О конституционом суде рф

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ
«О Конституционном Суде Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г., 3 ноября, 28 декабря 2010 г., 25 декабря 2012 г., 5 апреля 2013 г., 12 марта, 4 июня 2014 г., 8 июня, 14 декабря 2015 г., 28 декабря 2016 г., 29 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 24 июня 1994 года

Одобрен Советом Федерации 12 июля 1994 года

См. также Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

См. комментарий к настоящему Федеральному конституционному закону

Президент Российской Федерации

21 июля 1994 года

Федеральный конституционный закон определяет правовой статус Конституционного Суда РФ как судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Закрепляются полномочия Конституционного Суда РФ, его структура и порядок организации деятельности, а также правила производства в Конституционном Суде РФ.

Особое внимание уделено статусу судьи Конституционного Суда РФ. Регламентируется порядок назначения на должность судьи, порядок приостановления и прекращения его полномочий.

В качестве организационных форм конституционного судопроизводства предусматриваются пленарные заседания и заседания палат Конституционного Суда.

Основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального конституционного закона опубликован в «Российской газете» от 23 июля 1994 г. N 138-139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г. N 13 ст. 1447

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Изменения вступают в силу с 1 августа 2015 г.

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции России от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ»

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона за исключением изменений части первой статьи 115 настоящего Федерального конституционного закона, вступающих в силу с даты начала осуществления Конституционным Судом РФ конституционного судопроизводства в г. Санкт-Петербурге (21 мая 2008 г.)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона за исключением изменений части первой и третьей статьи 12 настоящего Федерального конституционного закона, устанавливающих предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ, вступающих в силу с 1 января 2005 г.

Закон «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. Справка

23 июля 2009 года исполнилось 15 лет со дня вступления в силу закона «О Конституционном суде Российской Федерации». Закон N 1-ФКЗ от 21 июля 1994 года определил Конституционный суд как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия Конституционного суда РФ

Конституционный суд Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

2. Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции Российской Федерации.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Конституционный суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации.

Судьей Конституционного суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного суда РФ – семьдесят лет.

Конституционный суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Полномочия Конституционного суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного суда. Конституционный суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда.

Председатель Конституционного суда назначается на должность Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного суда.

Председатель и заместители председателя Конституционного суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Деятельность Конституционного суда обеспечивает аппарат Конституционного суда, состоящий из секретариата, финансового управления, отдела кадров и управления делами.

Решения Конституционного суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

    В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
  • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»

    Комментарии Российской Газеты

    Принят Государственной Думой 4 декабря 2015 года
    Одобрен Советом Федерации 9 декабря 2015 года

    Внести в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 13, ст. 1447; 2001, N 51, ст. 4824; 2004, N 24, ст. 2334; 2010, N 45, ст. 5742; 2014, N 11, ст. 1088; N 23, ст. 2922) следующие изменения:

    1) часть первую статьи 3 дополнить пунктом 3 2 следующего содержания:

    «3 2 ) по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;»;

    2) часть вторую статьи 36 изложить в следующей редакции:

    «Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившаяся неопределенность в вопросе о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, основанного на положениях соответствующего международного договора Российской Федерации в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.»;

    3) часть первую статьи 47 1 изложить в следующей редакции:

    «Конституционный Суд Российской Федерации может рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона нормативных правовых актов, проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, или по запросу федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, разрешать вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека без проведения слушания, если придет к выводу о том, что вопрос может быть разрешен на основании содержащихся в ранее принятых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовых позиций и проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав стороны.»;

    4) часть вторую статьи 71 изложить в следующей редакции:

    «Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 3 1 , 3 2 , 4 и 5 1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.»;

    5) раздел третий дополнить главой XIII 1 следующего содержания:

    «Глава XIII 1 . Рассмотрение дел о возможности исполнения решений межгосударственного органа по защите прав и свобод человека

    Статья 104 1 . Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации

    Федеральный орган исполнительной власти, наделенный компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, на основании заключения федеральных государственных органов, на которые возложена обязанность в пределах своей компетенции принимать меры по исполнению решений межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, либо, если указанный федеральный орган исполнительной власти сам является органом, на который возложена такая обязанность, на основании собственного вывода о невозможности исполнения вынесенного по жалобе, поданной против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека вследствие того, что в части, обязывающей Российскую Федерацию к принятию мер по его исполнению, данное решение основано на положениях международного договора Российской Федерации в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации, вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о разрешении вопроса о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека.

