Правила гигиены предписание

§ I. Что значит жить по правилам. —

1. Подбери 2-3 синонима к слову «правила». Объясни смысл, объединяющий эти слова.

Правило — требование для исполнения неких условий (норма на поведение) всеми участниками какого-либо действия (игры, правописания, судебного процесса, организации, учреждения), за выполнение которого предусмотрено поощрение, а за невыполнение наказание.

Закон – в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.

Обычай
– унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Термин «обычай» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд» («ритуал»); однако традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущи всем сферам социальной жизни и всем культурам, тогда как сфера обычая ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни. Обряд же только разновидность обычая, символ определенных социальных отношений, в то время как обычай может быть и средством практического преобразования и использования различных объектов.

Порядок
– 1) состояние благоустройства и налаженности, систематичность, правильность в расположении чего–нибудь. 2) Последовательность, ход. 3) Способ, метод, путь в осуществлении чего–нибудь. 4) Строй, системы управления, режим.

Для чего, по твоему мнению вводятся правила?

Правила необходимы для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, чтобы была какая-то грань, за которую переступать нельзя. Если эту грань переступает человек, то за нарушение правила он должен отвечать по закону.

2. Читая учебник, ты узнал, что правила, регулирующие жизнь общества или социальные нормы, разнообразны: они регулируют различные области деятельности людей, содержат различные по характеру нормы. Приведи примеры различных социальных норм. Заполни таблицу.

3. Ниже приведён перечень норм. Все они, за исключением двух, относятся к неформальным социальным нормам:

1) умываться и чистить зубы по утрам;
2) оплатить проезд в общественном транспорте;
3) уступить место пожилому человеку;
4) здороваться со старшими;
5) помочь инвалиду перейти улицу;
6) убрать мусор после пикника на природе.

Отметь нормы, выпадающие из этого ряда.

Неформальные социальные нормы – это складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается, люди должны придерживаться без принуждения.

Формальные социальные нормы – нормы представляют собой специально разработанные и установленные правила поведения. Главное место здесь принадлежит правовым нормам – содержащимся в законах, указах, постановлениях и других нормативных актах. Они защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, общественный порядок, безопасность страны.

4. Соотнеси понятия и определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

Запиши в таблицу цифры под соответствующими буквами

5. Прочитай фрагмент «Поучения детям» Владимира Мономаха (XII в.) и выполни задания.
«Еде и питью быти без шума великого, при старых молчать, пре-мудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутёвыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держать книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почёт. Всего же более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его».

1) Соблюдение каких правил считалось проявлением хорошего воспитания в Древней Руси?

Не шуметь во время еды, уважать старших, быть дружелюбным со сверстниками, не обижать маленьких, не разговаривать с незнакомыми, не гордиться, не избегать бедных, помогать бедным, сиротам, вдовам, не заниматься самосудом.

2) Какие качества человека ценились больше всего?

Порядочность, гуманность, послушание, вдумчивость, ум, трудолюбие, честность, щедрость

3) Сравни выписанные тобой нормы поведения с современными требованиями. Есть ли сходство? В чём оно проявляется?

В наше время ценности практически не изменились, все так же в почёте порядочность, гуманность, послушание, вдумчивость, ум, трудолюбие, честность, щедрость, доброта, смелость.

6. Объясни понятие и заполни схему.

Санкция — элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило. Мера воздействия, применяемая к правонарушителю и влекущая для него неблагоприятные последствия. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемое обществом или группой отклонение от норм.

7. В учебнике приведён фрагмент «Сетикета» — сборника правил для пользователей Интернета. Один из пользователей, познакомившись с нормами «Сетикета», воскликнул: «Я не увидел здесь ни одного нового правила! Всё это нормы нашей повседневной жизни». Прав ли пользователь, решивший, что основу «Сетикета» составляют правила общего характера? Своё мнение обоснуй.

Сетевой этикет — правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство.
Пользователь, решивший, что основу «Сетикета» составляют правила общего характера, прав. В повседневной жизни люди должны быть воспитанными, лояльными, вежливыми, не употреблять ненормативную лексику и т д. В Сети точно также нужно вести себя корректно.

Какие правила «Сетикета» актуальны только для пользователей Сети?

Когда используешь компьютерную связь, перед тобой нет лица собеседника. и ты должен думать как ты будешь выражать эмоции.

Флуд — это сообщения в интернет-форумах и чатах, не несущие никакой полезной информации. Флуд распространяется как от нечего делать, так и с целью троллинга, например, из желания кому-то досадить.
Спам — сообщения, присылаемые вам от неизвестных людей или организаций, которым вы не давали на это разрешения. Наиболее часто термин «спам» употребляется в смысле «почтовый спам» — рассылка электронных писем, содержащих рекламу.
Хотлинк — включение в веб-страницу файлов-изображений или других ресурсов с чужого сервера. Этот прием используется недобросовестными вебмастерами, которые заставляют браузер посетителя загружать картинки с чужого сервера. Тем самым расходуются чужие ресурсы и трафик.
Офтопик — сетевое сообщение, выходящее за рамки заранее установленной темы общения. Например, запись на веб-форуме, не соответствующая либо общему направлению форума, либо той теме, в рамках которой запись оставлена.

8. Объясни своими словами смысл высказывания итальянского писателя А. Мандзони (1785—1873): «Действовать без правил — самое трудное и самое утомительное занятие на этом свете».

Любые действия, выполняющиеся без закономерности, приводят к беспорядку. Работа, выполняемая без соблюдения последовательности, превращается в бессмысленное и бесконечное передвижение предметов с места на место.
С самого детства нас приучают жить, учиться и работать по определенным правилам, так сказать алгоритмам, это относится и к режиму дня, и к режиму работы, приема пищи, на работе мы то же пытаемся выработать определенные правила и последовательность, чтобы рационально использовать рабочее время, это особенно очевидно на производстве, именно там есть понятие цикла, процесса и правил, норм, требований, инструкций. И как следствие если необходимо принимать новое решение, вырабатывать процесс, новое поведение, правил для которого не существует, здесь и приходится заняться утомительным умственным трудом, чтобы выработать максимально, верное и рациональное «правило». Т.е. это пойти новым неизведанным путем, возможно путем проб и ошибок, но зато в итоге оглянувшись на происходящее, происходившее возможно выработать стратегию, правило, поведение.

Нормы, запреты и предписания: узнай свою «социальную нишу»

Всякая культура (всякий социум) регулируется тремя нематерьяльными вещами: нормами, запретами и предписаниями.

Когда культура становится развитой и в ней появляется, вначале — устное, а затем и письменное Право, нормы и запреты чётко формулируются, затем — записываются на бумагу и превращаются в Законы. Невыполнение их — карается, карается по-разному. Иногда — виселицей, иногда — невозможностью сделать карьеру в госучреждении.

Так и возникает так называемая «развитая цивилизация». Но цивилизация не была бы «развитой» по-настоящему, если бы в ней не было такой тонкой вещи, о которой здесь пойдёт речь, если бы в ней не было — предписаний.

Для начала напомним себе — что такое нормы и запреты. Чтобы легче было понять — что такое эти таинственные «предписания», которые (открою секрет) нигде почти и не написаны, пока — актуальны.

Все взрослые люди должны по достижении совершеннолетия (рано или поздно) жениться (выйти замуж).

Бывает, что норма не соблюдается. Это называется — исключения. Но тогда нужно объяснить — почему.

Например, я взрослый человек и я не женат. Потому что я — монах. Окей. Или: «потому что я — несостоятелен, у меня нет денег, чтоб содержать семью». Окей. Или: «потому что мне не позволяет здоровье и у меня есть справка». Тоже окей.

Когда человек не соблюдает норму и не объясняет почему (так, чтобы объяснения не взволновали общество ещё больше, чем само несоблюдение нормы) — это уже называется грубым нарушением нормы и вызывает много вопросов. Иногда — революции.

Когда людей нарушающих норму становится слишком много, возникает переломный момент в эпохе — кризис и рассвет чего-то иного.

Впрочем, иногда всё возвращается на старые рельсы.

Вот и сегодня — норма «Все взрослые люди должны по достижении совершеннолетия (рано или поздно) жениться (выйти замуж)» пошатнулась. Нарушающих эту норму людей, стало слишком много.

А какие нормы у нас остались? Да много их. Вот, например, норма: «Люди не должны появляться голыми в общественных местах». Норма? Норма.

Здесь всё проще. Никто не имеет права лишить жизни другого человека. Так сказать — не убий. Есть из этого запрета и объяснимые исключения. Например, мне можно: я — палач. Или, мне можно — я солдат, мобилизованный на войну. Ну, и так далее.

С запретами и нормами всё понятно. Нарушишь запрет — чаще всего, в тюрьму посадят. Нарушишь норму — чаще всего создадут тебе много неприятностей, хоть в тюрьму и не запрут.

А что же такое — предписания?

Предписания — это такая хитрая вещь. Их не прочтёшь нигде, нигде с ними не ознакомишься. Их никто не «требует» от тебя соблюдать под угрозой тюрьмы или штрафа.

Но если ты их не соблюдаешь — тебя не примут в определённых кругах общества.

Предписания — это пароль, который знают только «свои». И как пароль — они часто меняются.

Старые «пароли» как правило становятся диковинными правилами «этикета».

«История про Коричневые ботинки» или «фильтр от выскочек»

Вот например. Знаете ли вы, что действующее правило этикета предписывает — мужчины не должны надевать обувь коричневого цвета (туфли, ботинки), появляясь в обществе после 18 часов? Не знаете.

Я тоже узнала это не так уж давно. Но мне вообще простительно: я не мужчина и не питаю пристрастие к разноцветной кожаной обуви.

Сегодня это предписание превратилось в правило этикета. То есть, хотите — соблюдайте. Не хотите, да какая нам разница?

Однако, в тот момент, когда это предписание («билль о коричневых ботинках») только что родилось, оно означало очень и очень многое.

