Обществознание что такое закон ускорения истории

Оглавление:

Закон ускорения истории: определение, примеры. Исторические события

Ключевыми звеньями структуры общества являются социальные роли и статусы индивидов. Их число, порядок распределения, характер взаимной зависимости определяют содержание конкретной социальной системы.

Древнее общество по своей структуре существенно отличается от современного. Скорость исторических событий постепенно увеличивалась. В результате сокращались периоды существования той или иной социальной системы. Исследователи объясняют этот феномен действием закона ускорения истории. Как проявляется эта закономерность? Узнаем об этом из статьи.

Социальная структура

Ее можно представить следующим образом. На плоскости можно разместить множество скрепленных между собой пустых ячеек. Каждая из них будет соответствовать определенному социальному статусу. В древнем обществе их было довольно мало: женщина, мужчина, жена, муж, воин, охотник, вождь, старик. Структура современного социума сложнее. В ней только профессиональных статусов насчитывается несколько сотен тысяч, огромное число семейно-родственных отношений (сноха, деверь, тетя, дядя и пр.), сотни экономических, политических, религиозных связей. За каждым языком, используемым на планете, стоит определенная этническая группа: племя, нация, народность.

Когда каждая ячейка окажется заполненной, каждому статусу будет соответствовать социальная группа. Сегодня в мире миллионы инженеров, врачей, водителей и пр.

При сравнении количества статусов структуры современного и древнего общества можно увидеть огромный прогресс человечества.

Статусный портрет

Им называют совокупность статусов, существующих в социуме в конкретный период в определенной стране. Как уже говорилось выше, в первобытном обществе было мало статусов. Структура социума постоянно развивается. Вследствие определенных исторических событий одни статусы приходят на смену другим. К примеру, в России до 1917 г. существовали дворяне. После революции этот класс перестал существовать.

Статусный портрет и общества, и конкретного индивида изменяется во времени. Усложнение социальной структуры обуславливается в первую очередь разделением труда. Его можно считать движущей силой научно-технического и общественного прогресса.

Чем ближе общество к современной эпохе, тем больше в нем статусов. Возникают новые профессии, отношения, блага, технологии, потребности. Одни процессы стимулируют возникновение других.

Как проявляется закон ускорения истории?

Анализируя эволюцию социальных структур, разные стадии, которые проходила цивилизация, исследователи выявили несколько закономерностей. Одной из них является з акон ускорения истории. Определение этой тенденции можно дать следующее. На каждую следующую стадию развития человечеству необходимо времени меньше, чем на предыдущую.

Проще говоря, происходит своего рода уплотнение времени.

Закон ускорения истории: примеры

Если посмотреть на длительность этапов, можно заметить, что эпоха капитализма была короче феодализма, а он, в свою очередь, длился меньше рабовладения. Период существования доиндустриального общества был более продолжительным, чем индустриального. Дольше всех существовал первобытнообщинный строй – несколько сотен тысяч лет. По закону ускорения истории каждая следующая фаза короче предыдущей в 3-4 раза.

Исследователи, изучающие развитие общества по памятникам, найденным при раскопках, тоже вывели эту закономерность. Каждая фаза человеческой эволюции называется исторической эпохой. Археологи выяснили, что каменный век, в котором выделяют эпохи палеолита, мезолита, неолита, оказался более продолжительным, чем век металла, состоящий из бронзовой и железной эпох.

Следовательно, в чем заключается закон ускорения истории? Закономерность состоит в том, что чем ближе к современной эпохе, тем сильнее сжимается спираль времени; общество развивается динамичнее, быстрее.

Технический прогресс

Его темпы постоянно увеличивались, что очередной раз доказывает существование закона ускорения истории .

Примерно 2 млн лет назад человек создал первые орудия труда. С момента их возникновения начался технический прогресс. Приблизительно 15 тыс. лет назад древние люди стали рисовать на стенах, проводить культовые обряды. Около 8000 лет назад человек перешел от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию. Примерно 6 тыс. лет назад начали создаваться города, появились ремесла, стали формироваться социальные классы.

250 лет назад прошла индустриальная революция. После нее начали появляться промышленные предприятия, фабрики, заводы. Сегодня человек активно использует компьютерные технологии, термоядерную энергию и пр.

Неравномерность развития

Закон ускорения истории позволяет по-новому посмотреть на многие привычные явления и вещи, а именно на изменение статусного портрета общества.

Динамика преобразований связана с изменчивостью структуры общества и техническим прогрессом. В качестве механизма развития выступает разделение труда. Оно же является и механизмом социального прогресса. Возникновение новых отраслей привело к появлению новых статусов в обществе.

Рассмотрим, например, две державы – Россию и Францию. В XVIII в. они находились приблизительно на одной ступени развития. Следовательно, в социальной структуре этих стран примерно одинаковое количество статусов. А если, к примеру, взять Монголию в тот же исторический период, то можно отметить, что ее статусный портрет существенно отличается от социальной структуры России и Франции. В XVIII в. в Монголии только начала развиваться феодальная система.

Формально все эти три страны находились в одной исторической эпохе. Однако в действительности монгольское общество находилось на уровне развития XII в. Соответственно, реальное и формальное время различаются. О любом обществе, отставшем в развитии, можно говорить так же.

На основании сведений о совокупности незаполненных ячеек в социальной структуре можно установить реальный период, в котором находится социальная структура, ее уровень развития. Проще говоря, можно определить, в своей ли эпохе живет общество.

Закон ускорения истории показывает, кроме прочего, неравномерность развития различных социальных структур. Далеко не все общества формируются одинаково и в одно время проходят те или иные этапы становления. В ходе исследований можно выявить уровень исторического отставания конкретной страны в конкретный исторический период.

Заключение

Социальная структура, как и статусный портрет конкретного индивида, неповторима. Ее изучение позволяет выяснить практически все о конкретной цивилизации: уровне культурного, экономического, технического, политического развития в определенный период времени.

При сравнении статусных портретов разных цивилизаций можно сделать немало интересных открытий. Более того, можно выявить причины отставания или наоборот стремительного развития конкретного общества. К примеру, становление Древнерусского государства было существенно замедленно установлением татаро-монгольского ига.

Эти сведения, в свою очередь, помогают выявить слабые места в развитии современного передового общества, определить приоритетные направления технического и культурного совершенствования человеческой цивилизации. Вся эта информация, безусловно, пригодится потомкам.

Закон ускорения истории: определение, примеры, доказательство и опровержение

Часто ли вы слышите фразу: «Время стало лететь быстрее. Вот раньше я успевал все сделать, а сейчас раз, два — и день закончился». Удивительно, но ученые нашли доказательство тому, что цикл человеческого развития действительно ускорился. А объяснение всему этому – закон ускорения истории. И если рассматривать не человечество в целом, а каждого индивидуума в отдельности, то эти правила будут применимы и для короткой людской жизни.

Определение

Многие школьники заваливаются на экзамене, услышав вопрос: «Что такое закон ускорения истории?». По обществознанию эту тему проходят в восьмом классе, политологией занимаются уже в институтах. Поможем ученикам и разберемся, как дать правильный ответ.

Социальное общество, подобно фабрике, постоянно наращивает темпы производства. Со времен первобытных людей мы куда-то стремимся, что-то открываем и находим. Изучая историю нашего мира, ученые пришли к очень забавному выводу. Оказывается, что каждая новая стадия развития человечества проходит намного быстрее, чем предыдущая. Это и есть закон ускорения истории.

Вспомните, что по временным рамкам капитализм был короче феодализма, который просуществовал почти 3 века, он в свою очередь был короче рабовладения. Подтверждение этому дают и археологи, изучавшие структуру земляных слоев. Они указывают на то, что самым продолжительным этапом человечества был первобытный строй, покоривший людей на два миллиона лет.

Выведем конкретное понятие о том, что такое закон ускорения истории. Определение звучит так: каждая последующая стадия человечества намного короче предыдущей.

Рассмотрим конкретные случаи нашей жизни. Повсеместно мы можем встретить закон ускорения истории. Примеры спрятаны в современном мире. Негласно его называют эпохой информации. Вот проследите тенденцию: сколько информации было доступно человеку 20 лет назад? Этот период большинство из нас очень хорошо помнят. По телевизору шел один канал, газеты приносили два раза в неделю, а в очередях в магазин обсуждались самые горячие сплетни города.

Что изменилось сегодня? За каких-то 20 лет, что в переводе на человеческую историю маленькая песчинка, поток информации удвоился в 120 раз. Не просто в два раза больше, а в 120 раз больше! И это еще не все. Такая тенденция продлится и дальше, и каждых 20 месяцев количество обрушиваемой на нас информации будет пропорционально увеличиваться вдвое.

Таким образом, можно предположить, что будет через 100 лет с нами. Количество всевозможных данных, поступаемых в мозг человека, увеличится в 1200 раз! Он или взорвется, или превратится в киборга.

С каждой эпохой появляются новые изобретения, орудие труда и оружие. Так, существующее в первобытном строе орудие под названием чоппер (сделанное из специально обработанной гальки) прослужило миллионы лет. А мы на протяжении жизни можем усовершенствовать лопату в несколько раз.

Новый мир составляет лишь одну тысячную часть (0,001) всемирной истории. Это крошечный этап, за время которого произошло невероятное количество социальных, культурных, экономических и политических изменений.

Доказательства

Доказательствами реального существования этого понятия является то, как проявляется закон ускорения истории. Наши бабушки и дедушки, родившиеся в начале 20 века, пережили огромное количество событий. Первая мировая война, распад огромных империй, перестрой общества, Вторая мировая война, индустриальный рывок, технологический прорыв, снова распад общества. Сейчас мир находится на грани, может развязаться новая масштабная война. За прошедшие сто лет на планете прошло три этапа развития цивилизации: аграрная, индустриальная и постиндустриальная. А это 4 поколения.

А что было раньше? Кроманьонцы существовали 1600 поколений, после них еще 1200 жили, не выходя из пещер. Эпоху письменности пережило 240 поколений, а книги печатали уже 22.

Укорачивается и время, проведенное между первым изобретение предмета и его реальным использованием в жизни. Так, бумагу придумали в Китае, но писать на ней стали лишь 1000 лет спустя. Первый паровой двигатель был запущен в 1868 году. Но он был слишком мал, и 80 лет люди не могли придумать, что же с ним сделать, прежде чем он стал основой для движения машин. Телефон разрабатывался 50 лет, самолет — 20, транзистор — 3, а факс стали использовать уже через 3 месяца после первого проекта. Разве это не закон ускорения истории?

Опровержение №1

С развитием общества в прошлом все понятно. Доказательств более чем достаточно о том, как проявляется закон ускорения истории. Но что ждет человечество в дальнейшем? Что такое должно произойти, чтобы мы перешли на более совершенный уровень? Или все-таки апокалипсис – это правда? На эти и другие вопросы ответить сложно, и в связи с этим возникает множество спорных моментов.

Мы говорим о развитии человечества, оперируя теми данными, которые имеет наука на сегодняшний день. Но все это касается лишь небольшой части мира – Западные страны, в том числе Северная Америка, и частично центральная Европа, и некоторые страны Азии. Большинство государств на карте мире находятся на уровне первобытных понятий о достижениях научного прогресса. Им впихивают технологии, но не показывают, как ими управлять. Им дают деньги на разработку вакцин от смертельных болезней, а 80 % населения мира не умеет даже читать.

Многие ученые твердят, что закон ускорения истории — это всего лишь занавес, с помощью которого проще изъясняться и объяснять неведомое. Темп изменения – это величина постоянная, если сравнивать ее не с краткими десятилетиями, а с веками медленной эволюции.

Опровержение №2

Закон ускорения истории – это отличная тема для философов. Размышляя над прошлым, можно спрогнозировать или предположить, к чему придет человечество в будущем. Академик Сергей Капица в одной из последних своих статей поднимает вопрос о том, почему нам кажется, что время начинает двигаться быстрей.

По его мнению, все зависит от количества людей на планете. Так, в период палеолита на Земле жило около 100 тысяч человек. Эпоха длилась миллион лет. Сколько из этих тысяч людей были гениями? 2, 3 или 10, что могли придумать что-то совершенно новое? А сколько людей живет сейчас? Семь миллиардов! Сто тысяч – это лишь население небольшого городка. Какой процент одаренных людей приходится на наш век? Поэтому нам кажется, что процесс развития идет быстрее.

В ожидании нового

История нам упрямо твердит, что вот-вот должно что-то измениться. Раз сократилось время перехода на новый уровень, значит, логически нужно предположить, что он наступит совсем скоро. Интересно знать, что будет через 100 лет? Изменится ли планета?

Когда-то в 70-х годах прошлого века один ученый вывел формулу демографического прибавления населения на Земле. Согласно этим данным, нас должно было быть к 2010 году 10 миллиардов. Но эпидемии и пандемии забирают сотни жизней, чтобы хоть как-то уровнять шаткое равновесие природы. Возможно, мы уже на пути к чему-то новому, к новой жизни и новым проблемам. Как известно, прирост населения уже не такой резкий, как 10 лет назад, он стабилизировался, а значит, определенный этап перехода уже состоялся.

Контрольная работа по обществознанию по теме «Общество и человек» в 8 классе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Контрольная работа по обществознанию по теме «Общество и человек» в 8 классе

учитель истории и обществознания

Романюк Юрий Васильевич

1. В узком смысле слова под обществом следует понимать

1) конкретный этап в развитии общества

2) территорию, имеющие чёткие границы

3) социальную организацию страны

4) определённую группу людей

2. В широком смысле слова под обществом следует понимать

1) группу поддержки баскетбольной команды

2) футбольных фанатов

3) пассажиров рейсового автобуса

4) совокупность форм объединения людей

3. Вставьте пропуски.

Общество – это обособившаяся от (1)…, но тесно с ней связанная часть материального (2)…, состоящая из (3)… и включающая в себя способы взаимодействия людей и (4)… их объединения.

4. Назовите сферы общественной жизни.

5. Назовите четыре главных вида деятельности, которые включает в себя экономическая сфера.

6. Дайте определение термина «природа».

7. Главной особенностью глобальных проблем современности является

1) переход к постиндустриальному обществу

2) быстрота их проявления во времени

3) тот факт, что они представляют угрозу для всех жителей планеты

4) глобализация мировой экономики

8. Верны ли следующие суждения о типах общества

А. В традиционном обществе основой экономики является сельское хозяйство.

Б. Для индустриального общества характерна развитая система промышленного производства.

4) оба суждения неверны

9. Закончите предложение.

Закон ускорения истории свидетельствует об…

10. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личностью человек становится в результате преодоления трудностей и накопления социального опыта.

Б. Человек рождается личностью.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

11. Что такое потребность?

12. Расположите в иерархической последовательности потребности, согласно А. Маслоу.

1. Духовные потребности

2. Физиологические потребности

3. Социальные потребности

4. Престижные потребности

5. Потребности в безопасности

13. Что такое социализация и каковы её фазы?

14. Социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей называется…

15. Обмен информацией, мыслями, чувствами учёные обозначают понятием

16. Какие из приведенных примеров соответствуют пост­индустриальному обществу?

1) преобладание сельскохозяйственного производства

2) преобладание сферы услуг над производством то­варов

3) высокая роль творческого потенциала людей

4) рост численности городского населения

5) промышленный переворот

6) главный фактор производства — информационные технологии

17. Установите соответствие между терминами и опреде­лениями. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

человек как носитель определенных свойств, качеств, которые общество признает важными

отдельный представитель человеческого общества

признаки, свойственные конкретному человеку

18. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие развитие в современном мире постиндустриальной цивилизации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Расширение виртуальных коммуникаций.

2. Низкий уровень социальной мобильности.

3. Натуральный характер хозяйства.

4. Единство мирового экономического пространства.

5. Мультивариативность развития и многообразие форм существования человеческого общества.

19. Заверши фразу: «Деградация, возврат к уже отжившим социальным институтам и отношениям называется….

20. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «духовная сфера». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1) искусство 2) архитектура 3) религия 4) нравственность 5) закон 6) наука

3 – 1 – природы, 2 – мира, 3 – индивидуумов, 4 – формы;

4 – Экономическая, политическая, духовная и социальная;

5 – Производство, распределение, обмен и потребление;

6 – В узком смысле – естественные условия жизни общества и человека;

В широком смысле – весь мир, в многообразии его форм и проявлений;

9 – уплотнении исторического времени;

11 – Потребность – это состояние живого организма, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования;

13 – Социализация – это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Фазы процесса социализации – детство, юность, зрелость, старость;

17 – 1 – Б, 2 – В, 3 – А

1.Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА: 9-й кл. / П.А. Баронов. – М.: АСТ: Астрель, 2010;

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008

Презентация к уроку по обществознанию (11 класс) на тему:
Общество

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Что такое общество? Узкое понимание Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество) Совокупность согласованно действующих людей (общество книголюбов, союз журналистов и др.) Определенные исторические этапы развития человечества (античное общество, индустриальное общество) Специфические особенности жизни одной страны (китайское общество, российское общество) Человечество в целом Ш и р о к о е п о н и м а н и е Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

? В каком значении употреблено понятие «общество» в следующих высказываниях? а) двери в зал распахнулись и его взору предстало довольно разношерстное общество б) за сословиями феодального общества закрепляется определенный круг прав и обязанностей в) пришельцы обнаружили на Земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием г) в обществе, в отличие от природы, действует закон убыстряющегося развития

? В отличие от природы общество: обладает свойствами системы находится в развитии выступает в качестве творца культуры развивается закономерно

Сферы (подсистемы) общественной жизни Экономическая Социальная Политическая Духовная Отношения людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления Взаимосвязи социальных групп, слоев, общностей Взаимодействие отдельных людей и социальных групп по вопросу о государственной власти Религиозные, нравственные, эстетические и другие идеи, соответствующие им отношения и организации Материалисты: экономическая сфера – главная! Идеалисты: духовная сфера – главная!

? Соотнести общественные явления, процессы и институты с каждой из сфер Отношения собственности Партия Избирательная система Научная деятельность Формирование нации Взаимосвязь спроса и предложения товаров Массовая культура Факторы производства Сословная структура общества Федеративное государственное устройство Банковская система Художественное творчество Экономическая сфера Социальная сфера Политическая сфера Духовная сфера

Признаки общества как системы Целостность Устойчивость Способность к саморазвитию Открытость взаимосвязанные элементы постоянные изменения стремление к самосохранению новые элементы появляются, старые исчезают Целое, составленное из частей

Общество как динамичная система Изменяется и развивается общество в целом Изменяются и развиваются его элементы Элементы общества взаимосвязаны между собой и воздействуют друг на друга Одни элементы прекращают свое существование, другие появляются

? Динамизм общества как системы подразумевает: устойчивость и стабильность изменение и развитие постоянный прогресс

Социальные институты Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение важнейших жизненных потребностей «установление»  семья  производство  государство  образование  религия в воспроизводстве рода в безопасности и социальном порядке в средствах существования в получении знаний, социализации, подготовке кадров в решении духовных проблем смысла жизни Каких?

Как возникло человеческое общество? Религиозная версия: «Бог создал человека и дал ему весь материальный мир и нравственный закон» Космическая версия: «Инопланетяне сделали людей и манипулируют ими» Естественная версия: «Труд создал человека и превратил стадо в культурное сообщество производителей»

Под влиянием чего общество изменяется и развивается? Натуралистический подход: «Развитие общества определяется природными факторами» Идеалистический подход: «Идеи первичны по отношению к другим сторонам человеческой деятельности» Материалистический подход: «Люди в первую очередь должны удовлетворять свои материальные потребности» Плюралистический подход: «В основе развития общества лежит не один, а множество факторов» Ш. Монтескье, Л. Мечников И. Кант, Г. Гегель, О. Конт К. Маркс, В. Ленин Большинство современных ученых

Типы обществ Наличие пись-мен-ности Число уровней управлений и степень социального расслоения Способ хозяйственной деятельности Формации, отличающиеся способом производства и формой собственности Д опись-менные П ись-менные П ростые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных) С ложные О хотников и собирателей О городничества С котоводов З емледельцев И ндустриальное П остиндустриаль-ное П ервобыт-ное Р абовла- дельческое Ф еодальное К апиталис-тическое

? Назвать основные социальные институты. Чем отличается простое общество от сложного? Перечислить все 4 формации.

