Закон о социально ориентированных организациях

Оглавление:

Статья 31.1. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления

Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 31.1

Статья 31.1. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления

См. комментарии к статье 31.1 настоящего Федерального закона

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:

Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ подпункт 1 пункта 1 статьи 31.1 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

Подпункт 8 изменен с 1 мая 2018 г. — Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 325-ФЗ пункт 1 статьи 31.1 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 10

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 325-ФЗ пункт 1 статьи 31.1 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 11

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 172-ФЗ пункт 1 статьи 31.1 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 12

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 303-ФЗ пункт 1 статьи 31.1 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 13

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 329-ФЗ пункт 1 статьи 31.1 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 14

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 440-ФЗ пункт 1 статьи 31.1 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 15

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 440-ФЗ пункт 1 статьи 31.1 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 16

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

Федеральным законом от 2 мая 2015 г. N 115-ФЗ пункт 1 статьи 31.1 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 17

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 67-ФЗ пункт 1 статьи 31.1 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 18

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

2. Для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными настоящей статьей видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

3. Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

Подпункт 1 изменен с 1 мая 2018 г. — Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ подпункт 3 пункта 3 статьи 31.1 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

4. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наряду с установленными пунктом 3 настоящей статьи формами поддержки вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 449-ФЗ в пункт 5 статьи 31.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г. и применяющиеся к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу названного Федерального закона

5. Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций — получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Некоммерческим организациям — исполнителям общественно полезных услуг указанные субсидии предоставляются на срок не менее двух лет.

Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 449-ФЗ в пункт 6 статьи 31.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г. и применяющиеся к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу названного Федерального закона

6. Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению. Некоммерческим организациям — исполнителям общественно полезных услуг меры имущественной поддержки предоставляются на срок не менее двух лет.

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ в пункт 7 статьи 31.1 настоящего Федерального закона внесены изменения

7. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.

8. Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

9. Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность некоммерческих организаций, арендующих это имущество.

10. Запрещаются продажа переданного социально ориентированным некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

11. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказавшие имущественную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о прекращении прав владения и (или) пользования социально ориентированными некоммерческими организациями предоставленным им государственным или муниципальным имуществом при его использовании не по целевому назначению и (или) с нарушением запретов и ограничений, установленных настоящей статьей.

Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 449-ФЗ в пункт 12 статьи 31.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г. и применяющиеся к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу названного Федерального закона

12. Оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям возможно также путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных некоммерческих организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пункт 12.1 изменен с 1 мая 2018 г. — Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ

12.1. Поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций по запросам указанных некоммерческих организаций, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 287-ФЗ статья 31.1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 13, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

13. Некоммерческие организации — исполнители общественно полезных услуг имеют право на приоритетное получение мер поддержки в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Что такое социально-ориентированная некоммерческая организация?

Понятие «социально ориенти­рованные некоммерческие орга­низации» введено Федеральным законом от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдель­ные законодательные акты Рос­сийской Федерации по вопросу поддержки социально ориентиро­ванных некоммерческих органи­заций». Непосредственно данные изменения коснулись 4-х феде­ральных законов: «О некоммер­ческих организациях», «Об общих принципах организации законода­тельных (представительных) и исполнительных органов государ­ственной власти субъектов Рос­сийской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О защите конку­ренции».

Учитывая, что одной из основ­ных задач Минюста России является осуществление деятель­ности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе обще­ственных объединений, политичес­ких партий, религиозных органи­заций, в сегодняшней публикации мне хотелось бы более подроб­нее остановится именно на тех изменениях федерального зако­нодательства, которые коснулись непосредственно ФЗ «О неком­мерческих организациях».

Для начала определим право­вое положение некоммерческих организаций, и какие из них под­падают под понятие «социально ориентированные»:

Некоммерческой организаци­ей является организация, не име­ющая извлечение прибыли в ка­честве основной цели своей дея­тельности и не распределяющая полученную прибыль между уча­стниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворитель­ных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граж­дан, развития физической культу­ры и спорта, удовлетворения ду­ховных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граж­дан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на до­стижение общественных благ.

— считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в опе­ративном управлении обособлен­ное имущество, отвечает (за ис­ключением случаев, установлен­ных законом) по своим обяза­тельствам этим имуществом, мо­жет от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответ­чиком в суде;

— имеет наименование, содер­жащее указание на ее организа­ционно-правовую форму и харак­тер деятельности;

— должна иметь самостоя­тельный баланс и (или) смету;

— создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными до­кументами некоммерческой орга­низации;

— вправе в установленном порядке открывать счета в бан­ках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением слу­чаев, установленных федеральным законом;

— имеет печать с полным наи­менованием этой некоммерческой организации на русском языке;

— вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

На сегодняшний день в ведом­ственном реестре зарегистриро­ванных некоммерческих органи­зациях Управления Минюста Рос­сии по Республике Адыгея зна­чатся зарегистрированными 491 некоммерческая организация, из них: 247 общественных объеди­нений, 80 религиозных организа­ций и 164 иных некоммерческих организаций. Таким образом, мно­гие из этих некоммерческих орга­низаций в зависимости от видов деятельности, указанных в их учредительных документах, могут подпадать под статус социально ориентированных некоммерчес­ких организаций и рассчитывать на поддержку органов государ­ственной власти и органов мест­ного самоуправления.

Теперь перейдем к положени­ям ФЗ «О некоммерческих орга­низациях», которыми вводится институт «социально ориенти­рованные некоммерческие организации» и устанавливают­ся понятие «социально ориенти­рованные некоммерческие орга­низации»; виды деятельности социально ориентированных не­коммерческих организаций в со­ответствии с учредительными до­кументами, при условии осуществ­ления которых им (НКО) может быть оказана поддержка органа­ми государственной власти и орга­нами местного самоуправления; формы государственной поддерж­ки социально ориентированных некоммерческих организаций; ре­естр социально ориентированных некоммерческих организаций; и полномочия федеральных орга­нов государственной власти, ор­ганов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления по ре­шению вопросов поддержки со­циально ориентированных неком­мерческих организаций.

Согласно определению, уста­новленному ФЗ «О некоммер­ческих организациях», социаль­но ориентированными неком­мерческие организации при­знаются некоммерческие орга­низации:

1. Созданные в формах, пре­дусмотренных ФЗ «О некоммер­ческих организациях», а именно: общественные или религиозные организации (объединения), общи­ны коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества, фонды, неком­мерческие партнерства, учрежде­ния, автономные некоммерческие организации, объединения юриди­ческих лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных ком­паний, общественных объединений, являющихся политическими партиями;

2. Осуществляющие деятель­ность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Россий­ской федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. ФЗ «О некоммерческих организациях»:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к пре­одолению последствий стихийных бедствий, экологических, техноген­ных или иных катастроф, к пре­дотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи постра­давшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, соци­альных, национальных, религиоз­ных конфликтов, беженцам и вы­нужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том чис­ле зданий, сооружений) и терри­торий, имеющих историческое, культовое, культурное или приро­доохранное значение, и мест за­хоронений;

6) оказание юридической по­мощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и не­коммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граж­дан;

8) благотворительная деятель­ность, а также деятельность в об­ласти содействия благотворитель­ности и добровольчества;

9) деятельность в области об­разования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохра­нения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучше­ния морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

При этом следует отметить, что федеральными законами, закона­ми субъектов Российской, Феде­рации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований мо­гут устанавливаться наряду с вы­шеуказанными видами деятельно­сти другие виды деятельности, направленные на решение соци­альных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного само­управления в соответствии с ус­тановленными ФЗ «О некоммер­ческих организациях» и иными федеральными законами полно­мочиями могут оказывать поддержку социально ориентиро­ванным некоммерческим органи­зациям при условии осуществле­ния ими в соответствии с учреди­тельными документами указанных выше видов деятельности.

Оказание поддержки социаль­но ориентированным некоммер­ческим организациям осуществля­ется в следующих формах:

— финансовая, имущественная, информационная, консультацион­ная поддержка, а также поддержка в области подготов­ки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориен­тированных некоммерческих организаций;

— предоставление социально ориентированным некоммерчес­ким организациям льгот по упла­те налогов и сборов в соответ­ствии с законодательством о на­логах и сборах;

— размещение у социально ориентированных некоммерчес­ких организаций заказов на по­ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государствен­ных и муниципальных нужд в по­рядке, предусмотренном феде­ральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, вы­полнение работ, оказание услуг для государственных и муници­пальных нужд»;

— предоставление юридичес­ким лицам, оказывающим социаль­но ориентированным некоммер­ческим организациям материаль­ную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Субъекты Российской Федера­ции и муниципальные образова­ния наряду с установленными формами поддержки вправе ока­зывать поддержку социально ориентированным некоммерчес­ким организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам.

Оказание финансовой под­держки социально ориентиро­ванным некоммерческим органи­зациям может осуществляться в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюдже­тов субъектов Российской Феде­рации, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюд­жетные ассигнования федераль­ного бюджета на финансовую поддержку социально ориенти­рованных некоммерческих орга­низаций, включая субсидии бюд­жетам субъектов Российской Федерации, предоставляются в порядке, установленном постанов­лением правительства РФ от 23.08.2011 № 713 «О предостав­лении поддержки социально ори­ентированным некоммерческим организациям».

Оказание имущественной под­держки социально ориентирован­ным некоммерческим организаци­ям осуществляется органами го­сударственной власти и органа­ми местного самоуправления пу­тем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммер­ческим организациям государ­ственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

Одновременно хотелось бы обратить внимание читателей, что ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает поддержку не только социально ориентированным некоммерческим организациям, но и экономическую поддержку некоммерческим организациям в целом».

В частности, органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными ФЗ «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе в формах:

— размещения у некоммер­ческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение ра­бот, оказание услуг для государ­ственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном ФЗ «О размещении заказов на по­ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государствен­ных и муниципальных нужд»;

— предоставления гражданам и юридическим лицам, оказываю­щим некоммерческим организаци­ям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в со­ответствии с законодательством о налогах и сборах;

— предоставления некоммер­ческим организациям иных льгот.

Не допускается предоставле­ние льгот по уплате налогов и сборов в индивидуальном поряд­ке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерчес­ким организациям материальную поддержку.

При этом следует отметить, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поддержку социально ориентиро­ванным некоммерческим органи­зациям оказывают в приоритетном порядке.

ФЗ «О некоммерческих орга­низациях» определяет полномо­чия органов государственной вла­сти Российской Федерации, орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправле­ния по решению вопросов под­держки социально ориентирован­ных некоммерческих организаций, подробно регламентирует поря­док ведения реестров социально ориентированных некоммерчес­ких организаций — получателей поддержки.

Так, к полномочиям органов государственной власти Российс­кой Федерации по решению воп­росов поддержки социально ори­ентированных некоммерческих организаций, в том числе относят­ся: разработка и реализация фе­деральных программ поддержки социально ориентированных не­коммерческих организаций, содей­ствие региональным программам поддержки социально ориентиро­ванных некоммерческих органи­заций. В качестве основных ме­ханизмов реализации программ такой поддержки являются пре­доставление субсидий субъектам Российской Федерации на цели конкурсного финансирования социальных проектов НКО, а так­же обеспечение инфраструктур­ной, информационной и методи­ческой поддержки их деятельно­сти и т.д.

К полномочиям органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации наряду с другими включена разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддер­жки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом социально-экономических, экологических, культурных и дру­гих особенностей.

К полномочиям органов мест­ного самоуправления относится создание условий для деятельно­сти социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе разработка и реализа­ция муниципальных программ поддержки социально ориентиро­ванных некоммерческих органи­заций с учетом местных социаль­но-экономических, экологических, культурных и других особеннос­тей и т.д.

Согласно установленному порядку федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки.

В реестр социально ориентированных некоммерческих организаций получателей поддержки включаются:

1) полное и (если имеется) обращенное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа некоммер­ческой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регист­рации некоммерческой организа­ции (основной государственный регистрационный номер);

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) форма и размер предостав­ленной поддержки;

4) срок оказания поддержки;

5) наименование органа госу­дарственной власти или органа местного самоуправления, предо­ставивших поддержку;

6) дата принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки;

7) информация о видах дея­тельности, Осуществляемых соци­ально ориентированной неком­мерческой организацией, получив­шей поддержку;

8) информация (если имеется) о нарушениях, допущенных соци­ально ориентированной неком­мерческой организацией, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использовании предо­ставленных средств и имущества.

Информация, содержащаяся в реестрах социально ориентиро­ванных некоммерческих организаций — получателей поддержки, является открытой для всеобщего ознакомления.

Здесь хотелось бы обратить внимание, что основанием вклю­чения в реестр социально ориен­тированных некоммерческих организаций является факт полу­чения субсидий, а не наоборот.

Согласно постановлению пра­вительства РФ от 16.04.2011 №276 «О внесении изменений в Положение о Министерстве эко­номического развития Россий­ской Федерации» уполномочен­ным федеральным органом испол­нительной власти пО вопросам поддержки социально ориентиро­ванных некоммерческих органи­заций определено Министерство экономического развития РФ и наделено полномочиями по вы­работке государственной полити­ки и нормативно-правовому регу­лированию в сфере поддержки социально ориентированных не­коммерческих организаций.

В частности, Минэкономразви­тия РФ принимает нормативные правовые акты, устанавливающие порядок ведения реестров соци­ально ориентированных неком­мерческих организаций — полу­чателей поддержки и хранения представленных ими документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользова­ния указанными реестрами.

Итак, мы ознакомились с ус­ловиями признания статуса соци­ально ориентированной HКO, оп­ределили возможные формы го­сударственной и местной поддер­жки. Что дальше? А дальше надо воспользоваться предусмотрен­ным федеральным законодатель­ством правом поддержки. И для начала нужно использовать дру­гое право любого гражданина или юридического лица на пре­доставление информации в соот­ветствии с ФЗ от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении досту­па к информации о деятельности государственных органов и орга­нов местного самоуправления». В частности, направить запрос в ад­министрации органов государ­ственной власти республики и (или) местного самоуправления с целью получения информации о принятых региональных и мест­ных нормативных актах о поддержке социально ориентиро­ванных НКО. И далее на основа­нии действующих законов реализовывать право на получение любой из форм государственной и местной поддержки.

Закон о социально ориентированных организациях

от 11 июля 2012 года N 565-з

О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Башкортостан

Принят Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан 28 июня 2012 года.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон определяет общие принципы, формы и порядок оказания государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в Республике Башкортостан, полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Статья 2. Законодательство Республики Башкортостан о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций

Законодательство Республики Башкортостан о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон «О некоммерческих организациях»), других федеральных законов, Конституции Республики Башкортостан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, регулирующих вопросы оказания государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.

Статья 3. Социально ориентированная некоммерческая организация

1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие виды деятельности, предусмотренные Федеральным законом «О некоммерческих организациях», настоящим Законом, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

2. Органы государственной власти Республики Башкортостан могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

7.1) профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании; осуществление мероприятий по реабилитации, ресоциализации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества, оказание финансовой помощи в осуществлении таких мероприятий;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);

9) организация строительства стандартного жилья, реализуемого с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях;

10) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

11) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации; краеведение;

11.1) проведение поисковой и поисково-исследовательской работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, поиск их родственников и увековечение памяти;

12) укрепление межконфессиональных отношений;

12.1) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

13) содействие и участие в обеспечении общественной безопасности (в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и других) и охране общественного порядка;

13.1) сохранение и пропаганда традиционных семейных ценностей, укрепление семейных отношений, развитие форм работы по повышению статуса института семьи;

14) защита семьи, детства, материнства и отцовства;

15) развитие детского и молодежного общественного движения, поддержка детских, молодежных общественных объединений;

16) содействие обеспечению занятости и трудоустройству населения, повышению мобильности трудовых ресурсов;

16.1) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

17) организация территориальных общественных самоуправлений в форме некоммерческих организаций (в части осуществления видов деятельности, указанных в настоящей части, в пределах вопросов местного значения);

18) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

19) увековечение памяти жертв политических репрессий.

Статья 3.1. Некоммерческая организация — исполнитель общественно полезных услуг

1. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам, может быть признана некоммерческой организацией — исполнителем общественно полезных услуг.

2. Некоммерческие организации — исполнители общественно полезных услуг имеют право на приоритетное получение мер государственной поддержки в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Республики Башкортостан, в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом.

3. Порядок принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, в том числе в упрощенном порядке, перечень и формы необходимых документов, порядок ведения реестра некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг, перечень общественно полезных услуг устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

3.1. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» оценка качества оказания общественно полезных услуг социально ориентированной некоммерческой организацией осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Башкортостан в соответствии с их компетенцией.

4. В случае возникновения обстоятельств, несовместимых в соответствии с частью 1 настоящей статьи со статусом некоммерческой организации — исполнителя общественно полезных услуг, социально ориентированная некоммерческая организация может быть исключена из реестра некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг и право такой организации на приоритетное получение мер поддержки, предусмотренное Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и частью 2 настоящей статьи, утрачивается.

Статья 4. Принципы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Башкортостан

1. Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Башкортостан осуществляется в соответствии с принципами:

1) приоритетности оказания государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям по сравнению с иными организациями;

2) признания самостоятельности социально ориентированных некоммерческих организаций при осуществлении своей уставной деятельности;

3) открытости содержания мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и доступности информации об их оказании;

4) контроля за целевым использованием средств бюджета Республики Башкортостан, предоставляемых социально ориентированным некоммерческим организациям.

2. Меры государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций не могут быть использованы органами государственной власти Республики Башкортостан против законных интересов социально ориентированных некоммерческих организаций, а также в целях изменения характера их деятельности.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

К полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относятся:

1) участие в осуществлении государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) разработка и реализация республиканских и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Башкортостан на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций;

4) содействие развитию межрегионального сотрудничества социально ориентированных некоммерческих организаций;

5) пропаганда и популяризация деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Башкортостан на соответствующий год;

6) содействие муниципальным программам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

7) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, оценка эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Башкортостан, прогноз их дальнейшего развития;

8) методическое обеспечение органов местного самоуправления и оказание им содействия в разработке и реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований.

Статья 6. Формы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Башкортостан

Настоящим Законом устанавливаются следующие формы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций:

1) финансовая поддержка;

2) имущественная поддержка;

3) информационная поддержка;

4) консультационная и методическая поддержка;

5) поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций;

6) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

7) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Башкортостан у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

8) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

9) иные формы поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Башкортостан.

Статья 7. Финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций

1. Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Башкортостан путем предоставления субсидий. Некоммерческим организациям — исполнителям общественно полезных услуг указанные субсидии предоставляются на срок не менее двух лет.

Порядок определения объема, условия и порядок предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям из бюджета Республики Башкортостан устанавливаются Правительством Республики Башкортостан в соответствии с бюджетным законодательством.

2. В случае нецелевого использования субсидий или несвоевременного представления отчета об использовании выделенных бюджетных средств получатель субсидии несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 8. Имущественная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций

1. Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти Республики Башкортостан путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению. Некоммерческим организациям — исполнителям общественно полезных услуг меры имущественной поддержки предоставляются на срок не менее двух лет.

2. Органы исполнительной власти Республики Башкортостан вправе утверждать перечни государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их органов исполнительной власти Республики Башкортостан.

Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование включенного в них государственного имущества устанавливаются Правительством Республики Башкортостан.

Статья 9. Информационная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций

Оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти Республики Башкортостан путем создания республиканских информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Статья 10. Консультационная и методическая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций

Формами консультационной и методической поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций являются:

1) организационно-методическая работа с руководителями социально ориентированных некоммерческих организаций по вопросам взаимодействия с органами государственной власти Республики Башкортостан;

2) дача консультаций, издание методических материалов для социально ориентированных некоммерческих организаций по вопросам взаимодействия с органами государственной власти Республики Башкортостан, а также осуществления ими своей уставной деятельности и соблюдения законодательства;

3) проведение обучающих тематических семинаров и научно-практических конференций по вопросам взаимодействия органов государственной власти Республики Башкортостан и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также по иным социально значимым вопросам.

Статья 11. Поддержка в сфере подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций

Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в сфере подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) осуществляется в виде:

1) создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению трудовых функций в сфере социально ориентированных некоммерческих организаций;

1.1) организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций в пределах субсидий, предоставленных на эти цели в соответствии со статьей 7 настоящего Закона в рамках оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям;

2) учебно-методологической, научно-методической помощи социально ориентированным некоммерческим организациям;

3) содействия в проведении социально ориентированными некоммерческими организациями форумов, конференций, семинаров, круглых столов и других обучающих, научных, научно-просветительских и практических мероприятий.

Статья 12. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки

1. Органы исполнительной власти Республики Башкортостан, оказывающие поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, формируют и ведут республиканские реестры социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки.

2. В реестр социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки включаются следующие сведения о некоммерческой организации:

1) полное и (если имеется) сокращенное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации некоммерческой организации (основной государственный регистрационный номер);

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) форма и размер предоставленной поддержки;

4) срок оказания поддержки;

5) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших поддержку;

6) дата принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки;

7) информация о видах деятельности, осуществляемых социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку;

8) информация (если имеется) о нарушениях, допущенных социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использовании предоставленных средств и имущества.

3. Порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки и хранения представленных ими документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Статья 13. Содействие муниципальным образованиям в поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций

Органы государственной власти Республики Башкортостан осуществляют содействие муниципальным образованиям в поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в следующих формах:

1) методическое обеспечение органов местного самоуправления и оказание им содействия в разработке и реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований;

2) разработка, принятие и участие в реализации межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

3) осуществление иных полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Смотрите еще:

  • Социальный закон с 1 января 2014 Социальное обслуживание по новым правилам 25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, […]
  • Закон об отчуждении собственности Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении […]
  • Закон 396-фз от 28 декабря 2013 г Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ"О внесении изменений в отдельные […]
  • Мз рк официальный сайт приказы В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить […]
  • Какие нарушения в суде допускают судьи Суд над судьей из-за нарушения неприкосновенности судей Во вторник, 12 декабря, Волгоградский областной суд рассмотрит административное исковое заявление федерального судьи Татьяны Рыжих. Судья намерена убедить своих коллег в том, что […]
  • Какая жалоба подается в арбитражный суд Порядок подачи кассационной жалобы Порядок, сроки подачи и образец кассационной жалобы Одной из наиболее значимых гарантий прав лиц, участвующих в деле, обеспечивающих эффективность и справедливость правосудия, является проверка […]
  • Порядок назначения судебных экспертиз Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы См. комментарии к статье 195 УПК РФ О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 195 настоящего Кодекса см. Определение […]
  • Изменения в приказ 191-н Проект Приказа Министерства финансов РФ "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную […]