Правило молитвы мусульман

Основные молитвы мусульман

Вероучение ислам основано на некоторых аспектах, согласно которым существует православный мусульманин. Таких аспектов всего пять (о них чуть позже), и каждый человек, который принял учение мусульман, обязан их придерживаться. Многие мусульманские молитвы также посвящены именно им.

Главной концепцией ислама являются заповеди, которые призывают чтить Аллаха и поклоняться ему, как единственному и всемогущему. А последний пророк Мухаммад дает правильные указания верующему на то, как необходимо неукоснительно их соблюдать. Суры из Корана — помощь правоверному, там он может найти ответ на любой свой вопрос. Награда же за труды верующего будет представлена раем, о котором также подробно рассказывает ислам.

Молитвы мусульман: виды и правила

Многим известно, что ислам заждется на пяти столпах: шахаде (свидетельстве Аллаха), намазе (является обязательной молитвой мусульман), закяте (пожертвовании), сауме (соблюдении священного поста Рамазан) и хадже (паломничестве в святую Мекку). И правоверный мусульманин просто обязан придерживаться выполнения каждого из этих столпов. И если шахаду или хадж правоверные совершают только раз в жизни, намаз необходимо соблюдать каждый день по всей строгости предписаний.

Исламский намаз называется ежедневной обязательной пятикратной молитвой, которую читает каждый правоверный мусульманин в определенное время суток в мечети или дома. Обряд может совершаться как в коллективе, так самостоятельно.

Во время проведения намаза, верующий читает суры из Корана и дуа.

Они могут иметь различную цель, к примеру, защищать верующего от происков шайтанов, либо же просто возносить хвалу Аллаху.

Перед каждой мольбой верующий проводит ряд неуклонных действий, а именно, омывает лицо, руки и ноги, очищает молитвенное место, одежду, помыслы и душу.

Все мусульманские молитвы всегда начинаются с призыва «Азан», который предвещает каждому правомерному мусульманину о том, что наступило время для молитвы. Когда осуществляется исламский намаз, верующие молятся на специальном молитвенном коврике с киблой, обращенной в сторону Каабы и Мекки. Все основные молитвы исполняются исключительно на арабском языке.

Как показывает мусульманский обычай, пятикратную ежедневную исламскую молитву установил еще милостивый Аллах перед тем, как вознесся великим Пророком Мухаммадом на небеса. Он воплотил в себе основной признак веры и главное условие успеха мусульманина.

Если правоверный мусульманин будет умышленно и неоправданно игнорировать намаз, то он будет строго наказан, так как это основополагающий и непреложный принцип ислама.

Только правильно прочитав пятикратную молитву мусульман, человек имеет право вступить в непосредственное общение с Богом, обновляя свое завещание с Ним.

Из-за этого в Коране имеется определенный молитвенный цикл, в состав которого входят молитвы «ас-Субх» (утренняя), «аз-Зухр» (полуденная), «аль-Аср» (предвечерняя), «аль-Магриб» (вечерняя) и «аль-Иша» (ночная).

Все перечисленные молитвы читаются в соответствии с определенным временем суток.

Для всех правоверных мусульман намаз очень значим, и пятикратная молитва глубоко чтится всеми, кто представляет ислам и его течения во всем мире. Каждую пятикратную молитву, которую завещает сам мусульманский Коран, глубоко чтят все последователи ислама.

Как необходимо читать молитвы?

Для всех мусульман очень важно правильно читать мусульманские молитвы. Общение с Аллахом должно придать человеку храбрости и привести его к праведной жизни. Молитва ислам — это одна из пяти основ ислама, поэтому читать молитвы на татарском или арабском языке крайне важно.

Молиться необходимо в чистом пространстве, это касается и чистоты тела, одежды. Поэтому всякий раз перед молитвенным прочтением, как на русском, так и на арабском языке выполняйте обряд омовения. Закрывать тело следует надлежащим образом. У мужчин обнаженность в исламе представлена оголенностью тела от пупка до колен, а у женщин всего тела, кроме лица и ладоней.

Далее необходимо встать лицом к Мекке, которая располагается в городе Каабе.

Эта священная мечеть — главная святыня мусульман всего мира.

В центре мечети можно найти Каабу и прочитать молитву.

Для молитвы всегда правильно выбирайте время. И каждую молитву возносите в положенное время. На чтение каждой из молитв отводится определенное непродолжительное время, которое определяется положением солнца. По времени чтение намаза от начала и до конца не занимает более десяти минут. И называются эти пять ежедневных молитв фадж, зухр, аср, магриб и иша.

Молитвы утренние

[1] Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси:

Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Ами́нь.

Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:

Молитва мытаря (Евангелие от Луки, глава 18, стих 13)

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному. (Поклон)

Молитва предначинательная

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, молитв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Молитва Святому Духу

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша [2] .

Трисвятое

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь [3] .

Молитва ко Пресвятой Тро́ице

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твое́го ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды).

Молитва Господня

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Тропари Троичные

Воста́вше от сна, припа́даем Ти, Бла́же, и а́нгельскую песнь вопие́м Ти, Си́льне: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

От одра́ и сна воздви́гл мя еси́, Го́споди, ум мой просвети́ и се́рдце, и устне́ мои́ отве́рзи, во е́же пе́ти Тя, Свята́я Тро́ице: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Внеза́пно Судия́ прии́дет, и коего́ждо дея́ния обнажа́тся, но стра́хом зове́м [4] в полу́нощи: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.

Го́споди, поми́луй. (12 раз)

От сна воста́в, благодарю́ Тя, Свята́я Тро́ице, я́ко мно́гия ра́ди Твоея́ бла́гости и долготерпе́ния не прогне́вался еси́ на мя, лени́ваго и гре́шнаго, ниже́ погуби́л мя еси́ со беззако́ньми мои́ми; но человеколю́бствовал еси́ обы́чно и в неча́янии лежа́щаго воздви́гл мя еси́, во е́же у́треневати и славосло́вити держа́ву Твою́. И ны́не просвети́ мои́ о́чи мы́сленныя, отве́рзи моя́ уста́ поуча́тися словесе́м Твои́м, и разуме́ти за́поведи Твоя́, и твори́ти во́лю Твою́, и пе́ти Тя во исповеда́нии серде́чнем, и воспева́ти всесвято́е и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)

Псалом 50

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; яко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой пре́до мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твое́го и Ду́хом влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́ныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́.

Символ веры

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Молитва первая, святого Макария Великого

Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго, я́ко николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю; но изба́ви мя от лука́ваго, и да бу́дет во мне во́ля Твоя́, да неосужде́нно отве́рзу уста́ моя́ недосто́йная и восхвалю́ и́мя Твое́ свято́е, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая, того же святого

От сна воста́в, полу́нощную песнь приношу́ Ти, Спа́се, и припа́дая вопию́ Ти: не да́ждь ми усну́ти во грехо́вней сме́рти, но уще́дри мя, распны́йся во́лею, и лежа́щаго мя в ле́ности ускори́в возста́ви, и спаси́ мя в предстоя́нии и моли́тве, и по сне нощне́м возсия́й ми день безгре́шен, Христе́ Бо́же, и спаси́ мя.

Молитва третья, того же святого

К Тебе́, Влады́ко Человеколю́бче, от сна воста́в прибега́ю, и на дела́ Твоя́ подвиза́юся милосе́рдием Твои́м, и молю́ся Тебе́: помози́ ми на вся́кое вре́мя, во вся́кой ве́щи, и изба́ви мя от вся́кия мирски́я злы́я ве́щи и диа́вольскаго поспеше́ния, и спаси́ мя, и введи́ в Ца́рство Твое́ ве́чное. Ты бо еси́ мой Сотвори́тель и вся́кому бла́гу Промы́сленник и Пода́тель, о Тебе́ же все упова́ние мое́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ю, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва четвертая, того же святого

Го́споди, И́же мно́гою Твое́ю бла́гостию и вели́кими щедро́тами Твои́ми дал еси́ мне, рабу́ Твоему́, мимоше́дшее вре́мя но́щи сея́ без напа́сти прейти́ от вся́каго зла проти́вна; Ты Сам, Влады́ко, вся́ческих Тво́рче, сподо́би мя и́стинным Твои́м све́том и просвеще́нным се́рдцем твори́ти во́лю Твою́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва пятая, святого Василия Великого

Го́споди Вседержи́телю, Бо́же сил и вся́кия пло́ти, в вы́шних живы́й и на смире́нныя призира́яй, се́рдца же и утро́бы испыту́яй и сокрове́нная челове́ков я́ве предве́дый, Безнача́льный и Присносу́щный Све́те, у Него́ же несть премене́ние, или́ преложе́ния осене́ние; Сам, Безсме́ртный Царю́, приими́ моле́ния на́ша, я́же в настоя́щее вре́мя, на мно́жество Твои́х щедро́т дерза́юще, от скве́рных к Тебе́ усте́н твори́м, и оста́ви нам прегреше́ния на́ша, я́же де́лом, и сло́вом, и мы́слию, ве́дением, или́ неве́дением согреше́нная на́ми; и очи́сти ны от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха. И да́руй нам бо́дренным се́рдцем и тре́звенною мы́слию всю настоя́щаго жития́ нощь прейти́, ожида́ющим прише́ствия све́тлаго и явле́ннаго дне Единоро́днаго Твое́го Сы́на, Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, в о́ньже со сла́вою Судия́ всех прии́дет, кому́ждо отда́ти по де́лом его́; да не па́дше и облени́вшеся, но бо́дрствующе и воздви́жени в де́лание обря́щемся гото́ви, в ра́дость и Боже́ственный черто́г сла́вы Его́ совни́дем, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, и неизрече́нная сла́дость зря́щих Твое́го лица́ добро́ту неизрече́нную. Ты бо еси́ и́стинный Свет, просвеща́яй и освяща́яй вся́ческая, и Тя пое́т вся тварь во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва шестая, того же святого

Тя благослови́м, вы́шний Бо́же и Го́споди ми́лости, творя́щаго при́сно с на́ми вели́кая же и неизсле́дованная, сла́вная же и ужа́сная, и́хже несть числа́, пода́вшаго нам сон во упокое́ние не́мощи на́шея, и ослабле́ние трудо́в многотру́дныя пло́ти. Благодари́м Тя, якo не погуби́л еси́ нас со беззако́ньми на́шими, но человеколю́бствовал еси́ обы́чно, и в неча́янии лежа́щия ны воздви́гл еси́, во е́же славосло́вити держа́ву Твою́. Те́мже мо́лим безме́рную Твою́ бла́гость, просвети́ на́ша мы́сли, очеса́, и ум наш от тя́жкаго сна ле́ности возста́ви: отве́рзи на́ша уста́, и испо́лни я Твое́го хвале́ния, я́ко да возмо́жем непоколе́блемо пе́ти же и испове́датися Тебе́, во всех, и от всех сла́вимому Бо́гу, Безнача́льному Отцу́, со Единоро́дным Твои́м Сы́ном, и Всесвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва седьмая, ко Пресвятой Богоро́дице

Воспева́ю благода́ть Твою́, Влады́чице, молю́ Тя, ум мой облагодати́. Ступа́ти пра́во мя наста́ви, путе́м Христо́вых за́поведей. Бде́ти к пе́сни укрепи́, уны́ния сон отгоня́ющи. Свя́зана плени́цами грехопаде́ний, мольба́ми Твои́ми разреши́, Богоневе́сто. В нощи́ мя и во дни сохраня́й, борю́щих враг избавля́ющи мя. Жизнода́теля Бо́га ро́ждшая, умерщвле́на мя страстьми́ оживи́. Я́же Свет невече́рний ро́ждшая, ду́шу мою́ осле́пшую просвети́. О ди́вная Влады́чня пала́то, дом Ду́ха Боже́ственна мене́ сотвори́. Врача́ ро́ждшая, уврачу́й души́ моея́ многоле́тныя стра́сти. Волну́ющася жите́йскою бу́рею, ко стези́ мя покая́ния напра́ви. Изба́ви мя огня́ ве́чнующаго, и че́рвия же зла́го, и та́ртара. Да мя не яви́ши бесо́м ра́дование, и́же мно́гим грехо́м пови́нника. Но́ва сотвори́ мя, обетша́вшаго нечу́вственными, Пренепоро́чная, согреше́нии. Стра́нна му́ки вся́кия покажи́ мя, и всех Влады́ку умоли́. Небе́сная ми улучи́ти весе́лия, со все́ми святы́ми, сподо́би. Пресвята́я Де́во, услы́ши глас непотре́бнаго раба́ Твоего́. Струю́ дава́й мне слеза́м, Пречи́стая, души́ моея́ скве́рну очища́ющи. Стена́ния от се́рдца приношу́ Ти непреста́нно, усе́рдствуй, Влады́чице. Моле́бную слу́жбу мою́ приими́, и Бо́гу благоутро́бному принеси́. Превы́шшая А́нгел, мирска́го мя превы́шша сли́тия сотвори́. Светоно́сная Се́не небе́сная, духо́вную благода́ть во мне напра́ви. Ру́це возде́ю и устне́ к похвале́нию, оскверне́ны скве́рною, Всенепоро́чная. Душетле́нных мя па́костей изба́ви, Христа́ приле́жно умоля́ющи; Ему́же честь и поклоне́ние подоба́ет, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва восьмая, ко Го́споду на́шему Иису́су Христу́

Многоми́лостиве и Всеми́лостиве Бо́же мой, Го́споди Иису́се Христе́, мно́гия ра́ди любве́ сшел и воплоти́лся еси́, я́ко да спасе́ши всех. И па́ки, Спа́се, спаси́ мя по благода́ти, молю́ Тя; а́ще бо от дел спасе́ши мя, несть се благода́ть, и дар, но долг па́че. Ей, мно́гий в щедро́тах и неизрече́нный в ми́лости! Ве́руяй бо в Мя, рекл еси́, о Христе́ мой, жив бу́дет и не у́зрит сме́рти во ве́ки. А́ще у́бо ве́ра, я́же в Тя, спаса́ет отча́янныя, се ве́рую, спаси́ мя, я́ко Бог мой еси́ Ты и Созда́тель. Ве́ра же вме́сто дел да вмени́тся мне, Бо́же мой, не обря́щеши бо дел отню́д оправда́ющих мя. Но та ве́ра моя́ да довле́ет вме́сто всех, та да отвеща́ет, та да оправди́т мя, та да пока́жет мя прича́стника сла́вы Твоея́ ве́чныя. Да не у́бо похи́тит мя сатана́, и похва́лится, Сло́ве, е́же отто́ргнути мя от Твоея́ руки́ и огра́ды; но или́ хощу́, спаси́ мя, или́ не хощу́, Христе́ Спа́се мой, предвари́ ско́ро, ско́ро погибо́х: Ты бо еси́ Бог мой от чре́ва ма́тере моея́. Сподо́би мя, Го́споди, ны́не возлюби́ти Тя, я́коже возлюби́х иногда́ той са́мый грех; и па́ки порабо́тати Тебе́ без ле́ности то́щно, я́коже порабо́тах пре́жде сатане́ льсти́вому. Наипа́че же порабо́таю Тебе́, Го́споду и Бо́гу моему́ Иису́су Христу́, во вся дни живота́ моего́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва девятая, к Ангелу хранителю

Святы́й А́нгеле, предстоя́й окая́нной мое́й души́ и стра́стной мое́й жи́зни, не оста́ви мене́ гре́шнаго, ниже́ отступи́ от мене́ за невоздержа́ние мое́. Не да́ждь ме́ста лука́вому де́мону облада́ти мно́ю, наси́льством сме́ртнаго сего́ телесе́; укрепи́ бе́дствующую и худу́ю мою́ ру́ку и наста́ви мя на путь спасе́ния. Ей, святы́й А́нгеле Бо́жий, храни́телю и покрови́телю окая́нныя моея́ души́ и те́ла, вся мне прости́, ели́кими тя оскорби́х во вся дни живота́ моего́, и а́ще что согреши́х в преше́дшую нощь сию́, покры́й мя в настоя́щий день, и сохрани́ мя от вся́каго искуше́ния проти́внаго, да ни в ко́ем гресе́ прогне́ваю Бо́га, и моли́ся за мя ко Го́споду, да утверди́т мя в стра́се Свое́м, и досто́йна пока́жет мя раба́ Своея́ бла́гости. Ами́нь.

Молитва десятая, ко Пресвятой Богоро́дице

Пресвята́я Влады́чице моя́ Богоро́дице, святы́ми Твои́ми и всеси́льными мольба́ми отжени́ от мене́, смире́ннаго и окая́ннаго раба́ Твоего́, уны́ние, забве́ние, неразу́мие, нераде́ние, и вся скве́рная, лука́вая и ху́льная помышле́ния от окая́ннаго моего́ се́рдца и от помраче́ннаго ума́ моего́; и погаси́ пла́мень страсте́й мои́х, я́ко нищ есмь и окая́нен. И изба́ви мя от мно́гих и лю́тых воспомина́ний и предприя́тий, и от всех действ злых свободи́ мя. Я́ко благослове́на еси́ от всех родо́в, и сла́вится пречестно́е и́мя Твое́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь

Моли́ Бо́га о мне, святы́й уго́дниче Бо́жий (имя), я́ко аз усе́рдно к тебе́ прибега́ю, ско́рому помо́щнику и моли́твеннику о душе́ мое́й.

Песнь Пресвятой Богородице

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.

Тропарь Кресту и молитва за отечество

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́, и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды правосла́вным христиа́ном на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Молитва о живых

Спаси́, Го́споди, и поми́луй отца́ моего́ духо́внаго (имя), роди́телей мои́х (имена), сро́дников (имена), нача́льников, наста́вников, благоде́телей (имена) и всех правосла́вных христиа́н.

Молитва о усопших

Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х, сро́дников, благоде́телей (имена), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.

Если можешь, читай вместо кратких молитв о живых и усопших этот помянник:

О живых

Помяни́, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, ми́лости и щедро́ты Твоя́ от ве́ка су́щия, и́хже ра́ди и вочелове́чился еси́, и распя́тие и смерть, спасе́ния ра́ди пра́во в Тя ве́рующих, претерпе́ти изво́лил еси́; и воскре́с из ме́ртвых, возне́слся еси́ на небеса́ и седи́ши одесну́ю Бо́га Отца́, и призира́еши на смире́нныя мольбы́ всем се́рдцем призыва́ющих Тя: приклони́ у́хо Твое́, и услы́ши смире́нное моле́ние мене́, непотре́бнаго раба́ Твоего́, в воню́ благоуха́ния духо́внаго, Тебе́ за вся лю́ди Твоя́ принося́щаго. И в пе́рвых помяни́ Це́рковь Твою́ Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую, ю́же снабде́л еси́ честно́ю Твое́ю Кро́вию, и утверди́, и укрепи́, и разшири́, умно́жи, умири́, и непребори́му а́довыми враты́ во ве́ки сохрани́; раздира́ния Церкве́й утиши́, шата́ния язы́ческая угаси́, и ересе́й воста́ния ско́ро разори́ и искорени́, и в ничто́же си́лою Свята́го Твоего́ Ду́ха обрати́. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй богохрани́мую страну́ на́шу, вла́сти и во́инство ея́, огради́ ми́ром держа́ву их, и покори́ под но́зе правосла́вных вся́каго врага́ и супоста́та, и глаго́ли ми́рная и блага́я в сердца́х их о Це́ркви Твое́й Святе́й, и о всех лю́дех Твои́х: да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во правове́рии, и во вся́ком благоче́стии и чистоте́. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй Вели́каго Господи́на и Отца́ на́шего Святе́йшего Патриа́рха Кири́лла, преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя, иере́и же и диа́коны, и весь при́чет церко́вный, я́же поста́вил еси́ пасти́ слове́сное Твое́ ста́до, и моли́твами их поми́луй и спаси́ мя гре́шнаго. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй отца́ моего́ духо́внаго (имя его), и святы́ми его́ моли́твами прости́ моя́ согреше́ния. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй роди́тели моя́ (имена их), бра́тию и се́стры, и сро́дники моя́ по пло́ти, и вся бли́жния ро́да моего́, и дру́ги, и да́руй им ми́рная Твоя́ и преми́рная блага́я. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй по мно́жеству щедро́т Твои́х вся священнои́ноки, и́ноки же и и́нокини, и вся в де́встве же и благогове́нии и по́стничестве живу́щия в монастыре́х, в пусты́нях, в пеще́рах, гора́х, столпе́х, затво́рех, разсе́линах ка́менных, острове́х же морски́х, и на вся́ком ме́сте влады́чествия Твоего́ правове́рно живу́щия, и благоче́стно служа́щия Ти, и моля́щияся Тебе́: облегчи́ им тяготу́, и уте́ши их скорбь, и к по́двигу о Тебе́ си́лу и кре́пость им пода́ждь, и моли́твами их да́руй ми оставле́ние грехо́в. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй ста́рцы и ю́ныя, ни́щия и сироты́ и вдови́цы, и су́щия в боле́зни и в печа́лех, беда́х же и ско́рбех, обстоя́ниих и плене́ниих, темни́цах же и заточе́ниих, изря́днее же в гоне́ниих, Тебе́ ра́ди и ве́ры правосла́вныя, от язы́к безбо́жных, от отсту́пник и от еретико́в, су́щия рабы́ Твоя́, и помяни́ я, посети́, укрепи́, уте́ши, и вско́ре си́лою Твое́ю осла́бу, свобо́ду и изба́ву им пода́ждь. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй благотворя́щия нам, ми́лующия и пита́ющия нас, да́вшия нам ми́лостыни, и запове́давшия нам недосто́йным моли́тися о них, и упокоева́ющия нас, и сотвори́ ми́лость Твою́ с ни́ми, да́руя им вся, я́же ко спасе́нию проше́ния, и ве́чных благ восприя́тие. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй по́сланныя в слу́жбу, путеше́ствующия, отцы́ и бра́тию на́шу, и вся правосла́вныя христиа́ны. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй и́хже аз безу́мием мои́м соблазни́х, и от пути́ спаси́тельнаго отврати́х, к де́лом злым и неподо́бным приведо́х; Боже́ственным Твои́м Про́мыслом к пути́ спасе́ния па́ки возврати́. (Поклон)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй ненави́дящия и оби́дящия мя, и творя́щия ми напа́сти, и не оста́ви их поги́бнути мене́ ра́ди, гре́шнаго. (Поклон)

Отступи́вшия от правосла́вныя ве́ры и поги́бельными ересьми́ ослепле́нныя, све́том Твоего́ позна́ния просвети́ и Святе́й Твое́й Апо́стольстей Собо́рней Це́ркви причти́. (Поклон)

О усопших

Помяни́, Го́споди, от жития́ сего́ отше́дшия правове́рныя цари́ и цари́цы, благове́рныя кня́зи и княги́ни, святе́йшия патриа́рхи, преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя, во иере́йстем же и в при́чте церко́внем, и мона́шестем чи́не Тебе́ послужи́вшия, и в ве́чных Твои́х селе́ниих со святы́ми упоко́й. (Поклон.)

Помяни́, Го́споди, ду́ши усо́пших рабо́в Твои́х, роди́телей мои́х (имена их), и всех сро́дников по пло́ти; и прости́ их вся согреше́ния во́льная и нево́льная, да́руя им Ца́рствие и прича́стие ве́чных Твои́х благи́х и Твоея́ безконе́чныя и блаже́нныя жи́зни наслажде́ние. (Поклон)

Помяни́, Го́споди, и вся в наде́жди воскресе́ния и жи́зни ве́чныя усо́пшия, отцы́ и бра́тию на́шу, и се́стры, и зде лежа́щия и повсю́ду, правосла́вныя христиа́ны, и со святы́ми Твои́ми, иде́же присеща́ет свет лица́ Твоего́, всели́, и нас поми́луй, я́ко Благ и Человеколю́бец. Ами́нь. (Поклон)

Пода́ждь, Го́споди, оставле́ние грехо́в всем пре́жде отше́дшим в ве́ре и наде́жди воскресе́ния, отце́м, бра́тиям и се́страм на́шим и сотвори́ им ве́чную па́мять. (Трижды)

Окончание молитв

Досто́йно е́сть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем [5] .

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Го́споди, поми́луй. (Трижды)

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, молитв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х поми́луй нас. Ами́нь.

[1] Выделенные от основного текста примечания и названия молитв не читаются во время молитвы.

[2] От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в». (Трижды) От Вознесения до Троицы начинаем молитвы со «Святы́й Бо́же…», опуская все предшествующие. Это замечание относится и к молитвам на сон грядущим.

[3] В молитвословах и богослужебных книгах часто пишут кратко «Сла́ва», «И ны́не», но читать надо полностью: «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху», «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь»

[4] В церковнославянском языке нет звука ё, а поэтому надо читать «зове́м», а не «зовём», «твое́», а не «твоё», «мое́», а не «моё» и т. д.

[5] От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни пасхального канона: «А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́». Это замечание относится и к вечерним молитвам.

Советуем ознакомиться молитва на пост у мусульман с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Мусульманский пост

Мусульманский пост: правила соблюдения поста

Мусульманский пост (с арабского «воздержание») – временный отказ от еды, воды, половых отношений, а также совершения каких-либо грехов на протяжении всего светового дня. Во время всего поста нельзя говорить о других плохо, совершать только добрые поступки. Любой уважающий свою веру мусульманин должен знать, когда начало и конец поста, а также с чего его начать и чем завершить. Но среди мусульман, есть те, кто в сомнениях, верно ли они всё делают во время поста.

Пост соблюдают не все мусульмане, есть исключения, а вот обязательно его должны соблюдать:

  • достигшие совершеннолетия девочки и мальчики (девочки 9-10 лет и мальчики 12-13 лет);
  • умственно полноценные;
  • у кого крепкое здоровье.
  • Пост начинается с совершением намерения до утренней молитвы: « Я намереваюсь держать пост в месяц Рамадан, ради Аллаха, Аллаху Акбар ». Есть перестают, когда до молитвы остается 20 минут, чтобы успеть убрать всё за собой, почистить зубы и ополоснуть полость рта. После этого наступает утренняя молитва – это и есть начало поста. Солнце совсем село и его не видно, вот теперь у мусульман начинается разговение. Лучше разговляться фиником. Пост меняет человека и морально и физически, он положительно влияет на здоровье: укрепляет иммунитет, ускоряет метаболизм, дает ясный ум и сжигает жир, успокаивает нервы, мочеполовую систему, язву желудка, сон становится крепче и спокойнее.

    По каким причинам пост для мусульманина может закончиться:

    • когда происходит намеренное употребление еды;
    • не должно быть интимных отношений между мужчиной и женщиной;
    • нельзя бранить других и пускать сплетни.

    Есть действия, которые мусульманин может совершить и пост сохраняется:

  • применение благоуханий;
  • плавание и обливание водой;
  • если Вы забыли про пост и съели пищу.
  • Пост меняет у человека его ценности, душу, учит проявлять любовь и терпимость по отношению к другим, также появляется чувство милосердия и сострадания.

    Надеемся, мы Вам помогли разобраться в основах мусульманского поста.

    Статья оказалась полезной? Не забудь поделиться с друзьями – сделать репост!

    Смотрите также:

    Читайте также:

    • Возможен ли никях мусульманина с джинном женского пола ?

      Вопрос: Помню еще давно, слышал о теме заключения никяха с джиннами, так возможен ли никях мусульманина с джинном женского пола и наоборот? Верить ли в такую возможность, или это все выдумки и этому нельзя следовать? Ответ: В книге «Ад-Дурруль Мухтар» в отношении этой темы сказано следующее: (هُوَ) عِنْدَ الْفُقَهَاءِ (عَقْدٌ يُفِيدُ مِلْكَ الْمُتْعَةِ) أَيْ حِلَّ اسْتِمْتَاعِ الرَّجُلِ مِنْ امْرَأَةٍ لَمْ يَمْنَعْ مِنْ نِكَاحِهَا مَانِعٌ شَرْعِيٌّ فَخَرَجَ الذَّكَرُ وَالْخُنْثَى الْمُشْكِلُ وَالْوَثَنِيَّةُ لِجَوَازِ ذُكُورَتِهِوَالْمَحَارِمُ وَالْجِنِّيَّةُ وَإِنْسَانُ الْمَاءِ لِاخْتِلَافِ الْجِنْسِ وَأَجَازَ الْحَسَنُ نِكَاحَ الْجِنِّيَّةِ بِشُهُودٍ قُنْيَة

      Советы мужчинам: при возможности одевайся в красивую одежду

      Передается со слов Абуль Ахваса, что его отец (да будет доволен им Аллах) рассказывал: – «Я пошел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), на мне была простая одежда. Он спросил: – Есть ли у тебя имущество? – Да. – Какой вид имущества?

      14 свойств Всевышнего, которые обязан знать мусульманин

      Слово «сыфат» в арабском языке означает «качество». У Всевышнего Аллаха очень много качеств – неограниченное количество. Есть необходимый минимум, который следует знать – 14 сыфатов. Итак, мусульманин обязан знать следующие качества, которыми описан Аллах: 1.Существование (Аль-Вуджуд). Аллах есть, и здравый рассудок не может представить, что Его нет. 2.Безначальность (Аль-Кыдам). У Аллаха нет начала, Он не был рожден, Он не создан. Все, что имеет начало, должно иметь Создателя. Аллах не сотворен и безначален.

      Какова роль Пророка Исы (Иисуса) в исламском вероучении?

      В представлениях большинства людей личность пророка Исы-Иисуса Христа прочно связывается с христианством, точно так же как пророк Мухаммад (мир ему и благословение) с исламом, Моисей с иудаизмом или Будда с буддизмом. Это достаточно поверхностное представление очень далекое от реальности.

      Как перестать сплетничать: 10 советов

      Человеческой природе свойственно обсуждать других людей, сравнивать себя с ними и учитывать чужое мнение. Когда мы слышим животрепещущую историю о ком-либо из наших знакомых, нам подсознательно сразу хочется поделиться ею с близким другом или членом семьи

      12 дуа для идеального здоровья

      «Если Аллах коснется тебя бедой, то никто не сможет избавить от нее, кроме Него. Если же Он коснется тебя благом, то ведь Он способен на всякую вещь» [6:17].

      3 вида общения, которые незаметно разрушают ваш брак

      Что случается с манерами и энтузиазмом в общении женатых людей со временем? Былая мягкость и особенность в разговорах исчезает только потому, что люди привыкли к друг другу. Тогда почему мы не разговариваем так с друзьями, которых знаем много лет? Разве наш супруг или супруга стали заслуживать меньшего уважения, энтузиазма и приверженности, хотя кто кроме тех, кого мы выбрали соратниками на всю жизнь, заслуживает этого больше всего?

      Намерение (ният), которое произносят после сухура (утреннего приема пищи)

      «Намереваюсь держать пост месяца рамадан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

      Транслит: Навайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль- магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля

      ذهب الظمأ وابتلت العروق وثبت الاجر إن شاء الله

      Пророк, мир ему и благословение, после разговения говорил: «Ушла жажда, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждет, если будет угодно Аллаху» (Абу Дауд 2357, аль-Байхакъи 4/239).

      Транслит: Захаба ззама-у уабталлятиль-‘урукъ, уа сабаталь-аджру инша-Аллах

      «О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился, Твоей пищей разговелся. О, Прощающий, прости мне грехи, что я совершил или совершу».

      Транслит: Аллахумма лякя сумту, ва бикя ааманту, ва ‘аляйкя таваккяльту, ва ‘аля ризкыкя афтарту, фагфирлии йя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту

      Дуа после разговения (ифтара)

      اَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ بِكَ آمَنتُ ذَهَبَ الظَّمَأُ وَ ابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَ ثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللهُ تَعَلَى يَا وَاسِعَ الْفَضْلِ اغْفِرْ لِي اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي أَعَانَنِي فَصُمْتُ وَ رَزَقَنِي فَأَفْطَرْتُ

      Перевод: О Всевышний, я постился ради Тебя [для того, чтобы Ты был доволен мною]. Завершил я пост тем, чем Ты наделил меня. На Тебя я положился и в Тебя уверовал. Ушла жажда, наполнились жилы влагой, и утвердилось вознаграждение, если пожелаешь Ты. О Обладатель безграничной милости, прости грехи мои. Хвала Господу, Который помог мне поститься и наделил меня тем, чем я совершил разговение

      Транслит: Аллаахумма лякя сумту ва ‘аляя ризкыкя афтарту ва ‘аляйкя таваккяльту ва бикя аамант. Зэхэбэ ззомэу вабтэллятиль-‘урууку ва сэбэталь-аджру ин шээаллааху та‘аля. Йя ваасиаль-фадлигфир лии. Альхамду лилляяхил-лязии э‘аанании фа сумту ва разакании фа афтарт

      Мусульман ский календарь

      Самое популярное

      Рецепты Халяль

      Наши проекты

      При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна

      Священный Коран на сайте цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева (2013 г.) Коран онлайн

      Молитва на пост у мусульман

      [ 20/08 / 20 0 5 ] Мусульманский пост (ураза)

      Пост на практике

      В классических работах, посвященных богослужебным правилам Ислама, не выделяется раздел о том, как на практике проходит мусульманский пост. Подразумевается, что в регионах, где соблюдение этой вековой традиции не прерывалось, мусульмане все без исключения имеют хотя бы общее представление о посте. Поэтому авторы указанной литературы рассматривают лишь частные вопросы, связанные с соблюдением поста. Однако в России немало мусульман, которые выросли в отрыве от религиозной практики Ислама и зачастую не имеют должного представления о его обрядах. Поэтому прежде, чем приступить к подробному раскрытию нашей темы, была решено устранить данный пробел.

      Пост (арабск. саум или сыям; перс, ураза) является одним из наиболее значимых способов поклонения Всевышнему Творцу.Когда говорится о мусульманском посте, в первую очередь подразумевается пост, соблюдаемый на протяжении девятого месяца па лунному календарю — Рамадана (или Рамазана). Этот пост является обязательным для всех полноценных членов общины, физически способных к его соблюдению. Формально пост заключается в воздержании от принятия пищи, питья и вообще чего бы то ни было внутрь, а также от супружеской близости в светлое время суток. Точнее, в период, начинающийся с рассветом и заканчивающийся с заходом солнца. Фактически же пост подразумевает воздержание от любых плотских желаний и представляет не что иное, как своеобразную школу нравственного самоочищения. Помимо поста в месяц Рамадан существуют и другие, дополнительные посты, которые соблюдаются по тем же правилам, что и основной пост.