Общественно-экономическая формация Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства . Как люди производят материальные блага БАЗИС НАДСТРОЙКА совокупность производственных отношений совокупность идей и взглядов общества, соответствующих им отношений и организаций

Недостатки формационного подхода Абсолютизация экономического фактора в жизни общества Однолинейное понимание исторического процесса Претензия на абсолютную правильность и универсальность + цивилизационный подход!

? Что такое общественно-экономическая формация? Что такое способ производства? Церковь, философские учения, государство, система образования – это базис или надстройка?

Цивилизация Ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Эн-гельс) Стадия упадка и деградации, когда на смену органическо-жизненному приходит технико-механическое господство (О. Шпенглер) Синоним культуры (А. Тойнби) Целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственно-временных границах «Гражданский»

Недостатки цивилизационного подхода История не рассматривается как единый процесс развития всего человечества Народы и общества изучаются изолированно Трудно выявить закономерности в историческом процессе

? Что такое цивилизация, по мнению О. Шпенглера? Цивилизационный подход направлен на: А. Выявление общего в развитии разных народов. Б. Выявление особенного в развитии разных народов. верно только А верно только Б верно А и Б оба положения неверны

Надо совместить оба подхода! Трехэтапная периодизация (Р. Арон, Д. Белл, О. Тоффлер, З. Бзежинский и др.) Традиционное (доиндустриальное) общество Индустриальное общество Информационное (постиндустриальное) общество

Традиционное общество Господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения Духовная сфера Сословное деление, отсутствие социальной мобильности Социальная сфера Абсолютная монархия, правовая незащищенность, узаконенная внеэкономическая зависимость Политика Господство натурального хозяйства, экстенсивное производство Экономика

Индустриальное общество Рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки Духовная сфера Классовое деление, рост социальной мобильности, формирование гражданского общества, урбанизация Социальная сфера Расширение прав и свобод, демократия, разделение властей Политика Развитая промышленность, интенсивные методы производства, революции в технике и технологии Экономика

Постиндустриальное общество Приоритет отдается науке и образованию Духовная сфера Профессиональное деление, развитие гражданского общества Социальная сфера Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии Политика Сфера производства уступает сфере услуг Экономика

? Какое социальное деление характерно для: традиционного общества индустриального общества постиндустриального общества

? Какие из данных черт относятся к традиционному обществу? развитие ресурсосберегающих технологий появление массовой культуры низкая социальная мобильность преобладание коллективистских взглядов сильное гражданское общество

Основные черты восточной и западной цивилизации Преобладание науки, главная цель человека – получение нового знания для улучшения комфорта Преобладание религии, главная цель человека – нравственное совершенствование Личность выступает как высшая ценность, инициативность, самостоятельность, индивидуализм Интересы личности подчинены общественным, коллективным Правовое государство, демократические формы правления Вера в мудрого правителя, его обожествление, неразвитость права, бесправие подданных Развитый рынок, частная собствен-ность, предпринимательство и конкуренция в экономике Зависимость собственности от власти, господство государственной собственности над частной Западная цивилизация Восточная цивилизация

? К какой цивилизации относится Россия – восточной или западной?

Общественный процесс Это последовательная череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются целые поколения людей Субъект: участники исторического процесса Объект: вся историческая действительность Главный субъект: все человечество? (Л.П. Карсавин) трудящиеся? (К. Маркс) народ? (В. Ключевский) выдающиеся личности?

Направления общественного процесса Регресс – деградация, переход от высшего к низшему Прогресс – движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от несовершенного к более совершенному Гесиод, Ф.Ницше, О.Шпенглер, К.Поппер Ж.Кондорсе, И.Кант, Г. Гегель, О.Конт, К.Маркс

Критерии общественного прогресса развитие и совершенствование производительных сил увеличение объема научной информации, превращение науки в непосредственную производительную силу общества расширение свободы человека, его возможностей к активным действиям способность государства создавать оптимальные условия для жизни своих граждан рост уровня жизни, степени социальной защиты kriterio – мерило для оценки

? Объект исторического процесса – это: историческая действительность классы, социальные группы, индивиды, выдающиеся личности Что такое прогресс?

Формы общественных изменений процесс обновления, придания тем или иным социальным структурам форм, отвечающим современным требованиям Модерни-зация преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы Реформа коренные, скачкообразные изменения всех или большинства сторон общественной жизни Революции постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю Эволюция

Закон общественного развития Это систематически воспроизводимые отношения в обществе в целом или в его отдельных частях Закон ускорения истории : на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущее Закон неравномерности развития разных народов и наций

Глобализация Это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами способствует развитию экономики обеспечивает большую толерантность предостерегают государства от крайних действий не всегда ориентирована на развитие отечественного производства нивелируются запросы людей диктуются правила, выгодные развитым странам навязываются далеко не лучшие идеалы и ценности в ущерб национальных культур появление глобальных проблем

? Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы – это… В чем суть закона ускорения истории? Что такое глобализация?

? Одним из проявлений глобализации в современном мире выступает: расширение деятельности транснациональных корпораций рост объемов промышленного производства возрастание доли среднего класса в составе населения развитие национальной культуры

Глобальные проблемы носят планетарный характер угрожают всему человечеству могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств Проблема войны и мира, экология, неравномерность развития стран, энергия и сырье, международный терроризм, СПИД, кризис духовности…

Влияние природы на развитие общества общественное разделение труда, размещение отраслей производства производительность труда способности человека темпы развития общества характер производственных отношений особенности духовной культуры менталитет социально-психологический облик народа

Экологические кризисы загрязнение окружающей среды быстрое истощение природных, сырьевых и энергетических ресурсов чрезмерно быстрый рост населения природные антропогенные

Пути преодоления экологического кризиса Дальнейшее развитие и совершенствование производительных сил (безотходное производство, новые искусственные материалы…) Отказ от технических завоеваний, переход на «чистую» энергию (солнца, ветра, воды) Развитие техники и улучшение экологического воспитания

? В связи с чем некоторые проблемы человечества считаются глобальными? в связи с тем, что эти проблемы обладают особой важностью в связи с тем, что эти проблемы приняли общепланетарный характер в связи с тем, что основной причиной их появления является глобализация

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка учебного занятия по обществознанию на II курсе .

Определение понятия » общество», типология обществ, государство и его признаки, характеристика современного общества.

Гражданское общество и государство.Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления.

Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс.

Цель урока — обобщить знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания.

Первый урок по Новой истории для 8 класса по учебнику Юдовской.

Цели урока.1. Обучающие: -познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.2. Развивающие: -развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, р.

Урок по обществознанию на тему «Социальный прогресс и развитие общества» 8 класс

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

План – конспект урока по обществознанию в 8 Б классе по теме: «Социальный прогресс и развитие общества».

Урок разработан и проведен учителем истории и обществознания МБУ «Гимназии № 39» Сизовой С.Е.

Тип урока: лабораторное занятие.

Образовательная: ознакомить учащихся с основными тенденциями развития общества: законом ускорения истории и законом неравномерного развития народов, выявить, в чем сущность социального прогресса, каковы его виды и формы.

Развивающая: уметь приводить конкретные примеры в качестве аргументов; использовать различные источники знаний; умение сравнивать и анализировать явления, излагать полученные результаты письменно и устно.

Воспитательная: понимание, что реформа является наиболее приемлемой формой развития общества, нежели революция. Гуманный подход к решению проблем.

организационный момент – 1 мин.

Экспресс – опрос – 5 мин. (цель: проверка усвоения отличительных черт трех типов общества).

изучение нового материала – 30 мин.

Самоконтроль – 3 мин.

Домашнее задание – 1 мин.

План изучения новой темы учитель прописывает на доске в классе:

1 основные закономерности развития человеческого общества:

а) закон ускорения истории;

б) закон неравномерного развития народов и наций мира;

2. что такое социальный прогресс? Виды социального прогресса;

3. формы социального прогресса: реформы и революции.

Организационный момент — приветствие учащихся – 1 мин.

(организационный момент проводится с целью подготовки полной готовности класса, быстрое включение в деловой ритм).

Вступительное слово учителя.

Изучая историю человеческого общества, сравнивая различные стадии, которые прошла человеческая цивилизация, ученые выяснили ряд закономерностей, которые присущи каждой исторической эпохе. Историческая эпоха – это определенный период в истории человечества.

Сегодня мы знакомимся с двумя тенденциями в развитии общества: законом ускорения истории и законом неравномерного развития различных народов и наций мира, выясним, в чем сущность социального прогресса, каковы его виды и формы.

Класс делится на группы. Каждая группа получает карточку с заданием (приложение № 1). Учитель напоминает, что по ходу работы ученики в тетради делают соответствующие записи.

II . Социальный прогресс. Виды социального прогресса.

Задание: сформулируйте закон ускорения истории. Приведите аргументы в его пользу. Социальный прогресс. Виды социального прогресса. При выполнении данного задания учащиеся усваивают, что в самый длительный по времени период – каменный век было совершено меньше открытий, чем в каждую последующую историческую эпоху.

Задание: приведите из истории примеры, иллюстрирующие действие закона неравномерного развития народов. Как проявляется закон неравномерного развития народов в современном мире. Социальный прогресс. Виды социального прогресса. Учащиеся приводят примеры из истории стран Западной Европы и Латинской Америки, Африки – взаимоотношения между метрополией и колонией. Теория трех эшелонов развития современного общества – ведущие страны, догоняющие страны и страны третьего мира.

Задание: Дайте определение понятиям «прогресс» и «регресс». Приведите из истории примеры прогресса. Сделать выводы по существу изученного вопроса. Социальный прогресс. Виды социального прогресса. Учащиеся указывают на то, что «прогресс» – это улучшение в процессе развития, а «регресс» — это упадок в развитии или движение назад. Называют примеры из мировой истории: переход к трехполью, отделение ремесла от сельского хозяйства, возникновение городов, выделение светского искусства, изобретение земледелия и скотоводства, добывание огня, промышленная революция. Делают вывод, что общество во все исторические эпохи шло по пути прогресса. Это глобальный процесс. Его стержнем является технический прогресс: каждой исторической эпохе соответствовали свои орудия труда. При из развитии изменялись общество в целом, мышление, образ жизни — наблюдалось продвижение вперед. В истории не наблюдалось регрессивных моментов общества, можно говорить о застое в развитии.

