Поощрение и наказание детей в доу

Золотые правила поощрения и наказания

Поощрение и наказание это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

Сегодня взрослые стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказании на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание сразу за все проступки.

4. Недопустимо запоздалое наказание. Ведь даже законом учитывается срок давности. Нельзя наказывать за когда-то совершенный проступок. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения взрослого. Если отношения с ребенком нормальные, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.

9. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять любовь взрослого. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к взрослому. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным.

10. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.

11. ВНИМАНИЕ. Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

— когда он болеет;

-перед сном и сразу после сна;

-во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

-во время работы или игры;

-непосредственно после душевной или физической травмы;

-когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;

-когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

12. Прежде чем наказать, узнайте причину. Иногда отрицательный результат, это попытка исследовать свои возможности. Ребенок решит сделать сюрприз и украсил шкаф пластилиновым панно. В этом случае необходимо похвалить за результат, сделав акцент на том, что панно лучше бы смотрелось на картоне, и его можно было бы перемещать. Подготовьте ребенка к тому, что его панно придется убирать — ведь это его достижение.

13. Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения.

14. Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрения и наказания. Осуществляя выбор, они лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.

15 . Не используйте в целях наказания бойкот, лишение любви («я тебя не люблю»), физические наказания, крик.

16 . Лучше поощрять , чем наказывать. Если нужное поведение поощрять, а не нужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем использование и поощрения, и наказания.

17 . Поощрения и наказания должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена.

18. Оценивая работу ребенка- оценивайте ее реально. Оценивая неудачные работы, давайте ребенку подкрепление ( что и у вас не всегда все получается и что для человека нет ничего невозможного).

Поощрение – это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

1. Преувеличенную похвалу тотчас хочется « поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Так как происходит вот что: дети чувствуют не искренность, преувеличенную похвалу. Ребенок , словно чувствуя сомнение, пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

Ребенок оценит искреннюю похвалу, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

Итак, если вы хотите похвалить ребенка, не спешите восклицать «Какой ты молодец!». Просто скажите с улыбкой, что он сделал хорошо. Допустим, так «Ты хорошо собрал игрушки.». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

А если, вы хотите похвалить ребенка за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты настоящий художник!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое – сколько яблок на нем!»

Нужно уметь построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

2. Похвала должна быть направлена на поступок, а не на его личность.

Ребенок может почувствовать тревогу – ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

ПЕРВЫЙ: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою « не столь идеальную» натуру плохим поведением.

Но возможен и ВТОРОЙ вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям «Какой исключительный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!»- малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

3. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычное. Это правило хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку и т.д. ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна.». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

4. Не выражайте свое одобрении в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения – из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

5. Там, где много детей, взрослый должен следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. В таком случае надо действовать обдуманно и неторопливо.

6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой или шоколадкой.

7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее. Ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым делом следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

8. Учите ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

9. Чем разнообразнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения. Чтобы поощрения выполнили свою функцию, они должны быть четко связаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запомнится, а конфетка за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».

10. Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка.

11. Дети дошкольного возраста чувствительны словам значимых для них взрослых, поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.

12. Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.

13. Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо и т.п.

14. Поощрений должно быть больше, чем наказаний, для создания положительного фона воспитательного процесса.

Автор-составитель: Кулешова Ирина Викторовна,
воспитатель МБДОУ детский сад 7,
г. Киселевск, Кемеровская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции.

Поощрение и наказание детей в доу

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей — каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение — сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету – не куплю конфету» ( подарки в качестве поощрения). Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова «Подойди сюда» с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.
Правила поощрения
По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.
Ограничители похвалы:

  • не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
  • не хвалить больше двух раз за одно и то же;
  • не хвалить из жалости;
  • не хвалить из желания понравиться.
  • Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.

    Индивидуальные требования к норме похвалы

    Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

  • дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;
  • дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
  • самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.
  • Типы похвалы

    1. «Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
    2. «Аванс» – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.
    Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.
    Можно выделить следующие типы аванса:
    а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;
    b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;
    с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.
    Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.
    3. «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
    4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
    5. «Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

    При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.
    Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.
    Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

    Рекомендуемые формы наказания

    • вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
    • лишение поощрений и привилегий;
    • осуждение поведения;
    • народное средство.
    • В. Леви рекомендует за чрезвычайные проступки наказывать в народном стиле, цель – отучить раз и навсегда.
      Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

      Правила наказания

      1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
      2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.
      3) Если есть сомнения, наказывать или нет — не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
      4) За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.
      5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
      6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
      7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
      8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

      Нельзя наказывать лишением любви!

      Составила: психолог ГДППНД (г.Минск) Кудрявцева О.А.

      Поощрение и наказание дошкольников в процессе воспитания. Плюсы и минусы

      Ираида Факиро
      Поощрение и наказание дошкольников в процессе воспитания. Плюсы и минусы

      Существуют различные методы воспитания: разъяснительные беседы, уговоры, ласка, приказ, поощрение, наказание, уступчивость, твердость. В разных ситуациях все эти методы могут быть уместны, но не стоит злоупотреблять ими.

      Поощрения и наказания играют большую роль в процессе воспитания ребенка. На первый взгляд, все предельно ясно. И наказания, и поощрения призваны вырабатывать условный рефлекс: за неправильным поведением следует наказание, за правильным – поощрение.

      При разговоре о наказаниях следует обратиться к этимологии этого слова. Оно является однокоренным со словами «наказ», «указ», т. е. урок. А там, где урок, то мы хотим чему-то научить ребенка.

      Воздействовать на формирование характера, нормальных психологических качеств ребенка можно, разумеется, не только при помощи наказаний. Эффективность наказаний будет выше, если они применяются редко, неожиданно и на фоне поощрений.

      Некоторые родители намеренно не замечают успехов и достоинств ребенка, боясь похвалой избаловать его. Но в процессе воспитания важно как наказание, так и поощрение, хотя взрослые часто не видят повода для похвалы ребенка. Если он хорошо себя ведет или научился чему-то новому, обычно это воспринимается как что-то естественное, не требующее поощрений. К тому же считается, что для похвалы родителям не требуется особых знаний и умений. Но это не всегда так.

      Любое совершенное ребенком усилие, попытка достичь цели необходимо поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное – отметить старание, верный нравственный поступок, поскольку для некоторых детей достижение даже невысоких результатов требует приложение больших усилий. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесут ему ощущение успеха, радости, удовлетворение от проделанной работы, что уже будет являться наградой.

      К сожалению, родители не всегда правильно используют поощрения, действуя по логике естественных последствий: убрал игрушки – вот тебе шоколадка и т. д. В результате ребенок привыкает выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели только если за этим последует вознаграждение.

      Ласка, поцелуи, поглаживания в разумных количествах (не заласкивание и захваливание без учета действительных достижений) допустимы в качестве поощрений и одобрений в любом возрасте с учетом индивидуальных взаимоотношений. Перехваленный ребенок будет стараться избегать решения сложных задач, стремиться получать похвалу какими-то иными путями, ему будет трудно приспосабливаться к жизни вне семьи.

      Поощрять стоит только неординарные поступки, те, которые совершены ребенком самостоятельно, без обычных напоминаний со стороны взрослого. Действия, не доведенные до автоматизма, а совершенные впервые, несомненно заслуживают похвалы. Если же, совершив что-то значительное, ребенок не дождался похвалы, он в дальнейшем не будет видеть в этом целесообразности.

      Поощрение – более действенный инструмент воздействия. Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Поэтому ребенок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения, свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал, и обязательно захочет повторить его.

      Данный механизм не применим к наказаниям. Взрослые ошибаются, когда думают, что наказанный ребенок постарается не повторять свой проступок. Напротив, для него переживание унижения и стыда, сопутствующие наказанию, связывается с чувством обиды и негативного отношения к наказавшему его человеком.

      Награда, одобрение и похвала возвышают ребенка и ориентируют его на хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное – значит и самому испытывать радость. Наказание же, особенно связанное с открытым актом насилия, несет в себе негативный эмоциональный заряд и обращается против наказывающего. Кроме того, ребенок будет постоянно бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания, станет в будущем более изобретательно и ловко скрывать свои проступки.

      Пожалуй, нет на свете ни одного ребенка, которому нравились бы наказания, равно как и нет таких родителей, которым было бы приятно наказывать своих детей. Но исключить из процесса воспитания воздействие на ребенка путем различных его форм все-таки невозможно. Для того чтобы наказание не принесло ребенку вреда, а, наоборот, стало полезным и способствовало бы налаживанию контакта между детьми и родителями, необходимо, все продумав, проанализировав, выбрать правильную его форму с учетом индивидуальных особенностей ребенка, одним словом, подойти к этому вопросу творчески. Воспитание заключается в том, чтобы ребенок, осознавая и оценивая свои поступки, старался не повторять те из них, которые считаются плохими, и совершал хорошие. И указывать на то, что ребенок доставил кому-то неприятности или причинил боль, следует именно взрослым.

      Суть наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, что необходимо исправлять вред, хотя бы частично возмещать нанесенный ущерб. Самое главное значение наказания заключается в снятии вины, которую испытывает напроказивший ребенок. Напряжение, испытываемое им после совершения проступка, как правило, исчезает непосредственно после примирения с наказывающим. Важно, чтобы ребенок понял и принял свою вину, тогда и наказание покажется ему заслуженным.

      Справедливым считается наказание, которое ребенок получает за нарушение правил, обсужденных и установленных родителями которые известны ребенку.

      Прощение – это освобождение от обиды и гнева. С ним неразрывно связано наказание. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Но прощать СВЕ и ВСЕГДА – значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка.

      Одной из распространенных негативных форм наказания является физическое наказание, основанное на страхе перед болью. Значительная часть родителей традиционно считает, что физическое наказание – довольно эффективный способ воздействия на детей.

      Ребенок становится покорным и послушным. Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины. Он как бы расплачивается за содеянное испытанием болью и страхом. Поэтому осознавать и переживать свой проступок, делать выводы уже не будет.

      Если мы хотим чему-то научить ребенка, то не должно быть гнева. Физическое воздействие в лучшем случае тормозит развитие интеллекта ребенка, а в худшем – ведет к его регрессу, а значит, оно не будет помощником в деле воспитания.

      Часто наказание, если оно неадекватно проступку, рождает ответную агрессию. Под неадекватным следует понимать такое наказание, которое по силе воздействия на личность ребенка превышает сам проступок.

      Поощрение более действенное воспитательное средство, чем наказание. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошее.

      Сибмама — о семье, беременности и детях

      Поощрение и наказание в детском саду

      Сообщение Yasya » Вт Окт 16, 2012 13:07

      АнечЬка

      Здравствуйте!
      Помогите, пожалуйста, разобраться в ситуации.

      Сыну пять лет. В детском саду в группе воспитатели вели систему «поощрений-наказаний»: каждому ребенку на кабинку наклеили сундучок («для сокровищ») и за хорошее дело (хорошее поведение, как объяснил ребенок) дают награду — клеят наклейку, а за плохое — наклейку отклеивают. При этом что входит в хорошие дела и плохие, четко не может объяснить ни дети (ответ: «хорошее поведение, дежурство по столовой», дальше каждый вспоминает еще по пункту, который у него проблемный), ни воспитатель («я же им уже тысячу раз повторяла!» — «расскажите еще раз мне» — «ну, вот, хорошее поведение, в спальне не шалить, игрушки убрать, другого пожалеть. » с дежурством четыре пункта насчитали.)

      Я полностью поддерживаю поощрение хороших поступков, хотя, как мне кажется, стоило бы более ясно сформулировать, что поощряется. Но отбирать награду за то, что провинился — разве это верно? Разве доброе дело может исчезнуть оттого, что нашалил? Разговаривала с воспитателем — она против того, чтобы что-то менять (например, сохранять «хорошие» наклейки, но клеить «плохие»).

      Сын очень ждал, когда появятся эти награды, дома постоянно говорил: «мама, ты опять не купила наклейки!» (сундучки наклеили раньше, чем родительский комитет купил липучки). Для него потеря наклейки — ощутимая потеря. Т.к. ребенок очень активный, то такие потери происходят постоянно.

      Когда взрослым предлагаю вариант «ты трудился, старался, тебе начислили премию, а потом проштрафился — с тебя эту премию высчитали» — он почему-то никого не устраивает, начинаются возмущения, объяснения, что все не так. Почему с детьми — так? Для меня это — в связи с отсутствием четких правил — однозначно вариант «угоди воспитателю».

      Садовский психолог в данный момент недоступен — перешел на другую работу.

      Объясните, пожалуйста, допустима ли такая система в детском саду. Какие еще варианты можно предложить. Для меня вариант «дал — отобрал» неприемлем полностью, я считаю это просто средством манипулирования ребенком и безмерно им возмущена.

      Материал по теме:
      Консультация для воспитателей. Поощрения ребенка

      Когда дети ведут себя плохо – они обращают на себя всеобщее внимание, когда они ведут себя хорошо – это никого не удивляет. Тем не менее, дети очень часто ждут одобрений своих действий, стараются заслужить похвалу. В консультации расматриваются виды поощрений. По материалам кн. М.А. Аралова Справочник психолога ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2007г

      Предварительный просмотр:

      Консультация для воспитателей

      Когда дети ведут себя плохо – они обращают на себя всеобщее внимание, когда они ведут себя хорошо – это никого не удивляет. Тем не менее, дети очень часто ждут одобрений своих действий, стараются заслужить похвалу.

    • Как можно похвалить ребенка? (Словесно, взглядом, прикосновением)
    • Какой должна быть похвала? ( Дозированная, искренняя, эмоциональная)
    • За что хвалить ребенка? (Хвалим за процесс (старания), за прогресс, за результат)
    • 2. Награждение
      Чем можно наградить ребенка? – это может быть по сути всё что угодно, всё, что на данный момент представляет ценность для ребёнка:

    • материальное поощрение (игрушки, одежда, вкусняшки, сюрпризы, подарки…),
    • исполнение желания (поход в цирк, театр, игровую комнату, парк развлечений ( т.е место о котором ребенок давно мечтал) и др.
    • 3. Идеи по поощрению детей в детском саду

    • «Сундучек поощрений». Это небольшая шкатулка, в которой могут лежать различные небольшие сюрпризы, мелкие игрушки, наклейки, игрушки от киндерсюрпризов, солдатики, значки, красочные календарики, мелкие бусики, браслетики… вся та мелочь на которую обычно дети выпрашивают немного денег стоя возле уличных киосков и которые доставляют детям минутную радость и маленькое счастье.
    • Или «Сундучек сладостей». Название говорит само за себя, в таком сундучке могут храниться: жевательные конфетки, монпасье, чупа-чупсы, маленькие шоколадные медальки, шоколадки, и другие сладости.
    • Большое спасибо маме. Воспитатель говорит ребенку при других детях: «Ты очень хорошо себя ведешь, мне помогаешь, никого не обижаешь. Я написала открытку твоей маме, где говорю ей спасибо за то, что она тебя так хорошо воспитывает» Открытка маме вручается вечером.
      1. Герой дня. Ребенку, который весь день вел себя хорошо, помогал воспитателю, присуждается титул «Герой дня» (таких героев может быть несколько). Если ребенок несколько раз подряд заслуживает такой титул, он может выбрать для себя подарок из сундучка поощрений или особой коробки.
      2. Присуждение в конце недели детям различных номинаций:
      3. «Доброе сердце», «Золотые руки», «Светлая головушка», «Рыцарь дня», «Самый душевный», « Золотой запас» — (для детей обладающих хорошим потенциалом, но которые по каким либо причинам не могут его реализовать) и др.

