Значение конституции как основного закона

7.1. Конституция – основной закон государства: понятие и юридические свойства

Само понятие «конституция» (лат. constitutio – установление, постановление, указ) означает «установление, учреждение, устройство». В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.

Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права и свободы граждан. Современная Великобритания – страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период XIII–XX вв., а также прецеденты, обычаи (конституционные соглашения). Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.

Первой писаной конституцией (т.е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г . и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Польши и Франции 1791 г .

Конституция – это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором:

учреждаются основные принципы устройства общества и государства;

устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления;

закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

1. Как основной закон государства Конституция РФ в отличие от других законодательных актов имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы – основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Конституция учреждает государственный строй, правовую систему (при этом может сохраняться в той или иной степени преемственность конституционного развития).

2. Конституция РФ принята народом и от имени народа. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, конституция может быть принята:

непосредственно народом на референдуме;

конституционным (учредительным) собранием или иным специально формируемым для этой цели органом. Кроме того, конституции могут быть октроированные (т.е. дарованные сверху, например, монархом).

3. Конституцию РФ отличают особые юридические свойства. Они характеризуют правовую природу Конституции и ее особое место в правовой системе. К ним относятся: а) верховенство; б) высшая юридическая сила; в) ее качество как ядра правовой системы, юридической базы законодательства; г)ее особая правовая охрана; д) особый порядок ее принятия и пересмотра, внесения в нее поправок.

Рассмотрим эти качества подробнее.

Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть подчиняются Конституции, праву. Верховенство Конституции проявляется в том, что все государственные органы, общественные объединения, граждане должны в своей деятельности основываться на Конституции, ее положениях, принципах. Кроме того, Конституция имеет верховенство на всей территории государства и все иные правовые акты должны ей соответствовать.

Конституция обладает высшей юридической силой. Это проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней, не могут противоречить Конституции. Строгое и точное соблюдение Конституции – это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

Конституция как ядро правовой системы своими положениями способствует согласованности всего правового развития и систематизации права. Она – основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Поэтому Конституция представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его развитие. В ряде случаев Конституция содержит прямые указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ч. 2 ст. 70 Конституции РФ предусматривает, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом).

Особая правовая охрана Конституции РФ – важнейшее условие выполнения всех установленных ею положений и норм. Нормы Конституции РФ обладают высшей юридической силой и имеют прямое действие (ч. 1 ст.15). Поэтому все государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию. Действие Конституции РФ, кроме того, обеспечивается Президентом РФ, который как гарант Конституции (ч. 2 ст. 80) принимает все необходимые меры в пределах своих полномочий, чтобы обеспечить выполнение требований Конституции РФ, ее положений. Особую роль в правовой охране Конституции РФ играет Конституционный Суд РФ, который, в частности, в соответствии со ст. 125 Конституции РФ рассматривает и решает дела о соответствии Конституции РФ правовых актов, их отдельных положений. В случае признания их неконституционными они утрачивают силу. Определенную роль в правовой охране Конституции РФ играют также федеральный парламент, который, в частности, заслушивает послания Конституционного Суда РФ, обращается в Конституционный Суд РФ с запросами, а также Уполномоченный по правам человека. Его полномочия в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина определяет Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г .

4. Конституция РФ как основной закон государства характеризуется стабильностью, которая обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.

Согласно ст. 135 Конституции РФ, положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть пересмотрены парламентом России – Федеральным Собранием. Если же поступит предложение о пересмотре положений этих глав Конституции (перечень тех, кто имеет право вносить такое предложение, дан в ст. 134 Конституции РФ. Это – Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы) и оно будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом (в настоящее время такой закон пока не принят) созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Данный проект может быть принят Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или вынесен на всенародное голосование. В последнем случае для принятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за него проголосовали более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей России.

Поправки к гл. 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным Собранием в следующем порядке: поправка должна получить одобрение не менее трех четвертей голосов общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (в Российской Федерации в настоящее время 89 субъектов Федерации).

Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» ( 1998 г .) установил, что законодательный (представительный) орган субъекта РФ обязан рассмотреть закон РФ о поправке к Конституции РФ в срок не позднее одного года со дня его принятия Федеральным Собранием РФ. Совет Федерации ведет учет данных о рассмотрении закона РФ о поправке законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ и устанавливает на основе этих данных результаты этого рассмотрения. Если закон о поправке был одобрен законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ, то в течение семи дней он направляется Советом Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Президент РФ в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения данного закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке осуществляет также официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками.

Особый порядок предусмотрен для изменения ст. 65 Конституции РФ, определяющей состав РФ. Изменения, связанные с принятием и образованием нового субъекта РФ, изменением конституционного статуса субъекта РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона. В тех же случаях, когда изменяется лишь наименование субъекта РФ, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Правовым основанием для этого служит решение об изменении своего наименования, принятое в порядке, установленном законодательством субъекта РФ. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г . по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ изменения наименования субъектов РФ (после принятия ими соответствующего решения) в тексте ч. 1 ст. 65 производится Указом Президента РФ. Так, Президент РФ принял Указ от 9 января 1996 г . о включении в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ новых наименований субъектов РФ (Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия – Алания вместо наименований Ингушская Республика и Республика Северная Осетия); Указ от 10 февраля 1996 г . о включении в ст. 65 Конституции наименования Республика Калмыкия вместо наименования Республика Калмыкия – Хальмг Тангч.

возможность проверки соответствия конституций и уставов субъектов Федерации посредством конституционного судопроизводства, осуществляемого Конституционным Судом Российской Федерации .

В Конституции Российской Федерации 1993 года наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражена рассматриваемая черта.

Прямое действие конституции РФ . Нормативным актом прямого действия является и Конституция Российской Федерации , принятая путем референдума в декабре 1993 г . Часть 1 ст. .

Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается, в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство.

1. Конституция Российской Федерации . Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального … Региональные конституции и уставы не должны противоречить Конституции РФ.

§ 2. Закрепление конституционного строя в Конституции Российской Федерации . Поскольку конституционный строй Российской Федерации включает целую систему складывающихся общественных.

Территория Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Конституции РФ включает в себя … См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации .

Черты свойства Конституции … Закрепление конституционного строя в Конституции Российской .

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ОСНОВЫ.

9 носит название « Конституционные поправки и пересмотр Конституции ». … См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации .

§2. Конституция РФ — понятие, сущность, структура, юридические свойства.

Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового стату­са личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Действующая российская Конституция принята 12 декабря 1993 г. на всероссийском референдуме.Сущность Конституции проявляется через ее основные юридические свойства (т. е. характерные признаки, опреде­ляющие качественное своеобразие этого документа), к которым относятся:

1) выступление в качестве основного закона государства; 2) юридическое верховенство; 3) выполнение роли основы всей правовой системы страны;П4) стабильность.

Структурно Конституция РФ состоит из преамбулы (содержащей декларативные, хотя и достаточно значимые положения) и двух разделов. Первый раздел, в содержательном плане основной, в свою очередь включает девять глав. В главе 1 «Основы конституционного строя” изложены принципиальные положения относительно основ государственного и общественного устройства современной России. Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит характерис- тику различных аспектов конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. В главе 3 » Федеративное устройство» закреплены основные принципы

российского федерализма. Три следующие главы (глава 4 «Президент РФ», глава 5 «Федеральное Собрание», глава 6 «Правительство РФ») закрепляют основы правового статуса соответствующих органов государственной власти федерального уровня. В главе 7 «Судебная власть» изложены

конституционные основы су- дебной системы и судебной власти Российской Федерации, а в главе 8 «Местное самоуправление» — конституционные основы осуществления местного самоуправления в России. Глава 9 » Конституционные поправки и пересмотр Конституции» содержит материальные и процессуальные нормы, определяющие порядок изменения основного закона. Второй раздел «Заключительные и переходные положения» — небольшой по объему; значительная часть норм этого раздела уже утратила силу, поскольку истекли переходные сроки для урегулирования соответствующих срезов общественных отношений только на основании положений Конституции РФ 1993 г.

Конституция Российской Федерации (как и любого другого государства) является основным законом страны («законом законов»). Несмотря на то что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 г. или конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других государств), это вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.

Юридическое верховенство. Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам. Ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомствен- ного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить основному закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прошлому российскому законодательству — в соответствии с ч. 2 разд. II Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, ей не противоречащей. О верховенстве Конституции говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 15), хотя и без такого упоминания юридическое верховенство — неотъемлемое сущностное свойство основного закона. Обеспечение юридического верховенства Конституции — задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу кон­ституционного контроля — Конституционному Суду РФ.

Конституция РФ — ядро правовой системы государства, основа развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того, что Конституция закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству и определяет главные цели такого нормотворчества, прямо определяет сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституцион- ными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и пр., она содержит и многие базовые положения, лежащие в основе развития других отраслей права. Так, гражданское законодательство России построено с учетом конституционных принципов многообразия и равенства форм собственности, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и предпринимательства, поддержки добросовестной конкурен- ции и др. (ст. 8, 34, 35 и др.); трудовое законодательство построено на основе конституционных положений о свободе труда, праве на отдых, на ежегодный оплачиваемый отпуск, на разрешение трудовых споров и пр.

Таким образом, Конституция РФ — основной источник не только конституционного права, но и всех других отраслей российской системы права.

Стабильность Конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). Как основной закон государства, ядро правовой системы, Конституция РФ должна быть ограждена от частого и произвольного изменения в угоду различным политическим силам, меняющим друг друга у власти в стране.

С точки зрения порядка изменения, российская Конституция является «жесткой» (в отличие от «мягких» или «гибких» конституций некоторых государств — Великобритании, Израиля, Новой Зеландии и др., где изменения в конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы).

Жесткость Конституции РФ проявляется в материальном и процессуальном аспектах. Первый заключается в установлении запрета по предмету изменений. Следуя мировой практике, Конституция России содержит «защищенные» («более жесткие») положения, которые не могут быть изменены путем внесения поправок в конституционный текст. Это гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Положения данных глав могут быть изменены только принятием новой Конституции страны (т. е. законотворческая функция парламента в этом случае ограничена). Остальные главы Конституции (3—8) могут быть изменены Федеральным Собранием, однако по более сложной процедуре. В связи со сказанным следует различать понятия «пересмотр Конституции» (когда речь идет о внесении изменений в «защищенные» главы) и «внесение поправок к Конституции» (когда имеются в виду изменения глав 3—8).

Процедурный (процессуальный) аспект жесткости заключается в установлении достаточно сложной процедуры изменения основного закона. Правила здесь следующие. Во-первых, сужен круг субъектов права законодательной инициативы. Инициировать внесение измене- ний в Конституцию страны могут только Президент, Совет Федерации и Государственная Дума в целом или же группы численностью не менее 1/5 состава каждой из палат, Правительство РФ и региональные парламенты (ст. 134 Конституции). Во-вторых, существенно различаются процедуры пере­смотра Конституции и внесения в нее поправок. Для пере- смотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции должен быть созван специальный орган — Конституционное Собрание (статус этого органа должен быть определен федеральным конституционным законом, однако такой закон пока не принят, и определенно говорить о порядке формирования и созыва Конституционного Собрания, сроках его полномочий, процедурных моментах и пр. в настоящее время невозможно).

Дальнейший возможный алгоритм действий может быть следующим. Конституционное Собрание должно определиться, соглашается оно в принципе с предложением о пересмотре Конституции или нет. В последнем случае Конституционное Собрание специальным решением подтверждает неизменность действующей Конституции. Если же Конституционное Собра­ние соглашается с предложением о пересмотре Конституции, оно должно разработать проект нового основного закона (даже в случае, когда предлагаемое изменение незначительно по объему и касается, например, лишь одной статьи). Судьба разработанного проекта также может быть решена по-разному. Первый вариант — его принимает само Консти­туционное Собрание квалифицированным большинством голосов (2/3 от общего числа его членов). Второй вариант — вынесение проекта новой Конституции на всенародное голосование (в этом случае, чтобы референдум считать состоявшимся, установлен порог явки — в нем должно принять уча­стие более половины избирателей, а для положительного решения требуется более половины голосов принявших участие в голосовании избирателей). Порядок изменения положений глав 3—8 Конституции определен в ст. 136 основного закона Такие изменения вносятся принятием специальных законов о поправках (обязательные процедурные требования здесь — одобрение большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации, а также органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ). В отношении принятых законов о поправках Президент РФ не обладает правом вето — в течение 14 дней они должны быть подписаны им и обнародованы.

Указанный жесткий порядок изменения Конституции не касается порядка изменения лишь одной статьи — ст. 65, определяющей состав Российской Федерации. Изменения в эту статью вносятся либо на основании федерального конституционного закона об изменении состава Федерации, либо указом Президента на основании решения органа государственной власти субъекта РФ об изменении своего наименования.

Конституция Российской Федерации как Основной закон государства

Толкование понятий «конституция» и «основные законы». Термин «конституция» происходит от латинского слова constitutio — уста­навливаю, учреждаю. Он встречался еще в I в. до н.э. в законода­тельстве Древнего Рима, обозначая различные акты императора, как правило, закрепляющие устройство государства.

Появление конституций как основных законов государства свя­зано с демократическими революциями XVII—XVIII вв., полно­масштабным переустройством власти. Прообразом первой писаной конституции считают колониальный договор, составленный в 1620 г., на основе которого строились правовые отношения в анг­лийских колониях на побережье Северной Америки до образования США.

B XVIII в. конституции получают широкое распространение. B 1776 г. появляется Конституция Bиргинии, содержавшая Деклара­цию прав человека. B этом же году были приняты конституции Пен­сильвании, Мэриленда, Северной Каролины, чуть позже — Bермонтa, Массачусетса, Нью-Гемпшира.

B 1787 г. был принят первый общегосударственный основной закон — Конституция США. B Европе первые конституции появи­лись во Франции и Польше в 1791 г.

B России первая конституция была принята в 1918 г., уже после Октябрьской революции, хотя идея создания учредительного зако­на, ограничивающего власть самодержавия, появилась еще в начале XIX в. Так, в 1809 г. граф М.М. Сперанский подготовил «План го­сударственного преобразования», предусматривающий ограничение монархии парламентом и постепенную отмену крепостного права. Он также одним из первых в отечественной правовой и политиче­ской мысли предпринял попытку сформулировать понятие конституции как государственного закона, «определяющего первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой».

Однако близкое к современному, всесторонне охватывающее признаки основного закона государства определение конституции сформировалось в науке на рубеже XIX—XX вв. Наиболее ярко его выразил немецкий государствовед Г. Еллинек: конституция пред­ставляет собой юридический акт, который определяет совокупность органов государства, их компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти. В общих чертах данное определение и по сей день отражает сущность основного закона цивилизованного государства.

В тексте Конституции Российской Федерации 1993 г. нет термина «основной закон», который присутствовал во всех прежних россий­ских конституциях. Данное словосочетание было убрано из проекта Конституции, так как возобладала точка зрения, что понятия «кон­ституция» и «основной закон» тождественны, хотя ряд ученых от­носит конституцию к нормативным актам более высокого порядка, нежели закон, пусть даже основной.

Некоторые государствоведы предлагают употреблять термин «конституция» в двух значениях:

1) материальном (конституция — писаный акт, который про­возглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и тер­риториального устройства, основы организации центральных и ме­стных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, госу­дарственную символику и столицу);

2) формальном (конституция — закон, обладающий высшей юридической силой).

Однако представляется возможным, давая определение консти­туции, объединить эти два понятия. Таким образом, конституция представляет собой единый нормативный правовой акт, выражаю­щий волю учредившего его народа, обладающий высшей юридиче­ской силой в государстве и закрепляющий основы конституционно­го строя, основы правового статуса человека и гражданина, терри­ториальное устройство государства, систему, принципы организа­ции и деятельности органов государственной власти и местного са­моуправления.

Основные свойства и особенности конституции. Конституция — особый нормативный правовой акт, существенно отличающийся от других актов по своей природе, сущности, юридическим свойствам.

1. Конституция принимается особым субъектом или от имени этого субъекта — народа соответствующего государства. В частно­сти, в Конституции РФ провозглашено: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на сво­ей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая не­зыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить бла­гополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Аналогичные положения есть и в конституциях других госу­дарств.

2. Конституционно-правовые нормы обладают особым, учреди­тельным, характером. Исключительно конституция учреждает осно­вы экономической и политической системы государства. B соответ­ствии с этими основами в государстве принимается текущее зако­нодательство и осуществляется правовое регулирование.

Нередко конституция коренным образом меняет устои общества и государства. Поскольку она первична по отношению ко всем ос­тальным нормативно-правовым актам, принятие ее неизбежно вле­чет значительные изменения в текущем законодательстве.

3. Имеется особый объект конституционно-правового регулирования. B науке он именуется «всеохватывающим», так как конституция регу­лирует фундаментальные отношения во всех сферах жизни общества:

• закрепляет права и свободы человека и гражданина с целью его защиты от произвола государства и нарушений этих прав и свобод в обычных законах;

• определяет организацию государственной власти, то есть систему государственных органов, способ их формирования, компетенцию, взаимоотношения друг с другом;

• устанавливает территориальное устройство государства;

• регулирует экономическую и социальную деятельность госу­дарства.

4. Конституция есть не только нормативный правовой, но и по­литический акт. Это так, поскольку она служит средством закреп­ления господства определенных сил общества или народа в целом, является носителем определенной политической идеологии.

5. Конституция отличается особыми юридическими свойствами. К их числу прежде всего относят верховенство Основного закона (ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации). Тем самым утвер­ждается идея подчинения государства праву, высшим выражением которого является конституция. Кроме того, обладая свойством верховенства, конституция распространяет свое правовое воздейст­вие на всю территорию соответствующего государства. Так, Кон­ституция РФ применяется на всей территории страны, в том числе и на республики в составе Российской Федерации, имеющие собст­венные конституции.

Конституция обладает и высшей юридической силой (ст.15 Кон­ституции РФ). Так, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Нормативный правовой акт, противоречащий ей, подлежит отмене или изменению. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане, объединения граж­дан обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ.

К юридическим свойствам конституции относят ее прямое дей­ствие (ст. 15 Конституции РФ). B 1993 г. это свойство впервые бы­ло закреплено в российском Основном законе. Благодаря прямому действию Конституция РФ является работающим правовым доку­ментом, а не торжественной декларацией. Особенно важное значе­ние это свойство имеет при разрешении правовых коллизий, ибо при наличии противоречия между Конституцией РФ и иными нор­мативными правовыми актами все субъекты правоприменительной деятельности обязаны руководствоваться Основным законом госу­дарства непосредственно.

Если возникает коллизия между Конституцией РФ и законом, действует Конституция. Если возникает коллизия между законами, действует тот, который соответствует Конституции.

Любой гражданин, требуя зашиты своих прав и свобод, вправе руководствоваться положениями Конституции РФ, а любой орган государственной власти, местного самоуправления должен соблю­дать ее нормы, независимо от существующих законов, постановле­ний, приказов и т.д.

Особенно это важно в судебной деятельности, а потому Пле­нум Bерховного Суда РФ принял Постановление «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федера­ции при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. № 8, в котором, в частности, говорится, что согласно ч. 1 ст. 15 Консти­туции Российской Федерации Конституция имеет высшую юриди­ческую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. B соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать со­держание закона или иного нормативного правового акта, регули­рующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необ­ходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

1) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не со­держат указания на возможность ее применения при условии при­нятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обя­занности человека и гражданина и другие положения;

2) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действо­вавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

3) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, при­нятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в про­тиворечии с соответствующими положениями Конституции;

4) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного веде­ния Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, от­сутствует.

B тех случаях, когда статья Конституции РФ является отсылоч­ной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регули­рующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конститу­ционного Суда РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

Конституция является ядром правовой системы, базой для разви­тия законодательства. Она определяет развитие законодательства в государстве. Ее принятие или изменение автоматически влечет ши­рокую реформу законодательных актов. Более того, Конституция определяет, какие конкретно нормативные правовые акты должны быть приняты в развитие конституционных положений.

B частности, Конституция РФ (ч. 2 ст. 5) предусматривает, что край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Поэтому именно после принятия Конституции в субъектах Российской Фе­дерации началась разработка указанных нормативных актов.

Для обеспечения стабильности конституционного строя, нор­мального функционирования правовой системы государство уста­навливает особый порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. Тем самым высшие органы государственной власти лишаются соблазна необоснованно корректировать конституцион­ные положения вместо того, чтобы научиться четко исполнять их. B Российской Федерации конституционным поправкам и пересмотру Конституции посвящена особая, девятая, глава Основного закона.

Наконец, Конституции присуща особая правовая охрана, не свой­ственная никакому другому нормативному правовому акту. В Россий­ской Федерации требование соблюдать Конституцию — одна из основных обязанностей органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

Более того, на определенных должностных лиц государства, на специальные органы государственной власти возложена особая кон­ституционно-правовая ответственность за соблюдение и охрану Кон­ституции страны. Прежде всего это Президент Российской Федера­ции, являющийся в силу ч. 2 ст. 80 Конституции ее гарантом, а также Уполномоченный по правам человека в Российской Федера­ции и Конституционный Суд Российской Федерации

Тема.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

Конституция — (от лат. constitutio — установление, устройство) — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина.

Конституция как основной закон государства и общества имеет ряд отличий от других правовых актов.

Отличия конституции от других правовых актов

— Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

— Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

— Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.

— Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

Виды конституций

писаная

неписаная

существует в виде единого документа (Конституции России, США, Франции)

существует в виде большого числа парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (Конституции Великобритании, Израиля, Новой Зеландии)

реальная

фиктивная

адекватно отражает реальное конституционное строение

не соответствует фактическим условиям, является декларативной

народно-суверенная (договорная) (Конституция США 1787 г., Российская Конституция 1918 г.)

октроированная (фр. octroyer — жаловать, даровать), т. е. дарованная своему народу монархом или президентом (Конституция Японии 1889 г.)

Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.

Функции конституции

Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие

Выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства

Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права

Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти

Способствует формированию правового сознания населения — совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права

Конституции в государствах могут приниматься в силу разных причин:

Смена политического режима в государстве

Коренные изменения в социально-экономической и политической жизни государства

Образование
нового государства

=> Принятие новой конституции

Конституция Российской Федерацииэто основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

Этапы конституционного развития России

Основной закон российского государства

Основные законы Российской Империи (фактически первая российская конституция)

Первая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР)

Дополнения и изменения, вносимые в Конституцию РСФСР 1978 г.

Конституция Российской Федерации (РФ)

Вопрос о новой Конституции РФ был поставлен на I Съезде народных депутатов России в 1990 г.: была образована Конституционная комиссия для разработки проекта нового Основного закона. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов РФ, но он носил идеологизированный характер.

Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции, для завершения подготовки которого летом 1993 г. созвали Конституционное Совещание. Осенью 1993 г. Конституционное Совещание продолжило работу над проектом нового Основного закона РФ, который в конце года был вынесен на всенародное голосование, состоявшееся 12 декабря 1993 г. Согласно Положению о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, для принятия нового Основного закона России требовалось, чтобы более 50% избирателей, участвовавших в голосовании, проголосовали за его принятие (при условии, что в голосовании участвовало более половины всех избирателей).

Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования его результатов — 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период развития российской государственности.

Конституция РФ занимает центральное место в правовой системе общества.

Особенности Конституции РФ

Особенности,
обусловливающие
центральное место
Конституции РФ
в правовой системе

Принимается народом (или от его имени)

12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования был одобрен проект новой Конституции РФ

Имеет учредительный характер

В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Смысл учредительной власти: право утверждать основы общественного и государственного устройства

Обладает высшей юридической властью

Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Основному закону

Имеет всеохватывающий характер

Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений

Является основой для всех иных источников права

Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция регулирует сам процесс правотворчества, т. е. устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции РФ названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней

Отличает особый порядок охраны

Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ч. 1, ст. 82). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума могут инициировать в Конституционном Суде России процедуру разрешения споров о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Основного закона РФ. Конституционный Суд РФ — это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции

Характеризует особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок

Из текста Конституции РФ следует, что она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3—8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.

Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1 /5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Если предложение о пересмотре положений глав 1-й, 2-й и 9-й Конституции будет поддержано 3 /5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новый ее проект, который принимается Конституционным Собранием 2 /3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если за нее проголосуют более половины избирателей, участвовавших в голосовании, при условии, что в нем приняли участие более половины избирателей.

Несколько облегченный порядок изменения Конституции относится к главам 3—8, поправки к которым принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2 /3 субъектов РФ.

Предложение о поправке к Конституции должно содержать текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу.

Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2 /3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3 /4 от общего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия.

После того как законодательные (представительные) органы не менее чем 2 /3 субъектов РФ одобряют данный закон, он направляется Президенту России для подписания и официального опубликования

Структура Конституции РФ

По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов:

Провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Основы конституционного строя

Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии

Права и свободы человека и гражданина

Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина

Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации

Президент Российской Федерации

Статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента от должности

Основы организации и деятельности Федерального Собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса

Правительство Российской Федерации

Порядок формирования Правительства, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству

Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ; Прокуратура РФ

Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления

Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Порядок изменения и дополнения действующей Конституции; ее пересмотр

Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Основные задачи Конституции РФ

Преобразование России в демократическое правовое государство

Признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами

Основы конституционного строя России.

Конституционный строй – это устройство общества и государства, закреплённое нормами конституционного права.

Признаками конституционного строя являются:

  • верховенство права;
  • широкие права и свободы человека, их гарантированность;
  • участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;
  • разделение властей.
  • Защита конституционного строя обеспечивается:

    • особым порядком предложения и внесения поправок к главе 1 Конституции – Основы конституционного строя;
    • неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действий, направленные на свержение конституционного строя.

    Общечеловеческие ценности и цели, провозглашённые в преамбуле Конституции РФ:

  • демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России;
  • нравственные: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков;
  • российской государственности: сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости;
  • патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу.
  • Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию:

    1. человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2), что обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
    2. суверенитет её многонационального народа (ст.3), что означает – верховенство народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ;
    3. государственный суверенитет РФ (ст.4), означающий, что государственная власть в РФ едина, верховна и независима;
    4. федерализм (ст.5), обеспечивающий государственную целостность России и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
    5. разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст.10), означающий, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти “сдерживают” друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного органа;
    6. Россия – социальное государство (ст.7). Этот принцип закрепляет социальную ответственность государства за удовлетворение потребностей членов общества и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
    7. установление рыночной экономики. Это проявляется в признании и защите различных форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных (ст.8,9);
    8. идеологическое и политическое многообразие (ст.13). Их суть состоит в том, что никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве государственной или обязательной и признании многопартийности;
    9. Россия – советское государство. Это означает, что в России не допускается установление никакой религии в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).

    Смотрите еще:

    • Отраслевые правила по охране труда пот ро Нормативно-правовые акты, регламентирующие правила по охране труда (ПОТ) Правила по охране труда (ПОТ) — это ряд правовых нормативных (отраслевых и межотраслевых) актов, которые включают в себя все государственные правила и требования по […]
    • При разводе счет супруга Как делится неприватизированная квартира при разводе Задайте вопрос юристу бесплатно! Кратко опишите в форме вашу проблему, юрист БЕСПЛАТНО подготовит ответ и перезвонит в течение 5 минут! Решим любой вопрос! Все данные будут переданы по […]
    • Кто создал периодический закон химических элементов Кто создал периодический закон химических элементов Основной закон химии - Периодический закон был открыт Д.И. Менделеевым в 1869 году в то время, когда атом считался неделимым и о его внутреннем строении ничего не было известно. В основу […]
    • Как в ворде оформить ссылки Создание списка литературы, цитат и ссылок В этом курсе: Примечание: Мы стараемся как можно оперативнее обеспечивать вас актуальными справочными материалами на вашем языке. Эта страница переведена автоматически, поэтому ее текст может […]
    • Образец заявления в службу фсб Образец заявления о приеме на работу в фсб Наши сотрудники попытались разыскать достойные примеры, чтобы найти время для более полезных дел. Ответственный документ имеет критичные поля для реквизитов. Чтобы внести их верно нужно уразуметь […]
    • Что такое интернет урок имею право знать Что такое интернет урок имею право знать Интернет-урок "Имею право знать!" В ходе мероприятий Интернет-урока до школьной аудитории доводятся имеющиеся источники официальной информации по указанным вопросам, в том числе по оказанию […]
    • Налог на доходы физических лиц в молдове Законодательство Молдовы База данных "Законодательство Молдовы" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке. Налоговая система Молдовы Общие сведения Налоговое законодательство […]
    • Продажа с правом проживания Главная / Консультация / Статьи Существенное условие договора купли-продажи жилых помещений: права третьих лиц. Купить квартиру, продать квартиру, улучшить жилищные условия – в конечном итоге любая сделка влечет за собой заключение […]