По основу права виды законов

Рубрикатор

Понятие и виды законов.

Закон представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов.

«Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан. Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:

1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;

2) конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющих силу конституционного закона;

2-1) кодексы Республики Казахстан;

3) законы, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;

4) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;

5) нормативные указы Президента Республики Казахстан;

6) нормативные постановления Правительства Республики Казахстан;

7) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов и нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;

7-1) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;

8) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.

§ 2. Виды законов

Законы подразделяются на: а) конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные. Особое место среди законов занимает Конституция.

Конституция как основополагающий учредительный юридический

акт страны – это основной, «заглавный» закон, определяющий пра-

Часть третья.

вовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, форму правления и государственного устройства, права и свободы граждан, основы юридической системы, систему правосудия.

В Российской федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской федерации кроме краткой преамбулы содержит основной, первый раздел, состоящий из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. федеративное устройство.

4. Президент Российской федерации.

5. федеральное Собрание.

6. Правительство Российской федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

В особом (втором) разделе Конституции содержатся заключительные и переходные положения.

В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные

(органические) законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства). федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета федерации. Принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом Российской федерации в течение 14 дней и обнародованию.

Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, посвя-

щенные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества.

Государство и право

туции Российской федерации всех законов, иных нормативных юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал.

В составе законов выделяются и на практике обладают преимущественной (первоочередной) силой кодексы (см. § 3).

Среди законов следует выделять:

а) федеральные законы, те, которые принимаются федеральным законодательным органом – федеральным Собранием и распространяются на всю территорию Российской федерации;

б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы

областей, краев), те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами федерации и распространяются только на их территорию.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют законы: административные; граждан-

ские; брачно-семейные; уголовные; земельные; финансово-кредитные; о труде; по социальному обеспечению; процессуальные; природоохранительные.

Кроме отраслевых существуют межотраслевые законы, в которых

содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, содержащие нормы административного, гражданского, других отраслей права).

Закон как источник права. Виды законов в РФ

Закон– это принятый в особом порядке нормативный юридический акт высшего государственного органа (или непосредственно народа), обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные правовые нормы страны.

1. Закон – юридический акт, всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения.

2. Закон – акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны – Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума). Процедура принятия, изменения и дополнения закона строго регламентирована.

3. Закон – нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, все иные акты «ниже» закона, находятся «под» ним, должны ему соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить. Кроме того, его не может отменить никакой другой орган, кроме принявшего его.

4. Закон – нормативный акт, который издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни по основным, ключевым вопросам жизни страны, экономическим, политическим, социальным вопросам.

5. Закон содержит первичные нормы, которые в дальнейшем конкретизируются и развиваются в подзаконных актах.

6. Выражает волю большинства (народа или его представителей).

В правовом государстве законы должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы.

Виды законов. Законы подразделяются на: конституционные законы и обыкновенные (или текущие).

К конституционным законам относят саму Конституцию, законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституции, и законы, необходимость которых предусматривается самой конституцией (например, Закон о Правительстве РФ). Конституция – это основной закон государства, определяющий его правовую основу, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия. В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя.

Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции и конституционным законам.

В зависимости от органов, издавших закон, а также от территории, на которую он распространяется, следует различать:

а) федеральные законы – те, которые принимаются федеральным законодательным органом – Федеральным Собранием – и распространяются на всю территорию РФ;

б) законы субъектов федерации – те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республикам, другим субъектам федерации и распространяются только на их территорию. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы (административные; гражданские и т.д.) и межотраслевые законы, в которых содержаться нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, др. отраслей права).

9. Законы: понятие, признаки, виды

Закон – обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке высшим представительным органом или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные, типичные общественные отношения.

Термин «закон» происходит от древнерусского «кон», то есть граница, предел чего-либо. Следует различать понятия «закон в материальном смысле», то есть любую норму права, исходящую от государства, независимо от внешней формы, и «закон в формальном смысле», то есть собственно акт, принятый высшим законодательным органом и обладающий высшей юридической силой. В России общепринято, что законы регулируют только наиболее важные, типичные вопросы общественной и государственной жизни. В Великобритании, например, статут (закон) может быть принят парламентом по любому вопросу15.

В зависимости от юридической силы законы подразделяются на основные (конституции), конституционные, органические и обычные. Конституция (основной закон)16 обладает наивысшей юридической силой, это государственно-политический документ учредительного характера, базис всей правовой системы. Именно основной закон государства определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, систему, полномочия и порядок формирования высших государственных органов, основы правосудия. Особый статус конституции находит свое выражение в особой процедуре принятия, изменения и дополнения17.

Законы о поправках в Конституцию РФ являются самостоятельным видом законов. Конституционный Суд РФ в решении от 31 октября 1995 года о толковании статьи 136 Конституции РФ указал на особую юридическую силу и процедуру принятия такого закона. После вступления в силу и подписания его Президентом РФ, такой закон становится неотъемлемой частью Конституции, создавая её новую редакцию.

Конституционные законы можно считать своеобразным «продолжением» конституции, их нормы развивают и конкретизируют положения конституции. В России особенности федеральных конституционных законов по сравнению с федеральными законами определяются, во-первых, особым предметом регулирования указанных законов (они принимаются лишь по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ), во-вторых, более сложной процедурой принятия. Президент РФ не обладает правом вето на такого рода законы. Органические законы занимают промежуточное положение между Конституцией и обычными законами. В отечественной юридической практике они не используются, их функцию фактически выполняют конституционные законы. Органические законы характерны для Франции, Италии и направлены на развитие конституционных норм.

Обычные законы составляют основной массив законодательства государства. Процедура их принятия более простая, по сравнению с конституционными законами. Они должны соответствовать конституции и конституционным законам. Все обычные законы можно подразделить на кодифицированные и текущие. Кодифицированные законы (собственно кодексы, основы законодательства, уставы) призваны объединить и систематизировать достаточно большой массив правовых норм и регулируют обширную сферу общественных отношений. Такой закон обычно возглавляет систему нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или даже институт законодательства18. Текущие законы регулируют сравнительно узкую группу общественных отношений.

В федеративном государстве особую группу образуют законы, принимаемые субъектами федерации по вопросам, отнесенным к ведению субъектов. Такие законы не могут противоречить конституции государства и федеральным законам.

Спорным является вопрос о выделении в качестве самостоятельного вида законов о ратификации и денонсации международных договоров. Законодательство особо выделяет этот вид законов, предусматривает особенности процедуры принятия и вступления в силу. Право законодательной инициативы по такого рода законам сужено – им обладает Президент РФ и Правительство РФ. На основании принятого Федеральным Собранием РФ закона Президент подписывает Ратификационную грамоту, которая скрепляется печатью и подписью министра иностранных дел РФ.

Отдельным видом являются модельные законы – типовой акт, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих органов законодательной власти, варианты возможных правотворческих решений. В России такие законы появились после создания СНГ, носят рекомендательный характер, служат основой, ориентиром для законодательства государств-участников Союза. Распространены такие законы и в федеративных государствах. В США, например, такие акты являются рекомендательной основой для законодательной деятельности отдельных штатов.

По времени действия законы делятся на временные, действующие в течение указанного самим законом срока, и постоянные, принимаемые на неопределенный срок и действующие до его отмены, а также чрезвычайные, начинающие действовать при наступлении обстоятельств чрезвычайного характера.

Виды законов:

1.Основные — Конституция РФ и Конституции субъектов Российской Федерации.

2.Федеральные конституционные законы — законы, регулирующие наиболее важные в стратегическом плане общественные отношения, которые определяют форму государства и всю его политическую систему. К ним относятся: законы об условиях и порядке введения чрезвычайного положения; законы о порядке принятия в состав РФ нового субъекта, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации; законы о порядке деятельности Правительства РФ; законы о судебной системе РФ; Федеральные законы призваны регулировать основные сферы деятельности общества и государства.

  1. Законы субъектов Российской Федерации регулируют социальную, экономическую, культурную, научную и другие сферы общественной жизни в рамках отдельных регионов государства. Эти законы принимаются представительными законодательными органами субъектов Федерации и действуют только на их территории.
  2. Законы принимаются в порядке законодательной инициативы. Право законодательной инициативы — это право выдвигать предложение о необходимости принятия закона и вносить в законодательный орган проект закона. В Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают:

    1) депутаты Государственной Думы;

    2) Совет Федерации и члены Совета Федерации;

    5)законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

    6)высшие судебные органы (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд) по вопросам их ведения.

    Студент обязан знать, что законы – это первичные нормативно-правовые документы, так как они содержат нормы, которых до их принятия не было. Вторичными нормативно-правовыми актами являются подзаконные акты.

    Подзаконный акт — один из видов нормативно-правового акта, который создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов. Подзаконные акты характеризуются двумя признаками:

    1) содержат в себе только те нормы, которые уже закреплены в законах. Новые нормы подзаконные акты вводить не могут;

    2) обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то применяется закон).

    По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на:

    1) нормативные указы Президента, 2) постановления Правительства, 3) ведомственные нормативные, 4) подзаконные акты органов местного самоуправления и 5) внутриорганизационные.

    2. 5. При раскрытии действия нормативно-правовых актов во времени и пространстве, следует отметить, что все нормативно-правовые акты являются актами направленного действия, т. е. реализуются в рамках определенных временных параметров и на определенной территории (пространстве).

