Определение усыновление опека и попечительство

37. Понятие опеки и попечительства, порядок их установления, права и обязанности опекунов(попечителей) и подопечных, прекращение опеки(попечительства).

Опека и попечительство — форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над малолетними (т.е.

Органами опеки и попечительства являются у органы местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка путем вынесения соответствующего решения назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над ним: При наличии заслуживающих внимания обстоятельств (если ребенок уже проживает в семье кандидата в опекуны, попечители) опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства также и по месту жительства опекуна (попечителя). Если ребенку, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.

Опекун или попечитель назначается только с его согласия. Согласие гражданина быть опекуном (попечителем) выражается в соответствующем заявлении в орган опеки и попечительства. Права и обязанности опекуна(попечителя)возникают с момента вынесения органом опеки и попечительства решения о его назначении.

Опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, ему разъясняются его права и обязанности, передаются необходимые документы подопечного. В дальнейшем орган опеки и попечительства обязан осуществлять постоянный контроль за деятельностью опекунов (попечителей) и оказывать им необходимую помощь в воспитании подопечных, защите их прав и решении других вопросов.

Незаконные действия по передаче несовершеннолетних под опеку (попечительство) влекут привлечение к административной ответственности.

К лицам, которые назначаются опекунами или

попечителями, установлены определенные требования. Опекунами (попечителями) могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные лица. Запрещено быть опекунами (попечителями):

— несовершеннолетним лицам независимо от приобретения ими полной дееспособности до достижения возраста совершеннолетия;

— лицам, лишенным родительских прав;

— лицам, страдающим хроническим алкоголизмом или» наркоманией;

— лицам, ранее отстраненным от выполнения обязанностей опекунов или попечителей;

— лицам, у которых дети были отобраны без лишения родительских прав, т.е. ограниченным в родитель-ских правах;

— бывшим усыновителям, если усыновление было отменено по их вине;

— лицам, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание ребенка.

Орган опеки и попечительства не вправе назначить опекуном (попечителем) лицо, которое по состоянию здоровья не может осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку (попечительство), определен в постановлении Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 и включает: туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета; заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; наркоманию, токсикоманию, алкоголизм; инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета и др. При решении органом опеки и попечительства вопроса о назначении лица.опеку-ном (попечителем) ребенка должны учитываться также следующие обстоятельства: а) способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попечителя);

б)его личные и нравственные качества; в)отношения между ним и ребенком, нуждающимся

в опеке или попечительстве; г) отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя);

д)если это возможно — желание самого ребенка с учетом обстоятельств различного характера (возраст опекуна, попечителя, образование, род занятий и т.п.).

Основания прекращения опеки и попечительства предусмотрены ГК РФ. К ним относятся следующие обстоятельства:

— достижение малолетним возраста 14 лет. Опека автоматически прекращается, а опекун становится попечителем;

— достижение несовершеннолетним возраста 18 лет. Попечительство прекращается автоматически;

— вступление несовершеннолетнего в брак или его эмансипация (объявление несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью);

— освобождение опекунов (попечителей) от исполнения своих обязанностей (при возвращении несовершеннолетнего подопечного к родителям или передаче его на усыновление, в случае помещения подопечного в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты или другие аналогичные учреждения);

— отстранение опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей в случае ненадлежащего их исполнения.

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Опека (попечительство)

Опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Опека (попечительство) над несовершеннолетними устанавливается также в целях их воспитания и образования.

Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

Устройство детей под опеку (попечительство) не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

9 и 10 июня в Москве прошел ежегодный Фестиваль приемных семей.

В Москве пройдет традиционный городской фестиваль приемных семей. Он состоится 9-10 июня под эгидой Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Сейчас в Москве в приемных семьях находятся 19 020 детей-сирот. Это 92,1 процента от общего количества детей-сирот в столице.

«Счастья заслуживает каждый ребёнок!» — девиз команды многопрофильного социального центра «Содействие», которая помогает детям-сиротам обрести долгожданную семью.

Сегодня в многопрофильном центре «Содействие» прошёл семинар для специалистов, работающих с замещающими семьями и кандидатами в приёмные родители.

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Институт усыновления, опеки и попечительства

Понятие и соотношение усыновления(удочерения), опеки и попечительства

опека брак супруг усыновление

Усыновление(удочерение) — форма правовых взаимоотношений между усыновителями и усыновленными. В РФ допускается только усыновление несовершеннолетних детей. Между усыновлением и опекой есть принципиальная разница.

При усыновлении между усыновителями и усыновляемым происходит юридическое закрепление этих отношений, то есть усыновители принимают на себя права и обязанности родителей, а ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному родственнику. При усыновлении ребенку присваиваются права наследования в отношениях с новыми родителями., так же ему может быть присвоена фамилия усыновителя, что позволяет ребенку почувствовать себя полноценным членом семьи.

Не допускается разделение братьев и сестер при усыновлении, за исключением тех случаев, когда это может отвечать интересам детей. Ребенок может быть усыновлен только если

— родителя ребенка дали согласие на усыновление,

— оба родителя ребенка уже были лишены родительских прав.

В случае, если ребенка хотели бы взять на воспитание несколько семей, то усыновление имеет приоритет над опекой.

Решение об усыновлении ребенка принимается судом и регистрируется в актах гражданского состояния. Проверка состояния воспитания и содержания ребёнка должна проводиться органами опеки один раз в год в течение трёх лет после усыновления и далее может быть снята.

Другими формами семейного устройства ребенка являются опека и попечительство.

Опекa и попечительство — это предусмотренные законодательством о браке и семье правовые формы защиты личных неимущественных и имущественных прав и интересов граждан, не способных (полностью или частично) самостоятельно осуществлять эти функции.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 15 лет, в случае смерти родителей, а также при жизни родителей, если:

— они по суду лишены родительских прав, признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

— судом принято решение об отобрании у родителей ребёнка без лишения родительских прав;

— родители, не проживающие совместно с ребёнком, уклоняются от обязанностей по его воспитанию;

— неизвестно местопребывание родителей;

— оба родителя более 6 месяцев по уважительным причинам не могут заниматься воспитанием своих детей (болезнь, командировка и т.)

Опека может быть установлена и над совершеннолетними лицами, которые признаны судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия.

Кроме опеки над лицами допускается назначение опеки над имуществом граждан, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими. Основной целью такой опеки является обеспечение сохранности имущества. Опека может быть установлена над имуществом подопечного, если это имущество находится в другой местности.

Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 15 до 18 лет, оставшимися без родительского попечения. Попечительство устанавливается и над совершеннолетними лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Опекуны и попечители юридически не приравниваются к родителям, но решают в основном те же задачи, что и они.

Закон обязывает граждан и организации немедленно извещать органы опеки и попечительства о несовершеннолетних детях, лишившихся родительского попечения. Обследование условий жизни таких детей проводит инспектор отдела народного образования или работник исполкома поселкового (сельского) Совета народных депутатов. Если при обследовании отсутствие родительского попечения подтверждается, органы опеки и попечительства обязаны определить ребёнка на время в одно из детских или медицинских учреждений (детский дом, школу-интернат и т.п.) либо передать лицам, берущим ребёнка на воспитание, до разрешения вопроса об установлении над ним опеки или попечительства.

По действующему законодательству опекун или попечитель должен быть назначен не позднее месячного срока с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки и попечительства. При выборе опекуна (попечителя) принимаются во внимание его личные качества и способности выполнять такие обязанности; как правило, опекуном и попечителем назначают лицо из числа близких родственников подопечного, с которыми он часто общался (дедушка, бабушка, совершеннолетние брат, сестра и т.д.), но могут быть и лица, не состоящие с подопечными в родстве. Опекун и попечитель могут быть назначены только с согласия подопечного.

Опекун (попечитель) не назначается, если воспитание ребёнка осуществляется полностью детским учреждением (например, школой-интернатом) или если нуждающийся в посторонней помощи совершеннолетний дееспособный гражданин помещён, например, в дом инвалидов.

Библиотека адвоката Жарова

То, что юрист по семейному и детскому (ювенальному) праву собирал много лет

Усыновление и опека

Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей может быть передан под опеку (попечительство), а в большинстве случаев — усыновлен.

Усыновление — передача ребёнка, оставшегося без попечения родителей в семью (или одинокому гражданину) в судебном порядке с установлением у ребёнка и усыновителя (усыновителей) прав, аналогичных правам родителей и их детей. То есть, ребёнок становится вашим сыном или дочерью, а вы ему — мамой или папой. Последствия более или менее понятны. Опека (попечительство) — это передача ребёнка в семью опекуна (попечителя) на воспитание, содержание, в общем, жить. Разница в том, что это — не ваш сын, или не ваша дочь. Это — ребёнок принятый в семью под опеку (или попечительство). И , соответственно, вы ему — не мама и не папа, а опекун (попечитель), вашу жизнь контролируют, но, с другой стороны, государство помогает деньгами (пособие). Ну — и это принципиальное отличие — есть малая, но вероятность, что ребёнка могут и забрать «обратно».

Остальные формы передачи ребёнка в семью — специфические, на них ориентироваться в общем случае не стоит. Приёмная семья (и патронат) — это профессиональное родительство, со всеми вытекающими последствиями. Так что если вы просто хотите дать тепло своей души ребёнку у которого нет папы и мамы — для вас опека и усыновление.

Если же вы уже опекун, попечитель, усыновитель и у вас возникли какие-то трудности — готов проконсультировать, помочь составить документы, выступить представителем в суде или в органах опеки и попечительства (тел. (495) 227-01-21).

Я консультирую опекунов, усыновителей, попечителей и тех, кто только собирается ими стать. Однако, для тех, кто только решил взять ребёнка в семью предлагаю, не тратя время, сразу же записываться в Школу приёмных родителей, там вы сразу получите все необходимые знания и компетенции. Как правило, после окончания этой школы вы уже сможете все сами, без дополнительных консультаций.

Ниже опубликованы подготовленные мною статьи, материалы, аналитические записки по вопросам усыновления, опеки и иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Виды семейного устройства детей и их отличия: усыновление, опека или попечительство, приемная семья, патронат

Плюсы и минусы основных форм устройства брошенных детей: усыновление (удочерение), опека, патронат и воспитание в приемной семье.

Усыновление (удочерение) — принятие в семью ребенка на правах кровного, всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства. Для родителей высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

  • Позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи.
  • Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста.
  • Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.
  • Оформляется дольше, чем опека т.к. усыновление утверждается гражданским судом.
  • Государство не оказывает никакой помощи после усыновления, за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец.
  • Самые жесткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, заработку, жилью по сравнению с другими формами устройства.
  • Не каждый ребенок лишенный родительского попечения может быть усыновлен.
  • Опека — принятие в дом ребенка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности за ребенка. Однако органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Опека может быть назначена на определённый срок или без срока. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но не полный уровень ответственности.

  • Опека устанавливается решением главы местного самоуправления из-за чего оформляется быстрее, чем усыновление т.к. не требуется суда.
  • На опекаемого ребенка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
  • По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.
  • Менее жесткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий, не требуются справки об отсутствии судимости.
  • Ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.
  • Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребенка.
  • Нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственниками ребенка возможны.
  • Смена фамилии ребенку затруднена, изменение даты рождения невозможно.
  • Приемная семья — форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у «приемного родителя»-воспитателя. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребенка юридического статуса или не удается найти ему опекунов или усыновителей. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. Срок помещения ребенка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приемных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. По отношению к ребенку Приемные родители являются ему опекунами. Высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребенка.

  • Возможно взять в семью ребенка не имеющего статуса под опеку или усыновление и, в ином случае, обреченного жить в детском доме.
  • Менее жесткие требования к кандидатам — такие же как при опеке.
  • На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.
  • По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.
    • Постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.
    • Сложнее оформить т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание и трудовой договор (или договор об оказании возмездных услуг, или контракт).
    • Возможны сложности при оформлении ребенка, проживающего в другом районе или городе т.к. выплаты приемной семье ведутся из местного бюджета.
    • Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка.
    • Патронат — форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у воспитателя, который является сотрудником Уполномоченной службы по патронату на договоре. Под патронат передаются дети, не имеющие определенного статуса или если их статус не позволяет передать на опеку или усыновление. Патронат форма заменяющая временное содержание в приюте и часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению, после получения ребенком соответствующего статуса. Срок помещения ребенка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделенна между патронатным воспитателем, Уполномоченной службой, родителями ребенка и территориальными органами опеки.

      Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.

      Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение) в Уполномоченной службе.

    • Возможно поместить в семью патронатного воспитателя ребенка не имеющего статуса позволяющего передать его под опеку или усыновить и в ином случае обреченного попасть в приют, детский дом.
    • Менее жесткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жесткие чем при опеке.
    • На ребенка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жилье, если у него такового нет.
    • Уполномоченная служба организует обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.
  • Работа по планам Уполномоченной службы, постоянный контроль и отчетность за воспитание и расходование средств.
  • Ребенок может быть изъят из семьи воспитателя в любой момент, по решению Уполномоченной службы.
  • Контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны и их регламент определяется Уполномоченной службой.
  • Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных территориях.
  • Примечание: при разных формах устройства предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны были прежде лишены родительских прав или ограниченных в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновителя по вине взрослых.

    Усыновление или опека — что выбрать?

    18 апреля 2008 1:00 8

    Усыновление

    Усыновленный ребенок становится вашим ребенком, как будто бы вы его родили. Его бывшие родные никогда не узнают, где он. Ребенок принимает вашу фамилию и отчество. При желании можно поменять даже дату рождения. Имеет все права на наследство. Отказаться от усыновленного ребенка — все равно что сдать в детдом своего родного. Требования к родителям (доход, жилплощадь, моральный облик) очень строгие. Оформляется через суд.

    Опека-попечительство

    Опека может быть назначена на определенный срок или без срока. Оформляется в административном порядке. Особых требований к опекуну нет. Но ребенок не меняет фамилии, не считается вашим и может общаться с бывшими родственниками. Если появятся люди, желающие усыновить ребенка, его заберут. За процессом воспитания следят органы опеки (в дом периодически наведываются и проверяют ваше житье-бытье чиновники). Опекунам выплачивается ежемесячное пособие. Оказывается помощь в обучении, отдыхе и лечении ребенка. А когда ему исполнится 18 лет, он получит жилье. Все вышеописанное в отношении детей до 14 лет называется опекой, после 14 — попечительством.

    Приемная семья

    Ее еще часто называют «семейным детским домом». Это когда родители заключают договор с органами опеки и становятся как бы воспитателями, только у себя на дому. Родители-воспитатели могут брать от одного до восьми детей на любой срок, предусмотренный в контракте. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж и пособие на ребенка. Но за расходование «детских» придется отчитываться. Ответственность такая же, как у опекуна. У ребенка те же права на помощь от органов опеки, на льготы и предоставление жилья после 18 лет. Такой вид принятия детей в семью — спасение для тех малышей, у которых нет «статуса», то есть их невозможно усыновить (например, мать-одиночка тяжело больна и не может воспитывать ребенка, но не лишена родительских прав).

    Патронат

    Со стороны похоже на приемную семью. Та же отчетность, дети без «статуса», контракт воспитателя. Но если в приемной семье ребенок имеет статус опекаемого, то патронируемый ребенок остается воспитанником детского учреждения и может быть изъят в любой момент. У патронатного воспитателя меньше прав, нежели у опекуна или приемного родителя. И контроль за ним жестче. Но помощи со стороны психологов и педагогов — больше.

    Про детей, брошенных одними родителями и усыновленных другими, часто говорят: «Родился не у тех — заблудился, а теперь его нашли!» Мы продолжаем новую рубрику «Ищу маму!» с надеждой, что она поможет ее маленьким героям найтись. Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети, а нашу газету читают столько добрых мам и пап. Тем более 2008 год назван Годом семьи. Чтобы было на кого равняться, мы заручились поддержкой правительства Московской области. Именно они первыми вывели программу по устройству детей в приемные семьи с муниципального на областной и федеральный уровни. И это стало решением одной из самых главных проблем — в подмосковные детдома гораздо чаще стали наведываться приемные родители и опекуны. В этой рубрике мы будем делиться их опытом, давать советы и комментарии профессионалов и, конечно же, рассказывать о детях, которые все еще ждут вас.

    Старший брат Дима, 10 лет

    (В детдоме пять лет. Родители: мать и отец, оба пьющие, лишены родительских прав.)

    Дима тихий, спокойный, порой до заторможенности, не драчун. Но словно находится в толстой непроницаемой скорлупе. Кто-то может принять ее за легкую отсталость. Но если присмотреться, понятно, что эту скорлупу мальчик создал сам.

    — А ты взрослым веришь?

    — Но есть что-то важное, что ты бы хотел доверить взрослым, если бы они доказали, что любят тебя?

    — Да. Много такого. — вспыхивает, но осекается, снова опускает глаза.

    Этих коротеньких, но очень важных, как мне кажется, признаний мне удалось добиться только после долгого разговора. Почти на все вопросы Дима отвечает «да» или «нет». Информации минимум: хочет в семью, родителей бы любил, помогал бы им, как мог. Это все. Больше ничего не может сказать о будущих родителях. Потому что никогда ничего хорошего не видел.

    Но если следить за мальчиком внимательно и не давить на него, то между попытками спрятать глаза можно углядеть настоящего Димку. Того, который ютится в «скорлупе». Поверьте, это не красивая метафора. Просто в какое-то мгновение меж густых, черных ресниц проскальзывает нежная, беззащитная тоска ребенка, который никому не нужен и страдает от этого.

    Все воспитатели в голос твердят, что Димкин бесспорный плюс — трудолюбие. Он безотказен, очень старателен и бесконфликтен. Минус же — толщина «скорлупы», в которую спрятался мальчишка. Разбить ее под силу только очень сильному и терпеливому сердцу.

    Младший брат — Сережа, 8 лет

    (В детдом попал вместе со старшим братом 5 лет назад.)

    Сережка — полная противоположность старшего брата. Бойкий, задира, петушится. Он слишком страдает от своей слабости и невозможности защититься от старших парней. Из-за этого агрессивен. Животные, на которых хотел бы быть похож: гепард, потому что «быстрее всех бегает и может догнать», слон, потому что «больше всех по росту и может раздавить», носорог, потому что «у него огромный рог и он всех, кто в красном, может на этот рог посадить». Очень важная деталь, что «посадить на рог» Сережкин носорог хочет только тех, кто в красном, тех, кто агрессивен, а не всех подряд. И еще, как мне кажется, очень важно то, что обижается мальчишка не только за себя, но и за других обиженных, тех, кто еще младше.

    — Петров вечно лезет, задирает. Он еще Олежку маленького бьет!

    — А ты вступаешься?

    Особенно Сережа волнуется о младшем брате, который родился у его кровных родителей, после того как у них отняли Сережу и Диму: «Боюсь за него. Мать при нем курит, я видел как-то, когда она сюда приходила. А отец. Вдруг он его тоже пряжкой от ремня бьет?! А он же такой маленький!» Родители пару раз виделись с отнятыми сыновьями. Скорее случайно. Приходили к директору детдома выяснять что-то насчет алиментов, которые обязаны платить государству. Сережа их ненавидит. И по коротеньким, проскакивающим признаниям вроде «битья пряжкой» становится понятно, за что.

    В семью он хочет. Прежде всего подальше от своей детдомовской беззащитности. На вопрос, какие именно нужны мама с папой, мгновенно выпаливает: «Чтоб не пили и не курили!» Больше ничего сказать не может, поскольку слишком беден его опыт. Но зато сразу же оговорился, что младших братишек-сестренок будет защищать, как носорог. И еще — что будет хорошим внуком, потому что очень хотел бы, чтобы у него была бабушка и он очень бы ее любил. Безусловный минус Сережи — его израненность и как следствие агрессивность. Раны от папиных ударов давно зажили, но душа мальчика будет кровоточить еще очень долго. Плюсы же — открытость, искренность и общительность. Кстати, для будущих родителей именно благодаря своей открытости Сережа может стать ключиком и к «скорлупе» Димы. Ведь братья любят и доверяют друг другу. А еще воспитатели говорят, что Сережа — яркий лидер, который всегда старается делать все лучше всех, и грамотным поощрением этого качества от него можно добиться очень многого.

    Напоминаем, что, кроме окончательного усыновления, есть еще много форм установления опеки над ребенком из детдома. И если вы готовы обсудить это и, возможно, взять под крыло этих детей, позвоните, пожалуйста: (495) 238-04-65 по рабочим дням.

    Определение усыновление опека и попечительство

    № 609 — 610
    8 — 21 сентября 2014

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

    Над темой номера работали

    Семейные формы устройства детей

    Российское законодательство предусматривает четыре возможности устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека (попечительство), приемная семья (патронатная семья для ряда субъектов), которая рассматривается как вид возмездной опеки, и устройство в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (рис. 1). В отличие от политики советского периода, в современной России приоритет отдается различным формам семейного устройства, что постепенно приводит к сокращению доли детей, находящихся в учреждениях различных типов, то есть деинституционализации сиротства (рис. 5). Согласно новой редакции 123[9] статьи Семейного кодекса, дети передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только временно, на период до их устройства на воспитание в семью.

    Рисунок 1. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современной России

    Приоритетной формой семейного устройства ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно носит бессрочный характер, а права и обязанности усыновителей и усыновленных детей не отличаются от прав и обязанностей родителей и детей в родной семье[10]. Отношения между усыновителями и усыновленными (удочеренными) также максимально приближены к отношениям между родителями и детьми в родной семье. Вместе с тем усыновленный ребенок, в отличие от ребенка, сохраняющего статус сироты, не имеет прав на дополнительную социальную поддержку.

    Поскольку не все дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть усыновлены, возникает потребность в развитии временных (на определенный срок) форм семейного устройства детей-сирот. В последние десятилетия происходит смещение фокусов политики в сторону поддержки именно семейных форм временного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрим подробнее законодательное регулирование вопросов опеки, попечительства и приемных семей.

    По российскому законодательству над любым ребенком, оставшимся без попечения родителей, включая тех, кто был первоначально помещен в учреждения[11] по заявлению родителей, может быть установлена опека и попечительство (включая передачу на воспитание в приемную семью). При этом для несовершеннолетних опека устанавливается до 14 лет, попечительство — от 14 до 18. Опека трансформируется в попечительство автоматически по достижении ребенком 14 лет.

    Опекун, по сути, выполняет родительские обязанности в полном объеме, при этом за ребенком, переданным под опеку, сохраняется статус сироты, между ним и опекуном (попечителем) после окончания опеки не возникает отношений гражданско-правового характера. Одновременно с этим опекуну выплачиваются средства на содержание ребенка, а подопечному ребенку полагается ряд льгот.

    Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане, которые не должны быть лишены родительских прав или иметь судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Опекуны обязаны проживать с подопечными, защищать их интересы, заботиться о содержании, уходе, лечении, обучении и воспитании.

    Опекунство и попечительство назначаются только с согласия опекуна, снимаются по заявлению опекуна либо по инициативе органов опеки, в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или конфликта интересов опекун-подопечный. В акте о назначении опекуна может быть указан срок действия его полномочий (период или до наступления конкретного события) — всегда, когда опека устанавливается по совместному заявлению родителей. Акт может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке. Начиная с 10-летнего возраста, для назначения опекуна необходимо согласие ребенка. Детям, находящимся в институциональной среде, опекуны не назначаются.

    Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны пройти психолого-педагогическую и правовую подготовку по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации[12].

    Если родители или опекуны не заботятся о ребенке не по своей вине, а в результате непреодолимых обстоятельств, то временное пребывание ребенка в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, не прекращает права и обязанности родителей и опекунов, если только они не пишут заявление об оформлении опеки, или суд не решит ограничить их права[13]. Однако списка таких непреодолимых обстоятельств в российском законодательстве нет, и поэтому решение остается за судом. Из практики же следует, что обычно нахождение родителя в местах лишения свободы не считается уважительной причиной, т.к. является следствием неправомерного поведения самого родителя. Также не являются уважительными причинами потеря работы родителями (особенно если это продолжается многие месяцы или годы) или продажа родителями единственного жилья.

    Опека может быть назначена по заявлению самих родителей в случаях, когда родители не способны выполнять свои обязанности в силу бытовых или семейных обстоятельств. Основанием для установления такой опеки также является наличие уважительных причин, таких, как, например временное проживание в другом месте (в т.ч. в связи с работой), длительная командировка (особенности работы, например вахтовый метод), тяжелое заболевание родителя и т.д. Родителям необходимо указать потенциального опекуна и срок, при этом к опекуну применяются те же требования, что и при обычной процедуре. В случае его отказа или несоответствия критериям опека не устанавливается, и родители вправе предложить другую кандидатуру. Опекунство в данном случае осуществляется на безвозмездной основе, т.к. обязанности по содержанию ребенка остаются на родителях.

    Также существует возможность временного помещения ребенка в детский дом по заявлению родителей (чаще матери-одиночки, находящейся в тяжелых жизненных обстоятельствах). При этом законодательство не устанавливает, что следует считать тяжелыми жизненными обстоятельствами матери-одиночки, и это приводит к довольно произвольной трактовке данного понятия.

    Опека и попечительство могут быть назначены по договору о приемной семье или, для ряда субъектов, по договору о патронатной семье. Патронат как форма воспитания существует в 42 субъектах РФ[14].

    Согласно Семейному кодексу РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (или приемным родителем) на срок, указанный в этом договоре.

    Согласно проекту закона «О патронате в Российской Федерации», внесенному в Государственную Думу ФС РФ 07.02.2013 г. (на настоящий момент законодательство о патронатной семье существует только на уровне субъектов РФ[15], однако проект закона во многом повторяет существующее региональное законодательство), патронатом является форма воспитания и оказания социальной помощи детям, нуждающимся в государственной поддержке, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Таким образом, в отличие от приемной семьи, патронат представляет собой форму социальной помощи.

    Выделяют три основных формы патроната: патронатное воспитание, постинтернатный патронат, социальный патронат. Патронатное воспитание — наиболее близкая к приемной семье форма — устанавливается, когда не могут быть применены иные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья, детский дом семейного типа (понятие не определено в федеральном законодательстве), и на срок не более шести месяцев. При патронате происходит разграничение полномочий по защите прав и законных интересов детей между органом опеки и попечительства или учреждением, в котором находится ребенок, то есть законное представительство ребенка продолжает осуществлять организация, ответственность за судьбу ребенка также остается на ней. По предлагаемому проекту патронатный воспитатель заключает с органами опеки и попечительства гражданско-правовой договор о патронатном воспитании. Для ряда регионов договор имеет трехсторонний характер и включает организацию, в которой проживает ребенок. До 2008 года договор о патронатном воспитании носил трудовой характер (возможно, это сохранилось в ряде регионов), патронатным воспитателям предоставлялся оплачиваемый отпуск, назначался испытательный срок, вносилась запись в трудовую книжку.

    Правовой характер договора о приемной семье в рамках законодательства РФ не определен. Юристы ведут многочисленные дискуссии о типе данного документа: одни относят его к семейно-правовым договорам, другие — к гражданско-правовым, третьи — к трудовым. Характер документа позволяет определить его как договор о возмездном оказании услуг, подразумевающий отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

    Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать восьми человек; на патронатное воспитание, по проекту закона, может быть передано не более трех детей.

    30 сентября 2013 года проект Федерального закона №217944-6 «О патронате в Российской Федерации» получил отрицательное экспертное заключение и его рассмотрение было приостановлено. С точки зрения Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, «названные в проекте виды патроната имеют различные цели, задачи, принципы их реализации и правовые последствия, предполагают участие в таких отношениях совершенно разных субъектов, в связи с чем уже урегулированы разными, не вполне совпадающими по целям и задачам федеральными законами». С точки зрения перспектив развития приемного родительства в России, представляется важным, что негативную оценку Совета получила сама идея создать форму временного устройства детей на срок не более 6 месяцев, что, согласно цитируемому заключению, напоминает американскую систему фостерных семей, «при которой ребенок в период до достижения им совершеннолетия может «сменить» до десяти фостерных семей. Представляется, что вопрос о создании подобного института в России нуждается в глубокой детальной проработке и социальном обосновании с точки зрения последствий его введения»[16].

    Социальный патронат так же представляется Совету особой излишней формой вмешательства в дела семьи – «порядок проведения превентивной, профилактической работы с «неблагополучными» семьями, урегулирован Семейным кодексом Российской Федерации (институты ограничения родительских прав, лишения родительских прав, отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни и пр.), Федеральным законом от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»». Ограничение профилактической работы инструментами ограничения и лишения родительских прав и отсутствие понимания на уровне руководства страны необходимости внедрения превентивных мер представляют серьезную проблему в профилактике первичного сиротства. В подавляющем большинстве случаев в поле зрения специалистов проблемные семьи попадают уже на этапе фактически полной деградации, в связи с необходимостью быстрого изъятия ребенка из сложившейся неблагоприятной среды. На следующих за выявлением этапах система действующих мер также направлена в большей степени на реабилитацию ребенка и поиск подходящей замещающей семьи, чем на работу по восстановлению условий в кровной семье — об этом, в частности, свидетельствует динамика числа возвращенных кровным родителям детей (рис. 6).

    Существует понятие предварительной опеки и попечительства — для случаев, когда подопечному необходимо немедленно назначить опекуна. Предварительная опека устанавливается сроком до 6 месяцев (в крайнем случае — до 8 месяцев). Акт может быть составлен и в случае отобрания ребенка у родителей. Акт предусматривает упрощенную форму проверки опекуна — по предъявлению паспорта и осмотру жилищных условий (без запросов в органы внутренних дел, загсы, медицинские и иные организации). У временного опекуна есть все права, за исключением права распоряжаться имуществом (это право ограничено и у постоянных опекунов — на многие действия необходимо получить согласие органов опеки).

    В российском законодательстве существует также понятие временной передачи ребенка — данная форма не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Временная передача осуществляется сроком не более чем на три месяца — в исключительных случаях, до 6 месяцев при согласии органов опеки и попечительства.

    Другая возможность временной реабилитации ребенка в семье, не являющаяся формой семейного устройства, — т.н. семейные воспитательные группы. Такая форма предполагает закрепление за учреждением функции законного представителя воспитанника по защите его прав и интересов, подбор и подготовку воспитателя, обеспечение постоянного психолого-медико-социального патронажа воспитанников и их полное финансовое обеспечение. Создание таких групп в качестве структурных подразделений учреждений рекомендовано, в частности, постановлением Минтруда Российской Федерации от 29 марта 2002 года №25 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» в социально-реабилитационных центрах, социальных приютах и центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Семейные воспитательные группы создаются приказом директора учреждения на основании трудового договора, заключаемого с воспитателем группы. Данная форма социальной адаптации и социально-психологической реабилитации несовершеннолетних не закреплена на федеральном законодательном уровне, и представлена исключительно в документах Министерства труда и законодательстве ряда субъектов РФ. Существуют также другие формы дополнительного «семейного» воспитания, не закрепленные на федеральном законодательном уровне: семья выходного дня, гостевой режим, наставничество. Очевидно, что они не могут рассматриваться в качестве альтернативы опеке (попечительству) или размещению ребенка в приемную семью.

    В связи с обострившейся полемикой по проблемам выявления детей-сирот, их содержания в институциональных учреждениях и устройства детей на семейные формы воспитания в 2012-2013 годах принимается ряд нормативных документов в этой сфере. В конце 2012 года был принят Указ Президента РФ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[17]. Его исполнение подразумевает внесение значительного числа изменений в действующую систему опеки и попечительства в короткие сроки. Так, до 15 февраля 2013 года предусматривались: (1) создание механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан, намеревающихся взять детей; (2) упрощение процедур передачи детей-сирот на семейные формы устройства; (3) совершенствование медицинской помощи детям-сиротам; (4) установление порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся взять детей на воспитание; (5) увеличение компенсационной выплаты ухаживающим за детьми-инвалидами; (6) выработка механизмов стимулирования региональной политики; (7) доведение средней заработной платы сотрудников этой сферы до средней заработной платы в регионе к 2018 году[18]; (8) совершенствование банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, в срок до 1 марта 2013 года необходимо было обеспечить: (1) предоставление налоговых льгот усыновителям; (2) увеличение социальной пенсии на детей-инвалидов; (3) увеличение единовременной выплаты при усыновлении ребенка; (4) изменение норм разницы в возрасте между усыновителем и ребенком. Основные направления указа были реализованы в Федеральном законе от 02.07.2013 №167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлениях Правительства РФ от 14.02.2013 №118 и от 02.07.2013 № 558 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» и в февральской редакции Постановления Правительства от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

    Принятые изменения направлены на совершенствование механизмов поддержки граждан Российской Федерации, желающих усыновить детей, оставшихся без попечения родителей (введение стандартов подготовки, уточнение медицинских критериев, смягчение 16-летней нормы в разнице возраста, исключение из Семейного кодекса жилищного критерия[19]), уточнение порядка выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, расширение прав органов местного самоуправления. Закон устанавливает право родителей и лиц, их заменяющих, на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, упрощает форму отчетности опекунов (исключены копии платежных документов на расходы на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды). С 1 января 2014 года устанавливаются требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы. Кроме того, обязанности органов опеки дополняются функцией информирования граждан, выразивших желание принять ребенка на воспитание в семью о процедурах и особенностях формах устройства. Существенно расширяются максимальные сроки передачи на временную и предварительную опеку. Вносятся изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» — согласно статье 20 в число лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, включены усыновители и лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов детей. Таким образом, наметилась явная тенденция по усилению профессионализации приемного родительства, что соответствует мировым тенденциям в этой сфере и должно способствовать повышению качества воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях различного типа.

    Одновременно с этим был подписан так называемый «Закон Димы Яковлева», запрещающий усыновление российских сирот гражданами США, в значительной степени ухудшивший положение пребывающих в интернатных учреждениях детей-инвалидов, лишившихся попечения родителей. Помимо этого, законодательством вводится запрет на усыновление, опеку и попечительство для лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке. Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, только по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных.

    С целью поддержки российских усыновителей и в рамках выполнения Указа Президента в феврале 2013 года были увеличены размеры ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, в июле 2013 года были приняты изменения в статью 12 Федерального закона № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», согласно которым размер единовременного пособия в случае усыновления детей-инвалидов, детей в возрасте старше 7 лет, кровных братьев и сестер увеличивается до 100 тыс. рублей на каждого такого ребенка.

    Ужесточение требований к зарубежному усыновлению российских детей-сирот нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, текущая ситуация такова, что усыновление внутри страны остается крайне селективным и распространяется в основном на здоровых детей младших возрастов, тогда как в другие страны на усыновление передавались дети, зачастую имеющие серьезные проблемы со здоровьем. В краткосрочной перспективе положение этих категорий детей, очевидно, серьезно ухудшится. Вместе с тем общий курс на поддержку усыновления внутри страны и развитие различных форм временного семейного размещения детей-сирот внутри страны можно рассматривать как позитивный, поскольку в конечном итоге при определенных условиях он способен привести к улучшению политики в отношении детей и качества медицинских и социальных услуг для детей в России[20]. Общий мировой тренд в области политики в отношении детей-сирот в настоящее время также направлен на поддержку усыновления внутри страны и ограничение усыновлений в другие страны. Другое дело, что для минимизации негативных социальных последствий ограничения международных усыновлений законодателям следовало бы продумать определенный переходный период. Следовало бы разрешить вывоз за границу детей, которые к моменту принятия закона уже нашли усыновителей. Кроме того, ограничения целесообразно было бы вводить постепенно, по мере развития возможностей по внутрироссийскому усыновлению наиболее уязвимых категорий детей.

    Смотрите еще:

    • Закон 442 фз об основах социального обслуживания граждан в рф 442-закон «О социальном обслуживании» Социальное обслуживание регулируется основами правовых норм действующего Федерального закона. Дополнительно включены иные нормативно-правовые акты РФ, а также законы местных субъектов РФ. Описание […]
    • Осаго если водитель пьян Получение выплаты по ОСАГО при ДТП с пьяным водителем Согласно Правилам дорожного движения (далее – Правила, ПДД) водителю запрещается, при каких бы то ни было обстоятельствах управлять автотранспортным средством в пьяном виде. Это […]
    • Закон от 19122005 163-фз Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Документ является поправкой к Комментарии Российской […]
    • Общественное обсуждение закон Статья 24. Общественное обсуждение Статья 24. Общественное обсуждение См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона 1. Под общественным обсуждением в настоящем Федеральном законе понимается используемое в целях общественного […]
    • Как исчислить сумму налога на доходы физических лиц Как высчитать НДФЛ из зарплаты Актуально на: 24 января 2018 г. По общему правилу заработная плата облагается НДФЛ по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов. И каждый работодатель, будучи налоговым агентом, должен исчислить, […]
    • Правила логики предикатов Пример предикатов. Возьмём высказывания: ``Сократ - человек'', ``Платон - человек''. Оба эти высказывания выражают свойство ``быть человеком''. Таким образом, мы можем рассматривать предикат ``быть человеком'' и говорить, что он […]
    • Размер пособия по безработице оренбург Сколько платят на бирже труда по безработице Биржа труда – учреждение, входящее в систему государственного регулирования рынка труда. Биржа занимается посредническими функциями, осуществляемыми между работодателями и гражданами, […]
    • Досрочное сокращение как оформить Типичный образец заявления на досрочное увольнение по сокращению штата: как написать этот документ? Бывают случаи, когда при сокращении сотрудников на предприятии часто возникают ситуации, когда одна из сторон трудовых отношений выбирает […]