Направления преступлений

Направления преступлений

Исходя из содержания общих причин преступности, главным направлением в искоренении антиобщественных проявлений должно быть признано последовательное решение крупных социально-экономических и идеологических проблем жизни общества в процессе построения правового государства.

Программа развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на 2007–2010 годы предусматривает проведение комплекса взаимосвязанных мер военно-политического, военного и военно-технического характера, которое неизбежно отразится на всех сферах деятельности военного ведомства, в том числе и в области правоотношений, что потребует внесения изменений и дополнений в соответствующие нормативные акты. В соответствии с военной доктриной Республики Казахстан, утвержденной Указом № 299 Президента Республики Казахстан 21 марта 2007 года, главной целью развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований является обеспечение их готовности к нейтрализации существующих и потенциальных угроз военной безопасности государства.

Постепенное улучшение всех сторон жизни народа – объективный, но неотвратимый процесс. В условиях Вооруженных Сил он реализуется через организаторскую и воспитательную деятельность командиров. В результате планового решения крупных социально-экономических проблем жизни общества в Вооруженных Силах создаются новые объективные возможности для эффективного предупреждения преступности среди военнослужащих путем расширения направлений профилактической работы воспитательного и организационно-правового характера.

Направления воспитательного характера включают в себя весь арсенал мер, средств и способов, которые выработаны наукой и практикой воспитания человека. Рассмотрим те из них, которые наиболее тесно связаны с предупреждением уголовно наказуемых деяний военнослужащих.

1. Морально-политические качества воинов формируются всем укладом нашей жизни, и в первую очередь целенаправленной идейно-воспитательной работой.

Непосредственной причиной конкретных уголовно наказуемых деяний, совершаемых отдельными военнослужащими, являются мотивы примитивно-бытового, узколичностного характера. В то же время мы знаем, что как бы ни были сильны и актуальны для того или иного человека подобные побуждения, они не реализуются им, если противоречат его убеждениям. А убеждения складываются и утверждаются в условиях Вооруженных Сил под влиянием окружающей действительности, всей жизни и деятельности военнослужащего, под воздействием командиров в процессе проведения ими мероприятий по обучению и воспитанию личного состава.

Духовный мир юношей призывного возраста в той или иной степени уже сформирован. И это сказывается на его поведении во время прохождения службы. Однако потребности, интересы, чувства, взгляды и убеждения человека не остаются постоянными. В возрасте 18–20 лет они особенно динамичны: появляются новые потребности и интересы, отмирают старые, с накоплением жизненного опыта критически пересматриваются взгляды и убеждения, переоцениваются ценности.

2. Составной частью воспитания является правовоспитательная работа, формирование у военнослужащих правосознания, привития им уважения к законам, к праву. Эта работа осуществляется теми же методами и формами, которые свойственны воинскому воспитанию.

В настоящее время особую роль в правовом воспитании военнослужащих играет раскрытие основных положений Конституции Республики Казахстан, ставшей важным средством дальнейшего развития и углубления демократии. Правовое воспитание личного состава, направленное на предупреждение воинских преступлений, только тогда будет эффективным, когда знание закона и положительное отношение к нему перерастут в убеждения, а правомерное поведение станет потребностью каждого военнослужащего. Этого нельзя достигнуть только разъяснением уголовных законов. Здесь, как и во всем деле воспитания, нужен комплексный подход. В частности, очень важно, чтобы вся жизнь, быт и деятельность воспитуемых строго соответствовали требованиям законов и уставов Вооруженных Сил, поскольку свои непосредственные представления о праве и законности воины в первую очередь получают из реально складывающихся правовых отношений, в которых они являются непосредственными участниками.

Положительное влияние на формирование правосознания военнослужащих оказывает регулярная информация о практической деятельности органов военной юстиции, расследовании и рассмотрении уголовных дел. Информация о применении уголовных законов к правонарушителям вырабатывает у морально неустойчивых военнослужащих убеждение в неотвратимости уголовного наказания за совершение общественно опасных посягательств. Это убеждение является одним из действенных факторов, способствующих выработке устойчивого правомерного поведения.

Таким образом, при проведении правового воспитания военнослужащих командирам необходимо добиваться, чтобы специальные воспитательные мероприятия повседневно подкреплялись твердым воинским правопорядком, построенным в строгом соответствии с требованиями законов и уставов.

3. Существенное влияние на предупреждение преступных проявлений среди подчиненных оказывает личная примерность командиров и других начальников в соблюдении законов. Должностные лица Вооруженных Сил строго соблюдая нормы права, своим примером воспитывают у подчиненных уважение к законам, предупреждая тем самым антиобщественные поступки. Давно известно, что навыки правомерного поведения, привычка всегда и во всем поступать в соответствии с нормами закона формируются у человека не только и не столько под действием слов, убеждений, сколько под влиянием примера окружающих его людей, и в первую очередь примера воспитателей. Поэтому любой поступок командира, отражающий его отношение к праву, надо рассматривать под углом зрения того воспитательного воздействия, которое он оказывает на подчиненных. Абсолютное большинство командиров являются образцом строжайшего исполнения законов, что оказывает исключительно благоприятное влияние на поведение подчиненных им военнослужащих. Однако, отдельные случаи бестактного, аморального, а иногда и неправомерного поведения начальников еще встречаются. Необходимость укрепления дисциплины и предупреждения антиобщественного поведения военнослужащих требует решительного устранения подобных явлений, ибо, становясь достоянием подчиненных, они могут способствовать совершению менее устойчивыми лицами из рядового или сержантского состава уголовно наказуемых деяний.

4. Эффективной мерой раннего предупреждения преступности военнослужащих являются и индивидуальный подход в правовом воспитании военнослужащих, и умелое использование в индивидуальной работе с военнослужащими знаний по психологии, педагогике, криминологии и другим наукам. Те воспитатели, которые вооружены современными знаниями о закономерностях формирования психических процессов, об особенностях реакции человека на различные раздражения, и причиной обусловленности преступного поведения военнослужащих в каждой конкретной ситуации, имеют значительно больше возможностей предвидеть поведение подчиненных и умелым педагогическим подходом предупредить возникновение отрицательных побуждений, направив волю воспитуемого на выполнение задач по службе. Целенаправленная индивидуальная воспитательная работа требует от непосредственных начальников и других лиц, участвующих в воспитательном процессе, знать, как влиять на того или иного человека в той или иной ситуации, различные методы воздействия (убеждения, наставления, приказы наказания) и как воспринимаются ими эти воздействия (предубежденно, критически, негативно и т.д.). Умение понять подчиненного в конкретной жизненной ситуации – ключ к выбору нужных воспитательных воздействий. А это значит, что воспитатель должен не только обладать определенными теоретическими знаниями, но и постепенно изучать подчиненных, быть в курсе всей жизни подчиненных.

5. Предупреждение и искоренение преступлений в воинских частях и подразделениях во многом зависит от степени участия армейской общественности в этой работе.

Воинские коллективы, как правило, молодежные. Поэтому роль коллективов в предупреждении преступности, особенно среди военнослужащих срочной службы, там особенно велика. Это и понятно. Ведь жизнь и деятельность каждого воина проходит в них на глазах у сослуживцев.

Объективно в руки воинских коллективов вложена большая сила, которая должна умело использоваться командованием и для предупреждения правонарушений. Здоровый армейский коллектив с его зрелым общественным мнением практически в состоянии предупредить, предотвратить или пресечь многие преступные деяния.

Перечень мер воспитательного характера, конечно, не исчерпывается сказанным. Профилактическая работа тесно связана со всем процессом обучения и воспитания военнослужащих. Важное значение в предупреждении преступности имеют, например, формирование профессиональных навыков, высоких морально-боевых и психологических качеств, нравственное воспитание, физическая закалка и т.д.

Наряду с перечисленными выше мерами воспитательного характера существенная роль в предупреждении преступного поведения военнослужащих принадлежит мерам организационного, управленческого содержания. Организационно-управленческие меры имеют целый ряд аспектов. Коротко остановимся на них.

1. Важнейшей из таких мер является строгое соблюдение установленных требований в организации жизни, быта и деятельности частей, подразделений, поддержание должного уставного воинского порядка. Строгий уставной порядок – это в первую очередь образцовое несение боевого дежурства, караульной и внутренней служб, четкая организация боевой и гуманитарной подготовки и технически грамотная эксплуатация вооружения, правильные взаимоотношения военнослужащих, точное выполнение распорядка дня, учебных планов и программ, забота о быте, разумная организация досуга личного состава, спортивно-массовой работы.

Лишь при условии соблюдения этих требований у каждого воина будут успешно формироваться организованность, дисциплинированность, привычка всегда и во всем следовать нормам законов и воинских уставов.

Но воинский режим – это не только целесообразный распорядок жизни военнослужащих, построенный на правильных педагогических воззрениях. Распорядок дня воинского подразделения строится на требованиях уставов и приказов начальников, имеющих для военнослужащего силу закона. Поэтому любое необоснованное нарушение его дает личному составу повод считать, что выполнение уставов и приказов не всегда является обязательным. А такое мнение уже может послужить правонарушителю «теоретической базой» для определения своего неправомерного поведения.

2. Необходимую меру в предупреждении воинских преступлений представляет строгий контроль за деятельностью подчиненных. Связь бесконтрольности с некоторыми видами преступлений является бесспорной и давно установленной. Тем не менее факты бесконтрольности, которые способствуют совершению уголовно наказуемых деяний, еще имеют место.

Контроль за подчиненными не может быть построен автономно, без четкой организации службы войск, без добросовестного выполнения своих должностных обязанностей каждым начальником и лицом суточного наряда. Поэтому рассматриваемая мера является составной частью общего повышения уставных требований к военнослужащим. Там, где уставной порядок находится не на должном уровне, организация контроля представляет большую трудность. В такой обстановке могут родиться «негласный контроль», система «ответственных дежурных» и прочие неуставные формы контроля. Такого рода меры лишь порождают взаимное недоверие военнослужащих, круговую поруку, беспечность лиц суточного наряда и поэтому не могут рассматриваться как действенное средство предупреждения правонарушений.

В Вооруженных Силах все необходимые формы контроля предусмотрены в уставах. Только строгий контроль за деятельностью военнослужащих, осуществляемый должностными лицами частей, учреждений, комендатур, госпиталей, внутренним нарядом и патрульной службой способствует дисциплинированию военнослужащих, предупреждению и пресечению целого ряда форм неправомерного поведения.

3. К эффективным организационно-дисциплинарным мерам предупреждения преступного поведения военнослужащих относится также последовательное проведение в жизнь принципа неотвратимости наказания за совершение тех или иных проступков.

Для претворения данной меры в жизнь необходима постоянная борьба с любыми искривлениями дисциплинарной практики, и особенно с безнаказанностью. Безнаказанность, как правило, открывает путь к более опасным и уголовно наказуемым правонарушениям. Поэтому Дисциплинарный Устав обязывает командира (начальника) не оставлять без воздействия ни одного проступка подчиненного.

Дисциплинарный Устав четко определяет обязанности начальника при совершении подчиненными правонарушения, а также порядок наложения взыскания и приведения его в исполнение, правила учета дисциплинарных взысканий и т.д. Таким образом, и эта мера, как и предыдущие, вытекает из требований уставов Вооруженных Сил.

Профилактическая работа по предупреждению преступлений в войсках не исчерпывается рассмотренными выше воспитательными, организационными и правовыми мерами. При этом наибольший успех в ней достигается проведением комплексных мероприятий.

Комплексные мероприятия по предупреждению преступности включают в себя направления профилактической работы, проводимой командованием и органами военной юстиции по совместно разработанным планам. При этом мероприятия разъяснительного характера обязательно согласуются по времени и по объектам с мерами, направленными на укрепление уставного порядка в различных сферах жизни и деятельности личного состава (учебный процесс, служба войск, быт, досуг и др.). Такой метод проведения профилактической работы является наиболее действенным, ибо он устраняет непосредственную почву правонарушений.

Наведение должного порядка там, где он у нас пока еще нарушается, представляет собой большой резерв в развитии нашего общества. Несомненно, это является большим резервом и в укреплении воинской дисциплины, повышении боеспособности и боевой готовности воинских частей и подразделений.

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Основные направления профилактики преступности

Предупреждение преступности является многоуровневой и сложной системой целенаправленных государственных и общественных мер по выявлению, устранению, ослаблению и нейтрализации причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, удержанию от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность.

Эта деятельность, связанная с предупреждением преступности, должна отвечать принципам:

– законности – состоит в требовании следовать букве закона и ни в коем случае не превышать служебных полномочий;

– демократизма – означает, что она происходит под контролем органов представительной власти и при участии широких слоев общества;

– гуманизма и справедливости – означает, что она производится с соблюдением прав человека и направлена на устранение причин преступлений и выборе для впервые преступивших закон наиболее щадящих мер;

– гласности – показывает, что деятельность должна учитывать общественное мнение;

– научности – означает, что она базируется на профессиональном использования научных знаний.

Профилактическая деятельность включает много предупредительных мероприятий, направленных на предупреждение: 1) организованной преступности; 2) экономической преступности; 3) преступности несовершеннолетних и молодежи; 4) насильственных преступлений против личности и хулиганских проявлений; 5) преступлений, совершаемых должностными лицами правоохранительных органов; 6) женской преступности, которая отличается от мужской как количественно, так и качественно; 7) неосторожной преступности; 8) преступлений, совершаемых в местах лишения свободы.

Меры для предупреждения преступности общесоциальным путем направлены на внесение изменений в развитие общества и отдельных общественных отношений (экономических, политических, социальных и т. д.), снижение роли криминалитета, напряженности в обществе, нестабильности его и т. п.

8.3. Основные направления предупреждения организованной преступности

Общесоциальные меры, будучи направленными на социально-экономическое развитие общества и тем самым на предупреждение преступности в целом, в то же время являются средством преодоления ее организованной части.

Специально-криминологические меры предполагают осуществление правоохранительными органами непосредственной работы, направленной на устранение, ослабление и нейтрализацию криминогенных факторов, влияющих на рост организованной преступности. Однако победить эту преступность с помощью указанных мер в ближайшее время — задача нереальная. Ее решение зависит в большей степени не от реализации преимущественно репрессивных, «силовых» мер, а от успешного проведения общесоциальных мер, создания цивилизованного правового государства и гражданского общества, здоровой рыночной экономики.

Специально-криминологическое предупреждение правоохранительными органами организованной преступности, как элемент борьбы с нею, в большей степени осуществляется посредством реализации мер общей профилактики и непосредственного предотвращения и пресечения в процессе оперативно-розыскной деятельности преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями. Индивидуальная профилактика в отношении их участников, учитывая особенности личности, осуществляется весьма ограниченно. Речь в данном случае может идти об индивидуальной профилактике лиц, поведение и окружение которых свидетельствуют о потенциальной возможности их включения в организованные преступные структуры, а также о склонении случайных участников таких структур к добровольному отказу от преступной деятельности и к оказанию помощи в ее пресечении.

В основном же предупреждение организованной преступности правоохранительными органами достигается в результате работы по ликвидации преступных формирований, привлечению их участников к уголовной ответственности. При этом осуществляются следующие предупредительные меры:

выявление и постановка на оперативный учет организованных преступных формирований и их участников;

создание условий, затрудняющих или исключающих совершение ими преступлений;

предотвращение замышляемых преступлений;

пресечение подготавливаемых и совершаемых организованными формированиями преступлений;

целенаправленное воздействие на лидеров организованных групп с целью нейтрализации их влияния на других участников и разобщения преступного формирования;

реализация целевых комплексных программ борьбы с организованной преступностью специально создаваемыми и действующими на долгосрочной основе группами сотрудников правоохранительных и контролирующих ведомств на федеральном и региональном уровнях.

Наряду с непосредственной борьбой правоохранительных органов с организованными преступными структурами, криминологическое значение имеют контроль за оборотом оружия и наркотиков, проверки фактов нарушения законодательства о хозяйственной, предпринимательской, финансовой, торговой деятельности, общий надзор прокуратуры.

Эта работа осуществляется повседневно, а также в ходе крупномасштабных целевых операций по выявлению и пресечению фактов коррупции, преступной деятельности организованных групп и сообществ, контрабанды, незаконного вывоза стратегически важных товаров, оборота оружия и наркотических средств.

Предупреждение организованной преступности осуществляется также в процессе сотрудничества правоохранительных органов России со спецслужбами стран зарубежья, включающего правовую взаимопомощь, проведение согласованных мероприятий против международных преступных сообществ, обмен информацией.

Основные направления противодействия преступности в России.

Существуют 2 основных направления реагирования государства на преступность:

1. Репрессивное (карательное) воздействие (уголовно-правовое направление)

2. Профилактическое воздействие – последовательное разрешение различных противоречий в обществе

Существует потребность в поиске оптимально пути реагирования государства на преступность. Какому из названных направлений следует отдавать приоритет, какое воздействие наиболее эффективно. От решения данной проблемы зависит направление и содержание уголовной политики государства.

Исторически первой формой социального контроля за преступностью была кровная месть. Такое реагирование на преступление носило стихийный характер и влекло за собой цепь злодеяний, которые не могли прекратиться без вмешательства извне. Государства отчасти чтобы прекратить кровопролитие отчасти по другим причинам берет на себя деятельность по контролю преступности. Но сначала государство заимствует характер противодействия преступности у родов и племен. Противодействие преступности строится по принципу возмездия, кары, мести. Таким образом, государственный контроль за преступностью возникает первоначально как карательный институт. Только со времен классической школы уголовного права и в частности со времен книги Цезария Бекария «О преступлениях и наказаниях» в юриспруденции получает развитие идея не карательного предупреждения.

В РФ уголовно-правовые меры воздействия на преступность играли и продолжают играть главную роль в уголовной политике. Именно на их осуществление, а не на профилактические социальные программы ассигнуется государством большая часть денег. Раньше пристрастия к репрессивному воздействию на преступность было продиктовано:

1. Политикой нагнетания страха, которая была неотъемлемой чертой политики государства

2. Соображениями экономической целесообразности – заключенные служили той дешевой рабочей силой, с помощью которых решали проблемы социалистических строек и других проблем социалистического хозяйства

В настоящее время пристрастие к карательному направлению пытаются объяснить:

1. Ухудшением криминологической ситуацией в стране

2. Общественно мнение, которое стоит за применение к преступникам строгих наказаний

Во многих зарубежных странах до определенного периода времени так же преобладало уголовно-правое воздействие на преступность. Однако уже в 70-80 гг прошлого века был констатирован кризис системы наказаний и уголовной политики. Он проявлялся в том, что, несмотря на все усилия полиции и уголовной юстиции, преступность в мире растет, уровень рецидива во всех странах стабилен, человечество перепробовало все возможные виды репрессий без видимых результатов. Доказано, что нахождение в местах лишения свободы более 5-7 лет приводит к необратимым изменениям психики человека, т.е. наказание не исправляет, а губит личность. Уголовная политика большинства зарубежных государств стала изменяться в следующих направлениях:

1. Полный отказ от применения смертной казни

2. Лишение свободы стали считать высшей мерой наказания, которую применяется лишь в крайних случаях при совершении насильственных преступлений и только по отношению к взрослым. Например, в Англии лишь 20% осужденных приговариваются к лишению свободы, Германии – 11%, Япония – 3,5%. В РФ- 88-89% приговоры к лишению свободы, 35% — к реальному отбытию наказания.

3. Расширяется применение иных, альтернативных лишений свободы, мер наказания: ограничение свободы (в том числе с применение электронного слежения), общественные работы

4. В странах Западной Европы (Австралии, Канаде, Японии) преобладает краткосрочное лишение свободы. Например, в Германии 85% приговоров до 2 лет лишения свободы. В РФ – менее 40%, более 15% — более 5 лет лишения свободы

5. Чтобы не происходила деградация личности местах лишения свободы гуманизируют условия отбывания этого наказания

По коэффициенту заключенных РФ на протяжении многих лет делит с США 1 и 2 место. В конце 90-х гг в РФ коэффициент – 730, США – 680, в странах Западной Европы – от 40 до 90. В 2005 г в РФ – 530, США – 710.

Уголовная политика России начала меняться с 1993 года. Сокращаются сроки лишения свободы, вводятся ограничения по применению лишения свободы к несовершеннолетнему.

Для специализированных органов предупреждения преступности характерно:

1) предназначены для предупреждения преступности, это является одной из их основных, приоритетных функций (правоохранительные органы и органы судебной власти)

2) их полномочия определяются в законодательном порядке

3) данные субъекты (их сотрудники) осуществляют правомочия представителя власти, вкл. право применения мер государственного принуждения

4) тенденция к специализации предупредительной деятельности среди специализированных субъектов (в ресурсном, организационном, кадровом обеспечении)

5) наличие механизма межведомственно координации

§1. Профилактика преступлений, ее принципы, функции и основные направления

Основные принципы предупреждения преступности как явления и профилактики конкретньк видов, категорий и групп преступлений сформулированы отечественными криминологами давно, созданы соответствующие теоретические основы.

279 Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977; Блувштейн Ю.Д Конкретные преступления: их причины и предупреждение. Минск, 1987; Жалинский А.Э. Теоретические проблемы профилактики преступлений: Автореферат дис. д-ра юрид. наук. М., 1980: Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 190; Игошев К.Е., Устинов B.C. Введение в курс профилактики правонарушений. Горький, 1977; Алексеев А.И., Герасимов СИ., Сухарев АЛ. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001.

263 сах личности и общества. Профилактика преступлений — это специфическая деятельность, особый вид социальной практики. Такая профилактика — это деятельность государственных органов и общественности, практически действующих в особой сфере отношений: общественных и межличностных. При осуществлении данного вида профилактики отношения между людьми преобразуются, в результате чего устраняются либо нейтрализуются причины и условия преступного поведения. Своим острием профилактика направлена на каждую личность, когда в указанных отношениях проявляются (или могут проявиться) криминальные явления. Это имеет отношение только к преступности, что и отличает данную профилактику от других видов социальной практики. Это — работа с конкретными людьми в целях недопущения с их стороны преступного поведения.

Проблема выработки у личности поведения, соответствующего личностным и общественным интересам, — самая сложная задача. Решая эту проблему, весьма сложно отделить личность от общества. Работа с личностью в данном случае предполагает воспитание определенных качеств и привычек человека, которые не возникают и не изменяются вне связи с обществом. Свойства личности рождаются не сами по себе, они — результат воспитания, воздействия на личность, ее окружение, социальной среды. Линия поведения человека вырабатывается под воздействием общественной атмосферы, которая его постоянно окружает.

в отношении кого конкретно, каких категории лиц должна осуществляться профилактика преступлений; —

кто конкретно должен осуществлять такую профилактику; —

как конкретно и в каких пределах осуществляется профилактика преступлений.

Ответы на эти вопросы связаны не только с целями, задачами и основными направлениями рассматриваемой социальной практики, но и ее содержанием.

Первый вопрос связан с выявлением лиц, в отношении которых необходимо проводить профилактику, постановкой их на соответствующий учет, классификацией, типологией, накоплением нужной информации о таких лицах и т.д.

Второй вопрос касается органов и организаций, служб и подразделений (имеющихся в их распоряжении сил и средств), способных и готовых осуществлять профилактику.

Третий вопрос касается содержания профилактики, ее форм, средств и методов, определяющих суть работы, ее направленность, пределы функционирования.

К сожалению, нормативно эти вопросы никак не решены. Практика руководствуется лишь общими принципами. Между тем практика требует ответа на вопрос, за счет чего должна быть повышена эффективность профилактики преступлений. Самостоятельное значение приобретает организация такой профилактики. Преступления,, однако, постоянно совершаются, стало быть, необходимо повышать эффективность их предупреждения.

Предупреждение преступлений с точки зрения его организационных начал и принципов обычно представляется в литературе следующим образом: —

социальный контроль за лицами, склонными в силу их прошлого и настоящего образа жизни совершить преступление; —

административный надзор за лицами, которые отбыли наказание в виде лишения свободы за преступления, связанный с периодической регистрацией этих лиц в милиции по месту жительства с целью упреждения новых деяний; —

оперативно-разыскные мероприятия, направленные на недопущение преступлений со стороны лиц, замышляющих совершить соответствующее посягательство; —

непосредственная деятельность по предотвращению и пресечению замышляемых и приготавливаемых преступлений; —

раскрытие рассматриваемых деяний, розыск лиц, их совершивших, их задержание, изобличение в процессе расследования, обеспечение неотвратимости наказания; —

строгая регистрация преступлений в целях получения о них полной информации; —

виктимологическая профилактика преступлений..

Данные мероприятия должны быть организационно обеспечены. Имеется в виду реализация таких организационных принципов, как информационное обеспечение, взаимодействие, правовое регулирование и т.д. Основой же начал организации является компетентное решение задач предупреждения, связанного с конкретной профилактической деятельностью280. Ею должны заниматься не только правоохранительные и иные государственные органы, но и общественность.

§4. Основные направления предупреждения насильственных преступлений и хулиганства

Предупреждение насильственных преступлений и хулиганства основывается на общих положениях профилактики преступлений и включает меры как общесоциального, так и специально-криминологического характера.

К мерам по устранению причин и условий, способствующих совершению насильственных преступлений и хулиганства, относятся:

— выявление и устранение отрицательных факторов в семье и быту, способствующих формированию личностных качеств, типичных для насильственных преступников и хулиганов;

— нейтрализация бытовых и семейных конфликтов, на почве которых могут возникнуть насильственные или хулиганские действия их участников;

— обеспечение своевременной регистрации заявлений об угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью и быстрого реагирования на них органов внутренних дел;

— ограничение торговли спиртными напитками в определенное время суток и в определенных местах, запрет на их отпуск лицам, не достигшим совершеннолетия, находящимся в состоянии опьянения; установление ответственности за нарушение этих ограничений;

— запрет распространения сильнодействующих возбуждающих веществ, ограничение посевов содержащих их растений, установление контроля за отпуском и ответственности за незаконное изготовление, сбыт и потребление таких веществ;

— усиление контроля за соблюдением специальных правил приобретения и хранения огнестрельного оружия; привлечение к ответственности лиц за незаконное ношение, хранение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

— изъятие органами внутренних дел оружия у лиц, уклоняющихся от его регистрации, а также систематически нарушающих общественный порядок, злоупотребляющих спиртными напитками, страдающих психическими заболеваниями;

— выявление случаев изготовления учащимися и рабочими самодельного холодного и огнестрельного оружия в цехах или учебно-производственных мастерских;

— принятие мер, затрудняющих совершение насильственных преступлений и хулиганства в общественных местах; обеспечение надлежащего освещения, запирание чердаков, подвалов, сараев и их периодические обходы; распределение сил и средств органов внутренних дел с учетом мест наиболее частого совершения насильственных преступлений и хулиганства;

— четкая организация деятельности различных служб органов внутренних дел: дежурных частей, нарядов и патрулей, подразделений по делам несовершеннолетних, уголовного розыска и следствия в целях борьбы с насильственными преступлениями и хулиганством;

— рассмотрение уголовных дел в отношении лиц, совершивших насильственные преступления и хулиганство, по месту их работы или учебы;

— организация приема граждан руководителями органов внутренних дел по месту жительства, на предприятиях и в организациях;

— осуществление постоянного контроля за состоянием насильственных преступлений и хулиганства со стороны администрации региона, регулярное обсуждение этих вопросов с привлечением заинтересованных лиц — руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, правоохранительных органов;

— организация правового обучения и воспитания населения.

Индивидуальная профилактика насильственных преступлений и хулиганства осуществляется с целью недопущения совершения этих преступлений со стороны конкретных лиц. Процесс индивидуальной профилактики складывается из следующих взаимосвязанных этапов: выявления лиц, ведущих антиобщественный образ жизни и склонных к совершению насильственных преступлений и хулиганства; постановки выявленных лиц на учет в органах внутренних дел; определения причин антиобщественного поведения и условий, способствующих этому поведению; принятия мер для устранения указанных причин и условий; применение разнообразных форм и методов профилактического воздействия.

Круг лиц, нуждающихся в индивидуальной профилактике, определяется на основе информации, поступающей в органы внутренних дел от граждан, администрации предприятий, учреждений, учебных заведений, жилищно-эксплуатационных контор, органов суда, прокуратуры. Кроме того, объекты профилактики выявляются среди лиц, нарушающих правила общежития, пьяниц и алкоголиков, ранее судимых за аналогичные преступления, неработающих и неучащихся, несовершеннолетних, находящихся без надзора. Особое внимание необходимо уделять выявлению и нейтрализации влияния лидеров формирующихся по месту жительства групп с отрицательной направленностью времяпрепровождения (выпивки, приставания к прохожим и т.д.).

Успех в профилактике насильственных преступлений и хулиганства зависит от полноты их выявления и обеспечения неотвратимости наказания за совершение этих преступлений. Несоблюдение этих требований быстро приводит к повторному совершению лицами преступлений, вовлечению в преступления новых участников.

Контрольные вопросы и задания:

1. Какие преступления относятся к насильственным?

2. Что представляет собой насилие как обязательный признак насильственных преступлений?

3. Раскройте основные тенденции развития насильственной преступности.

4. Каковы основные качественные характеристики насильственной преступности?

5. Охарактеризуйте основные детерминанты насильственной преступности.

6. Раскройте особенности мер предупреждения насильственных преступлений.

Основные направления профилактики преступлений несовершеннолетних и молодежи

Юридической основой общесоциальной профилактики преступлений подростков служат:

1) Федеральные законы от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

2) нормы УК, регулирующие особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних (ст. 87–96); предусматривающие уголовную ответственность за вовлечение подростков в преступную и предпреступную деятельность (ст. 150, 151); за торговлю несовершеннолетними, подмену ребенка, незаконное усыновление и разглашение тайны усыновления (ст. 153– 155); за неисполнение обязанностей по воспитанию и уклонение от уплаты средств на содержание (ст. 156, 157);

3) нормы УПК, предусматривающие установление точного возраста несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности, выявление влияния старших по возрасту лиц как взрослых, так и несовершеннолетних, в том числе в качестве подстрекателей или организаторов (ст. 421); а также правила о выделении дела в отношении подростков в отдельное производство (ст. 154, 422); наличие при допросах психолога или педагога (ст. 425); участие защитника и законного представителя при производстве следственных действий и в судебном заседании (ст. 425–428,432 УПК);

4) международно-правовую базу профилактики правонарушений несовершеннолетних образуют: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 г.; Конвенция о правах ребенка 1989 г.;

5) приказ МВД россии от 17.02.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»; приказ Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» и др.

Государственную систему профилактики составляют:

а) комиссии по делам несовершеннолетних, создаваемые при главах администраций, которые должны выполнять координирующие функции;

6) органы опеки и попечительства;

в) специализированные учреждения органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения;

г) службы занятости населения;

д) подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Основные направления общесоциальной профилактики преступности молодежи должны включать в себя:

– переориентацию на всемерную помощь, защиту, поддержку подростков и молодежи;

– охрану здоровья несовершеннолетних;

– помощь в получении образования;

– организацию трудоустройства в хорошо оплачиваемых местах;

– управление профессиональной подготовкой, переподготовкой;

– организацию здоровых форм досуга;

– пресечение вовлечения в предпреступную и преступную деятельность и др.;

– защиту жертв эксплуатации, наркомании, алкоголизма, национальных конфликтов, детей, лиц молодежного возраста – беженцев и пр.;

– обеспечение обязательного основного общего образования, а также деятельность альтернативных учебных заведений, факультетов и т.п.;

– систему налоговых и других льгот предприятиям, трудоустраивающим подростков, лиц молодежного возраста, в том числе освобождаемых из мест лишения свободы и отбывающих наказание на свободе, безнадзорных и бездомных;

– создание системы социальных служб для оказания содействия подросткам, находящимся в неблагоприятных семьях и семьях с одним родителем, беспризорным, бездомным, освобожденным, вернувшимся из специализированных учебно-воспитательных учреждений и др.

Меры предупреждения правонарушений несовершеннолетних и молодежи делятся на микросредовые или общие, групповые и индивидуальные.

При этом микросредовые методы относятся к предупреждению различных типов преступного поведения несовершеннолетних – корыстного, насильственного, аномально-сексуального и др. К ним можно отнести:

1) программы профилактики отдельных типов отклоняющегося поведения молодежи на уровне региона, как, например, «Антинарко» в Краснодарском крае; «Здоровый молодежный быт» в общежитиях рабочей и учащейся молодежи;

2) выставление постов патрульно-постовой службы полиции во время дискотек, в молодежных барах, «тусовках»;

3) комплексные профилактические операции по одновременному поиску безнадзорных, беспризорных детей и подростков, «бомжующих» лиц молодежного возраста и помещение их в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;

4) создание сети доступных кружков; секций, художественных, технических, автолюбительских, спортивных клубов;

5) создание молодежных групп охраны порядка из студенческой, рабочей молодежи по типу оперативных комсомольских отрядов, контролирующих общественный порядок по месту учебы, работы, расположения молодежных общежитий.

Методы групповой профилактики преступлений молодежи:

1) собрания школьные, общелицейские, всего колледжа с обязательным приглашением учителей, преподавателей и родителей или лиц, их заменяющих, с обсуждением проступков учащихся и работающих подростков;

2) лекции по месту учебы, работы, жительства подростков, лиц молодежного возраста с приглашением именитых ученых, но обязательно владеющих ораторским мастерством, начинающих криминологов на темы преступности несовершеннолетних, о динамике развития и структуре криминогенной ситуации безнадзорности;

3) школьные КВЮК – Клуб веселых и юных криминологов с составлением сценария специалистом-криминологом на актуальные на данный момент для школы темы, например, прогулы учащихся, мелкие кражи в школе, вымогательство у детей. Подобные КВЮК можно проводить и в лицеях, колледжах, вузах. В жюри должны сидеть как криминологи, так и учителя, мастера, преподаватели, родители учащихся.

Методы индивидуальной профилактики правонарушений, причем большей частью специальные, ориентированные непосредственно на несовершеннолетних, а также лиц молодежного возраста, обычно делятся на несколько групп:

1) меры оздоровления среды и оказания помощи несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и вос

питания, до того как отрицательное действие соответствующих обстоятельств существенно скажется на поведении таких лиц;

2) меры предупреждения перехода на преступный путь и исправления лиц, находящихся в стадии предпреступного поведения, допускающих правонарушения непреступного характера;

3) меры предупреждения рецидива среди подростков, совершивших преступления, а также выявления и устранения обстоятельств, способствовавших совершению этих преступлений.

Рис. 13.6. Профилактика преступлений молодежи

В заключение следует обратить внимание на важность усвоения вопроса о криминогенной ситуации безнадзорности и о внешних условиях, способствующих формированию криминогенной мотивации у несовершеннолетних и молодежи, поскольку эти внешние условия относятся к условиям формирования личности преступников различных типов и лишь в некоторых случаях имеют особую специфику.

Следует четко различать внешние условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними и молодежью, внешние условия формирования их криминогенной мотивации и внешние условия формирования криминогенных ситуаций безнадзорности.

Смотрите еще:

  • Усн 15 процентов минимальный налог УСН 15%: порядок уплаты минимального налога, а также перенос убытков на будущее Организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения (далее по тексту «УСН») с объектом налогообложения «доходы минус расходы», в некоторых […]
  • Страховка ems Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке Деловой Петербург, 21 августа 2008 г.Страховщики боятся маршрутных такси Хотя в последнее время автопарк маршруток существенно обновился, их страхование по-прежнему осложнено […]
  • Приказ номер 3 мчс Приказ номер 3 мчс Регистрационный N 27701 Правила проведенияличным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной […]
  • Служба в армии с погашенной судимостью Гражданин с погашенной судимостью добился права на призыв в Вооруженные силы Городской суд Петропавловска-Камчатского признал незаконным решение военкома не отправлять в армию 21-летнего желающего служить с погашенной судимостью, […]
  • 1025 приказ мвд ПРИКАЗ МВД РФ от 31.12.2009 N 1025 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ХРАНЕНИЯ ВЕЩЕЙ, ЯВИВШИХСЯ ОРУДИЯМИ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТАМИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, И ДОКУМЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ЗНАЧЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПО ДЕЛУ ОБЕ […]
  • Автостоянка правила оказания услуг Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 795 "Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок" (с изменениями и дополнениями) Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 795"Об утверждении Правил оказания услуг […]
  • 531 приказ минэкономразвития Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Минэкономразвития РФ от 30.09.2011 N 531 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЛОЩАДИ ЗДАНИЯ, ПОМЕЩЕНИЯ" […]
  • Приказ 1129 ростехнадзора ПРИКАЗ Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ВЫДАЧИ ЗАКЛЮЧЕНИЙ О СООТВЕТСТВИИ ПОСТРОЕННЫХ, РЕКОНСТРУИРОВАННЫХ, […]