Порядок ликвидации муниципального учреждения 2018 пошаговая инструкция

Оглавление:

Как провести ликвидацию государственного учреждения

Государственное учреждение представлено некоммерческой организацией, частично или полностью финансируемой собственником. Она создается для осуществления социально-культурных, управленческих, образовательных или других некоммерческих целей. Какие особенности имеет ликвидация государственного (бюджетного) учреждения?

Существуют следующие причины ликвидации государственного учреждения:

  • невыполнение возложенных задач, установленных в законодательстве;
  • наступление уголовной ответственности;
  • дефолт организации;
  • неспособность отвечать по кредитам, если образовались долги.
  • По этим причинам осуществляется также ликвидация филиала государственного учреждения. В соответствии со ст. 65 ГК РФ, в качестве причины прекращения деятельности организации может выступать решение суда. Это происходит в результате выявления грубых нарушений, которые является неустранимыми.

    Детали процедуры

    Пошаговые этапы

    Пошаговая инструкция в 2018 году позволит правильно ликвидировать бюджетное учреждение. В первую очередь принимается соответствующее решение.

    Оно принимается на основе следующей документации:

  • акта экспертной оценки по наступлению вероятных последствий ликвидационных мер;
  • решение совета города или постановления администрации муниципального района;
  • решения собрания жильцов, если планируется ликвидировать образовательное учреждение;
  • устава учредителя предприятия.
  • Обратите внимание! При ликвидации учебного заведения устанавливаются определенные правила. Ближайшая школа должна располагаться на расстоянии не более 4 км. Процесс ликвидации не может начинаться во время учебного года.

    Затем создают ликвидационную комиссию. Ее члены уполномочены осуществить все действия, связанные с ликвидацией. На заседании утверждается ликвидационный управляющий и прорабатываются сроки проведения работы.

    Комиссия должна разместить объявление в СМИ о ликвидации, а в самом объявлении указывается период, когда кредиторы могут обратиться за погашением долговых обязательств

    Необходимо провести следующие действия:

  • проводится инвентаризация активов и обязательств, которые имеются у организации;
  • формируются списки по кредиторской и дебиторской задолженности;
  • постановление по ликвидации передается директору образовательного учреждения;
  • готовится приказ, и вручаются уведомления персоналу;
  • местная служба занятости уведомляется о предстоящем закрытии организации и увольнении большого количества сотрудников.
  • Составляется ликвидационный баланс. Когда период на предъявление кредитных претензий истечет, у ликвидационной комиссии появляется необходимость представления промежуточного ликвидационного баланс.

    Его подают главному распорядителя, который управляет бюджетными средствами. Его составляют на основе инвентаризации активов и обязательств, а также реестра требований по кредитам.

    Чтобы сформировать ликвидационный баланс, необходимо закрыть все лицевые счета, передать материальные ценности и закрыть все лицевые счета. Остатки средств важно перечислить на соответствующий счет, открытый в казначействе. Непогашенная дебиторская и кредитная задолженность может быть оспорена на основе решения, принятого главным распорядителем.

    Выделяют следующие основания для списания кредиторской задолженности:

  • результаты проведения инвентаризации.
  • Дебиторская задолженность признается безнадежной на следующих основаниях:

  • задолженность не ликвидируется из-за невозможности это сделать;
  • закрытие долговых обязательств невозможно из-за прекращения работы предприятия, являющегося должником;
  • непогашение обязательства подтверждается государственным актом.
  • Организационные мероприятия

    Когда принимается решение по ликвидации, руководитель предприятия должен провести определенные организационные мероприятия. Согласно ст. 12 ФЗ № 129 «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 2006 года в ликвидируемой организации должна быть проведена полная инвентаризация.

    В ее процессе осуществляются дополнительные меры:

  • производится сверка взаиморасчетов с кредиторами и дебиторами;
  • обеспечивается взыскание образовавшейся задолженности с дебиторов и вносятся средства по кредитам;
  • принимаются меры по списанию нереальной кредиторской или дебиторской задолженности, если она признана нереальной;
  • производятся выплаты сотрудникам;
  • производятся расчеты с налоговым органом, по исполнительным листам, бюджетным кредитам и единому социальному налогу, в результате чего пополняется федеральный бюджет;
  • остатки финансовых средств сдаются в орган федерального казначейства;
  • орган федерального казначейства предоставляет выписки из лицевых счетов по внебюджетным и бюджетным средствам.
  • Тонкости процедуры ликвидации ООО путем продажи рассмотрены по ссылке.

    Финансовые вопросы при ликвидации государственного учреждения

    Ликвидационная комиссия действует автономно. Она тщательно изучает промежуточный баланс.

    В результате определяется сумма, необходимая для расчетов с кредиторами. Состояние баланса говорит о том, сможет ли организация оплачивать имеющиеся долговые обязательства.

    Кредиторы должны предоставить документацию, в соответствии с которой можно судить о наличии конкретной задолженности. Затем можно расплатиться с имеющимися долгами. Если комиссия не соглашается с предъявляемыми претензиями от кредиторов, устанавливается собственный финансовый баланс.

    Непризнанные или новые требования должны отражаться в специальном дополнении, которое составляется к балансу. Если в данный документ их не включили, кредиторы могут представить свои требования в судебном порядке.

    В соответствии со ст. 64 ГК РФ, долг перед ними признается погашенным. В дальнейшем возможна частичная ликвидация основных средств.

    Для получения основной или дополнительной суммы долга подается судебный иск. И только в случае положительного решения, сумма возвращается принудительно.

    Промежуточный баланс должен утвердить орган, принимающий решение о прекращении деятельности компании. Затем в налоговый орган подается соответствующее заявление.

    Если средств на балансе недостаточно, предприятие может получить дополнительные финансы, а выплаты начнутся, когда принятый правильным образом документ вступит в законную силу

    Очерёдность расчетов

    При ликвидации государственного учреждения устанавливается следующая очередность выплат:

    Юридическая сторона

    Закон о коммерческих организациях применим ко всем некоммерческим структурам, которые создаются на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона № 7 устанавливаются особенности правового положения бюджетных учреждений. Законодательство устанавливает и порядок присоединения бюджетных организаций.

    Согласно статьям с 15 по 21 Федерального закона №7 устанавливается общая последовательность действий при ликвидации некоммерческих организаций. Юридическое лицо подлежит ликвидации на основе решения его участников или учредителей. Также это может осуществляться на основе органа, уполномоченного на это юридическими документами.

    Согласно Постановлению Правительства РФ № 539 от 26 июля 2010 года принимается решение и проводятся мероприятия по ликвидации бюджетной организации. Согласно нормам из раздела V данного порядка, решение по ликвидации федерального предприятия может приниматься федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя по отношению к данной организации.

    В принятом решении должна указываться следующая информация:

  • название учреждения с указанием его типа;
  • название федерального органа исполнительной власти, который осуществляет полномочия и функции учредителя;
  • название федерального органа исполнительной власти, который ответственен за осуществление процедуры ликвидации;
  • название правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, которые могут наступать по судебным решениям.
  • Готовится проект правового акта федерального органа исполнительной власти, который осуществляет функции учредителя. Данный проект касается ликвидации федерального учреждения, которое находится в ведении федерального агентства или федеральной службы, находящихся в ведомстве указанного федерального органа. Только на основе подготовленного проекта возможна передача имущества предприятия.

    Подготовленный проект готовится одновременно с пояснительной запиской, которая содержит сведения о кредиторской задолженности и обоснование целесообразности планируемой ликвидации организации. Помимо этого, в пояснительной записке могут отражаться дополнительные сведения.

    Есть возможность ликвидации федерального казенного учреждения, осуществляющего функции по государственному управлению. Информация о структуре, к которой данные функции перешли, появляется по завершении процедуры ликвидации.

    Если на данное учреждение возложены публичные обязательства перед гражданами, появляется соответствующая информация. Указывается, какой орган будет отвечать по обязательствам, в том числе финансовым.

    Таким образом, ликвидация государственного учреждения имеет определенную специфику. Важно, чтобы все действия выполнялись в строгом соответствии с установленными законодательными нормами.

    Пошаговая инструкция разделения ООО на два ООО приведена тут.

    Роль промежуточного ликвидационного баланса при ликвидации рассмотрена тут.

    Ликвидация автономной некоммерческой организации

    Под автономной некоммерческой организацией (АНО) понимается хозяйственный субъект без членства. Существование такого предприятия поддерживается за счет взносов, которые поступают на добровольной основе. Основной целью организаций автономного типа является не получение прибыли, а обеспечение специфических направлений инфраструктуры. АНО сегодня это учреждения здравоохранения, спорта и культуры. Некоммерческие организации имеют особый налоговый статус, присвоение которого дает право получения государственных льгот.

    Основы деятельности автономных некоммерческих организаций:

    • Лица из состава учредителей, которые внесли имущество в качестве взноса в уставный капитал, теряют на него право. Объекты переходят в собственность курируемых ими организаций;
    • Учредители и сама организация не являются взаимозависимыми, в связи с чем не несут ответственности по результатам деятельности (обязательствам);
    • Юридические владельцы АНО согласно законодательству, осуществляют надзор за созданными ими предприятиями. Эта норма применяется и в том случае, если учредителями являются юридические лица (субъекты Федерации или муниципальные образования). Основное требование к органу управления – это наличие в коллегии не мене двух человек. Также должен быть создан исполнительный орган (директор).
    • Решение о ликвидации автономной организации

      В случае, если возникает необходимость в прекращении деятельности АНО с некоммерческим уклоном, придется соблюсти установленную законодателем процедуру. Алгоритм ликвидации из реестра юридических лиц подразумевает проверку финансового-хозяйственной деятельности, уведомление контрагентов и подготовку пакета документов. Особое внимание к деятельности АНО объясняется применением льготного режима налогообложения. Правда, за учредителями сохраняется право не разглашать реальных причин закрытия предприятия.

      Тем не менее, частыми причинами закрытия автономных некоммерческих предприятий являются отклонение от основной цели, невозможность выполнения основных задач, нарастающая финансовая нестабильность и даже банкротство.

      Полный перечень условий, при которых становится возможной ликвидация автономного некоммерческого предприятия:

      Законодательно предусматривается несколько алгоритмов, которые могут использовать учредители для исключения АНО из единого государственного реестра:

    • Предприятие можно закрыть в режиме добровольной ликвидации. Решение принимается учредителями;
    • Прекратить деятельность некоммерческой организации можно с использованием альтернативного варианта. Например, можно закрыться способом поглощений более крупным предприятием;
    • Для АНО подходит вариант реструктуризации;
    • Для автономных некоммерческих организаций допускается закрытие способом смены состава учредителей.
    • Автономное предприятие некоммерческого профиля может ликвидироваться по решению судебных органов. Тесное взаимодействие с другими организациями на фоне ослабевающего финансирования нередко приводит руководство в тупик. Кредиторы, которые опасаются за свои средства, могут инициировать обращение в суд с требованием принудительно закрыть организацию, которая стоит на пороге банкротства. В этом случае учредители избавляются от необходимости проводить все этапы добровольной ликвидации, ведь причина закрытия становится очевидной.

      После того, как управляющий орган АНО получает соответствующее решение, ему следует направить документ в налоговый орган, после чего предприятие будет снято с учета.

      В ходе ведения хозяйственной деятельности предприятия тесно сотрудничают с другими юридическими лицами. Нередко единственным выходом из ситуации является закрытие с целью погашения накопившихся долгов. Ликвидация юридического лица в этом случае может быть инициирована как руководством предприятия, так и кредиторами. Для начала оформления документов на закрытие и подачу объявления необходимо решение суда.

      В отличие от обществ с ограниченной ответственностью, в АНО учредители не несут ответственности, в том числе за наличие долгов.

      Пошаговая инструкция ликвидации АНО

      Закрытие автономных некоммерческих предприятий имеет много общего с действиями при ликвидации остальных типов юридических лиц. Вместе с тем, требование к четкому оформлению документов остается таким же. Наличие ошибок или мелких недочетов может спровоцировать затягивание процесса и повышение внимания со стороны государственных органов, которые осуществляют надзор за сменой юридического статуса предприятий. Ознакомиться с перечнем мероприятий, которые проводят предприятия АНО при ликвидации, можно в актуальной версии Гражданского Кодекса:

    • Учредители оформляют свое решение о ликвидации некоммерческой организации. Именно с протокола начинается процесс подготовки документов для внесения изменений в реестр юридических лиц. На заседании автономной организации принимается ответственное решение, которое заверяется всеми участниками. В последующем протокол должен быть передан в Министерство юстиции. Документируется не только завершающий этап голосования, но и сам процесс голосования;
    • На следующем этапе создается специальная комиссия, в ведении которой будет проверка финансово-хозяйственной деятельности, надзор за оформлением отчетных бухгалтерских документов. На этот же период назначается ликвидатор – независимый эксперт, который отвечает за сопровождение всего процесса;
    • Руководитель проекта ликвидации инициирует обращение в средства массовой информации о намерении закрыть автономное некоммерческое предприятие. С момента официального опубликования проходит два месяца, в течение которых формируется список дебиторов и кредиторов. Намечается план истребования дебиторской задолженности и список очередности погашения имеющихся за АНО долгов;
    • Главным бухгалтером юридического лица проводится проверка финансовых показателей, сводные данные служат для формирования промежуточного баланса;
    • Имеющиеся активы предприятия используются для погашения кредиторской задолженности в порядке установленной очередности;
    • По истечении двух месяцев с момента официального оповещения предпринимателей в средствах массовой информации, подается заявление в налоговую инспекцию. Пакет документов, который прикладывается к заявке, внимательно изучается инспекторами, принимается решение.
    • После того, как проведены все мероприятия, ликвидатор АНО получает соответствующее уведомление об исключении предприятия из единого государственного реестра.

      Документы для ликвидации АНО

      Закрытие организации всегда сопровождается сбором целого пакета документов. Этому этапу процесса следует уделить особое внимание, если руководитель АНО не желает попасть в неприятную ситуацию, связанную с затягиванием ликвидации. Стандартный перечень документов, которые должны быть отработаны безупречно. В налоговую инспекцию представляются:

    • Оригинал свидетельства, подтверждающего факт государственной регистрации (ОГРН);
    • Заявление, в котором предприятие выражает свое намерение прекратить существование;
    • Завершающий баланс автономной некоммерческой организации. На отчете уже должна стоять отметка налогового органа, подтверждающая проверку финансово-хозяйственной деятельности;
    • Квитанция или иной документ, который подтвердит уплату государственной пошлины;
    • Справка об изъятии печати, принадлежавшей юридическому лицу или распоряжение о передаче печати;
    • Подтверждения о полных расчетах с негосударственными фондами;
    • Выписка из публикации о ликвидации предприятия;
    • Реквизиты всех учредителей АНО и главного бухгалтера, паспортные данные, ИНН как физических лиц. Особенное внимание следует уделить смене участников в течение отчетного налогового периода;
    • Копии устава организации и государственного реестра.

    Стоимость закрытия

    При наличии в штате квалифицированных сотрудников, таких как юрист и бухгалтер, процесс оформления документов при ликвидации АНО пройдет без затруднений. Однако при отсутствии таких работников нелишним будет обратиться в специализированные организации. Там не только предоставят опытного юриста, но и предоставят гарантию прохождения всех этапов добровольной ликвидации. Стоимость таких услуг обычно варьируется, составляет от 30000 рублей. Максимальная стоимость договора аутсорсинга может меняться в зависимости от объема работ и уровня фирмы. АНО с долгами надо будет готовить большую сумму.

    Государственная пошлина за совершение официальной регистрации юридических лиц остается в разумных пределах. Так, в числе документов для снятия с учета квитанция об оплате 400 рублей. Именно столько понадобится для оплаты.

    Последствия ликвидации АНО в сравнении с другими видами некоммерческих предприятий

    По общему правилу, руководящий состав автономных некоммерческих предприятий не может быть привлечен к ответственности. Вместе с тем, конкретный перечень взысканий можно изучить в руководящих документах, которые регламентируют порядок существования того или иного типа предприятия:

  • Для общественных и религиозных объединений, фондов, некоммерческих партнерств и потребительских кооперативов. Члены и участники не отвечают по обязательствам предприятия (притязаниям кредиторов);
  • Для частных учреждений предусматривается ответственность по обязательствам, которые стали следствие ведения предприятием финансов-хозяйственной деятельности. Если для погашения кредиторской задолженности недостаточно средств в активе юридического лица, на возвращение долгов могут привлекаться средства учредителей или их имущество;
  • АНО независимы от финансового состояния своих участников;
  • Ассоциации или союзы не отвечают по финансовым обязательствам своих учредителей, но участники несут субсидиарную ответственность по долгам своих предприятий. Уровень взысканий определяется учредительным договором;
  • По товариществам собственников недвижимости также не предусматривается наступление ответственности по обязательствам организации.
  • Ликвидация АНО – установленный законодателем порядок исключения организации из списка юридических лиц. Основной причиной для принятия такого решения является стратегический просчет руководства. Вместе с тем не стоит воспринимать закрытие в качестве спасительного круга при наступлении кредиторов. Ликвидация всегда сопровождается тотальной налоговой проверкой. По этой причине руководителям коммерческих (некоммерческих) проектов всегда стоит думать о своей репутации при ликвидации предприятия и стараться сдать организацию налоговой без последствий.

    Как ликвидировать ООО: пошаговая инструкция

    Все юридические лица по российскому праву имеют свой срок жизни, начинающийся при «рождении» — создании, и заканчивающийся «смертью» — ликвидацией. Это справедливо и в отношении самой распространенной организационно-правовой формы юридических лиц – общества с ограниченной ответственностью.

    Закрытие ООО может происходить по различным причинам, но пути в законодательстве предусмотрено только два – по решению его участников (добровольно) и по решению суда (принудительно). Если ликвидировать общество решили его собственники, то тут можно обратиться за помощью к юристам, специализирующимся на данной деятельности, или изучить вопрос, как закрыть ООО самостоятельно. Имея общее представление о порядке действий, это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Тем более, что многие справочно-правовые системы предоставляют в помощь таблицы с описанием, как ликвидировать ООО самостоятельно пошаговая инструкция 2018. Остановимся на наиболее значимых моментах процедуры закрытия.

    Как происходит ликвидация ООО в 2018 году, пошаговая инструкция:

    В случае добровольного прекращения деятельности, решение об этом принимается общим собранием участников. Вся процедура, предшествующая проведению общего собрания участников, где есть вопрос «ликвидация компании», не отличается от процедуры созыва собраний для решения других вопросов. Поэтому документы, составляемые на данном этапе, не будут отличаться по форме от документов, которые необходимо готовить для созыва любых общих собраний участников.

    Проведение инвентаризации имущества общества, которое находится в стадии закрытия. На данном этапе составляется приказ о формировании комиссии по инвентаризации, ее сроках и порядке проведения. По итогам должны быть оформлены инвентаризационные описи или акты инвентаризации, а также ведомость результатов, выявленных инвентаризацией. Основной нормативный акт, которым необходимо руководствоваться при проведении инвентаризации на этом этапе — Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 .

    Следующим шагом является оформление решения общего собрания участников общества о его ликвидации соответствующим протоколом. Одновременно определяется состав ликвидационной комиссии.

    Принимаемые на общем собрании участников решения могут выглядеть следующим образом (пример):

    После этого необходимо известить Федеральную налоговую службу о ликвидации по форме № Р15001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] . В соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ такое уведомление должно быть направлено в регистрирующий орган в срок не более трех дней с даты принятия решения о прекращении работы. Несоблюдение этого срока наказывается по ч. 3, 4 ст. 14.25 КоАП РФ . С момента регистрации уведомления в сведениях о данном юридическом лице появится информация, что юридическое лицо приняло решение о своей ликвидации. Здесь стоит помнить, что налоговый орган после получения такой информации может прийти в организацию с проверкой.

    Далее уведомляются кредиторы. Порядок этой процедуры предусмотрен п. 1 ст. 63 ГК РФ — ликвидационная комиссия размещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о закрытии фирмы и о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами (этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации). Комиссия также и самостоятельно принимает меры к выявлению кредиторов организации, исходя из документации.

    Публикация в печати выглядит так (образец):

    До наступления следующего этапа проходит срок минимум два месяца, в течение которого ликвидируемое общество ждет предъявления требований от кредиторов. Процедура рассмотрения обращений кредиторов законодательно не установлена, поэтому общество само определяется, каким образом вести учет предъявляемых претензий и рассматривать их.

    После истечения срока на предъявление претензий кредиторов общество составляет промежуточный ликвидационный баланс. Его форма не утверждена, но из анализа практики можно сделать вывод, что такой баланс должен отвечать всем требованиям Правил бухгалтерского учета. На уровне закона установлен только перечень сведений, какие необходимо включить в ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица
  • перечень предъявленных кредиторами требований
  • результаты рассмотрения требований
  • требования, удовлетворенные вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
  • Промежуточный ликвидационный баланс подлежит утверждению общим собранием участников и о факте его составления уведомляется налоговый орган. Для этого используется та же форма уведомления, что и при принятии решения о ликвидации общества — № Р15001.

    На этой стадии происходит выплата денежных средств кредиторам. Очередность выплат установлена ст. 64 ГК РФ , общество при выплатах руководствуется утвержденным промежуточным ликвидационным балансом. После выплат кредиторам общества следует обратить внимание на обязанность уведомить о прекращении деятельности Пенсионный фонд РФ. Данный этап заканчивается составлением ликвидационного баланса. Иногда юридическое лицо проводит перед этим повторную инвентаризацию. К ликвидационному балансу стоит подойти со всей ответственностью, т.к. в судебной практике имеется достаточно споров, где запись в реестре о ликвидации общества признается недействительной по причине отсутствия ряда сведений в ликвидационном балансе.

    Утверждение ликвидационного баланса является исключительной компетенцией общего собрания участников.

    На заключительной стадии между собственниками предприятия распределяется имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также вносится запись о ликвидации общества в единый государственный реестр юридических лиц.

    Решения последнего общего собрания общества могут быть сформулированы следующим образом:

    Таким образом, ликвидация предприятия (пошаговая инструкция 2018 года) состоит из вышеописанных этапов и заканчивается соответствующей записью в ЕГРЮЛ.

    Процедура принудительного закрытия организации (по решению суда) практически не отличается от вышеописанной. Здесь основной правовой нормой является п. 3 ст. 61 ГК РФ , где перечислены случаи, когда общество может быть ликвидировано принудительно. Решением суда о ликвидации общества на его участников или на орган, уполномоченный на такую процедуру по учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению всех необходимых мероприятий.

    Принудительную или добровольную ликвидацию общества следует отличать от банкротства ООО. В случае банкротства ее порядок устанавливается Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

    Ликвидация бюджетного учреждения: пошаговая инструкция

    В периоды экономического кризиса, когда каждая копейка на счету, государству необходимо оптимизировать свои расходы. Вследствие этого уменьшается финансирование невыгодных сфер деятельности и происходит закрытие неэффективных государственных организаций. Пошаговая инструкция ликвидации бюджетного учреждения предусматривает проведение конкретных мероприятий, направленных на прекращение его функционирования; рассмотрим этот процесс на примере образовательного учреждения.

    Что написано в законе

    Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений регулируется ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.12, ст.22.

    В соответствии с этой статьей, данные организации создаются с учетом норм гражданского права для некоммерческих учреждений. Также все образовательные организации в зависимости от того, кем были созданы, разделяются на:

  • государственные – учредителем является непосредственно РФ или ее субъект;
  • муниципальные – создаются муниципальным районом или городским округом;
  • частные – образовываются частными физическими или юрлицами.
  • Функционирование всех бюджетных учреждений регулируется еще и Гражданским кодексом РФ.

    Процедура прекращения деятельности предусматривает два варианта закрытия образовательных учреждений: непосредственно закрытие или проведение реорганизации. Во втором случае из реестра исключается информация о ликвидируемом учреждении и сразу же проводится регистрация юридического лица, но уже под другим наименованием.

    Процедура ликвидации

    Порядок и основание для ликвидации образовательного учреждения должны отвечать регламенту распорядителя денег и законодательству государства. Ликвидация происходит в несколько этапов.

    Принятие решения

    Началом прекращения деятельности бюджетной организации служит принятие решения об этом органом, который является ее создателем. Оно принимается на основании следующих документов:

  • решения городского совета или постановление администрации муниципального района;
  • акта экспертной оценки возможных последствий прекращения деятельности;
  • протокола решения о проведении такой экспертной оценки;
  • устава органа-создателя организации;
  • решения собрания жителей населенного пункта, где прекращает работу образовательное учреждение.
  • Также при принятии решения учитываются законодательные нормы, которые предусматривают:

  • что ближайшая школа, в которую начнут ходить ученики, не должна быть на расстоянии более 4 км, и время, за которое до нее можно добраться пешком, не должно превышать 30 минут;
  • процесс ликвидации или организации учреждения не может начаться в период учебного года.
  • Постановление о прекращении деятельности должно включать такие основные моменты:

  • содержать причины, которые обусловили закрытие учреждения;
  • определять период, в течение которого кредиторы могут выдвигать свои требования;
  • утверждать план действий, связанных с прекращением функционирования.
  • Ответственным за выполнение решения о ликвидации, как правило, является организация — создатель учреждения.

    Создание ликвидационной комиссии

    На заседании по вопросу ликвидации учреждения также выбирается ликвидационная комиссия и согласовываются сроки проведения всех необходимых мероприятий.

    В обязанности комиссии входит публикация в печатных СМИ объявления и ликвидации организации: в нем указывается период, в течение которого будут приниматься претензии кредиторов, а также порядок их приема.

    Кроме этого, на плечи ликвидационной комиссии ложится организация всех мероприятий по закрытию учреждения, включая внесение соответствующей записи в госреестр и получение свидетельства о ликвидации.

    Инвентаризация активов

    В то же время управления образования муниципалитета или города должно:

    • провести инвентаризацию всех активов и обязательств учреждения, сформировать списки дебиторской и кредиторской задолженности, отослать всем кредиторам письма с уведомлением о предстоящем закрытии. Во время ликвидации обеспечить сохранность имущества;
    • предоставить директору образовательного учреждения постановление о его ликвидации, подготовить приказ и сообщить всем сотрудникам о предстоящем увольнении;
    • уведомить местную службу занятости о скором закрытии организации и следующим за этим сокращением штата.
    • Составление ликвидационного баланса

      После завершения срока, отведенного кредиторам на предоставление претензий, ликвидационная комиссия предоставляет для утверждения главному распорядителю бюджетными средствами промежуточный ликвидационный баланс, составленный на основании инвентаризации активов и обязательств и реестра требований кредиторов.

      Для формирования такого баланса осуществляется закрытие всех лицевых счетов, проводятся расчеты с дебиторами и кредиторами и передача материальных ценностей. Остатки средств, которые есть в наличии на счетах, перечисляются на соответствующий счет в казначействе. Непогашенная дебиторская и кредиторская задолженность списывается по решению главного распорядителя.

      Основания для списания кредиторской задолженности:

    • решение главного распорядителя;
    • результаты проведения инвентаризации;
    • решение ликвидационной комиссии;
    • Признание дебиторской задолженности безнадежной происходит на основании следующих факторов:

    • окончание срока исковой давности;
    • задолженность не ликвидирована в связи с невозможностью это сделать;
    • непогашение обязательства подтверждается установленным госактом;
    • закрытие задолженности не может быть произведено в связи с прекращением работы предприятия-должника.
    • Выплаты во время ликвидации

      Выплаты при ликвидации бюджетного учреждения должны помочь его уволенным сотрудникам обеспечить свое существование, пока они не найдут новую работу. По российским правовым нормам процедура сокращения проводится в таком порядке:

      • все сотрудники должны быть уведомлены о сокращении в связи с ликвидацией организации за 2 месяца до даты увольнения;
      • работодатель должен уведомить профсоюзную организацию и местный центр занятости не позднее чем за 3 месяца до фактической даты прекращения работы;
      • при увольнении работникам должны заплатить выходное пособие, компенсировать неиспользованный отпуск. Размер выходного пособия зависит от среднемесячного уровня дохода сотрудника за последний год работы и выплачивается в течение 2 месяцев после сокращения. Если служба занятости не трудоустроила специалиста на протяжении 3 месяцев, то он может получить пособие по безработице еще и за 3-й месяц.
      • Ликвидация бюджетного учреждения: Видео

        Порядок ликвидации учреждения

        В период экономического кризиса возрастают риски ликвидации учреждений разных типов, от частных до государственных.

        Именно поэтому в государстве действует определенный порядок закрытия компаний, который четко определен нормативно-правовыми актами.

        Процесс закрытия

        Процесс закрытия компаний в 2018 году осуществляется в несколько этапов.

        У компании или иных лиц, имеющих право инициирования процесса прекращения деятельности юрлица, должны быть определенные основания для осуществления ликвидации.

        Постановление

        Постановление о закрытии убыточного учреждения издает тот орган власти, к чьему ведению оно принадлежит.

        Правительство РФ отвечает за государственную собственность, Правительство субъектов России или органы местного самоуправления – за муниципальную.

        Прекращение деятельности учреждений может осуществляться на следующих основаниях:

        В некоторых случаях используется альтернативная ликвидация, которая предполагает:

      • реорганизацию компании;
      • ее вхождение в состав другого юридического лица;
      • смену руководства и учредителей.
      • Законодательная база, регулирующая ликвидацию учреждений различных типов, достаточно обширна.

        В настоящее время к ней относятся:

      • Гражданский кодекс РФ;
      • Бюджетный кодекс России;
      • Трудовой кодекс;
      • Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» № 127;
      • ФЗ России «О государственной регистрации юридических и физических лиц» № 129;
      • Закон «О СМИ»;
      • Федеральный закон «О некоммерческих организациях»;
      • ФЗ РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
      • Закон «Об образовании».
      • Ликвидация учреждения

        Ликвидация учреждений разных типов имеет общие правила, но также предполагает и наличие особенностей, которые будут влиять на прохождение процедуры.

        Коммерческого

        Закрытие коммерческой организации осуществляется в несколько этапов, но может быть облегчено отсутствием долгов.

        В этом случае следует опасаться только налоговой проверки, которая может обнаружить задолженности перед государством по налогам, что может незначительно продлить процесс.

        При наличии долгов и недостатке финансовых средств для их погашения ликвидация может занять много времени, так как будет совмещена с процедурой банкротства.

        Государственного

        Государственные учреждения прекращают работу в соответствии с общими кодексами и ФЗ «О государственной и муниципальной собственности».

        В рамках процесса ликвидации они проходят стандартные этапы, которые едины для всех юридических лиц.

        Муниципального бюджетного

        Собственность муниципальных властей также может проходить процедуру ликвидации.

        В этом случае прекращение деятельности осуществляется под контролем районной или городской администрации, которая выносит постановление и инициирует процесс.

        Образовательного

        Ликвидация образовательных учреждений чаще всего осуществляется двумя основными способами:

      • добровольное прекращение деятельности;
      • перерегистрация, то есть изменение юридического названия и исключение из государственного реестра первичного юридического лица.
      • Осуществляют эту процедуру муниципальные власти.

        Как проходит процедура ликвидации ООО в 2018 году? Смотрите тут.

        Если есть долги

        Ликвидация учреждения с долгами осуществляется по общей схеме прекращения деятельности юридических лиц:

      • После принятия решения о закрытии компании, ликвидаторы должны оповестить всех кредиторов о необходимости подачи требований.
      • Далее формируется список кредиторов в соответствии с очередностью, установленной Гражданским кодексом РФ.
      • После этого долги будут погашаться из средств компании. Если это невозможно, то учреждение проходит процедуру банкротства.
      • Образец заявления о банкротстве юридического лица здесь.

        Пошаговая инструкция

        Данный пункт будет интересен всем, кому предстоит ликвидация учреждения.

        Пошаговая инструкция в этом случае позволит провести эту процедуру правильно, чтобы не совершить ошибок и избежать различных проблем.

        Принятие решение о ликвидации коммерческого учреждения может осуществляться единолично, если имеется только один учредитель.

        Во всех остальных случаях оно проходит на общем собрании учредителей или акционеров, в зависимости от правовой формы организации.

        Для бюджетных учреждений, которые находятся в собственности государства, решение должно приниматься Правительством РФ.

        Образец решения о ликвидации юридического лица здесь.

        Ликвидационная комиссия

        Следующим шагом после принятие решения является выбор ликвидатора или ликвидационной комиссии. Именно этот орган осуществляет дальнейшее руководство учреждением.

        В данном случае закон не регламентирует точное количество участников комиссии, но определяет лиц, которые не могут в нее входить.

        К ним относятся:

      • должностные лица;
      • работники, которые принимали решение о закрытии компании.
      • Промежуточный баланс

        После того как была сформирована ликвидационная комиссия и отправлены уведомления кредиторам о прекращении деятельности учреждения, формируется промежуточный баланс.

        Он представляет собой:

      • перечень имущества и капитала, принадлежащего компании и выявленного в процессе ревизии;
      • списки о долгах и кредиторах.
      • Образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса здесь.

        После того как будет составлен промежуточный ликвидационный баланс, компания должна осуществить расчеты с кредиторами в соответствии с определенной законом очередностью:

      • выплаты за причинение вреда здоровью и жизни;
      • выплаты сотрудникам;
      • долги перед государством;
      • частные кредиторы.
      • После удовлетворения всех финансовых требований составляется конечный баланс.

        Перечень документов

        Для ликвидации учреждения необходимо подготовить определенные документы:

      • свидетельство о регистрации в налоговой инспекции;
      • выписка из государственного реестра юрлиц;
      • договор о создании учреждения;
      • устав;
      • печать.
      • Пакет документов может изменяться в зависимости от типа организации, так частные компании имеют одни рекомендации, а требования к образовательным или некоммерческим могут несколько отличаться.

        Образец заявления о ликвидации учреждения здесь.

        К заявлению о ликвидации юридического лица, направляемого в налоговую инспекцию, должны прилагаться:

      • конечный ликвидационный баланс;
      • квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.
      • Какие выплаты положены?

        Сотрудники ликвидируемых учреждений имеют определенные права, которые защищаются Трудовым кодексом РФ:

      • они должны быть извещены о предстоящем сокращении за два месяца;
      • при увольнении им выплачиваются все долги по заработной плате, а также выходное пособие в размере средней зарплаты за последние двенадцать месяцев.
      • Образец уведомления сотрудников об увольнении в связи с ликвидацией учреждения здесь.

        Кроме этого, работникам учреждений, проходящих процедуру ликвидации, обязаны выплачивать компенсационные выплаты в течение двух месяцев. Они также равны средней заработной плате.

        В том случае, если после сокращения работник обратится в центр занятости и встанет на учет, но не сможет найти работу в течение периода получения выплат от бывшего работодателя, то ему может быть назначено пособие от учреждения еще на один месяц.

        Возможна ли ликвидация ТСЖ с долгами? Читайте здесь.

        Нужно ли отправлять уведомление в ПФР о ликвидации? Подробности в этой статье.

        Ликвидация учреждений может быть осуществлена в период от нескольких недель до нескольких лет, в зависимости ситуации и имеющихся проблем:

      • частные компании и образовательные организации могут быть реорганизованы в короткие сроки;
      • другие юридические лица, особенно имеющие долги, могут быть направлены на процедуру банкротства, в результате чего могут быть исключены из государственного реестра только через год или больше, в зависимости от назначенных этапов и успешности их реализации.
      • Добровольная ликвидация организации, не имеющей финансовых проблем, может быть осуществлена в течение полугода.

        На видео о закрытии организации

        Как проводится реорганизация бюджетного учреждения путем присоединения

        Процессы реорганизации могут затронуть не только частные фирмы — они могут осуществляться и в учреждениях, находящихся на балансе государства.

        Процедура присоединения может применяться в том случае, если планируется сокращение числа бюджетных организаций или их филиалов, а также для укрупнения существующих структур.

        Содержание

        Используемый в отношении юридических лиц механизм реорганизации на уровне бюджетных учреждений имеет свою специфику, которая подробно раскрывается в данной статье.

        Базовые сведения ↑

        Государство принимает решение о реорганизации отдельных учреждений, финансируемых из бюджета для оптимизации своих затрат, удаления лишних подразделений, оптимизации управления.

        Необоснованно большое число филиалов, раздутый аппарат управления, удаление непрофильных департаментов – все эти вопросы в рамках бюджетных учреждений способна решить реорганизация.

        Ее применение обусловлено двумя главными причинами:

        Одной из наиболее распространенных процедур реорганизации на уровне бюджетных учреждений выступает присоединение, которое приводит к ликвидации одних организаций и укрупнению других.

        Стоит подчеркнуть, что решение о проведении реорганизационных мероприятий принимают федеральные или региональные власти, в зависимости от того, на чьем балансе состоит то или иное учреждение.

        Что это такое

        Реорганизация бюджетного учреждения в общем виде предполагает прекращение его деятельности, как юридического лица, после чего все его права, активы, долги, обязанности переходят к иной организации (новой или действующей).

        В этом ее отличие от ликвидации, при которой бизнес исчезает безвозвратно (гл. 3 ФЗ-7).

        Для бюджетных организаций реорганизация учреждения путем присоединения может рассматриваться, как процедура прекращения существования одной или нескольких структур, которое предполагает передачу их активов, прав и обязательств организации, частью которой они становятся.

        Чаще всего в этом случае мелкие учреждения или филиалы присоединяются к крупной организации (ст. 16 ФЗ-7).

        Важно помнить, что в рамках присоединения имеют место такие процессы:

        С какой целью осуществляется

        Принимая решения о присоединении бюджетных организаций федеральные или местные органы власти, как правило, преследуют одну из приведенных ниже целей, в частности:

        1. Устранение излишней раздробленности внутри отраслевого учреждения (удаление лишних подразделений и филиалов.
        2. Сокращение численности аппарата управления.
        3. Формирование крупных структур с широким набором направлений деятельности.
        4. В целом же в рамках реорганизации преследуется сокращение затрат на содержание лишних структур и оплату труда руководящим работникам, а также оптимизация работы учреждения.

          Правовое регулирование

          Вопросы, касающиеся реорганизации бюджетных учреждений, регулируются гражданским законодательством РФ.

          Какие существуют формы реорганизации юридических лиц, читайте здесь.

          К тому же важно понимать, что стандартные процедуры присоединения, слияния, преобразования, предусмотренные для юридических лиц здесь неприменимы – речь идет о некоммерческих организациях.

          В общем виде правовую основу осуществления присоединения бюджетных организаций формируют:

          После того как реорганизация организации завершена потребуется внести новое юридическое лицо в ЕГРЮЛ. Этот вопрос подробно раскрывает ФЗ-129.

          Реорганизация казенного учреждения путем присоединения ↑

          Ныне российские власти серьезно занимаются вопросом повышения эффективности деятельности бюджетных организаций.

          Они проводят их функциональный анализ на основании, которого нередко принимают решение о реорганизации всего учреждения или его части.

          Мероприятия по реорганизации затрагивают учреждения образования, культуры, здравоохранения, преследуя при этом сокращение затрат и оптимизацию выполнения возложенных на структуру функций.

          В общем виде процесс присоединения бюджетной организации предполагает:

        5. укрупнение одного подразделения;
        6. ликвидация других, путем их вливания в более крупную структуру.
        7. Он напоминает аналогичного характера процедуру, происходящую на уровне коммерческих фирм, но имеет и свои специфические особенности.

          Пошаговая инструкция

          Процесс присоединения одной или нескольких бюджетных организаций к другой можно представить в виде такой последовательности этапов:

          В отличие от хозяйственных обществ, где решение о реорганизации выносят учредители, создавшие данный бизнес, с бюджетными организациями ситуация несколько иная.

          Здесь решение принимается непосредственно Правительством РФ (Постановление Правительства РФ №71).

          Осуществляется этот строго регламентированный процесс следующим образом:

        8. Федеральный или местный орган исполнительной власти, в ведении которого состоит бюджетное учреждение подготавливает решение.
        9. Цели проведения реорганизации.
        10. Численность персонала.
        11. Размер ассигнований из бюджета на содержание рассматриваемой структуры.
        12. Сроки и дату проведения процедуры.
        13. Курирующий процесс реорганизации орган, созданный на базе учреждения (комиссия).
        14. Источник средств для проведения мероприятий.
        15. Организации, к которым будут присоединены учреждения.
      • готовое решение согласуется с Минэкономразвития РФ, Минсоцразвития РФ и Минфином РФ;
      • в случае наличия спорных вопросов, касающихся активов бюджетной организации в процедуру реорганизации вовлекается Росимущество;
      • детально проработанный документ рассматривает и утверждает в ходе своего заседания Правительство.
      • После того как решение о реорганизации принято потребуется осуществить уведомительные мероприятия.

        В круг структур, которым рассылаются письма с сообщением о реорганизации бюджетного учреждения входят:

      • орган, который проводит государственную регистрацию организации, выдал ей свидетельство и внес в ЕГРЮЛ (ст. 60 ГК РФ). Таковым, как правило, выступает налоговая служба в лице ее регионального подразделения. Отправить ей письмо потребуется в течение 3-х дней с момента утверждения решения Правительством РФ.
      • кредиторы, которые получив уведомление, имеют право запросить у присоединяемой организации досрочного погашения долга или переоформления договора. Осуществить это мероприятие необходимо в течение 5-ти дней с момента принятия решения (ст.13.1 ФЗ-129).
      • широкая общественность, для которой публикуется официальное сообщение о реорганизации бюджетного учреждения в «Вестнике госрегистрации». Сделать это необходимо в течение 2-х месяцев до начала реорганизации бюджетного учреждения (ФЗ-129).
      • внебюджетные фонды, в том числе ПФР, ФСС и ФОМС о реорганизации также, как и налоговая уведомляются в течение 3-х дней. Поскольку речь идет о присоединении, то эти организации начинают рассматривать вопрос о передаче уплаты взносов присоединяющей организации (ст. 28 ФЗ-212).
      • работники бюджетного учреждения уведомляются в письменной форме и под роспись за 2 месяца до начала реорганизации. При этом они имеют право уволиться за этот период по собственной воле, ввиду своего нежелания работать в укрупненной организации. Тем же, кто пожелает остаться впоследствии вносятся записи о переводе в иную организацию в трудовые книжки (ст. 74-75 ТК РФ).
      • Составление передаточного акта

        Поскольку в процессе присоединения активы, обязательства, долги передаются от одних бюджетных учреждений к другому на правах правопреемства, то это оформляется в форме передаточного акта (ст. 58 ГК РФ).

        Данный документ по сути представляет собой годовую бухгалтерскую отчетность присоединяемых организаций с удостоверением акта передачи бухгалтерскими проводками (Инструкция Минфина РФ №128-н).

        Присоединяемые бюджетные учреждения исключаются из ЕГРЮЛ, а относительно присоединяющей организации в реестр вносится новая информация.

        Смотрите еще:

        • Муниципальная пенсия московская область Муниципальная пенсия Пенсия муниципальным служащим начисляется не по старости, а по выслуге лет. Если работник данной категории обладает иным стажем (был ранее трудоустроен не в государственном учреждении), то он может дополнительно […]
        • Пенсия в 2014-2018 году Размеры средней пенсии по России в 2018 году Средняя пенсия по стране является одним из критериев общего уровня жизни. Социальная льгота претерпевает изменения и подлежит постоянной индексации при развитии экономики. Размер пособия […]
        • Как рассчитать пенсию по баллам Расчет пенсии по баллам Недавняя пенсионная реформа существенно изменила принцип назначения и формирования будущих пенсионных начислений. По общему правилу назначаются несколько видов пенсий: Выплаты по старости, которые назначаются с […]
        • Повышение военной пенсии с апреля 2018 Кому повышают пенсию с 1 апреля 2018 Социальная пенсия увеличится с 1 апреля. В Постановлении Правительства от 20.03.2018 № 302 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2018 г. социальных пенсий», который пока не вступил в […]
        • Какой возраст выхода на пенсию в россии Сколько лет нужно работать, чтобы выйти на пенсию? Трудовым стажем принято называть совокупность всех периодов официальной трудовой деятельности гражданина до выхода на пенсию. В настоящее время введено понятие страховой стаж (это период, […]
        • Реестр спортивных федераций МИНИСТЕРСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Аккредитация спортивных федераций Государственная аккредитациярегиональных спортивных федераций по видам спорта Приказы министерства по физической культуре и спорту Амурской […]
        • В декабре добавят пенсию Прибавка пенсии в 2017 году в России Прибавка пенсии в 2017 году в России составит 6,5%, что зафиксировано в проекте бюджета ПФР. Уже в следующем году чиновники планируют вернуться к полноценной индексации, однако экономические реалии […]
        • Как оформлять разрешение на оружие Разрешение на оружие — как получить лицензию на оружие согласно закону РФ? Есть разные виды гражданского оружия, от огнестрельного до газового или травматического – но для практически всех из них нужна лицензия. Для многих процедура […]