Законы вступают в силу с момента подписания

О порядке определения даты вступления в силу и периода действия нормативных правовых актов (Д.А. Кузякин, «Законодательство», Спецвыпуск, ноябрь 2004 г.)

О порядке определения даты вступления в силу и периода действия
нормативных правовых актов

Законодательство постоянно меняется: принимаются новые нормативные акты, существующие — утрачивают силу или в них вносятся изменения. Для правильного практического применения вновь принятого или измененного нормативного акта необходимо точно знать, с какого момента он вступает в силу. Однако в определении этого момента иногда возникают значительные трудности. Во многих вновь вышедших нормативных документах не установлена точная дата введения их в действие. В таком случае дата вступления в силу документа должна быть рассчитана по общим правилам, установленным законодательством.

Рассмотрим существующую нормативную базу, определяющую порядок вступления в силу различных нормативных актов.

Статья 15 Конституции РФ устанавливает обязательное официальное опубликование законов. Согласно Конституции РФ законы и другие нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Согласно ст. 4 названного закона официальным опубликованием указанных актов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации их текста в одном из официальных изданий. Эти акты подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 установлен порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Официальным опубликованием актов Президента РФ и актов Правительства РФ считается публикация их текстов в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Официальными являются также тексты актов Президента РФ и актов Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

В соответствии с названным Указом нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете», а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» в течение десяти дней после дня их регистрации. Официальным также является указанный бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Правила подготовки и государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 устанавливают, что акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию. Порядок опубликования определяет федеральный орган исполнительной власти, утвердивший акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяет федеральный орган исполнительной власти, издавший акт. Однако лишь некоторые органы определили источники официального опубликования издаваемых ими актов, признанных не нуждающимися в государственной регистрации. И только единицы установили не только источник официального опубликования, но и порядок вступления подобных актов в силу.

К сожалению, после изучения нормативной базы, регулирующей вопросы вступления в силу нормативных правовых актов, возникает, возможно, даже больше вопросов, чем до исследования данной проблемы.

Так, существует неопределенность в вопросе, связанном с официальным опубликованием полного текста нормативного акта. Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» четко определено, что официальной публикацией законов считается первая публикация их полных текстов. Что же касается актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, необходимость опубликования их полного текста не установлена. Таким образом, остается неясно, как вступают в силу документы, опубликованные в официальном источнике не полностью, например, без приложений.

Постановление Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» было признано письмом Минюста РФ от 27 февраля 2003 г. N 07/1891-ЮД не нуждающимся в государственной регистрации. Текст постановления (без приложений) опубликован в «Финансовой газете», март 2003 г., N 11. Согласно постановлению Госкомстата РФ от 20 августа 2001 г. N 59 «О порядке опубликования и вступления в силу постановлений Государственного комитета Российской Федерации по статистике по вопросам государственной статистики и первичной учетной документации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации» постановления Госкомстата России об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации и указаний по их заполнению, признанные Минюстом РФ не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в Международном еженедельнике «Финансовая газета» и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней с даты их официального опубликования, если в этих постановлениях не предусмотрен иной срок их вступления в силу. Совершенно ясно, что руководствоваться постановлением, не имея форм им утвержденных, невозможно. Является ли в данном случае дата опубликования текста документа без приложений датой его официального опубликования, от которой зависит момент вступления данного акта в силу?

Следующая проблема связана с определением источника первого официального опубликования федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ, зарегистрированных в Минюсте РФ нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Исходя из смысла ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства РФ» будет официальной. Однако на практике встречаются прямо противоположные точки зрения на данную проблему. Многие юристы считают, что датой официальной публикации не может являться дата публикации в «Собрании законодательства Российской Федерации». В качестве основного аргумента приводится постановление Конституционного суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П. В соответствии с документом день, которым датирован выпуск «Собрания законодательства Российской Федерации», содержащий текст рассматриваемого Федерального закона, не может считаться днем его обнародования. Указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

В Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ*(1) по этому поводу придерживаются следующего мнения: «Позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная в его постановлении от 24 октября 1996 года, представляется вполне обоснованной, поскольку при совпадающих датах подписания в печать издания и его выпуска, действительно, получение информации об опубликованном в нем акте адресатами представляется нереальной. В то же время Конституционный Суд данную позицию не утвердил в качестве общего правила. Он лишь констатировал, что выбор точки отсчета при определении даты вступления в силу Федерального закона (имеется в виду Федеральный закон от 7 марта 1996 г. N 23-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» — прим. автора) был избран неверно».

В Определении Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2002 г. N 83-О в качестве даты опубликования Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год» приводит уже дату, указанную в «Собрании законодательства РФ». «Статьей 78 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год», вступившего в силу 30 марта 1998 года (со дня официального опубликования). » Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 марта, 1 и 2 апреля 1998 г., в «Собрании законодательства Российской Федерации» — от 30 марта 1998 г., N 13, ст. 1464. В настоящее время дата «Собрания законодательства Российской Федерации», которая указывается на его обложке, всегда совпадает с датой подписания в печать, и всегда проходит какое-то время прежде, чем издание будет получено адресатами. Поэтому вполне обоснованной выглядит позиция правового управления Аппарата Госдумы Федерального Собрания РФ по поводу названного Определения Конституционного Суда: «Если Конституционный Суд не отступил по каким-то причинам от своего разъяснения 1996 года, то, вероятно, была допущена ошибка. Даже если «Собрание законодательства Российской Федерации» поступило в продажу либо 31 марта, либо 1, или 2 апреля 1998 г., т. е. раньше, чем закончил публиковаться в «Российской газете» Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1998 год», все равно дата 30 марта не должна была быть признана днем официального опубликования данного Федерального закона».

С.В. Разгулин в книге «О развитии российского налогового законодательства в современных условиях»*(2) приводит еще один пример, связанный с проблемой определения срока вступления в силу нормативного акта: «В случае, когда вследствие официального опубликования нормативного правового акта в различных выпусках официального источника опубликования, например, в московском и региональном выпусках «Российской газеты», не соблюдается требование об одновременном обеспечении всех заинтересованных лиц информацией о содержании нормативного правового акта, то срок вступления в силу такого нормативного правового акта должен определяться исходя из даты его последнего официального опубликования». Таким образом, если закон опубликован и в «Собрании законодательства» и в «Российской газете», остается неясным, какую из дат нужно считать первой датой официального опубликования. При существующих формулировках норм Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ и Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763, определяющих порядок вступления в силу нормативных правовых актов, первоисточник выделить очень проблематично.

Вернемся к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 1998 год», который был опубликован в нескольких номерах «Российской газеты». Здесь возникает вопрос, касающийся опубликования нормативного акта частями. Согласно названной статье Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ официальная публикация — первая публикация полного текста закона. Данное положение можно трактовать следующим образом: для вступления закона в силу необходимо, чтобы в одном выпуске официального издания был опубликован полный текст нормативного акта. Если же закон опубликован в нескольких выпусках официального источника, с какого момента исчисляется срок его введения в действие? Чтобы исключить возможность двоякой трактовки данной нормы, целесообразно ее уточнить, как, например, это сделано в Указе Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. N 359*(3): «Если акт вступает в силу после его официального опубликования и официально опубликован по частям в нескольких номерах официального издания, течение срока вступления в силу такого акта начинается с ноля часов суток, следующих за днем первоначального официального опубликования его последней части».

Часто в периодическом печатном издании (например, в журнале или газете) не указывается точная дата его выхода в свет, иногда указывается только месяц, иногда — диапазон дат. Как в этом случае определить дату опубликования нормативного правового акта? Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ предлагает следующее решение данного вопроса, признавая, однако, его небесспорным: «Если в периодическом печатном издании указывается только месяц его издания, то датой официального опубликования помещенного в него акта следует считать последний день месяца, если в качестве даты выхода в свет издания указан диапазон дат, то датой официального опубликования акта в этом издании следует считать последнюю дату диапазона». Московская городская Дума издала письмо от 22 августа 2000 г. N 8-21-6254/0, которым установила порядок определения даты выхода в свет еженедельной в то время газеты «Тверская,13». «Датой выхода газеты следует считать дату, открывающую интервал, поскольку именно в этот день газета поступает в розничную продажу и доставляется подписчикам». Получается, что в случае, когда для периодического не ежедневного издания не установлен порядок исчисления даты его выхода в свет, необходимо ориентироваться либо на дату поступления издания к адресатам, либо на последнюю дату интервала (месяца).

Следующая проблема связана с появлением официальной информации о вступлении в силу нормативного акта, который должен был начать действовать в соответствии с общими правилами, установленными законодательством для подобного рода документов. Так, приказ МНС РФ от 26 марта 2003 г. N БГ-3-22/135 вносит изменения в книгу учета доходов и расходов организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, зарегистрирован в Минюсте РФ 17 апреля 2003 г. под N 4430 и опубликован в «Российской газете» от 26 апреля 2003 г. В самом приказе порядок его введения в действие не установлен, поэтому к данному приказу применяются нормы Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763, согласно которому нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Однако появляется письмо МНС РФ от 6 мая 2003 г. N СА-6-22/521, не зарегистрированное в Минюсте РФ, согласно которому налоговым органам и налогоплательщикам следует применять приказ с 1 января 2003 г. Да, письмо было отменено приказом МНС РФ от 16 января 2004 г. N СА-6-22/36, но это не единственный случай. Как реагировать на подобные письма, и вправе ли федеральные органы исполнительной власти таким образом вводить в действие свои нормативные акты, зарегистрированные в установленном порядке?

Признание нормативного акта утратившим силу в отдельных случаях также вызывает большое количество вопросов. Так, например, приказом Минтранса РФ от 18 июня 2003 г. N 147 утверждаются Федеральные авиационные правила «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения», которые вводятся в действие с 1 января 2005 г. Также данным приказом признается утратившим силу приказ Федеральной авиационной службы России от 24 октября 1997 г. N 225 «О государственном регулировании и контроле за организацией и выполнением полетов гражданских воздушных судов авиации общего назначения в Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 1998 г., регистрационный N 1501). Получается, что Правила вступают в силу с 1 января 2005 г., а приказ, регулирующий соответствующие правоотношения ранее, утрачивает силу с момента введения в действие приказа N 147, который зарегистрирован и вступает в силу согласно общим правилам по истечении десяти дней после его официального опубликования. Возможно ли в данном случае дату введения в действие Правил считать датой, с которой признается утратившим силу приказ N 225, а также датой вступления в силу приказа N 147? Иногда ситуация складывается иначе. Существует Временная инструкция Госналогслужбы РФ и ГТК РФ от 11, 13 июля 1994 г. N 27, 01-20/7864 о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Приказом ГТК РФ от 28 декабря 2000 г. N 1230 утверждена новая Инструкция о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками. Фактически получается, что Временная инструкция перестала действовать с момента вступления в силу новой Инструкции, однако, признана утратившей силу она была только приказом ГТК РФ и МНС РФ от 21 февраля 2001 г. N 186/ВГ-3-31/50.

Помимо общих правил о вступлении в силу нормативных актов законодательство не исключает регулирование вступления в действие особой коллизионной нормой, содержащейся в документе или в отдельном нормативном акте. Возможно, в связи с этим, в существующем массиве правовых документов встречаются самые различные формулировки о вступлении в силу*(4).

В таблице представлены статистические данные только по федеральным документам. В региональных нормативных актах количество вариаций формулировок возрастает в несколько раз. Насколько внимательно (дословно) следует воспринимать формулировки норм о вступлении в силу нормативных актов? Существует ли разница в определении даты вступления в силу нормативных актов, имеющих разные формулировки? Как соотносятся между собой, допустим, фразы «со дня опубликования» и «после опубликования»? Как мы видим, очень распространенной в нормативных актах является формулировка «со дня опубликования». Профессор Д.Н. Бахрах*(5) по этому поводу высказывает такую точку зрения: «Полезно избрать во всех случаях единую формулу: после дня публикования. Выражение «со дня опубликования» неудачно. Официальный текст правового акта многие читатели получат лишь во второй половине суток (дня). А еще требуется время его прочитать. Особенно это касается норм, регулирующих ответственность. Как она может начать действовать с ноля часов дня опубликования, если граждане о ней не знали? Если деяние совершено в первой половине дня, а текст закона был доставлен лишь во второй, то разве можно применить к виновному норму, устанавливающую ответственность?». Однако данное предложение полезно только на этапе разработки нормативного акта, ведь если в существующем документе написано «со дня», то и при исчислении срока его вступления в силу мы должны руководствоваться именно этой формулировкой.

С фразой «после опубликования» разобраться еще более сложно. Можно предположить, что она означает, что данный акт вступает в силу после даты его опубликования — в этот день, либо на следующий. А с другой стороны, данная фраза может означать только указание на то, что данный документ должен быть опубликован, а вступает в силу он в общем порядке, установленном законодательством для соответствующей категории документов. В Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ комментируют данную ситуацию следующим образом: «Формулировка «со дня опубликования» предполагает, что день опубликования включается в срок вступления акта в силу, формулировки «после дня официального опубликования» и «после опубликования» означают, что срок вступления в силу акта начинается со следующего дня после дня его официального опубликования. По этому поводу в связи с разрешением конкретного уголовного дела было принято специальное постановление Президиума Верховного Суда РСФСР, по которому днем введения закона в действие был признан день, следующий за днем опубликования закона (Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1965. N 1. С. 13-14)»».

Много вопросов связано с определением момента вступления в силу законодательных актов о налогах и сборах. Статьей 5 Налогового кодекса РФ установлено общее правило, согласно которому акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Однако, например, по налогу на добавленную стоимость для разных категорий налогоплательщиков существуют различные налоговые периоды. В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 по этому поводу сказано следующее: «Если для одного и того же налога в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов». Приведенная норма ст. 5 Налогового кодекса РФ вызывает также вопросы, связанные с правильным подсчетом момента вступления в силу нормативного акта, даже при отсутствии двойственности в налоговых периодах. Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 первое число очередного налогового периода по соответствующему налогу наступает после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта. В определении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 159-О содержится другая позиция: «Федеральный закон «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» впервые официально опубликован в «Российской газете» 31 декабря 2001 года, т. е. до начала очередного налогового периода по единому социальному налогу, составляющего один календарный год (ст. 240 Налогового кодекса Российской Федерации), а потому его положения, предусматривающие изменение объекта налогообложения и налоговой базы по единому социальному налогу в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, подлежали введению в действие, по крайней мере, не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, т.е. с 1 февраля 2002 года».

Законы вступают в силу с момента подписания

Действие нормативно-правового акта — порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие, т.е. «жизнь» нормативно-правового акта, определяется тремя параметрами: временем, пространством и кругом лиц.

А. Действие нормативно-правового акта во времени. Оно продолжается с момента вступления нормативно-правового акта в силу и до момента утраты им силы.

Существует следующий порядок вступления нормативно-правовых актов в силу (введения в действие).

[1] Момент введения в действие чаще всего указывается в сопутствующем акту документе — постановлении о введении (о порядке введения) нормативно-правового акта в действие или в самом акте. Делается это так.

[а] Называется конкретная дата введения нормативно-правового акта в действие. Чаще всего срок между принятием нормативного акта и введением его в действие не превышает одного—трех месяцев. Так, Закон РФ «О государственной пошлине» был принят 9 декабря 1991 г., а введен в действие с 1 января 1992 г., Закон РФ «О плате за землю» принят 11 октября 1991 г., а введен в действие с 1 января 1992 г.

Если для реализации нормативно-правового акта нет еще социально-экономических условий или требуется большая подготовительно-организационная работа, то срок между принятием нормативно-правового акта и введением его в действие может быть значительным. Например, союзный Закон о порядке выезда из страны и въезда (он действует и в Российской Федерации) принят 20 мая 1991 г., а введен в действие с 1 января 1993 г., Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» принят 2 июля 1992 г., а введен в действие с 1 января 1993 г.

[б] Нормативно-правовой акт вводится в действие с момента его опубликования. Так, принятый 8 июля 1992 г. Закон РФ «О федеральных органах государственной безопасности» был опубликован в «Российской газете» 12 августа 1992 г. и с этого же момента введен в действие. Аналогичным образом введены в действие российские законы «О средствах массовой информации» 1991 г., «О прокуратуре Российской Федерации» 1992 г., «О коллективных договорах и соглашениях» 1992 г., «Патентный закон Российской Федерации» 1992 г. и др. Такой порядок введения в действие становится наиболее распространенным для нормативно-правовых актов законодательной власти.

[в] Нормативно-правовой акт вводится в действие поэтапно. При этом этапы обозначаются либо сроками, либо связываются с наступлением определенных условий.

Например, российский Закон «Об образовании» введен в действие в целом с момента его опубликования — 31 июля 1992 г., а отдельные его положения — с 25 августа 1992 г., с 1 января 1993 г. Более позднее введение в действие других предписаний этого Закона определяется не конкретными сроками, а связывается либо с моментом принятия Федеральной программы развития образования, либо с развертыванием государственной аттестационной службы. Поэтапно введены в действие отдельные законодательные положения российских законов «О защите прав потребителей» 1992 г., «О валютном регулировании и валютном контроле» 1992 г. и некоторых других.

[г] Нормативно-правовой акт вводится в действие с момента его принятия, о чем может говориться как в самом акте, так и в постановлении о введении его в действие.

Этот порядок введения в действие нормативно-правовых актов не слишком удобен. Реально акт начинает действовать лишь тогда, когда о нем узнают субъекты, которым он адресован. Получить же достоверную информацию о содержании нормативно-правового акта можно лишь после его официального опубликования. Момент принятия акта и момент его опубликования никогда не совпадают — промежуток времени хотя бы в несколько дней между ними всегда будет.

Это своего рода «период бездействия», ибо акт формально вступил в силу, а реально (до публикации) действовать не может. Так, Закон РФ «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» введен в действие с момента принятия — 13 мая 1992 г., а опубликован был в «Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ» только 9 июля 1992 г. Принятый и введенный в действие 13 ноября 1992 г. Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» был опубликован в «Российской газете» лишь 30 декабря 1992 г.

[д] Нормативно-правовой акт вводится в действие с момента его подписания, о чем говорится в самом акте. Характерен этот порядок для актов Президента, Совета Министров — Правительства РФ, краевой, областной администрации и некоторых других субъектов правотворческой деятельности. Например, многие указы Президента завершаются пунктом: «Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания». Срок между подписанием Указа или акта Совета Министров и его опубликованием не превышает обычно недели. Но это тот же «период бездействия». Поэтому введение нормативно-правового акта в действие с момента подписания, как и вступление ею в силу с момента принятия, нецелесообразно.

Все нормативно-правовые акты, естественно, должны вступать в действие не ранее того срока, когда они опубликованы в официальном издании.

Близок подписанию акта как моменту вступления его в силу и факт его регистрации. Так, нормативные акты Министерства внутренних дел России вступают в силу с момента их официальной регистрации в аппарате Министерства, если в самом акте не указан иной срок.

[2] Если в нормативно-правовом акте срок введения его в действие не указан, то применяется порядок, установленный российским Законом «О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами» от 13 июля 1990 г. и Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» от 26 марта 1992 г.

В соответствии с названным Законом, законы РФ, другие акты высших представительных органов нормативного характера вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования.

Акты Президента и Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, в соответствии с вышеназванным Указом, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их опубликования в «Сборнике актов Президента и Правительства Российской Федерации», «Российской газете» или «Российских вестях». К сожалению, президентский Указ не устанавливает срока, в течение которого эти акты должны быть опубликованы.

[3] Порядок постепенного вступления в силу (введения в действие) нормативно-правовых актов. Он устанавливается для указов и постановлений Президиума Верховного Совета РФ, не имеющих общего значения, некоторых актов Президента и Правительства, ведомственных нормативных актов (имеющих, например, ограничительный гриф) и заключается в том, что эти акты начинают действовать с момента получения их адресатом. Разная отдаленность адресатов от правотворческого органа обуславливает и разновременность (постепенность) введения этих актов в действие.

Рассмотренные выше положения не исчерпывают всех вопросов, связанных с введением в действие нормативно-правовых актов. Есть некоторые особенности вступления в силу актов министерств и ведомств, должностных лиц, некоторых органов власти и управления. Не устранены противоречия между законодательными предписаниями, определяющими порядок введения в действие нормативно-правовых актов; многие вопросы этой процедуры вообще не урегулированы. В этой связи крайне необходим Закон «Порядок разработки, опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в Российской Федерации», где бы детально были регламентированы эти вопросы применительно ко всем видам- нормативно-правовых актов.

Прекращают свое действие нормативно-правовые акты: а) по истечении срока, на который были приняты; б) с изменением обстоятельств, на которые были рассчитаны (например, утратили свой смысл и потому прекратили действие акты периода Великой Отечественной войны после ее окончания); в) при отмене данного акта другим актом (наиболее распространенный случай).

На отмену старого акта может указывать постановление о введение в действие нового нормативного акта. Например, постановление Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О Совете. Министров — Правительстве Российской Федерации» от 22 декабря 1992 г. признало утратившим силу Закон от 3 августа 1979 г. «О Совете Министров РСФСР».

Отмене устаревших нормативно-правовых предписаний нередко посвящаются специальные акты. Таково постановление Правительства РФ «О признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с Законом РСФСР «О налогах на имущество физических лиц» от 31 марта 1992 г., признавшее утратившими силу три прежних правительственных постановления. Таково же постановление правительства от 31 января 1992 г., отменившее 15 устаревших нормативных актов.

С действием нормативно-правовых актов во времени

связано понятие обратной силы закона (точнее — нормативно-правового акта). По общему правилу, «закон обратной силы не имеет ( lex ad praeteriam non valet — лат.),» т.е. распространяет свое действие только на те отношения, которые возникли после введения его в действие. Это вносит стабильность в отношения между людьми, между гражданами и государством, поскольку они уверены, что их создаваемое и существующее положение не будет ухудшено изданием более позднего нормативно-правового акта.

Есть некоторые исключения из общего правила. Главное из них относится к уголовному закону, который всегда имеет обратную силу (действует как бы «назад») в том случае, если он устраняет наказуемость деяния или смягчает наказание. Именно так будут применяться некоторые нормы нового Уголовного кодекса, который значительно сокращает применение смертной казни за отдельные виды преступлений и полностью исключает ее по отношению к женщинам.

Обратная сила новому закону может быть придана также прямым указанием законодателя. Так, в Постановлении союзного Верховного Совета о введении в действие союзных Основ гражданского законодательства (они подлежат применению на территории Российской Федерации до принятия нового Гражданского кодекса РФ) устанавливается, что действие п. 3 ст. 50 Основ (право добросовестного владельца стать, при наличии определенных условий, собственником имущества) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1992 г. и продолжается в момент введения в действие Основ. Действие новых Основ, таким образом, распространено на отношения, которые возникли до 1 января 1992 г.

[Б] Действие нормативно-правового акта в пространстве. В соответствии с государственным суверенитетом, нормативно-правовые акты действуют безраздельно на всей территории государства. Однако есть акты ограниченного территориального действия (например, акты, действующие только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах).

В состав российской государственной территории входят находящиеся в пределах государственных гра-

ниц: а) суша, включая недра и континентальный шельф (продолжение морского берега под водой); б) воды, включая территориальные воды — примыкающую к берегу часть моря, не превышающую двенадцати морских миль; в) воздушное пространство.

К государственной территории (условной территории) приравниваются морские, речные, воздушные и космические корабли (станции) под флагом или знаком российского государства, кабели и трубопроводы, продолженные в открытом море и соединяющие территории государств, технические сооружения на континентальном шельфе или в недрах открытого моря. При этом военные суда приравниваются условно к территории государства повсеместно, а невоенные морские и воздушные суда — соответственно только в водах и воздушном пространстве своего государства или в открытом море и воздушном пространстве под ним [1] .

На государственной российской территории и территории, условно приравненной к ней, действуют нормативно-правовые акты Российской Федерации. Однако в определенных случаях они уступают место нормам международного права (речь идет об общепризнанных международных нормах, относящихся к правам человека). Вслед за российской «Декларацией прав и свобод человека и гражданина» 1992 г. это положение стали закреплять и другие российские законы. Так, Закон «О залоге» 1992 г. в ст. 2 устанавливает: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о залоге, чем те, которые содержатся в актах законодательства Российской Федерации, то применяются правила международного договора». Аналогичное положение фиксирует и Закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» 1992 г. и др.

[В] Действие нормативно-правовых актов по лицам (по кругу лиц). Нормативно-правовые акты Российской Федерации общего характера распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории: граждан нашего

государства, иностранцев и лиц без гражданства. Специальные нормативно-правовые акты действуют лишь в отношении определенных граждан.

Например, воинские законы касаются только военнослужащих, законодательство о льготах для рабочих и служащих Крайнего Севера имеет в виду только граждан, работающих и проживающих в этих регионах, законодательные предписания об ответственности должностных лиц применимы только к этой категории граждан и т.д.

В то же время нормативно-правовые акты нашего государства действуют и в отношении наших граждан, находящихся за границей. Так, совершивший преступление за границей российский гражданин отвечает по российским, законам, что не исключает его ответственность по законодательству страны пребывания.

Не подпадают под действие нормативно-правовых актов Российской Федерации (и тем самым не подлежат юридической ответственности) лица, обладающие дипломатическим иммунитетом. Это главы представительств и члены дипломатического персонала представительства, главы и члены делегаций на международных встречах и конференциях и др.

Правовое положение таких лиц регламентируется нормами международного права.

[1] См.: Международное право /Отв. ред Ф. И. Кожевников. М , 1987. С. 158, 159.

«Вступление в силу. » и «введение в действие. » нормативных правовых актов Республики Казахстан (И.Ю. Лоскутов, начальник Производственного департамента компании «ЮрИнфо»)

В разговорах юристов часто можно услышать: «привлечен к ответственности в соответствии с действующим законодательством», «мои требования основаны на действующем законодательстве» и т.п. Между тем, все ли и всегда знают точно, является ли тот или иной нормативный правов

В разговорах юристов часто можно услышать: «привлечен к ответственности в соответствии с действующим законодательством», «мои требования основаны на действующем законодательстве» и т.п. Между тем, все ли и всегда знают точно, является ли тот или иной нормативный правовой акт — действующим?

Определение действующего права в Республике Казахстан дано в постановлении Конституционного Совета РК от 28 октября 1996 года № 6 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан». В постановлении закреплено: «Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного суда республики».

Здесь действующее право Республики Казахстан рассматривается как система норм, содержащихся в принятых правомочными субъектами в установленном порядке нормативных правовых актах: Конституции РК и соответствующих ей законодательных актах, указах Президента, постановлениях Парламента, его палат и Правительства республики, иных нормативных правовых актах, международных договорах, ратифицированных Республикой Казахстан, нормативных постановлениях Конституционного Совета и Верховного суда республики. При этом высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.

Все указанные нормативные правовые акты включаются в состав действующего права, если они не отменены, в том числе в связи с принятием новых нормативных актов.

Внесение изменений или дополнений должно осуществляться в пределах компетенции соответствующего органа с соблюдением установленного порядка. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Конституции РК все законы, международные договоры, участником которых является республика, публикуются.

Официальное опубликование нормативных правовых актов (НПА), касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения.

Установленный Конституцией РК принцип обнародования нормативных правовых актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу НПА.

Итак, основным в этом перечне является Закон РК от 24 марта 1998 г. № 213-1 «О нормативных правовых актах» (далее — Закон «О НПА). В нем дано понятие «законодательства» как совокупности нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке.

Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов (помимо закона «О НПА») регулируется еще рядом нормативных правовых актов. В полном объеме они представлены в разделах СПС «ЮРИСТ»: «Действие НПА во времени, пространстве и по лицам. Гос. регистрация» и «Опубликование нормативных правовых актов». Адрес в сети Интернет — http://base.zakon.kz/.

Применение законодательства невозможно без знания порядка вступления в силу нормативных правовых актов.

С момента принятия (издания) нормативного правового акта до его введения в действие есть еще одна стадия — вступления в силу.

С разграничением этих понятий сегодня имеются определенные сложности. И в законодательстве вообще, и в законе «О НПА», в частности, эти понятия зачастую смешиваются и употребляются в качестве тождественных.

Между тем, соответствующее истолкование норм Конституции было дано Конституционным Советом Республики Казахстан в постановлении от 29 октября 1999 года № 20/2 «О представлении председателя Сарыаркинского районного суда города Астана о признании неконституционной статьи 36 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах». Конституционным Советом было разъяснено, что: «в пунктах 2 и 8 статьи 62 Конституции республики использованы термины «вступают в силу» и «введение в действие», которые несут различные смысловые нагрузки и обозначают неравнозначные понятия. Так, законопроект, рассмотренный и одобренный Мажилисом, а затем принятый Сенатом Парламента республики в порядке, установленном пунктом 4 статьи 61 Конституции, становится законом. Но это не означает, что ему придан полный законодательный статус, поскольку обретение им соответствующей юридической силы возможно лишь после подписания закона главой государства (пункт 2 статьи 62 Конституции РК).

Подписание закона Президентом республики свидетельствует о том, что он приобрел завершенную юридическую форму, занял свое место в иерархии нормативных правовых актов и влился в правовую систему государства. Но и факт обретения законом юридической силы еще не означает начало регулирования общественных отношений и поэтому не может повлечь ожидаемых правовых последствий, то есть это еще недействующий закон. Законодательный процесс еще не окончен.

Конституционная процедура предусматривает обязательное обнародование закона.

Это следует из подпункта 2 статьи 44 Конституции РК, устанавливающего конституционную обязанность главы государства обнародовать подписанный им закон. Указанная стадия является завершающей в законотворческом процессе. После публикации законодательного акта можно говорить о фактическом введении в действие юридической силы закона.

Указанное разъяснение должно расставить все точки над i и применимо ко всему процессу нормотворчества в целом. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что и по сей день большинство государственных органов по-прежнему не вполне четко понимают, когда их нормативные документы «вступают в силу», а когда» вводятся в действие». В качестве позитивного примера можно привести только Верховный суд, в регламенте которого прямо закреплено, что издаваемые Верховным судом нормативные правовые акты приобретают юридическую силу со дня подписания его председательствующим и секретарем пленарного заседания и вводятся в действие после их первого официального опубликования. Такой же практики придерживается и Национальный банк, как правило, дающий достаточный срок для опубликования и ознакомления перед введением в действие издаваемых нормативных правовых актов. Прочие центральные органы государственной власти во главе с Министерством юстиции предпочитают отделываться дежурной фразой о том, что издаваемые ими нормативные правовые акты «вступают силу со дня государственной регистрации» (приказ министра юстиции Республики Казахстан от 23 августа 2002 года № 125).

А основанием для такого заключения послужила крайне неудачная формулировка статьи 38 Закона «О НПА». Она гласит, что для нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, с одной стороны, «такая регистрация является необходимым условием их введения в действие», а с другой, «незарегистрированные нормативные правовые акты не имеют юридической силы».

Резонный вопрос — могут ли изданные в надлежащем порядке, но не зарегистрированные нормативные правовые акты совершенно не иметь никакой юридической силы? Думается, нет. Следует, что нормативные правовые акты, издаваемые центральными органами государственной власти и подписанные уполномоченным лицом, но для которых возможна в последующем регистрация в Министерстве юстиции, приобретают завершенную юридическую форму, занимают свое место в иерархии нормативных правовых актов и вливаются в правовую систему государства по аналогии с теми разъяснениями, которые были даны Конституционным Советом применительно ко всем законам РК. Однако решение о необходимости регистрации является прерогативой Министерства юстиции, поэтому определить на сто процентов, подлежит данный акт регистрации или нет, невозможно. Для этого необходимо время. Сегодня на практике существует немало случаев, когда направленный на регистрацию документ получал заключение о том, что он регистрации не подлежит. Или, скажем, существует немало прямо противоположных случаев, когда некий приказ не направлялся на регистрацию и им руководствовались в правоприменительной деятельности, а впоследствии оказывалось, что для него требуется регистрация. Случаи эти нередки еще и в силу того, что нет четких критериев для определения необходимости регистрации того или иного нормативного правового акта в Министерстве юстиции. Не совсем понятна и фраза — «имеющие общеобязательное значение». Нормативный правовой акт по сути своей содержит правовые нормы, т.е. общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Это аксиома теории права. Из критерия «общеобязательности» следует, что Министерство юстиции должно регистрировать вообще все нормативные правовые акты, или, от обратного, все не зарегистрированные в Министерстве юстиции акты — не являются нормативными правовыми.

Выход из этой ситуации представляется достаточно простым. Необходимо в законе четко зафиксировать, что все нормативные правовые акты вступают в силу после принятия в установленном порядке и подписания их уполномоченными лицами, если в них не указаны иные сроки. Фактически в этом случае речь идет об основном нормативном правовом акте — приказе, утверждающем некую инструкцию. Если этот документ не требует обязательного опубликования или регистрации в Министерстве юстиции, то одновременно он вводится в действие. Если требует, следовательно, вводится в действие после прохождения процедуры регистрации, либо опубликования. Если не прошел регистрацию либо регистрация в последующем была отменена (что является само по себе темой для отдельного разговора), значит, новым приказом он должен быть признан утратившим силу с момента издания.

Иначе мы получаем казусы, подобные приказу Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 1 сентября 2000 года № 189-ОД «Об утверждении Правил закупки материальных и финансовых ресурсов для производственных нужд субъектами естественной монополии на тендерной основе». В нем было одновременно записано и что он вступает в силу с определенного числа, и что подлежит регистрации. Тем не менее, в последующем он регистрацию так и не прошел, но и приказа о том, что он утратил силу, по нашим сведениям, не было. Чем руководствоваться лицам, для которых он предназначался, так и осталось непонятным.

Кроме общего порядка вступления в силу и введения в действие нормативных правовых актов, закрепленного в законе «О НПА», существуют еще ряд вариантов, которые рассматриваются в нижеприведенной таблице.

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ г. Москва «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

Изменения и поправки

(в ред. Федеральных законов от 22.10.1999 N 185-ФЗ, от 21.10.2011 N 289-ФЗ)

Принят Государственной Думой 25 мая 1994 года

Одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 года

Статья 1. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Статья 2. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Статья 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Статья 4. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Статья 5. «Парламентская газета» является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в «Парламентской газете». Обязательному опубликованию в «Парламентской газете» подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Статья 6. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Статья 7. «Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Статья 8. «Собрание законодательства Российской Федерации» состоит из пяти разделов:

в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;
во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;
в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Второй раздел подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции Российской Федерации; во второй части — иные акты палат Федерального Собрания. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой части помещаются нормативные акты, во вторую часть включаются акты ненормативного характера.

Статья 9. Публикуемые в «Собрании законодательства Российской Федерации» акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты.

При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Статья 9.1.
«Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации.

На «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат частью 1 статьи 102 и частью 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации.

На «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) могут быть размещены (опубликованы) иные акты палат Федерального Собрания, правовые акты Правительства Российской Федерации, других органов государственной власти Российской Федерации, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) актов, указанных в части третьей настоящей статьи, осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Статья 10. Признать утратившими силу:

Закон РСФСР от 13 июля 1990 года «О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 6, ст. 93);

Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст. 8).

Статья 11. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 12. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б. Ельцин

Смотрите еще:

  • Челябинская область сосновский районный суд Сосновский районный суд Челябинской области Сосновский район Челябинской области образовался 24 декабря 1934 года. Точной даты образования Сосновского районного суда в архивах не обнаружено, но постановлением Президиума Сосновского […]
  • Правила благоустройства ростов-на-дону 282 Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 14 февраля 2017 г. N 290 "О внесении изменений в решение Ростовской-на-Дону городской Думы "Об утверждении "Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону" (утратило силу) Решение […]
  • Приказ 64н 1998 Кристин… 0 людмила… 0 юлия об… 0 Татьяна… 0 nnfaov … 0 Категории блога Приказ министерства финансов российской федерации от 21.12.1998 г. 64н Скачать Приказ министерства финансов российской федерации от 21.12.1998 г. 64н […]
  • Мз рк официальный сайт приказы В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить […]
  • Минфин приказ 106н Зарегистрировано в Минюсте России 27 октября 2008 г. N 12522 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 06.10.08 N 106н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ В целях совершенствования нормативно-правового […]
  • Зеленин сф правила дорожного движения Правила Дорожного Движения Пдд с комментариями для всех понятным языком. Зеленин С. ф. Мир Автокниг в Москве Заметка к объявлению Доставка и оплата Самовывоз — Москва, Щербинка, ул. Восточная Доставка по городу — 230 р. Бесплатная […]
  • Приказ номер 3 мчс Приказ номер 3 мчс Регистрационный N 27701 Правила проведенияличным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной […]
  • Приказ 222 ссср Действующая редакция ПРИКАЗ Минздравмедпрома РФ от 31.05.96 N 222 (ред. от 16.06.97) "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СЛУЖБЫ ЭНДОСКОПИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПРИКАЗ Минздравмедпрома РФ от 31.05.96 N 222 "О […]