    К запросу прилагается текст соответствующего решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека.

    Статья 104 2 . Допустимость запроса

    Запрос федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, допустим, если заявитель считает, что исполнение решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека невозможно, поскольку оно основано на положениях международного договора Российской Федерации в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации.

    Статья 104 3 . Пределы проверки

    Конституционный Суд Российской Федерации при разрешении вопроса о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека проверяет возможность исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, принятого на основании положений международного договора Российской Федерации в их истолковании межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, с точки зрения основ конституционного строя Российской Федерации и установленного Конституцией Российской Федерации правового регулирования прав и свобод человека и гражданина.

    Статья 104 4 . Итоговое решение по делу

    По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих постановлений:

    1) о возможности исполнения в целом или в части в соответствии с Конституцией Российской Федерации решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, принятого на основании положений международного договора Российской Федерации в их истолковании межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, в связи с которым был подан запрос в Конституционный Суд Российской Федерации;

    2) о невозможности исполнения в целом или в части в соответствии с Конституцией Российской Федерации решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, принятого на основании положений международного договора Российской Федерации в их истолковании межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, в связи с которым был подан запрос в Конституционный Суд Российской Федерации.

    В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановление, предусмотренное пунктом 2 части первой настоящей статьи, какие-либо действия (акты), направленные на исполнение соответствующего решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, в Российской Федерации не могут осуществляться (приниматься).»;

    6) статью 105 дополнить частью второй следующего содержания:

    «Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании положений Конституции Российской Федерации в целях устранения неопределенности в их понимании с учетом выявившегося противоречия между положениями международного договора Российской Федерации в истолковании, данном межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, и положениями Конституции Российской Федерации применительно к возможности исполнения решения соответствующего межгосударственного органа обладают Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.»;

    7) статью 106 дополнить частью второй следующего содержания:

    «Толкование положений Конституции Российской Федерации, устраняющее неопределенность в их понимании с учетом выявившегося противоречия между положениями международного договора Российской Федерации в истолковании, данном межгосударственным органом по защите прав и свобод человека, и положениями Конституции Российской Федерации в смысле невозможности исполнения соответствующего решения межгосударственного органа без нарушения этих положений Конституции Российской Федерации, означает, что какие-либо действия (акты), направленные на исполнение соответствующего решения межгосударственного органа, в Российской Федерации не могут осуществляться (приниматься).».

    Статья 2

    Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Президент Российской Федерации
    В.Путин

    Закон «О конституционном суде РФ»

    Конституционный суд — судебный орган конституционного контроля, который руководит судебными делами, опираясь на положения Конституции РФ.

    Судопроизводство регулируется Федеральным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», который определяет:

  • полномочия;
  • порядок;
  • деятельность Конституционного суда.
  • В состав Конституционного суда входят 19 судей. Они назначаются Советом Федерации и одобряются Президентом Российской Федерации.

    Описание закона

    Федеральный закон о конституционном суде был принят Государственной Думой Российской Федерации 24 июня 1994 года, а одобрен Советом Федерации 12 июля 1994 года. Последние изменения были внесены 28 декабря 2016 года.

    Конституционный Суд РФ независим от любых других государственных органов в следующих отношениях:

  • Материально-технических;
  • Финансовых;
  • Организационных.
  • Конституционный суд финансируется за счет федерального бюджета. Государственный фонд ежегодно выделяет денежные средства, необходимые для обеспечения их деятельности. Он вправе самостоятельно распоряжаться выделенными финансами. Итоговая сумма не может быть меньше по сравнению с предыдущим финансовым годом.

    Так же существует закон о мировых судьях. Кто к ним относится и что в их компетенции, читайте в статье:

    Изменения в законе о КС РФ

    28 декабря 2016 года в ФКЗ были внесены последние изменения. В частности, были внесены поправки в следующие статьи: 75, 79, 80, 87, 100, 103, 104.

    Статья 75

    Пункт 10.1 ст 75 настоящего закона был изменен. В нем изменилась формулировка решения КС. Если заявитель просит пересмотреть дело и у него есть все основания для этого, уполномоченное лицо возобновляет судопроизводство.

    Статья 79

    Ч 4 ст 79 настоящего закона была изменена. Основная суть статьи заключается в том, что каждый ранее принятый нормативный акт должен быть проверен на соответствие всех норм, которые выдвигаются Конституционным судом. В случае несоответствия нормативного акта, суд должен восполнить этот пробел и создать новый документ. Новый нормативный акт должен содержать закон об отмене предыдущего документа.

    Статья 80

    Ст 80 настоящего закона была полностью изменена. Она обязывает государственных органов и должностных лиц привести нормативные акты в тот вид, который соответствует нормам Конституции РФ.

    Иногда нормативный акт не соответствует ранее принятому постановлению КС РФ. В этом случае ошибка в правовом регулировании устраняется путем отмены действия документа или изменения его предназначения.

    Правительство РФ в течение полугода после публикации постановления КС РФ вносит в Государственную Думу проектный документ нового федерального Конституционного закона.

    Статья 87

    Ст 87 настоящего закона гласит о том, что в течение полугода после публикации решения КС РФ нормативный акт должен быть изменен или признан недействительным. Если в течение этого периода документ продолжает действовать, то должностное лицо или государственный орган протестует или обращается в суд с требованием о признании подобного нормативного акта недействительным.

    Статья 100

    Содержание ст 100 настоящего закона было полностью изменено. В случае нарушения свобод граждан и конституционных прав суд основывается на решениях, список которых перечислен в статье 87 настоящего Федерального конституционного закона.

    Суд может принять решение, опираясь на пункт 1.1 или часть 2 статьи 87. В таком случае дело будет пересмотрено компетентным органом в стандартном порядке.

    Граждане или группа лиц могут обратиться в КС на основании статьи 96 настоящего Федерального конституционного закона.

    После рассмотрения дела им возмещаются следующие виды расходов за счет средств федерального бюджета:

    • Государственная пошлина;
    • Оплата услуг представителей в суде;
    • Оплата за проживание и проезд представителей и заявителей, список которых представлен в явке на судебное заседание;
    • Почта;
    • Денежная компенсация за утраченное время.
    • Статья 103

      Ст 103 настоящего закона была полностью изменена. Производство по делу приостанавливается до принятия постановления КС РФ.

      Статья 104

      Ст 104 настоящего закона описывает варианты итоговых решений и пределы проверки. Также изучаются варианты итоговых решений при рассмотрении судебного дела.

      Скачать закон о Конституционном Суде РФ

      Федеральный конституционный закон описывает срок действия полномочий судьи. В частности, в статье 12 описано, что его полномочия не ограничиваются конкретным сроком. Судья вступает в должность сразу после принятия присяги. По достижению 70-летия, его полномочия прекращаются. Но все дела с его участием он обязан довести до конца.

      Судебный состав судей должен составлять не менее 2/3 от общего числа судей. Если в случае увольнения или выбытия число судей будет недостаточным, уполномоченное лицо продолжит выполнять свои текущие обязанности до назначения на должность нового судьи.

      Конституционный суд обязан проводить судебное заседание непрерывно. Исключением являются ситуации, в которых участникам необходимо время для подготовки к дальнейшему процессу разбирательства. Для устранения обстоятельств, препятствующих обычному ходу заседания, судье также потребуется определенное время.

      Судебное заседание проводится на государственном (русском) языке. Если в качестве представителя или заявителя выступает иностранный гражданин с незнанием русского языка, ему разрешается пользоваться услугами переводчика.

      Судебное заседание Конституционного Суда Российской Федерации ведется в устной форме. Уполномоченное лицо в ходе рассматриваемого дела заслушивает объяснения двух сторон, свидетелей и анализирует показания экспертов.

      Конституционный Суд РФ начинает заседание после того, как председатель сообщает, какое дело подлежит к рассмотрению. Также он проверяет явку участников процесса и полномочия представителей сторон. В случае неявки одного из участников, он ставит вопрос о возможности проведения судебного заседания. В его обязанности также входит разъяснение участникам процесса их прав и обязанностей, а также ответственность в случае дачи ложных показаний.

      Желаете проанализировать последнюю редакцию Федерального конституционного закона с внесенными изменениями и дополнениями? Скачайте его по ссылке.

      Так же предлагаем изучить основные положения 75 ФЗ о Негосударственных Пенсионных Фондах.

      Федеральный конституционный закон от 28 декабря 2016 года №11-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»

      Одобрен Государственной Думой 16 декабря 2016 года

      Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2016 года

      Внести в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 13, ст. 1447; 2001, № 51, ст. 4824; 2004, № 24, ст. 2334; 2010, № 45, ст. 5742; 2013, № 14, ст. 1637; 2014, № 11, ст. 1088) следующие изменения:

      1) пункт 10 1 части первой статьи 75 изложить в следующей редакции:
      «10 1 ) указание на необходимость пересмотра дела в отношении заявителя в случае, если принимается итоговое решение в виде постановления о признании оспариваемого заявителем нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации либо соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании;»;

      2) в статье 79:
      а) часть четвертую после слов «признанный неконституционным в отдельной его части» дополнить словами «, или в нормативный акт, признанный соответствующим Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании»;
      б) часть пятую изложить в следующей редакции:
      «С момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.»;

      3) статью 80 изложить в следующей редакции:

      «Статья 80. Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации

      В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании вытекает необходимость устранения пробела или противоречий в правовом регулировании:
      1) Правительство Российской Федерации не позднее шести месяцев после опубликования постановления Конституционного Суда Российской Федерации, если иной срок не установлен постановлением Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 12 части первой статьи 75 настоящего Федерального конституционного закона, вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, проект нового федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом Российской Федерации неконституционным в отдельной его части, или в закон в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании.
      Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также Верховный Суд Российской Федерации по вопросам его ведения вправе осуществлять подготовку проекта нового федерального конституционного закона, проекта нового федерального закона или ряда взаимосвязанных проектов законов либо законопроекта о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом Российской Федерации неконституционным в отдельной его части, или в закон в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании, и вносить их в Государственную Думу. Правительство Российской Федерации в случае подготовки положительного заключения или положительного официального отзыва на законопроект, внесенный одним из субъектов права законодательной инициативы, указанных в настоящем абзаце, вправе отложить внесение законопроекта, инициатором которого является Правительство Российской Федерации;

      2) Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяют нормативный акт соответственно Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части, или в нормативный акт в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании;

      3) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта Российской Федерации, принимает новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части, или в закон субъекта Российской Федерации в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации. Если по истечении шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

      4) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части, или в нормативный акт в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

      5) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации либо признанные соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договор между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.»;

      4) в статье 87:
      а) часть первую дополнить пунктом 1 1 следующего содержания:
      «1 1 ) o признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании;»;
      б) дополнить частью шестой следующего содержания:
      «В случае признания нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти либо отдельных их положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании при их применении исключается любое иное их истолкование, а на последствия принятия такого постановления распространяются положения настоящего Федерального конституционного закона и иных федеральных законов, установленные для случаев признания нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом.»;

      5) статью 100 изложить в следующей редакции:

      «Статья 100. Итоговое решение по делу

      По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из постановлений, предусмотренных статьей 87 настоящего Федерального конституционного закона. Последствия принятия указанного постановления также устанавливаются названной статьей настоящего Федерального конституционного закона.

      В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации принял постановление, предусмотренное пунктом 1 1 или 2 части первой статьи 87 настоящего Федерального конституционного закона, данное дело подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке, а гражданам и (или) объединениям граждан, обратившимся в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального конституционного закона, за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации возмещаются в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации:
      1) уплаченная государственная пошлина;
      2) расходы на оплату услуг представителей;
      3) расходы на проезд и проживание заявителей и их представителей, понесенные ими в связи с явкой в суд;
      4) почтовые расходы, связанные с рассмотрением дела;
      5) компенсация за фактическую потерю времени.»;

      6) статью 103 изложить в следующей редакции:

      «Статья 103. Последствия внесения запроса

      В период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и до принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации производство по делу приостанавливается.»;

      7) статью 104 изложить в следующей редакции:

      «Статья 104. Пределы проверки и варианты итоговых решений

      Пределы проверки Конституционным Судом Российской Федерации соответствия Конституции Российской Федерации закона, оспариваемого в запросе суда, и варианты итоговых решений по данному делу устанавливаются статьями 86 и 87 настоящего Федерального конституционного закона.».

      Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

      Президент Российской Федерации В.Путин

      Конституционный Суд РФ

      Место в судебной системе

      Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

      Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

      Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации

      Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей , назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

      Организационные формы конституционного судопроизводства

      Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 47.1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», также без проведения слушаний.

      Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации

      Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации , состоящий из Секретариата , Управления государственной службы и кадров, Финансового управления и Управления делами.

      О конституционом суде рф

      НЕОБХОДИМАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ СУДЕЙ

      • КС вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей, т.е. 15 человек (ст.4 закона)
      • Первое организационное заседание по избранию председателя, заместителя, секретаря и формированию палат проводится после сформирования полного состава КС — 19 человек (ч.3 раздела 5 закона)
      • НЕОБХОДИМОЕ ЧИСЛО УЧАСТНИКОВ ЗАСЕДАНИЯ

        КС правомочен принимать решения при наличии:

        • — в пленарных заседаниях — не менее 2/3 от общего числа судей (ст.30 закона);
        • — в заседании палаты — не менее 3/4 ее состава (ст.30 закона);
        • — на рабочих совещаниях судей (по организационным, финансовым, кадровым вопросам) — более половины от общего числа судей (&#167 60 Регламента).
        • При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены (ст.30). Таким образом, при условии отсутствия в КС вакансий, приостановлений и отстранений кворум для пленарного заседания — 13 судей, для рабочих совещаний — 10, для большой палаты — 7, для малой — 6.

          НЕОБХОДИМОЕ ЧИСЛО ГОЛОСОВ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

          2/3 (15 голосов — при условии отсутствия вакансий, приостановлений и отстранений)

          • Для досрочного освобождения от должности Председателя, заместителя, судьи-секретаря (ст.23 закона)
          • Для прекращения полномочий судьи за совершение поступка, порочащего его честь и достоинство (ст.18 закона)
          • Для принятия решения о толковании Конституции РФ (ст.72 закона)

          Большинство от общего числа судей (10 голосов)

          • Для избрания Председателя, заместителя, судьи-секретаря (ст.23 закона)
          • Большинство участвовавших в голосовании

            • Для принятия решения во всех остальных случаях (ст.72 закона)
            • В случае равенства голосов в делах о проверке конституционности нормативных актов и договоров решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта; в спорах о компетенции решение может быть принято только большинством голосов. Судья не вправе вправе воздерживаться или уклоняться от голосования.

              5 судей

              • Для возбуждения вопроса о досрочном освобождении от должности председателя, заместителя, судьи-секретаря (ст.23 закона)
              • Смотрите еще:

                • 39 закон о сми Закон "О СМИ" Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I"О средствах массовой информации" С изменениями и дополнениями от: 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 […]
                • Судебный закон 2014 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ"О судебных приставах" С изменениями и дополнениями от: 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа […]
                • Федеральный закон от 27072006 149-фз об информации информационных Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ"Об информации, информационных технологиях и о […]
                • Фз о следственном комитете российской федерации от 2010 года Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ"О Следственном комитете Российской Федерации" С изменениями и […]
                • Закон об органах судебного сообщества Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ"Об органах судейского сообщества в Российской […]
                • Закон о фсб в рф Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ"О федеральной службе безопасности" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря […]
                • Федеральный закон от 30 марта 1999г 52 Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" С […]
                • Закон кемеровской области 89 оз Закон Кемеровской области от 16 июня 2006 г. N 89-ОЗ "Об административных правонарушениях в Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 31 мая 2006 г. N 1664) (с изменениями и дополнениями) Закон […]