Правовое регулирование гражданства рф кратко

Тема 4. Основы правового положения граждан. Конституционный статус человека и гражданина РФ

2. Конституционно-правовое регулирование гражданства России

Характерным признаком государства является установление института гражданства (подданства). Наличие гражданства влечет за собой многочисленные правовые последствия для данного человека, и в частности — определяет объем прав и свобод, которыми он пользуется в государстве.

Под гражданством в науке конституционного права понимают устойчивую правовую связь физического лица с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах данного государства, так и вне его границ.

Правовая принадлежность человека к тому или иному государству — это юридическое состояние лица, в силу которого оно обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства и может пользоваться его защитой и покровительством.

Конституция РФ 1993 г. закрепила институт гражданства Российской Федерации, в первой главе, устанавливающей основы конституционного строя. Это указывает на значимость данного института для государства и его граждан.

В ст. 6 Конституции РФ установлено: “1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его”.

Кроме этих положений, включенных в основы конституционного строя, нормы института гражданства содержатся и во второй главе, закрепляющей права и свободы человека и гражданина. В ст. 61 Конституции РФ закреплено принципиальное положение о том, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы страны или выдан другому государству. Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Правовое регулирование гражданства рф кратко

8.1. Понятие и принципы гражданства

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства (в том числе в гл. 1 «Основы конституционного строя»), детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с изм. и доп. (далее – Закон о гражданстве), принятому взамен одноименного Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1. Основные новеллы нового закона сводятся к большей жесткости его норм по вопросам приобретения российского гражданства по сравнению с правилами, предусматривавшимися прежним законом, однако 11 ноября 2003 г. в Закон о гражданстве был внесен ряд изменений и дополнений, облегчающих процедуру приобретения российского гражданства для некоторых категорий заявителей, прежде всего соотечественников из государств СНГ.

Для лиц, уже имеющих гражданство Российской Федерации на 1 июля 2002 г. (день вступления закона в силу), не требуется никакой перерегистрации или переоформления гражданства.

Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:

• Единство гражданства. В соответствии с этим принципом республики – субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина Российской Федерации (Закон о гражданстве, в отличие от Закона 1991 г., о гражданстве республик в составе РФ не говорит вообще); гражданин республики одновременно является гражданином Российской Федерации; правовой статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике является единым и на всей территории России и ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте РФ; установление гражданства республикой в составе Российской Федерации не порождает двойного гражданства проживающего в этой республике человека – Российской Федерации и соответствующей республики.

Равенство гражданства независимо от оснований приобретения гражданства, а также от пола, национальности, возраста, социального происхождения и положения и т. п. В частности, гражданство замужней женщины в России не зависит от гражданства мужа (и наоборот), заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц; изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга (ст. 8 Закона о гражданстве).

Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства – неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.

Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его. Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т. п.). В случае осуществления российским гражданином какой бы то ни было противоправной деятельности к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.

Невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции). Гражданин России не может быть выслан из страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия органов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по предусмотренным законом основаниям). Россиянин также не может быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение). Однако если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.

Конституционно-правовое регулирование института гражданства в Российской Федерации. Общая хара

Главная > Реферат >Государство и право

НОУ ВПО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

Конституционно-правовое регулирование института

гражданства в Российской Федерации.

Студент Ярошенко К. А.

Руководитель кандидат юридических наук Колотилин А. В.

Глава 1. Общие положения о гражданстве Российской Федерации. 6

1.1 Понятия и основные признаки гражданства Российской Федерации. 6

1.2. Принципы гражданства Российской Федерации. 10

Глава 2. Основания приобретения гражданства России. 14

2.1. Приобретение Российского Гражданства в общем порядке. 14

2.2. Особенности приобретения Российского гражданства в упрощённом порядке. 16

2.3 Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации. 20

2.4. Выводы по результатам исследования оснований приобретения гражданства России и рекомендации по совершенствованию законодательства РФ в области гражданства. 22

Глава 3. Основания прекращения гражданства Российской Федерации. 25

3.1. Порядок и условия добровольного выхода из гражданства Российской Федерации. 25

3.2 Иные основания прекращения гражданства Российской Федерации. 26

3.3 Основания для недопущения выхода из гражданства Российской Федерации. 27

3.4. Выводы по результатам исследования оснований прекращения гражданства России и рекомендации по совершенствованию законодательства РФ в области гражданства. 28

Список использованных источников 32

Приложение 1. 34

Объектом исследования настоящей работы является социально-правовой институт гражданства в Российской Федерации.

Предмет исследования настоящей работы частично совпадает с определением её темы – конституционно-правовые аспекты, связанные приобретением и прекращением Российского гражданства.

Цель работы — исследование конституционно-правовых аспектов института гражданства, формулировка рекомендаций по совершенствованию законодательства в этой области.

В настоящей работе поставлены следующие задачи:

изучить понятия и основные признаки гражданства Российской Федерации;

исследовать основные принципы гражданства Российской Федерации;

проанализировать основания приобретения гражданства Российской Федерации;

рассмотреть основания и порядок прекращения гражданства Российской Федерации;

сформулировать выводы по результатам исследования и предложить рекомендации по совершенствованию законодательства РФ в области гражданства.

