Понятия налога функции виды налога

22. Налоги: сущность, функции, виды. Принципы налогообложения.

Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований.

Для анализа категорий налогов выделяют их признаки:

1) Обязательность – отличает уплату налога, как безусловную обязанность налогоплательщика, появляющуюся при возникновении объекта налогообложения;

2) Индивидуальная безвозмездность – отсутствие прямого встречного обязательства со стороны государства или муниципального образования при уплате налога;

3) Признак цели – налоги является основным доходным источником государства;

4) Принцип относительной регулярности – относительная периодичность уплаты налога;

5) Признак законности – установление, взимание и контроль за полнотой исполнения налоговых обязанностей осуществляется на основании закона.

1) Фискальная – обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

2) Регулирующая – налоги, участвуя в распределительном процессе, стимулируют или сдерживают темпы экономического развития;

3) Распределительная – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений;

4) Контрольная – обеспечивает контроль государства за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физ. лиц, за источниками доходов и направлениями расходования денежных средств.

1) По принадлежности к уровню управления:

а) федеральные – обязательные к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, государственная пошлина, НДПИ и др.);

б) региональные – устанавливаемы субъектами РФ (налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный);

в) местные – обязательные платежи, поступающие в местные бюджеты (налог на имущество физ.

2) По налогоплательщикам:

а) налоги с юр. лиц (НДС, налог на прибыль),

б) налоги с физ. лиц (НДФЛ),

в) налоги с юр. и физ. лиц (земельный, транспортный);

3) По степени переложения:

а) прямые налоги (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество организаций),

б) косвенные – является надбавкой к цене (НДС, акцизы, таможенные пошлины);

4) По объекту налогообложения:

а) налоги с имущества (налог на имущество организаций),

б) налоги с доходов (НДФЛ),

в) налоги с потребления (НДС, акцизы),

г) налоги с использования ресурсов (НДПИ);

Принципы налогообложения (основаны на трудах А. Смита):

1) Принцип законности – налоги устанавливаются, вводятся в действие, исчисляются, уплачиваются и контролируются только на основании закона.

2) Принцип обязательности – налог, установленный и введённый на территории налоговой юрисдикции, является обязательным для всех налогоплательщиков.

3) Принцип единства налоговой системы – законно установленная налоговая система является единой на всей территории налоговой юрисдикции.

4) Принцип недискрименационности – налоги, применяемые на территории налоговой юрисдикции, не могут диверсифицироваться в зависимости от социального статуса, национальности, расы, религиозной принадлежности и т.д.

5) Принцип эк-ой обоснованности – все вводимые налоги должны быть экономически обоснованы с точки зрения влияния на размер доходов бюджета, динамики налоговой нагрузки на налогоплательщика, влияния на экономическую эффективность н/пл-ков и экономики в целом, затрат на налоговый контроль и т.д.

Понятие, виды, функции налогов. Налоговая система России

Налоги — безвозмездные обязательные платежи , взымаемые в пользу государства в соответствии с законодательством. Сбор — обязательный платеж, взымаемый при совершении органами власти в адрес плательщика юридически значимых действий.

Элементы налога:

  1. Субъект налогообложения (налогоплательщик)
  2. Объект налогообложения ( то, с чего налог взымается)
  3. Налоговая база — часть объекта налогообложения, с которого начисляется налог
  4. Налоговая ставка — размер налога
  5. Налоговый период — время формирования налоговой базы.

Виды налогов:

  • По уровню бюджетной системы ( федеральные — 8 налогов, регион — 3 , местного — 2)
  • По способу взымания:
    • прямые платятся непосредственно налогоплательщиком
    • косвенные включаются в стоимость товара, фактически платятся покупателем (НДС)
  • По типу налоговой ставки ( пропорциональные, прогрессивные, регрессивные)
  • Функции налогов:

    Фискальная — налоги пополняют бюджет .

    Распределительная — с помощью налогов происходит перераспределение национального дохода.

    Регулирующая — изменения уровня налогообложения влияет на деловую активность.

    § 2. Понятие налога, его признаки и функции. Виды налогов

    отчуждение при уплате налога части собственности физических и юридических лиц (денежных средств, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) в пользу публично-правового образования;

    законность установления и введения налога;

    обязательность уплаты налога при наличии определенных в законе условий, обеспечиваемая силой государства;

    внесение налога в бюджет публичного образования либо во внебюджетный фонд;

    отсутствие целевого назначения.

    Законодательное определение налога дано в ст. 8 части первой НК РФ. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Налоговый кодекс РФ устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ст. 3 части первой НК РФ). Смысл этой нормы состоит в том, что платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.

    В определении понятия «налог» законодателя опередил Конституционный Суд Российской Федерации. Он указал, что налоговый платеж — это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.

    В отличие от налога пошлины и сборы не имеют финансового значения. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима законности.

    В НК РФ понятием «сбор» охватываются как собственно сборы (платежи за обладание специальным правом), так и пошлины. Это объясняется тем, что в таком же значении понятие «сборы» употреблено в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».

    В соответствии с Налоговым кодексом РФ «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» (п. 2 ст. 8).

    К категории «сборы» можно отнести предусмотренные НК РФ (ст. 13) государственную пошлину, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

    Возможна различная классификация налогов по видам в зависимости от основания.

    Выделяют налоги подоходно-поимущественные (прямые) и налоги на потребление (косвенные). Первые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, вторые — в процессе их расходования. Так, подоходный налог взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества (сбережений). Это — примеры прямых налогов. Акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, хотя и по-разному поступают в бюджет, в конечном итоге оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых включаются эти налоги.

    Это — примеры косвенных налогов. В научной литературе принято считать, что прямой налог — это налог, где налогоплательщик выступает фактическим носителем налогового бремени, при уплате косвенного налога налогоплательщик перекладывает его бремя на другое лицо, выступающее носителем данного налога.

    Подоходно-поимущественные налоги в свою очередь делятся на личные и реальные.

    Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика, они рассчитываются как часть его дохода, позволяют организовывать налогообложение с учетом требований экономических законов.

    Реальными налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.). Реальными налогами облагается прежде всего имущество, отсюда и их название (real (англ.) — имущество). Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от имущества либо вида деятельности, или проконтролировать правильность объявленного плательщиком дохода.

    Примером реального налога является и единый налог на вмененный доход (гл. 263 НК РФ). Этим налогом облагается потенциально возможный валовой доход плательщика за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных статистических и иных исследований, независимых оценок и т.п.

    Большинство реальных налогов не увязано с доходами налогоплательщика. Вещь, обозначенная в качестве предмета реального налога, легко поддается налоговому учету и контролю, она должна иметь материальный характер, существовать длительное время, чтобы обеспечить стабильность налоговых поступлений. Поэтому чаще всего предметами реальных налогов выступают недвижимость и транспортные средства. Раскладочные (репартиционные, контингентированные) налоги широко применялись на ранней стадии развития налогообложения. Их размер определяли исходя из потребности совершить конкретный расход: выкупить короля из плена, построить крепостную стену и т.п. Суммы расхода распределялись между налогоплательщиками — на каждого из них приходилась определенная сумма налога.

    В настоящее время раскладочные налоги используются редко, в основном в местном налогообложении.

    При установлении количественных (долевых, квотативных) налогов, в противоположность раскладочным, исходят не из потребности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитывают имуще-ственное состояние (доходность) налогоплательщика.

    По степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов необходимо выделить государственные (федеральные и региональные) и местные налоги.

    Установление и введение федеральных налогов осуществляется ре-шением высшего представительного органа государства. Они обяза-тельны к уплате на всей территории РФ. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет — они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

    Региональными признаются налоги, которые вводятся на террито-рии соответствующего субъекта Федерации в соответствии с НК зако-ном субъекта. Местные налоги устанавливаются в соответствии с НК и вводятся нормативными правовыми актами представительных ор-ганов местного самоуправления и обязательны к уплате на террито-рии соответствующих муниципальных образований.

    Поступления от региональных налогов могут распределяться меж-ду бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами. Местные налоги зачисляются в соответствующие местные бюджеты.

    Как правило, налог не имеет цели покрыть какой-нибудь конкрет-ный расход. Но в ряде случаев представляется целесообразным уста-новление и введение целевых налогов, собираемых для финансирова-ния конкретных расходов. К таким целевым налогам, за счет поступ-лений от которых формируются государственные целевые внебюд-жетные фонды, относится взимаемый в соответствии с гл. 24 НК РФ единый социальный налог (взнос).

    Однако необходимо учитывать, что одним из конституционных принципов установления налогов и сборов является принцип ограни-чения их специализации. По общему правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это — одно из обязательных условий ста-бильности государственного бюджета и гарантия выполнения госу-дарством своих социальных и иных функций.

    Целевые налоги предназначаются непосредственно для покрытия определенных расходов. Поэтому установление целевого налога тре-бует особого механизма обособления поступающих средств. Для этого учреждаются дополнительный фонд и специальные счета учета сумм налога.

    Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с опре-деленной периодичностью в течение всего времени владения имуще-ством либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. Например, подоходный налог с физических лиц и земельный налог взимаются ежегодно, налог на добавленную стои-мость — помесячно или поквартально.

    Уплата разовых налогов связывается с событиями, не образующи-ми системы. Например, уплата государственной пошлины зависит от различных фактов. Для конкретного плательщика подача иска в суд может иметь непостоянный, случайный характер. К разовым отно-сится также налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

    Существуют и другие основания деления налогов на виды, кото-рые не столь значимы для выявления видовых особенностей налогов.

    10. Понятие и функции налога

    10. Понятие и функции налога

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или опера-тив-ного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ч.1 ст. 8 НК РФ).

    Особенности налогов:

    1) имеют обязательный характер (ст. 57 НК РФ);

    2) имеют индивидуальность и безвозмездность, означающие, что при уплате налога у публичного субъекта не возникает обязанности оказывать конкретному налогоплательщику услуг на внесенные суммы. Налог возвращается обществу в целом в виде выполнения государством возложенных на него функций и реализации стоящих перед ним задач;

    3) уплачиваются в денежной форме;

    4) уплачиваются физическими лицами и организациями, на которые при наличии определенных обстоятельств возлагается налоговая обязанность;

    5) они носят постоянный (регулярный) характер и являются финансовой основой деятельности государства и муниципальных образований.

    Организации – это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

    Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, граждане с двойным гражданством (бипатриды) и лица без гражданства (апатриды) (п. 2 ст. 11 НК РФ).

    Функции налога – это направленные правовые воздействия норм налогового законодательства на налоговые отношения, являющиеся постоянными, определяющие понятие налога и проводящие социальную политику государства.

    Роль налога выражается в его функциях, которые при всем многообразии могут быть объединены в три группы по следующим функциям:

    Приоритет действующее российское законодательство отдает фискальной функции, согласно которой налоги являются основным источником пополнения доходов любого бюджета (примерно 70–80 %).

    Регулятивная функция выражается в том, что с помощью налогов можно влиять на процессы производства, потребления, демографическую и молодежную политику, иные социальные явления.

    Контрольная функция выражается в том, что налоговый контроль осуществляется за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщика, за своевременным внесением налогов в бюджетную систему, за соблюдением налогового законодательства и т. д.

    Понятия налога функции виды налога

    В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней, и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы, играют налоги.

    Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

    Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также «гасить» возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать деятельность тех или иных экономических субъектов.

    В соответствии с этим налоговая политика выполняет следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную.

    Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т. е. определяет конкретные элементы налогов.

    К элементам налогов относятся:

    субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;

    носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;

    объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т. д.);

    ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т. п.).

    Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютной сумме на единицу отложения, независимо от размеров дохода, например, на тонну нефти), пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины), прогрессивные (предполагают возрастание ставки по мере роста дохода), регрессивные (предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода).

    При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик платит не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю. Прогрессивные налоги — это те налоги которые сильнее всего «давят» на лиц с большими доходами.

    Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

    В практике налогообложения используются различные виды налогов.

    1. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги.

    Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и др.

    При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей.

    Так например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога.

    К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

    2. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые).

    Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий.

    Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

    3. В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги.

    Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним относится налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, таможенные пошлины и др.

    К региональным налогам относится налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес.

    К местным налогам относится налог на имущество физических лиц и земельный налог, однако по мнению многих ученых . читать далее .

    Система налогов и сборов в РФ, определение данных понятий и их признаки

    В законодательстве Российской Федерации имеются такие понятия, как налог, сбор и пошлина.

    Что собой представляют данные платежи, в чём заключаются их особенности, каковы их функции и чем они отличаются друг от друга?

    Понятие и сущность

    Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который должны уплачивать в денежной форме организации и физические лица для обеспечения нормального функционирования государства. Его основные функции:

  • Фискальная. Она заключается в формировании бюджета государства и государственных образований. Налоги являются финансовой основой деятельности практически любой страны, обеспечивая работу всех государственных организаций: от органов управления и армии до музеев и школ.
  • Регулирующая. Данные взносы дают возможность государству влиять на уровень производства и потребления самых разных видов товаров и услуг. Как это работает? Например, в стране в силу разных причин пришло в упадок сельское хозяйство, и продуктов его производства стало не хватать для удовлетворения нужд населения. Для исправления положения правительство наряду с другими мероприятиями принимает закон о льготном налогообложении для предпринимателей данной сферы. В результате доходность этого вида деятельности повышается, появляется больше производителей, и, как следствие, увеличиваются объёмы конечного продукта.
  • Контрольная. Её сущность – в осуществлении проверки финансовой деятельности граждан и предприятий на предмет её законности, прозрачности, количественных и качественных показателей. Это необходимо для оценки эффективности налоговой и бюджетной политики государства.
  • Социальная выражается в перераспределении денежных потоков из сферы производства в социальную сферу. За счёт поступающих средств финансируются различные программы по поддержке наименее защищённых слоёв населения.
  • Главные признаки налогообложения – обязательность и определённость. Все граждане должны уплачивать установленные законом налоги, причём о порядке, размере и сроке этих выплат они должны быть оповещены заблаговременно. Кроме того, одним из признаков можно назвать денежный характер платежей.

    Сбор же – это обязательный взнос, уплачиваемый юридическими и физическими лицами в качестве условия для совершения государством в отношении их каких-либо юридических действий, например, предоставление особых прав и выдача лицензий.

    Его основная функция – это компенсация затрат, понесённых государственными органами и учреждениями, которые возникли в результате совершения каких-либо действий для юридического или физического лица.

    Подробнее о сущности налогов и сборов вы можете узнать из следующего видео:

    Их сходства и различия

    Внимательно изучив налоговое законодательство, можно обозначить разницу между налогами и сборами:

    • Регулярность. После того, как какой-либо гражданин или организация попадают под действие норм налогового законодательства, они обязаны регулярно уплачивать налоговые платежи. Сбор же оплачивается только один раз по факту выполнения определённого действия государством в пользу плательщика.
    • Обязательность. Налоги взимаются с физических и юридических лиц на основании закона, в котором также прописана ответственность за неуплату либо уклонение от выплаты. Сбор же уплачивается по собственному решению за предоставление определенных прав и разрешений. Если гражданину не нужны эти права, то, соответственно, никто не сможет принудить его к оплате платежа.
    • Возмездность. Один из признаков налогов – их безвозмездный характер. Это значит, что их уплата не предусматривает каких-то определённых обязательств со стороны государства. Сбор же, наоборот, уплачивается с конкретной целью, ведь взамен плательщик получает со стороны государства какие-либо права.
    • Сумма выплаты. Размер налоговых платежей рассчитывается на основе множества параметров, таких как ставка, применяемый вид налогообложения, наличие льгот, и индивидуален для каждого. Для сборов устанавливается фиксированный размер выплаты.
    • Таким образом, налоги представляют собой обязательные платежи, из которых впоследствии формируется бюджет государства, тогда как сборы платятся как возмещение средств за услугу, оказанную по личному желанию плательщика.