    Действие нормативно-правовых актов во времени связано с моментом вступления нормативного акта в законную силу и с моментом утраты им юридической силы. Нужно запомнить следующие основные положения вступления закона в силу:

    1. С момента официального опубликования закона. Публикация принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации закона должна осуществляться не позднее, чем через семь дней после подписания этого закона Президентом РФ.

    2. С момента подписания закона (что специально оговаривается в законе).

    3. Срок вступления закона в силу может быть указан в самом законе или в специальном акте о введении закона в действие.

    4.Нормативный акт может вступить в силу с момента получения его в организациях и учреждениях. Это относится к адресным нормативным актам, которые нигде не публикуются, а лишь направляются в соответствующие учреждения.

    5. Нормативные акты Президента и Правительства РФ вступают в силу через семь дней после их опубликования.

    6. Все ведомственные подзаконные акты (инструкции, рекомендации) вступают в силу через четырнадцать дней после их опубликования. Необходимо также четко знать, когда закон утрачивает силу. Это происходит в следующих случаях:

    1.По истечении срока его действия (например, Закон «О федеральном бюджете Российской Федерации» каждый раз прекращает свое действие по окончании текущего года).

    2.В результате его прямой отмены. Для этого принимается федеральный закон, содержащий статью о признании нормативного акта утратившим силу.

    3.В результате его фактической отмены. Это означает, что специального закона, отменяющего правовой акт, не издавалось, но был принят новый нормативный акт, нормы которого входят в противоречие со старыми нормами. Главное, чтобы новые нормы не противоречили положениям Конституции.

    Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется территорией государства, на которую распространяются их предписания. В территориальное пространство государства входят: 1) земная поверхность, 2) недра, 3) внутреннее водное пространство, 4) внешнее водное пространство (территориальное море — 12 морских миль), 5) воздушное пространство в пределах государственных границ.

    Кроме понятия территориального пространства, существует понятие экстерриториального пространства, которое включает в себя пространство, находящееся за пределами границ государства, но имеющее статус государственной территории. К экстерриториальному пространству относятся: 1) посольства и представительства, 2) военные корабли (в открытом море и портах), 3) все другие корабли (только в открытом море), 4) салоны и кабины летательных аппаратов (на земле и в воздухе).

    2. 6. Правоотношение — регулируемая нормами права юридическая связь между лицами, которые обладают взаимными правами и обязанностями.

    Предпосылки правоотношений определяются потенциальными свойствами личности, которые могут актуализироваться при конкретных обстоятельствах. Такими свойствами являются правоспособность и дееспособность.

    Правоспособность — способность лица быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных в нормах права. Под субъективным правом понимается, с одной стороны, принадлежность определенного объема прав конкретному лицу, с другой — возможность пользоваться предоставленным набором прав. Под юридической обязанностью понимается необходимость выполнения общепринятых норм и правил поведения. Правоспособность граждан в большинстве случаев возникает с момента рождения и прекращается только со смертью. Чтобы стать полноправным участником правоотношений, необходимо не только иметь права, но и быть способным их осуществлять. Поэтому другим потенциальным свойством, которым должна обладать личность, является дееспособность.

    Дееспособность — способность лица самостоятельно, осознанно и целенаправленно осуществлять свои права и обязанности, а также способность предвидеть и оценивать последствия своих действий. По российскому законодательству дееспособность граждан возникает по достижении ими определенного возраста. В отличие от правоспособности, которую никто не может отнять, дееспособность может прекращаться при признании судом гражданина недееспособным, если он вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Более узким понятием по отношению к дееспособности является деликтоспособность.

    Деликтоспособность — способность лица отвечать за совершенные им действия, а также нести ответственность за противоправные деяния в установленном законом порядке. Общим понятием для правоспособности и дееспособности является понятие правосубъектности.

    Следует помнить, что правоспособность и дееспособность являются важными, но не единственными предпосылками возникновения правоотношений. Наряду с ними предпосылками правоотношений являются юридические факты.

    Юридические факты — это факты реальной действительности, конкретные жизненные обстоятельства, с которыми действующее законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. Юридические факты подразделяются на события и действия.

    События — юридические факты, происходящие независимо от воли людей (например, наводнения, землетрясения, если они произошли в населенной людьми местности). Если эти же стихийные бедствия произошли в безлюдной местности, они не будут являться юридическими фактами.

    События подразделяются на абсолютные (события совершенно не зависящие от воли людей), и относительные (события, толчком для которых явились неосторожные действия людей, после чего события принимали необратимый и неуправляемый характер, например, крупные аварии на АЭС).

    Действия — юридические факты, которые совершаются осознанно и по воле человека. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные.

    Структура правоотношений состоит из трех элементов: субъекты правоотношений; объекты правоотношений; права и обязанности участников правоотношений.

    Субъекты правоотношений — отдельные индивиды, обладающие правосубъектностью (т. е. правоспособностью и дееспособностью), и организации, обладающие правоспособностью. Правоспособность организаций возникает с момента их регистрации в порядке, предусмотренном законом.

    Объекты правоотношений — определенная совокупность материальных и нематериальных благ, на которые направлено действие субъектов правоотношений.

    Права и обязанности составляют содержание правоотношений. Одним из главных принципов права является единство прав и обязанностей. Права и обязанности принадлежат субъектам правоотношений, которых называют управомоченными и правообязанными субъектами. Объем и пределы прав и обязанностей субъектов правоотношений устанавливаются действующим законодательством.

    Следует усвоить, что представляет собой система права — структурно упорядоченное единство действующих в государстве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой подразделения (отрасли).

    Отрасль права — относительно самостоятельная совокупность правовых норм в структуре единой системы права, регулирующая качественно однородный вид общественных отношений. Одним из критериев деления системы права на отрасли права является отличие общественных отношений друг от друга по содержанию, конкретным целям и задачам. В свою очередь отрасли права различаются по предмету правового регулирования.

    Предмет правового регулирования — качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным объективным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. Например, нормы права, предметом регулирования которых являются отношения между работником и работодателем, составляют одну отрасль права; правовые нормы, предметом регулирования которых являются общественные отношения в сфере имущественных отношений, составляют другую отрасль права; и т. д.

    Система права Российской Федерации четко структурирована и имеет свою иерархию. Ведущей отраслью права является конституционное право. Далее система права подразделяется на три основных отрасли, которые составляют первый уровень системы права:

    1. Административное право, которое регулирует отношения в сфере государственного управления, как между государственными органами, так и между государством и гражданами.

    2. Гражданское право, которое регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

    3. Уголовное право, которое регулирует отношения охраны общественной безопасности и общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан и нормы которого определяют характер преступлений и устанавливают размеры наказаний.

    Каждая из этих отраслей права имеет еще уровни, на которых располагаются вполне самостоятельные, но все же производные от основных отрасли права. Например, гражданское право — самое большое по охвату регулирования общественных отношений — содержит определяющие начала для таких отраслей права как::

    1.Трудовое право, которое регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности людей. Трудовое право могло бы считаться частью гражданского права, если бы нормы трудового права не устанавливали жесткие требования соблюдения трудовой дисциплины и строгую административную зависимость работника от работодателя.

    2.Хозяйственное право, регулирующее общественные отношения в сфере хозяйственного и имущественного оборота. Хозяйственное право существенно дополняет и конкретизирует гражданское право.

    3.Жилищное право. Регулирует общественные отношения, возникающие в жилищной сфере. Жилые строения относятся к категории недвижимого имущества, приобретение или отчуждение которого также регулируется нормами гражданского права.

    4.Земельное право. Регулирует отношения, связанные с использованием и охраной земли.

    5.Семейное право. Регулирует имущественные и некоторые неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи.

    6.Таможенное право. Регулирует отношения, складывающиеся в ходе перемещения товаров, граждан, транспортных средств через таможенную границу государства.

    Существует традиция разделять отрасли системы права на частное право и публичное право. К частному праву относят отрасли права, которые призваны обеспечивать интересы отдельных граждан или организаций: гражданское право, трудовое право, жилищное право, семейное и другие отрасли права. К публичному праву обычно относят конституционное право. Подобное разделение отраслей права носит условный характер.

    Отдельно от всех отраслей права стоит международное право, которое также подразделяется на частное и публичное. Нормы международного права регулируют взаимоотношения между государствами, а также между гражданами разных государств.

    Источники отраслей права — официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы, призванные регулировать общественные отношения в отдельной отрасли права. В целях упорядочивания и совершенствования правовых норм государство проводит их систематизацию, что и позволяет говорить о системе законодательства.

    У студента должны быть представления о формах систематизации законодательства, которые включают в себя:

    — кодификацию: кодексы, уставы и др. Наиболее распространенный вид — кодексы (например, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс и т. п.;

    — инкорпорацию, которая в отличие от кодификации представляет собой объединение действующих нормативных актов в сборники путем их репродуцирования, т. е. без их переработки. Инкорпорация бывает хронологической, когда нормативные акты в сборниках расположены в зависимости от времени их принятия (например, «Собрание актов Президента и Правительства») и систематической, когда принятые, например, за истекший месяц нормативные акты группируются в сборниках по предметному признаку, т. е. по отраслям права.

    Иногда выделяют еще одну форму систематизации законодательства -консолидацию. Это объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

    В самом общем виде при изучении первой темы студент должен уметь охарактеризовать виды юридической ответственности, к которым относятся:

    1. Административная ответственность. Выражается в применении к правонарушителям мер административного воздействия (от предупреждения до административного ареста).

    2.Дисциплинарная ответственность наступает вследствие нарушения дисциплины (трудовой, воинской, учебной и т. п.). Основными дисциплинарными мерами являются замечание, выговор, увольнение с работы, исключение студента из вуза за систематическую неуспеваемость или за утрату связи с вузом, назначение вне очереди наряда по службе и др.).

    3.Материальная ответственность заключается в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате неправомерных действий лица во время исполнения им I своих служебных обязанностей. Как материальная, так и дисциплинарная ответственность применяется в основном в трудовом праве.

    4.Гражданско-правовая ответственность наступает при нарушении имущественных и некоторых личных неимущественных прав граждан и организаций. Цель гражданско-правовой ответственности — восстановление нарушенных имущественных прав.

    5.Уголовная ответственность применяется к лицам, совершившим преступление.

    Дисциплинарная и материальная ответственность в основном применяется во внесудебном порядке. Административная ответственность может применяться и по решению суда. Гражданско-правовая и уголовная ответственность применяется только в судебном порядке. Темы докладов

    1. Теория государства и права в системе юридических наук.

    2. Характеристика теорий происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, психологическая, марксистская и др.).

    3. Функции государства.

    1. Формы государства.
    2. Механизм государства.
    3. Происхождение права.
    4. Основные концепции правопонимания.
    5. Правовые системы.
    6. Правовое государство.
    7. Право и мораль.
    8. Правосознание и правовая культура.
    9. Норма права и ее структура.
    10. Формы (источники) права: правовой обычай, нормативный акт, юридический прецедент, нормативный договор.
    11. Понятие, этапы и основные стадии законотворческого процесса.
    12. Система права.
    13. Правоотношения как особая разновидность общественных отношений.
    14. Юридическая ответственность.

    1.Алексеев С.С. Теория права. М.: Юридическая литература, 1996.

    2.Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. М., 1998.

    1.Конституция Российской Федерации 1993 года.

    3.Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник. М., 1998.

    4.Лившиц Р.З. Теория права. М.: Изд-во БЕК, 1994.

    5.Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учеб. пособ. 2-е изд., 1997.

    6.Основы государства и права. Учеб, пособ. / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юрист, 1997.

    7.Основы права. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996.

    8.Терия государства и права: В 2 ч. / Под ред. А.Б. Венгерова. М., 1995.

    § 5.2. Понятие и виды законов

    § 5.2. Понятие и виды законов

    Закон — нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.

    Как самостоятельный источник права закон сложился давно и пришел на смену правовому обычаю (Законы Хаммурапи в Древнем Вавилоне, Законы XII таблиц в Древнем Риме, Саксонское зерцало в средневековой Европе, Русская Правда на Руси и др.). В эпоху рабовладения и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов.

    В период буржуазно-демократических революций, когда был провозглашен принцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства (парламента), за законом, принимаемым парламентом, стала признаваться высшая юридическая сила, верховенство и непререкаемость по отношению к другим правовым актам государства.

    Закон — высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.

    Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган кроме высшего органа законодательной власти не может отменить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по тому же вопросу, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер, не могут ему противоречить.

    Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: подготовка законопроекта, законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его обнародование.

    Роль закона, как акта, имеющего приоритетное значение в правовой системе государства, являющегося основой для всех других правовых актов, в современных цивилизованных государствах, неизмеримо возрастает. Увеличивается удельный вес законов, что позволяет с их помощью полно, а в ряде случаев и исчерпывающе регулировать соответствующие отношения.

    В законе регулируются не все отношения, требующие правового регламентирования, а лишь те, которые характеризуются значимостью, типичностью и стабильностью. В государстве, признающем себя правовым или стремящимся стать таковым, только посредством закона должен регулироваться примерно следующий круг вопросов: установление и изменение конституционных норм, правовой статус личности, его права, свободы и обязанности, национально-государственное устройство и взаимоотношения федерации и ее субъектов, основы экономической политики государства, структура государственного аппарата, порядок образования и полномочия основных органов государства, осуществление правосудия и прокурорского надзора, борьба с преступностью, утверждение государственного бюджета и сбор налогов, решение вопросов войны и мира, борьба с преступностью, судопроизводство, правовой статус партий, иных общественных объединений, средств массовой информации и некоторые другие.

    Наивысшей юридической силой среди всего массива законов обладает конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию. Будучи основным законом государства, она определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, основные права и обязанности граждан, федеративное устройство, систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования, основы правосудия, избирательную систему. Конституция — государственно-политический документ учредительного характера, основополагающее начало всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности.

    Установление конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. При этом все они, от какого бы органа не исходили, должны соответствовать нормам конституции. Иначе любой акт или его часть должны быть признаны недействующими.

    Особый характер конституции, ее роль в законодательном закреплении основ общественного и государственного строя находит свое выражение в особой усложненной процедуре её принятия, а также изменения и дополнения

    Второй вид — федеральные конституционные законы (в некоторых зарубежных странах, например, во Франции, их называют органические законы). Это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно конституцией. Они являются своеобразным «продолжением» конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (в России это законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия.

    Обыкновенные законы, издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности, составляют основную массу законов. Порядок их принятия более простой. В Российской Федерации они носят название — федеральные законы и считаются принятыми, если за их утверждение подано более 1/2 голосов от общего состава депутатов Государственной Думы. Не все из них подлежат обязательному утверждению Советом Федерации.

    Обыкновенные законы в свою очередь делятся на кодификационные и текущие.

    Кодификационный закон обладает рядом характерных черт:

    1) в нем обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства;

    2) такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т.д.);

    3) представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой, действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;

    4) кодификация направлена на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия. Эффективность закона кодификационного во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом регулирования такого акта, их динамику;

    5) предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификационный закон обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;

    6) акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру. Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобства их использования непосредственно отражающий и цементирующий научно обоснованное распределение нормативного материала по предмету и методу правового регулирования. Что касается принятия комплексных кодексов, то оно призвано быть дополнительным направлением кодификационных работ.

    Кодификационные законы могут выражаться в различных формах. Одна из них — это Основы законодательства — акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в иных актах Федерации и ее субъектов.

    Чаще всего используемый вид кодификационного закона — это кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс РФ), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ). Ныне большинство отраслей российского федерального законодательства кодифицировано в виде кодексов, периодически подвергаемых существенным изменениям. Например, начиная с 2001 г. были приняты Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и др. Кроме того, в современных условиях право принятия кодексов принадлежит также и субъектам РФ. Так, в Башкортостане действует более десятка кодексов. Среди них жилищный, трудовой, экологический кодексы, кодексы о браке и семье, о недрах, о средствах массовой информации и др.

    По характеру охвата регулируемых кодексами общественных отношений они бывают отраслевыми либо комплексными (межотраслевыми). Первые регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты. Это Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский кодексы РФ и др. Комплексный кодекс систематизирует нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены единой концепцией, общими принципами регулирования значительной области отношений (Воздушный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ и др.).

    Интересы создания единой, логически согласованной системы законодательства требуют, чтобы в законодательной деятельности предпочтение отдавалось в первую очередь отраслевым кодексам, как актам, непосредственно отражающим систему права.

    В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д.

    В федеративном государстве законы могут издаваться как федеральными органами законодательной власти, так и органами законодательной власти субъектов Федерации. Ныне субъектами РФ осуществляется интенсивная работа по принятию региональных законов.

    Отдельным видом закона является так называемый модельный закон — типовой акт, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих органов законодательной власти, варианты возможных правотворческих решений.

    Такие законы используются для унификации, достижения максимального единства правовых систем государственных образований, входящих в состав Федерации (штатов, земель, республик, областей и т.д.), либо в определенное конфедеративное сообщество государств. Активно используется практика подготовки и издания модельных законов Межпарламентской ассамблеей стран СНГ. В США такие акты являются рекомендательной основой для законодательной деятельности отдельных штатов.

    Роль закона в жизни общества и государства велика. Закон активно влияет на все сферы жизнедеятельности, способствует укреплению законности, охраняет и обеспечивает права личности, создает преграды произволу и усмотрению чиновников государственного аппарата и т.д. Лишь тот закон признается верховным, который устанавливает в государстве основы справедливости, гуманизма и демократии, основывается на общечеловеческих моральных ценностях.

    Виды законов

    С целью эффективного использования возникающего множества законов необходимо однозначное понимание их видов, общих и специфических признаков, соотношения между собой.

    Имеется два официальных способа установления классификации законов:

    1. Конституционный, когда в конституциях закрепляется перечень основных нормативно-правовых актов. Например, в Конституции Австрии имеется раздел II «Законодательная власть федерации», в Конституции ФРГ — раздел VII «Законодательство федерации», в Конституции Российской Федерации — ряд статей (15, 76, 90, 105, 108, 115 и др.), в Конституции Украины — части статей и статьи (85, 91, 92, 106, п. 4 Раздела XV и др.).

    2. Издание специального закона о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик, указанием способов обеспечения с целью правильного соотношения между собой. Например, в Италии действуют «Общие положения о Законе» (1942 г.), в котором перечислены источники права: закон, регламент, корпоративная норма, норма-обычай, а также установлены пределы регулирования каждым актом. В Болгарии действует Закон «О нормативных актах» (1973 г.). Интересно, что в России раньше федерального был принят закон о нормативно-правовых актах в Якутии (Соха). В Украине подготовлены проекты законов «О нормативно-правовых актах», а также «О законах и законодательной деятельности», которые регулируют процесс организации законопроектных работ, определяют порядок подготовки, экспертизы, согласования, принятия, толкования и действия нормативно-правовых актов.

    По значению и месту в системе законодательства законы можно разделить на:

    обычные (текущие) законы

    обеспечительные (оперативные) законы

    1. Конституции — основные законы, которые регламентируют основы общественной, политической, экономической жизни общества, права и свободы граждан.

    Они бывают двух видов:

    кодифицированные — представляют собой единый писанный основной закон (Конституция Украины, Конституция РФ, Конституция США и др.). Их ещё называют моноконституционными актами. Правда, Конституцию Франции 1958 г., которая является кодифицированной, нельзя назвать моноконституционным актом, поскольку к Основному закону 1958 г. решением Конституционного совета приравнены такие акты, как Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула! Конституции 1946 г.;

    некодифицированные — состоят из группы законов (Великобритания, Швеция, Канада), предметом регулирования которых является особый род общественных отношений, отнесенный к конституционному праву, — основы общественного и государственного строя, права и свободы граждан и др. В Канаде — это конституционные акты 1867-1987 гг.: Конституционный акт 1982 г.; Хартия о правах и Билль о правах, принятые в ряде провинций; Акт о Верховном суде, Антидискриминационный акт и др. Основной конституционный документ Канады гласит: «Мы хотим иметь конституцию, в принципе похожую на конституцию Великой Британии». А в Великобритании нет единой писаной конституции, а есть группа конституционных законов (статутов) — Акт о парламенте 1911 г., Акт о министрах Короны 1937 г., Акт о местном управлении 1972 г. и др., действующих вместе с судебными прецедентами и конституционными обычаями, именуемыми конституционными соглашениями. Поэтому английскую конституцию называют конституцией смешанного типа.

    2. Конституционные законы

    законы, на которые ссылается конституция либо необходимость принятия которых прямо предусмотрена действующей конституцией. Как правило, эти законы конкретизируют отдельные положения конституции либо содержат отсылку к конституции (избирательная система, организация и проведение референдума, организация и деятельность парламента, президента, конституционного суда и т.д.);

    законы, которыми вносятся изменения, дополнения в действующую конституцию (см., например, раздел XIII Конституции Украины).

    Закон, которым вносятся изменения в конституцию, отличается от закона, принятие которого предусмотрено действующей конституцией тем, что он после утверждения (принятия) приобретает высшую юридическую силу и становится составной частью конституции.

    К сожалению, в Конституции Украины четко не указан блок общественных отношений, который регулируется конституционным законом. Из анализа Конституции Украины можно сделать вывод, что конституционным законом следует регулировать принятие Большого Государственного Герба и Государственного Гимна Украины, описание государственных символов (ст. 20), внесение изменений в Конституцию (ст. 155), решение о смещении Президента Украины в порядке импичмента (ст. 111) и ряд других.

    В Конституции России чётко определён блок федеральных конституционных законов. К их числу отнесены законы, регламентирующие чрезвычайное положение (ст. 56), изменение статуса субъекта Федерации (ст. 66), описание и порядок использования Государственного флага, герба и гимна России (ст. 70), референдум (ст. 87), введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88) порядок деятельности правительства Российской федерации (ст. 114), установление судебной системы России (118) и др. (всего 15).

    Конституционный закон отличается от иных законов следующими признаками:

    а) юридической силой;

    б) предметом регулирования — особая сфера;

    в) порядком принятия — особая процедура. Как правило, конституционный закон принимается квалифицированным большинством голосов (в Украине — 2/ 3, в России — 3/4).

    Процедура принятия конституционного закона может иметь упрощенный, усложненный или смешанный характер. В Украине конституционно закреплена смешанная процедура принятия вносимых изменений в Конституцию: упрощенная ( 2/3 конституционного состава Верховной Рады) — для законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины для всех разделов (кроме разделов І , ІІІ , XI ІІ ); у сложненная (2/ 3 конституционного состава Верховной Рады с последующим утверждением всеукраинским референдумом, назначаемым Президентом Украины) — для законопроекта о внесении изменений в разделы І, ІІІ , XIII.

    3. Обычные законы — регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни в соответствии с конституцией. Это значительная по количеству и подвижная групп законов, которые принимаются простым большинством голе сов. Обычные законы весьма разнообразны по содержанию.

    Наиболее типичными по объему регулирования являютс я следующие виды обычных законов:

    а) общие законы — законы, регламентирующие определенную сферу общественных отношений и распространяющиеся нс всех.

    Общие законы могут быть:

    кодифицированные (например, Уголовный кодекс, Гражданский Кодекс и др.);

    текущие (например, Закон о выборах);

    б) специальные законы — законы, регламентирующие ограниченную (специальную) сферу общественных отношений и распространяющиеся на часть населения (например, законы о пенсиях, об образовании, о милиции и др.).

    4. Обеспечительные (оперативные) законы — нормативно-правовые акты, которыми вводятся в действие отдельные законы, ратифицируются международные договоры и др. Их назначение состоит не в издании новых норм, а в оперативном подтверждении, поддержании системы норм, содержащихся в иных отдельных законах и международных договорах, которые регулируют важнейшие отношения и требуют незамедлительного принятия. Это законы, содержащие нормы о нормах. Например, Закон Украины «О ратификации Конвенции об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путём, 1990» от 17.12.1997 года. К этой группе законов можно отнести законы о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик.

    Обеспечительные (оперативные) законы не могут существовать вне других законов, т. е. тех, которые ими вводятся в действие, и международных договоров, требующих ратификации.

    Виды законов по сроку действия:

    1) постоянные — законы, действующие без ограничения срока;

    2) временные — законы, действующие с ограничением срока (например, законы «О налогообложении», «О бюджете на 2001 г.»);

    3) чрезвычайные (как разновидность временных законов) — принимаются в определенных, предусмотренных конституцией, ситуациях и действуют на период чрезвычайного положения (напр., провозглашение отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической опасности, объявление войны). Их особенность состоит в том, что они прекращают действие других законов. Так, введение военного положения прекращает действие КЗоТ.

    Виды законов по субъектам законотворчества:

    — принятые гражданским обществом (народом) в результате референдума;

    — принятые законодательным органом государства.

    Виды законов по границам действия:

    — законы Автономной Республики Крым.

    Виды законов по структурной форме:

    К последним примыкают Собрания законодательства, Своды законов, которые являются актами такого вида систематизации законодательства, как консолидация.

    Виды законов по отраслевому признаку:

    — административно-правовые и т. п.

    Имеются и межотраслевые (комплексные) — о здравоохранении, образовании и др.

    Виды законов по сферам общественной жизни:

    — законы в области регулирования экономики;

    — законы в области регулирования политики;

    — законы в области регулирования социальной сферы;

    — законы в области регулирования военной сферы и др.

    См. Закон Украины «О законах и законодательной деятельности» (после его принятия).

    Среди основных направлений развития законодательства Украины можно выделить следующие:

    • разработка новых законов, необходимость которых вытекает из Конституции Украины;

    • приведение текущих законов в соответствие с Основным Законом;

    • адаптация текущих законов к нормам европейского и международного права.

    Смотрите еще:

    • Устройство огнетушителей и правила их применения Устройство огнетушителей и правила их применения - Присоединиться! Подписаться на новости Главная → Для родителей → Типы огнетушителей и их применение Большинство детей и уж тем более все взрослые знают о существовании огнетушителей, […]
    • Рассчитать налог на прибыль за 4 квартал Особенности уплаты налога на прибыль Уплата налога на прибыль имеет некоторые особенности, с которыми мы постараемся разобраться в статье ниже. Каков срок уплаты налога на прибыль? Что такое авансовые платежи и как их […]
    • Что нужно сдавать на юриста в 2018 году В нашей стране получить профессию юриста можно, пройдя комплексное обучение с области правоведения. Для того чтобы считаться первоклассным специалистом, нужно не только хорошо сдать экзамены в ВУЗе, но и постоянно, как говорится, держать […]
    • Как оформить платежку пени Пени: платежное поручение (образец) Актуально на: 30 мая 2017 г. Пени по НДФЛ (образец платежного поручения) При несвоевременном перечислении налогов и взносов, плательщик должен уплатить пени (ст. 75 НК РФ, ст. 26.11 Федерального закона […]
    • Какую пенсию получает инвалид 2 группы Пенсия по инвалидности 2 группы в 2018 году Присвоение любых форм инвалидности в России происходит исключительно по медико-социальным показателям. Назначение инвалидности 2 категории допустимо для людей, считающихся нетрудоспособными, но […]
    • ХфМент в законе Мент в законе 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 сезон смотреть онлайн Сериал «Мент в законе» о настоящих ценностях в отделе расследований. О настоящих мужчинах, которые готовы грызть глотки любому, кто решит нарушить покой в их городе. Честь и […]
    • Стаж работы по списку 1 и 2 Льготная пенсия по вредности в 2018 году Общая информация Граждане, которым положена льготная пенсия по вредности, обязательно должны отработать не менее 10 лет в опасных и вредных условиях. В случае если стажа не хватает, выход на […]
    • Как провести возврат товара поставщику в 1с Как провести возврат товара поставщику в 1с Вопрос: Как произвести возврат товара поставщику в "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 3.0)? Дата публикации 11.05.2016 Использован релиз 3.0.43 Возврат не принятого на учет товара Возврат принятого на […]