Отчет о работе судов общей юрисдикции

Оглавление:

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20 апреля 2007 г. N 51 «Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцов форм статистической отчетности»

В целях совершенствования показателей статистического учета, в связи с изменением законодательства и необходимостью анализа практики его применения, приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 2007 г. Табель форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей и образцы форм статистической отчетности (прилагаются).

2. Председателям верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации:

— обеспечить представление статистической отчетности по утверждаемым формам, контроль за полнотой и достоверностью представляемых по ним отчетных данных;

— ознакомить работников, ответственных за ведение судебной статистики в соответствующих судах и органах Судебного департамента, с настоящим приказом.

3. Признать утратившим силу приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 10 мая 2006 г. N 42 «Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей».

4. Главному управлению организационно-правового обеспечения деятельности судов (Смертин Л.А.) произвести в срок до 1 июня 2007 г. рассылку электронных образцов форм статистической отчетности.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента Перепеченова А.Я.

Табель
форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей
(утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20 апреля 2007 г. N 51)

1. Отчеты по формам N 10.1, 10.2, 10.3, 10-а, 11, 11-а, 12, 6-МВ-НОН формируются на основе автоматизированных баз данных статистических карточек на подсудимого (статистическая карточка на подсудимого для военных судов утверждена приказом от 20.10.2006 N 15, а для других судов общей юрисдикции приказом от 10.05.2006 N 42).

2. Базы данных по статистическим карточкам на подсудимых (по мировым судьям, районным судам и суду областного звена) хранятся в управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, по гарнизонным судам в окружных (флотских) военных судах и для долговременного хранения записываются на носитель оптического типа (CD-ROM). Порядок представления статистических карточек на подсудимого (баз данных) определяется начальником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, по военным судам — Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, председателями окружных (флотских) военных судов. Верховный Суд Российской Федерации представляет статистические карточки на подсудимых в Судебный департамент одновременно со статистическими отчетами, предусмотренными настоящим Табелем.

3. Датой представления отчетов на бумажном носителе считается дата исходящего номера.

4. Датой представления статистического отчета в электронном виде считается дата приема его по электронной почте.

5. Формирование статистической отчетности за год производится нарастающим итогом.

6. Управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации представляют соответствующему суду областного звена сводные отчеты по районным судам и мировым судьям после принятия их Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

7. Суды областного звена представляют в соответствующее управление (отдел) Судебного департамента отчеты о деятельности суда после принятия их Судебным департаментом.

8. Управления (отделы) Судебного департамента формируют сводные статистические отчеты по субъекту федерации и представляют их для сведения в соответствующий суд.

9. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации представляет сводные статистические отчеты по формам N 1, 1-АП, 2, 4, 6-бмс, 7-бмс, 6, 7, 8, 9, 10.1, 10.2, 10.3, 10-а, 11, 11-а, 12, 6-МВ-НОН в Федеральную службу государственной статистики в соответствии с Перечнем статистических работ, выполняемых Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в 2007-2009 г.г. (письмо Росстата от 5 февраля 2007 г. N АК-01-22/359) к 15 октября по итогам за 6 месяцев и к 15 апреля по итогам за 12 месяцев отчетного периода. Территориальным органам Федеральной службы государственной статистики сводные статистические отчеты о деятельности судов общей юрисдикции и судимости представляются по соответствующим запросам.

10. Форма 1-а разрабатывается по мере принятия Государственной Думой постановлений о порядке применения акта об амнистии, поскольку структура данной формы является единовременной и должна соответствовать содержанию конкретного постановления. Программный шаблон формы N 1-а направляется в территориальные органы Судебного департамента, суды областного звена и в окружные (флотские) военные суды в течение действия сроков постановлений о порядке применения соответствующих актов об амнистии.

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20 апреля 2007 г. N 51 «Об утверждении Табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, образцов форм статистической отчетности»

Табель форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие с 1 июля 2007 г.

Текст приказа официально опубликован не был

ПРИКАЗ Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 02.06.2004 N 82 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ СУДЕБНОЙ СТАТИСТИКИ»

1. ЗАПОЛНЕНИЕ ФОРМ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ И МИРОВЫХ СУДЕЙ

Форма N 1 содержит в себе сведения, позволяющие оценить эффективность деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей по рассмотрению уголовных дел.

Показатели отчета по форме N 1 формируются на основе обработки в отделах делопроизводства судов документов первичного статистического учета — учетно-статистических карточек формы N 5 на движение уголовных дел, а также журналов или баз данных по судебному делопроизводству, учетные реквизиты которых соответствуют утвержденным показателям Инструкции по судебному делопроизводству. Сведения, необходимые для составления формы отчетности N 1, содержатся также в журналах:

учета материалов, разрешаемых в порядке судебного контроля предварительным следствием и дознанием (в том числе учета ходатайств об избрании меры пресечения в виде содержания под арестом и продления срока содержания под стражей, обращений по поводу проведения оперативно-розыскных мероприятий), рассмотрение ходатайств о применении меры пресечения в виде содержания под стражей;

учета материалов, разрешаемых судом в порядке исполнения приговоров (в отношении лиц, отбывающих лишение свободы, осужденных условно, осужденных к исправительным работам, осужденных к иным мерам помимо лишения свободы и исправительных работ, иные материалы);

учета рассмотрения материалов в отношении психически больных лиц, которым судом были назначены принудительные меры медицинского характера;

учета рассмотрения материалов о направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения;

учета исполнения частных определений (постановлений) по уголовным делам.

Данные статистического отчета формируются по результатам рассмотрения дела в I инстанции независимо от результата последующего пересмотра в вышестоящем суде.

Форма N 2 содержит в себе сведения, позволяющие оценить деятельность федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей по рассмотрению гражданских дел по первой инстанции.

Показатели отчета по форме N 2 формируются в результате обработки в отделе делопроизводства суда учетно-статистических карточек на движение гражданских дел (форма N 6), а также журналов:

учета материалов по заявлениям в порядке исполнения решений;

учета рассмотрения жалоб на действия приставов-исполнителей;

учета исполнения частных определений (постановлений) по гражданским делам;

учета определений по заявлениям (жалобам) до принятия их судьями к своему производству.

Обязательные учетные показатели установлены инструкциями по судебному делопроизводству.

В целях правильного отражения в отчете категорий дел судья на каждом определении о подготовке дела к судебному разбирательству отмечает номер строки отчета формы N 2, где должно быть учтено данное дело. Например, по иску о восстановлении на работе указывается строка «7. Трудовые споры о восстановлении на работе», по иску о взыскании заработной платы — «8. Трудовые споры об оплате труда» и т.д.

Секретарь отдела делопроизводства проставляет указанный судьей номер в документе первичного учета для удобства и оперативности формирования статистической отчетности по бумажным носителям (статистическим карточкам). Также необходимо четко отражать в учетных документах сущность спора, в том числе для случаев изменения отчетной формы или необходимости проведения обобщения по определенной категории дел.

Присужденные к взысканию суммы либо сумма уплаченной госпошлины учитываются в отчете только в рублевом эквиваленте (копейки округляются).

Периодические платежи и взыскания в долях от зарплаты в форме N 2 не учитываются.

Отчет формы N 1-АП характеризует деятельность федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях в качестве первой инстанции, а также результат рассмотрения районными судами и судами областного звена жалоб на не вступившие в законную силу постановления, вынесенные нижестоящими судами и иными несудебными органами.

Показатели отчета по форме N 1-АП формируются на основе информации, содержащейся в документах первичного учета: учетно-статистических карточках на движение дел об административных правонарушениях (форма N 7 для мировых судей и районных судов), на обжалуемые и опротестованные постановления по делам об административных правонарушениях (форма 7.1 для районных судов и судов областного звена) или соответствующих базах данных автоматических информационных систем судебного делопроизводства.

Весь учет в отличие от показателей отчетов по формам N 1 и N 2 ведется по числу лиц, одному делу соответствует одно лицо, поскольку материал об административном правонарушении формируется на одно лицо — физическое или юридическое.

Результаты рассмотрения дел, возбужденных судом, поступивших в суд из прокуратуры, органов внутренних дел или иных органов государственного управления для применения мер административного наказания, а также сведения об их назначении судом заполняются в соответствующих графах и строках раздела «Движение дел» отчета.

Результаты рассмотрения жалоб и протестов на не вступившие в законную силу постановления о наложении административного наказания отражаются в таблицах разделов: «Рассмотрено дел по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях», «Справка к разделу «Рассмотрено дел по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях», «Результаты рассмотрения жалоб и протестов».

Рассмотренные судьей дела об административных правонарушениях, переквалифицированные им на другую статью закона, учитываются в отчете в категории правонарушений согласно вынесенным постановлениям.

Жалобы и протесты на постановления об административных правонарушениях рассматриваются в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 г. N 2 (п. 7) в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и учитываются в разделах «Движение жалоб и протестов» и «Справка к разделу «Движение жалоб и протестов» формы N 1-АП.

Форма N 4 отражает сводные данные, характеризующие наложенные и взысканные по первой инстанции федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями суммы ущерба от преступлений, штрафы, государственную пошлину и залог, обращенный в доход государства.

Данный отчет составляется на основании следующих документов:

карточки по учету сумм ущерба, причиненного преступлениями;

учетно-статистических карточек на движение уголовных и гражданских дел (ф. 5.2 и ф. 6.2);

Журнала учета денежных взысканий и штрафов, налагаемых в процессуальном порядке, и обращения залогов в доход государства по уголовным делам (ф. N 13);

Журнала учета судебных штрафов, налагаемых по гражданским делам (ф. N 14);

Журнала учета штрафов, налагаемых в стадии исполнения судебных решений (ф. N 15);

Журнала учета исполнительных документов, переданных судебным приставам-исполнителям (ф. N 50);

Журнала учета материалов, разрешаемых в порядке судебного контроля (ф. N 8).

Сведения о суммах ущерба по приговорам и решениям, вступившим в законную силу в отчетном периоде, заполняются на основании карточек по учету сумм ущерба, причиненного преступлением, образец которой предусмотрен приложением к данной инструкции.

Карточка по учету сумм ущерба находится в деле до вступления приговора (решения) в законную силу. При обжаловании приговора (решения) карточка вместе с делом направляется в вышестоящий суд.

Вышеуказанная учетная карточка заполняется в случае вынесения судебного постановления о взыскании ущерба, причиненного преступлением (приговора или решения о возмещении ущерба в порядке гражданского производства).

В случаях, если ущерб по уголовному делу был определен, но не вынесено решение о его возмещении либо вопрос о взыскании ущерба оставлен на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства, карточка по уголовному делу не заводится.

Определение вида собственности, которой причинен ущерб преступлением, производит судья, председательствующий по делу, или судья — докладчик по делу в суде кассационной инстанции.

При определении по приговору (решению) суда сумма ущерба, присужденная к взысканию в иностранной валюте, подлежит обязательному переводу в рублевый номинал в соответствии с действующим на день вынесения приговора или решения суда курсом Центробанка России, и только после этого ее надлежит отражать в карточке по учету сумм ущерба в рублях, округляя копейки до целых рублей в соответствии с правилами округления.

Статистический отчет формы N 6-бмс содержит в себе сведения, позволяющие оценить деятельность районных судов по рассмотрению в апелляционном порядке уголовных дел.

Отчет формируется на основании сведений в соответствующих первичных документах первичного учета на уголовные дела в апелляционной инстанции — учетно-статистических карточках на уголовное апелляционное дело (см. форму N 5.2 приложения к Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом N 36 от 29 апреля 2003 г.).

В отчет вносятся данные по всем уголовным делам и материалам, поступившим для рассмотрения по апелляционным жалобам и представлениям в районный суд и рассмотренным в отчетный период.

В случае одновременного принесения по одному делу жалобы и представления оно отражается в отчете только один раз как поступившее по представлению.

Для обеспечения формирования всех показателей отчета в учетно-статистической карточке на уголовное дело в апелляционной инстанции следует точно указывать вид судебного постановления мирового судьи, обжалуемого в апелляционном порядке:

обвинительный или оправдательный приговор;

постановление о прекращении дела по реабилитирующим основаниям (за отсутствием события, состава преступления, за непричастностью к совершению преступления) или по другим основаниям;

постановление другого характера.

Если вид судебного постановления не выделен отдельным признаком, его следует вписать текстом.

При заполнении раздела «Рассмотрение дела в апелляционной инстанции» первичного документа дополнительно текстом отражается:

сущность приговора, постановления, в том числе применение акта об амнистии (дата и номер федерального закона), применение нового уголовного закона (дата и номер федерального закона) при изменении приговора, прекращении уголовного дела;

мера пресечения по приговору апелляционной инстанции (если была изменена);

в показателе «N строки в форме 6-бмс» указывается квалификация по приговору мирового судьи и выделяется основная статья, по которой дело отражается в соответствующей строке.

Отчет по форме N 7-бмс составляется на основании учетно-статистических карточек на гражданские апелляционные дела по жалобам и представлениям, в том числе частным, на решения и определения мировых судей, поступившим в суд апелляционной инстанции (см. форму N 6.2 приложения к Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом N 36 от 29 апреля 2003 г.).

При наличии по одному делу и жалобы, и представления дело учитывается как поступившее по представлению.

Результаты апелляционного рассмотрения дела с несколькими исковыми требованиями отражаются по основному иску аналогично порядку, по которому дело учтено в форме N 2.

Решение учитывается как измененное только в случаях, когда изменения касаются существа исковых требований. Иные изменения в решении мирового судьи учитываются в графе «Другие апелляционные определения с удовлетворением жалоб и представлений».

Решение учитывается как измененное только в случаях, когда изменения касаются существа исковых требований. Например, по делу о возмещении имущественного ущерба, причиненного рабочими и служащими, апелляционная инстанция уменьшила сумму взыскания с учетом степени вины ответчика, а в данном деле взысканная по решению суда сумма является основным исковым требованием.

Частичная отмена решений не по основному требованию учитывается в графе «Другие апелляционные определения с удовлетворением жалоб и представлений».

Графа «Другие апелляционные определения с удовлетворением жалоб и представлений» заполняется на основании соответствующих данных в учетной карточке на апелляционное дело формы N 6.2 в показателе «Вид судебного постановления мирового судьи», за исключением сведений, содержащихся в пункте «Решение» данного показателя.

Поскольку согласно ст. 327 ГПК РФ рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции, то сведения в графе «Из графы «Окончено производством» в сроки свыше установленных» заполняются в отношении дел, по которым вынесено определение о принятии дела к производству в апелляционной инстанции и истек двухмесячный срок его рассмотрения (исключение составляют категории, по которым установлены сокращенные сроки рассмотрения).

Если суд апелляционной инстанции оставил решение мирового судьи без изменения, а жалобу и представление без удовлетворения, то данные отражаются в графе «Без удовлетворения (без изменения)».

Основания к отмене или изменению судебных постановлений мирового судьи отражены в соответствии со ст. 362 — 364 ГПК РФ:

неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые мировой судья считает установленными;

несоответствие выводов суда, изложенных в постановлении мирового судьи, обстоятельствам дела;

нарушение или неправильное применение норм материального права;

нарушение или неправильное применение норм процессуального права.

В графах «Вынесено частных определений» и «Поступило сообщений о мерах, принятых по частным определениям» отражаются сведения о частных определениях, вынесенных в апелляционной инстанции, и о числе частных определений, по которым поступили сообщения о принятых по ним мерам в отчетный период, независимо от даты вынесения частных определений.

В графу «В связи с отказом в приеме искового заявления» раздела 1 «Результаты рассмотрения дела» вносятся сведения о числе отмененных судебных определений об отказе в приеме искового заявления (жалобы), при наличии в учетной статистической карточке на гражданское апелляционное дело сочетания признаков «Определение об отказе в приеме заявления» в показателе «Вид судебного постановления, вынесенного мировым судьей» и «Отменены другие апелляционные определения с удовлетворением жалоб и представлений» в показателе «Результат рассмотрения дела в апелляционной инстанции».

Графа 4 «Поступило дел по частным жалобам и представлениям» раздела 2 «Движение дел» формы N 7-бмс заполняется на основании соответствующих признаков в показателе «Вид судебного постановления мирового судьи»: «Определение об отказе в приеме заявления», «Другое определение по гражданскому делу, препятствующее его движению», «Определение по жалобе на действия судебных приставов-исполнителей», «Постановления в порядке исполнения решений», «Определение о направлении по подсудности, подведомственности» учетной статистической карточки на гражданское апелляционное дело.

Строка «Проведено обобщений судебной практики» формируется по числу документов (обзоры, обобщения, анализы, справки и т.д.), подготовленных в районном суде по результатам апелляционного рассмотрения, в том числе по вопросам обобщения судебных ошибок, вопросам организации судебной деятельности и направленных мировым судьям, в вышестоящий суд, а при необходимости — и в органы Судебного департамента.

Строка «По их результатам внесено представлений и информации в другие органы» формируется по сопроводительным письмам и представляет собой число представлений и информации, направленных в различные органы в связи с проведенным обобщением.

В строке «Штат судей на конец отчетного периода» указывается число судей, утвержденное по штатной численности на отчетную дату.

Строка «Количество судов, по которым составлен отчет (для сводного отчета)» представляет сумму первичных отчетов судов, включенных в сводный отчет.

Отчет по форме N 6 составляется на основании документов на кассационное дело первичного статистического учета (учетно-статистических карточек или по базе данных по кассационным уголовным делам).

В отчет вносятся данные по всем делам, поступившим для рассмотрения по кассационным жалобам и представлениям на приговоры, постановления о прекращении дела, на судебные постановления в порядке судебного контроля и в порядке исполнения решений, судебные постановления, вынесенные в ходе судебного разбирательства. Если по одному делу принесены и жалоба, и представление прокурора, оно отражается в отчете как поступившее по представлению.

Форма N 6 заполняется в двух видах — отдельно по делам, которые по первой инстанции рассмотрели районные суды, и по делам, которые по первой инстанции рассматривали мировые судьи (кассация на апелляционные приговоры и постановления).

Отчет по форме N 7 составляется на основании учетно-статистических карточек на гражданские кассационные дела, по жалобам и представлениям, в том числе частным, на решения и определения судов: областными и равными им судами — на решения и определения районных судов по I инстанции, Верховным Судом Российской Федерации — на решения областных судов.

В графе «Возвращено дел без рассмотрения» отражается число дел, производство по которым в отчетном периоде было завершено в связи с неправильным оформлением.

При исчислении сроков рассмотрения гражданских дел судом кассационной инстанции в графе «Окончено дел в сроки свыше установленных» раздела «Движение дел» следует руководствоваться нормами ст. 348 ГПК РФ.

Следует иметь в виду, что нормы ч. 3 и 4 ст. 348 ГПК РФ предусматривают установление сокращенных сроков: по жалобам и представлениям по делам о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан — 5 дней, а также возможность сокращения сроков, определенных федеральным законом.

В графах «Вынесено частных определений» и «Поступило сообщений о мерах, принятых по частным определениям» отражаются сведения о частных определениях, вынесенных судами кассационной инстанции, и о числе частных определений, по которым поступили сообщения о принятых по ним мерам в отчетный период.

В перечне категорий дел, учитываемых по строкам раздела «Результаты рассмотрения дел по удовлетворенным жалобам и представлениям», отражаются кассационные гражданские дела в соответствии с решением I инстанции по основному требованию.

В разделе «Результаты рассмотрения дел по удовлетворенным жалобам и представлениям» учитывается отмена решений полностью или в части по основному требованию истца или заявителя: с возвращением дела на новое рассмотрение, с прекращением дела, с оставлением дела без рассмотрения, с вынесением нового решения.

Частичная отмена решений не по основному требованию учитывается в графе «Другие кассационные определения с удовлетворением жалоб и представлений». Отмена и изменение определений нижестоящих судов по гражданским делам и материалам, рассмотренных по частным жалобам и представлениям, также отражается в графе «Другие кассационные определения с удовлетворением жалоб и представлений».

Результаты кассационного рассмотрения дела с несколькими исковыми требованиями отражаются по существу основного иска (заявления).

Решение учитывается как измененное только в случаях, когда изменения касаются существа исковых требований или заявления. Иные внесения изменений в решение суда I инстанции учитываются в графе «Другие кассационные определения с удовлетворением жалоб и представлений».

Когда по делу обжаловано несколько судебных документов, в отчете дело учитывается один раз, независимо от того, сколько слушаний проведено при кассационном рассмотрении и сколько определений поставлено с момента поступления дела на данное кассационное рассмотрение. Учет ведется по основному судебному документу, содержащему наиболее значимое решение по делу (например, если обжалованы определения, вынесенные в ходе досудебной подготовки, и решение по существу, то дело учитывается по решению).

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов (далее — суды областного звена) составляют статистические отчеты по форме N 8.

Суды областного звена составляют отчеты в двух видах: по делам, рассмотренным по первой инстанции районными судами, и по делам, рассмотренным по первой инстанции мировыми судьями.

Верховный Суд Российской Федерации составляет отчеты раздельно по Судебной коллегии и по Президиуму Верховного Суда Российской Федерации по каждой категории судов.

Отчеты по форме N 8 составляются с учетом средств автоматизации на основании учетно-статистических карточек по надзорным жалобам и представлениям, учетно-статистических карточек на уголовное надзорное производство. Показатели в данных карточках заполняются на каждую жалобу, представление и уголовное дело с момента поступления в суд, далее на каждом этапе движения до завершения их рассмотрения. Суммарные значения, полученные из карточек, вносятся в соответствующие разделы и графы статистической формы N 8.

Для возможности составления двух видов статистических отчетов, отражающих эффективность работы судов различных уровней, а также кассационной и апелляционной инстанций, в учетно-статистических карточках в показателе «Суд I инстанции» отображаются категории суда: районный суд или мировой судья, где рассматривалось дело по первой инстанции.

Учетные документы с такими признаками служат массивом для формирования указанных двух видов отчетов.

При отражении в отчете результатов рассмотрения дел по форме N 8 следует исходить из правил, изложенных для составления отчетов по форме N 6 в настоящей Инструкции.

Верховный Суд Российской Федерации, президиумы верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и судов автономных округов (далее — суды уровня субъектов Федерации) составляют статистические отчеты по форме N 9.

Для судов уровня субъектов Федерации отчеты составляются в трех видах: по делам, рассмотренным по первой инстанции районными судами, по делам, рассмотренным по первой инстанции мировыми судьями, и по делам, рассмотренным по первой инстанции судами уровня субъектов Федерации (на основании ст. 377 ГПК РФ), которые не были предметом рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации.

Отчеты по форме N 9 составляются с учетом средств автоматизации на основании баз данных по надзорным жалобам и надзорным представлениям, учетно-статистических карточек на гражданское надзорное производство, на истребованное гражданское дело. Показатели в данных карточках заполняются на жалобу, представление и гражданское дело, поступившие в суд, далее на каждом этапе движения до завершения их рассмотрения. Суммарные значения, полученные из карточек, вносятся в соответствующие разделы и графы статистической формы N 9.

В учетно-статистических карточках в показателе «Суд I инстанции» отражаются категории суда: суд уровня субъекта Российской Федерации, районный суд, мировой судья, где рассматривалось дело по первой инстанции.

Учетные документы с такими признаками служат массивом для формирования трех видов отчетов по делам, рассмотренным по первой инстанции.

При отражении в отчете результатов рассмотрения дел по форме N 9 следует учитывать правила, изложенные к отчету формы N 8 настоящей Инструкции.

Форма N 01 «Оперативная отчетность о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей» в соответствии с табелем форм статистической отчетности представляется ежеквартально в электронном виде в форме шаблонов в формате Excel. Инструкция по работе с шаблонами находится в дистрибутиве программы формирования шаблона.

Форма N 01 содержит выборочные основные показатели статистической отчетности о деятельности судов из форм N 1, 1-АП, 2, 6-бмс, 7-бмс, 6, 8, 9 для получения оперативной сводной информации поквартально с нарастающим итогом.

Адреса статистических показателей из указанных форм отражены в графе «В» формы N 01.

Форма N 01 представляется только в электронном виде в программном шаблоне Excel.

Суды уровня субъекта Российской Федерации представляют отчеты по форме N 01 в электронном виде непосредственно в Судебный департамент по электронной почте с обязательной отправкой копии в соответствующий территориальный орган Судебного департамента.

Управления (отделы) Судебного департамента представляют в Судебный департамент отдельно сводные данные о деятельности районных судов и деятельности мировых судей.

Формирование отчета по форме N 01 с использованием программного шаблона производится в диалоговом режиме путем ответа на вопросы. Выбирается необходимый субъект отчетности, в том числе дополнительными вопросами уточняется, имеются ли в суде уровня субъекта Российской Федерации присяжные заседатели; при заполнении данных, которые представляют районные суды, есть ли в субъекте мировые судьи; название формы районные (с мировыми судьями). В этом случае для заполнения открываются данные по апелляционной инстанции. Различаются проверки для областных судов и для областных судов, где действует суд присяжных. В случае, если программный шаблон работает некорректно, предусмотрен режим заполнения формы с клавиатуры (вручную).

В разделе «Представляют управления (отделы) Судебного департамента, верховные суды республик и приравненные к ним суды» статистической отчетности вносятся показатели, которые представляют управления (отделы) Судебного департамента, областные и равные им суды по уголовным, гражданским, административным делам. Данные по уголовным делам вносятся исходя из формы N 1, по гражданским — из формы N 2, по делам об административных правонарушениях — из формы N 1-АП.

В разделе «В связи с введением института мировых судей дополнительно представляют управления (отделы) Судебного департамента по данным апелляционной инстанции районных судов» для анализа эффективности функционирования института мировых судей управления (отделы) Судебного департамента отдельно представляют сведения по данным апелляционной инстанции районных судов, исходя из форм N 6-бмс и 7-бмс, а суды уровня субъекта Российской Федерации о рассмотрении дел, рассмотренных в кассационной инстанции по уголовным делам (форма N 6), по гражданским делам (форма N 7); в порядке надзора по уголовным (форма N 8), гражданским делам (форма N 9).

В разделе «О признании противоречащими федеральному законодательству нормативных правовых актов» показатели заполняются из формы N 2 раздела 1 стр. 42 «О признании нормативных правовых актов незаконными» субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.

«Табель форм статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции и судимости» (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 30.06.2016 N 141)

приказом Судебного департамента

при Верховном Суде

от 30 июня 2016 г. N 141

ФОРМ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ОБЩЕЙ

ЮРИСДИКЦИИ И СУДИМОСТИ

«*» Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.

«**» Сроки и порядок представления статистической отчетности на бумажном носителе гарнизонными военными судами в окружной (флотский) военный суд устанавливаются председателями окружных (флотских) военных судов. Сроки и порядок представления статистической отчетности на бумажном носителе районными судами и мировыми судьями устанавливаются начальником управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, или в ином порядке при наличии соглашения, заключенного между органами Судебного департамента и органами по обеспечению деятельности мировых судей в субъектах Российской Федерации по вопросам ведения судебной статистики.

«***» Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации по мере принятия Государственной Думой Федерального Собрания постановлений об объявлении амнистии разрабатывает структуру формы, соответствующую содержанию конкретной амнистии, формирует программные шаблоны формы и направляет в областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды, управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации информационные письма о необходимости представления статистических отчетов по форме N 1-а с указанием порядка формирования статистических данных и сроков их представления.

1. Указания по составлению форм статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции и судимости, а также по порядку заполнения статистической карточки на подсудимого и карточки по учету сумм ущерба, причиненного преступлениями, содержатся в Инструкции по ведению судебной статистики (утверждена приказом Судебного департамента от 29.12.2007 N 169) и Комментарии к Инструкции по ведению судебной статистики, размещенном на FTP-сервере Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Программные шаблоны утвержденных форм статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции и судимости обновления для программного изделия «Судебная статистика» подсистемы «Судебное делопроизводство и статистика» Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» на соответствующий отчетный период размещаются на FTP-сервере Судебного департамента в папке STAT/соответствующий год (2015)/Programs.

2. Статистические отчеты по формам N 10.1, N 10.2, N 10.3, N 10.3.1, N 10.4.1, N 10.4.2, N 10.5, N 10-а, N 11, N 11-а, N 12, N 6-МВ-НОН формируются на основе автоматизированных баз данных статистических карточек на подсудимого (статистическая карточка на подсудимого утверждается приказом Судебного департамента).

3. Статистическая отчетность областных и равных им судов, окружных (флотских) военных судов направляется в электронном виде непосредственно в центральный аппарат Судебного департамента. Областные и равные им суды направляют базу данных о судимости, по которой представлена в Судебный департамент статистическая отчетность по судимости, и копию принятого Судебным департаментом комплекта отчетности о судимости в соответствующий орган Судебного департамента в субъекте Российской Федерации для формирования интегрированной базы данных по субъекту Российской Федерации, направляемой в ФГБУ ИАЦ Судебного департамента, и составления сводной отчетности о судимости по субъекту Российской Федерации, которая представляется в Судебный департамент на бумажном носителе для передачи на хранение в Государственный архив. Ведение баз данных статистических карточек на подсудимых осуществляется в соответствии с Регламентом ведения консолидированной базы данных судимости ПИ Судимость подсистемы «Судебное делопроизводство и статистика».

4. Базы данных статистических карточек на подсудимых, сформированные мировыми судьями, районными судами, областным и равным им судом, хранятся в управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, по гарнизонным военным судам — в окружных (флотских) военных судах и записываются для долговременного хранения на носитель оптического типа (CD-ROM). Порядок представления статистических карточек на подсудимого (баз данных) определяется начальником управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, по военным судам — председателями окружных (флотских) военных судов.

5. Датой представления отчетов на бумажном носителе считается дата исходящего номера. Датой представления статистического отчета в электронном виде считается дата приема его по электронной почте (доставки сообщения).

6. Формирование статистической отчетности за год производится нарастающим итогом.

7. Управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации представляют соответствующему областному или равному ему суду сводные отчеты по районным судам и мировым судьям после принятия их Судебным департаментом.

8. Областные и равные им суды представляют для информации в соответствующие управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации отчеты о деятельности суда после принятия их Судебным департаментом.

9. Управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации формируют сводные статистические отчеты по соответствующему субъекту Российской Федерации и представляют их для сведения в соответствующий областной или равный ему суд (предоставляется доступ к статистической информации). Сводная статистическая отчетность о деятельности мировых судей формируется и представляется в Судебный департамент в соответствии с соглашениями, заключенными между органами Судебного департамента и органами по обеспечению деятельности мировых судей в субъектах Российской Федерации по вопросам ведения судебной статистики.

10. Судебный департамент представляет сводные статистические отчеты по формам N 01, N 1, N 1-АП, N 2, N 4, N 6, N 7, N 8, N 8-н, N 9, N 9-н, N 10.1, N 10.2, N 10.3, N 10.3.1, N 10-а, N 11, N 12, N 6-МВ-НОН в Федеральную службу государственной статистики в сроки, предусмотренные табелем в соответствии с Федеральным планом статистических работ, сопроводительным письмом с указанием о направлении в электронном виде на согласованный электронный адрес в установленном формате программных шаблонов. Территориальным органам Федеральной службы государственной статистики сводные статистические отчеты о деятельности судов общей юрисдикции и судимости представляются управлениями Судебного департамента в субъектах Российской Федерации по соответствующим запросам (за исключением форм N 8-н и N 9-н).

11. В Верховный Суд Российской Федерации все отчеты представляются в установленные табелем сроки в электронном виде на согласованный электронный адрес с направлением сопроводительного письма с приложением направленного сообщения с описанием электронного архива сводных отчетов.

12. Сбор статистической информации о работе судов общей юрисдикции и судимости, не включенной в табель, организуется в порядке и сроки, указанные в поручениях Судебного департамента.

Рекомендации по заполнению формы № 1-а «Отчета о работе судов общей юрисдикции по применению постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 6576-6 ГД

Рекомендации
по заполнению формы № 1-а «Отчета о работе судов общей юрисдикции по применению постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 6576-6 ГД
«Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»
Статистический отчет формы № 1-а содержит в себе сведения о результатах рассмотрения судами общей юрисдикции, включая военные суды [1] , уголовных дел с учетом применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (далее – Постановление об амнистии 2015).

Отчет носит единоразовый характер, представляется в Судебный департамент при Верховном Суде РФ вместе с регламентными формами статистической отчетности за 12 месяцев 2015 г. — к 15 января 2016 г. – областными и равными им судами, а также окружными (флотскими) военными судами по своим делам; 30 января 2016 г.– Управления (отделы) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации отчеты по делам районных судов, по делам мировых судей, окружные (флотские) военные суды – по делам гарнизонных судов по подчиненности.

Значения показателей формируются за весь период срока применения амнистии по состоянию на дату истечения 6 месяцев со дня опубликования Постановления об амнистии (24.04.2015 – 24.10.2015).

Показатели отчета формируются на основе баз данных электронных картотек судебного делопроизводства и являются детализацией статистических показателей регламентной отчетности.

В текущих версиях ПИ СДП, ПИ АМИРС в модулях расчета статистики расчет формы № 1-а соответствующему Постановлению об амнистии не настроен.

Статистические показатели формы № 1-а формируются из показателей регламентных форм отчетности, в которых учитывается применение амнистии.

