39 закон о сми

Закон «О СМИ»

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I
«О средствах массовой информации»

С изменениями и дополнениями от:

13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г., 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г., 14 июня, 11, 21 июля 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 14 октября, 24 ноября 2014 г., 8 марта, 13 июля, 30 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня, 29 июля, 25 ноября 2017 г., 18 апреля 2018 г.

См. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

27 декабря 1991 года

Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами — лишь в части, касающейся распространения их продукции в РФ. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные Законом, наравне с организациями и гражданами РФ (если иное не установлено).

Провозглашается свобода массовой информации (предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иные сообщений и материалов) в РФ. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Определены и иные понятия, используемые в Законе.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции СМИ со стороны уполномоченных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов (их отдельных частей), не допускается. Запрещается злоупотребление свободой массовой информации.

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Определены лица, которые не могут выступать учредителями. Редакция СМИ осуществляет свою деятельность после его регистрации в установленном порядке. Рассмотрены основания прекращения и приостановления деятельности СМИ, вопросы о статусах учредителя и редакции СМИ. Закреплены и иные положения об организации деятельности СМИ.

Самостоятельный раздел Закона посвящен распространению массовой информации. Рассматриваются вопросы: выдачи и аннулирования лицензии на вещание; хранения материалов радио- и телепередач; распространения рекламы; выходных данных; тиража; и т.д. Государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания вырабатывает и проводит Федеральная комиссия по телерадиовещанию.

Определены основы отношений СМИ с гражданами и организациями. Закреплены права и обязанности журналиста.

Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе договоров, заключенных РФ. Редакции, профессиональные объединения журналистов участвуют в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с гражданами и юридическими лицами других государств, а также международными организациями. Гражданам РФ гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных СМИ.

За нарушения законодательства РФ о СМИ несут ответственность учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов. Предусмотрены основания освобождения от ответственности.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 8 февраля 1992 г. N 32, в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. N 7 ст. 300

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 239-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 280-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 94-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 464-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 257-ФЗ

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г., за исключением подпункта «б» пункта 2 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 370-ФЗ

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 158-ФЗ

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 50-ФЗ

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 34-ФЗ

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2011 г.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 4 августа 2001 г. N 107-ФЗ

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 110-ФЗ

Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 90-ФЗ

Федеральный закон от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Федеральный закон от 19 июля 1995 г. N 114-ФЗ

Федеральный закон от 6 июня 1995 г. N 87-ФЗ

Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 6-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Сроки ответа на запрос СМИ

Мы являемся коммерческой организацией. Обязаны ли мы отвечать на запросы СМИ в течение 7 дней, как того требует закон о СМИ? или 7 дней — для чиновников, а для коммерческой организации — больший срок ответа?

можем ли мы вообще не отвечать на запрос СМИ?

Ответы юристов (1)

Организации обязаны предоставлять информацию по запросу СМИ в течение 7 дней, как и органы местного самоуправления и государственные органы. В том случае, когда невозможно предоставить запрашиваемую информацию в указанный срок, организация должна вручить уведомление об отсрочке в течение 3 дней с даты получения запроса:

Статья 39 Закона РФ «О СМИ». Запрос информации

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:
1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;
2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;
3) должностное лицо, установившее отсрочку;
4) дата принятия решения об отсрочке.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Статья 39. Запрос информации

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст
  • Комментарий к ст. 39 Закона о СМИ

    1. Комментируемая статья конкретизирует право редакций на запрос информации у государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц. Данное право содержится во многих международных актах. Так, например, Рекомендация Совета Европы R (81) 19 от 25 ноября 1981 г. «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных ведомств» указывает, что все государства — члены Совета должны обеспечивать право на получение по запросу информации, находящейся в ведении государственных органов (за исключением законодательных и судебных органов).

    По мнению Пленума Верховного Суда РФ, выбор законного способа поиска информации осуществляется журналистом и редакцией самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами, например, нормами ч. 4 ст. 4 комментируемого Закона, п. «б» ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», подп. 14 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военном положении» (см. п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).

    Таким образом, запрос информации является одним из основных законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

    Редакция не обязана обосновывать необходимость получения информации (кроме информации с ограниченным доступом). Из смысла ст. 40 комментируемого Закона вытекает, что ответ на запрос должен быть предоставлен редакции в семидневный срок. Если в указанный срок не были предоставлены ответ или уведомление об отсрочке в предоставлении информации, это равносильно отказу и может быть обжаловано в суд.

    Сам запрос может осуществляться как в письменной, так и в устной форме. Однако, учитывая возможность немотивированного отказа в предоставлении информации, необходимо рекомендовать именно письменную форму запроса, а в случае отказа в предоставлении информации — получение на запросе соответствующей записи с мотивировкой отказа. В таком случае редакция будет иметь на руках доказательства, необходимые для обжалования неправомерного отказа. Как правило, письменный запрос составляется на официальном бланке редакции и заверяется печатью. Однако такое оформление является сложившейся практикой, а не обязательной для исполнения, исходящей от государства нормой закона. Комментируемая статья также определяет конкретных должностных лиц, в компетенцию которых входит предоставление испрашиваемой информации.

    2. Отдельные ведомственные нормативные акты регламентируют вопрос предоставления информации по вопросам деятельности отдельных министерств и ведомств. Так, Приказом Минфина РФ от 7 ноября 2005 г. N 133н «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Министерства финансов Российской Федерации» был утвержден Порядок предоставления средствам массовой информации сведений о деятельности Министерства финансов РФ. Согласно данному нормативному акту позицию министерства по вопросам его деятельности имеют право доводить до сведения средств массовой информации министр, заместители министра, помощник (пресс-секретарь) министра (далее — пресс-секретарь министра), начальник и заместители начальника отдела по связям с общественностью и средствами массовой информации департамента управления делами и контроля (далее — пресс-служба министерства), сотрудники пресс-службы по поручению руководства пресс-службы, а также директора департаментов и их заместители по согласованию с министром, заместителями министра, пресс-секретарем министра или начальником пресс-службы министерства. Запросы представителей средств массовой информации поступают в пресс-службу министерства, откуда после регистрации передаются в соответствующий департамент министерства. Соответствующий департамент министерства представляет запрашиваемую информацию в пресс-службу министерства в срок не позднее 3-х дней. Справочная информация предоставляется средствам массовой информации только пресс-службой министерства по согласованию с руководством соответствующего департамента министерства.

    3. В информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N С1-7/С1-392 «О некоторых вопросах работы арбитражных судов Российской Федерации по взаимодействию со средствами массовой информации» было указано, что становление и упрочнение судебной власти в государстве во многом зависит от состояния общественного мнения по данному вопросу. Средства массовой информации, выполняя информационную функцию, являются одновременно и каналом выражения общественного мнения, и способом его формирования. Отмечая в этой связи важность и необходимость укрепления деловых связей со средствами массовой информации в целях объективного, профессионального и юридически грамотного освещения ими деятельности арбитражных судов, предлагалось: арбитражным судам Российской Федерации повсеместно налаживать и укреплять постоянные деловые контакты со средствами массовой информации и конкретно с журналистами, специализирующимися в своих выступлениях на экономико-правовой тематике, в том числе на освещении экономических споров в арбитражных судах.

    Было указано на необходимость в каждом арбитражном суде Российской Федерации:

    — с учетом имеющихся возможностей возложить на одного или нескольких специалистов обязанность по непосредственному постоянному сотрудничеству со СМИ;

    — обеспечить возможность ознакомления журналистов со временем проведения судебных заседаний по конкретным спорам, представляющим интерес для СМИ;

    — предоставлять возможность журналистам, присутствующим в зале, вести записи по ходу судебного процесса. При этом следует иметь в виду, что фото-, кино- и видеосъемка в зале суда могут производиться только по разрешению председательствующего по делу, который вправе продлить ранее определенное время съемок или разрешить их проведение непосредственно в ходе заседания. В то же время съемка не должна влиять на объективное ведение заседания и свободу волеизъявления участвующих в деле лиц;

    — выдавать журналисту судебный акт, вступивший в законную силу, по просьбе руководства редакции или агентства, интересы которых он представляет. В исключительных случаях с согласия лиц, участвовавших в деле, и при наличии ходатайства руководства редакции или агентства журналист может ознакомиться с иными материалами дела, рассмотренного в судебном заседании. Просьбы СМИ о предоставлении материалов нерассмотренных судебных дел удовлетворению не подлежат;

    — ввести в практику работы суда систематическое отслеживание и анализ публикаций в печати, а также материалов передач телерадиовещания о деятельности арбитражных судов. Реагировать на случаи необъективного или недобросовестного освещения деятельности арбитражного суда в СМИ путем публикации в печати соответствующих материалов или подготовки передачи телерадиовещания. При необходимости пользоваться правами на опровержение и на ответ, предусмотренными статьями 43 и 46 Закона РФ «О средствах массовой информации».

    4. К сожалению, комментируемая статья не предусматривает права индивидуального журналистского запроса с обязательностью его исполнения. Более корректный подход к формулировке данной статьи был предложен в проекте Индустриального комитета. Так, согласно ст. 9 проекта право запроса предоставлялось владельцу средства массовой информации, издателю, вещателю, редакции (главному редактору), журналисту.

    5. В статье также предусмотрен минимально возможный список должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений. Однако список перечисленных в статье должностных лиц не является исчерпывающим.

    39 закон о сми

    Статья 39. Запрос информации
    [Закон «О СМИ»] [Глава IV] [Статья 39]

    Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

    1 комментарий к записи “Статья 39 Закон о СМИ. Запрос информации”

    Статья 39. Запрос информации
    Комментарий к статье 39
    1. Редакция СМИ наравне с другими пользователями информации обладает правом на доступ к открытым государственным информационным ресурсам. Вместе с тем комментируемая норма наделяет редакцию особым правом — запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
    2. Осуществляя запрос тех или иных сведений, редакция не обязана обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации перед владельцем информационных ресурсов. Исключение составляют случаи, когда запрашивается информация с ограниченным доступом (подробнее см. ст. 4 и комментарий к ней), к которой Закон об информации запрещает относить, в частности:
    законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
    документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
    документы об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
    документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
    3. Каких-либо особых требований к оформлению запроса редакции (например, чтобы он обязательно был выполнен на официальном бланке и заверен печатью) Закон о СМИ не устанавливает. Более того, статья предусматривает возможность осуществлять запрос информации не только в письменной, но и в устной форме.
    4. Обязанность по предоставлению информации, запрашиваемой редакциями СМИ, возложена на руководителей органов, организаций и объединений, их заместителей, работников пресс-служб либо других уполномоченных лиц. Указанные лица осуществляют обязанности по предоставлению информации в пределах своей компетенции.

    Конференция ЮрКлуба

    как отбиться от запроса СМИ на предоставле.

    Samuil_Anakoixer 03 Мар 2014

    Прикрепленные изображения

    pavelser 04 Мар 2014

    pavelser , Три раза- и консолят Устав с регистрацией. Стандартная рейдерская схема. Потом делят бабло.

    Samuil_Anakoixer , Умоляю-просите модераторов перенести в «Чавойту». Тут я советовать не могу, а там. (Учтывая, что мой сайт зарегистрирован в СМИ), обсудим вопросы написания мною статьи по использованию в целях рейдерства местных СМИ..С запросами к добрым людям такого характера:
    1. Раскройте свои источники финансирования за последние три года.
    2. Сколько (в процетнах) после Ваших запросов менялась структура собственников у лиц, которым Вами направлялись запросы( с указанием причин).
    3. Список аффилированных лиц.
    4. Количество утаяных Вашими аффилированными лицами доходов.
    «Вот когда я вас настигну- тогда и похохочем!»(с)
    Разрешаю наш диалог переслать-нижего же личного, только бизнес:-)))

    Samuil_Anakoixer 04 Мар 2014

    К слову, ну признали незаконным бездействие, а дальше что ?

    НУ они еще в иске просят — обязать директора устранить допущенное нарушение.

    решения которые я прикрепил посмотри.

    Извергу. Вы решения которые я прикрепил открывали? смотрели?

    Izverg 04 Мар 2014

    Eisenfaust 04 Мар 2014

    Izverg 05 Мар 2014

    Вывод: не имеет права СМИ подавать на учреждение, т.к. данное учреждение не явл. гос. и мун.

    Samuil_Anakoixer 05 Мар 2014

    1. Запрос был подписан именно главным редактором?
    2. А связана ли требуемая информация с деятельностью организации? Смотрим в устав и сопоставляем: относится ли к деятельности организации получение финансирования, получение и раздача грантов.
    Но в любом случае нарушение имеется, так как если организация считала запрос необоснованным, то она была обязана дать отказ в три дня.

    1. да запрос был подписан именно главным редактором.
    2. СМИ требует предоставить сведения о том финансируется ли автономное некоммерч. организация от иностр. источников, а также каким конкретно организациям и гражданам Ответчик выдавал гранты и в какой сумме. данная информация если заглянуть в Устав Ответчика не относится к видам деятельности Ответчика, но есть один вид деятельности Ответчика по уставу: — Создание и поддержка предприятий народных ремесел и промыслов коренных малочисленных народов. Тут я думаю можно прицепится к слове «поддержка предприятий».

    Eisenfaust 06 Мар 2014

    Самое очевидное.
    АУ вообще не ответило на запрос. А обязано было: либо предоставить информацию, либо отказать в предоставлении информации.
    Следовательно, редакция не вправе требовать, а суд не вправе обязать АУ предоставить информацию. (Скан иска у меня не открывается, поэтому я не вижу, что именно требует редакция.) Суд может только обязать АУ рассмотреть запрос.
    Ну, хоть время потянете. А там, глядишь, и срок исковой давности пройдет. (Даже если редакция попробует изменить предмет иска.)

    Другое:
    1. А разве АУ не раскрыло на официальном сайте, в СМИ, в иных источниках информацию о своей деятельности, как того требуют ч.ч. 10, 13 ст. 2 174-ФЗ? (Вернее, эти сведения публикует Федеральное казначейство.)
    2. Получение финансирования от кого бы то ни было — не есть деятельность АУ согласно уставу (да и любого лица). А если так интересует, то было бы логично спрашивать это у того, кто финансирует. Кроме того, смысл Закона о СМИ, на мой взгляд, состоит в том, чтобы СМИ и граждане получали не любую информацию, а только ту, что имеет публичное значение и представляет реальный интерес для общества. Какое собачье дело общества, получает ли АУ финансирование из-за рубежа? (Хотя нашел совершенно идиотскую, по моему мнению, практику, когда СМИ запросило у ОАО сведения о численности, штатном расписании и окладах его работников, и суд посчитал это правомерным.)
    3. АУ действительно является грантодателем, или поддержка народных ремесел и пр. осуществляется иным образом? (Кстати, а зачем бы иностранным источникам финансировать поддержку народных ремесел в России?!)
    4. Информация о гражданах, получивших гранты, — это персональные данные. Следовательно.
    5. Вы процитировали вопросы:

    — «каким образом финансируется деят. вашей организации с периода 2001-2013»
    — «получает ли ваша организация иностр. гранты»
    — «каким организациям конкретно или частным лицам вы выдаете гранты?»

    На первый вопрос я бы ответил: «Финансирование деятельности автономного учреждения осуществляется в порядке, определенном. » (далее приводите нормы 174-ФЗ, других НПА).
    На второй — уже предложил.
    На третий: по частным лицам сказал.

    Samuil_Anakoixer 07 Мар 2014

    ОТЗЫВ

    на исковое заявление на бездействие должностного лица

    Директор АУ Ф.И.О. (далее – ответчик) изучив исковое заявление Редакции газеты (далее – истец), считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    325]1. Ответчик подал исковое заявление в порядке главы 25 ГПК РФ на бездействие

    должностного лица.
    В соответствии со статьей 245 ГПК РФ суд рассматривает дела возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий ( бездействия ) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц , государственных и муниципальных служащих.
    Истец просит признать бездействие ответчика выразившееся в непредоставлении информации по запросу истца в установленный законом срок, незаконным и обязать его устранить допущенное нарушение.
    В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» под бездействием понимается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
    Согласно п.3 вышеуказанного постановления, должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. Заявление гражданина, находящегося в служебной зависимости от лиц, решение, действие (бездействие) которых им оспаривается, рассматривается судом по правилам главы 25 ГПК РФ лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом (например, частью 3 статьи 254 ГПК РФ).
    К должностным лицам, в частности, относятся:
    — лица, замещающие государственные должности Российской Федерации (должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов), лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации (должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации), лица, замещающие муниципальные должности (выборные должностные лица местного самоуправления, а также лица, замещающие эти должности по контракту);
    — должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
    — должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях (например, в ходе проверок при осуществлении надзора за исполнением законов);
    — должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, в частности государственные инспекторы труда (статья 359 Трудового кодекса Российской Федерации, далее — ТК РФ), государственные инспекторы в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации (статья 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
    Учитывая вышеуказанные разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, ответчик считает, что он не является должностным лицом, бездействие которого, выразившееся в непредоставлении информации по запросу истца, подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ.
    В соответствии с п.10 вышеназванного постановления, нормы ГПК РФ не допускают возможности оспаривания в порядке главы 25 этого Кодекса решений и действий (бездействия) органов
    управления организациями и их объединениями, общественными объединениями, политическими партиями, а также их руководителей, поэтому такие дела должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе и в случаях, когда заявитель ссылается на положения Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
    На основании ст.220 ГПК РФ Суд прекращает производство по делу в случае, если: дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса, а именно в случае если, заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке;

    Eisenfaust 07 Мар 2014

    На основании ст.220 ГПК РФ Суд прекращает производство по делу в случае, если: дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса, а именно в случае если, заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке;

    Ответчик полагает, что данное исковое заявление подлежит оставлению судом без

    Так а в принципе такой спор, на Ваш взгляд, должен разрешаться в целом по ГПК РФ или нет? Если да, то Ваш довод не катит: и гл. 25 ГПК РФ, и общее исковое производство — это все гражданское судопроизводство. А граница между этими видами процедур настолько тонка, что суду ничто не мешает суду рассмотреть заявление, поданное в порядке гл. 25 ГПК РФ, в общем порядке. Знаем, проходили.
    Кстати, иск подан редакцией? А редакция зарегистрирована в качестве ЮЛ?

    В ПОМОЩЬ ЖУРНАЛИСТУ


    Новости
    О нас
    Аналитика
    Помощь по жилищному праву
    Помощь призывникам
    Помощь журналисту
    Консультации Документы Судебные решения

    ПРАВА ЖУРНАЛИСТА ПРИ СБОРЕ ИНФОРМАЦИИ

    1. Законы, закрепляющие право журналиста на сбор информации

    а) Часть 4 статьи 29 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

    б) Закон РФ от 27 декабря 1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации», статьи 39 – 40.

    в) ФЗ РФ от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», статьи 7 — 8.

    2. Сроки предоставления информации

    Статья 40 Закона РФ «О СМИ» устанавливается срок предоставления ответа на редакционный запрос — 1 неделя (7 дней).

    Если в течение 7 дней со дня получения адресатом запроса редакции информация не может быть предоставлена, то представителю редакции вручается уведомление об отсрочке в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. Причем, в уведомлении должны быть указаны:

    • причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;
    • дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;
    • должностное лицо, установившее отсрочку;
    • дата принятия решения об отсрочке.

    Отсутствие ответа в течение этого времени равноценно отказу в предоставлении информации, который и может быть обжалован в суд или вышестоящий орган.

    3. Алгоритм действий по получению информации

    1. Определите, от какого учреждения (органа, организации) вам необходимо получить нужную информацию (документ с соответствующими разъяснениями). Выясните, относится ли этот вопрос к его компетенции. Иначе через неделю можно получить ответ о том, что обратились не по адресу.

    2.Обращаться лучше письменно, чтобы у должностного лица возникла обязанность дать ответ на Ваше обращение. Причем запрос должен быть в 2 экземплярах: один вы оставляете у адресата. Второй, с отметкой о дате принятия и подписи принявшего лица, забираете себе.

    Не забудьте указать на письме-запросе свой обратный адрес и контактный телефон (это может быть ваш личный телефон, а не телефон редакции).

    3. Уточните, куда звонить для контроля за исполнением вашего письма-запроса. Дело в том, что письмо сдается в общий отдел, а далее направляется адресату.

    Через несколько дней позвоните и узнайте, кого назначили исполнителем по вашему письму-запросу, а также фамилию и телефон вышестоящего руководителя исполнителя, чтобы у вас была возможность контролировать действия исполнителя.

    4. Куда жаловаться в случае отказа.

    а) В вышестоящий орган.

    Не всегда является эффективным методом восстановления своих прав, поскольку органы государственной и муниципальной власти имеют одинаковое представление о законе РФ «О СМИ» и его прочтении.

    б) В прокуратуру.

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» жалобы, содержащие сведения о нарушениях законодательства РФ, могут быть направлены на разрешение в органы прокуратуры, которые рассматривают и разрешают их в общеустановленном порядке.

    Т.е. в течение 30 дней прокуратура должна рассмотреть ваше обращение и дать правовую оценку деятельности государственного органа.

    в) В суд с заявлением о признании незаконным решения государственного органа (органа местного самоуправлении об отказе в предоставлении информации. При подаче заявления в суд необходимо уплатить пошлину в размере 200 рублей.

    Отвечать на запросы СМИ обязаны все организации

    Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017 года утвержден Обзор судебной практики Верховного Суда (№ 4, 2017).

    В разделе Разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике, содержатся следующие важные разъяснения о редакционных запросах (полная версия Обзора судебной практики есть на сайте Гаранта):

    ВОПРОС 1. На какие организации распространяются требования ст. 38, 39 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о средствах массовой информации) о предоставлении сведений о своей деятельности по запросам редакций средств массовой информации?

    ОТВЕТ. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ч. 4 ст. 29, ст. 42).

    В развитие указанных конституционных положений абзацами первым, вторым ст. 38 Закона о средствах массовой информации гражданам предоставлено право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

    Согласно ст. 39 названного закона редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

    По смыслу ст. 38, 39 Закона о средствах массовой информации, требования указанных норм права о предоставлении сведений о деятельности по запросам редакций средств массовой информации распространяются на все организации, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе коммерческие и некоммерческие юридические лица (ст. 48, 50 ГК РФ), организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (например, простые товарищества).

    Напомню также, что основания для отказа в предоставлении запрашиваемой информации перечислены в ст. 40 Закона «О средствах массовой информации».

    Ответственность за непредставление, несвоевременное представление информации либо предоставление заведомо недостоверной информации по запросу СМИ предусмотрена ст. 5.39 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 № 146-ФЗ) — административный штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ранее штраф составлял от 1 до 3 тысяч рублей).

    Смотрите еще:

    • Закон о фсб в рф Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ"О федеральной службе безопасности" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря […]
    • О конституционом суде рф Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ"О Конституционном Суде Российской […]
    • Негосударственные пенсионные фонды в рф закон Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ"О негосударственных пенсионных фондах" С изменениями и дополнениями от: 12 […]
    • Закон кемеровской области 89 оз Закон Кемеровской области от 16 июня 2006 г. N 89-ОЗ "Об административных правонарушениях в Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 31 мая 2006 г. N 1664) (с изменениями и дополнениями) Закон […]
    • Судебный закон 2014 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ"О судебных приставах" С изменениями и дополнениями от: 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа […]
    • Федеральный закон о государственном регулировании этилового спирта Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с […]
    • Федеральный закон от 27072006 149-фз об информации информационных Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ"Об информации, информационных технологиях и о […]
    • Закон об органах судебного сообщества Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ"Об органах судейского сообщества в Российской […]