Правила досмотра охраной

Осмотр сумок при входе в общежитие

Живу в кампусе. Там, чтобы зайти в любое здание нужно показать пропуск. В частности, в правилах гостиницы, расположенной на территории кампуса, где я проживаю, есть пункт, обязывающий меня показывать пропуск при входе. Однако, помимо пропуска охранники требуют еще и показать содержимое сумки, рюкзака, портфеля. Говорят, что там могут быть алкоголь, наркотические в-ва и др. запрещенные средства. В случае отказа они грозятся бызвать ГБР, а затем и полицию, которые в конечном счете обяжут меня показать содержимое.

Насколько правомерны действия охраны? Могут ли действительно произойти те последствия, о которых они говорят?

p.s. Про осмотр сумок в правилах гостиницы ничего не сказано

Ответы юристов (3)

Добрый день, Михаил! Вопрос не однозначный. С одной стороны, если трактовать данную процедуру как осмотр личных вещей, то законодательством таким правом наделены только правоохранительные органы, и то в строго определённых случаях. Но с другой стороны, п.3 ч.1 ст 12.1 Закона » О частой детективной и охранной деятельности. «, даёт право частному охраннику, при наличии договора на охрану объекта, производить осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. В вашем случае, хоть и с натяжкой, но данная норма может быть применена. Я считаю, что вам не стоит скандалить с конкретным охранником на посту, а в случае, если вы всё же считаете, что ваши права нарушаются, подать жалобу в прокуратуру, либо в лицензирующий орган на незаконные действия ЧОПа.

Михаил! По моему мнению действия охраны совершенно не законны. Описанная ситуация фактически, является личным досмотром, который сотрудники охраны проводить не имеют права.

Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 27] [Статья 27.7]

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.

3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.

4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

5. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

6. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

7. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

8. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Если на Ваш отказ от досмотра, охранники предлагают вызвать ГБР, то пусть вызывают. приедут такие же охранники, которые также не имеют права проведения личного досмотра. Вызовут полицию, тоже их право. При прибытии полиции, можно потребовать составления протокола с участием понятых. В случае, если ничего из запрещенных вещей не будет при Вас обнаружено, то с копией протокола, можно смело идти в прокуратуру и обжаловать действия, как охранников, так и полицейских. Можно, кроме того все зафиксировать на видео. Можно также направить жалобу в ОЛРР УВД, на превышение охранниками должностных полномочий.

Добрый день, Михаил!

Действия охраны однозначно не законны. Досматривать личные вещи имеют право правоохранительные органы, а охрана только в присутствии них.

Каждую неделю «Югополис» находит людей, которые отвечают на вопросы, в которых они разбираются.

Необходимо различать осмотр и досмотр. Досмотр — это фактическое обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. То есть фактически здесь обследуются какие-то предметы. У сотрудников частных охранных предприятий правомочий на досмотр нет.

Осмотр же — это визуальное наблюдение за объектом, то есть когда человек просто посмотрел, как что-то выглядит, есть ли (со стороны) за пазухой или в сумке какой-то предмет. Проведение осмотра частными охранниками предусмотрено Законом о частной детективной и охранной деятельности, но при условии, если в договоре между частной охранной организацией и заказчиком, например ТРЦ, указано, что ЧОП осуществляет внутриобъектовый или пропускной режим.

Причем, если осуществляется этот режим, обязательно должна быть должностная инструкция. К ней есть определенные типовые требования. В инструкции должны быть прописаны все те же права и обязанности, которые указаны в Законе о частной детективной и охранной деятельности, и ни в коем случае не должно быть противоречий. То есть в этой инструкции не может быть предусмотрено проверки ручной клади или досмотра личных вещей: это прямое противоречие законодательству. Осмотр и вообще пропускной режим может проводиться, только если есть эта инструкция.

Законом также прямо предусмотрено, что ещё до входа в ТРЦ должна быть размещена информация о том, что на этом объекте ведется такой режим, и указаны условия — что там происходит: осмотр, или вход по пропуску, или необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность. Охранник должен, в свою очередь, иметь удостоверение частного охранника. Если удостоверения у него нет, он не вправе осуществлять свою деятельность.

При соблюдении вышеперечисленных условий, при наличии внутриобъектового или пропускного режима, у охраны есть право производить (в пределах, установленных законодательством РФ) осмотр въезжающих на объекты охраны транспортных средств, а также осмотр вносимого на объекты охраны имущества. Осмотр имущества (визуальное наблюдение) может производиться только в присутствии лица, которому имущество принадлежит.

Задержание частными охранниками посетителя, если он отказался показать содержимое сумки, запрет входить при этом в ТРЦ — нарушение прав человека. Когда предлагают показать, что находится в сумке, человек может на добровольной основе это сделать, но не по принуждению частного охранника.

Если же вы откажетесь, ссылаясь на то, что это будет уже досмотр, на который у частной охраны нет прав, охранник может предложить вызвать сотрудника полиции, который произведет досмотр, но задерживать посетителя охранник не имеет права. То есть вызов охраной полиции не мешает вам пойти в ТРЦ по своим делам. При этом охране не запрещается за вами наблюдать во избежание совершения правонарушений. Когда приедут сотрудники полиции, они вас найдут в ТРЦ и произведут досмотр.

Вас не могут, во-первых, не пустить, а во-вторых, задержать, чтобы вы стояли на месте и ждали сотрудника полиции. В противном случае вы можете обратиться в прокуратуру с заявлением о незаконном осуществлении досмотра. На основании этого заявления будет проведена проверка. Судебная практика свидетельствует о привлечении в подобных ситуациях частных охранных организаций к ответственности.

Но, несмотря на это, не стоит забывать о нашей с вами безопасности. Если охранники не грубят, не применяют физическую силу, мне, например, не составило бы труда показать им личные вещи. Ведь в ТРЦ действительно могут попытаться проникнуть террористы, пользуясь буквой закона.

Деятельность частных охранников регулируется ФЗ № 2487 о частной охранной деятельности (с 1992 года). Нарушения частными охранниками их полномочий рассматриваются ст. 203 УК РФ «Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей».

Если вас не пропускают, это нарушение ваших конституционных прав, права передвижения — однозначно. Что делать? О неправомерных действиях охранников необходимо сообщать в ОВД и прокуратуру с требованием о проверке на наличие в их действиях состава преступления, предусмотренного ст. 203 УК РФ.

Также возможно привлечение руководителей ЧОПа по ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)». Естественно, полномочия по досмотру граждан являются прерогативой правоохранительных органов, и то в строго определенном порядке (составление протокола и пр.).

По ст. 203 проверка будет проводиться в течение трех дней, в исключительных случаях она продлевается до 10 дней, а если производятся экспертизы — до 30 дней. Вас должны письменно уведомить о решении, прислав его копию.

Можно жаловаться в администрацию торгового центра. Тогда согласно ст. 59 ФЗ заявление должны рассмотреть в течение месяца, провести проверку и дать письменный ответ: наказали сотрудника, на которого вы пожаловались, или наказали и сообщили в органы о его неправомерных действиях. В любом случае должностное лицо несет ответственность.

Правила досмотра охраной

Сергей 23 июня 2010, 02:04

Ответ эксперта

В соответствии с пунктом 1 статьи 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 данной статьи, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Следовательно, работодатель самостоятельно не вправе осуществлять личный досмотр.

Однако он может применять специальные средства (металлоискатели и др.) для того, чтобы зафиксировать возможность совершения административного правонарушения и вынужден в этом случае каждый раз при подозрении вызывать уполномоченных проводить личный досмотр должностных лиц.

Как можно выйти из этой ситуации работодателю? Заключить договор об охране объекта с вневедомственной охраной МВД.

Конечно же, стоит помнить, что этот ответ про «обычного» работодателя, который не наделен властными полномочиями и не может привлекать к охране должностных лиц, уполномоченных производить личный досмотр.

При этом помните следующие правила:

Личный досмотр производится уполномоченными должностными лицами, указано в последующих пунктах статьи 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Законность действий охранников в торговых центрах

Недавно появилася новый тренд, когда охранники торговых центров при входе в ТЦ требуют осморта внутреннего содержимого личных вещей: сумки или рюкзака. При отказе открыть, не дают пройти в ТЦ, ссылаясь на внутренний регламент ТЦ. При этом ничего не хотят слышать о том, что это незаконно. Как в таких случаях быть? Вызывать полицию на месте или писать заявление позже, или же подать в суд? Существует ли судебная практика по таким делам?

Ответы юристов (8)

Андрей, добрый день. По сути — имеет место незаконный личный досмотр, правом проведения которого обладают сотрудники правоохранительных органов да и то в случаях оговоренных законом.

В данной ситуации стоит связаться с администрацией торгового центра для прояснения ситуации и объяснения причин в силу чего Вас не пускают в торговый центр.

Есть вопрос к юристу?

Осуществлять личный досмотр или досмотр вещей гражданина они не имеют права (только если Вы сами не согласились с таким досмотром).

теперь по поводу того, что они отказываются пропускать в ТЦ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 12.1. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны
В соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право:
1)требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;
2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);
3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях,а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество;
4) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
5) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.
Действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. Экземпляр должностной инструкции частного охранника на объекте охраны в обязательном порядке направляется в орган внутренних дел по месту нахождения соответствующего объекта охраны.
Как видите тут речь идет об осмотре (то есть внешнем осмотре) имущества и только если установлен пропускной режим.

Полагаю, что отказ пропускать в ТЦ по таким основаниям необоснован

В обязанности охранника входит соблюдение требований должностной инструкции и правил пропускного режима, которые утверждаются в охраняемой организации. В целях исполнения этих обязанностей охранники имеют право требовать от посетителей соблюдения этих правил. Поэтому если и предъявлять какие-либо претензии, то не к ним, а к владельцам здания, с которыми заключен договор на оказание охранных услуг.

В данной ситуации необходимо обратиться к положениям федерального законодательства регулирующего полномочия охранников, устанавливающего их права и обязанности при охране объектов.

Так, в соответствии со статьей 12.1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»:

В соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право:
1) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;
2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);
3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество;
4) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
5) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.

Действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.

Согласно Приказу МВД РФ от 22 августа 2011 г. N 960«Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны»:

11. Раздел II «Права» содержит перечень прав, которыми обладает частный охранник при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объекте охраны. Приводится перечень прав, предусмотренныхстатьей 12.1 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Т.е. охранники согласно закону и инструкции не имею полномочий по проведению досмотра граждан и их вещей.

Следовательно, если охранники в случае проведения досмотра превышают свои полномочия, а согласно статье 203 Уголовного кодекса РФ:

1. Совершение частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности, и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

Вы вправе обратиться с соответствующим заявлением в полицию для проведения проверки по данному факту.

однозначно действия охранников не законны, поскольку досмотреть они могут только с вашего согласия, и вы только входите в ТЦ, а значит и вынести что — либо не могли, поэтому их требования необоснованны.

такие права есть у сотрудников полиции

В соответствии со ст. 13 ФЗ «О полиции»
право по осуществлению личного досмотра граждан, досмотру находящихся при них вещей вправе осуществлять сотрудники органов внутренних дел (полиции). Личный досмотр осуществляется лицами одного пола с досматриваемыми. Кроме того, досмотр осуществляется в присутствии двух понятых.

а также согласно ст. 12.1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

В соответствии с договором на оказание
охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или
заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и
пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при
транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества
имеют право:
1) требовать от
персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и
пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного
режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны
противоречить законодательству Российской Федерации;
2) осуществлять
допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим,
при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд
(выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на
объекты охраны (с объектов охраны);
3) производить в
пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на
объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр
въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных
средств, за исключением транспортных средств оперативных служб
государственных военизированных организаций, в случае возникновения
подозрения, что указанные транспортные средства используются в
противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны
(выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных
средств и имущества должен производиться в присутствии водителей
указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные
транспортные средства и имущество;
4) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
5) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.
Действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны. Типовые требования
к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны
утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении
которого находятся вопросы внутренних дел. Экземпляр должностной
инструкции частного охранника на объекте охраны в обязательном порядке
направляется в орган внутренних дел по месту нахождения соответствующего
объекта охраны.
Частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны:
1) руководствоваться должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны;
2) соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц

3) обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств;
4) незамедлительно
сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие
правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся
либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах,
создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей;
5) предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника.

Согласно данным нормам охранники ТЦ помимо соблюдения должностных инструкции должны еще не нарушать законные права и интересы граждан, то есть у них не было каких-либо оснований для не допуска граждан не согласившихся добровольно на личный досмотр (это не закрытое учреждение и не закрытый клуб какой-нибудь)поэтому можно смело писать жалобу, вызывать сотрудников полиции для обеспечения доступа граждан в ТЦ. Если администрация ТЦ никак не отреагирует, пишите заявление в суд о возмещении морального вреда в связи с нарушением ваших прав, предусмотренных. в том числе и Конституцией РФ.

Согласно ст. 27.7. КоАП РФ:

Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.
3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.
Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
(в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

Так, согласно ст. 27.3. КоАП РФ:

Статья 27.3. Административное задержание
1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:
2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Таким образом, если охрану ТЦ осуществляет ведомственная охрана или вневедомственная. то осмотр личных вещей считаю правомерным, т.е. в соответствии со ст. 27.7. КоАП РФ — в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Здравствуйте. Нашла судебное постановление по схожему вопросу, где подобные действия признали незаконными.

РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2012 г. по делу N 33-7689
Прокурор Кировского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Частная охранная организация „Карат“ и ГАУК РО „Ростовский государственный музыкальный театр“ о запрете осуществления личного досмотра граждан и досмотра вещей, находящихся при физическом лице.
В обоснование требований истец указал, что по результатам проверки в деятельности ООО „Частная охранная организация “Карат» выявлены нарушения Конституции РФ, КоАП РФ и Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности». Между ответчиками заключен договор на оказание охранных услуг от 01.11.2010 г. N 6, в соответствии с которым ООО «ЧОО „Карат“ должно обеспечивать внутриобъектовый и пропускной режим. Вместе с тем, сотрудники ООО „ЧОО “Карат» допускают превышение своих полномочий, выражающееся в осуществлении личного досмотра зрителей и гостей театра, а также их личных вещей.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил основания иска и требования, в соответствии с которыми исключил ГАУК РО «Ростовский государственный музыкальный театр» из числа ответчиков. Утверждая, что охранники осуществляют не только осмотр вносимого имущества, но и при срабатывании стационарных рамок металлодетектора или ручного металлодетектора неправомерно осуществляют досмотр вещей при физическом лице, истец просил суд признать незаконными и запретить действия ООО «Частная охранная организация „Карат“ по досмотру вещей, находящихся при физическом лице.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24.04.2012 г. суд признал незаконными и запретил действия ООО „Частная охранная организация “Карат» по досмотру вещей при физическом лице в ГАУК РО «Ростовский государственный музыкальный театр».
В апелляционной жалобе ООО «ЧОО „Карат“ просит решение суда от 24.04.2012 г. отменить, ссылаясь на то, что суд не учел, что проводимый охранниками осмотр вносимого на объект охраны имущества не обладает признаками досмотра вещей, находящихся при физическом лице. Осмотр вещей производится согласно ч. 3 ст. 12.1 Закона в целях безопасности граждан, и истец не доказал обоснованность и правомерность заявленных требований.
Выслушав лиц, участвующих при апелляционном рассмотрении дела, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что установленный в судебном порядке досмотр вещей, находящихся при физическом лице — посетителе театра неуполномоченными на то лицами нарушает конституционные права граждан.
Оценка доказательств по существенным обстоятельствам дела и их правовая квалификация свидетельствует о том, что выводы суда о правомерности и обоснованности требований прокурора являются правильными.
Установлено, что на основании обращения гр. Б. о незаконном осуществлении в отношении ее личного досмотра охранниками в театре прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка, которая и послужила поводом для обращения в суд.
Согласно материалам дела, 01.11.2010 г. между ООО Частная охранная организация „Карат“ и ГАУК „Ростовский государственный музыкальный театр“ заключен договор N 6 об оказании охранных услуг (л.д. 27). В соответствии с договором общество на возмездной договорной основе оказывает театру услуги. Так, в п. 2.2 договора исполнитель обязан обеспечивать пропускной и внутриобъектовый режим при входе на объект охраны. ООО ЧОО „Карат“ осуществляет частную охранную деятельность на основании Лицензии от 05.04.2010 г. N 806, выданной ГУВД по РО, сроком действия до 05.04.2015 г.
Из письменного обращения гр. Б. по электронной почте от 21.11.2011 г. следует, что при посещении по абонементу театра в холле камерной сцены при срабатывании рамки металлоискателя охранники производят досмотр сумок зрителей. На ее отказ 12.11.2011 г. предъявить к досмотру сумку (открыть сумку и предъявить ее содержимое) и вызвать сотрудников полиции охранник ответил отказом и не пропустил ее в театр (л.д. 7).
Согласно объяснениям М.Н. — начальника службы охраны от 21.12.2011 г. охранниками дежурной смены обеспечивается пропуск и обязательная проверка зрителей с использованием имеющихся средств обнаружения оружия, взрывчатых устройств и веществ. Сотрудниками осмотры граждан и их личных вещей производятся только в случае срабатывания стационарных рамок металлодетектора или ручного металлодетектора. Данный осмотр необходим в целях осуществления безопасности посетителей театра и сохранности имущества театра. При каждом проходе зрителей в здание театра, как правило, имеются граждане, в отношении вещей которых срабатывают специальные устройства. Таких граждан охранники просят выложить металлические предметы из одежды или ручной клади. При повторном срабатывании металлодетектора охранники ООО ЧОО „Карат“ просят открыть и показать содержимое сумок. Кроме того, М.Н. указал, что самостоятельно предметы из одежды или ручной клади сотрудники охраны не достают (л.д. 9).
Аналогичные объяснения дал заместитель генерального директора по работе с персоналом ООО ЧОО „Карат“ С.
При апелляционном рассмотрении дела представитель общества фактически подтвердил эти обстоятельства, пояснив, что если гражданин отказывается от проверки содержимого его вещей, то его не пропускают в здание театра.
Правовое регулирование частной охранной деятельности регламентируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 03.12.2011) „О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации“. В силу указанного Закона частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется (ст. 1).
Исходя из этих положений Закона существенным для правильной квалификации настоящего предмета судебного разбирательства, в том числе по поводу оценки правомерности оспариваемых действий ответчика в рамках оказания охранных услуг, являются следующие положения Закона:
— пропускной режим — это порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны) (п. 7 ст. 1.1 Закона).
— к видам охранных услуг относится, в том числе, обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий и обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части (п. п. 5, 6 ст. 3 Закона).
Для достижения ЧОО целей по защите законных прав и интересов клиентов ст. 12.1 указанного Закона четко и недвусмысленно определяет права и обязанности частных охранников. Так, в п. 3 и п. 5 указанной статьи предписано, что частные охранники имеют право:
— производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество (п. 3);
— оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач (п. 5).
В положениях указанной статьи Закона также предписано, что частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны, в том числе: соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц; обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств; незамедлительно сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей.
Таким образом, при системном толковании норм указанного Закона усматривается следующее.
Фактические обстоятельства дела, подтверждаемые достаточной совокупностью доказательств, свидетельствуют о том, что частные охранники без предоставленных на то законом полномочий в правовом смысле проводят не осмотр вносимых на объект охраны имущества (как внешнее визуальное рассмотрение вещей), а именно досмотр вещей, находящихся при физическом лице.
Речь идет о фактическом обследовании вещей, проводимого без нарушения их конструктивной целостности с помощью простых поверхностных приемов, не сопряженных с нарушением их внешнего вида.

Оспариваемые истцом конкретные действия частных охранников ЧОО „Карат“ не могут оцениваться как осмотр вносимого на объект охраны имущества. Это связано с тем, что при срабатывании металлодетектора ими предъявляется требование к посетителю-зрителю выложить металлические предметы из одежды или ручной клади, а при повторном срабатывании металлодетектора — открыть и показать содержимое вещей, а в противном случае — запрещается проход в здание театра.
В рамках оказания охранных услуг по обеспечению порядка в театре и обеспечению пропускного режима эти действия не предполагают достижение целей по защите законных прав и интересов театра (клиента). Без установленных на то законом оснований, рассматриваемые действия частных охранников фактически находятся в рамках публичной сферы административных правоотношений и отношений по поводу защиты публичных интересов граждан в сфере безопасности. Однако действующим законодательством такие правомочия публично-властного характера частным охранникам не предоставлены.Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, в правовом смысле оценивается двояко: мера по обеспечению производства по делу об административном правонарушении; принудительная мера, не связанная с административным правонарушением, осуществляемая на основании положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
В рассматриваемом случае, сотрудники ЧОО „Карат“, оказывая охранные услуги по договору и осуществляя досмотр вещей, находящихся при физическом лице, фактически решают для себя задачи по пресечению противоправного поведения посетителей театра, неправомерно возложив на себя функции должностных лиц, указанных в ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ, а также по немедленной защите в театре публичных интересов граждан в сфере безопасности. Однако Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 03.12.2011) „О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации“ указанные задачи не предусмотрены.
При этом следует иметь ввиду, что КоАП РФ является, по сути, основным нормативно-правовым актом, определяющим состояние общественной безопасности в государстве, а вопросы защиты публичных интересов граждан в сфере безопасности регулируются специальными законами, к которым Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 отношения не имеет, поскольку предназначен для регулирования иных особых частно-правовых договорных отношений. Кроме того, позиция о том, что частная охранная деятельность не является правоохранительной, нашло подтверждение и в Определении Конституционного Суда РФ от 14 января 2003 г. N 32-О.
Исходя из вышеизложенного, следует считать, что оспариваемые действия властного характера ответчика противоречат ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и нормам указанного Закона. Они свидетельствуют о несоблюдении частными охранниками с ведома и по указанию руководства ЧОО „Карат“ конституционных прав и свобод человека и гражданина, что является недопустимым.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении иска является обоснованным и законным.
Доводы апелляционной жалобы и объяснения в суде второй инстанции представителей апеллятора и 3-его лица не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они основаны на неправильном понимании действующего законодательства и его некорректном применении для оценки частно-правовых и публично-правовых обстоятельств дела. Нарушений материальных и процессуальных норм, влекущих отмену решения суда, не установлено. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 апреля 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО „Частная охранная организация “Карат» — без удовлетворения.

Досмотр личных вещей

Имеет ли право осуществлять досмотр личных вещей,сумок, при входе в общежитие, в учебный корпус оперативный дежурный, находящийся на вахте?

Ответы юристов (2)

Доброе утро, вход в общежитие, в учебный корпус, как правило, охраняют сотрудники частных охранных организаций, которые заключают договор на возмездное оказание охранных услуг с учебным заведением. Деятельность охранных организаций регулируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 31.12.2014) «О частной
детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и другими подзаконными актами.

Статья 12.1 указанного выше Закона предусматривает, что в соответствии с
договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с
клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и
пропускного режимов в пределах объекта охраны, имеют право:

«1) требовать от
персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и
пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного
режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить
законодательству Российской Федерации;

2) осуществлять допуск
лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении
ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных
средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов
охраны);

3) производить в
пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах
охраны, на которых установлен пропускной режим.
.. осмотр вносимого на
объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества
.

Действия частных
охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного
охранника на объекте охраны.

Частные охранники при
обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны:

1) руководствоваться
должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны;

2) соблюдать
конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные
интересы физических и юридических лиц. » Таким образом, охранник только с Вашего согласия может осмотреть принадлежащее Вам имущество. Право досмотра предоставлено сотрудникам правоохранительных органов.

На основании п.16 ч.1 ст.13 Федерального закона «О полиции» от 7
февраля 2011 г. N 3-ФЗ полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются, в том числе, следующие права:
«. осуществлять в порядке, установленном законодательством об
административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся
при них вещей
,… при наличии данных о
том, что эти граждане имеют
при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию,
взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные
вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества.»

Охранник имеет право вызвать сотрудников полиции для досмотра входящего на объект(выходящего) при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе (в находящихся при них вещах) запрещенные предметы.

Не может! Имеет лишь право в случае определенных оснований вызвать сотрудника полиции.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Досмотр охранниками

Статья 27.7 часть 1 говорит о том, что личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице — это обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Данная процедура ограничивает права людей на личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ) и право распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Соответственно, досмотр должен проводиться только в исключительных случаях и только лицами на то уполномоченными.
Процедуру досмотра имеют права проводить лица, указанные в статьях 27.2 и 27.3 КоАП РФ. Сотрудников частных охранных предприятий среди лиц, имеющих подобные полномочия, нет.

Наиболее частными проявлениями беззакония охранников являются досмотр при входе в публичное место или досмотр в магазинах, в связи с подозрением, возникшим у охранника, относительно какого-либо покупателя.

Досмотр на входе в общественное место


Судебная практика

Первоначально Прокурор Кировского района г. Ростова-на-Дону (далее прокурор) обратился в суд с иском к ООО «Частная охранная организация «Карат”, ГАУК РО «Ростовский государственный музыкальный театр” о запрете осуществления личного досмотра граждан и досмотра вещей, находящихся при физическом лице.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой Кировского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения конституционных прав граждан в ГАУК РО «Ростовский государственный музыкальный театр».
Так, проверкой установлено, что между ООО «Частная охранная организация «КАРАТ» и ГАУК РО «Ростовский государственный музыкальный театр» заключен договор на оказание охранных услуг от ДД.ММ.ГГГГ № (далее — договор). В соответствии с данным договором ООО «Частная охранная организация «КАРАТ» должно обеспечивать внутриобъектовый и пропускной режим при входе зрителей и гостей театра в фойе Большого и Камерного залов, зрительскую часть (балкон, портер) Большого и Камерного залов и охрану имущества ГАУК РО «Ростовский государственный музыкальный театр», используемого для обеспечения пропускного и внутриобъектового режима, осуществлять консультирование и подготовку рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств. Вместе с тем, сотрудники ООО «Частная охранная организация «КАРАТ» при исполнении условий договора допускают превышение своих полномочий, выражающееся в осуществлении личного досмотра зрителей и гостей театра, а также их личных вещей. Однако, в нарушение данного закона охранники ООО «Частная охранная организация «КАРАТ» осуществляют не только осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества, но и личный досмотр граждан, досмотр вещей, находящихся при физическом лице. При входе в здание театра граждане проходят через стационарные рамки металлодетектора, либо обследуются ручным металлодетектором. В случае срабатывания металлодетектора охранники требуют от гражданина выложить для досмотра содержимое карманов и предъявить на обозрение содержимое ручной клади.
Из объяснений начальника службы охраны ООО «Частная охранная организация «КАРАТ» Медведева Н.А. и заместителя генерального директора по работе с персоналом ООО «Частная охранная организация “КАРАТ” Сакалоши С.С. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в случае срабатывания стационарных рамок металлодетектора или ручного металлодетектора сотрудниками ООО «Частная охранная организация «КАРАТ» производятся осмотры граждан и их личных вещей. При каждом запуске телезрителей в здание театра, как правило имеются граждане, на проход которых срабатывает металлодетекто граждан они просят выложить металлические предметы из одежды или ручной клади. При повторном срабатывании металлодетектора охранники ООО «Частная охранная организация «КАРАТ» просят открыть и показать содержимое сумок. Из указанных объяснений следует, что фактически сотрудниками ООО «Частная охранная организация «КАРАТ» производится личный досмотр зрителей и гостей театра, а также их личных вещей
С У Д Р Е Ш И Л:
Иск исполняющего обязанности Прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц — удовлетворить.
Признать незаконными и запретить действия ООО «Частная охранная организация «Карат» по досмотру вещей при физическом лице в ГАУК РО «Ростовский государственный музыкальный театр».

Досмотр и задержание по подозрению в краже

В связи с вышеизложенным, можно однозначно утверждать, что подобные действия охраны нарушают конституционные права физических лиц и они должны пресекаться. В случае обнаружения юридического лица, которое допускает подобное беззаконие, необходимо обратиться с обращением в отдел лицензионно-разрешительной работы полиции, с просьбой о пресечении незаконных действий сотрудников ЧОПа.

Смотрите еще:

  • Постанова 14 верховного суду О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Украины от 23 декабря 2005 года N 14 "О практике применения судами Украины законодательства в делах о некоторых преступлениях против безопасности дорожного движения […]
  • Оформить осаго расчет Калькулятор расчета стоимости ОСАГО Рассчитайте и выберите самое Выгодное предложение (Расчет производится для легкового авто категории В) Прописка собственника: Москва Москва Московская область Другой город Мощность двигателя: от […]
  • Вакансия юрист в кривом роге Юрист (Кривой Рог) Наш клиент, Холдинговая компания в Кривом Роге, ищет грамотного, ответственного и инициативного юриста. высшее юридическое образование; опыт работы в юридической сфере от 3х лет; опыт работы предпочтительно в […]
  • Правила дорожного движения 141 Правила дорожного движения 141 +  Статьи 12.1 - 12.8 Статья 12.6 – Ремни безопасности и мотошлемы (стр.39) +  Статьи 12.9 - 12.15 Статья 12.9 – Превышение скорости   (стр.55) Статья 12.11 – Автомагистраль   (стр.61, […]
  • Правила за тонировку 2018 году Какой штраф за тонировку с 1 января 2018 года? Штраф за тонировку с 1 января 2018 года не изменяется и составляет 500 рублей, но есть нюансы. Предыстория.С 1 июля 2012 года для водителей, управляющих автомобилями с тонированными передними […]
  • Как правильно написать возражение на судебный приказ образец Как грамотно подать заявление о возражении на судебный приказ, чтобы его отменили. Для чего нужна отмена? Судебный приказ – это принятие судом решения в одностороннем порядке без уведомления ответчика. Поэтому многие считают, что если в […]
  • Новые штрафы комментарии Новые штрафы комментарии Анна Резниченко, Максим Хроленко Новые штрафы для нарушителей ПДД: советы и комментарии Перед тем как начать писать эту книгу, мы поставили перед собой главную задачу – не просто предоставить выдержки из закона, а […]
  • Таблица ставок по налогам в 2014 году Какая ставка по налогу на прибыль организаций в 2017-2018 годах? Отправить на почту По налогу на прибыль ставка 2018 года сохранила свою общеустановленную величину такой же, какая действовала в 2017 году. Однако применять их следует с […]