Законы о строительстве рк

Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан
Статья 68. Основные требования к процессу строительства

1. На соответствующих этапах процесса строительства должны быть выполнены процедуры и соблюдены требования, установленные настоящей статьей.

2. Заказчик, имеющий намерение осуществить строительство объекта, обязан в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан получить в местных исполнительных органах районов (городов) решение о предоставлении соответствующего права на землю. В случае наличия у заказчика соответствующего права на землю и функциональной зоны в соответствии с утвержденным проектом детальной планировки для строительства объекта дополнительное получение решения от местных исполнительных органов районов (городов) не требуется.

Производство строительно-монтажных работ на объекте допускается только на землях, на которые предоставлено соответствующее право землепользования либо право частной собственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

3. Исключен Законом РК от 29.03.2016 № 479-V (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

4. Сроки действия решения местных исполнительных органов районов (городов) о предоставлении соответствующего права на землю от даты принятия решения до начала строительства устанавливаются в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан с учетом нормативной продолжительности проектирования и утверждения проекта в установленном порядке и указываются в разрешительном документе.

5. В случаях невозможности положительного решения о предоставлении соответствующего права на землю местные исполнительные органы районов (городов) обязаны в течение десяти дней с момента обращения ответить заявителю (заказчику) мотивированным отказом с указанием норм (положений, условий, ограничений, сервитутов) законодательства Республики Казахстан, в противоречие с которыми вступает его намерение осуществить данное строительство.

6. Решение местных исполнительных органов районов (городов) о предоставлении соответствующего права на землю и архитектурно-планировочное задание являются основаниями для составления задания заказчиком на проектирование намеченного объекта.

Задание на проектирование составляется заказчиком либо его уполномоченным лицом (застройщиком) и утверждается заказчиком.

Задание на проектирование является неотъемлемой частью договора на выполнение заказа по разработке предпроектной и (или) проектной (проектно-сметной) документации.

Задание на проектирование должно включать требуемые параметры объекта, иные исходные данные.

7. Поставщики услуг по инженерному и коммунальному обеспечению в районе предполагаемого строительства по запросу местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения представляют в порядке, установленном уполномоченным органом в области архитектуры, градостроительства и строительства, технические условия на подключение к источникам инженерного и коммунального обеспечения в запрашиваемых (расчетных) параметрах, требующихся для строительства и устойчивого функционирования введенного впоследствии в эксплуатацию объекта.

Выданные технические условия могут быть изменены в течение периода их действия путем подачи потребителем письменного обращения (заявки, заявления) на новые технические условия.

Проекты наружных инженерных сетей и сооружений, разработанные в соответствии с выданными поставщиками услуг по инженерному и коммунальному обеспечению техническими условиями и прошедшие комплексную вневедомственную экспертизу, дополнительному согласованию с поставщиками услуг по инженерному и коммунальному обеспечению и структурными подразделениями местных исполнительных органов, осуществляющими функции в сфере архитектуры и градостроительства, не подлежат.

8. Установление поставщиками услуг по инженерному и коммунальному обеспечению объекта строительства необоснованных требований об участии (долевом участии) заказчика в расширении (реконструкции, модернизации, техническом перевооружении) объектов инженерной (коммунальной) инфраструктуры при выдаче технических условий не допускается.

В случаях, когда существующий уровень обеспеченности инженерной (коммунальной) инфраструктуры данного населенного пункта или района строительства не позволяет предоставить услуги в запрашиваемых заказчиком параметрах, вопросы о затратах, связанных с расширением (реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) объектов инфраструктуры для покрытия дополнительных нагрузок подключаемых абонентов, должны решаться между поставщиками (производителями) и заказчиком (потребителем) на договорной и возвратной основах.

9. Местные исполнительные органы столицы, городов республиканского значения, районов (городов областного значения) на основании решения о предоставлении соответствующего права на землю либо имеющегося у заказчика права на землю выдают заказчику архитектурно-планировочное задание с техническими условиями на подключение к источникам инженерного обеспечения и коммунальных услуг и архитектурной концепцией строительства объекта.

10. Состав и объем исходных материалов, необходимых для выдачи архитектурно-планировочного задания, устанавливаются государственными нормативными документами.

В случаях, когда для строительства нового или реконструкции (перепланировки, переоборудования, модернизации, реставрации) существующего объекта не требуется отвода (прирезки) земельного участка, а также если для этих целей отсутствует необходимость в подключении к источникам инженерного и коммунального обеспечения, в архитектурно-планировочном задании делается соответствующая запись.

11. Разработанная в соответствии с заданием на проектирование, архитектурно-планировочным заданием и иными исходными материалами проектная (проектно-сметная) документация проходит согласование, комплексную вневедомственную экспертизу и утверждение в соответствии с требованиями, установленными государственными нормативными документами.

Экспертиза документации проводится в соответствии с требованиями, установленными главой 9-1 настоящего Закона.

12. До начала производства строительно-монтажных работ заказчик обязан уведомить органы, осуществляющие государственный архитектурно-строительный контроль, о начале осуществления деятельности по производству строительно-монтажных работ в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

При этом о начале производства строительно-монтажных работ по подключению к сетям энергоснабжения технически несложных объектов вправе уведомлять организация, осуществляющая строительно-монтажные работы сетей электроснабжения.

13. Процесс строительства сопровождается архитектурно-строительным контролем и надзором в соответствии с нормами главы 6 настоящего Закона.

14. Завершенный строительством объект подлежит приемке в эксплуатацию в соответствии с нормами главы 11 настоящего Закона.

Утвержденный в установленном порядке акт приемки построенного объекта в эксплуатацию является основанием для внесения в информационную систему правового кадастра идентификационных и технических сведений зданий, сооружений и (или) их составляющих на вновь созданное недвижимое имущество, регистрации прав на недвижимое имущество.

15. Порядок, сроки оформления и выдачи документов, необходимых для строительства новых и изменения существующих объектов, устанавливаются правилами организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства.

Сноска. Статья 68 в редакции Закона РК от 28.10.2015 № 366-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 29.03.2016 № 479-V (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования); от 27.02.2017 № 49-VI (вводится в действие по истечении двух месяцев после дня его первого официального опубликования); от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Как оформить строительство частного дома в Казахстане

Индивидуальный жилой дом — дом, предназначенный для личного (семейного) проживания, расположенный на усадебном участке и находящийся в собственности гражданина вместе с хозяйственными и другими строениями и зелеными насаждениями.

Усадебный участок — земельный участок, предоставленный гражданину для размещения индивидуального жилого дома и ведения хозяйства в порядке, установленном законодательством РК.

В данной статье мы рассмотрим полную процедуру оформления строительства частного дома от начала до конца.

Порядок оформления постройки частного дома

  • Испрашивание участка для индивидуального жилищного строительства (если участка в частной собственности нет).
  • Приобретение или получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства (узнайте, как получить землю для строительства бесплатно).
  • Регистрация прав на землю, если это не было сделано ранее (узнайте как оформить право и получить акт на право частной собственности на земельный участок). Здесь важно, чтобы целевым назначением земельного участка было индивидуальное жилищное строительство.
  • Получение разрешительных документов на строительство и разработку проекта будущего дома.
  • Строительство дома.
  • Ввод объекта недвижимости (дома) в эксплуатацию.
  • Оформление документов на недвижимость и прав на нее.
  • Согласно пункту 22 Правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 750 (далее – Правила) реализация проектов по строительству осуществляется следующими этапами:

    1) получение права на земельный участок;

    2) получение исходных материалов для разработки проектов строительства;

    3) согласование эскиза (эскизного проекта);

    4) проектирование и экспертиза проектов строительства;

    5) осуществление строительно-монтажных работ;

    6) приемка и ввод в эксплуатацию построенного объекта.

    При проектировании инженерных сетей и сооружений согласование их эскиза (эскизного проекта) не требуется.

    В соответствии с пунктом 68 Правил строительство индивидуального жилого дома (далее – ИЖД) осуществляется в соответствии с эскизом (эскизным проектом), согласованным со структурным подразделением МИО, осуществляющим функции в сфере архитектуры и градостроительства, за исключением строительства в столице Республики Казахстан, а также в районах повышенной сейсмической опасности или иных геологических (гидрогеологических) и гидротехнических условиях.

    В случае строительства в столице Республики Казахстан, а также в районах повышенной сейсмической опасности или иных геологических (гидрогеологических) и гидротехнических условиях необходимо придерживаться пункту 22 Правил, а в других случаях подпункт 4) пункта 22 Правил исключается.

    Пункт 71 Правил гласит, что до начала производства строительно-монтажных работ заказчик уведомляет органы, осуществляющие государственный архитектурно-строительный контроль и надзор о начале производства строительно-монтажных работ.

    Каким должен быть проект частного дома?

    В проекте отражаются конструктивные и планировочные решения, отвечающие условиям безопасного проживания не ниже минимальных государственных нормативов и стандартов для жилых зданий.

    Согласно статье 3 Закона «Об индивидуальном жилищном строительстве» вы вправе построить жилой дом по любому проекту, не нарушающему установленные строительные и другие обязательные нормы и правила, и согласованному с архитектурно-градостроительной службой акимата города республиканского значения, столицы, района (города областного значения).

    Согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 60 Закона РК
    «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее — Закон) без проектной (проектно-сметной) документации либо по эскизам (эскизным проектам) заказчик (собственник) по согласованию с местными исполнительными органами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) может осуществлять строительство индивидуальных жилых домов, кроме строительства в зонах повышенной сейсмической опасности или с иными особыми геологическими (гидрогеологическими) и геотехническими условиями, требующих специальных проектных решений и мероприятий при их реализации.

    Строительство индивидуальных жилых домов в районах с повышенной сейсмической опасностью осуществляется по разработанной проектно-сметной документации, прошедшей в установленном законодательством порядке экспертизу проекта.

    В соответствии с подпунктом 3) пункта 9 Правил определения общего порядка отнесения зданий и сооружений к технически и (или) технологически сложным объектам, утвержденных приказом МНЭ РК от 28.02.2015г. № 165, жилые дома высотой не более 5 наземных этажей (включительно) (без учета верхнего технического этажа) независимо от геологических (гидрогеологических и геотехнических) и сейсмических условий относятся к объектам II (нормального) уровня ответственности, не относящиеся к технически сложным.

    Согласно статьи 64-5 Закона, на проекты технически и технологически несложных объектов обязательная комплексная вневедомственная экспертиза проводятся аккредитованными экспертными организациями.

    Получение разрешения на строительство

    К разрешительным документам относятся документы, предоставляющие заявителю право на реализацию его замысла по строительству или изменению помещений (отдельных частей) существующих зданий, которые включают:

    • решение акимата о предоставлении соответствующего права на землю; (компетенция МСХ РК)
    • решение акимата о реконструкции (перепланировке, переоборудовании) помещений (отдельных частей) существующих зданий.
    • Для получения разрешения на строительство нового жилого дома необходимо обратиться с соответствующим заявлением в акимат, после чего необходимо предоставить в отдел или управление архитектуры и градостроительства вашего города/района следующие документы:

      Получение решения акимата о реконструкции (перепланировке, переоборудовании) помещений (отдельных частей) существующих зданий регламентируется пунктом 50 Правил, а также приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 257 «Об утверждении стандартов государственных услуг №Выдача справки по определению адреса объектов недвижимости на территории Республики Казахстан», «Выдача архитектурно-планировочного задания» и «Выдача решения на реконструкцию (перепланировку, переоборудование) помещений (отдельных частей) существующих зданий, не связанных с изменением несущих и ограждающих конструкций, инженерных систем и оборудования».

      После получения разрешения можно приступать непосредственно к приобретению материалов, возведению дома, к строительно-монтажным работам. Здесь также может быть два варианта: строительство можно вести как самостоятельно, так и обратиться к подрядчикам. Выбор сугубо индивидуальный, если все соответствующие документы на строительство получены — не особо трудная задача зарегистрировать постройку самостоятельно.

      Контроль за ходом строительства дома

      Нормы настоящей статьи также не распространяются на объекты:

      Порядок приемки, а также форма акта приемки построенного объекта в эксплуатацию собственником самостоятельно утверждаются уполномоченным органом, по делам архитектуры, градостроительства и строительства.

      Акт приемки построенного объекта в эксплуатацию собственником самостоятельно подлежит обязательному учету в местных исполнительных органах, осуществляющих функции в области архитектуры и градостроительства.

      Прием построенного дома в эксплуатацию, подписание акта о приеме объекта в эксплуатацию

      Согласно пунктам 1,2,3,4,5 статьи 74 Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее — Закон) собственник (заказчик, инвестор, застройщик) самостоятельно осуществляет приемку в эксплуатацию завершенных строительством технически несложных объектов, а именно:

      1) реконструкцию посредством перепланировки помещений (отдельных частей) существующих зданий, не связанных с изменением несущих и ограждающих конструкций;
      2) временные строения, включая бытовые помещения для сезонных работ и отгонного животноводства;
      3) хозяйственно-бытовые постройки на территориях индивидуальных приусадебных участков, постройки на участках садовых и огороднических товариществ (обществ), элементы благоустройства на придомовых территориях или приусадебных (дачных) участках;
      4) мобильные комплексы контейнерного и блочного исполнения, а также одноэтажные здания (сооружения) для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, возведенные из сборно-разборных конструкций и не требующие согласования с санитарно-эпидемиологическими службами;
      5) автостоянки открытого типа при количестве автомашин не более пятидесяти единиц, а также гаражи с боксами не более чем на две автомашины;
      6) строительство индивидуальных жилых домов, а также других строений, предназначенных для личного пользования граждан;
      7) малые архитектурные формы и ограждение территорий;
      8) открытые спортивные площадки, тротуары, мощения вокруг зданий (сооружений).

      Нормы настоящей статьи не могут быть применены, если указанные в пункте 1 настоящей статьи изменения помещений (отдельных частей здания), а также строительство и эксплуатация перечисленных технически не сложных объектов ущемляют права других граждан либо противоречат государственным и (или) общественным интересам.

      1) строительство которых финансируется за счет государственных инвестиций либо с их участием;

      2) располагаемые (расположенные) в районах повышенной сейсмической опасности либо с иными особыми геологическими (гидрогеологическими) или геотехническими условиями, а также в зонах особого регулирования, за исключением подпункта 1) пункта 1 настоящей статьи.

      Получить разрешение на строительство в Казахстане стало ещё проще

      Количество необходимых для получения разрешения процедур сократится с 19 до 7. Их прохождение займёт у строителей чуть больше месяца.

      Чтобы оформить все необходимые бумаги, застройщики тратили более сотни рабочих дней. Сегодня власти вводят в действие уже шестой пакет поправок в законодательство, которые вновь призваны облегчить процедуру получения разрешения на строительство.

      Главный эксперт управления государственного архитектурно-строительного контроля Жанет Мекишев пояснил, что с вводом новых поправок в законодательство сроки получения документов сократятся до 32 с половиной дней.

      «Министерство разработало шестой пакет закона, который (предположительно. – Авт.) вступит в силу апреле 2018 года. Не дожидаясь пакета закона для улучшения климата в бизнесе, реализованы, внесены и дополнены подзаконные акты. Сегодня есть упрощённые процедуры. Из 19 ранее необходимых процедур осталось только семь. Срок составит всего 32 дня. Пакет изменений уже действует», – заявил он.

      Вот те услуги, которые больше не нужно будет получать застройщикам:

    • одобрение эскиза, инженерных коммуникаций от Генплана и управления архитектуры (вместе с тем в закон вводится понятие единого архитектурного стиля, по которому будут учитываться тематические эскизы);
    • инспекция ГАСК перед началом строительных работ;
    • инспекция со стороны службы водоснабжения и подключение к сетям водоснабжения (будут упразднены путём объединения);
    • учёт в органах архитектуры, ГАСК (будут автоматизированы и объединены);
    • запрос на получение техпаспорта, инспекция и техконтроль.
    • В рейтинге Doing Business Казахстан в 2017 году занял 36-е место, обогнав Италию, Турцию и Бельгию.

      До пятого пакета поправок застройщикам было необходимо пройти порядка 25 обязательных процедур.

      С полным списком изменений можно ознакомиться на сайтах Министерства юстиции и Министерства национальной экономики РК. На ситуацию, сложившуюся в строительной отрасли, в 2015 году обратил внимание Нурсултан Назарбаев. Результатом явились реформы по улучшению позиций Казахстана в рейтинге Doing Business, в том числе по индикатору «Получение разрешения на строительство».

      Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

      ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

      от 16 июля 2001 года №242-II

      Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан

      (В редакции Законов Республики Казахстан от 20.12.2004 г., 12.04.2005 г. №38-III, 13.04.2005 г. №40-III ЗРК, 10.01.2006 г. №116-III ЗРК, 31.01.2006 г. №125-III ЗРК, 07.07.2006 г. №174-III ЗРК, 11.12.2006 г. №204-III ЗРК, 29.12.2006 г. №209-III ЗРК, 09.01.2007 г. №213-III ЗРК, 12.01.2007 г. №222-III, 21.07.2007 г. №297-III ЗРК, 04.12.2008 г. №97-IV ЗРК, 29.12.2008 г. №116-IV ЗРК, 10.07.2009 г. №180-IV ЗРК, 17.07.2009 г. №188-IV ЗРК, 19.03.2010 г. №258-IV ЗРК, 06.01.2011 г. №378-IV ЗРК, 25.03.2011 г. №421-IV ЗРК, 05.07.2011 г. №452-IV ЗРК, 15.07.2011 г. №461-IV ЗРК, 13.01.2012 г. №542-IV ЗРК (см. вступление в силу), 25.01.2012 г. №548-IV ЗРК, 13.02.2012 г. №553-IV ЗРК, 27.04.2012 г. №15-V ЗРК, 10.07.2012 г. №31-V ЗРК (вступил в силу 03.08.2012 г.), 10.07.2012 г. №34-V ЗРК, 10.07.2012 г. №36-V ЗРК, 13.06.2013 г. №102-V ЗРК, 02.07.2013 г. №112-V ЗРК, 03.07.2013 г. №121-V ЗРК, 03.07.2013 г. №124-V ЗРК, 03.12.2013 г. №151-V ЗРК, 13.01.2014 г. №159-V ЗРК, 14.01.2014 г. №161-V ЗРК, 17.01.2014 г. №165-V ЗРК, 21.01.2014 г. №167-V ЗРК, 11.04.2014 г. №189-V ЗРК, 17.04.2014 г. №195-V ЗРК (вступил в силу 20.10.2014), 16.05.2014 г. №203-V ЗРК (вступил в силу 21.11.2014), 03.07.2014 г. №229-V ЗРК, 29.09.2014 г. №239-V ЗРК, 29.12.2014 г. №269-V ЗРК (см. сроки вступления в силу), 27.10.2015 г. №362-V ЗРК, 27.10.2015 г. №364-V ЗРК, 28.10.2015 г. №366-V ЗРК, 29.10.2015 г. №376-V ЗРК, 12.11.2015 г. №391-V ЗРК (вступил в силу 15.05.2016), 24.11.2015 г. №419-V ЗРК, 03.12.2015 г. №433-V ЗРК, 29.03.2016 г. №479-V ЗРК (вступил в силу 22.04.2016), 07.04.2016 г. №487-V ЗРК (см. сроки вступления в силу), 27.02.2017 г. №49, 03.07.2017 г. №86-VI ЗРК, 25.12.2017 г. №122-VI ЗРК, 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК)

      (По тексту документа слова «уполномоченный государственный орган по делам архитектуры, градостроительства и строительства», «уполномоченного государственного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства», «уполномоченным государственным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства» заменены на слова «уполномоченный орган по делам архитектуры, градостроительства и строительства», «уполномоченного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства», «уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства» в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28.10.2015 г. №366-V ЗРК)

      Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между государственными органами, физическими и юридическими лицами в процессе осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан, и направлен на формирование полноценной среды обитания и жизнедеятельности человека, устойчивое развитие населенных пунктов и межселенных территорий.

      Раздел 1. Государственное регулирование архитектурной, градостроительной и строительной деятельности

      Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) авторский надзор — это правомочия автора по осуществлению контроля за:

      разработкой проекта строительства (строительной документации), осуществляемого автором (авторами) архитектурного и градостроительного произведения;

      реализацией проекта строительства, осуществляемого его разработчиками, включая автора (авторов) архитектурного или градостроительного произведения.

      1-1) агломерация — локальная система урбанизированных населенных пунктов, расположенных вокруг одного или нескольких крупных городов-центров, имеющих повседневные трудовые, производственные, социально-культурные и иные связи, а также тенденцию к территориальному слиянию друг с другом;

      2) среда обитания человека — среда, в которой пребывает человек. Среда обитания включает:

      окружающую среду — совокупность природных и искусственных объектов, включая атмосферный воздух, озоновый слой Земли, поверхностные и подземные воды, земли, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии;

      архитектурно-ландшафтную среду — пространство с сочетанием природных условий и архитектурных форм, в котором человек осуществляет хозяйственную деятельность и другие функции. Как правило, это среда населенных пунктов, которая определяет условия жизни и психофизическое состояние человека;

      доступную среду (безбарьерную) — свойство здания, места обслуживания, места проживания, позволяющее беспрепятственно достичь места и воспользоваться услугой, а также имеющих параметры, обеспечивающие возможность воспользоваться услугой, дотянуться до предмета;

      внутреннюю среду — комплекс условий жизни в жилых помещениях и условий труда в рабочих (производственных) помещениях, включающий социальные, эстетические, биологические, психологические и физико-химические факторы, в том числе природную радиацию, внешний шум, биотическое окружение, загрязненность, влажность, состав и перемещение воздуха, запахи, продукты сгорания, естественное и искусственное освещение, чистоту воды и другое;

      3) объекты особого регулирования и градостроительной регламентации — объекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, осуществление которой затруднено или невозможно без введения специальных правил (порядка), установления исключений либо внесения дополнений к общепринятым правилам (порядку) использования территорий, территории населенного пункта, отдельного объекта недвижимости;

      3-1) реестр аккредитованных экспертных организаций — единый перечень юридических лиц, наделенных правом на проведение комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства объектов;

      3-2) аккредитованная экспертная организация — юридическое лицо, аккредитованное в порядке, установленном уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства, осуществляющее комплексную вневедомственную экспертизу проектов строительства объектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации), не отнесенную законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности к государственной монополии;

      4) антропогенные воздействия — позитивные и негативные воздействия на природу, окружающую среду, населенный пункт, вызванные в результате различной формы влияния деятельности человека. В случае оказания негативного воздействия наступает необходимость применения природоохранных мер;

      4-1) реестр аттестованных экспертов -постоянно обновляемый единый список физических лиц, аттестованных соответствующими структурными подразделениями местных исполнительных органов и наделенных правом на:

      проведение работ по экспертизе проектов строительства объектов (технико-экономические обоснования и проектно-сметная документация), а также проектов градостроительного планирования территорий (градостроительные проекты различного уровня);

      техническое обследование надежности и устойчивости зданий и сооружений;

      оказание инжиниринговых услуг по ведению технического надзора от имени заказчика и авторского надзора от имени разработчиков проекта;

      5) зонирование территорий — при градостроительном планировании деление территорий на функциональные зоны с установлением видов градостроительного использования отдельных зон и возможных ограничений по их использованию;

      5-1) территориальное транспортное планирование — планирование развития транспортной системы территории, которое в том числе включает в себя планирование размещения инфраструктуры всех видов транспорта и трассировки маршрутной сети транспорта;

      6) незавершенное строительство — объект строительства, не принятый в установленном порядке заказчиком для ввода в эксплуатацию и не используемый по назначению (проживание, оказание услуг, выпуск продукции, получение прибыли и другие виды эксплуатации);

      6-1) уникальный объект строительства — здания, сооружения и их комплексы, характеризующиеся особыми, ранее не применявшимися по отдельности или в совокупности архитектурными, объемно-планировочными, конструктивными, инженерными или технологическими решениями, для которых не установлены государственные или межгосударственные технические регламенты и нормативно-технические требования по проектированию и строительству, определяющие необходимость разработки, согласования и утверждения для данного объекта специальных технических условий (особых норм);

      6-2) единый архитектурный стиль — совокупность единых признаков, используемых в строительстве, характерная для определенного района застройки территории, в том числе индивидуальной застройки. Основными параметрами являются внешний облик, архитектурный стиль, цветовое решение, этажность, отделочные материалы. Для района индивидуальной застройки основными параметрами являются внешний облик, архитектурный стиль, цветовое решение, этажность, отделочные материалы, ограждения, тип кровли и расположение хозяйственно-бытовых построек на территории участка;

      7) сооружение — искусственно созданный объемный, плоскостной или линейный объект (наземный, надводный и (или) подземный, подводный), имеющий естественные или искусственные пространственные границы и предназначенный для выполнения производственных процессов, размещения и хранения материальных ценностей или временного пребывания (перемещения) людей, грузов, а также размещения (прокладки, проводки) оборудования или коммуникаций. Сооружение также может иметь художественно-эстетическое, декоративно-прикладное либо мемориальное назначение;

      7-1) проект детальной планировки — градостроительная документация, разрабатываемая для отдельных частей территорий и функциональных зон населенных пунктов, а также территорий, расположенных за пределами населенных пунктов;

      8) территория населенного пункта — пространство в пределах установленной границы (черты) городского или сельского населенного пункта;

      9) генеральный план населенного пункта — градостроительный проект комплексного планирования развития и застройки города, поселка, села либо другого поселения, устанавливающий зонирование, планировочную структуру и функциональную организацию их территории, систему транспортных и инженерных коммуникаций, озеленения и благоустройства;

      (В подпункт 9) статьи 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 03.07.2013 г. №121-V ЗРК)

      9-1) места общего пользования — это территории, объекты, которые доступны или открыты для населения;

      9-2) локальное экспертное заключение — заключение экспертизы проектов, оформляемое и выдаваемое заказчику на каждом этапе экспертного сопровождения по соответствующим разделам (частям) проекта, за исключением завершающего экспертизу этапа;

      10) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13.01.2012 г. №542-IV ЗРК

      11) проект — замысел физических и юридических лиц по обеспечению необходимых условий обитания и жизнедеятельности человека, представленный в форме архитектурной, градостроительной и строительной документации (чертежей, графических и текстовых материалов, инженерных и сметных расчетов), в том числе технико-экономического обоснования строительства, и (или) проектно-сметной документации, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации;

      12) предпроектная документация — документация, предшествующая разработке градостроительного, архитектурного проектов, проекта строительства и включающая программы, отчеты, технико-экономические обоснования строительства, технико-экономические расчеты, результаты научных исследований и инженерных изысканий, технологические и конструктивные расчеты, эскизы, макеты, обмеры и результаты обследований объектов, а также иные исходные данные и материалы, необходимые для принятия решений о разработке проектной документации и последующей реализации проектов;

      13) проектная документация включает:

      проекты озеленения территории, ее внешнего оформления, размещения и установки (возведения) произведений монументального или декоративного искусства;

      градостроительные проекты — проекты, содержащие замысел комплексного градостроительного планирования организации, развития и застройки территорий и населенных пунктов или их частей (генеральная схема организации территории Республики Казахстан, межрегиональные схемы территориального развития, комплексные схемы градостроительного планирования территорий, генеральные планы населенных пунктов, проекты детальной планировки, проекты планировки промышленной зоны, проекты застройки, генеральные планы объектов и комплексов, проекты благоустройства и озеленения, иные планировочные проекты);

      проект строительства (строительный проект) — проектную (проектно-сметную) документацию, содержащую объемно-планировочные, конструктивные, технологические, инженерные, природоохранные, экономические и иные решения, а также сметные расчеты для организации и ведения строительства, инженерной подготовки территории, благоустройства. К проектам строительства также относятся проекты консервации строительства незавершенных объектов и постутилизации объектов, выработавших свой ресурс;

      архитектурный проект, содержащий архитектурный замысел, самостоятельный проект возведения сооружения (монумента), в проектировании которого необходимо участие архитектора, или часть проектной (проектно-сметной) документации, включающую архитектурно-художественные, композиционные и объемно-планировочные решения объекта, учитывающую социальные, экономические, функциональные, технологические, инженерно-технические, противопожарные, противовзрывные, санитарно-гигиенические, экологические и иные требования и выполненную в объеме, необходимом для разработки проекта строительства или иной документации на строительство объекта;

      14) межгосударственная экспертиза проектов — обязательная форма экспертизы проектов, представляющих интерес для двух и более государств-участников международного договора о строительстве объекта;

      15) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 29.12.2014 г. №269-V ЗРК

      16) экспертиза проектов — экспертная деятельность, заключающаяся в проведении анализа и оценки качества проектов путем установления соответствия (несоответствия) проектных решений условиям исходных документов (материалов, данных) для проектирования, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также соблюдения в проектных решениях и расчетах требований градостроительных и технических регламентов, норм и положений государственных и межгосударственных нормативных документов. Экспертиза подразделяется на:

      комплексную вневедомственную экспертизу проектов строительства объектов (включающую отраслевые и ведомственные экспертизы), проводимую по принципу «одного окна» по технико-экономическим обоснованиям и проектно-сметной документации, предназначенным для строительства зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций;

      комплексную градостроительную экспертизу градостроительного планирования территорий, проводимую по градостроительным проектам развития и застройки городских и сельских населенных пунктов, межселенных территорий, а также производственных комплексов, располагаемых вне населенных пунктов;

      16-1) субъекты экспертной деятельности в области проектирования — экспертные организации, а также эксперты, являющиеся штатными работниками экспертных организаций либо временно привлеченные этими организациями в качестве внештатных экспертов для исполнения комплексной вневедомственной экспертизы по отдельному разделу (части) в составе проекта или для участия в работе экспертных комиссий (групп) по комплексной градостроительной экспертизе;

      16-2) эксперт в области проектирования — физическое лицо, аттестованное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, для осуществления экспертных работ по определенным разделам (частям) проектов, состоящее в штате одной из экспертных организаций;

      16-3) управление проектом — деятельность по организации, планированию, координации, контролю за проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию объектов согласно заключенным договорам с заказчиком либо инвестором для достижения целей инвестиционного проекта в рамках заданного бюджета и сроков;

      17) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 29.12.2014 г. №269-V ЗРК

      18) инженерная инфраструктура — совокупность предприятий (организаций), объектов (зданий и сооружений), коммуникаций и сетей инженерного и коммунального обеспечения, создающая нормальные условия для жизнедеятельности людей, а также устойчивого функционирования производства или обращения товаров и услуг;

      18-1) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 29.12.2014 г. №269-V ЗРК

      18-2) инженерно-технический работник — физическое лицо, имеющее среднее профессиональное или высшее образование, осуществляющее организацию и руководство производственным процессом в области архитектуры, градостроительства и строительства;

      19) транспортная инфраструктура — совокупность наземных (автомобильных и (или) железных) дорог, водных (морских и (или) речных) путей сообщения с комплексом мостовых, тоннельных и иных транспортных сооружений, дорожных развязок и путепроводов, регулирующих сигнальных устройств, связи, объектов инженерного обеспечения работы транспорта, обслуживания транспортных средств, перемещаемых грузов, пассажиров, обеспечения функциональной деятельности производственного и обслуживающего персонала, складских помещений и территорий, санитарно-защитных и охранных зон, а также земель, законодательно закрепленных за указанными путями сообщения и объектами, с находящимися на них объектами недвижимости;

      19-1) улично-дорожная сеть — объект транспортной инфраструктуры, являющейся частью территорий населенных пунктов, ограниченной красными линиями и предназначенной для движения транспортных средств, велосипедов и пешеходов, упорядочения застройки и прокладки инженерных коммуникаций, а также обеспечения транспортных, велосипедных и пешеходных связей территорий населенных пунктов как составной части их путей сообщения. Основными элементами улично-дорожной сети являются улицы, проспекты, переулки, проезды, набережные, площади, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки;

      19-2) охраняемые объекты — здания, строения и сооружения, предназначенные для пребывания охраняемых лиц, а также прилегающие к ним территория и акватория. Перечень охраняемых Службой государственной охраны Республики Казахстан объектов утверждается начальником Службы государственной охраны Республики Казахстан по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан;

      20) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 29.12.2014 г. №269-V ЗРК

      21) городское зонирование — распределение территории населенного пункта в соответствии с ее функциональным назначением (жилая, общественная, промышленная, рекреационная и другие функциональные зоны);

      22) градостроительная и архитектурно-строительная документация — система взаимоувязанных документов (включая предпроектную и проектную документацию, государственные и межгосударственные нормативные документы), необходимых для организации территорий, градостроительного планирования развития и застройки территорий и населенных пунктов, строительства (расширения, модернизации, технического перевооружения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, консервации и постутилизации) объектов, а также организации строительства, инженерной подготовки территории, благоустройства, озеленения, внешнего оформления;

      23) учетные единицы градостроительного кадастра — элементы организованной и используемой территории Республики Казахстан в целом, областей, районов, населенных пунктов, объектов недвижимости, включая все виды объемных, плоскостных и линейных сооружений;

      24) градостроительное пространство — территория градостроительного регулирования, на которой формируется материальная среда обитания и жизнедеятельности человека (населения страны, региона, населенного пункта, части населенного пункта);

      25) градостроительная деятельность (далее — градостроительство) — деятельность в градостроительном планировании организации и развития территорий и населенных пунктов, их территориального транспортного планирования и организации дорожного движения, определении видов градостроительного использования территорий, комплексном проектировании городских и сельских населенных пунктов, включающая творческий процесс формирования градостроительного пространства, создания градостроительного проекта, координацию всех смежных разделов градостроительной документации;

      26) градостроительные регламенты — режимы, разрешения, ограничения (включая обременения, запрещения и сервитуты) использования территорий (земельных участков) и других объектов недвижимости, а также любых допустимых изменений их состояния, установленных в законодательном порядке.

      Градостроительные регламенты устанавливаются градостроительной и архитектурно-строительной документацией, выполненной в соответствии с государственными нормативами. Действие градостроительных регламентов ограничивается в пределах установленного для них срока;

      27) территория градостроительного регулирования — территория, в пределах которой осуществляется какая-либо архитектурная, градостроительная и строительная деятельность;

      28) потенциально опасные объекты строительства — опасные производственные объекты, которые вследствие своего функционального назначения и производственных процессов содержат угрозу возникновения техногенных и (или) экологических бедствий с нанесением вреда здоровью и жизни человека, невосполнимого ущерба, нарушения функционирования других объектов, требующих специальных мероприятий по обеспечению промышленной безопасности при их проектировании, строительстве и эксплуатации;

      29) межселенные территории — территории, находящиеся за пределами границ (черты) населенных пунктов;

      30) селитебная территория — часть территории населенного пункта, предназначенная для размещения жилой, общественной (общественно-деловой) и рекреационной зон, а также отдельных частей инженерной и транспортной инфраструктур, других объектов, размещение и деятельность которых не оказывает воздействия, требующего специальных санитарно-защитных зон;

      30-1) государственные инвестиции в строительство (далее — государственные инвестиции) — инвестиции в строительство новых зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций, а также реконструкцию (расширение, модернизацию, техническое перевооружение) или капитальный ремонт существующих объектов, источником которых являются:

      средства республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе целевые средства, направленные на бюджетные инвестиции и бюджетное кредитование субъектов квазигосударственного сектора;

      целевые средства негосударственных займов под государственную гарантию либо поручительство государства;

      средства Национального фонда Республики Казахстан;

      средства, направленные на реализацию концессионных проектов;

      31) строительная деятельность (далее — строительство)деятельность по созданию основных фондов производственного и непроизводственного назначения путем возведения новых и (или) изменения (расширения, модернизации, технического перевооружения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта) существующих объектов (зданий, сооружений и их комплексов, коммуникаций), монтажа (демонтажа), связанного с ними технологического и инженерного оборудования, изготовления (производства) строительных материалов, изделий и конструкций, а также осуществления работ по консервации строительства незавершенных объектов и постутилизации объектов, выработавших свой ресурс;

      31-1) заключение о качестве строительно-монтажных работ — документ, которым лица, осуществляющие технический надзор, подтверждают качество выполненных строительно-монтажных работ;

      32) строительно-монтажные работы — строительная деятельность, включающая:

      земляные работы и специальные работы в грунтах;

      подготовительные работы, связанные со сносом существующих зданий и сооружений, с устройством временных инженерных сетей, дорог, складских площадок, а также вертикальной планировкой территории;

      возведение несущих и (или) ограждающих конструкций зданий и сооружений (в том числе мостов, транспортных эстакад, тоннелей и метрополитенов, путепроводов, трубопроводов, иных искусственных строений);

      специальные строительные и монтажные работы по прокладке линейных сооружений;

      устройство наружных инженерных сетей и сооружений, а также внутренних инженерных систем;

      работы по защите и отделке конструкций и оборудования;

      строительство автомобильных и железных дорог;

      монтаж технологического оборудования, включая его сборку и установку в проектное положение на месте постоянной эксплуатации, индивидуальное испытание и испытание под нагрузкой, а также демонтаж;

      (В подпункт 32 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 05.07.2011 г. №452-IV ЗРК)

      33) строительная продукция — промежуточный и (или) конечный результат архитектурной, градостроительной и (или) строительной деятельности;

      34) качество строительной продукции (качество объекта)совокупность характеристик (включая эстетические) доведенной до потребителя конечной строительной продукции, отражающих требования, направленные на обеспечение интересов и безопасности собственников (пользователей) и общества в целом на протяжении всего срока службы (эксплуатации, использования, применения);

      35) линии регулирования застройки (линии застройки) — границы застройки, устанавливаемые при размещении зданий (сооружений, строений) с отступом от красных и желтых линий или от границы земельного участка;

      35-1) ценообразование в строительстве — механизм образования стоимости строительной продукции;

      35-2) Единый государственный реестр новых технологий в строительстве — перечень новых эффективных технологий строительного производства, внедренных в Республике Казахстан субъектами архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, по которым отсутствуют нормы в сметно-нормативной базе, формируемый в порядке, определенном уполномоченным органом в области архитектуры, градостроительства и строительства;

      35-3) сметная стоимость строительства — деньги, необходимые для осуществления строительства объекта, сумма которых определяется на основе проектных материалов и сметно-нормативной базы;

      36) красные линии — границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов, иных элементов в планировочной структуре населенных пунктов от улиц (проездов, площадей). Красные линии, как правило, применяются для регулирования границ застройки;

      36-1) озеленительные насаждения — лесопарки, парки, скверы, бульвары, линейные посадки, придомовые посадки, газоны, цветники, расположенные в границах населенных пунктов на землях общего пользования;

      (Подпункт 36-1) введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 25.01.2012 г. №548-IV ЗРК)

      37) макет — иллюстрационный (наглядный) материал, выполненный в строгом соответствии с масштабом в объемной форме (с детализацией или условно) в целях установления пространственной соразмерности планируемых территорий, проектируемых объектов, их отдельных элементов, а также интерьеров помещений или внутреннего пространства сооружений. В качестве макета могут использоваться видеоматериалы компьютерного пространственного моделирования;

      38) государственный градостроительный кадастр — государственная система количественных и качественных показателей, включающих градостроительные регламенты, картографическую, статистическую и текстовую информацию, характеризующую территорию градостроительной, архитектурной и строительной деятельности по признакам социально-правового режима ее использования, уровню инженерно-технической обеспеченности, по параметрам и состоянию объектов, расположенных на ней, а также природно-климатическим условиям и экологическому состоянию;

      39) государственные нормативы (государственные нормативные документы) — система нормативных правовых актов, градостроительных и технических регламентов, нормативно-технических документов, иных обязательных требований, условий и ограничений, обеспечивающих благоприятные, безопасные и другие необходимые условия обитания и жизнедеятельности человека;

      39-1) государственная экспертная организация — юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан в организационно-правовой форме республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения и осуществляющее отнесенную к государственной монополии комплексную вневедомственную экспертизу по проектам строительства объектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации);

      40) эскиз (эскизный проект) — упрощенный вид проектного (планировочного, пространственного, архитектурного, технологического, конструктивного, инженерного, декоративного или другого) решения, выполненный в форме схемы, чертежа, первоначального наброска (рисунка) и объясняющий замысел этого решения;

      40-1) Единый государственный электронный банк предпроектной и проектной (проектно-сметной) документации на строительство объектов — предпроектная и проектная (проектно-сметная) документация на электронных носителях на строительство объектов, финансируемых за счет государственных инвестиций и средств субъектов квазигосударственного сектора, утвержденная в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      41) генеральный план объекта — часть проекта строительства объекта (здания, сооружения, комплекса), содержащая комплексное решение вопросов его размещения на территории (участке), прокладки (проводки) транспортных коммуникаций, инженерных сетей, инженерной подготовки участка, благоустройства и озеленения, организации хозяйственного обслуживания и иных мероприятий, связанных с местоположением проектируемого объекта;

      42) постутилизация объекта — комплекс работ по демонтажу и сносу капитального строения (здания, сооружения, комплекса) после прекращения его эксплуатации (пользования, применения) с одновременным восстановлением и вторичным использованием регенерируемых элементов (конструкций, материалов, оборудования), а также переработкой не подлежащих регенерации элементов и отходов;

      43) мониторинг объектов — система наблюдений за состоянием и изменениями объектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

      44) техническая сложность объекта — уровень ответственности объекта строительства по степени технических требований к надежности и прочности оснований и конструкций, устанавливаемых государственными и (или) межгосударственными (международными) нормативами в зависимости от функционального назначения объекта, особенностей его несущих и ограждающих конструкций, количества этажей (конструктивных ярусов), сейсмической опасности или иных особых геологических, гидрогеологических, геотехнических условий места (района) строительства, которые подразделяются на:

      первый уровень ответственности — повышенный;

      второй уровень ответственности — нормальный;

      третий уровень ответственности — пониженный;

      44-1) акт приемки объекта в эксплуатацию — документ, подтверждающий завершение строительства объекта в соответствии с утвержденным проектом и государственными (межгосударственными) нормативами и полную готовность объекта к эксплуатации.

      44-2) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28.10.2015 г. №366-V ЗРК

      44-3) заключение о соответствии выполненных работ проекту — документ, которым лица, осуществляющие авторский надзор, подтверждают соответствие выполненных работ утвержденной проектной (проектно-сметной) документации;

      45) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13.01.2012 г. №542-IV ЗРК

      46) консервация строящихся объектов — комплекс мер по обеспечению сохранности и качественных характеристик конструкций, материалов и оборудования незавершенного строительством объекта на период временного приостановления его строительства;

      47) санитарно-защитная зона — территория, отделяющая зоны специального назначения, а также промышленные предприятия и другие производственные, коммунальные и складские объекты в населенном пункте от близлежащих селитебных территорий, зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения в целях ослабления воздействия на них неблагоприятных факторов;

      47-1) палата экспертных организаций (далее — палата) — единая некоммерческая организация, создаваемая юридическими лицами в количестве не менее трех аккредитованных экспертных организаций, осуществляющих экспертную деятельность в области проектирования объектов строительства, за исключением государственной экспертной организации;

      48) желтые линии — границы максимально допустимых зон возможного распространения завалов (обрушений) зданий (сооружений, строений) в результате разрушительных землетрясений, иных бедствий природного или техногенного характера. Желтые линии, как правило, применяются для регулирования разрывов между зданиями и сооружениями;

      48-1) декларация о соответствии — документ, которым подрядчик (генеральный подрядчик) удостоверяет соответствие выполненных работ завершенного строительством объекта утвержденному проекту и требованиям государственных (межгосударственных) нормативов;

      49) архитектурно-планировочное задание — комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению объекта на конкретном земельном участке (площадке, трассе), а также обязательные требования, условия и ограничения к проектированию и строительству, устанавливаемые в соответствии с градостроительными регламентами для данного населенного пункта. При этом допускается установление требований по цветовому решению и использованию материалов отделки фасадов зданий (сооружений), объемно-пространственному решению в соответствии с эскизами (эскизными проектами), предоставляемыми заказчиком (застройщиком, инвестором);

      50) инжиниринговые услуги в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности — комплекс услуг (технический и авторский надзоры, управление проектом), обеспечивающий подготовку и осуществление строительства с целью достижения оптимальных проектных показателей;

      (Подпункт 50) изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 15.07.2011 г. №461-IV ЗРК)

      51) межгосударственные нормативы (межгосударственные нормативные документы) в области архитектуры, градостроительства и строительства — система нормативно-технических документов, правил и других обязательных требований, условий и ограничений, включающая межгосударственные градостроительные нормативы, межгосударственные строительные нормы и правила, межгосударственные стандарты в строительстве, действующие на основании ратифицированных Республикой Казахстан международных договоров на территориях Республики Казахстан и другого государства (других государств);

      51-1) экспертные работы — работы по экспертизе проектов и проведению технического обследования надежности и устойчивости зданий и сооружений;

      (Подпункт 51-1) введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 15.07.2011 г. №461-IV ЗРК)

      52) уполномоченный орган по делам архитектуры, градостроительства и строительства — центральный государственный орган, осуществляющий руководство в сфере государственного управления архитектурной, градостроительной и строительной деятельностью;

      53) архитектурная деятельность (далее — архитектура)деятельность по созданию объектов архитектуры, включающая творческий процесс создания внешнего и внутреннего облика объекта, пространственной, композиционной, объемно-планировочной и функциональной организации, зафиксированной в архитектурной части проектной документации для, строительства (реконструкции, реставрации), ведение авторского надзора при реализации проекта;

      54) архитектурные объекты — здание, сооружение, монумент, комплекс зданий и сооружений, их экстерьеры и (или) интерьеры, элементы благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурных или градостроительных проектов, в разработке которых необходимо участие архитектора;

      55) произведение архитектуры (градостроительства) — объект авторского права и интеллектуальной собственности автора (авторов), являющийся результатом творческого процесса в профессиональной деятельности физических лиц, направленного на создание какого-либо архитектурного объекта или формирование градостроительного пространства, включая авторский замысел, зафиксированный в форме проектной документации, отдельного чертежа, макета или эскиза, а также реализованный в натуре проект (часть проекта);

      56) зоны (районы) повышенной сейсмической опасности — районы с возможным (ожидаемым) сейсмическим воздействием интенсивностью семь и более баллов;

      56-1) сметные нормы — совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ;

      56-2) сметно-нормативная база — свод сметных норм и сметных цен на материалы, изделия и оборудование;

      56-3) заказчик — физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. В зависимости от целей деятельности заказчиком могут выступать заказчик-инвестор проекта (программы), заказчик (собственник), застройщик либо их уполномоченные лица;

      57) техногенные воздействия — как правило, нежелательные или вредные (опасные) воздействия на население, населенные пункты либо межселенные территории, вызванные в результате хозяйственной деятельности человека без угрозы или с угрозой возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

      58) техногенные бедствия — экстремальные факторы, связанные с хозяйственной деятельностью и вызвавшие:

      промышленные, транспортные и другие аварии;

      пожары, взрывы или угрозу взрыва;

      выбросы или угрозу выброса биологически, химически опасных или радиоактивных веществ;

      внезапные обрушения зданий или сооружений, коммуникаций;

      прорывы гидротехнических или очистных сооружений;

      аварии на электроэнергетических и коммуникационных системах;

      59) технический надзор — надзор за строительством на всех стадиях реализации проекта, включая качество, сроки, стоимость, приемку выполненных работ и сдачу объектов в эксплуатацию;

      60) здание — искусственное строение, состоящее из несущих и ограждающих конструкций, образующих обязательный наземный замкнутый объем, в зависимости от функционального назначения используемое для проживания или пребывания людей, выполнения производственных процессов, а также размещения и хранения материальных ценностей. Здание может иметь подземную часть;

      61) инженерное оборудование зданий (сооружений) — комплекс, инженерных систем и технических устройств, создающих нормативные либо комфортные условия проживания (быта), трудовой деятельности (пребывания) людей, обеспечивающих сохранение материальных ценностей, а также инженерного обеспечения технологического оборудования и производственных процессов;

      61-1) техническое обследование надежности и устойчивости зданий и сооружений — вид экспертных работ, в результате которых определяется фактическое состояние зданий и сооружений и их элементов, надежность и устойчивость, возможность дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений, получение количественной оценки фактических показателей качества конструкций с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ капитального ремонта, модернизации или реконструкции на объекте, а также изменения целевого назначения;

      Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

      Смотрите еще:

      • Нормативные акты регламентирующие деятельность суда Нормативные акты регламентирующие деятельность суда НОРМА ТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДА 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.); 2. Федеральный конституционный закон […]
      • Зачет налогов проводка В организации имеется переплата налога по УСН, которая образовалась в 2010 году. Так как прошло более трех лет, налоговый орган отказывается осуществить списание суммы переплаты в счет текущих платежей - утверждает, что надо представить […]
      • Штрафы пфр в 1с Штрафы пфр в 1с Вопрос: Организация пропустила срок подачи расчета по страховым взносам. Инспекция потребовала уплатить штраф. Как отразить штраф за налоговое правонарушение в бухгалтерском учете? Расходы в виде налогов, страховых […]
      • Правила внутреннего трудового распорядка порядок оформления Правила внутреннего трудового распорядка 2018 Что говорится в ТК о правилах внутреннего распорядка режим работы; время отдыха; Отсутствие данного нормативного акта в организации, вне зависимости от причин, является нарушением […]
      • Армия сша пенсия Возраст пенсионеров в США Каждая страна имеет свои возрастные показатели при выходе на пенсию. США в данном случае не является исключением, но каждый американец имеет дополнительные права, например, пожилой человек может выбрать период, […]
      • Закон о тишине 2013 в москве Закон г. Москвы от 9 декабря 2015 г. N 68 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 июля 2002 года N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве" и статью 3.13 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года […]
      • Основание выплаты пособия при рождении ребенка Единовременное пособие при рождении ребенка в 2016 году и с 1 февраля 2017 года Дополнительные региональные программы по поддержке материнства и детства в: Алименты на ребенка: понятие, размер, порядок уплаты Размер пособия, лица имеющие […]
      • Налоговые преступления в 2014 году Количество «налоговых» уголовных дел выросло в 2015 году на 68% Как заявил в интервью «Российской газете» глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, в связи с возвращением полиции полномочий проводить оперативно-розыскные […]