Что с законом о рекламе медицинских услуг

Медицинские услуги снова разрешили рекламировать

30 июня, после официального опубликования, вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 190-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О рекламе», разрешающий рекламировать медицинские услуги во всех средствах массовой информации.

Чуть больше месяца потребовалось депутатам Госдумы Сергею Калашникову и Леониду Огулю, чтобы понять, что действующий порядок рекламы медуслуг необходимо менять, и предложить свой вариант поправок. Предыдущая редакция ч. 8 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» (далее – закон о рекламе) начала действовать 1 января 2014 года. Она предусматривала, что медицинские услуги, наряду с лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецепту врача, методами профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также некоторыми медицинскими изделиями разрешалось рекламировать только в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в специализированных печатных изданиях. В соответствии с данной нормой, клиники не могли на баннере в центре города разместить информацию о проведении МРТ, массажа, пломбирования зубов и многого другого. До этого медицинские услуги, методы профилактики, диагностики и медицинской реабилитации можно было рекламировать в любом СМИ.

Инициативная группа парламентариев обратила внимание законодателя на правовые противоречия, появившиеся после внесенных в ноябре прошлого года изменений. Так, ч. 7 ст. 24 закона о рекламе устанавливает требования к содержанию рекламы, согласно которым при рекламе медицинских услуг необходимо размещение предупреждения о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией или получения консультации специалистов. Исключением из этого правила является размещение такой рекламы в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в специализированных печатных изданиях и в случаях, если потребители такой рекламы – исключительно медицинские и фармацевтические работники. Вместе с тем, согласно ч. 8 ст. 24 закона о рекламе, реклама медицинских услуг может размещаться только в специализированных медицинских и фармацевтических средствах массовой информации. Налицо правовая коллизия, поскольку законодатель установил требования к рекламе медицинских услуг в неспециализированных изданиях, в которых запрещено размещение такой рекламы.

Помимо этого, за отмену вступившей в силу 1 января 2014 года нормы выступало все предпринимательское сообщество, поскольку данные законодательные изменения негативно сказались на доходах как рекламораспространителей, так и медорганизаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. По словам Константина Симкина, сопредседателя Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО, в течение полугода действия запрета на рекламу медицинских услуг предприниматели добивались его отмены.

И наконец, норма ч. 8 ст. 24 закона о рекламе в предыдущей редакции привела к ограничениям доступа потребителя к информации о предоставляемых клиниками медицинских услугах, к снижению его осведомленности и возможности выбора медицинской организации. Николай Марченко, генеральный директор ООО «Доктор Анна», так высказался о проблеме: «Норма о частичном запрете рекламы медицинских услуг снижает информированность населения. Например, человек знает, что в определенном источнике он может получить информацию о различных медицинских услугах. Вдруг такая информация пропала. Что думает обыватель, что медицинские учреждения закрылись? Но ведь это не соответствует действительности!«

В свете имевшихся недостатков в частичном запрете рекламы медицинских услуг представляется весьма целесообразным вернуть эту норму и продолжать борьбу с недобросовестной рекламой другими способами. Что и сделал законодатель.

Константин Симкин, сопредседатель Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО:

«Новеллы Федерального закона от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации», безусловно, сильно мешали нормальной работе рынка, а главное – все равно действовали лишь условно. Например, нельзя было рекламировать услугу УЗИ, но можно было указывать, что в клинике есть кабинет диагностики; нельзя было писать «ведение беременности», но можно – «имеется акушер-гинеколог». В итоге в первую очередь страдали потребители (на защиту которых якобы и был направлен закон), которые перестали получать полную и достоверную информацию о предлагаемых услугах. Поправки от 30 июня фактически отменяют все эти изменения, возвращая рынок к прежнему статусу, и помогают привести законодательство в соответствие со сложившейся практикой. В итоге выигрывают все: и пациенты, и клиники, и рекламные компании».

Николай Марченко, генеральный директор ООО «Доктор Анна»:

«Развитие частного бизнеса, в том числе здравоохранения – это будущее России. На это делается определенная ставка. А как можно развиваться при наличии запретов на рекламу? Получается, что медицинский бизнес находится в неравных условиях по сравнению с другими видами деятельности. Так быть не должно».

Требования к рекламе медицинских услуг

Федеральный закон № 38 от 13.03.2006 года «О рекламе» содержит две группы требований к рекламе медицинских услуг:

— общие требования (распространяются в целом на рекламу и в том числе на рекламу медицинских услуг);

специальные требования (распространяются только на рекламу медицинских услуг).

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ:

  1. Реклама должна бытьдобросовестной. Недобросовестной признается реклама услуг, которая:
  2. 1) содержит некорректные сравнения рекламируемых медицинских услуг с находящимися в обороте аналогичными услугами, оказываемыми другими медицинскими организациями («Мы лечим лучше всех!», «Мы лечим лучше большинства», «Мы не допускаем ошибок в отличие от большинства!» и пр.);

    Очевидно, что понятие «корректности» или «некорректности» оценочное, поэтому решения по указанному пункту принимаются государственными органами на основе собственного усмотрения и представления о том, что является «корректным».

