Нормы закона о полиции

Закон «О полиции» 2018

Закон «О полиции» N 3-ФЗ принят 7 февраля 2011 года, вступил в силу спустя месяц, 7 марта того же года, и заменил закон РCФСР от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции».

При создании проекта закона учитывалось общественное мнение, которое в итоге нашло отражение в нормах закона.

Содержание документа

Закон состоит из 11 отдельных глав, регулирующих такие правоотношения:

  1. Общие положения о назначении и роли полиции, её функциях.
  2. Принципы работы сотрудников полиции.
  3. Полный перечень и описание прав и обязанностей.
  4. Общие положения о мерах принуждения, которые может применять полиция.
  5. Положения касательно применения специальных средств, оружия и физической силы при исполнении полицией своих прямых обязанностей.
  6. Место в правовой системе сотрудника полиции.
  7. Правила вступления на службу в полиции, особенности службы, порядок увольнения.
  8. Нормы относительно социальной защищённости служащих в полиции.
  9. Вопросы обеспечения.
  10. Контроль деятельности.
  11. Заключительные положения о порядке действия закона.

Изменения закона

Из явных изменений Закона стала реформа из милиции в полицию. В связи с этим, в 2011 году проведена внеочередная переаттестация всех сотрудников внутренних дел. Сотрудники МВД, отказавшиеся от прохождения переаттестации либо её не сдавшие, были уволены с государственной службы. Также были активные попытки препятствовать продвижению закона в частности относительно переименования милиции, однако закон всё же был принят в первоначальном смысле и уже более четырёх лет новых нареканий относительно переименования не вызывает.

В 2015 году в Государственную Думу был внесён законопроект, вызвавший широкий резонанс.

Законопроект с одной стороны очень сильно урезает права обычных граждан, а с другой — предлагает наделить сотрудников правоохранительных органов значительными полномочиями.

Первое изменение — предложение исключить норму относительно того, что полиция должна обеспечить доверие граждан и общества к себе и заменить её на другую, суть которой заключается в том, что полиция опирается на поддержку граждан, то есть ввести так называемую «презумпцию доверия». Данный пункт правозащитники не одобряют по той причине, что уровень доверия в нашей стране к органам полиции находится на низком уровне, а вследствие принятия нормы возможно даже определённое наказание за невыявление доверия, из-за чего могут пострадать многие сознательные граждане.

Стороны же, продвигающие данный проект, наоборот утверждают, что полиция является представителем государства, поэтому поддержка граждан должна быть заложена изначально.

Изменения коснулись и применения оружия полицией. Предлагается разрешить открывать огонь в несовершеннолетних, женщин, инвалидов (на сегодня это запрещено). Исключение предлагается оставить только женщинам с явными признаками беременности.

Законопроект предлагает больше не предоставлять защиту гражданам, если те обращаются к сотрудникам полиции без предъявления документов.

Ещё одно резонансное нововведение, которое планируется ввести — это изменения правил досмотра граждан, личных вещей либо транспорта. Если сейчас сотрудник полиции правомочен проводить данную процедуру только при наличии конкретных данных о наличии состава правонарушения, то в будущем предлагается проводить досмотр и обыск уже при подозрении в правонарушении.

Хоть проект ещё не был рассмотрен, в случае принятия каждому гражданину следует ознакомиться с изменениями, чтобы не оказаться в неудобной ситуации.

Поскольку полиция является государственным правоохранительным органом, вследствие чего мы часто пересекаемся с ним в повседневной жизни, знание закона «О полиции» может пригодиться каждому.

Федеральный закон РФ «О полиции» 2018

Закон о полиции в последней действующей редакции от 10 августа 2018 года.

закон имеет новую редакцию, вступающую в силу 3 октября 2018 года. Сравнить изменения

Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» регулирует отношения полиции и общества, определяет основные направления деятельности полиции и перечень полномочий полицейских. Современные условия развития общества диктуют необходимость защиты личности, общества, раскрытия и выявления преступлений, розыска лиц, предупреждения и пресечения правонарушений, исполнения административных наказаний.

Федеральный закон «О полиции» возлагает на полицию обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения, по осуществлению экспертно-криминалистической деятельности, контроль за использованием и хранением оружия, охранной и частной детективной деятельностью.

Федеральный закон «О полиции» закрепляет обязанность полицейских при общении с гражданами называть свою фамилию, должность и звание, пределы и условия применения специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия, устанавливает строгий перечень оснований для проникновения сотрудниками полиции в жилые или частные помещения.

Федеральный закон РФ «О полиции» определяет требования к лицам, поступающим на службу в полицию, их психологическому состоянию, морально-психологическим качествам, профессиональной подготовке и устанавливает обязательные периодические проверки на знание действующего законодательства и аттестацию сотрудников внутренних дел.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о полиции имеет будущую редакцию только от 3 октября 2018 года

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Комментарии к закону

Вы также можете получить комментарии к закону «Федеральный закон РФ «О полиции»». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

Федеральный закон «О полиции»: 5 лет со дня вступления в силу

Генерал-лейтенант внутренней службы Александр АВДЕЙКО, начальник Договорно-правового департамента МВД России, Заслуженный юрист Российской Федерации.

1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О полиции», который стал, по сути, флагманом законов о развитии правоохранительной системы государства.

В феврале на общественном совете МВД России обсуждалось главным образом социально-политическое значение принятия Федерального закона «О полиции». Теперь предстоит рассмотреть этот вопрос в более профессиональном, научно-практическом смысле.

Для реализации любого проекта должна благоприятно складываться общественно-политическая обстановка, необходимы фундамент для нового дела и, конечно, люди, обладающие прогрессивным мышлением и глубокими знаниями. Тогда, в 2010 году, всё это сошлось воедино.

Еще в 2003 году появилось новое законодательство о государственной службе, но при этом места в нем для милиции, впрочем, как и для армии, не нашлось. Вроде со служивых людей всегда и начиналась государева служба, но фактически штатские были с 2004 года на государственной службе, а военные и милиция – с неопределенным статусом. Катастрофически падало денежное содержание сотрудников, с марта 2005 года практически прекратилось выделение жилья, что для молодых людей, которые составляли основу милиции, конечно, было не вполне приемлемо.

Как будто бы какая-то невидимая рука толкала отдельных сотрудников переходить на кормление от работы, пользоваться своим служебным положением. Это напрямую расшатывало все нормы морали и права, подрывало у граждан веру в правоохрану со стороны государства. Хотя нужно отметить, что и в этих условиях сотрудники продолжали совершать героические проступки, и большая часть из них несла свою службу честно.

В общем, перед тем как решение о реформе МВД было принято, обстановка складывалась негативная, однако «зерна» понимания того, что уже нельзя так относиться к силам правопорядка в стране, падали на подготовленную почву. И наука уже давно обосновывала необходимость создания полиции.

Если обратиться к истории нашего государства, то еще Петр I писал: «Полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности».

