Государственная и муниципальная собственность на землю в рф

Муниципальная собственность на землю — Земельное право (Меденцов А.С.)

Муниципальная собственность не является государственной. Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Право собственности на земельные участки у муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основание государственной регистрации права собственности – акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. В муниципальной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю. Муниципальным образованиям для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться в собственность земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования.

В субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются.

Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ возникает при передаче земельных участков из собственности городов в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов РФ.

Отметим, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Относительно гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки следует отметить, что, в отличие от государственной собственности, она может возникать также на бесхозяйные земельные участки, от которых отказались собственники.

Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления (в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления, например муниципальные учреждения).

Участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам, органам местного самоуправления и созданным ими некоммерческим организациям, муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям.

Право государственной и муниципальной собственности

  • Гражданское право
  • Предмет и методы гражданского права

Субъекты права государственной и муниципальной собственности

Особым субъектом права собственности наряду с юридическими лицами и гражданами является государство.

Государственная собственность, в свою очередь, подразделяется на два вида: федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, входящих в ее состав).

Собственность муниципальных образований государственной не является, поскольку закреплена в Конституции РФ в качестве одной из самостоятельных форм собственности наряду с частной, государственной и иными (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9 Конституции РФ; ст. 212, 215 ГК РФ).

В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 124 ГК РФ, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. В подобных случаях применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника уполномочены осуществлять органы государственной власти, а в определенных случаях, предусмотренных законами и иными нормативными актами, — специальные государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ).

Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в определенных случаях, предусмотренных законами и иными нормативными актами (в частности, уставами муниципальных образований), — специальные государственные органы, а также юридические лица и граждане (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ).

Объекты права государственной и муниципальной собственности

Гражданским законодательством закреплено, что Российская Федерация может иметь на нраве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.

К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению государственных знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

Субъекты муниципальной собственности могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут быть собственниками вещей, изъятых из оборота. Кроме того, законом могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).

Государственное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, и государственную казну Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Муниципальное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, и казну муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Ответственность по обязательствам муниципального образования ограничена лишь имуществом, составляющим его казну, и не распространяется на имущество муниципальных предприятий и учреждений (ст. 126 ГК РФ).

Содержание и осуществление права государственной и муниципальной собственности. Содержание субъективного права государственной и муниципальной собственности включает правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом по своему усмотрению и в своем интересе.

Государство само определяет правовой режим принадлежащего ему имущества. Пределы осуществления прав собственника устанавливаются законом, государственной и местной программами приватизации.

Приватизация — отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публичным правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

К объектам приватизации относятся:

  • предприятия и другие имущественные комплексы;
  • здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;
  • земельные участки;
  • жилые помещения;
  • акции открытых акционерных обществ.
  • В качестве продавца (отчуждателя) выступает публичный собственник (его органы или уполномоченные ими юридические лица).

    В качестве покупателей (приобретателей) могут выступать любые субъекты гражданского права, кроме юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25 %. В роли покупателей не могут выступать и другие публично-правовые образования, а также многие некоммерческие юридические лица.

    13. Право государственной и муниципальной собственности на землю

    Государственная собственность на землю имеет сложный состав. Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации считается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

    От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

    Российская Федерация и её субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Непосредственно же владеют и пользуются такими участками юридические лица и граждане, которым находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и в аренду.

    Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей: в качестве субъекта государственной власти, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст. 9 — 10 ЗК РФ, и в качестве собственника земельных участков — в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков. В соответствии со ст. 124 ГК РФ при заключении сделок с землей и в иных отношениях, регулируемых гражданским законодательством, Российская Федерация и ее субъекты выступают на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

    В Советском Союзе в условиях существования исключительной государственной собственности на землю существовал единый государственный земельный фонд, который не делился на собственность непосредственно Союза ССР и собственность союзных республик. С образованием независимого государства — Российской Федерации входящие в его состав республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург признаны субъектами РФ, обладающими правом государственной собственности на землю. Возникла проблема разграничения государственной собственности на землю между Российской Федерацией и ее субъектами. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. от 24.12.1993)[40] не затрагивало вопросов разграничения земли. Впервые Указом Президента РФ от 16.12.1993 № 2144 «О федеральных природных ресурсах»[41] были выделены федеральные земли.

    Наконец, процедура проведения разграничения государственной собственности на землю установлена ФЗ о разграничении собственности на землю. В соответствии с ним право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основание государственной регистрации права собственности — акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

    Для того чтобы разграничение было произведено, необходимы точные данные кадастрового учета земель. В отдельных случаях возможно и возникновение спорных вопросов. Поэтому осуществление разграничения государственной собственности на землю займет достаточно длительное время. В связи с этим ФЗ о введении в действие ЗК РФ (п. 10 ст. 3) предусмотрено, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю определен Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002 № 576 утверждены Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю (в ред. от 21.11.2003 № 705)[42].

    Установленный ФЗ о разграничении собственности на землю порядок проведения разграничения государственной собственности на землю таков:

    1) специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям (в настоящее время это Роснедвижимость) совместно с другими федеральными органами исполнительной власти подготавливает перечни земельных участков, на которые, соответственно, у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности;

    2) подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые, соответственно, у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством РФ;

    3) сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые, соответственно, у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра.

    Целый ряд таких перечней к настоящему времени уже утвержден. Например, распоряжением Правительства РФ от 14.02.2003 № 201-р утверждены перечни земельных участков, расположенных на территориях Пензенской и Тамбовской областей, на которые у Российской Федерации возникает право собственности[43].

    Правила подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 № 140 (в ред. от 03.10.2002)[44]. В соответствии с ними перечни земельных участков подготавливаются по каждому муниципальному образованию отдельно по собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований. В отдельные перечни земельных участков включаются:

    1) земельные участки, расположенные на территории двух и более субъектов РФ;

    2) земельные участки, расположенные на территории одного субъекта РФ, если на них возникает право собственности другого субъекта РФ;

    3) земельные участки, расположенные в границах двух и более муниципальных образований;

    4) земельные участки, расположенные в границах одного муниципального образования, если на них возникает право собственности другого муниципального образования.

    На каждый земельный участок, включаемый в перечень, формируется дело, содержащее документы, подтверждающие обоснованность внесения земельного участка в этот перечень, и при наличии — кадастровый план земельного участка.

    Споры между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями по перечням оспариваемых земельных участков разрешаются с использованием согласительных процедур. В этих целях Роснедвижимостью или ее территориальными органами создаются согласительные комиссии, в состав которых входят уполномоченные представители Роснедвижимости, заинтересованных органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Согласительная комиссия рассматривает разногласия в течение 1 месяца со дня образования. По результатам работы согласительная комиссия принимает решение о включении земельного участка в согласованный сторонами перечень земельных участков или о передаче спора в суд.

    Пункт 1 статьи 17 ЗК РФ почти совпадает с п. 1 ст. 18 и п. 1 ст. 19, посвященных праву собственности на землю субъектов РФ и муниципальных образований. Таким образом, ЗК РФ выделяет три способа возникновения права государственной и муниципальной собственности на землю:

    1) специальное указание в федеральном законе на принадлежность земельных участков. Например, Федеральный закон от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»[45] в ст. 13 установил, что исключительно к федеральной собственности относится государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий;

    2) акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю — в соответствии с ФЗ о разграничении собственности на землю (см. коммент. к ст. 16 ЗК);

    3) приобретение Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями земельных участков в результате сделок у граждан, юридических лиц, других субъектов РФ, муниципальных образований, получение их от граждан в порядке наследования и по другим гражданско-правовым основаниям. В государственную или муниципальную собственность поступают земельные участки, выкупленные у собственников для государственных (муниципальных) нужд (ст. 49 ЗК РФ), конфискованные в порядке ст. 50 ЗК РФ, реквизированные (ст. 51 ЗК РФ). Государственной собственностью становятся земли, национализированные в установленном порядке (ст. 235 ГК РФ), муниципальной собственностью — бесхозяйные земельные участки (ст. 225 ГК РФ).

    Кроме того, в государственной, муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность участки из земель, специально указанных в ЗК РФ либо ФЗ о разграничении собственности на землю.

    В отношении федеральной собственности на такие земельные участки комментируемая статья дает отсылку к ФЗ о разграничении собственности на землю, который в ст. 3 указывает, что в федеральной собственности могут находиться участки земель:

    1) лесного фонда, особо охраняемых природных территорий федерального значения, водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, обороны и безопасности;

    2) сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; водного фонда:

    а) если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

    б) если эти земельные участки предоставлены органу государственной власти РФ, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти РФ;

    в) если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации;

    г) если под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;

    3) земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности РФ.

    Равноправными субъектами РФ в соответствии с Конституцией считаются республики, края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область и автономные округа.

    Выделение собственности на землю субъектов РФ в процессе разграничения государственной собственности имеет особое значение. Как уже отмечалось, в советском государстве собственность союзных республик на землю не признавалась. После создания независимого Российского государства в Федеративном договоре от 31.03.1992[46], наоборот, признавалось, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик, а по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации определяется статус федеральных природных ресурсов. Сложность проведения разграничения государственной собственности на землю и состоит в том, что все земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, расположены на территориях субъектов РФ. Поэтому до последнего времени необходимой четкости в вопросе о том, какие земли принадлежат субъектам РФ, не было.

    Следует обратить внимание, что п. 2 статьи 18 ЗК РФ устанавливает перечень земель, участки которых могут находиться в собственности субъектов РФ, если они не предоставлены в частную собственность, в отличие от п. 2 ст. 17 и ст. 19, которые в отношении, соответственно, федеральной и муниципальной собственности делают отсылку к ФЗ о разграничении собственности на землю. В результате возникли некоторые расхождения текста рассматриваемой статьи и соответствующей статьи указанного ФЗ. Действует в данном случае норма ЗК РФ.

    Необходимо отметить, что исключение из общего порядка установлено для двух субъектов РФ: городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. ФЗ о разграничении собственности на землю установил, что он применяется в этих субъектах РФ с учетом особенностей, установленных другими федеральными законами. Этот же ФЗ предусматривает, что в Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства установлен особый порядок: на них распространяются основания внесения земельных участков, на которые у них возникает право собственности, установленные и для субъектов РФ, и для муниципальных образований. Аналогичная норма содержится в п. 4 ст. 19 ЗК РФ: при разграничении собственности на землю в Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность не передаются, эти субъекты РФ передают принадлежащие им земли в собственность муниципальных образований на основании принимаемых ими самими законов.

    Муниципальная собственность не является государственной. Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Территории муниципальных образований — городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований — устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций (Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 08.12.2003))[47]. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

    От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления).

    Местное самоуправление в Российской Федерации создано для обеспечения самостоятельного решения населением вопросов местного значения, а также владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132 Конституции РФ).

    Следует отметить, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Что касается гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки, то, в отличие от государственной собственности, она может возникать также на бесхозяйные земельные участки, от которых отказались собственники, в порядке ст. 225 ГК РФ.

    В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге установлены особые основания возникновения муниципальной собственности на земельные участки. Поскольку при разграничении государственной собственности на землю в этих субъектах РФ земельные участки в муниципальную собственность не передаются, остаются два из названных в п. 1 статьи 19 ЗК РФ основания: признание федеральным законом земельного участка находящимся в муниципальной собственности и приобретение земельного участка муниципальным образованием по основаниям, установленным гражданским законодательством. Считается, что оба указанных основания распространяются и на случаи возникновения муниципальной собственности в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя в п. 4 статьи 19 ЗК РФ и сказано, что право муниципальной собственности на земельные участки здесь возникает при передаче участков из собственности Москвы и Санкт-Петербурга, но нет указания на то, что она возникает только в этом случае.

    Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в аренду, гражданам в пожизненное наследуемое владение, органам местного самоуправления и созданным ими некоммерческим организациям, муниципальным учреждениям и муниципальным унитарным предприятиям — в пользование.

    В муниципальной собственности могут находиться также не предоставленные в частную собственность участки земель, перечисленных в ст. 5 ФЗ о разграничении собственности на землю. Это земли:

    — особо охраняемых природных территорий местного значения, водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

    — сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения;

    — водного фонда, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением приватизированного недвижимого имущества, находившегося до приватизации в собственности РФ или ее субъектов; если они предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления (за исключением земельных участков, указанных в ст. 3 и ст. 4 ФЗ о разграничении собственности на землю); под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

    — земли запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

    При разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципального образования переходят земли, находящиеся в границах этого образования. Однако муниципальное образование может приобрести, например купить, земельный участок, находящийся за пределами территории муниципального образования. Точно так же субъект РФ или непосредственно Российская Федерация могут передать безвозмездно в собственность муниципального образования любой участок, в том числе и находящийся за пределами его границ. Что касается Москвы и Санкт-Петербурга, поскольку передача земельных участков в муниципальную собственность регулируется их собственными законами, то, очевидно, может быть ими предусмотрена и возмездная передача земельных участков.

    [40] ВСНД и ВС РФ. 1992. № 3. Ст. 89; № 22. Ст. 1185; 1993. № 6. Ст. 19; № 32. Ст. 1261.

    [41] САПП ЗФ. 1993. № 51. Ст. 4932. Утратил силу согласно Указу Президента РФ от 25.02.2003 № 250 (СЗ РФ. 2003. № 9. Ст. 851).

    [42] СЗ РФ. 2002. № 32. Ст. 3189; 2003. № 48. Ст. 4677.

    Формы собственности на землю

    Собственность необходимое условие для экономической свободы и жизни отдельного человека, а также общества и государства в целом.

    Право собственности на землю – урегулированное нормами различных отраслей права, общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.

    Формы земельной собственности напрямую зависят от потреб­ностей экономического развития производительных отношений об­щества и их соответствия производительным силам, поэтому они постоянно претерпевают определенные изменения. Согласно ст. 9.2 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собст­венности. Принятый 25 октября 2001 г. ЗК РФ также закрепил мно­жественность форм земельной собственности.

    Существуют следующие формы собственности: государственная, муниципальная, частная собственности.

    Государственная собственность на землю

    В соответствии с законодательством РФ (согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ) государственная собственность подразделяется на два подвида:

    — собственность Российской Федерации (федеральная собст­венность);
    — собственность субъектов Российской Федерации.

    В соответствии с п. «г» ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной земельной собственности на федеральную собст­венность на землю и собственность на землю субъектов РФ отно­сится к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

    Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью яв­ляются земли, которые не находятся в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности муниципальных образо­ваний. Разграничение государственной собственности на собствен­ность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным за­коном «О разграничении государственной собственности на землю».

    Статья 17 ЗК РФ регламентирует правовой режим земель, нахо­дящихся в федеральной собственности, это:

    — признанные таковыми федеральными законами;

    — право собственности Российской Федерации, на которые воз­никло при разграничении государственной собственности на землю;
    — приобретенные Российской Федерацией по основаниям, пре­дусмотренным гражданским законодательством.

    Согласно п. 2 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным ФЗ «О разграничении го­сударственной собственности на землю».

    Статья 18 ЗК РФ устанавливает, что в собственности субъектов РФ находятся следующие земельные участки:

    — признанные таковыми федеральными законами;
    — право собственности субъектов РФ, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    — приобретенные субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    В их собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность следующие земельные участки:

    — занятые недвижимым имуществом, находящимся в собствен­ности субъектов РФ;
    — предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъек­тов РФ;
    — отнесенные к землям особо охраняемых природных террито­рий регионального назначения; землям лесного фонда, находящим­ся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами;
    — землям водного фонда, занятым водными объектами, находя­щимися в собственности субъектов РФ;
    — землям фонда перераспределения земель и др.

    Основными принципами разграничения государственной собст­венности на землю являются:

    — верховенство Конституции РФ и федеральных законов (ч. 1 ст. 1);
    — приоритет органов государственной власти РФ в процессе раз­граничения государственной собственности на землю (п. 2 ст.ст. 2, 6);
    — производность права собственности на земельный участок от права собственности на недвижимое имущество, расположенное на нем, в его границах или под ним (ст.ст. 3-5);
    — безвозмездность приобретения права собственности на зе­мельные участки при разграничении государственной собственно­сти на землю.

    Органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, от­крытости и прозрачности процедур предоставления таких земель­ных участков.

    Муниципальная собственность на землю

    Муниципальная собственность — земельные участки, занятые объектами муниципальной собственности, а так же признанные муниципальной собственностью в период разделения земель по уровням собственности. Пример: больницы, дед. сады, мэрия, с/х предприятия (СВХЗ Прогресс), а так же земли общественного пользования (улицы, дороги, скверы, парки)

    К этому виду собственности могут относиться земли, занятые объ­ектами муниципальной собственности, а также земли, необходимые для непосредственного осуществления коммунального обслуживания населения, находящегося на соответствующей территории района, го­рода и др.

    Указанные земли проходят государственную регистрацию в Госу­дарственном реестре в соответствии с Постановлением Правительства № 219.

    В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляет владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, к которой относится все то, что не является федераль­ной собственностью субъектов РФ и частной собственностью.

    Распоряжениями Правительства РФ из федеральной собственнос­ти в муниципальную собственность ряда субъектов РФ передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначе­ния.

    В муниципальной собственности находятся земли в пределах черты городов, поселков и сельских поселений, а также земельные участки за их чертой, переданные в ведение органов местного самоуправления. В муниципальную собственность городов и других поселений, а также районов (кроме районов в городах) для обеспечения их развития могут дополнительно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут приобретаться земли органами местного самоуправления у собственников земельных участков путем их выкупа либо на основе дарения, отказов от земель­ных участков и на иных законных основаниях.

    Основное целевое назначение земель, находящихся в муниципаль­ной собственности, — служить удовлетворению коммунальных потреб­ностей местного населения (обслуживание нужд жилого фонда и ком­мунального хозяйства, объектов инженерной инфраструктуры, внеш­него благоустройства и т.п.). В силу этого муниципальная земельная собственность имеет более узкое назначение по сравнению с государ­ственной собственностью.

    Управление и распоряжение муниципальными землями осуществ­ляется органами местного самоуправления на основании местных уста­вов, территориального планирования и зонирования земель в соответ­ствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

    Земли, находящиеся в муниципальной собственности, могут пере­даваться гражданам и юридическим лицам на основании решений ор­ганов местного самоуправления в соответствии с их уставами.

    До принятия специального федерального закона оборот земельных участков в крупных городах организуется на основе аренды, продажи права аренды. В малых городах земельные участки могут передаваться в собственность для индивидуального жилого и гаражного строитель­ства, коллективного садоводства. Передача застроенных земельных участков в собственность осуществляется с учетом планируемого целе­вого назначения участков согласно градостроительной документации.

    Право частной собственности на землю граждан и юридических лиц Право частной собственности на землю (ЧСЗ) граждан и их объединений прямо закреплено в Конституции рф, в ст. 36 которой установлено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжения землей и др. природными ресурсами, говорится в ч. 2 данной ст., осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц. Земельные участки, предоставленные гражданам на праве частной собственности, могут находиться у них на праве как индивидуальной, так и общей собственности.

    Под общей собственностью понимается нахождение имущества в собственности двух или нескольких лиц. Общая собственность по действующему законодательству может быть либо долевой, когда имущество, находящееся в общей собственности, делится на определенные доли, принадлежащие каждому из собственников, и совместной — без определения таких долей. По общему правилу общая собственность на имущество является долевой, если законом не предусмотрено образование совместной собственности на него. Кроме того, ГКРФ (ст. 244) установлено, что общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц так называемых неделимых вещей, т.е. вещей, раздел которых в натуре невозможен без изменения их назначения либо не подлежит разделу в силу закона. В сфере земельных отношений применяется лишь второй критерий, т.к. земельный участок как объект права собственности относится к делимым вещам. Так, в силу ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе и земельный участок, принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. Данная ст. носит диспозитивный характер, и не исключается, что имущество крестьянского хозяйства, в том числе и земельный участок, может находиться в долевой собственности его членов в случаях, предусмотренных законом или договором между ними. Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (ст. 15) было установлено обратное правило: имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности и лишь при единогласном решении его членов оно может находиться в общей совместной собственности. Вполне понятно, что в настоящее время действует положение, установленное новым ГК РФ. Следует также иметь в виду, что согласно действующему законодательству имущество, в том числе и земельные участки, может принадлежать на праве частной собственности как гражданам — физическим лицам, так и юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных). Следовательно, право собственности сельскохозяйственных товариществ, обществ, кооперативов также является частной собственностью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не случайно, поэтому в проекте нового ЗК РФ, права граждан и юридических лиц на земельные участки рассматриваются в одной главе (гл. ХI). Это не означает, что права граждан и юридических лиц на земельные участки идентичны. Так, юридическим лицам не может принадлежать земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения. Но, права собственности граждан и юридических лиц, за исключением государственных и муниципальных, однотипны: и в 1, и во 2-м случае это право частной собственности, что нашло соответствующее закрепление в Конституции, ГК и ЗК.

    Землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

    Землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

    В соответствии с земельным законодательством РФ земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться юридическим и физическим лицам на праве пользования. Право пользование землей подразделяется на постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками.

    Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

    В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

    Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

    Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

    Пожизненное наследуемое владение земельными участками

    Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего Кодекса не допускается.

    Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

    Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

    Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

    Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

    1) прохода или проезда через земельный участок;
    2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
    3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
    4) проведения дренажных работ на земельном участке;
    5) забора воды и водопоя;
    6) прогона скота через земельный участок;
    7) сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
    8) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке, замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
    9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
    10) свободного доступа к прибрежной полосе.

    Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

    Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

    Аренда земельных участков

    В аренду земельные участки предоставляются гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства.

    Аренда – определенный вид срочного пользования землей, для земель с/х назначения максимальный срок аренды 49 лет, для других категорий срок не ограничен. В качестве арендодателя могут выступать местный орган власти, юридические лица (колхозы, АО и т.д.) а так же граждане – собственники земельных участков. Арендаторами могут выступать любые юр. Лица или граждане. Документом, удостоверяющим право аренды земли, является договор аренды, заключенный между арендатором и арендодателем и зарегистрированный в государственной регистрационной службе.

    Субаренда – право передачи в аренду арендатором земельного участка 3му лицу. Договор субаренды может быть заключен на срок, не превышающий срок договора аренды. По договору субаренды арендатор не может передать субарендатору больше прав по владению и пользованию имуществом, чем имеет сам в соответствии с условиями договора аренды.

    Безвозмездное срочное пользование земельными участками

    В безвозмездное срочное пользование могут быть предоставлены земли, находящиеся в государственной или муниципальной собствен­ности, только государственным и муниципальным учреждениям, фе­деральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

    В безвозмездное срочное пользование земель­ный участок может быть предоставлен на основании административ­ного правового акта или договора. Право безвоз­мездного срочного пользования земельным участком возникает на ос­новании договора безвозмездного пользования.

    Товарно транспортная накладная
    План счетов
    Чистые активы
    Оборотные средства
    Основные средства

    Назад | | Вверх

    Статья 16 Государственная собственность на землю

    Государственная собственность на землю

    1. Право государственной собственности на землю закреплено в Конституции РФ, согласно ст.9 которой земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Ранее в ст.6 ЗК 1991г. государственная собственность на землю определялась в виде федеральной собственности РСФСР и собственности республик, входящих в состав РСФСР. Из государственной собственности исключались земли, переданные в собственность граждан, колхозов, коллективов других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ.

    В комментируемой статье законодатель установил, что помимо земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, земли муниципальных образований также не относятся к государственной собственности. Впервые муниципальная собственность на землю была определена Законом РФ от 06.07.1991г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации»[102](о муниципальной собственности на землю см. ст.19 Кодекса и комментарий к ней).

    Следует отметить, что содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, согласно п.8 ст.2 ФЗ от 14.03.1995г. «Об особо охраняемых природных территориях»[103], в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном ст.129, 209 и 214 ГК РФ, если иное не следует из данного Федерального закона.

    2. Названный в п.2 ст.16 Кодекса ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», принятый 17.07.2001г. и вступивший в силу в 2002г.[104], определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность). Указанный Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По правоотношениям, возникшим до его введения в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникли после введения его в действие.

    ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» регулирует отношения, связанные с возникновением права собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю; определяет основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у названных субъектов возникает право собственности; устанавливает порядок разграничения государственной собственности на землю, а также порядок разрешения споров в данной сфере.

    Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    По этому поводу в связи с многочисленными вопросами, возникающими в судебной практике, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум ВАС РФ[105] дал разъяснения, которые целесообразно учитывать в практической деятельности. Согласно ст.6 и 13 ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Вместе с тем согласно п.10 ст.3 Вводного закона до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

    Поэтому при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрации обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок.

    При этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (п.2 ст.214 ГК РФ).

    Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

    Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

    специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в ст.3-5 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством РФ[106];

    подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством РФ[107];

    сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации8 (о государственном земельном кадастре см. ст.70 Кодекса и комментарий к ней).

    Смотрите еще:

    • Закон от 19122005 163-фз Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Документ является поправкой к Комментарии Российской […]
    • Как исчислить сумму налога на доходы физических лиц Как высчитать НДФЛ из зарплаты Актуально на: 24 января 2018 г. По общему правилу заработная плата облагается НДФЛ по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов. И каждый работодатель, будучи налоговым агентом, должен исчислить, […]
    • Осаго если водитель пьян Получение выплаты по ОСАГО при ДТП с пьяным водителем Согласно Правилам дорожного движения (далее – Правила, ПДД) водителю запрещается, при каких бы то ни было обстоятельствах управлять автотранспортным средством в пьяном виде. Это […]
    • Размер пособия по безработице оренбург Сколько платят на бирже труда по безработице Биржа труда – учреждение, входящее в систему государственного регулирования рынка труда. Биржа занимается посредническими функциями, осуществляемыми между работодателями и гражданами, […]
    • Общественное обсуждение закон Статья 24. Общественное обсуждение Статья 24. Общественное обсуждение См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона 1. Под общественным обсуждением в настоящем Федеральном законе понимается используемое в целях общественного […]
    • Досрочное сокращение как оформить Типичный образец заявления на досрочное увольнение по сокращению штата: как написать этот документ? Бывают случаи, когда при сокращении сотрудников на предприятии часто возникают ситуации, когда одна из сторон трудовых отношений выбирает […]
    • Сапожников адвокат Сапожников Юрий Юрьевич (Юрист) Опытный юрист практик, основное направление деятельности - защита компаний в суде (арбитражный процесс). Юрист специализируется на гражданском, корпоративном, хозяйственном и других отраслях права. Высокая […]
    • Приказ въезд на территорию "Детский сад №8 "Капелька" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 8 « Капелька» Приказ 01.09.2017 г. №30/8 «Об организации пропуска автотранспорта на территорию МБДОУ " Д/с № 8 «Капелька» […]