Дисциплина культура речи юриста

Культура речи изучается в высших учебных заведениях как составная часть цикла гуманитарных дисциплин, предназначенного для студентов всех специальностей.
В современную эпоху высшее образование имеет особо важное значение для обеспечения устойчивого развития общества по пути экономических реформ, построения правового государства и гуманизации социальных отношений.
Эта особая роль высшего образования состоит не только в подготовке квалифицированных кадров, способных эффективно управлять экономикой и правовыми институтами в современном динамично меняющемся мире, но и в создании благоприятной общественной атмосферы, в повышении культуры социальных и межличностных отношений. Эта задача может быть решена только в том случае, если выпускник вуза получит необходимые знания и навыки образцового владения литературно грамотной и красивой речью на государственном языке Российской Федерации — русском языке.
Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества.

  • Важнейшими задачами дисциплины являются:
    • Закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;
    • Формирование коммуникативной компетенции специалиста;
    • Обучение профессиональному общению в области избранной специальности;
    • Развитие навыков поиска и оценки информации;
    • Развитие речевого мастерства для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссии и т.п.);
    • Повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений.
    • Главной целью курса культуры речи является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.
      Курс культуры речи нацелен на формирование и развитие у будущего специалиста — участника профессионального общения комплексной коммуникативной компетенции на русском языке, представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, производственной и др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности.
      Достижение этой цели в полном объёме требует не только внимательного изучения литературы по темам курса, но и дальнейшего самообразования, с методами которого знакомит данный курс.

    • Культура речи включает три аспекта:
      • Нормативный;
      • Коммуникативный;
      • Этический.
      • Нормативный аспект культуры речи — один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение их применять в речи. Однако эффективность общения не всегда достигается одной правильностью речи . Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата. Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Навыки отбора таких средств составляют коммуникативный аспект культуры речи.
        Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения.
        Этические нормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека.
        «Итак, культура речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» — так определяет понятие культуры речи известный современный лингвист Е.Н.Ширяев (Ширяев Е.Н. Что такое культура речи // Мы сохраним тебя, русская речь. М.: Наука, 1995, С. 9-10).

      • Термин культура речи многозначен. Среди его основных значений выделяют следующие:
        • «Культура речи — это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения» (Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995, С. 15);
        • «Культура речи — это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о её совершенстве» (там же, С. 15);
        • «Культура речи — это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи» (там же, С. 16).
        • 3.2. Культура речи как обновляющаяся область научно- практических исследований

          Культура речи как особая научная дисциплина начала складываться в 20-ые годы 20 века благодаря работам В.И.Чернышова, Л.В.Щербы, Г.О.Винокура.
          Изменение социального порядка после 1917 года вызвало новую культурно-языковую ситуацию. В публичном общении стали принимать участие широкие слои населения, ранее не владевшие грамотой. Произошло изменение сфер общения, резко снизился уровень речевой культуры общества в целом.
          Все эти процессы стали предметом внимания учёных. Стали появляться научные труды, содержавшие анализ речевой практики общества и его отдельных социальных сред, а также работы, в которых предлагались методы повышения грамотности и развития речевой культуры участников публичного общения.
          Среди важнейших работ того времени следует назвать работы Г.О.Винокура «Культура языка» (1929), С.И.Карцевского «Язык, война и революция» (1922), А.Горнфельда «Новые словечки и старые слова» (1922), А.М.Селищева «Язык революционной эпохи. Из наблюдений над русским языком последних лет (1917-1926)» (1928). Эти работы были посвящены изучению факторов, ведущих к разрушению норм литературного языка, выявлению и описанию участков языковой системы, наиболее чувствительных к нарушению литературной нормы, и методам повышения грамотности, распространения знаний о языке, воспитания уважения к правильной речи.
          Затем после длительного перерыва интерес к проблемам культуры речи вновь повышается в 1960-ые годы. Особую роль в это время сыграли работы В.В.Виноградова, С.И.Ожегова, Д.Э.Розенталя.
          В 1957 году издаются «Избранные работы по русскому языку» академика Л.В.Щербы. В состав этого сборника вошел ряд статей, посвященных речевой деятельности и проблемам обучения языку. В 1959 году в «Избранных трудах» А.М.Пешковского переиздаётся его статья, написанная в 1923 году, «Объективная и нормативная точка зрения на язык», посвященная научному определению понятия языковой нормы. В 1960 году в «Избранных работах по русскому языку» С.П.Обнорского печатается его работа «Культура русского языка».
          В.В.Виноградов в статье «Русская речь, её изучение и вопросы речевой культуры» («Вопросы языкознания» 1961, № 4) и других работах обратил внимание на проблемы изучения культуры речи: существование субъективно-вкусовых оценок, присущих определённому времени и определённой среде, динамичность нормы и её стилистическое разнообразие.
          В этот период проблемы нормирования языка, пропаганды речевой культуры исследуются в работах Б.Н.Головина «Как говорить правильно. Заметки о культуре речи» (1966), В.А.Ицковича «Языковая норма» (1968), В.Г.Костомарова «Культура языка и речи в свете языковой политики» (1965) и других учёных. Выходят сборники научных статей «Вопросы культуры речи», «Язык и стиль».

          В 1970-ые годы выходят работы В.Г.Костомарова «Русский язык на газетной полосе» (1971), С.И.Ожегова «Лексикология. Лексикография. Культура речи» (1974), Л.В.Успенского «Культура речи» (1976). Интерес к вопросам культуры речи в науке увеличивается после нового изменения языковой ситуации в конце 1980-ых годов. Среди наиболее известных научных работ о состоянии речевой культуры общества на рубеже 20-21 веков можно отметить коллективную монографию «Русский язык конца ХХ столетия» (1996), работы О.А.Лаптевой «Живая русская речь с телеэкрана» (2000), В.Г.Костомарова «Языковой вкус эпохи» (1994), а также учебники по риторике Н.Н.Кохтева, Ю.В.Рождественского и других авторов, учебники по культуре речи.

        • Культура речи исследуется в нескольких разделах языкознания.
          • Функциональная стилистика изучает особенности речевых норм в связи с различными функциональными стилями речи, владение стилями, стилистические изменения в языке и речи.
          • Теория речевых актов изучает речевые действия говорящего и слушающего и правила эффективного ведения диалога и подготовки монолога.
          • Лингвистическая прагматика изучает цели участников общения и методы их достижения, отношение человека к собственной и чужой речи.
          • Лингвистика текста занимается нормами построения целого текста и ролью текста в общении людей, структурными и стилистическими особенностями текстов.
          • Социолингвистика исследует языковую ситуацию в обществе, влияние общественных факторов на культуры речи и культуры речи на общественную жизнь.
          • Как область научно-практических исследований культура речи включает объяснение существования языковых норм и речевых ошибок и разработку рекомендаций по закреплению и преодолению недостатков речи. Поэтому проблемы культуры речи освещаются как в монографиях, адресованных лингвистам, так и в учебно-практических пособиях, предназначенных для массового читателя. При этом практические рекомендации опираются на теоретическую разработку проблем культуры речи, а выводы теоретического характера — на знание речевой практики общества.
            Так как общественная жизнь не стоит на месте, то специалистам по культуре речи требуется постоянно следить за происходящими социально-языковыми процессами и оперативно учитывать проблемы речевого взаимодействия людей в своих рекомендациях. Поэтому работа исследователей в области культуры речи сочетает в себе накопление объективных данных о состоянии речевой культуры общества, объяснение этих данных при помощи новейших лингвистических методов и разработку методов обучения речевым нормам и навыкам эффективного общения широких общественных слоёв. Такая работа основывается на систематическом обновлении фактических данных и методического инструментария, что и делает культуру речи постоянно обновляющейся областью научно-практических исследований.

            3.3. Основные понятия культуры речи

            Для того чтобы разобраться в путях и способах самостоятельного развития речевой культуры, необходимо ясно представлять содержание и объём понятий данной дисциплины.
            Центральным понятием этой дисциплины является понятие о языке. Язык — «естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облечённых в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации» (Арутюнова Н.Д. Язык // Русский язык. Энциклопедия. М.: 1997, С. 652).
            Способность соотносить звук и значение — главнейшая характеристика языка. Язык в одно и то же время — система знаков, замещающих предметы и речи и совокупность значений, сосредоточивших в себе духовный опыт людей.
            С языком тесно связано понятие речи. Речь — это «конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом» (Арутюнова Н.Д. Речь // Русский язык. Энциклопедия. М.: 1997, С. 417).
            Речь воспринимаема, конкретна и неповторима, преднамеренна и направлена к определённой цели, она обусловлена ситуацией, субъективна и произвольна. В речи функции языка проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них.
            Общение между людьми является и социально-психологическим взаимодействием и каналом передачи информации. Поэтому в учебниках по культуре речи используется термин коммуникация. Коммуникация — общение между людьми, процесс обмена информацией, процесс, поддерживающий функционирование общества и межличностные отношения. Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвую коммуниканты (автор и адресат сообщения), порождающие высказывания (тексты) и интерпретирующие их. Процесс коммуникации начинается замыслом говорящего и имеет целью понимание высказывания адресатом.
            Результатом речевой деятельности говорящего является текст. Текст — это законченное речевое произведение (письменное или устное), основными свойствами которого являются цельность и связность. Правильность построения текста состоит в соответствии требованиям внешней связности, внутренней осмысленности, возможности своевременного восприятия, осуществления необходимых условий общения. Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми единицами и их соединениями, но и необходимым общим фоном знаний.
            Важным является понятие о качествах речи. Качества речи — это свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.

          • В филологии различают
            • речевую культуру личности;
            • речевую культуру общества.

            Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус.
            Речевая культура общества есть отбор, собирание и хранение лучших образцов речевой деятельности, образование литературной классики и следование нормам литературного языка. Такого понимания речевой культуры придерживается Ю.В.Рождественский (Общая филология. М.: 1996, С. 14).
            Конечно, в рамках науки о культуре речи рассматриваются не только примеры высокого уровня владения литературными нормами и правилами общения, но и случаи нарушения норм как в речевой деятельности индивида, так и в речевой практике общества.
            Успешное общение между людьми требует коммуникативной компетенции участников такого общения. Коммуникативная компетенция — это совокупность знаний, умений и навыков адекватного отражения и восприятия действительности в различных ситуациях общения.
            Основными понятиями культуры речи являются также такие понятия как литературный язык , нормы языка , стиль , языковой стандарт , языковая личность , виды и формы речи , речевой этикет .

            Дисциплина культура речи юриста

            2. Речевая культура юриста

            Все наши мысли выражаются посредством языка, языковых единиц[5] Язык как система реализуется только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение — быть средством общения. Речь — это последовательность единиц языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями передаваемой информации.

            Речь — визитная карточка юриста

            Речь — это не только средство выражения мыслей и чувств. Это показатель нашего интеллекта, постоянная реклама наших способностей, нашей работы над собой. По тому, как мы говорим, наши собеседники делают вывод, кто мы такие, так как речь независимо от воли говорящего создает его портрет, раскрывает его личность. Речь — это своеобразный паспорт человека, который точно указывает, в какой среде общается говорящий, как он относится к людям и родному языку, каков его культурный уровень. К.Г. Паустовский даже писал, что «по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».

            От степени владения нормами и богатствами языка зависит, насколько точно, грамотно и понятно может говорящий выразить свою мысль, объяснить то или иное жизненное явление, оказать должное влияние на слушателей. Ведь речь может быть доходчивой — неясной, правильной — небрежной, уместной — неуместной, логичной — нелогичной, выразительной — сухой, богатой — бедной, самобытной — штампованной, убедительной — неубедительной.

            В. Шекспир предупреждал молодых: «Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее». Действительно, если человек владеет речью, если умеет говорить доходчиво, логично и убедительно, — он легко устанавливает контакты с людьми, уверенно чувствует себя во всех жизненных ситуациях; у него удачно складывается карьера; он добивается успехов во всех своих делах. Он всегда лидер, всегда — ведущий.

            Человеку же, не умеющему говорить грамотно и убедительно, суждено быть во всем только ведомым. Жить ему намного труднее: он чувствует себя скованным, ущербным; почти всегда терпит поражения; у него гораздо меньше друзей, да и карьера складывается непросто… Поэтому необходимо учиться культуре речи. А что это такое?

            Культура речи понимается как умение использовать в конкретной ситуации такие языковые средства, которые позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении коммуникативных задач. Это употребление единственно нужных слов и грамматических конструкций в каждом конкретном случае.

            Культура речи в значительной степени обусловлена культурой мышления, сознательной любовью к языку и уважением к себе как к личности. Однажды писатель Корней Иванович Чуковский на коряво сформулированный вопрос, «как повысить качество своего языка», ответил: «Нет ничего проще. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта».

            Основной критерий культуры речи — нормативность, которая понимается как точность, правильность, чистота речи. Это умение точно, в соответствии с нормами литературного языка выражать мысли, без употребления жаргонных, диалектных и просторечных слов.

            Высшим уровнем культуры речи является речевое мастерство, заключающееся в умении ясно (доходчиво), логично и убедительно раскрывать мысли, в богатстве словаря и разнообразии грамматических конструкций. Важно передать информацию не только грамотно, но и экспрессивно; не штампованными, надоевшими словами, а по-своему, самобытно, индивидуализировано. Речевое мастерство включает в себя умение найти наиболее точное, значит, наиболее подходящее для конкретной ситуации и стилистически оправданное средство языка. Речевое искусство предполагает и умение пользоваться риторическими приемами, способствующими эмоциональному, психологическому воздействию.

            Важно ли для юриста независимо от его специализации владеть культурой речи? Безусловно, важно. Для юриста умение хорошо говорить — это прямая профессиональная необходимость. Почему?

            Прежде всего потому, что профессия юриста требует не только профессионального мастерства, но и широкого общего образования. По глубокому убеждению А.Ф. Кони, «юрист должен быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального». И независимо от его коммуникативной роли — составляет ли он законопроекты, ведет дознание, оформляет гражданские сделки, выносит приговоры, защищает права подсудимых, следит за законностью судебных решений, занимается научной работой — он правовед, разъясняющий гражданам нормы права.

            Юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить обращающихся к нему в правильности своей точки зрения.

            Кроме того, юристу приходится сталкиваться с людьми разных профессий и различного культурного уровня. И в каждом случае необходимо находить нужный тон и слова, аргументирующие и грамотно выражающие мысли. Нарушение юристом языковых норм (например, употребление просторечных форм не ложи, хотишь и др.) может вызвать отрицательную реакцию или недоверие со стороны слушателей; пропадает уважение к юристу, появляется неуверенность в его знаниях.

            К сожалению, речевая культура некоторых даже ученых-юристов оставляет желать лучшего. Например, рассуждая о языке права, о том, что «язык, как и право, — явление культуры», что «право развивает и обогащает культуру», автор одной из монографий небрежно обращается с лингвистическими терминами: вместо термина лексика (словарный состав языка) употребляет лексикология (раздел языкознания, изучающий словарный состав языка); вместо термина синтагма (сочетание двух языковых единиц) — термин синтагматика (совокупность правил и закономерностей, определяющих отношения между единицами в речевой цепи); искажает лингвистические термины: полисемичность (надо: полисемия), синонимирование (надо: синонимы). В качестве готовых юридических стандартов приводит ошибочное соединение слов назначить дело слушанием. Почему такое неуважение к языку — основному профессиональному оружию юристов? К тому инструменту, с помощью которого передаются все нормы права. Разве такой язык может обогатить культуру?

            Нет, формулируя и оберегая нормы права, юрист не может не охранять нормы родного языка. Этого требует и высокий статус права.

            Крайне важно, чтобы общение в правовой сфере соответствовало требованиям правовой культуры, одной из составных частей которой ученые-юристы считают культуру речи[6]. От уровня культуры речи во многом зависит престиж органов правосудия, выполнение юристом его высокой общественной функции.

            Кроме того, большинству юристов приходится читать лекции на правовые темы или выступать в суде в качестве обвинителя или защитника, представителя гражданского истца или ответчика. А для этого важно владеть навыками публичной речи. А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, В.Д. Спасович, В.И. Жуковский, Н.П. Карабчевский, Н.И. Холев, К.Ф. Хартулари, С.А. Андреевский, А.И. Урусов, М.Г. Казаринов оставили нам прекрасные образцы ораторского мастерства. Высокий рейтинг многих современных судебных ораторов определяется тем впечатлением общей культуры и интеллигентности, которое создают их выступления, безукоризненное владение литературным языком, умение точно, ясно, правильно и логично выразить мысль. Это обязательное условие успешной самопрезентации судебного оратора.

            Но можно ли говорить о культуре речи юриста, если его профессиональная речь звучит в сугубо официальной обстановке, если язык права довольно специфичен? В нем, например, много терминов, имеющих особое юридическое значение, таких, как кодекс, контрабанда, сделка, показания, приговор, алиби, улика, амнистия, конфискация и др. В качестве терминов используются некоторые разговорные слова, например: промотание, попрошайничество, оговор; устаревшие: деяние, сокрытие; отглагольные существительные, не характерные для общего употребления: поставление, отобрание, недонесение, вменение, приискание, перенаём, душеприказчик. Большинство многозначных слов обозначает особые юридические понятия. Так, возбудить — начать производство уголовного дела; склонить — заставить совершить преступление; смягчить — сделать наказание менее суровым и строгим; статья — определенный раздел, параграф в юридическом документе; организатор — инициатор преступления; погашение — прекращение срока судимости; привод — принудительное доставление кого-либо в органы расследования; мотив — побудительная причина, основание преступных действий; показать — дать показания при допросе; эпизод — часть преступных действий и др. Наблюдаются своеобразные словосочетания, не употребляющиеся за пределами правовой сферы общения, например: применить меры, противная сторона, виновная связь, добросовестное заблуждение, применение давности, увольнение от должности, осудить к лишению свободы, ненадлежащая сторона и др.[7]

            В речи юриста много готовых стандартных выражений — «юридических формул»: рассмотрев материалы дела, вменить в вину, заключить сделку, возместить ущерб, в установленном законом порядке, положения настоящего договора, из хулиганских побуждений, доверительное управление, государственная пошлина, безвестно отсутствующий, неделимая вещь, наследник по закону, расторжение брака, меры пресечения, принятие к своему производству[8].

            Понятие культуры речи юриста

            Что входит в понятие культуры речи юриста?

            Следует помнить, что речь имеет две формы: письменную и устную. Письменная речь осуществляется, как правило, в официальных ситуациях; она рассчитана на предварительное обдумывание, значит, требует предельной точности, строгого соблюдения норм литературного языка. С учетом задач уголовного и гражданского судопроизводства культуру письменной речи юриста можно определить как выбор и организацию языковых средств, которые соответствуют официальной ситуации и требованиям УПК и ГПК РФ и адекватно отражают устанавливаемые по делу фактические данные. В процессуальных актах оптимальными являются средства официально-делового стиля, в котором используется большое количество готовых, стандартных выражений — клише.

            Культура речи юриста предполагает также знание норм устных публичных выступлений. В выступлениях прокурора и адвоката на суде отражаются те же факты, что и в процессуальных документах по конкретному делу, поэтому судебные ораторы нередко используют конструкции, уместные лишь в письменной официально-деловой речи. А публичная речь требует богатства словаря, художественной выразительности! Ведь она обращена непосредственно к живым людям! Поэтому культура публичной речи — это такое мотивированное использование языкового материала, которое является оптимальным для данной ситуации и содержания речи. Речь должна быть такой, чтобы она привлекала внимание, наилучшим образом содействовала убеждению. Прочитайте обвинительную речь А.Ф. Кони по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем; защитительные речи — П.А. Александрова по делу В. Засулич, С.А. Андреевского по делу Мироновича, Н.И. Холева по делу Максименко, Я.С. Киселева по делу Бердникова, отвечающие этим требованиям.

            О культуре устной судебной речи следует говорить и потому, что на суде каждое слово не только несет информацию, но и оказывает большое психологическое воздействие, например: Наказаниеэто не только кара, это возможность искупить вину, исправиться, перевоспитаться. Не однажды приходилось наблюдать, как под воздействием убедительной речи прокурора, анализирующего и оценивающего преступные действия подсудимого, подсудимый все ниже и ниже опускает голову, иногда плачет. И наоборот, слушая речь адвоката, выражающего мысль, что его подзащитный еще не потерянный человек, что у него много положительных качеств, подсудимый поднимает голову, лицо его светлеет. Он понимает, что ему верят.

            Недостаточно грамотно составленное обвинительное заключение (которое обязательно оглашается в судебном процессе), а также штампованная, сухая, неинтересная и неубедительная речь прокурора (нередко читающего текст обвинительного заключения вместо произнесения речи) или адвоката не способствуют выполнению судом его высокой функции. Допущенная судебным оратором речевая ошибка дискредитирует его как представителя органов правосудия.

            Если ошибка осталась незамеченной, то юрист, человек с высшим образованием, консультант граждан, оказывается проводником речевого бескультурья. Таким образом, речевая культура не личное дело каждого юриста. Вопросы культуры речи поднимаются самой жизнью, практической необходимостью. Уважительное отношение к языку, чистая, правильная, богатая речь юриста — это в определенной мере показатель его уважения к нашим законам.

            Грамотный оратор не скажет: Читая дело / у меня / в общем-то / никаких сомнений / не вызвало о том / что в действиях Сазонова / будем говорить / есть состав преступления //. Действительно грамотного судебного оратора отличает глубина и ясность мысли, логичность и аргументированность речи, умение находить в каждом конкретном случае нужные, точные слова для передачи мыслей, умение грамотно оформлять высказывания. Мастер слова сможет передать психическое состояние подсудимого (что в современных судебных речах делается, к сожалению, крайне редко), сумеет вызвать у судей сочувствие или справедливое негативное отношение к нему.

            На научно-практической конференции по вопросам повышения эффективности поддержания государственного обвинения отмечалось, что именно государственный обвинитель представляет прокуратуру в глазах народа, по его работе люди судят о прокуратуре в целом. И мнение во многом зависит от того, как прокурор умеет говорить. О необходимости владеть богатствами русского языка писал А.Ф.Кони: «Пусть не мысль ваша ищет слова… пусть, напротив, слова покорно и услужливо предстоят перед вашей мыслью в полном ее распоряжении». Юристу важно владеть нормами публичной речи, ораторским мастерством, для того чтобы ясно, точно, логично, уверенно и убедительно, экспрессивно выражать мысли. Это одно из решающих условий повышения эффективности судебных прений.

            Примечания:

            Язык — это система фонетических, лексических, грамматических единиц, являющаяся средством общения людей и выражения мыслей, чувств, волеизъявлений.

            См.: Подголин Е.Е. Культура следственных действий: Учеб. пособие. Волгоград, 1978. С. 4-6.

            О культуре речи юриста.

            Магомедов Д.Б. – к.п.н., доцент ФГБОУ ВО «ДГУ».

            Абдусаламов Р.А. – к.п.н., доцент ФГБОУ ВО «ДГУ».

            Язык-это важнейшая часть человеческой коммуникации. Одним из основных орудий труда юриста является правильно поставленная речь и умение грамотно и доступно выражать свои мысли. Таким образом, язык и речь занимают наиважнейшее место в профессиональной деятельности юриста, так как юрист — это правовед. А право в свою очередь — это совокупность охраняемых и устанавливаемых государством правил поведения и норм, которые призваны регулировать общественные отношения, складывающиеся между людьми и выражать волю государства. Изучая правовые нормы, охраняя их в различных многочисленных процессуальных актах, юрист должен безупречно владеть нормами языка и охранять их.

            Постижение нормативных актов, судебных речей исполняется двумя науками: юриспруденцией и лингвистикой. Впрочем, говоря о языке процессуального или нормативного акта, судебной речи, составители выступают главным образом как юристы, поскольку их внимание привлекает отраженные в документе правовые аспекты.

            Как считает известный российский юрист и общественный государственный деятель начала ХХ века А.Ф.Кони, юрист должен быть человеком, безукоризненно владеющим нормами литературного языка, у которого общее образование идет впереди специального. Юрист каждодневно сталкивается с различными явлениями человеческой жизни, и эти явления он обязан объективно оценить, принять по ним верное решение и уверить в правильности своих суждений обращающихся к нему людей. Пренебрежение юристом соблюдения языковых норм зачастую вызывает негативную реакцию со стороны собеседников. Помимо этого, каждый юрист выступает и как оратор, как популяризатор правовых знаний. И судья, и адвокат и прокурор в своей практике ежедневно произносят публичные речи в судебных процессах, вследствие чего им необходимо мастерски владеть навыками ораторского искусства.

            Важность этого вопроса объясняется тем, что в настоящее время языку правоведения уделяется недостаточно внимания со стороны юристов и лингвистов, что является следствием снижения качества содержания судебной речи и ее эффективности. Этот факт указывает на нежелании судебного оратора углубляться в значение используемых слов, о его пренебрежении к нормам языка.

            Говоря о культуре речи можно полагать, что она неотделима от общей культуры, т.е это соотносимо с интеллигентностью, духовностью. По речи человека можно определить в какой среде он общался и каков его культурный уровень. Культуре речи надо учиться, чтобы грамотно и понятно выразить свою мысль, чтобы она дошла до слушателя, оказав нужное воздействие. Неточность в выражениях ведет к ошибкам. Поэтому так важно быть предельно точным в подборе средств выражений.

            Культура речи — это ясность, правильность, отсутствие в ней диалектных, просторечных слов, узкопрофессиональных выражений, неуместно употребляемых иноязычных слов. а также логическая стройность, художественная выразительность и богатый словарный запас. [1]

            В чем возникает необходимость говорить об особенностях культуры речи юриста?

            Профессия юриста требует не только нравственных качеств и профессионального мастерства, но и широкого общего образования. Высокие нравственные качества не единственное требование в профессии юриста. Юрист должен быть широко образованным человеком.

            Лица, осуществляющие юридическую деятельность постоянно сталкиваются с людьми различных профессий и разного уровня культуры. В каждом из случаев приходится находить нужный тон, слова, аргументировать сказанное и правильно выражать мысли. Зачастую от того как выразил свою мысль юрист зависит насколько правильно его понимают клиенты, окружающие и на сколько точно они могут дать свои объяснения или показания. Неправильно поставленный вопрос юристом может вызвать просьбу у допрашиваемого задать повторно вопрос или самостоятельно исправить неправильно заданный вопрос. Такие моменты могут создать отрицательную реакцию со стороны собеседника. В этой связи возникает необходимость говорить о культуре речи юриста и о том, что юридический язык специфичен, так как в нем множество терминов отличающихся от других наук, которые имеют юридическое значение.

            В правовом языке существует много фразеологизмов, не использующиеся за пределами правовой сферы общения.

            В речи юриста используется наибольшее количество стандартных фраз, так называемых клише, что может послужить некой проблемой как в речи юриста, так и при заполнении тех или иных процессуальных документов. Случается, когда работники правоохранительных органов допускают неуместные речевые штампы, которые в дальнейшем причиняют вред. Цицерон отмечал: что «истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие — возвышенно, а средние — с умеренностью ». [2]

            Не могу не согласиться с вышеизложенным мнением, ведь умение говорить красиво и обладать мастерством публичной речи и есть залог успеха юриста в своей профессиональной деятельности. Его четко сформированные понятия, понятно изложенные мысли обязаны быть поданы логично, так же отражать логику отношений и взаимосвязь связях компонентов речи связей и отношений между частями и компонентами мысли [3] . Логичность делится на два вида предметная и понятийная. Предметная — состоит в соответствии смысловых связей и отношений языковых единиц связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная отражает движение мысли в смысловых связях элементов языка.

            Мыслить и рассуждать логично — означает мыслить точно и последовательно, аргументированно и убедительно, избегать и всячески стараться не допустить противоречия в рассуждениях. Для юриста это необходимо, поскольку их речи требуют обоснованности выводов. Логичность в тексте достигается композицией речи и различных логических приемов, главные из которых — определение понятия, разъяснение, описание, сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование. Логичность в отдельных частях речи зависит от ясности и правильности выражения связи отдельных высказываний и композиционных составляющих.

            Немало важным средством выражения логических взаимодействий между композиционными составляющими и различными высказываниями служат особые средства связи, указывающие на последовательность развития мысли, противоречивые отношения, итог и вывод. В качестве средств связи могут быть использованы такие части речи как местоимения, прилагательные и причастия. [4]

            Одним из средств связи являются логические вопросы. В виде вопроса осуществляется постановка проблем, при помощи вопросов формируется новая информация. Проблемный вопрос, использованный во вступлении, ставит цель оратора в данном процессе, выражает задачу, которая была перед ним поставлена. Вопросительная интонация позволяет более доходчиво обозначить проблему, помимо этого, способствует установлению психологического взаимодействия между коммуникатором и адресатом.

            Для полного и законченного изложения сложных вопросов способствует использование периода. Период это синтаксическая конструкция, позволяющая выдвинуть какое-либо положение и доказать его. [5] В грамматическом, интонационном и смысловом отношении период распадается на две равные части, первая состоит из последовательности однотипных или схожих синтаксических единиц и произносится с равномерным повышением тона, вторая, заключительная, идет на понижении, указывая на завершенность высказывания. Грань между повышением и понижением тона, называется кульминацией и узнается в устной речи по продолжительной паузе.

            Период очень хорошо воспринимается на слух, так как воспринимается сознанием не сразу, а частями, вынуждая слушающего все сильнее сосредотачиваться в ожидании завершения высказывания. Этот пример ярко выделяет две части: первая оканчивается словами в вашем решении, следуя за которыми делается пауза, а после выражается главная мысль (рема). Рема это основная часть высказывания, то ранее неизвестное, что сообщает повествующий. Первая часть включает в себя две отдельные мысли: [6]

            Первая — если вы будете пристрастны к доказательствам обвинения; вторая мысль — до паузы.

            Период характеризуется общностью темы, раскрытой как можно более полно, всесторонне и завершено. Частные мысли в периоде, которые всегда стоят в первой части, подчинены главной мысли, с которой они внутренне связаны. В ораторской речи — это цельное последовательное рассуждение, по своей форме идентичное с умозаключением: тезис это аргумент – вывод.

            В первой части периода дается раскрытое, доскональное изложение темы, ее тщательный анализ, вторая часть составляет вкратце сформированную рему. Эти две части, по смыслу дополняя одна другую, способствуют выражению цельной мысли. В качестве темы и ремы как правило выступают:

            1) условие и следствие;

            2) причина и результат

            3) основание и вывод. [7]

            Убедительность речи напрямую зависит от качества аргументов, при помощи которых доказывается верность позиции оратора. Аргументы обязаны быть достоверными, достаточными для доказательства, не должны вступать в противоречия друг с другом. Достаточность аргументов — это не их количество, а значимость, в то время как из них следует тезис. Тезис же служит основным пунктом любого доказательства. Его раскрытию и обоснованию подчинено все содержание речи.

            Смысловая связанность периода, его адаптированность к убеждающему рассуждению, полнота выражения мысли и экспрессивно-приподнятый характер объясняют частое употребление его в ораторских выступлениях, которым свойственно сочетание последовательности рассуждения со страстностью убеждения. Период укрепляет смысловой аспект ораторской речи, увеличивает ее эмоциональный тон. Раскрыть взаимосвязь и следование мысли, увеличение и спад эмоциональной напряженности, оратору способствуют составные высказывания при условии их четкого логического членения. Содействуют логичности речи и высказывания с однородными членами предложения, разного рода вставными конструкциями, уточняющими мысль, отдельные нюансы. Умение применять логические основы убедительности, внимательно относиться к логике выражения дает возможность оратору сделать речь в действительности аргументированной и убедительной. А что может оказать воздействие на сознание слушающих и привлечь их внимание к себе как оратора в нашем случае, будучи юристом? Несомненно, это искусно слаженная речь, которая может оказывать не только воздействие, но и располагать к себе собеседника. Таким образом внушать к себе доверие, что очень важно при проведении различных следственных действий, допроса или при выступлении прокурора с обвинительной речью в зале судебного заседания. Необходимо еще уметь ставить острые вопросы и находить им правильное решение.

            Одним из средств воздействия выступает эмоциональный фон, который сопровождается с уверенной речью и точной убедительностью сказанного. Убеждения можно добиться двумя путями — рациональным и эмоциональным. «Человеческая мысль постоянно колеблется между логическим восприятием и эмоцией; … чаще всего наша мысль складывается одновременно из логической идеи и чувства». [8] Без этого значительно ослабляется эффективность превращения знаний в личное убеждение.

            Во многих статьях по оказанию помощи юристам и в самих работах юристов о культуре речи говорится о том, что, речь должна быть образной, эмоциональной, но не следует увлекаться использованием художественных, изобразительных средств.

            Эмоция — это чувство, переживаемое душевное волнение, чувственная реакция; Эмоциональность — выражение чувств, переживаний, субъективного отношения к предмету речи. [9] Экспрессивность же речи понимается как ее выразительность. Все те приемы, которые делают речь глубоко впечатляющей, действенной, называются экспрессией речи. Это может быть какой-либо интонационный рисунок, выделение голосом согласных звуков, замедление и ускорение речи, интонационное выделение отдельных слов, паузы. Также может служить употребление разнообразных синтаксических средств например: вопросительных конструкций, повторов, коротких предложений и прочих. Экспрессия может пронизывать как эмоциональное содержание, так и интеллектуальное, логическое. Помимо этого, экспрессивность увеличивает точность и ясность мысли, эмоциональный окрас речи.

            Целью воздействия служит совокупность эмоциональных средств языка. Важным способом воздействия является прием адресации, то есть обозначение в речи наличие лица, к которому обращена речь. Включаются также местоимения «Вы», «Вам», глаголы повелительного наклонения: «обратите внимание», «послушайте» и прочее. Зачастую воздействие проявляется через предложения с неопределенной формой глагола. [10]

            Немало важным средством речевого воздействия является точность словоупотребления, когда оратор обращает внимание к существенным, по его мнению, явлениям. Оратор может цитировать литературные произведения для подтверждения своих мыслей.

            Методом, поддерживающим интерес к речи, способствующим правильному восприятию того, о чем идет повествование, является риторический вопрос, который несет в себе определенную (утвердительную либо отрицательную) информацию.

            Для выделения и привлечения внимания к тем или иным явлениям, деталям в судебной речи довольно часто употребляется инверсия — намеренное изменение прямого порядка слов.

            Повторы, то есть повторение слов или словосочетаний, используются судебными юристами с целью выделить значимость чего-либо. Слушатели, как правило, обращают внимание на те моменты, которые выделяет оратор.

            Каждое самовыражение культуры речи — это свидетельство определенной этики, это прообраз человеческого поведения. Юрист должен обладать нравственно-этическими нормами поведения. Ведь этикет является составным элементом культуры личности. Попробуем все-таки понять, что такое этикет?

            Этикет представляет собой определенные нормы поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям к примеру умение себя вести в общественных местах и так далее т.е можно утверждать о том, что этикет идет в одном ряду с общепринятыми нормами вежливости и морали.

            Нехорошее впечатление оставляет оратор при чтении текста с листа вместо произнесения речи. Например: чтение прокурором обвинительного заключения. Оратор должен убедить окружающих в общественной опасности деяния, выработать у слушателей уважение к закону и всячески способствовать правовому воспитанию граждан. В первую очередь это касается прокурора, ведь прокурор это фигура на которую присутствующие в зале суда смотрят как на лицо представляющее волю государства.

            Само по себе судебное заседание это своего рода борьба мнений процессуальных противников, несмотря на это каким бы пылким не был бы спор это не дает право участникам процесса некорректным образом отзываться друг о друге либо о других участниках. Юрист — это интеллигентная профессия вследствие чего он должен оставаться таковым и в повседневной жизни.

            В заключении можно сделать краткие выводы — юрист как оратор должен стремиться совершенствовать себя, ежедневно повышать свой профессиональный уровень, искусно владеть языком. Именно эти главные критерии определяют на сколько компетентен юрист в своей деятельности. Иными словами культура речи и есть залог успеха юриста потому что она является обязательным элементом культуры судебного процесса.
            Таким образом, юрист должен уметь: доступно, точно и убедительно донести мысль до своего слушателя, уметь привести ее к логическому завершению. С помощью языковых средств придать убедительность речи.
            При употреблении тех или иных слов необходимо точно быть уверенным в уместности их использования в целях воизбежания нелепых ситуаций.
            Культура речи играет колоссальную роль в профессии юриста и ее нужно все-таки развивать и поддерживать, будет правильным способствовать развитию ораторского искусства и основы красноречия закладывать еще в период обучения детей в школе, так как именно школа должна воспитывать сознательное отношение учеников к языку.

            Таким образом, овладение логическими основами убедительности, внимательное отношение к построению речи и к логике изложения позволит оратору сделать речь по-настоящему доказательной и убедительной.

            [1] Адамов Е.А. «История ораторского искусства»: Учебник для вузов/ Под ред. Б.И. Пугинского. М., 2014. С. 56-57

            Культура речи юриста

            Гарибова Анастасия Джавидовна,cтудентка 2 курса юридического факультетаЧОУ ВО «Южного института менеджмента», г. Краснодар[email protected]

            Культура речи юриста

            Аннотация. Статья посвящена вопросам грамотностиречи юриста. В ней говорится о том, какую роль играет культура речи, что нужно делать для того, чтобы высказывания не только юриста, но и людей остальных профессий была «доступна» окружающим и правильна в своем употреблении. Также раскрыты вопросы вспомогательных способов «облагорожения» речи.Ключевые слова: речь, культура речи, письменная речь, юрист, оратор, публичная речи.

            Все наши мысли выражаются посредством языка. Язык как система выражается только в речи и только через нее выполняет свое назначение быть средством общения. Речь это стройность языка, построенная по его законам и в соответствии с требованиями передаваемой информации. Два этих понятия являются очень важным в деятельности юриста. Все свойства, приведенные на рисунке, отражают главные свойства любого видаречи[1].Основные свойства речи

            О культуре речи написано множество работ. Она во многом определена культурой и намеренной любовью к языку. К сожалению, многие не понимают, как надо «обращаться с языком». Поэтому, любой говорящий в какойто степени обращает внимание не только на то, что он говорит, но и как говорит[3].Речь человека –это его визитная карточка, с помощью которой он показывает уровень своего интеллекта, окружение в котором формировалось его мышление, да и самого себя. От того, что и как будет говорить человек, зависит его успех во многих жизненных ситуациях, ведь необходимо грамотно и четко выражать свои мысли. Исходя из этого, человеку необходимо учиться культуре речи.Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус[4].

            Культура речи это употребление языковых основ, как использование в определенной ситуации языковых методов, содержания и цели выражения; это применение только нужных слов и конструкций в каждом конкретном случае. В большей степени культура речи зависит от правильности мышления, соответственно,если оно неправильно, это ведет к фактическим ошибкам в речи. Только «когда Основные свойства речичувство нормы воспитано у человека, тогдато он и начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее» (Щерба Л.В.)[5].Культура речи включает три компонента:нормативный, коммуникативный и этический. Культура речи предполагает, прежде всего,правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются говорящими или пишущимив качестве образца.Языковая норма

            это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. Однако культура речи не может быть сведена к перечню запретов и определений «правильнонеправильно». Понятие «культура речи» связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами.Выбор необходимых для данной цели языковых средств основа коммуникативного аспекта культуры речи[6].Почему культура речи так важна в профессии юриста? Профессия юриста требует обширного общего образования. Юрист составляет законопроекты, ведет деловую переписку, он должен писать протоколы допроса и осмотра места происшествия, различные постановления, приговоры и определения, договоры и соглашения.Юристу доводится встречаться с людьми самых различных профессий и различного уровня культуры и в каждом случае необходимо подобрать нужный тон, аргументирующие и грамотно выражающие мысли. От уровня владения нормами языка зависит, насколько точно, грамотно и понятно может передать свою мысль выступающий, насколько может объяснить то или иное насущное явление, оказать должное воздействие на слушателей. Нарушение юристом языковых норм может вызвать негативный отзыв со стороны собеседников. Создание образапроисходит под влиянием убеждения, внушения и личного воздействия, которые и действуют с помощьюречи, в момент прямогоконтакта между политикоморатором и аудиторией. Таким образом, именно речь более благоприятно переносит стильот политикаоратора к аудитории и дает ему достигнуть установленной задачив приобретениидоверия и авторитета. Говорить о культуре речи юриста надо, так как юридический язык особенный. В него входит много терминов, имеющих особое юридическое значение. В качестве терминов применяются некоторые разговорные слова(попрошайничество, оговор и т.д), устаревшие, не свойственны общему использованию. Это самый сложный и самый интересный из всех профессиональных языков[7].Также необходимо отдельно рассмотреть культуру письменнойи устной речи юриста. Письменная речь предполагает обдумывание, требует соблюдения норм литературного языка. Культураписьменной речи юриста может быть поставлена как выбор и организацию языковых средств, которые отвечаютофициальной ситуации и требованиям УПК и ГПК РФ и точно передающимфактические данныепо делу. В процессуальных актах оптимальными являются средства официальноделового стиля, в котором используется огромное число готовых, банальныхвыражений клише

            [8].Культура речи юриста также предполагает знание правил устных публичных выступлений. Выступленияпрокурора и адвоката на суде отражаются те же факты, что и в процессуальных документах в каждом конкретном случае, поэтому судебные ораторы частоиспользуют конструкции, актуальные тольков письменной официальноделовой речи. А публичная речь требует богатства словарного запаса и художественнойэкспрессии.Речь должна быть такой, чтобы она заинтересовывала,наилучшим образом помогалаубеждению. На суде каждое слово имеетбольшое психологическое воздействие.

            На рисунке показаны цели публичной речи, используемой юристом[2].

            Основные части публичной речи и их цели.Рисунок 2

            Недостаточно грамотно написанноеобвинительное заключение, а также штампованная, сухая, неинтересная и неубедительная речь прокурора или адвоката не благоприятствует реализации судом его высоких функций. Сделаннаясудебным оратором речевая ошибка порочитего как представителя органов правосудия. Если ошибка осталась необнаруженной, то юрист оказывается посредникомречевого бескультурья. Таким образом, речевая культура не индивидуальноедело каждого юриста[9].Ведь правда то, что квалифицированногосудебного оратора отличает глубина и ясность мысли, последовательность, обоснованность и четкостьречи, умение находить в каждом реальномслучае нужные, точные слова для передачи мыслей, умениеграмотно выражаться. Мастер слова может объяснитьпсихическое состояние подсудимого (что в современныхсудебных речах делается, к сожалению, крайне редко), сумеет вызвать у судей сострадание или справедливое отрицательноеотношение к нему.Юристу важно уметь правильно пользоваться публичной речью, ораторским мастерством, для того чтобы ясно, точно, логично, уверенно и убедительно выражать мысли. Это одно из ключевыхусловий для повышения рентабельностисудебных прений.[10].Для юриста речь, главным образом, играет роль убеждения, поэтому она должна быть не только грамотной, но и аргументированной. Соответственно высказывания адвоката или прокурора должны отражаться те же факты, что и в процессуальных документах по проходимому делу. Для того, чтобы убедить всех слушателей в своей правоте, речь должна быть понятной, поэтому ясность выражения содействует убеждению. Помимо перечисленного, речь не может считаться культурной без логичности ее строения. Логичность –это когда слова не противоречат в сочетании друг с другом. Ведь в высказывании всегда должен быть правильный порядок слов, должны присутствовать синтаксические структуры и т.п. [11].Таким образом, мы приходим к выводу о том, что культура речи юриста представляет собой богатую, уместную, точную, чистую речь, которая способно убедить слушателей в правильности высказывания оратора и благоприятно представить его в их глазах.

            Смотрите еще:

            • Нотариус чехова савушкина Нотариусы Чехов Нотариус Горнин Юрий Владимирович Телефон: (49672) 6-65-03 Адрес: 142300,г.Чехов,ул.Полиграфистов,д.11-В Часы работы: Практикующие нотариусы оказывают следующие нотариальные услуги населению: + выдача свидетельства о […]
            • Самарский юридический институт федеральной службы исполнения наказания Самарский юридический институт ФСИН РФ СЮИ ФСИН России Специальности Отзывы (1) Приемная комиссия place443022, Самарская область, г. Самара, ул. Рыльская, д. 24в, каб. 108а replayПриемная комиссия работает круглогодично Пн., Вт., […]
            • Нотариус югра Нотариусы Сургут Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Аристова Татьяна Владимировна Телефон: +7 (3462) 25-73-91 […]
            • Претензия арендатора к арендодателю Претензия арендатора к арендодателю Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
            • Нотариус на букву с пермью Нотариусы на букву «С» Пермский край Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Сабурова Оксана Игоревна Телефон: […]
            • Юристы шексны Юристы в Шексне +8 ✉ Адрес Россия, Вологодская область, Шекснинский район, поселок городского типа Шексна , ул. Шлюзовая, д. 1 +79646670276,+79052985703 ⌚ Часы работы пн-пт, 09:00-17:00 Расстояние от центра: 1.5 км. 0 ✉ […]
            • Ответственность за возмещение морального вреда Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная […]
            • Нотариусы ставрополя адреса Нотариусы Ставрополь Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Ващенко Людмила Ивановна Телефон: +7(8652)942080 Адрес: […]