Был опыт царской полиции. Был знаменитый сыщик Иван Дмитриевич Путилин, чьим именем назван Белгородский институт МВД России. Был и создатель прообраза современной службы собственной безопасности Аркадий Францевич Кошко, триумфом которого стал 1913 год, когда в Швейцарии, на Международном съезде криминалистов русская сыскная полиция была признана лучшей в мире по раскрываемости преступлений.

Почему мы забыли или умалчивали этот опыт до принятия закона о полиции?

Основанием для принятия решения о переименовании милиции в полицию была и необходимость вобрать в наши силы правоохраны весь лучший международный опыт строительства полицейских институтов и международные стандарты деятельности полиции, в том числе о применении полицией силы, отдельных ее обязанностях и правомочиях.

Ну и важнейшая составляющая реформы, конечно, люди, обладающие государственным мышлением, задатками первопроходцев и глубокими специальными знаниями.

Это, прежде всего, Президент Российской Федерации, другие руководители государства, которые приняли решение, ученые, депутаты, эксперты, сотрудники, которые претворяли это решение в жизнь.

Хотелось бы выразить искреннюю благодарность тем, кто внес наибольший вклад в разработку закона о полиции. Это Сергей Петрович Булавин, Валерий Васильевич Черников, Владимир Ильич Колесников, Александр Сергеевич Дугенец, Татьяна Николаевна Москалькова, Гасан Борисович Мирзоев, Сергей Петрович Щерба, Юрий Петрович Соловей и другие.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее – закон о полиции) значительно отличается от других профильных законов тем, что он не только уполномочивает полицию, но и определяет стратегию ее деятельности.

Законом впервые в законодательной практике Российской Федерации непосредственно статьями федерального закона, а не путем перечисления установлены принципы отдельной сферы деятельности. В законе о полиции таких статей семь, в каждой из них установлены важнейшие положения для реализации принципов:

1) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

4) открытости и публичности;

5) общественного доверия и поддержки граждан;

6) взаимодействия и сотрудничества;

7) использования достижений науки и техники.

Каждый из этих принципов сегодня претворяется в жизнь на постоянной основе и позволяет повышать качество полицейской защиты прав и свобод человека и гражданина.

Именно эти положения закона предопределяют его применение на период, намного превышающий тот срок, который мы сегодня обсуждаем.

В действовавших ранее нормативных правовых актах декларировался, но прямо не обозначался тот факт, что полиция применяет отдельные меры государственного принуждения. Теперь это прямо установлено отдельной главой закона. Иначе говоря, если общественный порядок или права граждан нарушаются преступлением или иным правонарушением, полиция обязана действовать от имени государства, используя в том числе и меры государственного принуждения.

Важность закона и в том, что он сфокусирован на исполнение сугубо полицейских, а не общеправовых задач (статьи 1, 2), в нем установлена невозможность возложения на полицию обязанностей и прав иными федеральными законами, кроме закона о полиции (статьи 12, 13).

Законом теперь четко очерчен предмет деятельности полиции, который раньше в милиции был размыт другими законами, возлагавшими несвойственные ее предназначению полномочия. Это мешало, прежде всего, гражданам, когда милиция физически не могла исполнить полномочия, возложенные на нее законами, регулирующими иные сферы деятельности.

Теперь, когда в многочисленных проектах постоянно пытаются возложить эти полномочия на полицию, у нас появились аргументы для сохранения должной полицейской защиты прав и свобод граждан. Справедливости ради скажу, что этим законом мы не сумели надежно защитить предмет деятельности полиции от разрастания полномочий через изменения в УК, УПК и КоАП. Навести в этом порядок для нас – дело ближайшего будущего.

Закон о полиции своим появлением предопределил начало не только нового этапа развития полицейского законодательства, но и всей правовой системы Российской Федерации.

Так, по инициативе Президента Российской Федерации впервые в истории страны законопроект был представлен для общественного обсуждения в сети Интернет при его рассмотрении как на стадии проекта, так и, что особенно важно, между двумя чтениями в Госдуме. Благодаря этому в его обсуждении приняли участие сотрудники милиции на местах и заинтересованные граждане Российской Федерации. В результате общественного обсуждения специально созданный интернет-ресурс посетило более 1,5 миллиона человек, было получено 33 тысячи откликов, содержащих свыше 20 тысяч конкретных предложений по совершенствованию законопроекта, учтенных в дальнейшем при его доработке.

Уникальный опыт работы над законопроектом получил дальнейшее развитие. Практика общественного обсуждения важнейших законопроектов в стране стала обязательной. С 15 апреля 2013 года начал функционировать Единый портал раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

Сегодня мы можем констатировать, что Федеральный закон «О полиции» состоялся как системный законодательный акт, направленный на регулирование общественных отношений, касающихся публично-правовой защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, всех видов собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Законом о полиции сформирована правовая основа регулирования отношений, связанных с выполнением полицией возложенных на нее задач, созданием новой организационно-правовой модели и закреплением гарантий законности деятельности, обеспечена социально-правовая защищенность сотрудников.

Принятие закона о полиции послужило началом масштабной модернизации правовых основ деятельности органов внутренних дел. За пять лет в развитие закона о полиции принято множество законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, приказов ведомств.

Важнейшими являются федеральные законы:

— от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменена вся подзаконная база о прохождении службы;

— от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (изданный не только в развитие Федерального закона «О полиции», но и положений международных правовых актов, в частности Декларации о полиции, принятой Парламентской ассамблеей Совета Европы 8 мая 1979 года в Страсбурге). Законом установлены нормативы денежного довольствия, порядок получения субсидий на получение жилья, нормы о тыловом, в том числе медицинском, обеспечении;

— от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»;

— от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»;

— от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».

Принят ряд федеральных законов, которыми внесены изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывающих требования закона о полиции и обеспечивающих реализацию его норм. Также приняты законы, устраняющие возникшие правовые противоречия с иными законодательными актами.

В соответствие с данными законами приняты такие указы Президента Российской Федерации, как:

— от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (утвердивший положение о МВД России);

— от 1 марта 2011 года № 249 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»;

— от 1 марта 2011 года № 250 «Вопросы организации полиции»;

— от 23 мая 2011 года № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах»;

— от 28 июля 2011 года № 1027 «Об утверждении положения об общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации»;

— от 14 октября 2012 года № 1377 «Об утверждении дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации».

В рамках работы по реализации положений закона о полиции издан ряд постановлений Правительства Российской Федерации, среди которых обращают на себя внимание следующие:

— от 16 апреля 2011 года № 274 «Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны»;

— от 13 октября 2011 года № 835 «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»;

— от 21 сентября 2012 года № 953 «Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Большая по масштабам и содержанию работа проведена и в рамках ведомственного нормативного правового регулирования. Только во исполнение одного Федерального закона «О полиции», а не последующих за ним законов МВД России, издано 75 ведомственных актов, из них 62 – прошли государственную регистрацию в Минюсте России.

Всего за пять последних лет в МВД России в соответствии с требованиями закона о полиции издано или изменено более четырех тысяч приказов МВД России. Из них 645 – зарегистрировано в Минюсте России.

Всё это способствовало повышению качества работы полиции, обеспечению ею в период с момента вступления в силу закона о полиции до настоящего времени должного контроля за криминогенной ситуацией в стране, общественной безопасности и борьбе с преступностью.

За январь–декабрь 2015 года в органы внутренних дел Российской Федерации поступило более 30 миллионов (+3,7%) заявлений (сообщений) о различных происшествиях, включая те, которые имели признаки административного правонарушения и преступления.

В истекшем году на территории Российской Федерации зарегистрировано более двух миллионов преступлений. При этом массив тяжких и особо тяжких посягательств сократился. Сократилось количество таких тяжких преступлений, как убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилования. Меньше зафиксировано разбоев, вымогательств, угонов транспортных средств, уголовно наказуемых хулиганств.

Улучшилась результативность расследования преступлений (на 1 января 2016 года раскрыто 1 миллион 238 тысяч 681 преступление). Это более чем на 5% выше аналогичного показателя прошлого года.

Здесь можно было бы назвать конкретные цифры, демонстрирующие эффективность работы полиции. Однако красноречивей любых показателей об эффективности деятельности полиции говорят результаты изучения общественного мнения.

В 2015 году все проводимые различными независимыми социологическими службами исследования отмечают рост доверия граждан к полиции.

Так, согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (опрошено 1 600 человек в 130 населенных пунктах), уровень доверия к сотрудникам полиции за последние три года достиг максимального показателя в 46%. При этом вариантами «хорошо» и «очень хорошо» оценили работу полиции 25% опрошенных.

По результатам опроса, проведенного экспертами Российского государственного социального университета (48800 респондентов), общий показатель общественного доверия полиции составил 67%. Более половины опрошенных (54%) считают, что в последние два года жить в стране стало безопаснее (в 2014 году – 51%). До 57% увеличилась доля граждан, не испытывающих угроз от преступных посягательств на их жизнь, здоровье и имущество (в 2014 году – 54%).

По данным исследования Фонда «Общественное Мнение» (опрошено 1 000 человек в 320 городах и 160 селах), 25% россиян оценивают работу полиции на «отлично» или «хорошо», 45% процентов считают, что полицейские удовлетворительно исполняют свои обязанности.

Выросла престижность профессии сотрудника полиции. Если в 1990 году видеть в будущем в рядах полиции своих детей хотел лишь каждый десятый опрошенный, то в этом году – уже каждый пятый.

Конечно, эти цифры не повод для самоуспокоения, как и статистика раскрытых преступлений не уменьшит горечи пострадавших от них. Но можно уверенно говорить о том, что основные цели и задачи, которые ставились при разработке Федерального закона «О полиции», за прошедшие пять лет достигнуты.

Процесс совершенствования правового регулирования в сфере внутренних дел, поиска путей повышения результативности решения задач по всем направлениям деятельности полиции активно продолжается.

В рамках работы по выявлению проблем правоприменения в АИС «Мониторинг» МВД России с момента вступления в силу Федерального закона «О полиции» внесено 6 863 предложения, направленных на совершенствование нормативного правового регулирования деятельности полиции. Некоторые из них были реализованы в виде законодательных норм.

Всего за это время принято 24 федеральных закона, которыми внесено 52 изменения в закон о полиции. Ряд этих изменений был предусмотрен в самом начале, так как когда планировали и принимали закон о полиции, не вполне была ясна судьба будущих законов о службе и о социальных гарантиях. После их принятия из закона о полиции были исключены и скорректированы соответствующие нормы. Другие изменения в законе обусловлены необходимостью приведения его норм в соответствие с новыми дефинициями различных отраслей законодательства.

В настоящее время в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года № Пр-884 и Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 года № РД-П4-2908 в МВД России продолжается работа, направленная на модернизацию отраслевого законодательства с целью повышения эффективности его применения, избавления от правовых норм и институтов, препятствующих поступательному развитию правоохранительной системы в целом.

Одним из результатов этой работы стали предложения МВД России по результатам мониторинга о внесении изменений в Федеральный закон «О полиции», которые были переданы рабочей группе Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, созданной в целях анализа правоприменительной практики в сфере законодательного обеспечения деятельности органов внутренних дел и совершенствования Федерального закона «О полиции».

Эти предложения легли в основу внесенного в Государственную Думу 1 июля 2015 года группой ее депутатов проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Сейчас закон проходит подготовку к рассмотрению в первом чтении, а фактически находится без движения, что нас, конечно, не устраивает, ведь этот проект учитывает собранные предложения многих сотрудников из самых дальних уголков страны. Надеемся, что в ближайшее время нам удастся сдвинуть прохождение этого проекта с мертвой точки или обеспечить внесение разработанных Министерством норм через другие законопроекты.

Проект направлен на совершенствование деятельности по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений; исключение из компетенции несвойственных полномочий; усиление гарантий защиты прав и законных интересов граждан; формирование презумпции доверия государства к сотрудникам полиции, усиление их правовой защиты; исключение из отраслевого законодательства норм, которые носят неопределенный характер, допускают неоднозначное толкование и широту усмотрения.

В целях более эффективного обеспечения прав и свобод граждан Федеральный закон «О полиции» предлагается дополнить рядом норм. В частности, в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции должен разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. На полицию возлагается обязанность сообщать родственнику или близкому лицу пострадавшего о принятых мерах помощи, а также информацию о его направлении в медицинскую организацию.

В целях возложения на полицию обязанности по принятию безотлагательных мер к задержанию лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения такого деяния, статью 15 Федерального закона «О полиции» предлагается дополнить нормой, предусматривающей возможность проникновения сотрудников полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории для задержания указанных лиц.

В то же время в целях сохранения баланса законопроектом усиливается правовая защита граждан и организаций в случае проникновения сотрудников полиции в принадлежащие гражданам и организациям помещения, на земельные участки и территории.

Так, вводится обязанность полиции информировать собственника земельного участка о проникновении на участок, если оно было осуществлено в его отсутствии, о каждом факте проникновения сотрудника полиции в жилое помещение предлагается уведомлять не только прокурора, но и суд.

В статью 13 Федерального закона «О полиции» вносятся изменения, направленные на реализацию дополнительных мер по защите жизни и здоровья граждан, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений.

Кроме того, полиция в целях спасения граждан, жизни и здоровью которых угрожает опасность (например, лицо, находящееся в транспортном средстве, нуждается в оказании первой или медицинской помощи, либо в машине без присмотра оставлен младенец и т.п.), наделяется правом осуществлять вскрытие транспортного средства. Полиция также получает право вскрытия транспортного средства в случае, если в нем заблокировалось лицо, совершившее (совершающее) преступление.

С целью предупреждения преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия и специальных средств, лицами, имеющими медицинские противопоказания к владению ими, предлагается внести изменение в пункт 4 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции», позволяющее полиции получать сведения о наличии (отсутствии) у граждан медицинских противопоказаний к владению огнестрельным оружием и осуществлению частной детективной (сыскной) и охранной деятельности.