Всё очень просто. Туфли и полуботинки чёрного цвета — это строгая классика, единственно допустимая в мужском гардеробе.

Песочные, кремовые, белые туфли — это стиль «теннис» (дом, дача, пикник) либо «берег моря». Летний, загородный, курортный стиль.

А вот с «апельсинно-шоколадной» гаммой всё интереснее и сложнее.

Рыжие, жёлтые и коричневые ботинки на мужчине — это, строго говоря, «спортивный стиль», в английском смысле этого слова, то есть, стиль, в котором посещают загородные скачки, играют на скачках, лихой «берейторский стиль».

А если говорить нестрого, то как сказал один великий человек: «Ботинки жёлтого цвета предпочитают носить и коллекционировать — модные адвокаты, карточные шулеры и прочие пройдохи».

Не страшно, если мужчина посещает скачки и оттуда «заражается» модой на залихватскую обувь «жёлто-коричневой» цветовой гаммы.

Страшно, если он настолько бескультурен, что позволяет себе прийти в этих весёленьких ботинках для ипподрома. вечером в общество.

Вот и вся история про «запрет на ношение коричневых ботинок после шести часов вечера».

Как я уже говорила, сегодня это — всего лишь правило этикета. То есть, предписание, дожившее до наших дней в очень ослабленной форме.

Вы можете его не соблюдать.

Но если вы его соблюдаете, то этим вы показываете, что вы человек — культурный и осведомлённый о делах прошлого. Начитанный, чёрт побери!

Соблюдая это правило этикета, вы показываете и гораздо большее:

вы на стороне тех, кто сто лет назад хотел защитить свой круг от опасных выскочек с тёмным прошлым,

и вы против — этих самых опасных выскочек.

То есть, что вы не «карточный шулер и не пройдоха».

Нормы и запреты — это вещь «грубая», имеет отношение к юриспруденции, иногда просто — к отделению полиции.

Предписания же — это тренинг на выживание, это чистая социальная психология.

Психология коллективного и группового взаимодействия.

Дорого люди отдавали за то, чтобы узнать все пароли, все предписания того общества, в которое хотели влиться на равных.

Но начинать нужно с простого, со «старых билетов по ЕГЭ». Начинайте с правил этикета. А там придёт и понимание более тонких вещей. Вы научитель — угадывать, взламывать новые пароли, новые предписания, которые создают микро-группы в социуме для негласного отделения своих от залётных чужаков.

Даже более того,вы станете тем, кто эти новые предписания — создаёт, а не тем, кто вынужденно следует им.

Елена Назаренко

© www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

Чистота и правила личной гигиены мусульманина

Чистота и опрятность – характерные черты Ислама. Священный Коран и хадисы Пророка (мир ему и благословение) еще 1400 лет тому назад так сильно повлияли на невежественных, темных и нечистоплотных жителей Аравийского полуострова, что они поднялись на самую высокую ступень человеческого развития.

В Коране говорится: «Аллах любит тех, кто соблюдает чистоту» (2:222), а также: «О, вы, верующие, когда вы собираетесь совершить намаз, вымойте ваши лица и руки, включая и локти, проведите мокрыми руками по голове и вымойте ноги, включая лодыжки» (5:6) и «Когда вы осквернены, очищайте свои тела» (5:6).

В хадисах также сказано: «Чистота – это половина имана» (Муслим). Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) советовал: «Вы очищайте свою одежду и обувь и будьте опрятны и аккуратны, так, чтобы вас можно было различить среди людей». Мусульманин, также отмечается в другом хадисе, должен выделяться в толпе как родинка на лице.

Поэтому увидев как-то мусульманина в грязной одежде, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) выразил свое неудовольствие: «Неужели он не может постирать одежду?» (Абу Дауд).

Пророк (мир ему и благословение) также говорил: «Мыть голову и тело раз в неделю – долг каждого мусульманина перед Аллахом» (Бухари и Муслимом). Более того, он повелел стричь ногти, чистить зубы, хранить в чистоте одежду, и не реже, чем через каждые сорок дней, очищать от волосяного покрова подмышки и область в районе половых органов.

Еще в хадисах говорится: «Вы очищайте пороги своего дома и дворики перед ними» (Абу Дауд), а также «Каждую пятницу, когда вы идете в мечеть и на собрания, купайтесь, одевайтесь в красивые одежды и умащайтесь благовониями».

В этой связи передано, что когда однажды к Пророку (мир ему и благословение) подошел человек в изношенной одежде, он спросил его: «У тебя есть достаток?» «Да», — ответил тот. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поскольку Аллах даровал тебе богатство, позволь увидеть на тебе плоды Его милости и щедрости» (Насаи).

Также рассказывают, что когда Пророк (мир ему и благословение) видел человека с пожелтевшими зубами, со взъерошенными волосами, в запыленной одежде, то сразу же говорил: «Соблюдайте чистоту» (Байхаки и Баззар) или «Ключ к намазу — это чистота» (Тирмизи).

Наряду с этим, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) повелел ухаживать и за своими волосами. Однажды некий человек с всклокоченными волосами и бородой подошел к нему. Тогда Пророк (мир ему и благословение) дал ему понять, что тому следует привести себя в порядок. Когда человек причесался и вернулся обратно, Посланник (мир ему и благословение) сказал: «Разве это не лучше, чем быть со всклокоченными волосами, походя на шайтана?» (Малик).

Суть такого внимания Ислама к вопросам гигиены заключается в следующем:

1. Чистота – неотъемлемая часть естественной и здоровой природы человека.

2. Соблюдая чистоту, человек сохраняет достоинство, силу и праведность. Чистый, опрятный человек привлекает людей, вызывает у них симпатию, что способствуют укреплению Ислама и формирует здоровую атмосферу в обществе.

3. Чистота — залог здоровья. Большинство болезней люди приобретают из-за несоблюдения гигиены. В этой связи Ислам особенно требует, чтобы мусульмане мыли руки и полоскали рот, как перед едой, так и после употребления пищи.

4. Человеку свойственно представать перед вышестоящим начальством в чистом, опрятном виде. Это же должно быть характерно, но гораздо более сильнее, учитывая то, что мы постоянно пребываем перед взором Аллаха.

Нельзя забывать, что Создатель любит чистых и опрятных людей. Поэтому мусульманину следует изучить правила гигиены и соблюдать их в повседневной жизни.

Необходимо ухаживать за своим телом. Пророк (мир ему и благословение) регулярно мыл и расчесывал свои волосы и велел другим поступать так же. Кроме того, он говорил, что тот, у кого есть волосы, должен относиться к ним уважительно.

Также следует очищать уши во время омовения и в других необходимых случаях, удаляя нечистоты с видимых его частей. Также надо убирать серу из ушной раковины. Последнее особенно желательно делать после купания.

Прочищать нос следует, набрав воду в нос и прополоскав его. При сморкании надо использовать левую руку, отвернувшись от людей в левую сторону. Нежелательно сморкаться и очищать горло, стоя или сидя в сторону Киблы.

Нечистоты, которые накапливаются на зубах, у десен следует убирать, используя зубную пасту и мисвак. Чистить зубы последним следует перед сном и проснувшись, при омовении, перед совершением намаза, при дурном запахе изо рта и т.д.

Бороду также следует регулярно мыть, расчесывать и содержать в чистоте. Ее надо подправлять, не оставляя в потрепанном виде. Борода должна быть привлекательной, а не уродливой, особенно у тех, кто призывает людей на путь Ислама.

Для того, чтобы убрать нечистоты, накапливаемые под ногтями и в складках пальцев рук, необходимо регулярно мыть руки и подстригать ногти.

Необходимо приучить себя очищать тело от пыли и пота, накапливающихся в результате работы. Нельзя идти к людям с неприятным запахом.

Особенно возбраняется совершать в таком виде намаз, стоять перед Всевышним Аллахом. Как мы упоминали выше, в Коране есть аят, в котором говорится, что Всевышний любит чистоплотных верующих. Отсюда становится понятно, что Аллах не любит грязных, нечистоплотных людей. Поэтому следует купаться хотя бы раз в неделю, особенно желательно совершать полное омовение всего тела в пятницу.

Кроме того, на теле человека есть четыре места, в которых следует удалять или подправлять волосы.

Волосы на голове. Их разрешается подстригать, брить наголо, но можно и отращивать, если аккуратно ухаживать за ними, содержать их в чистоте и посещать парикмахера время от времени. Но нельзя частью сбрить, а частью оставить – это запрещено.

Усы. Не одобряется отращивать длинные усы, особенно не одобряется оставлять усы неподстриженными, чтобы при употреблении пищи жир оставался на усах. Полагается подстригать усы так, чтобы видна была линия над верхними губами. В целом, желательно, как можно больше укорачивать усы или вовсе сбрить их.

Волосы в подмышках. Их следует удалять не реже, чем через каждые сорок дней. Оставлять на этом месте волосы более этого возбраняется. Кому трудно выщипывать волосы из подмышек, тот может их сбривать, главное — это соблюдение гигиены. Считается сунной удалять волосы сначала с правой стороны, а потом с — левой.

Волосы в области аурата. Их тоже следует сбривать не реже, чем через каждые сорок дней. Имам Навави разъяснил, что в данном случае в аурат входят волосы над детородным органом и в области заднего прохода. Удалять волосы с обоих мест следует путем бритья или с помощью крема для удаления волос. Нанави говорит, что это служит укреплению супружеских отношений.

Также необходимо ухаживать за ногтями. Считается сунной подстригать их в каждую пятницу. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «О, Абу Хурейра, ты подрезай свои ногти, ибо на длинных ногтях сидит шайтан». Передают, что Пророк (мир ему и благословение) даже отказывался принимать тех, у кого под ногтями была грязь.

Последовательность подрезания ногтей следующая: начинать следует с указательного пальца правой руки и идти до мизинца. Затем нужно подстричь ноготь большого пальца. Что касается ногтей пальцев ног, то их следует подстригать, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой ноги. После подстригания ногтей пальцы желательно вымыть и совершить омовение.

К гигиене относится и обрезание пуповины. Ее следует обрезать сразу же после рождения ребенка. Пупок желательно оставить длиной равный толщине четырех пальцев, не короче.

Это же касается и крайней плоти мужского полового органа. Обрезание считается по мнению некоторых ученых обязательным, а, согласно другим, — желательным. В любом случае – это крайне важное предписание.

Помимо прочего, мусульманин обязан следить за своей бородой. Большинство богословов утверждают, что начисто сбривать бороду запрещено. Имам же Навави и Рафии пишут, что это только неодобряемое действие. Но все ученые согласны, что необходимо оставлять хотя бы небольшую щетину. Запрещается также окрашивать седую бороду в черный цвет и выщипывать седые волосы из бороды.

Но чистота, согласно Шариату, не ограничивается только вышеупомянутыми правилами. Имам Газали пишет: «Чистота по требованию Шариата имеет четыре ступени», а самая низкая ступень – это о чем написано выше, т.е. правила элементарной личной гигиены, соблюдение которых является также поклонением и заслуживает награду Всевышнего.

Вторая же ступень – очищение тела от грехов и приучение их к служению Аллаху, третья – заполнение сердца благими, праведными чертами характера и очищение его от скверных, плохих нравов. А четвертая ступень – это очищение таинства, скрытого в сердце. Иными словами, необходимо отказаться от всех мыслей, которые не приближают к Аллаху, и в каждый миг находиться в состоянии любви к Богу, думать о Всевышнем с благоговением, направив все помыслы к тому, что приближает раба к Нему.

Эти ступени постижения чистоты также надо иметь в виду, понимая взаимосвязь внутреннего и внешнего в Исламе. В этой связи ученые говорят, что внешний вид верующего не должен расходиться с его внутренним состоянием.

ГИГИЕ́НА. Содержащиеся в Библии, Талмуде и средневековой галахической (см. Галаха) литературе предписания, так или иначе связанные с гигиеной, занимают видное место в еврейском религиозном законодательстве. Хотя они отражают стремление не столько к физической, сколько к ритуальной чистоте (см. Чистота и нечистота ритуальные), их положения (например, о заразности болезней, значении гигиены, обязательности еженедельного дня отдыха) на много веков опередили медицинскую научную мысль и социальное законодательство. Некоторые историки медицины считают, что еврейские законодатели руководствовались требованиями гигиены в современном смысле.

Еврейские религиозные предписания, связанные с гигиеной, можно условно разделить на следующие группы:

  1. Законы о соблюдении личной гигиены, чистоты окружающей среды и предписания о контактах с носителями и источниками заболеваний.
  2. Законы о пище.
  3. Законы о дне отдыха.

С гигиеной связан также ряд предписаний о ритуальной чистоте и о половых запретах (см. Половая жизнь).

1. В законах о личной гигиене и санитарии окружения, содержащихся в Пятикнижии, перечисляются различные виды человеческих недугов, а также «язв» на одежде, утвари, строениях, которые делают людей и предметы нечистыми, определены правила изоляции и процедуры очищения после выздоровления, исчезновения «язв» или после прикосновения к объявленному нечистым человеку, предмету, трупу, нормальным или патологическим выделениям организма и прочим нечистотам (Лев. 11:24–40; 13; 14:2–9, 34–48; 15:2–13, 16–28 и др.). Запрещение непосредственного контакта с источником заражения, установленное в Библии, очевидно, имело целью предотвратить распространение болезни, тогда как открытие Дж. Фракасторо инфекционного характера ряда болезней было сделано лишь в 1546 г.

Помимо особого раздела Мишны о законах чистоты — То х орот (12 трактатов), им посвящены фрагменты в многих трактатах Талмуда. Талмуд подчеркивает ритуальное значение гигиены, рассматривая тело как священный сосуд, вмещающий Божественный дух (Лев. Р. 34:3), а обязательное омовение лица, рук и ног — как форму почитания Творца (Шаб. 50б), связывает святость человека с чистотой его тела и окружения. В нем указаны количество и качество воды, необходимой для ритуального омовения, содержится указание о мытье рук до и после трапезы (Хул. 105а–107а) и наставления по уходу за зубами (Шаб. 111a и другие). Талмуд подчеркивает значение чистоплотности и опрятности, осуждает мудрецов, небрежно относящихся к своей одежде и обуви (Шаб. 114а).

Предписания Талмуда о сохранении чистоты окружающей среды, например, о расположении свалок, дубилен и кладбищ на строго определенном минимальном расстоянии от жилищ, близки к современным требованиям экологии (ББ. 2:8–9). Улицы и базарные площади Иерусалима должны подметаться ежедневно (БМ. 26а); ученым запрещается жить в городе, где нет бани и лекаря (Сан х . 17б). Покойников следует хоронить в день смерти, кратковременная отсрочка похорон допустима лишь в особых случаях (Сан х . 47а).

Средневековые кодификаторы (см. Кодификация закона) Галахи, дополнив предписания Талмуда рядом новых ритуальных установлений, вместе с тем во многом приблизились к современным требованиям гигиены. Так, наряду с запретом произносить бенедикцию или молитву без предварительного омовения рук после отправления естественных надобностей или после прикосновения к обычно закрытой части тела (Ш. Ар. О. Х. 92:1, 4, 6), они утвердили обязательность мытья рук после сна, после надевания и снимания обуви, стрижки ногтей, супружеской близости, а также после прикосновения к трупу, посещения кладбища и т. д. (там же, 4:18). Особое внимание уделялось мытью рук до и после еды (там же, 158–165, 181).

2. Из предписаний Библии о пищевых запретах (см. Кашрут) лишь немногие могут быть объяснены соображениями гигиены — среди них запрет есть свинину, который Маймонид объясняет тем, что «свинья грязное животное и питается нечистотами» (Наст. 3:48), или употреблять мясо жертвенного животного на третий день после его заклания (Лев. 19:6), что, очевидно, связано с опасностью отравления.

Подробно перечисленные в Талмуде законы кашрута также нельзя связывать с соображениями гигиены, однако Талмуд содержит много высказываний о значении для здоровья умеренного и регулярного питания (Бр. 54б и другие), о пользе или вреде различных продуктов (Бр. 40а; Хул. 84а; Ав. Зара 11а). К содержащимся в Библии законам убоя (см. Убой ритуальный) животных (Лев. 17:13–14; Втор. 12:23–24) Талмуд и средневековые кодификаторы добавили правило осмотра зарезанного животного, позволявшее обнаружить врожденные дефекты, признаки болезни или отравления, которые делали мясо непригодным в пищу (Хул. 42а-59а; Ш. Ар. И. Д. 29–60), а также предписание о защите продуктов питания от мух и других возможностей загрязнения (Кт. 77б; Хул. 105а и далее).

3. Строгий запрет трудиться в субботу обоснован в Десяти заповедях; особая святость этого дня упомянута уже в книге Бытие (2:3) и многократно подчеркнута в Пятикнижии, в книгах Пророков и в апокрифической литературе (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы). Цель этого установления, служившего, кроме всего прочего, сохранению здоровья, указана в Библии: «День же седьмой суббота Господу. не делай никакой работы, ни ты, ни сын твой. ни раб твой. дабы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты» (Втор. 5:14) и — в расширенной формулировке: «. дабы отдохнул вол твой, и осел твой, и сын рабыни твоей, и пришелец» (Исх. 23:12).

В талмудическом законодательстве связанные с трудом вопросы рассматриваются в рамках правовых отношений между работником и работодателем, а закон о субботе лишь в ритуальном и галахическом аспектах. Но в мидрашистской (см. Мидраш) литературе послеталмудической эпохи содержится аналогичная Библии оценка роли субботы. Так, в Мидраш Рабба включено предание о том, что Моисей говорил фараону: «Каждому рабовладельцу известно, что если не дать рабу один день отдыха в неделю, раб не выдержит и умрет» (Исх. Р. 1:28).

Средневековые кодификаторы внесли в законодательство о субботе дополнение, согласно которому слугам-неевреям запрещается работать в субботу на хозяина-еврея, но разрешается выполнять работы, связанные с их собственными нуждами (Майм. Яд., Х илхот шаббат 20:14; Ш. Ар. О. Х. 304).

Несмотря на скученность, характерную для бытовой жизни евреев в средние века, они страдали от заболеваний и эпидемий меньше, чем их соседи-неевреи. Этому немало способствовало соблюдение предписаний Галахи о частых омовениях, мытье рук, правильном хранении пищи, о субботнем отдыхе и нормах семейной жизни. Однако меньшее число заболевших среди евреев во время эпидемий часто навлекало на них обвинения в колдовстве и нападения черни на еврейские общины (см. «Чёрная смерть»).

О вопросах гигиены в современном Израиле см. Государство Израиль. Трудовые отношения; Государство Израиль. Здравоохранение; Государство Израиль. Социальное обеспечение. О вкладе еврейских ученых в различные области современной науки о гигиене см. Медицина, Болезни.

Предписание от Роспотребнадзора: должна ли ему предшествовать проверка?

В марте текущего года предметом рассмотрения Экономической коллегии ВС РФ стало дело о признании незаконным предписания Роспотребнадзора об устранении нарушения санитарного законодательства. Предписание было вынесено без проведения проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294). Несмотря на то, что суды трех нижестоящих инстанций сочли предписание законным, Экономическая коллегия ВС РФ заняла прямо противоположную позицию (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 10 марта 2015 г. № 309-КГ14-7461).

Действительно, у Роспотребнадзора есть право выносить предписание об устранении таких нарушений (п. 2 ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; далее – Закон № 52-ФЗ). Однако вопрос о том, является ли данное полномочие самостоятельной формой государственного санитарно-эпидемиологического надзора или же частью процедуры проверки в рамках Закона № 294, остается спорным. Мы рассмотрели аргументы судов всех инстанций в этом деле, а также обобщили позиции других арбитражных судов по схожим спорам.

КРАТКО

Требование заявителя: Признать незаконным предписание Роспотребнадзора об устранении нарушения санитарного законодательства, поскольку оно выдано без проведения проверки в порядке, предусмотренном Законом № 294-ФЗ.

Суд решил: Предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований является незаконным, поскольку не могло быть выдано вне процедуры проверки предусмотренной Законом № 294-ФЗ.

В территориальный орган Роспотребнадзора поступила жалоба гражданина на повышенный уровень шума от работы дробильно-сортировочного комплекса рядом с жилым домом. Ведомство вынесло предписание о проведении экспертизы уровней шумового воздействия данного предприятия силами аккредитованного федерального бюджетного учреждения здравоохранения (ФБУЗ).

По результатам экспертизы было установлено, что уровень звука не соответствуют нормативным величинам. При этом уровень шума измерялся на дороге рядом с жилым домом, в котором проживает гражданин, то есть без проведения выездной проверки и какого-либо иного взаимодействия ведомства или ФБУЗ с самим предприятием. В итоге Роспотребнадзором было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений.

Предприятие с предписанием не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании документа незаконным, считая, что имела место внеплановая выездная проверка. Соответственно, по мнению заявителя, ведомство обязано было издать приказ (распоряжение) о проведении проверки, получить согласование прокуратуры и составить акт по итогам проверки (ч. 1 ст. 14, ч. 5 ст. 10, ч. 1 ст. 16 Закона № 294-ФЗ), чего сделано не было.

Роспотребнадзор, в свою очередь, указал, что Закон № 294-ФЗ не распространяется на проверки, при проведении которых не требуется взаимодействие контролирующих органов и проверяемых лиц и на последних не возлагается обязанность по предоставлению информации и исполнению требований контролирующего органа (подп. 1 п. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ). В связи с этим, по его мнению, предписание могло быть вынесено без проведения проверки.

Первая инстанция, апелляция, кассация

Суды первых трех инстанций приняли аргумент Роспотребнадзора, указав, что надзорные функции могут быть реализованы ведомством не только в форме проверок, но и в иных предусмотренных законом формах. Так, порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок устанавливается Роспотребнадзором. При этом могут проводиться как должностными лицами самого ведомства, так и по его предписанию аккредитованными организациями (п. 1ст. 42, подп. 4 п. 1 ст. 51 Закона № 52-ФЗ).

Основаниями для подобных мероприятий могут быть в том числе предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей. Также они могут проводиться по заявлениям граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и органов государственной власти (п. 4 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок). При выявлении нарушения санитарного законодательства инспекторы Роспотребнадзора, могут выдавать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений (п. 2 ст. 50 Закона № 52-ФЗ).

В связи с этим, по мнению судов, достаточным основанием для вынесения в адрес предприятия предписания явилось установленное Роспотребнадзором нарушение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Поскольку это было сделано только на основании данных лабораторных испытаний, без проведения проверки, то довод общества о нарушении Закона № 294-ФЗ был отклонен, а предписание признано законным всеми тремя инстанциями (решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 февраля 2014г. по делу № А60-48527/2013; постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июня 2014 г. № 17АП-4863/14 по делу № А60-48527/2013; постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 сентября 2014 г. № Ф09-6115/14 по делу № А60-48527/2013).

Экономическая коллегия ВС РФ

Экономическая коллегия ВС РФ заняла противоположную позицию. Экспертизы и расследования, по ее мнению, являются частью санитарно-эпидемиологического надзора, который проводится только в рамках Закона № 294-ФЗ, а значит, в форме проверок.

Как отметил Суд, при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора применяются положения Закона № 294-ФЗ (п. 7 ст. 46 Закона № 52-ФЗ). Исключением являются случаи проведения административного расследования, расследования причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и другие (ч. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ).

Как отметил Суд, порядок выдачи предписания об устранении выявленных нарушений по результатам проведения проверок также установлен Законом № 294-ФЗ (ст. 17 Закона № 294-ФЗ). Однако проверка в соответствии с этим законом не проводилась, и обстоятельств, исключающих его применение, не имелось.

«Суды пришли к ошибочным выводам о том, что предприятию могло быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований вне процедуры проведения проверки по правилам Закона № 294-ФЗ», – говорится в Определении Экономической коллегии ВС РФ.

В итоге действия Роспотребнадзора были отнесены к грубым нарушениям законодательства о государственном контроле (надзоре) (п. 2, п. 4, п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ). Предписание было признано недействительным на основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ.

Практика рассмотрения схожих дел

Стоит отметить, что рассмотренный случай является довольно редким. Обычно Роспотребнадзор по такого рода жалобам граждан проводит административное расследование и выдает предписание по его итогам. Казалось бы, в данном случае позиция ведомства непоколебима – ведь при проведении административного расследования Закон № 294-ФЗ не применяется (п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ) Соответственно, и соблюдать предусмотренные им процедуры не нужно.

Однако и в таких случаях не все однозначно. Ряд судов придерживаются позиции, похожей на изложенную Экономической коллегией ВС РФ: предписание об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства может выдаваться исключительно в рамках Закона № 294-ФЗ. Несмотря на то, что п. 2 ст. 50 Закона № 52-ФЗ предусматривает право Роспотребнадзора выдавать предписание, этот нормативный акт не устанавливает порядок его выдачи. По мнению судов, предписание как документ, содержащий властные указания и являющийся мерой государственного принуждения, не может быть выдан произвольно.

Поскольку к отношениям, связанным с осуществлением санитарно-эпидемиологического надзора применяются положения Закона № 294-ФЗ (п. 7 ст. 46 Закона № 52-ФЗ), то порядок выдачи предписания в данном случае установлен именно этим документом. Однако поскольку в ходе проведения административных расследований Закон № 294-ФЗ не действует, то должен применяться КоАП РФ. Проблема только в том, что выдачу такого документа, как предписание, он не предусматривает в принципе.

«Из содержания изложенных норм права следует, что предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований может быть выдано административным органом только по результатам проверки, проведенной в порядке Закона № 294-ФЗ», – делают вывод суды.

Однако другие арбитражные суды, руководствуясь этими же нормами, напротив, считают, что выдача Роспотребнадзором предписания по результатам административного расследования, не противоречит ни КоАП РФ, ни Закону № 294-ФЗ, ни Закону № 52-ФЗ. Их позиция схожа с подходом первых трех инстанций в рассмотренном выше деле: проведение проверок и выдача предписаний отнесены к различным формам исполнения ведомством функции федерального государственного надзора санитарного надзора.

В случае реализации этих функций посредством проведения проверки деятельность Роспотребнадзора регламентируется, в том числе, положениями Закона № 294-ФЗ. Однако предусмотренное в нем право выдать по итогам проверки обязательное к исполнению предписание (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 294-ФЗ) не говорит о том, что предписание может выдаваться исключительно в таком порядке.

«Осуществление органами Роспотребнадзора государственного надзора в форме выдачи предписания нормативно не обусловлено необходимостью осуществления этими органами проверки», – отмечается в судебных актах.

Таким образом, вопрос законности выдачи предписания об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства вне рамок Закона № 294-ФЗ по-прежнему до конца не разрешен. Экономическая коллегия ВС РФ рассмотрела только случай выдачи предписания по результатам экспертизы и не касалась проведения административного расследования. Однако ее определение сформулировано все-таки в логике той группы судов, которые не допускают выдачу предписаний без соблюдения процедуры, предусмотренной Законом № 294-ФЗ. Это, возможно, отразится на практике рассмотрения таких споров судами, занимающих противоположную точку зрения.

Смотрите еще:

  • Опека в раменском районе Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Раменскому муниципальному району, городским округам Бронницы и Жуковский сообщает Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской […]
  • Правило когда пишется одна н а когда две Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна Н? Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решётки Петербурга – одно из украшений […]
  • Займы в уфе под залог птс звонок по России бесплатный Взять деньги под залог ПТС (автомобиля) Получить (взять) наличные под залог ПТС в Уфе Республика Башкортостан, автомобиль остается у Вас. от 50.000 тыс. до 1 милл. Сумма займа ПТС, СТС, Паспорт РФ […]
  • Вакансии в норильске юристом Профессии в специализации Юрист / Юрисконсульт 11 февраля, 2018 30 000 руб 23 года ( 8 августа 1995) Редактор, юрист, ООО "Телеком"09.2017 - 12.2017 13 октября, 2017 25 лет ( 7 июня 1993) 22 августа, 2017 50 000 руб 29 лет (26 апреля […]
  • Приказ 1012 н минздравсоцразвития Приказ 1012-н минздравсоцразвития Медико-социальная экспертиза Утратил силу с 23.12.2014г. — в связи с вступлением в силу с 23.12.2014г. Приказа Минтруда России № 664н от 29.09.2014г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 марта 2010 г. N […]
  • Инструкция по заполнению декларации налога на имущество за 2014 год Как заполнить декларацию по налогу на имущество Статья опубликована в журнале "Вестник бухгалтера Московского региона" № 5 октябрь 2015 г. Л. Г. Федорова, В. Н. Горностаев, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ Остаточная […]
  • Вопросы к страдательному залогу Вопросы к страдательному залогу «Субъект. Действие. Объект. Субъект совершает действие над объектом. » Уже понятнее. Так заговорит типичный филолог, когда захочет объяснить, что же такое «залог» в языке. А мы опустимся до совсем […]
  • Внесение изменений в приказ об отпуске Как исправить ошибку в приказе о предоставлении отпуска Вопрос Перед отпуском по беременности и родам работница взяла ежегодный оплачиваемый отпуск на 28 календарных дней с 01.02.2013 г. по 28.02.2013 г. Приказ о предоставлении отпуска […]