Закон о ветеринарии 2014

Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I «О ветеринарии» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I «О ветеринарии»

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18, 30 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 12 июня, 30 декабря 2008 г., 10, 28 декабря 2010 г., 18 июля 2011 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 23 апреля 2018 г.

См. комментарий к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

14 мая 1993 года.

Регулируются отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных. Право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием.

Задачами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации являются предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных, обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, защита населения от болезней, общих для человека и животных, охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.

Устанавливается система государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 17 июня 1993 г., N 24, ст. 857

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 101-ФЗ

Изменения вступают в силу с 21 октября 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 243-ФЗ

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 356-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Федеральный закон от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 163-ФЗ)

Положения статьи 21 настоящего Закона в части молочных продуктов промышленного изготовления не применяются со дня вступления в силу Федерального закона от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Новое в законодательстве о ветеринарии

Принятый в 1993 году закон Российской Федерации «О ветеринарии» объективно требовал внесения новых правовых норм, адекватно регулирующих отношения в области ветеринарной деятельности в настоящее время.

Проект нового федерального закона «О ветеринарии» длительное время обсуждался учеными, специалистами и общественностью. Логическим завершением научных дискурсов стало принятие 13 июля 2015 года федерального закона №243- ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Этот законодательный акт внес в существующий закон «О ветеринарии» новые понятия и направления ветеринарной деятельности, необходимые в условиях рыночной экономики и развития предпринимательства в современной России. Наряду с федеральным законом №243- ФЗ от 13.07.2015 г. был принят Федеральный закон № 213 – ФЗ от 13.07.2015г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О свободном порте Владивосток», в котором имеются нормы, вносимые в закон «О ветеринарии».

В настоящей статье дана информация о изменениях в содержании закона «О ветеринарии».

Изложен взгляд авторов на дальнейшее развитие правового регулирования в области ветеринарной деятельности и полноценную реализацию закона «О ветеринарии».

Принятый 14 мая 1993г. закон Российской Федерации №4979-1 «О ветеринарии» [1] несмотря на вносимые изменения и дополнения [2] в последнее время вызывал критику, как ветеринарных специалистов, так и ученых в области ветеринарной деятельности.

Достаточно вспомнить бурное обсуждение проекта нового федерального закона «О ветеринарии» на различного уровня научных конференциях, круглых столах и семинарах. К обсуждению подключились многие организации, заинтересованные в улучшении правового регулирования в области ветеринарии.

Дискурсы проходили в комитетах Государственной Думы, Совета Федерации, Минсельхозе России, в Общественной палате Российской Федерации и других заинтересованных организациях и учреждениях.

По вопросам совершенствования ветеринарной деятельности только за 2014-2015 годы опубликовано значительное количество научных статей в журналах «Аграрный вестник Урала», «Ветеринария», «Ветеринария Кубани» и других изданиях.

В Екатеринбурге под эгидой аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе 28-29 мая 2015 года прошел II-й Ветеринарный форум, по итогам которого издан спецвыпуск научных статей в журнале «Вопросы нормативно-правового регулирования ветеринарии», где преимущественно были статьи по проблемам ветеринарной медицины и практической ветеринарной деятельности, а также совершенствования правового регулирования в области ветеринарии[3].

Авторы настоящей статьи также рассматривали обсуждаемую проблему в научных публикациях: «Правовое регулирование ветеринарной деятельности: состояние, актуальные задачи»[4]; «Государственный ветеринарный надзор (на примере Свердловской области)»[5].

Логическим завершением научных обсуждений и рекомендаций стало принятие 13 июля 2015 года федерального закона №243-ФЗ «О внесении изменений в законы Российской Федерации «О ветеринарии и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[6].

Цель настоящего исследования заключается в анализе изменений и (или) дополнений в действующий закон «О ветеринарии» и как эти изменения отразятся на качестве правового регулирования отношений в области ветеринарии.

Принятый 13 июля 2015 года федеральный закон №243 значительно расширил содержание части третьей статьи 1 которая изложена в следующей редакции:

«Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности (далее — федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора), и подведомственные ему территориальные органы и организации, а также ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации (далее — федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии и подведомственные им учреждения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и аттестованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, специалисты в области ветеринарии в пределах своей компетенции (далее — аттестованные специалисты).»

Статья 2. – нормативно-правовое регулирование в ветеринарии дополнена статьями 2.1. – 2.6.

Статья 2.1. Ветеринарные правила (правила в области ветеринарии).

Статья 2.2. Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных.

Статья 2.3. Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов.

Статья 2.4. Ветеринарные правила содержания животных.

Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных.

Статья 2.6. Ветеринарные правила проведения регионализации территории Российской Федерации.

Требования статей 2.1.-2.6. Закона Российской Федерации «О ветеринарии», в редакции Федерального закона №243-ФЗ от 13.07.2015г.

в части осуществления прав и обязанностей должностных лиц ветеринарной службы и иных специалистов в области ветеринарии, физических лиц и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, переработке, хранению и реализации уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции применяются после утверждения федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии нормативных правовых актов, регулирующих вопросы создания механизмов мониторинга ветеринарной безопасности регионов Российской Федерации и районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, применения профилей риска для проведения обязательных исследований продукции животного происхождения, в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, формирования исчерпывающего перечня оснований для проведения лабораторных исследований продукции животного происхождения, в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, но не ранее 1 января 2016 года.

Статья 4. Право на занятие ветеринарной деятельностью дополнена статьей 4.1. Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии.

Статья 13. дополнена частью седьмой следующего содержания: «Регистрация кормовых добавок для животных осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

В статье 21 часть вторая изложена в следующей редакции:

«Ветеринарно-санитарной экспертизе подлежат также корма и кормовые добавки растительного происхождения и продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемая на продовольственных рынках или используемая на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности.»;

в части третьей слова «Организация и проведение» заменены словом «Проведение»;

дополнена новой частью пятой следующего содержания:

«Порядок назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии»;

часть пятая считается частью шестой;

часть шестая считается частью седьмой и изложена в следующей редакции:

«Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, организуют федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии в пределах своей компетенции».

Федеральный закон №243-ФЗ вступает в силу с 15.07.2015г.

С 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов производится в электронной форме.

До 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары, на которые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона ветеринарные сопроводительные документы не оформлялись, не производится или производится в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров.

До 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары, кроме подконтрольных товаров, указанных в части 3 настоящей статьи, производится на бумажном носителе или в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров.

Наряду с федеральным законом №243-ФЗ от 13.07.2015г. новацией в правовом регулировании в области ветеринарии является федеральный закон №213-ФЗ от 13.07.2015г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О свободном порте Владивосток»[7], который также внес существенные дополнения в основной закон «О ветеринарии».

Например, в статье 5 пункт 2.1 изложено, что система государственной ветеринарной службы Российской Федерации включает в себя также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток.

В статье 8 пункт 2.1 определено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать компетенцию федеральных органов исполнительной власти по осуществлению государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток, на определенный период, а также порядок осуществления такого надзора.

Часть 5 статьи 9 гласит, что права уполномоченных должностных лиц органов государственного ветеринарного надзора по осуществлению государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон №213-ФЗ от 13.07.2015г. вступает в силу с 15.07.2015г. за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Анализ изменений и дополнений в закон «О ветеринарии» внесенных федеральными законами №243-ФЗ от 13.07.2015г. и №213-ФЗ от 13.07.2015г. показывает, что многие предложения и рекомендации ученых, общественности и специалистов в области ветеринарной деятельности не были учтены, в частности, заключение Общественной палаты Российской Федерации[8].

Отмечая возможность и необходимость изменений в закон «О ветеринарии», направленных на улучшение действующих в сфере отечественной ветеринарии положений и правил, обеспечивающих безопасность населения страны, Общественная палата РФ предложила и свое видение по улучшению правового регулирования отношений в области ветеринарии.

Остановим внимание на отдельных предложениях Общественной палаты высказанных на стадии обсуждения проекта нового закона.

1) В пояснительной записке к законопроекту указано, что он прежде всего направлен на гармонизацию с международными договорами.

Вместе с тем, в законопроекте отсутствуют какие-либо ссылки на международные договоры и соглашения, в частности, на договоры и соглашения, заключенные Российской Федерацией в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию, в Таможенный Союз, в Евразийский экономический союз.

Сравнительный анализ правовых принципов, положений и норм, содержащихся в указанных международных правовых актах, распространяющих свое действие на территорию Российской Федерации, в законопроекте не приведен, первостепенное значение международных правовых актов не подчеркнуто. Данное обстоятельство не соответствует принципу приоритета международных договоров, установленному Конституцией Российской Федерации (1993г.)[9].

2) При принятии закона следует учитывать положения, содержащиеся в антикризисном Плане, принятом Правительством Российской Федерации, определяя задачи органов, организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере ветеринарии, и их действия в период ухудшения экономического положения страны.

Кроме того, представляется необходимым учитывать положения существующих государственных программ (доктрин) Российской Федерации, прежде всего, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в сфере производства продукции животноводства.

При разработке законопроекта не нашли своего отражения:

— распоряжение Президента Российской Федерации от 18 марта 2011 года № 158-рп «Об организации работы по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР и/или по признанию указанных актов не действующими на территории Российской Федерации»;

— распоряжение Президента РФ от 22 декабря 2013 года № 3009-пр, содержащее поручение Правительству РФ принять комплекс мер по совершенствованию системы ветеринарного контроля;

— постановление Правительства РФ от 28 сентября 2009 года № 761 «Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами»;

— постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 года № 1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля»;

— распоряжение Правительства РФ от 9 марта 2010 года № 299-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере сельского хозяйства».

Законопроект должен предусматривать мероприятия, направленные на развитие предприятий малого и среднего бизнеса, деятельность которых в сфере производства и торговли продукцией животноводства в современных условиях не может оказаться второстепенной.

В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что его принятие не потребует финансовых затрат из средств федерального бюджета.

Вместе с тем, в ходе общественных слушаний законопроекта представители хозяйствующих субъектов, крупных производственных и торговых объединений высказали противоположное мнение. Они сообщили о многомиллиардном увеличении расходов, вызванных реализацией законопроекта, и, соответственно, о возрастании цен на торговую продукцию.

Кроме того, законопроект не содержит упоминания о государственном плане биологической или ветеринарной безопасности, который должен быть соотнесен с положениями закона «О ветеринарии».

3) Законопроект указывает на отнесение федеральных органов исполнительной власти (силовых структур) к субъектам деятельности в сфере ветеринарии, к которым также относятся другие федеральные органы, органы власти субъектов Российской Федерации.

Однако законопроект, также как действующий закон «О ветеринарии», не содержит положений, указывающих на четкое разделение полномочий субъектов ветеринарной деятельности, определений сфер деятельности каждого из них, не позволяет устранить разрозненность ветеринарной службы Российской Федерации, которая до настоящего времени не имеет четкой иерархической структуры.

При этом первичным звеном органов, осуществляющих деятельность в сфере ветеринарии, являются ветеринарный пункт и ветеринарный участок, однако в законопроекте упоминание о данных структурах отсутствует.

4) Основными причинами возникновения и распространения в Российской Федерации заразных болезней животных является отсутствие действенного учета поголовья животных, в первую очередь, в личных подсобных хозяйствах, несанкционированные перемещения и реализация животных и продукции животного происхождения. При возникновении опасных (заразных) заболеваний животных и необходимости рассмотрения вопроса о введении карантина требуется не только обследование определенной территории, но и личных подсобных хозяйств.

Вместе с тем, в соответствии с положениями, приведенными в статье пятой Федерального закона № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»[10], вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается.

В соответствии с положениями, указанными в главе семнадцатой Гражданского кодекса Российской Федерации[11], вход на земельный участок без разрешения собственника не допускается (статья 262 Гражданского кодекса). Реализация данных положений для прохода в личные подсобные хозяйства на практике требует разрешительных санкций соответствующих должностных лиц, тогда как их получение требует определенных временных и организационных затрат, не сопоставимых со срочностью введения карантина. Однако в законопроекте отсутствуют положения, исключающие воспрепятствование деятельности работников ветеринарных служб, прежде всего, в экстремальных условиях (карантине, ограничительных мероприятиях).

5) Законопроектом в полной мере не урегулирована проблема обращения с биологическими отходами, которая не решена Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Отсутствие должного регулирования данной проблемы снижает уровень ветеринарной безопасности в стране.

6) Законопроектом не предусмотрено разрешение важной проблемы, связанной с борьбой с заболеваниями животных. При таких заболеваниях применяются соответствующие лекарственные средства, однако из их перечня необоснованно исключены дезинфицирующие средства, позволяющие ликвидировать последствия вспышек опасных заболеваний.

В результате производители продукции самостоятельно изготавливают дезинфицирующие препараты, разрабатывая собственные технические условия, не привлекая к данной деятельности Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства, органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Данное обстоятельство представляет угрозу ветеринарной безопасности страны. Представляется целесообразным включить дезинфицирующие средства в перечень лекарственных препаратов, что позволит использовать в хозяйственном обороте в сфере ветеринарии не только лекарственные средства, но и большую группу дезинфицирующих средств санитарной защиты.

В настоящей статье мы провели лишь некоторые выдержки из Заключения Общественной палаты Российской Федерации на проект законодательного акта, направленного на совершенствование правового регулирования деятельности в области ветеринарии.

Считаем, что об этих предложениях должны знать и иметь представление ученые в области ветеринарной медицины и ветеринарно-санитарной экспертизы, ветеринарные специалисты, аграрные предприниматели в сфере животноводства, а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.

Выводы

Проведенный анализ новых федеральных законов, касающихся изменений и (или) дополнений в закон «О ветеринарии» показывает, что содержание этого закона значительно актуализировалось с учетом развития рыночных отношений и предпринимательства в Российской Федерации и свидетельствует о новом подходе к правовому регулированию отношений в области ветеринарии.

В обновлённом законе «О ветеринарии» появились новые понятия и направления деятельности такие как: Ветеринарные правила осуществления идентификации учете животных; ветеринарные правила регионализации территории Российской федерации; создание федеральной информационной системы в области ветеринарии и обеспечение ее функционирования; ветеринарные правила содержания животных и другие.

Однако содержание новых терминов в законе «О ветеринарии» не раскрыто и это вызовет практические трудности при реализации норм закона, явится определенным коррупционногенным фактором, почва для которого создается, в частности, возможностью произвольной трактовки положений закона, употребляемых в нем терминов.

Следует согласиться с тем, что отдельные нормы закона «О ветеринарии» носят декларативный характер. Это свидетельствует о несоблюдении правил юридической техники и нормографии, что, в конечном счете, может отразиться на качестве правового регулирования.

Многие предложения ученых, ветеринарных специалистов, общественных организаций, предпринимателей законодатели учли при принятии изменений и дополнений в закон «О ветеринарии», но отдельные рекомендации не получили одобрения.

В тоже время, изложенные в настоящей статье выдержки из Заключения Общественной палаты Российской Федерации на наш взгляд, по многим позициям представляют здравый подход к формированию законодательного акта прямого действия, который не требовал бы принятия дополнительных подзаконных нормативных правовых актов, разъясняющих суть положений закона.

При этом следует отметить, что меры, которые будут предусмотрены подзаконными актами, не должны приводить к ухудшению условий ведения бизнеса, резкому увеличению издержек хозяйствующих и торговых субъектов, уменьшению их конкурентоспособности в целом по отношению к странам, в том числе, экспортерам аналогичной продукции.

Нормативные правовые акты, которые будут приняты, не должны вступать в противоречие с международными договорами и соглашениями в области ветеринарии, сельскохозяйственной, торговой и иной экономической деятельности.

В складывающейся в Российской Федерации экономической ситуации необходима тщательная оценка влияния последствий принятия нормативных актов на экономику страны, на расходы хозяйствующих субъектов, на увеличение или снижение объемов отечественной товарной продукции, на формирование цен на продукты питания.

Актуальность и востребованность изменений в закон «О ветеринарии», а также формирование адекватной нормативной правовой базы в области ветеринарии подтверждают сведения, размещенные на сайте Специализированного центра учёта в агропромышленном комплексе при Минсельхозе России от 25.01.2016[12].

Приведём эту информацию.

Федеральный центр охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ») опубликовал статистические данные о состоянии здоровья крупного рогатого скота в Российской Федерации за прошлый год.

По данным Росстата, на конец ноября 2015 года в России в хозяйствах всех категорий поголовье крупного рогатого скота составляло 19,2 млн голов (на 1,9% меньше по сравнению с аналогичной датой 2014 года, в том числе 8,4 млн коров (на 2,2% меньше).

В прошлом году ФГБУ «ВНИИЗЖ» провело исследование более чем 23 тысяч полевых образцов биологического материала и крови от крупного и мелкого рогатого скота из 183 хозяйств 43 регионов России. Используя диагностические тест-системы, специалисты учреждения выявляли наличие в образцах геномов инфекционного ринотрахеита, парагриппа-3, вируса герпеса 4-го типа, респираторно-синцитиального вируса и вируса вирусной диареи, вируса лейкоза, аденовируса, хламидиоза крупного рогатого скота, рота- и коронавируса крупного рогатого скота и др.

Согласно данным исследования, 33,2% образцов показали наличие генома возбудителя лейкоза, 18,5% — ротавирусной инфекции крупного рогатого скота.

По результатам исследования более 4 тысяч проб сывороток крови животных в 70,4% случаев установлена серопревалентность к возбудителю вирусной диареи крупного рогатого скота, при этом в 25,5% случаев выявлены постинфекционные антитела. В 7 субъектах страны выявлен геном возбудителя одного генотипа.

Были обследованы животноводческие фермы, на которых были отмечены патологии органов воспроизводства, в том числе где фиксировались случаи вирусной диареи. На этих фермах количество абортов и мертворождений составляло 10%, послеродовых заболеваний — 24,4%.

Кроме того, в прошлом году впервые был зарегистрирован случай выявления атипичного штамма вирусной диареи крупного рогатого скота: 3 генотипа на территории России у импортных пород.

Летом прошлого года в Дагестане впервые было зафиксировано заболевание крупного рогатого скота нодулярным дерматитом. Как сообщает Международное эпизоотическое бюро, эта болезнь причиняет значительный экономический ущерб, поскольку вызывает спад молочной продуктивности, стерильность быков-производителей (временную или постоянную), а при осложнении вторичной инфекцией может вызывать гибель животных. Человек к нодулярному дерматиту невосприимчив. ФГБУ «ВНИИЗЖ» отмечает, что, поскольку на территории Северо-Кавказского федерального округа плотность поголовья скота высокая, в 2016 году возможно дальнейшее распространение инфекции. Это, в свою очередь, может привести к серьезным социально-экономическим последствиям для субъектов Российской Федерации.

И.М. Донник, доктор биологических наук, профессор, академик РАН, ректор

Б.А. Воронин, доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе и инновациям

Уральский государственный аграрный университет

Закон 4979-1 «О ветеринарии»

Ветеринария — наука, занимающаяся диагностикой, профилактикой и лечением представителей фауны. Закон «О ветеринарии» продолжительное время обсуждался различными специалистами, общественностью и учеными на предмет усовершенствования. Результатом стало внесение некоторых корректировок в действующий законопроект, которые будут рассмотрены в дальнейшем в статье.

Описание закона 4979-1

14 мая 1993 года был опубликован и вступил в силу Федеральный закон 4979-1 «О ветеринарии». Настоящий закон регламентирует проводимую деятельность в сфере ветеринарии согласно требованиям законодательства, определяет обязательные ветеринарно-санитарные требования и основные принципы контроля. Также законопроект определяет мероприятия для поддержания здоровья животных — наземных, воздушных и водных и предотвращение появления болезней, являющихся общими для человека и животных.

Закон «О ветеринарии» включает в себя 7 разделов и 25 статей:

  • общие положения, определяющие свод ветеринарных правил в осуществлении различных лечебных мероприятий, правила для содержания и учета животных и т. д. (ст. 1-4.1);
  • ветеринарная госслужба, ведомственная и производственная служба (ст. 5-7);
  • ветеринарный надзор со стороны государства и ведомств (ст. 8-11);
  • единые требования по профилактике и устранению болезней и осуществление надзора за безопасностью продукции животноводства (ст. 12-19);
  • защита гражданского населения от заболеваний, являющихся одинаковыми для человека и животных и пищевой интоксикации (ст.20-22);
  • наказание за нарушение действующего закона «О ветеринарии»(ст. 23-24);
  • интернациональные соглашения (ст. 25).
  • Статьи 10-11, 20, 24 утратили правовую силу в ходе опубликования различных редакций. Последняя редакция, внесшая поправки в статьи действующего закона «О ветеринарии», датируется 3-им июлем 2016 года.

    Скачать текст закона «О ветеринарии»

    В настоящее время законопроект «О ветеринарии» пересматривается и подвергается дополнениям и корректировкам. Это поможет привлечь к ответственности владельцев животных и предотвратить нарушение правил их содержания, а также гарантирует защиту населения от низкокачественной сельхозпродукции.

    Для подробного ознакомления с действующими положениями закона следует получить представление о его содержании. Скачать последнюю действующую редакцию ФЗ-4979-1 «О ветеринарии» с изменениями и дополнениями можно по ссылке.

    Поправки к закону «О ветеринарии»

    3-го июля 2016 года была опубликована последняя редакция, внесшая поправки в статьи действующего закона.

    Статья 1

    Статья дает определение термину «ветеринария» и рассказывает о задачах, которые перед нею стоят:

  • осуществление мероприятий для предотвращения заболеваний, а также заразных заболеваний у разного рода зверей и исполнение региональных планов обслуживания животноводства;
  • обучение врачей-ветеринаров, изготовление лекарственных препаратов для лечения представителей фауны, провождение исследований;
  • защита территорий РФ от зверей-переносчиков инфекционных заболеваний из-за границы;
  • осуществление контроля за ветеринарной деятельностью со стороны государства.
  • Федеральная служба исполнительной власти и другие подведомственные структуры берут на себя обязательство по осуществлению вышеизложенных задач в области ветеринарии.

    Статья 5

    Внесены были изменения во вторую часть. Описывает задачи ветеринарной госслужбы, в которые, по закону, входят — предотвращение и устранение заразных и неинфекционных массовых заболеваний, соблюдение правил санитарной безопасности для продуктов питания, защита граждан РФ от заболеваний, передающихся от животного к человеку, и территории РФ от заноса инфекционных болезней из-за границы посредством представителей фауны.

    Закон определяет, что данная служба включает в себя — федеральную службу исполнительной власти в нормативно-правовом управлении, ветеринарном надзоре, ветеринарную службу в области деятельности МВД, Росгвардии и т. д. Главный ветеринарный госинспектор получает должность и лишается ее Правительством РФ.

    Статья 7

    Последняя редакция в закон «О ветеринарии» внесла поправки в содержание и в название статьи. Она звучит, как «Ветеринарные службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, МВД, Росгвардии, осуществления наказания, госохраны и обеспечение безопасности». Процедура осуществления работы вышеперечисленных служб и их финансовая поддержка производится соответствующими органами исполнительной власти. Согласно закону, данные службы осуществляют свою деятельность на объектах, находящихся под их ведомством.

    Статья 18

    Ст. 18 закона «О ветеринарии» описывает ответственность, которую несут учреждения, различные организации, предприятия и граждане, которые владеют животными и изготовители животноводческой продукции.

    Согласно статье, владельцы животных несут ответственность за их здоровье, содержание и использование. Изготовители животноводческой продукции — за изготовление безопасных продуктов, отвечающих ветеринарно-санитарным правилам.

    По закону в прямые обязанности владельцев и изготовителей входят:

    • принятие хозяйственных и ветеринарных мер для предотвращения начала эпидемии животных и обеспечение санитарной безопасности животноводческой продукции. Следует также содержать в соответствующем состоянии помещения, где обитают животные и хранится корм, не позволять отходам животноводства загрязнять окружающую среду;
    • придерживаться зоогигиенических и санитарных требований при расположении, постройки, эксплуатировании объектов, которые относятся к содержанию животных или к хранению, переработке продуктов;
    • показывать специалистам-врачам по ветеринарии (по соответствующему запросу) животных и извещать о случаях начавшейся эпидемии или необычном поведении скота/животных;
    • изоляция тех животных, которые подозреваются в заболевании, до прибытия вышеуказанных специалистов;
    • соблюдение необходимых требований по перевозке, убою скота и хранению, переработке продукции;
    • приводить в исполнение предписания специалистов-врачей по ветеринарии для профилактики и лечения заболеваний представителей фауны.
    • В закон активно вносятся поправки для улучшения условий в области ветеринарии.

      Россельхознадзор / Форум

      федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

      Зарегистрирован: 26/01/2011 20:03:19
      Сообщений: 16
      Оффлайн

      SF wrote: Новости о законопроекте приходят из источников, которые видимо лучше информированы, чем официальные ведомства.

      Ну теперь можно еще годик-полтора законопроект дорабатывать

      Зарегистрирован: 20/05/2010 00:31:54
      Сообщений: 452
      Оффлайн

      Просто официальные ведомства нас не информируют.

      Не витайте в облаках. Просто таким образом, через журналистов они же, т. е. офведомство и слило эту информацию.

      Это сообщение было редактировано 1 раз. Последнее обновление произошло в 12/11/2013 16:52:13

      Зарегистрирован: 09/11/2010 16:14:23
      Сообщений: 43
      Оффлайн

      Ну вот и официальные вести уполномоченного органа (Дата последнего изменения: 25.11.2013) :
      «Правительство Российской Федерации вернуло проект федерального закона «О ветеринарии» в Минсельхоз России с поручением доработать его с учетом замечаний Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.»

      Зарегистрирован: 21/04/2011 17:16:17
      Сообщений: 512
      Оффлайн

      Зарегистрирован: 03/02/2011 10:49:17
      Сообщений: 42
      От: Управление ветеринарии Ленинградской области
      Оффлайн

      SF wrote: Ну вот и официальные вести уполномоченного органа (Дата последнего изменения: 25.11.2013) :
      «Правительство Российской Федерации вернуло проект федерального закона «О ветеринарии» в Минсельхоз России с поручением доработать его с учетом замечаний Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.»

      Доработали . Старая проблема как и прежде не решена.
      Как и прежде контроль и надзор (подконтрольные и поднадзорные) в одной куче смешан.

      государственный ветеринарный контроль (надзор) — это деятельность уполномоченных органов государственной власти в сфере ветеринарии, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, посредством организации и проведения проверок, устранению последствий выявленных нарушений органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также юридических лиц, их руководителей, иных должностных лиц, физических лиц и принятия к ним предусмотренных законодательством Российской Федерации мер;

      подконтрольные товары — товары (подконтрольная продукция и животные), подлежащие ветеринарному контролю (надзору) (см. выше — полутушу оштрафуйте ) на территории Таможенного союза в соответствии настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, решениями органов Таможенного союза, иными международными договорами Российской Федерации;

      поднадзорный объект — производственный объект, хозяйство, автомобильное, железнодорожное, воздушное транспортное средство, водный транспорт, которые используются или предназначены для перевозки (перемещения) подконтрольных товаров, биологических отходов и отходов животноводства;

      Все ясно и просто как и весь закон, пусть продолжают в том же духе!

      Законодательная база Российской Федерации

      Бесплатная консультация
      Федеральное законодательство

    • Главная
    • ЗАКОН РФ от 14.05.93 N 4979-1 «О ВЕТЕРИНАРИИ»
      • «Ведомости СНД и ВС РФ», 1993, N 24, ст. 857-858
      • ЗАКОН РФ от 14.05.93 N 4979-1 «О ВЕТЕРИНАРИИ»

        14 мая 1993 года N 4979-1

        Под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

        Основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются:

        реализация федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных (по перечню, устанавливаемому Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации) болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства;

        формирование федеральных программ по подготовке специалистов в области ветеринарии, производству препаратов и технических средств ветеринарного назначения, а также организация научных исследований по проблемам ветеринарии;

        контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства — владельцами животных и продуктов животноводства (далее — предприятия, учреждения, организации и граждане) ветеринарного законодательства Российской Федерации;

        осуществление государственного ветеринарного и ведомственного ветеринарно-санитарного надзора.

        Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют Государственная ветеринарная служба Российской Федерации во взаимодействии с ведомственными ветеринарно-санитарными и производственными ветеринарными службами, а также специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

        Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним законодательных актов республик в составе Российской Федерации, правовых актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

        Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

        К ведению Российской Федерации относятся:

        федеральное ветеринарное законодательство;

        разработка и утверждение федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных (по перечню, устанавливаемому Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации), проведению научных исследований по проблемам ветеринарии, а также контроль за их реализацией;

        формирование и реализация на территории Российской Федерации федеральных программ в области ветеринарии;

        организация и обеспечение деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации;

        установление и отмена на территории Российской Федерации карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных;

        государственная сертификация и регистрация отечественных и импортных препаратов и технических средств ветеринарного назначения, руководство системой их стандартизации и аттестации, выдача разрешений на их производство и реализацию;

        разработка и утверждение ветеринарно-санитарных требований и норм по безвредности кормов и кормовых добавок;

        охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств;

        сотрудничество с международными организациями и иностранными государствами по вопросам ветеринарии.

        Республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург самостоятельно решают вопросы ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

        Право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием.

        Специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в соответствующих органах управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

        В своей профессиональной деятельности специалисты в области ветеринарии руководствуются ветеринарным законодательством Российской Федерации и подконтрольны соответствующим органам управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

        В случаях нарушения установленных норм и правил занятия ветеринарной деятельностью специалисты в области ветеринарии несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

        1. Задачами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации являются:

        предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных;

        обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении;

        защита населения от болезней, общих для человека и животных;

        охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.

        2. В систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации входят:

        Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее — Департамент ветеринарии), управления (отделы) ветеринарии в составе правительств республик в составе Российской Федерации, управления (отделы) ветеринарии в составе администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов и городов;

        ветеринарные научно-исследовательские и научно — производственные учреждения;

        ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды и экспедиции, зональные управления государственного ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте, другие ветеринарные учреждения, непосредственно подчиненные Департаменту ветеринарии, ветеринарные лаборатории и станции по борьбе с болезнями животных республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов и городов;

        подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках, другие подразделения и учреждения ветеринарного и ветеринарно-санитарного профиля.

        3. Руководитель Департамента ветеринарии, руководители управлений (отделов) ветеринарии в составе правительств республик в составе Российской Федерации, администраций автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов и городов по должности одновременно являются соответственно главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации, главными государственными ветеринарными инспекторами указанных национально-государственных и административно-территориальных образований.

        Руководитель Департамента ветеринарии назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров — Правительством Российской Федерации по представлению Министра сельского хозяйства Российской Федерации.

        Назначение на должность и освобождение от должности руководителей других органов управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации производится соответствующими органами исполнительной власти по согласованию с руководителями вышестоящих в порядке подчиненности органов управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

        Руководитель Департамента ветеринарии по должности представляет Российскую Федерацию в Международном эпизоотическом бюро, во Всемирной ветеринарной ассоциации, в других международных организациях.

        4. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, а также из других источников финансирования, устанавливаемых Советом Министров — Правительством Российской Федерации.

        Финансирование противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных болезней животных, осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации.

        Специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации находятся под защитой государства.

        Специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), городах районного подчинения, имеют право на бесплатные коммунальные услуги, на другие льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        Право на бесплатные коммунальные услуги сохраняется за специалистами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации — пенсионерами, которые проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там.

        Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством безопасности Российской Федерации создаются ведомственные ветеринарно-санитарные службы, организационная структура и порядок финансирования которых определяются указанными министерствами.

        Предприятия, учреждения и организации за счет собственных средств могут создавать производственные ветеринарные службы.

        Ведомственные ветеринарно-санитарные и производственные ветеринарные службы осуществляют свою деятельность под методическим руководством главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации.

        Государственный ветеринарный надзор — это деятельность органов управления, учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, направленная на профилактику болезней животных и обеспечение безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации.

        Государственный ветеринарный надзор включает:

        выявление и установление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных;

        организацию противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятий по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и контроль за их выполнением;

        разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства;

        контроль за проведением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных правил;

        установление порядка производства и применения в ветеринарии биологических, химических и других препаратов, осуществление специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф;

        осуществление мер по пресечению нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации и применение санкций, установленных настоящим Законом.

        Государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 3 статьи 5 настоящего Закона, а также другими должностными лицами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в порядке, определяемом положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утверждаемым Советом Министров — Правительством Российской Федерации.

        Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, главные государственные ветеринарные инспектора республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов и их заместители имеют право:

        беспрепятственно посещать и обследовать предприятия, учреждения и организации с целью проверки исполнения ими ветеринарного законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил;

        предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий, об устранении нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;

        устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства;

        вносить предложения в органы государственного управления и местного самоуправления:

        а) о создании в установленном законодательством Российской Федерации порядке чрезвычайных противоэпизоотических комиссий;

        б) о введении на отдельных территориях Российской Федерации карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных;

        в) о приостановлении хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан в случаях нарушения ими ветеринарного законодательства Российской Федерации, невыполнения решений соответствующих органов государственного ветеринарного надзора о приостановлении или прекращении этой деятельности;

        г) об отчуждении животных или изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных;

        принимать решения о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям;

        приостанавливать или запрещать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации производство, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства;

        привлекать к ответственности должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и граждан за нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом.

        Главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации имеет право участвовать в подготовке и подписании международных договоров по вопросам ветеринарии с участием Российской Федерации.

        Главные государственные ветеринарные инспектора, другие должностные лица Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, являются представителями органов федеральной исполнительной власти и находятся под защитой государства.

        В своей деятельности они независимы и руководствуются ветеринарным законодательством Российской Федерации.

        Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с производством, хранением, перевозкой и реализацией животных, продуктов животноводства и кормов, обязаны предоставлять безвозмездно в пользование учреждениям и организациям Государственной ветеринарной службы (в том числе зональным управлениям государственного ветеринарного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте, пограничным и транспортным ветеринарным контрольным пунктам, лабораториям ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках) служебные помещения, необходимое оборудование и средства связи, а также компенсировать затраты на их эксплуатацию.

        Ведомственный ветеринарно-санитарный надзор на объектах Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства безопасности Российской Федерации, а также на объектах Объединенных вооруженных сил Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации, осуществляется ведомственными ветеринарно-санитарными службами, действующими согласно положению о ветеринарно-санитарном надзоре, разрабатываемому в соответствии с настоящим Законом и утверждаемому указанными министерствами по согласованию с главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.

        При планировке и строительстве животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных и производства продуктов животноводства, для предупреждения загрязнения окружающей природной среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней животных.

        Предоставление земельного участка под строительство, утверждение проектной документации на строительство, реконструкцию, модернизацию и ввод в эксплуатацию предприятий по производству и хранению продуктов животноводства допускаются только при наличии заключений органов государственного ветеринарного надзора о соответствии проектной документации действующим ветеринарным нормам и правилам.

        Помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья.

        Предприятия, учреждения, организации и граждане — владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей природной среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам.

        Ветеринарно-санитарные требования и нормы по безвредности кормов и кормовых добавок утверждаются в установленном порядке и пересматриваются в соответствии с требованиями международных организаций, участником которых является Российская Федерация.

        Корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, допускаются к производству и применению только при наличии сертификата, выданного специально уполномоченным органом. Требования, предъявляемые к ним, должны быть не ниже соответствующих требований международных стандартов.

        Корма, кормовые добавки, в том числе нетрадиционные, не соответствующие установленным ветеринарно-санитарным требованиям и нормам, снимаются с производства или изымаются из реализации по решению главного государственного ветеринарного инспектора или его заместителя.

        Перевозка или перегон животных должны осуществляться по согласованным с органами государственного ветеринарного надзора маршрутам и с соблюдением требований по предупреждению возникновения и распространения болезней животных.

        К ввозу в Российскую Федерацию допускаются здоровые животные, а также продукты животноводства, полученные от здоровых животных из благополучных по заразным болезням животных иностранных государств, с соблюдением требований ветеринарного законодательства Российской Федерации и условий, предусмотренных международными договорами с участием Российской Федерации.

        Центральные органы федеральной исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации и граждане закупают за рубежом и ввозят в Российскую Федерацию животных, продукты животноводства и корма с разрешения главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации.

        Для осуществления мероприятий по предупреждению заноса заразных болезней животных из иностранных государств на Государственной границе Российской Федерации Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (на железнодорожных и автомобильных вокзалах, станциях, в морских и речных портах, аэропортах, на аэродромах, открытых для международных сообщений, в иных специально оборудованных местах, где осуществляется пограничный контроль, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, продуктов животноводства и животных) и Министерством обороны Российской Федерации (на военно-морских базах, военных аэродромах, в других пунктах пропуска военных транспортных средств) организуются пограничные ветеринарные контрольные пункты.

        Перевозка животных, продуктов животноводства и кормов, пропуск военных транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации допускаются только в местах, где организуются пограничные ветеринарные контрольные пункты.

        Продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.

        Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.

        Вакцины, другие средства защиты животных от болезней допускаются к производству, внедрению и применению на основании заключения Всероссийского государственного научно-исследовательского института контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов о соответствии нормативно-технической документации на эти средства действующим ветеринарным правилам.

        Производство вакцин, других средств защиты животных от болезней организуется с учетом указанного требования и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

        В случаях возникновения очагов заразных и массовых незаразных болезней животных Советом Министров — Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления районов и городов по представлению соответствующих органов управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации вводятся карантин или другие ограничения, направленные на предупреждение распространения и ликвидацию очагов указанных болезней животных.

        Для оперативного руководства и координации деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан по предупреждению распространения и ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных органами исполнительной власти национально — государственных и административно-территориальных образований создаются в установленном порядке чрезвычайные противоэпизоотические комиссии.

        Должностные лица соответствующих органов управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации обеспечивают осуществление предусмотренных ветеринарным законодательством Российской Федерации специальных мероприятий по ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных.

        Ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства — производители этих продуктов.

        Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:

        осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей природной среды отходами животноводства;

        соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;

        предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;

        до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;

        соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;

        выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

        При ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решению главного государственного ветеринарного инспектора могут быть отчуждены животные и изъяты продукты животноводства.

        Перечень болезней, при которых допускается отчуждение животных или изъятие продуктов животноводства, определяется главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.

        Предприятия, учреждения, организации и граждане имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

        Государственная ветеринарная служба Российской Федерации осуществляет ветеринарно-санитарную экспертизу продуктов животноводства, другие специальные мероприятия, направленные на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, а также от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства.

        Мясо, мясные и другие продукты убоя животных, молоко, молочные продукты, яйца, иные продукты животноводства подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе с целью определения их пригодности к использованию для пищевых целей.

        Организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, условия использования продуктов животноводства для пищевых целей в зависимости от результатов этой экспертизы определяются ветеринарными правилами, издаваемыми в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации. Указанные правила устанавливают ветеринарно-санитарные нормативы, которым должны соответствовать продукты животноводства, производимые предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, реализуемые ими, а также предприятиями торговли на рынках.

        Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя животных, молока, молочных продуктов, яиц, иных продуктов животноводства, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.

        Порядок переработки и использования кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения определяется действующими ветеринарно-санитарными правилами.

        Органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации и Комитета Российской Федерации санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют в пределах своей компетенции постоянное взаимодействие по вопросам защиты населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений.

        Должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской федерации.

        Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от обязанности возместить ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

        1. Совершение должностными лицами и гражданами следующих нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации:

        отказ от проведения обязательных профилактических мероприятий (исследование, иммунизация животных) и нарушение сроков их проведения;

        нарушение правил карантина;

        несоблюдение действующих ветеринарных правил, направленных на обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства;

        несвоевременное или неполное проведение мероприятий по ликвидации очагов заразных болезней животных;

        производство и использование неблагополучных в ветеринарном отношении кормов, явившихся причиной возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных;

        невыполнение норм и правил по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств;

        нарушение ветеринарных правил при осуществлении международных (экспортных, импортных, транзитных) и внутренних перевозок животных, продуктов животноводства, других подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов всеми видами транспорта;

        реализация и использование продуктов животноводства, не подвергнутых ветеринарно-санитарной экспертизе;

        несоблюдение зоогигиенических и ветеринарно-санитарных требований при размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;

        несоблюдение ветеринарно-санитарных требований по сбору и утилизации сепараций в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, указанных в части третьей статьи 14 настоящего Закона;

        несоблюдение ветеринарно-санитарных правил при переработке и использовании кожевенного, мехового и иного сырья животного происхождения, при выпуске предприятиями продукции, не отвечающей ветеринарно-санитарным требованиям, — влечет наложение штрафа: на граждан — в размере до пятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда, на должностных лиц — до десятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда.

        2. Дела о правонарушениях, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, рассматривают соответствующие органы государственного ветеринарного надзора.

        Рассматривать дела о правонарушениях и налагать следующие взыскания от имени соответствующих органов государственного ветеринарного надзора вправе:

        главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации — штраф на граждан в размере до пятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда, на должностных лиц — до десятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда;

        главные государственные ветеринарные инспектора республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга — штраф на граждан в размере до четырехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда, на должностных лиц — до девятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда;

        главные государственные ветеринарные инспектора районов и городов — штраф на граждан в размере до трехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда, на должностных лиц — до шестикратного установленного законом минимального размера оплаты труда.

        Должностными лицами соответствующих органов государственного ветеринарного надзора штраф может взиматься на месте:

        на рынках — за нарушение ветеринарно-санитарных правил торговли животными, продуктами животноводства, другими пищевыми продуктами;

        на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, автомобильных и иных дорогах, трассах перегона животных — за нарушение ветеринарных правил перевозки (перегона) животных и продуктов животноводства;

        на Государственной границе Российской Федерации — за нарушение действующих ветеринарных правил по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.

        Если международным договором с участием Российской Федерации по вопросам животноводства, ветеринарии, импорта и экспорта животных и продуктов животноводства установлены иные правила, чем те , которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.

        Президент
        Российской Федерации
        Б.ЕЛЬЦИН

        Москва, Дом Советов России.

        На сайте «Zakonbase» представлен ЗАКОН РФ от 14.05.93 N 4979-1 «О ВЕТЕРИНАРИИ» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

        На сайте «Zakonbase» вы найдете ЗАКОН РФ от 14.05.93 N 4979-1 «О ВЕТЕРИНАРИИ» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

        При этом скачать ЗАКОН РФ от 14.05.93 N 4979-1 «О ВЕТЕРИНАРИИ» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

        Смотрите еще:

        • Ст 15 закон ооо Федеральный закон "Об ООО" Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ"Об обществах с ограниченной ответственностью" С изменениями и дополнениями от: 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г., 27 июля, 18 […]
        • Закон 46-фз штрафы Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ"О защите прав и законных интересов инвесторов […]
        • Закон здравоохранение 2011 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" 25 июня 2012 г., 2, 23 […]
        • Социальный закон спб 2018 Меры социальной поддержки и льготы в Санкт-Петербурге в 2018 году Социальная поддержка в регионах Меры социальной поддержки и льготы в Санкт-Петербурге в 2018 году Меры социальной поддержки и льготы для граждан Санкт-Петербурга […]
        • Закон о безопасности в промышленности Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ"О промышленной безопасности опасных […]
        • Изменения федерального закона об оружии 2014 Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об оружии" Комментарии Российской Газеты Принят Государственной Думой 21 марта 2014 года Одобрен Советом Федерации 26 марта 2014 […]
        • Пенсия за май 2018 выплаты ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 24 апреля 2018 Выплата и доставка пенсий отделениями почтовой связи будет произведена в мае 2018 […]
        • Приказ 518 о погрешностях Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90 “Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения […]