Правила написания с прямой речью

Оглавление:

Предложения с прямой речью примеры

1. Прямая речь выделяется кавычками.

2. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а первое слово прямой речи пишется с большой буквы: И дни ходит Марко, и ночи в лесу над рекою Дунаем, всё ищет, всё стонет: «Где фея?» Но волны смеются: «Не знаем». Но он закричал им: «Вы лжёте! Вы сами играете с нею!» (М. Г.)

3. Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится запятая и тире; если же в прямой речи содержится вопрос или восклицание, то после неё ставится вопросительный, восклицательный знак или многоточие и тире. Слова автора во всех случаях начинаются с маленькой буквы:

  • 1) «Искать друзей в будущем — удел одиночества», — сказал Кульков. (Леон.);
  • 2) «Приехали. » — вяло подумал Литовченко. (Леон.);
  • 3) «Какое число у нас сегодня?» — воскликнул он вдруг, не обращаясь ни к кому. (Леон.); 4) «Узнала!» — подумал он [Нехлюдов]. (Л. Т.)
  • Примечание. Бывают случаи (довольно редкие), когда прямая речь разрывает слова автора. Тогда перед прямой речью ставится двоеточие (см. п. 2), а после неё — запятая (вопросительный или восклицательный знак) и тире (см. п. 3), например:

  • 1) Он произнёс: «Мне что-то нездоровится сегодня», — и умолк;
  • 2) И только когда он шептал: «Мама! Мама!» — ему становилось как будто легче. (Ч.);
  • 3) На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (П.)
  • 4. Когда слова автора находятся в середине прямой речи, то возможны следующие случаи.

  • а) Если на месте разрыва прямой речи не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире. Слова автора и первое слово второй части прямой речи пишутся с маленькой буквы, например: 1) «Не пой, — мама улыбнулась, — простудишь горло». (Зайц.) (Без слов автора было бы: «Не пой, простудишь горло».) 2) «Рад, — сказал он, — благополучному возвращению вашему из трудного плавания». (Пауст.) (Без слов автора было бы: «Рад благополучному возвращению вашему из трудного плавания».)
  • б) Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то после прямой речи перед словами автора ставится запятая и тире, а после слов автора — точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы, например: «Наше присутствие на местах в такой напряжённый момент необходимо, — закончил Барташев. — Я выезжаю завтра». (Н. О.) (Без слов автора было бы: «Наше присутствие на местах в такой напряжённый момент необходимо. Я выезжаю завтра».)
  • в) Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то перед словами автора ставится этот знак и тире, а после слов автора — точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы, например: 1) «Почему в шесть? — спросил Павел. — Ведь сменяются в семь». (Н. О.) (Без слов автора было бы: «Почему в шесть? Ведь сменяются в семь».); 2) «Ах, так! — нараспев сказал офицер.— Вот и отлично. Нам как раз и нужно пустынное море». (Пауст.) (Без слов автора было бы: «Ах, так! Вот и отлично. Нам как раз и нужно пустынное море».)
  • Примечание. Если одна часть слов автора относится к первой половине прямой речи, а другая — ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире (перед словами автора знаки ставятся в соответствии с правилами, изложенными в п. 4, «б» и «в»), например:

  • 1) «Не сердись, — повторил он и шёпотом на ухо добавил: — Плакать тоже не надо». (М. Г.);
  • 2) «Пол-тысячи? — недоверчиво протянул Гаврила, но сейчас же испугался и быстро спросил, толкая ногой тюки в лодке: — А это что же будет за вещь?» (М. Г.)
  • 5. При передаче диалога каждая реплика обычно (особенно в печати) начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не используются, например:

    — А вы, Максим Максимыч, разве не едете?

    — Да я ещё коменданта не видел. (JI.)

    Примечание. Диалог может оформляться и по-другому: реплики пишутся подряд, в подбор, каждая из них берётся в кавычки и отделяется от другой тире, например: Бывало спросишь её: «О чём ты вздохнула, Бэла? Ты печальна?» — «Нет!» — «Тебе чего-нибудь хочется?» — «Нет!» — «Ты тоскуешь по родным?» — «У меня нет родных». (Л.)

    Фикрайтеры

    Правила оформления прямой речи и мыслей

    Введение
    Многие из нас на этом ресурсе не только любят читать фанфики, но и сами их пишут. Притом далеко не все делают это грамотно. Конечно, для того, чтобы исправлять подобные недочёты, существуют беты и гаммы. И, контактируя с большинством из них как консультант, их личная бета, проверяющий или простой читатель, заметил, что практически никто не знает, как правильно оформляются прямая речь и мысли. Где ставятся точки, а где запятые? Когда писать с большой буквы, а когда с маленькой? Что пишется внутри кавычек, а что за их пределами? Столько вопросов… и почти ни одного правильного ответа со стороны. Конечно, для тех, кто заинтересован в качестве своей работы, не составит труда заглянуть в Википедию или на любой другой ресурс, где имеются необходимые сведения. На худой конец уж можно просто посмотреть любую художественную литературу и обратить внимание на то, как там оформлены диалоги. Если повезёт, там же встретится и оформление мыслей.

    Но, к великому сожалению, в настоящее время люди очень ленивы и, как выражался мой тренер, ждут, когда им всё поднесут на блюдечке с голубой каёмочкой. Конечно, быть таким «доставщиком» согласится далеко не каждый, но, признаюсь честно, меня настолько достало каждый раз из той или иной переписки выкапывать одну и ту же информацию и пересылать её каждому второму автору, что решил написать статью, которая мирно будет лежать и ждать своего часа. А может, она пригодится мне не только для работы, но и кому-то, кто случайно на неё наткнётся. Что ж, это всё рассуждения, но пора приступить к делу: приоткрыть завесу тайны оформления диалогов и мыслей. Для наглядности в статье приведены примеры, ведь читать сухую теорию не особо интересно, да и запоминается всё не так хорошо.

    Оформление диалогов. Часть 1
    Наверное, в девяноста пяти процентах всех нынешних фанфиков (а то и больше) присутствуют разговоры между персонажами, но, как я упомянул ранее, правильное оформление встречается редко. Несмотря на то, что в школе несколько уроков уделяют этой теме, всё равно она сильно западает как у авторов, так и у большинства бет.

    1. Тире и пробел.

    Первое, на что я хотел бы обратить внимание, — это пробелы. Большинство их упорно игнорирует, либо не ставя во всём тексте, либо, что встречается намного чаще, тире пишут слитно с последующим текстом, особенно первое. Так какой же вариант является правильным? Ответ очень прост. После каждого тире ставится пробел. Также перед всеми, кроме первого, тоже должен иметься пробел. Но, скажу вам по секрету, пробелы ставятся после всех знаков, кроме дефисов (не путать с тире).

    — Я понимаю тебя, но всё же… — большая яркая бабочка опустилась ему на палец, заставив на секунду замолкнуть, — постарайся следовать принятым правилам.

    Как вы можете видеть, пробелы стоят после каждого тире и перед всеми, кроме первого. Предложение специально брал посложнее, чтобы наглядно рассмотреть эту вредную «чёрточку» со всех сторон.

    2. Знаки препинания и строчные или заглавные буквы.

    Если с пробелом особых проблем не возникнет, то знаки препинания — полнейший парадокс. Больше всего возникает путаницы с точками и запятыми. Почти всегда автор ставит точку, что в большинстве случаев неправильно. Да, отрицать не буду, она ставится, но настолько редко. Но пойдём по порядку:

    • Запятая и строчная буква.

    Как нам говорили на уроках русского, предложение, содержащее прямую речь и слова автора, является сложным бессоюзным. А, вспоминая пунктуацию сложных предложений, можно сделать вывод, что между частями ставится запятая, а не точка. То есть, по идее, когда речь персонажа закончилась и должна стоять точка, но дальше имеются слова автора, ставится запятая. Исключением являются имена собственные.

    — Светлые вьющиеся волосы, голубые глаза, в левом ухе белый крест, — перечислял признаки юноша, загибая пальцы и наматывая круги по комнате, бросал взгляд на коллег.

    — Что бы ты ни делал, моё мнение не изменится, — Каролина хмыкнула, отвернувшись и гордо задрав нос.

    Думаю, на примерах всё и так понятно, но всё же поясню: если убрать тире, которые показывают, что это прямая речь, мы получим обыкновенное сложное бессоюзное предложение. Второе же предложение специально приведено для того, чтобы было понятно, что запятая ставится, даже если идёт имя собственное — в данном случае имя героини.

    • Точка и заглавная буква.

    Как я уже сказал ранее, точка ставится очень редко. Точнее будет сказать: существует только один случай, в котором её можно употребить. Если слова автора никак не комментируют прямую речь, то ставится точка. То есть, опираясь на случай с запятой, можно сказать, что это не сложное бессоюзное предложение.

    — Ты уж постарайся. — Блондин продолжил свой путь.

    Слова автора не содержат ничего, что говорило бы о том, к кому шло обращение, с какой интонацией и какими эмоциями. Это просто два разных предложения, никак не поясняющие друг друга.

    • Вопросительный знак и строчная буква.

    Понятное дело, что все персонажи не могут просто говорить друг другу сухие факты. Они обязательно интересуются какими-то вещами и задают вопросы. Даже для того, чтобы узнать погоду или дорогу, не говоря уже о каких-то более сложных ситуациях. С вопросительными предложениями всё обстоит достаточно просто: слова автора после них всегда пишутся с маленькой буквы. Исключением являются только имена собственные, которые всегда пишутся с большой буквы.

    — Точно? — пристально смотрящие голубые глаза, казалось, видели его насквозь.

    — И что вы натворили на этот раз? — Илларион уже не удивлялся выходкам близнецов.

    Опять же приведены два случая: стандартное вопросительное предложение со словами автора и вопросительное предложение, после которого слова автора начинаются с имени персонажа.

    • Восклицательный знак и строчная буква.

    Также иногда персонажи могут говорить на повышенных тонах. Например, они счастливы, сердятся или кричат. Соответственно, чтобы показать их эмоции, запятой или вопросительным знаком тут делу не поможешь. Нужны восклицания. С ними ситуация аналогичная: слова автора опять идут с маленькой буквы, если не стоит имя собственное.

    — Дурак! — вне себя от ярости прокричала она, стремясь зонтом избить надоевшего за много лет парня.

    — Вот повезло! — Серафим буквально светился от счастья.

    Думаю, в комментарии нет особой нужды, так как примеры достаточно ясно всё показывают.

    • Многоточие и строчная буква.

    Также среди остальных знаков реже, но всё же встречается многоточие. Оно свидетельствует о неуверенности персонажа или незаконченности мыслей, или когда говорящего перебивают. Но и с этим знаком всё обстоит просто: после многоточия слова автора пишутся с маленькой буквы, если не начинаются с имени собственного.

    — Вот это вы влипли… — как-то отстранённо ответил он.

    — Не везёт… — Тристан с грустью потирал щёку, провожая взглядом уходящую подругу детства.

    Приведённые примеры опять же всё прекрасно поясняют, что в комментариях автора не остаётся никакой нужды.

    Следующая часть будет также посвящена разбору диалогов, но в них будут рассматриваться ситуации, в которых слова автора располагаются внутри прямой речи, что порой вызывает ещё большие затруднения.

    Оформление диалогов. Часть 2
    Если в предыдущей части всё не так сложно и думать надо только над тем, какой знак поставить и с какой буквы начать писать, то здесь обстоят дела намного интересней. Слова автора, стоящие внутри прямой речи — головная боль многих. Тут уже нужно думать над тем, с какой буквы начать писать вторую часть речи персонажа, да и снова могут возникнуть вопросы по поводу знаков препинания перед словами автора. Разберём подробно каждый случай.

    • Слова автора, расположенные внутри одного предложения персонажа. Первый случай.

    Самый первый случай, который я хотел бы рассмотреть, — персонаж не закончил и одного своего предложения, а автор уже оставляет свой комментарий к его словам. В данном случае получается, что перед словами автора будет ставиться запятая и текст после неё, естественно, пишется с маленькой буквы. Но, так как персонаж не закончил предложение, в конце слов автора снова ставится запятая, и речь продолжается с маленькой буквы. То есть, чтобы было проще понять: убрав авторский комментарий, мы получим обыкновенное предложение, возможно, простое. Как и ранее, исключение составят только имена собственные.

    — Знаешь, — он тяжело вздохнул, прикрывая глаза, — меня так достали все эти выходки Лины.

    — И звать его, — Тристан перевёл взгляд на их лидера, — Илларион.

    В данном случае вполне хватило и двух примеров: повезло, что нашлось предложение, в котором сразу и слова автора, и продолжение речи начинаются с большой буквы. И хотел бы как раз пояснить, что, убирая авторские комментарии в обоих случаях, мы получаем одно предложение, которое, по сути, никак не делится на два. А если поделить, то выйдет откровенный бред.

    • Слова автора, расположенные внутри одного предложения персонажа. Второй случай.

    Не всегда при написании можно поставить запятую после первой части, иногда так и тянет влепить многоточие. А может, этого просто требует текст, и, следовательно, опять возникает вопрос о постановке знаков. Могу только сказать, что данный случай почти не отличается от предыдущего, только на месте первой запятой будет стоять многоточие. Остальные знаки и строчные буквы не меняются. С именами собственными та же ситуация.

    — Ну… — Илларион перевёл безразличный взгляд на провинившуюся парочку, — а мне что делать прикажете?

    — Тогда… — он хитро улыбнулся, — Вирджин и пояснит всё.

    В приведённых выше примерах рассматриваются все три случая возможного написания. Хотя, думаю, комментарии здесь не требуются.

    • Повествование. Слова автора между двумя предложениями.

    Теперь, когда разобраны два самых, на мой взгляд, затруднительных случая, пойдём по стандартной схеме. Как обычно, начну с простых повествовательных предложений. С ними дела обстоят так же, как и в случае, где после слов автора персонаж ничего больше не высказывал. То есть, говоря проще, перед комментарием автора ставится запятая, и текст продолжает писаться с маленькой буквы. В конце слов автора ставится точка, и дальше текст пойдёт с большой буквы. В виде исключений снова выступают имена собственные.

    — Я не Бог и не судья, я только исполняю их волю и остаюсь верен своей клятве, — пояснил Илларион, глядя на удивлённую девочку. — Так что не держи зла, Лин.

    — Не моё дело, — Селевк был спокоен и безразличен, впрочем, как и всегда. — И не надо дуть губы на каждый мой отказ.

    Ну, тут всё просто, только добавилось ещё одно предложение после слов автора. Ничего очень сложного не появилось.

    • Вопрос. Слова автора между двумя предложениями.

    Случай почти не отличается от вопросов, рассматриваемых в первой части. Снова появляется дополнительное предложение после слов автора, которое, кстати, может и не являться вопросом. Сейчас всё внимание стоит сконцентрировать на первой части, идущей до авторского комментария. Именно она заканчивается вопросом. Слова автора пишутся с маленькой буквы, в конце ставится точка, а новое предложение пишется с большой буквы. Имена собственные снова исключаются из общих правил.

    — Ил, не хочешь их коллекционировать? — поинтересовался Серафим, продолжая смотреть на поблёскивающее кольцо в руках друга. — А потом можно ведь и продать.

    — А тогда ты о чём думала? — Тристан недовольно глянул на шатенку, которую нисколько не мучила совесть. — Думаешь, я снова так легко тебе поверю?

    Как видите, ничего сложного здесь нет. Рассмотрены случаи, когда второе предложение и вопросительное и повествовательное. Да и комментировать, по сути, нечего.

    • Восклицание. Слова автора между двумя предложениями.

    И в этом случае повторяется проговоренная несколько раз ситуация. После восклицательного знака слова автора пишутся с маленькой буквы. В конце ставится точка, а новое предложение будет писаться с большой буквы. Имена собственные — исключение.

    — Ил! — не прекращали кричать близнецы, теребя парня за рукав. — Мы не виноваты!

    — Отпусти, говорю тебе! — Лина не оставляла попыток не только вырваться, но и оглушить блондина своим звонким голосом. — Отпусти!

    Опять же на примерах всё вполне ярко показано, что дополнительных комментариев не требуется.

    • Многоточие. Слова автора между двумя предложениями.

    Ну и последний пока не рассмотренный знак препинания — многоточие. В одном из ранее разобранных случаев было ясно видно, что знак этот не так прост. То ли после него речь будет с большой буквы, то ли с маленькой. У многих часто возникает путаница в этих случаях, да и мне порой приходится как следует подумать, чтобы не допустить ошибку. Ранее рассматривалось многоточие как знак, свидетельствующий о незаконченности предложения с имеющимся продолжением после слов автора. Сейчас же поговорим о том, когда предложение всё же закончено или не имеет логического завершения, или у говорящего произошла в голове быстрая смена мыслей, что напрямую отразилось в его речи. В этом случае после многоточия слова автора по-прежнему пишутся с маленькой буквы, в конце ставится точка, а речь будет писаться с большой буквы. Имена собственные — исключение.

    — Эх… — тяжело вздохнул юноша, подпирая голову рукой. — И что мне с вами делать?

    — Ты достал… — Мэрикейт смотрела полным ненависти взглядом на парня. — Продолжишь и дальше приставать — убью.

    Думаю, что примеры снова всё хорошо пояснили и подтвердили теорию, написанную перед ними. Мне, в общем-то, больше и комментировать нечего.

    • Двоеточие. Знак после слов автора.

    Однако слова автора, прерывающие прямую речь, которые кажутся на первый взгляд практически аналогичными тем, которые не прерывают, имеют и ещё свои подводные камни. Если на протяжении всей этой части я рассматривал только те случаи, когда после слов автора ставится точка или запятая, следует упомянуть и двоеточие. Знак, однако, вызывает не меньшие затруднения, чем точка из предыдущей части. Так почему же ставится двоеточие? Ответ достаточно простой. Если последнее предложение слов автора комментирует или поясняет ту часть речи персонажа, которая идёт после них, ставится двоеточие, а предложение пишется с большой.

    — А я же тебе говорила, что он связан с Советом! — не унималась Каролина, укоризненно смотря на опечаленного парня. Такой его вид просто не мог не вызывать жалости, отчего у девочки возникло желание успокоить друга: — Ну… ты, Ил, не расстраивайся так.

    Пример хоть и большой, но содержит необходимый знак препинания. Думаю, что повторных разъяснений здесь не требуется.

    Теперь, пожалуй, с чистой совестью я могу сказать, что прямая речь и диалоги полностью разобраны. Следующие на очереди мысли.

    Оформление мыслей
    По своей структуре мысли очень сильно схожи с диалогами. Но это и понятно, ведь в данном случае происходит тот же разговор, но он не озвучивается присутствующим. Например, это может быть телепатический разговор, простые мысли, беседа со своим внутренним «Я» у сумасшедших людей. В общем, примеров можно привести много, но не в этом суть. Главное — мысль не может услышать каждый, как обыкновенную речь. Все неозвученные фразы персонажа оформляются так же, как и в обычной речи, но разница только в том, что отсутствует тире в самом начале и слова заключаются в кавычки. Но и тут есть свои тонкости, потому что в кавычках пишется не всё. Эти случаи я сейчас попробую подробно разъяснить.

    1. Слова автора после мыслей. Постановка кавычек.

    В этом случае всё достаточно просто относительно знаков препинания: они ставятся так же, как и при оформлении диалогов, слова автора всегда пишутся с маленькой буквы. Однако есть одно «но». При оформлении мыслей со словами автора после них никогда не ставится точка. Да, она была в диалогах, но в мыслях её быть не может. Совсем не может. Ещё одна особенность постановки кавычек: слова автора, стоящие после мысли персонажа, не включаются в кавычки.

    Пример хорошо отражает все нюансы, оговоренные ранее: первое тире отсутствует, слова автора пишутся за пределами кавычек. Но также хотел обратить внимание ещё на несколько вещей. Открывающаяся кавычка пишется слитно с первым словом, то есть в отличие от прямой речи здесь не ставится пробел. Тире, стоящее после прямой речи, пишется после закрывающей кавычки и отделяется от неё пробелом. В остальном никаких изменений не произошло.

    Но особенность мыслей ещё в том, что не все знаки ставятся внутри кавычек, поэтому сейчас об этих случаях поясню всё подробно.

    • Знак препинания внутри кавычек.

    Тут особо много не буду рассказывать, только перечислю все знаки, стоящие внутри кавычек. К таким относятся многоточие, вопросительный и восклицательный знаки. Они всегда пишутся внутри кавычек!

    «Она…» — без особого удовольствия девушка всё же удостоила вниманием ребёнка.

    «Опять влипли?» — Серафим удивлённо смотрел на парочку, по виду которой можно было сказать, что ничего хорошего не произошло.

    «Вот дурак!» — недовольно цокнула языком блондинка, наблюдая за товарищем.

    В примерах рассмотрены все три знака препинания. Даже один вариант с именем собственным, которое не раз уже мусолилось при оформлении прямой речи. В общем, всё, написанное ранее, вполне ясно закреплено в примерах. Не думаю, что ещё нужны какие-либо разъяснения.

    • Знак препинания за пределами кавычек.

    Пусть один незначительный случай, но здесь имеется. И его обязательно нужно рассмотреть, но прежде хотелось бы ещё раз упомянуть, что при оформлении мыслей точка не ставится. А, как следствие из предыдущего предложения, ставится запятая, но именно её постановка требует отдельного внимания. Запятая — единственный знак, стоящий после закрывающей кавычки. Никогда она не может писаться внутри них.

    «Похоже, это оно», — внимательно рассмотрев кольцо, заключил Илларион.

    Тут хотелось бы обратить внимание на то, что запятая пишется, не отделяясь пробелом от закрывающей кавычки. Перед тире пробел ставится, а дальше всё оформляется так же, как и с прямой речью.

    2. Мысли без слов автора. Постановка кавычек.

    Редко, но бывают случаи, когда мысли персонажа никак не комментируются. В этом случае знаки в конце предложений пишутся внутри кавычек, но из этого правила есть одно маленькое исключение. Если нет слов автора, а предложение повествовательное, без каких-либо посторонних интонаций, то запятую в конце уже не поставишь. Следовательно, нужна точка. Этот знак препинания ставится только после закрывающей кавычки и только в том случае, если слова автора отсутствуют.

    «Мировой судья решит этот спор, будь уверен».

    Здесь хочу обратить внимание на отсутствие тире. Точка, как и запятая, пишется слитно с закрывающей кавычкой, не отделяясь пробелом.

    3. Слова автора внутри и после мыслей. Постановка кавычек.

    Пожалуй, это последний нерассмотренный случай. Основывается он на тех же правилах, что и все другие, но сложность только в том, что не всегда понятно, когда слова автора пишутся внутри кавычек, а когда за их пределами. Чего мне только не встречалось за время работы бетой, а правильное написание — очень редко. Пора уже пролить свет на эту тайну, покрытую мраком.

    • Слова автора внутри мыслей персонажа.

    Слов автора, как известно, может быть неограниченное количество, но, нравится людям это или нет, они обязаны чередоваться со словами персонажа. Но в данном случае с мыслями. А это значит, что в конце окажутся либо слова автора, либо мысль персонажа. Однако сейчас рассмотрим случай, когда последней располагается мысль. В данной ситуации и авторский комментарий будет расположен внутри кавычек. Очень часто мне встречалось написание, когда слова автора отделяли кавычками с двух сторон, а внутри второй части ещё и тире ставили, но это категорически неправильно! Такого написания просто не может быть: оно запрещено правилами! Проще говоря, всё будет писаться внутри кавычек, знак в том числе, если это не точка.

    «Если нас поймают, то Скорпиончики так легко не отделаются… — парень закусил губу, задумываясь. — А если мы с Фимом и Линой попробуем их защитить, то и сами окажемся в большой опасности. »

    «Младший брат? — чуть удивилась шатенка, прикрывая лицо веером, над которым зловеще поблёскивали два изумрудно-зелёных глаза. — Очень интересно».

    Думаю, тут вполне ясно всё показано, и мои комментарии не требуются.

    • Слова автора внутри и после мыслей персонажа.

    Все ведь помнят о чередовании мыслей и авторских комментариев? Так вот, теперь настало время рассмотреть более сложную цепочку: мысли-слова-мысли-слова. На первый взгляд всё выглядит очень трудно, но на самом деле очень просто. Вся эта цепочка заключается в кавычки, кроме последних слов автора. Проще говоря, здесь такая же ситуация, как и в пункте с авторским комментарием после мыслей, но до этого имеется ещё некоторое количество мыслей, разорванных словами автора.

    «Который раз… — вздохнул парень, — они попадают в неприятности, а отвечать за всё мне», — голубые глаза сурово смотрели на близнецов.

    Удачный нашёл пример, заковыристый такой. В общем, тут вам и подтверждение теории про чередование слов автора и мыслей, и запятая после закрывающей кавычки, и авторский комментарий, разрывающий одно целое предложение. Полный набор правил.

    Что ж, надеюсь, вся теория подана грамотно и предельно просто, а примеры подтверждают всё, что я хотел донести. Надеюсь, что каждый прочитавший примет их к сведению и не будет больше допускать разных глупых ошибок, связанных с оформлением. Да и мне жить проще: не придётся каждому автору, попросившему проверить текст, писать одно и то же. Оно уже написано.

    В завершение статьи могу только пожелать всем творческих успехов и понадеяться, что этот материал вам пригодится.

    Дополнение. По вопросам читателей
    Позвольте поприветствовать всех ещё раз.

    Так уж вышло, что тема оформления прямой речи и мыслей — штука сложная. Даже автор статьи не сразу уловил все её нюансы, что послужило основной причиной появления статьи-дополнения. Как оказалось, и в этот раз собрать абсолютно все сведения не вышло. Периодически в комментариях мелькают разные довольно интересные вопросы. Часто они повторяются, так как не каждый располагает временем и желанием выискивать ответы среди прочей информации. Мне же в своих ответах приходится повторять одно и то же, что, в общем-то, надоедает. Дабы облегчить всем задачу, спустя немалое количество времени я решил добавить к статье ещё одну часть с ответами на возникающие вопросы немалой важности.

    1. Откуда взялось правило про точку и большую букву? Уж не проделки ли это безграмотных редакторов?

    Нет, уважаемые, грамотность редакторов к этому непричастна. Долгое время моим главным источником ответа служили слова учительницы русского языка, которая сказала, что это правило не так широко известно и явно не входит в школьную программу, но всё же существует. Понимаю, что такого ответа недостаточно, поэтому привожу цитату из Розенталя:

    «Если авторские слова, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они начинаются с прописной буквы. Например:

    — Скорей, загорелась изба-читальня! — И он побежал по домам будить людей».

    (Справочник по орфографии и пунктуации, 1996. Параграф 49, прим. 2)

    2. Обязательно ли заморачиваться с точкой? Нельзя ли вместо неё использовать запятую?

    Конечно, можно. Поставив запятую и продолжив писать с маленькой буквы, вы никогда не ошибётесь. Точки и большие буквы — уже на усмотрение автора.

    3. Если идёт воспоминание о диалоге, можно ли взять его в кавычки, оформив по правилам диалога?

    Единого правила на этот счёт нет, поэтому каждый оформляет на свой вкус. Кто-то отделяет эту часть текста звёздочками, подписывая как «флэшбек», кто-то выделяет курсивом. Вариант с кавычками тоже допустим.

    4. Если внутри кавычек расположено много предложений и последнее оканчивается точкой, то где её писать? Внутри или за пределами кавычек?

    Сколько бы фраз вы ни поставили внутри кавычек, последняя точка в любом случае будет писаться за их пределами.

    5. Что делать, если прямая речь оформлена при помощи кавычек, и как ставить знаки препинания?

    Такой вариант оформления прямой речи встречается довольно редко. Он рассмотрен в дополнении, ссылка на которое имеется в шапке в графе «Примечания автора». Не поленитесь заглянуть. Но, в целом, могу сказать, что от оформления мыслей этот вариант особо не отличается.

    6. Автор, во второй части статьи вы упустили ещё один случай с двоеточием при прямой речи!

    Есть такой грех, каюсь, посему дополняю:

    Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причём первое слово второй части начинается с большой буквы. Пример:

    — Я тебя не спрашиваю, — строго сказал офицер и снова спросил: — Старуха, отвечай!

    7. Всегда ли мысли персонажа должны обособляться кавычками, ведь некоторые издательства оформляют книги по-другому? Неужели они тоже нарушают правила?

    Не думаю, что среди людей с профессиональным образованием есть злостные нарушители. Доводилось мне встречать книги, в которых мысли выделяли другим способом, например, курсивом. Или же их преподносили как несобственно-прямую речь. Одно я могу сказать вам точно: сколько в нашем Великом и Могучем языке правил, столько же и исключений. Многое может зависеть от конкретной ситуации. К примеру, при написании от первого лица грань между мыслями и обыкновенным повествованием бывает настолько размыта, что кавычки вставлять посреди текста бывает абсолютно неуместно. И, поверьте, существует ещё множество похожих странных случаев. Надеюсь, я не слишком запутал вас своим ответом.

    8. Что делать, если одно предложение несколько раз прерывается словами автора?

    Для начала убедитесь, что это именно одно предложение, а не два разных. Если оказалось, что это разные предложения, то в статье разобраны все знаки препинания. Если же вам действительно попался такой случай, что прямую речь как минимум два раза разрывают слова автора, то тут всё довольно легко: на месте разрывов ставится запятая с тире, а все слова, кроме имён собственных, пишутся с маленькой буквы. Пример:

    — Смотри, — юноша указал в небо, — там Большая медведица, а там, — его палец переместился к другой группе звёзд, — находится Малая медведица.

    Хотя я не исключаю возможности, что в прямой речи в данном случае, например, после «смотри» может стоять многоточие вместо запятой, которое никак не повлияет на дальнейшее написание. Однако подобные предложения вполне можно разбивать на несколько частей без потери смысла, чтобы при расстановке знаков препинания никому не ломать мозг.

    9. Если герой пишет кому-то письмо, то должно ли оно быть по центру и выделено другим шрифтом? И надо ли его брать в кавычки?

    Это опять зависит от желания автора, так как мне встречались в книгах самые разные варианты оформления писем.

    10. Как оформлять телепатический разговор?

    Давайте разберёмся. Телепатия — по сути своей те же мысли, только распространяющиеся за пределы одной головы. Следственно, оформляется это тоже как мысли.

    11. Сказано, что точка всегда пишется после кавычек, а что делать, если стоящая внутри них фраза заканчивается на «и т. д.», «etc.» и тому подобные вещи? И вообще, сколько в этом случае ставить точек?

    Как бы странно ни выглядело, но точки в данном случае будет стоять две. Одна — внутри кавычек, вторая — за их пределами. Почему? Как оказалось, всё очень просто. Точка, что пишется внутри кавычек, относится к сокращению, а вторая уже обозначает непосредственно конец предложения и, как полагается правилами, стоит за кавычками. То же относится к восклицательным и вопросительным знакам.

    И на этом вроде пока заканчиваются все неясности.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Посмотрите дополнение, ссылка на которое указана в шапке в графе «Примечания автора». Более чем на девяносто процентов уверен, что там имеется нужная информация. Пожалуйста, не ленитесь. Автор устаёт отвечать на однотипные и порой глупые вопросы.

    В завершение написанного хочу поблагодарить задававших вопросы и приводивших правила, ориентируясь на которые, мне удалось создать это маленькое дополнение.

    Знаки препинания при прямой речи

    Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от соотношения прямой речи и слов автора.

    Пунктуация в предложениях с прямой речью показана в схемах. Буквы П, п в них обозначают прямую речь, первое слово которой пишется с прописной (П) или строчной (п) буквы; буквы А, а — слова автора, которые также начинаются или с прописной (А), или со строчной (а) буквы.

    Прямая речь после слов автора

    Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с прописной (большой) буквы, в конце прямой речи употребляется соответствующий знак конца предложения. При этом вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед кавычками, точка — после них.

    Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова автора пишутся со строчной (маленькой) буквы.

    Если слова автора разрывают прямую речь, то возможны три варианта постановки знаков препинания:

    1. Если прямая речь представляет собой одно предложение, то после первой её части ставятся запятая и тире, слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся запятая и тире, вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы; кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора.

    2. Если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора стоят между ними, то после первой части прямой речи ставятся запятая и тире (если в конце предложения прямой речи должна стоять точка), восклицательный, вопросительный знак или многоточие и тире; слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи. Знаки препинания в конце второй части прямой речи регулируются правилами, уже описанными выше.

    2) «Как вы меня испугали, — сказала она, тяжело дыша, всё ещё бледная, ошеломлённая. — О, как вы меня напугали! Я едва жива. Зачем вы приехали? Зачем?» (А. Чехов)

    Прямая речь и знаки препинания

    Прямая речь – это чужая речь, точно воспроизведенная и переданная от лица того, кто ее произнес. Предложения с прямой речью включают в себя два компонента: собственно речь и вводящие слова, в которых указывается, кем эта речь была сказана (слова автора).

    Для выделения прямой речи в предложении используются знаки препинания: тире или кавычки. Постановка знаков препинания зависит от оформления прямой речи.

    1. Прямая речь может:

    1.1. начинать абзац, тогда перед ней должно стоять тире:

    — Все прощается за труд, — сухо говорит Веденеев. (Панова)

    1.2. оформляться в строку и выделяться при этом кавычками:

    «Максим Максимыч, не хотите ли чаю?» — закричал я ему в окно (Лермонтов)

    Примечание: Оба правила допустимы при построении диалога:

    — Светлана, где кусочек шоколада, который я оставила на столе?

    — Его кошка съела.

    — Зачем же ты ей позволила? (Л.А.Барто)

    «Как, как. Вы не могли бы погромче. Что за песня. » — «Случайно припомнилась эта… Отец когда-то певал. Можно придумать другое…» — «Не надо другое, эту давайте!» (по Б.Чиркову)

    2. Вводящие слова (слова автора) могут располагаться:

    2.1. перед прямой речью, тогда после авторских слов ставится двоеточие, прямая речь начинается с заглавной буквы и заканчивается тем знаком препинания, который требуется по характеру высказывания:

    Поднимая Альку на руки и показывая море, Натка быстро сказала: «Алька, смотри, какой быстрый большой корабль!» (А. Гайдар)

    Однажды, когда Джанни Родари был в гостях у краснодарских ребят, один мальчик его спросил:

    — Почему зимой холодно, а летом тепло?

    2.2. после прямой речи, в конце которой ставится подходящий по смыслу знак (вопросительный или восклицательный знак, многоточие или запятая, но не точка), затем следует тире и слова автора, начинающиеся со строчной буквы:

    «Врешь, не поймаешь!» — торжественно сказал Метелица.

    «Разве обязательно быть оптимисткой?» — спросила как-то Танюшка. «Желательно, потому что оптимист умнее пессимиста», — весело ответил Андрей (К.А.Кетлинская)

    Примечание: как видно из последнего примера, особенность постановки запятой после прямой речи состоит в том, что она ставится не внутри высказывания, а после закрывающей кавычки.

    2.3. внутри прямой речи, разрывая последнюю на две части. Здесь есть свои особенности написания знаков препинания.

  • если прямая речь представляет собой единое предложение и после разрыва должно быть продолжено, то авторские слова с двух сторон выделяются запятой и тире, после которых первое слово пишется с маленькой буквы:
  • «Неужели, — думал я, — мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?» (Лермонтов)

  • если высказывание состоит из нескольких предложений, а слова автора стоят после одного из них, то восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, стоявшие в конце этого предложения сохраняются, точка заменяется на запятую. Далее следует тире, слова автора с маленькой буквы, точка, тире, и продолжается прямая речь с прописной буквы:
  • — Нечем нам тут стрелять, — ответил в трубке голос Попко. – Я и сам удивляюсь, с чего это он отскочил?» (Л.С.Соболев);

    «Морозка! – крикнул Бакланов вслед уезжавшим. – Вы все-таки не теряйте друг друга из вида». (Фадеев)

  • если авторские слова содержат в себе глаголы, имеющие значения высказывания и относящиеся к разным частям разорванной прямой речи, то перед ее второй частью ставится двоеточие и тире:
  • «Идем, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?» (Горький).

    2.4. до и после прямой речи, которая, по сути, разрывает авторскую речь. В данном случае после первой части авторских слов ставится двоеточие, открывающая кавычка, прямая речь, знак препинания, необходимый по смыслу (кроме точки), закрывающая кавычка, тире, вторая часть авторских слов. Если прямая речь должна была закончиться точкой, то вместо нее после закрывающей кавычки ставится запятая:

    На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (Пушкин);

    Приехав на дачу в большой компании, брат вдруг говорит: «Мишка, пойдем на биллиард», и они, запершись, играли по три часа на биллиарде. (Симонов).

    10 простых правил употребления прямой речи в английском языке

    Основные элементы письменной речи — это предложение и абзац. Используя их, вы можете составлять письма, сочинения, очерки и рассказы. Если же вы увлекаетесь написанием рассказов, вам может понадобиться использовать прямую речь.

    Правила прямой речи отличаются от оформления обычных предложений и абзацев, поэтому мы рассмотрим их подробнее.

    Прямая и косвенная речь

    Прямая речь используется, когда вы воспроизводите на письме непосредственные слова говорящего.

  • «I’m going to London for two weeks,» said Alice.
  • «Put on your jacket, please,» mother said to him. «It’s freezing today.»
  • Косвенная речь применяется, когда вы передаете содержание чьих-то реплик, не цитируя их дословно. Например:

  • Alice said she was going to London for two weeks.
  • Mother told him to put on his jacket, because it was freezing.
  • Для чего используется прямая речь?

    Прямая речь редко используется в очерках или эссе, так как в них, как правило, нет действующих лиц. Но когда вы пишете рассказ, где есть несколько персонажей, передать разговор прямой речью бывает очень полезно по нескольким причинам:

  • Это помогает описать характер. Каждый человек говорит по-разному, и то, как вы передаете манеру речи персонажа, многое скажет о нем читателю.
  • Это помогает сделать рассказ более увлекательным и напряженным. Споры, конфликты и моменты, насыщенные действием, благодаря прямой речи становятся более живыми.
  • Правила оформления прямой речи

    При использовании прямой речи важно помнить:

  • Прямая речь должна быть отделена от остального текста.
  • Читатель должен понимать, кто из персонажей говорит в данный момент.
  • Следуйте этим правилам, и у вас не возникнет сложностей:

    Каждая реплика должна открываться и закрываться кавычками.

    Внутри кавычек должны находиться только слова, являющиеся частью реплики, и знаки пунктуации, относящиеся к ней. Например:

  • «I’ll call you tomorrow,» she said. «Take care.»
  • «It’s my umbrella,» he said crossly. «Yours is in your room.»
  • «I’ll call you tomorrow, she said. Take care.»
  • «It’s my umbrella, he said crossly. Yours is in your room.»
  • Знаки пунктуации, относящиеся к речи, должны находиться внутри кавычек.

  • «What is the weather like today?» she asked.
  • «What is the weather like today»? she asked.
  • Ясно указывайте, кто говорит

    Читателю должно быть совершенно ясно, кто говорит. Если действующих лиц только двое, необязательно ставить ‘said X’ или ‘said Y’ после каждой реплики, но нужно указать говорящего после первой реплики лица X и после первой реплики лица Y.

  • «Are you saying the house is haunted?» the man asked.
  • «Well, it’s supposed to be haunted, but so far nobody has seen any ghosts,» Blakely replied.
  • «So, will you give us a tour?»
  • «I can’t see why not.»
  • «Alright, it’s settled then.»
  • Если в разговоре участвует более двух человек, еще важнее дать читателю понять, кто говорит. В этом случае придется чаще указывать говорящего. Например:

  • «What’s the plan for today?» Jack asked.
  • «With this weather?» Martin snorted. «Plans went down the drain. Quite literally.»
  • «So what are we going to do?» Helen sighed. «I’m bored.»
  • Краткие формы I’m, you’re, he’ll, don’t, wouldn’t

    В прямой речи (но не в косвенной) разрешается использовать краткие формы: I’m, you’re, he’ll, don’t, wouldn’t и т. п.

    Некоторые замечания по поводу пунктуации.

    Обратите внимание на пунктуацию в этом предложении:

  • «I don’t know,» said Martin. «Watch a movie, maybe.»
  • Речь отделена от слов автора (‘said Martin’) запятой. Точка ставится в конце предложения после слов автора. Следующее предложение, являющееся продолжением реплики, начинается с заглавной буквы.

    В случае, если реплика — это вопрос:

  • «Do you know what to do?» asked Martin. «Because I don’t.»
  • Здесь речь отделена от ‘asked Martin’ знаком вопроса. При этом он выполняет роль запятой, поэтому за ним следует строчная буква.

    Иногда вы можете встретить реплику такого вида:

    • «I think,» said Martin, «we should watch a movie.»
    • В данном случае, первая половина реплики не является законченным предложением, поэтому за словами автора следует запятая, а не точка, и реплика продолжается со строчной буквы.

      Указание тона и настроения

      Люди выражают эмоции оттенками голоса. К сожалению, мы не можем передать тон голоса на письме. Но можно подобрать глагол, описывающий, с каким выражением произносится реплика.

      Чаще всего используется ‘said X’ или ‘said Y’. Но глагол ‘say’ не сообщает нам ничего о тоне говорящего или громкости его голоса. Если вы хотите дать понять, что речь произносится гневно, или громко, или очень тихо, нужно использовать разные глаголы. Выбор их велик:

      Для нейтральной речи (где тон голоса не так важен)

      Say, ask, enquire, reply, respond, answer.

      Для громкой речи

      Shout, yell, bellow, scream, screech, howl, roar, thunder.

      Для тихой речи

      Whisper, murmur, mutter, hiss.

      Для гневного или приказного тона

      Order, command, complain, demand, announce, retort, interrupt, threaten.

      Для других видов настроения

      Growl, snarl, snort, grunt, groan, wail, stammer, cry, gasp, exclaim, coo, jabber, yelp, whimper.

      Итак, вы узнали много интересного об употреблении прямой речи в английском языке. Теперь вы можете написать рассказ или даже сценарий к пьесе с множеством диалогов в тексте!

      Правописание прямой речи

      Так как вопрос по-прежнему актуален, привожу примеры правописания прямой речи.

      Реплика и атрибуция – это одно предложение. Потому точка ставится только в конце, а атрибуция пишется с маленькой буквы:

      – Мам, я пойду погуляю, – сказала Маша.

      То есть, вся строка – это одно предложение, включающее в себя тире.

      После точки Маша может сказать что-то еще, и знаки препинания будут зависеть от того, как говорит Маша:

      – Мам, я пойду погуляю, – сказала Маша. – А то Коля уже ждет у подъезда.

      Вторая часть реплики, после тире – это уже самостоятельно предложение по смыслу и интонации, потому после атрибуции ставится точка, а новые слова, как и любое новое предложение, начинаются заглавной буквой.

      Если это одно предложение, разделенное авторской речью, то точка будет стоять только в конце всей реплики, а слова будут с маленькой буквы, разделенные запятыми:

      – Мам, я пойду погуляю, – сказала Маша, – там уже Коля ждет у подъезда.

      В данном случае, делить на предложения или нет – это уже сам автор решает. Как ему кажется более выразительно по интонации – так и пишет.

      Еще вариант – речь после слов автора.

      Маша надела куртку и заглянула в дверь:

      – Мам, я пойду погуляю.

      То есть, после слов автора ставится двоеточие, а сами слова героя пишутся с новой строки.

      Что касается восклицательных и вопросительных знаков – после них атрибуция тоже пишется с маленькой буквы, эти знаки не обязательно заканчивают предложение.

      – Мам, я пойду погуляю! – сказала Маша.

      – Мам, я пойду погуляю? – сказала Маша.

      Если реплика разделяется сложной атрибуцией:

      – Мам, я пойду погуляю, – сказала Маша. Она надела куртку и добавила: – Там уже Коля ждет у подъезда.

      В данном случае «она надела куртку» — это слова автора. Потому после них двоеточие, а речь с заглавной буквы, но с новой строки не сносится, потому что говорит все тот же герой.

      Как НЕ правильно писать прямую речь , но как очень часто можно увидеть даже в изданных книгах:

      – Мам, я пойду погуляю, – Сказала Маша. (Атрибуция с заглавной буквы после запятой).

      – Мам, я пойду погуляю – сказала Маша. (Отсутствие запятой перед тире).

      – Мам, я пойду погуляю. – сказала Маша. (Точка после прямой речи перед атрибуцией).

      – Мам, я пойду погуляю? – Сказала Маша. (Атрибуция с заглавной буквы после вопросительного знака).

      –Мам, я пойду погуляю, – сказала Маша. (Отсутствие пробела после тире в одном из случаев).

      –Мам, я пойду погуляю,–сказала Маша. (Отсутствие пробелов до и после тире).

      12. Знаки препинания при прямой речи и цитатах

      Пунктуация

      Прямая речь , т. е. речь другого лица, включенная в авторский текст и воспроизведенная дословно, оформляется двумя способами.

      Если прямая речь идет в строку (в подбор), то она заключается в кавычки: «Я жалею, что не знала вашего отца , – сказала она погодя. – Он, должно быть, был очень добрым, очень серьезным, очень любил вас ». Лужин промолчал (Наб.).

      Если прямая речь начинается с абзаца, то перед ней ставится тире (кавычки отсутствуют):

      Федя и Кузьма молчали. Кузьма незаметно подмигнул Феде, они вышли на улицу.

      Я вот чего пришел: Любавины с покоса приехали?

      Возьми Яшу и подожди меня здесь. Я домой заскочу на минуту (Шукш.).

      Оба способа оформления прямой речи могут сочетаться, если в речь одного лица включается еще прямая речь другого лица:

      Вы еще добавили: «Вот музыку принесли. Один патефон для двух компаний ».

      О, жуткий глупец! (Бонд.).

      Ты сон, что ль, видал?

      Видал. Будто мы с отцом моим поехали коня торговать, приглянулся нам обоим один конь, отец мне мигает: «Прыгай и скачи » (Шукш.).

      Если прямая речь стоит перед вводящими ее словами автора , то после прямой речи ставится запятая и тире, а слова автора начинаются со строчной буквы: «Мы всё прекрасно понимаем, Николай Васильевич», – съязвил про себя Солодовников, присаживаясь на белую табуретку (Шукш.). Если после прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие, то эти знаки сохраняются, а запятая не ставится; слова автора, как и в первом случае, начинаются со строчной буквы: «Да проститься же надо было. » – понял он, когда крытая машина взбиралась уже на взвоз (Шукш.); «Голубоглазый мой ангел-хранитель, что ты смотришь на меня с такой грустной тревогой?» – хотел иронически сказать Крымов (Бонд.).

      Если прямая речь стоит после слов автора , то эти слова заканчиваются двоеточием; знаки препинания, стоящие после прямой речи, сохраняются: Я ему говорю: «Ты не плачь, Егор, не надо» (Расп.); Филипп машинально водил рулевым веслом и всё думал: «Марьюшка, Марья…» (Шукш.); Хотелось скорее добраться до «конторы», скорее взять телефонную трубку, скорее услышать знакомый Долин голос: «Это вы? Надо же, а?» (Сол.).

      Слова автора могут разрывать прямую речь . В таком случае кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи, т. е. не ставятся кавычки между прямой речью и авторскими словами.

      1. Если на месте разрыва оказывается восклицательный или вопросительный знак , то он сохраняется, далее следует тире перед словами автора (со строчной буквы), после этих слов ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Даю ли я сейчас счастье многим людям, как это было ранее? – думал Кипренский. – Неужели только глупцы пытаются устроить благополучие своей жизни?» (Пауст.); «Да тихо! – приказал дежурный. – Можете вы помолчать?!» (Шукш.).

      2. Если на месте разрыва прямой речи должно быть многоточие , то оно сохраняется и после него ставится тире; после слов автора ставятся запятая и тире, если вторая часть прямой речи не является самостоятельным предложением, или точка и тире, если вторая часть прямой речи является самостоятельным предложением; вторая часть прямой речи соответственно начинается со строчной или с прописной буквы: «Вероятно, с хозяйкой припадок… – подумала Машенька, – или с мужем поссорилась…» (Ч.); «Погоди… – высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Ленька. – Как ты говоришь? Пыль?» (М. Г.).

      3. Если на месте разрыва прямой речи не должно быть никакого знака препинания или должны быть знаки середины предложения: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире , то слова автора выделяются запятой и тире; вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы: «Ты не можешь понять, – шепчу, отозвав Руслана в соседнюю комнату и затворив дверь, – потому, что мы разные существа» (Триф.); «Так, подвяла чуть-чуть, с одного бока, – Ася хихикнула по-молодому, по лицу разбегаются морщинки, – как яблочко лежалое» (Триф.); «Вдруг посеешь, – думал Семен, – а вырастет обыкновенный ячмень. Скорее всего так и получится» (Сол.); «Да, плохо что-то клюет, – заговорил Туман, – жарко больно» (Т.); «Но как ты будешь играть, – сказал Дарвин в ответ на его мысли, – это, конечно, вопрос» (Наб.).

      4. Если на месте разрыва прямой речи должна быть точка , то перед словами автора ставятся запятая и тире, после этих слов – точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Их распустили до приговора, – сказал Дворник. – Объявят завтра, в девять вечера» (Триф.).

      5. Если слова автора распадаются по смыслу на две части , которые относятся к разным частям прямой речи, то при соблюдении других условий после слов автора ставятся двоеточие и тире: «Эхма… – безнадежно вздохнул Гаврила в ответ на суровое приказание и горько добавил : – Судьбина моя пропащая!» (М. Г.); «Не трогай мундир! – приказал Лермонтов и добавил , ничуть не сердясь, а даже с некоторым любопытством: – Станешь ты меня слушать или нет?» (Пауст.); «Вы чувствовали когда-нибудь на руках запах меди? – спросил неожиданно гравер и, не дожидаясь ответа, поморщился и продолжал : – Ядовитый, омерзительный» (Пауст.).

      Если прямая речь оказывается внутри слов автора , то она заключается в кавычки, а перед ней ставится двоеточие; прямая речь начинается с прописной буквы. После прямой речи знаки препинания расставляются следующим образом:

      а) запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора: Сказав: «До скорой встречи», она быстро вышла из комнаты ;

      б) тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора: Перебарывая неловкость, он пробормотал студенческую остроту: «У меня бабушка корью заболела» – и хотел придать начатому разговору непринужденную легковесность (Бонд.);

      в) тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком: Дети ожидали, что он похвалит их, но дедушка, покачав головой, сказал: «Этот камень лежит здесь много лет, здесь ему место…» – и рассказал о подвиге трех советских разведчиков (Сух.); Петр Михайлыч хотел сказать: «Не впутывайся ты, пожалуйста, не в свои дела!» – но промолчал (Ч.); Она [собака] останавливается. Я повторяю: «Что сказано?» – и держу ее долго на стойке (Пришв.);

      г) если прямая речь непосредственно включается в авторское предложение в качестве его члена, то она заключается в кавычки, знаки же препинания ставятся по условиям авторского предложения: Сказав Гричмару фразу «Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть», Крымов поймал на себе беспокойный, предупреждающий взгляд Стишова (Бонд.).

      Примечание. Прямая речь не выделяется кавычками:

      а) если нет точного указания, кому она принадлежит (прямая речь вводится безличным или неопределенно-личным предложением): Не даром говорится: дело мастера боится (посл.); Про него говорили: строгий, но справедливый;

      б) если в прямую речь вставлено вводное слово говорит , указывающее на источник сообщения: Я, говорит, хочу закончить институт, профессию получить ; или если прямое указание на источник сообщения оформлено как вводная конструкция: Статья ученого, сообщает критик, вызвала большой интерес общественности.

      Если прямая речь принадлежит разным лицам, то каждая реплика выделяется кавычками отдельно:

      а) реплики отделяются друг от друга знаком тире: «Самовар – готов?» – «Нет еще…» – «Отчего? Там пришел кто-то». – «Авдотья Гавриловна» (М. Г.);

      б) если одна из реплик сопровождается вводящими авторскими словами, то следующая не отделяется знаком тире: «Вы ведь вдова?» – спросил он тихо. «Третий год». – «Долго были замужем-то?» – «Год и пять месяцев…» (М. Г.);

      в) точка и тире ставятся между репликами, принадлежащими разным лицам и снабженными разными авторскими словами: Проходя мимо, он сказал: «Не забудь купить билеты». – «Постараюсь», – ответила я ; если же в первой реплике имеются знаки восклицательный или вопросительный, точка опускается: Проходя мимо, он крикнул: «Не унывай!» – «Постараюсь», – ответила я ;

      г) запятая и тире ставятся между репликами, принадлежащими разным лицам, но объединенными общим авторским предложением: Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», – «Да, недурно», – отвечал он обыкновенно (Г.); если же в первой реплике имеются знаки восклицательный или вопросительный, запятая опускается: Когда я спросила: «Почему вы носите на спине ковер?» – «Мне холодно», – ответил он ; то же при ином расположении частей авторского предложения: Когда я спросила: «Почему вы носите на спине ковер?» – он ответил: «Мне холодно» (Ток.).

      При абзацном выделении реплик диалога перед репликой ставится тире ; после предваряющих диалог слов автора ставится двоеточие или точка. Если в авторском тексте имеются вводящие прямую речь слова, то после них ставится двоеточие; если такие слова отсутствуют, то ставится точка:

      Кармен отняла руку; неоконченный такт замер вопросительным звоном.

      Я доиграю, – сказала она.

      Когда ты будешь со мной (Грин).

      Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила :

      Составьте иначе. Вы – взрослый человек, не в детсаде.

      Почему? – спросил Чудик. – Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена. Вы, наверное, подумали…

      В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст.

      Чудик переписал (Шукш.).

      То же при единственной реплике:

      Шацкий прошелся по комнате.

      Духота, духота! – пробормотал он. – Здешние вечера вызывают астму (Пауст.).

      Глаза его опущены в тарелку. Потом он поднял их на Надю, обыкновенные голубые глаза, улыбнулся и тихо сказал:

      Извините меня. Это я виноват. Это ребячество с моей стороны (Сол.).

      Абзацное и безабзацное (при помощи кавычек) выделение прямой речи применяется дифференцированно. Если в тексте перемежается внешняя речь (обращенная к собеседнику) и внутренняя (подумал про себя), то внешняя речь оформляется при помощи абзацного выделения, а внутренняя – при помощи кавычек:

      М-да. Ну что же, вы правы. Дело на безделье менять нельзя. Идите и рисуйте свои треугольнички.

      Надя умоляюще глядела в глаза Ивану. «Ну что тут страшного, – хотелось ей сказать . – Будет ведь завтра новый вечер, можно поехать в Белые Горы. И послезавтра. Но я не виновата, если пообещала две недели назад» (Сол.).

      А после моих слов он улыбнулся от уха до уха (рот у него такой, как раз от уха до уха) и радостно согласился:

      Ну ладно, тогда пойдем.

      «Вот я тебе покажу „пойдем“», – подумал я про себя (Сол.).

      Только кавычками выделяется внутренняя (подумал про себя ) речь в авторском тексте, вне диалога:

      Кузьма посмотрел, куда указали. Там, на склоне другого косогора, цепочкой шли косцы. За ними ровными строчками оставалась скошенная трава – красиво. «Какая-то из них – Марья», – спокойно подумал Кузьма (Шукш.); Кузьма с радостью смотрел на нее. «Чего я, дурак, искал еще?» – думал он (Шукш.).

      Знаки препинания при цитатах

      Цитаты заключаются в кавычки и оформляются знаками препинания так же, как прямая речь (см. § 133–136):

      а) Марк Аврелий сказал: «Боль есть живое представление о боли: сделай усилие воли, чтобы изменить это представление, откинь его, перестань жаловаться, и боль исчезнет» (Ч.); Почаще вспоминайте слова Л. Н. Толстого: «У человека есть только обязанности!»; У М. Алигер есть строки: «Человеку надо очень мало, чтобы счастье выросло в полный рост»; У Л. Н. Толстого есть интересное сравнение: «Как у глаза есть веко, так у дурака есть самоуверенность для защиты от возможности поражения своего тщеславия. И оба, чем более берегут себя, тем менее видят – зажмуриваются» ;

      б) «Кто стреляет в прошлое из пистолета, в того будущее будет стрелять из пушки», – писал Р. Гамзатов; «Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости», – сказал К. Паустовский ;

      в) «Чтобы что-нибудь создать, – писал Гёте, – надо чем-то быть»; «Если на Николу (19 декабря), – говорилось в книге, – день холодный и ясный – к хлебородному году» (Сол.);

      г) Высказывание Паскаля: «Кто умеет внушить, что он не очень хитер, тот уже далеко не прост» – звучит афористично; Слова Пикассо: «Искусство – это эманация боли и печали» – имеют глубокий смысл .

      Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием (в начале цитаты, в середине или в конце):

      а) «…Если добро имеет причину – это уже не добро; если добро имеет следствие – то это уже не добро. Добро вне следствий и причин», – писал Л. Н. Толстой в своих дневниках; «…Поэма перерастает в мои воспоминания, которые по крайней мере один раз в год (часто в декабре) требуют, чтобы я с ними что-нибудь сделала», – замечает А. Ахматова в «Прозе о поэме» ;

      б) «Биография героини… записана в одной из моих записных книжек», – пишет в одном из своих писем из Комарова А. Ахматова ;

      в) «У Гёте где-то сказано, что на чужом языке нельзя создать ничего значительного, – я же всегда считала, что это неверно…» – писала М. Цветаева в 1926 г. Рильке .

      Если цитата предшествует авторскому тексту, то после многоточия слово пишется с прописной буквы ; если же цитата идет после авторских слов, то после многоточия употребляется строчная буква : «…Книги Олеши полностью выражают его существо, будь то „Зависть“, или „Три толстяка“, или отточенные маленькие рассказы», – писал В. Лидин; В. Лидин писал: «…книги Олеши полностью выражают его существо, будь то „Зависть“, или „Три толстяка“, или отточенные маленькие рассказы» .

      Цитата, включенная в авторское предложение на правах его компонента, выделяется кавычками (но начинается со строчной буквы), знаки препинания употребляются только те, которые диктуются самим авторским предложением: Мысль Л. Н. Толстого «время есть отношение движения своей жизни к движению других существ», высказанная в его дневниках, имеет философское содержание .

      Если цитата не является самостоятельным предложением и заканчивается многоточием, то после закрывающих кавычек ставится точка, относящаяся ко всему предложению в целом: Искандер заметил, что «мудрость – это ум, настоянный на совести…» . Ср.: Академик И. П. Павлов писал, что «идея без развития мертва; стереотипность в научной мысли – гибель; барство – самый опасный яд» . – Академик И. П. Павлов писал, что «идея без развития мертва; стереотипность в научной мысли – гибель…» . – Академик И. П. Павлов писал: «Идея без развития мертва; стереотипность в научной мысли – гибель…» (В первом и втором случае точка, стоящая после закрывающих кавычек, относится ко всему предложению в целом; в третьем – цитата оформлена как самостоятельное предложение, имеющее свой собственный конечный знак (многоточие), поэтому после закрывающей кавычки точки нет.)

      При сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции, многоточие, поставленное автором, цитирующим текст, указывающее на сокращение цитаты, заключается в угловые скобки: В дневнике Л. Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства . У нее, как у всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независимо от разума, в чувстве… Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдет » .

      Если в цитируемом тексте уже имеется цитата, то пользуются кавычками разной формы – «лапочками» („“ ) и «елочками» («» ). «Лапочки» (или «лапки») – внутренний знак; «елочки» – внешний. Например: «„Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости“, – сказал когда-то Пушкин. Подле этой черты мы, похоже, теперь и остановились, сознавая, что нельзя отступать назад, и не смея, но всё приготовляясь и приготовляясь двинуться вперед, к подлинному уважению» (Расп.).

      При необходимости выделения цитирующим отдельных слов цитаты, в скобках оговаривается данное выделение: (подчеркнуто нами. – Н. В. ); (курсив наш. – Н. В. ); (разрядка наша. – Ред. ). Например: «Тот, кто хочет изучать человека в истории, должен уметь анализировать исторические (выделено нами. – Н. В. ) эмоции» (Ю. Лотман).

      Если цитирующий вставляет в цитату свой поясняющий текст или раскрывает сокращенное слово, то это пояснение заключается в квадратные или угловые скобки: «Спасибо за любование Муром [сыном М. Цветаевой]…» – пишет М. Цветаева Б. Пастернаку в 1927 г.; «Лестницу, наверное, читал! П [отому] ч [то] читала Лея. Достань у нее, исправь опечатки», – пишет М. Цветаева Б. Пастернаку в 1927 г.

      Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки; точка, заканчивающая цитату, ставится после закрывающей скобки. Например: «Мыслить педагогически широко – это значит уметь видеть в любом социальном явлении воспитательный смысл» (Азаров Ю. Учиться, чтобы учить // Новый мир. 1987. № 4. С. 242 ).

      Если цитата заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, а также многоточием, то эти знаки сохраняют свое место (стоят перед закрывающей кавычкой). При перечислении примеров точка после закрывающей скобки заменяется на точку с запятой: «Как ты таинственна, гроза!» (И. Бунин. Полями пахнет… ); «Не покидайте своих возлюбленных. Былых возлюбленных на свете нет…» (А. Вознесенский. Поэмы. М., 2001. С. 5 ).

      Если указание на автора или цитируемый источник помещается ниже цитаты, в частности при эпиграфах, то скобки снимаются, как и кавычки при цитате, а в конце цитаты ставится знак, соответствующий данному предложению. Например:

      Розу белую с черною жабой

      Я хотел на земле повенчать.

      С. Есенин

      Ты не меня полюби, ты полюби мое!

      Ф. Достоевский

      … Почему так часто

      Мне жаль весь мир и человека жаль?

      Н. Заболоцкий

      Живопись учит смотреть и видеть…

      А. Блок

      Выделение кавычками цитат и «чужих» слов

      Кавычками выделяются цитаты (чужая речь), включаемые в авторский текст, в том числе в прямую речь (см. § 140–145).

      Без кавычек оформляются стихотворные цитаты, если они приводятся с сохранением авторской строфы. Выделительную функцию берет на себя позиция в тексте:

      Начинается двенадцатая – последняя и короткая – глава книги. Бьет двенадцатый час недолгой жизни Александра Блока.

      Только в грозном утреннем тумане

      бьют часы в последний раз…

      Наступил тысяча девятьсот двадцатый год, четвертый год новой, Октябрьской эры (Орл.).

      Не выделяется кавычками и прямая речь при передаче диалога с помощью абзацного членения (см. § 138), так как выделительную функцию берет на себя позиция в тексте.

      Кавычками выделяются чужие слова, включенные в авторский текст, когда обозначается их принадлежность другому лицу: Это произошло весной 1901 года, который Блок назвал «исключительно важным» (Орл.); Пастернак пишет: «…в моем отдельном случае жизнь переходила в художественное претворение, как оно рождалось из судьбы и опыта». Но что такое «судьба и опыт» в «отдельном случае» Пастернака? Это опять-таки «художественное претворение» , с которым были связаны встречи, переписки, беседы – с Маяковским, Цветаевой, Асеевым, Паоло Яшвили, Тицианом Табидзе (Лих.); Иордан любил Кипренского и называл его «предоброй душой» (Пауст.); Борьба Пастернака за «неслыханную простоту» поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность – отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности… (Лих.).

      Выделение кавычками необычно употребляемых слов

      Кавычками выделяются слова, чуждые лексикону пишущего: слова, употребляемые в необычном (специальном, профессиональном) значении, слова, принадлежащие особому, часто узкому кругу общающихся: Я ткнул веслом, шучонок «дал вар» (Пришв.); Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка (ее зовут в народе «мга» ) затягивала плесы на Оке и отдаленные леса. «Мга» то сгущалась, то бледнела (Пауст.); Живет Саша «на хлебах» в мещанском домике (Бун.); Раствор сернокислых солей кальция из гипса может перейти в микроскопические поры керамики и дать «высолы» на поверхности произведения – белесые пятна под глазурью. Идеально прижилась бы на керамике только керамика. Такой «имплантат» старел бы синхронно с оригиналом (журн.).

      Кавычками выделяются иностилевые слова, подчеркивается ироническое значение слова, дается указание на двойной смысл слова или смысл, известный лишь тому, кому адресованы слова: …Многие страницы английского классического романа «ломятся» от богатства вещного мира и сверкают этим богатством (М. Урнов) (иностилевое слово в научном тексте); …Загадка этого таинственного приобретения, щедрого подарка за «услуги» , служит примером двусмысленных толков (М. Урнов) (ироническое значение слова); Пока это секрет, ничего не говорите «там» известной вам «особе» (Ч.) (там, особе – смысл слов известен лишь адресату); Я стал держать экзамены… когда «порядочные лица» их не держали (Орл.) (указание на особый, тайный смысл слова); …И если бы не этот тезис – еще неизвестно, во что вылилось бы ведомственное «недоумение» (Зал.) (иронически-порицательное употребление слова); И так каждый день от «зари» до «зари» . А «заря» – это особый артикул, использовавшийся караулом на гауптвахте утром и вечером (Гил.) (двойной смысл – общепринятый и условный).

      Кавычками выделяются слова, употребляемые в особом, часто условном значении: Ведь нулевой цикл – «непыльный» цикл, он не требует многочисленных смежников и поставщиков (Зал.).

      Кавычками подчеркивается чисто грамматическая необычность употребления слов, например в случае, когда в качестве членов предложения употребляются части речи или целые обороты, не предназначенные для выражения данных функций: «Хочешь?» , «давай ты» звучало в моих ушах и производило какое-то опьянение; я ничего и никого не видел, кроме Сонечки (Л. Т.); От его приветливого «я вас ждал» она повеселела (Б. П.).

      Смотрите еще:

      • Льготы по налогам на имущество в рк Льготы по налогам на имущество в рк Колл-центр ПНК / Вопрос 002677 Вопрос 002677 Добрый день! Ответьте пожалуйста на мой вопрос. Пенсионеры платят налоги на имущество и на землю? Автор вопроса: Любовь Николаевна Размещено 18 […]
      • Приказ минсельхоз от 11102010 345 Autouristi.ru Home Блог Приказ минсельхоз рф от 11102010 345 В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, […]
      • Законы мо по годам Приказ Министра обороны РФ от 21 октября 2015 г. № 630 "О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную […]
      • Правило слова с мягким знаком Азбучные истины Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация Имена и названия. Интерактивный тренажер Полезные ссылки Летнее чтение Запоминалки Скороговорки Учебник ГРАМОТЫ: орфография Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих В русском […]
      • По апк обращение к суду Обращение в суде Здравствуйте скажите пожалуйста во время заседания суда как можно обращаться к судье? ВАША ЧЕСТЬ или УВАЖАЕМЫЙ СУД.Как будет правильно напишите пожалуйста. Ответы юристов (5) Здравствуйте! Если Арбитражный суд, то […]
      • Приказ фсб 278 2007 Приказ ФСБ РФ от 31 мая 2007 г. № 278 “О порядке и условиях выплаты военнослужащим органов федеральной службы безопасности денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха” Во исполнение пункта 3 статьи 11 […]
      • Правило траубе-дюкло Правило траубе-дюкло ФИЗИЧЕСКАЯ И КОЛЛОИДНАЯ ХИМИЯ Конспект лекций для студентов биофака ЮФУ (РГУ) 4.1 ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И АДСОРБЦИЯ 4.1.2 Адсорбция на границе раствор – пар В жидких растворах поверхностное натяжение σ является […]
      • Закон от 271192 4015 Закон об организации страхового дела Глава II. Договор страхования (исключена) Глава III. Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах. 3. […]