    2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию физического или юридического лица, в том числе компании — конкурента;

    3) представляет собой рекламу услуги, реклама которой запрещена данным способом (например, реклама медицинских услуг без предупреждения о необходимости консультации врача);

    4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством

  3. Реклама должна бытьдостоверной. Недостоверной признается реклама услуг, которая содержит несоответствующие действительности сведения:
  4. 1) о преимуществах рекламируемых услуг перед находящимися в обороте аналогичными услугами, которые предоставляются другими клиниками

    Например, одно время в г. Екатеринбурге одна из частных стоматологических клиник раздавала рекламные флайеры (листовки) примерно с таким текстом «Только у нас: гарантия на имплантацию 10 лет!». Это была недостоверная реклама, поскольку на операцию имплантации не может быть дана гарантия, гарантия дается производителем на сам «шуруп», который устанавливается в кость вместо собственного корня, однако, потребители таких тонкостей не знали и на рекламу «велись».

    2) о любых характеристиках услуги, в том числе о ее природе, методиках, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения оказания, сроках службы, сроках годности работ;

    Так, использование в рекламе слов «лучший», «первый», «номер один», «единственный» должно быть обосновано конкретным критерием, по которому осуществлялось сравнение с аналогичными товарами.

    Если же в рекламе не будет указан такой критерий сравнения, то она должна считаться недостоверной, поскольку не содержит соответствующих действительности требований о преимуществах рекламируемого товара.

    (Выводы сделаны судами при рассмотрении конкретных дел: см., к примеру, Определение ВАС РФ от 27.04.2012 N ВАС-5177/12 по делу N А75-7096/2011, Постановления ФАС Московского округа от 11.06.2009 N КА-А40/4929-09 по делу N А40-66281/08-72-610, ФАС Поволжского округа от 14.07.2011 по делу N А65-24482/2010, Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 N 05АП-5020/2012 по делу N А59-510/2012).

    3) о перечне оказываемых услуг, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

    4) о стоимости или цене услуг, порядке их оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях их оказания;

    5) о гарантийных обязательствах исполнителя работ;

    6) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица;

    7) о результатах исследований и испытаний тех или иных методик в медицине;

    8) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ клиенту-потребителю услуг;

    9) об объеме оказываемых и рекламируемых услуг;

    10) об исполнителе услуг.

  5. В рекламе медицинских услуг не допускается:
  6. — использование иностранных слов и выражений, если это искажает смысл рекламируемого товара;

    — указание на то, что деятельность медицинской организации одобряется, поддерживается органами государственной власти;

    Пример: в детской поликлинике № 3 ДГБ № 8 г. Екатеринбурга рядом с кабинетами вакцинопрофилактики висят плакаты, фактически рекламирующие вакцины и их производителей (под видом просветительского плаката), а вверху плаката мелкими буквами надпись «При поддержке Министерства здравоохранения Свердловской области» — яркий пример нарушения законодательства о рекламе.

    ВНИМАНИЕ: относительно использования образа медицинского работника, пп.4 ч. 5 ст. 5 ФЗ «О рекламе» вкупе со ст. 24 указанного закона дает возможность различного толкования, чем пользуются, в том числе, суды и ФАС. См. подробнее .

    Рекомендации по использованию изображений врачей:

  7. На всякий случай, всегда подписывайте фотографии конкретных врачей, если они используются в оформлении вашего сайта, как сделано на первой странице сайта.
  8. Старайтесь, чтобы рядом с фотографией специалиста всегда был текст информационного характера, а не рекламного.
  9. Берите их письменное согласие на использование изображения.
  10. Пример того, как НЕЛЬЗЯ использовать врача в рекламе (когда его «МНЕНИЕ» является 100% рекламой): есть сайт http://www.nepromokashka.ru/ — рекламируют спец.подгузники для детей для приучения к горшку – начинается с видео, в котором врач невролог «высказывает свое МНЕНИЕ относительно того, как зависит развитие мышления от навыка пользования горшком» — все бы ничего, если бы в речи врача звучали фразы «Да, доказано тем-то и тем-то, что приучение к горшку в срок способствует развитию головного мозга». Но врач-невролог СРАВНИВАЕТ одноразовые подгузники с рекламируемыми в пользу последних, называя прямо их бренд. Это не мнение и не информационное выступление, это прямая реклама медицинского изделия фактически с использованием образа врача (которому потенциальные потребители подспудно изначально доверяют).

  11. В рекламе медицинских услуг не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина.
  12. Если медицинская реклама нацелена на несовершеннолетних (например, некоторые косметологические услуги, дерматологии), должны соблюдаться следующие требования:
  13. — реклама не должна побуждать несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей приобрести ту или иную услугу (например, фраза «косметология для подростков обязательна!» http://www.deltaclinic.ru/vopros_vrachu/kosmetologiya/kosmetologiya-dlya-podrostkov/, http://www.doclotarev.ru/ugrevaya-syp/podrostkovaya-ugrevaya-syp/)

    — реклама не должна создавать у несовершеннолетних представление о доступности конкретной медицинской услуги людям с любым уровнем достатка;

    — реклама не должна создавать у несовершеннолетних впечатление о том, что получение медицинской услуги создает для них преимущество перед сверстниками либо формировать комплекс неполноценности у тех, кто не может воспользоваться данной услугой;

    — реклама не должна формировать у несовершеннолетних комплекс неполноценности, связанный с их внешней непривлекательностью .

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:

  14. Реклама медицинских услуг не должна:
  15. — содержать ссылки на конкретные примеры излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате оказания ему той или иной медицинской услуги (например, http://www.bubnovsky.org/patents/ );

    — содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с оказанными им услугами (в связи с тем, что они ими воспользовались);

    ПРИМЕЧАНИЕ: Если вы замечали, большинство сайтов медицинских организаций содержат и примеры конкретных излечений, и отзывы благодарных пациентов. Причем, не только сайты частных клиник (http://doctor-roshal.ru/institute/today/thanks/, http://doctor-roshal.ru/institute/today/thanks/, http://www.g-mc.ru/site/index/history/, http://mamadeti.ru/story/.

    Как обойти ограничение:

    Ограничение это фактически можно обойти, сославшись (в случае проверки) на Приказ Минздрава РФ от 30.12.2014 года № 956Н.

    Суть приказа: в ФЗ № 323 «Об охране здоровья граждан в РФ» предусмотрена независимая оценка качества (ст. 79.1), для проведения данной оценки Минздрав определил, какая информация должны быть размещена в сети интернет. В частности, в приказе указано, что должна быть информация «Об отзывах потребителей услуг, а также должна быть обеспечена возможность выражения мнений получателями медицинских услуг об их качестве (анкетирование)». Таким образом, это фактически противоречие в законодательстве, но оно нам на руку. Единственная рекомендация – отзывы и пациенты должны быть реальными людьми, вы, при необходимости, должны иметь возможность подтвердить, что: а) они действительно получали услуги; б) что это действительно их отзыв.

    — создавать представление о преимуществах медицинской услуги (методики), ссылаясь на факт проведения исследований, являющихся обязательными для нее (подобные исследования являются само собой разумеющимся для того, чтобы медицинскую методику можно было применять, гарантируют ее безопасность для граждан, а не являются ее преимуществом);

    Пример, когда в рекламе дается информация «Все наши технологии лечения внесены в государственный реестр медицинских технологий!» — поскольку, это естественно, без внесения в реестр их применять просто нельзя. То есть, это не преимущество, это норма.

    — содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

    Пример: наверное, все встречали рекламу различных способов борьбы с паразитами, которая гласила примерно следующее «Человек даже не подозревает, что внутри него живет до 3 килограммов паразитов!» — пример прямого нарушения закона о рекламе.

  16. Реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО СОБЛЮДАТЬ:

За нарушение требований Закона «О рекламе» предусмотрены внушительные штрафы:

« (…) 5. Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей»

ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ О РЕКЛАМЕ РУКОВОДИТЕЛЮ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ?

То, что реклама — двигатель продаж, знает каждый. С помощью всевозможных средств массовой информации рекламируется все подряд, в том числе медицинские услуги и лекарственные средства, причем последние — весьма активно. В здании поликлиники, в кабинете у врача можно увидеть всевозможные брошюры, проспекты, призывающие покупать то или иное лечебное средство. Что следует знать руководителю, размещающему рекламу о том или ином товаре или услуге в медицинском учреждении? Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства о рекламе? Эти и другие вопросы мы рассмотрим в статье.

Российское законодательство о рекламе

Нормативно-правовым актом, устанавливающим правила размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

Согласно ст. 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.

Особенности размещения рекламы лекарственных средств, методов лечения, медицинской техники регламентированы ст. 24 Закона о рекламе. В соответствии с ее нормами такая реклама должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к применению лекарственных средств и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Реклама лекарственных средств, в частности, не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования, выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования, создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования (пп. 2, 3 и 4 п. 1 ст. 24 Закона о рекламе).

Более того, Федеральным законом от 17.12.2009 N 320-ФЗ ст. 24 Закона о рекламе была дополнена п. 3, в котором отмечено, что требования, перечисленные в пп. 1 п. 1 данной статьи, распространяются также на рекламу медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности, а пп. 2-5 п. 1 — на рекламу медицинских услуг, в том числе рекламу методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации.

Не следует забывать, что в соответствии с п. 11 ст. 24 Закона о рекламе реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна содержать предупреждение о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины и не должна размещаться:

— в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

— на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

— в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;

— на всех видах транспортных средств общего пользования и на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэропортах, станциях метрополитена и других подобных объектах);

— с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

— в детских, образовательных, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях, в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

Исключением из вышеперечисленных требований является размещение рекламы лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях (п. 8 ст. 24 Закона о рекламе).

При размещении рекламы лекарственных средств, медицинских услуг, медицинской техники следует учитывать общие требования, предъявляемые ст. 5 Закона о рекламе ко всем объектам рекламы независимо от названия и назначения товара, работы либо услуги. Перечень довольно обширный, поэтому остановимся только на некоторых объектах. Так, в частности, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, медицинской техники должна быть добросовестной и достоверной. В ней не допускается:

— использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации (пп. 1 п. 5 ст. 5 Закона о рекламе);

— использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников (пп. 4 п. 5 ст. 5 Закона о рекламе);

— указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека (пп. 5 п. 5 ст. 5 Закона о рекламе);

— указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники (пп. 6 п. 5 ст. 5 Закона о рекламе).

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (п. 7 ст. 5 Закона о рекламе).

При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе гражданского законодательства, законодательства о государственном языке РФ (п. 11 ст. 5 Закона о рекламе).

О контроле в области рекламы

В соответствии со ст. 33 Закона о рекламе, а также пп. 5.3.1.1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» контроль и надзор за соблюдением Закона о рекламе возложены на Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Осуществляя государственный контроль в сфере рекламы, антимонопольный орган действует в пределах полномочий, установленных вышеприведенной статьей Закона о рекламе, в частности он вправе применять меры ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях (пп. 7 п. 2 ст. 33 Закона о рекламе).

Поэтому, посетив учреждение здравоохранения, контролер ФАС обязательно обратит внимание на информацию об оказываемых медицинских услугах и лекарственных средствах, размещенную в рекламных проспектах, брошюрах, на стендах, щитах.

Обратите внимание, что это контролирующее ведомство в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, а также Административным регламентом ФАС имеет право предъявлять в суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства РФ о рекламе.

Приказ ФАС России от 28.12.2007 N 453 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе».

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Нормы Закона о рекламе устанавливают следующую цепочку от производства рекламы до ее размещения:

¦ (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект ¦

¦ рекламирования и (или) содержание рекламы лицо) ¦

¦ (лицо, полностью или частично осуществляющее приведение информации ¦

¦ в готовую для распространения в виде рекламы форму) ¦

¦ (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой ¦

¦ форме и с использованием любых средств) ¦

Рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель осуществляют свою деятельность с одной целью — оказать влияние на потребителей, заинтересовать их в приобретении товара, работы или услуги. Если реклама распространяется с нарушением требований законодательства и причиняет ущерб интересам потребителей, то каждый из субъектов может нести гражданскую или административную ответственность.

Гражданская ответственность выражается в возмещении убытков, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы. Административная ответственность представляет собой штрафы, накладываемые в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ за ненадлежащую рекламу или отказ от контррекламы. Максимальный размер штрафа для юридических лиц составляет 500 тыс. руб. При этом уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения рекламного законодательства.

Арбитражная практика по делам о нарушениях

Закона о рекламе

Учреждение здравоохранения, непосредственно участвующее в процессе оказания медицинских услуг, может быть одновременно как рекламодателем, так и рекламораспространителем. На практике мы чаще всего сталкиваемся с ним как рекламораспространителем. Различные фармпроизводители, аптечные оптовые базы в целях продвижения новых лекарственных форм активно предлагают медучреждениям участвовать в распространении того или иного лекарственного средства.

Данный факт не означает, что рекламораспространитель может бездумно принимать от рекламодателя любую рекламную информацию о реализуемом лекарственном средстве без привлечения его к административной ответственности. Следует знать, что в соответствии с п. 7 ст. 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований к распространению рекламы — как общих, так и касающихся непосредственно рекламы лекарственных средств, медицинских услуг и медицинской техники, установленных ст. 24 Закона о рекламе.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что рекламораспространитель обязан проверять размещаемую у него рекламу на предмет ее соответствия законодательству о рекламе. Если в ходе проверки антимонопольным органом по субъекту РФ будет установлено, что у медицинского учреждения имелась возможность для соблюдения правил и норм в части размещения рекламы, оно в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ будет признано виновным и привлечено в административной ответственности.

Данный вывод подтвержден арбитражной практикой (Постановление ФАС УО от 13.04.2009 N Ф09-2073/09-С1). Арбитры привлекли организацию к административной ответственности по факту непринятия ею мер по предотвращению распространения ненадлежащей рекламы. Как следует из материалов дела, в ходе проверки управлением ФАС было установлено, что организация в помещении принадлежащей ей аптеки распространяла рекламу лекарственных средств, таких как «Фервекс» для взрослых, «Фервекс» для детей, «Эффералган» для детей, UPSARIN UPSA — в форме увеличенных упаковок, «Аципол» — в форме наклейки на стеклянную витрину, которые не содержали предупреждения о наличии противопоказаний к их применению, использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по их применению или получения консультации специалистов. Вместе с тем в силу ст. 38 Закона о рекламе рекламораспространитель обязан проверять размещаемую рекламу на предмет ее соответствия законодательству о рекламе. Доводы организации, изложенные в кассационной жалобе, о том, что факт непринятия ею мер по предотвращению распространения ненадлежащей рекламы не может служить основанием для признания ее рекламораспространителем, поскольку она не совершала каких-либо действий, направленных непосредственно на размещение и распространение рекламы, а также о том, что Законом о рекламе не предусмотрена обязанность юридических лиц по предотвращению распространения ненадлежащей рекламы, распространяемой третьими лицами, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права. В связи с этим арбитры вынесли решение о привлечении общества к ответственности согласно ст. 14.3 КоАП РФ.

В Постановлении от 21.08.2007 по делу N А55-3841/2007 судьи ФАС ПО рассмотрели дело о наложении на организацию штрафа в размере 200000 руб. Он был наложен в связи с распространением нарушителем с помощью плакатов и буклетов рекламы витаминов Vitrum Beauty и назального спрея «Аква-Марис», которые являются лекарственными средствами, без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Организация обжаловала решение арбитражного суда в Одиннадцатом арбитражном суде Самарской области, и он подтвердил точку зрения УФАС по Самарской области, признав, что данный вид рекламы является ненадлежащим, а постановление о наложении штрафа, вынесенное Самарским УФАС, законно.

Как рекламодатель медицинских услуг учреждение здравоохранения выступает редко; это становится актуальным, когда открывается новое отделение либо поликлиника; в таком случае, как правило, дается рекламное объявление в СМИ. Руководитель порой даже не задумывается, что размещение подобного объявления следует сделать с учетом норм Закона о рекламе. Обратимся к одному из арбитражных решений, согласно которому медицинское учреждение привлекли к ответственности за рекламные объявления, размещенные с нарушениями.

Ситуация, изложенная в Постановлении ФАС ВВО от 03.06.2010 по делу N А29-13105/2009, заключалась в следующем. Поликлиника открыла новое отделение, о чем было сообщено в одной из газет города. Объявление содержало обычную информацию о месте нахождения медицинского учреждения и оказываемых медицинских услугах. Текст объявления был приведен в Постановлении ФАС. «Уважаемые жители. района! В августе 2008 г. поликлиника. открыла свое отделение по адресу: пр. Бумажников, 38. Для Вас: консультации врачей-специалистов для взрослых и детей; обслуживание в поликлинике и на дому; лабораторная диагностика; выписка больничных листов и справок. Отделение поликлиники. предлагает Вам различные варианты медицинского обслуживания. Вы можете разово обратиться в поликлинику или заключить договор на медицинское обслуживание взрослых и детей, что дает Вам право на получение 10% скидки от стоимости услуг и на бесплатное обслуживание у терапевта на весь период обслуживания. Напоминаем, что по итогам календарного года Вы имеете право получить социальный налоговый вычет в размере 13% от стоимости оплаченных медицинских услуг при подаче декларации по налогу на доходы физических лиц. Лицензия на осуществление медицинской деятельности N 11-01-000098 от 13.11.2008. телефон регистратуры 62-19-95. «.

Усмотрев в действиях организации признаки нарушения Закона о рекламе, антимонопольный орган возбудил дело. Решением от 28.10.2009 комиссия антимонопольного органа признала данную рекламу ненадлежащей и нарушающей требования п. 7 ст. 24 Закона о рекламе и составила протокол об административном правонарушении.

Арбитражный суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, установил, что информация, опубликованная организацией в газете, направлена на привлечение внимания потребителей к оказываемым учреждением медицинским услугам. Данная информация не содержит предупреждений, предусмотренных п. 7 ст. 24 Закона о рекламе, что является нарушением законодательства РФ о рекламе и, следовательно, свидетельствует о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ. Однако, учитывая разъяснения Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, сделан вывод, что данное правонарушение можно признать малозначительным, так как в его составе отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, следовательно, административное наказание в виде наложения штрафных санкций к учреждению можно не применять.

Однако такое решение (о признании правонарушения малозначительным) арбитры выносят не всегда, см, например, Постановление ФАС ВВО от 04.03.2010 по делу N А29-6012/2009. В нем суд вынес решение о привлечении организации к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение Закона о рекламе, так как рекламное объявление, размещенное организацией, содержало рекламу конкретных медицинских услуг, которая в соответствии со ст. 24 Закона о рекламе должна сопровождаться соответствующим предупреждением, что в рекламных материалах отсутствовало.

Из всего вышеприведенного можно сделать следующий вывод: размещая рекламу, руководитель учреждения должен внимательно изучить действующее законодательство, чтобы не попасть в неприятную ситуацию и тем более не быть привлеченным к административной ответственности за несоблюдение законодательства.

«Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Подписано в печать

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: доска обрезная по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Реклама методов лечения

18 августа 2016 г. Верховный суд вынес решение, которым признал не действующим абзац десятый пункта 1 письма Федеральной антимонопольной службы от 28 мая 2015 г. № АД/26584/15 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе».

Данный абзац посвящен толкованию понятия «методы профилактики, диагностики, лечения», которое дали специалисты ФАС. Данное решение крайне важно для рекламной отрасли, но, чтобы понять всю важность данного решения необходимо обратиться к истории возникновения проблематики рекламы методов лечения.

Действующий рекламный закон во многом напоминает «письмо из Простоквашино», поскольку в него регулярно вносятся изменения, при это вносятся они с существенными недостатками юридической техники.

Поскольку реклама является производным явлением, то невозможно создавать рекламное законодательство без учета законодательства, которым регулируется оборот товаров, которые рекламируются, проще говоря нет товара, не может быть его рекламы.

Поэтому если хочется ограничить рекламу фаст-фуда, то нужно прежде всего внести понятие фаст-фуда в нормативный акт, регулирующий оборот пищевой продукции, а потом регулировать порядок рекламы фаст-фуда.

Однако, на практике обратные ситуации возникают нередко, в результате появляются коллизии и/или законодательные пробелы, поскольку появляется новелла, которая никак не связана с иным законодательством.

Пример такой ситуации как раз может проиллюстрировать эпопея изменений в правовом регулировании рекламы медицинских услуг и методов лечения. Так ФЗ от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» были внесены следующие изменения:

— ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе была изменена следующем образом: «Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники».

А ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе получила следующую редакцию: «Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях».

В результате ошибки в юридической техники получилась следующая коллизия, ч. 7 ст. 24 противоречила ч. 8 данной статьи, поскольку получалось, что реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний и о необходимости получения консультации специалистов; в то же время данное требование не распространяется на рекламу медицинских услуг в рамках проведения мероприятий для медицинских или фармацевтических работников или в специализированных печатных изданиях, предназначенных для данных категорий работников (ч.7 ст. 24), это означало, что реклама медицинских услуг допускается не только на специальных мероприятиях, но и в иных местах, но при наличии дисклеймера, однако ч. 8 ст. 24 говорит, что такая реклама разрешена лишь в рамках проведения мероприятий для медицинских или фармацевтических работников или в специализированных печатных изданиях, предназначенных для данных категорий работников.

Разъясняя данную коллизию ФАС РФ, в информационном письме от 20 января 2014 г. N АК/1193/14 выбрал позицию, указанную в ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе. Хотя в данной ситуации можно было применить следующий подход, поскольку из закона не ясно каким образом должны рекламироваться медицинские услуги, и с учетом общего принципа рассмотрения административных споров – любые сомнения толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу, то возбуждение дел по ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе не допускается.

Осознав свою ошибку, законодатель решил ее исправить, но получилось это специфически, так с 30 июня 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2014 N 190-ФЗ «О внесении изменения в ст. 24 Федерального закона «О рекламе», исключающий из сферы регулирования ч. 8 ст. 24 ФЗ «О рекламе» рекламу медицинских услуг.

В итоге ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе на сегодняшний день выглядит следующим образом: реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

То есть в данной статье остался запрет на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения в иных местах, кроме специализированных врачебных мероприятий. Очередная ошибка в юридической технике, ведь нельзя было исключать из действия ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе медицинские услуги, не исключив методы профилактики, диагностики, лечения, поскольку медицинская услуга и метод лечения соотносятся как вид и род, то есть в рекламе допускается говорить какую процедуру предлагает клиника, но нельзя сказать к какой сфере медицинского вмешательства относится. Так стоматолог может рекламировать услугу протезирования зуба, но он не может сказать какой он для этого будет использовать способ. Ситуация крайне абсурдная.

Возможным решением данной проблемы без вмешательства законодателя было бы формирования подхода, при котором под действия ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе подпадали только те методы лечения, для использования которых требуется специальная подготовка, ибо именно так можно прочитать данную норму с учетом все пунктуационных особенностей и целей изначальных законодательных инициатив – отучить потребителей от самолечения.

Однако ФАС РФ в своем письме от 28 мая 2015 г. № АД/26584/15 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе» дал иное толкование, указав что в данной норме несколько объектов регулирования:

— реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты,

— реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации,

— реклама медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка.

То есть ФАС отнес требование о специальной подготовке исключительно к рекламе медизделий. Более того, в данном письме ФАС попытался решить другую проблему – отсутствие законодательного определения методов лечения, указав, что по мнению специалистов ФАС России, под методами профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации понимаются способы, приемы проведения профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации.

На основании позиций, указанных в данном письме, за нарушение ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе к административной ответственности был привлечен Ставропольский «Центр лазерной коррекции зрения и хирургии катаракты (ООО «Офтальма»).

Так 6 ноября 2015 года в г. Ставрополе в районе дома № 68 по ул. Глинки был выявлен факт размещения наружной рекламы следующего содержания: «Центр лазерной коррекции зрения. – диагностика и лечение глазных болезней – микрохирургия глаза – хирургия катаракты, глаукомы – эксимер-лазерная коррекция близорукости, дальнозоркости, астигматизма ул. Матросова, д. 65А, тел./факс: 8(8652) 33-33-22. www.oftalma.ru».

Решением УФАС Ставропольского края от 16.12.2015 по делу № 107 о нарушении законодательства о рекламе данная реклама признана ненадлежащей, поскольку она нарушает положения ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе.

В рамках судебного оспаривания данного решения общество указывало, что спорная информация не может быть квалифицирована как реклама метода лечения, так как действующее законодательство не содержит понятия «метод лечения».

Суд с данным доводом не согласился, указав, что федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не содержит понятия методов профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации, но данное определение есть в Письме ФАС РФ от 28 мая 2015 г. № АД/26584/15, и на основании этого оставил решение УФАС в силе.

Общество не согласилось данным подходом и обратилось в Верховный Суд Российской Федерации заявлением о признании недействующими положений Письма ФАС РФ от 28 мая 2015 г. № АД/26584/15, ссылаясь на то, что в данном Письме содержится нормативное определение методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, что не относится к полномочиям ФАС России, которая не вправе осуществлять нормативное регулирование в сфере здравоохранения.

Верховный суд согласился с данным подходом, указав, что оспариваемое разъяснение дано с превышением полномочий ФАС России и не соответствует требованиям закона.

Фактически данным решением Верховный суд в очередной раз обнажил крайне острую проблему законодательного отсутствия определения понятия «методов лечения». Фарминдустрия один из ключевых игроков на рекламном рынке, а учитывая специфику рекламируемых товаров, которые напрямую влияют на здоровье потребителя, поэтому определённость в подходах рекламы методов лечения крайне важна.

Однако, на сегодняшний рекламная индустрия опять оказалось в ситуации полной неопределённости в вопросе допустимости рекламы методов лечения, с одной стороны Письмо ФАС РФ от 28 мая 2015 г. № АД/26584/15 в части отнесения требований о специальной подготовке исключительно к рекламе медизделий, а не к методам лечения сохранено, но с другой стороны у антимонопольных органов в отсутствии законодательного определения «метолов лечения» нет возможности применять положения ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе.

Еще раз нужно отметить, что сложившаяся ситуация, когда можно рекламировать медицинские услуги, которые входят в методику лечения, но при этом нельзя рекламировать сами методы лечения представляется крайне абсурдной. Поэтому законодателю устранить данное противоречие, как это было сделано с рекламой медицинских услуг.

UPD. 20 февраля 2017 года Верховный суд опять вернулся к данной проблеме. В Определении ВС от 20 февраля 2017 г. N 308-АД16-10650 суд указал, что

Закона о рекламе допускает рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации в составе видов (перечня) медицинских услуг, оказываемых соответствующим медицинским учреждением, предусматривая лишь необходимость предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Вместе с тем реклама, в которой раскрывается содержание того или иного метода профилактики, способа или приема диагностики, лечения и медицинской реабилитации, подпадает под запрет, установленный частью 8 статьи 24 Закона о рекламе.

Закон о рекламе медицинских услуг и лекарств

В Российской Федерации нет специального закона, который устанавливает нормативно-правовые взаимоотношения в рекламной деятельности относительно оказания и обращения медицинских услуг и лекарственных изделий.

Общими законодательными актами являются:

  • ФЗ № 86 «О лекарственных средствах»;
  • Федеральный закон от 13.03.2006 № 38 «О рекламе»;
  • Федеральный документ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»;
  • Постановление Правительства РФ № 970 «Об утверждении Положения о муниципальном надзоре за обращением медицинских изделий».
  • Основным документом считается ФЗ «О рекламе» № 38, который был принят участниками Госдумы 14 июня 1995 года. Регулированию медицинских услуг посвящена 24 статья, именно на нее рекламодатель должен опираться при распространении рекламного объявления в данной области.

    Можно ли рекламировать медицинские услуги?

    В июне 2014 года был одобрен Федеральный закон от 28.06.2014 № 190-ФЗ «О внесении изменений в 24 статью Федерального закона «О рекламе», согласно которому было разрешено рекламировать медицинские услуги во всех средствах массовой информации.

    Согласно статьи 24 ФЗ «О рекламе», пропаганда медицинских услуг обязательно должна сопровождаться специальным сообщением, которое предупреждает о возможных ограничениях к их употреблению. А также сопровождаться рекомендацией о необходимости ознакомления с предписанием по их использованию или получении квалифицированной консультации у специалистов. Длительность размещения рекламы в радиопередачах, не должна быть более 3 секунд, а распространение в телепередачах, кино и видеообслуживании может быть продлена до 5 секунд.

    Стоит отметить, что нормы и требования 7 части 24 статьи не относятся к рекламе, которая размещается в местах проведения медицинских и фармацевтических выставочных конгрессов, занятий и семинаров. А также в типографических публикация специального назначения, клиентами которых являются исключительно сотрудники медицинских и фармацевтических назначений.

    Изменения в законе о рекламе

    Главные изменения в законе, касающиеся рекламы соответствующих услуг, заключаются в уточнении некоторых медицинских терминов. Это связано с тем, что рекламодатели и распространители рекламы зачастую ошибочно воспринимали такие понятия, как медицинские услуги и медицинская деятельность. Медицинские услуги — врачебное вмешательство или комплекс врачебной помощи, которые направлены на осуществление профилактических, диагностических и лечебных действий. А понятие «медицинская деятельность» значительно шире.

    Согласно изменениям в законе нельзя применять точные наименования медобслуживаний, а именно:

  • рентген;
  • УЗИ;
  • кардиограмма;
  • МРТ;
  • протезирование;
  • все подвиды анализов, процедур и терапий, а также выдачу врачебной документации.
  • Запрещается использовать фразы, которые напрямую касаются обеспечения здравоохранения, а также определенных действий врачей или медучреждений, например:

    • консультирование;
    • прием;
    • медосмотр;
    • обследование;
    • врачебная помощь;
    • лечение;
    • операция и т. д.
    • Не допускается упоминание конкретной медицинской техники — рентгеноскоп, томограф, электрофорез и другие, только если не рекламируется продажа данной техники.

      Текст части 8 опубликован в новой редакции: «Пропаганда фармацевтических изделий в формах и дозировках, выданных по рецептам на лекарственные препараты, соответствующее лечение, включая методики диагностирования и профилактики по новым технологиям, допускается на территории проведения выставочных и семинарных собраний, предназначенных только для фармацевтических и медицинских сотрудников».

      Узнайте, что предлагают тем, кто решится на переселение на Дальний восток по 119 ФЗ.

      Требования к рекламе лекарств

      Общефедеральный кодекс от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» подразделяется на 2 основные группы требований относительно рекламирования медицинских услуг и лекарств:

    • основные нормы. Данные требования касаются рекламирования в целом, включая и пропаганду медуслуг. Главными требованиями является добросовестность и достоверность информации;
    • специальные нормы.
    • Реклама лекарственных средств и медицинских услуг имеет некоторые ограничения. Согласно специальным требованиям, пропаганда не должна:

      • напрямую обращаться к лицам, не достигшим совершеннолетия;
      • содержать мнимые представления о преимуществах субъекта рекламирования путем ссылки на факт осуществления исследований, обязательных для общемуниципальной регистрации субъекта объявления;
      • содействовать формированию у потенциального здорового покупателя чувства о необходимости употребления субъекта рекламирования;
      • способствовать формированию ощущения ненужности обращения к врачам;
      • гарантировать стопроцентный результат от применения лекарства, а также его безопасность, производительность и отсутствие побочных действий;
      • предоставлять субъект рекламирования в качестве положительной биологически активной добавки;
      • утверждать, что безопасность и (или) эффективность лекарственного субъекта гарантирована его природным происхождением.
      • Законодательство Российской Федерации настоятельно рекомендует соблюдать все вышеуказанные правила. За их несоблюдение, статья 14.3 КоАП устанавливает внушительные штрафные санкции. Размер административного взыскания: для российских граждан — от 2 000 до 2 500 рублей; для государственных служащих — от 10 000 до 20 000 тысяч рублей; для юридических лиц — от 200 000 до 500 000 рублей.

        Разрешенное время для рекламы

        Ответственность за несоблюдение нормативных актов России о рекламе, касающиеся времени, месте и средств распространения рекламы, несет рекламораспространитель. Настоящий Федеральный закон не регламентирует специально разрешенное время для рекламирования медицинского обеспечения и лекарственных средств.

        В соответствии с изменениями, вступившими в законную силу с 01.01.2015, было установлено разрешенное время только для пропаганды алкогольной продукции.

        Скачать закон о рекламе в последней редакции

        Распространение рекламного объявления осложнено тем, что отсутствует судейская практика и официальные разъяснительные записки высших судебных учреждений. То есть, с одной стороны реклама лечебных услуг имеет много ограничений, а с другой — Федеральным законом «О защите прав потребителей» определена обязательность предоставление потребителю нужную и правдивую информацию.

        Скачать Федеральный закон от 13.03.2006 «О рекламе» № 38-ФЗ в новой редакции по ссылке.

        Смотрите еще:

        • Федеральный закон 74 от 20042014 Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ"О крестьянском (фермерском) хозяйстве" С изменениями и дополнениями от: 4 декабря 2006 г., 13 мая 2008 г., […]
        • Закон пермской области 533-83 от 09091996 Закон Пермской области от 9 сентября 1996 г. N 533-83 "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства" (с изменениями от 7 декабря 1999 г., 8 июня 2001 г., 30 ноября 2004 г., 2 августа, 30 ноября 2005 г., 4 июля, 28 ноября 2006 г., 7 […]
        • Уничтожение продуктов закон Вступило в силу постановление об уничтожении санкционной продукции С сегодняшнего дня ввезенная на территорию РФ сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение […]
        • Фз о следственном комитете российской федерации от 2010 года Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ"О Следственном комитете Российской Федерации" С изменениями и […]
        • Решение суда приморского края Администрация Владивостока обжалует решение Арбитражного суда Приморского края В установленный законом срок власти города намерены обжаловать решение суда первой инстанции Владивосток, ИА Приморье24. 26 сентября 2017 года Арбитражный суд […]
        • Доклад на тему правонарушение несовершеннолетних 7 основных причин подростковой преступности и пути их решения По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2013 году рост подростковой преступности в Москве увеличился на 24,1%. При этом почти на 40% возросло количество совершенных […]
        • Закон о больничный 2006 Потеря больничного листа не является основанием для отказа в зачете страхователю Спор между ООО и территориальным органом ФСС России разгорелся после того, как страховщики на основании результатов плановой выездной проверки обязали […]
        • Ст 6 закона об обороте земель Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" С […]