартиры Какие документы нужны для возврата налога при покупке жилья? Для того, чтобы вернуть налог за покупку квартиры, необходимо предоставить в налоговую комплект документов. Для разных ситуация этот комплект может немного отличаться. Мы […]
        • Волейбол правила судейства Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни Как найти статью в нашем каталоге: выберите в меню слева (большой зеленый столбец) интересующий вас вид спорта (единовременно доступен для просмотра только один раздел) перед вами […]