Неверно указана страна проживания нерезидента

Оглавление:

Неверно указана страна проживания нерезидента

Второй тур голосования за доклады.
Окончание 5 сентября.

Сорокин Сергей | Ведущий программист 1С | МоскоуСофт

«Удаленные сотрудники: учет и систематизация работы»

Многие среди нас имеют возможность самостоятельно выбирать, как работать над проектами. И часто при ограниченных времени и бюджете есть возможность привлечь к сотрудничеству удаленного специалиста высокой квалификации. Без личной встречи, без подробного анализа резюме или даже возможности выдать тестовое задание ­ как можно безопасно привлечь к работе нового человека? Причем сделать это так, чтобы минимизировать свои риски, решить задачу за приемлемый срок и найти себе в команду нового сотрудника. План: ­- Бюджет. Как понять, что удаленный специалист не понимает задачу? Когда фрилансер обойдется дороже штатного специалиста? ­- Поиск и экспресс­проверка квалификации. Незнакомый фрилансер сразу назвал цену и сроки – когда это должно насторожить? ­- Организация контроля. Автоматические способы контроля и «ручные». ­- Системы мотивации. Особенности нематериальных систем мотивации удаленных сотрудников. — Информационная безопасность. Вы уверены, что фрилансер не скопирует себе архив базы клиента? ­- Оценка результатов работы. Простая система оценки удаленных сотрудников. ­- Системы учета. Компетенции, ответственность, культура общения и поведения, интеллект.

ЗУП, редакция 2.5 (2.5.31.4) формирование справок 2-НДФЛ

не формируется справка на иностранного гражданина. Беларус, временно прибывающий, резидент. При проведении выдает ошибку: «обнаружены ошибки: — не указан адрес регистрации! — неверно указана страна проживания нерезидента (возможно, не заполнен справочник «Классификатор стран мира»)!»
При этом классификатор заполнен, указан ардес в стране проживания. (По разъяснениям ФНС для иностранных граждан адрес регистрации может не заполняться). В чем может быть проблема?

заполни адрес, жалко, что ли?

да нет у него адреса в РФ

нет адреса регистрации? Как то не верится. В нашем полицейском государстве.

Тем более, если у него статус временно пребывающего. Его не может быть без регистрации.

Как раз у пребывающего и нет регистрации. С регистрацией он был бы временно проживающий. Беларусам, чтобы у нас работать регистрация не требуется. Кто-нибудь по существу помочь может? Я не первый раз отчитываюсь по беларусам. Проблемы с программой. Она не видит код государства, хотя справочник «Классификатор стран мира» заполнен.

Ну живет же он где-то. Проставь адрес и не мучайся.

Пришлось искать причины аналогичной проблемы с гражданами Молдавии.

Проблема оказалась в том, что программисты 1С, писавшие процедуру проверки адреса не учли, что в названии страны (кратком названии), указанном в ОКСМ могут содержаться символы «запятая».
Например, в случае Молдавии там написано: «МОЛДОВА, РЕСПУБЛИКА».
Проблема была в запятой. Стоит убрать ее в справочнике стран мира, а потом заново указать физ.лицу адрес за границей, а потом обновить его данные в документе 2-НДФЛ, как всё прекрасно работает.

Правда, в случае с Беларуссией непонятно: там ведь в названии страны только одно слово.
ПРоверьте, нет ли в этом названии «лишних» символов — пробелов после названия или перед ним, к примеру. Символов, которых не видно.

Есть еще одно условие: при вводе адреса видно такое поле «Представление». Если в этом поле у вашего сотрудника есть запятые, то текст перед первой запятой должен точно совпадать с текстом краткого наименования из справочника стран мира. Обязательно! Т.к. так задумал тот программист в 1С, который не знал, что в стандартные наименования некоторых стран могут таки содержать запятые.

В чем отличие налогового резидента от нерезидента

Для чего существует необходимость в юридическом определении этих терминов? Прежде всего отметим, что эти понятия применяются в нескольких различных сферах:

  • Одна из них — это налоговая сфера. Здесь речь идёт, вообще говоря, о том, где происходит в наибольшей степени получение доходов: в РФ или за её пределами. Во втором случае ставки налога будут существенно выше.
  • Есть также понятие валютных резидентов и нерезидентов. Здесь речь идёт о валютном контроле над операциями в валюте. Для резидентов необходимо не только подчиняться определённым правилам в этой сфере, но и сдавать соответствующую отчётность на регулярной основе.
  • Эти термины также применяются и в ряде других случаях. Одним из таких примеров могут быть вопросы наследства и некоторые другие юридические сферы.
  • Разница между резидентом и нерезидентом и их особенности

    Что думает об этом человек, далёкий от юридических, финансовых или налоговых вопросов? На первый взгляд, может показаться, что налоговый резидент — это просто гражданин РФ, а нерезидент — это иностранец. Доля правды в таком понимании, конечно, есть. Однако, по сути, это совершенно не верно. Прежде всего речь здесь идёт о времени нахождения внутри страны или за её пределами.

    Если говорить о валютной сфере, то к ним можно отнести тех, кто входит в следующие две категории:

  • Граждане России, о которых можно утверждать, что они постоянно проживают на территории своей страны.
  • Иностранные граждане (а также лица без гражданства), которые постоянно проживают на территории РФ.
  • Все, кто не входит в эти две категории, считаются валютными нерезидентами.

    Когда говорят о налоговой сфере, то соответствующие критерии аналогичны:

  • Статус резидента состоит в том, что человек проживает на территории страны не менее 183 суток на протяжении последних двенадцати месяцев. Как мы видим, этот статус может измениться в течение одного месяца.
  • Если речь идёт не о проживании, а о командировках военных или госслужащих на любой срок за пределы РФ, то это не нарушает их статуса в качестве резидента.
  • Все остальные граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства являются нерезидентами.
  • Понятие и характеристики налогового резидента

    Заметим, что, несмотря на то, что статус может поменяться даже в течение одного месяца, российское законодательство не содержит норм о том, что физическое лицо о нём обязано уведомлять налоговую инспекцию.

    Данная ситуация имеет место в нескольких случаях:

  • Если он выезжал на лечение на срок, который не превышает шести месяцев.
  • Также если он был за пределами страны на срок менее шести месяцев с целью учёбы.
  • Если он был в командировке для того, чтобы участвовать в добыче нефти или газа за пределами своей страны.
  • Важный вопрос возникает тогда, когда граждане намереваются эмигрировать из Российской Федерации и распродают всё своё имущество. Если они планируют никогда не возвращаться в Россию, то кем их считать, резидентами или нерезидентами?

    По сути, они, скорее, нерезиденты, но формально всё-таки это не так. Им необходимо будет уплатить налог на доходы физических лиц, а он в этих случаях может существенно отличаться (или 13% или 30%).

    Кто является налоговым резидентом?

    Когда решается вопрос о том, кем является данное физическое лицо, это далеко не всегда является однозначным. Вообще говоря, законодательство при определении статуса должно ориентироваться на время нахождения на территории страны в течение последних идущих подряд 12 месяцев.

    Гражданство или место регистрации не должно влиять на решение этого вопроса. На практике, однако, многое происходит иначе. ФНС РФ в своих письмах иногда иначе трактует рассматриваемую ситуацию.

    Предположим, физическое лицо достаточно долго находилось за пределами своей страны. Это резидент или нет? ФНС утверждает, что есть определённые ситуации, когда его можно счесть резидентом, несмотря на то, что в законе это трактуется иначе.

    Это происходит в следующем случае. Если на территории РФ у него имеется центр жизненных интересов. Что под этим понимается? Речь может идти о недвижимости, о семье, которая находится в России, о бизнесе, о работе на территории РФ, о постоянной регистрации в стране.

    Граждане РФ, зарегистрированные по месту жительства на территории стран

    Если гражданин России зарегистрировал своё место жительство в другой стране на тех или иных основаниях, то это не означает, что он обязательно является налоговым нерезидентом. Скорее всего, при этом, он большую часть времени будет проводить за границей, но это может быть и не так.

    Если на территории РФ он будет меньше, чем 183 дня за последние 12 месяцев, то именно это будет критерием того, что он является налоговым нерезидентом. Если же такое условие выполнено не будет, то, несмотря на свою регистрацию за границей, с точки зрения законодательства, он будет платить налоги, как резидент.

    Граждане иных стран, имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство

    Аналогичное правовое положение имеется также у иностранных граждан, которые находятся на территории России. Если они находится на его территории 183 дня за последние 12 месяцев — платить налоги будут как налоговые резиденты и это, в данном случае, не будет зависеть от его гражданства.

    Порядок налогообложения доходов физических лиц в 2017 году

    Как же конкретно происходит налогообложение физических лиц в настоящее время? Чем отличается ситуация, с которой сталкивается резидент РФ от той, с которой сталкивается нерезидент?

    Есть ситуации, когда ставка налогообложения не зависит от статуса плательщика. Одним из примеров могут быть специалисты высокой квалификации. Согласно действующему законодательству такая ставка всегда составляет 13%. Это верно и для резидентов и для нерезидентов.

    Для резидента РФ

    Ставка, по которой резиденты облагаются налогом на доходы, составляет 13%. Налоговым периодом является календарный год. Критерием того, что плательщика налога можно отнести к данной категории, согласно закону, является время его пребывания на территории страны в течение 12 месяцев подряд.

    В законе не указано, что речь должна идти только о календарном годе с января по декабрь. Если речь идёт о человеке, который постоянно находится в стране, то вопрос не является существенным.

    Но для тех, кто регулярно и на много месяцев уезжает из России, ставка его налогообложения может существенно меняться:

  • Основной ставкой налогообложения для налоговых резидентов страны является 13%. Однако, это относится к зарплате и большинству обычных доходов.
  • Но есть и исключения. Например, если физическое лицо получает выигрыш, например, в лотерею или выгоду по тому или иному займу, то ставка налогообложения для резидентов уже составит 30%.
  • Если речь идёт об иностранных гражданах, которые, согласно законодательству, являются налоговыми резидентами, то их налогообложение такое же, как и у граждан России. При этом требуется подтверждение соответствующего статуса.
  • Для нерезидента РФ

  • В некоторых случаях ставка налогообложения нерезидентов выгоднее, чем для резидентов. Это, в частности относится к тем, кто трудится по патенту, к гражданам ЕАЭС или к тем, кто является специалистом, имеющим высокую квалификацию. В таких случаях ставка составит всего 9%.
  • Если нерезидент получает дивиденды от источника в Российской Федерации, то они будут облагаться по ставке 15%.
  • В большинстве случаев ставкой налогообложения является 15%.
  • Для чего необходимо подтверждать налоговую резидентность?

    Такое подтверждение поможет существенно уменьшить сумму налогов, которые нужно будет заплатить в тех случаях, когда физическое лицо получает доход в чужой стране. Если при этом человек является налоговым резидентом в нескольких странах, то такая ситуация может оказаться достаточно непростой.

    Для избежания двойного налогообложения при наличии соответствующего межгосударственного соглашения

    Если речь идёт об обложении налогом доходов физического лица, которое является гражданином России и постоянно проживает на её территории, то здесь ситуация является достаточно определённой. Но бывают другие ситуации, когда человек является гражданином одной страны, а доход получает на территории другой.

    В этом случае можно сказать, что может возникнуть неопределённость. Ведь взять с него налоги может и РФ и та страна, где он получает доход. Мы знаем, что статус резидента РФ не противоречит возможности получать доход за её пределами.

    Фактически, в данном случае, мы имеем дело с двойным налогообложением. Для того, чтобы избежать подобных ситуаций, существует практика заключения межгосударственных договоров об избежании ситуации двойного налогообложения.

    При соблюдении определённых требований, налогоплательщик может либо избежать необходимости выплаты второго налога, либо частично ограничить такую выплату.

    Для уменьшения налогообложения мирового дохода

    При регулировании налогообложения на международном уровне принят следующий принцип. Считается, что мировой доход физического лица (доход, полученный данным лицом во всём мире) должен полностью облагаться налогом в той стране, где налогоплательщик является резидентом.

    Если же доходы в другом государстве он получает в качестве нерезидента, то налогом должны облагаться в этой стране только именно эти доходы.

    Порядок подтверждения статуса налогового резидента РФ

    Как известно, для подтверждения статуса резидента необходимо предоставить документальное подтверждение нахождения на территории страны в течение 183 дней за последние 12 месяцев, взятые подряд.

    За определение этого статуса отвечают, согласно законодательству, налоговые агенты (те, кто выплачивает подоходный налог). Если нет достаточных оснований для того, чтобы считать данное лицо резидентом, он считается нерезидентом. Если будут полученные новые данные, которые повлияют на решение этого вопроса, то можно будет сделать перерасчёт подоходного налога.

    Перечень документов для подтверждения статуса налогового резидента

    Статус резидента часто более выгодный, чем у нерезидента. Физическое или юридическое лицо обычно заинтересовано в его подтверждении. Как правильно это сделать?

    Для российских организаций

    Если российской организации нужно соответствующее подтверждение, то она должна обратиться в

    Налоговую службу со следующими документами:

    • Заявление о возврате НДС, в котором должно быть указано наименование иностранного государства, где было произведено налогообложение этим налогом.
    • Устав предприятия, который подтвердит законность того, что фирма занимается данным видом деятельности.
    • Копия контракта, в связи с исполнением которого было произведено обложение НДС.
    • Копия ещё одного контракта, где будет указана та фирма, которая будет участвовать в процессе возмещения НДС.
    • Для российских и иностранных физических лиц

      • Одним из основных документов в этом вопросе является заявление, составленное по определённым правилам. Оно должно включать в себя:
        • указание того календарного года, за который нужно его получить (это необязательно текущая дата);
        • должно быть указано наименование того государства, куда предполагается подать документы;
        • идентификационные данные заявителя, включающие в себя фамилию, имя, отчество и адрес проживания;
        • также должен быть указан индивидуальный налоговый номер (а для индивидуальных предпринимателей — ОГРНИП);
        • список прилагаемых документов.
        • Также должны быть предъявлены те документы, которые относятся к получению доходов в иностранном государстве. Это могут быть контракты или решения акционеров о произведении выплаты дивидендов.
        • Необходима копия паспорта, должны быть представлены все страницы загранпаспорта, где есть визы.
        • Должна быть приложена таблица, которая отражает время, проведённое заявителем в РФ.
        • Уполномоченный орган по подтверждению статуса налогового резидента РФ

          Обращаться за подтверждением статуса необходимо в специализированный государственный орган. Это Межрегиональная инспекция ФНС по централизованной обработке данных.

          Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

          Можете задать вопрос текстом, если Вам удобнее:

          Вопросы и ответы

          Общие темы

          Если Вы желаете отправить перевод в адрес физического лица для выплаты наличными денежными средствами, информацию о ближайших пунктах обслуживания CONTACT можно получить в разделе «Пункты обслуживания».

          Чтобы получить информацию о платежных пунктах CONTACT, в которых можно отправить перевод в пользу юридических лиц — клиентов Оператора Системы или на счета физических лиц, в разделе «Платежи» выберите характер Вашего платежа, затем — компанию (провайдера), в адрес которой Вы желаете совершить платеж, и перейдите по ссылке «Пункты платежей» внизу страницы.

          Дополнительную информацию можно получить, позвонив в круглосуточную справочную службу по телефону 8 800 200-42-42. Звонок по России бесплатный.

          Если Вы — гражданин РФ или Беларуси, то для получения или отправления перевода необходим только документ, удостоверяющий личность. Для граждан других государств Участник — Отправитель или Участник — Получатель помимо документа, удостоверяющего личность, имеет право потребовать предъявить миграционную карту и один из следующих документов: вид на жительство, или разрешение на временное проживание в РФ, или визу, при предъявлении подобного требования к гражданам Армении, Азербайджана, Молдовы, Украины, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана достаточно будет предъявления миграционной карты.

          В соответствии с законодательством Российской Федерации документами, удостоверяющими личность, являются:

        • паспорт гражданина Российской Федерации, общегражданский заграничный паспорт — для граждан Российской Федерации;
        • временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта (форма № 2П);
        • удостоверение личности военнослужащего или военный билет, паспорт моряка — для военнослужащих Российской Федерации;
        • национальный гражданский паспорт — для иностранных граждан, временно находящихся на территории Российской Федерации;
        • внутренний паспорт (ID — карточка) гражданина Киргизской Республики (Кыргызстан);
        • вид на жительство в Российской Федерации или разрешение на временное проживание — только для лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации;
        • удостоверение беженца или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем, выданное дипломатическим или консульским учреждением Российской Федерации либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом Федеральной миграционной службы Российской Федерации — для беженцев;
        • свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации — для иностранных граждан и лиц без гражданства (выдается территориальным органом Федеральной миграционной службы Российской Федерации).

        В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» для выдачи перевода Участник-Получатель обязан осуществить идентификацию клиента, которая проводится на основании предъявляемого клиентом документа, удостоверяющего личность. Все документы, позволяющие идентифицировать клиента должны быть действительными на дату их предъявления (п. 2.2 Положения Банка России № 262-П от 19.08.2004 г. «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»). Касательно паспорта гражданина Российской Федерации: в соответствии с п. 7 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 828 от 08 июля 1997 г. по достижении гражданином 20-ти и 45-летнего возраста срок действия паспорта истекает, т.е. паспорт становится недействительным и подлежит замене, при этом в соответствии с п. 15 вышеуказанного Положения в 30-дневный срок по истечении срока действия паспорта гражданин обязан сдать документы и личные фотографии в территориальный орган ФМС для замены недействительного паспорта. До оформления нового паспорта гражданину по его просьбе территориальным органом ФМС выдается временное удостоверение личности по форме 2П, установленной Приказом ФМС № 339 от 07 декабря 2009 г., которое является документом, удостоверяющим личность гражданина на период замены паспорта.

        Таким образом в вышеупомянутой ситуации отказ был правомерен, т.к. Вы не смогли предоставить действующий на дату предъявления документ, необходимый для проведения идентификации.

        Участие в осуществлении переводов CONTACT представителями (банковскими платежными агентами) Оператора Системы (в том числе от физических лиц без открытия счета в адрес ИП и юридических лиц за услуги связи и прочее) возможно только на территории Российской Федерации. В любой другой стране, в т.ч. Украина г. Львов, Вы можете воспользоваться Системой CONTACT как частное лицо и переводить/получать деньги без открытия счета.

        В соответствии с Федеральным Законом № 115-ФЗ от 07.08.2001 года «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА» (статья 7 п. 1) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя и установить следующие сведения в отношении физических лиц:

        фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

        В соответствии с указанным Законом идентификация — это совокупность мероприятий по установлению определенных Федеральным законом (вышеуказанным № 115-ФЗ) сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий, фиксирование сведений (информации) — получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации настоящего Федерального закона.

        Кроме того, Система CONTACT сотрудничает с контрагентами из более чем 90 стран. Во многих странах законодательство в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма предполагает возможность запрашивать копии документов, удостоверяющие личность Отправителей, при наличии каких-либо сомнений в отношении Получателей переводов.

        Таким образом, с целью выполнения требований федерального законодательства, а также требований иностранных контрагентов Системы кредитные организации имеют право изготавливать копии документов, удостоверяющих личность.

        Все операции по Системе CONTACT юридически являются переводами денежных средств, но для удобства и упрощения ориентирования клиентов в информации, представленной на нашем сайте, под переводами в данном случае понимаются переводы денежных средств по поручению физических лиц для выплаты наличными денежными средствами физическим лицам, а под термином «платежи» мы подразумеваем переводы физических лиц для зачисления на счета физических и юридических лиц — Клиентов Оператора Системы, с которыми заключены соглашения о передаче минимального набора идентификаторов, указываемых в определенном формате и позволяющих зачислять поступающие средства по назначению. Также считается переводом перевод денежных средств со счетов юридических лиц — Клиентов Оператора Системы в пользу физических лиц для выплаты их без открытия счета. При этом в отдельную категорию выделяется услуга CONTACT-СЧЁТ — это переводы физических лиц для зачисления на счета физических и юридических лиц по свободным реквизитам, когда у Оператора Системы нет прямых договорных отношений с организацией, обслуживающей счет получателя, и отправителю требуется указывать полные реквизиты получателя и обслуживающей его организации.

        Согласно Федерального Закона № 177-ФЗ от 23.12.2003 года «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» осуществляемые банками переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов страхованию не подлежат.

        Денежные переводы в адрес физических лиц

        Перевод можно сделать в российских рублях по территории России, в долларах США и Евро в страны Дальнего зарубежья и во всех трех валютах в страны СНГ, для нерезидентов РФ также возможно отправить перевод в долларах США и Евро по территории РФ. При этом ряд Участников-Получателей может осуществлять выплату перевода, направленного в одной из вышеперечисленных валют, в национальной валюте в связи с требованиями местного законодательства или в качестве дополнительной услуги по желанию клиента.

        Для переводов в пользу физических лиц для выплаты наличными денежными средствами:

      • по территории РФ в российских рублях максимальная сумма одного перевода — 500 000 руб., при этом количество переводов от одного Отправителя не ограничено;
      • за пределы РФ — если Вы являетесь резидентом Российской Федерации, то Вы можете перевести иностранную валюту или российские рубли в эквиваленте не более 5 000 долларов США за один операционный день в одном уполномоченном банке (законодательное ограничение при отправке переводов с территории РФ), для нерезидентов РФ действуют ограничения Системы на сумму единичного перевода — 350 000 руб., 10 000 долларов США или 10 000 Евро, при этом количество переводов от одного Отправителя также не ограничено. Кроме того, могут действовать ограничения страны и/или самого Участника-Получателя в выбранном Вами пункте выдачи (особенно актуально для переводов в Дальнее Зарубежье), для получения исчерпывающей информации позвоните в круглосуточную справочную службу по телефону 8 800 200-42-42, звонок по России бесплатный, либо ознакомьтесь с особенностями выдачи переводов на главной странице сайта, используя интерактивный блок «Стоимость перевода», введя требуемые данные по планируемому переводу.
      • Технически в программном обеспечении Оператора Системы возможно совершить только отправку перевода по доверенности. Для минимизации рисков выплаты перевода несанкционированному получателю выплата по доверенности технически невозможна. Но при этом у Участников остается право осуществить выплату перевода представителю получателя, используя собственные технические возможности, так что в каждом конкретном случае возможность получения перевода по доверенности будет определяться индивидуально в выбранном Вами пункте выплаты. Для избежания задержек с выплатой денежных средств в случае, когда Вам как Отправителю известно, что Получатель, указанный Вами первоначально, не может по каким-либо причинам получить перевод, рекомендуем осуществить внесение изменений в перевод и указать ФИО представителя Получателя.

        В том случае, если перевод осуществляется представителем отправителя, то представляется доверенность, оформленная в надлежащем порядке:

      • Доверенность должна быть заверена нотариально.
      • Общая доверенность на распоряжение имуществом не принимается, если в ней не оговорено право получения денег со счетов в банках.
      • Для граждан Российской Федерации — доверенность может быть удостоверена посольством (консульством) Российской Федерации за границей, для граждан других стран — посольством (консульством) Российской Федерации за границей или посольством (консульством) иностранного государства в Российской Федерации.
      • Доверенность на иностранном языке предоставляется вместе с заверенным переводом на русский язык.
      • Оригинал доверенности может быть оставлен Участником Системы у себя, иначе в обязательном порядке Участник будет изготавливать копию доверенности.

        Для идентификации получателя необходимо указать его полное имя (ФИО) в соответствии с документом, удостоверяющем личность — во избежание проблемы расхождения данных в Системе и в документе, удостоверяющем личность, при выплате.

        Существуют особые требования по заполнению данных получателя со стороны выплачивающих Участников — они присутствуют только при отправлении переводов в некоторые страны Дальнего Зарубежья.

        Отправитель обязан сам сообщить получателю номер и сумму перевода, а также адрес Участника, в котором его можно получить — при адресной технологии, либо варианты адресов получения — при безадресной технологии выплаты.

        В соответствии с Правилами Системы CONTACT перевод выдается при условии совпадения фамилии, имени, отчества (если есть) Получателя в предъявленном документе, удостоверяющем личность, и номера перевода, заявленного Получателем, с данными, указанными в Системе. Участник-Получатель также имеет право запросить дополнительные данные по переводу (сумму, ФИО отправителя, город отправки).

        Отправитель обращается к Участнику, из пункта которого делал перевод, и пишет заявление о внесении изменений в данные получателя. Комиссия за внесение изменений не взимается, если только подобная комиссия не прописана в договоре с Участником-Получателем.

        В соответствии с Правилами Системы CONTACT допустима выдача денежных средств в случае расхождений в написании данных Получателя в полученной информации об операции и предъявленном документе в следующих случаях:

      • 1-2 ошибки в написании данных, вызванные возможностью разновариантного, сокращенного написания или опечаткой;
      • если в переводе Ф.И.О. Получателя указано в дательном падеже;
      • если поля «Фамилия Получателя», «Имя Получателя» и «Отчество Получателя» заполнены в некорректной последовательности, но при этом позволяют однозначно идентифицировать клиента в соответствии с его документом, удостоверяющим личность;
      • если документ, удостоверяющий личность, не предполагает указание отчества, но отчество указано в полученной информации об операции; в этом случае отчество используется в качестве дополнительного идентификатора;
      • если документ, удостоверяющий личность, предполагает указание отчества, но отчество не указано в полученной информации об операции;
      • если в полученной информации об операции фамилия, имя и отчество Получателя указано латинскими буквами, а в документе, удостоверяющем личность — русскими, и наоборот.
      • Но при этом возможны индивидуальные условия выдачи у конкретного Участника, закрепленные в его внутренних документах и отличные от прописанных в Правилах Системы, поэтому в таких случаях мы рекомендуем отправителю обратиться в пункт Системы, откуда он делал перевод и внести необходимые изменения,. А в случае невозможности внесения таких изменений, пожалуйста, обратитесь в нашу круглосуточную справочную службу по телефону 8 800 200-42-42. Звонок по России бесплатный.

        Для выдачи перевода необходимо, чтобы ФИО получателя, указанные отправителем, и ФИО получателя в документе, удостоверяющем личность, совпадали, поэтому для получения перевода необходимо, чтобы отправитель обратился в пункт, из которого он отправлял перевод, и изменил Вашу фамилию. При этом Участник-Получатель вправе самостоятельно принять решение о выдаче перевода без внесения изменений отправителем при предъявлении Вами документа, удостоверяющего личность и свидетельства о браке — этот вопрос решается индивидуально в каждом конкретном случае.

        Перевод, направленный в пользу физического лица для выплаты наличными денежными средствами, может быть возвращен по запросу отправителя. Для этого необходимо обратиться в пункт Участника, из которого был сделан перевод, и написать заявление. По переводам, направленным по безадресной технологии (когда при отправке выбирается только город получения, а не конкретный офис Участника), возможно обратиться в офис любого Участника Системы в стране отправки перевода для возврата перевода. Дополнительная комиссия за возврат перевода не взимается, но по переводам, направленным Партнерам Системы для зачисления на счет Получателя, возможен возврат за вычетом комиссии и/или расходов Партнера и/или кредитной организации, в которой открыт счет Получателя. Правилами Системы (в разделе, регламентирующем порядок оформления, формирования и отправки запросов на возврат переводов) может быть предусмотрена возможность возврата комиссии, уплаченной Отправителем при отправке возвращаемого перевода, вместе с суммой перевода.

        Невостребованные средства хранятся в Системе в течение общего срока исковой давности, установленной законодательством РФ. Перевод может быть возвращен по инициативе Отправителя.

        Платеж по РФ в пользу юридических лиц можно сделать только в рублях РФ, а за пределы РФ — в долларах США или Евро, при этом нет системных ограничений на сумму или количество платежей от одного отправителя, но возможно наличие законодательных ограничений — например, для резидентов РФ общая сумма отправляемых за пределы РФ платежей не должна превышать 5000 долларов США или эквивалента за один операционный день — и/или ограничений со стороны получателя — юридического лица.

        Возможно осуществление платежей в иностранной валюте на территории РФ при условии пополнения собственного счета, т.е. ФИО Отправителя и Получателя — владельца счета совпадают, а также при платежах Отправителей в погашение кредитов непосредственно кредитным организациям.

        За максимально полной и оперативной информацией о наличии таких ограничений необходимо обращаться непосредственно к самому юридическому лицу, при отсутствии такой возможности Вы также можете обратиться в нашу круглосуточную справочную службу по телефону 8 800 200-42-42 (звонок по России бесплатный), либо ознакомиться с ней на нашем сайте в разделе «Платежи», выбрав юридическое лицо — получателя платежа либо кредитную организацию/иностранный банк, в котором открыт счет получателя.

        При необходимости внесения изменений или аннулирования платежа, отправленного по Системе CONTACT, отправителю необходимо обратиться к юридическому лицу — получателю, либо в кредитную организацию, в которой держит счет получатель — физическое лицо, напрямую. В случае невозможности такого обращения отправитель может подать в офис Участника-Отправителя соответствующее заявление. При этом сама возможность внесения изменений в такой платеж по Системе, а также порядок и сроки внесения изменений, определяются условиями информационно-технологического взаимодействия Оператора Системы с данным юридическим лицом или кредитной организацией/иностранным банком, в которых открыт счет получателя. Для уточнения возможности внесения изменений или аннулирования Вы можете обратиться в нашу круглосуточную справочную службу по телефону 8 800 200-42-42 (звонок по России бесплатный).

        Перечень информации, которую отправителю необходимо указать в платеже, определяет юридическое лицо — получатель или кредитная организация/иностранный банк, в котором открыт счет получателя, ее можно уточнять непосредственно у юридического лица/кредитной организации (в том числе на их сайте), либо обратившись в нашу круглосуточную справочную службу по телефону 8 800 200-42-42 (звонок по России бесплатный) или ознакомиться с ней на нашем сайте в разделе «Платежи», выбрав юридическое лицо — получателя платежа либо кредитную организацию/иностранный банк, в котором открыт счет получателя. Это могут быть номер выставленного счета, путевки, договора с отправителем, лицевого счета получателя, электронного кошелька.

        Сроки зачисления средств определяются договором Оператора Системы с юридическим лицом — получателем или кредитной организацией/иностранным банком, в которых открыт счет получателя — физического лица, и могут доходить до нескольких рабочих дней. Точную информацию можно посмотреть на сайтах соответствующих получателей/организаций, обслуживающих счет получателя — физического лица, либо на нашем сайте в разделе «Платежи», выбрав юридическое лицо — получателя платежа либо кредитную организацию/иностранный банк, в котором открыт счет получателя, либо обратившись в нашу круглосуточную справочную службу по телефону 8 800 200-42-42 (звонок по России бесплатный).

        Какой адрес ставить в справке 2-НДФЛ?

        Вопрос-ответ по теме

        Возникли трудности при заполнении справки 2-НДФЛ для сотрудницы. С постоянного места прописки она выписалась, а временной регистрации нет. Какой адрес ставить в справке 2-НДФЛ?

        В поле «Адрес места жительства в Российской Федерации» указывается полный адрес постоянного местожительства сотрудника. Возьмите его из паспорта или из другого документа, подтверждающего такой адрес. При этом, по мнению ФНС России (Официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы»), если на момент составления справки у работника отсутствует адрес регистрации, то можно указать предыдущий адрес регистрации.

        Как составлять справку по форме 2-НДФЛ

        Справка по форме 2-НДФЛ нужна для того, чтобы подтвердить доходы, которые человек получил за налоговый период (как правило, за год), а также сумму удержанного с этих доходов налога. По таким справкам налоговые инспекторы проверяют, правильно ли применили вычеты и та ли сумма налога в итоге ушла в бюджет.

        Форма справки о доходах физического лица (2-НДФЛ) и рекомендации по ее заполнению утверждены приказом ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611.

        При составлении справок используйте сведения, отраженные в регистрах налогового учета по НДФЛ.

        В заголовке справки в поле «признак» укажите 1, если справка предоставляется в качестве ежегодной отчетности (п. 2 ст. 230 НК РФ). Если сообщаете в инспекцию о том, что невозможно удержать налог (например, при выдаче подарка), укажите «2» (п. 5 ст. 226 НК РФ).

        В поле «в ИФНС» проставьте четырехзначный код налоговой инспекции, где стоит на учете налоговый агент. Например: 7743, где 77 – код региона, 43 – номер инспекции.

        Далее укажите год, за который оформляете справку, ее порядковый номер и дату составления.

        В разделе 2 укажите персональные данные сотрудника.

        В поле «ИНН» проставьте ИНН сотрудника. Посмотрите его в свидетельстве о постановке на учет физического лица. Такой документ можно попросить при приеме на работу, хотя сотрудник не обязан его представлять. Также узнать ИНН можно на сайте ФНС России в разделе «Электронные сервисы / Узнай ИНН».

        Фамилию, имя, отчество укажите полностью, без сокращений, как в паспорте. Писать латинскими буквами допускается только для иностранцев. Отчество не заполняйте, только если его нет в паспорте.

        В поле «Статус налогоплательщика» укажите 1, если сотрудник является налоговым резидентом. Если он нерезидент, укажите 2. В отношении нерезидентов – высококвалифицированных специалистов поставьте 3.

        Далее укажите дату рождения на основании документа, удостоверяющего личность.

        В поле «Гражданство (код страны)» укажите код страны, постоянного проживания сотрудника. Например, код России – 643, Украины – 804. При заполнении справки для нерезидента используйте Общероссийский классификатор стран мира, утвержденный постановлением Госстандарта России от 14 декабря 2001 г. № 529-ст.

        При заполнении поля «Код документа, удостоверяющего личность» используйте справочник «Коды документов». Он является приложением 5 к приказу ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611. Серию и номер паспорта укажите без учета знака «№».

        В поле «Адрес места жительства в Российской Федерации» укажите полный адрес постоянного местожительства сотрудника. Возьмите его из паспорта или из другого документа, подтверждающего такой адрес. При заполнении поля «Код региона» используйте справочник «Коды регионов». Он является приложением 6 к приказу ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611.

        Если какой-либо элемент адреса отсутствует, например район, то отведенное для этого элемента поле не заполняйте.

        В отношении нерезидентов и иностранных граждан можно не указывать адрес местожительства в России. В таком случае необходимо заполнить поле «Адрес в стране проживания». *

        Ситуация: можно ли заполнить подраздел 2.6 справки 2-НДФЛ на основании документа, удостоверяющего тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии, заверенного нотариусом. Сотрудник отказывается использовать паспорт

        Перечень документов, которые подтверждают личность человека в целях заполнения справки по форме 2-НДФЛ, приведен в приложении 5 к форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611. Документ, удостоверяющий тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии, в этот перечень не входит. Поэтому заполнить подраздел 2.6 раздела 2 справки по форме 2-НДФЛ на основании этого документа нельзя.

        Ситуация: как заполнить раздел 2.8 «Адрес места жительства в Российской Федерации» справки по форме 2-НДФЛ при выплате доходов нерезидентам и иностранным гражданам

        Раздел 2.8 «Адрес места жительства в Российской Федерации» справки по форме 2-НДФЛ такому сотруднику можно не заполнять, если заполнен раздел 2.9 «Адрес в стране проживания».

        При заполнении адресной части справки по форме 2-НДФЛ в отношении доходов нерезидентов и иностранных граждан допускается оформление только раздела 2.9 «Адрес в стране проживания». В данном пункте указывается адрес местожительства гражданина в стране постоянного проживания с указанием кода страны. При соблюдении этого условия раздел 2.8 «Адрес места жительства в Российской Федерации» можно не заполнять. Это следует из положений раздела II рекомендаций, утвержденных приказом ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-3/611.

        Идентификация клиентов с целью выполнения требований законодательства в области ПОД/ФТ

        Особенности идентификации физических лиц
        Основой, регламентирующей порядок идентификации клиентов банков, является Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ). Но наша задача в настоящей статье не просто цитировать его, а понять, какие вопросы возникают с применением норм закона, например требований по идентификации физических лиц.
        Закон указывает на то, что при проведении операций с денежными средствами или иным имуществом банк обязан провести идентификацию клиента. Он дает преференции только гражданам, желающим совершить операции по обмену валюты или перевод на сумму до 15 000 руб. Проводить идентификацию в этом случае нет необходимости, если, как сказано в законе, не возникают подозрения в легализации преступных доходов и финансировании терроризма.
        Ремарка о подозрениях звучит несколько абсурдно. Хотя, если клиент желает купить валюту одного государства за наличные, например на сумму 20 000 руб., и просит, чтобы операцию разбили на две части (по 10 000 руб.), то еще могут возникнуть какие-либо подозрения. Во всех же остальных случаях подозрения могут появиться только у участников телепередачи «Битва экстрасенсов». Также остается вопрос, что является переводом. Может ли являться переводом платеж в пользу юридического лица? На наш взгляд, может, так как Закон № 115-ФЗ не раскрывает понятия «платеж» и не дает ссылок на другие федеральные законы, в которых содержалось бы определение данного термина.
        В 2004 г. в помощь кредитным организациям Банк России выпустил Положение от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Положение № 262-П). В нем содержатся подробные разъяснения о порядке идентификации и вводится понятие «упрощенная идентификация», которое означает проведение операций с физическими лицами с фиксированием только фамилии, имени, отчества и реквизитов документа, удостоверяющего личность.
        В Положении № 262-П определен круг операций, по которым может применяться упрощенная идентификация. Это переводы физических лиц без открытия банковских счетов и операции с наличной иностранной валютой и чеками. Однако, как и в случае с идентификацией по определенным операциям на сумму до 15 000 руб., есть некоторые ограничения. Так, упрощенная идентификация не применяется при осуществлении валютообменных операций на сумму 600 000 руб. или превышающих ее или на сумму ее валютного эквивалента, так как согласно п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ такие операции подлежат обязательному контролю — сведения по ним направляются в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее — Росфинмониторинг). В подп. 4 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ указано, какие сведения должны содержаться в сообщении для отправки в Росфинмониторинг: это в том числе и сведения о клиенте, которые отражаются при полной его идентификации.
        В Положении № 262-П есть оговорка, что упрощенная идентификация проводится только в том случае, если операция не подлежит обязательному контролю. Но клиенты банков, зная, что сведения о них будут направлены в Росфинмониторинг, могут умышленно дробить на отдельные операции те, которые в сумме составляют 600 000 руб. и более. Для таких «грамотных» клиентов в Положении № 262-П прописан пункт о том, что упрощенная идентификация не проводится при уклонении от процедур обязательного контроля или иных подозрений в отмывании преступных доходов. Также Положение № 262-П предоставляет возможность сотрудникам банков проводить валютообменные операции на сумму от 15 000,01 до 599 999,99 руб. при предъявлении клиентом водительского удостоверения.
        Еще одна тонкость, заслуживающая внимания, — на каком этапе перевода можно проводить упрощенную идентификацию. В Положении № 262-П говорится, что упрощенная идентификация проводится при осуществлении переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Что относится в данном случае к переводам физических лиц: отправка или получение? У многих может возникнуть вопрос: можно ли провести операцию по выплате перевода с упрощенной идентификацией? На наш взгляд, можно, так как в данном случае поручение физического лица может быть как о выплате перевода, так и о его отправлении, а процесс перевода может рассматриваться как период от его отправления до его получения.

        При проведении операций, по которым не требуется полной идентификации клиента, необходимо соблюсти требования, которые в свое время были внесены в Закон № 115-ФЗ Федеральным законом от 28.11.2007 № 275-ФЗ и с тех пор претерпели сильные изменения. Так, в последней редакции Закона № 115-ФЗ о физических лицах говорится следующее: «Кредитная организация, обслуживающая плательщика, при осуществлении переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов на всех этапах их проведения обязана обеспечить контроль за наличием, полнотой, передачей в составе расчетных документов следующей информации о плательщике — физическом лице: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), уникального присваиваемого номера операции (при его наличии), идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания». В законе имеется оговорка, что банк не должен передавать в составе расчетных документов указанные данные, если сумма операции менее 15 000 руб., но об упрощенной идентификации никаких ремарок не сделано. Сложность заключается в том, что при упрощенной идентификации требуется установление фамилии, имени, отчества и реквизитов документа, удостоверяющего личность, а согласно подп. 7 п. 1.1 ст. 7.2 Закона № 115-ФЗ необходимо еще и установить адрес или ИНН физического лица — плательщика для составления платежного поручения.

        К. Чернобровкина, ОАО «Нордеа Банк», департамент финансового мониторинга и валютного контроля, ведущий экономист

        Таким образом, существуют следующие виды идентификации физических лиц:
        1) идентификация отсутствует;
        2) упрощенная идентификация;
        3) полная идентификация.
        Но этим все не ограничивается.
        Понять и запомнить все нюансы достаточно сложно. Также кредитная организация обязана выявить среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц. Что под этим подразумевается, никто точно не знает. Остается только согласиться с тем, что разработать какие-либо механизмы по выявлению иностранных публичных лиц, кроме анкетирования, не представляется возможным. Разве что использовать магический шар.
        Делая определенные выводы о проблемах идентификации физических лиц, можно отметить, что Положение № 262-П является настольной книгой банковских операционных сотрудников. В Приложении к этому документу указано, какие сведения необходимо собрать в целях идентификации физических лиц. Ничего сложного для операционных работников в нем нет, если только дело не касается иностранных граждан. Если в банк обратился гражданин с иностранным паспортом для проведения операции, требующей полной идентификации, операционным работникам нужно дополнительно установить документы, дающие право иностранцу легально находиться на территории Российской Федерации.
        В Приложении 1 к Положению № 262-П имеется их перечень. Это виза, вид на жительство, разрешение на временное пребывание и иные документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
        На официальном сайте Ассоциации российских банков опубликован ответ Министерства иностранных дел на запрос АРБ относительно въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию. В нем содержится список стран и напротив каждой страны указана информация о визовом режиме. Возникает вопрос: а что делать, если согласно требованиям МИДа у иностранного гражданина, находящегося на территории РФ, должна быть виза, а в банк для проведения операции, требующей полной идентификации, он предоставляет паспорт, в котором отметка о российской визе не проставлена?
        По нашему мнению, сотрудник банка — это не сотрудник миграционной службы, таможни или органов внутренних дел. Банку необходимо установить лишь те данные, которые прописаны в Законе № 115-ФЗ и в Положении № 262-П. Ключевое слово здесь «установить», поэтому если сотрудник банка не обнаружил отметки о визе в паспорте гражданина государства, с которым у России существует визовый режим, или у гражданина государства, не входящего в таможенный союз с Россией, не оказалось миграционной карты, то необходимо просто получить письменные объяснения потенциального клиента банка о причинах отсутствия данных документов и поместить их в досье клиента.
        Конечно, не следует допускать злоупотреблений и обслуживать клиента без паспорта, получив у него письменные объяснения о его отсутствии. При отсутствии визы или миграционной карты каждый случай необходимо рассматривать индивидуально и, прежде чем проводить операцию, детально изучить объяснения клиента.

        Отечественный «противолегализационный» закон создавался и изменяется на основе международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения — Рекомендаций группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). А в рекомендациях ФАТФ отмечено, что финансовые учреждения должны быть обязаны в отношении иностранных публичных должностных лиц, помимо применения обычных мер по надлежащей проверке клиентов, использовать дополнительные меры. В Законе № 115-ФЗ данная норма реализована в ст. 7.3. И «особый интерес» в ней представляет пункт о том, что кредитная организация обязана принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц. В связи с тем что списков иностранных публичных лиц не существует, в настоящее время кредитные организации сами разрабатывают нормы и порядок их выявления. Как правило, все сводится к банальному анкетированию клиентов.

        А. Сташков, ОАО «СМП Банк», управление методологии и контроля службы финансового мониторинга, заместитель начальника

        Требования Закона № 115-ФЗ перекликаются с требованиями Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Так, не всегда в соответствии с валютным законодательством граждане России являются резидентами, а иностранные граждане — нерезидентами. Если иностранный гражданин имеет вид на жительство в Российской Федерации, он, согласно отечественному валютному законодательству, становится резидентом. Так же и граждане России, которые имеют вид на жительство в других государствах или иную отметку в своем паспорте о постоянном месте жительства в другом государстве, являются нерезидентами. Большие проблемы возникают у операционных работников банка в толковании статуса документа «вид на жительство». Заметим, что он не является документом, удостоверяющим личность гражданина, за исключением лиц без гражданства, которые не имеют иных документов. Во всех остальных случаях «вид на жительство» лишь подтверждает законное право пребывания гражданина на территории Российской Федерации, то есть приравнивается к визе.
        Если вынуть из паспорта страничку с визовой отметкой и, предъявив ее, попросить провести банковскую операцию, то понятно, что в ответ последует отказ банковских операционных сотрудников. Но «вид на жительство» выглядит посолиднее визы и чем-то напоминает паспорт, поэтому велик соблазн совершить по нему банковскую операцию, не требуя паспорт. Но если в «виде на жительство» указано, что его предъявитель является гражданином какой-либо страны, то для проведения банковской операции у него следует требовать паспорт.
        Положение № 262-П определяет большой перечень документов, по которым граждане могут совершать банковские операции, что создает определенные проблемы банковским сотрудникам. Если клиент совершает разовые платежи, не имеет значения, с каким документом он обратился в банк. Сложнее с клиентами, с которыми у банка долгосрочное сотрудничество. Это могут быть физические лица, имеющие депозиты, текущие счета, банковские карты, сейфовые ячейки и т.д.
        В анкету-досье клиента заносится копия документа, с которым он впервые обратился в банк, например копия паспорта гражданина Российской Федерации. При втором посещении банка клиент имеет право предъявить заграничный паспорт, а при следующих визитах — военный билет. Положение № 262-П не содержит никаких оговорок о том, в каких случаях тот или иной документ можно предоставлять в банк для проведения идентификации при проведении банковских операций. Это увеличивает риск совершения мошеннических операций, так как злоумышленники могут воспользоваться данным послаблением и, зная только фамилию, имя и отчество клиента банка, изготовить поддельный документ на его имя, удостоверяющий личность, но отличный от того, который уже имеется в банковском досье клиента. Например, в досье имеются данные о внутреннем паспорте гражданина Российской Федерации, а мошенники придут совершать расходную операцию по банковскому счету с военным билетом, подделать который, в отличие от паспорта, не составит особого труда.
        Нередко для проведения полной идентификации не хватает каких-либо данных, которые в обычном порядке установить невозможно. Например, в общегражданском или заграничном паспорте отсутствует прописка или, о чем говорилось выше, у иностранного клиента нет миграционной карты. Что делать в этом случае? Однозначного ответа нет, так как по законодательству банку необходимо установить эти данные, но каким именно способом не указывается. Отказывать клиенту в совершении операции только из-за того, что у него нет миграционной карты, на наш взгляд, неправильно. Поэтому, чтобы соблюдались требования законодательства, необходимо разработать какие-то механизмы установления информации о клиенте. Например, если в документе, удостоверяющем личность, отсутствует прописка, то клиент мог бы предоставить свидетельство о праве собственности на недвижимость или договор аренды. Но понятно, что никто не носит с собой такие документы, а банку терять клиентов тоже невыгодно. Поэтому клиент может в свободной письменной форме за своей подписью изложить информацию о месте своего проживания или о причинах отсутствия миграционной карты. Его объяснения могут храниться в его досье или в банковских документах дня, подтверждая факт, что банк принял меры по установлению идентификационных данных.

        Порой банковские операционные сотрудники чувствуют себя как работники таможенной службы в аэропорту. Но стоит отметить, что изменения, внесенные Указанием Банка России от 10.02.2012 № 2785-У в Положение № 262-П, существенно упростили жизнь и банковским операционным сотрудникам, и иностранным клиентам кредитной организации. До указанных изменений, если в паспорте иностранного гражданина не было страниц на русском языке, для полной его идентификации необходимо было в обязательном порядке требовать у него нотариально заверенный перевод паспорта. Поправки, внесенные в Положение № 262-П, позволяют не делать этого при наличии у гражданина российской миграционной карты или визы.
        Действительно, не каждый иностранец, прибывший в Россию, пойдет делать перевод паспорта и заверять его у нотариуса. Да и не совсем честно предъявлять ему такое требование. Ведь когда российские граждане за рубежом обращаются в банк, никто не требует у них перевод паспорта на местные языки — достаточно данных, указанных в российском паспорте латинскими буквами.

        О. Хлистунова, МБО «ОРГБАНК», дополнительный офис «Мичуринский»

        Особенности установления местонахождения юридического лица
        Если досье физического лица может представлять собой ксерокопию паспорта или информацию о гражданине, занесенную в компьютерную базу банка, то на юридическое лицо, кроме данных в программном обеспечении кредитной организации, должно иметься полноценное досье (юридическое дело). Перечень сведений, которые должны в нем содержаться, приводится в Приложении 2 к Положению № 262-П.
        Остановимся на самом неоднозначном пункте идентификационных сведений: установлении адреса местонахождения и почтового адреса. На первый взгляд ничего необычного в этом требовании нет, и юридическое лицо просто должно дать банку информацию о своем адресе и данные для контактов. Но далее в Положении № 262-П следует пункт о том, что банк обязан установить сведения о присутствии или отсутствии по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности. Каким образом банк должен это устанавливать?
        Первое, что, казалось бы, можно применить, — это анкетирование официального представителя юридического лица, который укажет данные о своей компании, включая ее место нахождения, и заверит их своей подписью. Но будет ли этого достаточно? Оказывается, недостаточно. У представителя необходимо потребовать документ, подтверждающий право юридического лица на нахождение по указанному адресу, например договор аренды или свидетельство о праве собственности. Но нередко при открытии банковского счета клиент еще не располагает этими документами, так как предприятие зарегистрировано недавно. На наш взгляд, это не может быть поводом для отказа в открытии счета. Клиент в данном случае может предоставить гарантийное письмо, в котором он назовет сроки предоставления договора аренды и сведений о местонахождении.
        Нередки случаи, когда сотрудники банка совершают выездные проверки местонахождения клиента. Для этого существует несколько причин.
        Первая — если клиент по подозрениям кредитной организации проводит сомнительные операции по легализации доходов, полученных преступным путем. Тогда необходимо осмотреть помещение и оценить, насколько его внешний вид соотносится с размером проводимых операций и денежных оборотов. Для того чтобы открыть банковский счет, некоторые фирмы арендуют небольшие по площади помещения, при этом не ведут никакой хозяйственной деятельности, а только проводят сомнительные платежи. На двери арендуемого помещения они прикрепляют табличку с названием компании и предупреждают банк, что находятся в здании, где существует пропускной режим, и необходимо заранее согласовывать визит. Этим помещением могут не пользоваться вовсе и приезжать туда только для того, чтобы показать его представителю банка.
        В таких случаях, если у банковского сотрудника, осуществляющего проверку местонахождения клиента, возникают обоснованные подозрения в том, что помещение не используется, а обороты по счету организации при этом велики и переводы идут за то, что имеет физический объем, ему необходимо поинтересоваться у представителя клиента, имеются ли у компании, помимо крошечного офиса, складские помещения, где хранится товар. Если имеются, то необходимо их проверить, если нет — необходимо ставить вопрос о том, что компания работает с целью легализации преступных доходов, и нужно применять соответствующие меры по приостановлению ее расчетной деятельности в конкретном банке.
        Вторая причина — в банке имеется гарантийное письмо, но клиент по тем или иным причинам не предоставил договор аренды. В этом случае, если деятельность организации не вызывает подозрений в легализации преступных доходов, увидев арендуемое помещение, сотрудники банка могут составить акт выездной проверки местонахождения юридического лица. Если же клиент отсутствует по указанному адресу, могут возникнуть обоснованные подозрения, что компания работает в целях осуществления сомнительных операций по отмыванию доходов, полученных преступным путем.

        «Небанковская» идентификация
        Платежные агенты, бизнесом которых является осуществление платежей с использованием терминалов, также обязаны соблюдать противолегализационный закон. В связи с тем что при проведении операции через терминал идентификация невозможна, этим способом нельзя оплатить сумму более 15 000 руб. в пользу операторов мобильной связи и за иные услуги.
        Об идентификации также упоминается в ст. 10 (о порядке использования электронных средств платежа при осуществлении перевода электронных денежных средств) Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». В частности, в статье указаны суммовые пределы остатков электронных денежных средств. Так, у клиентов — физических лиц, которые прошли идентификацию, остаток электронных денежных средств на так называемом электронном счете не должен превышать 100 000 руб., а у неидентифицированных клиентов — не более 15 000 руб. и сумма переводимых платежей с одного неперсонифицированного электронного счета не должна превышать 40 000 руб. в календарный месяц. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, желающие использовать электронные денежные средства, обязательно должны пройти идентификацию у оператора электронных денежных средств, а остаток электронных денежных средств не должен превышать 100 000 руб. на конец рабочего дня оператора электронных денежных средств.
        Проблемы идентификации постоянно возникают в процессе работы банков с клиентами. Особенно актуальными они становятся при внедрении какой-нибудь новой банковской услуги или нового банковского продукта. Необходимо рассмотреть, требует ли данный продукт упрощенной процедуры, или необходимо провести полную идентификацию или вообще не проводить идентификационные мероприятия. Поэтому вопросы правильности и качества проведения идентификации важны всегда.

        Смотрите еще:

        • Приказ министерства здравоохранения 386 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2015 г. № 386н “О внесении изменений в приложения к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1175н “Об утверждении порядка назначения и выписывания […]
        • Паспорт гражданина рф 1997 Паспорт гражданина рф 1997 Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828"Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации"(с изменениями от 25 […]
        • Закон мат сми Вступил в силу закон о запрете мата в СМИ, в кино и на концертах 1 июля 2014 в 09:59 Во вторник, 1 июля, в России вступил в силу закон о запрете ненормативной лексики. Принятие документа инициировала группа депутатов во главе с […]
        • Оплата налога по упрощенке Срок уплаты УСН за 2017 год для ИП и юридических лиц Статьи по теме Упрощенная система налогообложения подразумевает особый порядок уплаты налога - авансовые и годовой платежи. Срок уплаты УСН за 2017 год (4 квартал) для ИП и юридических […]
        • Вышла на пенсию по старости ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 02 августа 2016 Известно, что часть населения в России выходит на досрочную страховую пенсию по […]
        • Приказ 518 о погрешностях Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90 “Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения […]
        • Налоги на автомобили 2013 В Москве с 1 января 2013 года увеличатся ставки транспортного налога Мосгордумой принят закон, в соответствии с которым в столице увеличиваются ставки транспортного налога. Документ приводит ряд положений Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. […]
        • Закон флаге рф Федеральный конституционный закон от 21 декабря 2013 г. N 5-ФКЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге Российской Федерации" и статью 3 Федерального конституционного закона "О […]