      Накануне поста ранним утром мусульмане соблюдают утреннюю трапезу (сухур). Это, как правило, делается даже в том случае, когда отсутствует необходимость (в короткие зимние дни), ибо такова святая традиция, установленная Пророком Мухаммадом (сав). Для того чтобы остатки пищи не попали внутрь, перед началом поста тщательно прочищается ротовая полость, после чего читается короткая молитва, выражающая намерение человека соблюсти пост:

      Навайту ан асума саума шахри Рамадан мина ль-фаджри иля лъ-магриби. Халисан ли-ль-Ляхи Тааля. Аллаху акбар!

      «Я вознамерился соблюсти пост месяца Рамадан искренне ради Всевышнего Аллаха. Аллах превелик!».

      Учитывая, что, как говорил Пророк (сав), все дела судятся по намерениям, указанное действие является значимым элементом поста, отличающим его от простого голодания.

      Как уже было сказано, воздержание начинается с началом рассвета и заканчивается с заходом солнца. На протяжении этого времени постящийся продолжает вести свои обычные мирские дела. Однако ему предписывается сторониться всякого рода развлекательных мероприятий и стараться посвящать свободные минуты как можно большему числу богоугодных деяний, в особенности молитвам.

      В том случае, если человек стеснен некоторыми жизненными обстоятельствами, грозящими обернуть пост ему во вред (изнурительная дорога, болезнь, беременность у женщин и др.), то ему на собственное усмотрение разрешается отложить соблюдение обязательного поста до более благоприятных времен. В обязательном порядке пост откладывается женщинами, имеющими ежемесячное или послеродовое кровотечение. Хронические больные и немощные старики при наличии возможностей заменяют пост искупительной милостыней в пользу бедных (фидья).

      Неоправданно нарушенный пост подлежит восполнению, а за его наиболее грубое несоблюдение налагается в добавление обязательное религиозное наказание — епитимья (каффарат).

      С заходом солнца пост прекращается, о чем благозвучно оповещает муаззин (глашатай), созывая верующих на вечернюю молитву. Еще до молитвы постящиеся разговляются (ифтар), вкусив немного пищи, которой по традиции являются финики или глоток воды. Разговение завершается обращением ко Всевышнему, как бы подводящим итог непростому служению:

      Аллахумма! Ляка сумту уа бикя аманту уа ‘алейка тавак-кальту уа ‘аля ризкыкя афтарту. Фа-гфир-ли ма каддамту уа ма аххарту!

      «Боже! Ради Тебя я постился и в Тебя я уверовал, на Тебя положился и Твоим пропитанием разговелся! О, Прощающий! Прости мои [грехи], что я совершил иль совершу!»

      После вечерней молитвы мусульмане принимают полноценную еду, от которой они воздерживались на протяжении всего дня. С заходом солнца все запреты снимаются и верующий может проводить время так, как если бы шел простой месяц, а не Рамадан, Однако желая сподобиться благодати этого месяца, верующие и с прекращением поста стараются сохранить его духовную атмосферу, совершая соответствующие благодеяния. По случаю Священного месяца Рамадан ночью исполняется особая молитва — таравих. Поэтому после вечерней трапезы мусульмане спешат в мечеть для того, чтобы принять участие в этом торжественном действии, Молитва таравих может совершаться и в индивидуальном порядка дома. С рассветом начинается новый день поста.

      Одна из ночей последней декады Рамадана является особенно благодатной и именуется ночью Могущества. Ее надлежит проводить в благочестивых бдениях. Однако на какое число она приходится ни в Коране, ни в Сунне Пророка (сав) не конкретизируется. Наиболее вероятной является ночь на 27 Рамадана, ставшая своеобразным праздником, который отмечается совместными молитвенными бдениями в мечети. Мусульмане, стремящиеся непременно застать величественную ночь, в богослужебных бдениях последние десять дней Рамадана проводят в благочестивом уединении (и’тикаф), полностью отгораживаясь от мирской жизни и целиком посвящая себя молитвенному поклонению.

      Накануне завершения Рамадана постящиеся мусульмане раздают скоромную милостыню (садака аль-фитр) с тем, чтобы очистить свой пост от возможно допущенных погрешностей. Окончание же поста знаменует собой праздник Разговения, являющийся одним из двух великих религиозных праздников Ислама — праздником Ураза-байрам.

      Предыстория мусульманского поста

      Сегодня обязательный пост соблюдается мусульманами в месяц Рамадан. Данный факт настолько общеизвестен, что кажется: подобное положение дел было всегда. Однако это не так. Ибн-Касир в своем толковании Корана повествует историю о том, как предписывался мусульманский пост, запечатленную в пяти аятах суры «Корова» (2:183-187). Ниже приводится его версия предыстории поста, дополненная автором сведениями из других источников.

      Первоначально Пророк (САВ) и верующие постились на протяжении трех дней в каждом месяце, следуя древней традиции, восходящей еще ко временам пророка Нуха/Ноя. По словам супруги Пророка Аишы, в те времена среди курайшитов был распространен и другой обычай – пост в день Ашура, который Посланник Аллаха (САВ) соблюдал наряду с ежемесячным трехдневным постом и по прибытии в Медину. Однако по свидетельству Ибн-Аббаса про пост в этот день Пророк (САВ) узнал лишь после переезда: «Пророк (САВ) приехал в Медину и увидел иудеев, соблюдающих пост в день Ашура.

      — Что это? – спросил он.

      — Благой (салих) день, — ответили они.

      — В этот день Бог, всемогущ Он и велик, спас сынов Израилевых от врагов их. Моисей проводил его в посте.

      — Я ближе (ахакк) к Моисею/Мусе, чем вы! — сказал он и стал поститься, повелев поститься и другим».

      Пророк (САВ) послал человека донести до мусульман это повеление: «Тот, кто уже поел, пусть начнет соблюдать пост сегодня с этого момента, а тот, кто еще не ел, пусть проведет этот день в посту. Сегодня Ашура!».

      Затем во втором году по хиджре Всевышний ниспослал знаменитые аяты: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас — быть может, вы будете богобоязненны! — в определенные дни. ». Считается, что это предписание было ниспослано в месяц шабан, т.е. накануне Рамадана, а под определенными днями подразумевались дни этого месяца, который заменил ежемесячные трехдневные посты. Хотя некоторые толкователи Корана полагают, что как раз они-то и имелись ввиду под определенными днями.

      С самого начала путникам и больным разрешалось откладывать соблюдение поста: «тот из вас, кто будет болен или в пути, то [пусть постится] в другие дни». Данное правило действует и поныне. Изменилось другое. Поначалу пост в Рамадан не был строго обязательным, каким мы его знаем сегодня. Верующие по своему усмотрению могли заменить его на благотворительную трапезу: «. а кто в состоянии осилить его [но не делает этого], на того возложено во искупление кормить бедняка». Следует подчеркнуть, что, как видно из аята, речь идет о верующих, физически способных к соблюдению поста и не стесненных трудностями, мешающими провести его без ущерба для своего здоровья. «Поначалу, —- вспоминал сподвижник Пророка Муаз, — кто желал, тот постился, а кто не желал — скоромничал и кормил за каждый день [поста] бедняка». Позднее данное правило утратит свою силу, в связи с чем комментаторы Корана назовут его отмененным (мансух). Другие же толкователи последнего Откровения Всевышнего предпочитают другое объяснение. Слова «кто в состоянии осилить его» они трактуют противоположно по отношению к его буквальному смыслу, говоря, что здесь имеются ввиду те, кто не в состоянии осилить пост и подразумевают под ними немощных стариков и неизлечимо больных мусульман. Но это, несомненно, уже более поздняя интерпретация.

      Как бы там ни было, оговорка о подобной возможности вместо поста кормить бедняка действовала недолго и была лишь этапом к окончательному утверждению общеобязательности обряда. Ведь уже по последним фразам этого же аята можно было предугадать окончательную волю Всевышнего: «. а кто добровольно примет лучшее, то ему же во благо. Так вот, коль станете поститься, то это лучше для вас, о если бы вы знали!».

      Так оно вскоре и произошло, ибо Пророку (САВ) было открыто следующее: «Месяц Рамадан — тот, в котором ниспослан Коран в руководство людям и как разъяснение прямого пути и мерило [добра и зла]. И вот, кто из вас застанет этот месяц, то пусть проведет его в посту». Ключевой для нас является последняя фраза. Она – прямой, уже безоговорочный, приказ соблюдать пост тем, кто в состоянии осилить его. Отныне им не допускается, как раньше, вместо поста кормить неимущих. Причина этого была изложена Творцом в предыдущем аяте. О тех же, кто продолжает пользоваться послаблением, Всевышний повторяет вновь: «. а кто будет болен или в пути, то [пусть постится] в другие дни: Аллах желает для вас облегчения, но не желает затруднения, дабы вы восполнили [пропущенный] срок и возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на путь — быть может, вы будете благодарны!».

      Отныне пост в течение тридцати дней девятого месяца по лунному календарю стал единственно обязательным постом. «Пост в Рамадан отменил всякий другой пост», — сказал Пророк (САВ). Что же до дня Ашуры и трех дней в течение каждого месяца, то мусульмане и по сей день отмечают их постным воздержанием, что осталось в качестве богоугодного, хотя и не обязательного обычая.

      Однако на этом предыстория поста не заканчивается. Дело в том, что поначалу правила поста были несколько иными. Первые мусульмане приступали к воздержанию не с рассвета, как мы сейчас, а с момента окончания ночной молитвы. При этом, если постящийся хотя бы немного поспал перед последним намазом, то его воздержание уже начиналось после пробуждения. Соответственно и последняя трапеза принималась не перед рассветом, а перед ночным намазом или предшествующем ему сном. Таким образом, на восстановление сил оставалось совсем немного времени, т.к. ночная молитва исполняется в строго фиксированное время (примерно через 1-1,5 часа после разговения). Иначе говоря, постное воздержание длилось около 23 часов, что, конечно же, переносилось мусульманами крайне тяжело.

      Однажды один из мединских мусульман-ансаров по имени Кайс б. Сарма после изнурительных сельскохозяйственных работ на своем поле вернулся домой сильно уставшим и голодным. Но он так и не успел поужинать, ибо сон сморил его прежде, чем был накрыт стол. Через некоторое время после сна ему ничего не оставалось, как приступить к воздержанию, не вкусив даже куска хлеба и не испив глотка воды. На следующий день он, измученный, упал в обморок, о чем было поведано Пророку (САВ). По другому рассказу, Кайс не смог устоять перед длительным голодом и все же отведал еды в уже запретное время, после чего сам рассказал об этом Посланнику Аллаха (САВ).

      Другой сподвижник Пророка, Умар ибн Хаттаб также нарушил запрет. Ночью, после короткого сна он имел супружескую близость. По другой версии, перед близостью поспала его жена. Совершив проступок, Умар наутро покаялся перед Пророком (САВ). Подобное нарушение допустил и Каб б. Малик.

      Необходимость нового повеления стала очевидной, и Всевышний ниспослал: «В ночь поста разрешается вам приближаться к своим женам: они — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Узнал Аллах, что вы обманываете самих себя, простил вас и помиловал. А теперь прикасайтесь к ним и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах [т.е. к рождению ребенка]. Ешьте и пейте, пока не станет отличаться перед вами белая нить от черной нити, до рассвета, а после поститесь вплоть до ночи». Этого аята ждали, и потому мусульмане «очень сильно обрадовались ему», — вспоминал один из сподвижников Пророка аль-Бара (ра). Впрочем, ему же принадлежит также и другое объяснение смысла аята: «Когда был предписан пост в месяц Рамадан, мусульмане не приближались к женам в течение всего Рамадана, но мужчины обманывали самих себя».

      Поначалу не все сподвижники понимали суть последней фразы в Откровении Всевышнего, утвердившего новое правило. Передают, что Али ибн Хатим рассказывал: «Когда был ниспослан аят «. пока нельзя будет отличить белую нитку от черной. », я решил воспользоваться черными и белыми путами, которые положил себе под подушку. Ночью я стал смотреть на них, но ничего не мог различить, а утром отправился к Посланнику Аллаха (САВ) и рассказал ему об этом, на что он сказал: «Поистине, это чернота ночи и белизна дня».

      После этого аята, разъясненного Пророком (САВ) правила поста уже не изменялись, и вплоть до сегодняшнего дня мусульмане постятся так, как изложено в нем: от рассвета до захода солнца, с которого по мусульманской традиции и начинается ночь. Запрет же на супружескую близость сохранился лишь в отношении тех, кто посвятил себя благочестивому уединению: «И не прикасайтесь к ним, когда вы уединяетесь в местах поклонения (масджид). Таковы границы Аллаха, не приближайтесь же к ним! Так разъясняет Аллах людям Свои знамения — может быть, они будут богобоязненными!».

      Таким образом, обряд поста был ниспослан Всевышним в три этапа. Сначала был предписан Рамадан в качестве месяца поста, затем — отменена возможность вместо поста кормить бедняка и, наконец, установлена его окончательная продолжительность, в связи с чем Муаз ибн Джабал сравнивал заключительное становление правил поста со становлением правил канонической молитвы. В отношении намаза напомним, что сначала было изменено ритуальное направление (кибла), затем определена форма призыва на молитву и, наконец, урегулирован вопрос, связанный с опозданием на коллективную молитву. Запрет на вино также налагался в три этапа (2:219; 4:43; 5:90). Во всем этом следует усматривать безграничную мудрость и заботу о человеке со стороны Всевышнего, ниспосылающего Свои повеления лишь в соответствии с готовностью и потребностью верующих понять и принять их.

      Для многих мусульман праздничная атмосфера Рамадана ассоциируется с особой молитвой, совершаемой в течение всего этого месяца, с молитвой таравих. Молитва таравих совершается ночью исключительно по случаю Рамадана и буквально переводится как «отдохновения». Это связано с тем, что первые мусульмане, собиравшиеся на нее, после каждых четырех молитвенных циклов (ракатов) немного отдыхали. «Кто в Рамадан совершает молитву, – говорил о таравих Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), – с верой и покорностью, тому будут прощены его прежние грехи».

      Основы этой традиции были заложены самим Пророком Мухаммадом, который совершал таравих поначалу исключительно дома (или в месте уединения), и поэтому никто, кроме близких, не знал, как же молился в этот месяц Пророк. Однако в отдельные дни Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) все же выходил к людям для дополнительных молитв по случаю этого месяца. Но все же в Пророк в Рамадан практически не совершал ночных молитв вместе с людьми, а редкие исключения воспринимались не как требование, а как пожелание самих молящихся.

      Во времена Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах) все сохранилось без изменений и так продолжалось до тех пор, пока однажды Умар (да будет доволен им Аллах) в свою бытность халифом не вышел в одну из ночей Рамадана в мечеть и не увидел, как совершенно вразнобой молятся люди. «Я думаю, – сказал он, – было бы превосходно, если всех их собрать стоящими за одним чтецом». Так он и сделал, поручив Убайе б. Кабу (да будет доволен им Аллах) возглавить намаз. На следующую ночь мусульмане уже молились, руководимые им. И когда Умар увидел это, он воскликнул: «Как хорош этот новый закон!» С тех пор каждая ночь Рамадана вплоть до сегодняшнего дня – это праздник совместной молитвы.

      Но не получилось ли так, что Умар допустил нечто выходящее за рамки желаний Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)? Примерно такой же вопрос задал однажды Абу-Йусуф своему учителю. И Абу-Ханифа ответил: «Таравих – это установившаяся традиция самого Пророка. Умар ничего не выдумывал от себя и не был нововведенцем. Люди собирались на коллективную молитву во главе с Убайей б. Кабом, на которую приходило немало сподвижников Посланника Аллаха. И никто из них не выступал против. Наоборот, они содействовали ему, поддерживали его и повелевали в пользу этого, так как знали, что такова сунна Посланника Аллаха».

      Учитывая, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не оставил прямых указаний в отношении молитвы таравих, в дальнейшем среди мусульман возникли споры относительно должного числа составляющих ее ракатов. Например, Аиша (мир ей) говорила о восьми молитвенных циклах, в то время, как другие сподвижники Пророка (например, Али) упоминали двадцать. Видимо, правильно и то, и другое.

      Таравих можно совершать ночью, в любое время вплоть до рассвета, но обязательно после ночной молитвы. После таравиха совершается витр (хотя их и допускается менять местами). Витр в Рамадан проводится под руководством имама, что практикуется только лишь в этом месяце. Рецитация Корана как в таравихе, так и в витре осуществляется имамом вслух . При этом молитва кунут при исполнении витра читается про себя. Молитвы после салавата опускаются, а сам салават допускает свой сокращенный вариант. Порицается быстрое чтение Корана, когда не проговариваются буквы. Таравих можно читать как по два, так и по четыре раката.

      Как мы уже видели, таравих Пророка (САВ) длился весьма долго. Поэтому отличие этой молитвы заключается в том, что после каждых четырех ракатов мусульмане некоторое время отдыхают. Татарский богослов XX в. Ахмадхади Максуди, указывая, что во время подобного отдыха поощряются прославления Аллаха, говорит о молитве, используемой «в наших городах» с этой целью :

      Субхан а зи- ль- мул ь ки ва ль-малякут . Субхан а зи – л ь -иззати ва ль-азамати ва ль-кудрати ва ль-кибрияи ва ль-джабарут. Субхан а л ь -м а лики ль-хайи ль-лязи ля ямут. Суббухун куддусун раббу ль-маляикати ва р-рух. Ля иляха илля л-лаху настагфиру л-лах. Нас-алюкя ль джанната ва на узу бикя мина н-нар.

      Эта красивейшая как по смыслу, так и по своему звучанию молитва читается в российских мечетях по сей день.

      Молитву таравих допускается читать как в индивидуальном порядке дома, так и в мечети под руководством имамам. При этом второй вариант особенно рекомендуется тем, кто не владеет свободным умением читать Коран. Учитывая, что людей, которые не владеют Кораном, подавляющее большинство, ряд ученых считает таравих вместе с имамом более предпочтительным. Это особенно справедливо для России, перенесшей семидесятилетний период запрета религии и атеизма.

      ВНИМАНИЕ : В Нижнем Новгороде молитва таравих проходит ежедневно на протяжении всего месяца Рамадан в Нижегородской Соборной мечети на Сенной площади. Начало молитвы : 18.30

      Кроме того, молитва таравих проводится и в других мечетях города, узнавайте время в мечетях.

      Из книги «Мусульманский пост (ураза)» Рустама Батрова

      Смотрите еще:

      • Когда пишется твердый знак а когда мягкий правило Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака). 65. Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака). 1. Разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, […]
      • Частный займ без залога в ростове Частный займ без залога в ростове Частные займы в Ростове-на-Дону. Объявления и информация. Деньги в долг от частных лиц и для частных лиц - с залогом и под расписку. Что делать, если нужны деньги? Почему бы не попробовать взять кредит в […]
      • Дтп как оформить выплату Как получить страховку после ДТП? Куда обращаться? Как получить страховку после ДТП — главный вопрос, если автомобилист попадает в столь неприятную ситуацию. Для того чтобы получить выплату по страховке, необходимо выполнить все действия, […]
      • Правила оформления м-4 Унифицированная форма № ТОРГ-4 - бланк и образец Отправить на почту ТОРГ-4 используется в случаях, когда в числе сопроводительных документов на поступивший от продавца товар не обнаружен счет. О том, когда и как оформляется данная форма, […]
      • Налоги с акцизных марок Что относится к способам взимания акцизов? Отправить на почту Способом взимания акцизов является схема, предусматривающая процедуру уплаты самостоятельно рассчитанных налогоплательщиком задекларированных «акцизных» обязательств. Кроме […]
      • Правило окончания в слове Окончания и склонение по падежам имен существительных: правила с таблицами Таблица окончаний склонений в единственном числе □ | -о / -е -ом / -ем 1.1. Слова на —ия следует различать со словами на —ья (Марья, Наталья, Софья). Слова на —ья […]
      • Вид неустойки штрафная санкция штрафная санкция Большой англо-русский и русско-английский словарь . 2001 . Смотреть что такое "штрафная санкция" в других словарях: Налоговая пеня — штрафная санкция, налагаемая компетентными органами, за неуплату или неполную уплату […]
      • Порядок формирования состав и полномочия конституционного суда Порядок формирования состав и полномочия конституционного суда Статус Конституционного Суда РФ определяется в ст. 125 Конституции РФ, основным же актом в этом вопросе является Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О […]