Философия в деятельности юриста это

Философия в деятельности юриста это

Философия имеет различные аспекты и многофункциональную природу. Как специфическому виду духов¬ной деятельности ей присущи мировоззренческая, гносеоло¬гическая, методологическая, интегративно-синтетическая, аксиоло¬гическая, критическая, прогностическая, проектировочная, эвристическая и идеологическая функции. Философия — наука об общих законах развития природы, общества и мышления. Философия состоит из онтологии — учении о бытие, гносеологии — теории о познании, аксиологии — учении о ценностях, логики -науки о законах и формах мышления, этики — учении о нравственности, эстетики — учении о прекрасном, социальной философии — учении об обществе, философской антропологии — учении о человеке, истории философии. Философия выполняет следующие функции: мировоззренческую, методологическую, гносеологическую, аксиологическую, критическую и прогностическую. Особенное значение философское знание имеет для профессионального становления Указанные обстоятельства обеспечивают актуальность обращения к проблеме значения философии для подготовки сотрудников полиции. Цель работы – определить значение философии для подготовки сотрудника полиции. Объект – межпредметные связи философии. Предмет – значение философии для подготовки сотрудников полиции. Задачи: 1. Определить сущность философии 2. Охарактеризовать функции философского знания 3. Определить значение философии для подготовки сотрудников полиции.

Как обязательный элемент подготовки работников правоохранительных органов способствует формированию целостного мировоззрения специалистов. Значение философии определяется системой ее функций, такими, как мировоззренческой, гносеологической, аксиологической и другими. Данные функции формируют духовный мир сотрудников правоохранительных органов. Профессиональная подготовка нуждается в понимании сущности человека и смысла его существования, соотношения социального и биологического, сознательного и бессознательного в человеке. Философская подготовка специалиста правоохранительных органов предполагает изучение многообразия цивилизаций и государственных образований, роли культурных программ в жизни и деятельности человека, в специфике их базисных ценностей. Основная цель философии заключается в формировании у полицейских знаний в рамках историко-философского аспекта, понимания специфики человека, а также его роли в освоении окружающей действительности, способствовать приобщению человека к достижениям мировой философской мысли, а также способствовать усвоению различных форм социального опыта человеческой цивилизации. Достижению данной цели способствует решение следующие задач: 1. Определить сущность и структуру философского знания. 2. Определить исторические типы философии. 3. Определить природу человека и смысл его существования. 4. Дать оценку обществу как социальному и практическому способу бытия человека. 5. Определить проблемы современной цивилизации, а также особенности информационно-технического общества. 6. Сформировать исходный мировоззренческий материал для исследования правовых дисциплин. Полицейский должен иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мироздания, о специфике и назначении жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, о специфики сознания, роли сознания, а также самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности человека, понимать роль науки и развитии человеческой цивилизации. Обобщая рассмотренные в данной работе аспекты применения философского знания применительно подготовки полиции, можно говорить о том, что философское знание способствует формированию у человека целостной мировоззренческой позиции, способствовать расширению его кругозора, развитию духовных потенций, а также укреплению его нравственных и идейных позиций в рамках быстротечного разворота современных событий и борьбы идей.

Значение философии права в подготовке будущих юристов.

Таким образом, необходимость изучения студентами юридиче­ских вузов философско-правовых знаний определяется, прежде

всего, потребностями их будущей специальности. Изучение фило- /5 софии права в значительной мере способствует фундаментализа- ции образования будущих юристов, их развитию в качестве само­стоятельно мыслящих, политически незаангажированных граждан. Можно присоединиться к позиции известного британского философа права Г. Харриса, который считает, что философия права «. не является частью подготовки юриста как юриста, ее существование, я думаю, связано с более важной задачей — подго­товки юриста как гражданина и гражданина как критика права» [7] .

Эта позиция достаточно четко объясняет то основополагаю­щее место и значение, которое занимает философия права в сис­теме юридических и других гуманитарных наук и учебных дис­циплин, предметами изучения которых является право и госу­дарство, а также то внимание, которое уделяется в западных университетах преподаванию этой дисциплины уже на протяже­нии многих столетий.

Хотя философия права не ставит своей целью решение кон­кретных проблем правоведения, а лишь помогает более четко осознать исследователю-юристу собственную позицию, упорядо­чить знание, по-новому взглянуть на свой предмет в свете более широкого подхода, тем не менее все центральные, фундаменталь­ные проблемы правоведения находят свое решение или, по край­ней мере, их обоснование именно на философском уровне. В этом как раз и состоит одна из «загадок» феномена права, и это обстоя­тельство определяет фундаментальную роль философии права в системе правоведения как общеметодологической дисциплины.

Это, однако, не означает призыв к юристам отбросить прису­щие юриспруденции методы исследования и заменить их фило­софскими. Следует четко осознавать предназначение и возмож­ности последних.

Что же касается опасений по поводу относительной широты сферы философского осмысления права, то эти опасения могут быть сняты посредством четкой фиксации интересов философии права, уточнения ее предмета и метода, определения ее места в сис­теме философских и юридических наук. При этом определение предметной сферы и статуса философии права должно осуществ­ляться посредством сопоставления ее с теорией права, которая яв­ляется наиболее близкой ей по сфере интересов дисциплиной.

Роль философии в практической деятельности специалиста;

Содержание и структура философского знания

В совокупном многообразии философских идей, теорий и взглядов можно выделить два основных компонента — философско-исторический и философско-теоретический.

