Нарушение правил международных полетов

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов —

Комментарий к Ст. 271 УК РФ

1. Объектом преступления выступает безопасность международных полетов.

Международный полет воздушного судна — это полет в воздушном пространстве более чем одного государства.

Правила международных полетов — это правила пользования воздушным пространством государства. Они направлены на обеспечение безопасности движения воздушного транспорта. Однако в отличие от ст. 263, предусматривающей ответственность за нарушение внутренних правил безопасности движения воздушного транспорта, комментируемая статья охраняет безопасность международных полетов. Отступление от установленных в этой сфере требований влечет аварии и катастрофы, многочисленные жертвы.

Правила международных полетов установлены Законом о Государственной границе, ВК, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (в ред. от 19.07.2012) , рядом международно-правовых актов, например, разработанных Организацией международной гражданской авиации — ИКАО (часть 2 Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. с изм. и доп.).
———————————
СЗ РФ. 2010. N 14. Ст. 1649; 2011. N 37. Ст. 5255; N 40. Ст. 5555; 2012. N 31. Ст. 4366.

Правила международных полетов в воздушном пространстве иностранного государства определяются национальным законодательством конкретной страны.

2. Вид воздушного транспортного средства (предмет преступления) значения не имеет, им может быть самолет, вертолет, дирижабль и др.

3. Объективная сторона заключается в нарушении правил международных полетов.

К нарушениям правил международных полетов относятся: полет с просроченным разрешением, несоблюдение коридоров пролета, посадка в аэропортах, не открытых для международных полетов, либо вылет из таких аэропортов, залет в запретные районы, отключение дальней связи, невключение опознавательных сигналов и др. При этом нарушение указанных правил должно создавать реальную угрозу безопасности международного воздушного движения. В противном случае деяние не может квалифицироваться по комментируемой статье, оно может рассматриваться, например, как дисциплинарное нарушение.

4. Не образует преступление вынужденное нарушение правил, например, вследствие потери ориентировки, технической неполадки, плохой видимости, действия различных помех, в связи с доставкой раненых и больных и т.п.

5. С субъективной стороны преступление может быть совершено как с умышленной, так и с неосторожной формой вины.

6. Субъектом преступления может быть любое вменяемое физическое лицо с 16-летнего возраста: гражданин России, иностранец либо лицо без гражданства. Как правило, это командиры кораблей, либо лица, осуществляющие непосредственное пилотирование, авиационные диспетчеры.

Нарушение правил международных полетов

Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК). Общественная опасность данного преступления заключается в том, что оно нарушает урегулированный нормами права режим воздушного пространства России, создает реальную угрозу неприкосновенности государственных границ РФ (основной объект). Факультативным объектом нарушения правил международных полетов может выступать безопасность движения воздушного транспорта.

Объективная сторона преступления характеризуется несоблюдением указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов.

Согласно Воздушному кодексу РФ 1997 г. международным признается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства.

Международные полеты в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с ее законодательством, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Правила международных полетов воздушных судов, аэронавигационная информация относительно международных воздушных трасс, международных аэропортов и открытых для международных полетов воздушных судов аэродромов, а также другая информация, необходимая для осуществления международных воздушных сообщений, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.

Гражданские воздушные суда России осуществляют международные полеты по разрешениям, выдаваемым в установленном порядке. Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве России допускаются на основании и в соответствии с условиями международных договоров, специальных разрешений на совершение разовых полетов. До начала выполнения такого полета эксплуатант должен сообщить специально уполномоченному органу в области гражданской авиации опознавательные знаки иностранного воздушного судна. Кроме того, он обязан представить сведения о страховании или об ином обеспечении ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам.

Судовые документы, имеющиеся на борту гражданских воздушных судов иностранных государств, признаются действительными на территории Российской Федерации, если они соответствуют международным авиационным стандартам, признаваемым Россией.

Иностранные воздушные суда при производстве посадки на территории Российской Федерации могут быть подвергнуты осмотру с проверкой судовых документов. В случаях, если отсутствует установленная для международных полетов документация или имеются основания считать данное судно неисправным, специально уполномоченный орган в области гражданской авиации может приостановить его отправку.

На прибывающие в Российскую Федерацию, убывающие из России или следующие транзитом с посадкой на территории РФ воздушные суда, их экипажи и пассажиров, а также на имущество, багаж, грузы и почту, ввозимые в страну и вывозимые из нее, распространяется действие паспортных, таможенных и иных правил, установленных в соответствии с российским законодательством.

В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа Воздушный кодекс РФ предусматривает проведение обязательного предполетного досмотра. При выполнении международных полетов воздушных судов он проводится после осуществления пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и иного контроля.

Международные полеты подразделяются на: а) регулярные, выполняемые по расписанию, и дополнительные к расписанию; б) специальные; в) чартерные (заказные); г) эпизодические (разовые).

В соответствии с принципом государственного суверенитета над воздушным пространством каждое государство вправе самостоятельно устанавливать правила полетов любых воздушных судов, находящихся в пределах его территории. Это общепринятая норма, подтвержденная международными соглашениями и закрепленная законами многих стран.

В то же время развитие гражданской авиации и увеличение интенсивности полетов привели к необходимости разработки и внедрения в практику единообразных норм, касающихся международных полетов. Такие правила были разработаны Организацией международной гражданской авиации (ИКАО) и представлены в виде международных стандартов (Приложение 2 к Чикагской конвенции 1944 г.). Россия обязана применять на своей территории приемлемые и соответствующие ее интересам международные стандарты.

Правовой режим воздушного пространства определяется в той или иной степени правовым режимом территории, над которой оно расположено. В отношении воздушного пространства над открытым морем, международными проливами, не перекрывающимися территориальными водами прибрежных государств, Антарктикой установлен международно-правовой режим. Следовательно, в этом случае государства не могут устанавливать либо применять свои правила полетов, а обязаны придерживаться норм, регулирующих порядок использования международного воздушного пространства.

Следует иметь в виду, что закон дает лишь примерный перечень наиболее типичных способов нарушения правил международных полетов. Для правильного решения вопроса о наличии в действиях нарушителя состава преступления, предусмотренного ст. 271 УК, необходимо обратиться к нормативным актам, устанавливающим эти правила.

При выполнении международных полетов экипаж воздушного судна России руководствуется:

а) в воздушном пространстве Российской Федерации — правилами, закрепленными в российском законодательстве, Основными правилами полетов и Наставлением по производству полетов в гражданской авиации (НПП ГА);

б) в воздушном пространстве иностранного государства: правилами, действующими в этом государстве, а также Основными правилами полетов и НПП ГА, если их положения не противоречат правилам, установленным в иностранном государстве; НОТАМ (извещение пилотам о состоянии аэродромов, радиотехнических средствах, системах посадки и т. д.) и циркулярами аэронавигационной информации, издаваемыми и рассылаемыми полномочными органами; соглашениями о воздушных сообщениях между Российской Федерацией и другими государствами.

Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве России осуществляются только по установленным международным трассам. Перечни таких трасс и аэропортов (аэродромов), а также данные, необходимые для их использования при выполнении полетов, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации. Вылет российских и иностранных воздушных судов из Российской Федерации, а также их посадка после взлета в России производятся в аэропортах (на аэродромах), открытых для международных полетов.

Эшелонирование, т. е. вертикальное, продольное или боковое рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы, обеспечивающее безопасность воздушного движения, осуществляется в соответствии с правилами государства, над территорией которого проходит полет. При различиях в системах эшелонирования России и другого государства производится смена эшелонов до пересечения государственной границы с другим государством (границы, зоны управления воздушным движением над открытым морем).

Эти и другие правила имеют целью обеспечить безопасность воздушных сообщений и неприкосновенность государственных границ. Их нарушение при определенных условиях может образовать состав рассматриваемого преступления.

В тех случаях, когда несоблюдение правил эшелонирования, маршрута полета, мест посадки, высоты полета, воздушных ворот и других режимных правил, границ воздушного пространства было следствием стихийного бедствия, аварии воздушного судна или иных, не зависящих от пилота причин, исключается уголовная ответственность по ст. 271 УК.

Иное нарушение правил международных полетов может выражаться, например: в вылете из России или во влете в Россию с просроченным разрешением; не на том типе судна, которое предусмотрено разрешением; в сбрасывании на землю грузов и парашютистов; в принятии на территории России на борт пассажиров, багажа, груза и почты для перевозки на территорию иностранного государства, когда это не предусмотрено международным договором или специальным разрешением; в пролете государственной границы без радиосвязи и т. д. Несоблюдение же других правил, например о тарифах на международные перевозки пассажиров, правил продажи билетов, выдачи грузовых накладных и т. п., не подпадает под признаки рассматриваемого состава преступления. При определенных условиях они могут повлечь административную ответственность.

Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента нарушения правил международных полетов.

Воздушное судно, пересекшее государственную границу России без соответствующего разрешения компетентных органов или совершившее иное нарушение правил перелета через государственную границу России и порядка использования ее воздушного пространства, признается судном-нарушителем и принуждается к посадке, если не подчиняется требованиям органов, контролирующих полеты. Судно-нарушитель, получившее распоряжение о посадке, должно произвести посадку в указанном ему месте. После посадки и выяснения причин нарушения разрешение на дальнейшее выполнение полета выдается в установленном порядке органом управления воздушным движением.

Субъектом преступления являются члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов; как гражданин России, так и иностранный гражданин и лицо без гражданства. Если экипаж действует по принуждению, то его ответственность исключается.

Пассажиры, находящиеся на борту воздушного судна, нарушившего правила международных полетов, не могут нести ответственность за это преступление. При определенных условиях в их действиях в этом случае может быть состав преступления, предусмотренный ст. 322 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.

Нарушение правил международных полетов может быть сопряжено с совершением других преступлений: угоном воздушного судна (ст. 211 УК), контрабандой (ст. 188 УК) и т. п. В этом случае налицо совокупность преступлений.

Нарушение правил международных полетов

Навигация по сайту

Реклама на сайте

3. Нарушение правил международных полетов (ст. 271)

Общественная опасность нарушения правил международных полетов заключается в том, что в результате таких действий нарушается полный и исключительный суверенитет Российской Федерации над ее воздушным пространством, а также создается угроза подрыва обороноспособности страны, столкновения и гибели гражданских и военных воздушных судов, их экипажей и пассажиров, порождается обстановка возможности возникновения межгосударственных конфликтов.
Основным объектом рассматриваемого преступления является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, связанных с нарушениями правил международных полетов. Дополнительным объектом этого преступления может быть военная безопасность, жизнь и здоровье людей, имущество государственных и коммерческих организаций, в том числе иностранных.
С объективной стороны это преступление выражается в несоблюдении командиром воздушного судна и его экипажем во время международного полета указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов. В интересах обеспечения безопасности полетов воздушных судов, защиты суверенитета над воздушным пространством государств, обеспечения их военной безопасности разработаны определенные правила международных полетов.
В частности, в ст. 6 Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. указывается, что никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. В ст. 9 этой Конвенции также предусматривается, что каждое государство вправе по соображениям военной необходимости или общественной безопасности ограничить или запретить полеты воздушных судов других государств над определенными зонами своей территории при условии, что в этом отношении не будет проводиться никакого различия между занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях воздушными судами данного государства и воздушными судами других государств, занятых в аналогичных сообщениях. Такие запретные зоны должны иметь разумные размеры и местоположение, с тем чтобы без необходимости не создавать препятствий для аэронавигации.
———————————
См.: Международное публичное право: Сборник документов. Т. 2. М., 1996. С. 413.

В Российской Федерации такие участки воздушных трасс для международных полетов определены распоряжением Правительства РФ от 15 мая 1998 г. N 515-р .
———————————
СЗ РФ. 1998. N 21. Ст. 2263.

Согласно ч. 1 ст. 79 Воздушного кодекса РФ международным полетом считается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства. Правила международных полетов в воздушном пространстве Российской Федерации определяются в ст. 79 — 82 Воздушного кодекса РФ. Правила международных полетов, аэронавигационная информация относительно международных воздушных трасс, международных аэропортов и открытых для международных полетов воздушных судов аэродромов, а также другая информация, необходимая для осуществления международных полетов воздушных сообщений, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации. В этих правилах определены регламенты полетов и маневрирования воздушных судов в воздушном пространстве нашей страны, порядок въезда и выпуска на территорию нашей страны пассажиров, экипажа или груза воздушных судов, паспортного и таможенного контроля и карантина, досмотра воздушных судов и т.п.
Рассматриваемое деяние характеризуется формальным составом и считается оконченным преступлением с момента нарушения соответствующих правил таких полетов воздушным судном.
С субъективной стороны данное преступление может совершаться как умышленно, так и по неосторожности. При умышленном нарушении правил международных полетов мотивами содеянного могут быть хулиганские побуждения, соображения корыстного характера (например, при выполнении задания о доставке наркотиков из сопредельного государства) и другие соображения.
Субъектом этого преступления может быть как командир воздушного судна иностранного государства, так и командир воздушного судна нашей страны, а равно любое другое лицо, управляющее частным воздушным судном, достигшее 16-летнего возраста и обладающее вменяемостью. Это может быть гражданин России, иностранного государства либо лицо без гражданства.
Нарушение правил международных полетов относится к категории преступлений небольшой тяжести.

Итак, к преступлениям, связанным с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, относятся только транспортные деяния, совершаемые в сфере движения транспортных средств. Они могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Субъектами этих преступлений могут быть как работники транспортных организаций, так и иные лица.

Статья 271 УК РФ. Нарушение правил международных полетов (действующая редакция)

Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 271 УК РФ

1. Согласно Воздушному кодексу РФ международным признается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства.

Международные полеты в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с ее законодательством, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Они подразделяются:

— на регулярные, выполняемые по расписанию, и дополнительные к расписанию;

2. Закон дает лишь примерный перечень наиболее типичных способов нарушения правил международных полетов. Для правильного решения вопроса о наличии в действиях нарушителя состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, необходимо обратиться к нормативным актам, устанавливающим эти правила.

3. Преступление считается оконченным с момента нарушения правил международных полетов.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.

5. Субъектами преступления являются члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов, как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

Пассажиры, находящиеся на борту воздушного судна, нарушившего правила международных полетов, не могут нести ответственность за это преступление. При определенных условиях в их действиях в этом случае может содержаться состав преступления, предусмотренный ст. 322 УК.

6. Нарушение правил международных полетов может быть сопряжено с совершением других преступлений: угоном воздушного судна (ст. 211 УК), контрабандой (ст. 188 УК) и т.п. В этом случае налицо совокупность преступлений.

Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ)

Объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие безопасность международных полетов. Данный состав преступления является бланкетным, т.е. отсылает к другим Федеральным законам и подзаконным актам. Речь идет, прежде всего, о Федеральных законах «О государственной границе», «Воздушный кодекс РФ», приказы Федеральной авиационной службы, многочисленные межгосударственные соглашения, в частности, Чикагская конвенция 1944 года, Варшавская конвенция 1949 года, Гвадалахарская конвенция 1961 (дает право осуществлять воздушные перевозки на арендуемых воздушных судах), Токийская конвенция 1963 года (о правонарушениях, совершаемых на борту воздушного судна и о наказании правонарушителей), Монреальская конвенция 1971 года (о борьбе с актами незаконного захвата воздушных судов).

Предметом преступления является любое воздушное судно, совершающее международный полет. Международный полет – это полет с пересечением государственной границы по установленной международной воздушной линии в одном направлении (с посадкой или без посадки в промежуточном пункте) от начального аэропорта вылета до конечного аэропорта посадки.

В зависимости от назначения международные полеты могут быть следующих видов:

— специальный – для перевозки официальных лиц, делегаций;

— чартерный – для перевозки определенной группы туристов или грузов;

— дополнительный – дополнительный к расписанию;

— технический – для перевозки служебных грузов и персонала.

Все полеты по международным воздушным линиям выполняются только при соответствующем оформлении разрешения по установленным маршрутам без отклонений и нарушений режима использования воздушного пространства.

Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил и норм международных полетов, установленных российским государством. Любое воздушное судно, вторгшееся в пределы воздушного пространства, считается нарушителем. Каждое государство, подписавшее с РФ соответствующее международное соглашение, должно подчиняться действующим в нашей стране правилам, постановлениям, касающимся полета и маневрирования воздушных судов. Они публикуются в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации. Уголовно-наказуемым признаются следующие нарушения правил:

1. несоблюдение указанных в разрешении маршрутов (установленная для полетов воздушных судов часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине);

2. несоблюдение мест посадки;

3. несоблюдение воздушных ворот;

4. несоблюдение высоты полета;

5. любое иное нарушение правил международных полетов, которое может включать:

— условия пересечения государственной границы;

— запретные и опасные зоны, зоны с особым режимом полетов;

— правила аэронавигации, связи и сигнализации;

— правила использования аэродромной сети;

-требования к полетной документации;

— нормы запаса топлива;

— систему отчисления времени;

— установленные временные, местные режимы или кратковременные ограничения;

— правила вертикального, продольного и бокового эшелонирования.

Преступление считается оконченным с момента нарушения хотя бы одного из правил международных полетов.

Субъект преступления — физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и обладающее специальными признаками — связанное с управлением самолетов. Ими могут быть пилоты, радисты, бортинженеры и т.д. Пассажиры могут выступать субъектами преступления, если они принудили пилотов нарушить правила.

Субъективная сторона преступления выражается в виде прямого умысла — лицо осознает, что нарушает правила международных полетов и желает их нарушить. Наступившие в результате последствия находятся за рамками состава преступления и поэтому не имеют значения при квалификации деяния по данной статье. Однако в случае их наступления, деяние будет квалифицироваться по совокупности со ст. 263 УК РФ.

Смотрите еще:

  • Решение суда турист Автострахование Жилищные споры Административное право Участие в долевом строительстве Трудовые споры, пенсии Главная Турист отказался от тура ввиду замены отеля турагентом. Суд взыскал компенсацию морального […]
  • Государственная экспертиза министерства обороны российской федерации Приказ Министра обороны РФ от 6 июля 2012 г. N 1700 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектной […]
  • Федеральный реестр документов об образовании и о квалификации сайт Проверить сведения о документе Проверка наличия сведений о документе в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" Целями создания […]
  • Приказ мз 689н ПРИКАЗ Минздрава РФ от 08.11.2012 N 689н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ВЗРОСЛОМУ НАСЕЛЕНИЮ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИИ, ВЫЗЫВАЕМОМ ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ-ИНФЕКЦИИ)" Приложения Приложение N 1к Порядку оказания […]
  • Приказ мвд рф об организации деятельности участковых уполномоченных полиции Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166"Вопросы организации деятельности участковых […]
  • Приказ 2700 министра обороны Приказ Министра обороны РФ от 31 января 2018 г. № 47 “О внесении изменений в Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 […]
  • Приказ мвд 631 от 02072002 Приказ МВД РФ от 31 декабря 2002 г. N 1272 "Об утверждении Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, оплаты ритуальных […]
  • Совместный приказ мвд и фнс Приказ МВД РФ и Федеральной налоговой службы от 14 ноября 2011 г. N 1144/ММВ-7-2/[email protected] "О внесении изменений в приказ МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347" Приказ МВД РФ и Федеральной налоговой службы от 14 ноября […]