В связи с упразднением в системе МВД медицинских вытрезвителей в настоящее время в субъектах Российской Федерации по-разному решается вопрос об организациях, в которые сотрудники органов внутренних дел могут доставлять лиц, находящихся в состоянии опьянения. В этой связи Федеральный закон «О полиции» предлагается дополнить нормой, уточняющей профиль таких организаций (медицинских организаций и организаций социального обслуживания, осуществляющих деинтоксикацию). Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации уже созданы и функционируют подобные учреждения на региональном и муниципальном уровнях. Введение указанной нормы дает правовое основание для сотрудников полиции доставлять в такие учреждения граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и утративших способность самостоятельного передвигаться.

Уточняются полномочия сотрудников полиции при применении огнестрельного оружия. В частности, устанавливается, что сотрудник полиции вправе применять оружие с целью предотвращения террористического акта, освобождения заложников, отражения вооруженного группового нападения на критически важные и потенциально опасные объекты, а также административные здания органов государственной власти.

Законопроектом предлагается установить в Федеральном законе «О полиции» презумпцию доверия государства к действиям сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей как должностному лицу, действующему от имени государства в интересах общества и государства.

Еще один приоритетный для МВД России законопроект, который, несомненно, облегчит работу полиции и требует внимания Общественного совета, – проект федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

Законопроект подготовлен в рамочном формате в целях установления правовых основ формирования и функционирования в стране многоуровневой системы профилактики правонарушений. Его принятие позволит существенно повысить эффективность деятельности общества и государства по недопущению правонарушений, даст возможность решать задачи противодействия преступности более гуманными способами, с наименьшими издержками для общества, без излишнего включения в этот процесс механизма уголовной юстиции, в том числе уголовного наказания, комплексно и системно используя потенциал органов государственной власти, местного самоуправления, предпринимательского сообщества, институтов гражданского общества. Сейчас он подготовлен Комитетом Государственно Думы ко второму чтению.

Сегодня, исходя из заявленной темы, мы говорим больше о законе, чем о практике правоприменения. Поэтому может создаться впечатление, что мы видим реализацию закона о полиции и принятых в его развитие законов только в радужных тонах. Это далеко не так.

Наоборот, созданный нормативный материал сейчас уже позволяет предметно спрашивать с каждого сотрудника за неудовлетворительные результаты работы, корректировать деятельность полицейских подразделений и очищать систему от нарушителей. Нормативно и организационно установленные требования к дисциплине сотрудников органов внутренних дел беспрецедентны по отношению к другим категориям служащих и тем более трудящихся.

Можно долго говорить о работе, в том числе по совершенствованию правовой оснастки деятельности полиции, которая продолжается всеми службами Министерства и ДПД МВД России в постоянном режиме на основе предложений практики. Но важно одно: значение закона о полиции как основного документа нашей сферы деятельности переоценить невозможно. Мы и дальше будем делать всё возможное, чтобы обеспечивать его реализацию.

ФЗ 3 «О полиции» с последними изменениями

Правовое регулирование взаимоотношений граждан с правоохранительными службами является основной задачей общего порядка законодательного права. Для наилучшего баланса между интересами общества и защитой этого общества от преступлений, любое правовое государство обязано находить оптимальный вариант решения проблемы. Правильная аранжировка этих аспектов позволит достичь здорового законного и социального климата, который основан на соблюдении прав человека и положений Конституции.

Описание закона

Раскрытие и предотвращение преступлений – одна из важнейших функций государства, осуществляется которая с помощью органов правопорядка. Все законодательные нормы прописываются в ФЗ 3 «О полиции». Федеральный закон №3-ФЗ от 07.02.2011 г. был принят Государственной Думой 28 января 2011 года и одобрен Советом Федерации 2 февраля того же года. Последние изменения вносились 18 июня настоящего года.

Содержание Федерального закона номер 3 «О полиции» состоит из 11 глав и 56 статей:

  • 1 глава(статьи с 1 по 4). Общие положения №3-ФЗ «О полиции»;
  • 2 глава(ст с 5 по 11). Нормы деятельности полиции;
  • 3 глава(ст с 12 по 13). Основные обязанности и права полицейских (Больше о ст 13 ФЗ о полиции тут: );
  • 4 глава(ст с 14 по 17). Использование специальных мер государственного принуждения;
  • 5 глава(ст с 18 по 24). Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
  • 6 глава(ст с 25 по 33). Правовое постановление сотрудника полиции;
  • 7 глава(ст с 34 по 41). Служба в полицейском учреждении;
  • 8 глава(ст с 42 по 46). Гарантирование социальной защиты;
  • 9 глава(ст с 47 по 48). Материально-техническое и финансовое обеспечение;
  • 10 глава(ст 49 по 53). Контроль и надзор за деятельностью полиции;
  • 11 глава(ст с 54 по 56). Заключительные положения.

В России закон «О полиции» вступил в силу 1 марта и заменил устав от 18.04.1996 №1026-I-ФЗ «О милиции». Основа нового закона заключается в том, что сотрудники занимаются защитой свободы, прав, здоровья и жизни граждан Российской Федерации. А также предназначены для охраны общественного правопорядка и противодействию преступности.

Кстати, а что вы знаете о войсках национальной гвардии? Текст закона здесь:

Скачать ФЗ «О полиции»

Когда в России вступил в силу закон «О полиции», это вызвало большой резонанс среди обычных граждан РФ. Был проведен опрос ФОМ, в котором 52% участника отнеслись безразлично к переменам, 33% проголосовали против нового законопроекта и лишь 11% респондентов были за переименование Федерального закона №3-ФЗ «О полиции».

Широкий резонанс был вызван тем, что обновленный закон сильно урезал права обычных граждан, а с другой стороны наделял работников правоохранительных органов значительными полномочиями. Скачать новый закон «О полиции» в последней редакции от 18.06.2017 можно тут.

Так же следует знать какими полномочиями обладают сотрудники полиции, занимающиеся ОРД. Подробности в ФЗ 144.

Последние изменения, внесенные в закон о полиции

Законодательством России было предложено исключить норму из постановления 3-ФЗ «О полиции», которая заключалась в обеспечивании доверия граждан и общества к себе. Ее заменили на другую, теперь полиция должна опираться на поддержку граждан. Поправки также затронули применения оружия полицией. Правоохранительным органам разрешено открывать огонь при необходимости в несовершеннолетних, инвалидов и женщин. В предыдущей редакции это было запрещено.

Дополненный Федеральный закон номер 3-ФЗ запрещает полицейским предоставлять защиту гражданам, если те обращаются без предъявления документации. Согласно нововведениям было принято решение ввести изменения в правила досмотра граждан, их личных вещей или транспорта. По старым нормам, осуществлять данную процедуру сотрудник полиции имел право только при наличии конкретных данных о составе правонарушения, то по новым требованиям обыск и досмотр проводится даже при подозрении в правонарушении.