История философии — научное воспроизведение процесса воз­никновения и развития философских идей, теорий и взглядов в хро­нологическом порядке. Этот процесс имеет свои закономерности и исторические этапы, периоды развития философии, начиная с древ­нейших времен и кончая современностью. В историко-философском процессе правомерно выделить историю мировой философии и исто­рию отечественной философии. Первая неотделима от всемирной пе­риодизации исторического процесса, а вторая тесно связана с ис­торическими этапами развития российского общества (рис. 2).

Рис. 2. Структура философии

Исторический подход к философии позволяет сосредоточить внимание на выделении и анализе ее конкретных исторических форм, выявить основные достижения философской мысли на каждом историческом этапе, приобщиться к жизни, деятельности и философским учениям различных философов, показать традиции, преемственность и взаимодействие в развитии философии различ­ных исторических эпох и разных народов, провести исторические аналогии и сформулировать выводы, важные для современного эта­па развития философии в нашей стране и за рубежом. По существу, философию в целом можно представить и изучать как историю философии, как это и предлагают некоторые авторы[12].

Теория философии представляет собой ее проблемное поле — совокупность научно-объективных, систематизированных и апроби­рованных идей, теорий и взглядов о наиболее общих принципах, законах и категориях, отражающих развитие, строение и функцио­нирование природы, общества и человека. Если взять более широ­ко, то сюда может быть включена и теория историко-философского процесса с точки зрения анализа наиболее общих закономерностей развития и взаимодействия исторических форм и типов философии. Поэтому также философию можно в целом представить и изучать как теорию многообразных философских проблем.

В более строгом понимании теория философии включает в себя такие основные разделы, как теория всеобщего, социальная фило­софия и философия человека. Поскольку объектом философского анализа выступает весь мир в единстве его природной, социаль­ной и человеческой реальностей, постольку правомерно вычленить философские теории:

· всеобщих способов и форм бытия;

· всеобщих законов развития природы, общества и мышления;

· общесоциологических закономерностей развития и наибо­лее общих закономерностей возникновения, развития и функциони­рования общественных явлений (экономики, политики, культуры, науки, религии и т.п.);

· общих закономерностей возникновения и развития, основных факторов формирования человека.

Теория всеобщего включает в себя три основных философских концепции: философскую теорию всеобщих способов и форм бытия (объективной и субъективной реальности), философскую концепцию природы (натурфилософию) и философскую концепцию развития окру­жающего нас мира. Положения и выводы, закономерности и принци­пы теории всеобщего специфически проявляются в природе, общест­ве, человеке и его сознании. В рамках теории всеобщего изуча­ются преимущественно онтологические проблемы философии (онтоло­гия — учение о бытии).

Социальная философия содержит концепции философии истории, исследующей наиболее общие закономерности исторического процес­са в целом, философские концепции конкретных сфер и видов об­щественной жизнедеятельности (политики, права, науки, морали, искусства, культуры, религии, а также науки и техники, войны и мира; формируется, в частности, философия социальной работы).

Наконец, философия человека,как представляется, включает философскую антропологию — теорию общих закономерностей возник­новения, развития и функционирования человека; философию позна­ния (гносеологию) и философскую теорию мышления (логику), кото­рые изучают общие закономерности, методы и формы познавательной и мыслительной деятельности.

Следует отметить, что нередко в содержание философии отдельные авторы включают этику – науку о морали, эстетику – науку об искусстве, а также религиоведение. Однако в последние годы такая позиция встречается все реже. Названные отрасли научного знания стали вполне самостоятельными дисциплинами, хотя их содержание имеет немало общего с философией. Относительную самостоятельность приобрели также философия права, философия политики, философия науки и техники, философия религии.

Претендуют на относительную самостоятельность наиболее общие проблемы осмысления и иных сторон общественной жизни. Так, в стадии становления находятся философия социальной работы, «вайоленсология» как философия насилия, «полемология» как философия войны, «паксология» как философия мира и др.

Таково содержание философии как учебной дисциплины, которая изучается в системе высшего образования. Отметим, что мы показали структуру философского знания в таком виде, в каком она чаще всего представляется в отечественной литературе. В других странах традиции структурирования философского знания носят иной характер. Так, в учебнике французского автора Роже Каратини наряду с историей философии выделяются логика, метафизика (внутри этого раздела – онтология, познание, мир и признание Бога, философия духа и философия культуры), мир ценностей[13]. В руководстве по философии Дженни Тейчман и Кэтрин Эванс, написанном в соответствии с учебными программами Кембриджского университета, выделено шесть основных разделов: метафизика, как философия бытия и познания, этика, как философия ценностей, политическая философия, философия науки, логика как философия вывода, философия и жизнь[14].

Структура философского знания, как видно из рассмотрения, непосредственно выражает предмет философии как науки. Отсюда вытекает и порядок, последовательность ее изучения. На базе понимания содержания философии разрабатываются учебные программы и тематические планы ее изучения с учетом профиля высшего учебного заведения и профессиограмм конкретных специальностей в каждом вузе.

Иногда приходится слышать мнение, что философия не нужна для конкретных специалистов. К примеру, нет сомнений в важности изучения математики и физики для представителей инженерных профессий, а анатомии, физиологии и биологии – для будущих врачей. Сомнения в необходимости изучения и знания философии возникают потому, что ее принципы, законы и категории достаточно абстрактны, удалены от конкретной жизни. На этой основе может сложиться впечатление, что философия должна изучаться разве что будущими ее преподавателями.

Однако из­вестно, что наиболее общее знание «работает» чаще, поскольку общие вопросы человеку встречаются чаще конкретных. Более того, при решении конкретных проблем также необходимо знание наиболее общих вопросов. «Философия выступает как момент социализации индивидов, момент эволюции человечества, поскольку позволяет не начинать снова и снова «с нуля» культуры мышления и познания, не допускать тех же ошибок, которых не избежали другие народы и конкретные люди. И это сообщает философии гуманистически-антропологическое измерение»[15]. Выходит так, что философия необходима всем, специалистам каждого профиля – учителям, врачам, юристам, инженерам, военным, социальным работникам. Эта необходимость наиболее ярко проявляется в основных функциях философии.

Функции философии. Роль философии в практической деятельности человека проявляется в ее социаль­ных функциях – магистральных направлениях ее воздействия на созна­ние и поведение человека и общества при решении многообразных практических задач.

Философии присущи две основные, родовые функциимировоззрен­ческая и методологическая. Почему именно они? Потому что предмет философии, предельно общий характер ее принципов, законов и кате­горий совпадает с природой и характером мировоззрения.

Под мировоззрением понимается целостная совокупность наиболее общих взглядов человека на окружающий мир и законы его развития, на общество и место человека в нем, на общие цели, идеалы и принципы практической деятельности. Содержание мировоззрения формируется под воздействием целого комплекса общественных, естественных и технических наук. Оно включает в себя взгляды, убеждения и ценностные ориентации, сформированные на базе постижения наиболее общих проблем и законов мироздания, общества и человека, важнейших проблем и выводов конкретных социально-гуманитарных наук (истории, социологии, политологии, педагогики, психологии и других), а также обобщенных выводов из наиболее важных достижений естественных и технических отраслей научного знания.

Выходит так, что философия формирует ядро мировоззрения — систему обобщенных взглядов на мир, общество, человека и вытекающих из них принципов и идеалов человеческой деятельности. А методология в наиболее общем смысле представляет собой учение о методах познания и преобразования действительности, применение принципов мировоззрения к процессу познания и практики человека. Следовательно, она представляет собой мировоззрение в дей­ствии. Значит, философия формирует и наиболее общие принципы методологии.

Основными методологическими принципами, вытекающими из теории философии, выступают принципы развития, познаваемости мира, всеобщей связи и взаимодействия, объективности познания, единства теории и практики, логического и конкретно-исторического. Названные и другие принципы обусловлены действием и проявлением философских законов и категорий. Они также носят предельно общий характер, а потому применимы ко всем областям жизнедеятельности человека.

Так, например, принцип развития обусловлен действием философских законов взаимодействия противоположностей, взаимоперехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания и содержит в себе требования рассматривать предметы и процессы, в частности, процессы социальной работы, – в движении и развитии, противоречивости, единстве количественной и качественной определенности, а также учитывать поступательность, преемственность и повторяемость в процессе теоретической и практической деятельности.

Названные родовые функции философского знания конкретизируют­ся в видовых функциях, которые выступают производными от первых. Таковой, прежде всего, выступает познавательная (гносеологическая) функция. Она выражается в том, что изучение философии дает прира­щение знаний любому специалисту. А наращивание знаний, как известно, расширяет познавательные и практические возможности человека.

Аксиологическая (оценочная) функция философии состоит в вооруже­нии специалистов исходными принципами и методами оценки социаль­ных процессов. И здесь также в полной мере проявляется система наиболее общих, мировоззренческих и методологических установок, взглядов и принципов, которые уже были названы. Так, например, высокую оценочную нагрузку несет в себе философская категория меры – тех пределов количественных изменений, в рамках которых сохраняется данное качество вещей.

Следует подчеркнуть, что в силу своей аксиологической функции истинная философия чаще всего выступает источником социального беспокойства, ибо оказывается неудовлетворенной оценками существующей социальной реальности и потому для любой консервативной (или консервирующейся) реальности выступает дестабилизирующим фактором. Иначе говоря, философия ориентирует на изменения социальной реальности, не дает ей окостеневать. Поэтому нередки случаи, когда «сильные мира сего» вместо того, чтобы прислушиваться к «неудобным» советам философии, предпочитали ликвидировать не социальные недостатки, а конкретных философов, на эти недостатки указывающих. Так произошло с Сократом, с Джордано Бруно, с российскими философами «серебряного века», уничтоженными в сталинских лагерях.

В формировании необходи­мых качеств личности, ее убеждений, взглядов и ценностных ориентаций проявляется воспита­тельная, или человекотворческая (от «творить человека») функция философии. Глубокое постижение системы философских законов, категорий и принципов, как уже отмечалось, формирует мировоззрение человека – его общие взгляды и убеждения, ценностные ориентации, идеалы и принципы жизнедеятельности. Под воздействием философии человек формирует и оттачивает в себе такие качества, как познавательный и жизненный оптимизм, социальная активность, принципиальность и объективность, инициативность и самостоятельность, свобода выбора и ответственность в принятии решений, глубокая убежденность и обоснованность в мыслях и действиях.

Регулятивная функция выражается в том, что усвоенные человеком законы и принципы философии позволяют ему регулировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях, управлять собой и другими людьми. Важной функцией философии явля­ется эвристическая, которая выражается в расширении творческих возможностей и интеллектуальных способностей человека, проявлении новаторства в познании и практических делах. Наконец, одной из функций философии является прикладная функция, т.е. возможность приобретения навыков и умений практического применения принципов, законов и категорий этой науки.

Вопрос 8.Основные функции философии. Роль и место философии в структуре мировоззрения юриста

Философия как особый вид духовной деятельности непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции.

1) Важнейшей из них является мировоззренческая, которая вооружает людей знанием всеобщих законов развития мира и человека как единой сложной системы.

2) Методологическая функция – вырабатывает систему способов и приемов объяснения, изучения мира, способов его преобразования.

3) Гносеологическая (познавательная) функция философии обеспечивает приращение новых знаний о мире.

4) Воспитательно-образовательная функция философии позволяет использовать ее в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности.

В условиях обострения социальных, политических, экологических, экономических и многих других проблем современного общества возрастает необходимость более качественной подготовки специалистов юридического профиля. Принятие новых государственных стандартов Российской Федерации в области высшего и среднего специального образования предусматривает повышение уровня профессионального образования будущих юристов. Особое значение в процессе подготовки юристов отводится изучению философии, формирующей методологическую и мировоззренческую основы их профессиональной деятельности. Ответственные решения, которые принимает сотрудник органов правопорядка относительно отдельной личности и государственных дел, зависят не только от его правовых знаний, но также от его общечеловеческих качеств, мировоззренческих установок. Формированию именно этих качеств всегда способствовало познание философии. Принцип плюрализма предоставляет каждому человеку возможности собственного выбора идейных исканий и определения собственных мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций.

Результатом изучения философии и других гуманитарных наук должно стать умение обосновать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, а также умение применять полученные знания при решении профессиональных задач и организации межличностных отношений.

Заключение

Итак, наша первая лекция дает общее представление о философии, ее предмете и функциях в обществе. Все эти вопросы характеризуют философию как целое.

Слово «философия» происходит от двух греческих слов «phileo»- люблю и «sophia»- мудрость и буквально означает любовь к мудрости.

Философия является специфической формой духовной жизни общества, формой общественного сознания. Философия нацелена на изучение всеобщего качественносодержательного аспекта бытия и познания. Философия выступает в качестве мировоззренческой науки. Философия служит общетеоретическим ядром мировоззрения.

Возникнув в VII-VI вв. до н.э. в Индии, Китае, философия своего

наивысшего расцвета достигла в Древней Греции. В целом философия вырастает из религиозно-мифологического отношения к миру и противостоит этому мировоззрению. Характерными чертами возникающей философии, которые отличают ее от религии и мифологии и роднят с наукой, являются: доказательность, логическая обоснованность, аргументированность.

Предмет философиивключает в себя следующие основные проблемы:

проблема существования мира в целом и его формообразований; выявление всеобщих, универсальных свойств и закономерностей действительности;

проблема соотношения материальных и духовных явлений, материи и сознания; изучение закономерностей познавательной деятельности, ее форм, способов, методологии; исследование общих законов и форм человеческого мышления; выяснение происхождения и сущности человека, цели и назначения человеческого существования; определение сущности и общих закономерностей человеческого общества; проблема ценностных отношений между человеком, обществом и природой.

С предметом философии тесно связана структура философского знания, которая включает:

1.Онтологию;2.гносеологию; 3.логику;4.философскую антропологию;

5.социальную философию; 6.экологическую философию; 7.аксиологию;

8.этику; 9.эстетику; 10.методологию.

К ключевым проблемам философии следует отнести: исходную философскую проблему, основной вопрос философии, проблему метода познания, проблему человека, проблему ценностей и некоторые другие. В первой лекции мы рассмотрели первые три проблемы.

Исходной философской проблемой является проблемасоотношения бытия и небытия. Бытие – это: 1) существование чего-либо; 2) существующая реальность; 3)все реально существующее.

Небытие- 1) отсутствие чего-либо; 2) несуществующая реальность;

3) все реально несуществующее.

Философия бытия решает исходную философскую проблему следующим образом: изначальным является бытие, небытие производно.

Общая формула философии бытия: «Из ничего не возникает нечто». Подавляющее большинство философов стоит на позициях философии бытия.

Философия небытия исходную философскую проблему решает так:

Небытие порождает бытие. Общая формула философии небытия: «Все из ничего».

Основной вопрос философии (ОВФ) — это вопрос об отношении сознания к материи, духовных явлений к материальным.

ОВФ имеет две стороны (два подвопроса):

1) что является первичным: сознание или материя, духовные или материальные явления;

2)познаваем ли мир.

1.В зависимости от решения первой стороны ОВФ философы делятся на два больших философских направления: материализм и идеализм.

2.При решении второй стороны ОВФ философы делятся на: гносеологических оптимистов, гносеологических пессимистов (агностиков) и скептиков.

Основные функции философии:

1)Мировоззренческая; 2) методологическая; 3)гносеологическая, 4)воспитательно-образовательная.

Все эти функции философии имеют важное значение в профессиональной деятельности будущих юристов

Зачем юристу философия?

Интервью с доцентом кафедры теории и истории права Михаилом Антоновым

— Михаил Валерьевич, какие курсы Вы читаете в ГУ-ВШЭ?

— Теория права и государства, история политико-правовых учений, история политической мысли России, философия права. Один из ключевых вопросов в каждой из этих дисциплин – вопрос о природе, сущности права, механизме его действия. История правовой мысли России и зарубежья дает материал для рассуждений – концепции ведущих мыслителей, которые до нас ставили этот вопрос и по-разному пытались на него ответить. И уже на этой основе в теории и философии права данный вопрос изучается в ракурсе современного права.

— Настолько будущему юристу нужна философия и история политической мысли, может ли он обойтись без этих знаний?

— Сегодня на этот предмет ведутся оживленные дискуссии, в ряде учебных заведений преподавание данных «мировоззренческих» дисциплин сильно сокращено. Но я думаю, что это неправильно. Для юриста, пожалуй, больше чем для представителей большинства других профессий, важна широта мировоззрения. Хороший юрист – а я говорю не о рядовом клерке, выполняющем техническую работу, а об успешном, высококвалифицированном специалисте – всегда должен быть готов решать нестандартные, нетривиальные задачи. Найти выход в сложной договорной схеме, истолковать туманный и неясный текст правовой нормы, сформировать стратегию в запутанном судебном деле – все это требует широкого взгляда на вещи. В том числе и понимания того, как действует право, что оно из себя представляет, где начинается и где кончается.

— Мне казалось, большая часть юридических вопросов решается либо в действующих законах, либо в юридической практике? То есть юристу скорее нужно знать, где найти ответ, чем пытаться формулировать его самостоятельно.

— Даже для того, чтобы найти ответ в информационно-справочной базе, юристу нужно, по меньшей мере, правильно поставить вопрос, обозначить сущность, природу проблемы, понять, а разрешим ли этот вопрос по действующему законодательству, либо ответ нужно искать в уставах, в договорах, в локальных трудовых документах. Но дело даже не в этом. Современное российское законодательство очень несовершенно во многих отраслях права. Прежде всего, в тех, которые развились только в постсоветскую эпоху: налоговое, таможенное, корпоративное, договорное право и многие другие. Они были созданы практически на пустом месте, поскольку советская система права в них почти не нуждалась. Вернее, они были более или менее искусно слеплены из разнородных институтов, заимствованных из европейского и американского права. Законодательное регулирование в них очень запутано, на многие вопросы ответ приходится искать по аналогии, додумывать, иногда создавать самостоятельно и отстаивать такие ответы в судебных тяжбах. Очень часты ситуации, когда на практике существуют два и более ответа, которые одинаково поддерживаются судьями и чиновниками. Здесь нужно определенное воспитание мысли, способность ориентироваться в сложных интеллектуальных схемах – философия и теория права в этом плане очень многое могут дать студенту, будущему юристу. Как практикующий юрист – а я несколько лет работаю ведущим юристом в аудиторской компании, до этого работал в прокуратуре, в юридических фирмах, на предприятиях – я в этом уверен.

— Как Вы сказали, все же существует определенное негативное отношение к теории права в преподавании и в правовой науке. С чем такое отношение связано?

— Как в любой отрасли знания, существуют и хорошие, и плохие теории. Или, говоря точнее, адекватные и неадекватные теории. Я во многом согласен с представителями отраслевых дисциплин, которые критикуют современную российскую теорию права за ее слабость, оторванность от практики и от научных достижений мировой правовой мысли. Сейчас в нашем юридическом образовании доминируют та теория, которая сложилась еще в советское время – этатистский позитивизм, который исходит из того, что право – это приказ суверена, созданная государством совокупность норм. Задача юриста – классифицировать и применять такие нормы. Популярность такой теории в Советской России понятна – по идеологическим причинам ни судья, ни адвокат, ни прокурор не могли и помыслить выйти за рамки государственно-партийных предписаний. Но сейчас ситуация изменилась, изменилось само право, а это требует и изменения нашего отношения к теории права. В тех сложных юридических вопросах, которые мы обозначили ранее, этатистский позитивизм не приносит никакой пользы. В западной правовой науке он полностью изжил себя и преодолен еще в середине прошлого века. Поскольку у нас строится новая система права, основанная на новых регулятивных принципах, нам сегодня нужны более адекватные теории, новые подходы к юридическому образованию.

— Какие из этих теорий Вы можете назвать?

— В современной правовой науке существует множество подходов к пониманию права, среди которых традиционно наиболее заметными являются естественно-правовой и позитивистский. В рамках наиболее древнего, естественно-правового подхода (от Платона и Аристотеля до Канта и Гегеля) право понималось как система вечных и неизменных истин. Это течение доминировало вплоть XVII-XIX веков, когда появился правовой позитивизм. По мнению сторонников этого подхода, человеческое познание должно сосредоточить внимание на изучении фактических явлений, данных внешнего опыта. Здесь, разумеется, возникает вопрос – с какими же фактами мы, прежде всего, встречаемся в праве? В зависимости от ответа на этот вопрос в позитивизме сформировалось три основные школы. Если первичным материалом для изучения права считается фактически существующий социальный порядок, тогда мы имеем дело с социологическим позитивизмом. Этот подход был представлен такими учеными, как О. Эрлих, Э. Дюркгейм, Г. Гурвич, Р. Паунд и многие другие. Среди современных ведущих представителей можно назвать Р. Коттеррелла и М. Ребиндера. Если основополагающими фактами права считаются официальные предписания и сформулированные в них нормы, то речь идет о нормативистском позитивизме. Типичные представители этого направления – Дж. Остин и Г. Кельзен. В XX веке стали развиваться более утонченная версия этого направления – аналитический позитивизм: Г. Харт, Е. Булыгин, Дж. Раз. Наконец, если предполагается, что в основе права лежат психологические эмоции, то это – психологический позитивизм, ведущим представителем которого был польско-российский правовед Л. И. Петражицкий. В XX веке, под влиянием позитивистской критики, изменился и естественно-правовой подход, возникли более интересные и последовательные доктрины. Здесь, прежде всего, можно назвать таких мыслителей, как Р. Дворкин, Л. Фуллер и Дж. Финнис. Думаю, что современной российской науке о праве следует ориентироваться на последние достижения мировой теоретико-правовой мысли, которые достигнуты этими двумя базовыми направлениями: позитивистским и естественно-правовым. Хотя должен оговориться, что существуют и иные, не менее интересные направления: правовой реализм, коммуникативная теория права, школа критических правовых исследований и многие другие.

— Как интерес к этой проблематике проявляется в Ваших научных исследованиях?

— На самом деле, изучение современных теоретико-правовых теорий, их «трансплантация» на российскую почву – это мой основной научный интерес. В этом плане я работаю над переводами основных научных трудов, над статьями и работами по творчеству ведущих теоретиков права XX века и наших дней, над актуальными для современности теоретическими проблемами. Так, с немецкого переведена важнейшая книга О. Эрлиха «Основоположение социологии права», с английского – работа М. Ван Хука «Право как коммуникация» и ключевое произведение нормативной теории права – книга Е. Булыгина «Нормативные системы». В настоящее время комментированные переводы этих работ готовятся к публикации. Уже опубликован перевод с французского основных трудов Г. Гурвича. Помимо этого, я занимаюсь концепциями правовых реалистов, современными дебатами между представителями инклюзивного и эксклюзивного направлений нормативистского позитивизма и другими важными для теоретического правоведения концепциями. Разумеется, я стараюсь следить за развитием российских и зарубежных теоретико-правовых исследований, участвовать в важнейших научных конференциях. Одним из таких научных событий стала недавняя международная конференция «Право и нейтральность», прошедшая в конце мая в Жироне (Испания), которая собрала ключевых представителей современной философии права. Надеюсь рассказать Вам об этой конференции при следующей встрече.

— Будем ждать! Спасибо за интересную беседу!

Философия является неотъемлемой частью культуры. Культура существенно отличает человека от всей остальной природы. Хотелось бы отметить, что в формировании культуры ключевое значение принадлежит именно труду. Определенная трудовая деятельность на сегодняшний день выражает некоторую сущностную характеристику всей жизни человека. Фундаментом философии можно назвать способность к определенному абстрактному мышлению, она способствует рефлексированию. Именно успешное сочетание, как объективных, так и субъективных предпосылок и привело в конечном итоге к зарождению философии. Роль и значение философии в обществе и жизни человека определяется, в первую очередь, тем, что философия выступает как некоторая теоретическая основа мировоззрения. Также она определяется и тем, что она разрешает определенную проблему познаваемости мира, различные вопросы ориентации человека в определенном мире культуры, а также в мире различных духовных ценностей. Все это – ключевые задачи философии. В настоящее время право играет огромную роль в жизнедеятельности всего общества. Соблюдение различных регламентированных им определенных норм, в целом, дает успешно обеспечивать общественный порядок в интересах отдельной личности, а также всех граждан. Можно сказать, что в общественном сознании формируется определенное представление о современной правовой культуре именно как единстве различных знаний о праве, конкретным образом классифицированном личном отношении к нему, а также практическом действии с учетом определенных правовых требований. Основываясь на данном представлении о современной правовой культуре, можно судить также и об уровне развития человека. Хотелось бы отметить, что правовая культура – это совокупность различных знаний и навыков, умение непосредственно применять их на практике, обеспечить законность во всем обществе. Достаточно высокая определенная правовая культура подразумевает под собой убежденность личности в высокой важности права, а также избранных средств его непосредственной реализации, ответственности за то, что делают все субъекты юридической организации государства. Современные граждане, в целом, станут доверять правозащитнику именно при условии, когда будут уверены в том, что опыт, убежденность и знания юриста, определенный достигнутый уровень правовой культуры правоохранительной системы всегда достаточно надежно реализуется в конкретной ситуации. Именно при подобном понимании правовой культуры в поле зрения также попадает и сама юридическая практика, то, как она на деле реализуется, насколько ответственно и обстоятельно протекает деятельность различных организаций, отдельных личностей. Таким образом, изучение сущности и ключевых аспектов правовой культуры юриста как личности с точки зрения философии представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данного реферата. При написании реферата использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Арановский К.В., Данильян О.Г., Макарова З.В., Матузов Н.И. и других. Целью реферата является изучение сущности и ключевых аспектов правовой культуры юриста как личности с точки зрения философии. Задачами реферата являются: ? изучить профессию юриста и ее нравственное значение; ? рассмотреть правовую культуру юриста как личности; ? изучить личность юриста как проблему философии права. Структурно реферат представлен введением, тремя главами, заключением и списком литературы.

В широком смысле юрист – это специалист по государственно-правовым вопросам. Все правовики, от следователя до судьи, делают общее дело – охраняют закон и следят за правопорядком в стране. Деятельность юриста относят к интеллектуальным видам труда. Такая работа требует развитого дедуктивного мышления (умения мыслить от общего к частному), долговременной и оперативной памяти, устойчивости внимания, хорошей речи. Поэтому в юриспруденцию рекомендуется идти молодым людям, имеющим аналитический склад ума, уверенным в себе, эрудированным и коммуникабельным. Можно сказать, что профессиональная этика юриста – это совокупность различных нравственных установок, представлений, которые находят свое проявление в определенном поведении различных представителей некоторой социальной группы общества – юристов, обусловленных их непосредственной принадлежностью к этой профессии. Хотелось бы отметить, что профессиональная культура юриста является неотделимой от правовой культуры всего общества. То есть, чем выше определенной уровень правовой культуры современного общества, тем выше общая профессиональная культура юриста. Именно от профессионализма работы юристов сегодня зависит общее состояние всей правовой культуры общества, а также личности – не юриста. Определенная правовая культура юриста всегда усматривается именно в критическом творческом осмыслении различных законов, правовых норм, определенных правовых явлений с точки зрения их демократического и гуманистического, морального содержания. Философия именно как способ, а также определенная форма духовной деятельности появилась в Китае и Индии, однако классической формы она достигла именно в Древней Греции. Существенное увеличение потребности в получении различных знаний, а также увеличение масштабов их применения на практике активно стимулировали рост их объема, многообразия и в итоге привели к дифференциации различных знаний, которая выражается в возникновении различных наук. Философия права – это философская дисциплина, исследующая общие закономерности функционирования права, взятые в их историческом и социокультурном развитии. Она также выявляет смысл права, препарирует его основополагающие понятия. От юридических наук философия права отличается тем, что она исследует общие закономерности становления и развития права, его ценностные основания на философском уровне Философия права учит ясности и организованности юридического мышления. Структура философии права в целом соответствует структуре философии, но особое значение здесь имеют онтологические, гносеологические и аксиологические аспекты осмысления правовой реальности. Философия постоянно обращалась к анализу правовой жизни общества, поскольку без осмысления права невозможно понять смысл и источники существования социума. В свою очередь, право, будучи сложным социокультурным образованием, всегда испытывало настоятельную потребность в философско-мировоззренческих обобщениях. В практическом плане зарождение и развитие философии права связано с постоянно проявляющейся потребностью совершенствования организации и управления жизнедеятельностью общества. Философия и право, как формы общественного сознания, выполняют важные, тесно взаимосвязанные между собой функции осмысления социального бытия. Понимание, осмысление и интерпретация глубинных истоков и основополагающих понятий права, его мировоззренческих ориентиров составляют основной дискурс философии права. Философия права составляет мировоззренческое и методологическое основание теории права, при этом, формируя определенную правовую культуру личности. Именно этим и определяется ее общее практическое значение. Правовая культура – это совокупность различных знаний и навыков, умение непосредственно применять их на практике, а также обеспечить законность во всем обществе. Достаточно высокая правовая культура всегда предполагает убежденность личности в определенной важности права, а также выбранных средств его реализации, ответственности за то, что делают различные субъекты юридической организации государства. Граждане станут доверять определенному правозащитнику только при условии, когда они будут полностью уверены в том, что знания и опыт, убежденность юриста, определенный достигнутый уровень правовой культуры правоохранительной системы всегда надежно реализуется в каждой конкретной ситуации. Таким образом, можно сказать, что правовое восприятие и правовое предвидение, прочие правовые рефлексии закона, законности являются очень весомыми показателями определенного уровня культуры. Все они определяют в сознании социальных групп и личностей высокую законопослушность, при этом, формируя императивность в соблюдении закона или же, наоборот, заранее оправдывают его какое-либо нарушение со стороны граждан, государства, различных должностных лиц и самих юристов.

Прежде всего сознание возникает в процессе деятельности и проявля­ется в ней, поэтому важным элементом регулирования правоохрани­тельной деятельности является профессиональное сознание юристов, которое неотделимо от правовой культуры общества. При этом необ­ходимо отметить, что уровень правовой культуры общества зависит от профессиональной культуры работников. От профессионального уровня зависит состояние правовой культуры общества и гражданина. Вместе с тем понятия, идеи, убеждения сотрудников правоохрани­тельных органов и юристов формируются на основе прежде всего юридической практики и во многом под влиянием юридической нау­ки (идеологии), которая, в свою очередь, выделяет профессиональное правосознание сотрудников правоохранительных органов и юристов как предмет специального анализа.

Мало того, уровень правосознания данной профессиональной группы определяется степенью развитости правосознания каждого из его чле­нов, степенью образования, уровнем его квалификации. Иными сло­вами, на своем рабочем месте сотрудник правоохранительных органов и юрист должны соответствовать своей профессии и укреплять свой престиж и престиж правоохранительных органов.

Сотрудник правоохранительных органов, юрист — личность, кото­рая призвана стать выше своих привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Он дол­жен иметь в виду, что правонарушители — часто личности сильные, целенаправленные, вести с которыми поединок не просто, если плохо знаешь свое дело.

Нередко работа над раскрытием и расследованием преступлений — схватка между личностями, характерами. Человек формируется в лич­ность в процессе социальной практики. Юридическое образование, во-первых, шаг к утверждению себя как личности в области реализа­ции права. Юридическое образование должно обеспечить знание и по­нимание речи и мастерства, необходимых для практикующего работ­ника, включая понимание правовых и этических обязанностей, прав и основных свобод человека, признанных законодательством стра­ны и международным правом.

Во-вторых, наряду с юридическим образованием повышению уровня правосознания сотрудников правоохранительных органов и юристов будет способствовать профессионально-психологическая подготовка, которая представляет собой постоянно действующую систему освоения специальных знаний, установок, способов, приемов, навыков, с помощью которых достигается практическая адаптация со­трудников к профессиональной деятельности.

В ходе профессиональной деятельности проявляются не только деловые и профессионально значимые качества, но и нравственные, психологические, духовные качества сотрудников как носителей пра­восознания, усваиваемые как в процессе обучения, так и в ходе слу­жебной подготовки, повышения квалификации.

При всем этом в правосознании сотрудника правоохранительных органов и юриста мораль и право неотделимы, нет границы между нравственным и правовым сознанием, право не может быть очищено от морали, отделено от нравственности.

Похожие вопросы

  • Профессиональная этика юристаКаковарольправосознания.
    Каковарольправосознанияюристов? Прежде всего сознание возникает в процессе деятельности и проявляется в ней, поэтому важным элементом регулирования правоохранительной деятельности является профессиональное сознаниеюристов.
  • Профессиональная этика юриста.
    Каковарольправосознанияюристов? Прежде всего сознание возникает в процессе деятельности и проявляется в ней, поэтому важным. Что такое профессионально-нравственное сознание сотрудников правоохранительных органов?
  • Профессиональная этика юриста — Что такое профессиональное.
    Каковарольправосознанияюристов?
    Достаточно скачать шпаргалки по профессиональной этике юриста — и никакой экзамен вам не страшен! Сообщество.
  • Шпаргалки по профессиональной этике юриста
    Каковарольправосознанияюристов? Прежде всего сознание возникает в процессе деятельности и проявляется в ней, поэтому важным элемен. подробнее ».
  • Философия праваПраво и правосознание
    Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.
  • Профессиональная этика юристаКаковароль общения.
    Достаточно скачать шпаргалки по профессиональной этике юриста — и никакой экзамен вам не страшен! Сообщество.
    Каковароль общения в деятельности сотрудников правоохранительных органов?
  • Философия праваПравосознание
    Профессиональное правосознание — это правовое сознаниеюристов. это правосознаниеюристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками.
  • Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм
    . права (например, данное восприятие различно у крестьянина, студента-юриста, врача
    3. Высокая степень развитости правосознания характеризуется: — признанием обществом и
    в советском обществе, отрицающих и искажающих роль и значение права (например, право.
  • Профессиональная этика юристаКаковы главные идеи.
    Каковы главные идеи А. Ф. Кони в области права и нравственности? Во-первых, центральное место в правоохранительной деятельности А Ф. Кони всегда отводил личности сотрудника правоохранительных органов, юристов.
  • Теория государства и праваПравосознание, правовая культура.
    . права (например, данное восприятие различно у крестьянина, студента-юриста, врача
    3. Высокая степень развитости правосознания характеризуется: — признанием обществом и
    в советском обществе, отрицающих и искажающих роль и значение права (например, право.

найдено похожих страниц:10

Смотрите еще:

  • Закон 83 фз с изменениями Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 347-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "Об автономных учреждениях" и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской […]
  • Ук рф 228 статья 2018 год Статья 228 УК РФ: поправки и изменения в 2018 году Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата. Возможность положительного исхода зависит от множества факторов. Статья 228 ч.2 УК РФ — крупный размер. […]
  • Юристы в фрунзенском районе Юридические фирмы, Фрунзенский район, СПб Юридическая фирма КОЛЛЕГИЯ ПАВЛОВА 7-812-715-06-19 7-812-702-72-54 192007, Санкт-Петербург, Лиговский просп., д. 171, вход со двора Юридическая фирма ВЕРДИКТ ОПТИМА 7-812-766-28-80 7-812-766-43-44 […]
  • Льготная пенсия в мвд Расчет льготного стажа при выходе на пенсию Здравствуйте. Супруг проработал в системе МВД С 12.09.1997 г. по сегодняшний день. Планирует выйти на пенсию, кадры отказывают в расчете выслуги, как это можно сделать самому? С 09.06.1995 г. по […]
  • Алиэкспресс как продлить спор Как продлить защиту покупателя на Алиэкспресс. 3 простых шага. Для того, чтобы продлить крайний срок доставки (защиту покупателя), вам не понадобится много времени и действий. Все делается почти автоматически. И знание английского тоже не […]
  • Льготы по налогам на имущество в рк Льготы по налогам на имущество в рк Колл-центр ПНК / Вопрос 002677 Вопрос 002677 Добрый день! Ответьте пожалуйста на мой вопрос. Пенсионеры платят налоги на имущество и на землю? Автор вопроса: Любовь Николаевна Размещено 18 […]
  • Что делать если кредит не брал а звонят коллекторы Кредит не брал, договора не подписывал, а звонят и пишут Добрый день.скажите пожалуйста что мне делать.мне звонят и присылают письма что я взял кредит онлайн.но я его не брал и не каких договоров не подписывал. Ответы юристов (2) Скорее […]
  • Нотариус покровский бульвар Нотариусы Москвы на станции метро Чистые пруды Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Гончарова Олеся […]