Юридические лица учреждения и ликвидация

Реорганизация и ликвидация юридического лица

  • Предпринимательское право и предпринимательская деятельность
  • Предпринимательские правоотношения
  • Субъекты предпринимательского права
  • Субъекты предпринимательской деятельности
  • Малое предпринимательство
  • Законодательством определены две формы прекращения юридического лица:

    Реорганизация юридического лица

    Реорганизация организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

    Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

    Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.

    В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав (обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).

    Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.

    Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.

    Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

    В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

    Реорганизация осуществляется в пяти формах:

    • слияние;
    • присоединение;
    • разделение;
    • выделение;
    • преобразование.
    • При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

      При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

      При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

      При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

      При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

      Юридическое значение передаточного акта и разделительного баланса состоит в том, что они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Эти документы (применительно к акционерному обществу они утверждаются общим собранием акционеров) представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

      Ликвидация юридического лица

      Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

      Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.

      Юридическое лицо может быть добровольно ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно было образовано.

      Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица, либо в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом.

      Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией может быть ликвидировано также вследствие признания его банкротом.

      Порядок ликвидации

      1. Учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии со ст. 63-64 ГК РФ.

      2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидация. После окончания срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим юридических лиц органом.

      3. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

      Юридические лица учреждения и ликвидация

      Ликвидация юридических лиц

      Формой прекращения деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам является ликвидация юридического лица. Существуют два способа ликвидации – добровольный и принудительный, т. е. по решению суда. В добровольном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано по желанию его учредителей (участников) или уполномоченного органа юридического лица, в частности, в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или в связи с признанием судом недействительной регистрации юридического лица, а также при нарушении участниками общества с ограниченной ответственностью обязанности по оплате неоплаченной части уставного капитала общества в течение первого года его деятельности (п. 3 ст. 90 ГК). Самостоятельным способом прекращения юридического лица является исключение его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа (подп. «и» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации). В данном случае имеются в виду недействующие юридические лица. Ликвидация юридического лица в принудительном порядке производится, в том числе, в случае осуществления деятельности без лицензии, запрещенной законом деятельности либо в случае осуществления деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона. Кроме того, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом) и ликвидировано, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

      Ликвидация юридического лица в добровольном порядке. Лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, устанавливают порядок, сроки ликвидации и назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора). В свою очередь, ликвидационная комиссия выполняет ряд важных функций, в частности: 1) публикует информацию о ликвидации юридического лица, порядке и сроке (не менее чем двухмесячном) заявления требований его кредиторами; 2) принимает меры к выявлению кредиторов, их письменному уведомлению о ликвидации, получению дебиторской задолженности; 3) по окончании срока для представления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс с указанием сведений о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения; 4) составляет после завершения расчетов с кредиторами ликвидационный баланс. Ликвидация юридического лица считается завершенной после внесения об этом записи в государственный реестр юридических лиц.

      Порядок удовлетворения требований кредиторов. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК:

      – в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда; при ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются также требования граждан, являющихся их кредиторами, т. е. вкладчиками;

      – во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

      – в третью очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

      – в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

      Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом (п. 3. ст. 64 ГК). В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица (п. 4. ст. 64 ГК). Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (п. 6 ст. 64 ГК).

      Ликвидация юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом). В режиме несостоятельности (банкротства) могут быть ликвидированы только юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (кроме казенных предприятий, учреждений), а также такие некоммерческие организации, как потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды. Согласно п. 1 ст. 65 ГК по решению суда указанные организации могут быть признаны несостоятельными (банкротами), если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Порядок ликвидации юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом) или заявившего о своем банкротстве, устанавливается Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). В соответствии с ГК Закон о банкротстве устанавливает основания для признания должника несостоятельном (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов (п. 1 ст. 1 Закона о банкротстве).

      В ст. 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) определяется как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. В качестве должника может выступать гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и т. п.) в течение установленного законом срока. По общему правилу этот срок составляет три месяца с даты, когда указанные обязательства и (или) обязанность должны были быть исполнены. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о банкротстве для признания гражданина банкротом необходимо также, чтобы сумма его обязательств превышала стоимость принадлежащего ему имущества.

      Предупреждение банкротства. В Законе о банкротстве большое представительством значение придается предупреждению банкротства, в том числе досудебной санации, т. е. мерам по восстановлению платежеспособности должника вне процедур банкротства и погашению его задолженности в соответствии с намеченным графиком. И даже после этих мер возможен переход лишь к внешнему управлению (процедуре банкротства, применяемой к должнику в целях восстановления его платежеспособности), которое вместе с финансовым оздоровлением (применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения) может продолжаться два года. Только после всех «предбанкротных» процедур на базе решения арбитражного суда о признании должника банкротом открывается конкурсное производство (процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов), которое вводится сроком на один год с возможным продлением на шесть месяцев.

      Особую процедуру банкротства составляет мировое соглашение, применяемое на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

      Арбитражный управляющий. Закон о банкротстве определил статус и деятельность арбитражных управляющих (временных, административных, внешних и конкурсных). Арбитражный управляющий должен быть гражданином Российской Федерации, зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, иметь высшее образование, стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности. Кроме того, он должен сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих, пройти соответствующую стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего, не иметь судимости за преступления в сфере экономики и преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, а также являться членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. 1 ст. 20 названного Закона о банкротстве). Лицензирование деятельности арбитражных управляющих не производится, однако закон установил страхование ответственности арбитражных управляющих. Так, согласно п. 8 ст. 20 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры банкротства. Арбитражный управляющий в своей деятельности обязан соблюдать правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденные саморегулируемой организацией, членом которой он является. При этом арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.

      Права и обязанности арбитражного управляющего устанавливает ст. 24 Закона о банкротстве. В частности, арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право:

      1) созывать собрание кредиторов;

      2) созывать комитет кредиторов;

      3) обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;

      4) получать вознаграждение в размерах и в порядке, установленных указанным Законом;

      5) привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено данным Законом, собранием кредиторов или соглашением кредиторов;

      6) подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей.

      Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан:

      1) принимать меры по защите имущества должника;

      2) вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;

      3) предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных данным Законом;

      4) возмещать убытки должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков;

      5) выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельства, ответственность за которые предусмотрена п. 3 и 4 ст. 10 Закона о банкротстве.

      В необходимых случаях арбитражный управляющий представляет арбитражному суду и собранию (комитету) кредиторов свои отчеты (заключения).

      § 2. Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица

      Действующее законодательство предусматривает в качестве общего правила нормативно- явочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым для образования юридического лица не требуется получения предварительного разрешения государственных органов. Разрешение гражданам и юридическим лицам учреждать новые юридические лица дается государством в правовых нормах, и регистрация юридического лица осуществляется при представлении его учредителями необходимых документов в регистрирующий орган. Поэтому способ и называется нормативно-явочным.

      Разрешительный способ создания юридического лица установлен в качестве исключения из общего правила. Он предполагает получение учредителями разрешения (согласия) компетентного государственного органа на образование юридического лица. Например, в ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяются случаи, когда на создание коммерческой организации требуется предварительное согласие антимонопольного органа.

      Далее — Закон о защите конкуренции.

      Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». С 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц осуществляют органы Федеральной налоговой службы. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления. Принцип общедоступности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечивает возможность для участников гражданского оборота получить информацию об этом юридическом лице, его учредителях, размере уставного капитала, полученных им лицензиях и т.д.

      Основания отказа в государственной регистрации юридического лица носят формальный характер: непредставление документов, необходимых для государственной регистрации, и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

      Для отдельных юридических лиц (кредитных организаций, некоммерческих организаций) устанавливается специальный порядок их регистрации, при котором осуществляется предварительная проверка компетентным органом соответствия учредительных документов юридического лица требованиям закона, а также соблюдения иных требований законодательства. Например, Центральный банк РФ принимает решение о регистрации кредитных организаций, которое является основанием для внесения налоговым органом записи в ЕГРЮЛ.

      С момента государственной регистрации юридическое лицо наделяется правоспособностью и может выступать в гражданском обороте от своего имени как самостоятельный субъект права. Различают общую (универсальную) и специальную (целевую) правоспособность юридических лиц.

      В качестве общего правила в п. 1 ст. 49 ГК РФ закреплена специальная (или целевая) правоспособность, т.е. способность юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Специальной правоспособностью обладают: во-первых, некоммерческие организации; во-вторых, коммерческие организации, указанные в законе (например, унитарные предприятия, кредитные организации); в-третьих, коммерческие организации, обладающие по закону общей правоспособностью, но цели деятельности которых определенно ограничены в учредительных документах.

      Общая (универсальная) правоспособность юридического лица — это способность приобретать любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением тех, которые наделяются специальной правоспособностью.

      Отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности дается в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

      Реорганизация юридического лица является способом прекращения существующих юридических лиц с одновременным возникновением новых юридических лиц и переходом прав и обязанностей первых ко вторым в порядке универсального правопреемства.

      Существует пять способов реорганизации: слияние, присоединение, преобразование, разделение, выделение (ст. 57 ГК РФ). Слиянием юридических лиц признается создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических

      лиц и прекращением последних. Присоединением юридического лица признается прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому юридическому лицу. Разделением юридического лица признается прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам. Выделением юридического лица признается создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего. Под преобразованием юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида понимается изменение его организационно-правовой формы.

      Необходимым условием реорганизации юридического лица является составление передаточного акта (при слиянии, присоединении и преобразовании) или разделительного баланса (при разделении и выделении). Эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Они представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

      Реорганизация юридического лица может быть добровольной и принудительной. Добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

      В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния или

      присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (например, в целях недопущения ограничения конкуренции в случаях, указанных в ст. 27 Закона о защите конкуренции, необходимо согласие антимонопольного органа).

      В соответствии с п. 2 ст. 57 ГК РФ допускается принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности коммерческой организацией, занимающей доминирующее положение, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа может принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38 Закона о защите конкуренции). Суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет необходимые документы (разделительный баланс, учредительные документы новых юридических лиц) и передает их на рассмотрение суда. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

      Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

      Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной. Добровольно ликвидация осуществляется по решению уполномоченных субъектов (учредителей (участников) либо органа юридического лица). Принудительная ликвидация осуществляется на основании решения суда: во-первых, в случае грубых нарушений закона, допущенных при его создании, если эти нарушения носят неустранимый характер; во-вторых, при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; в-третьих, в случае систематического осуществления некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям; в- четвертых, в иных случаях, предусмотренных ГК РФ для отдельных организационно-правовых форм юридических лиц. Требование о принудительной ликвидации юридического лица при наличии указанных оснований может быть предъявлено в суд компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

      После принятия решения о ликвидации юридического лица необходимо письменно уведомить об этом регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Создается ликвидационная комиссия или назначается ликвидатор, к которым переходят все полномочия по управлению делами юридического лица.

      Ликвидационная комиссия помещает в Вестнике государственной регистрации объявление о ликвидации, в котором обязательно указываются сведения о порядке и сроке заявления

      требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации. В течение указанного срока ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и персонально уведомляет их о ликвидации в письменном виде. Она также предпринимает необходимые меры к выявлению должников юридического лица и взысканию с них долгов. Проводится инвентаризация имущества юридического лица. Если ликвидационная комиссия обнаружит недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, то председатель комиссии обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом.

      После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица (актив), перечне предъявленных кредиторами требований (пассив), а также о результатах их рассмотрения.

      Удовлетворение требований кредиторов производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.

      Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме частных и бюджетных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов.

      После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам). Исключение составляют случаи, когда учредители (участники) в отношении юридического лица не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы и др.). Имущество, оставшееся после ликвидации таких организаций, направляется на достижение целей, в интересах которых они были созданы, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

      Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения записи об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. С этого момента прекращается правоспособность юридического лица.

      Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

      В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

      Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. К внешнему управляющему с момента назначения переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

      В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

      Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

      При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

      При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

      При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

      При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

      При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

      Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

      Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

      Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

      Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

      Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды, с периодичностью один раз в месяц, помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

      Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.

      Кредитор юридического лица — открытого акционерного общества, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, если его права требования возникли до опубликования сообщения о реорганизации юридического лица, вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, или прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизуемым юридическим лицом, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств.

      Указанные в настоящем пункте требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица. Требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией.

      В случае если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица.

      Исполнение реорганизуемым юридическим лицом обязательств перед кредиторами обеспечивается в порядке, установленном ГК РФ. В случае если обязательства перед кредиторами реорганизуемого юридического лица — должника обеспечены залогом, такие кредиторы не вправе требовать предоставления дополнительного обеспечения.

      Особенности реорганизации кредитных организаций, включая порядок уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о начале процедуры реорганизации кредитной организации, порядок уведомления кредиторов реорганизуемых кредитных организаций, порядок предъявления кредиторами требований о досрочном исполнении или прекращении соответствующих обязательств и возмещении убытков, а также порядок раскрытия информации, затрагивающей финансово-хозяйственную деятельность реорганизуемой кредитной организации, определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций. При этом положения пп. 1 — 5 ст. 60 ГК РФ к кредитным организациям не применяются.

      Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Как и реорганизация, ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.

      Юридическое лицо может быть ликвидировано:

      • по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
      • по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

      Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

      Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это не установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

      Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ.

      Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК РФ). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

      Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

      После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

      Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

      После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

      При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

      Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

      Виды реорганизации юридических лиц в российской правовой системе: Видео

      Организационные и финансовые аспекты ликвидации (реорганизации) юридических лиц

      Общий порядок ликвидации (реорганизации) юридических лиц установлен ГК РФ. В его развитие Правительством РФ принято постановление от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений». Этот документ должен лежать в основе подобных актов, принимаемых субъектами РФ.

      Последовательность осуществления процедур ликвидации одинакова для всех юридических лиц. На каждом из этапов выполняются определенные действия (табл. 13.1).

      Таблица 13.1. Этапы проведения процедур ликвидации (реорганизации) юридических лиц

      Первый этап

      Второй этап

      Третий этап

      1. Принятие решения о ликвидации.

      2. Назначение ликвидационной комиссии.

      3. Уведомление налогового органа в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации по установленной форме

      1. Извещение третьих лиц о начале ликвидации путем публикации в СМИ или иными способами.

      2. Письменное уведомление всех кредиторов.

      3. Проведение инвентаризации.

      4. Составление промежуточного ликвидационного баланса

      1. Группировка требований кредиторов.

      2. Расчеты с кредиторами.

      3. Расчеты с учредителями.

      4. Закрытие лицевого счета в органе Казначейства России.

      5. Составление ликвидационного баланса (ф. 0503230).

      6. Ликвидация юридического лица

      Учреждения могут прекратить свою деятельность в двух случаях:

      1) в результате реорганизации путем выделения, преобразования, слияния, присоединения и разделения с соблюдением требований ст. 57 ГК РФ;

      2) в результате ликвидации с соблюдением требований ст. 61 ГК РФ.

      Реорганизация или ликвидация учреждения производится в соответствии с решением учредителя. Эта процедура оформляется соответствующим документом, например, для федеральных учреждений — постановлением Правительства РФ или правовым актом федерального органа исполнительной власти. В этих документах отражаются:

      — основание для принятия подобного решения;

      — дата, на которую проводится реорганизация или ликвидация;

      — срок проведения ликвидационных мероприятий;

      — создание ликвидационной комиссии с назначением ее председателя. Закон не запрещает назначать на должность ликвидатора либо председателя ликвидационной комиссии любого дееспособного гражданина, в том числе руководителя ликвидируемого юридического лица;

      — источник финансирования расходов, связанных с проведением ликвидации или реорганизации;

      — перечень органов управления или учреждений, которым передаются функции, права и обязанности, активы (финансовые и нефинансовые) и обязательства реорганизуемого или ликвидируемого учреждения.

      При необходимости в указанных решениях отражаются вопросы, связанные с передачей имущества органам государственного (муниципального) управления имуществом.

      Проведение ликвидационных мероприятий необходимо начинать с размещения сообщения о ликвидации в СМИ. В публикации указываются:

      — полное наименование юридического лица;

      — адрес (место нахождения) юридического лица;

      — сведения о принятом решении по ликвидации: кем и когда принято;

      — порядок и сроки заявления требований кредиторов (способ связи с ликвидационной комиссией: адрес, телефон).

      При этом о ликвидации можно дополнительно уведомить контрагентов путем направления писем, извещений, электронной рассылки и любыми иными способами. Сведения для опубликования вправе представить руководитель ликвидационной комиссии.

      Начиная с даты публикации сведений о ликвидации юридического лица в течение двух месяцев кредиторы вправе предъявить свои требования. Требования кредиторов, заявивших свои требования после истечения установленного срока, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленный срок.

      Два месяца со дня опубликования — это минимальный срок предъявления требований, установленный законом. В решении о ликвидации юридического лица можно предусмотреть другой срок, главное, чтобы он составлял не менее двух месяцев.

      Одновременно с выявлением кредиторской задолженности ликвидационная комиссия проводит инвентаризацию активов, выявляет дебиторскую задолженность.

      После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия представляет учредителю на утверждение промежуточный ликвидационный баланс по ликвидируемому учреждению в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности. Его данные подтверждаются инвентаризацией активов и обязательств ликвидируемого учреждения и реестром требований кредиторов.

      Промежуточный ликвидационный баланс составляется перед тем, как удовлетворить требования кредиторов, предъявленные в срок, установленный ликвидационной комиссией. Цель этого баланса — уточнить реальное финансовое состояние ликвидируемого учреждения. По данному балансу определяется реальная величина активов для принятия решения, как эффективнее их использовать.

      Расчеты с кредиторами осуществляются в очередности, установленной законом. В настоящее время гражданское законодательство предусматривает четыре очереди кредиторов:

      — первая очередь: удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсации морального вреда;

      — вторая очередь: производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

      — третья очередь: производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

      — четвертая очередь: производятся расчеты с прочими кредиторами.

      Одним из важных вопросов, решаемых при ликвидации и реорганизации учреждений, является определение дополнительного объема средств, необходимых на выплату выходных пособий и иных компенсаций. В этом случае необходимо руководствоваться положениями ст. 178 «Выходные пособия» Трудового кодекса РФ, где говорится о том, что каждому увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Кроме того, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения (по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен).

      О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

      Следующий этап — передача материальных ценностей по решению учредителя. На практике имущество может быть передано безвозмездно другим бюджетным учреждениям внутри системы или за ее пределами.

      Одновременно осуществляется закрытие в установленном порядке лицевых счетов в казначейских органах. При этом остатки неиспользованных средств возвращаются главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

      Законодательство предусматривает, что по незаконченным расчетам с дебиторами и кредиторами учредителю необходимо принять решение о списании дебиторской или кредиторской задолженности в установленном порядке.

      По завершении всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания ликвидационных мероприятий, ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс на установленную учредителем дату ликвидации учреждения в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности. При этом все счета по активу и пассиву баланса на дату завершения работы ликвидационной комиссии должны быть равны нулю.

      Ликвидационный баланс и акты приемки-передачи имущества ликвидируемого учреждения представляются учредителю, который до конца финансового года отражает в своем консолидированном отчете данные ликвидационного баланса в части активов и обязательств на начало года, а также утвержденные объемы лимитов бюджетных обязательств, доведенные объемы финансирования, фактические расходы текущего финансового года ликвидированного учреждения.

      Проведение реорганизационных мероприятий осуществляется в той же последовательности, что и при ликвидации. Вся работа возлагается на орган (комиссию), уполномоченную на реорганизацию учреждения. Этот орган размещает информацию о реорганизации в СМИ, завершает расчеты с дебиторами и кредиторами, осуществляет передачу материальных ценностей, затем составляет передаточный или разделительный баланс по реорганизуемому учреждению на установленную учредителем дату в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности.

      По незаконченным расчетам с дебиторами и кредиторами учредитель также должен принять решение о списании дебиторской или кредиторской задолженности в установленном порядке.

      Передаточный или разделительный баланс и акты приемки-передачи активов и обязательств реорганизуемого учреждения представляются учредителю. В органы казначейства, в которых открыты лицевые счета реорганизуемого учреждения и учреждения, которому переданы его функции, права и обязанности, представляются передаточные или разделительные отчеты об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (ф. 0503055).

      Данные передаточного или разделительного баланса, а также объемы лимитов бюджетных обязательств, объемы финансирования, фактические расходы реорганизованного учреждения отражаются на дату окончания реорганизации в Главной книге, регистрах бухгалтерского учета, в бухгалтерской отчетности с начала года вновь созданным или принимающими учреждениями, которым переданы функции, права и обязанности реорганизуемого учреждения.

      Главными распорядителями средств бюджета на дату реорганизации учреждения в установленном порядке вносятся соответствующие изменения в бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств в объеме годовых назначений.

      Что касается взаимоотношений с налоговым органом, то в его адрес направляется соответствующее уведомление. Если оно будет направлено по истечении трехдневного срока, на ликвидируемое (реорганизуемое) юридическое лицо может быть наложен административный штраф в размере 5000 руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

      Завершающий этап — снятие с налогового учета. Этой процедуре предшествует передача в налоговую инспекцию окончательного ликвидационного баланса, копии платежного поручения об уплате государственной пошлины за регистрацию ликвидации юридического лица (в настоящее время ее размер составляет 400 руб.), а также заявления по установленной форме.

      Смотрите еще:

      • Сертификат на материнский капитал до какого года Материнский капитал будет действовать до 2021 года включительно Государственная программа поддержки семьи и детства «Материнский (семейный) капитал» начала действовать еще в 2007 году и была рассчитана на период 10 лет (то есть до […]
      • Рассчитать налог на прибыль за 4 квартал Особенности уплаты налога на прибыль Уплата налога на прибыль имеет некоторые особенности, с которыми мы постараемся разобраться в статье ниже. Каков срок уплаты налога на прибыль? Что такое авансовые платежи и как их […]
      • Стаж работы по списку 1 и 2 Льготная пенсия по вредности в 2018 году Общая информация Граждане, которым положена льготная пенсия по вредности, обязательно должны отработать не менее 10 лет в опасных и вредных условиях. В случае если стажа не хватает, выход на […]
      • Госпошлина межевание Как и где оплатить госпошлину за кадастровый паспорт При обращении в Росреестр за выдачей кадастрового паспорта требуется предварительно оплатить услугу, предоставляемую государством. Общие сведения о кадастровом паспорте Наши статьи […]
      • Какой размер пенсии в москве Пенсия в Москве в 2018 году Надбавка к пенсии будет зависеть преимущественно от категории, присвоенной получателю. К примеру, пенсии ветеранам труда вырастут в 2 раза. Также поднимут пособие, предназначенное гражданам, оборонявшим город […]
      • Часть квартиры в наследство по завещанию Доля в квартире или доме по наследству Краткое содержание Что такое доля в квартире или в доме В соответствии со ст. 244 ГК РФ, имущество, которое находится в собственности нескольких граждан, является их долевой собственностью (в […]
      • Правила сравнения рациональных чисел Урок математики на тему «Сравнение рациональных чисел». 6-й класс Презентация к уроку Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях […]
      • Льготы на транспортный налог для пенсионеров 2018 в краснодарском крае Льготы по транспортному налогу в Южном федеральном округе Содержание: Льготы по уплате транспортного налога в Астраханской области Порядок предоставления льгот и уплаты транспортного налога в Астраханской области предусмотрен законом […]