Опек страны азии

Оглавление:

ОПЕК обсуждает с рядом стран Африки и Азии присоединение к соглашению по добыче

МОСКВА, 26 янв — ПРАЙМ. ОПЕК ведет переговоры с несколькими странами в Африке и Азии о присоединении к соглашению о сокращении добычи нефти (ОПЕК+), сообщил в интервью РИА Новости министр нефти Кувейта Бахит ар-Рашиди.

«Идут переговоры с несколькими странами в Африке и Азии, которые я бы предпочел не называть, и я надеюсь, что они присоединятся к нашим усилиям по балансировке рынка в течение 2018 года», — ответил он на вопрос о присоединении к соглашению ОПЕК+ новых участников.

В декабре министр энергетики ОАЭ Сухейль аль-Мазруи заявил, что страны ОПЕК+ на общей встрече в июне объявят о том, как будет выглядеть стратегия выхода из венских договоренностей. До этого о возможности рассмотрения в июне выхода из сделки говорил и бывший министр нефти Кувейта Эссам аль-Марзук. Он отмечал, что страны ОПЕК+ могут выйти из венского соглашения до конца 2018 года.

ОПЕК и ряд не входящих в организацию стран (ОПЕК+) договорились в конце 2016 года в Вене о сокращении своей добычи нефти суммарно на 1,8 миллиона баррелей в сутки с уровня октября 2016 года, из которых 300 тысяч приходятся на Россию. В ноябре 2017 года участники соглашения продлили его на весь 2018 год. Следующий саммит ОПЕК состоится 22 июня 2018 года в Вене.

мировая экономика

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

Организация стран-экспортеров нефти, основанная в 1960 году рядом стран (Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла) с целью координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть.

Краткая экономическая характеристика государств — членов ОПЕК (в 2005 году)

Основные цели ОПЕК

  • cтрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Организационная структура ОПЕК

Высший орган ОПЕК — Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров, в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, — это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.

Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента.

История развития и деятельности ОПЕК

Задачей ОПЕК с 1960-х годов являлось представление единой позиции стран-производителей нефти в целях ограничения влияния крупнейших нефтяных компаний на рынок. Однако реально ОПЕК в период с 1960 по 1973 гг. расстановку сил на нефтяном рынке изменить не могла. Существенные коррективы в расстановку сил внесла внезапно начавшаяся в октябре 1973 г. война между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем, с другой. При поддержке США Израилю удалось довольно быстро вернуть утраченные территории и уже в ноябре подписать соглашения о прекращении огня с Сирией и Египтом.

17 октября 1973г. ОПЕК выступила против политики США, введя эмбарго на поставки нефти в эту страну и увеличив на 70% отпускные цены для западноевропейских союзников Соединенных Штатов. В одну ночь баррель нефти поднялся в цене с $3 до $5,11. (В январе 1974 г. ОПЕК поднял цену за один баррель до $11,65). Эмбарго было введено в тот момент, когда уже около 85% американских граждан привыкли добираться до рабочего места на собственном автомобиле. Хотя президент Никсон ввел жесткие ограничительные меры по использованию энергоресурсов, ситуацию спасти не удалось, и для западных стран наступил период экономического спада. На пике кризиса цена галлона бензина в США поднялась с 30 центов до $1,2.

Реакция Wall Street была мгновенной. Естественно, на волне суперприбылей акции нефтедобывающих компаний пошли вверх, однако все остальные акции в период с 17 октября до конца ноября 1973 г. потеряли в среднем 15%. Индекс Dow Jones за это время снизился с 962 до 822 пунктов. В марте 1974 эмбарго против США было снято, однако эффект, который оно произвело, сгладить не удалось. За два года, с 11 января 1973 г. до 6 декабря 1974 г. Dow упал почти на 45% — с 1051 до 577 пунктов.

Доходы от продажи нефти для основных арабских стран-производителей нефти в 1973-1978 гг. росли невиданными темпами. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,35 млрд. до $36 млрд., Кувейта — с $1,7 млрд. до $9,2 млрд., Ирака — с $1,8 млрд. до $23,6 млрд.

На волне высоких доходов от нефти в 1976 году ОПЕК создала Фонд международного развития ОПЕК — многосторонний финансовый институт в области развития. Его штаб-квартира также расположена в Вене. Фонд призван содействовать сотрудничеству между государствами — членами ОПЕК и другими развивающи­мися странами. Международные институты, чья деятельность приносит пользу развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны могут пользоваться помощью фонда. Фонд ОПЕК предоставляет займы (на льготных условиях) трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Ресурсы состоят из добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет инвестиционных и кредитных операций фонда.

Несмотря на все принятые меры, в 1978 г. разразился второй нефтяной кризис. Главными причинами послужили революция в Иране и политический резонанс, который вызвали договоренности в Кемп-Девиде между Израилем и Египтом. К 1981 году цена на нефть достигла $40 за баррель.

Проблемы развития стран ОПЕК

Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность.

Третьей, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя! Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологий в производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно для народа. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например АРАМКО в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые оказывали помощь предпринимателям под гарантии государства.

Таким образом, все одиннадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран ОПЕК, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.

Gerere24.ru

Страны азии в опек

Благодаря тому, что ОПЕК контролирует примерно половину мирового объема торговли нефтью, она способна значительно влиять на уровень мировых цен. На долю нефтяного картеля,который в 1962 году зарегистрирован в ООН в качестве полноправной межправительственной организации, приходится около 40% мировой добычи нефти.

Краткая экономическая характеристика государств — членов ОПЕК (в 2005 году)

Основными целями создания Организации являются:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
  • Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
  • Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
  • Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
  • cтрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

    Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

    Высший орган ОПЕК — Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров, в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, — это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.

    Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

    Реакция Wall Street была мгновенной. Естественно, на волне суперприбылей акции нефтедобывающих компаний пошли вверх, однако все остальные акции в период с 17 октября до конца ноября 1973 г. потеряли в среднем 15%. Индекс Dow Jones за это время снизился с 962 до 822 пунктов. В марте 1974 эмбарго против США было снято, однако эффект, который оно произвело, сгладить не удалось. За два года, с 11 января 1973 г. до 6 декабря 1974 г. Dow упал почти на 45% — с 1051 до 577 пунктов.

    Доходы от продажи нефти для основных арабских стран-производителей нефти в 1973-1978 гг. росли невиданными темпами. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,35 млрд. до $36 млрд., Кувейта — с $1,7 млрд. до $9,2 млрд., Ирака — с $1,8 млрд. до $23,6 млрд.

    Однако к концу 70-х потребление нефти начало сокращаться по целому ряду причин. Во-первых, на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК. Во-вторых, стал проявляться общий спад экономики западных стран. В-третьих, определенные плоды принесли усилия по снижению энергопотребления. Кроме того, США, обеспокоенные возможными потрясениями в странах-производителях нефти, высокой активностью СССР в регионе, особенно после введения советских войск в Афганистан, были готовы в случае повторения ситуации с поставками нефти использовать военную силу. В конечном счете, цены на нефть начали снижаться.

    Слабость ОПЕК в полной мере проявилась в начале 1980-х годов, когда в результате полномасштабного освоения новых нефтяных месторождений за пределами стран ОПЕК, широкого внедрения энергосберегающих технологий и экономической стагнации спрос на импортную нефть в промышленно развитых странах резко сократился, а цены упали почти вдвое. После этого на нефтяном рынке в течение 5 лет наблюдалось спокойствие и плавное снижение цен на нефть. Однако когда в декабре 1985 года ОПЕК резко увеличил добычу нефти – до 18 млн барр/сут, началась настоящая ценовая война, спровоцированная Саудовской Аравией. Ее результатом стало то, что в течение нескольких месяцев сырая нефть подешевела более чем в два раза – с 27 до 12 долл. за баррель.

    Четвертый нефтяной кризис разразился в 1990 году. 2 августа Ирак напал на Кувейт, цены подскочили с 19 долл. за баррель в июле до 36 в октябре. Однако затем нефть подешевела до своего предыдущего уровня еще до начала операции “Буря в пустыне”, завершившейся военным поражением Ирака и экономической блокадой страны. Несмотря на постоянное перепроизводство нефти в большинстве стран ОПЕК и возросшую конкуренцию со стороны других нефтедобывающих стран, цены на нефть на протяжении 1990-х годов оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х годах.

    Однако в конце 1997 года началось падение цен на нефть, а в 1998 году мировой рынок нефти охватил беспрецедентный кризис. Аналитики и эксперты приводят множество различных причин этого резкого падения цен на нефть. Многие склонны возлагать всю вину на решение ОПЕК, принятое в конце ноября 1997 года в Джакарте (Индонезия), о повышении потолка добычи нефти, вследствие чего на рынки якобы были выброшены дополнительные объемы нефти, и произошло понижение на нее цен. Усилия, предпринятые странами-членами и нечленами ОПЕК в 1998 году, вне всякого сомнения, сыграли важнейшую роль в предотвращении дальнейшего обвала мирового нефтяного рынка. Не будь предпринятых мер, и цена на нефть, по оценке некоторых экспертов, могла бы упасть до 6—7 долларов за баррель.

    Одним из основных недостатков ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями.

    Второй, казалось бы, простой проблемой является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладился пыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов, средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно и грамотно.

    Четвертой проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества.

    Страны ОПЕК: цели, влияние, возможности

    Предпосылкой для создания Организации Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК, исходная аббревиатура на английском языке — OPEC) стало отсутствие возможности у государств Ближневосточного региона и Среднего востока самостоятельно противостоять неоколонистской политике, проводимой вопреки их интересам, а также перенасыщение мирового рынка нефтью. Результат — резкое снижение цен и устойчивая тенденция для дальнейшего падения. Колебания стоимости нефти стали ощутимы для устоявшихся экспортеров, были неконтролируемы, а последствия непредсказуемы.

    Чтобы избежать кризиса и спасти экономику представители правительств заинтересованных сторон Ирака, Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы встретились в Багдаде (10 — 14 сентября 1960), где приняли решение учредить Организацию Стран Экспортеров Нефти. Спустя полвека для мировой экономики это объединение остается одним из самых влиятельных, но уже не ключевым. Количество стран ОПЕК периодически изменялось. Теперь это 14 государств-нефтедобытчиков.

    Историческая справка

    До Багдадской конференции цены на «черное золото»; диктовал нефтяной картель из семи нефтяных компаний западных держав, называемый «семь сестер». Став членами объединения ОПЕК, страны-участники организации совместными усилиями могли влиять на ценообразование и объем реализации нефти. История развития организации поэтапно выглядит следующим образом:

  • Август 1960 г. Цена падает до критической отметки после выхода на нефтяную арену новых игроков (СССР и США).
  • Сентябрь 1960 г. В Багдаде проводится встреча представителей Ирака, Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Последняя выступила инициатором создания организации ОПЕК.
  • 1961-1962 г. вхождение Катара (1961), Индонезии (1962), Ливии (1962).
  • 1965 г. Начало сотрудничества с Экономическим и Социальным советом ООН.
  • 1965-1971 г. Численность объединения пополнилась за счет вступления Арабских Эмиратов (1965), Алжира (1969), Нигерии (1971).
  • 16 октября 1973 г. Введение первой квоты.
  • 1973-1975 вступление в организацию Эквадора (1973) и Габона (1975).
  • 90-е годы. Выход из ОПЕК Габона (1995 г.) и добровольное приостановление участия Эквадора (1992 г.).
  • 2007-2008 г. Возобновление деятельности Эквадора (2007), приостановка членства Индонезии (январь 2009 стала импортером). Вхождение в союз Анголы (2007). Наблюдателем становится Российская Федерация (2008 г.) без обязательства получить членство.
  • 2016г. Индонезия возобновила членство в январе 2016 года, но решила вновь приостановить свое членство 30 ноября того же года.
  • июль 2016 г. Габон вновь присоединился к организации.
  • 2017 г. присоединение Экваториальной Гвинеи.

    В течение 10 лет с момента основания члены ОПЕК ощущали стремительный экономический подъем, пик которого приходится на 1974-1976 гг. Однако следующее десятилетие ознаменовано очередным падением цен на нефть, причем вдвое. Несложно отследить взаимосвязь описанных периодов с переломными моментами истории мирового развития.

    ОПЕК и мировой рынок нефти

    Объект деятельности ОПЕК нефть, а если быть точным, ее стоимость. Возможности, которые предоставляет совместное управление сегментом рынка нефтепродуктов, позволяют:

  • защищать интересы государств, входящих в состав организации;
  • обеспечивать контроль стабильности стоимости нефти;
  • гарантировать бесперебойные поставки потребителям;
  • обеспечить экономике стран-участников стабильный доход от нефтедобычи;
  • прогнозировать экономические явления;
  • вырабатывать единую стратегию развития отрасли.

    Имея возможность контролировать объемы реализуемой нефти, организация ставит перед собой именно эти цели. Сейчас уровень добычи странами-участниками составляет 35% или 2/3 от общего количества. Все это возможно благодаря четко выстроенному, отлаженному механизму.

    Структура ОРЕС

    Организовано сообщество таким образом, чтобы принятые решения не противодействовали интересам ни одной из стран участников ОПЕК. Структурированная схема с учетом значимости подразделений выглядит так:

    • Конференция ОПЕК.
    • Секретариат с генеральным секретарем во главе.
    • Совет управляющих.
    • Комитеты.
    • Экономическая комиссия.

    Конференция — это собрание, проводимое два раза каждый год, на котором министры стран членов ОПЕК обсуждают ключевые стратегические аспекты и принимают решения. Здесь же назначаются представители, по одному от каждого входящего государства, которые формируют совет управляющих.

    Секретариат назначается в результате совещания комиссии, а задачей генерального секретаря является представление позиции организации при взаимодействиях с другими объединениями. Какая бы страна не входила в ОПЕК, ее интересы представит один человек (генсекретарь). Все его действия — продукт принятых руководством организации решений после коллегиального обсуждения на конференции.

    Состав ОПЕК

    В ОПЕК входят страны, финансовое благополучие которых напрямую зависит от колебаний мирового нефтерынка. Подать заявку может любое государство. На сегодняшний день геополитический состав организации выглядит следующим образом.

    Страны Азии и Аравийского полуострова в ОПЕК

    Эта часть карты мира представлена в ОПЕК Ираном, Саудовской Аравией, Кувейтом, Ираком, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами и Индонезией (до выхода в январе 2009). Хотя последняя имеет иное географическое расположение, ее интересы непрерывно пересекаются с другими азиатскими партнерами с момента возникновения Азиатско-Тихоокеанского форума Экономического Сотрудничества (АРЭС).

    Для стран на Аравийском полуострове характерно монархическое правление. Противостояния не прекращаются веками, а с середины ХХ века люди гибнут за нефть по всему миру. Череда конфликтов лихорадит Ирак, Кувейт, Саудовскую Аравию. Войны разжигаются, чтобы дестабилизировать нефтяной рынок, и как следствие увеличить количество зарабатываемых нефтедолларов, увеличив спрос на нефть.

    Страны Южной Америки, входящие в ОПЕК

    Латинская Америка представлена Венесуэлой и Эквадором. Первая — инициатор создания ОПЕК. Государственные долги Венесуэлы за последние годы выросли. Причина — политическая нестабильность и падение цен на мировом нефтяном рынке. Это государство процветало, только если стоимость барреля нефти была выше среднего показателя.

    Эквадор также нестабилен ввиду наличия госдолга в 50% от ВВП. А в 2016 г. правительству страны пришлось по результатам суда заплатить 112 млн. дол. американских корпораций Chevron за невыполнение обязательств принятых 4 десятка лет назад, в рамках разработки южноамериканских нефтяных месторождений. Для небольшого государства это значительная часть бюджета.

    Страны Африки и ОПЕК

    Действия ОПЕК защищают благосостояние 6 стран Африки из 54. А именно, интересы:

    Этому региону присущи высокие показатели численности населения, а также безработица и количество людей, находящихся за чертой бедности. Опять же виной тому низкая цена барреля нефти, высокий уровень конкуренции и перенасыщение нефтяного рынка сырьем.

    Квоты ОПЕК- рычаги влияния на мировую экономику

    Квота добычи сырья — это установленная для членов сообщества норма экспорта нефти. Октябрь 1973 года стал моментом подписания соглашения о снижении выпуска на 5%. Принятое решение об изменении объема добычи предполагало поднятие цены на 70%. Эти шаги стали последствием развязывания «войны Судного дня», в которой участвовали Сирия, Египет, Израиль.

    Очередным соглашением о снижении уровня добычи нефти, принятым на следующий день после введения первой квоты. В адрес США, Японии и некоторых Западноевропейских стран было наложено эмбарго. В течение месяца вводились и отменялись квоты, определяющие кому, сколько баррелей нефти в день выставлять на продажу, по какой цене продавать добытое сырье.

    За десятилетия практика неоднократно подтверждала эффективность этих рычагов воздействия, доказывая мощь сообщества экспортеров. Решения ОПЕК о добыче нефти принимаются после обсуждения вопроса представителями стран-участников организации.

    Россия и ОПЕК

    Влияние сообщества экспортеров за последние годы снизилось, что привело к невозможности вести монопольную политику, навязывая другим невыгодные условия. Это стало возможным после выхода на арену нефтедобытчиков из Китая, Соединенных Штатов, Российской Федерации. Для того чтобы действия сообщества стран-экспортеров нефти были подконтрольными (не выходили за рамки, когда могли бы нанести вред государствам, не имеющим членства), Российская Федерация в лице правительства взяла на себя роль наблюдателя. Россия является официальным наблюдателем в ОПЕК, одновременно представляя собой противовес. Она имеет возможность снизить цену барреля методом увеличения уровня добычи, тем самым повлиять на мировой рынок.

    Проблемы ОПЕК

    Основные сложности, с которыми приходится бороться, заключены в следующих тезисах:

  • 7 из 14 членов находятся в состоянии войны.
  • Технологическое несовершенство, отставание от прогресса, феодальный атавизм государственного строя некоторых стран-участников.
  • Необразованность, отсутствие квалифицированных кадров на всех уровнях производства большинства стран-участников.
  • Финансовая безграмотность правительств большинства стран — членов OPEC, неспособных достойным образом распорядиться крупной прибылью.
  • Рост влияния (сопротивление) государств, не входящих в число членов коалиции.
  • Под действием этих факторов ОРЕС перестал быть лидирующим регулятором стабильности сырьевого рынка и ликвидности нефтедоллара.

    Страны входящие в опек

    Аббревиатура ОПЕК расшифровывается как «Объединение стран-экспортеров нефти». Главной целью организации было регулирование цен на черное золото на мировом рынке. Необходимость создания такой организации была очевидной. В середине XX века цены на нефть стали падать из-за перенасыщения рынка. Большего всего нефти продавал Ближний Восток. Именно там были обнаружены богатейшие месторождения черного золота.

    Для того чтобы проводить политику по удержанию цен на нефть в мировом масштабе, нужно было заставить нефтедобывающие страны снизить темпы ее добычи. Только так можно было убрать излишки углеводородов с мирового рынка и поднять цены. Для решения этой проблемы было создано ОПЕК.

    Список стран, входящих в состав ОПЕК

    Сегодня в работе организации принимают участие 14 стран. Дважды в год в штаб-квартире ОПЕК в Вене проводятся консультации между представителями организации. На подобных встречах принимаются решения о повышении или уменьшении квот добычи нефти отдельных стран или всей ОПЕК.

    Основательницей ОПЕК считается Венесуэла, хотя эта страна не является лидером по добыче нефти. Пальма первенства по объемам принадлежит Саудовской Аравии, за ней следуют Иран и Ирак. Всего же ОПЕК контролирует около половины мирового экспорта черного золота в мире. Почти во всех странах-участницах организации нефтедобывающая отрасль является ведущей в экономике. Поэтому снижение мировых цен на нефть наносит сильный удар по доходам членам ОПЕК.

    Страны Африки, входящие в ОПЕК

    Из 54 африканских государств только 6 являются членами ОПЕК:

    Большинство «африканских» участников ОПЕК вступили в организацию в 1960-1970 годы. В то время многие африканские государства освободились от колониального господства европейских стран и получили независимость. Экономика этих стран была ориентирована главным образом на добычу полезных ископаемых и последующий их экспорт за рубеж. Для стран Африки характерна высокая численность населения, но также и высокий процент нищеты. Для покрытия расходов на социальные программы правительства этих стран вынуждены добывать много сырой нефти. Для того чтобы выдержать конкуренцию со стороны европейских и американских нефтедобывающих транснациональных корпораций страны Африки и вступили в ОПЕК.

    Страны Азии, входящие в ОПЕК

    Политическая нестабильность на Ближнем Востоке предопределила вступление Ирана, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака, Катара, Объединенных Арабских Эмиратов. Азиатские страны-участницы организации характеризуются слабой плотностью населения и огромными зарубежными инвестициями. Доходы от нефтедобычи настолько огромны, что Иран и Ирак оплачивали свои военные расходы в восьмидесятые годы двадцатого века продажей нефти. Причем воевали эти страны друг против друга.

    На сегодня политическая нестабильность на Ближнем Востоке угрожает не только самому региону, но и ставит под угрозу мировые цены на нефть. В Ираке и Ливии идет гражданская война. Снятие санкций с Ирана грозит наращиванием добычи нефти в этой стране, несмотря на явное превышение квоты ОПЕК на нефтедобычу.

    Страны Латинской Америки, входящие в ОПЕК

    Всего две страны Латинской Америки входят в ОПЕК – это Венесуэла и Эквадор. Несмотря на то, что Венесуэла – страна-инициатор основания ОПЕК, само государство является политически нестабильным. Недавно (в 2017 году) по Венесуэле прокатилась волна антиправительственных протестов, связанных с непродуманной экономической политикой правительства. За последнее время государственный долг страны значительно вырос. Некоторое время страна держалась на плаву за счет высоких цен на нефть. Но с падением цен обрушилась и экономика Венесуэлы.

    Страны-экспортеры нефти, не входящие в ОПЕК

    В последнее время ОПЕК лишилась рычагов давления на своих членов. Такой положение во многом связано с тем, что на мировом рынке появилось несколько стран-импортеров нефти, не входящих в состав ОПЕК.

    В первую очередь это:

    Несмотря на то, что Россия не входит в ОПЕК, она является постоянным наблюдателем в организации. Наращивание объемов добычи нефти странами, не входящими в ОПЕК, приводит к снижению стоимости нефти на мировом рынке. Однако повлиять на них ОПЕК не может, поскольку даже члены организации не всегда соблюдают договоренности и превышают допустимые квоты.

    Министерство иностранных дел Российской Федерации

    В последние годы заметно увеличилась доля стран ОПЕК (Катар, ОАЭ) в экспорте сжиженного природного газа. Поскольку СПГ не подпадает под квоты, устанавливаемые ОПЕК в отношении нефти и газового конденсата, это дает возможность получать дополнительные доходы, не увеличивая добычи нефти.

    Вторая встреча состоялась в Москве в октябре 2013 года. Стороны приняли решение создать две рабочие группы для подготовки совместных докладов по нетрадиционным углеводородам (трудноизвлекаемая нефть и сланцевый газ), а также развитию мировой нефтеперерабатывающей отрасли.

    Развивается и такая форма диалога с ОПЕК как заседания экспертов высокого уровня, совместные круглые столы, семинары и конференции.

    Кроме того, российская делегация во главе с Министром энергетики Российской Федерации А.В.Новаком приняла участие в 6-й Конференции высокого уровня ОПЕК (июнь 2015 г., Вена). На полях мероприятия состоялись встречи А.В.Новака с Генсекретарем ОПЕК А.Эль-Бадри, Министром нефти и природного газа Республики Индия Д. Прандханом, Министром нефти Саудовской Аравии А.Аль-Наими и Министром нефти Ирана Н. Зангане, руководителями компаний Eni – К. Дескальци и Shell – Б. ван Берденом.

    Страны Азии и Африки призвали присоединиться к ОПЕК+

    26 января 2018 г. в 9:30

    ОПЕК начала переговоры с рядом стран из Азии и Африки по присоединению к соглашению о сокращении добычи нефти (ОПЕК+), сообщает РИА Новости со ссылкой на министра нефти Кувейта Бахита ар-Рашиди.

    «Идут переговоры с несколькими странами в Африке и Азии, которые я бы предпочел не называть, и я надеюсь, что они присоединятся к нашим усилиям по балансировке рынка в течение 2018 года», – сказал он.

    Ранее в Российском фонде прямых инвестиций (РФПИ) заявили, что отсутствие соглашения о стабилизации мирового рынка нефти удерживало бы цену на данный вид сырья на уровне от 35 до 40 долларов за баррель.

    Государства-участники ОПЕК в конце 2016 года согласовали снижение добычи на 1,2 млн баррелей в сутки – до 32,5 млн баррелей. Страны, не входящие в ОПЕК, достигли договоренности о сокращении добычи на 558 тыс. баррелей в сутки (Россия – на 300 тыс. баррелей в сутки). В 2017 году участники соглашения договорились продлить его действие.

    Читайте далее:

    Copyright © 2015 «Бизнес России». ООО Издательство «Медиа-Бизнес». Все права защищены.

    Свидетельство о регистрации СМИ № ФС77-58446 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25 июня 2014 года. Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения «Бизнес России».

    Министерство иностранных дел Российской Федерации

    ОПЕК – международная межправительственная организация создана нефтедобывающими странами в 1960 году. В настоящее время ее членами являются 13 стран: Алжир, Ангола, Венесуэла, Индонезия, Ирак, Иран, Ливия, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Саудовская Аравия и Эквадор. На долю этих государств приходится до 80 % разведанных запасов нефти, а уровень добычи в феврале 2016 г. составил 33,8% от мирового. Страны-члены организации контролируют до 11% мощностей по переработке нефти и владеют примерно 6% мирового танкерного флота.

    Руководящим органом ОПЕК является конференция государств-членов этой организации, которая созывается на регулярной основе, как правило, на уровне министров нефти и энергетики. Роль главного исполнительного органа ОПЕК выполняет постоянно действующий международный секретариат со штаб-квартирой в Вене, возглавляемый Генеральным секретарем (с 1 января 2007 г. представитель Ливии Абдулла Салем Эль-Бадри ). C 1 августа 2016 г. этот пост займет представитель Нигерии – Мохаммед Сануси Баркиндо).

    Основными задачами организации являются координация политики в области экспорта нефти, определение наилучших способов защиты индивидуальных и общих интересов, поиски путей и средств стабилизации цен на мировом рынке, обеспечение эффективного и регулярного снабжения стран-потребителей, обеспечение достаточных доходов от инвестиций в нефтяную промышленность.

    Воздействие на конъюнктуру мирового рынка нефти осуществляется путем установления суммарного лимита добычи нефти для стран-членов, его корректировки с учетом положения на мировом рынке, распределения общего лимита между странами-членами и контроля за соблюдением квот.

    ОПЕК поддерживает контакты с другими международными организациями, а также со странами, не входящими в эту организацию. Отношения с МЭА поддерживаются в различных неофициальных формах и прежде всего в рамках Международного энергетического форума, в министерских встречах которого участвуют руководители МЭА и ОПЕК, а также министры энергетики большинства стран мира (потребителей и производителей). Представители ОПЕК принимают участие в качестве наблюдателей в работе Конференции по энергетической хартии в Брюсселе. Неформальные контакты осуществляются ОПЕК также с ведущими транснациональными нефтяными компаниями и их ассоциациями на различных конференциях, форумах и т.д. Ведущую роль в поддержании таких контактов играет Центр глобальных стратегических энергетических исследований ОПЕК в Лондоне.

    Как одна из ведущих нефтедобывающих стран Россия выступает за тесное сотрудничество с ОПЕК. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2012 года Министерство энергетики Российской Федерации ежегодно проводит консультации с ОПЕК на уровне Координаторов энергодиалога Россия – ОПЕК. Старт диалогу был дан на встрече Министра энергетики Российской Федерации А.В.Новака и Генсекретаря ОПЕК А.Эль-Бадри в сентябре 2012 года.

    Четвертая встреча Координаторов энергодиалога Россия-ОПЕК проведена 30 июля 2015 года в Москве.

    В 2015 году положено начало участию российских представителей в новом формате взаимодействия – многосторонних консультациях опековских экспертов со своими коллегами из других стран. В частности, российская делегация приняла участие в 1-й (май 2015 г., Вена) и 2-й (октябрь 2015 г., Вена) консультациях экспертов стран ОПЕК и ведущих неопековских нефтеэкспортеров по ситуации на мировом рынке нефти.

    По итогам состоявшейся 16 февраля 2016 года в Дохе встречи А.В.Новака с профильными министрами трех стран-членов ОПЕК (Саудовской Аравии, Катара и Венесуэлы) было объявлено о готовности этих стран и России сохранить в среднем на 2016 г. объемы добычи нефти на уровне 11 января 2016 г. А.В.Новак пояснил, что по этому вопросу решение вступит в силу, если другие члены ОПЕК присоединяться к инициативе.

    Смотрите еще:

    • Во сколько на пенсию уходят летчики vlozitdengi.ru Куда вложить деньги, инвестиции, заработок денег, бизнес Пенсия летчикам гражданской авиации: сколько она составляет? Условия труда летчиков гражданской авиации приравнены к тяжелым. Это действительно так. Летчик […]
    • Нотариус калининград на карте Нотариусы в Калининграде Предлагаем вашему вниманию все нотариусы и нотариальные конторы на карте Калининграда. Нотариусы на карте Калининграда Если вы собираетесь срочно оформить доверенность или заключить какой нибудь важный договор, то […]
    • Взносы в пф ип на патенте ПФР для ИП на патенте В 2018 году более десяти изменений законов коснулись сферы индивидуального предпринимательства. Взносы в ПФР при патентной системе налогообложения платить требуется каждому ИП, согласно статье 346.48 НК РФ. Как […]
    • Уфмс программа по переселению Программа переселения в Россию: лидируют жители Украины В России продолжает работу Государственная программа содействия добровольному переслению соотечественников, проживающих за рубежом: число вернувшихся уже вплотную приблизилось к […]
    • Код дохода в 2 ндфл пособие до 15 лет Коды доходов в 2-НДФЛ Актуально на: 26 января 2018 г. Действующие коды доходов, проставляемые в справке 2-НДФЛ, были утверждены Приказом ФНС в конце 2015 года (Приказ ФНС от 10.09.2015 № ММВ-7-11/[email protected] ) и обновлены в конце 2017 года […]
    • Повышение детских пособий в 2018 году Пособия на детей с 1 мая 2018 года: новые размеры Как известно, с 01 мая 2018 года существенно повышается минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Его величина будет равняться прожиточному минимуму за 2 квартал предыдущего года, т.е. 11 […]
    • Заявление на бездействие приставов образец Жалоба на бездействие судебного пристава С 15 сентября 2015 г. жалоба на бездействие судебного пристава рассматривается судом в порядке административного судопроизводства. Это значит, что лицо, намеренное признать бездействие судебного […]
    • 300 приказ вс рф Приказ Министра обороны РФ от 7 февраля 2017 г. № 89 “О внесении изменений в приложение № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 300 «Об утверждении Правил ношения военной формы одежды, знаков различия, […]