Госпошлина налоговый орган

Оглавление:

Оплата госпошлины в налоговую

Актуально на: 19 июня 2017 г.

Заявление на возврат суммы излишне уплаченного налога

Мы рассказывали в наших отдельных консультациях об особенностях оплаты госпошлины в суд и Росреестр. О реквизитах налоговой для оплаты госпошлины, а также о том, как вернуть госпошлину из налоговой, расскажем в этом материале.

Государственная пошлина в налоговую инспекцию

За совершение отдельных юридически значимых действий ответственной является ФНС. Соответственно, государственная пошлина при обращении за выполнением таких действий оплачивается в налоговые органы.

К государственным пошлинам, уплачиваемым в ФНС, в частности, относятся (ст. 333.33 НК РФ):

Узнать реквизиты налогового органа, куда необходимо уплатить государственную пошлину, можно на сайте ФНС в специальном сервисе «Уплата госпошлины».

В г. Москве уплата «налоговой» госпошлины производится независимо от места регистрации организации по реквизитам МИФНС России № 46 по г.Москве. Реквизиты ее такие:

Получатель – УФК по г. Москве (Межрайонная ИФНС России № 46 по г. Москве)

ИНН / КПП получателя платежа – 7733506810 / 773301001

ГУ Банка России по ЦФО

Код ОКТМО – 45373000

Возврат госпошлины из налоговой

Возврат госпошлины, уплаченной в налоговую, производится по общему порядку, изложенному нами в самостоятельной консультации. При этом важно учитывать, что заявление на возврат госпошлины должно заполняться не в произвольном виде, а по форме, приведенной в Приказе ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected] (Приложение № 8).

Заявление на возврат госпошлины в налоговую: образец

Приведем пример заявления в налоговую на возврат госпошлины, ошибочно уплаченной за повторную выдачу свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. С заявлением на выдачу свидетельства организация в налоговые органы не обращалась.

Образец заявления на возврат «налоговой» госпошлины можно посмотреть здесь.

Для зачета излишне уплаченной суммы госпошлины необходимо обратиться в налоговый орган

Налоговики разъяснили, что зачет излишне уплаченной госпошлины может быть произведен судом по заявлению плательщика при представлении им решения, определения и справки суда, свидетельствующих об обстоятельствах, являющихся основанием для возврата госпошлины, а также платежных документов, подтверждающих ее уплату (письмо ФНС России от 14 июня 2017 г. № БС-3-11/[email protected]).

Напомним, что возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины осуществляется органом Федерального казначейства (п. 3 ст. 333.40 Налогового кодекса).

Как быстро и правильно рассчитать пошлину? Воспользуйтесь нашим сервисом «Калькулятор расчета госпошлины» !

При этом заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

Таким образом, по мнению ФНС России, до момента подачи заявления на возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины в налоговый орган заявитель имеет право на зачет сумм госпошлины в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 333.40 НК РФ, в том числе в случае принятия соответствующего решения суда о возврате госпошлины (выдача справки об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной суммы госпошлины).

Налоговики также обратили внимание на то, что налоговые органы не вправе производить проверки судов по правильности исчисления и уплаты госпошлины, в том числе и по вопросам ее зачета, так как данные вопросы не урегулированы НК РФ.

В свою очередь факт уплаты госпошлины или право истца на освобождение от ее уплаты проверяется судом при принятии от истца искового заявления.

Добавим, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов в порядке, установленном главой 12 НК РФ, с учетом особенностей, установленных главой 25.3 НК РФ «Государственная пошлина» (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Так, плательщик госпошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы в счет суммы госпошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия (п. 6 ст. 333.40 НК РФ).

Данный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) госпошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате госпошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) госпошлины прилагаются следующие документы:

  • решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины;
  • платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату госпошлины.
  • Кажется, что налог орган должен платить госпошлину при обращении с иском в Суд.

    Bychkov said: 10.04.2005 07:27

    Кажется, что налог орган должен платить госпошлину при обращении с иском в Суд.

    Что доказывает, что у Налогового органа имеются доходы от предпринимательской или иной деятельности и Налогорган должен платить г/пошлину в Суд, ведь налоговый орган не полностью финансируется из госбюджета.

    Закон формален и … Чего скажете, уважаемые Коллеги

    glanvill said: 12.04.2005 12:26

    Там в 333-35 только от пошлины за «Россию» освобождаются.

    В тему: тут Верховный суд решил, что от уплаты госпошлины госорганы освобождаются только при первичном обращении в суд в качестве истцов. То есть, «обращение в суд в публичных интересах» — это только подача иска, но не апелляционной или кассационной жалобы.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАССАЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    от 1 марта 2005 г. № КАС05-068

    Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего Федина А.И.,

    членов коллегии Толчеева Н.К.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании от 1 марта 2005 года гражданское дело по заявлению ЗАО «Илим — Палп Энтерпрайз» и ОАО «Котласский целлюлозно-бумажный комбинат» о признании недействующим п. 13 «Положения о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг», утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг N 21 от 24 июня 1997 года, по частной жалобе Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) на определение Верховного Суда РФ от 3 февраля 2005 года о возвращении кассационной жалобы (п. 1 ч. 1 ст. 342 ГПК РФ).

    Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации А.И. Федина, объяснения представителей ФСФР России Копенкина В.Н. и Курициной Е.И., поддержавших доводы частной жалобы, представителя заявителей Еременко В.Г., возражавшего против удовлетворения частной жалобы, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей частную жалобу необоснованной,

    Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

    Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2004 года удовлетворено заявление ЗАО «Илим — Палп Энтерпрайз» и ОАО «Котласский целлюлозно-бумажный комбинат» и признан недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу п. 13 «Положения о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг», утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг N 21 от 24 июня 1997 года.

    Не согласившись с вышеуказанным решением, представитель Федеральной службы по финансовым рынкам направил в Верховный Суд РФ кассационную жалобу.

    Определением судьи Верховного Суда РФ от 14 января 2005 года данная кассационная жалоба была оставлена без движения (ст. 341 ГПК РФ), поскольку к ней не был приложен документ об оплате государственной пошлины (ч. 4 ст. 339 ГПК РФ).

    Определением Верховного Суда РФ от 3 февраля 2005 года, вынесенным судьей Зелепукиным А.Н., кассационная жалоба представителя Федеральной службы по финансовым рынкам возвращена в связи с невыполнением в установленный срок указаний судьи, содержащихся в определении об оставлении жалобы без движения (п. 1 ч. 1 ст. 342 ГПК РФ).

    В частной жалобе представитель Федеральной службы по финансовым рынкам по доверенности Ю.С. Ивакин просит об отмене указанного определения Верховного Суда РФ от 3 февраля 2005 года, ссылаясь на то, что Федеральная служба по финансовым рынкам как федеральный орган исполнительной власти в силу ст. 333.35, п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.

    Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене определения Верховного Суда Российской Федерации.

    В силу ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 2005 года, по общему правилу кассационная жалоба, подаваемая в суды общей юрисдикции, оплачивается государственной пошлиной.

    Согласно п. 19 ст. 333.36 данного Кодекса (на которую сослался представитель ФСФР в частной жалобе) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, обращающиеся в защиту государственных и общественных интересов.

    Таким образом, Налоговый кодекс РФ закрепил в вышеуказанной норме льготу по уплате названными субъектами государственной пошлины только в тех случаях, когда эти субъекты участвуют в деле в порядке ч. 1 ст. 46 ГПК РФ с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц и выступают в качестве процессуальных истцов (заявителей).

    Аналогичная норма содержалась и в ранее действующей ст. 89 (п. 14 ч. 1) ГПК РФ, в соответствии с которой государственные органы освобождались от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах в случае обращения с заявлением в защиту прав других лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    В соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 5 Федерального закона «О государственной пошлине» N 2005-1 от 09.12.1991, действовавшего до внесения соответствующих изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождались органы государственной власти, обращавшиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.

    В данном случае Федеральная служба по финансовым рынкам выступает в качестве ответчика, в связи с чем должна уплатить государственную пошлину при подаче кассационной жалобы на решение суда на общих основаниях, и ссылка в частной жалобе на п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ несостоятельна.

    Кроме того, ссылка в частной жалобе в обоснование довода об освобождении ФСФР России от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы, в том числе и на статью ст. 333.35 («Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций») Налогового кодекса РФ, также несостоятельна. Как следует из содержания данной правовой нормы, федеральные органы государственной власти, полностью финансируемые из федерального бюджета, освобождаются от уплаты государственной пошлины за право пользования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений.

    Вопрос о льготах при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям рассмотрен в ст. 333.36 Налогового кодекса РФ. Как уже указывалось выше, в соответствии с этой нормой закона ФСФР России как федеральный орган государственной власти, выступающий в рассматриваемом случае в качестве процессуального ответчика, не освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на решение суда.

    В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 342 ГПК РФ кассационная жалоба возвращается лицу, ее подавшему, в случае невыполнения в установленный срок указаний судьи, содержащихся в определении об оставлении жалобы без движения.

    Как следует из поступивших документов, к кассационной жалобе Федеральной службы по финансовым рынкам в нарушение ст. 339 ГПК РФ не был приобщен документ, подтверждающий оплату государственной пошлины, в установленный судьей срок данный недостаток не был исправлен, в связи с чем указанная кассационная жалоба возвращена правомерно.

    Руководствуясь ст. 374 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

    определение Верховного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2005 года оставить без изменения, а частную жалобу представителя Федеральной службы по финансовым рынкам по доверенности Ю.С. Ивакина — без удовлетворения.

    Bychkov said: 12.04.2005 20:57

    glanvillТам в 333-35 только от пошлины за «Россию» освобождаются. Согласен Не дочитал!

    glanvill said: 13.04.2005 10:31

    А посути все равно прав Должны они подлые платить госпошлину.

    Но наш законодатель может одуматься, у налоговой нет денег на эти нужды.

    Одумаются, точно, причём, наверное, даже не законодатель, а Президиум Верховного Суда. Уже вчера в Ведомостоях про это написали, так что шум большой.

    Punisher said: 13.04.2005 10:34

    LionZ said: 13.04.2005 13:05

    ВАСя сам налоговые льготы решил поустанавливать

    п. 2 ППлВАС от 20 марта 1997 г. No. 6:

    На основании подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «О государственной пошлине» органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Указанные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины и при обращении в арбитражные суды с апелляционными и кассационными жалобами на решения, определения и постановления, в том числе и тогда, когда они выступают в арбитражном процессе в качестве ответчиков.
    Однако, если названные органы обращаются в арбитражные суды с исковыми заявлениями (заявлениями), апелляционными и кассационными жалобами по делам, связанным с их участием в гражданско — правовых отношениях в качестве учреждений, они обязаны уплатить государственную пошлину в установленном порядке.

    Bychkov said: 13.04.2005 17:48

    LionZ said: 13.04.2005 18:35

    Bychkov said: 13.04.2005 19:14

    LionZ Смешной вы, право! НК что, революцию в налоговом праве произвел? В нем лишь кодифицированы (объединены) отредактированные законы о налогах.

    А вот и нет,
    а вот и нет,
    Основания то поменялись

    _MASE_ said: 14.04.2005 11:06

    Хотел бы подвести промежуточный итог этой дискуссии.

    Вопрос в том – должны ли налоговые органы уплачивать госпошлину при подаче апелляционной и/или кассационной жалобы, в связи с принятием Кассационной коллегией верховного суда Российской Федерации Определения от 1 марта 2005 года?

    Во-первых, стороной по данному делу выступала Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Во-вторых, рассматривался вопрос о признании недействительным отдельного положения Постановления ФКЦБ – следовательно дело рассматривалось в суде общей юрисдикции.

    Основные выводы определения:

    Предыстория:
    Изначально истцом выступало ЗАО. Требования заявителя были удовлетворены в полном объеме. Не согласившись с решением представитель ФКЦБ подал кассационную жалобу. Однако, обращаю внимание, — по делу он оставался ответчиком.

    Поскольку к жалобе не был приложен документ об оплате госпошлины Определением ВС РФ кассационная жалоба была оставлена без движения.

    Более того, в связи с невыполнением в установленный срок указаний судьи, содержащихся в Определении – было вынесено новое Определение о возвращении кассационной жалобы!

    В частной жалобе представитель ФКЦБ просит отменить Определение, при этом он ссылается на положения статей 333.35 «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций» и 333.36 «Льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям»

    Содержания статей:
    333.35
    1. От уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются:
    1) федеральные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений;

    333.36
    1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:
    19) государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.

    Выдержки из Определения ВС РФ:

    Согласно п. 19 ст. 333.36 данного Кодекса (на которую сослался представитель ФСФР в частной жалобе) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, обращающиеся в защиту государственных и общественных интересов.

    Таким образом, Налоговый кодекс РФ закрепил в вышеуказанной норме льготу по уплате названными субъектами государственной пошлины только в тех случаях, когда эти субъекты участвуют в деле в порядке ч. 1 ст. 46 ГПК РФ с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц и выступают в качестве процессуальных истцов (заявителей).

    В данном случае Федеральная служба по финансовым рынкам выступает в качестве ответчика, в связи с чем должна уплатить государственную пошлину при подаче кассационной жалобы на решение суда на общих основаниях, и ссылка в частной жалобе на п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ несостоятельна.

    Их ссылку на 333. 35 Суд тоже признал несостоятельной.

    Теперь, что касается случая обращения с жалобой налоорга в суд по делу, где он ответчик.

    Во-первых, федеральных органов как правило в данных делах нет! Во-вторых, льготы для отдельных категорий предусмотрены другой статьей, а именно, статьей 333.37 «Льготы при обращении в арбитражные суды»

    Цитата:
    «1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:
    1) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;»

    Кроме того, ВС РФ ссылался на нормы ГПК РФ, а в нашем случае должны применяться нормы АПК РФ.

    Если применять аналогию с Определением ВС РФ – то по делам с налоргами, где налоговые органы выступают ответчиками, при подаче ими апелляционной и кассационной жалобы они должны заплатить пошлину.

    С другой стороны, не известно, как посмотрит на это ВАСя.

    Цитата п. 2 ППлВАС от 20 марта 1997 г. No. 6:

    На основании подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «О государственной пошлине» органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Указанные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины и при обращении в арбитражные суды с апелляционными и кассационными жалобами на решения, определения и постановления, в том числе и тогда, когда они выступают в арбитражном процессе в качестве ответчиков. Однако, если названные органы обращаются в арбитражные суды с исковыми заявлениями (заявлениями), апелляционными и кассационными жалобами по делам, связанным с их участием в гражданско — правовых отношениях в качестве учреждений, они обязаны уплатить государственную пошлину в установленном порядке.

    Понятно, что это было по закону, т.е. до НК РФ. Но все-таки, формулировки и закона и нынешнего НК РФ схожие.

    Кроме того, существует вероятность, что Президиум ВС РФ изменит вынесенное Определение. Шумиха на всю страну. Вот так.

    Punisher said: 14.04.2005 11:39

    _MASE_
    привет!
    Кроме того, существует вероятность, что Президиум ВС РФ изменит вынесенное Определение. Шумиха на всю страну. Вот так.

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 5 апреля 2005 г. N 7
    (извлечение)
    19. При рассмотрении данной категории дел судам следует иметь в виду, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы социальной защиты населения, а также иные государственные органы, выплачивающие компенсационные суммы в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы, являющиеся ответчиками, не освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче кассационных и надзорных жалоб. Согласно этой норме государственные органы и органы местного самоуправления освобождаются от уплаты пошлины при подаче заявлений по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями только при их обращении в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и общественных интересов.

    Председатель
    Верховного Суда
    Российской Федерации
    В.М.ЛЕБЕДЕВ

    Секретарь Пленума,
    судья Верховного Суда
    Российской Федерации
    В.В.ДЕМИДОВ

    uric said: 11.05.2005 21:43

    Punisher said: 05.07.2006 19:40

    Доклад Председателя ВАС РФ Иванова А.А. на заседании Совета Федерации РФ.
    Вопросы членов Совета Федерации:

    Председательствующий С.Ф.МИРОНОВ: Спасибо. Коллеги, приступаем к вопросам.

    Попова Т.Ю., член Комитета Совета Федерации по бюджету, представитель в Совете Федерации от администрации Пермской области.

    Антон Александрович, в своем выступлении Вы говорили о том, что у нас очень высокая нагрузка на арбитражные суды. И в связи с этим вопрос связан с данными, которые приводятся в вашей статистике, что по 70 процентам рассматриваемых в арбитражных судах дел не уплачивается госпошлина. Это значит, что заявителями по этим делам выступают органы государственной власти, которые от этой госпошлины освобождены.

    Сколько процентов дел, по которым принимаются решения в пользу заявителя? То есть насколько действительно обоснованными являются эти споры?

    И в связи с этим вопрос: не считаете ли Вы необходимым обязать ликвидировать эту льготу для органов государственной власти и привести в равное положение всех заявителей по спорам, по всем вопросам, которые решаются в арбитражных судах?

    Иванов А.А. Спасибо за вопрос. Я считаю, что государственные органы должны платить пошлину при обращении в арбитражный суд, и нами разработан законопроект о повышении размера этой пошлины в разумных пределах с тем, чтобы она дестимулировала многократные обжалования соответствующих дел в разных инстанциях.

    Что касается вопроса о статистике, то цифра 70 для нас является ключевой. У нас 70 процентов административных дел, 70 процентов из этих дел — по заявлениям государственных органов, 30 процентов — по заявлениям граждан (приблизительно так). При этом если дело по заявлению гражданина или организации, то в 70 процентах случаев они выигрывают. Если дело по заявлению государственного органа, то в 70 процентах случаев он выигрывает. Такова наша статистика по делам данного рода.

    Мы надеемся, что ситуация в 2006 году изменится, поскольку принят закон об административном порядке взыскания штрафов, который вы сами одобрили для нас и по нашей просьбе. Думаю, что по результатам полугодия ситуация с нагрузкой и с количеством дел изменится. Просто пока у нас таких данных нет, они появятся по итогам второго полугодия.

    Юзверь said: 24.07.2006 09:51

    При гражданском споре по мнению ФАС СЗО Минфин должен платить госпошлину

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

    от 15 июня 2006 года Дело N А21-2632/2005-С2

    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирилловой И.И., судей Кустова А.А. и Старченковой В.В., рассмотрев 15.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Калининградской области на определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2006 по делу N А21-2632/2005-С2 (судья Тимухина И.А.),

    Открытое акционерное общество «Северо-Западный Телеком» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Главному управлению по бюджету и финансам администрации Калининградской области (далее — Управление по бюджету) и Министерству финансов Российской Федерации (далее — Минфин РФ) о взыскании с Управления по бюджету 2063983 руб. 13 коп. убытков, понесенных в результате предоставления льгот в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзникам в период второй мировой войны», и о взыскании с Минфина РФ 366463 руб. 01 коп. убытков, причиненных в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан в 2004 году в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
    В качестве третьего лица без самостоятельных требований к участию в деле привлечено Главное управление труда и социального развития администрации Калининградской области.
    В связи с переименованием Управления по бюджету оно заменено судом на Министерство финансов Калининградской области (далее — Министерство).
    Решением от 22.12.2005 в пользу Общества взыскано: 1749138 руб. 24 коп. — с Министерства за счет казны субъекта федерации и 310561 руб. 87 коп. — с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
    Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2006 отказано в удовлетворении ходатайства Министерства об освобождении от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, поданной на решение Министерством, и апелляционная жалоба возвращена ее подателю.
    В кассационной жалобе Министерство просит отменить определение от 15.03.2006, полагая, что оно принято с нарушением положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), в силу которых государственные органы, обращающиеся в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
    Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте его рассмотрения, но представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
    Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
    Как правильно указал апелляционный суд, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) иных общественных интересов.
    Исходя из положений статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к таким органам относятся те, которым право на обращение в суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом, и заявитель должен указать, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд за защитой этих интересов. Это требование закона Министерством не выполнено, что повлекло правомерный отказ в удовлетворении ходатайства об освобождении Министерства от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе
    Обращение в арбитражный суд государственного органа — органа соответствующего публично-правового образования, выступающего в качестве субъекта отношений, регулируемых гражданским законодательством, не может быть квалифицировано как выступление в защиту публичных интересов.
    Наличие статуса органа исполнительной власти само по себе не является основанием для освобождения от уплаты государственной пошлины.

    Поскольку ходатайство Министерства об освобождении от уплаты государственной пошлины было обоснованно отклонено, это повлекло правомерный возврат апелляционной жалобы.
    Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

    определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2006 по делу N А21-2632/2005-С2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Калининградской области — без удовлетворения.

    Председательствующий
    КИРИЛЛОВА И.И.

    Судьи
    КУСТОВ А.А.
    СТАРЧЕНКОВА В.В.

    Госпошлина в налоговом кодексе: основные статьи и правила

    Налоговый кодекс – основной документ, регламентирующий систему налогов и сборов, в число которых входит государственная пошлина. Это плата, которая по закону взимается с гражданина за оказываемые государством услуги, связанные с оформлением документов и не только.

    Госпошлина в Налоговом кодексе прописана восьмом разделе «Федеральные налоги», подробное ее описание представлено в нескольких пунктах статьи 333. Важно знать, когда вы обязаны платить госпошлину, и каким должен быть ее размер: закон защищает определенные группы граждан и избавляет их от оплаты государственных услуг.

    Определение и назначение госпошлины

    Госпошлина в налоговом кодексе — это денежный сбор

    Согласно официальному определению, госпошлина – это государственный денежный сбор, взимаемый официальными органами за оформление документов и совершение определенных действий в интересах организаций и физических лиц.

    Пошлина взимается всеми учреждениями судебной системы, нотариальными конторами, полицией, загсами и другими организациями, обеспечивающими взаимодействие гражданина и государственной машины.

    Пошлина выплачивается при регистрации новых актов гражданского состояния и выдаче свидетельств, при регистрации юрлиц, обращениях в суды, подаче жалоб и т. д. По сути, госпошлина – это обязательный налоговый сбор, который государство взимает с граждан и организаций за совершение любых значимых действий по оформлению документов или выполнению законов.

    Средства, полученные от пошлин, становятся одним из источников пополнения государственного бюджета, и в дальнейшем их расход определяется властными структурами. Как и любые другие налоги, он является обязательным, доход может поступать в федеральный и местный бюджет. Различают несколько видов государственных пошлин:

  • Судебная. Ее приходится платить при обращении в Конституционный суд, арбитражные суды, суды общей юрисдикции, а также при обращении к мировым судьям. Обычно пошлина оплачивается стороной, проигравшей дело, хотя в некоторых случаях она может быть разделена пополам между истцом и ответчиком.
  • Регистрационная. В этом случае оплачивается регистрация записей актов гражданского состояния, юридических лиц и иных вариантов предпринимательской деятельности, а также регистрация программ ЭВМ и различных баз данных.
  • Административная. Ее необходимо уплачивать при оформлении документов, связанных с въездом в Российскую Федерацию или выездом из нее.
  • Нотариальная. Услуги нотариуса также оплачиваются, статья 333.24 Налогового кодекса выявляет 26 типов нотариальных действий. В их числе удостоверение доверенностей, договоров, учредительных документов, свидетельствах о праве на наследство и т. д. Фактически, пошлину придется платить при каждом обращении в нотариальную контору.
  • Размеры пошлин по каждому виду определяются Налоговым кодексом, они будут одинаковыми во всех субъектах России.

    Кто и когда должен платить госпошлину?

    Физические юридические лица — плательщики госпошлины

    В качестве плательщиков выступают физические юридические лица, причем правила распространяются на российские и иностранные организации, граждан России, граждан иностранных государств, а также лиц без гражданства в полной мере.

    Если вам необходимо выполнить какое-либо юридически значимое действие с помощью государственных структур, либо вы выступаете в качестве ответчика в суде и проигрываете дело, вас ожидают дополнительные расходы, размер которых установлен Налоговым кодексом.

    Если плательщиков несколько, и ни у кого из них нет прав на льготы, размер госпошлины делится на всех в равных долях. Если один или несколько плательщиков освобождены от этой обязанности из-за принадлежности к льготным категориям, из общего размера пошлины вычитается их доля, на других участников действия она не перекладывается.

    Хотя госпошлину считают одним из видов налогообложения, налогового периода в этом случае обычно нет. Пошлина обычно платится до совершения требуемого действия. Однако есть два случая, когда сначала совершается нужное действие, и только потом гражданин или организация расплачиваются с государством:

    1. Ответчик, проигравший дело, имеет право оплатить госпошлину в течение 10 дней, после того как судебное решение вступит в силу. Ответчиком может считаться и физическое лицо, и организация.
    2. До вступления решения в силу дело может быть направлено на пересмотр и тогда вопрос об уплате пошлины будет отложен до точного определения выигравшей и проигравшей стороны.
    3. При регистрации судна в Российском реестре пошлина может выплачиваться не позже 31 марта следующего года после получения документов о регистрации.

    Ставки налогообложения во всех случаях могут быть твердыми или смешанные: они могут быть пропорциональными или прогрессивными.

    Кому не нужно платить госпошлину?

    Некоторые категории людей освобождаются от уплаты госпошлины

    Пункты статьи налогового кодекса 333.25 и 333.26. а также 333.35 рассказывают о том, кто освобожден от уплаты государственной пошлины. В первую очередь это ряд организаций: федеральные властные органы, органы местного самоуправления, а также органы опеки и попечительства. Однако льготы доступны и нескольким категориям физических лиц:

  • Герои России, герои Советского Союза, кавалеры Ордена Славы. Все это высшие государственные награды, и одной из привилегий, которую они дают, является возможность бесплатно обращаться в различные государственные организации.
  • Участники ВОВ и инвалиды боевых действий. Для получения льгот необходимо предъявить специальное удостоверение.
  • Также бесплатным является внесение изменений в свидетельство о рождении, если имело место усыновление (удочерение). Кроме того, пошлина не требуется за справки, которые загс выдает для получения документов, необходимых для начисления пенсий или пособий.

    Бесплатными для всех граждан станут изменения или исправления любых свидетельств гражданского состояния, если в документах возникли ошибки по вине сотрудников загса. При выявлении неточностей в именах, фамилиях, датах и другой информации гражданин имеет право поменять документ без повторной уплаты пошлины.

    Выделяют не только полные, но и иные виды налоговых льгот. Она может считаться условной, к примеру, если человек жил совместно с наследодателем до дня его смерти, или частичной: инвалиды 2 и 1 группы могут уплачивать только половину пошлины при совершении любых нотариальных действий.

    Таким образом, налоговые льготы при уплате госпошлин доступны широкому кругу граждан и являются одной из мер социальной защиты. Платить их приходится не только при обращении в загс, но и при подаче заявления в суд и любые другие государственные органы, поэтому льготы становятся существенной финансовой помощью от государства.

    Все физические лица могут без пошлины получить свидетельство о рождении или свидетельство о смерти. В этом случае государственная регистрация является полностью бесплатной, и загс не имеет права требовать деньги.

    Каким образом можно вернуть госпошлину?

    Образец заявления о возврате госпошлины

    В статье 333.40 Налогового кодекса подробно расписан ряд случаев, при которых плательщик может полностью или частично вернуть уплаченную пошлину. Это возможно в тех основных случаях:

    • Если при обращении в суд дело было оставлено без рассмотрения, или его рассмотрение было прекращено. Если пошлина при этом уже была уплачена, плательщик имеет право вернуть ее в полном размере.
    • Если пошлина была уплачена в большем размере, чем это положено по Налоговому кодексу. В этом случае будет возвращена только переплата.
    • Если заявление или жалоба не были приняты судом, либо плательщик получил отказ в оформлении того или иного нотариального действия. Если пошлина не была возвращена, хотя плательщик имел на это право, она может быть учтена при повторном обращении, если с подачи предыдущего заявления или жалобы прошло не больше трех лет.
    • Если стороны пришли к мировому соглашению до того, как арбитражный суд принял решение, истец может получить обратно половину уплаченной пошлины.
    • В некоторых случаях вернуть уплаченную пошлину нельзя, даже если желаемое действие не было выполнено. К примеру, если пошлина была уплачена за заключение или расторжение брака, однако свадьба не состоялась, или супруги передумали разрывать отношения, пошлина им не возвращается.

      Аналогичные правила действуют при обращении для смены фамилии и имени, а также внесение иных изменений в записи актов гражданского состояния. Не возвращается госпошлина за регистрацию права на недвижимое имущество или любых сделок с ним, если сделка или регистрация не были одобрены государственными органами.

      Решение о том, будет ли возвращена уплаченная госпошлина, в каждом отдельном случае принимает государственный орган, проводивший действие, за которое она платилась. То есть, если вы хотите вернуть деньги, уплаченные в загсе, именно туда вы будете подавать заявление о возврате средств. Чтобы вернуть деньги, уплаченные за обращение в суд, заявление нужно будет подавать в налоговые органы, расположенные там же, где и суд, в котором проводилось рассмотрение дела.

      Подавать заявление на возврат госпошлины можно в течение трех лет после ее уплаты, рассматриваться это заявление может в течение 1 месяца.

      Есть и другая возможность: уплаченные деньги можно не возвращать, а использовать в зачет следующей госпошлины, которую вам придется платить за аналогичное действие. Для этого необходимо подать заявление в тот же орган, куда плательщик обращался для совершения юридически значимого действия. Зачет уплаченных средств возможен в течение трех лет после уплаты пошлины за действие, которое осталось невыполненным.

      Контроль выплаты государственных пошлин

      Вопросами контроля выплаты госпошлин занимаются региональные налоговые органы: они осуществляют плановую проверку загсов, нотариальных контор, судебных учреждений и других организаций, имеющих право взимать пошлину с граждан. Минфин РФ устанавливает порядок, по которому каждый госорган в определенный период предоставляет отчет обо всех совершенных юридически значимых действиях, и по этой информации налоговые органы проверяют правильность начисления пошлин и их своевременную уплату.

      Таким образом, государственная пошлина является одним из инструментов пополнения бюджета: это федеральный налоговый сбор, который уплачивается гражданами и организациями за юридически значимые действия в государственных органах и нотариальных конторах. Размер госпошлины и правила ее выплаты определяются налоговым кодексом, в нем же определяется перечень действий, которые должны оплачиваться. Также в кодексе прописаны льготные категории граждан и организаций, которые освобождаются от выплат. Собранные средства могут использоваться в государственных бюджетах всех уровней.

      Госпошлина за регистрацию ИП — тема видеоматериала:

      Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

      Как вернуть оплату госпошлины?

      Государственная пошлина является обязательным платежом для оформления таких документов, как национальный паспорт, загранпаспорт или водительское удостоверение. Для совершения данного платежа необходима квитанция с реквизитами. Именно по этим реквизитам и осуществляется оплата на необходимый расчетный счет. Однако не редкостью является ситуация, когда оплата госпошлины поступает на неправильный номер счета. Это может быть обусловлено ошибкой кассира или плательщика при заполнении реквизитов для платежного поручения. Кроме того, ошибка при оплате госпошлины зачастую возникает из-за наличия устаревших реквизитов, которые сегодня можно повсюду встретить в интернете.

      Пример заявления о возврате госпошлины

      Если такая ситуация произошла, то перед плательщиком возникает вопрос: «как вернуть оплату госпошлины?». Для этого необходимо составить письмо на имя начальника налогового органа, на территории действия которого была совершена платежная операция. Это письмо должно быть передано в канцелярию налоговой инспекции под расписку. Помимо письма, плательщик должен предоставить оригинал чека, подтверждающего совершение платежа. Стоит добавить, что подобные действия можно совершить только лишь в течении трех лет после совершения оплаты.

      Процедура возврата оплаты госпошлины

      В первую очередь, следует выяснить по каким причинам может быть осуществлен возврат оплаты государственной пошлины. Следует сказать, что госпошлина возвращается далеко не всегда. Поэтому плательщикам, которые хотят вернуть свои денежные средства, необходимо соответствовать ряду требований.

      Во-первых, полный или частичный возврат государственной пошлины может быть осуществлен только лишь в том случае, если плательщик направит заявление о возврате уплаченной суммы госпошлины в орган, который уполномочен совершать юридически значимые действия. Это означает, что плательщику также необходимо направить заявление в ФМС (в случае оформления паспорта или загранпаспорта), ГИБДД (в случае оформления водительского удостоверения), ЗАГС (в случае заключения брака) и т.д.

      Во-вторых, к заявлению необходимо приложить документы, которые подтверждают факт излишне уплаченной суммы. При этом для возврата всей суммы необходимо предоставить оригиналы платежных документов. Если же требуется частичный возврат денежных средств, то плательщик может обойтись предоставлением копий документов, подтверждающих совершение оплаты. В качестве таких документов выступают квитанции и платежные чеки.

      Заявление на возврат оплаты госпошлины

      Говоря о заявлении на возврат оплаты госпошлины, необходимо вернуться к теме причин и оснований для совершения возврата. В качестве оснований для подачи заявления могут послужить следующие случаи:

    • уплата государственной пошлины в размере большем, чем необходимо;
    • отказ от обращения в данный государственный орган;
    • прекращение делопроизводства;
    • оставление заявления без внимания.
    • Заявление о возврате денежных средств из Федерального казначейства следует направлять именно в тот государственный орган, в котором осуществлялось оказание услуги плательщику. Как говорилось выше, это может быть подразделение ГИБДД, региональное отделение ФМС, районный ЗАГС и т.д. Правильная подача заявления предусматривает приложение ряда документов. В частности, плательщику, планирующему вернуть часть или все деньги, необходимо предоставить судебное решение, в котором описываются обстоятельства, служащие основанием для возврата госпошлины. Также должны быть предоставлены все имеющиеся квитанции. Что касается самого заявления, то оно может быть написано как вручную, так и напечатано. В заявлении должно обязательно содержаться ФИО и адрес заявителя, а также данные учреждения, в которое оно подается.

      Срок для возврата оплаты госпошлины

      Возможность возврата оплаты государственной пошлины актуальна только лишь в течении трех лет со дня ее уплаты. При этом плательщик имеет возможность восстановить пропущенный срок. Для этого ему необходимо подать исковое заявление в суд.

      Однако чаще всего плательщики не теряют возможности вернуть свои денежные средства в 3-летний срок. В течении этого срока плательщик может вполне законно обратиться в налоговые органы с требованием вернуть денежные средства, которые были ошибочно уплачены в пользу какой-либо государственной инстанции.

      Возврат излишне уплаченных денежных средств, как правило, осуществляется в течении одного месяца после подачи соответствующего заявления. Причем решение о целесообразности и возможности совершения такой операции принимается уже через 10 дней после получения заявления от плательщика.

      Необходимо сказать, что налоговые органы обычно соблюдают указанные сроки. Это обусловлено тем, что несоблюдение сроков, требуемых законодательством нашей страны, предусматривает возврат денежных средств из бюджета с насчитанными процентами. Такая ситуация не может устроить налоговые органы, поэтому плательщики могут рассчитывать на оперативное решение по возврату оплаты госпошлины.

      Необходимые документы для возврата оплаты госпошлины

      Возврат оплаты государственной пошлины возможен только лишь в том случае, если у плательщика есть на руках все необходимые документы. Прежде всего, плательщик должен предоставить заявление, в котором будут указаны основания и причины возврата средств. Этот пункт является чрезвычайно важным, так как именно от обоснованности претензий заявителя и будет зависеть его успех. Поэтому заявление должно быть составлено максимально грамотно. Заявитель должен указывать четкие формулировки причин возврата средств. Кроме того, основания для возврата должны быть актуальными на данный момент.

      Заявитель может указать несколько причин, по которым он требует возврат уплаченных средств. Однако не стоит делать из заявления роман на несколько страниц. Это может привести к затягиванию вынесения решения по данному вопросу. Заявление должно быть датировано и подписано плательщиком. За счет этого сотрудники государственного учреждения, в которое оно направлено, не будут терять время на поиск необходимой информации.

      Для подтверждения обоснованности своих претензий плательщик должен приложить чек или квитанцию об оплате. В целом, чем больше документов будет представлено, тем больше шансов на положительный исход данного процесса.

      Исключения из правил возврата оплаты пошлины

      Существует ряд исключений из правил процесса возврата оплаты государственной пошлины. Прежде всего, возврат не может быть осуществлен в том случае, если ответчик добровольно удовлетворил требования истца после того, как тот обратился в Арбитражный суд. Подобное обращение может быть совершенно для вынесения определения о принятии иска к делопроизводству. Помимо этого, обращение в Арбитражный суд необходимо для утверждения мирового соглашения судебной инстанцией общей юрисдикции.

      Возврат госпошлины не может быть осуществлен и в том случае, если она уплачена за официальное заключение или расторжение брака, изменение имени, а также внесение каких-либо изменений в акты гражданского состояния. При этом даже, если вышеописанные события не состоялись или не были внесены в записи актов гражданского состояния, госпошлина не подлежит возврату.

      Исключением также может быть ситуация, в которой госпошлина была уплачена за государственную регистрацию или ограничений прав на недвижимость. Однако данные процессы по какой-либо причине не состоялись.

      В целом возврат госпошлины является сложным процессом, который имеет множество нюансов. Поэтому, если плательщик все-таки столкнулся с подобной проблемой, ему необходимо подойти к ее решению с максимальной ответственностью.

      Смотрите еще:

      • Двойная сплошная какое наказание Когда пересечение двойной сплошной карается штрафом (и его размеры), а когда нет? До сих пор состояние дорог в нашей стране большей частью можно считать неудовлетворительным, поэтому у водителей порой не остаётся возможностей […]
      • Пошлинный налог Портал "Юристъ" - Ваш успех в учебе и работе! Налоговое право 1 Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 111 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О Государственной границе […]
      • Приказ от 22062009 г 357н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 июня 2009 г. N 357н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на […]
      • Какую пенсию получает инвалид 2 группы Пенсия по инвалидности 2 группы в 2018 году Присвоение любых форм инвалидности в России происходит исключительно по медико-социальным показателям. Назначение инвалидности 2 категории допустимо для людей, считающихся нетрудоспособными, но […]
      • Ч 3 ст 160 ук рф Присвоение и растрата Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, как виды преступлений рассматриваются в ч. 1 ст. 160 УК РФ. Объектом преступления являются отношения собственности, то есть […]
      • Обналичивание 20 тысяч материнский капитал Сколько денег можно снять с материнского капитала в 2018 году Для начала следует напомнить, что право на получение материнского капитала имеет только та ячейка общества, в которой родился малыш либо проводилось усыновление ребенка, […]
      • Как правильно оформить безналичный расчет Что собой представляют безналичная форма расчета Безналичная оплата – это один из наиболее удобных вариантов ведения расчетов; это высокая их скорость и практически полное отсутствие нормативных ограничений в осуществлении […]
      • Самое большое разрешении Млечный Путь в разрешении 46 миллиардов пикселей - астрономы создали самое большое на сегодняшний день интерактивное изображение Ученые-астрономы из Рурского университета в Бохуме (Ruhr-Universitat Bochum), Германия, собрали воедино […]