Ндс какой вид налога

Налог на добавленную стоимость в России. Досье

14 июня премьер-министр РФ Дмитрий Медведев рассказал о планах по повышению ставки налога на добавленную стоимость до 20%

ТАСС-ДОСЬЕ. 14 июня 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев рассказал о планах по повышению ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в России с 18 до 20%. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории и особенностях взимания данного налога.

Что такое НДС

НДС взимается в бюджет государства со стоимости товара или услуг на всех этапах его производства и продажи. Это косвенный налог, т. е. собирается государством через продавца, производителя товара или лица, предоставляющего услуги. Он должен перечислить собранные деньги государству. Плательщиками налога фактически являются покупатели или потребители услуг.

На сборы НДС приходится основная часть доходов большинства стран мира.

Впервые НДС был введен во французской колонии Кот- д’Ивуаре в 1954 году, а через четыре года — во Франции.

В ряде стран параллельно или вместо НДС взимается налог с продаж (его платят только в момент приобретения товаров и услуг) или прямой налог с оборота.

В Советском Союзе косвенные налоги впервые появились в 1990 году, когда был введен налог с продаж (5%).

6 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин подписал закон «О налоге на добавленную стоимость», которым зафиксировал его основную ставку в размере 28% и льготную — 21,88% (для товаров и услуг, реализуемым по регулируемым ценам). Введен в действие НДС был законом «Об основах налоговой системы Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года, при этом налог с продаж был отменен.

Уже через полгода 16 июля 1992 года был подписан закон «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России», которым базовая ставка НДС с 1 января 1993 года была снижена до 20%, а льготная — до 10%. Эта ставка действовала до 2004 года, при этом с 1998 по 2004 год она существовала параллельно с налогом с продаж, который устанавливался регионами и взимался в пользу региональных бюджетов. Его максимальная ставка составляла 5%.

НДС был сохранен после вступления в силу с 1 января 2001 года второй части Налогового кодекса РФ.

7 июля 2003 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о поправках во вторую часть Налогового кодекса, уменьшавших ставку НДС до 18%. Эта ставка действовала до настоящего времени.

Законодательство предусматривает различные льготы на выплату НДС.

Освобождены от налогообложения НДС медицинские услуги (по перечню обязательного медицинского страхования), дошкольное образование, продажа очков и линз для коррекции зрения, похоронных принадлежностей, ремонт бытовых товаров по гарантии и т. д. Также нулевая ставка действует на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным и городским общественным транспортом и др.

Льготная ставка в 10% действует, в частности, на продажу продовольственных, медицинских товаров, печатные издания, товары для детей, на внутренние авиаперевозки. Существуют и другие льготы.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

4.1 Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным на ­ логом и представляет собой форму изъятия в бюджет определенной в соответствии с налоговыми ставками части прибавочной стоимости товаров (работ, услуг).

НДС относится к федеральным налогам, регулируется НК РФ (главой 21 «Налог на добавленную стоимость») и обязателен к приме ­ нению на всей территории Российской Федерации.

Глава 21 НК РФ определяет налогоплательщиков налога на добав ­ ленную стоимость. Лица, освобожденные от уплаты НДС, приведены 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ.

  • Организации;
  • Индивидуальные предприниматели;
  • Лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ
  • Освобождены от уплаты НДС

    Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов дея ­ тельности

    Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели име ­ ют право на освобождение от уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпри ­ нимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Это положение не распространяется на организации и индиви ­ дуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в тече ­ ние трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

    Для получения освобождения от НДС необходимо направить в на ­ логовый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения) с приложением следующих доку ­ ментов:

  • выписка из бухгалтерского баланса (для организаций);
  • выписка из книги учета доходов и расходов (для индивидуаль ­ ных предпринимателей);
  • копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
  • Полученное освобождение действует в течение двенадцати месяцев, и, получив его, от него нельзя отказаться в течение указанного срока.

    Налоговым кодексом РФ предусмотрены условия досрочной утра ­ ты права на освобождение:

  • если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без чета НДС за каждые три последовательных календарных месяца пре ­ высила в совокупности два миллиона рублей;
  • если осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.
  • Налоговый кодекс РФ определяет как объект налогообложения четыре типа операций:

    • реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача това ­ ров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущест ­ венных прав. Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе призна ­ ки реализацией товара;
    • передача на территории Российской Федерации товаров (вы ­ полнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизацион ­ ные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;
    • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
    • ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федера ­ ции.
    • Не признаются объектом налогообложения операции, приведенные в п. 2 ст. 146 НК РФ. Сюда, в частности, относятся операции, связанные с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики), передача основных средств, нематериальных ак ­ тивов и (или) иного имущества правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации организации и т. д.

      Налоговая база определяется в зависимости от объекта налогооб ­ ложения:

      при реализации товаров (работ, услуг) — стоимость этих товаров (работ, услуг), с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. Предполагается, что цена товаров (работ, ус ­ луг), указанная сторонами сделки, соответствует рыночным ценам.

      Налоговые органы вправе проверять правильность применения цен:

    • при передаче налогоплательщиком товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль организаций — стоимость этих товаров (работ, ус ­ луг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их от ­ сутствии — однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), дейст ­ вовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС;
    • при выполнении строительно-монтажных работ для собственно ­ го потребления — фактическая стоимость выполненных работ;
    • при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Феде ­ рации — сумма:
    • таможенной стоимости товаров;
    • подлежащей уплате таможенной пошлины;
    • подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

    Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок то ­ варов (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
  • Налоговый кодекс РФ дает два вида налоговых льгот:

  • перечень операций, освобожденных от налогообложения (ст. 149);
  • перечень товаров, ввоз которых освобожден от налогообложе ­ ния (ст. 150).
  • Налоговым периодом является квартал.

    Налоговые ставки установлены в размере 0, 10 и 18% в зависимос ­ ти от вида товаров (работ, услуг).

    В тех случаях, когда нужно определить сумму НДС в общей сумме платежа, поступления средств, цене товара и пр., когда сумма НДС должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определя ­ ется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налого ­ вой базы:

  • При ставке налогообложения 10%-10/110*100%;
  • При ставке налогообложения 18%-18/118*100%.
  • Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

    При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. Отсюда возникает обязанность налогоплательщика вести раздельный учет по товарам (работам, услугам), облагаемым по разным налоговым ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

    При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав продавцом дополнительно к цене предъявляется сумма НДС.

    Основанием для принятия покупателем предъявленных продав ­ цом сумм налога к вычету является счет-фактура.

    Налогоплательщики обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

    Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных сче ­ тов-фактур, книг покупок и книг продаж установлен постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалте ­ ром организации либо иными лицами, уполномоченными на то прика ­ зом (иным распорядительным документом) по организации или дове ­ ренностью от имени организации.

    При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринима ­ телем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимате ­ лем с указанием свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, как правило, меньше исчисленных сумм налога, поскольку налогоплательщики уменьшают исчисленную сумму налога на суммы налоговых вычетов. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные покупателями при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления.

    Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав и документов, подтверж ­ дающих уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную терри ­ торию Российской Федерации.

    Порядок подтверждения права на получение налоговых вычетов при налогообложении по налоговой ставке 0% определен ст. 165 НК РФ.

    Пункт 3 ст. 170 НК РФ предусматривает случаи, когда суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению (при передаче имущества в качестве вклада в устав ­ ный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов в размере, ранее принятом к вычету пропорционально остаточной (балансовой) стои ­ мости передаваемого имущества и др.).

    Пункт 2 ст. 170 НК РФ определяет случаи, когда суммы НДС, уп ­ лаченные при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, учитывают ­ ся в стоимости этих товаров (работ, услуг) и включаются в расходы организации или физического лица:

  • при использовании товаров (работ, услуг) для операций по про ­ изводству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению;
  • при использовании товаров (работ, услуг) для операций по про ­ изводству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом которых не признается территория Российской Федерации;
  • при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг) лицами, не яв ­ ляющимися налогоплательщиками НДС либо освобожденными от уп ­ латы НДС;
  • при использовании товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации (передаче) товаров (работ, ус ­ луг), операции по реализации (передаче) которых не признаются объ ­ ектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.
  • При осуществлении налогоплательщиком операций, освобожден ­ ных от налогообложения, наряду с операциями, подлежащими налого ­ обложению, налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления необлагаемых налогом операций. При отсутствии раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления необлагаемых налогом операций, вычету не подлежат и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль (налога на доходы физических лиц), не включается.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по ито ­ гам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налого ­ вых вычетов.

    Уплата налога производится по итогам каждого налогового перио ­ да равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Представление налоговой декларации производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, утвержденной приказом Минфина России.

    В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вы ­ четов превышает общую сумму налога, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

    Сроки и порядок уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную
    территорию Российской Федерации устанавливается таможенным за ­ конодательством РФ.

    Сейчас в России приняты и существуют 3 вида НДС (3 вида ставок НДС): 0% (без НДС), 10% и 18%.

    Первый вид НДС, ставка 0%.

    1. Первый вид НДС, равный нулевой налоговой ставке, осуществляется при продаже:

    — товара, который был вывезен в таможенной процедуре экспорта, товара, который был помещен под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с подачей в налоговую соответствующих документов;

    — услуг по международной перевозке товаров (перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, ж/д транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления либо пункт назначения товаров расположен вне России);

    — работ (услуг), которые выполняются (оказываются) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;

    — услуг по перемещаются трубопроводным транспортом природного газа, который поставляется в/из других государств, кроме того, услуг по перевозке (организации перемещения) трубопроводным транспортом ввозимого природного газа для переработки в пределах Росси;

    — услуг, которые оказываются организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электросетью по передаче по единой национальной (общероссийской) электросети электроэнергии, поставка которой происходит из электроэнергетической системы России в электроэнергетические системы других стран;

    — работ (услуг), которые выполняются (оказываются) российскими организациями (кроме организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, которые транспортируются через границу России, в товаросопроводительных документах которых указаны пункт отправления и/или пункт назначения, которые расположены вне России;

    — работ (услуг) по переработке товаров, которые были помещены под таможенную процедуру переработки на таможенной тер-и;

    — услуг по предоставлению ж/д подвижного состава и/или контейнеров, которые оказываются российскими организациями либо ИП, для совершения перевозки либо перемещения ж/д транспортом используемых товаров либо продуктов переработки с условием, что пункт отправления и пункт назначения расположены в пределах Российской Федерации;

    — работ (услуг), которые выполняются (оказываются) организациями внутреннего водного транспорта, по отношению к товарам, которые вывозятся в таможенной процедуре экспорта при перевозке (перемещении) товаров в пределах России из пункта отправления до пункта выгрузки либо перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река — море) плавания либо другие типы транспорта;

    — работ (услуг), которые конкретно связаны с перевозкой либо перемещением товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита в процессе перевозки зарубежных товаров от таможенного органа в месте прибытия в Россию до таможенного органа в месте убытия из России;

    — услуг по перевозке пассажиров и багажа с соблюдением условия, что пункт отправления либо пункт назначения пассажиров и багажа находятся вне России, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

    — товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;

    — драгоценных металлов налогоплательщиками, которые производят их добычу либо производство из лома и отходов, содержащих в себе драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центробанку Российской Федерации, банкам;

    — товаров (работ, услуг) для использования иностранными дипломатическими представительствами либо для личного пользования дипломатического либо административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, — в случаях, когда законодательством иностранного государства установлен аналогичный порядок либо если такая норма предусмотрена в международном договоре России;

    — припасов, которые были вывезены из России. Припасами считаются, в данном случае, топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река — море) плавания;

    — выполняемых российскими перевозчиками на ж/д транспорте работ (услуг) по перевозке либо перемещению экспортируемых за пределы России товаров и вывозу из России продуктов переработки в пределах Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой либо перемещением работ (услуг);

    — построенных судов, которые должны быть зарегистрированы в Российском международном реестре судов, с условием подачи в налоговые органы необходимых документов.

    В соответствии со статьей 165 Налогового Кодекса Российской Федерации, для применения нулевой процентной ставки налога, необходимо это право подтвердить.

    При реализации товаров для подтверждения обоснованности применения ставки налога в 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы нужно подать такие документы:

    1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза и/или припасов за пределы России. Если контракты содержат сведения, которые несут в себе государственную тайну, вместо копии подается выписка из контракта, в которой будет предоставлена информация, необходимая для проведения налогового контроля;

    2) выписка банка (копия выписки), которая подтверждает фактическое поступление выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;

    3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, который совершил выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен из России, других территорий, относящиеся к ней;

    4) копии транспортных, товаросопроводительных и/или других документов с отметками пограничных таможенных органов, которые бы подтверждали вывоз товаров из России, других территорий, относящиеся к ней;

    5) если товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, необходимо подать такие документы:

    — контракт (копия контракта), который был заключен с резидентом особой экономической зоны;

    — копия свидетельства о регистрации лица как резидента особой экономической зоны;

    — выписка банка (копия выписки) + копии приходных кассовых ордеров, которые подтверждают фактическое поступление выручки;

    — таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа.

    При реализации товаров через комиссионера, поверенного либо агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору в налоговые органы также необходимо предоставить:

    1) договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным либо агентом;

    2) контракт (копия контракта) лица, который производит поставку товаров на экспорт либо поставку припасов по поручению налогоплательщика, с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Таможенного союза и/или припасов за пределы России;

    3) выписка банка (ее копия), которая подтверждает фактическое поступление выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика либо комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.

    Документы (их копии) должны быть поданы в налоговый орган налогоплательщиком в срок не позднее 180 календарных дней, считая от даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны, перемещения припасов.

    Если по завершении 180 календарных дней налогоплательщик не подал выше описанные документы (их копии), тогда операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) будут облагаться налогом по ставкам 10 либо 18%.

    Если в дальнейшем налогоплательщик подает документы (их копии), которые являются основанием для применения нулевой ставки налога, то уплаченные ранее суммы налога будут возвращены налогоплательщику на его счет.

    Второй вид НДС, ставка 10%.

    Второй вид НДС, равный ставке налога в 10%, применяется при продаже:

    1. Продовольственных товаров:

    — скота и птицы в живом весе;

    — мяса и мясопродуктов (исключая деликатесные продукты);

    — молока и молокопродуктов (в том числе мороженое, произведенное на их основе, исключая мороженое, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);

    — яйца и яйцепродуктов;

    — сахара, включая сахар-сырец;

    — зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;

    — маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);

    — хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);

    — рыбы живой (кроме ценных пород);

    — море- и рыбопродуктов (исключая деликатесные продукты);

    — продуктов детского и диабетического питания;

    — овощей (в том числе картофель).

    2. Товаров для детей:

    — трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп;

    — обуви (исключая спортивную обувь);

    — тетрадей для рисования;

    — альбомов для рисования;

    — альбомов для черчения;

    — папок для тетрадей;

    — обложек для учебников, дневников, тетрадей;

    — касс цифр и букв;

    3. Периодических печатных изданий, исключая издания рекламного/эротического характера; книжной продукции, которая связана с образованием, наукой и культурой, исключая книжную продукцию рекламного/эротического характера.

    4. Медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

    — лекарственных средств, включая субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;

    — изделий медицинского назначения.

    Третий вид НДС, ставка 18%.

    Третий вид НДС, равный ставке налога в 18%, применяется во всех остальных случаях, не описанных выше.

    Применение расчетного метода при исчислении НДС.

    При определении суммы НДС расчетным методом, сумма НДС вычисляется процентным отношением налоговой ставки к налоговой базе, которая принимается за 100 и увеличивается на соответствующий размер налоговой ставки, — 10/110, 18/118.

    Расчетный метод исчисления НДС применяется в таких случаях:

    1. При получении денежных средств, которые связаны с оплатой товаров (работ, услуг), указанных в статье 162 Налогового Кодекса Российской Федерации.

    Налоговая база увеличивается на суммы:

    — которые были получены за проданные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо другим образом связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);

    — которые были получены как процент (дисконт) по полученным облигациям и векселям, процент по товарному кредиту в части, которая больше размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования ЦБ РФ, которые были актуальны в периодах расчета процента;

    — которые были получены страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения.

    Эти положения не применяются для операций по продаже товаров (работ, услуг), не облагаемые налогом (освобожденные от налогообложения), и по отношению к товарам (работам, услугам), местом реализации которых не является территория Россия.

    В налоговую базу не входят денежные средства, которые были получены управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными либо другими специализированными потребительскими кооперативами, которые отвечают за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с применением которых подаются коммунальные услуги, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

    2. При получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

    3. При передаче имущественных прав, которые указаны в подпункте 2 — 4 статьи 155 Налогового Кодекса Российской Федерации.

    При уступке денежного требования, которое вытекает из договора продажи товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых должны облагаться по НДС, либо при переходе этого требования к другому лицу налоговая база вычисляется в порядке, указанном в статье 154 Кодекса.

    Налоговая база при уступке новым кредитором, который получил денежное требование, выходящее из договора продажи товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых должны облагаться налогом, вычисляется в виде суммы превышения размеров дохода, который был получен новым кредитором при дальнейшей уступке требования либо при остановке обязательства, над суммой расходов для покупки требования.

    При передаче имущественных прав налогоплательщиками, включая участников долевого строительства, на жилые дома либо жилые помещения, доли в жилых домах либо жилых помещениях, гаражи либо машино-места налоговая база вычисляется в виде разницы между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на покупку прав.

    При покупке денежного требования у третьих лиц налоговая база вычисляется в виде превышения суммы доходов, которые были получены от должника и/или при дальнейшей уступке, над суммой расходов на покупку этого требования.

    При передаче прав, которые связаны с правом заключения договора, и арендных прав налоговая база вычисляется в порядке, который описан в статье 154 Кодекса.

    4. При удержании налога налоговыми агентами согласно с подпунктом 1 — 3 статьи 161 Налогового Кодекса Российской Федерации.

    При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория России, налогоплательщиками — иностранными лицами, которые не состоят на учете в налоговых органах, налоговая база вычисляется в виде суммы дохода от продажи с учетом налога.

    Налоговая база вычисляется отдельно при совершении каждой операции по реализации.

    Данная налоговая база вычисляется налоговыми агентами — организациями и ИП, которые уже состоят на учете в налоговых органах, покупающими в пределах России товары (работы, услуги) у нерезидентов Российской Федерации.

    Налоговые агенты должны рассчитать, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет необходимую сумму НДС, не зависимо от исполнимости обязанностей налогоплательщика, которые связаны с расчетом и уплатой налога.

    При предоставлении в пределах России органами гос-й власти и управления, органами местного самоуправления и казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база вычисляется в виде суммы арендной платы с учетом налога. При чем, налоговая база вычисляется налоговым агентом отдельно по всем арендованным объектам имущества. Тогда за налоговых агентов принимаются арендаторы данного имущества. Они должны рассчитать, удержать из доходов, которые уплачиваются арендодателю, и уплатить в бюджет необходимую сумму налога.

    При реализации (передаче) в пределах Российской Федерации государственного имущества, которое не закреплено за государственными предприятиями и учреждениями, и которое составляет гос. казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения либо иного муниципального образования, налоговая база вычисляется в виде суммы дохода от продажи (передачи) этого имущества с учетом НДС.

    При чем, налоговая база вычисляется отдельно при совершении всех операции по продаже (передаче) данного имущества. В таком случае налоговыми агентами являются покупатели (получатели) данного имущества, кроме физлиц, не являющихся ИП. Данные лица должны рассчитать расчетным методом, удержать из доходов и оплатить в бюджет необходимую сумму налога.

    При реализации в пределах Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база вычисляется исходя из рыночной цены реализуемого имущества (ценностей), с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В таком случае налоговыми агентами являются органы, организации либо ИП, которые уполномочены производить продажу этого имущества.

    При реализации в пределах Российской Федерации товаров иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах как налогоплательщики, налоговыми агентами являются организации и ИП, производящие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с указанными иностранными лицами. В таком случае налоговая база вычисляется налоговым агентом в виде стоимости этих товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них размера налога.

    В случае если на протяжении 10 лет от регистрации судна в Российском международном реестре судов его исключили из реестра, кроме исключения из-за признания судна погибшим, пропавшим без вести, конструктивно погибшим, утратившим качества судна в результате перестройки либо любых иных изменений, либо если на протяжении 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна не осуществлена, налоговая база вычисляется налоговым агентом в виде стоимости, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога. При чем, налоговым агентом будет лицо, в собственности которого находится судно на момент исключения его из реестра судов.

    Налоговый агент должен рассчитать по налоговой ставке 18% размер налога, удержать ее у налогоплательщика и перечислить в бюджет.

    5. При реализации имущества, которое было куплено на стороне и которое учитывается с НДС, и при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки согласно с подпунктом 3 и 4 статьи 154 Налогового Кодекса Российской Федерации.

    Налоговая база вычисляется в виде стоимости товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из рыночных цен, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

    При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) налоговая база вычисляется исходя из суммы полученной оплаты с учетом НДС.

    При продаже товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога, передаче при оплате труда в натуральной форме налоговая база вычисляется в таком же порядке.

    При продаже имущества налоговая база вычисляется в виде разницы между ценой реализуемого имущества и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

    При продаже с/х продукции, которая была закуплена у физлиц, по перечню от Правительства Российской Федерации (кроме подакцизных товаров), налоговая база вычисляется в виде разницы между ценой с учетом НДС и ценой приобретения указанной продукции.

    При продаже услуг по производству товаров из давальческого сырья налоговая база вычисляется в виде стоимости их обработки, переработки либо другой трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС.

    При продаже товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, которые предполагают поставку по истечении установленного договором срока по указанной цене), финансовых инструментов срочных сделок, которые не обращаются на организованном рынке, налоговая база вычисляется в виде стоимости этих товаров (работ, услуг), стоимость базисного актива (для финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из рыночных цен, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

    При продаже товаров в многооборотной таре, которые имеют залоговую цену, залоговые цены этой тары не включаются в налоговую базу, если указанная тара должна быть возвращена продавцу.

    6. В остальных случаях, когда согласно с Налоговым кодексом размер НДС должен вычисляться расчетным методом.

    Если ставка НДС одна, то налоговая база общая. Необходимо суммарно определять налоговую базу по всем операциям, облагающимся по одной ставке (абз. 4 пункта 1 статьи 153 Кодекса).

    Налог на добавленную стоимость

  • Налоги и налоговая система
  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Налоговые органы
  • Налоговые проверки
  • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
  • Налоговое администрирование и налоговый контроль
  • Упрощенная система налогообложения
  • Принципы налогообложения
  • Функции налогов
  • Налог на добавленную стоимость является самым молодым из налогов, формирующих основную долю доходной части бюджетов. Схема его взимания была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 г., в налоговую систему Франции он был введен в 1968 г. В России налог на добавленную стоимость взимается с 1992 г.

    Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенный многоступенчатый налог, взимаемый с каждого акта продажи, начиная с производственного цикла и заканчивая продажей конечному потребителю.

    Добавленную стоимость можно рассчитать как сумму выплачиваемой заработной платы ( ) и получаемой прибыли ( ):

    Добавленную стоимость также можно представить как разность сумм поступлений за проданную продукцию и произведенных затрат (материальных и амортизации):

    Исходя из этих способов определения добавленной стоимости, можно использовать четыре различных способа ее налогообложения:

    • прямой аддитивный, предполагающий применение ставки налога к результату сложения компонентов добавленной стоимости;
    • косвенный аддитивный, основанный на применении ставки к каждому из компонентов;
    • метод прямого вычитания, основанный на применении ставки к разнице в ценах реализации и закупки;
    • косвенный метод вычитания, или зачетный метод по счетам, когда ставка применяется отдельно к цене реализации продукции и к цене приобретения сырья, материалов и пр.
    • Если условно принять ставку налога за , то расчет налога, согласно перечисленным методам, будет иметь вид:

      He все возможные способы исчисления НДС одинаково удобны и практически реализуемы. Так, существенным недостатком прямого и косвенного аддитивных методов является то, что при необходимости применить к разным товарам различные ставки налога требуется вести очень сложный аналитический и бухгалтерский учет с разбивкой компонентов добавленной стоимости в зависимости от их отношения к конкретному товару. Соответственно многократно усложняется система налогового администрирования.

      При расчете налога на добавленную стоимость используется четвертый метод. Его использование не требует определения собственно добавленной стоимости. Вместо этого ставка применяется к ее компонентам (затратам (кроме заработной платы) и реализованной продукции).

      Этот метод удобен, так как:

    • позволяет применять ставку налога непосредственно при сделке, что дает преимущества технического и юридического характера;
    • наличие счета-фактуры, в котором отражаются налоги, становится самым важным и принципиальным моментом совершения сделки и информации о налоговых обязательствах. Использование счета-фактуры с указанием совершенной сделки дает возможность контроля за движением товара с целью налоговой проверки.
    • При использовании первого и второго методов расчета налога необходимо определить прибыль. Но поскольку в балансах компаний совершенные операции по продаже не подразделяются на виды товарной продукции в соответствии с действующими ставками налога, а также не выделяются по видам товаров закупки, то в этом случае применима лишь единая ставка налога на добавленную стоимость. Четвертый метод позволяет использовать дифференцированную ставку налога.

      Таким образом, четвертый метод, или инвойсный, наиболее практичный. Фискальное достоинство НДС заключается в том, что каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара в момент продажи является плательщиком налога на добавленную стоимость.

      Разница между НДС, полученным от покупателя, и НДС, уплаченным ранее поставщикам при покупке товаров для своего производства, вносится в бюджет. Смысл подобной схемы расчета и уплаты налога состоит в том, чтобы облагать на каждой стадии сумму добавленной стоимости (заработной платы, процента, ренты, прибыли). Механизм действия налога на добавленную стоимость является относительно нейтральным по отношению к интересам предпринимателей, так как предполагает возмещение НДС, уплаченного налогоплательщиком, каждым последующим потребителем, падая в результате на конечного потребителя продукции (работ, услуг) — население. Выделение добавленной стоимости в каждом звене реализации имеет важное значение:

    • четко ограничивается цена товара, что побуждает производителя снижать издержки производства;
    • в процессе расчетов по налогу государство получает сведения о темпах оборачиваемости промышленного и торгового капитала, тем самым облегчаются задачи макроэкономического программирования;
    • государству поступают доходы еще до реализации товара населению — единственному и конечному плательщику НДС.
    • НДС позволяет государству получать доход на каждой стадии реализации, обеспечивая бюджет стабильным источником дохода. По политическим и экономическим соображениям многие страны устанавливают несколько ставок налога. Пониженные применяются, как правило, к продовольственным товарам и медицинским услугам, повышенные — к предметам роскоши.

      Кроме того, существует широкий круг товаров, для которых ставка процента равна нулю (например, для экспортируемых товаров (работ, услуг)).

      Введение налога на добавленную стоимость — это обязательное условие вступления страны в ЕС. Налог на добавленную стоимость более эффективен по сравнению с налогом с продаж в розничной торговле для создания льготных условий налогообложения отдельных товаров и услуг. НДС способен значительно увеличить поступления в бюджет страны по сравнению с другими налогами.

      В Российской Федерации до 2001 г. НДС взимался на основании закона от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», а с 1 января 2001 г. он взимается на основании главы 21 Налогового кодекса. В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации.

      Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии с Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

      Кроме этого, ст. 145 НК РФ предоставляет право организации и индивидуальному предпринимателю на освобождение от обязанностей плательщика НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

      Освобождение не может быть предоставлено организациям и предпринимателям, реализующим подакцизные товары или ввозящим товары на таможенную территорию Российской Федерации.

      Право на освобождение предоставляется на 12 последовательных календарных месяцев в уведомительном порядке. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

      Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета:

    • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
    • выписка из книги продаж;
    • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
    • Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов.

      Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с основаниями, установленными НК РФ.

      По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

    • документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;
    • уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
    • Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

      Организации (или предприниматели), получившие право на освобождение от уплаты НДС, включают «входящий» НДС в свои затраты, т. е. суммы «входящего» НДС уже не могут быть предъявлены ими к вычету.

      Объекты налога на добавленную стоимость

      См.далее: Операции, признаваемые (не признаваемые) объектами налогообложения:

      Объектом обложения НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, и важно знать условия, при которых местом реализации является РФ (табл. 9).

      Таблица №9 Место реализации товаров (работ, услуг)

      Виды ставок НДС в 2017 году

      • 18.01.2017&nbsp&nbsp
      • Бухгалтерия &nbsp&nbsp
      • Бухучет &nbsp&nbsp
      • Экспортные партии товаров облагаются НДС по ставке 0%, но плательщику придется доказать факт вывоза продукции за пределы РФ. Но обо всем подробнее.

        Формирование налога на добавленную стоимость

        Как формируется НДС – этот вопрос интересует всех начинающих бухгалтеров и бизнесменов. Предприятие для производственного цикла закупает сырье, в стоимость которого уже включен налог. После изготовления товара наступает момент подсчета всех затрат – формирование себестоимости. Далее определяется сумма закладываемой прибыли и сверху начисляется НДС. Полученная цифра – продажная цена произведенных товаров.

        При этом уплаченная поставщику сырья сумма налога – вычет, т.н. «входной» НДС. Эта цифра учитывается по дебету счета 68 (субсчет расчетов по НДС). 18% от полученной выручки (при продаже продукции или реализации услуг) – величина, подлежащая учету по кредиту 68 счета. Дебетовое сальдо – возмещаемая государством сумма налога, кредитовое – подлежит перечислению в бюджет.

        Виды ставок налога

        Какие ставки НДС бывают? Ответ на вопрос вызывает интерес многих владельцев бизнеса в России, ответ прописан в НК России:

      • нулевая ставка НДС устанавливается на экспортную продукцию, товары космической индустрии, услуги по транспортировке нефти и газа, драгоценные металлы на экспорт и некоторые другие виды услуг и продукции. Посмотреть перечень товаров по 0% ставке НДС можно в ст.164 Налогового кодекса Российской Федерации;
      • пониженная ставка – 10%. Используется продавцами молочной, мясной и некоторых других видов продукции. Все товары для детей (коляски, предметы одежды и т.д.) облагаются НДС по льготной 10%-ной ставке. В эту же группу входят медицинские препараты, периодические издания, образовательная и научная литература;
      • базовая ставка, которой облагаются услуги и товары – 18% НДС. Сюда относят торговые позиции, не вошедшие в первые 2 группы (с нулевой и 10% ставками налога).
      • НДС: новшества 2017 года

        Глобальных изменений в вопросе начисления и учета НДС в 2017 г. не предвидится, но есть ряд изменений.

        Ставка НДС 2017 года в отношении интернет-услуг, оказываемых иностранными компаниями на территории России – 15,25%. Данные изменения предусмотрены законом №244-ФЗ от 3 июля 2016г., широкому кругу аналитиков данный вид НДС уже известен как «налог на google» (причина – нововведения затронут многих иностранных продавцов электронных услуг, включая упомянутый сервис).

        Ставка НДС 10% станет доступна многим печатным изданиям с объемом рекламы не более 45% (ранее перечень со ставкой НДС 10% включал только издания печати с предельным объемом рекламы 40%). Данные изменения стали возможны благодаря внесению поправки в абз.8 пп.3 п.2 ст.164 Налогового кодекса России законом №408-ФЗ от 30 ноября 2016г.

        Изменения коснулись не только ставки НДС на товары, расширен перечень операций для применения 10%-ного налога. Сюда теперь можно отнести операции, направленные на выдачу поручительства или гарантии небанковскими организациями (Федеральный закон №401-ФЗ от 30 ноября 2016г.).

        Для справки

        Расположенная ниже таблица визуально иллюстрирует распределение товаров и услуг по трем различным ставкам налога на добавленную стоимость. Плательщиками НДС являются как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Освобождаются от налога на добавленную стоимость лишь плательщики специальных налоговых режимов — ЕНВД, УСНО, ЕСХН, ПСН.

        Смотрите еще:

        • Приказы об отпуске лс Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения […]
        • Приказ фсин нормы обеспечения Приказ фсин нормы обеспечения Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей […]
        • Возмещение судебных расходов при частичном удовлетворении иска Возмещение судебных расходов при частичном удовлетворении иска Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной […]
        • Приказ на отпуск донорам Приказ на отпуск донорам Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей […]
        • Приказ минтруда россии 148н от 12 апреля 2013 Приказ минтруда россии 148н от 12 апреля 2013 Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации […]
        • Приказ о доплатах за заведование кабинетами Положение о порядке доплат и надбавок, компенсационных выплат ПОЛОЖЕНИЕ о порядке установления стимулирующих и компенсационных выплат, доплат за работу, не входящую в должностные обязанности, премирование работников МОУ «Оленьковская […]
        • Об упразднении судов общей юрисдикции Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения […]
        • Guns купля продажа ружья Последние объявления Продажа самозарядного карабина «Тигр» с нарезным стволом, калибром 7.62мм, Японским оптическим прицелом. К карабину прилагаются: — магазин на 10 патронов; — 2 магазина по 5 патроно. Двухствольное ружье, 12 кал. […]