Монастыри правила приема

Тема: Условия приема в монастырь

Опции темы
Поиск по теме
Отображение
  • Линейный вид
  • Комбинированный вид
  • Древовидный вид
  • Условия приема в монастырь

    Кто ради Бога отрицается мира и вступает в иночество, тот становится на путь духовной жизни. Побуждение к нему христианина появляется вследствие его веры и внутреннего стремления к духовному совершенству, которое основано на отречении зла и страстей, как первого условия спасения души. Никакой прежний моральный образ жизни в миру не препятствует христианину вступить в монастырь с целью спасения души, как о том сказано в 43 правиле VI Вселенского Собора.
    Однако, в монастырь не могут быть приняты:
    а) лица, не достигшие совершеннолетия;
    б) родители, имеющие малолетних детей, требующих их опеки;
    в) муж при живой жене и жена при живом муже; супруги, скрепленные церковным браком, могут поступить в монастырь при условии, что на новый образ жизни возьмут благословение у Архиерея и одновременно поступят каждый в свой монастырь.

    Поступающий в монастырь должен подать на имя Наместника прошение, автобиографию с приложением паспорта и соответствующих документов. Желательно представить рекомендацию духовного лица. Новопоступивший проходит испытание в течение трёх лет и, если окажется достойным, согласно решению Духовного Собора, Наместник по благословению Правящего Архиерея совершает постриг его в монашеский чин. Представление послушника к пострижению в монашество должно быть основано не просто на исполнении обычно положенных трех лет искуса, но на приобретенном посредством надзора и испытания удостоверении в благонадежности его к достойному прохождению монашеского подвига.

    Срок испытания может быть и сокращён в зависимости от моральной устойчивости и благонравия новоначального, а также если постригаемый был известен своей благочестивой жизнью до вступления в обитель: к таковым относятся воспитанники семинарий, студенты духовных академий, вдовые священники, церковные деятели и другие. Новоначального примерно через год, смотря по жизни его в обители, одевают в подрясник; через 2 — в рясофор. От приходящих в монастырь денежный вклад не требуется. Не возбраняется принять от поступающего добровольное пожертвование на обитель, однако это не дает ему ни какого преимущества.

    Вступление в монашество и выход из него.
    Часть 2

    [1] . Ученик аввы Паламона, преп. Пахомий первый организовал общежительный монастырь. Произошло это посредством откровения свыше. Сначала преп. Пахомий во сне услышал голос, говоривший ему, чтобы он основал монастырь на том месте, где он в тот момент находился (а это место называлось Табенниси) [2] , а затем в видении предстал ему ангел и вручил медную дощечку, на которой были написаны первые правила иноческого общежития [3] . О том, что было написано на медной дощечке (первоначальные правила монашеского жития), можно прочитать у Палладия в «Лавсаике» [4] , у церковного историка Созомена, у Дионисия Малого, у Никифора Каллиста [5] . Первоначально было дано немного правил, но в дальнейшем они дополнялись, по мере необходимости, другими настоятелями пахомианских монастырей.

    До преп. Пахомия существовали так называемые анахоретские монастыри [6] , которые возникли немного ранее пахомиевых, но писанных уставов они не имели. Дисциплина и внутренний порядок этих первоначальных монастырей покоились на духовном авторитете великих основателей этого рода монашества (Антония Великого, Макария Великого). «В них не только не было каких-либо писанных правил, но и строй жизни не был разработан в деталях; был намечен только общий дух этого строя» [7] .

    Правила, данные Пахомию, касались еды, жилища, труда братии, сна и бодрствования, одежды, отношения к посторонним, дисциплины внутри обители, количества молитвословий и т.д. В правилах подчеркивается тот момент, что, поскольку в людях существуют многие различия, то и правила составляются таким образом, чтобы не быть в тягость даже самым слабым из них. С самого своего возникновения в уставах четко оговариваются и условия приема в монастырь.

    Святитель Феофан Затворник, который издал в XIX веке сборник «Древние монашеские уставы», цитирует «тавеннисиотские» правила по блж. Иерониму, то есть в переводе с латинского. Перевод был сделан блж. Иеронимом по просьбе иноков из Италии: «В общежительных монастырях Фиваиды и в монастыре Μετάνοια, который, по счастью, изменил свое название из Канопа на Покаяние, живет множество латинян, не знающих ни египетского, ни греческого языков, на которых были написаны “Правила” Пахомия, Феодора и Орсисия. Они были первыми в Фиваиде и Египте, кто заложил основы общежительного монашества, следуя предписанию Бога и ангела, который был послан Богом для его учреждения… Я пригласил писца и диктовал ему на нашем языке тексты, переведенные с египетского на греческий, подчинившись приказу, не скажу просьбе, этих почтенных мужей. Я также хотел, чтобы Евстохия получила то, что она могла бы дать сестрам–монахиням как руководство, и чтобы наши братья могли следовать примеру египетских, то есть табеннисиотских монахов», – так писал блж. Иероним своим корреспондентам в Рим [8] . Безусловно, этот перевод не отражает полностью всех порядков Тавеннисиотской обители, потому что они складывались в течение длительного времени и писались по необходимости, а многие хранились в устной традиции. То, что касается нашей темы, отражено в главе 9 (пункты 47–60) этих правил, которая так и называется «Прием в обитель».

    Прием в монашество в Уставе преп. Пахомия Великого

    Прежде всего, надо сказать, что монастыри преп. Пахомия, были закрытыми сообществами, и попасть туда было очень трудно. Ко времени, когда туда пришел преп. Кассиан, они уже достигли своего максимального расцвета, и прием в них совершался с большим разбором [9] . Туда не принимали всех вподряд желающих, но вначале испытывали всякого приходящего в течение длительного времени. Это было испытание на твердость произволения [10] .

    Вновь пришедшего отдавали под присмотр гостиннику (это был одно из доверенных лиц аввы монастыря, опытный и проверенный монах-старец), в обязанности которого входило заниматься с новыми кандидатами и испытывать их на предмет годности к монашеской жизни [11] . Прежде всего, с новенькими занимались изучением Священного Писания. Поскольку монашество есть образ совершенного евангельского жития, то главным занятием монахов было полное и совершенное изучение всего Священного Писания. Новичок садился учить наизусть Псалтирь и кое-что из Евангелия. Это было проверкой его усидчивости и любви к слову Божию.

    Всякий вновь вступивший в братство проходил проверку личности. Во-первых, определялись со статусом пришедшего. Узнавали, кто пришел, из какого сословия, какого состояния, не беглый ли раб, не сделал ли чего худого, не прячется ли от правосудия или от какой-либо государственной повинности, не бросил ли семью и нет ли за ним других преступлений. Затем узнавали причину прихода в монастырь, а также выясняли обстоятельства, побудившие ищущего монашества к такому шагу [12] .

    Настоятелям всех монастырей предписывалось принимать желающих только после должного испытания. Оно заключалось сначала в том, чтобы новичка испытывали у ворот монастыря в течение семи-десяти дней. Его отталкивали, над ним смеялись, его прогоняли и поступали с ним намеренно грубо, показывая ему, что в таком суровом месте он не сможет жить и что жизнь монашеская очень тяжела. Это была проверка решимости и твердости намерений [13] . Затем пришедшего заставляли выполнять такие повеления, которые здравому и рационально мыслящему уму казались абсурдными. Делалось это намеренно, чтобы приучить новичка не доверять себе и своему разумению. Этот контроль над испорченной грехом волей пришедшего был очень жесткий, но очень эффективный. Научившись повиновению и послушанию, новичок приобретал опыт подлинного смирения, который способствовал быстрому духовному возрастанию [14] . «На кого воззрю, рече Господь, токмо на кроткого и молчаливого, трепещущего словес Моих» (Ис. 66: 2).

    По мнению египетских отцов, борьба с гордостью была самым важным деланием, от которого зависела вся будущая духовная жизнь монаха. Кто не истребил в начале пути многоглавого духа гордости посредством отсечения своей воли, посредством уничиженного жительства, посредством трудов повиновения, тот в дальнейшем не сможет вкусить плодов Духа Святого («Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» Иак. 4: 6).

    Настоятелям монастырей предписывалось, чтобы не принимали богатых, пока те не отрекутся от всего своего имения и придут в монастырь совершенно нищими. Впрочем, это правило касалось не только богатых, но и всех остальных, у кого было хотя бы малое имение, состоявшее хотя бы из одной монеты [15] .

    В правилах предписывалось обязательно избавляться от всякого стяжания (то есть от материальной собственности) еще до прихода в монастырь. Кроме того, монастыри отказывались брать от вступающих вклады потому, что некоторые, по истечении какого-то времени раскаиваясь в монашестве, возвращались в мир и тогда с дерзостью начинали требовать от монастыря возврата их денег, которые давно уже были потрачены на нужды обители и братий [16] .

    Обучение грамоте и основам веры было одним из главных направлений в занятиях с новоначальными, поэтому всех пришедших заставляли учить наизусть, даже если они этого не хотели, Священное Писание и Псалтирь. Многие монахи Тавеннисиотских монастырей вследствие этого знали наизусть все Священное Писание Ветхого и Нового Заветов [17] . Ум монаха должен как бы плавать в словах Священного Писания: «что бы ты ни делал, имей на это основание в Божественном Писании» [18] .

    Находящихся на испытательном сроке держали в особом помещении за стенами монастыря. Когда убеждались в полной их решимости следовать заветам монашества и когда других препятствий к их поступлению в обитель не находили, то знакомили подробно их со всеми монастырскими порядками, чтобы те твердо знали, как им подобает себя вести и дальше жить. Но внутрь монастыря еще не вводили [19] .

    Затем новичку давали достаточно времени для того, чтобы на практике обучиться и привыкнуть к новому образу жизни [20] . Новичок поступал в один из домов монастыря, где были свои старшие, своя иерархия и свои послушания. Он зачислялся в один из десятков и полностью подчинялся старшему этого десятка, и дальше его жизнь проходила под контролем опытного старца – монаха, который его всему обучал и докладывал об его успехах начальству. Вновь пришедший получал иноческую одежду сразу после заселения в монастырь. Момент приема в монашество определял авва монастыря, смотря на преуспеяние пришедшего, или сразу принимая, или откладывая прием в обитель, если были выявлены какие-либо существенные препятствия [21] .

    Обряд пострига в правилах не описывается. Возможно, что сам чин пострига в обителях Пахомия (имеется в виду постриг власов при одновременном принятии обетов) еще не практиковался. Во всяком случае в правилах четко оговаривается только момент торжественного облачения в монашеские одежды, который происходил в храме монастыря при стечении всей братии. По всей видимости, этот момент (снятие мирских и облачение в монашеские одежды) и означал не что иное, как вступление в монашество.

    И, наконец, указывалось в Уставе, чтобы во всем строе жизни инока была бы постепенность, а особенно в аскетическом делании: «В данном от ангела правиле (п. 15) говорится: “К высшим подвигам прежде трех лет испытания не допускай новичка; только после трех лет, когда навыкнет он всем работным послушаниям, пусть вступит на это поприще”». Таким образом, с древних времен устанавливался богомудрыми наставниками иночества треххлетний испытательный срок для тех, кто желает вступить в ряды монашествующих.

    Вот приблизительные правила приема в монастырях преп. Пахомия Великого.

    Во-первых, прием в монашеское братство (вступление в иноческий образ) совершал сам главный авва монастыря.

    Во-вторых, торжественный акт вступления в монашество (а равно и приема в монастырь) происходил в присутствии всей братии монастыря.

    В-третьих, принимаемому торжественно меняли одежды, забирая мирские и облачая торжественно в монашеские.

    В-четвертых, принимаемый тут же, в храме, в присутствии всех братий данного монастыря, давал обещание выполнять все послушания и следовать всем порядкам обители.

    В-пятых, вступивший в монашество уже окончательно определялся на место жительства внутри монастыря и на определенное послушание в нем.

    Все выше перечисленные пункты в совокупности и составляли сущность приема в монашество в обителях преп. Пахомия. Облачение инока, по свидетельству преп. Иоанна Кассиана, состояло из следующих одежд, имевшихся в употреблении у Пахомиевых монахов: левитон, пояс, нарамник, кукуллий, милоть, мантийца, сандалии; в дорогу брали посох.

    Обязательным условием жизни тавеннисиотских монахов, как видно из Устава, была частая и подробная исповедь у старца (духовника). Новоначальный должен был открывать все свои мысли и намерения: и греховные, и добрые. Запрещалось в чем-либо доверять своим помыслам до тех пор, пока не одобрит или не осудит их духовник. Поскольку в первых монастырях практически не было монахов-пресвитеров, то роль духовников выполняли простые монахи-старцы, умудренные опытами духовной брани, отмеченные особыми благодатными дарами и определенные на это послушание главным аввою монастыря. Поначалу это были ближайшие ученики преп. Пахомия, которых он ставил во главе многих своих монастырей [22] .

    Уход из монастыря по Уставу преп. Пахомия Великого

    Что же касается правил ухода из монашества, если только их можно так назвать, то сначала они были очень просты [23] . Еще при жизни преп. Пахомия были случаи, когда от него уходили нерадивые и самовольные монахи, которые не только сами сворачивали с истинного пути, но и других, более ревностных, сбивали своим плохим примером. Обычно причиной ухода было открытое неповиновение, ропот, осуждение или другие тяжкие проступки. Нарушителей долго терпели и пытались исправить и вразумить [24] . Из монастыря изгонялись только самые неисправимые и упорные в своих дурных привычках [25] . За некоторые провинности были установлены специальные исправительные наказания. Поскольку таких провинностей было много, то и система наказаний была хорошо продумана. В зависимости от тяжести проступка определялась и мера наказания. Были и телесные наказания. Все они имели целью духовное исправление согрешающего.

    В уставе преп. Пахомия было определено, что побег из монастыря приравнивается к добровольной погибели: «Если убежит кто, и смотритель раньше трех часов (после свершившегося) не донесет авве, то будет виновен в погибели брата , разве только опять найдет его» [26] .

    В монастырях преп. Пахомия при каждом доме были смотрители, они-то и были блюстители братий. Они должны были не просто смотреть за братиями, но, главное, быть во всем для них примером. И если бывало так, что кто-то убегал из монастыря, то отвечал за него смотритель: он нес епитимию за убежавшего брата [27] .

    В других, более поздних, сборниках правил преп. отцов египетских («Третий малый сборник правил тех же святых отцов Серапиона, Макария, Пафнутия и других 34 старцев») говорится, чтобы тех, кто возвращается в мир, не отпускали бы ни под каким видом из монастыря в монашеской одежде, дабы не позорил чина монашеского тот, кто ранее обещался Богу [28] . То же самое можно прочитать в правилах Макария Александрийского, которые указывают на недопустимость выгнанным из монастыря носить монашескую одежду [29] .

    Вот основные правила монастырей преп. Пахомия Великого, касающиеся вступления в монашество и выхода из него. Святитель Феофан Затворник приводит в своей работе выписки из позднейших уставов других египетских монастырей, но при внимательном ознакомлении видно, что основой для них был устав преп. Пахомия. Например, в «Первом малом списке правил святых отцов Серапиона, Макария, Пафнутия и других 34 старцев» мы читаем повторение тех правил, какие мы видели у преп. Пахомия относительно вновь поступающих в монастырь, но в сокращенном виде.

    [1] Скабалланович М. Толковый Типикон. М., 1995. С. 221.

    [2] «И однажды, пройдя по этой пустыни значительное расстояние, пришел он в заброшенную деревню, называемую Табеннеси, и помолился, чтобы выразить свою любовь к Богу. И когда он пребывал в молитве, сходит к нему голос – до этого же времени не имел он еще видений, – говорящий ему: “Останься здесь и создай монастырь. Ибо придут к тебе многие, чтобы стать монахами”» (Хосроев А.Л. Пахомий Великий. Из ранней истории общежительного монашества в Египте. СПб., 2004. С. 508).

    [4] «И дал он ему медную доску, на которой были написаны следующие (слова): “Давай возможность каждому есть и пить в меру (его) сил и определяй им работу в зависимости от того, сколько они едят. И не возбраняй им ни поститься, ни есть… Посетитель из другого монастыря, который имеет другой устав, не может ни есть, ни пить с ними, если он только не окажется в пути. Тот же, кто пришел, чтобы остаться с ними, в течение трех лет не может быть принят в сам монастырь, но, исполнив более тяжелые работы, после трех лет может он войти”» ( Палладий Еленопольский, еп. Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. Коломна, 2003. Глава 32. О Пахомии и табеннесиотах).

    [5] Феофан Затворник, свт. Древние иноческие уставы. М., 1994. С. 15.

    [6] «…т.о. монастыри преп. Антония были анахоретского типа, являясь как бы переходною ступенью от строгого анахоретства к строгому же общежитию» (Скабалланович М. Толковый Типикон. С. 214).

    [8] Хосроев А.Л. Пахомий Великий. С. 56.

    [9] «Желающего подвизаться в Тавеннисиотской обители тщательно испытывали» (Пальмов Н. Пострижение в монашество. Чины пострижения в монашество в Греческой Церкви. Киев, 1914. С. 127).

    [10] «Хотя монастыри преп. Пахомия были многолюдны, прием, однако же, в них был не так скор и неразборчив» (Феофан Затворник, свт. Древние иноческие уставы. С. 103).

    [11] «А при воротах поставил богобоязненных и строгих, но гостеприимных (братьев), чтобы принимали посетителей по достоинству каждого. И имели они возле себя тех, кто собирался стать монахом, и наставляли их пути к спасению до тех пор, пока они не облачились в монашескую одежду» (Хосроев А.Л. Пахомий Великий. С. 204).

    [12] «После этого первого испытания принимали его в гостиницу, и им должен был заняться или сам гостинник, или кто-либо из состоящих под ним братий. Его заставляли изучить молитву Господню, если он не знал ее, и несколько псалмов. Чрез это обнаруживалось, насколько он имеет усердие к занятию Божественными вещами. Между тем осведомлялись, кто он и чего ради оставляет мир; не сделал ли чего худого и, страхом гонимый, убежал из своего места, чтоб на время укрыться в обители; или не состоит ли он в чьей власти (не раб ли чей); также готов ли он отрешиться от всяких родственных чувств, и от всякого пристрастия к имуществу, и ко всему, что оставляет в мире, чтобы по вступлении в обитель, душа его не была отвлекаема помыслами за ограду ея (п. 49)» (Феофан Затворник, свт. Древние иноческие уставы. С. 103).

    [13] «Когда кто приходит из мира, первее всего пусть сложит с себя бремя гордости и по испытании да будет принят. Для сего пусть с неделю протерпит за вратами монастыря: никому из братий не входить с ним в общение и никакой ласки ему не оказывать, напротив, обращаться с ним будто с презрением и неприязнью. Если, несмотря на все это, пребудет он, толкая в двери, не отказывать ему во входе в обитель» (Там же. С. 196).

    [14] «Но более обращалось внимания на образование в новичке нравственного прочного характера. В этом отношении ни о чем столько не было прилагаемо заботы, как о том, чтобы приучить его к отречению от своей воли и своего мудрования и утвердить в совершенном повиновении. Им внушалось принимать даемые им приказания с таким благоговением и исполнять их с такою готовностью, как бы они исходили непосредственно от Самого Бога. Рассуждать о повеленном не позволялось, и вообще заповедовалось ни в чем не верить своему уму и рассуждению. Чтоб скорее и надежнее утвердить их в последнем, часто даваемы были им приказания, исполнение которых казалось ни с чем не сообразным. Так делалось в той мысли, что кто в этих случаях исполнителен без рассуждения, конечно, будет таков и во всех других» (Там же. С. 105– 106).

    [15] «Если кто из богатых и имеющих большие стяжания желает отречься от мира, пусть прежде исполнит волю Божию и прямую заповедь Господа, к нему относящуюся, которую изрек он богатому юноше: Иди, продаждь имение твое, и даждь нищим и иди в след Мене, взем крест (Мр. 10: 21). Авва настоятельствующий должен убедить его, чтоб ничего себе не оставлял, кроме креста Христова, который взем и да последует Господу. Если желает он внесть какую часть в монастырь, да ведает, что это не дает ему никакого преимущества в обители. Если из рабов своих приведет кого-либо в монастырь, пусть не имеет его более как раба, но как брата – да во всем будет совершен человек тот» (Там же. С. 196).

    [16] «Св. Кассиан говорит также, что новопоступивший не мог удержать при себе ничего из прежнего имения своего, даже ни на одну полушку. И в монастырь ничего от него не брали, чтоб не гордился пред другими, ничего не внесшими, и чтоб, когда придется выгнать его вон, не стал он судом требовать внесенного назад: что не могло обойтись без неприятностей, когда внесенное уже затрачено на нужды монастыря» (Там же. С. 104).

    [17] «После того как навыкал он всем порядкам – что не требовало, как надо полагать, долгого времени, – его заставляли заучить на память еще несколько псалмов, до двадцати, два послания или другую какую часть Писания. Если он не знал грамоте, то (не дожидаясь, пока выучится) назначали ему учителя, и он выучивал все это со слов: для чего подходил к определенному учителю в первый, третий и шестой час и, стоя пред ним, прилежно заучивал назначенное со всякою благодарностью… Незнающим грамоте, однако же, не оставляли новичка, но по окончании первоначального заучивания заставляли его выучиться читать, хотя бы он и не хотел того. Для сего начертывали ему буквы, слоги, слова и растолковывали весь механизм читания. Вообще в монастыре никого не должно было быть, кто не умел бы читать и не знал на память чего-либо из Писания, по наименьшей мере – Псалтири и Нового Завета» (Там же. С. 105).

    [19] «Удостоверяясь таким образом, что и намерение его решительно, и отрешение от всего полно, и любовь к Божественному сильна, и что препятствий никаких нет, что, следовательно, можно принять его в обитель, рассказывали ему затем о всех порядках монастырских, как держать себя в доме, в церкви, в трапезе и какие несут послушания, чтоб наперед знал, что встретит внутри. При этом, вероятно, осведомлялись и о том, знает ли он какое мастерство из уместных в обители и если не знает, к какому более способен и склонен» (Там же. С. 103).

    [20] «По словам же преп. Кассиана, порядок воспитания новичка такой: “По облачении в иноческое одеяние, год проходит он послушание в странноприимнице; потом вверяется старцу – десятнику – внутри обители”. Всякий новичок поступал в дом, в среду неновых братий, и обучение его все лежало на смотрителе. При этом пример других учил более слова. К тому же, и вся жизнь у них была очень проста и не требовала по внешней форме долгого обучения. Внутреннему же преуспеянию конца не было: здесь всякий считал себя новичком» (Там же. С. 106).

    [21] «Акт приема в монастырь не имел церковного значения, а был делом в монастырской общине внутренним, так сказать домашним, то и совершался он без всякого участия епископа или священнослужителя, совершался просто аввою – настоятелем обители, который поначалу не имел священного сана» (Пальмов Н. Пострижение в монашество. С. 21).

    [22] «Чтоб не прокралось в голову и не засело в сердце что-либо суетное и грешное, им заповедовалось (как и всем) открывать свои помыслы старцам, ничего не утаивая, чтобы враг не успел внушить чего пагубного. Тут они и сами себя познавали и давали себя познать набольшим, а наипаче удостоверялись опытно в том, что то и худо, что открывать не желается» (Феофан Затворник, свт. Древние иноческие уставы. С.106).

    [23] «Не представлялось особых каких-нибудь затруднений и случай удаления из монастыря человека, оказавшегося неспособным вести монашескую жизнь. С такого человека не церемонились снимать монашескую схиму и изгоняли его из монастыря, возвратив ему прежнюю мирскую одежду» (Пальмов Н. Пострижение в монашество. С. 22).

    [24] «Не всякого падшего законно было тотчас изгонять из сообщества святых, но надлежало употреблять меры исправления и вразумления, чтобы, если оказывалась необходимость изгнать кого, изгонять его по удостоверении, что нет более надежды на его исправление. Из мер, какие принимались к исправлению падавших, составились правила наказания и епитимий» (Феофан Затворник, свт. Древние иноческие уставы. С.146).

    [27] «Вот наказание тому, кто погубит какого брата из дома: три дня нести публичное покаяние. Но если он донесет в тот же час, как тот убежит, то виновен не будет» (Там же. С. 153).

    [28] «Если кто под предлогом какого-либо соблазна захочет выйти из обители, ничего ему не давать, кроме самой плохой одежды, – и в таком виде пусть удалится неверный из братского общества» (Там же. С. 204).

    [29] «Кто после частых обличений не показывает исправления, тому велеть стоять на последнем месте. Кто и после этого не исправится, отстранить его, как сказал Господь: “Буди тебе якоже язычник и мытарь” (Мф. 18)… Если потом, по поводу какого-либо соблазна, пожелает он выйти из монастыря, то ничего не может получить обратно, кроме одежды, в которой пришел» (Там же. С. 207).

    УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ В БРАТСТВО МОНАСТЫРЯ

    35. Никакое звание и никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество (в соответствии с 43 правилом VI Вселенского Собора).


    36. Безусловно запрещается принимать в братство монастыря: 1. Лиц несовершеннолетних, 2. Мужа при живой жене, законно с ним не разведенной; если же поступить в монастырь пожелают оба супруга, то надлежит принять во внимание, не имеют ли они малолетних детей, требующих родительского призрения, и, если препятствий нет, то оба супруга должны быть пострижены в один день, разумеется, в разных обителях: мужской и женской (Василия Великого Правило 18).


    37. Новопоступающий предъявляет паспорт, свидетельство о семейном положении, военный билет (или свидетельство об освобождении от военной службы), а также пишет свою автобиографию и прошение о принятии в монастырь на имя Наместника.


    38. Нововступивший проходит испытание в течение трех лет, и, если окажется достойным воспринять монашеский чин, Наместник делает представление о его пострижении Настоятелю – Архиепископу Петрозаводскому и Карельскому.


    39. Срок испытания может быть и сокращен в зависимости от благонравия и моральной устойчивости новоначального, а также если известна благочестивая жизнь постригаемого до вступления его в братство (таковы: воспитанники Семинарий и студенты Академий, известные церковные деятели и т.д.).

    40. Представление послушника к пострижению в монашество должно быть основано не просто на исполнении положенных трех лет искуса, но на приобретенном посредством надзора и испытания удостоверении в благонадежности его к прохождению монашеского пострига.

    41. Испытуемый помещается в особом помещении (особой келии для поступающих) и проходит испытательное житие под руководством благочестивого старца-насельника от которого получает необходимые первоначальные наставления, касающиеся внутреннего духовного устроения и внешнего поведения. По истечении некоторого времени и при условии достойного поведения новоначальный получает подрясник, пояс, скуфью и четки и может быть помещаем в братские келии (но до пострижения в монашество не один, а с кем-либо из опытных в монастырской жизни иноков).

    42. Принимаемый в братство помнит, что помещение им занимаемое (келия или часть келии), не являются его собственностью, но представляет собой общежитие или служебное помещение.

    43. От приходящих в монастырь денежный вклад не требуется. Не возбраняется принять добровольное пожертвование на обитель, однако лишь с тем, чтобы жертвователь дал подписку в том, что за свою жертву не будет искать преимущества или хвалиться своей жертвой.

    44. Бродячие иноки, самовольно ушедшие из другого монастыря, в обитель не принимаются.

    Одигитриевский женский монастырь

    Главное меню

    Желающим поступить в монастырь

    1. Как поступить в монастырь

    Православная христианка желающая поступить в нашу обитель, для испытания своего намерения должна пожить какое-то время в монастыре как трудница, не разрывая связи с миром.

    Хорошо, если перед этим она успела приобщиться активной церковной жизни, что означает регулярное посещение храма, исполнение церковных послушаний, посещение святых мест, исповедь у постоянного духовника и приобщение Святых Христовых Тайн. Для поступления в монастырь желательно иметь благословение своего духовного отца.

    Испытательный срок проживания в обители до поступления в сестричество устанавливается индивидуально и может продлиться несколько месяцев.

    Вопрос о поступлении в обитель, решается с настоятельницей монастыря.

    2. Правила для желающих поступить в нашу обитель

    Прежде всего, надо понять, что в монастырь идут не потому, что не могут жить в миру, а потому, что хотят стать монахами. Монашество — это не профессия, не способ существования, а Божественное призвание, сопряженное с усиленным и подвижническим трудом ради сугубого стяжания благодати Духа Святого.

    Большинству обычных людей свойственно создавать семьи и жить в кругу своих семейных забот. К иноческой жизни призываются очень немногие. Целью монашества является теснейшее единение человека с Богом, достижение высшего духовного совершенства, которого невозможно достигнуть, живя в миру. Ради этого и оставляется мир со всеми его заботами и соблазнами. В стенах монастыря, живя в молитве и труде, монах ищет спасения у Бога.

    Молитва является неотъемлемой частью жизни не только монашествующих, но и любого православного христианина. Молитвенное общение с Богом — есть сугубо религиозная потребность человека. В монашеской жизни ей уделено особенно важное место. Она является внутренним стержнем и основанием всей жизни для насельниц обители. Распорядок монастырской жизни начинается молитвой утром и заканчивается ею вечером, при начале и окончании всех дел и послушаний. Церковные Богослужения в монастыре отличаются большей продолжительностью.

    Монастыри правила приема

    Монашеская жизнь от посторонних глаз сокрыта, и праздного любопытствующего вторжения не допускает. Это естественно. Вокруг же того, что неизвестно, нередко формируются мифические стереотипы. Это объяснимо. Чаще всего они имеют мало общего с действительностью. Это факт. Итак, образно говоря, отделим зерна от плевел.

    Самые распространенные заблуждения.

    1. Стать монахиней проще простого, достаточно одного желания.

    Разумеется, уход в обитель – дело добровольное, в основе которого лежит желание девушки уйти от мира и посвятить себя монашеской жизни. Но, между тем, как она впервые ступает на территорию обители и монашеским постригом проходит немало времени.

    Нередко девушки ездят по разным монастырям, знакомятся с их уставами, которые пусть не кардинально, но все же отличаются друг от друга. После того, как выбор в пользу той или иной обители сделан, «кандидатка» обращается к игуменье (матушке-настоятельнице) с просьбой принять ее. Чаще всего, девушку оставляют пожить в монастыре, но в качестве… паломницы. Она имеет возможность посещать сестринские богослужения, общую трапезу (однако сидит за особым столом для паломников), глубже знакомится с жизнью в обители, помогает на общих послушаниях. Сестры же и начальствующие в монастыре (этого никто не скрывает) присматриваются к новенькой.

    Если становится ясно, что девушка не находится под влиянием сиюминутных обстоятельств, а проявляет усердие в молитве, прислушивается к советам, понуждает себя к смирению и так далее, игуменья вместе со старшими сестрами решают принять ее в обитель. Она по-прежнему посещает общую трапезу, участвует в сестринских богослужениях, ей назначается постоянное послушание.

    В качестве послушницы пребывают не менее трех лет. По истечении этого (или большего) времени, подается прошение на имя правящего архиерея и игумении на совершение пострига. Первая степень пострига – иночество (во время него еще не произносятся монашеские обеты). После него «форма» вновь меняется. Инокини носят рясу с длинными рукавами, апостольник и клобук (головной убор с черной прозрачной «фатой»). В иноческом постриге зачастую дается другое имя, так как это символизирует рождение нового человека для духовной жизни.

    А вот так называемый мантийный постриг – это уже собственно монашество. Во время него гласно даются три главных монашеских обета: нестяжания (ничего не иметь своего), послушания, целомудрия (безбрачия). Кроме того, «новорожденная» монахиня облачается в мантию, состоящую из множества складок. Она означает охраняющую и покрывающую силу Божию. А то, что у мантии нет рукавов, обозначает, что у монашествующего как бы нет рук для суетной мирской деятельности, для греха. При ходьбе мантия развевается, подобно крыльям.

    2. В монастырь берут всех без исключения.

    Это не так. В монастырь не могут поступить люди, находящиеся в браке, а также женщины, имеющие несовершеннолетних детей. Более того, желательно, чтобы дети, даже достигнув 18 лет, что называется, крепко стояли на ногах. В некоторых греческих монастырях есть правило не принимать после 30 лет. В российских обителях такого жесткого правила нет, но всё же предпочтение также отдается молодым. Это обусловлено тем, что с возрастом человеку труднее меняться, сложнее слушаться, проблематичней пересматривать жизненные принципы, смиряться. Скажем, была в миру женщина специалистом с высшим образованием, а в обители ее просят пол помыть. У нее это вызывает недоумение. Пример условный, но подобное в жизни монастырей бывает.

    Как, впрочем, случается и обратное. Поступают женщины в монастырь уже в почтенном возрасте, и потом являются для сестер примером и в послушании, и в усердии к молитве, и в смирении.

    3. Весь день, с утра до ночи, в монастыре молятся.

    Жизнь в обители подчинена довольно строгому распорядку, и молитве посвящается более шести часов в сутки. Но помимо молитвы все сестры исполняют и ежедневные послушания. Наш екатеринбургский Ново-Тихвинский женский монастырь можно назвать «отраслевым». Здесь существуют известные иконописная, швейная мастерские, греко-славянский и исторический кабинеты. Кроме того, монахини выполняют певческое послушание (кстати, возрождают древние – как русские, так и греческие – распевы).

    Более мелкие (помимо основных) послушания распределяет благочинная (особая должность). Именно она решает, кому сегодня стирать, кому мести двор, кому полы мыть…

    Пробуждаются в монастыре в 3.30. В обители стремятся посвящать начатки дня Богу: в 4 утра все собираются в храме на утреннее богослужение. Служба заканчивается в 7.00, и с этого времени у сестер свободное время, в которое сестры могут помолиться, почитать, отдохнуть. В 9.30 насельницы с пением идут в трапезную на обед. После обеда сестры расходятся на послушания, которые выполняют до 16.00 с перерывом на небольшой полдник. Затем совершается вечерня, после которой вновь с пением богослужебных песнопений сестры идут на ужин. После ужина до 18.30 – свободное время. Далее – малое повечерие, после чего начинается так называемое безмолвие, когда все без исключения хранят молчание В 19.00 все расходятся по кельям, где выполняют свое монашеское правило, посвящая это время только духовным занятиям – чтению и молитве.

    Число сестер обители прибавляется (сегодня здесь живет 150 человек), а жилплощадь пока не прибавляется. Поэтому почивать монахини вынуждены на двухъярусных кроватях, по 5-6 человек в келье. Исключение составляют старшие монахини и схимницы, которые имеют отдельные келии.

    4. Монахини не общаются ни с внешним миром, ни друг с другом.

    Пустословие, конечно, в обители не приветствуется. Но общаются между собой сестры постоянно. Ссор здесь, разумеется, не бывает, а вот размолвки – люди остаются людьми – порой случаются. Но взаимные обиды и недопонимание на следующий день тяжким грузом не переносятся, примиряются сестры еще до захода солнца. «Прости» — одно из самых главных монашеских слов.

    5. В монастыре нельзя читать светскую литературу, смотреть телевизор.

    Действительно, в обители нет увлекательных светских романов, и телевизоров. Но не потому что это ЗАПРЕЩЕНО. А потому что потребности в этом у монахинь НЕТ. Людям, живущим в миру, понять это сложно. Остается принять, как данность. Факт остается фактом: если поставить телевизор, скажем, в монастырском фойе, и разложить для общего доступа газеты, журналы и другую светскую литературу, никто из монахинь даже бровью не поведет, не заинтересуется и не взглянет. Душа к этому здесь ни у кого не лежит.

    А вот духовную литературу сестры читают с жадностью. За новыми книгами даже очередь выстраивается.

    6. В монастыре живут на хлебе и воде.

    Несмотря на то, что монахини соблюдают все посты, не едят мяса, не употребляют в пищу продукты животного происхождения по понедельникам, средам и пятницам, скудным их рацион назвать нельзя. Меню на месяц вперед утверждается настоятельницей.

    Перекусов в обители, конечно, не бывает. В том плане, что, проходя мимо трапезной, перехватить чего-нибудь вкусненького – ни у кого мысли не придет. Просто потому что это не принято. Но, утомившись, выполняя послушание, можно попить кофе или чай. Кстати, тем сестрам, кому по состоянию здоровья положена диета, готовят отдельные блюда, и питаются они по индивидуальному графику.

    7. К врачам монахиням обращаться запрещено.

    Врачебная помощь сестрам в случае необходимости оказывается обязательно. Одна из насельниц монастыря – по профессии врач. Врачевание – ее основное послушание. Но, если кому-то из сестер требуется более глубокое обследование, монастырь обращается в больницу. В некоторых случаях врачи сами приезжают в обитель. Никакими средствами борьбы с болезнью в монастыре не пренебрегают. Ведь, как здесь говорят, недуг отвлекает от главного, не дает вести нормальную духовную жизнь. Зачем терпеть бесплодное мучение, если у тебя болит голова, когда можно выпить таблетку и потом иметь силы и для молитвы, и для труда?

    Благодарим за помощь в подготовке материала сестер Ново-Тихвинского монастыря.

    VI. Подготовка к монашеству. Принятие в мо.

    monves 07 Дек 2014

    VI. ПОДГОТОВКА К МОНАШЕСТВУ.ПРИНЯТИЕ В МОНАСТЫРЬ. СТЕПЕНИ МОНАШЕСТВА.

    6.1. Трудничество
    Тому, кто почувствовал в себе призвание к монашеству, не может воспрепятствовать «никакой прежний образ жизни, ибо монашеское житие изображает нам жизнь покаяния»[32]. Вместе с тем этот путь требует от человека сугубого самоотречения, и потому стремящийся стать монахом должен тщательно испытать, способен ли он идти этим путем. Желающий вступить на монашеский путь посещает монастырь как паломник, постепенно знакомится с жизнью братства и монашескими традициями. Решаясь остаться в обители, он обращается к игумену с просьбой о принятии в монастырь.

    Перед тем, как дать благословение человеку на проживание при монастыре в качестве трудника, игумен проводит с ним собеседование, выясняет у него обстоятельства его жизни. При этому игумен следует обратить внимание на возможное наличие внешних препятствий к поступлению в монастырь. Такими препятствиями являются, в частности, несовершеннолетие, брачное состояние, наличие несовершеннолетних детей, требующих опеки (игумену должна быть представлена справка о семейном положении), нахождение под судом или следствием, обремененность долговыми обязательствами или обязательствами по выплате алиментов, состояние физического или психического здоровья, делающее человека неспособным к нахождению в общежитии. Желающий быть принятым в обитель должен представить удостоверение личности и документы об образовании и квалификации, военный билет (для мужчин). По возможности ему следует заручиться рекомендациями священнослужителей.

    Трудники проживают отдельно от братства. Период трудничества продолжается не менее одного года. В это время игумен внимательно наблюдает за душевным расположением новопоступившего, заботится о его духовном окормлении, следит за тем, чтобы он имел возможность вести правильную духовную жизнь, прилежал не только к монастырским трудам, но и к чтению и молитве, имел возможность посещать богослужения, принимать участие в таинствах. Сам трудник за это время присматривается к порядкам обители, испытывает свою решимостьвстать на монашеский путь.

    Помимо лиц, желающих со временем вступить в монастырское братство, монастырскими трудниками именуются проживающие при монастыре, но не выражающие намерения вступить в число братства наемные рабочие, с которыми заключен трудовой договор, и добровольные помощники, которые подписывают с обителью договор в виде «листа волонтера».

    Если трудник в течение испытательного срока показывает твердость своего намерения вести монашескую жизнь, он может быть принят в число послушников.

    Препятствиями к оставлению трудника при монастыре в качестве послушника могут быть душевный недуг или неуступчивый характер, который не позволяет ему безропотно принимать правила монастыря, побуждает требовать для себя особых условий и отказ утесняя самолюбие служить братии. Не полезно оставлять в монастыре тех, кто обнаруживает склонность к разногласиям и ссорам, постоянно поддается ропоту и унынию и, несмотря на советы и увещания, не показывает намерения к исправлению. Подобные люди будут нарушать внутренний строй жизни обители и могут оказывать неблагоприятное воздействие на братию.

    Трудник, покидающий монастырь по собственному желанию или согласно решению монастырского руководства, не вправе требовать платы за труды, которые исполнял в обители, потому что они рассматриваются как добровольная жертва в ее пользу.

    Студенты духовных учебных заведений, а также лица, имеющие опыт церковных послушаний на приходах или в других обителях, по благоусмотрению игумена могут быть сразу приняты в число послушников.

    6.2. Послушничество
    Послушничество, будучи следующей после трудничества подготовительной ступенью к монашескому образу жизни, является важным этапом в жизни желающего вступить на монашеский путь. По святоотеческому замечанию «первоначальное направление, полученное при вступлении в монастырь, остается в подвижнике, в большей или меньшей степени, на всю жизнь»[33].

    Причисление желающего того к послушникам осуществляется в ответ на его письменное прошение и на основании решения духовного собора, который должен испытать кандидата в знании и понимании монастырского устава.

    При прохождении послушнического искуса новоначальный должен прилагать усилия к внимательному изучению Священного Писания и основных аскетических творений святых отцов. По наставлению святителя Игнатия (Брянчанинова), «сперва надо читать книги, написанные для общежительных монахов, каковы: Поучения преподобного аввы Дорофея, оглашения преподобного Феодора Студийского, Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, начиная с ответа 216 (предшествовавшие ответы даны наиболее затворникам и потому мало соответствуют новоначальным), Слова святого Иоанна Лествичника, Творения преподобного Ефрема Сирского, бщежительные постановления и собеседования преподобного Кассиана Римлянина.

    Потом, по прошествии значительного времени, можно читать и книги, написанные отцами для безмолвников, как-то: Добротолюбие, Патерик Скитский, Слова преподобного Исайи тшельника, Слова святого Исаака Сирского, Слова Марка Подвижника, Слова и Беседы преподобного Макария Великого, сочинения преподобного Симеона, Нового Богослова, и другие подобные сим деятельные писания отцов»[34]. Живя в обители, послушник старается тщательно исполнять положения монастырского Устава и традиции обители, вместе с другими насельниками участвует в богослужениях и общей трапезе, трудится на монастырских послушаниях.

    За время послушнического искуса тщательно испытывается готовность человека к монашескому образу жизни, желание с любовью следовать традициям и уставу монастыря, готовность к добровольному послушанию игумену и братству. Игумену следует убедиться, что послушник осознаёт ответственность за свой выбор монашеского пути, имеет решимость следовать ему всю жизнь. Иначе говоря, необходимо испытать, готов ли послушник терпеть все «тесноты жития иноческого» [35], как внешние, так и внутренние.

    По истечении испытательного срока, длительность которого остается на усмотрение игумена, последний принимает решение о представлении послушника к иноческому или монашескому постригу, либо об его удалении из монастыря, либо о продлении испытательного срока.

    Таким образом, трудники и послушники живут в обители по благословению игумена, при этом одной из особенностей их статуса является то, что при оставлении монастыря по каким-либо причинам они не подлежат каноническим прещениям.

    Все вопросы, связанные с их пребыванием в монастыре, находятся в ведении игумена и духовного собора и не выносятся на рассмотрение епархиального архиерея.

    6.3. Иночество (рясофор)
    6.3.1. Общие положения
    В современной монастырской практике иноческий постриг именуется также постригом в рясофор, а получившие его именуются иноками, рясофорными монахами или просто «рясофорами» (досл. с греч. – носящими рясу). Иночество (рясофор) является первой степенью монашества, хотя в некоторых обителях традиция постригов в рясофор отсутствует.

    Постриг в рясофор совершается над послушниками, прожившими в обители не менее 3 лет. Для выпускников духовных семинарий этот срок может быть сокращен.

    По истечении испытательного срока духовный собор во главе с игуменом рассматривает вопрос о представлении послушника к постригу в рясофор. В случае положительного решения игумен письменно испрашивает благословения на постриг у епархиального архиерея. Последование пострига в рясофор предписывает игумену тщательно расспросить постригаемого, добровольно ли он принимает пострижение, хорошо ли обдумал свое решение и готов ли нести за него ответственность. В уставных предписаниях, содержащихся непосредственно перед чином пострижения, указано, что до самого пострига готовящийся к нему послушник должен засвидетельствовать свою готовность вступить в ангельский чин и решимость пребыть в монастыре: «Хотяй прияти рясу приходит ко игумену и сотворь обычное пред ним поклонение, вопросимь бывает от него, аще со всяким усердием ко иноческому приходит житию, и аще многодневным усмотрением сие предложение неизменное имать. Обещавшу же ся ему невозвратно пребыти в монастыри в посте и молитвах, и тщание творити помощию Божиею, еже день и нощь преуспевати в добродетелех и во всех повеленных ему службах, прежде всех повелевает ему чинно прежде изчитати согрешения своя» [36]. Кандидат к постригу должен быть знаком с основными аскетическими творениями святых отцов и уставом обители.

    При постриге игумен, как духовный отец братства, становится восприемником новопостриженного. При многочисленности братства игумен может поручить духовное окормление постриженного одному из опытных старших братий, при этом оставаясь ответственным за духовное руководство иноком.

    Инок может быть рукоположен в диаконский сан, к хиротонии же во пресвитера желательно представлять мантийных монахов.

    Необходимо различать иноков, принявших рясофорный постриг, и послушников, получивших только благословение носить некоторые монашеские одежды (подрясник, пояс и скуфью для послушников; подрясник, пояс, апостольник и скуфью — для послушниц) и по своему каноническому статусу являющихся мирянами. Если во время прохождения послушничества такой человек пожелает оставить монастырь, он не подвергается каноническим прещениям.

    6.3.2. Статус иноческого пострига как первой степени монашества
    Настоящим Положением определяется, что в Русской Православной Церкви иноческий постриг является вступлением в монашеский чин, со всеми соответствующими каноническими последствиями.

    Вопрос о том, какой статус – мирянина или монашествующего – имеют получившие иноческий постриг, поднимался на протяжении многих столетий, в том числе в России. Причисление рясофоров к монашествующим основано на следующих свидетельствах.

    • Литургические свидетельства. Хотя постригаемый в рясофор не произносит монашеских обетов, но приведенное выше обещание «невозвратно» пребывать в монастыре указывает на причисление его к монашествующим. Кроме того, молитвы на пострижение в рясофор содержат в себе выражения, говорящие именно о восприятии монашеского образа: «Благодарим Тя, Господи Боже наш, Иже по мнозей милости Твоей избавил еси раба Твоего от суетнаго мирскаго жития, и призвал еси его на честное сие обещание, сподоби убо его пожити достойно во ангельстем сем житии». Эти молитвы свидетельствуют о переходе от мирской жизни к иной, монашеской жизни: «Благодарю Тя, Господи Боже наш, Иже по многой милости Твоей избавил еси рабу Твою от суетныя мирския жизни и призвал еси ее на честное сие обещание: сподоби убо ее пожити достойно в ангельском сем жительстве и сохрани ее от сетей диавольских, и чисту душу ея и тело соблюди даже до смерти. »[37]. На это же указывает пострижение влас, как видимый знак посвящения Богу, о чем, к примеру, пишет блаженный Симеон Солунский истолковывает так: «Чрез отнятие же и пострижение волос [постригаемый] приносит Господу, как жертву, начатки от тела: ибо всего себя приносит и посвящает Христу, и отверг всё излишнее и мирское»[38].
    • Канонические свидетельства. Каноны не выносят определений о рясофоре в силу того, что формирование особого чина пострижения в рясофор начало складываться, по замечанию известного литургиста Н. Пальмова [39] лишь в XII веке. Вместе с тем, указания на статус рясофора содержатся в творениях авторитетных толкователей канонов — патриарха Феодора Вальсамона и преподобного Никодима Святогорца. Так, Вальсамон пишет: «То, чтобы принявшим рясофор была дана свобода до истечения этого [трехлетнего] срока, если им не понравится суровость уединенной жизни, отложить монашеские одежды, а облечься в мирские, мне не кажется ни каноничным, ни достойным нашего жительства и обещания»[40].Он же, в толковании на 19-е правило святого Василия Великого отмечает: «Не скажи, что те монахи, которые не дали такого обета, должны быть признаны неповинными; ибо хотя бы кто и не был пострижен, нонаденет рясу, не может уже снять (монашеского) образа и вступить в брак»[41]. О том же пишет преподобный Никодим Святогорец: «Рясофорные уже не могут сбросить рясу и вступить в брак – да не будет! Как они дерзнут на это, в то время как и власы на голове их пострижены, а это означает, что они отверглись всякого мирского мудрования и посвятили свою жизнь Богу? Как они дерзнут на это, когда с благословения носили монашескую рясу и камилавку, поменяли имя и над ними были прочитаны иереем две молитвы, в которых иерей благодарит Бога за то, что н “избавил их от суетнаго мирскаго жития и призвал на честное обещание монашеское”, и просит Его принять их “во иго Его спасительное”?»[42]
    • Святоотеческие свидетельства. О причислении рясофоров к монашеству говорят великие русские святые. К примеру, святитель Феофан Затворник — «Бог благословит и монашескую одежду (рясофор) принять. И старайтесь с этого же раза явить в себе настоящую монахиню» [43]; преподобный Макарий Оптинский: «Монашества три степени: рясофор, мантия и схима; первый – новоначальных, второй – средних, а третий – совершенных» [44]; преподобный Амвросий Оптинский: «Поздравляю тебя с получением первого видимого монашескаго образа, т.е. пострижением в рясофор»[45] и другие.
    • 6.4. Монашество (мантия, малая схима)
      Вопрос о пострижении послушника или рясофорного инока в мантию (малую схиму) рассматривается духовным собором во главе с игуменом. При положительном отзыве духовного собора игумен письменно испрашивает благословения на постриг у епархиального архиерея.

      Кандидат к принятию пострига в мантию должен осознавать важность монашеских обетов. От него ожидаются свободное волеизъявление и твердая решимость исполнять эти обеты. 40-е правило Трулльского Собора гласит: «Понеже присоединяться Богу, чрез удаление от молвы житейския, весьма спасительно, то мы должны не без испытания безвременно принимать избирающих житие монашеское, но и в отношении к ним соблюдать переданное нам от отцев постановление: и сего ради должно принимать обет жизни по Богу, яко уже твердый и происходящий от ведения и рассуждения, после полнаго раскрытия разума». Игумен должен разъяснять кандидатам к постригу смысл и значение монашеского пострижения: «Егда же прииде время пострижения, настоятель, призвав хотящих пострищися, объясняет им обеты монашеские в пострижении; и по пострижении – какие брани и скорби от навета вражия будут, и како противостояти им и побеждати я. И они да приуготовляют себя к пострижению в посте, молитве и истинном смирении, яко хотящии сподобитися ангельского образа»[46]. Принимающему малую схиму следует сознавать, что постриг предполагает сугубое смирение и покаяние, признание себя в монастыре наименьшим и «всем рабом» (Мк. 10, 44), и не приводит к привилегированному положению в обители. Помимо обетов послушания, нестяжания и целомудрия каждый монах приносит обеты отречения от мира, пребывания в монастыре и в постничестве до последнего издыхания, соблюдения монастырского устава, терпения всех скорбей «Царствия ради Небесного»[47]. Таким образом, принимая постриг, монах приуготовляется к жизни подвижнической, ко всегдашнему отсечению своей воли и смиренному приятию всего, что попускается от Бога.

      Согласно определению Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, «для улучшения духовной подготовки к постригу и повышения ответственности лиц, его принимающих, признано необходимым перейти к практике пострижения в мантию только по достижении тридцати лет, за исключением студентов духовных школ и священнослужителей» (определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п.14).

      В церковной традиции постриг получил имя «второго крещения». Подобно тому, как при крещении присутствует восприемник, так и при постриге присутствует духовный отец (игумен), который берет на себя обязательство научить новопостриженного монашеской жизни. «Номоканон» прямо предписывает постригаемому обязательно иметь восприемника: «Аще кто дерзнет пострищи монаха без приимца, сиречь без старца, да извержется»[48]. Согласно 2-му правилу Двукратного Собора, «отнюдь никого не сподоблять монашеского образа, без присутствия при сем лица, долженствующего принять его к себе в послушание и иметь над ним начальство, и воспринять попечение о душевном его спасении. Сей да будет муж боголюбивый, начальник обители, способный спасти душу, новоприводимую ко Христу».

      Желательно, чтобы, согласно святоотеческой традиции, восприемником при монашеском постриге был игумен, на что указывает и соответствующая молитва вчинопоследования пострига: «Се, вручаю тебе пред Богом сего новоначальнаго, егоже во страсе Божии и во всех добродетелех жити поучай, блюдый опасно, да не нерадения ради твоего погибнет душа его, имаши бо ответ дати Богу о нем в день судный»49. Однако, с учетом современной практики, при многочисленности игумен может вручать новопостриженного духовно опытному монаху из братства монастыря.

      Монашеский постриг в мужских обителях совершается либо епархиальным архиереем, либо игуменом, либо, по поручению последнего, иным иеромонахом (архимандритом). В женских обителях постриг совершается либо епархиальным архиереем, либо, по его поручению, иным иеромонахом (архимандритом).

      6.5. Схимничество (великая схима)
      Монахи, непорочно живущие в малой схиме, стяжавшие глубокое смирение, преуспевшие и в иных монашеских добродетелях, в особенности в молитве, могут быть пострижены в великую схиму. Решение об этом принимается епархиальным архиереем по представлению игумена и духовного собора.

      Согласно чинопоследованию пострига в великую схиму, принимающий пострижение должен готовиться к нему «всяко якоже умираяй: ибо конечнее вторыми обеты отрицаяся мира, миру и всем мирским пристрастием умирает»[50]. Обеты великой схимы являются повторением обетов малосхимника, но обязывают к еще более строгому их соблюдению – великосхимник призывается «иноческия обеты усугублением пред Господем обновляти»[51]. Смысл пострига в великую схиму отражен и в особых одеждах, которые носит постриженный: парамане с многокрестием и аналаве, украшенном изображениями Креста Господня и орудий Его страданий.

      6.6. Постриги вне монастыря
      Содержание монашеских обетов подразумевает, что постриг должен совершаться в монастыре. Постриги вне монастыря возможны в исключительных случаях, по особому благословению Святейшего Патриарха или епархиального архиерея, по представлению духовного лица, известного своей опытностью и рассудительностью и готового засвидетельствовать непорочность жизни и чистоту веры кандидата. Такие постриги могут, в частности, быть совершены над сотрудниками синодальных учреждений, над преподавателями и студентами духовных учебных заведений. При тяжелой болезни послушника обители постриг над ним может быть совершен в больницах или на дому.

      Постригаемый вне обители должен быть причислен к братии какого-либо монастыря и вручен восприемнику, так же, как и при постриге в обители.

      Сведения о постригах, совершаемых вне монастырей, направляются в Синодальный отдел по монастырям и монашеству с разъяснением причин их совершения.

      [33] См. Игнатий Брянчанинов, свт. Избранные изречения Отцов, преимущественно Египетских. Авва Исаия Отшельник // Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 6. М.: Паломник, 2004. С. 134.
      [34]Игнатий Брянчанинов, свт. О чтении Евангелия и отеческих писаний // Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 5. М.: Паломник, 2003. С. 46–47.1832 VI Вселенский Собор. Правило 43 // Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. Репр. воспр. изд. 1877 г. М.: Паломник, Сибирская благозвонница, 2000. С. 429. 17
      [35] См.: Последование малаго образа, еже есть мантия // Требник монашеский. Репр. воспр. изд. 1906 г. М.: Лодья, 2006. С. 26.
      [36] Чин бываемый на одеяние рясы и камилавхи // Требник монашеский. Репр. воспр. изд. 1906 г. М.: Лодья, 2006. С. 3. 19
      [37] Чин бываемый на одеяние рясы и камилавхи // Требник монашеский. Репр. воспр. изд. 1906 г. М.: Лодья, 2006. С. 10.
      [38] Симеон Солунский, блж. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. П. 236 // Сочинения. Репр. воспр. изд. 1856 г. М.: Галактика, 1994. С. 340.
      [39]Пальмов Н. Пострижение в монашество. Чины пострижения в монашество в Греческой Церкви. Историко-археологическое исследование. Глава 4. Киев, 1914. С. 309.
      [40] Ράλλης Γ., Ποτλῆς Μ. Σύνταγμα θείων καί ἱερῶν κανόνων. Θεσσαλονίκη, 2002. Τ. 4. Σ. 503.20
      [41] Толкование Вальсамона на 19 правило Василия Великого // Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. Репр. воспр. изд. 1876 г. М.: Паломник; Сибирская благозвонница, 2000. С. 233.
      [42] Πηδάλιον. Ἐκδ. 12. Ἀθῆναι, 1998. Σ. 259.
      [43] Феофан Затворник, свт. Письмо 376 // Творения. Собрание писем. М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь; Паломник, 1994. С. 10.
      [44] Макарий Оптинский, прп. Письма. Минск: Православное братство во имя архистратига Михаила, 2002. С.
      453.
      [45] Амвросий Оптинский, прп. Письма к мирянам. Письмо 59 // Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М.: Паломник, 1995. С. 161.
      [46] Устав Глинской пустыни. Глава 26 // Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. М., 1891. С. 139.21
      [47] Последование малаго образа, еже есть мантия // Требник монашеский. Репр. воспр. изд. 1906 г. М.: Лодья, 2006. С. 26.
      [48] Номоканон при Большом Требнике. Статья 79 // Большой Требник. СПб, 1995. Л. 282 об. – 283.
      [49] Последование малаго образа, еже есть мантия. Репр. воспр. изд. 1908 г. СПб.: Издательство Спасо- Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1998. С. 47.22
      [50] Последование великаго ангельскаго образа // Требник монашеский. Репр. воспр. изд. 1906 г. М.: Лодья, 2006. С. 61.
      [51] Последование великаго ангельскаго образа // Требник монашеский. Репр. воспр. изд. 1906 г. М.: Лодья, 2006. С. 84.

      monk 15 Дек 2014

      Монахи, непорочно живущие в малой схиме, стяжавшие глубокое смирение, преуспевшие и в иных монашеских добродетелях, в особенности в молитве, могут быть пострижены в великую схиму. Решение об этом принимается епархиальным архиереем по представлению игумена и духовного собора.

      К сожалению, в нашей церкви на практике большинство постригов в великую схиму принимают не приуспевшие в молитве и стяжавшие глубокое смирение, а просто «по старости». В итоге в монастыре появляется очередной старик «старец», который медленно передвигаясь по территории монастыря в нарядном схимническом облачении, привлекает к себе взоры паломников, старающихся взять у него благословение и получить духовный совет. Такие «старцы» очень быстро свыкаются со своей высокой ролью, и начинают направо и налево раздавать различные благословения, сами по духовному своему возрасту будучи в чине новоночальных.

      Было бы на мой взгляд очень полезно, чтобы в нашей церкви прижилась традиция скрытого ношения схимы (как у греческих монахов), а не выставление ее, как это практикуется сейчас у нас, на всеобщее обозрение, как какой-то духовный бренд, уже по факту подразумевающий, что его носитель обладает какими-то особыми духовными дарованиями.

        Феодосия 12 Мар 2015

      В Греции там все схимники, и поэтому ни чего особенного нет ни для кого увидев схимника, они 20-ти летние есть. У нас же путают постриг в монашество со званием, от этого и бегают за схимниками, и сами такие » схимники -единицы» они себя и чувствуют что они нечто. В Греции через 7 лет, ты схимник, у нас через семь лет могут еще в послушники не принять.

      О том и речь. В нашем случае, как мне кажется, скрытое ношение схимы — чуть ли не единственный выход из такого плачевного положения.

      Сообщение отредактировал monk: 12 Март 2015 — 22:36

    • Не нравится

    Если этот «схимник» захочет чтоб за ним толпа бежала, то из под рясы высунет и покажет свою схиму. Конечно греческая схима поскромней, чем наша с многими крестами. Но важно изменить это советское отношение к постригу. Постриг это житие покаянное, а не карьера.

    К слову сказать, у греков есть довольно четкие регламенты в отношении обязательств, которые берет на себя монах при постриге в великую схиму. Если скажем малосхимник должен выполнять келейное правило, состоящее из ста поклонов, то великосхимник должен выполнять триста поклонов. Таким образом великая схима естественно начинает восприниматься как дополнительные покаянные обязательства пред Богом. Один грек в разговоре прямо так и признался, что он не постригается в великую схиму так как не имеет возможности и сил ежедневно выполнять великосхимнический канон. У нас, в русской церкви, как правило никаких прямых дисциплинарных указаний на этот счет нет, поэтому любой старик, недавно пришедший в монастырь, почти всегда с радостью соглашается на принятие великой схимы, как какой-то особой привелегии, при этом продолжая жить так, как и жил раньше.

    Мария Нисанова 12 Мар 2015

    monk 12 Мар 2015

    Со стороны конечно привидится может все что угодно. Мы пытаемся судить именно по плодам, а плоды таких «старческих окормлений» по большей части бывают плачевны. К тому же есть взгляд еще и изнутри. Нередко бывает так, что монастырской братии приходится наблюдать, когда «старчик», утром назидающий паломников, вечером уже еле-еле бредет по корпусу в состоянии алкогольного опьянения.

    Феодосия 13 Мар 2015

    А может это только со стороны видится, что человек хочет, чтобы за ним толпа бежала, а на самом деле он просто готов поделиться с толпой. а точнее с конкретным человеком, важным?

    Возраст, длинная борода и елейный голосок, а главное желание поделиться . это свидетельство что это не старец, старцы чувствуют себя настолько грешными людьми что не ищут того чтоб ходить искать многочисленных чад. Но есть избранные сосуды, например покойный о Николай о Залит, о Иоанн Крестьянкин, но они не были в схиме и вели себя очень просто.

    Сама по себе СХИМА это прекрасно, но из-за редкого явления в нашей церкви, а точнее из-за того что этой Милости сподобляются единицы и те по старости и болезни, появилась такая патология, в сознании русского человека что это нечто!

    У Греков нет этого т к это норма быть схимником, а у нас и в мантию постригают далеко не всех.

    Со стороны конечно привидится может все что угодно. Мы пытаемся судить именно по плодам, а плоды таких «старческих окормлений» по большей части бывают плачевны. К тому же есть взгляд еще и изнутри. Нередко бывает так, что монастырской братии приходится наблюдать, когда «старчик», утром назидающий паломников, вечером уже еле-еле бредет по корпусу в состоянии алкогольного опьянения. [. ]

    В женских монастырях алкоголь редкость, такого не наблюдается

    Georgius 19 Апр 2015

    Здравствуйте .Меня постригли в 1999 году в рясофор с изменением имени .перед этим прожил в обители 2 года.иночества тогда очень хотел и просил .после пострига прожил в монастыре до 2000 года и ушел.в миру около 10 лет не приступал к Таинствам ,потому что священники не допускали говорили что надо вернуться в монастырь.на 11 году жизни в миру встретил давнего друга который стал за это время священником .у него последние 5 лет приступаю к Таинствам.но из-за того что он далеко живет могу причащаться только раз в год .

    Пробовал еще раз вернутьсся на путь монашества .прожил в одной обители 1 год .опять ушел.думаю что все-таки мне этот путь не по силам.

    Подскажите пожалуйста как мне «официально» вернуться в Церковь с возможностью приступать к Таинствам не только у «знакомых » священников.Спасибо

  • Нравится
  • Фотина 29 Апр 2015

    Здравствуйте .Меня постригли в 1999 году в рясофор с изменением имени .перед этим прожил в обители 2 года.иночества тогда очень хотел и просил .после пострига прожил в монастыре до 2000 года и ушел.в миру около 10 лет не приступал к Таинствам ,потому что священники не допускали говорили что надо вернуться в монастырь.на 11 году жизни в миру встретил давнего друга который стал за это время священником .у него последние 5 лет приступаю к Таинствам.но из-за того что он далеко живет могу причащаться только раз в год . Пробовал еще раз вернутьсся на путь монашества .прожил в одной обители 1. [. ]

    может быть пробовать другие монастыри с другими уставами, где-нибудь да слюбится, пробовать нужно, искать, помоги вам Господь,

    не унывайте только..

    Феодосия 05 Май 2015

    В Православии нет тупиков, всегда найдется выход. Может вам не повезло с монастырем. Мне кажется надо получить у правящего архиерея отпускную, объяснить что вы не собираетесь нарушать иноческий образ жизни( жениться), и попросить благословение чтоб Причащаться с Иноческим именем.

    Если монастырь не по силам, существуют церковные структуры, такие как синодальные отделы, епархиальные управления и т д можно иноку нести и там послушание, конечно это исключение из правил, но лучше чем работать на мирской работе.

    Помоги Вам Господь.

    Юлия Горбунова 06 Июн 2015

    Возраст, длинная борода и елейный голосок, а главное желание поделиться . это свидетельство что это не старец, старцы чувствуют себя настолько грешными людьми что не ищут того чтоб ходить искать многочисленных чад. Но есть избранные сосуды, например покойный о Николай о Залит, о Иоанн Крестьянкин, но они не были в схиме и вели себя очень просто. Сама по себе СХИМА это прекрасно, но из-за редкого явления в нашей церкви, а точнее из-за того что этой Милости сподобляются единицы и те по старости и болезни, появилась такая патология, в сознании русского человека что это неч. [. ]

    К слову сказать, у греков есть довольно четкие регламенты в отношении обязательств, которые берет на себя монах при постриге в великую схиму. Если скажем малосхимник должен выполнять келейное правило, состоящее из ста поклонов, то великосхимник должен выполнять триста поклонов. Таким образом великая схима естественно начинает восприниматься как дополнительные покаянные обязательства пред Богом. Один грек в разговоре прямо так и признался, что он не постригается в великую схиму так как не имеет возможности и сил ежедневно выполнять великосхимнический канон. У нас, в русской церкви, как прави. [. ]

    Как известно ничего не совершается без воли Божией, а особенно монашеские постриги. Последняя ступень монашества — это постриг в великую схиму. И если монах принимает великую схиму, то это свидетельствует о великой милости Божий к нему, но при этом он начинает еще больше и строже подвизаться в духовных подвигах. Например я, когда ездила в паломнические поездки по монастырям, никогда не видела, чтобы схимники прогуливались для роздачи благословений. А если и видела схимника, то он очень быстро, с опущенной головой проходил по своим делам, стараясь быть незамеченным. Однажды прп.Парфений Киевский, молясь перед иконой Богородицы, просил Владычицу, дабы поведала ему, что есть принятое им на себя схимничество и он услышал от Нее глас:» Схимничество есть — посвятить себя на молитву за весь мир».

    Мария Нисанова 24 Июл 2015

    с.иная 28 Июл 2015

    Пункт 6.3 Иночество(рясофор).
    Постановление Архиерейского Совещания РПЦ (2-3 февраля 2015 г.)http://www.patriarch. xt/3981135.html
    8.Участники Архиерейского Совещания,тщательно обсудив вопрос о рясофоре,поднятый в ходе работы Межсоборного Присутствия над проектом «Положение о монастырях и монашествующих», выразили общее мнение,что рясофор является приуготовительным этапом к принятию монашества.»Чин,бываемый на одеяние рясы и камилавки»,включает всебя пострижение власов и облачение постригаемого в рясу,пояс и клобук (а также апостольник для женщин).Облаченный в рясу и клобук приуготовляет себя к монашеским обетам и к сопричтению «лику инокующих».

    А тут по-другому написано.

    Феодосия 30 Июл 2015

    Рясофор является приуготовительным этапом к принятию монашества. Вот это постановление Архиерейского собора не совсем понятно.

    Что-же такое иночество?

    Очень часто в мужских монастырях пострига в рясофор совсем нет, а вот женское монашество почти все проходят через ступень иноческого пострижения.

    Все таки инок это рясофорный монах. это не рясофорный послушник который не принимал постриг.

    Очень жаль что приняли такой документ, который как бы дает возможность иноком уклониться от своего монашеского жития.

    В женских монастырях часто в монашество постригают через 20 лет, в мужских через 2 года. И неужели инокини проходящие монашеское житие 20 лет в обители без исходно из оной, не считаются монашествующими? а только преуготовляющими себя к сопричтению инокующих?

    с.иная 30 Июл 2015

    с.иная 07 Авг 2015

    Яна Б. 24 Авг 2015

    Меня заинтересовал один чисто юридический момент.
    В абзаце 2 пункта 6.1 указано, что одним из препятствий к поступлению в монастырь является нахождение под судом и следствием.
    По моему мнению, понятие «нахождение под судом и следствием» хоть и допустимо, но несколько просторечно. В любом случае оно отнесено к подозреваемым и обвиняемым, то есть лицам, в отношении которых возбуждено уголовное дело и оно находится в стадии предварительного или судебного следствия.
    А о лицах, в отношении которых расследование завершено, ничего не сказано. Таким образом, на граждан, осужденных к наказанию, данный запрет не распространяется. Теоретически, в монастырь может прибыть человек, осужденный к условному лишению свободы или обязательным работам, и отказ в принятии его трудником будет необоснованным.
    Кроме того, не указано, имеют ли право быть зачисленными в число трудников граждане, в отношении которых возбуждено административное производство или назначено административное наказание.

    Думаю, не лишним будет прописать необходимость предоставления справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.
    Или выделить отдельный пункт «Документы, необходимые для принятия гражданина в качестве трудника» и перечислить справку о семейном положении, о наличии (отсутствии) судимости. алиментных обязательствах (2НДФЛ, например) и т.д.

    Ελισάβετ 25 Авг 2015

    *мрачно* Можно еще справку из психдиспансера, справку от нарколога и справку от врача в свободной форме.

    Смотрите еще:

    • Гражданский кодекс о наследстве по завещанию Гражданский кодекс о наследстве по завещанию Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
    • Жалобы сожаления Приключение собаки (Фредерик Марриет, 1837) «Это было в январе 1699 г. Окрашенное черной краской одномачтовое судно проходило в виду берегов близ Бичи-Хэд (Beachy Head) с быстротой не более пяти миль в час. Оно шло под малыми парусами, […]
    • Работа москва с проживанием электрик Работа москва с проживанием электрик Фитнес клуб ЭНИГМА • Москва Электрик Гросс/год: 43 000 руб. Электрик, электромонтер (вахта с проживанием) ДАС-групп Профешнл • Москва Электрик-сантехник на новостройки с проживанием Вакансия Электрик, […]
    • Отсрочка развод Юридическая консультация в Екатеринбурге Представительство в суде. Услуги юриста, адвоката Составление документов Юрист Брусков Павел Витальевич Неустойка по алиментам - взыскано 2,6 млн. руб. Это рекорд Алименты переведены с долевых на […]
    • Форматы разрешения 4 3 Различие форматов - 16:9, 4:3, и Cinemascope Почему даже на широкоформатном телевизоре 16:9 художественный фильм воспроизводится с горизонтальными рамками? Почему на некоторых фильмах эти рамки больше, а на других меньше? Все дело в […]
    • 107 н приказ минздрава Приказ Министерства здравоохранения РФ от 1 февраля 2018 г. № 43н "О внесении изменения в порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению, утвержденный приказом Министерства […]
    • Правила сольфеджио интервалы Сольфеджио.Все правила по сольфеджио в муз.школе - VI 78. Гармонический мажор Гармоническим мажором называется мажор с пониженной VI ступенью. Гамма ДО мажор гармоническая: Субдоминантовое трезвучие в гармоническом ДО мажоре: 79. Таблица […]
    • Что характеризует физический закон Интегрированный урок физики, литературы, русского языка. Решение задач по теме: "Законы Ньютона"на литературном материале. Урок развития речи: сочинение — рассказ Разделы: Физика Цели: развивающая: умение видеть мир в многообразии; […]