      Отличие от пошлины

      Пошлина – один из видов сбора, являющийся разовым платежом физического либо юридического лица за услугу, которую оказывает какой-либо государственный орган. Например, это может быть плата за регистрацию права собственности на недвижимое имущество.

      Если сбор взимается государственным учреждением, то, как правило, это плата за особые права и привилегии (например, лицензия на осуществление определённого вида деятельности). Пошлина, в свою очередь, платится за совершение юридически значимых действий (например, регистрация собственности в госреестре).

      Пошлина также имеет фиксированный размер выплаты, однако если сумму сбора может устанавливать сама организация, предоставляющая права и привилегии, размер пошлин в подавляющем большинстве случаев закреплён законодательно. Данный пункт также касается и льгот для некоторых категорий граждан – льготы по уплате сборов могут определять сами организации, оказывающие услуги, тогда как льготы по уплате пошлин зафиксированы законодательно.

      Понятие, функции, классификация и основные элементы налога

      Главная > Реферат >Экономика

      НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

      __Понятие, функции, классификация и основные элементы налога__

      1.Понятие и основные элементы налога 6

      2.Функции налога 11

      3.Классификации налогов 14

      Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с момента возникновения государства. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», − справедливо подчеркивал К. Маркс 1 . Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово­ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого­вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

      Налоги стали известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

      В развитии форм и методов взимания налогов можно выде­лить три крупных этапа.

      На начальном этапе развития общества (от древнего мира до начала средних веков) государство не имело финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов необходимо собрать. Определялась лишь общая сумма средств, которую желательно было получить; процесс сбора налогов возлагался на город или общину.

      На втором этапе (XVI – начало XIX вв.) государство организует сеть государственных учреждений, в том числе фи­нансовых, и берет на себя часть функций по пополнению казны: устанавли­вает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, ограничивает этот процесс более или менее широкими рамками.

      И, на­конец, третий, современный, этап — государство берет в свои ру­ки все функции установления и взимания налогов, ибо на сегодняшний день сложилась широкая практика применения государством правил налогообложения. Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

      Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

      Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно — правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

      В условиях перехода от административно — директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот. Государство, проводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий.

      Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

      Целью данной работы является – раскрытие социально-экономической сущности налога. Для этого, по моему мнению, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов в формировании финансов государства, выделить элементы налога, выделить функции и классификацию налогов, а также привести основные принципы построения налогового механизма.

      Понятие и основные элементы налога

      В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

      В современной литературе о налогах приводится большое количе­ство различного рода определений налогов. При этом во всех опреде­лениях неизменно подчеркивается, что налог — платеж обязатель­ный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

      Налоги являются теми платежами, которые осуществляются без­возмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представите­лями государства каких-либо договоров.

      К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а так­же различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).

      В отдельных определениях налога указывается, что налоги — это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справед­ливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом по­рядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде совре­менных государств налоги могут вводиться постановлениями выс­шей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодатель­ной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.

      В других определениях можно встретить указание на то, что нало­ги — это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивается само понятие «на­лог». Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством.

      Налоги — один из основных способов формирования доходов бюд­жетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения плате­жеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государ­ственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты орга­нов местного самоуправления, они могут выступать средством образо­вания различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом, только на основании того, что законодатель устанавливает необходи­мость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

      В экономическом смысле налоги представляют собой способ пере­распределения новой стоимости — национального дохода, выс­тупают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении нацио­нального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, пере­распределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направ­ленность от налогоплательщика к государству.

      Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимо­сти, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природ­ными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денеж­ные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношени­ях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридиче­ских лиц) по поводу формирования государственных финансов. Нало­говые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

      Понятие налога следует рассмотреть с точки зрения совокуп­ности определенных взаимодействующих составляющих его эле­ментов.

      Выделяют следующие десять основных элементов налога.

      Налоговая норма — общее правило поведения в налоговой сфере, установленное в определенном порядке компетентным го­сударственным органом. Зачастую налоговая норма представлена налоговым законом.

      Субъекты налогообложения, к которым относятся налогопла­тельщик и налоговый агент. Под налогоплательщиками понимают­ся организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в со­ответствии с законодательством возложены обязанности по ис­числению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в со­ответствующий бюджет налогов.

      Объектами налогообложения могут являться доходы, товары, услуги, различные формы накопленного богатства или имущест­ва. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложе­ния.

      Налоговая база представляет собой количественное выражение объекта налогообложения. Под ней понимается стоимостная, фи­зическая или иная характеристики объекта налогообложения.

      Налоговая ставка представляет собой величину налоговых на­числений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые став­ки могут быть твердыми и процентными. Твердые ставки пред­ставлены в виде абсолютных сумм, взимаемых с объекта обложе­ния. Процентные ставки налога означают взимание в форме нало­га определенной доли стоимости объекта обложения.

      Налоговый период устанавливается для того, чтобы обеспечить временную определенность существования налога. Налоговым пе­риодом может быть календарный год, квартал, месяц, декада, иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

      Налоговые льготы устанавливаются с целью уменьшения на­логовой нагрузки на налогоплательщиков. Система налоговых льгот имеет разнообразные формы и строится с учетом приори­тетов национальной фискальной политики. В налоговых систе­мах различных стран предусмотрены следующие основные виды налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта, изъятие из об­ложения определенных объектов, освобождение от уплаты нало­гов определенных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налогового оклада (налогового пла­тежа за расчетный период), налоговые кредиты (отсрочка взима­ния платежа).

      Налоговый оклад — это подлежащая взиманию сумма налога. Для каждого налога устанавливаются срок и порядок уплаты на­лога. Срок уплаты налога — это срок, в течение которого налого­плательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Порядок уплаты налога представляет собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.

      Под источником налога подразумевается тот экономический показатель, за счет которого производится уплата налога. К источ­никам налога относятся надбавка сверх цены продукции, себесто­имость продукции (работ, услуг), финансовый результат деятель­ности, чистая прибыль.

      Смотрите еще:

      • Закон 442 фз об основах социального обслуживания граждан в рф 442-закон «О социальном обслуживании» Социальное обслуживание регулируется основами правовых норм действующего Федерального закона. Дополнительно включены иные нормативно-правовые акты РФ, а также законы местных субъектов РФ. Описание […]
      • Осаго если водитель пьян Получение выплаты по ОСАГО при ДТП с пьяным водителем Согласно Правилам дорожного движения (далее – Правила, ПДД) водителю запрещается, при каких бы то ни было обстоятельствах управлять автотранспортным средством в пьяном виде. Это […]
      • Закон от 19122005 163-фз Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Документ является поправкой к Комментарии Российской […]
      • Общественное обсуждение закон Статья 24. Общественное обсуждение Статья 24. Общественное обсуждение См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона 1. Под общественным обсуждением в настоящем Федеральном законе понимается используемое в целях общественного […]
      • Как исчислить сумму налога на доходы физических лиц Как высчитать НДФЛ из зарплаты Актуально на: 24 января 2018 г. По общему правилу заработная плата облагается НДФЛ по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов. И каждый работодатель, будучи налоговым агентом, должен исчислить, […]
      • Правила логики предикатов Пример предикатов. Возьмём высказывания: ``Сократ - человек'', ``Платон - человек''. Оба эти высказывания выражают свойство ``быть человеком''. Таким образом, мы можем рассматривать предикат ``быть человеком'' и говорить, что он […]
      • Размер пособия по безработице оренбург Сколько платят на бирже труда по безработице Биржа труда – учреждение, входящее в систему государственного регулирования рынка труда. Биржа занимается посредническими функциями, осуществляемыми между работодателями и гражданами, […]
      • Досрочное сокращение как оформить Типичный образец заявления на досрочное увольнение по сокращению штата: как написать этот документ? Бывают случаи, когда при сокращении сотрудников на предприятии часто возникают ситуации, когда одна из сторон трудовых отношений выбирает […]