Закон об общественных организациях россии

Закон об общественных организациях Российской Федерации

Закон «Об общественных организациях РФ» регулирует отношения, касающиеся реализации людьми прав на формирование социальных институтов, осуществление в их рамках деятельности, их реорганизацию/ликвидацию. Для иностранных физлиц и лиц без гражданства устанавливаются такие же юридические возможности, кроме случаев, предусмотренных в нормативных актах.

Сфера действия

Закон «Об общественных организациях и объединениях» распространяется на все социальные институты, сформированные гражданами. Исключением выступают религиозные структуры. Также нормативный акт не регулирует деятельность коммерческих структур и образованных ими некоммерческих союзов и ассоциаций.

Права граждан

Физлица обладают юридической возможностью формировать на добровольной основе социальные институты (общественные объединения). Целью их образования выступает защита коллективного интереса и реализация единых задач. Право людей на объединение предполагает также возможность вступать в уже действующие институты или воздерживаться от этого, а также прекращать членство в них без всяких затруднений и препятствий. Формирование социальных институтов, таким образом, обеспечивает реализацию интересов и прав. Закон «О некоммерческих общественных организациях» допускает их образование без необходимости получать предварительное разрешение на это от государственных структур, местной власти. Граждане могут вступать в такие социальные институты при условии соблюдения уставов. Закон «О создании общественных организаций» не устанавливает обязательного требования для регистрации. Такие социальные институты могут действовать без приобретения прав юрлица. По выбору граждан, общественная организация может быть зарегистрирована в порядке, предусмотренном рассматриваемым законом.

Нормативная база

Права физлиц на объединение, их содержание, статус организаций, основные гарантии государства, порядок деятельности, образования, ликвидации/реорганизации регламентируются не только рассматриваемым законом, но и ГК, а также рядом других нормативных актов. Специфика формирования, функционирования, структурных преобразований отдельных типов социальных институтов может регулироваться специально принятыми правовыми документами. К таким организациям, например, относят профсоюзы, благотворительные фонды и пр. Принимаемые относительно них нормативные акты должны соответствовать рассматриваемому правовому документу. Указанные институты могут осуществлять свою деятельность до принятия соответствующих законов. В этом случае их функционирование регламентируется рассматриваемым документом.

Закон «Об общественных организациях» раскрывает определение социального института. В качестве него выступает самоуправляемое, добровольное формирование, образованное по инициативе граждан. Свою деятельность структура осуществляет на некоммерческой основе. Граждане формируют социальный институт в соответствии с едиными интересами и целями, которые указываются в уставе.

Закон «Об общественных организациях» устанавливает, что в качестве учредителей социального института могут выступать граждане и юрлица. Эти субъекты созывают съезд, на котором утверждают устав, формируют контрольно-ревизионный и руководящий аппарат. Учредители социального института, как юрлица, так и граждане, выполняют равные обязанности и наделяются равными правами. Члены общественной организации – общественные объединения (юридические лица) и физлица. Их заинтересованность проявляется в коллективном решении задач сформированного института на основании положений его устава. Она оформляется соответствующими документами (заявлениями), позволяющими учитывать число членов для обеспечения их равноправия как членов организации. Указанные субъекты также наделены равными юридическими возможностями и обязанностями. Члены социального института могут избираться и выбирать состав надзорно-ревизионной и руководящей структур. Они также вправе осуществлять контроль над деятельностью органов управления в соответствии с уставом. При неисполнении своих обязанностей, несоблюдении требований устава члены социального института могут быть исключены из него.

В качестве них Закон «Об общественных организациях» называет юрлиц и граждан, которые выражают поддержку целям сформированного института, конкретным акциям, проводимым им. Такие субъекты участвуют в деятельности структуры без необходимости обязательно оформлять условия своего содействия, если другое не предусматривается в уставе. Как и учредители, и члены, участники имеют равные обязанности и права.

Закон «Об общественных организациях» допускает формирование:

  1. Движений.
  2. Фондов.
  3. Организаций.
  4. Учреждений.
  5. Органов самодеятельности.
  6. Политических партий.
  7. Общественная организация

    Она основывается на членстве. Такая структура формируется для осуществления совместной деятельности. В качестве целей образования выступает обеспечение защиты интересов и реализация задач, предусмотренных в уставе. В качестве членов могут выступать юридические и физлица, если другое не устанавливает рассматриваемый Федеральный закон «Об общественных организациях». Высшей руководящей структурой социального института считается конференция (съезд) либо собрание. В качестве постоянно действующего аппарата управления выступает коллегиальный орган. Он подотчетен конференции или общему собранию. Социальный институт может пройти госрегистрацию. В этом случае действующий постоянно аппарат управления реализует права юрлица от имени организации и выполняет ее обязанности согласно уставу.

    В качестве него Закон «Об общественных организациях Российской Федерации» признает институт, состоящий из участников не на основе членства. Эта структура отличается своей массовостью. Движение может преследовать политические, социальные или другие общественно полезные цели, которые поддерживаются его участниками. Высший руководящий аппарат – конференция/съезд или собрание. Действующим постоянно органом выступает выборная коллегиальная структура. Она подотчетна собранию либо съезду. При государственной регистрации движения его орган управления, действующий постоянно, выполняет обязанности и реализует права от имени института на основании положений устава.

    Территориальное распространение

    В настоящее время функционируют межрегиональные, общероссийские, региональные и местные организации. Под первыми следует понимать институт, деятельность которого осуществляется на основании уставных целей на территории, охватывающей меньше половины всех субъектов страны. В каждом районе при этом они имеют свои филиалы, представительства, отделения. Общероссийской организацией называют объединение, осуществляющее свою работу более чем в половине субъектов страны. Они также имеют свои подразделения в административно-территориальных единицах. Региональными объединениями именуют организации, действующие в пределах одного субъекта. Существуют также местные социальные институты. Они работают в пределах территории, подконтрольной органу самоуправления. Для более конкретного регулирования указанных институтов могут приниматься специальные нормативные документы. Например, закон «О региональных общественных организациях».

    В рассматриваемом нормативном документе предусматривается, что:

    1. Общественные организации вне зависимости от их структурно-правовых форм равны перед законом.
    2. Работа социальных институтов базируется на принципах равноправия, добровольности, самоуправления.
    3. Общественные организации свободны при определении собственной внутренней структуры, форм, целей, методов функционирования.
    4. Работа институтов должна отличаться гласностью. При этом сведения о программных и учредительных документах должны быть общедоступны.

    Ограничения

    В законодательстве сформулировано ряд запретов, касающихся создания и последующей деятельности общественных организаций. В частности, не допускается формирование и функционирование социальных институтов, цели или проводимые мероприятия которых характеризуются как экстремистские и направлены на разжигание межнациональной и иной розни. Данный запрет был введен 10 августа 2002 года. Общественная организация может включать в программную и учредительную документацию положения, касающиеся защиты идей о социальной справедливости. Формулирование таких концепций не может рассматриваться в качестве мероприятий, способствующих разжиганию социальной розни. Ограничения на формирование отдельных типов общественных объединений (организаций) могут формулироваться и утверждаться исключительно в рамках федерального законодательства.

    Закон «Об общественных объединениях»

    Федеральный закон 82 «Об общественных объединениях» регулирует правоотношения граждан, которые возникают при реализации их права на участие в регламентируемых группах. Предписывается, что иностранные граждане обладают аналогичными правами. Исключения составляют случаи, прямо указанные в законодательных актах или международных договорах Российской Федерации.

    Описание закона

    Федеральный закон 82 «Об общественных объединениях» принят 14 апреля 1995 года. Он регламентирует основные вопросы, связанные с правом граждан объединяться в группы и организации. Краткое содержание закона можно рассмотреть на основе структурного перечня его глав:

    • общие положения – включают в себя основные принципы закона, определения и разновидности;
    • порядок создания общественных объединений, реорганизация и упразднение;
    • права и обязанности объединенной группы;
    • собственность и управление имуществом, надзор и контроль за исполнением;
    • ответственность за нарушение закона;
    • международные общественные объединения и международные связи.
    • Федеральный закон 82 постоянно дорабатывается с целью актуализации законодательной базы. Цель изменений заключается в оптимизации положений правовых актов, а также их соответствие иным документам, принимаемым в Российской Федерации.

      Последние изменения в Закон «Об общественных организациях» были внесены в 2016 году. Коснулись они формулировок некоторых статей. Более поздних поправок в законе об объединениях на 2017 год не имеется.

      Скачать ФЗ 82

      Скачать Федеральный закон 82 «Об общественных объединениях» можно здесь. Документ приведен в актуальной редакции на 2017 год. В текст внесены все последние изменения. Предлагаемый документ подойдет как для получения информации, так и для углубленного изучения законодательной базы по вопросам объединения граждан.

      Последние изменения, внесенные в закон об общественных объединениях

      Последние изменения в ФЗ 82 «Об общественных объединениях» были внесены в 2016 году. 31 января поправки были внесены в статью 4 ФЗ 82. По ним была изменена редакция первой части о содержании права граждан на объединения.

      2 июня 2016 года статья 8 была дополнена пятым пунктом о необходимости создания единоличного исполнительного органа. В отдельных случаях образуется коллегиальный исполнительный орган.

      С 2016 года поправок в ФЗ 82 не вводилось. Ряд изменений в Закон об общественных движениях был внесен в более ранние периоды. Их следует рассмотреть на примере наиболее актуальных статей.

      Ст 5 ФЗ 82 регламентирует понятие общественного движения. Под таковым понимается добровольное некоммерческое формирование, основанное на принципе самоуправления. Предписывается, что оно создается по инициативе граждан, которые объединяются при наличии общих интересов для достижения общих целей. Поправки в редакцию статьи 5 не вносились с момента публикации документа.

      Ст 7 ФЗ «Об общественных объединениях» предписывает организационно-правовые формы возможных формирований. К таковым относятся:

    • общественная организация;
    • движение;
    • фонд;
    • учреждение;
    • орган общественной самодеятельности;
    • политическая партия.

    Последние поправки в статью были введены в 2002 году. По ним добавлен последний пункт, а также упразднена вторая часть статьи 7. Иных редакций данное положение не имеет.

    В Федеральном законе 82 ФЗ статья 29 предписывает обязанности общественных объединений. К таковым относятся следующие аспекты:

  8. соблюдение законов РФ, международных правовых норм и принципов;
  9. публикация ежегодного отчета об использовании собственного имущества;
  10. необходимость уведомлять регистрирующий орган о продолжении своей деятельности с указанием на актуальное местоположение и общей информации о названии и руководителях;
  11. при наличии запроса от регистрирующих органов предоставлять все сведения и отчеты в том же виде, в котором таковые оформляются для налоговой службы;
  12. допускать полномочное лицо регистрирующих органов на проводимые мероприятия, оказывать иное содействие в ознакомлении с деятельностью объединения;
  13. предоставлять полную информацию касающуюся денежного объема и имущества, получаемых из иностранных источников.
  14. Отдельно статья регламентирует случаи неоднократного нарушения обязанностей. При непредоставлении ежегодного отчета регистрирующий орган вправе обратиться в суд с заявлением о признании данного объединения недействительным. Данный принцип действует в отношении ежегодных отчетов и предоставления сопутствующей информации.

    Последние изменения в статью 29 были внесены в 2014 году. Коснулись они редакции абзаца о предоставлении ежегодного отчета о подтверждении деятельности. Внесенные коррективы изменили слово «название» на «наименование».

    Федеральный закон об общественных объединениях

    Общественным объединением является некоммерческое самоуправляемое формирование, созданное на добровольной основе по инициативе граждан, которые объединились для реализации общих целей и интересов, указанных в уставе такого объединения. То есть, граждане имеют право, для реализации своих прав и законных интересов, по своему выбору создать общественное объединение, не получая при этом, никаких предварительных разрешений от органов государственной власти, только если их дальнейшая деятельность будет осуществляться в соответствии с нормами и принципами федерального закона, и будет полностью соотносится с уставом объединения.

    Деятельность общественных объединений, равно как общественные отношения, непосредственно возникающие при реализации гражданами своих прав на объединение, а также создание, реорганизация и ликвидация таких объединений, регулируется Федеральным законом Российской Федерации № 82-ФЗ от 19 мая 1995г. «Об общественных объединениях». Стоит напомнить, что в России почти все сферы деятельности подлежат обязательному контролю со стороны государства, что регулируется отдельными законодательными документами, особенно это касается областей, где целью является защита населения, его здоровья, прав и законных интересов. Например, закон о противодействии терроризму регулирует сферу предотвращения и устранения последствий террористических актов, закон о курении в России способствует регламентированию области защиты здоровья населения и предотвращения риска повышения смертности среди граждан.

    Федеральный закон об общественных объединениях имеет в свой структуре 7 глав, которые в свою очередь, делятся на 54 статьи. Глава 1 закона имеет название «Общие положения», в нее включены 17 статей. Общее положение закона об общественных организациях устанавливает предмет регулирования и сферу действия данного документа, принципы при создании и деятельности общественных организаций, трактует содержание прав граждан на объединение, раскрывает основные понятия, используемые в законе, постатейно регламентирует порядок создания и существования общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, политических партий и другое.

    Основания для создания общественных объединений, а также основные требования, предъявляемые к учредителям, зафиксированы в статьях главы 2 федерального закона об общественных объединениях. В главе 2 регулируется форма написания устава общественного объединения, государственной регистрации, создания символики. Также в статьях 23, 25-26 описаны основания для отказа в государственной регистрации, правила реорганизаций и ликвидации общественных объединений.

    Общественное объединение, при своем создании и осуществлении деятельности, имеет определенные права и обязанности, которые осуществляются посредством главы 3 вышеуказанного закона. В главе 4 законодательного документа статьями закона регулируется порядок управления имуществом общественных объединений, а также определяется форма собственности и субъекты права собственности таких объединений. В соответствии со статьей 37 главы 4, общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность, при этом статьей 38 установлена форма контроля государством за такой деятельностью. Ответственность за нарушение федерального закона об общественных объединениях подробно описана в главе 5 нормативного документа. Глава 6 закона устанавливает международные связи общественных объединений, а также фиксирует международные общественные объединения.

    Заключительным положением закона об общественных объединениях является глава 7. Она трактует основные положения закона в области вступления в законную силу, внесения изменений и дополнений, о признании некоторых правовых актов устаревшими, и о приведении других в соответствии с законом.

    Скачать Федеральный закон об общественных объединениях

    Закон об общественных организациях россии

    Статья 8. Общественная организация
    [Закон «Об общественных объединениях»] [Глава I] [Статья 8]

    Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

    Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

    Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

    В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

    1 комментарий к записи “Статья 8 Закон об Общественных объединениях. Общественная организация”

    Статья 8. Общественная организация

    1. Основанное на членстве общественное объединение — общественная организация в соответствии со ст. 117 ГК РФ признается добровольным объединением граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

    Е.А. Суханов отмечал, что «как юридические лица общественные и религиозные организации представляют собой корпоративные объединения граждан, созданные с целью совместного удовлетворения различных нематериальных, прежде всего, духовных потребностей».

    Однако, «их юридическая личность составляет лишь одну из сторон их основного статуса, причем не основную».*(36)

    Отмечалось им также, что комментируемый закон рассматривает общественные организации как одну из разновидностей («организационно-правовых форм») общественных объединений, наряду с общественными движениями, общественными фондами, общественными учреждениями, что не вполне соответствует трактовке ГК РФ.

    В гражданско-правовом смысле и фонды и учреждения — самостоятельные разновидности юридических лиц, также как и общественные организации.*(37)

    Общественная организация является некоммерческой и потому вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых создана, и соответствующую этим целям.

    Участники (члены) общественной организации не сохраняют прав на переданное ей в собственность имущество, в том числе на членские взносы.

    Они не отвечают по ее обязательствам, а общественная организация не отвечает по обязательствам своих членов.

    Особенности правового положения отдельных общественных организаций, определяются специальными законами.

    К примеру, ФЗ РФ от 05.03.1999 г. N 46-ФЗ (ред. от 27.12.2005 г.) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»*(38)) предусматривает, что общественные объединения инвесторов — физических лиц федерального, межрегионального и регионального уровней вправе осуществлять защиту прав и законных интересов инвесторов — физических лиц в формах и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

    Общественные объединения инвесторов — физических лиц вправе:

    — обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов инвесторов — физических лиц, понесших ущерб на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации;

    — осуществлять контроль за соблюдением условий хранения и реализации имущества должников, предназначенного для удовлетворения имущественных требований инвесторов — физических лиц в связи с противоправными действиями на рынке ценных бумаг, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    — создавать собственные компенсационные и иные фонды в целях обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов — физических лиц;

    — объединяться в ассоциации и союзы.

    Согласно ФЗ от 17.06.1996 г. N 74-ФЗ (ред. от 30.11.2005 г.) «О национально-культурной автономии»*(39)) национально-культурной автономией в Российской Федерации (далее — национально-культурная автономия) признается форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

    Национально-культурная автономия является видом общественного объединения.

    Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.

    Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной.

    Согласно ст. 6 указанного закона образование, государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально-культурной автономии осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и иными федеральными законами.

    Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования.

    Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.

    2. Законы об отдельных видах общественных объединений могут содержать определенные ограничения на членство в таких общественных объединениях.

    К примеру, ст. 23 Закона «О политических партиях» устанавливает, что членство в политической партии является добровольным и индивидуальным.

    Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

    Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.

    Прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии.

    Члены политической партии участвуют в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанности в соответствии с ее уставом.

    Члены политической партии имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, получать информацию о деятельности политической партии и ее руководящих органов, а также обжаловать решения и действия указанных органов в порядке, предусмотренном уставом политической партии.

    Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии.

    Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии — по месту постоянного или преимущественного проживания.

    Запрещается требовать от граждан Российской Федерации, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали членство в политической партии или отсутствие такового.

    Членство гражданина Российской Федерации в политической партии или отсутствие такового не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, а также быть условием предоставления ему каких-либо преимуществ.

    Члены политической партии не связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей, за исключением лиц, работающих в руководящих и контрольно-ревизионных органах политической партии, ее региональных отделений или иных структурных подразделений.

    Членство в политической партии не может быть ограничено по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства. Ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    3. Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления общественных организаций, порядок принятия ими решений и выступления от их имени устанавливаются их учредительными документами в соответствии с федеральными законами.

    В законе «О некоммерческих организациях» отмечается, что состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

    К примеру, ст. 24 Закона «О политических партиях» устанавливает, что высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии.

    Высшим руководящим органом регионального отделения политической партии является конференция или общее собрание регионального отделения политической партии.

    Избрание руководящих органов политической партии должно осуществляться не реже одного раза в четыре года.

    Избрание руководящих органов региональных отделений политической партии должно осуществляться не реже одного раза в два года.

    Основная функция высшего руководящего органа общественной организации (высшего органа управления) — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

    К компетенции высшего руководящего органа общественной организации относится решение следующих вопросов:

    — изменение устава общественной организации;

    — определение приоритетных направлений ее деятельности, принципов формирования и использования ее имущества;

    — образование исполнительных органов общественной организации и досрочное прекращение их полномочий;

    — утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

    — утверждение финансового плана общественной организации и внесение в него изменений;

    — создание филиалов и открытие представительств общественной организации;

    — участие в других организациях;

    — реорганизация и ликвидация общественной организации.

    Учредительными документами общественной организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов утверждения годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждения финансового плана общественной организации и внесения в него изменений; создания филиалов и открытия представительств общественной организации; участия в других организациях.

    Вопросы, изменения устава общественной организации; определения приоритетных направлений ее деятельности, принципов формирования и использования ее имущества; образования исполнительных органов общественной организации и досрочного прекращения их полномочий; а также вопрос о реорганизации и ликвидации общественной организации относятся к исключительной компетенции высшего органа управления общественной организацией.

    Съезд (конференция) или общее собрание членов общественной организации правомочно, если присутствует более половины его членов.

    Решение съезда (конференции) или общего собрания принимается большинством голосов членов, присутствующих на нем.

    Решения по вопросам исключительной компетенции высшего руководящего органа общественной организации принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с федеральными законами и учредительными документами общественной организации.

    Общественная организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего руководящего органа за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего руководящего органа.

    4. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

    Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

    Согласно ст. 53 ГК РФ общественная организация, как и любое другое юридическое лицо, приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

    Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

    Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

    Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

    Общественные объединения, являющиеся юридическими лицами, относятся к организациям, которые не наделены законом т.н. общей правоспособностью, т.е. способностью иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

    Предмет их деятельности поэтому должен быть детально определен их уставами.

    На занятие отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом (например, образовательная деятельность), общественные объединения — юридические лица должны получать специальное разрешение (лицензию).

    В остальном общественная организация, как и любое юридическое лицо, может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

    Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

    Правоспособность общественной организации как юридического лица возникает в момент ее создания и прекращается в момент внесения записи о ее исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

    Право общественной организации осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

    Государственная регистрация общественных объединений как юридических лиц имеет правовое значение, в том числе и для возможности воспользоваться предусмотренными законом льготами.

    Так, в Письме ПФ РФ от 16.02.1999 г. N ЕВ-16-27/1388 отмечалось, что в соответствии с нормами Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ от уплаты страховых взносов освобождаются не все общероссийские объединения инвалидов, а только те, которые созданы в организационно-правовой форме «общественная организация инвалидов». Данная организационно-правовая форма должна быть указана в уставе общероссийского общественного объединения инвалидов (ст.ст. 8, 19, 20 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ) и свидетельстве о государственной регистрации, выданном Министерством юстиции Российской Федерации.*(40)

    Статья 38. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений

    Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации.

    Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе:

    1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;

    2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;

    3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части пятой настоящей статьи;

    4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

    5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

    Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.

    Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, анализирует информацию об операциях общественных объединений, полученную им на основании Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и при наличии оснований, свидетельствующих о неполноте и (или) недостоверности указанной информации либо о том, что общественное объединение не исполняет или не в полной мере исполняет требования законодательства Российской Федерации, сообщает об этом органу, принявшему решение о государственной регистрации данного общественного объединения, по запросу указанного органа или по собственной инициативе.

    Федеральный орган государственной регистрации при получении от общественного объединения заявления, указанного в части пятой статьи 27 настоящего Федерального закона, проводит проверку в отношении этого общественного объединения незамедлительно с извещением органов прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    Федеральный орган государственной регистрации принимает решение об исключении общественного объединения из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента:

    1) в случае прекращения деятельности общественного объединения в связи с его ликвидацией или реорганизацией в форме, предусматривающей прекращение деятельности юридического лица, или в связи с исключением общественного объединения, прекратившего свою деятельность в качестве юридического лица, из единого государственного реестра юридических лиц;

    2) если по результатам проверки, проведенной на основании, предусмотренном частью пятой настоящей статьи, установлено, что общественное объединение в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления, указанного в части пятой статьи 27 настоящего Федерального закона, не получало денежные средства и иное имущество от иностранных источников и (или) не участвовало в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;

    3) если по результатам проверки, проведенной на основании, предусмотренном частью пятой настоящей статьи, в отношении общественного объединения, ранее исключавшегося из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, установлено, что это общественное объединение в течение трех лет, предшествовавших дню подачи заявления, указанного в части пятой статьи 27 настоящего Федерального закона, не получало денежные средства и иное имущество от иностранных источников и (или) не участвовало в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;

    4) если по результатам проверки, проведенной на основании, предусмотренном частью пятой настоящей статьи, установлено, что общественное объединение не позднее чем через три месяца со дня включения его в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, отказалось от получения денежных средств и иного имущества от иностранных источников и возвратило денежные средства и иное имущество иностранному источнику, от которого они были получены.

    Решение об исключении общественного объединения из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в случае, предусмотренном пунктом 1 части шестой настоящей статьи, принимается федеральным органом государственной регистрации не позднее чем через пять дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

    Решение об исключении общественного объединения из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в случаях, предусмотренных пунктами 2 — 4 части шестой настоящей статьи, или об отказе в исключении общественного объединения из такого реестра принимается федеральным органом государственной регистрации не позднее чем через три месяца со дня получения заявления, указанного в части пятой статьи 27 настоящего Федерального закона.

    Решение об отказе в исключении общественного объединения из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, принимается федеральным органом государственной регистрации в случае, если по результатам проверки, проведенной на основании, предусмотренном частью пятой настоящей статьи, установлено, что общественное объединение представило недостоверные сведения о прекращении им деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Указанное решение может быть обжаловано общественным объединением в суд.

    Статья 15. Принципы создания и деятельности общественных объединений
    [Закон «Об общественных объединениях»] [Глава I] [Статья 15]

    Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

    Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.

    1 комментарий к записи “Статья 15 Закон об Общественных объединениях. Принципы создания и деятельности общественных объединений”

    Статья 15. Принципы создания и деятельности общественных объединений

    1. Важным принципом создания и деятельности общественных объединений является их равенство перед законом.

    Добровольность означает создание и деятельность общественного объединения по желанию его учредителей, без внешних принуждающих к такому объединению обстоятельств.

    Данный признак основан на нормах ст. 30 Конституции РФ, устанавливающей, что «каждый имеет право на объединение» и «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».

    Самоуправление означает определенную законом форму управления общественным объединением, под которой понимается следующее: гарантированное Конституцией или иными государственными актами право самостоятельно решать круг вопросов, отнесенных к их компетенции; деятельность по реализации предоставленных им полномочий самоуправления; практика решения текущих административных, хозяйственных, кадровых и иных вопросов общественными организациями, опирающаяся на демократические принципы выборности и сменяемости руководства на основе выборов, его подотчетности членам коллектива, обеспечения возможности ротации руководства в рамках коллектива и по его инициативе. Самоуправление предполагает самостоятельный выбор целей и путей их достижения самоуправляющимися структурами при сохранении взаимодействия со смежными и иерархически иными структурами.*(71)

    Самоуправляемая структура взаимодействует с другими структурами, хотя функционирует автономно.

    Исполнители в процессе самоуправления органично включены как в процесс выработки и принятия решений, так и в процесс контроля за исполнением этих решений.

    Члены самоуправляемого формирования принимают участие в работе его органов управления.

    Равноправие означает наделение всех членов общественных объединений равными правами.

    Законность предполагает соблюдение всеми членами общественного объединения прежде всего Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, законов, подзаконных актов.*(72)

    2. Гласность — принцип демократии, механизм демократизации общественной жизни, утверждения самоуправленческих начал в обществе, самоконтроля и творческой активности населении, который предполагает свободное перемещение социальной информации в обществе, возможность получения точной, полной, достоверной информации, ее публичной оценки, выражение своего мнения по обсуждаемой проблеме.*(73)

    Гласность обеспечивается средствами массовой информации.

    Согласно Закону РФ от 27.12.1991 г. N 2124-1 (ред. от 21.07.2005 г.) «О средствах массовой информации» (далее — Закон «О средствах массовой информации»)*(74) в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

    Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается.

    Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, — не допускается.

    Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

    Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

    Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

    Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

    Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме.

    Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

    Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

    Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации.

    В уведомлении должны быть указаны:

    1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;

    2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;

    3) дата принятия решения об отказе.

    Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок.

    Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации.

    1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;

    2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;

    3) должностное лицо, установившее отсрочку;

    4) дата принятия решения об отсрочке.

    Работа средств массовой информации, в том числе и по освещению деятельности общественных объединений, во многом зависит от профессиональных качеств журналистов.

    Для выполнения своих задач журналист имеет право: искать, запрашивать, получать и распространять информацию; посещать государственный органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой ст. 42 Закона «О средствах массовой информации»; производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях; проверять достоверность сообщаемой ему информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

    Журналист обязан проверять достоверность сообщаемой им информации и при осуществлении профессиональной деятельности уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

    Не допускается использование установленных Законом «О средствах массовой информации» прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.

    Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

    Общедоступность информации об учредительных и программных документах общественных объединений основана на положениях Конституции РФ.

    Согласно п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

    Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

    Понятие информации дается в ФЗ РФ от 20.02.1995 г. N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003 г.) «Об информации, информатизации и защите информации».*(75)

    Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

    Документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

    Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

    Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

    Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими: порядок документирования информации; право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах; категорию информации по уровню доступа к ней; порядок правовой защиты информации.

    Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений.

    Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

    Согласно п. 2 и 3 ст. 10 указанного закона:

    Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

    Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

    законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

    документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

    Пользователи — граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения — обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

    Владелец информационных ресурсов обязан обеспечить соблюдение режима обработки и правил предоставления информации пользователю, установленных законодательством Российской Федерации или собственником этих информационных ресурсов, в соответствии с законодательством.

    Владелец информационных ресурсов несет юридическую ответственность за нарушение правил работы с информацией в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    Смотрите еще:

    • Страховой стаж без начислений Что такое страховой стаж Наличие стажа играет первостепенную роль в финансовом обеспечении гражданина, как в период его активной трудовой деятельности, так и в годы его нахождения на пенсии. Одним из видов стажа, то есть времени, когда […]
    • Заявление супругов о распределении имущественного налогового вычета Правила составления заявления на распределение имущественного вычета между супругами В соответствии с налоговым законодательством РФ каждый, кто приобрел недвижимость, имеет право получить назад часть уплаченных средств в виде возврата […]
    • Пособие бай Два, одно или ни одного: сколько пособий могут получать родители, чьи дети живут на две страны «Если дети получают белорусский паспорт, то и право на пособие у них тоже должно быть, не так ли?» — рассуждает Анна. В октябре прошлого года […]
    • Закон рф о признании собственности Самовольная постройка: ВС РФ против формального подхода Минувший год был для ВС РФ плодотворным, и в конце декабря 2014 года наиболее значимые судебные акты были объединены в "Обзоре судебной практики ВС РФ" (утв. Президиумом ВС РФ 24 […]
    • Как правильно оформить безналичный расчет Что собой представляют безналичная форма расчета Безналичная оплата – это один из наиболее удобных вариантов ведения расчетов; это высокая их скорость и практически полное отсутствие нормативных ограничений в осуществлении […]
    • Встречное исковое заявление по алиментам Как подать встречный иск по алиментам Под встречным иском по алиментным обязательствам подразумевается ответное правомерное действие со стороны ответчика при рассмотрении гражданского спора. Встречный иск – законный способ предъявить свои […]
    • Отзыв доверенности юриста Отмена доверенности по новым правилам Лично-доверительный (фидуциарный) характер отношений представительства обусловливает право лица, выдавшего доверенность, в любое время без указания мотивов прекратить полномочие путем отмены […]
    • Новый закон о налогах на имущество физических лиц 2018 для пенсионеров Какой в 2017-2018 году налог на имущество физических лиц для пенсионеров Налог на имущество физических лиц – это одна из разновидностей местных сборов, уплачивать который обязаны собственники: частых обитаемых домов; дач; квартир; […]