Правило слово как часть речи
Оглавление:
Правило слово как часть речи
Существительное
Существительное – часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы: кто? что? (человек, книга) . Различаются по родам и изменяются по падежам и числам. Бывают одушевленные (рабочий) и неодушевленные (телевизоры) .
Прилагательное
Прилагательное – часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: какой? какая? какое? какие? Изменяется по родам, числам и падежам. Отличается от причастия тем, что не имеет признаков залога, вида и времени.
Числительное
Числительное – часть речи, обозначающая:
Местоимение
Местоимение – часть речи, указывающая на лицо, предмет или признак, но не называющая их. Местоимения делятся на:
Глагол
Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние и отвечающая на вопросы: что делать? что делает? что делал? что будет делать? Имеет признаки вида, залога, лица, числа, времени, наклонения и рода (в прошедшем времени, в сослагательном наклонении).
Наречие
Наречие – часть речи, обозначающая признак действия, качества или предмета и отвечающая на вопросы: как? когда? почему? где? и проч. Основной признак – неизменяемость: медленно, вчера, сдуру, везде и т. д. В состав наречий входят и местоименные наречия: где, нигде, так, как, никак, когда, никогда, иногда, откуда, куда, отсюда, там, туда, почему, потому, поэтому, зачем, затем и т. д.
Предлог
Предлог – служебная неизменяемая часть речи, соединяющая слова (отличать от союзов, которые соединяют не слова, а синтаксические единицы: члены предложения или части сложного предложения): в, к, с, на, из, у, сквозь, между, ради, посредством, во время, кругом, около, подобно, относительно, согласно, благодаря, спустя, несмотря на, неужели, в силу, в зависимости от, в связи с, по отношению к и проч.
Союз
Союз – служебная неизменяемая часть речи, соединяющая члены предложения и/или части сложного предложения (отличать от предлогов, которые соединяют не синтаксические единицы, а слова).
Частица
Частицы – служебные слова, придающие дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам: не, ни, кое- , -либо , -нибудь , -то , -те , -ся (сь) , -ка , -де , же, ли, бы, бывало, да, пусть, пускай, даже, уж, лишь, почти, только, хотя бы, разве, неужели, дай, знай, давай, ну, дескать, мол, ведь, ну и, будто, как будто, точно, словно, вроде, якобы, чай, пожалуй, авось, просто, именно, чуть не, едва ли не, что ли и т. д.
Связка
Связка – это оторвавшееся от парадигмы местоимения или глагола служебное слово. В его функции входит указание на синтаксические отношения между компонентами предложения. К связкам относятся слова это, словосочетание это есть, есть (и другие формы глагола быть ), спрягаемые формы глаголов являться, явиться, значить, означать, называться. Связки часто опускаются, и на их месте в предложении ставится тире: Автомобиль – [есть] не роскошь, а средство передвижения.
Морфологический разбор «правило»
Слово «правило» может быть разобрано 3 способами. Вариант разбора зависит от того, в составе какого словосочетания или предложения слово находится. Выберите подходящий вариант для вашего случая.
Часть речи слова правило — глагол.
- Часть речи
Часть речи слова правило — имя существительное . - Морфологические признаки
- Начальная форма: правило (именительный падеж единственного числа);
- Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.
- Синтаксическая роль
Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту. - единственное число, именительный падеж, неодушевленное, средний род;
- винительный падеж, единственное число, неодушевленное, средний род;
- винительный падеж, единственное число, неодушевленное, средний род.
- Часть речи
Часть речи слова правила — глагол. - Начальная форма: править (инфинитив);
- Постоянные признаки: 2-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
- Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, прошедшее время, женский род.
- Постоянные признаки: 2-е спряжение, непереходный , несовершенный вид;
- Часть речи
Часть речи слова правила — имя существительное . - Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение;
- Непостоянные признаки: родительный падеж, единственное число.
- единственное число, неодушевленное, родительный падеж, средний род;
- именительный падеж, множественное число, неодушевленное, средний род;
- винительный падеж, множественное число, неодушевленное, средний род;
- винительный падеж, множественное число, неодушевленное, средний род.
- Задаю вопрос
- Ставлю слово в начальную форму ( ед.ч., И.п.)
- Указываю постоянные признаки:
- Одушевленное или неодушевленное;
- Собственное или нарицательное;
- Род;
- Склонение.
- Указываю непостоянные признаки:
- Число;
- Падеж.
- Нахожу существительное, с которым связано прилагательное, и задаю от него вопрос
- Ставлю прилагательное в начальную форму ( ед.ч., м.р., И.п.)
- Определяю род ( в ед.ч.)
- Определяю число
- Определяю падеж
- Определяю, каким членом предложения является
- Ставлю слово в начальную форму ( И.п.)
- Указываю часть речи
- Указываю, что оно личное.
- Определяю его признаки:
- Лицо;
- Род ( у местоимений 3-го лица ед.ч ).
- Устанавливаю, что это глагол
- Ставлю глагол в неопределенную форму ( что делать? что сделать?)
- Определяю постоянные признаки глагола:
- Спряжение.
- Определяю непостоянные признаки глагола:
- Время;
- Лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени) ;
- Род есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
- Называю, какое предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
- Называю, какое предложение по интонации (восклицательное, невосклицательное)
- Подчеркиваю грамматическую основу (основы).
- Определяю, простое это предложение или сложное (из скольких частей состоит).
- Указываю, распространённое оно или нераспространённое (для простого предложения)
- Указываю однородные члены предложения (если есть)
- Рисую схему
- Прочитай слово
- Измени его (устно) и выдели окончание.
- Обозначь окончание, отдели окончание от основы слова
- Найди корень (подбери несколько однокоренных слов)
- Найди и обозначь приставку и суффикс (если они есть)
- Имя существительное
- Глагол
- Имя прилагательное
- Имя числительное
- Местоимение
- Наречие
- Причастие
- Деепричастие
- Слова категории состояния
- Предлог
- Частицы
- Союзы
- Междометия, звукоподражательные слова.
- количество предметов, отвечая на вопрос: сколько?, это количественные числительные: три, пятнадцать, сто тридцать пять;
- порядок предметов при счете, отвечая на вопрос: который?, это порядковые числительные: третий, пятнадцатый, сто тридцать пятый;
- общее количество предметов, это собирательное числительное: оба, двое, четверо, шестеро, девятеро и т. п.
- личные: мы, я, ты, вы, она, оно, он, они;
- возвратное: себя;
- притяжательные: наш, мой, ваш, твой, свой;
- вопросительно-относительные: что, кто, каков, какой, чей, сколько, который, который;
- указательные: тот, этот, такой, столько, таков;
- определительные: самый, сам, весь, все, вся, всё, каждый, всякий, иной, любой;
- отрицательные: ничто, ничей, нечего, никоторый, некого;
- неопределенные: некоторый, нечто, некий, некто, несколько, что-то, кто-то, сколько-нибудь, кое-что, какой-либо.
- Инфинитив – неопределенная форма без признаков лица, времени, числа, залога, рода и наклонения: спать, бежать, читать.
- Причастие – неспрягаемая форма глагола, обозначает действие или состояние предмета в изменяемой во времени форме; причастие может изменяться по падежам, числам и родам, а также имеет признаки вида, времени и залога (этим и отличается от прилагательного). Причастия, в свою очередь, подразделяются еще на несколько видов:
- Действительное причастие – действие, совершаемое носителем признака: расцветший сад, читающий ученик;
- Страдательное причастие – признак, который возник в результате воздействия чего-либо или кого-либо на носителя признака: гонимые ветром листья, брошенный камень.
- Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, обозначает действие как признак другого действия: обессилев, присел на скамью; говорил, не глядя в глаза. От причастия отличается тем, что имеет признаки залога и вида, но не изменяется.
- сочинительные союзы: да, и, а, или, но, либо, также, тоже.
- Подчинительные союзы: прежде чем, когда, пока, чтобы, что, как, потому что, так как, благодаря тому что, будто, так что, словно, раз, если, хотя, для того чтобы, несмотря на то что, не только… но и…, не столько… сколько… и пр.
- Комментарии (2)
- Отметить нарушение
Примечание. Слово правило имеет различные морфологические признаки в зависимости от контекста словосочетания или предложения, в которое слово входит. Помимо подробного анализа выше возможны ещё 3 варианта морфологических признаков слова правило:
2809 / Разбор сделан с помощью программы и не всегда может быть правильным. Если вы считаете разбор неверным, то убедитесь, что слово написано без ошибок и опечаток. Или нажмите Ctrl+Enter и сообщите об ошибке. Представленный результат используется вами на свой страх и риск.
Слова с буквой ё пишите через букву ё: стёкла, совершённый и др.
Морфологический разбор «правила»
Слово «правила» может быть разобрано 3 способами. Вариант разбора зависит от того, в составе какого словосочетания или предложения слово находится. Выберите подходящий вариант для вашего случая.
Примечание. Слово правила имеет различные морфологические признаки в зависимости от контекста словосочетания или предложения, в которое слово входит. Помимо подробного анализа выше возможны ещё 5 вариантов морфологических признаков слова правила:
Выберите подходящий разбор для вашего случая.
1616 / Разбор сделан с помощью программы и не всегда может быть правильным. Если вы считаете разбор неверным, то убедитесь, что слово написано без ошибок и опечаток. Или нажмите Ctrl+Enter и сообщите об ошибке. Представленный результат используется вами на свой страх и риск.
Материал по русскому языку (4 класс) по теме:
Памятка разбора частей речи для 4-го класса (русский язык)
Данная памятка помогает обучающимся легко, быстро по алгоритму выполнить разбор частей речи.
Предварительный просмотр:
Порядок разбора имени существительного
Порядок разбора имени прилагательного
Порядок разбора местоимения
Порядок разбора глагола
Порядок разбора предложения
Порядок разбора слова по составу
Части речи в русском языке
Часть речи — это категория слов языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (далее делящееся на существительное, прилагательное и т. п.) и глагол. Общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные. В статье Морфологический разбор можно посмотреть многие дополнительные характеристики частей речи.
-
Самостоятельные части речи (включают слова, называющие предметы, их действия и различные признаки):
-
Служебные части речи (не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними):
Далее рассмотрим каждую часть речи в русском языке по отдельности.
Существительное
Существительное – это часть речи, с помощью которой обозначают предмет. Существительное отвечает на вопросы: кто? что? (папа, песня). Их различают по родам, а изменяются существительные по падежам и числам. Бывают одушевленными (человек) и неодушевленными (дом).
Прилагательное
Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие свойство предмета, которое может проявляться с разной интенсивностью: быстрый, белый, старый. Качественные прилагательные имеют степени сравнения и краткие формы: быстр, бел, стар. Относительные прилагательные – это прилагательные, обозначающие свойство самого предмета по его отношению к действию или другому предмету: железный, измерительный, дверной, надувной. Притяжательные прилагательные – это прилагательные, указывающие принадлежность определяемого ими предмета кому или чему-либо: сестрин, отцов, лисий.
Числительное
Числительное – это часть речи, которая обозначает:
Местоимение
Местоимение – это часть речи, указывающая на лицо, признак или предмет, не называя их. Местоимения подразделяются на:
Подробнее о местоимении для начинающих в видео:
Глагол – это часть речи, которая обозначает состояние или действие, отвечает на какой-либо из вопросов: что делать?, что делал?, что делает?, что будет делать?, и обладает признаками вида, лица, залога, времени, числа, рода и наклонения (в сослагательном наклонении, в прошедшем времени). Существуют такие формы глаголов: инфинитив, причастие и деепричастие.
Наречие – это часть речи, которая обозначает признак качества, действия или предмета, отвечая на вопрос: когда?, как?, где?, почему? и т. п. Основным признаком наречия является неизменяемость: вчера, медленно, везде и др. в состав наречий входят также местоименные наречия: нигде, где, так, никак, как, когда, иногда, никогда, откуда, отсюда, туда, куда, там, почему, поэтому, потому, зачем, затем и пр.
Предлог – это неизменяемая служебная часть речи, применяемая для соединения слов: к, в, с, из, на, у, между, сквозь, ради, во время, посредством, кругом, подобно, около, относительно, благодаря, согласно, спустя, неужели, несмотря на, в силу, в связи с, в зависимости от, по отношению к и т. д.
Союз – это неизменяемая служебная часть речи, служащая для соединения членов предложения и (или) частей сложного предложения (необходимо отличать союз от предлогов, предлог соединяет слова, а не синтаксические единицы). Виды союзов:
Частицы – это служебные слова, которые придают смысловые или эмоциональные оттенки отдельным словам или предложениям: ни, не, кое-, -нибудь, -либо, -то, -ся (сь), -те, -ка, же, -де, ли, бывало, бы, да, пускай, пусть, даже, лишь, уж, почти, хотя бы, только, разве, дай, неужели, знай, ну, давай, дескать, ведь, мол, ну и, как будто, будто, точно, вроде, словно, якобы, пожалуй, чай, авось, именно, просто, чуть не, что ли, едва ли не и т. п.
Связка – это служебное слово, оторвавшееся от парадигмы местоимения или глагола. Связка указывает на синтаксические отношения компонентов предложения. К связкам относятся слова, словосочетания, спрягаемые формы глаголов, формы глагола быть, например: это, это есть, есть, являться, значить, явиться, называться, означать. Часто связки опускаются и на их месте в предложении ставят тире, например: Автомобиль – [есть] не роскошь, а средство передвижения.
Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:
Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):
Разобрать слово как часть речи : доброго, слова
Ответы и объяснения
1.(Без)доброго(какого?)-прилагательное.
2.Н.ф-добрый.,в ср.р,в Р.п.,в ед.ч.
3.Доброго — в предложении определение(подчеркиваешь волнистой линией)
1.(без)слова — существительное.
2.Н.ф.-слово.
Постоянные признаки:нарицательное,неодушевленное,ср.р,2 скл.
Непостоянные признаки:в ед.ч,в Р.п.
(Без)слова — дополнение(подчеркиваешь пунктирной линией)
1.(Без)доброго(какого?)-прилагательное.
2.Н.ф-добрый.,в ср.р,в Р.п.,в ед.ч.
3.Доброго — в предложении определение(подчеркиваешь волнистой линией)
1.(без)слова — существительное.
2.Н.ф.-слово.
Постоянные признаки:нарицательное,неодушевленное,ср.р,2 скл.
Непостоянные признаки:в ед.ч,в Р.п.
(Без)слова — дополнение(подчеркиваешь пунктирной линией)
Урок русского языка по теме «Части речи». 2-й класс
Образовательные цели: повторить сведения о словах, об их делении на группы; ввести понятие части речи и учить подводить под это понятие соответствующие слова-названия; найти отличительные особенности различных частей речи.
Развивающие цели: формирование познавательных УУД, а именно: выполнение учащимися действий для приобретения недостающих знаний, поиск и анализ информации, составление высказываний; развить умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
Воспитательные цели: формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение вести диалог, уважительное отношение к чужому мнению, взаимопонимание и взаимопомощь.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
1. Введение в тему урока, повторение сведений о словах, полученных в 1-ом классе
На доске:
красный, бежит, мальчик, цветёт, тюльпан, весёлый
— Что записано на доске? (Отдельные слова)
Сегодня мы с вами будем говорить о словах. Слов в нашем языке очень много. И все они разные, у каждого своё значение, каждое что-то называет, указывает на что-то или служит для связи слов друг с другом. Подумайте, на какие три группы можно разделить эти слова? Какие слова войдут в первую группу? Во вторую? В третью? Запишите слова в тетрадь. (Один человек работает у доски).
— Почему именно эти слова вы отнесли к каждой из групп? В чем сходство слов каждого столбика? (Слова каждого столбика отвечают на одни и те же вопросы)
— Что обозначают или называют слова в каждом столбце? (Предмет, признак предмета, действие предмета). Надпишите названия каждой группы слов и вопросы, на которые они отвечают.
— Придумайте и запишите ещё по 2 своих слова в каждый из данных столбцов.
— А теперь давайте найдём отличия слов каждой группы.
(Они отличаются вопросами, на которые отвечают и тем, что обозначают)
2. Знакомство с понятием части речи.
Проверим, верны ли выводы, которые мы с вами сделали о делении слов на группы. Для этого посмотрите на экран, прочитайте следующие сведения.
Думаем, что наблюдения за поведением слов привели тебя к тем же выводам, что и ученых.
Прочитай и проверь себя. Выдели новые для себя сведения.
Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что названия предметов, признаков и действий отвечают на разные вопросы и разное обозначают.
Тогда ученые по этим двум особенностям слов
1) на какой вопрос отвечают,
2) что обозначают,- объединили их в большие группы. Этим группам слов дали название части речи.
Так каждое слово стало относиться к какой-то группе, какой-то части речи. Названия предметов — одна часть речи, названия действий — другая, названия признаков — третья.
— Какие новые для себя слова вы прочитали? (Части речи.)
— Попробуйте сделать вывод, что же такое части речи? Текст, который вы увидите на экране, вам в этом поможет.
Части речи — это группы слов, которые отличаются друг от друга следующими особенностями: 1):2):.
(Ребята довольно легко справляются с этим заданием и завершают вывод::вопросом, на который отвечают и тем, что обозначают)
— Какое название получила каждая из частей речи, вы будете узнавать на последующих уроках русского языка.
А теперь составим алгоритм, пользуясь которым можно определить, какой частью речиявляется то или иное слово.
— Какое действие нужно выполнить первым?
(Задать к слову вопрос.)
— Назовите второе действие?
(Определить, что оно обозначает,)
Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли мы вывели этот алгоритм.
Задай к слову вопрос.
Определи, что обозначает слово
По вопросу и тому, что слово обозначает, определи часть речи.
3. Первичное закрепление знаний
— Перед вами на карточках записаны слова. Запишите их в три столбика по частям речи, предварительно вставив пропущенные буквы. Проверьте себя по словарю.
растет, п..нал, по, мяч, б..реза, для, красивый, скачет, п..тух, новый
— Какие слова не попали ни в один из столбцов? Почему?
— К названиям признаков и действий подберите подходящие им по смыслу названия предметов и запишите получившиеся словосочетания. Обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания.
4. Подведение итогов урока. Домашнее задание
— Стали ли вы больше знать о словах?
— С чем вы сегодня познакомились?
— Было ли интересно работать на уроке, трудно ли было выполнять задания?