        Важно при присуждении номинаций не просто словесно огласить номинацию, которую получил ребенок, но и сделать отличительный знак, который бы видели другие ребята. Можно повязать бант или специальную накидку, сделать к каждой номинации бумажную медальку.

      4. Использование экрана достижений. В группах или комнате ребенка можно сделать панно, на котором ребенок будет наглядно видеть, как он меняется. За каждое усилие, достижение, хороший результат и прогресс ребенок поощряется фишками. После того как ребенок наберет определенное количество фишек его ждет или материальное поощрение или исполнение желаний.
      5. Панно может быть выполнено в виде:

      6. «Дерево достижений» (на ветки дерева садятся фишки «птички» – это достижения ребенка)
      7. «Цветок достижений» (в середине цветка – фотография ребенка, а лепестки это – достижения ребенка).
      8. « Золотая рыбка» (каждая блестящая чешуйка приклеенная на рыбку – достижения ребенка.) и др.
      9. Мы надеемся, что в вашей копилке тоже существуют различные варианты поощрений малышей. Хотелось бы узнать, как вы поощряете своих детей, какие приемы используете в работе.

        . по материалам кн. М.А. Аралова Справочник психолога ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2007г

        Статья на тему:
        Поощрение и наказание как методы воспитания.

        Материал раскрывает сущностно важные и эффективные методы воспитания через коммуникацию с ребенком, обличая негативное влияние метода наказания.

        Поощрение и наказание как методы воспитания.

      10. Определение «поощрение» и его антагонист «наказание»
      11. Поощрение и наказание следует рассматривать (изучать) одновременно, так как они являются методами педагогического стимулирования. Основные определения:

        Поощрение [1] – метод мотивации, противоположный наказанию; содействие развитию чего-либо; похвала или награда.

        Поощрение [2] – метод воспитания, стимулирующий деятельность обучаемого. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствовавшее возникновению уверенности обучающегося в свои силы. Поощрение осуществляется в виде благодарности, похвалы, награды, подарка и т.д.

        Поощрение [3] – метод воспитания, предназначенный для стимулирования личного роста и развития. Поощрение – это положительная оценка учения, труда, поведения.

        Наказание [4] – вид моральной санкции, применяемой в случае нарушения принятых установлений правил и заключающейся в ограничении возможностей и понижении социального статуса (лишение прав, имущества, свободы) виновного в этом.

        Наказание [5] – применение каких-либо, правовых или неправовых, неприятных или нежелательных мер в отношении человека , животного или их групп в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение .

        Наказание [6] – средство управления, состоящее в сознательном причинении неприятностей подвластному существу, с целью изменения нежелательного поведения или образа мыслей.

        1. Эффективное и неэффективное поощрения в педагогическом общении.
        2. Таблица по П. Массену, Дж. Конджеру.

          Поощрение – это метод позитивного отношения к личности человека. В моём случае – воспитанника, так как являюсь педагогом в ДОУ. В педагогическом общении метод поощрения может и должен применяться.

          Существует система вербальных воздействий педагогов высокого и низкого уровня деятельности, отличающихся не только количественно, но и качественно. Педагоги высокого уровня используют следующие формы словесного воздействия (в порядке значимости): инструктирование, повышение интонации, называние фамилии, поощрение, юмор. Преподаватели низкого уровня деятельности также часто повышают голос или обращаются к ученикам по фамилии, но к юмору и поощрению прибегают крайне редко. Еще менее характерно для них инструктирование, поскольку такие педагоги больше дисциплинируют, чем организуют учеников. Педагог должен создавать предпосылки для ребенка к тому, чтобы он становился способным, дисциплинированным, коммуникабельным. Подобное отношение поможет воспитаннику самостоятельно социально адаптироваться в будущем (в школе, в институте, во дворе и дома).

          Представляю таблицу «эффективного и неэффективного поощрения [7] » (о которой узнала из учебника по детской психологии), где под эффективностью понимается способность достигать необходимого результата. К примеру: в процессе формирования у детей дошкольного возраста навыков или развития умений, эффективным действием со стороны педагога (обучающего) будет то, которое приведёт к овладению навыка или умения.

          Осуществляется от случая к случаю

          Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения

          Делается в общих чертах

          Педагог проявляет заинтересованность в успехах воспитанника

          Педагог проявляет минимальное формальное внимание к успехам воспитанника

          Педагог поощряет достижение определенных результатов

          Педагог отмечает участие в работе вообще

          Сообщает воспитаннику о значимости достигнутых результатов

          Дает воспитаннику сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимость

          Ориентирует воспитанника на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов

          Ориентирует воспитанника на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование

          Педагог дает сравнение прошлых и настоящих достижений воспитанника

          Достижения воспитанника оцениваются в сравнении с успехами других

          Поощрение для данного воспитанника соразмерно затраченным этим воспитанником усилиям

          Поощрение независимо от усилий, затраченных воспитанником

          Воспитатель воздействует на мотивационную сферу личности воспитанника, опираясь на внутренние стимулы: воспитанник с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное или хочет развить соответствующее умение, т.е. получает удовлетворение от самого процесса поручения

          Воспитатель опирается на внешние стимулы: воспитанник старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу педагога или победить в соревновании, получить награду и т.д.

          Способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено

          Вторгается в процесс работы, отвлекает от необходимости постоянной работы

          В любом случае, использование метода поощрения способствует формированию у воспитанников положительных эмоций, качеств и стимулирует их к действию.

          В воспитательных моментах, чаще всего, я использую одобрение, похвалу или благодарность. Как это можно сделать:

        3. Правильно! Хорошо! Прекрасно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно! Великолепно! Необыкновенно! Совершенно!
        4. Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Ещё немного времени, и у тебя это получится. С каждым днём у тебя получается лучше. Я знал(а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
        5. Это лучше всего! Ещё лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!
        6. Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад(а) за тебя.
        7. Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это, то что надо! Ты прав!
        8. Большое тебе спасибо. Ты хороший (ая)! Ты – чудо!
        9. Позитивное и негативное наказание по Б.Ф.Скиннеру. Дж. Аронфрид о наказании.
        10. Наказание может использоваться для формирования у индивидуума социально приемлемой модели поведения и социальных поступков. Цель наказания – побудить человека не вести себя определенным образом. Как и поощрение, наказание также является методом контролируемого поведения.

          По Б.Ф.Скиннеру наказание за неодобренное поведение осуществляется двумя способами:

          Это применение аверсивного стимула для устранения какого-либо поведения. Форма физического наказания: поставить в угол, телесное наказание, лишение свободы, раздражение поведением и ругань.

          Это устранение положительного стимула, лишение награды, подкрепляющей это поведение. Форма морального наказания: запретить что-либо ребёнку делать, убрать игрушки, не разрешать есть сладкого, не отпустить гулять.

          Б.Ф.Скиннер утверждает, что не раскрывает сути того, как следует поступать. Наказание указывает на то, что нельзя делать. В отличии от наказания, не имеющего мгновенного и продолжительного эффекта, поощрение (за хорошее поведение) и одобрение, имеют длительное влияние и не вызывают отрицательных эмоций.

          Дж. Аронфрид ставит под сомнение утверждение Скиннера о том, что успешная социализация ребенка может обойтись без наказаний, и его также не удовлетворяют идеи психоанализа о травмирующем воздействии наказаний на детей. Аронфрида интересовал вопрос о том, как формируется у ребенка внутренний контроль за порицаемым поведением. Для ответа на него была проведена тестирующая серия эксперимента. Оказалось, что испытуемые, получавшие порицание в самом начале выбора, в тестовой ситуации совершали меньше проступков, чем те, которых наказывали уже после проступка. С точки зрения Аронфрида, время подачи наказания имеет особенно важное значение. Если ребенка наказывают перед самым началом проступка, то внутренние моторные или познавательные корреляты действия в этот момент становятся фокусом тревожности, вызываемой наказанием. Формы наказания неравноценны по своему влиянию на социализацию, но механизм их действия, по мнению Аронфрида, один и тот же.

          В педагогической практике поощрение, вопреки наказанию, наиболее результативный метод воспитания ребенка. Позитивное отношение, выражающееся в стимулировании и поддержании положительного поведения воспитанников, способствует развитию нравственных качеств и моральной устойчивости. Качественный уровень деятельности педагога определяется использованием форм словесного воздействия как эффективного поощрения. Как это можно сделать:

        11. Оценивать соотношение поощрений и наказаний, чтобы быть уверенным в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитания.
        12. Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которое сопровождают успех и достижения ребёнка.
        13. Давать особо почётные поручения. Когда ребёнку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
        14. Поощрять не только за результат, но и за попытку ребёнком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь.
        15. [2] Э.Г.Азимов «Новый словарь методических терминов и понятий». М.: Изд. ИКАР 2009г.

          [3] В.С.Безрукова «Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)». Екатеринбург. 2000г.

          Поощрение и наказание детей

        16. Повышение психологической компетентности родителей
        17. Знакомство родителей с принципами использования поощрений и наказаний;
        18. Способствовать созданию в семье благоприятной атмосферы для развития ребенка;
        19. Профилактика отклонений в поведении детей.
        20. Программа рассчитана на родителей детей от 3-х до 10 лет, а так же их близких родственников.

          Формы работы: мини-лекции, групповые упражнения, самостоятельная работа; вопросы к слушателям; ситуации для анализа.

          Подготовительная работа: анкетирование родителей (Приложение 1)

          Оборудование: магнитофон, ватманы, маркеры, аудиокассета с релаксационной музыкой.

        21. Если ребенок чувствует поддержку, он учится быть уверенным в себе

        22. .

        23. Если он живет в атмосфере враждебности, он учится драться


    .

  • Если ребенок чувствует одобрение, он учится уважать себя

  • .

    2. Рисунки детей.

    Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу.

    Психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада, что вы нашли время прийти на очередное заседание нашего клуба. Сегодня мы поговорим на такую всем знакомую, и вместе с тем очень личную тему как наказание детей. У каждого из нас есть свой опыт на эту тему: и детский, и родительский.

    Давайте вспомним наши правила работы в группе:

  • Доверительный стиль общения.
  • Общение по принципу “здесь и теперь” (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
  • Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).
  • Активность, постоянное участие в работе.
  • Недопустимость непосредственных оценок человека.
  • Приветствие (знакомство группы):

    Каждый участник называет свое имя и характеризует себя, как родителя, тремя прилагательными.

    Психолог: В наши дни среди педагогов, и среди родителей (если посмотреть на результаты анкетирования (Приложение 2)) бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без поощрений и наказаний.

    Давайте начнем нашу встречу, попытавшись ответить на следующие вопросы:

  • Какие наказания и поощрения применялись в ваших родительских семьях?
  • Как вы к ним относились в детстве?
  • Как вы к ним относитесь сейчас?
  • Какие из них оказали на вас наибольшее воздействие?
  • Человек усваивает 10% того, что слышит, 50 % – того, что видит, 70% – того, что сам проговаривает , 90 % – того, что сам делает. Используя этот принцип давайте приступим к следующей части нашей встречи.

    Групповое обсуждение темы “Влияние наказаний на поведение ребенка”.

    Члены группы делятся на две подгруппы:

    1-я подгруппа – сторонники наказаний; 2-я – противники.

    Члены малых групп записывают на большом листе бумаги аргументы. Первая группа записывает аргументы “за” наказания, вторая — “против”.

    Есть ли допустимые и недопустимые физические наказания? Или все запрещены?

    Психолог: Телесные наказания – недопустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме. Поведение родителей является для ребенка моделью для подражания. Родители, демонстрируя ребенку свою несдержанность, не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями. Один из нежелательных результатов частого битья – то, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

    Дети, в отношении которых часто используются физические наказания, вообще не оценивают это как что-то страшное, нежелательное, они к нему привыкают, воспринимая его как агрессивную реакцию взрослых. Таким образом, для них оно теряет свою педагогическую функцию.

    Наказание – это не действие со стороны взрослого, а то, что происходит с наказываемым ребенком, то, что он при этом переживает. Цель “не топить” ребенка, а спасти через прощение.

    Наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Третье значение заключается в снятие вины с ребенка.

    1. А сейчас давайте обсудим такую ситуацию:

    Ситуация 1 – бить (читает психолог).

    Пятилетний мальчик подбежал к девочке, ударил ее и убежал, схватив ведерко и лопатку. Мать мальчика набросилась на сына, шлепая и крича: “Это поможет тебе понять, как плохо бить тех, кто младше!”.

    Правильно ли поступил родитель? Почему ребенок не может понять, почему нельзя драться? Каким способом воспользовалась мать, пытаясь доказать сыну его неправоту и добиться от него послушания? Что чувствовал ребенок?

    Следующие ситуации пронумерованы и написаны на листочках. Родители по очереди выбирают листок, знакомят с текстом остальных и озвучивают предложенные вопрос. Родители делятся на 2 группы: “РОДИТЕЛЬ”, “РЕБЕНОК”, и отвечают дополнительно на следующие вопросы: “Что чувствовал ребенок?” (Родители), “Правильно ли поступил родитель?” (Ребенок).

    После обсуждения способа наказания относят его к эффективным или бесполезным методам воспитания ребенка. Результаты заносятся в таблицу на стенде (Приложение 3).

    Ситуация 2 – обзывать, угрожать.

    “Где ты был, я тебя спрашиваю?! Опять с тунеядцем Витькой?! Поговори еще, поговори, врун. Еще раз увижу чьи-то следы на ковре – ты у меня получишь!”

    Какие рекомендации надо дать маме/папе, что бы воспитание ребенка оказалось полезным? “Что чувствовал ребенок?” (Родители), “Правильно ли поступил родитель?” (Ребенок).

    Ситуация 3 – назначать “наряды вне очереди”.

    Диалог матери с ребенком:

    – Сережа, почему ты опоздал?

    – Мам, мы лепили огромного снеговика.

    – Значит, для тебя какой-то снеговик дороже здоровья матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.

    – Мам, мы могли проиграть ребятам из дома напротив!

    – Ничего не хочу слышать! За то, что не пришел, когда обещал, вынеси ведро и подмети пол.

    Участники дискуссии, выискивая в поведении мамы положительные моменты, отмечают, что она пытается узнать причину, но не слушает, что говорит ребенок. Она говорит о своих чувствах, но в форме нотации, что не принимается мальчиком. Справедливо ли, по вашему мнению, наказание? “Наряды вне очереди” прививают отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни. “Что чувствовал ребенок?” (Родители), “Правильно ли поступил родитель?” (Ребенок).

    Ситуация 4 – высказать неодобрение.

    Вернувшись в детскую, мама увидела, что низ занавески похож на бахрому. Она догадалась, что ее сын попытался проверить, легко ли режется ткань. Села на стул возле мальчика и сказала: “Ты поступил плохо. Я огорчена твоим поступком”.

    Наказала ли мама ребенка? Каким способом воспользовалась она для оценки его поступка?

    (Специалисты называют этот способ наказания прямым неодобрением. Оценивая, мы внушаем ребенку: ничего из тебя не выйдет, ты неисправим. В этом случае ребенок либо принимает навязываемую роль, либо не принимает роль хулигана, предателя и борется. Как? Так, как нам этого не хочется.)

    Есть ли разница в следующих высказываниях: “Ты плохой” и “Ты сделал плохо”?

    Психолог предлагает родителям заменить варианты предложенного высказывания на правильный:

    Психолог дает понятие о приемах и способах выражения взрослыми своих чувств и эмоций посредством языков “Я-высказывание” и “Ты-высказывание”.

    “Ты-высказывание” содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест (“Прекрати разговаривать!”, “Немедленно уберись в комнате!”). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку и уровень притязаний другого человека. На такие высказывания ребенок обычно отвечает обидой, защитой.

    “Я-высказывание” характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации без оценочной характеристики поведения ребенка. Высказывая свои чувства без приказа, мы оставляем за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослых. “Я-высказывание” – это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения (“Я недоволен тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?”).

    Практические упражнения. Тренировка в построении “Я – высказывания”.

    “Ты – высказывание” может говорить ведущий (психолог).

    Родители обсуждают предложенные диалоги.

    Ситуация 5 (не на карточке) – строить Я-сообщение.

    Вы который раз зовете дочь к столу обедать. Она отвечает: “Сейчас”, – и продолжает заниматься своим делом. Вы начинаете сердиться.

    Какими будут ваши слова? Выберете варианты ответа, который оказался бы более эффективным на ваш взгляд, обоснуйте:

    – Да сколько же раз тебе надо говорить!

    – Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и тоже!

    – Меня сердит, когда ты не слушаешься.

    Ситуация 6 – отменить ритуал.

    Каждый раз на прогулке Маша стала есть снег. Мама перепробовала много разных способов отучить девочку, но ничего не помогало. Однажды маме в голову пришла идея.

    – Маша, есть снег нельзя.

    – У тебя будет болеть горло.

    – Раз снек такой вкусный я не буду печь сегодня твой любимый яблочный пирог.

    Как вам понравилась идея мамы?

    Лишить ребенка чего-то приятного, ожидаемого – более эффективное наказание. Нужно всегда иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий, семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте их регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, ели он не сделает чего-то плохого. Отменяйте их если случится проступок действительно ощутимый. Однако, не угрожайте их отменой по пустякам. Например: прогулки, поход в цирк, чтение книг на ночь, просмотр мультфильмов – все это может стать ритуалом для ребенка.

    После обсуждения предложенных ситуаций психолог знакомит родителей с памяткой “Если ребенок провинился” (Приложение 4).

    Конечно, эти советы, проверенные практикой, не могут быть восприняты всеми однозначно как руководство к действию и с помощью собственного опыта могут быть изменены. Текст памятки должен быть у каждого родителя. Сначала психолог предлагает самостоятельно ознакомиться с памяткой. Затем организует обсуждение:

    • Каких правил вы придерживаетесь в практике и советуете применять другим, т.к. их использование имело успех?
    • С какими правилами не согласны?
    • Какое из правил вы видите впервые и решили его применить?
    • Ситуация 7 – наказывать спустя время.

      Ребенок что-то испортил, стащил или напакостил. Родители узнают об этом спустя 3-4 недели. Как вы поступите: накажите или простите?

      Родители с авторитарным стилем воспитания особенно важно указать на то, что запоздалые наказания напоминают ребенку неприятное прошлое, не дают стать другим. В подобных случаях лучше не наказывать, а простить, поскольку есть риск задержки душевного развития. Ведь даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности совершения правонарушения.

      Вопросы для обсуждения:

    • Какие способы поощрения вы знаете и используете в воспитание детей?
    • Как вы думаете, за что нужно благодарить, хвалить ребенка?
    • Чего надо опасаться во время похвалы?
      В похвале всегда есть элемент оценки: “Молодец, ты просто гений!”, “Ты у нас самая красивая!”, “Ты такой храбрый!”
    • Чем плоха оценка-похвала?
    • Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок начинает понимать: где похвала там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы – ждать, искать ее. В-третьих, он может заподозрить, что вы неискренны. Пример:

      Сын: Не получаются у меня эти буквы!

      Мама: Что ты, ты прекрасно их написал!

      Сын: Неправда, ты нарочно так говоришь, что бы я ни расстраивался.

      Лучше просто выразить ему ваше чувство. Используйте местоимения “я”, “мне”, вместо “ты” (“Я-сообщения”).

    • Покупка какой-нибудь вещи – самый популярный у родителей вариант поощрения. Но самый ли лучший?
    • Психолог: Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное – умение родителей подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям.

      Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.

      Участники работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются).

      По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания.

    • Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?
    • Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?
    • Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?
    • Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?
    • Памятки для родителей:

      Последствия детских наказаний (Приложение 6).

      Что вместо наказания? (советы психолога) (Приложение 7).

      Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребенка?

      Психолог: Поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость от родительской похвалы или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием – все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания.

      Но если все это повторяется часто, становится привычным, радости ребенка тускнеют, а огорчения либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, неуверенности в себе.

      Поэтому одно из главных правил – использовать и поощрение, и наказание не часто и лишь тогда, когда это действительно необходимо. Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они помогают детям выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки и привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться прежде всего понять, почему он поступил так, а не иначе. А всегда ли мы утруждаем себя таким анализом?

      И если поощрять ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте наказание! Стоит ли наказывать, если ребенок искренне раскаивается в совершенном без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения и неприятности? Вероятно, нет.

      Неверно поступают родители, отменяющие в порядке наказания ранее данные ребенку обещания. Взрослые всегда должны оставаться в глазах детей людьми слова, иначе их авторитет будет поколеблен. Другое дело, что можно иногда отсрочить на некоторое время обещанный.

      Что же касается телесных наказаний – то, они недопустимы ни в каких ситуациях. Любые шлепки и подзатыльники, а тем более наказание ремнем, унижают ребенка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого способа разрешения конфликтов. Хватаясь за ремень, родители тем самым расписываются в полной своей педагогической беспомощности.

      Итак, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

      Но, ни в коем случае нельзя спекулировать на естественной любви детей к родителям, заявляя: “Мне не нужно такого сына, я не люблю тебя!” Наоборот, и наказанный, ребенок должен быть уверен, что родители не только его по-прежнему любят, но и вместе с ним переживают случившееся. Нельзя использовать в качестве наказания лишение детей еды, прогулок.

      “Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности”, — подчеркивал А. С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. А. С. Макаренко советует родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости. Помните, что дети не должны постоянно находиться под страхом вашего гнева и наказания.

      Рефлексия результатов встречи:

    • Что было самым важным для вас в течение сегодняшней встречи?
    • Измените ли вы что-то в своем поведении?
    • Какие вопросы Вы хотели бы обсудить в рамках этой темы?
    • Журнал “Психолог в детском саду”/ О поощрении и наказании (из опыта проведения родительского собрания). Автор Резепина Е. А.. 2005, № 3, 80 с.
    • Журнал “Дошкольная педагогика”/ Психологическая поддержка компетентности семьи в вопроса воспитания и детско-родительских отношений. Лебедева Н. Б. октябрь 2008 г., 55 с.
    • Журнал “Обруч”/ Мама всегда права. Кузьмишина Т. 2007 № 5, 12с.
    • Смотрите еще:

      • Структура оон и полномочия Совет Безопасности ООН Функции и полномочия Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями: поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных […]
      • Приказ по наркотикам новый Министерство здравоохранения Ставропольского края Деятельность Нормативная база по наркотическим средствам и психотропным веществам Методические рекомендации по организации оборота наркотических и психотропных лекарственных препаратов […]
      • Бланк заявления об утилизации Как составить заявление на прекращение регистрации автомобиля Чтобы избежать лишних растрат и не нарушать законодательство Российской Федерации, стоит разобраться, как собственнику прекратить регистрацию автомобиля. Какие правила стоит […]
      • Образец визы для приказов Заполнение анкеты на шенгенскую визу для ребенка Образец заполнения шенгенской визы на ребенка имеет свои особенности. Этот процесс немного отличается от оформления разрешения на въезд в Шенгенскую зону для взрослого россиянина. Прежде […]
      • Закон владимирской области 11-оз 2003 Закон Владимирской области от 14 февраля 2003 г. N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях во Владимирской области" Закон Владимирской области от 14 февраля 2003 г. N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях во Владимирской области" […]
      • Как оформить визу за покупками Получение визы в Польшу за покупками Виза за покупками – уникальная разновидность въездного документа. Из всех стран Евросоюза она существует только в Польше. Разрешающая посещение центрально-европейской республики бумага очень популярна […]
      • Выкуп осаго отзывы Выкуп отказов и долгов страховых Страховая компания отказывает в выплате компенсации и затягивает сроки? В таком случае стоит обратиться к специалистам «ДТП ПОМОЩЬ». Мы осуществляем выкуп отказов страховых компаний по ОСАГО и КАСКО. […]
      • Множественные гражданства Двойное гражданство или второе гражданство? Процедура, стоимость, сроки и условия программы Как свидетельствует практика нашей компании, многие люди, обращающиеся к нам, не понимают разницы между двойным гражданством и вторым […]