Непроизносимая согласная буква правило

Оглавление:

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание непроизносимых согласных

Если в слове встречаются несколько согласных звуков подряд (например, в слове ЧЕСТНЫЙ – СТН, ЗАВИСТЛИВЫЙ – СТЛ, АГЕНТСТВО – НТСТВ и т. п.), то один из них может не произноситься. Такой звук называется НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ. Чтобы выяснить, имеется ли в слове непроизносимый согласный, нужно постараться подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится. Обычно для этого нужно, чтобы проверяемый согласный оказался перед гласным (ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТЕН) или в конце слова (ХРУСТНУТЬ – ХРУСТ).

Рассмотрим в качестве примеров слова ЗВЕЗ(?)НЫЙ, ЧЕС(?)НЫЙ, УЖАС(?)НЫЙ и ОПАС(?)НЫЙ. Убедиться, что в слове ЗВЕЗДНЫЙ между буквами З и Н нужна буква Д, можно с помощью проверочного слова ЗВЕЗДА. В нем этот согласный звук слышится очень хорошо, поскольку за ним следует гласный звук – А. Слово ЧЕС(?)НЫЙ можно проверить словом ЧЕСТЬ, в котором согласный Т оказывается в конце слова.

Слово ОПАСНЫЙ проверяется при помощи слова ОПАСЕН: выясняется, что в этом слове непроизносимого согласного нет. Для прилагательного УЖАСНЫЙ проверочным может служить слово УЖАС (конец слова) или УЖАСАТЬСЯ (позиция перед гласным). Оба проверочных слова указывают на то, что в этом слове нет непроизносимого согласного и «лишние» буквы писать не нужно.

Кроме этого, необходимо запомнить несколько слов, которые не поддаются проверке. Их написание следует выучить.

ПИШУТСЯ БЕЗ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ

1. Вопреки проверке без непроизносимых согласных пишутся слова БЛЕСНУТЬ (хотя БЛЕСТЕТЬ), СКЛЯНКА (хотя СТЕКЛО), СЕРЧАТЬ (хотя СЕРДИТЬСЯ), СКАТЕРКА (хотя СКАТЕРТЬ).

2. Без непроизносимых согласных пишутся непроверяемые слова ШЕСТВОВАТЬ, ЯСТВА, РОВЕСНИК, ЛОСНИТЬСЯ.

3. Пишется без непроизносимого согласного слово КОСНЫЙ, имеющее значение «отсталый, тяготеющий к старому, привычному» (косные убеждения).

ПИШУТСЯ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ

1. Вопреки проверке с непроизносимым согласным пишется слово ЛЕСТНИЦА (хотя ЛЕСЕНКА).

2. С непроизносимым согласным пишутся непроверяемые слова ЧУВСТВО, СВЕРСТНИК.

3. Пишется с непроизносимым согласным слово КОСТНЫЙ, образованное от слова КОСТЬ (костный мозг, костная ткань).

1. Есть здесь в каждом доме свой фатер, ужасно добродетельный и необыкновенно че с_н ый. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)

2. Он даже с Полиной небрежен до грубости; впрочем, с удовольствием уча _с твует в общих прогулках в город. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)

3. Княгиня вздрогнула – глядит Испуганно кругом, Ей ужас се р_ц е леденит: Не все тут было сном! (Н. А. Некрасов, «Русские женщины».)

4. Вы мне мерзки, гадки, чужой, да, чужой! – с болью и злобой произнесла она это ужа с_н ое для себя слово «чужой». (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)

5. Он хотел только того, что получали его свер с_н ики. (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)

6. Хорхе Луис Борхес – живая легенда двадцатого века. Он родился в 1899 году – практически рове с_н ик века – в Аргентине.

7. Есть где-то такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нему на землю ночью перед светлым пра з_н иком. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

8. Брат деда о. Павел рассказывал, что в молодости тот любил прихва с_н уть силой. Разгружают рожь — отодвинет работника, подставит плечо под пятипудовый мешок, другое — под второй такой же, и пойдет, не сгибаясь, к амбару. (А. Чудаков)

9. Небо, зеленые и синие леса, люди, возы с горшками, мельницы – все опрокинулось, стояло и ходило вверх ногами, не падая в голубую прекра с_н ую бездну. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

10. Он попал в прожекторную команду и как-то ночью по ошибке осветил не вражеский, а свой самолет. Смершевцы не дремали — его арестовали тут же, ночь он провел в ихней аре с_н ой землянке, а утром его расстреляли, обвинив в преднамеренных подрывных действиях против Красной Армии. (А. Чудаков.)