Как уже было указано, закон №3-ФЗ включает всего 56 статей, некоторые из них следует рассмотреть отдельно:

Статья 3

После публикации закона «О полиции» в 2011 году, никаким поправкам и дополнениям ст 3 не подвергалась. Правовую основу также составляет Конституция РФ. В своей деятельности правоохранительные органы руководствуются законами РФ. Федеральная служба исполнительной власти в области внутренних дел самостоятельно разрабатывает и предоставляет Президенту и Правительству Российской Федерации варианты федеральных конституционных законов и других нормативно-правовых актов.

Статья 11

Устанавливает нормы и требования использования на службе достижений науки, современных технологий и информационных систем. Законодательство обязывает работников использовать в своей деятельности достижения науки и техники, информационные системы и современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

В обязательном порядке применяются электронные формы приема и регистрации документов. При совершении преступления полицейские силы вправе использовать технические средства аудио-, фото- и видеофиксации для установления обстоятельств происшествий. Актуальным является использование информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Никакие изменения в ст 11 не вносились.

Статья 18

Регулирует правовые вопросы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия во время преступления или задержания подозреваемых. Никаких дополнений статья 18 закона №3-ФЗ в 2017 году не претерпевала.

Статья 19

Соответствующая публикация регламентирует порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Статья 19 закона №3-ФЗ сохранила свой первозданный вид.

Публикации

История создания закона «о полиции» и обзор вносимых изменений

Валерий Черников, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации.

В современном мире понятием «полиция» обозначаются специализированные государственные органы и формирования, обеспечивающие безопасность личности, общества и государства.

Объем полномочий полиции определяется внутренним законодательством государств. В большинстве стран мира основным предназначением полиции является поддержание общественного спокойствия и порядка в городах и других населенных пунктах, предотвращение преступлений, преследование правонарушителей, оказание помощи лицам, которым угрожает опасность. В отдельных странах к полномочиям полиции отнесены регулирование дорожного движения, охрана различных объектов, проведение аварийно-спасательных работ, осуществление пожарной охраны, поддержание порядка при проведении судебных заседаний, контрольно-пропускной режим на государственной границе, паспортно-визовая работа и некоторые другие функции.

Названия полицейских органов в разных странах также различны. В большинстве государств они именуются полицией. Вместе с тем есть и другие названия. В отдельных государствах полицейские полномочия выполняет милиция (Белоруссия, Таджикистан, Узбекистан и др.).

Как правило, в государстве полиция представлена несколькими полицейскими службами с пересекающейся компетенцией. Обычно действуют общая полиция и специализированные полицейские органы. К основному ведению общей полиции относятся вопросы охраны общественного порядка и борьбы с общеуголовной преступностью. Предметом специализированных органов являются отдельные участки полицейской деятельности. В России, например, к таким специализированным структурам относятся органы наркоконтроля. Сугубо полицейские функции выполняли внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации. Ранее в России была налоговая полиция. Но есть государства, в которых имеется только одна полиция для решения всех полицейских задач (например, Финляндия, Польша).

Полицейская деятельность имманентно присуща государству на любой стадии его развития. Но на протяжении большей части истории человечества ее выполняли учреждения (должностные лица), в компетенцию которых входили и другие обязанности. Собственно полицейские учреждения появились в средневековой Германии. Они предназначались для решения задач по обеспечению безопасности и благоустройству в пределах городского поселения.

Рождение профес­сиональной полиции в России связано с именем Петра I, который в 1718 году учредил должность генерал-полицмейстера Петербурга. В специальных пунктах указа были определены основные обязанности полиции: контроль за градостроительством, надзор за благоустройством, санитарией и торговлей города, пресечение преступлений, обеспечение общественного порядка, пожарная охрана города. Позднее были образованы полицейские структуры в других городах. Полиция в Российской империи просуществовала до 1917 года. Но на протяжении этого времени функции полиции в сфере государственного управления постепенно сужались, и она всё более превращалась в специализированный правоохранительный орган. В советский период развития российского общества, а также в новой России до марта 2011 года полицейские функции выполняла милиция.

Идея создания общей полиции вместо милиции на современном российском политическом небосклоне появилась сразу же после обретения страной независимости в июне 1990 года. Еще при разработке первого закона новой России «О милиции» этот вопрос активно обсуждался и продвигался. Более того, в конце 1990 года проект закона был направлен в регионы для обсуждения с двойным названием: «О полиции (милиции)». Но в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 февраля 1991 года слово «полиция» было исключено.

Однако в ходе обсуждения поправок в Верховном Совета РСФСР этот вопрос снова был поднят. И лишь десятка голосов депутатов не хватило для того, чтобы еще 18 апреля 1991 года в стране появился правоохранительный орган под названием «полиция».

Вторая попытка была сделана в 2002–2003 годах, когда под руководством А.И. Александрова была создана рабочая группа по подготовке проекта федерального закона «Об органах охраны правопорядка в Российской Федерации». Концепция закона предусматривала создание федеральной полиции, местной милиции, а также Федеральной службы расследования и Национальной гвардии. Были разработаны проекты рамочного закона и отраслевых законов (по видам органов охраны правопорядка). Предполагалось, что реформа будет по­этапно проводиться с 2005 года. Но в силу ряда причин, в том числе финансово-экономического плана, дальнейшего продвижения проекты законов не получили.

И принятый пять лет назад федеральный закон – это уже третья попытка учреждения полиции в современной России. И она оказалась удачной.

Отправным моментом в разработке закона нужно считать принятие известного реформаторского Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 года № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» », в котором была признана необходимость модернизации существующей структуры органов внутренних дел, внесения существенных изменений в систему их правового, кадрового, финансового и материально-технического обеспечения.

Непосредственное же решение о создании полиции было принято на совещании у Президента РФ 6 августа 2010 года при обсуждении представленного проекта нового федерального закона о милиции.

Для такого поистине исторического шага были определенные причины и «созрели» необходимые условия – социальные, правовые, политические, организационные и экономические. Связаны они были в первую очередь с организацией и деятельностью самой милиции.

Политические детерминанты, пожалуй, были главными. К концу первого десятилетия 21 века становилось всё очевиднее, что государственный институт, именуемый «милиция», исчерпал себя, как по форме, так и по содержанию. Если не сказать больше – реальностью становилась дискредитация милицией своего предназначения как органа охраны правопорядка.

На фоне общего сокращения уровня регистрируемой преступности, стали массовыми факты укрытия преступлений от регистрации и учета, фальсификации учетных и проверочных материалов. Такой вывод был сделан по результатам широкомасштабной проверки достоверности статистических данных в уголовно-правовой сфере, проведенной во всех субъектах Российской Федерации Генеральной прокуратурой в 2010 году.

В силу низкого уровня социальной защиты сотрудников нарастала «коммерциализация» милиции. Сотрудники переключались на получение дохода за пределами профессионального поля, а порой и за счет него. Защита населения от криминала отходила на второй план. Росла «кривая» числа преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел. Хамство, грубость сопровождали облик милиционера. Престижность службы в милиции падала, в обществе нарастал шквал критики, а порой и ненависти в адрес милиции.

В этих условиях нужны были не только смена названия и вывески, но и, по сути, новое содержание деятельности, более высокие требования к облику стража правопорядка, публичное очищение милицейского аппарата и заверения общества в том, что «новый корабль» поплывет по-новому.

Среди социальных причин выделил бы три фактора.

Первый – это набирающий силу процесс превращения милиции в многофункциональный, тяжелый орган охраны правопорядка. Милиция стала обрастать несвойственными функциями, в том числе в сфере экономики, со всеми отрицательными последствиями как для себя, так и для общества. Для примера, к этому времени милиция была обязана:

— осуществлять контроль за применением контрольно-кассовой техники;

— вести реестр дисквалифицированных лиц;

— разыскивать собственников безнадзорных животных;

— осуществлять розыск уклонистов от военной службы и выполнять ряд других непрофильных функций.

Важно было приостановить, ограничить процесс разрастания несвойственных функций милиции, сосредоточиться на решении сугубо правоохранительных задач, то есть изменить место и роль милиции в механизме государства.

К обновлению системы Министерства внутренних дел подталкивала, и это второй социальный фактор, низкая социальная защищенность сотрудников милиции. Среди милиционеров нарастало недовольство обесценившейся оплатой их труда. Высокими являлись текучесть кадров и их некомплект.

Наконец, изменилось и общественное сознание. Оно всё больше ориентировалась на возврат к историческим корням и международному опыту в названии общего органа охраны правопорядка. Такой сдвиг наглядно был продемонстрирован и в ходе всенародного обсуждения проекта Федерального закона « О полиции».

Правовая обусловленность замены закона «О милиции» крылась прежде всего в его моральной устарелости, а также в многочисленности изменений, которые были сделаны почти что за 20-летний период его действия. Более 40 законов внесли в него сотни изменений. Однако, несмотря на это, для правового регулирования деятельности милиции были присущи нормативные пробелы, коллизии, рассогласованность правовых предписаний и другие несовершенства. Стало ясно, что закон не в полной мере учитывает реалии нового этапа развития общества и простое «латание дыр» действующего закона «О милиции» здесь не поможет.

С другой стороны, помимо базового закона обязанности милиции стали всё чаще устанавливаться другими законами и нормативными актами. Этот процесс нужно было также приостановить.

Среди организационных факторов особо стоит выделить исчерпание возможностей модели, основанной на разделении милиции на криминальную и милицию общественной безопасности, или как она ранее именовалась – местную милицию.

Эта модель на определенном этапе сыграла свою положительную роль, потому что удовлетворяла в том числе амбициям субъектов Российской Федерации. Но впоследствии она всё более способствовала разобщению милицейских служб, создавала барьеры между двумя органами дознания в единой структуре.

Наконец, об экономических факторах. Как известно, милиция финансировалась из различных источников. Такое многоканальное финансирование приводило к разному уровню материально-технического обеспечения милиции и социальной защищенности сотрудников в регионах. Что скрывать, наряду с этим такая ситуация приводила порой и к прямой зависимости от региональных властей.

К этому времени, и это важно подчеркнуть, у государства появились и финансовые возможности для устранения этих диспропорций и установления централизованного финансового обеспечения МВД.

Таковы основные причины, обусловившие в Российской Федерации переход милиции в полицию и принятие в последующем Федерального закона «О полиции». Были, конечно, и другие детерминанты, в том числе исторического и международного плана.

Теперь об основных вехах разработки закона «О полиции».

На первом этапе велась работа над новым законом, которая началась в 2008 году, сначала в Правовом департаменте МВД России1, а после упомянутого выше февральского Указа Президента РФ от 2010 года – уже на уровне министерства.

Для разработки закона был создан Организационный комитет, в состав которого, помимо руководителей структурных подразделений МВД России, вошли сенаторы и депутаты парламента, представители других правоохранительных органов и федеральных органов исполнительной власти, члены Общественной палаты, представители науки, члены общественных правозащитных организаций. Возглавлял Оргкомитет С.П. Булавин, тогда статс-секретарь – заместитель Министра внутренних дел.

Основными концептуальными идеями разрабатываемого закона были:

— закрепление правоохранительного предназначения полиции в обществе;

— гуманизация форм и методов работы полиции;

— установление партнерской модели взаимоотношений полиции и общества, которая предполагает не доминанту власти над ним, а служение ему и ориентир на сотрудничество с институтами гражданского общества и гражданами;

— приоритет обеспечения прав граждан и организаций в деятельности полиции, установление действенных гарантий законности ее деятельности;

— повышение требований к сотрудникам полиции, эффективности их деятельности;

— усиление антикоррупционной составляющей в работе полиции;

— закрепление организационного единства полиции и органов внутренних дел;

— федеральное бюджетное финансирование полиции;

— использование более совершенной юридической техники, позволяющей удобно пользоваться законодательным материалом 2.

Перед разработчиками также ставилась задача обеспечить преемственность основных положений с Законом Российской Федерации «О милиции».

Преемственность, как известно, константа права, необходимые момент и условие его прогрессивного развития. Полная смена нормативных ориентиров, отказ от оправдавших себя стереотипов может иметь негативные последствия для правоприменения. Поэтому крайне важно воспринять модели правового регулирования прошлого, показавшие свою эффективность, полезность и надежность. И такая преемственность Федерального закона «О полиции» с Законом Российской Федерации «О милиции» была обеспечена. Это прослеживается по форме, структуре, содержанию, кругу регулируемых вопросов, по основным параметрам организационного правового положения органов охраны правопорядка.

Однако речь не идет о простом копировании в новом законе норм предыдущего закона, хотя схожие, подобные (в том числе в языковом выражении) нормы в двух законах имеются. В большей мере преемственность прослеживается относительно восприятия соответствующих правовых идей, например, идей департизации, демифологизации, деуниверсализации, достаточности прав, демократизации службы и некоторых других положений, которые составляли концептуальную основу Закона РСФСР «О милиции»3. Но сами эти идеи творчески переосмыслены, наполнены новым содержанием, учитывающим реалии времени. Эта тема ранее была нами освещена 4.

Важную роль в подготовке проекта Федерального закона «О полиции» сыграла инициатива главы государства по обсуждению законопроекта в сети Интернет, которое проходило на специально созданном сайте в период с 7 августа по 15 сентября 2010 года. Сайт посетило более полутора миллиона человек. Было получено 33 тысячи откликов, содержащих более 20 тысяч предложений по совершенствованию законопроекта.

Наиболее обсуждаемыми были следующие темы: понятие и назначение полиции в обществе, гарантии обеспечения законности деятельности полиции, гарантии обеспечения демократизма в работе полиции, организация полиции, статус сотрудника полиции, его правовая и социальная защищенность, служба в полиции, права и обязанности полиции, ее функции.

Именно по результатам обсуждения в Интернете появились в Законе следующие нормы:

— о праве задержанного на телефонный звонок для уведомления близких лиц о своем задержании и местонахождении;

— об освидетельствовании задержанных лиц перед водворением в помещения, а также после окончания срока задержания;

— о наличии у каждого сотрудника нагрудного знака для упрощения его визуализации при общении с гражданами;

— о территориальной юрисдикции сотрудника полиции;

— об обязанности милиции информировать граждан не реже одного раза в месяц о ходе рассмотрения их письменных обращений в полицию и другие.

Главным выводом, который был сделан по результатам анализа комментариев к законопроекту – это то, что общество понимало и поддерживало необходимость реформирования российской милиции.

Подчеркнем, общественное обсуждение законопроекта стало первым в истории России опытом совместной массовой работы над законодательным актом социальной направленности и впоследствии явилось прецедентом для дальнейшей законотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти. Был издан Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2011 года № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов», который предписывал федеральным органам размещать в сети Интернет на своих официальных или специально созданных сайтах тексты законопроекта, пояснительной записки и финансово-экономического обоснования к нему, а также информацию о порядке направления гражданами на соответствующий сайт замечаний и предложений по законопроекту с указанием времени, в течение которого будет проводиться его общественное обсуждение.

Проект Федерального закона «О полиции» был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 27 октября 2010 года.

В первом чтении законопроект принят 10 декабря 2010 года.

В Комитет Государственной Думы по без­опасности поступило около 600 поправок от различных субъектов законодательной инициативы.

Значительная часть поступивших поправок касалась вопросов прохождения службы в полиции и социального обеспечения сотрудников. Они были использованы в ходе работы над проектами федеральных законов «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» и «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

Отмечу также такой факт. Порядка 200 поправок, которые были внесены в основном депутатами фракции КПРФ, касались переименования милиции в полицию.

В итоге Комитетом по безопасности было рекомендовано к принятию на пленарном заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 144 поправки, к отклонению – 398.

Закон принят во втором и третьем чтении Государственной Думой 28 января 2011 года. Одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2 февраля 2011 года.

Президентом Российской Федерации закон подписан 7 февраля 2011 года. Вступил в силу – с 1 марта 2011 года и задал тон законотворческой и всей нормотворческой дея­тельности в системе Министерства на ближайшие пять лет, в течение которых была практически переработана нормативная база, регулирующая работу системы МВД России.

Безусловно, жизнь не стоит на месте, а это значит, что необходимо совершенствовать закон в соответствии с ее требованиями.

Закон – это результат компромисса различных интересов, порой противоречащих друг другу. Закон рождается в муках. Идеальных законов нет и в принципе быть не может, хотя к этому нужно стремиться. Закон устаревает со дня подписания его Президентом. Это в полной мере относится и к закону «О полиции».

Поэтому закон «О полиции» можно и нужно критиковать, его необходимо совершенствовать, предлагать поправки к нему. Однако важно не увлекаться этим процессом. Для сравнения, за 20 лет существования закона «О милиции» было принято 40 законов, вносивших в него поправки, а в закон «О полиции» только за пять лет вносились поправки 24 законами! И это при том что в законе «О полиции» были восприняты многие универсальные нормы его предшественника – закона «О милиции». Вряд ли это можно считать нормальным!

Некоторые из изменений не несут никакой содержательной нагрузки, приняты на потребу дня, порой даже противоречат концепции закона. В качестве примера можно назвать Федеральный закон от 3 февраля 2014 года № 8-ФЗ, которым была введена новая обязанность полиции под пунктом 42:

«42) осуществлять контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с федеральным законом».

Какой контроль?! Какое содержание в него вкладывается? Если выявлять и предупреждать преступления, то это охватывается уже предыдущими нормами! Если контроль за охранными службами, то этот вопрос также урегулирован, как и вопросы участия полиции в обеспечении безопасности антитеррористических объектов. Ко всему прочему, никаких дополнительных прав полиции для осуществления данного контроля закон не предусмотрел. Как не принят до сих пор и специальный федеральный закон, о котором упоминается в норме.

Вообще, к любому закону нужно относиться с уважением, с пиететом, и без крайней необходимости не корректировать его. Это очень важно, в первую очередь для правоприменителя, который просто тонет в море изменений, путается в них и в итоге перестает воспринимать и соблюдать.

Если к этому добавить еще лавину изменений в подзаконные нормативные акты, которую неизбежно влечет принятие нового закона, то у правоприменителя наступают «правовые сумерки», и он, выбирая, как ему кажется, более легкий путь, больше ориентируется на собственные усмотрения либо на указания начальства, чем на букву закона. С чем мы, к сожалению, и встречаемся не так редко, как бы хотелось. И это при том что правовая грамотность сотрудников на местах оставляет желать лучшего!

В свете сказанного выше нельзя не остановиться на проекте федерального закона № 828616-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации группой депутатов в июле 2015 года.

Действительно, законопроект содержит достаточное число поправок, направленных на совершенствование содержания базового закона. Их насчитывается 64, этой своей комплексностью он отличается от всех предыдущих изменений, вносимых в закон «О полиции» и имевших в основном точечный, частный характер.

Однако такое большое количество поправок не должно порождать иллюзию, что предлагается какая-то масштабная модернизации закона «О полиции». Тем более речь не идет о его реформировании, о чем так часто говорят некоторые СМИ. Большинство поправок предопределены изменениями в законодательстве, корреспондирующем с существующими нормами и законом «О полиции» либо носят юридико-технический характер, когда уточняется редакция соответствующих норм, конкретизируется предмет их регулирования.

Восприятию объемности вносимого законопроекта способствует применяемая авторами законопроекта юридическая техника. Объемным законопроект кажется в силу применения авторами юридической техники, по правилам которой, внося в действующую норму несколько новых слов, необходимо переписать всю норму. И на первый взгляд норма кажется новеллой, а на самом деле, несет в себе незначительные изменения.

Безусловно, часть поправок заслуживает внимания и может быть поддержана. Это касается, например:

— дополнения закона статьей 15.1, регулирующей основания, условия и порядок вскрытия транспортных средств;

— включения в статью 5 закона части 5.1, устанавливающей, что если по обстоятельствам дела до принятия ограничительных мер не удалось разъяснить причину и основания их применения, то такое разъяснение осуществляется сразу же после прекращения обстоятельств или действий, которые не давали такую возможность;

— новой редакции пункта 20 части первой статьи 12 закона (обязанности полиции в сфере оборота оружия);

— исключения из пункта 10 части первой статьи 13 закона указания на возможность производства при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятия документов, предметов, материалов и сообщений;

— дополнения части первой статьи 13 закона пунктом 38, который дает право полиции получать на безвозмездной основе в аэропортах, на аэродромах, посадочных площадках независимо от их форм собственности навигационную, метеорологическую и иную необходимую для обеспечения полетов информацию, а также использовать для выполнения служебных задач на договорной основе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, территории аэропортов, аэродромов, посадочных площадок, независимо от их форм собственности и некоторые другие.

Вместе с тем ряд поправок нуждаются в уточнении, а обоснованность отдельных из них вызывает сомнение.

Так, законопроект предлагает дополнить статью 30 закона «О полиции» частью 1.2., в соответствии с которой сотрудник полиции не будет подлежать преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полиции, если эти действия осуществлялись по основаниям и в порядке, установленным федеральными конституционными законами, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу деятельности полиции.

По поводу предложенной нормы возникает несколько вопросов. О каком преследовании идет речь? Об уголовном? Тогда так и записать. Но в этом случае потребуется внесение изменений в УК и УПК.

Если же речь идет о привлечении к юридической ответственности в целом, то тогда проектируемая норма входит в противоречие с другими нормами закона «О полиции», регулирующими вопросы ответственности сотрудника полиции, в частности со статьей 33, которая гласит, что сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, есть статья 38 УК РФ, которая устанавливает, что не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

Нужно учитывать и следующее обстоятельство. Вопросы ответственности за исполнение приказа или распоряжение уже урегулированы уголовным законом. Согласно статье 42 УК РФ, не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. А лицо, совершившее общественно опасное действие во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность. Точно так же исключается уголовная ответственность, когда сотрудник полиции действовал в условиях необходимой обороны или крайней необходимости.

Законопроект возлагает на полицию обязанность не только пресекать административные правонарушения, но и выявлять их. Более чем сомнительная поправка. Она нагружает полицию неподъемной функцией. Латентность административных правонарушений очень высока. При существующих ресурсах полиция, как и другие органы, в состоянии только пресекать административные правонарушения, да и то не все.

Заранее можно сказать, что деятельность полиции по борьбе с административными правонарушениями будет всегда признаваться неэффективной, ибо в реальности их значительно больше, чем число выявленных административных правонарушений. У полиции есть право выявлять такие право­нарушения и этого достаточно. Данная поправка к тому же противоречит пункту 2 части 1 статьи 2 закона «О полиции», определяющему основные направления деятельности полиции, где речь идет только о пресечении административных правонарушений.

Предлагаемая редакция обязанности полиции воспринята из закона «О милиции», на базе которого она не выполнялась. Поэтому при принятии закона «О полиции» была доказана ее утопичность. Не думаю, что нужно повторять негативный опыт прошлого.

Целым рядом поправок авторы законопроекта вольно или невольно понижают уровень ответственности полиции и сотрудника полиции за законность деятельности и качество выполняемых полномочий. Делается это путем замены слов «полиция обязана» на слова «полиция должна» либо исключения слова «обязанность» из соответствующей нормы: подпункт «а» пункта 2, подпункт «г» пункта 2, подпункт «е» пункта 2, подпункт «в» пункта 5 статьи 1 и некоторые другие нормы статьи 1 законопроекта.

Во всех приведенных случаях вроде бы осуществлена небольшая редакционная правка. Заменили одно слово на другое, по смыслу похожее на предыдущее. Но если эти слова похожи, значит, они синонимы, одно и то же – тогда зачем производить замену? В действительности же эти слова не синонимы. Их смысл различен! Если обязанность предполагает, что полиция и полицейский должны принять все исчерпывающие меры для достижения соответствующего результата, то в измененном виде от полиции ожидается, что она будет лишь предпринимать меры в достижении такого результата, но не гарантирует его.

Исключили, например, обязанность использовать достижения науки и техники, осталось, что полиция их просто использует. А что сейчас она не использует? Тогда какой смысл в этой норме. Возложением обязанности обеспечивается реализация соответствующих принципов деятельности полиции. Обязанность – категория правового статуса, категория долженствования в нем отсутствует. Такие корректировки тем более не допустимы, когда усиливается правовая защищенность полиции. Понижения уровня ее ответственности в этих условиях не должно быть.

Авторы законопроекта хотели сделать исчерпывающим перечень обстоятельств, на которые не может ссылаться сотрудник полиции в оправдание своих действий. И в этой связи предлагают исключить из части 4 статьи 5 закона слова «или какие-либо иные обстоятельства». Но получается наоборот. Вместо усиления гарантий законности оправдательные мотивы передаются на усмотрение сотрудника полиции. Да, он по-прежнему не может ссылаться в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц. Но может ссылаться на иные обстоятельства, не предусмотренные данной нормой?!

Подпунктом «ж» пункта 11 законопроекта вносятся изменения в часть 7 статьи 15 закона «О полиции». Авторы законопроекта предлагают письменно уведомлять прокурора или судью о каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов только в случаях, предусмотренных федеральным законом. В настоящее время – во всех случаях.

Такие случаи, предусмотренные федеральным законом, о которых идет речь в поправке, в реальности отсутствуют. Нет ни одного федерального закона, который определял бы эти случаи для полиции. Получается, что обо всех случаях проникновения в жилище, предусмотренных данным законом, уведомлять прокурора не нужно.

Но такая норма является важнейшей гарантией законности проникновения в жилище именно в случаях, предусмотренных законом «О полиции». Заменять термин «вхождение» на термин «проникновение» в контексте данной нормы также вряд ли нужно, ибо проникновение и есть вхождение сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там людей.

Смотрите еще:

  • Возврат 13%за учебу Налоговый вычет за обучение Разделы: Кто может получить возврат 13% за обучение? На налоговый вычет за обучение распространяются общие требования для получения налоговых вычетов. Отдельно следует отметить, что возврат 13% от суммы […]
  • Об упразднении судов общей юрисдикции Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения […]
  • Нотариус калининград на карте Нотариусы в Калининграде Предлагаем вашему вниманию все нотариусы и нотариальные конторы на карте Калининграда. Нотариусы на карте Калининграда Если вы собираетесь срочно оформить доверенность или заключить какой нибудь важный договор, то […]
  • Разрешение на оружие центральный район Районные отделы лицензионно-разрешительной работы Разрешение на охотничье оружие выдается отделами лицензионно-разрешительной работы УВД. Адреса и телефоны районных отделов лицензионно-разрешительной работы. • Адмиралтейский район: ул. […]
  • Таблица по расчету неустойки Таблица расчета неустойки по алиментам Таблица РАСЧЕТА НЕУСТОЙКИ ПО АЛИМЕНТАМ. ВЫШЛЮ И сколько вышло можно поинтересоваться? ) в суде то выйграли с этой таблицей? Помогите понять принцип расчета пени неустойки по выплате алиментов […]
  • Приказ министерства образования от 27102011 2562 Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного […]
  • Приказ 2700 министра обороны Приказ Министра обороны РФ от 31 января 2018 г. № 47 “О внесении изменений в Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 […]
  • Обращение взыскания на залог госпошлина ТЕМА: Обращение взыскания и размер госпошлины Обращение взыскания и размер госпошлины 7 мес. 3 нед. назад #5074 Спасибо получено: 1 Репутация: 0 Обращение взыскания и размер госпошлины 7 мес. 3 нед. назад #5075 ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО […]