Земельные субсидии

Оглавление:

Субсидии на восстановление земель увеличат до 2 млрд рублей

В Минсельхозе предлагают увеличить ежегодный объем субсидирования аграриев, восстанавливающих заброшенные участки, до 2 млрд рублей. По расчетам ведомства это позволит за двенадцать лет вернуть в оборот все 2,31 млн га, нуждающихся в мелиорации. Эксперты говорят, что этот размер поддержки надо увеличить в два раза — тогда и бизнес станет активнее участвовать в процессе восстановления земель.

Минсельхоз намерен каждый год возвращать в оборот около 200 тыс. га земель за счет мероприятий по мелиорации. Как рассказали «Известиям» в пресс-службе ведомства, в конце марта будут подготовлены соответствующие поправки в госпрограмму развития сельского хозяйства. В Минсельхозе пояснили, что если восстанавливать ежегодно 200 тыс. га, то за 12 лет можно вернуть в оборот все 2,31 млн га, нуждающихся в мелиорации.

В прошлом году удалось вернуть в сельхозоборот 70 тыс. га. земель. В этом году в рамках текущего финансирования из федерального бюджета удастся выделить только 431,7 млн рублей — на эти средства можно будет восстановить около 57 тыс. га, пояснили в Минсельхозе. Для того чтобы повысить этот показатель, в ведомстве предлагают увеличить объем субсидий для аграриев, которые восстанавливают неиспользуемые земли.

В департаменте мелиорации Минсельхоза подсчитали, что для ежегодного восстановления 200 тыс. га земель нужно 4,48 млрд рублей. Половину этой суммы государство будет оплачивать в качестве субсидий на безвозвратной основе. Из федерального бюджета на эти нужды планируется выделять 1,9 млрд рублей (43%), еще 313,6 млн рублей (7%) будет возмещаться за счет средств региональных бюджетов. Вторую половину всех затрат на восстановление земель оплатят представители аграрного бизнеса, которые заинтересованы в их возвращении в оборот.

В Союзе водников и мелиораторов считают, что увеличение субсидирования — важная мера. Однако, по подсчетам экспертов союза, на восстановление 200 тыс. га аграрии тратят почти в два раза больше средств, чем подсчитали в Минсельхозе. Поэтому субсидирование должно быть увеличено как минимум до 4 млрд рублей — тогда и бизнес будет готов вкладывать в два раза больше средств, пояснил «Известиям» председатель совета Союза водников и мелиораторов Николай Сухой.

По его словам, нужно учитывать, что в каждом конкретном случае объем потраченных на восстановление заброшенных земель средств зависит от площади почвы, ее состояния. Чаще всего инвесторы вкладываются в восстановление для того, чтобы затем выращивать корма для животных, овощи, а также возделывать фруктовые сады.

Мелиорация заброшенных земель, не используемых в сельском хозяйстве, предполагает расчистку от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха. Кроме того, она включает комплекс работ по рыхлению, орошению участков и внесению в почву минеральных удобрений, уточнили в Минсельхозе.

В Союзе органического земледелия считают, что ежегодного выделения на эти цели 2 млрд рублей из федерального бюджета будет достаточно.

— Тем, кто планирует вести аграрный бизнес на восстановленных землях, стоит помнить, что следует выращивать качественную продукцию. То есть стараться делать так, чтобы растения не подвергались различным заражениям, болезням. В этом могут помочь органические удобрения, — рассказал «Известиям» председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов.

В конце прошлого года Минсельхоз разработал поправки в Налоговый кодекс, которые обяжут государственные и муниципальные органы власти информировать налоговиков о простаивающих участках. Согласно идее министерства, налоговая ставка по подобным землям должна вырасти в пять раз — до 1,5% от кадастровой стоимости участка. Это заставит владельцев задуматься об эффективности использования подобной земли. В Федеральной налоговой службе это предложение Минсельхоза поддерживают.

Справочник

Субсидии на реализацию мероприятий направления «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России»

Принадлежность оказания государственной поддержки

Федеральная и региональная

Механизм предоставления государственной поддержки (пошаговый алгоритм действий сельскохозяйственного товаропроизводителя для получения государственной поддержки)

1. Для получения субсидии на возмещение части затрат на развитие мелиорации сельскохозяйственных земель (далее — субсидия) сельскохозяйственный товаропроизводитель (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) (далее — получатель субсидий) предоставляет в Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области (далее — Комитет) необходимые документы и расчет размера субсидий, подписанный получателем субсидий и заверенный администрацией муниципального образования.

2. Субсидии предоставляются при условии заключения соглашения о предоставлении субсидий на текущий год в сроки, установленные комитетом, и по форме, установленной Комитетом финансов Ленинградской области (далее — соглашение) между комитетом и получателем субсидий.

3. Получатель субсидий, заключающий соглашение с комитетом, вправе представить соглашение в электронном виде в геоинформационной системе (Центр) агропромышленного комплекса Ленинградской области (далее — ГИС).

4. Комитет осуществляет проверку представленных получателем субсидий документов и принимает решение о предоставлении субсидии или отказе в предоставлении субсидии в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления документов.

В случае принятия решения о предоставлении субсидии комитет формирует реестр получателей субсидий в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении субсидий.

В случае отказа в предоставлении субсидии комитет в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты принятия решения об отказе в предоставлении субсидии, направляет получателям субсидий письменный мотивированный отказ (уведомление) в предоставлении субсидии.

Представленные документы по требованию получателя субсидии возвращаются.

Отказ не препятствует повторной подаче документов после устранения причины отказа.

5. Перечисление субсидий, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, на возмещение части затрат за счет средств областного бюджета Ленинградской области, в том числе за счет средств, поступивших в порядке софинансирования из федерального бюджета в форме субсидий, осуществляется Комитетом финансов Ленинградской области на основании заявок на расход и сводного перечня (реестра) получателей субсидий, представленных комитетом, по форме, утвержденной правовым актом комитета, на расчетные счета, открытые получателям субсидий в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, указанные в соглашениях, в срок не позднее 10 рабочих дней с даты формирования реестра получателей субсидий.

Субсидии на финансовое обеспечение затрат перечисляются:

— на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся участниками бюджетного процесса, если иное не установлено бюджетным законодательством Российской Федерации;

— при открытии получателю субсидии лицевого счета для учета операций со средствами юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся участниками бюджетного процесса, в территориальном органе Федерального казначейства — для юридических лиц;

— не позднее второго рабочего дня после представления получателем субсидии в Управление Федерального казначейства по Ленинградской области платежных документов для оплаты денежного обязательства получателя субсидии — для юридических лиц;

— на расчетные счета, открытые получателям субсидий в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, — для индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц — производителей товаров, работ, услуг.

6. Комитетом и уполномоченным органом государственного финансового контроля проводятся обязательные проверки соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

7. В случае установления по итогам проверок, проведенных комитетом и управлением ветеринарии, а также уполномоченным органом государственного финансового контроля, фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также недостижения показателей результативности, определенных настоящим Порядком и заключенным соглашением, возврат средств производится в добровольном порядке в течение месяца с даты получения письменного требования комитета или управления ветеринарии, а также уполномоченного органа государственного финансового контроля Ленинградской области.

В случае неперечисления получателем субсидии полученных средств в областной бюджет Ленинградской области в течение месяца с даты получения письменного требования от комитета (управления ветеринарии) или уполномоченного органа государственного финансового контроля Ленинградской области взыскание суммы субсидии осуществляется в судебном порядке.

8. Возврат в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных и(или) излишне перечисленных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями о предоставлении субсидий, производится в областной бюджет Ленинградской области в соответствии с условиями возврата субсидий, установленными в приложениях к настоящему Порядку.

Если по истечении указанного срока получатель субсидии отказывается добровольно возвращать остаток субсидии, взыскание денежных средств осуществляется в судебном порядке.

9. Получатели субсидий ежегодно представляют отчет о достижении показателей результативности в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, по форме, утвержденной правовым актом комитета.

Наименование нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и условия предоставления государственной поддержки

Условия (требования) предоставления государственной поддержки

1. К получателям субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, предъявляются следующие требования:

— отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

— отсутствие просроченной задолженности по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом;

— отсутствие просроченной (более трех месяцев) задолженности по заработной плате (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство);

— получатели субсидий — юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатели субсидий — индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

— получатели субсидий не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и(или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

— получатели субсидий не должны получать средства из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на цели, указанные в разделе 1 настоящего Порядка.

2. При предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат за счет полученных средств запрещается приобретение иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций.

3. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:

— несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;

— недостоверность представленной получателем субсидии информации;

— несоответствие получателя субсидии требованиям и критериям предоставления субсидий;

— несоответствие получателя субсидии категориям получателей субсидий.

4. Размер субсидии на возмещение части затрат на капитальный ремонт мелиоративных систем рассчитывается исходя из ставки в процентах от стоимости работ по капитальному ремонту мелиоративных систем, установленной распоряжением комитета, и стоимости работ по капитальному ремонту мелиоративных систем. При расчете стоимости работ по капитальному ремонту мелиоративных систем затраты на оплату налога на добавленную стоимость (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, находящихся на общем режиме налогообложения) и на непредвиденные расходы не учитываются.

Показателем результативности предоставления субсидии является предотвращение выбытия земель из сельскохозяйственного оборота (в гектарах).

5. Размер субсидии на возмещение части затрат на реконструкцию мелиоративных систем рассчитывается исходя из ставки в процентах от стоимости работ по реконструкции мелиоративных систем, установленной распоряжением комитета, и стоимости работ по реконструкции мелиоративных систем. При расчете стоимости работ по реконструкции мелиоративных систем затраты на оплату налога на добавленную стоимость (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, находящихся на общем режиме налогообложения) и на непредвиденные расходы не учитываются.

Выплата субсидии производится на основании документов, представленных до 15 декабря текущего года.

Показателем результативности предоставления субсидии является ввод в эксплуатацию мелиорированных земель, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке (в гектарах).

6. Размер субсидии на возмещение части затрат на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт, реконструкцию мелиоративных систем, культуртехнические мероприятия рассчитывается исходя из ставки в процентах от стоимости разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт, реконструкцию мелиоративных систем, культуртехнические мероприятия, установленной распоряжением комитета, и стоимости разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт, реконструкцию мелиоративных систем, культуртехнические мероприятия. При расчете стоимости разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт, реконструкцию мелиоративных систем, культуртехнические мероприятия затраты на оплату налога на добавленную стоимость (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, находящихся на общем режиме налогообложения) не учитываются.

Выплата субсидий производится на основании документов, представленных до 15 декабря текущего года.

Субсидии на возмещение части затрат на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт, реконструкцию мелиоративных систем, культуртехнические мероприятия предоставляются получателям по договорам, заключенным в текущем и предшествующем текущему годам и не предъявленным к субсидированию в предшествующем году.

Показателем результативности предоставления субсидий является количество разработанной проектно-сметной документации (единиц).

7. Размер субсидии на возмещение части затрат на культуртехнические мероприятия рассчитывается исходя из ставки в процентах от стоимости работ по культуртехническим мероприятиям, установленной распоряжением комитета, и стоимости работ по культуртехническим мероприятиям. При расчете стоимости по культуртехническим мероприятиям затраты на оплату налога на добавленную стоимость (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, находящихся на общем режиме налогообложения) и на непредвиденные расходы не учитываются.

Выплата субсидии производится на основании документов, представленных до 15 декабря текущего года.

Показателем результативности предоставления субсидии является вовлечение в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий.

8. В целях предоставления субсидий на возмещение части затрат по оформлению в собственность бесхозяйных мелиоративных систем.

Дополнительным условием предоставления субсидий является наличие права собственности на мелиоративные системы, указанные в настоящем пункте.

Размер субсидии на возмещение части затрат по оформлению в собственность бесхозяйных мелиоративных систем рассчитывается исходя из ставки, установленной распоряжением комитета.

Размер субсидии не может превышать 90 процентов объема фактически произведенных затрат.

Выплата субсидий производится по документам, представленным до 1 ноября текущего года.

Показателем результативности предоставления субсидий являются километры каналов мелиоративных систем, оформленных в собственность для ведения хозяйственной деятельности.

9. Размер субсидии на возмещение части затрат на проведение агрохимических обследований рассчитывается исходя из ставки за один гектар обследованных почв земель сельскохозяйственного назначения на основные показатели плодородия (показатель кислотности (pHkcl), гидролитическая кислотность, сумма поглощенных оснований, содержание гумуса, подвижного фосфора, обменного калия), утвержденной правовым актом комитета, и количества гектаров обследованных почв на основные показатели плодородия. При расчете стоимости работ по агрохимическому обследованию затраты на оплату налога на добавленную стоимость (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, находящихся на общем режиме налогообложения) и на непредвиденные расходы не учитываются.

Показателем результативности предоставления субсидий является площадь агрохимического обследования почв сельскохозяйственного назначения (в гектарах).

10. Размер субсидии на возмещение части затрат на выполнение работ по известкованию почв сельскохозяйственных угодий рассчитывается исходя из ставки за один гектар, на котором проведен комплекс работ по известкованию, включающий приобретение и внесение известняковых мелиорантов, установленной правовым актом комитета, и площади (в гектарах), на которой проведен комплекс работ по известкованию почв сельскохозяйственных угодий. При расчете стоимости работ по известкованию затраты на оплату налога на добавленную стоимость (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, находящихся на общем режиме налогообложения) и на непредвиденные расходы не учитываются.

Показателем результативности предоставления субсидий является площадь произвесткованных сельскохозяйственных угодий (в гектарах).

Перечень необходимых документов, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителем для получения государственной поддержки, в т.ч. установленные формы документов в соответствии с нормативными правовыми актами

1. Получателями субсидии предоставляются следующие документы:

— справка-расчет для выплаты субсидии по форме, утвержденной приказом комитета;

— справку об отсутствии просроченной задолженности в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство);

— заявление на предоставление субсидии.

2. В целях предоставления субсидий на возмещение части затрат на капитальный ремонт мелиоративных систем:

Получателями субсидий дополнительно представляются следующие документы:

— копии сводного сметного расчета и локальных смет;

— копия договора на выполнение работ (при проведении работ получателем субсидии копия договора на выполнение работ не представляется);

— копия акта о приемке выполненных работ по форме №КС-2, согласованной с организацией, имеющей свидетельство о допуске к строительному контролю за общестроительными работами (при проведении работ получателем субсидии копия акта о приемке выполненных работ по форме №КС-2 не представляется);

— копия справки о выполненных работах по форме, утверждаемой приказом комитета, согласованной с организацией, имеющей свидетельство о допуске к строительному контролю за общестроительными работами (при проведении работ получателем субсидии);

— копия справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме №КС-3, согласованной с организацией, имеющей допуск к строительному контролю за общестроительными работами (при проведении работ получателем субсидии копия справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме №КС-3 не представляется);

— копия справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме, утвержденной приказом комитета, согласованной с организацией, имеющей допуск к строительному контролю за общестроительными работами (при проведении работ получателем субсидии);

— копия акта приемки законченного строительством объекта по форме №КС-11 (при завершении работ на объекте по проекту);

— фотоотчет с указанием адреса предприятия, наименования объекта мелиорации согласно ПСД о ходе проведения капитального ремонта с привязкой к одним и тем же точкам местности перед началом, в процессе и по завершении работ (2-3 фотографии по каждому периоду работ).

3. В целях предоставления субсидий на возмещение части затрат на реконструкцию мелиоративных систем:

— копия проектно-сметной документации по объекту и копия положительного заключения государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации (в случае если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным) и(или) заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта мелиорации;

— копии платежных поручений (при проведении работ получателем субсидии — копия журнала по форме №КС-6, согласованного с организацией, имеющей допуск к строительному контролю за общестроительными работами), подтверждающих факт оплаты фактически выполненных объемов работ в части доли, установленной для получателей субсидий, в размере не менее 30 процентов;

— пояснительная записка к сводному расчету строительства, реконструкции, технического перевооружения;

— фотоотчет с указанием адреса предприятия, наименования объекта мелиорации согласно ПСД о ходе проведения реконструкции мелиоративных систем с привязкой к одним и тем же точкам местности перед началом, в процессе и по завершении работ (2-3 фотографии по каждому периоду работ).

4. В целях предоставления субсидий на возмещение части затрат на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт, реконструкцию мелиоративных систем, культуртехнические мероприятия:

— копия договора на разработку проектно-сметной документации;

— копия акта выполненных работ;

— копия платежного поручения, подтверждающего факт оплаты фактически выполненных объемов работ в части доли, установленной для получателей субсидий, не менее 10 проц.;

— копия сметной документации на объект;

— заключение экспертизы о достоверности сметной стоимости сметной документации.

5. В целях предоставления субсидий на возмещение части затрат на культуртехнические мероприятия:

Получателями субсидий, определенными в соответствии с адресной программой реализации мероприятия 1.5 «Культуртехнические мероприятия, проводимые сельхозтоваропроизводителями» подпрограммы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области на 2014-2020 годы» государственной программы Ленинградской области «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области», утвержденной распоряжением комитета, дополнительно представляются следующие документы:

— копия проектно-сметной документации по объекту;

— копия справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме, утверждаемой приказом комитета, согласованной с организацией, имеющей допуск к строительному контролю за общестроительными работами (при проведении работ получателем субсидии);

— копии платежных поручений (при проведении работ получателем субсидии — копия журнала по форме №КС-6, согласованного с организацией, имеющей допуск к строительному контролю за общестроительными работами), подтверждающих факт оплаты фактически выполненных объемов работ в части доли, установленной для получателей субсидий, в размере не менее 50 процентов;

— копия положительного заключения экспертизы проверки сметной документации;

— фотоотчет с указанием адреса предприятия, наименования объекта мелиорации согласно ПСД о ходе проведения культуртехнических мероприятий с привязкой к одним и тем же точкам местности перед началом, в процессе и по завершении работ (2-3 фотографии по каждому периоду работ).

6. В целях предоставления субсидий на возмещение части затрат по оформлению в собственность бесхозяйных мелиоративных систем:

— копия договора на выполнение кадастровых работ, заверенная получателем субсидии;

— копия кадастрового паспорта на мелиоративную систему, заверенная получателем субсидии;

— копия договора на изготовление технического паспорта на мелиоративную систему;

— копия технического паспорта на мелиоративную систему;

— копии актов выполненных работ, заверенные получателем субсидии;

— копия свидетельства о государственной регистрации права на мелиоративные системы;

— копии документов, подтверждающих оплату проведения кадастровых работ, работ на изготовление технического паспорта, заверенные получателем субсидии.

7. В целях предоставления субсидий на возмещение части затрат на проведение агрохимических обследований получателями субсидий дополнительно представляются следующие документы:

— копия договора на выполнение работ по агрохимическому обследованию;

— копия акта сдачи-приемки работ по договору;

— копии платежных поручений, подтверждающих факт оплаты выполненных объемов работ;

— отчет о выполнении работ по агрохимическому обследованию, включающий в себя агрохимический контурный план, сводные ведомости агрохимических паспортов полей, группировки обследованных площадей по степени кислотности, содержанию гумуса (органического вещества), подвижного фосфора, обменного калия, пояснительную записку к материалам агрохимического обследования.

8. В целях предоставления субсидий на возмещение части затрат на выполнение работ по известкованию почв сельскохозяйственных угодий получателями субсидий дополнительно представляются следующие документы:

— копия договора на разработку проектно-сметной документации по известкованию;

— копии проектно-сметной документации и пояснительной записки к проектно-сметной документации по известкованию;

— копии договоров на приобретение и внесение известкового материала;

— копии платежных документов, подтверждающих оплату произведенных работ, а также документов, на которые дана ссылка в назначении платежа в платежных документах;

— копии актов сдачи-приемки работ по договорам на выполнение работ;

— фотоотчет о ходе проведения работ по известкованию с привязкой к одним и тем же точкам местности перед началом и в процессе работ.

Копии документов должны быть заверены подписью и печатью получателя субсидий (при наличии печати).

Ответственность за достоверность и полноту сведений, отраженных в документах, являющихся основанием для предоставления субсидий, возлагается на получателя субсидий.

Отдел развития растениеводства, земледелия и научно-технической политики , Сектор развития растениеводства и земледелия

+7 (812) 577-38-08

191124. г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3

Участок или деньги. Как реализуется право на субсидию взамен земельного участка в Югре

В мае этого года на заседании окружного правительства было принято решение об альтернативной мере поддержки многодетных семей – замене предоставления земельного участка социальной выплатой в виде субсидии.

Социальную выплату можно использовать на приобретение жилого помещения, на первоначальный взнос, на погашение ипотечного кредита, строительство индивидуального жилья. Размер суммы рассчитывается индивидуально для каждой семьи, он зависит от количества ее членов и срока проживания в Югре.

На сегодняшний день в Ханты-Мансийском автономном округе для предоставления земельного участка состоит на учете свыше 11 тысяч человек, из них более семи тысяч – из категории «многодетные семьи».

В соответствии с поручением председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева по итогам социального форума «Эффективная социальная политика: новые решения», эту очередь необходимо ликвидировать до 2 апреля 2019 года. О том, как ведется эта работа в регионе, выяснял корреспондент газеты «Новости Югры».

Очередь сокращается

В Сургуте в очереди на земельные участки более 1 500 человек. Из них свыше тысячи участников – из категории «многодетные семьи».
– Нам уже выделили деньги на реализацию права по социальной выплате. Восемь семей получили свидетельство, которое подтверждает право на эту денежную компенсацию. В этом документе указана сумма. В настоящее время все эти восемь семей оформляют сделки. Кто-то занимается подбором жилья, а кто-то вносит сумму на погашение ипотечного кредита. Мы работаем в быстром темпе. Все сделки должны быть заключены до Нового года, – сообщила начальник управления учета и распределения жилья администрации Сургута Алла Шевченко.
В Нижневартовске в очереди также более 1 500 человек. Всего предоставлено десять участков, девять из них – многодетным семьям.
– Так как у нас в силу географического положения болотистая почва, мы должны давать участки с развитой инфраструктурой. По этой причине они готовятся не так быстро, как хотелось бы. Процесс подготовки требует много времени и затрат, – рассказала главный специалист отдела землепользования управления земельными ресурсами Нижневартовска Эльмира Русакова.
– По мере подготовки мы сначала изыскиваем свободные участки. Сейчас готовим более ста земельных наделов к предоставлению, там уже заканчиваются работы. Надеемся, что в скором времени передадим земли людям.
В администрацию Нижневартовска поступило 130 заявлений о социальной выплате. По восьмидесяти из них принято положительное решение. В скором времени эти семьи получат субсидию.
– В остальных случаях – отказ. Причины разные, некоторые горожане представили недостоверные сведения. Это выяснилось в ходе проверки. Ведь для назначения социальной выплаты мы делаем запросы в различные инстанции: Росреестр, ипотечное агентство, – разъяснила Эльмира Русакова.

Свой дом – большое счастье

В маленьких населенных пунктах Югры проблемы очередности не существует. Так, в Игриме (Березовский район) совсем недавно сформировалась очередь из трех многодетных семей.
– В настоящее время они проходят проверку. И если все нормально, то сразу же получат земельные участки. Уже есть три подготовленных земельных надела, – сообщила ведущий специалист по землеустройству и муниципальному хозяйству администрации городского поселения Игрим Марина Скирда.
По информации администрации Ханты-Мансийского района, некоторые территории ограничены лесным фондом. Перевод из лесного фонда в земли населенного пункта – сложная работа. Проблемные территории – Шапша, Ярки.
– За субсидией обратились девять заявителей. По восьми из них приняты положительные решения. Был один отказ, так как семья получала ранее другие виды поддержки, – сообщил заместитель начальника управления жилищных отношений администрации Ханты-Мансийского района Павел Стариченко.
В Цингалах поступило пять заявлений на выдачу субсидии. По двум из них уже принято решение о назначении социальной выплаты, остальные на рассмотрении. Об этом сообщила специалист администрации сельского поселения Цингалы Светлана Никандрова.
Сами участники программы мероприятия отмечают, что выдача участка и возможность выбора – хорошая поддержка от окружного правительства многодетным семьям.
– Мы получили очень хороший участок в районе СУ-967. Свою землю мы ждали два года. Единственная проблема была в долгом оформлении документов на нее, но это не омрачило нашего счастья от полученной возможности в скором времени построить дом, – поделилась мама четверых детей Алена Ишимцева.

На получение земельных участков могут претендовать 12 льготных категорий граждан:

1) граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
2) инвалиды;
3) граждане, имеющие трех и более детей;
4) лица, усыновившие (удочерившие) одного и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы и ветераны труда, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, на которых распространяются меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законом «О ветеранах»;
6) лица, на которых распространяются меры социальной поддержки, установленные федеральными законами «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
7) члены семьи военнослужащего, погибшего (умершего), пропавшего без вести в период прохождения военной службы (сборов) как по призыву, так и по контракту в мирное время начиная с 3 сентября 1945 года (независимо от воинского звания и причин смерти, кроме случаев противоправных действий) либо умершего вследствие ранения, травмы, контузии, увечья или заболевания, полученного в период прохождения военной службы (сборов) и подтвержденного документами, независимо от даты смерти;
8) лица, имеющие звание «Почетный гражданин Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
9) лица не старше 35 лет, постоянно проживающие в сельской местности, окончившие профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, работающие в сфере сельскохозяйственного производства, в бюджетной сфере в сельских населенных пунктах;
10) молодые семьи, имеющие детей;
11) лица, на которых распространяются меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
12) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

В редакции «Новостей Югры» состоялась горячая линия с заместителем начальника отдела государственной поддержки отдельных категорий граждан управления жилищных программ депстроя Югры Татьяной Кулаковой и консультантом отдела кадастровой оценки и договорных отношений управления земельных отношений Югры депимущества Югры Ириной Титовой. Представители органов власти отвечали на вопросы югорчан о предоставлении бесплатных земельных участков под ИЖС и выплате вместо них компенсаций многодетным семьям.

Бэлла Евлоева, Радужный:

– Здравствуйте! Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию. Год назад нам выделили земельный участок. А у нас есть еще ипотека. Могу я сдать этот земельный участок и взять субсидию на погашение кредита?

– После того как гражданин становится собственником земельного участка (оформив при этом все необходимые документы, в том числе свидетельство о праве собственности), вернуть такой участок невозможно. Получить субсидию взамен участка не представляется возможным, так как право на однократное бесплатное предоставление участка реализовано.

Вопрос от югорчанки, пожелавшей остаться неизвестной:

– Здравствуйте, многоуважаемая редакция! Хочу задать вопрос в тему вашей горячей линии. Я и мой супруг работаем в Ханты-Мансийске, у нас трое детей, они получают дошкольное образование в Ханты-Мансийске, но прописка у нас в Ханты-Мансийском районе, село Цингалы (я там родилась, у супруга прописка в районе с 2000 года). Можем ли мы встать на очередь на получение участка в Ханты-Мансийске как многодетная семья, или нам положена земля только в районе? На данный момент мы снимаем в городе земельный участок, проживаем с детьми в жилом вагончике. Своего жилья нет, прописаны у моей мамы.

– Граждане, имеющие место жительства в населенном пункте муниципального района, вправе однократно бесплатно получить земельные участки в любом населенном пункте, входящем в состав этого муниципального района.

Следовательно, граждане, проживающие в Цингалах, вправе однократно бесплатно получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства в ином населенном пункте (в том числе в Ханты-Мансийске), входящем в состав Ханты-Мансийского района.

Руслан Михайлов, Югорск:

– Мы многодетная семья (четверо детей), живем в частном доме общей площадью 80,9 квадратного метра. За дом выплачиваем ипотеку до 2033 года. Сдали документы в МФЦ в апреле 2016 на предоставление земельного участка под ИЖС. Было желание избавиться от ипотеки и построить миниатюрный дом на новом участке. Только позже узнали, что можно получить субсидию за участок и вложить часть средств в оплату основного долга ипотечного кредита. Один из детей является собственником доли в квартире родителей – 52,4 квадратного метра с домом в 80,9 «квадрата». Считается, что все обеспечены нужной квадратурой на одного члена семьи. На дом есть право собственности, но никто не учитывает, что оно с обременением, и в этом случае воспользоваться льготой не представляется возможным. Как быть в такой ситуации – вроде и льготная категория, но льгота не положена?

Ирина ТИТОВА:

– Порядок и условия предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Югры определены законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.05.2000 № 26-оз «О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и от 06.07.2005 № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон № 57-оз).

Критерии нуждаемости в улучшении жилищных условий определены в пункте 2 статьи 7.4 Закона № 57-оз.

Ваша семья обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Таким образом, она не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, правом на однократное бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства ваша семья не обладает.

Светлана Ашихмина, Нефтеюганск:

– Как формируется очередность по выплатам компенсаций многодетным семьям взамен предоставления земельных участков под ИЖС? По какой схеме и в каком размере будут производиться выплаты компенсаций? Сколько семей в месяц/год получат компенсации?

Татьяна КУЛАКОВА:

– Список участников мероприятия формируется уполномоченным органом муниципального образования в хронологической последовательности – по дате и очередности, когда гражданин был принят на учет как желающий бесплатно приобрести земельный участок под ИЖС.

Ответ на второй вопрос. Выплата компенсаций рассчитывается исходя из объема утвержденных средств на реализацию мероприятия, когда распределяются лимиты средств между муниципальными образованиями автономного округа. После определения лимита формируется список получателей социальной выплаты. Уполномоченный орган муниципального образования уведомляет участников мероприятия о включении их в список получателей и необходимости подтверждения ими своего намерения получить социальную выплату. Когда участник подтверждает свои намерения, он получает свидетельство о праве участника мероприятия на получение социальной выплаты. Затем гражданин приобретает жилье. После проверки данного факта специалисты принимают решение о предоставлении социальной выплаты или об отказе. Размер льготы составляет 30 % от произведения следующих показателей: количества членов семьи, нормы предоставления общей площади жилого помещения (18 квадратных метров на члена семьи), средней стоимости квадратного метра площади жилого помещения в капитальном исполнении, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ для автономного округа на дату выдачи свидетельства, коэффициента срока проживания на территории автономного округа.

При этом следует учитывать, что размер социальной выплаты может уменьшаться. В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи в течение пяти лет, предшествующих дате предоставления гражданину социальной выплаты жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение.

В случае если в семье получателя кто-то ранее использовал свое право на получение мер господдержки на улучшение жилищных условий за счет средств бюджетной системы РФ либо таковым является сам получатель, такие граждане не учитываются при расчете размера социальной выплаты.

По третьему вопросы скажу, что исходя из объема средств, утвержденных на реализацию мероприятия в 2016 году, социальной выплатой будут обеспечены более двух тысяч многодетных семей.

Светлана Маразакова, Пойковский:

– Мы многодетная семья, у нас трое детей. 3 октября 2016 года встали на учет. Можем ли мы сдать документы на получение субсидии взамен земельного участка?

Оксана Разумова, Малиновский:

– Я мама пятерых детей. Меня интересует такой вопрос: можно ли получить компенсацию вместо бесплатного земельного участка под ИЖС и в каком размере рассчитывают эту компенсацию? В очередь на участок я встала в августе 2016 года. Могу ли я потратить эту компенсацию на покупку жилья в другом регионе?

– Согласно порядку, право на участие в мероприятии имеют граждане, у которых трое и более детей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и принятые до 2 апреля 2016 года органами местного самоуправления по месту жительства на учет как желающие бесплатно получить земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Учитывая, что вы встали на учет граждан, желающих бесплатно получить земельные участки для индивидуального жилищного строительства, после даты, указанной в порядке, сожалею, но на текущий момент право на участие в мероприятии у вас не возникло.

Артем Сергиенко, Ханты-Мансийск:

– Мы многодетная семья, у нас четверо детей. Хотели узнать, как продвигается очередь? Какая дается компенсация? Мы с супругой не расписаны. Она встала на очередь в составе «мать и четверо детей» в 2015 году.

– Участки предоставляются по мере планов муниципалитетов. В Ханты-Мансийске многодетных семей немного, лишь одна четвертая всей очереди. Им участки предоставляются в первую очередь – не менее 50 % всех сформированных участков. Для уточнения номера своей очередности необходимо обратиться в городской департамент муниципальной собственности и земельных отношений по адресу улица Мира, 14. Для рассмотрения вопроса о получении субсидии вы также можете подать документы в указанный департамент.

Наиль Закиров, Советский:

– Мне достался в дар дом в 80 «квадратов» с участком. Мы состоим в очереди как многодетная семья из пяти человек. Можем ли мы получить субсидию взамен предполагаемой земли? Дом, который достался в наследство, неблагоустроенный, его необходимо доделывать.

– Дом – 80 квадратных метров, или более 12 «квадратов» на каждого члена семьи. Следовательно, вы не являетесь нуждающимися в улучшении жилищных условий. Отсутствие благоустройства значения не имеет. Вы подлежите снятию с учета.

Деньги на квартиру вместо земельного участка многодетным семьям

С 1 марта 2015 года в действующую редакцию Земельного кодекса РФ было введено новое положение, согласно которому региональными властями может устанавливаться возможность предоставления многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, «мер по обеспечению жилыми помещениями» вместо действовавшего ранее права на бесплатное получение земельного участка, впервые появившегося у граждан, имеющих трех детей и более, в 2011 году согласно п. 2 ст. 2 закона от 14.06.2011 г. № 138-ФЗ г.

Однако долгое время не был понятен формат предоставления указанной меры социальной поддержки в виду того, что соответствующие требования и порядок обеспечения многодетных жильем взамен бесплатной земли органы власти субъектов федерации по закону могли устанавливать самостоятельно.

Как получить деньги вместо земли многодетным?

Поправки, внесенные с 1 марта 2015 года в Земельный кодекс России законом от 29.12.2014 г. № 487-ФЗ, не предусматривают какой-то единственный способ получения поддержки региональных властей на приобретение гражданами, имеющими трех и более детей, жилого помещения взамен бесплатного земельного участка.

Прежде всего, для этого семье потребуется встать в общую очередь на землю многодетным для жилищного строительства (в большинстве регионов страны эта очередь до сих пор продолжает увеличиваться, однако согласно поручению премьер-министра Дмитрия Медведева она должна быть ликвидирована до апреля 2019 года). В законе указывается, что теперь также может устанавливаться дополнительное требование:

  • они должны стоять на учете в органах местного самоуправления как нуждающиеся в улучшении жилищных условий;
  • у многодетной семьи должны быть основания для постановки на такой учет на момент обращения.
  • После этого, если властью соответствующего региона принята программа об обеспечении многодетных семей жильем взамен получения бесплатной земли для строительства дома, необходимо при наличии соответствующего желания подать в уполномоченный орган по месту жительства заявление на участие в новой программе, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи, с предоставлением необходимых документов (перечень устанавливается индивидуально региональными властями и должен уточняться по месту жительства).

    Пример того, как можно вместо земли за третьего ребенка получить деньги

    В 2016 году в Ханты-Мансийском автономном округе в рамках жилищной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей ХМАО — Югры» правительственным постановлением от 06.05.2016 г. № 137-п было утверждено мероприятие, предусматривающее предоставление по выбору многодетных семей, вставших в очередь на получение бесплатной земли, предоставление взамен него социальной выплаты в размере 30% от стоимости жилья, определенной с учетом:

  • количества членов многодетной семьи;
  • учетной нормы площади жилого помещения (18 кв. м на каждого человека);
  • средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья, утверждаемой раз в квартал Минстроем РФ (в ХМАО составляет 42204 руб. на IV квартал 2016 года);
  • срока проживания на территории региона (максимальный размер выплаты можно получить при условии проживания в Ханты-Мансийском автономном округе 15 лет и более).

Право семьи на получение субсидии подтверждается сертификатом на улучшение жилищных условий, который имеет ограниченный срок действия и может быть направлен:

  • на покупку квартиры или дома по договору купли-продажи;
  • приобретение квартиры в новостройке через договор долевого участия в строительстве (ДДУ);
  • на покупку жилья в ипотеку путем использования жилищного сертификата на:
    • оплату первоначального взноса на получение ипотечного кредита;
    • погашение долга и процентов по жилищным кредитам, взятым до или после момента получения права на субсидию.
    • Как видно, размер и порядок предоставления субсидии многодетным взамен земли на покупку квартиры или дома аналогичен правилам получения свидетельства по программе «Молодая семья».

      Условия предоставления денег вместо земли многодетным семьям в других регионах страны уточняйте в администрации по месту жительства (городские и региональные отделы, управления или департаменты жилищных и земельных отношений).

      Смотрите еще:

      • Работа в новороссийске юристом Работа в новороссийске юристом Открытое акционерное общество Крайжилкомресурс Новороссийский филиал • Новороссийск Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальная энергетика" • Новороссийск Юрист Элбинг Инвестментс • […]
      • Сайт орджоникидзевского суда в магнитогорске Орджоникидзевский районный суд г.Магнитогорска Челябинской области Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области образовался на базе народного суда 12 участка Троицкого округа в поселке Магнитном, обслуживал […]
      • Налог в москве на авто Транспортный налог в Москве: до 150 рублей за лошадиную силу Власти Москвы планируют увеличить ставки транспортного налога в отношении большинства категорий легковых автомобилей и отменить некоторые ранее установленные льготы. […]
      • Обязательственное право по законам 12 таблиц uristinfo.net § 5.3. Обязательственное право Древнего Рима В институциях Юстиниана обязательство определялось в качестве правовых уз, в силу которых мы связаны необходимостью что- либо исполнить в согласии с правом нашего государства. […]
      • Перечень тайн охраняемых законом Особая информация охраняемая законом тайна "Кадровый вопрос", 2013, N 1 ОСОБАЯ ИНФОРМАЦИЯ охраняемая законом тайна Одним из способов защиты охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) является установление в […]
      • Гост р 52289-2004 правила применения дорожных знаков светофоров Изменение N 1 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. приказом Федерального агентства по […]
      • Составление купли продажи квартиры Договор купли продажи квартиры Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон договора купли-продажи квартиры за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу юридическую помощь, в том числе и по заполнению […]
      • Расчет остатка войск в правилах войны Симулятор боя Симулятор разработан для игры «Правила Войны - ядерная стратегия» и позволяет рассчитать приблизительные потери и исход боя при столкновении двух армий в разных режимах. Функционал разработан в расчёте на простоту […]