11. Черти с собачьими мордами увивались около ведьм, будто парни около кра с_н ых девушек. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

12. У бога есть длинная ле с_н ица от неба до самой земли. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

13. Усталое со _н це уходило от мира, спокойно пропылав свой полдень и утро. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

14. Встают – встаю. Садятся – сяду. Стозначный номер помню свой. Лояльно благодарен Аду За зве з_н ый кров над головой. (Г. Иванов)

15. Я вас люблю, хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напра с_н ый, И в этой глупости несча с_н ой У ваших ног я признаюсь! (А. С. Пушкин)

16. Но вот почу _с твовала она, кто-то дернул ее за шитый рукав сорочки. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

17. Дед, взявши за руку потихоньку, разбудил ее: «Здра _с твуй, жена! Здорова ли ты?» (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

18. Когда Сухов являлся, он выходил и вежливо говорил: «Извините, у нас сегодня по с_н ое. С волчатиной в последнее время туговато». ( А. Чудаков)

19. Увы, закон земной свершая, В безве с_н ый мрак уйду и я, В ничто, где был ничем, не зная Ни слез, ни счастья бытия. (Дж. Н. Г. Байрон)

20. Ссыльно–поселенцы с первых дней бывали буквально потрясены: они попадали в курортное место; их окружала Казахская складчатая страна: миллион гектаров леса, десять озер, прекра с_н ый климат. (А. Чудаков)

21. Соглядатай пра з_н ый, я ль не странен Дорогим мне пашням и лесам. (С. А. Есенин)

22. Четыре деревни одна за другой однообра з_н о вытянуты вдоль улицы. (А. И. Солженицын)

23. Одеяла она вытряхивала ежедневно во дворе, это надо было делать вдвоем, и бабка безжало с_н о отрывала всякого, кто случался дома, от его занятий. (А. Чудаков)

24. Первые струи тумана еще только начинали просачиваться через решетку ограды, и видимость была прекра с_н ая. (А. и Б. Стругацкие)

25. И вдруг снова, гораздо уже я _с твенней, чем прежде, донесся человеческий крик – команда или, может, ругательство . (В. Быков)

26. Как редко, однако, встречается истинное сродство душ в наш убогий, ко с_н ый, себялюбивый век! (Э. Т. А. Гофман)

27. – А затем, – ответил Корнилов с великолепной легкостью, – затем, дорогой, что Ветзооинститут у нас покупает ко с_н ый материал. (Ю. Домбровский)

28. Для тайных дум я пренебрег И путь любви и славы путь, Все, чем хоть мало в свете мог Иль отличиться, иль бле с_н уть… ( М. Ю. Лермонтов)

29. Часто по склону холма густорунные овцы пасутся, Медленно идя туда, куда их на па с_б ище тучном Свежая манит трава, сверкая алмазной росою; Сытые прыгают там и резвятся, бодаясь, ягнята. (Лукреций, «О природе вещей».)

Непроизносимая согласная буква правило

§ 83. В группах согласных один из согласных может не произноситься: в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, рдч, стц, здц, нтск, ндск, ндц, нтств, стск это средний согласный, в сочетаниях лиц, вств — начальный согласный. Наличие непроизносимого согласного проверяется подбором другой формы того же слова или другого родственного слова, где этот согласный произносится, напр.: чес т ный ( честен, честь ), страс т ный (страстен, страсть), радос т ный (радостен, радость), совмес т ный ( вместе ), крёс т ный, крес т ник (крест, крестить), окрес т ный (окрест), кос т ный (кость), пакос т ник (пакость, пакостить), хлес т нуть (хлестать), хрус т нуть (хрустеть), несчас т ный и счас т ливый (счастье), завис т ливый (зависть), с т лать (стелю), поз д ний (опоздать), праз д ный (празден), наез д ник (ездить), сер д це, сер д цевина, сер д чишко (сердец, сердечный), крес т цовый (крестец), ис т ца (истец), под уз д цы (уздечка), гиган т ский (гигант), голлан д ский и голлан д цы ( Голландия, голландец ), аген т ство ( агент ), марксис т ский (марксист, см. § 84); со л нце (солнечный), здра в ствовать, здра в ствуй (здравый, здравие), я в ствовать (явный).

Ср. слова, не имеющие непроизносимых согласных, напр.: ужасный (ужасен), опасный, опасность (опасен), косный (косен), искусный (искусен), властвовать (власть, властен), участвовать (участие), слать (посылать), интриганский, интриганство (интриган).

Исключения. Вопреки проверке по традиции пишутся слова: блеснуть ( хотя блестеть), склянка ‘стеклянный сосуд’ (хотя стекло, стеклянный), серчать ( хотя сердиться), скатёрка ( хотя скатерть; но скатерочка).

Примечание. В некоторых случаях непроизносимый согласный не поддается проверке, напр.: в в слове чувство, т в слове лестница (в последнем случае согласная т пишется вопреки проверке словом лесенка ). Написание таких слов следует запоминать, как и слов, где можно заподозрить лишнюю согласную, напр.: шествовать (идти), яства (еда), ровесник.

§28. Непроизносимые согласные в корне слова сердце, здравствуй, безмолвствовать, поздно, солнце, гигантский, голландский, крёстный, счастливый, агентство

Название правила «Непроизносимые согласные» — дань традиции. Точнее было бы сказать так: «Проверяемые непроизносимые согласные». Тогда оба важных признака этой орфограммы были бы налицо: согласный не произносится, его можно проверить.

Подбери слово
для проверки

Подбери проверочное слово, в котором непроизносимый согласный будет ясно слышен:

сердц е – серд ечко , здрав ствуй – здоров ье , без молв ствовать – молв а, поздн о – о пазд ывать , солнц е – солн ышко , гигант ский — гигант , голланд ский – Голланд ия , крёст ный – крест , счаст ливый – счасть е , агент ство – агент .

В проверочных словах непроизносимый согласный в сильной позиции. Сильная позиция для пороверки непроизносимых согласных:

  • перед гласными:без молв ствовать – молв а, молв ить ,
  • перед непарными звонкими согласными:солнц е – солн ышко, солн ечный (перед [н]) , счаст ливый счасть е (перед [й’]) ,
  • на конце словагигантскийгигант .
  • Русский язык. «Непроизносимые согласные в корне слова». 3-й класс

    Цели:

    • Обучающие: формирование у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками, формирование умения учащихся писать слова с непроизносимыми согласными буквами в корне слова, формировать умение проверять непроизносимую согласную, подбирать проверочные слова.
    • Развивающие: способствовать развитию навыков грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, речи, кругозора детей; умение применять ранее изученные правила; умение ставить учебную задачу и решать её.
    • Воспитывающие: прививать любовь к русскому языку, воспитание самостоятельности при выполнении самостоятельных упражнений, воспитание культуры общения при совместной деятельности.
    • I. Организационный момент

      Учитель. Как вы понимаете смысл пословицы: «Сила человека в его знаниях»? (Пословица записана на левом крыле доски)
      Дети. Это значит, если человек стремится к знаниям, он многого добьётся в жизни.
      Учитель. А вам нравится получать новые знания?
      Дети. Да. Если человек много знает – у него всё получается, у него много друзей.
      Учитель. Я вижу, вы готовы сегодня получать знания. Начинаем наш урок.

      II. Чистописание

      Учитель. А сейчас настроимся на красивое написание слов и предложений, вы ведь хотите, чтобы в ваших тетрадях было аккуратно и понятно написано.
      Дети. Да.
      Учитель. Посмотрите на эти буквы. (Буквы заранее написаны на обратной стороне доски)
      Что объединяет буквы А, Л, Р.
      Дети. Они все заглавные (прописные).
      Учитель. Какие из них можно назвать лишними? (Игра «Третий лишний»)
      Дети. А – гласная, две другие согласные.
      Р – т.к. начинаем писать сверху, а не снизу как другие две.
      Учитель. Сегодня мы напишем буквы А и Л. Какие трудности могут возникнуть при написании этих букв, как их преодолеть и не допустить ошибок?
      Дети. Неправильный наклон 1-го элемента.
      Растягивание буквы и т.д.
      Учитель. Чем отличается буква А от буквы Л?
      Дети. Здесь присутствует петля, которой нет у буквы Л.
      Учитель. А теперь посмотрите ещё раз на образец написания буквы Л и напишите букву до середины строки. Сравните её с образцом, выберите ту букву, которая получилась лучше других, и допишите строчку до конца. Напишите букву А до середины строки. Посмотрите и найдите букву, которая получилась лучше всего. Допишите строчку до конца.

      III. Словарная работа

      Учитель. Сейчас мы с вами повторим изученные словарные слова. Приготовьтесь записывать их в столбик.
      Капуста, квартира, картофель.
      (Дети записывают слова столбиком, для того, чтобы затем рядом написать родственные слова)
      Теперь от каждого из них образуй родственные слова. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.(Взаимопроверка)

      Капуста – капустная, капустница.
      Квартира – квартирка, квартирант.
      Облако – облачко, облачный.

      Учитель. С помощью чего образовывали родственные слова?
      Дети. С помощью суффиксов.
      Учитель. Как ещё можно образовать однокоренное слово?
      Дети. С помощью приставок. Н-р, заоблачные дали.

      IV. Проверка домашнего задания

      Учитель.Дома, вы должны были придумать словосочетания со словами, в которых встречается орфограмма «парная согласная в середине слова». Прошу двух человек выйти к доске и записать словосочетания. Пока ребята работают, ответим на следующие вопросы:

      1. Где ещё можно встретить парную согласную?

      Дети. В конце слова.

      2. Перечислите мне пары согласных букв, в написании которых можно допустить ошибку.

      Дети. Б-п, в-ф, д-т, з-с, г-к, ж-ш.

      3. Как проверить парную согласную?

      Дети. Нужно подобрать родственное слово (проверочное), в котором после этой согласной стоит гласная или буква «н».
      Учитель. Приведите свои примеры.
      Дети. Столбы – столб, указочка – указка, скользить – скользкий и т.д.
      Учитель.А теперь посмотрим, как ребята справились с заданием. Нет ли в их словосочетаниях ошибки.

      V. Изучение нового материала

      1. Постановка проблемной ситуации

      а) Актуализация имеющихся знаний

      Учитель. Что такое орфографическое правило?
      Дети. Это какое-то утверждение, в котором содержится норма и условие её выполнения.
      Учитель. Какие орфограммы мы уже знаем?
      Дети. Безударная гласная, парная согласная на конце и в середине слова и т.д.
      Учитель. Для чего нам нужно знать орфограммы?
      Дети. Чтобы грамотно писать слова и предложения.

      Чтоб ошибок избежать,
      Зоркость будем развивать.
      В игре проверить можешь сам
      Своё внимание к словам.

      б) Предъявление задания, в котором содержится знание, которое они ещё не знают.

      На доске прикреплены слова: тяжёлый, дверной, честный, лёгкий, почтовый, воздушный, улыбка, ошибка, столб.

      (Один ученик работает у доски)

      Учитель. Прочитайте внимательно слова, разделите их на группы по орфограммам, запишите в тетрадь.

      тяжёлый лёгкий честный
      дверной улыбка
      почтовый ошибка
      воздушный столб

      в) Осознание того, чего мы не знаем.

      Учитель. На какие группы разделили слова?

      Дети. 1 столбик – безударная гласная, 2 столбик – парная согласная
      Учитель. Какое слово не подходит ни к одной группе слов?
      Дети. Ни в одну группу не входит слово – честный. (Если дети написали слово честный во второй столбик, нужно спросить у них почему они это сделали, чтобы показать детям, что здесь какая то другая орфограмма).
      Учитель. Давайте попробуем произнести это слово.( можно предложить сделать фонетический разбор слова честный -[ч’эсныj’]).
      Учитель. Что вы заметили?
      Дети. Буква т в этом слове при произношении не слышится.

      2. Постановка учебной задачи

      Учитель. Что это за орфограмма? (дети пытаются с помощью учителя сформулировать).
      Учитель. Верно, ребята, это непроизносимая согласная.
      Учитель. Где она находится?
      Дети. Согласная буква находится в корне слова.
      Учитель. Умеем мы проверять такую согласную?
      Дети. Нет.

      3. Решение учебной задачи

      Учитель. Я сейчас прочитаю вам четверостишие, а вы попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока:

      Иногда согласные
      Играют с нами в прятки.
      Они не произносятся,
      Но пишутся в тетрадке.

      Дети. Согласные, которые не произносятся, но пишутся.
      – Слова, в которых можно пропустить согласную букву.
      – Непроизносимые согласные.

      Учитель. Итак, тема сегодняшнего урока: «Непроизносимая согласная в корне слова и способы её проверки».

      а) Анализ лингвистических примеров:

      Учитель. Дополните третий столбик словами с непроизносимыми согласными в корне слова, выбрав их из тех, которые я вам сейчас продиктую.(продолжаем работать у доски и в тетрадях).

      камыши, яростный, чайка, поздний, тростник .

      Учитель. Назовите и подчеркните буквы, которые обозначают непроизносимые согласные звуки.

      тяжёлый лёгкий честный
      дверной улыбка яростный
      почтовый ошибка поздний
      воздушный столб тростник

      Учитель. Вспомним, как мы проверяли написание слов первых двух столбиков?
      Дети. Подбирали проверочные слова.
      Учитель. Кто догадался, как проверить непроизносимую согласную?
      Дети. Подобрать проверочное слово.

      б) Работа с правилом:

      Учитель. Прочитайте правило на с. 28.

      К сожалению, в этом учебнике правило недостаточно полно, я бы предложила правило следующего характера: «Непроизносимые согласные в корне слова это те согласные, которые в словах не произносятся, но пишутся. Чтобы проверить эту согласную нужно подобрать проверочное однокоренное слово, в котором этот согласный слышится чётко, для этого после согласного должна стоять гласная.
      Дав полное определение правила, работаем с ним:

      – Какие согласные мы называем непроизносимыми?
      – Как проверить непроизносимую согласную?

      в) Вопросы ловушки:

      Учитель. Я считаю, что в слове прекрастный нужно писать букву т.
      Дети. Нет, это не так. Здесь нет никакой непроизносимой согласной
      Учитель. Докажите.
      Дети. Проверяем – прекрасен, красивый. В однокоренных словах буква т не пишется, значит и в слове прекрасный тоже нет буквы т.

      г) составление памятки

      Учитель. Попробуем вместе составить памятку проверки непроизносимых . Запишем слово: радо…ный
      Учитель.
      Какую орфограмму мы проверяем?
      Дети. Нужно определить может здесь быть непроизносимая согласная или нет.
      Учитель. Пробую произнести слово
      Дети.
      Можно сказать радосный, а можно предположить, что здесь есть непроизносимая согласная.
      Учитель. Так как здесь, возможно, есть непроизносимая согласная, подбираю родственные слова.
      Дети. Радость, дети приносят нам много радости.
      Учитель. Если в родственных словах слышим звук т, значит?
      Дети… в слове радостный тоже пишу т, если нет — пробую найти другую орфограмму.
      Учитель. Проверяю себя, ещё раз произношу слово радости, убеждаюсь, что буква т есть в проверочном слове.
      Дети. Пишу букву т в слове радостный.
      Учитель. Итак, у нас получилась следующая памятка:

      1. Какую орфограмму мы проверяем?
      2. Пробую произнести слово
      3. Так как здесь, возможно, есть непроизносимая согласная, подбираю родственные слова
      4. Если в родственных словах слышим звук т, значит, в слове радостный тоже пишу т, если нет — пробую найти другую орфограмму.
      5. Проверяю себя, ещё раз произношу слово радости, убеждаюсь, что буква т есть в проверочном слове.
      6. Пишу букву т в слове радостный.

      Учитель. Мы хорошо с вами потрудились. Теперь немного отдохнём.

      Физкультминутка

      Спал цветок (дети делают вид, что спят)
      И вдруг проснулся (поднимают голову)
      Встрепенулся, оглянулся (поворачиваются в разные стороны)
      Больше спать не захотел (встают из-за парт)
      Взвился вверх и полетел (кружатся на месте).

      Учитель. Что это за цветок такой?
      Дети. Бабочка.

      VI. Закрепление изученного материала

      1. Выборочное письмо.

      Из стихотворения выписать слова с непроизносимыми согласными:

      Учитель.

      Не чудесно, не прекрасно,
      А ужасно и опасно
      Букву Т писать напрасно.
      Всем известно, как прелестно
      Букву Т писать уместно.

      Прочитайте выписанные слова, устно подберите к ним проверочные.

      Дети. ИЗВЕСТНО (известен) ПРЕЛЕСТНО (прелесть)

      2. Учебник с. 29 упр. 58-59(по заданию).
      3. Упр. 56 с. 28(взаимопроверка).

      VII. Итог урока

      Учитель. Что нового узнали на уроке?
      Дети. Мы узнали, что такое непроизносимая согласная и как её проверить.
      Учитель. С какими трудностями столкнулись?
      Дети. Не всегда легко подобрать проверочное слово
      Орфограмму трудно обнаружить, а значит можно допустить ошибку.
      Учитель. Что нужно делать, чтобы преодолеть трудности?
      Дети. Нужно быть внимательным. Подбирать проверочные слова. Помнить памятку.

      Порой в словах встречаются ужасные согласные.
      Они не произносятся. И что писать не ясно вам…
      Чтобы знать, как писать, надо слово изменять,
      И за звуком непонятным быстро гласную искать.

      Непроизносимые согласные в корне слова. Правило, примеры слов

      Непроизносимые согласные — это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове. В словах русского языка встречаются труднопроизносимые скопления согласных звуков:

      вств (здравствуй, чувствовать, явственный, девственный),
      здн (праздновать, праздник, поздний, поздно, бездна, звёздный),
      ндск (голландский, шотландский, финляндский),
      нтск (гигантский, дипломантский, дилетантский),
      стл (постланный, счастливый, совестливый, участливый),
      стн (доблестный, захолустный, яростный),
      лнц (солнце),
      рдц (сердце),
      стск (расистский, националистский)

      При произнесении таких слов выпадают звуки в, д, т, л. Их называют непроизносимыми.

      В таких случаях написание слова с непроизносимым согласным требует проверки.

      Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно изменить его форму или подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после первого или второго согласного этой группы согласных стоял гласный звук.

      Для согласного звука, если после него находится гласный, эта позиция в слове является сильной, то есть тогда согласный слышится ясно и отчетливо.

      Позиция непроизносимого согласного становится сильной также в конце слова и в случаях, если за ним следует непарный сонорный звук (л, м, н, р, й):

      солнце — солнечный, счастливый — счастье (е = [й’э], перед й);

      аген т ство — агент, постная (пища) — пост, жалостливый — жалость.

      Примеры применения правила

      Примеры слов с непроизносимыми согласными

      При произнесении слов «грус т ный», «кос т ный», «ярос т ный» в скоплении согласных звуков стн пропадает звук т. Чтобы правильно их написать, воспользуемся орфографическим правилом.

      Грус т ный — грустен, грустить, грусть;

      кос т ный — косточка, кость, кости, окостенеть;

      ярос т ный — в ярости, ярость.

      Отличные результаты дают задания детям сделать карточки из слов с непроизносимым согласным. На карточке дети пишут 5-10 слов, пропуская опасное место. Затем на уроке ученики меняются карточками и пишут к словам проверочные слова. Примеры слов, в которых есть непроизносимый согласный:

      Свис т нуть (свистеть), аген т ство (агент), безвес т ный (весть), вес т ник (вести), влас т ный (власть), гиган т ский (гигант), голлан д ский (Голландия), горес т ный (горести), громоз д кий (нагромоздил), дилетан т ский (дилетанты), доблес т ный (доблесть), звёз д ный (звезда), захолус т ный (захолустье), здра в ствовать (здравие), корыс т ный (корысть), кос т ный (кость), мес т ный (место), ненавис т ный (ненависть), ненас т ный (ненастье), неизвес т ность (известие), облас т ной (область), окрес т ность (окрест), пас т бище (пасти), поз д но (опоздал), праз д ность (празден), прелес т ный (прелесть), пристрас т ный (пристрастие), радос т ный (радость), свис т нуть (свистеть), сер д це (сердечко), счас т ливый (счастье), трос т ник (тростинка), хлес т нуть (хлестать), хрус т нул (хрустеть), целос т ный (целость), я в ственный (наяву), ярос т ный (ярость).

      Примеры слов, в которых нет произносимой согласной

      В ряде слов нет непроизносимого согласного звука. Примеры слов, где нет непроизносимой согласной т:

      безгла сн ый, вку сн ый, гну сн ый, живопи сн ый, интрига нс кий, иску сн ый, иску сн ица, интере сн ый, живопи сн ый, небе сн ый, ко сн ый (отсталый), куде сн ик, опа сн ый, слове сн ый, слове сн ость, ужа сн ый, рове сн ик, чуде сн ый.

      Чтобы убедиться в отсутствии непроизносимого согласного звука в приведенных словах, поступаем точно также: изменяем их форму или ищем однокоренное слово, в котором в сомнительном месте появится гласный звук.

      Опа сн ый — опасен, иску сн ый — искусен, интере сн ый — интересен, ужа сн ый — ужасен, вку сн ый — вкусен;

      слове сн ый — словеса, чуде сн ый — чудеса, небе сн ый — небеса, живопи сн ый — живопись.

      Прилагательные «чудесный», «небесный», «словесный» имеют в своем составе формообразующий суффикс –ес–, с помощью которого образованы формы множественного числа и косвенных падежей существительных «чудо» , «небо», «слово».

      Чудо — чудеса — чудесный;
      небо — небеса — небесный;
      слово — словеса — словесный, словесность, словесник.

      Не следует вставлять лишний согласный в сочетания ств в следующих словах:

      участвовать, чествовать, шествовать, яства.

      Но есть слова исключения, которые не подчиняются правилу. Это словарные слова:

      бле сн уть (но блестеть, блёстки), пле сн уть (но плеск), лес т ница (но лесенка), склянка (но стекло, стеклянный).

      Нужно различать написание похожих по буквам, но разных по смыслу слов:

      ровесник (ровный по вёснам) — сверстник (одинаковый по возрасту);

      шествовать (шествие) — шефствовать (шефы);

      яства (старославянское ясти — есть) — явственный (явь, явиться, явление);

      наперсник (старославянское перси — грудь) — напёрсток (перст — палец);

      косный (отсталый, реакционный) — костный бульон (кости).

      Слова «ровесник» и «сверстник» считаются словарными, написание которых следует запомнить.

      Существительное «сверстник» восходит в общеславянскому слову «верста», которое служило мерой не только длины, но и возраста. Знание этого поможет написать букву т в слове «сверстник».

      Непроизносимые согласные в корне слова

      Непроизносимые соглас­ные — это зву­ки, кото­рые не про­из­но­сят­ся в скоп­ле­нии соглас­ных в сло­ве.

      Что такое непроизносимые согласные?

      В рус­ском язы­ке при про­из­но­ше­нии неко­то­рых слов в их корне зву­чат не все соглас­ные.

      В ряде лек­сем меж­ду глас­ны­ми суще­ству­ют труд­но­про­из­но­си­мые скоп­ле­ния соглас­ных зву­ков:

    • вств (здра вств уй, чу вств овать, я вств енный, де вств енный),
    • здн (пра здн овать, пра здн ик, по здн ий, по здн о, бе здн а, звё здн ый),
    • ндск (гол­ла ндск ий, шот­ла ндск ий, фин­ля ндск ий),
    • нтск (гига нтск ий, дипло­ма нтск ий, диле­та нтск ий),
    • стл (по стл анный, сча стл ивый, сове стл ивый, уча стл ивый),
    • стн (доб­ле стн ый, захо­лу стн ый, яро стн ый),
    • лнц (со лнц е),
    • рдц (се рдц е),
    • стск (раси стск ий, наци­о­на­ли стск ий)
    • При про­из­не­се­нии таких слов выпа­да­ют соглас­ные зву­ки «в», «д», «т», «л».

      Их назы­ва­ют непро­из­но­си­мы­ми.

      Но в пись­мен­ной речи дан­ные соглас­ные обо­зна­чать необ­хо­ди­мо.

      Как проверить непроизносимый согласный в слове?

      В таких слу­ча­ях напи­са­ние сло­ва с непро­из­но­си­мым соглас­ным тре­бу­ет про­вер­ки, так как, невзи­рая на про­из­но­ше­ние, в корне сле­ду­ет напи­сать необ­хо­ди­мую бук­ву, сохра­няя целост­ность мор­фе­мы. С этой целью вос­поль­зу­ем­ся дву­мя спо­со­ба­ми, что­бы убе­дить­ся, есть ли непро­из­но­си­мый соглас­ный в сло­ве.

      Для соглас­но­го зву­ка, если после него нахо­дит­ся глас­ный, эта пози­ция в сло­ве явля­ет­ся силь­ной, то есть тогда про­ве­ря­е­мый соглас­ный слы­шит­ся ясно и отчет­ли­во.

      Позиция непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го ста­но­вит­ся силь­ной так­же в кон­це сло­ва и в слу­ча­ях, если за ним сле­ду­ет непар­ный сонор­ный звук (л, м, н, р, й):

    • сол н це — сол н ечный;
    • счас т ливый — счас т ье (е = [й’э], перед й);
    • аген т ство — аген т ;
    • пос т ная (пища) — пос т ;
    • жалос т ливый — жалос т ь.
    • При про­из­не­се­нии слов «груст­ный», «кост­ный», «ярост­ный» в скоп­ле­нии соглас­ных зву­ков «стн» про­па­да­ет звук «т». Чтобы пра­виль­но их напи­сать, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом, изло­жен­ным выше:

      Слова, в которых нет непроизносимых согласных

      Следует учи­ты­вать, что в ряде слов в соче­та­нии соглас­ных «сн» нет непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го зву­ка. Не сле­ду­ет писать соглас­ный «т» в сле­ду­ю­щих лек­се­мах:

      без­глас­ный, вкус­ный, гнус­ный, интри­ган­ский, искус­ный, искус­ни­ца, инте­рес­ный, живо­пис­ный, небес­ный, кос­ный (в зна­че­нии «отста­лый»), кудес­ник, опас­ный, сло­вес­ный, сло­вес­ность, ужас­ный, ровес­ник, чудес­ный.

      Чтобы убе­дить­ся в отсут­ствии непро­из­но­си­мо­го соглас­но­го зву­ка в при­ве­ден­ных сло­вах, посту­па­ем точ­но так­же: изме­ня­ем их фор­му или ищем одно­ко­рен­ное про­ве­роч­ное сло­во, в кото­ром в сомни­тель­ном месте появит­ся глас­ный звук.

    • Опа сн ый — опа­сен;
    • иску сн ый — иску­сен;
    • ужа сн ый — ужа­сен;
    • вку сн ый — вку­сен;
    • сло­ве сн ый — сло­ве­са;
    • чуде сн ый — чуде­са;
    • небе сн ый — небе­са.
    • Прилагательные «чудес­ный», «небес­ный», «сло­вес­ный» име­ют в сво­ем соста­ве фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ес-, с помо­щью кото­ро­го обра­зо­ва­ны фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла и кос­вен­ных паде­жей суще­стви­тель­ных «чудо», «небо», «сло­во».

    • Чудо — чуд ес а — чуд ес н ый;
    • небо — неб ес а — неб ес н ый;
    • сло­во — слов ес а — слов ес н ый, слов ес н ость , слов ес ник .

    Не сле­ду­ет встав­лять лиш­ний соглас­ный в соче­та­ния «ств» в сле­ду­ю­щих сло­вах:

    Следует запом­нить напи­са­ние вот этих слов:

    Различаем так­же напи­са­ние сле­ду­ю­щих слов:

    • ровес­ник (ров­ный по вёс­нам) — сверс т ник (оди­на­ко­вый по воз­рас­ту);
    • шество­вать (шествие) — ше ф ство­вать (шефы);
    • яст­ва (ста­ро­сла­вян­ское ясти — есть) — я в ствен­ный (явь, явить­ся, явле­ние);
    • наперс­ник (ста­ро­сла­вян­ское пер­си — грудь) — напёр­сток (перст — палец);
    • кос­ный (отста­лый, реак­ци­он­ный) — кос т ный бульон (кости).
    • Существительное «сверст­ник» вос­хо­дит к обще­сла­вян­ско­му сло­ву «верста», кото­рое слу­жи­ло мерой не толь­ко дли­ны, но и воз­рас­та. Знание это­го помо­жет напи­сать бук­ву «т» в сло­ве «сверстник».

      Видеоурок «Буквы непроизносимых согласных в корне слова»

      1.15. Правописание звонких/глухих и непроизносимых согласных

      Поскольку в речи согласные звуки, как и гласные в безударном положении, могут изменяться, то при правописании согласных (в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания) следует проверять правописание согласного по сильной позиции, прежде всего – по положению перед гласным.

      1.15.1. Звонкие – глухие согласные

      1. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.

      Пру д – пру д ы, моло т ьба – моло т ить, у з кий – у з ок, пру т – (нет) пру т а.

      Исключение: сва д ьба (хотя сва т ать).

      2. Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапо г и – сапо ж ки, запря г ать – пря ж ка), а х чередуется с ш (па х ать – вспа ш ка, каза х и – каза ш ка).

      3. Ударный -ёжк (а) пишется в отглагольных существительных.

      Зубрить – зубр ёжк а.

      4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).

      Космона в т, фи с гармония, ри к ша, зи г заг, во к зал, Е в фрат.

      Есть и русские слова с непроверяемым согласным.

      Ве т чина, при т ча, по т чевать, з десь, з доровье, ни з ги, с добный, чу в ствовать.

      Данное правило распространяется на правописание согласных в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания, хотя правописание различных морфем (частей слова) имеет свою специфику (подробнее см.: раздел 2).

      1.15.2. Непроизносимые согласные

      1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

      Трос т ник – трос т очка, трос т ь, вес т ник – вес т очка, вес т ь.

      Исключения: бле сн уть (хотя бле ст еть), ск лянка (хотя ст екло), пле сн уть (хотя пле ск ать), ло сн иться (хотя ло ск ), ле ст ница (хотя ле с енка).

      2. Необходимо различать следующие пары слов:

    • кос т ный (мозг), надкос т ница (ср.: кость) — косный («отсталый»), косность;
    • ше ф ствовать над кем-либо (ср.: ше ф ы) — шествовать («идти») (ср.: шёл);
    • сверс т ник (ср.: верс т а) — ровесник;
    • я в ственный, я в ствовать (ср.: я в ь, я в ный) — яства («кушанья»).
    • 3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’] ), следует усвоить:

      буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т , выступающих в родственных словах;

      До ск а – до щ атый, во ск – во щ анка, хол ст – хол щ овый, су т ь – су щ ий.

      конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч ( -чик-, -чат-, -чин-, -чив- ).

      Пе с ок, пе с ка, супе с ь – пе сч аный, ре з ать – ре зч ик, боро з да – боро здч атый, бе ж ать – перебе жч ик, хле ст ать – хле стч е, весну ш ка – весну шч атый.

      4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч , перед суффиксами, которые начинаются с ч , вместо к, ч, ц пишется т .

      Крупи ц а – крупи т чатый, ресни ц а – ресни т чатый, неме ц – неме т чина.

      5. Следует различать сочетания чн и шн .

      Сочетание чн пишется в следующих случаях:

      перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н , на месте корневых к, ц, ч , хотя в ряде случаев произносится [ш] (см. п. 1.14).

      Скворе ц – скворе ч ник, лото к – лото ч ник, оч к и – оче ч ник, пустя к – пустя ч ный, яй ц о – яи ч ница, пере ц – пере ч ница, све ч а – подсве ч ник.

      Исключения: двуру ш ник, ру ш ник (хотя ру к а), раё ш ник (хотя раё к ), городо ш ник (хотя городо к );

      в женских отчествах на -ична .

      Мария Савви ч на.

      Сочетание шн пишется в следующих случаях:

      в словах, образованных от основ на х ;

      Сумато х а – сумато ш ный, у х о – нау ш ник.

      в словах с суффиксом -шн- , образованных от наречий;

      Сегодня – сегодня шн ий, зря – зря шн ый.

      в немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных.

      Кино – кино шн ый, домино – домино шн ик.

      искусный, искусно, искусник, родственное – искус, интриганский (ср.: интриган), чудесный (ср.: чудеса), ужасный (ср.: ужас), опасный (ср.: опасаться), гнусный (ср.: гнус), бестелесный (ср.: телеса), небесный (ср.: небеса), словесный, словесность, словесно, словесник (ср.: словеса).

      2) Произносятся и пишутся без н слова:

      прецедент, инцидент, дерматин, констатация.

      Смотрите еще:

      • Закон от 19122005 163-фз Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Документ является поправкой к Комментарии Российской […]
      • Как исчислить сумму налога на доходы физических лиц Как высчитать НДФЛ из зарплаты Актуально на: 24 января 2018 г. По общему правилу заработная плата облагается НДФЛ по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов. И каждый работодатель, будучи налоговым агентом, должен исчислить, […]
      • Осаго если водитель пьян Получение выплаты по ОСАГО при ДТП с пьяным водителем Согласно Правилам дорожного движения (далее – Правила, ПДД) водителю запрещается, при каких бы то ни было обстоятельствах управлять автотранспортным средством в пьяном виде. Это […]
      • Размер пособия по безработице оренбург Сколько платят на бирже труда по безработице Биржа труда – учреждение, входящее в систему государственного регулирования рынка труда. Биржа занимается посредническими функциями, осуществляемыми между работодателями и гражданами, […]
      • Общественное обсуждение закон Статья 24. Общественное обсуждение Статья 24. Общественное обсуждение См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона 1. Под общественным обсуждением в настоящем Федеральном законе понимается используемое в целях общественного […]
      • Досрочное сокращение как оформить Типичный образец заявления на досрочное увольнение по сокращению штата: как написать этот документ? Бывают случаи, когда при сокращении сотрудников на предприятии часто возникают ситуации, когда одна из сторон трудовых отношений выбирает […]
      • Сапожников адвокат Сапожников Юрий Юрьевич (Юрист) Опытный юрист практик, основное направление деятельности - защита компаний в суде (арбитражный процесс). Юрист специализируется на гражданском, корпоративном, хозяйственном и других отраслях права. Высокая […]
      • Приказ въезд на территорию "Детский сад №8 "Капелька" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 8 « Капелька» Приказ 01.09.2017 г. №30/8 «Об организации пропуска автотранспорта на территорию МБДОУ " Д/с № 8 «Капелька» […]