гр. 1 формы № 1-а — из картотеки уголовных дел I инстанции, детализируется показатель из формы № 1 раздел 2 стр. 28 – прекращено дел по амнистии за указанный период применения;

гр. 2 формы № 1-а – из формы № 1 раздел 3 стр.. 15 – освобождено осужденных от наказания

гр.9 «Апелляционной инстанции» стр. 26-28 формы № 1-а уголовные дела апелляционной инстанции – детализируется показатель из формы № 6

гр. 8 раздел 4: (отменено обвинительных приговоров с прекращением дел по другим основаниям), и гр.15 (изменено без изменения квалификации со смягчением наказания);

раздел 5 стр.5 – удовлетворено жалоб и представлением в связи с применением амнистии;

строка 27 «Обжаловано в апелляционной инстанции применение амнистии» формы № 1-а – из формы № 6 раздел 4 гр.1

строка 28 «из них отменено в апелляционной инстанции применение амнистии» формы № 1-а – из формы № 6 раздел 4 гр. 8 (отменено обвинительных приговоров с прекращением дел по другим основаниям), и гр.15 (изменено без изменения квалификации со смягчением наказания).

гр.10 «Кассационной инстанции» – картотека уголовных дел кассационной инстанции из формы № 8 раздел 4 гр. 26 «Из графы другие постановления с удовлетворением кассационных жалоб и представлений с применением акта амнистии» и удовлетворено с отменой или изменением в связи с неприменением акта амнистии (гр.8, 13).

стр.31 «Из стр. 26 по приговорам, постановленным после даты вступления в силу Постановления об амнистии….» формы № 1-а из формы № 8 раздел 4 (гр.8,13), (т.е. отмены и изменены судебные акты нижестоящих судов в связи с неприменением амнистии)

стр. 29 «Обжаловано в кассационной инстанции применение амнистии» — раздел 4 ф.8 гр.1

стр. 30 «Из стр. 29 отменено в кассационной инстанции применение амнистии» формы № 1-а – формы № 8 раздел 4 (гр.8, 17,19)

гр. 4-8 (рассмотренные в порядке ст. 399 УПК исполнение приговоров) формы № 1-а – картотека производств по материалам детализация из формы № 1 разд.4 гр. 2 стр.2)

По общим правилам составления регламентной отчетности в показателях отражаются результаты применения амнистии на основании судебных постановлений соответствующего суда.

Обжалование, результаты обжалования, отмены и изменения применения амнистии по рассмотренным по первой инстанции уголовным делам вышестоящими инстанциями должны отражаться в отчетах, представляемых судами этого уровня[2].

Для возможности формирования отчета по форме № 1а вручную или автоматизировано (после проведения доработок и обновления версии[4]) в картотеках уголовных дел и материалов по производствам, в которых применено Постановление об амнистии в связи с 70-летием Победы, указывается реквизит дата амнистии и основание применения (пункты Постановления об амнистии).

[1]Мировыми судьями, районными судами, гарнизонными военными судами, областными и равными судами, окружными (флотскими) военными судами, Верховным Судом Российской Федерации.

[2] В программных шаблонах в зависимости от типа суда определенные показатели закрыты для заполнения.

[3] Число лиц, освобожденных от уголовной ответственности и от наказаний, число лиц, которым было сокращено наказание по приговорам судов первой инстанции (судебных постановлений вышестоящих судов) или освобожденных от отбывания наказания на основании судебных постановлений, вынесенных в порядке исполнения приговоров.

[4] В Техническом задании на 2015 год предусмотрено требование о проведении модификации картотек уголовного производства и материалов для возможности учета амнистий и оснований их применения на разных стадиях судебного производства.

Отчет о работе судов общей юрисдикции

Отчет
о деятельности управления мировой юстиции Брянской области
в 2015 году и задачах на 2016 год

Учреждение института мировой юстиции – один из важнейших этапов проводимой сегодня судебной реформы. Одним из основных нормативных актов, определяющих введение института мировой юстиции, стал Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», принятый в 1998 году.
В соответствии с действующим законодательством мировые судьи относятся к судьям общей юрисдикции.
Во главе данной системы стоит Верховный Суд Российской Федерации, следующую ступень образуют верховные суды республик, краевые и областные суды, затем в этой системе стоят районные и городские суды в субъектах Российской Федерации. А уже наиболее приближенную ступень данной системы к населению составляют мировые судьи.
На деятельность мировой юстиции возлагались большие надежды в деле усиления эффективности судебной защиты граждан, поскольку мировые судьи должны были обеспечить доступность судебной власти. И сегодня можно смело заявить, что сделать это они смогли посредством разгрузки районных судов, так как рассматривают большую часть гражданских, уголовных и административных дел, разрешение которых ранее входило в компетенцию федеральных районных судов.
В соответствии с данными судебной статистики мировой юстицией Брянской области в 2015 году рассмотрено 69,6 % дел, разрешаемых всеми судами общей юрисдикции. При этом на долю районных судов приходилось 26,7 %, а областной суд рассмотрел 3,7 % от общего количества дел.
То есть мировая юстиция оправдала свое назначение. Она разгрузила федеральные суды и стала судебной инстанцией наиболее близкой к населению.
В 2000 году, в самом начале работы мировых судей, средняя нагрузка на мировых судей составляла 38,1 дела на судью в месяц, в 2001 году она была уже 47, в 2002 году – 80,8, в 2003 году – 97,8, в 2004 – 115,2, в 2005 – 143,9, в 2006 – 169,3, в 2007 – 172,5, в 2008 – 176,78, в 2009 – 205,3, в 2010 – 186, в 2011 – 145, в 2012 – 110,6, в 2013 – 132,3, в 2014 – 145,3, а по итогам 2015 года данный показатель составил 166 дел на судью в месяц, что выше показателя предыдущего года на 14,24 %.
Так, по итогам 2015 года мировыми судьями области было рассмотрено 132465 судебных дел и материалов, что составило 69,6 % от общего количества дел, рассмотренных за отчетный период в регионе всеми судами общей юрисдикции, включая мировых судей.
Из общего количества дел, рассмотренных всеми судами, включая дела, рассмотренные мировыми судьями, рассмотрено мировыми судьями:
а) уголовных – 4267 (38,1 %);
б) гражданских – 74432 (64,9 %);
в) административных – 53766 (83,4 %).
Среднеобластные показатели нагрузки на мировых судей составили по уголовным делам – 5,35 дела на судью в месяц, по гражданским делам – 93,27, по административным делам – 67,38.
При этом по некоторым судебным участкам показатели нагрузки значительно превышают названные значение. Так, например, на судебных участках Советского судебного района г. Брянска среднемесячная нагрузка составила 258,53 дел, в том числе по уголовным – 4,29, по гражданским – 203,48, по административным – 50,76; на судебных участках Брянского судебного района Брянской области среднемесячная нагрузка составила 213,56 дел, в том числе по уголовным – 7,02, по гражданским – 111,3, по административным – 95,24; на судебных участках Унечского судебного района Брянской области среднемесячная нагрузка составила 208,43 дел, в том числе по уголовным – 5,95, по гражданским – 98,38, по административным – 104,1; на судебном участке № 24 Выгоничского судебного района Брянской области среднемесячная нагрузка составила 207,52 дел, в том числе по уголовным – 8,38, по гражданским – 60,1, по административным – 139,05; на судебных участках Фокинского судебного района г. Брянска среднемесячная нагрузка составила 200,19 дел, в том числе по уголовным – 4,69, по гражданским – 139,85, по административным – 55,66, на судебных участках Карачевского судебного района Брянской области среднемесячная нагрузка составила 196,81 дел, в том числе по уголовным – 6,9, по гражданским – 90,95, по административным – 98,95.
Данная перегруженность мировых судей заставляет их работать в чрезмерно высоком темпе в выходные дни, в нерабочее время, что, в конечном итоге, может негативно сказаться на качестве выносимых судебных решений.
Изменить данную ситуацию можно путем увеличения численности мировых судей и работников аппаратов, а также созданием необходимых условий для их эффективной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.99 № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» в Брянской области в 2006 году действовало 65 участков мировых судей.
Федеральным законом от 05.12.2006 № 211-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» число мировых судей количество судебных участков в Брянской области увеличено с 1 января 2007 года на 8 единиц (с 65 до 73).
Федеральным законом от 05.05.2010 № 74-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» число мировых судей и количество судебных участков в Брянской области увеличено на 3 единицы (с 73 до 76). Введение данных дополнительных должностей мировых судей позволило улучшить ситуацию с загруженностью на мировых судебных участках в г. Клинцы, Дятьковском и Суражском районах.
Необходимо отметить, что мировая юстиция не только обеспечивает отправление правосудия и рассмотрение большого количества дел, она также является одним из наполнителей местных бюджетов.
Так, например, в 2004 году в местные бюджеты, в соответствии с действующим законодательством, при подаче исковых заявлений к мировым судьям было уплачено государственной пошлины на сумму 2,3 миллиона рублей, присуждена к взысканию по итогам рассмотрения дел государственная пошлина на сумму 21,3 миллиона рублей. По делам об административных правонарушениях мировыми судьями в 2004 году было наложено штрафов на сумму 6,7 миллиона рублей.
В 2005 году при подаче заявлений к мировым судьям было уплачена госпошлина на сумму 4,5 миллиона рублей, присуждена к взысканию госпошлина на сумму 10,2 миллиона рублей. По административным правонарушениям наложено штрафов на сумму 4,5 миллиона рублей.
В 2006 году при подаче заявлений к мировым судьям было уплачена госпошлина на сумму 5,0 миллионов рублей, присуждена к взысканию госпошлина на сумму 9,6 миллиона рублей. По делам об административных правонарушениях наложено штрафов на сумму 9,4 миллиона рублей.
В 2007 году при подаче заявлений к мировым судьям было уплачена госпошлина на сумму 5,052 миллионов рублей, присуждена к взысканию госпошлина на сумму 10,515 миллиона рублей. По делам об административных правонарушениях наложено штрафов на сумму 35,241 миллиона рублей.
В 2008 году при подаче заявлений к мировым судьям было уплачена госпошлина на сумму 4,728 миллионов рублей, присуждена к взысканию госпошлина на сумму 8,397 миллиона рублей. По делам об административных правонарушениях наложено штрафов на сумму 57,777 миллиона рублей.
В 2009 году при подаче заявлений к мировым судьям было уплачена госпошлина на сумму 6,165 миллионов рублей, присуждена к взысканию госпошлина на сумму 13,746 миллиона рублей. По делам об административных правонарушениях наложено штрафов на сумму 23,674 миллиона рублей.
В 2010 году при подаче заявлений к мировым судьям было уплачена госпошлина на сумму 8,458 миллионов рублей, присуждена к взысканию госпошлина на сумму 15,78 миллионов рублей. По делам об административных правонарушениях наложено штрафов на сумму 30,227 миллионов рублей.
В 2011 году при подаче заявлений к мировым судьям было уплачена госпошлина на сумму 10,33 миллионов рублей, присуждена к взысканию госпошлина на сумму 15,19 миллионов рублей. По делам об административных правонарушениях наложено штрафов на сумму 45,71 миллионов рублей.
В 2012 году при подаче заявлений к мировым судьям было уплачена госпошлина на сумму 10,35 миллионов рублей, присуждена к взысканию госпошлина на сумму 10,48 миллионов рублей. По делам об административных правонарушениях наложено штрафов на сумму 37,15 миллионов рублей.
В 2013 году при подаче заявлений к мировым судьям было уплачена госпошлина на сумму 16,56 миллионов рублей, присуждена к взысканию госпошлина на сумму 11,3 миллионов рублей. По делам об административных правонарушениях, по вступившим в законную силу постановлениям, наложено штрафов на сумму 80,2 миллионов рублей.
В 2014 году при подаче заявлений к мировым судьям было уплачена госпошлина на сумму 18,87 миллионов рублей, присуждена к взысканию госпошлина на сумму 12,1 миллионов рублей. По делам об административных правонарушениях, по вступившим в законную силу постановлениям, наложено штрафов на сумму 218,91 миллионов рублей.
В 2015 году при подаче заявлений к мировым судьям было уплачена госпошлина на сумму 24,8 миллионов рублей, присуждена к взысканию госпошлина на сумму 16,6 миллионов рублей. По делам об административных правонарушениях, по вступившим в законную силу постановлениям, наложено штрафов на сумму 198,7 миллионов рублей.
Решение вопросов по численности работников аппаратов и созданию необходимых условий для деятельности мировых судей находятся в ведении органов власти субъектов Российской Федерации.
В Брянской области органом, обеспечивающим деятельность мировых судей, является управление мировой юстиции.
Управление мировой юстиции Брянской области было создано Постановлением администрации Брянской области от 31.12.2004 № 677.
В соответствии с Законом Брянской области «О мировых судьях Брянской области» управление мировой юстиции осуществляет оперативное управление, координацию работы аппаратов мировых судей, организацию всех видов информационного, материально-технического, кадрового и финансового обеспечения судебных участков.
Финансирование расходов на заработную плату и социальные выплаты работникам аппарата мирового судьи, а также материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, строительство, ремонт зданий и помещений судебных участков сегодня осуществляется управлением мировой юстиции Брянской области в размерах, предусмотренных Законом Брянской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Порядок деятельности управления определен Положением об управлении мировой юстиции Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 75.

Отчет о деятельности управления мировой юстиции можно разделить по направлениям деятельности на следующие основные блоки:
1. Организационное и правовое обеспечение деятельности мировой юстиции.
2. Формирование квалифицированного штата работников аппаратов мировых судей.
3. Повышение квалификации мировых судей и работников аппаратов.
4. Материально-техническое обеспечение мировой юстиции, выполнение общестроительных работ, техническая укрепленность зданий и помещений, занимаемых мировыми судьями, и обеспечение безопасности судебных процессов.
5. Финансовое обеспечение деятельности мировой юстиции.
6. Информатизация и автоматизация мировой юстиции.

Остановимся подробно на решении управлением мировой юстиции задач по названным направлениям деятельности:

1. Организационное и правовое обеспечение деятельности мировой юстиции.

Численность мировых судей в Брянской области в 2015 году составляла 76 единиц.
В течение года работники управления мировой юстиции принимали участие в проводимых Брянским областным судом совещаниях и семинарах по рассмотрению вопросов применения законодательства.
В целях контроля за ведением делопроизводства, статистики, архива, оформления судебных дел и ведения хозяйственной деятельности в 2015 году изучена работа 24 судебных участков мировых судей в 16 районах и городах Брянской области. Основные направления проверок: деятельность работников аппарата мировых судей согласно должностным обязанностям, планы работы на текущий период, работа судебных участков с жалобами граждан и личный прием судьями и работниками канцелярии, порядок оформления судебных дел и материалов, ведение основных нарядов и журналов, работа архивов и работа с вещественными доказательствами, ведение статистического учета, другие вопросы.
По результатам проверок подготовлены справки о выявленных недостатках в работе. Справки направлены мировым судьям-организаторам с рекомендациями по устранению недостатков.
С работниками аппаратов мировых судей в феврале 2015 года был проведен семинар по обсуждению вопросов судебного делопроизводства, ведения судебной статистики, архивного хранения, оформления дел, ведения бухгалтерской документации и необходимой отчетности в судебных участках мировых судей.
В первом полугодии 2015 года была организована подписка на периодические издания для судебных участков мировых судей Брянской области (Российская газета, Брянский рабочий, Брянская учительская газета, Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации). Во втором полугодий был организован доступ к периодическим изданиям и публикуемым нормативно-правовым актам посредством сети Интернет
В 2015 году обеспеченность судебных участков мировых судей сетевыми версиями электронных справочно-правовых систем (Консультант Плюс) составляла 100 %.
Во всех судебных участках в 2015 году велись автоматизированные базы данных по судимости. Все судебные участки ведут статистический учет и предоставляют отчеты в электронном виде.
Во исполнение требований Федерального Закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» по обеспечению размещения в сети Интернет информации о деятельности мировых судей в 2015 году была организована работа по обеспечению функционирования и наполнения интернет-сайтов мировых судей Брянской области.
Информация о деятельности мировых судей Брянской области с 1 июля 2010 года размещается на интернет-сайтах мировых судей Брянской области на федеральном интернет-портале (до 13.11.2011 – www.mirsudrf.ru, с 14.11.2011 – www.msudrf.ru).
В 2015 году по законопроектам, разработанным управлением мировой юстиции Брянской области, были приняты Закон Брянской области от 02.07.2015 № 46-З «О внесении изменений в Закон Брянской области «О мировых судьях Брянской области» и Закон Брянской области от 10.08.2015 № 61-З «О внесении изменений в Закон Брянской области «О создании должностей мировых судей и судебных участков в Брянской области».
За прошедший период работники управления мировой юстиции Брянской области своевременно информировали судебные участки о приказах, распоряжениях, инструкциях, поступавших из Верховного Суда Российской Федерации, Брянского областного суда и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Мировым судьям направлялись обобщения судебной практики.
В соответствии с регламентирующими документами проводилось рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам деятельности судебных участков мировых судей в Брянской области.
В 2015 году в пределах своей компетенции управление мировой юстиции Брянской области взаимодействовало с органами законодательной и исполнительной ветвей власти, органами местного самоуправления, областным судом, управлением Судебного департамента в Брянской области, районными судами, органами судейского сообщества, управлением федеральной службы судебных приставов Брянской области, правоохранительными органами и иными учреждениями и организациями в целях исполнения задач по обеспечению деятельности мировых судей.

2. Формирование квалифицированного штата работников аппаратов мировых судей.

Основным помощником мирового судьи в условиях его сегодняшней перегруженности является квалифицированный работоспособный аппарат.
Аппарат мирового судьи в нашей области изначально состоял из секретаря судебного участка и секретаря судебного заседания. В целях доукомплектования аппарата мировых судей постепенно в 2003-2008 годах были введены должности помощников мировых судей.
Штат управления мировой юстиции на конец 2015 года составлял 336,5 единиц, в том числе 1 государственная должность Брянской области, 244 государственных гражданских служащих, 22 единицы должностей, не являющихся должностями государственной гражданской службы, и 69,5 единиц должностей обслуживающего персонала.
В аппарат мирового судебного участка входят помощник мирового судьи, секретарь судебного заседания, секретарь судебного участка, а в районах с большим количеством судебных участков еще и иные специалисты, ответственные за организацию и ведение судебного делопроизводства, статистики и архива.
Прием работников аппаратов мировых судей, являющихся государственными гражданскими служащими области, ведется с учетом предъявляемых к данным должностям квалификационных требований к уровню образования, к стажу (опыту) работы и профессиональным навыкам и умениям, проводятся конкурсы на замещение должностей государственной гражданской службы Брянской области.
В 2015 году на конкурсной основе продолжалось формирование кадрового резерва кандидатов на занятие должностей государственной гражданской службы Брянской области в аппаратах мировых судей и управлении мировой юстиции. По итогам конкурсов в кадровый резерв был включен 101 кандидат, часть из которых впоследствии была назначена на должности. По состоянию на 01.01.2016 численность кандидатов, состоящих в кадровом резерве, составила 127 человек.
В 2015 году было проведено 4 заседания конкурсной комиссии управления, по результатам которых 68 работникам были присвоены очередные и первоначальные классные чины государственной гражданской службы Брянской области. В ноябре 2015 года была проведена аттестация государственных гражданских служащих – работников мировых судебных участков и управления мировой юстиции.
Уровень образования государственных гражданских служащих мировой юстиции по итогам 2015 года составил:
— имеющие высшее образование – 99,6 %,
из них имеют высшее юридическое образование – 92 %;
— имеющие неоконченное высшее образование – 0,4 %.

3. Повышение квалификации мировых судей и работников аппаратов.

В соответствии с действующим законодательством мировые судьи, а также работники их аппаратов должны не менее чем раз в три года проходить повышение квалификации.
В 2015 году 69 работников аппаратов мировых судебных участков прошли обучение на курсах повышения квалификации на базе Брянского Государственного Университета по направлению «Организационно-правовые основы деятельности мировой юстиции», 4 работника управления мировой юстиции прошли курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку по иным профильным программам.
С работниками аппаратов мировых судей в феврале 2015 года были проведены семинары по обсуждению вопросов судебного делопроизводства, ведения судебной статистики, архивного хранения, оформления дел, ведения бухгалтерской документации и необходимой отчетности в судебных участках мировых судей.
Федеральным законом от 01.07.2010 № 135-ФЗ статья 20.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» была изложена в новой редакции, которая вступила в силу с 1 января 2011 года.
Согласно новой редакции данной статьи судья, впервые назначенный на должность судьи, должен проходить профессиональную переподготовку в формах обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации судей, и стажировки в суде с сохранением на этот период заработной платы.
Порядок и сроки прохождения судьей профессиональной переподготовки по указанным формам, а также основания освобождения судьи от прохождения профессиональной переподготовки для федеральных судей общей юрисдикции должны определяться Верховным Судом Российской Федерации.
Кроме того, судья обязан повышать квалификацию по мере необходимости, но не реже одного раза в три года Порядок, сроки и иные формы прохождения судьей повышения квалификации для федеральных судей общей юрисдикции должны также определяться Верховным Судом Российской Федерации.
Согласно части 3 названной статьи порядок, сроки и формы прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей субъектов Российской Федерации должны определяться законодательством субъектов Российской Федерации. При этом профессиональная переподготовка и повышение квалификации мировых судей должны осуществляться за счет ассигнований бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В 2015 году 12 мировых судей, впервые назначенных на должности, прошли профессиональную переподготовку.
Профессиональная переподготовка мировых судей была организована на базе Брянского областного суда, Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского, федеральных судов и мировых судебных участков Брянской области в форме теоретического обучения и в форме стажировки.
20 действующих мировых судей Брянской области прошли курсы повышения квалификации.
Повышение квалификации мировых судей было организовано на базе Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского и Брянского областного суда в форме теоретического обучения и практических занятий.
В 2016 году планируется продолжить организацию профессиональной переподготовки мировых судей, впервые назначенных на должности, обучения работников аппаратов мировых судей на курсах повышения квалификации, а также организовать повышение квалификации действующих мировых судей в соответствии с требованиями, установленными действующих законодательством.

4. Материально-техническое обеспечение мировой юстиции, выполнение общестроительных работ, техническая укрепленность зданий и помещений, занимаемых мировыми судьями, и обеспечение безопасности судебных процессов.

По состоянию на 31 декабря 2015 года в 26 районах области в отдельных зданиях и помещениях размещены 68 мировых судебных участка. В остальных 7-ми районах Брянской области 8 судебных участков мировых судей размещены на площадях районных (городских) судов.
В 2015 году мировой судебный участок № 41 Красногорского судебного района Брянской области при поддержке муниципальных органов власти был перемещен в новое здание с большей площадью, что позволило улучшить условия размещения судебного учреждения.
Мировые судьи по итогам 2015 года занимают площади 8045 кв. м., что составляет 44,1 % от требуемого (в соответствии с нормативами необходимо 245 кв. м. на 1 судебный участок). Средний показатель площади, занимаемой одним судебным участком, – 105,86 кв. м.
Практически все помещения, находящиеся в муниципальной собственности и занимаемые мировыми судьями вне районных судов, переданы управлению мировой юстиции в безвозмездное пользование.
Во исполнение Распоряжения Губернатора области от 04.02.2011 № 79-р в рамках поручения Президента Российской Федерации от 15.12.2010 № Пр-3645 продолжалась работа по обеспечению мировых судебных участков залами судебных заседаний. На сегодняшний день для 64 мировых судебных участков в 25 районах оборудовано 27 собственных залов судебных заседаний, а 12 судебных участков в 8 районах используют по соглашению залы заседаний федеральных районных судов.
В целях надлежащего обеспечения деятельности мировых судебных участков управлением мировой юстиции Брянской области постоянно ведется работа по подбору необходимых зданий и помещений.
В 2015 году капитальные ремонты зданий мировых судебных участков не проводились в связи с недостаточностью выделенных финансовых средств.
На сегодняшний день требуют проведения ремонтных работ помещения мировых судебных участков Дубровского, Суражского, Стародубского, Трубчевского, Дятьковского, Брянского, Клинцовского районов, г. Клинцы, а также Советского и Бежицкого районов г. Брянска.
Однако в смете расходов управления мировой юстиции отсутствуют достаточные финансовые средства для одномоментного проведения в данных помещениях ремонтных и общестроительных работ по адаптации указанных зданий к условиям, необходимым для отправления правосудия. В связи с этим предполагается решать данную проблему поэтапно в течение последующих лет с возможным привлечением дополнительных финансовых средств областного бюджета.
В результате выполнения в предыдущие годы мероприятий по технической укрепленности мировой юстиции Брянской области, здания и помещения мировых судебных участков оснащены на сегодняшний день средствами охранно-тревожной и пожарной сигнализации на 81,8 %.
Обеспечение участков мировых судей мебелью, канцелярскими принадлежностями, бланковой продукцией, оргтехникой и иными материальными средствами и ресурсами велись в пределах выделенных из областного бюджета на эти цели денежных средств.
В 2015 году транспортное обеспечение мировых судебных участков обеспечивалось по укрупненной схеме. Так, за мировыми судебными участками областного центра и Брянского района закреплен автомобиль, который используется при проведении выездных заседаний, для решения организационных вопросов и материально-технического обеспечения. В мировых судебных участках в г. Клинцы используется автомобиль для выполнения аналогичных задач по юго-западным районам области.

5. Финансовое обеспечение деятельности мировой юстиции.

Первоначально утвержденный Законом Брянской области «Об областном бюджете» предельный бюджет управления мировой юстиции в 2015 году составлял 149 714,8 тысяч рублей (при потребности 203 379 тысяч рублей).
После сокращения в первом квартале 2015 года бюджетных ассигнований по фонду оплаты труда и взносам по обязательному социальному страхованию (- 676,6 тысяч рублей), на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (- 3 274,5 тысяч рублей), предельный бюджет составил 145 763,7 тысяч рублей. К уровню 2014 года расходы были снижены на 1 033,1 тысячи рублей.
Особо остро недостаток средств в прошедшем году сложился по направлению обеспечения мировых судебных участков почтовыми знаками (в связи с увеличением количества отправлений мировыми судьями заказных писем, направляемых с уведомлением о вручении, ростом почтовых расходов на одно судебное дело, ростом тарифов на почтовые знаки), оплатой коммунальных услуг (в связи с ростом тарифов), приобретением расходных материалов, бумаги и канцелярских принадлежностей, запасных частей к оргтехнике.
В связи с недостаточным финансированием управлением мировой юстиции с 2013 года не проводятся ремонты зданий и помещений, занимаемых мировыми судебными участками, при том, что ряд из них находится в крайне неудовлетворительном состоянии и требует незамедлительного решения вопроса.
В результате проведенной с правительством Брянской области работы из бюджета области на обеспечение мировой юстиции было выделено дополнительно 5 768,6 тысячи рублей.
Таким образом, утвержденные бюджетные ассигнования управления мировой юстиции Брянской области в 2015 году составили 151 532,3 тысячи рублей.
Кассовое исполнение бюджета в отчетном году в связи с недофинансированием составило 142,6 миллиона рублей, что составило 94,1 % от предусмотренного на год.
В основном, в структуре бюджета управления мировой юстиции преобладают расходные статьи по выплате заработной платы аппарату и соответствующих начислений. В 2015 году они составляли 75,25 % от общего бюджета управления.
Затратными в прошедшем году оказались статьи по оплате услуг связи – 13,43 % от общего бюджета управления, по оплате коммунальных услуг – 3,37 %, прочих работ, услуг (охрана, информатизация, подписка и др.) – 3,15 %, работ, услуг по содержанию имущества – 2,53 %.
На увеличение стоимости основных средств и материальных запасов было израсходовано 1,86 %, на оплату аренды – 0,32 %, прочих расходов – 0,09 %.
В Законе Брянской области «Об областном бюджете» на обеспечение деятельности мировых судей на 2016 год предусмотрено выделение 145,76 миллионов рублей. Причем, при проведении предварительных слушаний в сентябре 2015 года с департаментом финансов было первоначально согласовано выделение 155 миллионов рублей из бюджета области на обеспечение мировой юстиции в 2016 году при предложенном ими финансировании в размере 145,8 миллионов рублей.
Указанной суммы, с большой вероятностью, окажется недостаточно для покрытия расходов на обеспечение деятельности мировых судей. В связи с этим надеемся, что ассигнования на обеспечение деятельности мировых судей из областного бюджета будут увеличены.
Структура расходов мировой юстиции на 2016 год сегодня выглядит следующим образом:
— выплата заработной платы аппарату и соответствующих начислений – 80,2 % от общего бюджета управления;
— оплата услуг связи – 7,63 %;
— оплата коммунальных услуг – 3,5 %;
— оплата аренды – 0,34 %;
— оплата услуг по содержанию имущества – 2,73 %;
— увеличение стоимости основных средств и материальных запасов – 2,16 %;
— прочие услуги (охрана, информатизация, подписка и др.) – 3,33 %;
— прочие расходы – 0,11 %.

6. Информатизация и автоматизация мировой юстиции.

По состоянию на 31.12.2015 в мировых судебных участках Брянской области имеется 308 единиц компьютеров и серверов, объединенных в локальные вычислительные сети.
В мировых судебных участках установлены сетевые версии СПС «Консультант Плюс», еженедельно обновляемые сотрудниками обслуживающей организации.
Вся имеющаяся компьютерная техника обеспечена средствами антивирусной защиты.
Во всех районах области мировые судебные участки обеспечены каналами связи сети Интернет.
Все мировые судебные участки имеют электронную почту.
В мировых судебных участках Брянской области установлен программный комплекс «АМИРС».
Во исполнение требований Федерального Закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» организовано размещение сведений о деятельности мировых судей в сети Интернет.
Информация о деятельности мировых судей Брянской области размещается на интернет-сайтах мировых судей Брянской области на федеральном интернет-портале (www.msudrf.ru). В мировых судебных участках закреплены ответственные за ведением официальных сайтов мировых судей Брянской области.
По состоянию на 23 декабря 2015 года на интернет-сайтах мировой юстиции Брянской области были размещены 255 309 текстов судебных актов и 621 821 учетно-статистическая карточка на рассматриваемые дела, в том числе за 2015 год – 47 343 текста судебных актов и 126 459 учетно-статистических карточек на рассматриваемые дела.
Во всех судебных участках в 2015 году велись автоматизированные базы данных по судимости. Все судебные участки ведут статистический учет и предоставляют отчеты в электронном виде.
В дальнейшем необходимо будет продолжать работы по обеспечению функционирования и наполнения сайтов мировых судебных участков с соблюдением требований действующего законодательства.

Подводя итоги, обобщим основные направления деятельности управления мировой юстиции на 2016 год и определим задачи, которые должны быть выполнены.
1. Продолжить работу по комплектованию мировых судебных участков квалифицированными кадрами работников аппаратов.
2. Организовать повышение квалификации действующих и профессиональную переподготовку впервые назначенных на должности мировых судей в соответствии с требованиями действующего законодательства.
3. Организовать повышение квалификации работников аппаратов мировых судей в соответствии с требованиями действующего законодательства.
4. Продолжить работу по обеспечению судебных участков необходимыми служебными помещениями, в том числе залами судебных заседаний.
5. Принять меры по проведению ремонтов в зданиях судебных участков мировых судей и проведению работ по технической укрепленности этих зданий и помещений.
6. Обеспечивать судебные участки мировых судей необходимыми для отправления правосудия материально-техническими ресурсами.
7. Организовать транспортное обслуживание судебных участков мировых судей области по укрупненному варианту.
8. Продолжить работу по информатизации мировой юстиции, обеспечению средствами антивирусной защиты.
9. Обеспечить исполнение в Брянской области требований Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» в части обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей.

Смотрите еще:

  • Детские рисунки про дорожные правила Положение о конкурсе рисунков «Правила дорожного движения глазами детей» Главная > Конкурс о конкурсе рисунков «Правила дорожного движения глазами детей» с 18.11.13 по 22.11.13 Цель конкурса: пропаганда безопасного дорожного движения и […]
  • Камеди клаб развод Тимур Батрутдинов покидает Comedy Club из-за Ольги Бузовой Шоумен озвучил свой выбор. В новом выпуске юмористического проекта Гарик Харламов публично обсудил с Батрутдиновым его отношения с Ольгой Бузовой. Сама телеведущая также […]
  • Образец жалобы на решение уфас Антимонопольное регулирование Как оспорить решение ФАС? Федерaльнaя aнтимoнoпoльнaя службa (ФAС Рoссии) является упoлнoмoченным федерaльным oргaнoм испoлнительнoй влaсти, oсуществляющим функции пo принятию нoрмaтивных прaвoвых aктoв, […]
  • Имеет ли банк право без суда требовать с должника всю сумму долга Может ли банк начислять проценты после решения суда Для многих должников суд представляется некой спасательной финишной, которая наконец-то подведет все итоги. Принято считать, что все проценты будут подытожены и можно будет растянуть […]
  • Экспертиза днк посмертная Посмертное установление отцовства происходит в особом порядке гражданского судопроизводства. Значимые для дела в данном случае обстоятельства: мужчина считал себя отцом и просто не успел оформить этот факт документально, или гражданин при […]
  • На кого жаловаться на юриста Жалоба на адвоката: образец, правила и особенности Нечистые на руку адвокаты в России встречаются чаще, чем хотелось бы: на юридических сайтах и формах практически каждую неделю появляются новые вопросы о том, что делать, если адвокат не […]
  • Автомобили по субсидии На Дальнем Востоке увеличат скидки на новые автомобили Минпромторг увеличил размер скидки при покупке нового автомобиля по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» для жителей Дальнего Востока. Теперь ее размер составляет […]
  • Закон не принят не вступил в силу Каков срок принятия наследства по закону и по завещанию? Для приобретения наследства его необходимо принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического […]