Ндфл не имеющее гражданства

Подтверждение официального источника дохода для получения гражданства РФ

Я получила ВНЖ по программе «Носители русского языка» в апреле 2017 года и, т.к. являюсь гражданкой Украины после этого имею право подавать документы на приобретение гражданства РФ.

Для этого УФМС требует подтвердить официальный источник дохода за год, предшествующий обращению, и за текущий год. Официально я трудоустроена с 1 июня 2017 года, поэтому 2ндфл могу предоставить только за этот промежуток времени.

В УФМС мне сказали,что для подтверждения дохода за 2016 год можно открыть счет в банке на сумму не менее 18( что б захватить половину 2017 года,пока я не работала) прожиточных минимумов (Московская область) и, задекларировав их, оплатить налог 13%. С квитанцией об оплате налога и выпиской из банка о наличии счета уже можно подавать документы.

Скажите,законно ли это требование? И какие варианты решения данного вопроса Вы можете предложить?

11 Сентября 2017, 20:52 Юлия, г. Щелково

Ответы юристов (7)

Требование о наличии определенной суммы на счету по сути ничем не обосновано.

В соответствии с п. 21.4 Приказа ФМС России от 22.04.2013 N 215 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации»,

Документ, подтверждающий наличие законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность. Такими документами являются: справка о доходах физического лица, справка с места работы, пенсионное удостоверение, подтверждение о получении алиментов, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, справка о наличии банковского вклада с указанием номера счета и суммы вклада, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность.

Вид на жительство я уже получила, для носителей русского языка подтверждение доходов на этом этапе не требовалось. Или для получения внж и гражданства один регламент?

11 Сентября 2017, 21:24

Есть вопрос к юристу?

В ст. 14 ФЗ «О гражданстве РФ» отмечается, что

2.1.Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации,признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;б) имеют законный источник средств к существованию;
в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины.

Таким образом, требование о наличии законного источника средств к существованию является одним из условий получения гражданства РФ.

В свою очередь в

Указе Президента РФ от 14.11.2002 N 1325
«Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» было отмечено, что

г.1) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании части второй.1 статьи 14 Федерального закона:
вид на жительство;один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию;
решение о признании заявителя носителем русского языка, принятое комиссией Министерства внутренних дел Российской Федерации или территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее — комиссия по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка);
документ полномочного органа (удостоверенный полномочным органом) иностранного государства, подтверждающий выход заявителя из гражданства данного государства, либо документ, подтверждающий невозможность отказа от гражданства иностранного государства в силу независящих от заявителя причин. Документом, подтверждающим невозможность отказа от гражданства иностранного государства, является решение полномочного органа иностранного государства об отказе заявителю в выходе из гражданства либо документ, подтверждающий, что выход из гражданства не допускается законодательством этого государства или что заявитель в установленном порядке обратился в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства, но по такому заявлению в установленный законодательством этого государства срок не было принято решение. Представление указанных документов не требуется, если заявитель состоит в гражданстве государства, с которым существует международный договор Российской Федерации, предусматривающий возможность сохранения имеющегося иного гражданства при приобретении гражданства Российской Федерации;

К числу указанных документов согласно Указу отнесены:

справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности

Таким образом, для подтверждения законного источника доходов может быть использован любой документ, подтверждающий наличие законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, а не обязательно

счет в банке на сумму не менее 18( что б захватить половину 2017 года, пока я не работала) прожиточных минимумов (Московская область) и, задекларировав их, оплатить налог 13%. С квитанцией об оплате налога и выпиской из банка о наличии счета уже можно подавать документы.

Также стоит учесть, что для целей получения гражданства — сведения об источнике дохода подаются по состоянию на настоящее время — т.е. для этих целей вполне подойдет справка 2-НДФЛ с Вашего места работы.

Кроме того, с Вас во исполнение ст. 8 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»

6. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. Подача данным иностранным гражданином уведомления осуществляется им лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство либо путем направления уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Требование предоставления иностранным гражданином иных документов или других сведений, помимо подлежащих внесению в указанное уведомление, не допускается.
В указанное уведомление вносятся следующие сведения:
5) размер и источники дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им вида на жительство.

Именно с указанной целью с Вас и требуют подтвердить источник дохода за прошлый год с момента получения вида на жительство. Таким образом, предъявленные Вам требования являются законными.

И для этих целей предложенный Вам способ

можно открыть счет в банке на сумму не менее 18( что б захватить половину 2017 года, пока я не работала) прожиточных минимумов (Московская область) и, задекларировав их, оплатить налог 13%. С квитанцией об оплате налога и выпиской из банка о наличии счета уже можно подавать документы.

Нет, требования и регламенты разные.

При оформлении ВНЖ подтверждать доход, Вам как носителю русскому языка — не требовалось.

Источник дохода Вам нужно подтвердить уже как лицу имеющему вид на жительство, а также как претенденту на получение гражданства.

Дополню ответ коллеги.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.

Сотрудник УВМ требует у вас сведения о доходе при приеме документов на гражданство РФ на основании требования статьи 14 ч. 2.1 ФЗ-62 «О гражданстве РФ», по которой вы принимаете гражданство

2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
б) имеют законный источник средств к существованию;

а также на основании данного Указа

Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»

10. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в общем порядке на основании статьи 13 Федерального закона.
При приеме в гражданство Российской Федерации на основании части первой статьи 13 Федерального закона вместе с заявлением (приложение N 1) представляются:
.
один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение или справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности);

В данном Указе нет требования к размеру дохода, а говориться только о его законности поэтому можете спросить у сотрудника УВМ откуда у него имеется требование предоставить доход в размере прожиточного минимума региона проживания:

В УФМС мне сказали, что для подтверждения дохода за 2016 год можно открыть счет в банке на сумму не менее 18( что б захватить половину 2017 года, пока я не работала) прожиточных минимумов (Московская область)

Насчет законности требования доходов посмотрите п. 17 Заявления о приеме в гражданство РФ, которое вы будете заполнять. Если вы подаете в 2017 году, то должны предоставить сведения о доходе за 2016 год.

Остались вопросы пишите и удачи вам!

В соответствии с п. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»,

Данная норма в рассматриваемом случае не применяется, поскольку соответствующую обязанность она возлагает на иностранных граждан, которым выдано разрешение на временное проживание.

В нашем же случае у клиента оформлен вид на жительство.

За 2016 год предоставить 3-НДФЛ с доходом на сумму 250 000 рублей (12*12500), придется заплатить налог 13 проц. с данной суммы, получится 19 500 руб.

За 5 месяцев 2017 года положите вклад в размере 12500*5= 62 500 рублей.

Далее с июня 2017 года 2-НДФЛ с работы.

Расходы 82 000 рублей. Вклад после получения гражданства РФ снимите.

Как можно получить гражданство РФ, не имея справки 2 НДФЛ?

проживаю 9 лет, на территории рф. имею вид на жительство. для подачи документов на гражданство, необходима справка 2 ндфл, о доходах за 1 год. могу ли я обойти ту справку, если буду являться студентом и подать пакет документов, на получение гражданства?

27 Февраля 2018, 21:24 ольга, г. Самара

Ответы юристов (1)

Здравствуйте Ольга.Для получения гражданства РФ подойдет и выписка из банковского вклада на сумму 12 прожиточных минимумов, только вклад нужно открыт заранее

При приеме в гражданство Российской Федерации на основании части первой статьи 13 Федерального закона вместе с заявлением (приложение N 1) представляются:
.

один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию(справка о доходах физического лица, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение или справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии, подтверждение получения алиментов,справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности);

Вы можете обратиться мне в чат за более развернутой консультацией, нажимая на «кнопку сообщение юристу» или «общаться в чате»

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Получение гражданства РФ

Здравствуйте! Я гражданка Украины получила ВНЖ (в браке с гражданином РФ четыре года). Для подачи документов на гражданство РФ требуют справку 2 НДФЛ. Муж работает неофициально, я не работаю т.к. учусь в (московском государственном университете). Справка о наличии сбережений в УФМС не подходит. Подскажите пожалуйста, есть ли альтернатива в данной ситуации.

Порядок подачи документов для получения гражданства установлен Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 29.12.2012) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» ( далее- Положение).

Согласно п.10 и п.14 Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие
возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, могут быть приняты в гражданство
Российской Федерации в общем порядке на основании статьи 13 Федерального
закона.

При приеме в гражданство Российской Федерации на основании
части первой статьи 13 Федерального закона вместе с заявлением (приложение N 1)
представляются:

вид на жительство. Представление вида на жительство не
требуется от лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации.
Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида
на жительство, срок проживания на территории Российской Федерации исчисляется
со дня регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации и
подтверждается паспортом гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о дате
регистрации или свидетельством о регистрации по месту жительства на территории
Российской Федерации, выданным к документу, удостоверяющему личность
иностранного гражданина, с пометкой о дате выдачи. При отсутствии этих
документов у лица, прибывшего в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не
имеющего вида на жительство, в заявлении о приеме в гражданство Российской
Федерации указываются дата (даты) регистрации по месту жительства на территории
Российской Федерации и адрес (адреса) места жительства, а в случае снятия с
регистрационного учета — также дата (даты) снятия с регистрационного учета по
месту жительства на территории Российской Федерации;

один из документов, подтверждающих наличие законного
источника средств к существованию (справка о доходах физического лица,
декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа,
справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка
органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения
алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера
счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на
иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий
получение доходов от не запрещенной законом деятельности);

документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от
имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства,
которым является соответствующий документ дипломатического представительства
или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации
либо копия обращения заявителя в это дипломатическое представительство или
консульское учреждение об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально
заверенной подписью заявителя. В случае направления обращения в дипломатическое
представительство или консульское учреждение по почте представляется также
квитанция о заказном почтовом отправлении. Представление документа об отказе от
имеющегося иного гражданства не требуется, если заявитель состоит в гражданстве
государства, с которым существует международный договор Российской Федерации,
предусматривающий возможность сохранения имеющегося иного гражданства при
приобретении гражданства Российской Федерации. Представление указанного
документа не требуется также от лиц, которым предоставлено политическое убежище
на территории Российской Федерации, и лиц, имеющих статус беженца на территории
Российской Федерации.

Заявитель также представляет документ, подтверждающий его
владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и
письменной форме в условиях языковой среды. Владение русским языком на
указанном уровне подтверждается одним из следующих документов:

документом государственного образца о получении образования
(не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением
(организацией):

до 1 сентября 1991 г. — на территории государства,
входившего в состав СССР;

после 1 сентября 1991 г. — на территории Российской
Федерации;

сертификатом о прохождении государственного тестирования по
русскому языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русским
языком), выданным образовательным учреждением (организацией) на территории
Российской Федерации или за рубежом, которому (которой) Министерством
образования и науки Российской Федерации разрешено проведение государственного
тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному языку.
Форма сертификата и порядок его выдачи утверждаются Министерством образования и
науки Российской Федерации;


ред. Указа Президента РФ от 15.07.2008 N 1098)

документом об образовании, выданным на территории
иностранного государства, в котором русский язык является одним из
государственных языков (для граждан этого государства);

(абзац
введен Указом Президента РФ от 30.05.2012 N 755)

документом об образовании, выданным на территории
иностранного государства и имеющим в приложении запись об изучении курса
русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об
эквивалентности документа об образовании.

При наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью второй статьи 14 Федерального закона, вместе с выше перечисленными документами, лицо, состоящее в браке с гражданином Российской Федерации, -представляют также свидетельство о браке и паспорт супруга, имеющего гражданство Российской Федерации;

То есть, для получения гражданства ВЫ обязаны предоставить в УФМС все вышеуказанные документы, в том числе один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию ПРи этом таким документом могут быть любой из вышпечисленных в скобках документов, в том числе справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета.

Если УФМС отказывается принять справку о наличии вклада в кредитном учреждении, то Вам следует обжаловать решении УФМС в судебном порядке. При подаче обоснованной жалобы Вы имеете все шансы на решение вопроса в Вашу пользу.

Смогу оказать услугу по составлению жалобы, а также проконсультировать по успешному решению вопроса.

Копию отказа УФМС высылайте на эл.почту [email protected]

С уважением Ф. Тамара

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Для получения гражданство РФ, необходимо найти варианты подтверждения наличия законного источника средств к существованию, при отсутствии справки с места работы

Для получения гражданство РФ, необходимо найти варианты подтверждения наличия законного источника средств к существованию, при отсутствии справки с места работы (2-НДФЛ*)

Гражданка Украины, имеющая вид на жительство с мая 2014 г., при подачи документов на получение гражданства РФ для себя и своей дочери, столкнулось с проблемой подтверждения наличия законного источника средств (под. «в» п. 1 ст. 13 «О гражданстве РФ»**), так как не имеет официального места работы. При этом жената на гражданине РФ (c рождения), тоже не имеющим официального трудоустройства. Дочь от первого брага, гражданка Украины, получившая среднее образование в РФ.

В УФМС ВАО г. Москвы сказали, что необходимо предоставить либо справку 2-НДФЛ с места работы, с доходом не менее 40,000 р. в месяц, либо выписку с банковского счета с суммой не менее 1,000,000 р.

В соответствии с пунктом 21.4 приказа ФМС России от 22.04.2013 N 215 (ред. от 09.07.2014) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации»***:

Документ, подтверждающий наличие законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность. Такими документами являются: справка о доходах физического лица, справка с места работы, пенсионное удостоверение, подтверждение о получении алиментов, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, патент с документом, подтверждающим уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности или нетрудоспособность.

Величина прожиточного минимума в Москве за III квартал 2014 года — 13,919 р.****

Исходя из описанного выше, возникают ВОПРОСЫ ПО ВАРИАНТАМ предоставления сведений о законных источниках дохода:

1) Предполагаю, что любой документ о доходах (справка с работы, выписка со счета) может быть не выше величины прожиточного минимум, ну например около 15,000 р. в месяц, а не 40 т. р. как требует УФМС, можно ли ссылаться на величину прожит. минимума для обоснования УФМС уменьшения этой суммы?

2) Если получать справку о доходах физического лица, сколько нужно проработать для ее получения, не менее 1 года, или можно проработать 1 месяц и получить ее?

3) Если предоставлять выписку со счета, то видимо сумма на счете должна обеспечивать прожиточный минимум на 1 год (т.е. примерно 15,000 р. Х 12 месяце = 180,000 р.) или все же сумма на счете должна приносить доход в виде процентов каждый месяц равный прожиточному минимуму (т.е. при ставке 10% годовых — это должно быть 1,800,000).

4) Если к примеру, муж официально трудоустроен, может ли он принять на содержание жену и дочь? И в таком случае, его официальный доход в месяц должен быть равен трем минимальным размерам прожиточного минимума (18,000 Х 3 = 54,000 р.).

5) Несмотря на то, что описаны в пункте 21.4 приказа № 115, какие-то реальные варианты по предоставлению сведений о доходах или обхода предоставления этих сведений?

P. S. Также при поиске ответа на данный вопрос использовались следующие ссылки:

1) Кто-нибудь уже подавал документы на ВНЖ после 21.03.2014 г.? Как подтверждали источник дохода? http://forum.zakonia.ru/showthread.php?t=238635

3) О подтверждении источника средств к существованию при приобретении гражданства РФ

НДФЛ и страховые взносы с доходов иностранца

В последнее время работодатели все чаще и чаще нанимают специалистов-иностранцев. А бухгалтерам приходится разбираться с порядком исчисления страховых взносов и НДФЛ с их доходов. Ведь налоговые ставки зависят от времени пребывания в России, миграционного статуса работника, срока на который заключен трудовой договор с иностранцем и даже от размера предполагаемого дохода. Разберемся, как и на выплаты каким работникам надо начислять налоги и взносы.

НДФЛ

Налогом облагаются доходы всех иностранных граждан вне зависимости от миграционного статуса (п. 1 ст 207 НК РФ). Исчислять и удерживать НДФЛ поручено организации-работодателю как налоговому агенту.

Для того чтобы понять, какую ставку налога начислять, нужно сначала разобраться, является ли он налоговым резидентом. Напомним, что работник, вне зависимости от гражданства, будет считаться налоговым резидентом, если находится в России не менее 183 дней в течение последних 12 месяцев. Причем дни приезда и отъезда из страны тоже учитываются (письмо ФНС России от 5 марта 2013 г. № ЕД-3-3/[email protected] «По вопросу определения налогового статуса физического лица»). Налоговое резидентство сотрудника определяется каждый раз при получении им дохода. Если бухгалтер посчитал дни нахождения работника в России за последний год и их оказалось меньше 183, то нужно начислить налог по ставке 30%, а вот если работник в общей сложности пробыл в России больше полугода, то ставка уже будет 13%.

СПРАВКА

Физические лица, постоянно проживающие в Автономной Республике Крым и городе Севастополе на 18 марта 2014 года и оставшиеся на постоянное жительство в России, до 1 января 2015 года признаются налоговыми резидентами вне зависимости от фактического времени нахождения в России в предыдущие 12 месяцев (п. 9 Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утв. постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. № 2010-6/14 «Об утверждении Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период» , ст. 16 Закона города Севастополя от 18 апреля 2014 г. № 2-ЗС «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период»; письмо ФНС России от 4 июля 2014 г. № БС-4-11/[email protected] «О налогообложении доходов физических лиц»). С 1 января 2015 года к ним уже будут применяться нормы п. 2 ст. 207 НК РФ.

Когда же наберется нужное количество дней, бухгалтер должен сделать пересчет начисленного ранее налога и вернуть излишне удержанную сумму. Но здесь есть одно условие. Пересчитывать налог бухгалтер может только за последний год.

ПРИМЕР

10 августа 2013 г. иностранец прибыл в Россию. 10 февраля 2014 г. он получил статус налогового резидента. Бухгалтер сможет пересчитать ему налог, исчисленный только в 2014 году.

Возвратить переплаченный налог сотрудник может сам, подав заявление о возврате, налоговую декларацию по форме № 3 НДФЛ и документы, подтверждающие статус налогового резидента. Несколько лет назад на таком порядке настаивал Минфин России (письмо Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-04-06/6-108, письмо Минфина России от 28 апреля 2011 г. № 03-04-06/6-102, письмо Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-04-05/6-256). Но сейчас в некоторых случаях он разрешает поступать иначе. Если сотрудник получил статус налогового резидента, и этот статус уже не изменится в течение года (то есть в текущем налоговом периоде он находится в России уже 183 дня и более), то все доходы сотрудника, полученные с начала года, облагаются по ставке 13%. А организация, в свою очередь, руководствуется п. 3 ст. 226 НК РФ и начисляет НДФЛ нарастающим итогом с начала года по ставке 13%. Суммы налога, которые были удержаны с зарплаты иностранца до истечения 183 дней и облагались по ставке 30% должны быть зачтены при определении налоговой базы нарастающим итогом по всем суммам доходов работника (письмо ФНС России от 9 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9150 «О порядке возврата налога иностранным гражданам», письмо ФНС России от 5 сентября 2011 г. № ЕД-2-3/[email protected] «О рассмотрении обращения», письмо ФНС России от 21 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/[email protected] «О возврате налога», письмо Минфина России от 15 ноября 2012 г. № 03-04-05/6-1301, письмо Минфина России от 5 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-443, письмо Минфина России от 10 февраля 2012 г. № 03-04-06/6-30). Если налог по итогам отчетного периода был зачтен не полностью, то возврат переплаты сотрудник уже должен попросить у своей территориальной налоговой инспекции (письмо Минфина России от 3 октября 2013 г. № 03-04-05/41061).

Особые случаи:
ВКС

Высококвалифицированные специалисты (далее – ВКС) – это отдельная категория работников. Их опыт, навыки и достижения в той или иной области высоко ценятся и хорошо оплачиваются. Для таких сотрудников государство предусмотрело льготу – НДФЛ взимается по ставке 13% вне зависимости от сроков пребывания в России (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Сотрудник признается ВКС, если его предполагаемый годовой доход составит не менее 2 млн руб. (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее – Закон № 115-ФЗ).

Из этого правила есть исключения: для преподавателей и научных работников, приглашенных для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью годовая зарплата должна составлять не менее 1 млн руб., а также для специалистов, привлеченных резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных и портовых особых экономических зон (подп. 1 п. 1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ). Такое же правило недавно было установлено и для специалистов, привлекаемых организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий (ст. 1 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 164-ФЗ). При этом компания, привлекающая IT-специалиста, должна иметь государственную аккредитацию на осуществление деятельности в области информационных технологий.

Выплаты вахтовым работникам-нерезидентам

Доходы вахтовых сотрудников облагаются так же, как и других: по ставке 13% у налоговых резидентов и 30% для нерезидентов. Но есть несколько нюансов. На вахте работодатель оплачивает проживание и зачастую питание своим работникам. А считается ли это доходом для целей налогообложения, и если да, то облагается ли налогом? Минфин России разъяснил этот вопрос (письмо Минфина России от 28 июня 2013 г. № 03-04-06/24677).

ТК РФ предусматривает обязанность работодателя обеспечить вахтовых работников помещением для проживания или компенсировать им расходы по найму жилого помещения (абз. 3 ст. 297 ТК РФ). Такие выплаты носят компенсационный характер и аналогичны возмещению по найму помещения для командированных сотрудников. А такие выплаты освобождаются от обложения НДФЛ. И доходы иностранных работников – не исключение (абз. 12 п. 3 ст. 217 НК РФ).

А вот насчет оплаты питания позиция Минфина России не такая лояльная. Возмещение сотрудников расходов на питание считается его доходом в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). А значит, и подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке: 13% для резидентов и 30% для нерезидентов.

Страховые взносы

В отличие от НДФЛ, для расчета и начисления страховых взносов на доходы сотрудника-иностранца количество проведенных дней в России не важно. Самое главное – это какой миграционный статус у работника: постоянно проживающий, временно проживающий или временно пребывающий. Рассмотрим по отдельности начисление взносов для каждого варианта.

НАША СПРАВКА

Постоянно проживающий иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

Временно проживающий иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Временно пребывающий иностранный гражданин – это лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем ее получения, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона № 115-ФЗ).

Если у сотрудника статус постоянно или временно проживающего, то взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС начисляются в стандартном порядке (ч.1 ст. 58.2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее Закон № 212-ФЗ; п.1 ст. 22.1, ст. 33.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», далее – Закона № 167-ФЗ):

  • 22% в ПФР, 5,1% в ФФОМС и 2,9% в ФСС, если доход с начала года нарастающим итогом не превысил установленного предела. Для 2014 года установлен максимальный порог в 624 тыс. руб. (Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2013 г. № 1101 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.»)
  • 10% в ПФР с дохода, превысившего установленный порог.

Если с первыми двумя категориями иностранных работников все достаточно просто, то насчет взносов с выплат временно пребывающим сотрудникам есть несколько нюансов.

Правила уплаты взносов в ПФР такие же как и для временно проживающих (п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ, п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ):

  • ставка 22% с доходов в пределах лимита и 10% с доходов сверх установленного лимита;
  • работник должен работать в России;
  • с сотрудником должен быть заключен или бессрочный трудовой договор, или один или несколько договоров в совокупности на срок не менее шести месяцев в течение одного года.
  • Если с работником был заключен один срочный трудовой договор на срок менее шести месяцев, а потом продлен или заключен второй, причем так, что в общей сложности получится более полугода в течение календарного года, то взносы нужно начислять с даты заключения первичного договора (письмо Минтруда России от 27 февраля 2013 г. № 17-4/342, письмо Минтруда России от 29 августа 2013 г. № 17-3/1436). Такие корректировки нужно внести в предоставляемую в ПФР отчетность (по форме РСФ-1), но пени за неуплаченные ранее суммы начисляться не будут (письмо Минтруда России от 27 февраля 2013 г. № 17-4/342).

    Взносы в ФФОМС и ФСС сейчас платить не нужно. Но в настоящее время в Госдуме находится на рассмотрении законопроект, предусматривающий обязанность организаций отчислять взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с выплат временно пребывающих иностранных граждан, если с ними заключен трудовой договор на неопределенный срок или же не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (Законопроект № 577906-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о распространении на иностранных граждан обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» 1 ). Однако на ВКС эти поправки не распространяются. Планируется, что положения законопроекта вступят в силу с 1 января 2015 года.

    Взносы с ВКС

    Так же как и с НДФЛ, обложение выплат ВКС страховыми взносами имеет свои особенности.

    На выплаты постоянно и временно проживающим ВКС организация должна начислять взносы в ПФР по ставке 22% в пределах установленного порога и 10% сверх этой суммы.

    Такие же правила, как и для российских граждан, действуют и в отношении взносов в ФСС – они начисляются по ставке 2,9% с выплат ВКС. А на взносах в ФФОМС организации-работодатели могут сэкономить – их перечислять с доходов работников не нужно.

    Что касается временно пребывающих ВКС то с их выплат ни взносы в ПФР, ни в ФФОМС, ни в ФСС начислять не нужно.

    Ставка НДФЛ для нерезидента, имеющего гражданство Украины

    Хотелось бы услышать Ваше мнение, подскажите пожалуйста….

    Согласно п.2 ст.207 Налогового кодекса РФ налоговые резиденты — это физические лица, которые фактически находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

    Я Гражданка Украины, имею РВП с октября 2016 г., но за это время несколько раз выезжала за пределы РФ, в связи с чем на границе мне выдавали только миграционные карты, т.е. никаких отметок в паспорте о пересечении границы я не имею.

    1. Являюсь ли я налоговым резидентом, если я пересекала границу 5 месяцев назад (миграционные карты я не сохраняю и отметок в паспорте не имею, каким-то образом отследить это по сути невозможно)?

    2. Какая ставка при расчете НДФЛ должна применяться 13 % или 30 %?

    3. При выборе ставке работодатель должен документально подтвердить тот факт, что я нахожусь на территории РФ более 183, как это сделать в моем случаем?

    4. С какого момента согласно действующему законодательству начинается расчет 183 дней и что служит подтверждающим документом в моем случае?

    Ответы юристов (3)

    Расчет времени пребывания в РФ для целей НДФЛ:
    Чтобы определить статус работника (резидент или нерезидент), нужно:
    1) отсчитать 12 месяцев назад от даты получения дохода (п. 2 ст. 207, п. 3 ст. 226 НК РФ, Письма Минфина России от 01.09.2016 N 03-04-05/51258, от 24.01.2008 N 03-04-06-01/17, от 05.04.2012 N 03-04-05/6-444). Имеется в виду фактическая дата получения дохода. Она может не совпадать с началом календарного месяца (п. п. 2, 5 ст. 6.1 НК РФ, Письмо ФНС России от 06.09.2016 N ОА-3-17/4086).
    Эти 12 месяцев являются расчетным периодом. Расчетный период может совпадать с календарным годом или приходиться на разные годы, т.е. начинаться в одном и заканчиваться в другом календарном году. Главное, чтобы 12 месяцев шли последовательно друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ, п. 1 Письма Минфина России от 20.01.2017 N 03-15-06/2335).

    Пример расчета 12-месячного срока
    Дата выплаты дохода налогоплательщику организацией — 15 мая 2018 г.
    Расчетный период в этом случае — 12 месяцев, с 15 мая 2017 г. по 14 мая 2018 г. (включительно);

    2) посчитать, сколько дней физлицо находилось в РФ в течение предыдущих 12 месяцев.
    Время нахождения в России рассчитывается в календарных днях. Необязательно, чтобы эти дни непрерывно следовали друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ).
    В расчет времени нахождения в РФ включаются:
    • дни приезда лица в Россию и дни его отъезда из нее (Письма Минфина России от 15.02.2017 N 03-04-05/8334, ФНС России от 24.04.2015 N ОА-3-17/[email protected]);
    • время, когда человек находился за границей для краткосрочного лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ). Под краткосрочным понимается лечение (обучение) за границей менее шести месяцев. Ограничения по возрасту, видам учебных заведений, лечебных учреждений, заболеваний, по перечню зарубежных стран отсутствуют.
    Не включаются в расчет времени нахождения в РФ дни, когда физлицо находилось за границей (в отпуске, загранкомандировке и пр.) (п. 2 ст. 207 НК РФ).

    Подтверждение статуса резидента РФ для целей НДФЛ:

    Налогоплательщик может представить налоговому агенту соответствующие документы, необходимые для удержания налога в соответствии с его налоговым статусом, самостоятельно либо по запросу налогового агента (Письма Минфина России от 04.02.2008 N 03-04-07-01/20, ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/[email protected]). При этом если по запросу налогового агента физлицом документы представлены не будут, то его можно рассматривать как налогового нерезидента (Письмо Минфина России от 12.08.2013 N 03-04-06/32676).
    Подтвердить время пребывания в РФ могут в зависимости от ситуации (Письма Минфина России от 13.01.2015 N 03-04-05/69536, от 28.06.2012 N 03-04-06/6-183, от 26.04.2012 N 03-04-05/6-557, от 16.03.2012 N 03-04-06/6-64, от 16.05.2011 N 03-04-06/6-110, от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31, от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182, ФНС России от 19.09.2016 N ОА-3-17/[email protected], от 30.12.2015 N ЗН-3-17/5083, 22.07.2011 N ЕД-4-3/[email protected], от 16.05.2006 N 04-2-05/3, УФНС России по г. Москве от 22.07.2008 N 28-11/070040):

    — справка из учебного заведения;

    — справка, полученная по месту проживания в РФ;

    — договор с медицинскими (образовательными) учреждениями;

    — справка о проведении лечения (прохождении обучения) с
    указанием времени такого лечения (обучения);

    — справки с места работы (в том числе с предыдущего места
    работы);

    — платежки за квартплату, расписки или платежки за аренду квартиры;

    — табель учета рабочего времени;

    — миграционная карта с данными о въезде и выезде из РФ;

    — приказы о командировках, путевые листы и т.п.;

    — авансовые отчеты и документы к ним (проездные документы,
    документы за проживание);

    — копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении
    границы;

    — свидетельство о регистрации по месту временного пребывания;

    — оригинал (заверенная копия) вкладного талона о регистрации и выписка из
    журнала регистрации паспортно-визового отдела — для иностранцев;

    — квитанции о проживании в гостинице;

    — а также любые другие документы, подтверждающие период нахождения физического лица в РФ (проездные билеты, чеки и т.п.).

    Отмечу, что вид на жительство иностранного гражданина не подтверждает налоговый статус резидента (Письмо Минфина России от 17.07.2009 N 03-04-06-01/176), поскольку является документом, подтверждающим право иностранного гражданина на постоянное проживание в России, на свободный выезд и въезд в страну, а не время его нахождения на территории страны (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

    Кратко подытожу по вопросам выводы, следующие из вышеуказанного нормативного обоснования:

    1) Факт пересечения границы, не имеет значения, имеет значение только тот факт, прибывало ли физ. лицо 183 дня в течение расчетного периода на территории РФ, пусть и с перерывами (подробнее см. самое начало нормативного обоснования абзац «Расчет времени пребывания в РФ для целей НДФЛ»);

    2) Ставка определяется исходя из статуса (резидент или нерезидент), статус определяется исходя из количества дней пребывания на территории РФ в расчетном периоде. То есть для определения ставки нужно считать дни пребывания на территории РФ в расчетном периоде. То есть для определения ставки нужно считать дни пребывания на территории РФ в конкретном случае.

    3) См. абзац «Подтверждение статуса резидента РФ для целей НДФЛ». Если вообще ничего нет (никаких документов), то работодатель может рассматривать такое физ. лицо как налогового нерезидента и ставка будет 30%.

    4) См. самое начало нормативного обоснования абзац «Расчет времени пребывания в РФ для целей НДФЛ».

    Большое спасибо за ответ, но все же хотелось бы задать несколько уточняющих вопросов и рассмотреть конкретно мою ситуацию…
    Цитирую: «Эти 12 месяцев являются расчетным периодом. Расчетный период может совпадать с календарным годом или приходиться на разные годы, т.е. начинаться в одном и заканчиваться в другом календарном году. Главное, чтобы 12 месяцев шли последовательно друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ, п. 1 Письма Минфина России от 20.01.2017 N 03-15-06/2335).»
    «…2) посчитать, сколько дней физ.лицо находилось в РФ в течение предыдущих 12 месяцев.
    Время нахождения в России рассчитывается в календарных днях. Необязательно, чтобы эти дни непрерывно следовали друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ).»
    На мой взгляд прослеживается некое противоречие.

    Если 03.04.2018 является датой выплаты дохода работодателем, но в период с 26.07.2017 по 23.10.2017г. я находилась на территории Украины… РВП я получила 11.11.2016 г….за период с 11.11.2016г по 03.04.2018г. я неоднократно выезжала за пределы РФ на короткое время…как тогда будет рассчитан необходимы срок, который сделает меня налоговым резидентом и позволит рассчитывать НДФЛ по ставке 13%?

    03 Апреля 2018, 20:27

    Уточнение клиента

    10 Апреля 2018, 04:13

    Нет, противоречий никаких нет.

    Получается в Вашем случае для определения налогового статуса нужно посчитать количество дней нахождения на территории РФ с 04.04.2017 по 03.04.2018 (Письма ФНС от 19.09.2016 N ОА-3-17/[email protected], Минфина от 01.09.2016 N 03-04-05/51258).

    С 26.07.2017 по 23.10.2017г — это всего три месяца.

    Если остальные краткосрочные выезды, о которых выговорите, в периоде с 04.04.2017 по 03.04.2018 меньше трех месяцев в своей общей совокупности, то Вы налоговый резидент РФ. Если быть предельно точным нужно посчитать набираются ли 183 дня на территории РФ в периоде с 04.04.2017 по 03.04.2018.

    Выезды с территории РФ до 04.04.2017 не имеют никакого значения для определения налогового статуса в данном случае.

    Таким образом, в рассматриваемой ситуации все зависит от общей продолжительности Ваших краткосрочных выездов за пределы РФ.

    Приведу пример. Допустим Вы выезжали за пределы РФ 6 раз на 7 дней, в общем это 42 дня. Учитывая Ваше трехмесячное отсутствие с 26.07.2017 по 23.10.2017г, общий срок нахождения на территории РФ в период с 04.04.2017 по 03.04.2018 будет точно более 183, т.к. это полгода, а 42 дня + примерно 90 (три месяца) — это только 132 дня, т.е. даже близко нет к полугоду.

    Другой пример. Вы выезжали 10 раз по 10 дней. Тогда Вы не сможете быть резидентом. 100 дней + 90 дней = 190. 365 (количество дней в году) минус 190 = 175, т.е. меньше необходимых 183 дней для получения статуса налогового резидента РФ.

    Если что-то непонятно написал — спрашивайте, я постараюсь уточнить.

    Был рад помочь, если возникнут вопросы — обращайтесь, я проконсультирую.

    Смотрите еще:

    • Формы права собственности и их характеристика М.В. Осипова. Гражданское право Формы права собственности Правомочия владения, пользования и распоряжения составляют содержания субъективного права собственности. Однако у различных субъектов права собственности оно не одинаково по […]
    • Нотариус югра Нотариусы Сургут Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Аристова Татьяна Владимировна Телефон: +7 (3462) 25-73-91 […]
    • Кбк по прибыли на 2018 год штраф КБК налога на прибыль 2018 года Коды бюджетной классификации необходимо знать каждому бухгалтеру, сотруднику налоговой и иных контролирующих организаций. Это важный элемент регулярной уплаты налогов. Здесь мы рассмотрим, как изменился […]
    • Приказ 518 о погрешностях Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90 “Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения […]
    • Формы собственности по действующему российскому законодательству § 3. Формы собственности по действующему российскому законодательству В Российской Федерации признаются частная, муниципальная, государственная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ; п. 1 ст. 212 ГК РФ ). Имущество при […]
    • Возврат средств xsolla 14 ноября форму заполнил 15 декабря ответ пришел: По Вашему обращению на возврат средств по платежу №16980****, было принято решение об отказе, так как Вы провели в игре значительное количество времени и товары, начисленные за […]
    • Возврат 13%за учебу Налоговый вычет за обучение Разделы: Кто может получить возврат 13% за обучение? На налоговый вычет за обучение распространяются общие требования для получения налоговых вычетов. Отдельно следует отметить, что возврат 13% от суммы […]
    • Краснодарский край опека и попечительство Публикации специалистов Знания наших специалистов - разъяснения законов, полезные замечания, важные, но не очевидные моменты нашей работы. « Предыдущая 1 2» Следующая « Предыдущая » Следующая Опека по заявлению родителей В […]