Три группы выделяют виды социального прогресса – экономический, технический, культурный, понятие социальный прогресс – глобальный всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от состояния дикости к цивилизации.

III . Формы социального прогресса: реформы и революции.

Задание: используя понятия «реформа» и «революция» определите различие между этими формами социального прогресса. Ответ оформите в виде таблицы (таблица заполняется учащимися на доске)

Частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни

Полное изменение во всех или в большинстве сфер жизни

Не затрагивает основ существующего социального строя

Затрагивает основы существующего социального строя

Носит скачкообразный характер

Приводите примеры реформ, проведенных Александром I в первой четверти XIX века.

Учащиеся на основе изученного материала по истории России XIX век перечисляют:

прогрессивные реформы Александра I :

а) денежная реформа Е. Канкрина (экономическая сфера)

б) реформа образования (духовная сфера)

в) министерская реформа; предоставление конституции Польше (политическая сфера)

г) закон о вольных хлебопашцах (социальная сфера).

регрессивные реформы Александра I :

Создание военных поселений.

Учитель делает вывод по пройденному материалу.

Мы при изучении Всемирной истории познакомились с результатами войн и реформ. Таким образом, можем сделать вывод, что все социальные революции по своей сути гражданские войны, которые сопровождались насилием, поэтому разумная часть общества предпочитает путь реформ. Своевременно проведенные реформы помогают избежать народного бунта и недовольства- революции.

1. Установите соответствие:

Закон о материнском капитале

Принятие налогового кодекса

Изменения формы голосования на выборах

2.Соотнесите формы социальных изменений и их характерные черты:

Быстрые, скачкообразные перемены

Органичные сочетания нового с традиционным

Не затрагиваются основы существующего строя

Происходят коренные изменения во всех сферах жизни

Учитель. Ребята урок подошел к концу. Исследуя тему «Социальный прогресс и развитие общества», вы научились различать понятия реформы и революция, познакомились с законами развития общества, выяснили, что суть социального прогресса состоит в продвижении общества вперед, конкретизировали проявления законов развития общества и прогресса на различных исторических примерах.

Активно и с интересом работая, вы все получили оценки за работу на уроке. Спасибо всем! (учитель выставляет и комментирует оценки)

V . Домашнее задание.

Учитель разбивает класс на три группы по рядам и дает задание:

1 ряд. Можно ли оценивать петровские реформы только как положительные? Если нет, выделите отрицательные стороны реформ I четверти XVIII века.

2 ряд. Подберите аргументы, доказывающие, что войны оказывали прогрессивное влияние.

3 ряд. Подберите аргументы, доказывающие, что войны оказывали регрессивное влияние.

Задание для групп

Задание: сформулируйте закон ускорения истории. Приведите аргументы в его пользу. Социальный прогресс. Виды социального прогресса.

Задание: приведите из истории примеры, иллюстрирующие действие закона неравномерного развития народов. Как проявляется закон неравномерного развития народов в современном мире. Социальный прогресс. Виды социального прогресса.

Задание: Дайте определение понятиям «прогресс» и «регресс». Приведите из истории примеры прогресса. Сделать выводы по существу изученного вопроса. Социальный прогресс. Виды социального прогресса.

Задание: используя понятия «реформа» и «революция» определите различие между этими формами социального прогресса. Ответ оформите в виде таблицы. Приводите примеры реформ, проведенных Александром I в первой четверти XIX века.

Обществознание 8 класс Урок 6. Какие виды прогресса вам известны ? — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемМарфа Шувалова

Похожие презентации

Презентация 8 класса по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: «Обществознание 8 класс Урок 6. Какие виды прогресса вам известны ?». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Обществознание 8 класс Урок 6

2 Какие виды прогресса вам известны ?

3 Это систематически воспроизводимые отношения в обществе в целом или в его отдельных частях Закон ускорения истории : на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущее Закон неравномерности развития разных народов и наций

4 Регресс – деградация, переход от высшего к низшему Прогресс – движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от несовершенного к более совершенному Гесиод, Ф.Ницше, О.Шпенглер, К.Поппер Ж.Кондорсе, И.Кант, Г. Гегель, О.Конт, К.Маркс

5 развитие и совершенствование производительных сил увеличение объема научной информации, превращение науки в непосредственную производительную силу общества расширение свободы человека, его возможностей к активным действиям способность государства создавать оптимальные условия для жизни своих граждан рост уровня жизни, степени социальной защиты

6 Глобальный, всемирно — исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации.

7 Экономический ; Технический ; Культурный.

8 Частичное усовершенствование в какой — либо сфере жизни, проводимое одновременно, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего строя.

9 Полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

10 процесс обновления, придания тем или иным социальным структурам форм, отвечающим современным требованиям Модерни- зация преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы Реформа коренные, скачкообразные изменения всех или большинства сторон общественной жизни Революции постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю Эволюция

11 Параграф 4, в тетради выполнить практикум на стр. 39.

Развитие общества

Презентацию можно использовать по теме указанной выше.

Просмотр содержимого документа
«Развитие общества»

Порхая возле окна, мотылёк увидел в комнате свет. — И когда только вы, мотыльки, зарубите себе на носу: пламя жжётся, оно гибельно! — пробурчал паук. — Вас огорчает наличие стекла. Но ведь именно стекло предохраняет вас от гибели! Мотылёк рассмеялся. — Дед, — сказал он, — мы, мотыльки нынешнего поколения, знаем больше, чем ты полагаешь. К счастью, я знаю, что этот восхитительный свет в комнате — холодный. Дело в том, что с твоего времени научное развитие ушло далеко вперёд. — О, я пролезу туда через эту щель и прильну к свету! C этими словами мотылёк протиснулся в комнату и запорхал вокруг холодного света в быстром танце. Но научный прогресс действительно ушёл далеко вперёд. Лампа была опрыскана жидкостью от насекомых…

Какие проблемы поднимаются в данной притче?

  • Обществознание, 8 класс

1. Эволюционая и революционая теории развития общества.

2. Закон ускорения истории.

3. Закон развития общества.

4. Социальный прогресс.

5. Формы общественных изменений или социального прогресса.

6. Современное общество.

7. Противоречивые последствия глобализации.

8. Глобальные проблемы.

Вспомните 3 этапа общественного развития

1. Эволюционая и революционая теории развития общества.

Теории развития общества

Опора на традиции, преемственность

Эволюционный путь развития общества

Постепенность всех изменений

Революционный путь развития общества

Утверждение новых порядков в обществе за счет революций

Каменный Век Железный век

Палеолит Мезолит Неолит

На каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую

Доиндустриальное Индустриальное Постиндустриальное

Закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.

В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технология

Народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью.

Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации.

По отношению к политике и религии термин «прогресс» неприменим.

5. Формы общественных изменений или социального прогресса

постепенные изменения в обществе, не приводящие к новому социальному строю

коренные, скачкообразные изменения всех или большинства сторон общественной жизни

преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы

Прогресс направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.

Регресс — процесс, характеризующийся отступлением общества от завоеванных позиций, возвращением к предшествующему уровню.

Неолитическая революция 3000 лет

Французская революция 1789 – 1794гг

Глобализация — это процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую глобальную систему.

Высокие темпы, ускорение развития

Черты современного общества

7. Противоречивые последствия глобализации

Рост производства, ускорение технического прогресса

Возрастает разрыв в уровне развития развитых и развивающихся стран

Рост доступа к достижениям культуры, к информации

Распространение низкокачественных произведений

Навязывание чужих ценностей и образа жизни

Усиление связей между странами и народами

Совокупность проблем, возникших во второй половине 20 века,

от решения которых зависит выживание человечества

Смотрите еще:

  • Досрочное сокращение как оформить Типичный образец заявления на досрочное увольнение по сокращению штата: как написать этот документ? Бывают случаи, когда при сокращении сотрудников на предприятии часто возникают ситуации, когда одна из сторон трудовых отношений выбирает […]
  • Правило вынесения из под корня Правило вынесения из под корня Глава II. КВАДРАТНЫЕ КОРНИ § 6. ПРИМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ АРИФМЕТИЧЕСКОГО КВАДРАТНОГО КОРНЯ Урок 44. Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня Цель: рассмотреть и отработать […]
  • Повышенное пособие по уходу за ребенком до 15 лет Размер и правила оформления детского пособия на ребенка до 3 лет На территории Российской Федерации Правительством предусмотрена возможность получения детского пособия до 3 лет. Но мало кто из родителей либо опекунов знает о том, как его […]
  • Размер штрафа за детское кресло Штраф за езду без детского кресла и правила перевозки детей 2018 Ответ кратко: штраф – 3000 рублей, скидки нет, до 12 лет спереди надо использовать только автокресло, на заднем сидении можно использовать альтернативы: бустеры и […]
  • Пособие на детей до 15 лет свердловская обл Размер (сумма) детского пособия до 16 лет в 2018 году В рамках демографической политики государства семьям с детьми оказывается материальная поддержка. В числе программ – материнский капитал, субсидия «Молодая семья», а также детское […]
  • Правила выдачи трудовых книжек на руки работникам с 1 января 2018 года Выдача трудовой книжки при увольнении Трудовая книжка традиционно является основным документом для подтверждения стажа. Поэтому правильное оформление и выдача трудовой книжки при увольнении является одной из главных обязанностей […]
  • Приказ на совместительство работников образец Приказ о приёме на работу совместителя: образец Обновление: 17 января 2017 г. ​Приказ о внутреннем совместительстве В части первой статьи 68 ТК РФ установлено, что приём на работу оформляется приказом руководителя. Это относится и к найму […]
  • Отмена досрочной пенсии силуанов Отмена пенсии работающим пенсионерам Работающие пенсионеры имеют право на получение заслуженных пенсионных выплат. А отмена пенсии данной категории лиц, по сути, противоправное действие со стороны государства. Несмотря на это, […]