Актуальность выбранной темы объясняется тем фактом, что после распада СССР миллионы граждан, проживающие за пределами Российской Федерации и считающие себя гражданами России, фактически утеряли гражданство РФ. По данным Российской Федеральной Службы Государственной Статистики видно, что с 2004 года снова растёт число иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию на ПМЖ, особенно из стран бывшего СССР. 1

Сложность и актуальность вопросов регулирования гражданства Российской Федерации в современных условиях косвенно подтверждается количеством редакций федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ: от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 01.12.2007 N 296-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 01.10.2008 N 163-ФЗ, от 30.12.2008 N 301-ФЗ, от 28.06.2009 N 127-ФЗ.

Глава 1. Общие положения о гражданстве Российской Федерации.


1.1 Понятия и основные признаки гражданства Российской Федерации.

Конституционно-правовой институт гражданства РФ состоит из норм Конституции России, Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», ряда других федеральных законов и нормативных правовых актов по вопросам гражданства. В статье 6 Конституции России устанавливаются основные принципы гражданства: единство, равенство, недопустимость лишения гражданства или права изменить его. Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» регулируются основные вопросы, связанные с отношениями гражданства в России. Для однозначного понимания и применения настоящего Федерального закона совершенно необходимо сформулировать основные термины и понятия, использованные в нём. Этому посвящена целиком Статья 3 настоящего закона, в которой вводятся следующие определения:

1) Гражданство Российской Федерации это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

В этом определении выделены главные признаки гражданства:

— устойчивость связи. Временное пребывание на территории России (командировки, туристические поездки и т.д.) не являются признаком гражданства. Эта связь длительная (как правило, от рождения до смерти человека) и стабильная (ее нельзя прекратить в одностороннем и упрощенном порядке);

— правовая связь. В этом признаке необходимо выделить два момента. Во-первых, это правовая, а не фактическая связь человека с государством. В России проживают, в том числе постоянно, разные люди: граждане России; иностранные граждане; лица без гражданства; беженцы, имеющие статус политических беженцев; лица, не имеющие никаких документов, доказывающих их принадлежность к любой из этих категорий. Все вместе они составляют население страны. Для гражданства же требуется правовое оформление органами государства посредством осуществления официальной юридической процедуры с выдачей соответствующих документов, например свидетельства о рождении, паспорта гражданина России. Во-вторых, гражданство это только правовая, а не политическая связь. В советское время гражданство понималось как политико-правовая связь лица с государством. Этим определением подчеркивалось, что человек является членом единого советского общества, интересы которого выражает государство. И если гражданин совершает поступки, не соответствующие интересам государства, то государство вправе оценить эти действия с точки зрения соответствия «высокому званию гражданина советской страны». Критерии оценки не были закреплены в правовых актах, государственные органы определяли поведение граждан с политической точки зрения достоин или не достоин звания гражданина. Ряд граждан СССР были лишены этого статуса только по политическим основаниям.

Российская модель взаимоотношения личности и государства основана на равноправии сторон в этой двусторонней связи каждая из сторон имеет равные права в рамках тех возможностей и полномочий, которые установлены Конституцией России и законодательством. В связи с этим человек имеет право на различные действия, но в любом случае государство не вправе лишать человека гражданства, освобождаться от него как от недостойного члена общества.

2) иное гражданство — гражданство (подданство) иностранного государства;

3) двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;

4) иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;

5) лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;

6) ребенок — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

7) проживание — проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами;

8) территория Российской Федерации — территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

9) общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

10) упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

11) изменение гражданства — приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации;

12) вид на жительство — документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.»

1.2. Принципы гражданства Российской Федерации.

В статье 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» закреплены принципы и правила, регулирующие вопросы гражданства. Термин «правила» в данном случае означает наиболее общие регулятивные установки, по правовой природе сопоставимые с принципами. К основным регулятивным началам законодательства о гражданстве следует отнести:

1) принцип равноправия, который означает, что правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (например, недопустимо устанавливать правила, требующие изменения веры для приобретения гражданства в упрощенном порядке);

2) принцип единого гражданства означает, что в условиях федеративного государства, где в качестве субъектов признаются государства (республики), каждый гражданин обладает единым гражданством Российской Федерации независимо от того, на территории какого субъекта он проживает. Согласно части 2 ст. 6 Конституции России каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией России. В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» не предусмотрена норма о существовании гражданства республик;

3) принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения означает, что статус гражданина Российской Федерации не зависит от оснований получения гражданства (по рождению, в результате приобретения или выбора гражданства);

4) принцип сохранения гражданства России лицами, проживающими за ее пределами. В этом принципе отражено конституционное право на свободный выбор места своего проживания, в том числе на право свободно выезжать за пределы страны и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 27 Конституции России);

5) принцип запрета на лишение гражданства или права на его изменение. В этом принципе наиболее ярко отразилась демократическая направленность законодательства о гражданстве России.

Впервые запрет на лишение гражданства был закреплен в Законе Российской Федерации от 28 ноября 1991 г.№1948-1 «О гражданстве Российской Федерации»;

6) принцип запрета на высылку за пределы Российской Федерации или выдачу иностранному государству. В этом принципе отражается идея повышенной степени защиты граждан своим государством.

Согласно части 1 ст. 61 Конституции России гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (например, в случае совершения преступления на территории другого государства для привлечения к уголовной ответственности).

Правовое регулирование гражданства

(Гл. 4)

Неотъемлемым элементом правового статуса личности является гражданство. Граждане той или иной страны, как правило, являются ее жителями, а большинство жителей — гражданами. В рамках демократического общества проживание в стране и ее гражданство должны приблизительно совпадать.

Гражданство — это правовой институт, благодаря которому лицо включается в конкретную связь с деятельностью государства, участвуя в ней. Статус гражданина наделяет его демократическими правами, которые могут быть использованы им с целью изменения своего материального положения. Это так называемое активное гражданствоимеет две соперничающие \\модели: либеральную и республиканскую.

Гражданство, как известно, относится к атрибутивным признакам государства. Оно реализуется в системном единстве национального и международного правовых институтов, причем последний из них устанавливает лишь общие подходы и правила по поводу гражданства.

Наиболее полно характеризует гражданство определение его как устойчивой правовой связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.Анализ приведенного определения позволяет рассматривать гражданство как:

— основу правового статуса личности;

— правоотношение;

— конституционно-правовой институт.

Гражданство составляет основу правового статуса личности; им опосредуется система политических прав, позволяющая гражданину участвовать в управлении делами государства. Поскольку в структуру статуса личности входят права, их политическая разновидность является значимой. Гражданство обусловливает и обязанности — элемент статуса личности (например, защита Отечества, несение военной службы).

Субъектами гражданства как правоотношения выступают человек и государство. Согласно теоретическим канонам участники правоотношений имеют субъективные права и юридические обязанности, что и отражено в определении гражданства.

Конституционно-правовой институт гражданства можно определить как совокупность норм, регулирующих узкооднотипные отношения, в частности отношения по поводу гражданства. Институт российского гражданства включает нормы международного права (например, ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.), нормы национального законодательства (Конституцию РФ, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ). Аналогично урегулированы отношения гражданства (подданства — в монархиях) и в других странах.

Некорректно определять гражданство с позиции правовой принадлежности лица к государству. Во-первых, «принадлежность» носит вещный характер, что недопустимо по отношению к личности. Во-вторых, это противоречит принципу приоритета человека, его прав и свобод.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданство определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданами Российской Федерации являются лица:

— имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»;

— которые, согласно положениям ст. 5 названного Федерального закона, приобрели гражданствоРоссийской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспортгражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

Гражданство как государственно-правовой институт строится на системе принципов, позволяющих отразить общую позицию государства в отношении своих граждан. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает, что принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы российского гражданства, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Положениями Федерального закона установлены следующие принципы гражданства:

единство гражданства Российской Федерации (ст. 4) означает, что ни один из субъектов Федерации, включая и республики, которые в ст. 5 Конституции РФ именуются государствами, не вправе устанавливать свое гражданство. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в его Определении от 6 декабря 2001 г. N 250-О «По запросу Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации», Конституция РФ ни в ст. 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о статусе субъектов РФ, о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Федерации и их правомочия в этой области. Более того, ст. 71 Конституции РФ (п. «в») относит гражданство в Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации, что во взаимосвязи со ст. 76 (ч. 1) означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации;

равенство гражданства, т.е. каждый российский гражданин обладает одинаковым правовым статусом независимо от оснований приобретения гражданства Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»);

устойчивость гражданства характеризует его как независимое от территориально-географических факторов, т.е. пересечение государственной границы и длительное проживание за пределами Российской Федерации не влечет за собой прекращение отношений гражданства (ст. 4 Закона);

неотчуждаемость гражданства означает недопустимость лишения российского гражданства по инициативе государства и его органов, что предопределено упразднением определяющей политической характеристики отношений гражданства (ст. 4 Закона);

недопустимость выдачи российских граждан иностранному государству (ст. 4 Закона);

недопустимость высылки граждан Российской Федерации за ее пределы в качестве административного, уголовного или любого иного наказания (ст. 4 Закона);

добровольность гражданства означает право каждого человека на гражданство и на его изменение (ст. 4 Закона). В соответствии со ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., «каждый человек имеет право на гражданство». Речь идет о том, что если у человека есть гражданство, то тем самым его право реализовано. Человек, не имеющий гражданства, может его получить по своему ходатайству. Гражданин, не желающий оставаться в гражданстве, вправе его прекратить. Вместе с тем выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его вступил в законную силу и подлежит исполнению обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (ст. 20 Закона);

поощрение приобретения российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (ст. 4 Закона);

признание двойного гражданства означает допустимость иметь гражданство иностранного государства гражданину Российской Федерации. Приобретение российским гражданином гражданства иностранного государства не влечет за собой прекращение российского гражданства (ст. 6 Закона);

покровительство и защита российских граждан за границей характеризует транстерриториальность связи между гражданином и государством гражданина. Покровительство и защита могут рассматриваться в качестве статичной и динамичной правовой модели обязанности государства обеспечивать своим гражданам, находящимся за границей, возможность для самореализации. Если покровительство представляет собой материальное право, то защита — процессуальное. Покровительство выражается в наличии внутригосударственных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в означенной сфере (ст. 7 Закона);

недопустимость автоматического изменения гражданства при заключении или расторжении брака (ст. 8 Закона).

Установленная Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» система принципов этого важного конституционно-правового института обусловливает стабильность статуса российского гражданина, его защищенность от дискреционных действий чиновников, реализующих государственно-властные полномочия в сфере гражданства.

Правовое регулирование гражданства Российской Федерации

1. Общая характеристика института российского гражданства

1.1 История развития российского законодательства о гражданстве

1.2 Определение понятия и содержания гражданства Российской Федерации

1.3 Принципы гражданства

2. Порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации

2.1 Признание и восстановление в гражданстве

2.2 Прием в гражданство

2.3 Прекращение гражданства

Список использованных источников и литературы

Актуальность. Право на гражданство является одним из важнейших неотъемлемых прав и занимает особое место среди основных прав человека. Это связано, прежде всего, с тем, что гражданство представляет собой системообразующий элемент правового статуса лица, определяющий принципиальные начала взаимоотношений государства и личности. Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные конституцией и другими законами, отвечает за их нарушение, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе за пределами государства, гражданином которого оно является.

Гражданство как одно из основных прав человека нашло отражение в международных нормативных правовых актах. В ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. говорится, что каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Право на гражданство Российской Федерации занимает особое место среди основных прав человека в Российской Федерации, а его реализация гарантируется Конституцией Российской Федерации. Провозглашая приоритетом соблюдение и охрану прав и свобод человека и гражданина как одну из важнейших основ конституционного строя, Конституция Российской Федерации устанавливает основополагающие нормы по вопросам гражданства Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его без его согласия.

На современном этапе развития Российской Федерации институт гражданства призван обеспечить стабильность и сплоченность общества, укрепить российскую государственность, сбалансировать интересы личности, общества и государства. Однако практика реализации Закона о гражданстве свидетельствует, что процесс формирования института гражданства в Российской Федерации нельзя признать сложившимся и завершенным. Имеющие место пробелы и коллизии законодательства в этой области отрицательно сказались па соблюдении прав и социальной защищенности отдельных групп населения России и ряда категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, переселенцев из республик бывшего СССР. Прежде всего, это относится к той многочисленной группе граждан, бывшего СССР, которые прибыли в Россию до принятия Закона о гражданстве 2002 г. и даже до принятия Закона о гражданстве 1991 г.

Закон о гражданстве 2002 г. сделал более сложным получение гражданства лицами, имевшими гражданство СССР, переехавшими на постоянное место жительство в Российскую Федерацию из государств, входивших ранее в состав СССР, в период до принятия закона, но не использовавших по тем или иным причинам возможность оформления российского гражданства в порядке регистрации. Упрощенный порядок приобретения гражданства Российской Федерации, предусмотренный Законом о гражданстве, не может обеспечить право на гражданство всех категорий бывших российских соотечественников. Отдельной проблемой реализации права на гражданство в Российской Федерации стало увеличивающееся количество случаев изъятия органами Федеральной миграционной службы паспортов гражданина Российской Федерации как необоснованно выданных. Вместе с российскими паспортами переселенцы из числа граждан бывшего СССР получали права и принимали. Далее – Закон о гражданстве, обязанности, вытекающие из принадлежности к гражданству Российской Федерации, между тем как изъятие документа, удостоверяющего личность, ведет к ограничению прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Таким образом, становление института гражданства как основы государственности, нестабильность законодательства, его регулирующего, а также многогранность проблемных вопросов, связанных с реализацией права на гражданство в Российской Федерации, свидетельствуют об актуальности исследуемой темы.

Цель исследования – провести комплексный анализ правового регулирования гражданства Российской Федерации, выявить существующие проблемы и выработать практические рекомендации.

Предмет исследования – нормы Конституции РФ, международных документов и других нормативных правовых актов, регламентирующие вышеназванные отношения, практика их применения, работы ученых и специалистов.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с гражданством Российской Федерации, его приобретением и прекращением

– рассмотреть историю развития отечественного законодательства о гражданстве;

– определить содержание понятия «гражданство»;

– установить принципы гражданства РФ, закрепленные в Конституции и Законе 2002 г. и раскрыть их содержание;

– охарактеризовать признание и восстановление в гражданстве;

– исследовать основания приобретения гражданства Российской Федерации;

– проанализировать предусмотренные в Законе 2002 г. основания прекращения гражданства Российской Федерации.

Теоретической и практической основой работы послужили нормативно-правовые акты и научная литература.

Принципы гражданства осуществляются в соответствии с действующим законодательством: Действующая Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 6) закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, Конституция Российской Федерации 1993 г., Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 г. // СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3175.; Федеральный закон РФ «О беженцах» от 19.02.1993 г. // СЗ РФ. 1997. №26. Ст. 2956.; Федеральный закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 г. // СЗ РФ. 1995. №52. Ст. 5110.; Федеральный закон РФ “О гражданстве Российской Федерации” от 19.04.2002 г. №62-ФЗ // РГ. №1. 11.01.2006.

Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.06.2006 г. №109-ФЗ; Указ Президента РФ от 14.11.2002 г. №1325 “Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ” (вместе с Положением) (в ред. от 03.11.2006 г.) // СЗ РФ. 2002 г. №46. Ст. 4571.; Указ Президента РФ от 14.11.2002 г. №1325 “Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ” (вместе с Положением) // СЗ РФ. 2002 г. №46. Ст. 4571.

Работы указанных ниже авторов послужили теоретической основой настоящего исследования:

С.А. Авакьян (1) , известный российский ученый-конституционалист, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, автор множества публикаций по различным проблемам конституционного права, научных статей, учебников и учебных пособий, а также составитель авторитетнейшей библиографии по конституционному праву: «Библиография по конституционному и муниципальному праву»; автор книги «Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция» (2) , где освещаются вопросы гражданства Российской Федерации, правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, специфика положения беженцев, других лиц, ищущих убежища на территории РФ, вынужденных переселенцев, порядок въезда.

В 2010 году вышел обновлённый курс «Конституционное право России»; Н.В. Витрук (3) , автор более 350 научных работ, каждая из которых свидетельствуют о нем как о видном и ярком представителе гуманистического, прогрессивного направления отечественной юриспруденции, создатель оригинальной теории правового положения личности, предложивший понятийный аппарат, юридический механизм обеспечения и реализации, охраны и защиты прав, свобод и обязанностей граждан, закономерностей и тенденций развития правового статуса личности, участвовал в разработке ряда законопроектов, посвященных гражданству Российской Федерации, правовому положению иностранных граждан в Российской Федерации, Конституционному Суду Российской Федерации.

О.Е. Кутафин (4) , российский юрист, специалист в области конституционного права, академик и член президиума РАН, почётный член РАО, ректор, а затем президент Московской государственной юридической академии, автор большого количества монографий и учебников по конституционному и муниципальному праву, считал что главная проблема в том, что права иностранных граждан, временно находящихся на территории России, не обеспечиваются в должной мере нашим внутренним законодательством – вот поэтому все надежды люди невольно возлагают на новый (или старый) закон о гражданстве… Поэтому и такая цель – во что бы то ни стало быть гражданином России – рассматривается людьми как единственная правовая форма защиты, а точнее, самозащиты, если учесть все реалии нашей российской жизни. В своей монографии раскрыл содержание понятия гражданства, об основных исторических этапах становления и развития законодательства о российском гражданстве, дал политическую и правовую характеристику важнейших законодательных актов о гражданстве. Основываясь на большом фактическом материале, рассматривает вопросы, связанные с признанием гражданства, приемом в него, восстановлением, прекращением гражданства и т.д.

Как часть правового статуса и как государственно-правовое явление гражданство изучалось такими современными учеными, как А. Авакьян, М.В. Баглай, Н.В. Витрук, Б.Н. Габричидзе, И.Н. Глебов, Л.Д. Воеводин, Ю.А. Дмитриев, В.Я. Кикоть, И.Ш. Килясханов, Н.В. Козлова, В.М. Курицын, О.Е. Кутафин, Е.А. Лукашева, С. Маилян, В.П. Малахов, Г.В. Мальцев, О.О. Миронов, Н.А. Михалева, А.В. Мицкевич, А.С. Прудников, В.Д. Самойлов, Б.А. Страшун, Б.Н. Топорнин, В.В. Чиркин, Б.С. Эбзеев и др.

При рассмотрении исторического аспекта исследуемой проблемы были использованы дореволюционные и советские нормативные правовые акты.

В работе использованы следующие статьи из периодической печати: Блинов А.Б., Чаплин Н.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы (5)

В данной статье освещаются наиболее острые аспекты развития института гражданства в России, оцениваются тенденции и перспективы развития, выявляются основные проблемы правового регулирования и вопросы совершенствования процедур прекращения и приобретения гражданства.

Козлова Н.В. Многонациональные основы российского гражданства (6)

В данной статье рассматриваются проблемы миграционных процессов, связанные с приобретением и прекращением гражданства, поскольку все-таки это процессы взаимосвязанные и очень много проблем в процедурах гражданства возникает из-за тех же гастройбайтеров. Также были использованы труды других ученых, освещающих вопросы гражданства в РФ.

Методы. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.

Гражданство является важнейшим государственно-правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, первоосновой правового статуса личности. Обусловлено это, прежде всего тем, что закрепленный конституцией и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с гражданством. Во всей полноте лицо может их использовать, только будучи гражданином соответствующего государства.

Вследствие закрепления юридической принадлежности лица к определенному государству, справедливо отмечает Н.В. Витрук, личность приобретает новое юридическое качество – гражданина государства. Поскольку по отношению к государству личность выступает в специфическом качестве гражданина именно этого государства, поскольку последнее адресуется к нему не как к человеку вообще, а как к своему гражданину или, если речь идет об иностранце либо лице без гражданства, как к субъекту иного правового (гражданского) состояния.

1.1 История развития российского законодательства о гражданстве

Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого важно проследить динамику развития правового регулирования различных сторон отношений гражданства.

В царской России существовало подданство, а не гражданство, причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых феодальных начал и, в отличие от законодательства демократических государств того времени, не обеспечивало юридического равенства подданных.

В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

а) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись:

— городские обыватели и сельские обыватели;

в) финляндские обыватели.

Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами.

С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.(7)

Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г. В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование – гражданин Российской Республики.

1 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Конституция РСФСР 1918 г. отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики. За местными Советами Конституция закрепила полномочия предоставлять права российского гражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР либо принадлежали к рабочему классу или к трудовому крестьянству.

С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик. К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось «основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев». 29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним, правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР.

Утратившими советское гражданство считались:

— лица, лишенные его на основании законов, принятых до Конституции СССР 1924 г.;

— не возвратившиеся из-за границы;

— лишенные гражданства по приговору суда.

Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей.

Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и было закреплено Положением о гражданстве Союза ССР 1931 г. Это Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного гражданства, детализировало урегулирование вопросов, связанных с признанием лица гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, с гражданством детей.

Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой постоянно проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.

В соответствии с Положением 1931 г. принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан, проживающих за границей, если от них поступали заявления в эти органы. Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и президиумами ЦИК союзных республик.(8)

Согласно Положению 1931 г., иностранные граждане – рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР. Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении:

а) иностранцев – рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность;

б) лиц, меняющих гражданство в связи с вступлением в брак.

В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР или исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на территории СССР.

Конституция СССР 1936 г., как и предшествующая, закрепила принцип единого союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению Союза ССР законодательства о союзном гражданстве и о правах иностранцев. В соответствии с Конституцией СССР 1936 г., Верховным Советом 19 августа 1938 г. был принят закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя сложившиеся принципы гражданства, закон закрепил ряд новых положений.

Он установил, что гражданами СССР являются:

а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г. в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства;

б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке.

Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Считалось, что такое изменение оснований для признания гражданства СССР было направлено на повышение политического и правового значения статуса гражданина СССР. Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Это отражало развивающиеся процессы усиления централизма советского союзного государства. В последующие годы принимались многочисленные акты, связанные с решением отдельных вопросов приобретения гражданства СССР и восстановления в гражданстве.

В 1993 г. после прекращения деятельности Союза ССР принимается новая Конституция нового государства – Российской Федерации, объявившего себя демократическим федеративным правовым (ст. 1) и социальным (ст. 7). Согласно ст. 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации», а это означает, что глава 2 Конституции РФ (ст. 17-64) имеет прямое отношение и к иностранным гражданам.

Наибольшую значимость в системе законодательных актов, регламентирующих институт гражданства РФ, правовое положение иностранных граждан, имеет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ.

Согласно ст. 1 данным законом определены:

— правовое положение иностранных граждан;

— порядок их взаимоотношений с органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами названных органов;

— основания и порядок их пребывания, проживания и механизм участия в трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной деятельности.

Во второй статье представлены основные понятия, в целом составляющие полное представление о статусе, правах, обязанностях, свободах, законных интересах, ответственности, порядке получения необходимых документов. В ст. 5 и 6 ФЗ №115-ФЗ представлен обязательной для выполнения механизм временного пребывания и временного проживания иностранных граждан на территории Российской Федерации. Срок временного пребывания иностранных граждан определяется сроком действия выданной им визы, в то время как безвизовое пребывание возможно сроком не более трех месяцев, точнее 90 суток. Временное проживание допускается согласно выданной квоты, но не более чем три года, которые выдаются Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выдача Правительством РФ квоты на временное проживание не требуется в следующих случаях:

— лицам, родившимся на территории РСФСР, состоявшим ранее в гражданстве Союза ССР либо родившимся на территории РФ;

— признанным нетрудоспособными, но имеющими дееспособных сына либо дочь – граждан Российской Федерации;

— имеющим нетрудоспособного родителя – гражданина России;

— состоящим в браке с гражданином России и имеющим место жительства;

— поступившим на военную службу на ее срок и осуществившим инвестиции в РФ в размере, установленном Правительством России.

Ст. 7 ФЗ закреплены основания, порядок и особенности отказа либо аннулирования разрешения на временное проживание, а ст. 9 – вида на жительство. Согласно ст. 10 иностранные граждане обязаны иметь следующие документы, удостоверяющие их личность: документ, удостоверяющий личность как иностранного гражданина либо лица без гражданства; разрешение на временное проживание, вид на жительство и иные документы, предусмотренные российскими законами либо международными договорами.

Ст. 13 ФЗ закрепляет условия, порядок и особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности, участия в трудовых правоотношениях, основанием для чего является разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Возникающие в процессе трудовой деятельности проблемы разрешаются в том же порядке, как это установлено трудовым законодательством, Конвенциями МОТ либо международными договорами Российской Федерации.(9)

В соответствии со ст. 30 ФЗ органы и их должностные лица, уполномоченные обеспечивать порядок пребывание, перемещения, проживания, участия в соответствующих видах разрешенной деятельности, обязаны осуществлять контроль и надзор за соблюдением содержания рассматриваемого нами федерального закона и иных нормативных актов, входящих в систему законодательной базы, относящейся к регламентации правового положения иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Иностранные граждане за нарушение предписаний данного федерального закона либо совершение административных правонарушений подлежат административному выдворению за пределы территории Российской Федерации, порядок и особенности которого регламентированы ст. 34 ФЗ №115 – ФЗ и ст. 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следующим нормативным актом, регламентирующим институт гражданства РФ в части, касающейся взаимоотношений иностранных граждан с органами внутренних дел РФ, является приказ МВД РФ №250 от 14 апреля 2003 г. «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство». Настоящий приказ издан в целях обеспечения пунктуального исполнения Федерального закона №115-ФЗ и постановлений Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. №789 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации» и от 1 ноября 2002 г. №794 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство».

Данным приказом утверждены образцы документов, свидетельствующих об отмене, разрешающей временное проживание, бланки видов на жительство, полномочия системы органов внутренних дел РФ, инструкции об организации деятельности ОВД в указанной сфере, порядок приема, рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на временное проживание и видов на жительство, оформления и выдачи таких разрешений и видов на жительство.

Имеет прямое отношение к институту гражданства РФ и постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления в случае ее утраты, а также порядка аннулирования визы» от 9 июня 2003 г. №335.

Представленные нами нормативные правовые документы федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, регламентирующие функционирование института гражданства России, обязаны соответствовать не только международным договоренностям Российской Федерации с другими государствами в данной сфере, но – и это в первую очередь – ч. 4 ст. 15 Конституции, гласящей, что: «Общепризнанные принципы и нормы международного права. являются составной частью. правовой системы», а ч. 1 ст. 17 Конституции РФ констатирует, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права».

Общепризнанные принципы и нормы международного права одинаково определяют правовое положение любого гражданина государств международного сообщества. Более того, на их основе организуется и действует международная практика контроля за соблюдением международных стандартов прав человека. Созданный и не отвергаемый по различным оценкам специалистов-правозащитников механизм межгосударственного контроля и надзора за соблюдением международных стандартов прав человека позволяет:

— получать информацию об указанном разрешенными на то методами и способами;

— рассматривать индивидуальные обращения граждан и принимать по ним соответствующие решения;

— обязывать государства восстановить нарушенные права, свободы, законные интересы обратившихся и требовать от них (государств) возмещения материального и морального удовлетворения.

Международно-правовой защите подлежат:

— права, осуществляемые судебным способом;

— существенно-квалификационные права и права, представляемые с отдельными ограничениями.

Любое из прав, входящих в выше представленные группы прав, подлежит защите в международных правозащитных организациях вне зависимости от того о гражданине какого государства идет речь и в каком государстве они нарушены.(10)

В завершение изложения некоторых вопросов, относящихся к правовому статусу иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, следует представить доказательства тому, что уже сложился и действует институт гражданства, имеющий не столько национальный сколько международный статус. Любой правовой институт признается таковым при наличии признаков:

а) специальных субъектов и объектов;

б) правосубъектности, т.е. правоспособности и дееспособности субъектов;

— правоотношения, а оно урегулировано и национальным и международным законодательством;

— правовой базы, которую составляют национальное и международное законодательство, часть из него представлена в настоящей статье;

— механизма правового регулирования взаимоотношений между всеми субъектами правозащитных правоотношений.

В механизме обеспечения прав, свобод и законных интересов субъектов института гражданства важное место следует отводить Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 19 50 г. (с изменениями от 21.09.70 г., 20.12.71 г., 1.01., 6.11.90 г. и 11.05.94 г.), исполнение которой для Российской Федерации стало обязательным с момента ее ратификации Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 1998 г.

Согласно ст. 16 Конвенции: «Ничто в статьях 10, 11 и 14 не может рассматриваться как препятствие для Высоких Договаривающихся Сторон вводить ограничения на политическую деятельность иностранцев», где ст. 10 наделяет их свободой выражения мнения, ст. 11 – свободой собраний и объединений, ст. 14 запрещает какую-либо дискриминацию для иностранных граждан. Вряд ли можно полностью согласится с указанной ст. 16 Конвенции, ибо имеет место значительно частое злоупотребление названными правами, результат которых – подрыв авторитета государств, нанесение морального и материального ущерба государственным политическим, экономическим, оборонным, информационным интересам государств, на территории которых отдельные иностранные граждане позволяют себе по-своему понимать свободу мнений, собраний, объединений.

Ст. 1 Протокола №7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод не случайно обязывает государства предъявлять процедурные гарантии в случае возникновения оснований для высылки иностранных граждан. Так он гласит: «1. Иностранец, на законных основаниях проживающий на территории какого-либо государства, не может быть выслан из него иначе как во исполнение решения, принятого в соответствии с законом, и должен иметь возможность:

а) представить аргументы против своей высылки,

в) пересмотра своего дела

с) для этих целей быть представленными перед компетентным органом или одним или несколькими лицами, назначенными таким органом.

2. Иностранец может быть выслан до осуществления своих прав, перечисленных в подпунктах (а), (в) и (с) пункта 1 данной статьи, если такая высылка необходима в интересах общественного порядка или обусловлена соображениями национальной безопасности».

Институт гражданства находится на стадии дальнейшего совершенствования, которая будет длиться столько, сколько будут существовать межгосударственные отношения. Однако его эффективность, роль и место в отношениях между государствами во многом определяются уровнем экономических, политических, информационных, дипломатических и консульских взаимоотношений, зависимых от проводимой государствами внешней политики.

1.2 Определение понятия и содержания гражданства Российской

Содержание понятия «гражданство» менялось во времени. В.М. Гессен в работе «Подданство, его установление и прекращение» считал, что быть гражданином – значит иметь права и нести обязанности по отношению к государству(11). До вступления на престол Александра I в России приносили присягу в том, чтобы быть верным, добрым и послушным рабом и подданным. Нередко подданство в те времена рассматривалось как частноправовой институт рабства. Слово «подданный» происходит от слова «дань», а слово «гражданин» – от слова «горожанин». Жан-Жак Руссо определял гражданство как выражение сочленства лиц в государстве. Гражданство в России возникло в марте 1917 г., придя на смену подданству после низложения монархии. Нормативные правовые акты, регулирующие содержание этого института, в России неоднократно менялись, и между ними отсутствует правовая преемственность, поэтому эта правовая связь носит ярко выраженный политический характер.

В настоящее время термин «подданный» используется в монархических государствах (подданство – правовая связь человека с монархом, гражданство – с государством), но по своему содержанию он соответствует содержанию современного понятия гражданства(12).

Согласно ст. 1 Конвенции ООН, регулирующей вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве(13), каждое государство само определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданином. Все современные государства являются государствами национальными – считают многие правоведы. В национальном государстве люди считаются гражданами. Принадлежность к нации люди определяют как общий набор символов, верований, традиций, которые обеспечивают индивиду причастность к единой социальной общности. Таким образом, люди ощущают чувство гордости от принадлежности к англичанам, немцам, французам, американцам, русским. Гражданство – это связь человека с государством, не основанная на этнической принадлежности. Все граждане России являются россиянами или русскими с разными этническими корнями.

Обычно гражданство определяют как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей, ответственности и основанную на признании и уважении достоинства, общепризнанных прав и свобод человека(14).

Обладание гражданством (подданством) соответствующего государства является для человека естественным состоянием. Поэтому отсутствие гражданства (подданства) – сравнительно редкое исключение.

В Европейской конвенции о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.)(15) «гражданство» означает устойчивую правовую связь между отдельным лицом и государством и не указывает на этническое происхождение этого лица. Согласно ст. 3 Закона 2002 г. гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Можно было бы добавить – и ответственности. Ведь взаимная ответственность также присуща отношениям между гражданином и государством.

Гражданство можно рассматривать как явление, с одной стороны, «объективного права», как институт конституционного права, а с другой – «субъективного права» – принадлежность лица к конкретному государству, включая права личности по поводу гражданства (его приобретения, прекращения и т.д.).

Как отмечает М. Варлен, в институте гражданства отражены наиболее существенные политико-правовые, социальные, морально – нравственные и психологические связи и отношения, которые существуют между гражданином и государством(16).

Гражданство можно рассматривать в виде правоотношения, субъектами которого выступают государство и гражданин. Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство – правовое, а

Смотрите еще:

  • Образец заполнения заявления на брак Образец заполнения заявления на брак Электронную форму бланка заявления, соответствующую форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.10.98 №1274, Вы можете взять здесь: Заявление распечатывается с оборотом в одном […]
  • Исковое заявление на кпк Как подать в суд на кпк, не вернувшее вклад? Где можно узнать как составить иск о невозврате вклада КПК Экспресс деньги? Видела уже был вопрос Юрия об этом КПК, как-то можно с ним связаться, узнать о результате. он в суд собирался […]
  • ХфМент в законе Мент в законе 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 сезон смотреть онлайн Сериал «Мент в законе» о настоящих ценностях в отделе расследований. О настоящих мужчинах, которые готовы грызть глотки любому, кто решит нарушить покой в их городе. Честь и […]
  • Учебное пособие подготовительные курсы мархи Художественно-графические средства визуализации и моделирования - Литература Раздел. Основы законодательства Российской Федерации в области образования. 1. "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принята референдумом 12.12.93) (ред. от […]
  • Постанова 14 верховного суду О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Украины от 23 декабря 2005 года N 14 "О практике применения судами Украины законодательства в делах о некоторых преступлениях против безопасности дорожного движения […]
  • Разделы проекта для прохождения экспертизы Для прохождения экспертизы, какие разделы должны быть разработаны в проектах технологического присоединения объектов к сетям газораспределения Разрабатываем проекты технологического присоединения объектов к сетям газораспределения. […]
  • Стр 210 декларации по налогу на имущество Департамент банковского аудита по вопросу заполнения строк 210/270 раздела 2 Налогового расчета/Декларации по налогу на имущество организаций (продолжение) Описание ситуации. Банк является плательщиком налога на имущество организаций по […]
  • Возврат исполнительного листа судом Прерывается ли срок предъявления исполнительного листа к исполнению, если лист возвращен взыскателю по его просьбе? В соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (Далее Закон об ИП) возбужденное исполнительное […]