Азербайджан о собственности

Между Азербайджаном и Всемирной организацией интеллектуальной собственности существуют тесные связи

5 июня премьер-министр Азербайджанской Республики Новруз Мамедов встретился с генеральным директором Всемирной организации интеллектуальной собственности Френсисом Гарри.

Как сообщает АЗЕРТАДЖ, на встрече были обсуждены вопросы развития сотрудничества между Азербайджанским правительством и Всемирной организацией интеллектуальной собственности.

Премьер-министр отметил, что Всемирная организация интеллектуальной собственности является структурой, занимающейся важными вопросами. Интеллектуальная собственность самое большое достояние человека. Основной вопрос заключается в эффективном использовании интеллектуальной собственности. Человечество не имеет будущего без интеллектуальной собственности. «Вы удостоены наград важных научных организаций мира. Я очень рад, что среди таких известных научных очагов есть и высшие учебные заведения Азербайджана», — сказал премьер-министр.

Новруз Мамедов подчеркнул, что между Азербайджаном и Всемирной организацией интеллектуальной собственности существуют тесные отношения. Подписан ряд документов. В Азербайджане законодательная база об интеллектуальной собственности разработана при поддержке организации. Это очень перспективная сфера и Азербайджан вносит свой вклад в эту область. Глава государства Ильхам Алиев уделяет большое внимание этой сфере. Наглядным примером этого внимания может служить созданное новое Агентство интеллектуальной собственности.

Генеральный директор Френсис Гарри выразил признательность Азербайджанскому правительству за поддержку, оказанную руководимой им организации. Ф.Гарри отметил, что он лично был свидетелем внимания Президента Ильхама Алиева к этой сфере.

Френсис Гарри выразил удовлетворение развитием связей между Азербайджанским правительством и Всемирной организацией интеллектуальной собственности. Он выразил уверенность в дальнейшем расширении сотрудничества.

Право собственности в Азербайджане

В 2008-20013 г. в столице Азербайджана десятки тысяч граждан были незаконно лишены собственности, сотни остались вообще без крыши над головой.

Интервью с сотрудником Общественного объединения “Содействие свободной экономике» Эмином Аббасовым

— Насколько законодательно защищены права собственности граждан Азербайджана? Какова статистика нарушения прав собственности в течение последних лет?

— В Азербайджане, как и в большинстве стран мира, имущественное право граждан гарантировано основным законом – Конституцией. Помимо этого, имущественное право регулируется различными правовыми актами, в основном Гражданским кодексом, законом об изъятии земель в целях государственных нужд, а также Земельным кодексом. Наряду с национальным законодательством, имущественные права граждан защищены принятыми Азербайджаном международными конвенциями. Однако, несмотря на четкую гарантированность имущественных прав граждан законодательством, в реальности они не соблюдаются в положенной форме.

Нарушение имущественных прав в Азербайджане происходит в результате грубого нарушения действующих законов. Как итог, налицо отсутствие контроля суда за действиями и решениями госорганов, что делает граждан уязвимыми перед незаконным вмешательством в их имущественные права.

Отсутствие независимой судебной системы также не позволяет гражданам защитить свои права собственности в судах.

Статистика нарушений: официально статистика в области нарушения имущественных прав граждан госорганами не ведется, однако ее можно почерпнуть из мониторингов, проводимых международными и местными НПО. Правительство Азербайджана не ведет такой статистики, даже, несмотря на требования Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Самыми распространенными причинами нарушения имущественных прав являются принудительное переселение и снос домов. На основе проведения исследований местными и международными НПО можно с уверенностью утверждать, что в Азербайджане в последние годы идет массовое нарушение имущественных прав граждан.

Общественное объединение «Содействие свободной экономике» выпустило в 2012 году отчет под названием «Карта и статистика нарушения имущественных прав в Баку». В нем отмечается, что, начиная с 2006 года, правительство Азербайджана приступило к реализации крупных инфраструктурных проектов за счет дохода от нефтяных контрактов. В отчете говорится, что в период 2009-2012 годов при вмешательстве госструктур имел место снос частных жилых домов, зданий, а также объектов. Авторы отчета отмечают, что в 2009-2012 годах лишь в Баку в рамках реализуемых инфраструктурных объектов было зафиксировано 3.930 принудительных выселений. Учитывая, что каждое выселение касалось одной семьи, которая в среднем может состоять из 4-5 человек можно предположить сколько граждан осталось обездоленными.

— Кто чаще всего в нарушение закона изымает собственность граждан (дома, землю)? Каков механизм отъема собственности?

— Согласно отчету общественного объединения «Содействие свободной экономике» о состоянии имущественных прав в 2011-2012 годах, имущественные права граждан нарушались ответственными работниками центральной и местной исполнительных властей. В подавляющем большинстве случаев земли и недвижимость граждан отбирали насильно, в незаконном порядке. На практике сталкиваешься и с такими фактами, когда граждан насильно при помощи рабочих, выселяют из своих домов даже при наличии судебного решения, запрещающего выселение.

— Каковы шансы граждан Азербайджана защитить свое гарантированное законодательством право собственности в судах? Есть ли успешные примеры защиты собственности , каков механизм выполнения решений суда в пользу прав собственности граждан?

— Возможности граждан защитить свои имущественные права в судах очень низки. Так, не являющаяся независимой судебная система не в состоянии осуществлять функцию контроля за действиями госорганов. В последние годы власти несколько обновили судейский корпус. Тем не менее, Судебно-правовым советом, который осуществляет функцию контроля за судебной властью, все еще руководит Министерство Юстиции, являющееся представителем исполнительной власти. Несмотря на недоверие граждан к судам, тем не менее, имеются случаи, когда в районных судах можно встретить решения, выносимые в пользу граждан. Однако такие решения, как правило, аннулируются в судах высшей инстанции. Или же эти решения не выполняются со стороны исполнительных структур, или затягиваются, или же не выполняются на должном уровне. Функцию первичного правового механизма по исполнению судебных решений несут местные исполнительные структуры. Однако на практике нет никакой информации о выполнении или невыполнении госорганами судебных решений или принятии установленных законом мер в связи с ущербом, нанесенным гражданам. В результате невозможности защитить свои права в судах АР граждане посылают многочисленные жалобы в ЕСПЧ.

— Какова статистика обращений в суды Азербайджана ? Какова статистика обращений в Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ)? Есть ли решения ЕСПЧ по искам граждан Азербайджана , и выполняются ли они?

— В Азербайджане нет практики предоставления официальной информации об обращениях в суды со стороны граждан. Наряду с этим, поступающие в Верховный и Конституционный суды жалобы в основном связаны с нарушением права на собственность. Азербайджан выполняет решение ЕСПЧ по конкретным случаям, однако, к сожалению, местные суды впоследствии не ссылаются на эти решения Евросуда. Даже несмотря на то, что решения ЕСПЧ являются обязательными для местных судов в качестве прецедентного права.

Независимый Азербайджан

Глава I. Общие положения

Настоящий Закон устанавливает порядок государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и иных вещных прав, их возникновения, ограничения (обременения), перехода, прекращения, а также ведения единого по территории Азербайджанской Республики государственного реестра недвижимого имущества.

Статья 1. Основные понятия

1.0. Используемые в настоящем Законе понятия выражают следующие значения:

1.0.1. Недвижимое имущество — земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты (водоемы) и все прочно связанные с землей предметы, перемещение которых без несоразмерного (безграничного) ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, индивидуальное жилье и дачные дома, леса и многолетние насаждения, предприятия как имущественные комплексы, права на которые подлежат государственной регистрации;

1.0.2. Государственный реестровый номер недвижимости (реестровый номер) — в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики не повторяющийся во времени и на территории Азербайджанской Республики, уникальный номер, указывающий, что объект недвижимости является единым объектом.

1.0.3. Ограничение права (ограничение, обременение) — условия и запреты, по закону и в предусмотренном законом порядке ограничивающие правообладателя при осуществлении права собственности на недвижимое имущество либо иных вещных прав (сервитут, узуфрукт, ипотека, доверительное управление, аренда, арест имущества и др.);

1.0.4. Орган регистрации — соответствующий орган исполнительной власти, составляющий и ведущий государственный реестр недвижимого имущества.

Статья 2. Государственная регистрация права на недвижимое имущество

2.1. Государственная регистрация прав собственности на недвижимое имущество и других вещных прав (далее — государственная регистрация прав) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Азербайджанской Республики.

2.2. Регистрация прав на недвижимое имущество ведется в государственном реестре недвижимого имущества (далее — государственный реестр) в порядке, установленном Гражданским кодексом Азербайджанской Республики и настоящим Законом.

2.3. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено.

2.4. Споры, связанные с государственной регистрацией прав, решаются в судебном порядке.

Статья 3. Законодательство о регистрации прав на недвижимое имущество

Законодательство о регистрации прав на недвижимое имущество состоит из Конституции, Гражданского кодекса Азербайджанской Республики, настоящего Закона и других нормативно-правовых документов.

Статья 4. Признание ранее возникших прав

4.1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, осуществленная отдельными органами регистрации до дня вступления в силу настоящего Закона, сохраняет свою законную силу.

4.2. Для государственной регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество после вступления в силу настоящего Закона существующие права на это недвижимое имущество должны быть зарегистрированы в государственном реестре.

4.3. Соответствующие органы исполнительной власти, осуществлявшие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество до вступления в силу настоящего Закона, обязаны передать органу регистрации информацию, которая согласно настоящему Закону должна храниться в государственном реестре, по этапам и в сроки, установленные соответствующим органом исполнительной власти. До передачи в указанном порядке сведений эти соответствующие органы исполнительной власти обязаны в течение 5 рабочих дней с момента обращения правообладателя или органа регистрации предоставить им информацию, необходимую для регистрации прав на отдельное недвижимое имущество в соответствии с настоящим Законом.

Статья 5. Открытость государственного реестра

5.1. Описание недвижимости, сведения о зарегистрированных правах и их ограничении (обременении) из государственного реестра предоставляются правообладателю, уполномоченному им лицу, лицам, имеющим право наследования имущества правообладателя по закону или по завещанию, и соответствующим государственным органам и муниципалитетам в связи с исполнением ими предусмотренных законом полномочий.

5.2. Физическое лицо, обратившееся в орган регистрации с заявлением для получения сведений из государственного реестра, обязано предъявить документ, удостоверяющий его личность, а юридическое лицо — копию свидетельства о его государственной регистрации и доверенность, подтверждающую полномочия своего представителя. Лицо, не владеющее правом собственности на недвижимость, обязано указать в заявлении цель получения справки.

5.3. Орган регистрации должен в течение 5 рабочих дней предоставить запрошенные сведения заявителю или выдать ему в письменной форме мотивированный отказ.

5.4. Орган регистрации обязан на основании запроса правообладателя предоставить ему в течение рабочего времени, в день обращения, информацию о переданных органом регистрации другим лицам сведениях, касающихся принадлежащего правообладателю недвижимого имущества.

5.5. Использование содержащихся в государственном реестре сведений способами и в форме, которые способны причинить ущерб законным интересам правообладателя, влечет ответственность в порядке, установленном законодательством Азербайджанской Республики.

Статья 6. Оплата за регистрацию прав и предоставление сведений

6.1. За регистрацию в государственный бюджет выплачивается государственная пошлина в предусмотренных законом порядке и размере.

6.2. За предоставленную из государственного реестра информацию на специальный счет органа регистрации перечисляется взнос в размере 30 процентов государственной пошлины, предусмотренной законом за регистрацию прав.

6.3. За регистрацию в государственном реестре прав на недвижимое имущество на основании актов, свидетельств и регистрационных удостоверений, подтвердивших эти права до вступления в силу настоящего Закона, государственная пошлина не взимается.

Статья 7. Технические показатели недвижимого имущества

Порядок ведения работ по размежеванию и инвентаризации, а также составления соответствующих технических документов, необходимых для регистрации прав собственности на недвижимое имущество и иных вещных прав, определяется законодательством.


Глава II. Порядок ведения государственной регистрации прав на недвижимость

Статья 8. Основания для государственной регистрации прав

8.0. Основанием для возникновения, перехода, ограничения (обременения) и прекращения прав на недвижимость считаются:

8.0.1. принятые органами исполнительной власти и муниципальными органами в установленном законодательством порядке акты об отчуждении, передаче в аренду, в пользование, на ипотеку недвижимости, принадлежащей соответственно государству или муниципалитетам;

8.0.2. договоры, свидетельство о праве наследования, жилищный сертификат и другие установленные законодательством документы о недвижимости, подтвержденные в нотариальном порядке;

8.0.3. в законодательном порядке вступившие в законную силу решения суда;

8.0.4. акты, свидетельства и регистрационные удостоверения, подтверждающие права на недвижимость, в том числе земельные участки, здания и сооружения, жилые и нежилые помещения, индивидуальное жилье и дачные дома, участки недр, водоемы, леса и многолетние насаждения, предприятия как имущественные комплексы, выданные соответствующими органами исполнительной власти до вступления в силу настоящего Закона;

8.0.5. Договоры аренды, распоряжения и ордера, выдаваемые на дачные участки, выделенные гражданам управлениями дачного хозяйства при соответствующих органах исполнительной власти до 22 мая 2007 года;

8.0.6. иные предусмотренные законодательством основания.

Статья 9. Порядок проведения государственной регистрации прав

9.1. Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

9.1.1. прием заявления о государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Законом и приложенных к нему документов, в том числе квитанции об оплате государственной пошлины;

9.1.2. проверка соответствия сведений, указанных в поступивших документах, с информацией, хранимой в государственном реестре;

9.1.3. установление отсутствия противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами, а также наличия других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления;

9.1.4. внесение записей в подтверждающие документы и внесение соответствующей информации в государственный реестр при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.

9.2. За исключением случаев, предусмотренных в статьях 14.1 и 15.1 настоящего Закона, орган регистрации производит государственную регистрацию прав на недвижимость не позднее 20 дней с момента подачи заявления и приложенных к нему документов.

9.3. Государственная регистрация прав ведется в той последовательности, в которой принимаются заявления.

9.4. Государственная регистрация ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество производится в случае регистрации в государственном реестре ранее возникших прав на данную недвижимость.

Статья 10. Представление документов для государственной регистрации прав

10.1. Государственная регистрация прав производится на основании заявления правополучателя в установленном настоящим Законом порядке. В заявлении физического лица должны быть указаны фамилия, имя, отчество, адрес, документ, удостоверяющий личность, юридического лица — полное наименование, адрес, свидетельство о регистрации, полное название и адрес органа исполнительной власти, содержание просьбы и приложенные документы.

10.2. К представленному в орган регистрации заявлению прилагаются:

10.2.1. одно из оснований для государственной регистрации прав, предусмотренных статьей 8-й настоящего Закона;

10.2.2. план и размеры земельного участка;

10.2.3. технический паспорт, план-схема расположенных на земельном участке зданий, сооружений, строений и другого недвижимого имущества (их составных частей);

10.2.4. квитанция о выплате государственной пошлины.

10.3. Если заявление от имени получателя права представляет другое лицо, соответствующая доверенность должна быть подтверждена в нотариальном порядке. Заявление юридического лица и выданная его представителю доверенность должны быть подтверждены печатью данного юридического лица. Лица, подающие заявление, должны представить документ, удостоверяющий их личность.

Статья 11. Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав

11.1. Документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, ограничение (обременение), прекращение прав, должны соответствовать требованиям, установленным законом для государственной регистрации прав.

11.2. Тексты в представленных документах должны быть написаны разборчиво, наименования юридических и имена физических лиц — указаны полностью. Не подлежат приему на государственную регистрацию документы, в которых имеются зачеркнутые слова, приписки, подчистки и иные исправления, подлинность которых не подтверждена, а также документы с повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

Статья 12. Оформление государственной регистрации прав

12.1. Возникновение и переход прав собственности на недвижимое имущество и иных вещных прав оформляется выпиской из государственного реестра, выдаваемой органом регистрации на основании документов, подготовленных соответствующим органом исполнительной власти. В выписке должен быть указан реестровый номер недвижимого имущества.

12.2. Форма и порядок составления выписки из государственного реестра устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти.

Статья 13. Ведение государственного реестра

13.1. В государственном реестре хранится информация о недвижимом имуществе, как существующих, так и прекращенных правах на него и правообладателях.

13.2. Журнал заявлений (книга регистрации заявлений) и папки с документами, являющимися основанием для государственной регистрации прав, являются неотъемлемой частью государственного реестра.

13.3. В журнале заявлений указывается информация:

13.3.1. о заявителях, содержании просьбы, документах на недвижимое имущество, правообладателях;

13.3.2. о выданных выписках о государственной регистрации прав;

13.3.3. о сведениях из государственного реестра и получивших их лицах.

13.4. Государственный реестр, журнал заявлений и папки с документами, служащими основанием для государственной регистрации прав, хранятся вечно. Их полное или частичное уничтожение или изъятие из них каких-либо документов недопустимо.

13.5. Разделы государственного реестра, в которых хранится информация о правах на недвижимое имущество, их возникновении, переходе, ограничении и прекращении должны быть пронумерованы в соответствии с реестровым номером указанной недвижимости. Папкам, в которых хранятся документы, присваиваются номера соответствующих разделов государственного реестра.

13.6. Государственный реестр состоит из разделов, содержащих информацию о каждом объекте недвижимого имущества. К составлению раздела приступают при государственной регистрации прав на каждый объект недвижимого имущества.

13.7. Земельный участок, над которым зарегистрировано право собственности, и расположенное на нем недвижимое имущество регистрируются как единый объект недвижимого имущества.

13.8. В государственном реестре имеются разделы, в которых содержится (указана) информация:

13.8.1. о земельных участках, всех иных прочно связанных с землей объектах, в том числе водных объектах (водоемах), лесах, многолетних насаждениях, зданиях, сооружениях, нежилых помещениях, квартирах, индивидуальном жилье и дачных домах, предприятиях как имущественных комплексах, коммуникациях;

13.8.2. об участках недр.

13.9. Каждый раздел государственного реестра состоит из трех глав:

13.9.1. адрес объекта (местоположение), его наименование (вид), площадь, назначение и иная необходимая информация;

13.9.2. права собственности и другие вещные права, имя правообладателя, сведения из удостоверения личности физического лица и реквизиты юридического лица. Указанный правообладателем адрес, размер доли в праве, название документов, подтверждающих права, и иная необходимая информация;

13.9.3. ограничение прав собственности и иных вещных прав (сервитут, ипотека, узуфрукт, доверительное управление, аренда, пользование, лизинг, арест недвижимого имущества, требования по недвижимому имуществу и т.д.), срок действия ограничения, лица, в чью пользу ограничено право, наименование документа, служащего основанием для возникновения ограничения, сроки его действия, условия и сроки исполнения обязательств по сделке.

13.10. Каждой записи (отметке) о праве, его ограничении и договорах об объекте недвижимого имущества присваивается регистрационный номер заявления, принятого для государственной регистрации прав, в журнале заявлений.

13.11. Государственный реестр ведется на бумаге и электронных носителях. При несоответствии записей государственного реестра на бумаге и электронном носителе приоритет отдается информации, запечатленной на бумаге. В случае несоответствия записей в государственном реестре и документов, служащих основанием для государственной регистрации прав, приоритет отдается документам.

13.12. Информация о новых объектах, возникших в результате раздела объекта недвижимого имущества, его объединения и отделения записывается в новых разделах государственного реестра. Таким объектам присваиваются новые реестровые номера и составляются новые папки хранения документов, служащих основанием для государственной регистрации прав. В новых разделах и папках государственного реестра должны содержаться ссылки на разделы и папки, относящиеся к ранее существовавшему недвижимому имуществу.

Статья 14. Приостановление государственной регистрации прав

14.1. Если у органа регистрации имеются серьезные сомнения в подлинности документов, регистрация может быть приостановлена на один месяц.

14.2. Приостановление регистрации должно быть обосновано и в течение 48 часов доведено до сведения заявителя в письменной форме. В этом случае должностное лицо обязано направить в соответствующие органы запросы относительно документов, вызывающих сомнения, и ответ на эти запросы должен поступить в течение 10 дней. Должностные лица, не ответившие своевременно на подобные запросы, привлекаются к административной ответственности.

14.3. Государственная регистрация прав может быть остановлена не более чем на один месяц на основании заявления правообладателя, одной из сторон сделки или уполномоченного ими лица. В заявлении должна быть указана причина приостановления государственной регистрации прав. Предоставление такого заявления приостанавливает течение срока, предусмотренного для государственной регистрации прав.

14.4. Если подтвердится поддельность представленных для регистрации документов, орган регистрации обязан уведомить заявителя об отказе в государственной регистрации прав и сделать соответствующие записи в журнале заявлений.

14.5. Если в течение срока, предусмотренного в статье 14.3 настоящего Закона, из суда поступят сообщения о наложении ареста на недвижимое имущество, запрете на заключение сделок по нему либо иске другого заинтересованного лица, оспаривающего подлежащее регистрации право, регистрация приостанавливается до решения дела в суде.

14.6. В журнале заявлений должны быть произведены записи о приостановлении государственной регистрации прав.

Статья 15. Отказ в государственной регистрации прав

15.1. В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

15.1.1. право, о государственной регистрации которого имеется обращение, не подлежит государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом;

15.1.2. документы, не требующие подтверждения в нотариальном порядке для государственной регистрации прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям законодательства;

15.1.3. с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

15.1.4. акт органа исполнительной власти или муниципального органа о возникновении права на недвижимое имущество признан недействительным в установленном законодательством порядке;

15.1.5. лицо, выдавшее правоустанавливающий документ о недвижимом имуществе, не уполномочено распоряжаться правом на данное имущество;

15.1.6. не устранены предусмотренные статьей 14-й настоящего Закона обстоятельства, ставшие причиной приостановления регистрации.

15.2. В течение 5 дней заявителю направляется извещение с обоснованием отказа в государственной регистрации прав.

Статья 16. Внесение исправлений в государственный реестр

16.1. Орган регистрации устраняет технические ошибки, допущенные в ходе государственной регистрации прав, в 3-дневный срок после их обнаружения или получения от заинтересованных лиц заявления об этом. Заинтересованным участникам отношений, возникших при государственной регистрации прав, в течение 48 часов должно быть в письменной форме сообщено об устранении ошибок.

16.2. Исправление технических ошибок при государственной регистрации прав допускается, если есть основания предполагать, что это не причинит ущерб или не нарушит законные интересы правообладателя или третьих лиц. В случае возражений правообладателя или третьего лица, такие исправления вносятся на основании решения суда.

16.3. Если содержание государственного реестра не соответствует праву над земельным участком или действительному правовому положению по ограничению данного права, то для внесения изменения в запись в государственном реестре лицо, право которого не было зарегистрировано или зарегистрировано неправильно, либо лицо, право которого нарушено внесением записи о несуществующем обременении, может требовать согласие лица, чье право затрагивается данным изменением.

16.4. В случаях, предусмотренных статьей 16.3 настоящего Закона, вправе возразить против достоверности государственного реестра.

16.5. Внесение записи в государственный реестр в связи с возражением осуществляется на основании судебного решения или согласия лица, чье право затрагивается внесением изменения в реестр.

16.6. До тех пор, пока неточность содержания государственного реестра не доказана, презумпция достоверности и полноты данного содержания остается в силе. Запись в реестре в пользу лица, которое приобрело какое-либо право, зарегистрированное на имя отчуждателя на основании договора, считается действительным, за исключением случаев, когда в реестр поступает возражение против данной записи или приобретающее лицо знает о неточности записи.

Глава III. Государственная регистрация некоторых прав на недвижимое имущество

Статья 17. Предварительная регистрация

17.1. Права собственности или иные вещные права на объекты незавершенного строительства могут быть предварительно зарегистрированы в государственном реестре в порядке, предусмотренном статьей 147 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики на основании разрешительных документов на строительство и плана-схемы, а также в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством.

17.2. В государственном реестре могут быть предварительно зарегистрированы права собственности на отдельные квартиры и нежилые помещения, которые станут составной частью объекта незавершенного строительства, а также его обремененность ипотекой.

17.3. Основанием для регистрации права собственности являются выделение кредита правообладателю на строительство квартиры или нежилого помещения, а также договор о предстоящем перечислении этого кредита на счет владельца объекта незавершенного строительства (организации, взявшей обязательство построить и продать правообладателю квартиру или нежилое помещение), или документальный жилищный сертификат, подтверждающий возмещение правообладателем полной стоимости квартиры или нежилого помещения.

17.4. Договор об ипотеке квартиры (нежилого помещения) в пользу банка (кредитной организации), выделившего кредит на основании кредитного соглашения и справки из государственного реестра о предварительной регистрации права собственности, утверждается в нотариальном порядке и регистрируется в государственном реестре.

17.5. Порядок, предусмотренный в статьях 17.2 — 17.4 настоящего Закона, относится и к составным частям объекта незавершенного строительства.

17.6. Для обеспечения требования о приобретении или аннулировании права на земельный участок или права, обременяющего земельный участок, либо изменения содержания или очередности такого права в государственном реестре может быть проведена предварительная регистрация. Предварительная регистрация также допускается для обеспечения будущих или условных требований.

17.7. После проведения предварительной регистрации распоряжение в отношении земельного участка или права на него недействительно в части, которая влияет или препятствует на осуществление указанного требования. Данный порядок применяется и в случае дачи распоряжения в порядке обязательного исполнения или наложения ареста.

17.8. Преимущество требования, направленного на приобретение права, определяется временем представления в реестр заявления о требовании для предварительной регистрации.

Статья 18. Отмена регистрации уничтоженного недвижимого имущества

18.1. Отмена регистрации уничтоженного недвижимого имущества осуществляется в соответствии со статьей 150 Гражданского кодекса Азербайджанской Республики.

18.2. Если право собственности на недвижимое имущество не обременено, и это имущество полностью разрушено и уничтожено по воле собственника, на основании его заявления орган регистрации отменяет регистрацию права собственности.

Статья 19. Государственная регистрация прав аренды и пользования недвижимым имуществом

19.1. Право аренды и пользования недвижимым имуществом сроком более одиннадцати месяцев подлежит государственной регистрации. Заявление о государственной регистрации прав аренды или пользования может подать одна из сторон договора аренды (пользовании) недвижимого имущества. Право аренды (пользования) государственного недвижимого имущества регистрируется в государственном реестре на основании обращения соответствующего органа исполнительной власти, обладающего правом заключения договора аренды (пользования).

19.2. Если в аренду (пользование) сдаются земельный участок или участок недр, к представленному для регистрации договору прилагается план земельного участка и участка недр.

19.3. В случаях, если в аренду сдаются здания, сооружения, дома, расположенные в здании и в доме квартиры, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается план арендуемых помещений с указанием их местоположения и размеров. Договор об аренде (пользовании) недвижимого имущества регистрируется как ограничение прав арендодателя (передающего в пользование).

Статья 20. Государственная регистрация ипотеки

20.1. При государственной регистрации договора об ипотеке недвижимого имущества, в том числе объекта незавершенного строительства, записываются сведения о предмете ипотеки, сроке исполнения долга (обязательства), обеспеченного ипотекой, залогодержателе и залогодателе.

20.2. Если предметом ипотеки является в целом предприятие как имущественный комплекс, в состав имущества, над которым регистрируются ипотечные права, включаются материальные и нематериальные активы этого предприятия, в том числе здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, готовая продукция, права требования, патенты и другие исключительные права.

20.3. Регистрация ипотеки осуществляется в течение 5 рабочих дней с момента поступления заявления в орган регистрации.

20.4. Государственная регистрация ипотеки отменяется на основании заявления залогодержателя или решения суда.

20.5. Другие особенности государственной регистрации ипотеки, в том числе порядок ведения дополнительной регистрации, регулируются законодательством об ипотеке.

Статья 21. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда

21.1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество по решению суда осуществляется на общих основаниях. Момент возникновения права устанавливается решением суда.

21.2. В случае, если государственная регистрация прав на недвижимое имущество оспаривается в суде, об этом делаются соответствующие отметки в государственном реестре на основании справки суда о принятии к судебному исполнению искового заявления.

Статья 22. Доверительное управление, опека и наследование, связанные с недвижимым имуществом

22.1. Государственная регистрация всех прав, связанных с распоряжением недвижимым имуществом на основании условий доверительного управления или опеки, осуществляется на основании документов, определяющих эти отношения, в том числе договоров и решений суда.

22.2. В случае смерти лица, получившего по договору либо на других основаниях право собственности на недвижимое имущество или иные вещные права без выписки, подтверждающей это право, орган регистрации выдает его наследнику по закону или обстоятельствам справку о принадлежности права умершему лицу. Выписка о государственной регистрации прав оформляется на имя наследника, представившего документы о наследовании, выданные на основании этой справки.

Глава IV. Ответственность

Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации прав

23.1. Должностные лица органов регистрации отвечают за точность и своевременное ведение регистрации прав на недвижимое имущество в государственном реестре в соответствии с настоящим Законом, за полноту и подлинность информации, выдаваемой из государственного реестра.

23.2. За точность и своевременное представление технической информации о недвижимом имуществе отвечают должностные лица соответствующих органов исполнительной власти, ведущие государственный учет данного недвижимого имущества.

23.3. Лица, виновные в умышленных искажениях или допущенных ошибках либо разглашении информации о правах на недвижимое имущество, прошедших государственную регистрацию, и договоров о недвижимом имуществе, несут ответственность за нанесенный в результате этого ущерб в соответствии с законодательством.

Президент Азербайджанской Республики

Ильхам АЛИЕВ

г. Баку, 29 июня 2004 года

№ 713-IIГ

Опубликован в газете «Азербайджан» (10 августа 2004 года, № 184) («VES Consultancy» LLC).

С поправками согласно Законам от 12 мая 2006 года № 111-IIIГД; 17 апреля 2007 года № 315-IIIГД; 1 февраля 2008 года № 537-IIIГД

Как в Азербайджане защищают частную собственность

Э.РУСТАМОВА

«В Азербайджане дела с собюдением права собственности обстоят не лучшим образом. Только за последние 10 лет более 1000 обращений было направлено в Европейский суд по правам человека, в которых отмечались нарушения в вопросах защиты частной собственности». Об этом заявил Echo.az экономист Натиг Джафарли.

По его словам, в Азербайджане защита частной собственности граждан гарантирована Конституцией и другими законодательными актами.

«Однако на самом деле гарантированные права не соблюдаются в полной мере. Раньше регулярно международные и неправительственные организации проводили опросы среди азербайджанских предпринимателей на предмет того, с какими проблемами они сталкиваются в Азербайджане,» — сказал экономист.

Как отметил Джафарли, помимо коррупции и монополии представители бизнеса всегда жаловались на плохое исполнение законов в вопросе защиты частной собственности.

«То есть, вопрос защиты собственности входит в первую тройку проблем, которые беспокоят бизнесменов в Азербайджане. Законодательная защита частной собственности в Азербайджане не реализуется на практике — во всяком случае так говорят предприниматели. Добиться исполнения норм о защите частной собственности можно далеко не всегда. Эта проблема достаточно острая, и она препятствует развитию инвестиционного климата в стране.

Как сказал Джафарли, в Азербайджане повсеместно нарушаются права на собственность.

«Не секрет, что несколько лет назад государство определило стоимость компенсации в размере 1500 манатов за кв.метр сносимого жилья. Эта сумма до сих пор не пересмотрена, хотя многое за последнее время изменилось на рынке жилья. Манат дважды девальвировался, и в долларовом выражении компенсация сильно сократилась. Также это неправильно с точки зрения того, что рыночная цена недвижимости каждого района существенно отличается. К тому же, такие вопросы надо решать на основе взаимной договоренности», — сказал Натиг Джафарли.

Отметим, что, согласно закону «О собственности в Азербайджанской Республике», собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Собственник может передавать свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом другому лицу, использовать имущество в качестве предмета залога или обременять его иным способом, передавать свое имущество в собственность или управление другому лицу, а также вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Собственник может использовать имущество для осуществления любой предпринимательской или иной деятельности, не запрещенной законом.

«Проблема зашиты собственности актуальна в Азербайджане уже долгие годы. Число судебных исков в связи с этим постоянно растет. Многие не надеются, что смогут через суд восстановить свои права. Но они вынуждены пройти внутренние процедуры, чтобы потом обратиться в Европейский суд по правам человека. В основном, малый и средний бизнес страдают от такого рода преступлений,» — отметил он.

Как считает Джафарли, в отличие от крупных компаний, малый бизнес чувствует себя менее защищенным.

«То есть, в какой-то мере, уровень защиты собственности зависит от размера компаний. Хотя были случаи, когда и в крупных компаниях незаконно менялись собственники. В большом бизнесе есть свои проблемы и нюансы», — отметил Н.Джафарли.

По его мнению, в целом, деловой климат в стране в настоящее время нельзя назвать удовлетворительным.

«Причины этому — курсовые колебания, международная конъюнктура на экспортируемые товары (нефть, газ), кризис в банковском секторе, система управления внутренним порядком в области бизнес сегмента. Тем не менее, в 2018 году ожидается рост иностранных инвестиций в Азербайджан. Во многом это будет благодаря проекту «Шах Дениз — 2″,» — сказал экономист.

«Помимо этого BP на последней стадии заключения договора с Азербайджаном по нефтегазовым проектам до 2050 года. Эти два фактора послужат росту иностранных инвестиции в 2018 году. Но опять же, экономика будет развиваться однобоко. Инвестиции всегда направлялись и направляются в нефтяной сектор, а другие отрасли остаются в тени», — заключил Джафарли.

Азербайджан о собственности

Статья 24. Основной принцип прав и свобод человека и гражданина

I. Каждый с момента рождения обладает неприкосновенными, ненарушаемыми и неотчуждаемыми правами и свободами.

II. Права и свободы охватывают также ответственность и обязанности каждого перед обществом и другими лицами.

Статья 25. Право на равенство

I. Все равны перед законом и судом.

II. Мужчины и женщины обладают равными правами и свободами.

III. Государство гарантирует равенство прав и свобод каждого независимо от расы, национальности, религии, языка, пола, происхождения, имущественного положения, служебного положения, убеждений, принадлежности к политическим партиям, профсоюзным и другим общественным объединениям. Запрещается ограничивать в правах и свободах человека и гражданина, исходя из расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности, принадлежности к полу, происхождения, убеждений, политической и социальной принадлежности.

Статья 26. Защита прав и свобод человека и гражданина

I. Каждый обладает правом защищать не запрещенными законом способами и средствами свои права и свободы.

II. Государство гарантирует защиту прав и свобод каждого.

Статья 27. Право на жизнь

I. Каждый обладает правом на жизнь.

II. За исключением уничтожения вражеских солдат во время вооруженного нападения на государство, применения смертной казни на основании вступившего в законную силу приговора суда и предусмотренных законом других случаев, право любого лица на жизнь неприкосновенно.

III. В качестве исключительной меры наказания смертная казнь вплоть до ее полной отмены может устанавливаться законом только за особо тяжкие преступления против государства, против жизни и здоровья человека.

IV. Исключая, предусмотренные законом случаи необходимой обороны, крайней необходимости, поимки и задержания преступника, предотвращения бегства заключенного из мест заключения, предотвращения мятежа против государства или государственного переворота, вооруженного нападения на страну, не допускается применение оружия против человека.

Статья 28. Право на свободу

I. Каждый обладает правом на свободу.

II. Право на свободу может быть ограничено только в предусмотренном законом порядке путем задержания, ареста или лишения свободы.

III. Каждый, законно находящийся на территории Азербайджанской Республики, может свободно передвигаться, выбирать себе место жительства и выезжать за пределы Азербайджанской Республики.

IV. Гражданин Азербайджанской Республики обладает правом в любое время беспрепятственно возвратиться в свою страну.

Статья 29. Право собственности

I. Каждый обладает правом собственности.

II. Ни один вид собственности не обладает преимуществом. Право собственности, в том числе право частной собственности, охраняется законом.

III. У каждого в собственности может находиться движимое и недвижимое имущество. Право собственности включает в себя право собственника самому или совместно с другими владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

IV. Никто без решения суда не может быть лишен своей собственности. Полная конфискация имущества не допускается. Отчуждение собственности для государственных или для общественных нужд может допускаться только при условии справедливого предварительного возмещения его стоимости.

V. Государство гарантирует права на наследование.

Статья 30. Право на интеллектуальную собственность

I. Каждый обладает правом на интеллектуальную собственность.

II. Право на авторство, право на изобретение и другие виды права интеллектуальной собственности охраняются законом.

Статья 31. Право на безопасное проживание

I. Каждый обладает правом на безопасное проживание.

II. Запрещается, исключая случаи, предусмотренные законом, посягать на жизнь лица, его физическое и духовное здоровье, собственность, жилье, применять в отношении него насилие.

Статья 32. Право на личную неприкосновенность

I. Каждый обладает правом на личную неприкосновенность.

II. Каждый обладает правом хранить личную и семейную тайну. Кроме случаев, предусмотренных законом, вмешательство в личную жизнь запрещается.

III. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение сведений о чьей-либо личной жизни без его согласия.

IV. Государство гарантирует право каждого на сохранение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений и сведений, передаваемых другими средствами связи. Это право в предусмотренном законом порядке может быть ограничено для предотвращения преступления или выявления истины во время расследования уголовного дела.

Статья 33. Право на неприкосновенность жилья

I. Каждый обладает правом на неприкосновенность жилья.

II. За исключением случаев, установленных законом, или вынесения судебного решения, никто не может войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Статья 34. Право на брак

I. Каждый обладает правом на создание семьи по достижении указанного в законе возраста.

II. Брак заключается на основе добровольного согласия. Никто не может быть принужден к заключению брака.

III. Семья и брак находятся под опекой государства. Материнство, отцовство, детство охраняется законом. Государство оказывает помощь многодетным семьям.

IV. Права супругов равны. Заботиться о детях, воспитывать их является как правом, так и долгом родителей.

V. Уважать родителей, заботиться о них является долгом детей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны содержать нетрудоспособных родителей.

Статья 35. Право на труд

I. Труд является основой личного и общественного благосостояния.

II. Каждый обладает правом свободно выбирать себе на основе своей способности к труду вид деятельности, профессию, занятие и место работы.

III. Никто не может быть принужден к труду.

IV. Трудовые договоры заключаются свободно. Никто не может быть принужден заключить трудовой договор.

V. На основе судебного решения допускаются случаи привлечения к принудительному труду, условия и сроки которого предусмотрены законом, допускается принуждение к труду в связи с исполнением приказов полномочных лиц во время военной службы, принуждение граждан выполнять определенные работы во время чрезвычайного или военного положения.

IV. Каждый обладает правом трудиться в безопасных и здоровых условиях, получать вознаграждение за свой труд без какой-либо дискриминации не меньше минимального размера заработной платы, установленного государством.

VII. У безработных есть право на получение социального пособия от государства.

VIII. Государство использует все свои возможности для устранения безработицы.

Статья 36. Право на забастовку

I. Каждый имеет право бастовать самостоятельно или совместно с другими.

II. Право на забастовку работающих на основе трудового договора может быть ограничено только в случаях, предусмотренных законом.

Не могут бастовать военнослужащие и гражданские лица, служащие в Вооруженных Силах и других вооруженных формированиях Азербайджанской Республики.

III. Индивидуальные и коллективные трудовые споры разрешаются в порядке, установленном законом.

Статья 37. Право на отдых

I. Каждый обладает правом на отдых.

II. Работающим по трудовому договору гарантируется установленный законом, но не превышающий 8 часов ежедневно рабочий день, дни отдыха и праздничные дни, предоставление не менее одного раза в год оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее 21 календарного дня.

Статья 38. Право на социальное обеспечение

I. Каждый обладает правом на социальное обеспечение.

II. Оказание помощи нуждающимся является в первую очередь долгом членов их семей.

III. Каждый имеет право на социальное обеспечение по достижении возраста, установленного законом, по болезни, инвалидности, за потерю кормильца, потерю трудоспособности, по безработице и в других случаях, предусмотренных законом.

IV. Минимальная сумма пенсий и социальных пособий устанавливается законом.

V. Государство создает возможности для развития благотворительной деятельности, добровольного социального страхования и других форм социального обеспечения.

Статья 39. Право жить в здоровой окружающей среде

I. Каждый обладает правом жить в условиях здоровой окружающей среды.

II. Каждый обладает правом собирать сведения о подлинном состоянии окружающей среды и получать возмещение за ущерб, нанесенный его здоровью и имуществу в связи с экологическим правонарушением.

Статья 40. Право на культуру

I. Каждый обладает правом участвовать в культурной жизни, использовать культурные учреждения и культурные ценности.

II. Каждый должен с уважением относиться к историческому, культурному и духовному наследию, заботиться о нем, охранять памятники истории и культуры.

Статья 41. Право на охрану здоровья

I. Каждый обладает правом на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

II. Государство принимает необходимые меры для развития всех видов здравоохранения, действующего на основе различных видов собственности, гарантирует санитарно-эпидемиологическое благополучие, создает возможности для различных форм медицинского страхования.

III. Должностные лица, скрывающие факты и случаи, которые создают опасность для жизни и здоровья людей, привлекаются к ответственности на основе закона.

Статья 42. Право на образование

I. Каждый гражданин обладает правом на получение образования.

II. Государство гарантирует обязательное бесплатное общее среднее образование.

III. Система образования контролируется государством.

IV. Государство гарантирует продолжение образования для талантливых лиц независимо от их материального положения.

V. Государство устанавливает минимальные стандарты образования.

Статья 43. Право на жилище

I. Никто не может быть незаконно лишен своего жилища.

II. Государство содействует строительству жилья, принимает специальные меры для реализации права на жилище.

Статья 44. Право на национальную принадлежность

I. Каждый обладает правом сохранять свою национальную принадлежность.

II. Никто не может быть принужден изменить свою национальную принадлежность.

Статья 45. Право пользования родным языком

I. Каждый обладает правом пользоваться родным языком. Каждый обладает правом получить воспитание, образование и заниматься творчеством на любом языке по своему желанию.

II. Никто не может быть лишен права пользования родным языком.

Статья 46. Право на защиту чести и достоинства

I. Каждый обладает правом защищать свои честь и достоинство.

II. Достоинство личности охраняется государством. Никакое обстоятельство не может служить основанием для унижения достоинства личности.

III. Никто не может быть подвергнут пыткам и истязаниям, никто не может быть подвергнут обращению или наказанию, унижающему человеческое достоинство. Ни над кем без его согласия не могут проводиться медицинские, научные и другие опыты.

Статья 47. Свобода мысли и слова

I. Каждый обладает правом на свободу мысли и слова.

II. Никого нельзя принудить обнародовать свои мысли и убеждения или отказаться от своих мыслей и убеждений.

III. Не допускаются агитация и пропаганда, возбуждающие расовую, национальную, религиозную и социальную рознь и вражду.

Статья 48. Свобода совести

I. Каждый обладает свободой совести.

II. Каждый обладает правом свободно определить свое отношение к религии, самостоятельно или совместно с другими исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакую религию, выражать и распространять свои убеждения, связанные с отношением к религии.

III. Выполнение религиозных обрядов свободно, если не нарушает общественный порядок и не противоречит общественной нравственности.

IV. Вероисповедание и религиозные убеждения не оправдывают правонарушения.

Статья 49. Свобода собраний

I. Каждый обладает правом на свободу собраний.

II. Каждый имеет право, заблаговременно оповестив соответствующие государственные органы, совместно с другими мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги, демонстрации, уличные шествия, устанавливать пикеты.

Статья 50. Свобода информации

I. Каждый обладает свободой законным путем искать, приобретать, передавать, составлять и распространять информацию.

II. Гарантируется свобода массовой информации. Запрещается государственная цензура в средствах массовой информации, в том числе в печати.

Статья 51. Свобода творчества

I. Каждый обладает свободой творчества.

II. Государство гарантирует свободное осуществление литературно-художественного, научно-технического и других видов творчества.

Статья 52. Право на гражданство

Лицо, имеющее с Азербайджанской Республикой политическую и правовую связь, а также взаимные права и обязанности, является гражданином Азербайджанской Республики. Лицо, рожденное на территории Азербайджанской Республики или от гражданина Азербайджанской Республики, является гражданином Азербайджанской Республики. Лицо, одним из родителей которого является гражданин Азербайджанской Республики, является гражданином Азербайджанской Республики.

Статья 53. Гарантия права на гражданство

I. Гражданин Азербайджанской Республики, ни при каких обстоятельствах не может быть лишен гражданства Азербайджанской Республики.

II. Гражданин Азербайджанской Республики, ни при каких обстоятельствах не может быть изгнан из Азербайджанской Республики или выдан иностранному государству.

III. Азербайджанская Республика гарантирует правовую защиту и покровительствует гражданам Азербайджанской Республики, временно или постоянно проживающим за ее пределами.

Статья 54. Право на участие в политической жизни общества и государства

I. Граждане Азербайджанской Республики обладают правом беспрепятственно участвовать в политической жизни общества и государства.

II. Самостоятельно оказывать сопротивление попытке мятежа против государства или государственного переворота является правом каждого гражданина Азербайджанской Республики.

Статья 55. Право на участие в управлении государством

I. Граждане Азербайджанской Республики обладают правом участвовать в управлении государством. Это право они могут осуществлять непосредственно или через своих представителей.

II. Граждане Азербайджанской Республики имеют право служить в государственных органах. Должностные лица государственных органов назначаются из числа граждан Азербайджанской Республики. Иностранцы и лица без гражданства могут приниматься на государственную службу в установленном законом порядке.

Статья 56. Избирательное право

I. Граждане Азербайджанской Республики обладают правом избирать и быть избранными в государственные органы, а также участвовать в референдуме.

II. Не обладают правом участвовать в выборах, а также участвовать в референдуме лица, недееспособность которых установлена решением суда.

III. Право участвовать в выборах военнослужащих, судей, государственных служащих, религиозных деятелей, лиц, лишенных свободы по вступившему в законную силу приговору суда, других лиц, указанных в настоящей Конституции и законе, может ограничиваться законом.

Статья 57. Право на обращение

I. Граждане Азербайджанской Республики обладают правом лично обращаться, а также направлять индивидуальные и коллективные письменные обращения в государственные органы. На каждое обращение должен быть дан ответ в установленном законом порядке и сроки.

II. Граждане Азербайджанской Республики обладают правом критиковать деятельность или работу государственных органов, их должностных лиц, политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, а также деятельность или работу отдельных граждан. Преследование за критику запрещается. Оскорбление или клевета не могут считаться критикой.

Статья 58. Право на объединение

I. Каждый обладает правом свободно объединяться с другими.

II. Каждый обладает правом создавать любое объединение, в том числе политическую партию, профессиональный союз и другое общественное объединение, или вступать в уже существующее объединение. Свободная деятельность всех объединений гарантируется.

III. Никто не может быть принужден вступать в какое-либо объединение или оставаться его членом.

IV. Запрещаются объединения, преследующие цель насильственно свергнуть законную государственную власть на всей территории Азербайджанской Республики или в какой-либо ее части. Деятельность объединений, нарушающих Конституцию и законы, может быть прекращена только в судебном порядке.

Статья 59. Право на свободу предпринимательства

Каждый может в установленном законом порядке, свободно используя свои возможности, способности и имущество, самостоятельно или совместно с другими заниматься предпринимательской деятельностью или не запрещенным законом другим видом экономической деятельности.

Статья 60. Судебная гарантия прав и свобод

I. Гарантируется защита прав и свобод каждого в суде.

II. Каждый может обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) государственных органов, политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений и должностных лиц.

Статья 61. Право на получение правовой помощи

I. Каждый обладает правом на получение квалифицированной правовой помощи.

II. В предусмотренных законом случаях правовая помощь оказывается бесплатно, за счет государства.

III. У каждого лица с момента задержания, ареста, предъявления обвинения в совершении преступления со стороны компетентных государственных органов есть право пользоваться помощью защитника.

Статья 62. Недопущение изменения судебной юрисдикции

Каждый обладает правом на рассмотрение его дела в установленном законом суде. Не допускается рассмотрение дела лица в другом суде без его согласия.

Статья 63. Презумпция невиновности

I. Каждый обладает правом на презумпцию невиновности. Каждый, кто обвиняется в совершении преступления, до тех пор пока его вина не доказана в установленном законом порядке и нет в связи с этим приговора суда, вступившего в силу, считается невиновным.

II. Если есть обоснованные подозрения в виновности лица, то признание его виновным не допускается.

III. Лицо, которое обвиняется в совершении преступления, не обязано доказывать свою невиновность.

IV. Не могут быть использованы при осуществлении правосудия доказательства, добытые с нарушением закона.

V. Без приговора суда никто не может считаться виновным в совершении преступления.

Статья 64. Недопущение повторного осуждения за одно и то же преступление

Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

Статья 65. Право повторного обращения в суд

У каждого лица, осужденного судом, есть право обратиться в установленном законом порядке в вышестоящий суд по поводу пересмотра приговора, вынесенного в его отношении, а также по поводу помилования и смягчения наказания.

Статья 66. Недопущение принуждения свидетельствовать против родственников

Никто не может быть принужден свидетельствовать против себя, жены (мужа), детей, родителей, брата, сестры. Полный перечень родственников, дача показаний против которых не является обязательной, определяется законом.

Статья 67. Права задержанных, арестованных и обвиняемых в совершении преступления

Каждому лицу, задержанному, арестованному, обвиняемому в совершении преступления, со стороны компетентных государственных органов должны быть немедленно разъяснены его права и причины его задержания, ареста, а также привлечения к уголовной ответственности.

Статья 68. Право требовать возмещения ущерба

I. Права лица, пострадавшего от преступления, а также от злоупотребления властью, охраняются законом. Пострадавшее лицо обладает правом участвовать в осуществлении правосудия и требовать возмещения нанесенного ему ущерба.

II. Каждый обладает правом на возмещение государством ущерба, нанесенного в результате незаконных действий или бездействия государственных органов либо их должностных лиц.

Статья 69. Права иностранцев и лиц без гражданства

I. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Азербайджанской Республике, могут пользоваться всеми правами и должны выполнять все обязанности наравне с гражданами Азербайджанской Республики, если иное не предусмотрено законом или международным договором, стороной которого является Азербайджанская Республика.

II. Права и свободы иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих или временно находящихся на территории Азербайджанской Республики, могут быть ограничены только в соответствии с международными правовыми нормами и законами Азербайджанской Республики.

Статья 70. Право на политическое убежище

I. В соответствии с общепризнанными международными правовыми нормами Азербайджанская Республика предоставляет политическое убежище иностранцам и лицам без гражданства.

II. Не допускается выдача другому государству лиц, преследуемых за свои политические убеждения, а также за деяние, не считающееся преступлением в Азербайджанской Республике.

Статья 71. Защита прав и свобод человека и гражданина

I. Соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции, является долгом органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

II. Никто не может ограничить осуществление прав и свобод человека и гражданина.

III. При объявлении войны, военного и чрезвычайного положения, а также мобилизации осуществление прав и свобод человека и гражданина может быть частично и временно ограничено с учетом международных обязательств Азербайджанской Республики. О правах и свободах, осуществление которых ограничено, заблаговременно объявляется населению.

IV. Никто ни при каких обстоятельствах не может быть принужден обнародовать свои религиозные и иные убеждения, мысли и преследоваться за них.

V. Ни одно положение Конституции не может истолковываться как положение, направленное на упразднение прав и свобод человека и гражданина.

VI. На территории Азербайджанской Республики права и свободы человека и гражданина действуют непосредственно.

VII. Споры, связанные с нарушением прав и свобод человека и гражданина, разрешаются судами.

VIII. Никто не может нести ответственность за деяние, которое при его совершении не считалось правонарушением. Если после совершения правонарушения новым законом за такие действия была устранена или смягчена ответственность, то применяется новый закон.

Смотрите еще:

  • Закон от 19122005 163-фз Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Документ является поправкой к Комментарии Российской […]
  • Как исчислить сумму налога на доходы физических лиц Как высчитать НДФЛ из зарплаты Актуально на: 24 января 2018 г. По общему правилу заработная плата облагается НДФЛ по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов. И каждый работодатель, будучи налоговым агентом, должен исчислить, […]
  • Осаго если водитель пьян Получение выплаты по ОСАГО при ДТП с пьяным водителем Согласно Правилам дорожного движения (далее – Правила, ПДД) водителю запрещается, при каких бы то ни было обстоятельствах управлять автотранспортным средством в пьяном виде. Это […]
  • Размер пособия по безработице оренбург Сколько платят на бирже труда по безработице Биржа труда – учреждение, входящее в систему государственного регулирования рынка труда. Биржа занимается посредническими функциями, осуществляемыми между работодателями и гражданами, […]
  • Общественное обсуждение закон Статья 24. Общественное обсуждение Статья 24. Общественное обсуждение См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона 1. Под общественным обсуждением в настоящем Федеральном законе понимается используемое в целях общественного […]
  • Досрочное сокращение как оформить Типичный образец заявления на досрочное увольнение по сокращению штата: как написать этот документ? Бывают случаи, когда при сокращении сотрудников на предприятии часто возникают ситуации, когда одна из сторон трудовых отношений выбирает […]
  • Сапожников адвокат Сапожников Юрий Юрьевич (Юрист) Опытный юрист практик, основное направление деятельности - защита компаний в суде (арбитражный процесс). Юрист специализируется на гражданском, корпоративном, хозяйственном и других отраслях права. Высокая […]
  • Приказ въезд на территорию "Детский сад №8 "Капелька" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 8 « Капелька» Приказ 01.09.2017 г. №30/8 «Об организации пропуска автотранспорта на территорию МБДОУ " Д/с № 8 «Капелька» […]