Банковская субсидия

Субсидия — это целевая выплата, которая осуществляются на безвозмездной основе из государственного или местного бюджета. Такие денежные выплаты могут быть ориентированы физическим или юридическим лицам.

Основная задача проведения таких платежей заключается в поддержании отраслей производства или научных разработок, которые в данный временной промежуток не являются рентабельными, но имеют определённую стратегическую ценность.

В целом же можно констатировать, что субсидия является перспективным инвестированием денежных средств в развитие экономики государства. Такие выплаты должны выполнять роль стимулирующего фактора с целью привлечению профильных специалистов в различные экономические процессы.

Всё это в конечном итоге способно обеспечить качественную поддержку различных внебюджетных организаций, которые в конкретный промежуток времени не приносят прибыли, однако в перспективе такая тенденцию может измениться.

Кроме этого, без деятельности таких учреждений сложно представить нормальное развитие общества в различных направлениях. К таким организациям относятся научные лаборатории, конструкторские бюро, различные оборонные предприятия.

Виды субсидий

Субсидии бывают прямыми и косвенными.

Прямые субсидии

В этом случае определённая денежная сумма выплачивается непосредственно получателю. Впоследствии она может быть использована по назначению.

Примерами прямых субсидий является выделение денежных средств на закупку нового оборудования, предоставление услуг по повышению квалификации сотрудников, реализуемое на бесплатной основе. Такими субсидиями финансируются проведение научно-исследовательских работ, внедрение новой техники в производственный процесс, а также переподготовка кадров.

В данном контексте значение таких выплат может быть двусторонним. С одной стороны происходит поощрение развития перспективных направлений, а с другой — поддержание нерентабельных, но важных предприятий.

Косвенные субсидии

Косвенные субсидии не выдаются на руки получателю, однако могут существенно сократить возможные убытки. Субсидирование такого типа реализуется посредством налоговой политики.

Государство может практиковать льготное налогообложение, возврат таможенных пошлин, а также гарантирование депозитов, предоставленным частных лицам на льготных условиях.

Примерами косвенного субсидирования является предоставление кредитов с низкой процентной ставкой или страхование депозитов на государственном уровне.

По целевому назначению субсидии могут быть такими:

  • лизинг;
  • модернизация;
  • сертификация;
  • поддержка экспорта;
  • энергоэффективность.

При лизинге происходит возврат части потраченных средств на приобретение техники представителями малого и среднего бизнеса.

Сертификация позволяет компенсировать затраты на получение сертификатов и дальнейшие осуществление контрольных процедур.

При поддержке экспорта также компенсируется часть средств. Только в этом случае происходит возврат части выплат процентов по кредитам. В первую очередь это касается производств, которые отправляют собственную продукцию за границу.

Энергоэффективность позволяет выделить часть средств, необходимых для корректного проведения мероприятий по повышению эффективности использования имеющихся энергоресурсов.

А модернизация, в свою очередь, подразумевает субсидирование предприятий для проведения закупки новой техники, которая позволит существенно увеличить эффективность работы и уровень производительности труда.

Сбербанк нарушал Правила предоставления субсидии банкам, кредитующим сельхозтоваропроизводителей

Сбербанк включал в реестр потенциальных заемщиков по инвестиционным кредитам компании, у которых отсутствовала выручка от реализации сельхозпродукции. По сути, это были специально созданные проектные компании. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам проверки соблюдения уполномоченными банками целей, условий и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям. Согласно Правилам предоставления, субсидия должна выдаваться банкам по кредитам, выданным сельхозтоваропроизводителям либо переработчикам сельхозпродукции, с долей выручки от реализации сельхозпродукции в валовой выручке не менее 70%*.

Минсельхоз России должен проверять реестр потенциальных заемщиков и затем принимать решение о включении их в окончательный реестр заемщиков, что предусмотрено соглашениями с банками** о предоставлении субсидии. Должностными лицами министерства, осуществляющими проверку документов, представленных уполномоченным банком, вопреки требованиям Правил, принято решение о предоставлении субсидии по кредитам, выданным организациям, не являющимся сельхозтоваропроизводителями. На 1 июня 2018 г. Сбербанком только по выявленным в ходе проверки льготным инвестиционным кредитам, предоставленным проектным компаниям, получено 302,15 млн руб. субсидий.

«Практика кредитования инвестиционных проектов, в том числе в сельском хозяйстве, через проектные компании с нашей точки зрения является нормальной», — отметил аудитор Андрей Перчян. Вместе с тем, требуется корректировка действующей нормативной правовой базы механизма льготного кредитования с тем, чтобы условия предоставления субсидии из федерального бюджета учитывали подобную практику.

Правилами предоставления и Соглашениями с уполномоченными банками предусмотрена ежегодная оценка Минсельхозом России эффективности использования банками субсидий. Оценка осуществляется, исходя из достигнутого объема льготных кредитов на рубль предоставленного размера субсидий. Формула расчета планового показателя результативности предусматривает только одну переменную – ключевую ставку ЦБ. Таким образом, если нет отказов в предоставлении субсидии за соответствующий период, фактический показатель результативности всегда будет равен плановому, и его достижение составит 100%. По мнению Счетной палаты, показатель результативности предоставления субсидии в существующем виде не отражает достижение качественных и количественных показателей развития агропромышленного комплекса.

Правилами на уполномоченные банки возложена функция проверки целевого использования предоставленных льготных кредитов. В ходе проверки выявлены случаи, когда в период действия кредитного договора поставки оплаченного заемщиком авансом товара осуществлялись частично, либо совсем не осуществлялись, сроки поставки переносились за пределы срока погашения кредита, а в ряде случаев изначально предусматривались за его пределами. Поставки осуществлялись, как правило, внутри группы компаний, и льготные кредиты фактически использовались для управления ликвидностью внутри группы за счет бюджетной поддержки. «Это стало возможным, в том числе, по причине отсутствия в Правилах предоставления субсидии и нормативных актах Минсельхоза России требований к срокам поставки товара, выполнения работ, оказания услуг по договорам с оплатой авансом, которые финансируются за счет льготных краткосрочных кредитов», — резюмировал аудитор.

В ходе проверки также выявлен ряд нарушений и недостатков, связанных с предоставлением банками форм отчетности по субсидии в Минсельхоз России.

Коллегией принято решение о направлении представления Сбербанку, письма в Альфа-Банк, отчета – в палаты Федерального Собрания, а также информационного письма в Правительство Российской Федерации с предложениями по совершенствованию нормативно-правового обеспечения механизма льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей.

*С 1 января 2017 года вступил в силу новый Порядок предоставления субсидии по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, согласно которому предприятия АПК могут получать в уполномоченных банках целевые кредиты по льготной ставке от 1 до 5% годовых, а недополученный банками процентный доход компенсируется из федерального бюджета в пределах ключевой ставки ЦБ. Таким образом, для заемщиков реализуется принцип «одного окна»: они не должны сначала возмещать полную стоимость кредита и компенсировать потом часть затрат из бюджета через региональные органы исполнительной власти.

** Всего в 2017 г. и I квартале 2018 г. уполномоченным банкам предоставлено из бюджета 13,2 млрд руб. субсидий на возмещение недополученных доходов по сельхозкредитам, предоставленным по льготной ставке. Список уполномоченных банков включает 44 кредитные организации, в том числе 10 системно значимых. На долю 5 системно значимых банков: Россельхозбанк, Сбербанк, Газпромбанк, Альфа-Банк и Банк ВТБ приходится более 90% от общей суммы субсидии, перечисленной всем уполномоченным банкам Минсельхозом России.

Проверенные Счетной палатой банки: Сбербанк, Газпромбанк и Альфа-Банк по итогам 2017 г. являются лидерами (после Россельхозбанка) по объемам предоставления льготных кредитов. По льготной ставке ими предоставлено 202,4 млрд руб., объем полученной субсидии по предоставленным кредитам в 2017 г. и I квартале 2018 г. составил 7,5 млрд руб.

Субсидия на погашение ипотечного кредита

Субсидия — это пособие, предоставляемое государством нуждающимся и направляемое на определенные цели, в том числе на погашение задолженности по ипотечным кредитам либо на первоначальный взнос, необходимый для вступления в ипотеку. В России существует несколько категорий населения, которые имеют возможность получить субсидию на ипотеку. Итак, кому же положена субсидия на погашение ипотечного кредита?

Средства на первоначальный взнос по ипотечному кредиту выдаются молодым семьям, в которых возраст и мужа, и жены не превышает 35 лет. Необходимость в получении государственной помощи должна быть официально подтверждена.

Материнский (семейный) капитал также является одним из видов социальной выплаты. По закону эти денежные средства могут быть потрачены, помимо прочего, на улучшение жилищных условий, в том числе на погашение ипотечного кредита. Средства материнского капитала могут быть как потрачены на частичное погашение ипотечного кредита любого банка, так и учтены в качестве первоначального взноса, но такие условия предлагаются лишь некоторыми финорганизациями. Как правило, подобные программы отличаются от стандартных меньшим первоначальным взносом (5% стоимости закладываемой недвижимости). В линейке ипотечных кредитов некоторых банков присутствуют кредиты, которые выдаются на короткий срок в сумме, не превышающей размера материнского капитала, установленного государством на текущий год. Подобные программы предназначены для приобретения недорогого жилья либо для покупки недвижимости при нехватке небольшой суммы. Как правило, по таким программам устанавливается очень высокая процентная ставка, а проценты в течение всего срока начисляются на неуменьшающуюся сумму долга. Таким образом, переплата по таким кредитам оказывается значительной.

Военнослужащие имеют право на получение государственной помощи в рамках накопительно-ипотечной системы (НИС) жилищного обеспечения военнослужащих, подразумевающей аккумулирование денежных средств, перечисляемых государством на именной накопительный счет. Участниками НИС являются военнослужащие, граждане РФ, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников НИС. Право на обеспечение жилым помещением участник НИС реализует путем приобретения жилья за счет накоплений, получения целевого жилищного займа для покупки жилья, причем выплаты банку осуществляются ФГУ «Росвоенипотека».

Также субсидия на погашение ипотечного кредита предоставляется в виде первоначального взноса по кредиту таким категориям населения, как молодые учителя и молодые ученые, и в качестве частичного погашения задолженности — только молодым ученым. Для получения помощи физическое лицо должно иметь определенный стаж работы в профильном государственном учреждении и быть в возрасте не старше 35 лет (не старше 40 лет для докторов наук). Важно, что часть первоначального взноса должна быть оплачена за счет собственных средств заемщика.

Право на получение социальных выплат подтверждается сертификатом установленной формы.

Также в России существуют государственные программы субсидирования процентных ставок по ипотеке.

Наиболее распространенной была программа, действовавшая в 2015 и 2016 годах, в соответствии с которой все категории заемщиков могли оформить кредит по льготной ставке, субсидируемой государством на весь срок кредита. В 2018 году Правительство объявило о введении программы «Семейная ипотека», в рамках которой на субсидирование ставки могут претендовать заемщики, у которых в период с 1 января 2018 года до 31 декабря 2022 года родится второй и/или третий ребенок.

Банковская субсидия

Минпромторг начнет в сентябре 2018 года компенсировать банкам их недополученные доходы по кредитам, выданным в рамках программы господдержки льготного кредитования автомобилей «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», заявили РБК в пресс-службе ведомства.

Государство обещало компенсировать банкам уплату первоначального взноса в размере 10% от стоимости автомобиля, приобретенного по льготной программе. Как заявили РБК в Минпромторге, проект постановления правительства о новых правилах предоставления из бюджета банкам субсидий был внесен в правительство письмом от 8 мая 2018 года. Сам нормативный документ, устанавливающий правила предоставления субсидий, по словам Минпромторга, будет утвержден в августе. Общий объем субсидий в 2018 году составляет 18,1 млрд руб.

В 2018 году на все программы господдержки авторынка выделено 34,4 млрд руб. Программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» действовали с 1 января 2018 года и предполагали предоставление определенным категориям заемщиков (семьям с двумя и более детьми, а также гражданам, впервые покупающим машину) скидки в размере 10% от стоимости приобретаемого автомобиля. На две эти программы Минпромторг выделил 7,5 млрд руб.

14 мая Минпромторг сообщил о завершении госпрограмм поддержки спроса на автомобили — «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». За четыре месяца по программам было продано почти 86 тыс. автомобилей.

В программах «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» участвовали Сбербанк, ВТБ, «Уралсиб», Русфинанс Банк, ЮниКредит Банк, ряд кэптивных банков — «Фольксваген банк Рус», «ПСА банк Финанс Рус» и другие.

В июле Ассоциация российских банков (АРБ) обратилась с письмом к министру промышленности и торговли Денис Мантурову, где просила разъяснить, когда правительство начнет возмещение затрат по программам льготного автокредитования.

Так как программа на 2018 год завершилась в мае, Минпромторг должен был в течение десяти дней внести и утвердить новые правила предоставления субсидий банкам на 2018 год, а сами субсидии планировалось начать выплачивать в июне. Однако, как отмечается в письме АРБ, соответствующий нормативный документ на 2018 год не утвержден.

«Таким образом, банки-кредиторы, принявшие участие в госпрограммах, по состоянию на текущий момент не получили возмещение затрат на уплату первоначального взноса в размере 10% стоимости приобретенных автомобилей по договорам, заключенным в 2018 году», — указывалось в письме ассоциации.

По итогам января—мая 2018 года ВТБ выдал в рамках программ автокредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» порядка 17,5 тыс. кредитов на общую сумму 7,8 млрд руб., заявили в пресс-службе банка. Объем субсидирования по программам банк не раскрывает, так как это является коммерческой информацией. В Сбербанке не ответили на запрос РБК.

Ипотека как автокредит

Государство субсидирует ставки по кредитам по-разному: например, Минсельхоз платит получателям кредитов, а при автокредитовании деньги получают банки. В ипотеке будет использован второй вариант – эту схему правительство рассматривает как основную, рассказали РБК источник, близкий к Минстрою , и источник в правительстве, знакомый с ходом обсуждения проекта. По словам собеседников РБК, в программе смогут принять участие любые банки, если выдаваемые ими ипотечные продукты соответствуют установленным критериям. Оператором проекта будет Минстрой.

В прошлый кризис 2008–2009 годов правительство тоже обсуждало субсидирование ставки по ипотеке, но это предложение было отклонено. В 2010 году программу субсидирования жилья для военных запустило Минобороны, тогда АИЖК выкупало кредиты, выданные по этой программе.

Основные критерии, которым надо удовлетворять, чтобы претендовать на субсидию, утверждены в понедельник на совещании у премьера Дмитрия Медведева . Банк должен выдать заемщику кредит в 2015 году под 13% годовых на покупку жилья на первичном рынке. Срок кредита – до 30 лет, первоначальный взнос – не менее 20%. Максимальный размер кредита – 8 млн руб. для Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, 3 млн руб. – для остальных регионов. Государство компенсирует разницу между рыночной ставкой и 13% (сейчас эта разница составляет порядка 5–6 п . п .).

По информации источников РБК, правительство согласилось выделить на субсидирование ставки 20 млрд руб.; предполагаемые источники финансирования – программа «Жилище» и антикризисный фонд. Это позволит банкам выдать кредиты на общую сумму 400–500 млрд руб. (для сравнения: в прошлом году было 1,7 трлн руб.). ​ В материалах АИЖК, которые есть в распоряжении РБК, говорится, что если не поддержать ипотечное кредитование, то выдачи сократятся в 8,5 раза, с 1,7 трлн руб. в 2014 году до 200 млрд руб. в 2015 году.

Окончательно программу планируется утвердить до 27 февраля постановлением правительства.

Девелоперы довольны

Решение ЦБ повысить ключевую ставку до 17%, принятое в декабре, настроило участников рынка жилья на пессимистический лад. Например, глава NDV Group Александр Хрусталев прогнозировал, что если к марту ключевая ставка Центробанка не снизится, то рынок ждет массовое банкротство застройщиков.

Нынешнее решение правительства выделить 20 млрд руб. на субсидирование ставки по ипотеке, наоборот, вселяет в участников рынка умеренный оптимизм. В январе спрос в среднем по рынку сократился в 1,5–2 раза, даже наиболее ликвидные проекты стали привлекать на 30% меньше покупателей, говорит член совета директоров MR Group Ирина Дзюба: «Если раньше на ипотеку приходилось до 60% сделок в эконом-классе, то в январе эта доля снизилась до 20%». «Ипотека при ключевой ставке в 17% и кредитных ставках в районе 20% перестала интересовать покупателей, – объясняет управляющий директор Группы ЛСР в Москве Иван Романов. – Ряд банков смогли удержать ставку в районе 15–16%, но, тем не менее, взять ипотеку даже под такой процент для клиента психологически сложно».

Теперь ситуация на рынке, с учетом мер, предложенных властя​ми, может выровняться, уверен президент группы «Мортон» Александр Ручьев: «За последнюю неделю было уже два позитивных сигнала для рынка недвижимости: первый – это падение ключевой ставки до 15%, второй – это, конечно, ипотека». Для покупателей это сигнал о том, что можно вкладывать деньги в недвижимость, а средняя ставка в 13% позволяет ипотеке вернуться на уровень прошлого года, уверен Ручьев.

«Это решение окажет даже большее влияние на финансирование новых строек, чем снижение ключевой ставки ЦБ, потому что 15% – это такая же запредельная цифра, как и 17%, – уверен генеральный директор группы «Ведис» Дмитрий Зиканов. – А ставка по ипотеке в 13% соответствует примерно тому уровню, который был в прошлом году. Такой уровень ставки позволит существовать ипотеке хоть в каком-то виде, потому что нынешний ее уровень, доходящий иногда до 20%, в принципе не позволяет говорить о каком-то развитии».

20 млрд руб., которые планируется направить на поддержку ипотеки, может на год и не хватить, предупреждает директор по стратегическим коммуникациям ГК «Грас» Петр Кирилловский. «При грубом подсчете, если эту сумму взять за 5%, то выходит, что общий объем ипотечных кредитов, выданных с учетом субсидий по ставке, составит в районе 400 млрд руб., – подсчитал он. – Это сопоставимо с общим годовым объемом продаж на первичном рынке Москвы. Думаю, что эта мера сможет поддерживать ипотечный рынок примерно полгода».

На десять лет, не более

Правительство утвердило правила выдачи банкам субсидий для льготного кредитования малого и среднего бизнеса. Постановление опубликовано на сайте кабинета министров.

Субсидий из федерального бюджета банки смогут запросить на возмещение недополученных ими доходов от выдачи кредитов по низким ставкам предприятиям малого и среднего бизнеса на реализацию проектов в приоритетных отраслях.

Льготная ставка по кредиту для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) не должна быть выше 6,5 процентов годовых, а размер субсидируемой процентной ставки — 3,5 процента годовых для субъектов малого предпринимательства, 3,1 процента — для субъектов среднего предпринимательства.

Что касается срока льготного кредита, то его банк, претендующий на субсидии, сможет выдавать не более чем на десять лет на инвестиционные цели и сроком не более чем на три года — на оборотные цели. В таком случае кредитная организация может претендовать на субсидии из федеральной казны.

Также Банк России освободил экспортеров от обязанности оформлять паспорта сделок с валютой и предоставлять справки о валютных операциях. Их оформление перекладывается на уполномоченные банки. Инструкция об этом опубликована на сайте ЦБ, изменения вступают в силу 1 марта.

Сумма обязательств, при которой необходима постановка на учет по внешнеторговым экспортным контрактам, увеличена более чем в два раза, до 6 миллионов рублей. По импортным контрактам сохранена в размере трех миллионов рублей.

Правительство РФ утвердило правила предоставления субсидий банкам-кредиторам малого бизнеса

Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил правила предоставления субсидий банкам-кредиторам малого бизнеса для реализации приоритетных проектов.

Информацию об этом распространил сайт правительства РФ в понедельник, 8 января.

«Основные условия предоставления субсидий — конечная ставка для субъектов МСП не выше 6,5% годовых… срок льготного кредита не более 10 лет — на инвестиционные цели», — цитирует сообщение «Интерфакс».

Сумма сверхплановых доходов, предназначенных для регионов России в 2017 году, составит порядка 850 млрд рублей. Об этом сообщил глава Минфина Антон Силуанов, выступая на заседании в Госдуме 18 декабря.

По министра словам, выделенные субсидии направят на выполнение обязательств субъектов РФ.

Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.

Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.

АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельства о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 70162 от 16 июня 2017 года, ЭЛ № ФС 77 — 70194 от 21 июня 2017 года

Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2017

Смотрите еще:

  • Закон 442 фз об основах социального обслуживания граждан в рф 442-закон «О социальном обслуживании» Социальное обслуживание регулируется основами правовых норм действующего Федерального закона. Дополнительно включены иные нормативно-правовые акты РФ, а также законы местных субъектов РФ. Описание […]
  • Осаго если водитель пьян Получение выплаты по ОСАГО при ДТП с пьяным водителем Согласно Правилам дорожного движения (далее – Правила, ПДД) водителю запрещается, при каких бы то ни было обстоятельствах управлять автотранспортным средством в пьяном виде. Это […]
  • Закон от 19122005 163-фз Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Документ является поправкой к Комментарии Российской […]
  • Общественное обсуждение закон Статья 24. Общественное обсуждение Статья 24. Общественное обсуждение См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона 1. Под общественным обсуждением в настоящем Федеральном законе понимается используемое в целях общественного […]
  • Как исчислить сумму налога на доходы физических лиц Как высчитать НДФЛ из зарплаты Актуально на: 24 января 2018 г. По общему правилу заработная плата облагается НДФЛ по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов. И каждый работодатель, будучи налоговым агентом, должен исчислить, […]
  • Правила логики предикатов Пример предикатов. Возьмём высказывания: ``Сократ - человек'', ``Платон - человек''. Оба эти высказывания выражают свойство ``быть человеком''. Таким образом, мы можем рассматривать предикат ``быть человеком'' и говорить, что он […]
  • Размер пособия по безработице оренбург Сколько платят на бирже труда по безработице Биржа труда – учреждение, входящее в систему государственного регулирования рынка труда. Биржа занимается посредническими функциями, осуществляемыми между работодателями и гражданами, […]
  • Досрочное сокращение как оформить Типичный образец заявления на досрочное увольнение по сокращению штата: как написать этот документ? Бывают случаи, когда при сокращении сотрудников на предприятии часто возникают ситуации, когда одна из сторон трудовых отношений выбирает […]