Закон госзакупки 2013

Новый закон о контрактной системе не сделал госзакупки более эффективными: экономия по итогам 2014 г. снизилась на 2%

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет об итогах мониторинга эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд в условиях формирования контрактной системы. С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.

По мнению проверяющего, Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не повысил эффективность системы госзакупок. «44-ФЗ пока не стал полноценным инструментом регулирования всего цикла закупочной деятельности. Он не изменил подходы и требования, установленные прежним законодательством», — уточнил аудитор.

В 2014 г. цели, которые изначально ставились перед новым законодательством, не достигнуты. По данным Федерального казначейства зафиксировано снижение экономии по итогам проведения закупок с 7% в 2013 г. до 5%[1] в 2014 г., причем такая тенденция отмечена по всем уровням проведения и способам осуществления закупок.

За прошлый год было заключено свыше 2,5 млн. государственных и муниципальных контрактов. Их общая сумма составила 5,3 трлн. руб. Аудитор отметил тенденцию укрупнения закупок. В 2014 г. количество контрактов стоимостью свыше 1 млрд. руб. выросло на 26% — 415 закупок на общую сумму 1,7 трлн. руб. 73% из них пришлось на федеральных заказчиков.

По словам Максима Рохмистрова, на процедуры закупок стало подаваться больше заявок. Так, на 1 лот по итогам 2014 г. в среднем подавалось 2,9 заявки. В 2013 г. этот показатель составлял 2,6. Тем не менее, говорить о приемлемых показателях конкуренции все еще рано. Самые худшие значения этого показателя — при муниципальных закупках.

Среднее количество заявок на 1 лот, подаваемых участниками конкурентных способов закупок

Увеличение количества способов осуществления закупок, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ, не оказало существенного влияния на структуру закупок – основная доля объявленных закупок (по сумме) по-прежнему приходится на электронные аукционы (56%).

При этом обращает на себя внимание высокая доля закупок у единственного поставщика[2]в 2014 г. на федеральном уровне (29,8%). Для сравнения: на региональном уровне эта доля составляет 4,9%, на муниципальном уровне – 6,8%.

По мнению аудитора, передача полномочий по созданию ЕИС от Минэкономразвития России Федеральному казначейству, необходимость доработки изначально сформированных Минэкономразвития России концепции и технического задания на создание ЕИС (формировались под новую систему, впоследствии было принято решение формировать ЕИС на базе аппаратно-программного комплекса официального сайта zakupki.gov.ru) привели к задержке работ по созданию ЕИС сроком на 1 год.

Также отмечено отсутствие на официальном сайте zakupki.gov.ru, который действует до ввода в эксплуатацию единой информационной системы (ЕИС), полноценной интеграции функциональных процессов, начиная от планирования закупок и заканчивая заключением и исполнением контракта, а также каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд[3] (как инструмента повышения эффективности закупок за счет обеспечения сопоставимости однотипных закупок и мониторинга цен), не позволяет в полной мере осуществлять предупреждающий контроль в сфере закупок.

При этом объем средств, направленных на развитие и обеспечение функционирования Официального сайта за 2010-2014 гг.[4], составил около 2,8 млрд. руб.

В 2014 году Счетной палатой было проведено более 100 контрольных мероприятий, в рамках которых проверялась закупочная деятельность объектов аудита. По результатам указанных проверок выявлено 276 нарушений законодательства о размещении заказов и законодательства о контрактной системе в сфере закупок на общую сумму 39,6 млрд. руб., основная часть которых касалась:

  • неразмещения или нарушения сроков размещения планов-графиков закупок или сроков внесения изменений;
  • несоблюдения порядка проведения торгов;
  • нарушения порядка заключения контрактов;
  • нарушения порядка размещения заказа у единственного поставщика подрядчика, исполнителя;
  • нарушения условий контрактов, в том числе необоснованное их изменение;
  • неприменения мер ответственности по контракту.
  • При этом нарушения Федерального закона № 44-ФЗ были выявлены Счетной палатой при проведении 21-го контрольного мероприятия, в рамках которых проверено 36 заказчиков федерального и регионального уровня (нарушения выявлены в закупках на общую сумму около 7 млрд. руб.).

    По поступившим сведениям от контрольно-счетных органов регионов России (КСО) в 2014 г. ими проведено 282 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, в ходе которых проводился аудит в сфере закупок (проводили 53 КСО).

    В рамках указанных мероприятий КСО проверено более 1 тыс. заказчиков. По результатам проверок за указанный период выявлено более 2 тыс. нарушений, связанных с проведением закупок (нарушения выявлены в закупках на общую сумму 7,4 млрд. руб.).

    В целом выявляемые нарушения по результатам аудита в сфере закупок как Счетной палатой, так и КСО охватывали все этапы закупочного цикла, начиная с организации закупочной деятельности и заканчивая исполнением контрактов, применением его результатов.

    По результатам проведенного Счетной палатой анализа 280-ти договоров стоимостью от 1 млрд. руб. на общую сумму около 1,3 трлн. руб. выявлено 50 контрактов (около 272,4 млрд. руб. — 21%), которые заключены с организациями, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях. В связи с этим Счетная палата считает целесообразным скорейшее принятие законопроекта, исключающего из сферы государственных закупок офшорные компании, юридические лица, учредителей, которые зарегистрированы в иностранных юрисдикциях.

    По-прежнему не решена задача по пресечению необоснованных закупок. «Выявлен целый ряд автомобилей люкс-класса стоимостью от 3 до 6 млн. руб., которые можно отнести к закупкам с избыточными потребительскими свойствами», — рассказал Максим Рохмистров. Такими заказчиками в 2014 г. выступили ФКУ «Управление автомобильной магистрали М-54 «Енисей» Федерального дорожного агентства», ФКУ «Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вилюй» Федерального дорожного агентства», ФГБУ «Управление капитального строительства № 900 при Федеральном агентстве специального строительства», ФКУ «Управление автомобильной магистрали Невер-Якутск Федерального дорожного агентства» и ФКУ «Санаторий «Победа» ФТС России» .«Технические задания на автомобили включали такие требования как боковые подножки с подсветкой, вентиляция сидений автомобиля, аудио-система премиум класса, возможность подключения Ipod, отделка всего салона «Алькантарой», люк из тонированного безопасного стекла с электроприводом со встроенными фотоэлементами солнечной батареи, ионизатор воздуха», — добавил аудитор.

    Также не удалось полностью избавиться и от коррупционных рисков. Например, в ФГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России» установлен факт аффилированности заместителя директора учреждения с организациями, с которыми заключались государственные контракты. В целом объем нарушений законодательства на объекте составил 4,4 млрд. руб. (нарушения при планировании закупок и обосновании начальных цен, непроведение закупок у субъектов малого предпринимательства, отсутствие общественных обсуждений закупок на сумму свыше 1 млрд. руб., заключение контракта до исполнения предписания контрольного органа в сфере закупок, заключение контракта на сумму, значительно превышающую начальную цену, не соблюдение порядка выплаты авансов и др.). Материалы по итогам проверки данного учреждения направлены Счетной палатой в Генеральную прокуратуру.

    В 2014 г. не был принят полный комплекс подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих порядок нормирования, планирования и обоснования закупок, в частности не утвержден порядок обоснования закупок и форма такого обоснования. «Очередной перенос сроков* вступления в силу законодательных норм не позволяет решить изначально декларируемую задачу по регулированию 44-ФЗ всего цикла закупок, а также повысить эффективность закупочной деятельности, в том числе путем пресечения необоснованных закупок и закупок продукции с избыточными потребительскими свойствами», — пояснил аудитор. «Необходимо уже в 2015 г. принять предусмотренные законом нормативные акты по обоснованию и нормированию в сфере закупок, а также обеспечить внедрение с 2016 г. единой информационной системы», — резюмировал Максим Рохмистров.

    Проверка показала, что органы, контролирующие контрактную систему, не в полной мере используют закрепленные за ними полномочия. Аудитор отметил необходимость активизации контрольной деятельности в сфере закупок, проводимой Росфиннадзором, поскольку к сфере его деятельности относятся такие важные этапы проведения закупок как определение и обоснование начальных цен контрактов, соответствия поставленного товара условиям контракта и целям осуществления закупки, а также применение мер ответственности в рамках исполнения контракта. «Требуется активизация работы антимонопольного органа по подаче исков в суд о признании недействительными закупок, проведенных с грубыми нарушениями федерального закона, внедрения в практику ФАС России проведения плановых проверок», — добавил аудитор.

    Аудитор отдельно остановился на успешном опыте внедрения общественного контроля** в сфере закупок. Процедура обязательного общественного обсуждения была проведена в отношении 292 закупок стоимостью свыше 1 млрд. руб. По итогам первого этапа общественных обсуждений 21 закупка на сумму 55,7 млрд. руб. была отменена заказчиками после получения ими замечаний. По итогам второго этапа общественных обсуждений – 2 закупки на сумму 4,6 млрд. руб. «Большая часть закупок, отмененных по результатам общественных обсуждений, приходилась на подведомственные учреждения Федерального дорожного агентства и Министерство финансов Московской области», — рассказал Максим Рохмистров.

    Коллегия приняла решение направить информацию об основных итогах и отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также — информационное письмо в Правительство РФ.

    * Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрено поэтапное вступление в силу некоторых его положений, при этом с учетом внесения изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ (в 2013-2014 гг. принято 9 федеральных законов о внесении изменений) сроки введения некоторых таких положений неоднократно пролонгировались, в частности:

  • планирование и обоснование закупок вводится с 1 января 2016 г. (первоначальный срок введения – с 1 января 2015 г.);
  • нормирование в сфере закупок – с 1 января 2016 г. (первоначальный срок введения – с 1 января 2014 г.);
  • введение в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок – с 1 января 2016 г.;
  • мониторинг закупок – с 1 января 2017 г (первоначальный срок введения – с 1 января 2016 г.);
  • использование каталога товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд – с 1 января 2017 г.;
  • наличие высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок работников контрактных служб, контрактных управляющих– с 1 января 2017 г. (первоначальный срок введения – с 1 января 2016 г.).
  • ** В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ в 2014 г. общественное обсуждение закупок с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 1 млрд. руб. стало обязательным для всех заказчиков (в 2012-2013 гг. обсуждение крупных закупок для федеральных заказчиков было обязательным, для заказчиков субъектов Российской Федерации и муниципальных заказчиков – носило рекомендательный характер).

    [1]Разница между начальной (максимальной) ценой контракта/лота, указанной в размещенном извещении о закупке, и стоимостью предложения участника-победителя по итогам осуществления закупки.

    [2]Без учета закупок малого объема и закупок у единственного поставщика по итогам несостояшихся конкурентных способов закупок.

    [3]В соответствии с частью 13 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ с 1 января 2014 года по 1 января 2017 года включительно формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд могут обеспечиваться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в части отдельных товаров, работ, услуг.

    [4] На основе анализа материалов, которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 года № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» размещены в федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процессы подготовки и оценки проектов планов информатизации.

    Ключевые факты

    Зафиксировано снижение экономии по итогам проведения закупок с 7% в 2013 г. до 5% в 2014 г.

    В 2014 г. количество контрактов стоимостью свыше 1 млрд. руб. выросло на 26% — 415 закупок на общую сумму 1,7 трлн. руб. 73% из них пришлось на федеральных заказчиков.

    Высока доля закупок у единственного поставщика в 2014 г. на федеральном уровне (29,8%). Для сравнения: на региональном уровне эта доля составляет 4,9%, на муниципальном уровне – 6,8%.

    Объем средств, направленных на развитие и обеспечение функционирования официального сайта zakupki.gov.ru за 2010-2014 гг., составил около 2,8 млрд. руб.

    В 2014 г. Счетной палатой выявлено 276 нарушений законодательства о размещении заказов и законодательства о контрактной системе в сфере закупок на общую сумму 39,6 млрд. руб.

    Путин подписал новый закон о госзакупках

    Президент России Владимир Путин подписал законопроект о «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Об этом сообщает РИА Новости. Документ заменит действующий 94-ФЗ, который регулирует госзакупки.

    Законопроект вступит в силу с 2014 года. Государственная Дума приняла его в конце марта текущего года, документ рассматривали с июня прошлого года. В ходе обсуждения в парламенте к законопроекту поступило около тысячи поправок, из которых к принятию рекомендовали 463.

    До середины марта новый законопроект о госзакупках назывался «О федеральной контрактной системе». Документ вводит регулирование на всех этапах закупок, в том числе на этапах планирования, прогнозирования и исполнения. Законопроект также вводит новые для России способы закупок товаров и услуг государственными структурами, такие как «двухэтапный конкурс».

    Материалы по теме

    Дьявол в мелочах

    Кроме того, законопроект описывает способы установления начальной цены контракта. Подписанный документ также обязывает государственных заказчиков распределять среди малого бизнеса не менее 15 процентов от объема закупок и вводит ограничения для покупки государственными структурами товаров и услуг иностранного производства.

    Новый закон о государственных закупках был разработан Министерством экономического развития и Высшей школой экономики. В 2012 году Федеральная антимонопольная служба и независимые эксперты критиковали законопроект за то, что он дает слишком широкие полномочия для чиновников, что может привести к росту коррупции.

    Сообщалось, что первоначальная версия документа также содержала пункт, не позволяющий организациям или гражданам, не участвующим в процессе закупок, подавать жалобы на отдельные тендеры или контракты. В результате обжаловать закупки не смогли бы такие структуры, как «Роспил» Алексея Навального. Впоследствии соответствующий пункт убрали; сам Навальный в своем посте о законопроекте писал, что требование удалить положение содержалась в поправках к новому закону о госзакупках, которые подготовил «Роспил».

    94 федеральный закон (94-ФЗ) был принят в 2004 году. Он установил общие способы закупок для всех структур, получающих средства из государственного бюджета. Чиновников обязали приобретать товары и услуги в ходе тендеров (конкурсов, аукционов или запросов котировок). Целью закона было повышение прозрачности и эффективности госзакупок. 94-ФЗ неоднократно критиковали за то, что он не смог остановить коррупцию.

    Закупки по контракту

    Закон о контрактной системе повысит конкуренцию в сфере госзакупок и уменьшит коррупцию

    Президент Владимир Путин подписал закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который 1 января 2014 года заменит знаменитый 94-ФЗ.

    Законопроект о федеральной контрактной системе принимался долго и с трудом, Споры и дискуссии относительно него внутри правительства велись почти три года. Появление этого законопроекта связано с признанием того факта, что радикальная реформа госзакупок, запущенная в 2005 году и реализованная в рамках действующего закона о госзакупках 94-ФЗ, не дала ожидаемых результатов.

    Как отмечает ведущий российский специалист по госзакупкам, директор института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев, 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» должен был пресечь коррупцию в сфере госзакупок и расширить конкуренцию. Для этого в законе была прописана жесткая и очень детальная регламентация процедур размещения госзаказа с акцентом на отбор поставщиков по критерию наименьшей цены и ограничением использования любых качественных критериев при оценке заявок. Повышению конкуренции также должно было служить активное внедрение практики отбора поставщиков через аукционы (за счет ограничений на использование запросов котировок и проведение конкурсов). «Все эти меры способствовали росту конкуренции в госзакупках, но одновременно привели к перемещению коррупции на другие стадии закупочного цикла (планирование заказа и его исполнение), поскольку регулирование касалось только стадии размещения заказа, а также породили многочисленные проблемы с исполнением обязательств по контрактам», – отмечает Яковлев. При этом во главу угла при отборе поставщиков ставилась цена предоставляемых товаров и услуг, что часто оборачивалось неудовлетворительным качеством. «Оценить реальное качество товара в этих случаях можно только в процессе его использования, а подчас даже после использования или потребления данного товара или услуги. В этой ситуации деловая репутация и квалификация поставщика выступают своего рода гарантией качественного конечного результата, а отбор только по цене без учета этих факторов может давать сильные негативные эффекты, что и происходило в последние годы во многих закупках», – отмечает Яковлев.

    Закон о контрактной системе должен изменить ситуацию, поскольку он будет охватывать весь цикл закупки.

    Он устанавливает пять методов определения начальной (максимальной) цены контракта: нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный, метод сопоставимых рыночных цен. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Изменение условий контракта не допускается. Если срок контракта – более трех лет, а цена – более 100 млн рублей, то контракт должен включать график исполнения.

    Кроме того, заказчики должны вести планы закупок и планы-графики исполнения контрактов. Они будут обязаны распределять среди малого бизнеса не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. Начальная (максимальная) цена контракта при этом не может превышать 20 млн рублей.

    Поставщики должны будут раскрывать информацию о своих конечных собственниках и соисполнителях. Законом вводится институт обязательного предварительного общественного обсуждения закупок, превышающих 1 млрд рублей.

    «Смысл новой системы, которую сейчас будут внедрять, в том, что регулирование начинает распространяться на все стадии закупок – от запуска самой идеи, ее обоснования: для чего нужна закупка, почему она должна быть именно такой, а не другой, и сколько она стоит, до исполнения заказа » , – отмечает Яковлев и предупреждает, что закон сложный и требует тонкой настройки. По мнению Яковлева, стоит задуматься о внедрении элементов контрактной системы в режиме «пилотных проектов», что позволит снизить вероятность ошибок и уменьшить связанные с ними издержки. Он напоминает, что в США, где действует достаточно эффективная федеральная контрактная система, эта система создавалась в течение десятилетий. Причем эта система является многоуровневой, когда федеральные закупки регулируются федеральными нормативными актами, закупки на уровне штатов регулируются штатами. На федеральном уровне существуют разные правила и разные регламенты для разных федеральных агентств.

    Сопредседатель « Деловой России » Александр Галушка отмечает принципиальную важность раскрытия информации о закупочных планах государства и госкомпаний потому, что в ряде случаев именно это является основанием заняться тем или иным видом предпринимательской деятельности, инвестировать в производство.

    «Масштаб госзакупок и закупок госкомпаний огромен – в совокупности более 10 трлн рублей, то есть около 20% ВВП страны. Это колоссальный рынок для бизнеса, для планирования им своей инвестиционной и предпринимательской деятельности. В целом по духу и смыслу федеральная контрактная система, включая закон о закупках госкомпаний как часть этой системы, пронизаны идеей профессионализации закупочной деятельности», – считает эксперт.

    Закон госзакупки 2013

    Новый закон направлен на совершенствование системы госзакупок за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению госконтрактов, а также обеспечения прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа конкретных результатов.

    Закупки должны осуществляться через конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений или в строго определенных законом случаях у единственного поставщика. Создается единая информационная система, где указывается информация о планах закупок, об исполнении контрактов, реестр контрактов, заключенных заказчиками, библиотека типовых контрактов, реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний. Эта информация будет общедоступной и предоставляться на безвозмездной основе.

    Кроме того, новый закон содержит блок норм в части предоставления преференций для отечественных производителей. В настоящее время заказчики имеют право ограничивать участие иностранных производителей только по мотивам государственной безопасности. Новым же законом предлагается предоставить правительству право вводить ограничения на закупку импортных товаров и услуг не только из соображений безопасности, но и с целью стимулирования отечественной экономики. Таким образом, правительство будет иметь право по отдельным сегментам универсально принять решение об ограничении доступа иностранного производителя.

    В отличие от действующего законодательства, новый закон предусматривает регламентацию вопросов планирования закупок, а также вопросов контроля за их эффективностью. Кроме того, закон содержит ряд элементов антикоррупционной направленности, в частности речь идет о вопросах регламентации общественного контроля и общественного обсуждения.

    Ранее сегодня премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что необходимо на 5% сократить расходы на покупку товаров для государственных нужд с 2014г. «Мы уже начали цикл совещаний по подготовке бюджета РФ на 2014-2016гг. В рамках оптимизации бюджета расходы на закупку товаров для госнужд будут уменьшены на 5%. Я рассчитываю на взвешенную позицию Министерства финансов в этом вопросе», — сказал он.

    Отметим, что документ были принят Госдумой 22 марта, одобрен Советом Федерации 27 марта 2013г.

    Закон о госзакупках: свобода лучше несвободы?

    Доля госзакупок достигает трети ВВП страны, и регулируются они разными законами: один, более жесткий и детальный 44-ФЗ, – для учреждений, другой, свободный и «рамочный» 223-ФЗ, – для госкомпаний и монополий. Насколько последнее оправданно? Ведь оба акта имеют одну и ту же задачу – повышение «прозрачности» закупок, эффективное использование средств и борьба с коррупцией. Можно ли достичь этой цели либеральными средствами закона или нужно отнестись к госкомпаниям более жестко? На этот вопрос отвечают высшие суды, которые предлагают разные трактовки норм 223-ФЗ. Нет единого мнения и у экспертов «Право.Ru».

    50 % экономики России приходится на госсектор, подсчитало в 2012 году Минэкономразвития. Мировой валютный фонд считает, что эта цифра еще больше: в 2014 году он привел другую оценку – 71 % ВВП. Министерство ожидает снижения этого показателя в ближайшие годы, но эксперты с ним не согласны: как рассказала «Ведомостям» аналитик BNP Paribas Юлия Цепляева, доля государственного участия в экономике, значительно возросшая за последние годы, и в дальнейшем будет только расти.

    Неудивительно, что тема расходов государственных организаций находится под пристальным вниманием и законодателей, и общества. Задачи правового регулирования в этой сфере очевидны – повысить эффективность расходов, уменьшить количество злоупотреблений.

    Основы современной системы госзакупок сложились во второй половине нулевых. Герман Греф, тогдашний министр экономики, и Игорь Артемьев, сейчас возглавляющий Федеральную антимонопольную службу, выступили инициаторами принятия Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (94-ФЗ). Одной из ключевых идей стала прозрачность госзакупок – теперь все они должны были размещаться на официальном сайте. Этот инструмент был призван подстегнуть конкуренцию и помочь в борьбе с коррупцией. В 2004 – 2005 годах закон подготовили и приняли, а следить за его исполнением стал новый орган – Федеральная антимонопольная служба.

    44-й и 223-й закон – что лучше?

    94-му закону было суждено «прожить» совсем недолго. Как писал «Коммерсант», «главным недостатком, стоившим ему жизни, была узкая специализация: он в деталях расписывал процедуру торгов», но упускал из виду другие аспекты закупок. На смену 94-ФЗ пришел Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ), которым должны руководствоваться ведомства, государственные и муниципальные учреждения, которые выполняют некоммерческие задачи. Новый акт детально и жестко регламентирует все шаги в сфере госзаказа, начиная со стадии подготовки.

    Параллельно с Законом «О контрактной системе» действует другой – «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ). Он применяется к другим организациям, в число которых входят госкорпорации, естественные монополии, унитарные предприятия и общества с участием государства более 50%. Они, в отличие от адресатов 44-го закона, преследуют цель извлечения прибыли, поэтому здесь законодатель предусмотрел более мягкие правила. Согласно статистике сайта http://zakupki.gov.ru за 2014 год, по 44-му закону в тендерах участвует больше юрлиц, чем по 223-му (249 тыс. и 74 тыс.), но средняя цена контракта учреждений значительно ниже, чем у коммерческих госструктур – 2,1 млн против 16,6 млн руб.

    Общий объем закупок за прошлый год некоммерческих и коммерческих юрлиц составил 6 и 17,7 трлн руб. соответственно. В сумме это равняется трети ВВП страны, который, по оценке Росстата, за 2014 год был равен 70,9 трлн руб.

    Как же выглядит закон, регулирующий оборот 17,7 трлн руб. в год? Одна из главных особенностей либерального 223-ФЗ состоит в том, что организация может установить собственные правила в положении о закупках, но при этом она обязана их обнародовать. Как говорил «Ведомостям» начальник управления ФАС Михаил Евраев в 2011 году, «главная ценность закона и заключается в том, что положения о закупках госкомпаний стали публичными». Как сообщало издание, само ведомство ратовало за то, чтобы распространить на госкомпании требования жесткого Закона «О контрактной системе», но эта идея не получила поддержки. ФАС продолжила критиковать 223-ФЗ и в 2013 году, когда заместитель руководителя службы Андрей Цариковский заявил, что закон, хоть и справляется со своими задачами, тем не менее имеет «рамочный» характер, устанавливает лишь основные положения закупок и поэтому нуждается в доработке.

    Насколько обоснованно или, наоборот, радикально стремление ведомства создать госкомпаниям жесткие условия? Эдуард Гюльбасаров, эксперт «Правового Сервиса 48Prav.ru», считает идею «небесперспективной», поскольку Закону о закупках не помешала бы большая четкость регулирования, которая есть в Законе «О контрактной системе». Кирилл Кузнецов, руководитель Центра эффективных закупок «Tendery.ru», видит проблему 223-ФЗ в том, что он собрал слишком разношерстных заказчиков. Среди них есть те, кто работает в рыночной среде (как, к примеру, «Аэрофлот»), и для них регулирование должно быть гибким. А жестко ограничить Кузнецов предлагает тех, у кого неконкуретные условия, – например, естественные монополии. Аналогичные мысли высказывает Алексей Ульянов из Национальной ассоциации институтов закупок. По его мнению, нынешняя мягкая версия 223-го закона – это «наименьшее зло» по сравнению с перспективой его превращения в 44-й. В идеале необходимо вывести значительную часть компаний из-под действия Закона о закупках, полагает Ульянов.

    Заявки любят счет

    Справедливо это или нет, но 223-й закон действительно «рамочный». Действует он относительно недолго – всего три с половиной года, но судам уже пришлось столкнуться с вопросами, по которым в нем нет четкого ответа. Одна из проблем, которую пытается решить судебная практика, вытекает из подп. 13 п. 10 ст. 4 223-ФЗ, согласно которой заказчик должен определять в документации критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Но значит ли это, что обязательно нужно приводить формулы расчета критериев или можно ограничиться общим описанием? Некоторые госзаказчики придерживаются второго мнения. Судя по картотеке арбитражных дел, в их число входят крупнейшие госмонополии – РЖД и Газпром. Однако они встречают отпор Федеральной антимонопольной службы, которая ратует за то, чтобы участники тендера знали подробный механизм расчета баллов по их заявкам. В законе понятие критериев и порядка оценки не раскрывается, поэтому суды должны делать это самостоятельно, говорит Антон Толмачев, генеральный директор юридической компании «ЮрПартнерЪ».

    По его мнению, одним из практикоформирующих споров здесь может стать резонансное дело «Газпром Инвеста», который в начале 2014 года провел запрос предложений на строительство 191,5 км газопровода Починки – Анапа («Южный коридор»). Тогда победу одержал «Стройтрансгаз», который оценил заявку в 17,7 млрд руб., хотя второй участник, «Стройтрансгазконсалтинг», просил на 700 млн руб. меньше. По словам представителя «СТГК», он был убежден, что «конкурент не мог победить в данном конкурсе, особенно учитывая разницу ценовых предложений», передавали «Ведомости».

    ФАС по жалобе проигравшей компании проверила проверила документацию о процедуре и обнаружила, что механизм оценки заявок лаконичный заказчик уместил в одно предложение: «Организатор с привлечением экспертов оценивает и сопоставляет заявки на участие в запросе предложений и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для заказчика». Ведомство решило, что такое слишком общее описание – это не то, чего требует 223-ФЗ.

    Как в действительности оценивались заявки, знает представитель ФАС, рассказавший в суде о документе под названием «Методика и критерии оценки заявок», который якобы утверждается замначальника Департамента по управлению корпоративными затратами ОАО «Газпром». По словам юриста ведомства, документ нигде не обнародован, и участникам тендеров его не показывают.

    В судебном разбирательстве (дело № А40-4245/2014) «СТГК» не участвовал, и причина, кажется, понятна: пока шел процесс, победитель тендера, «Стройтрансгаз», уже почти построил газопровод на основании заключенного договора. Однако процесс оказался принципиальным для ФАС. Даказать свою правоту ей удалось не сразу: первая и апелляционная инстанция решили, что закона заказчик не нарушал. Но Арбитражный суд Московского округа с этим не согласился. Как следует из постановления кассации, «правоотношения субъектов Закона о закупках находятся в стадии развития и формирования». Хоть закон и не содержит прямого требования указывать порядок расчета баллов, это не значит, что организаторы не должны разрабатывать и применять такие правила, пришел к выводу АС МО. Он сослался на дело РЖД и «Первой нерудной компании» (А40-121924/11). В нем Президиум ВАС признал, что если производители не знают, как составить заявку для получения максимального балла, то это влечет их неравенство.

    С этим солидарен Дмитрий Серегин, советник Юридической фирмы «ЮСТ»: «Организация процедуры по принципу «черного ящика» противоречит духу закона о закупках». Ульянов из Национальной ассоциации институтов закупок, наоборот, признает правоту Газпрома: «ФАС требует от заказчика слишком многого». Но большинство экспертов, опрошенных Право.Ru, все же соглашаются с мнением антимонопольной службы и кассации. В эту же сторону склоняется и судебная практика.

    Пресс-служба группы компаний «Газпром» не ответила на вопрос Право.Ru, учитываются ли указания АС МО при организации закупок. А 24 июля, судя по картотеке дел, «Газпром Инвест» подал жалобу на постановление кассации в Верховный суд.

    Свобода или вседозволенность?

    В отличие от Закона «О контрактной системе», который содержит закрытый перечень способов закупки, его «либеральный собрат» дает заказчикам свободу не ограничиваться конкурсом и аукционом и использовать другие виды тендеров, не перечисленные в п. 3 ст. 3 закона. На практике популярностью пользуются запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и другое. Раз эти способы не поименованы в законе, значит, заказчик имеет карт-бланш на свои «правила игры». Но все ли так просто? Вдруг название процедуры не соответствует ее сути? И как соотнести «вольницу» заказчика с базовыми принципами закупок? В таком направлении думают некоторые участники тендеров, которые пытаются заставить организатора делать то, что не является его обязанностями согласно условиям закупочной процедуры. Для этого они нередко используют ст.ст. 447 – 449 ГК РФ, которые регулируют торги. Если доказать, что запрос предложений (или иная процедура) – это, по сути, торги, то можно применить п. 1 ст. 447, которая говорит о том, что договор заключается с победителем процедуры. Такая переквалификация возможна потому, что ГК не содержит определения конкурса и аукциона (видов торгов), считает Кирилл Кузнецов из «Tendery.Ru».

    Право.Ru освещало такие споры недовольных участников:

    «Аэроферст» против «Аэрофлота»: в этом деле № А40-69448/2014 «Аэроферст» является победителем запроса предложений перевозчика, только вот «приз», согласно условиям закупки, – это всего лишь приглашение к переговорам о заключении соглашения, которое в итоге так и не было подписано. «Аэроферст» решил потребовать это через суд, указывая на то, что поведение заказчика «противоречит целям и принципам 223-ФЗ, среди которых – равенство участников и прозрачность закупки, однако аргумент не сработал: суды не обнаружили в условиях закупки обязанности «Аэрофлота» заключать договор с заказчиком. «Аэрофлот» действовал в своем праве, но неудачно назвал свою процедуру, уверена Екатерина Смирнова, адвокат юргруппы «Яковлев и партнеры». По ее мнению, на самом деле перевозчик провел закупку у единственного исполнителя с предварительным отбором (изучением рынка). С ней согласен Кирилл Кузнецов из «Tendery.Ru»: чтобы себя обезопасить от подобных рисков, нужно было четко и грамотно прописать процедуру в документации о закупке. С другой стороны, если заказчик оставляет за собой право заключать или не заключать договор по своему усмотрению, это можно расценить как ограничение конкуренции, рассуждает Кузнецов.

    «Интеллект-С» против Сбербанка: в этом деле А40-176170/2013 коллекторское агентство выиграло в тендере на сопровождение банкротства нескольких должников банка, сбив максимальную цену контракта (10 млн руб.) практически вдвое. Как утверждает исполнитель, «Сбер» начал согласовывать проект договора, но так его и не подписал, а затем представители «Интеллект-С» обнаружили, что банкротствами занимаются другие юристы и обратились в суд с требованием принудить заказчика заключить договор. АСГМ требование удовлетворил, решив, что тендер банка по сути является закрытым конкурсом. «Интеллект-С» торжествовал: он победил «без неформальной стимуляции воли конкретных должностных лиц». Но радость была недолгой: вышестоящие инстанции решили, что запрос предложений Сбербанк не является торгами согласно ст.ст. 447-448 ГК РФ, а значит, нет и обязанности заключить договор с победителем.

    Особое мнение судьи АС МО против определения ВС

    Вопрос переквалификации запроса предложений встал в деле, в котором речь шла о тендере Газпрома на услуги по уборке и озеленению территории «Газпром ВНИИГАЗ». Его провели в мае 2013 года. ООО «ФАМ» предложило самую низкую цену, но договор заключили не с ним, и общество пожаловалось в ФАС. Ведомство уличило компанию в том, что она замалчивала порядок расчета баллов в запросе предложений, а заказчик обжаловал ее решение (А40-50970/14). Вопрос «торги или запрос предложений?» был важен еще и в процессуальном смысле: дело в том, что на момент проверки ФАС имела полномочия проверять только первую процедуру.

    АСГМ вынес решение в пользу заявителя, однако в вышестоящих инстанциях оно не устояло. В АС МО дело рассмотрели судьи Александр Кузнецов, Ирина Туболец и Светлана Краснова. Как следует из постановления кассации от 20 января 2015 года, «конкурентный отбор контрагентов, в том числе путем открытого запроса предложений, в силу положений 447 и 448-й статей ГК РФ является формой торгов».

    Однако судья Кузнецов не согласился с выводами коллег, что выразил в своем особом мнении. Он счел, что «нормы гражданского права, антимонопольного права и специального законодательства о закупках содержат строгое разграничение правового регулирования торгов и запросов котировок с одной стороны, и иных способов закупки, в том числе запроса предложений, с другой стороны». Кузнецов отнес к последней категории тендер Газпрома и назвал недопустимой его переквалификацию в торги по 447 – 448 ГК РФ – это излишне расширительное толкование норм права. Не должен был Газпром и указывать формулы расчета баллов, решил судья: Закон о закупках такого требования не содержит, и это не нарушает прав участников.

    «Позиция апелляционного суда, которую поддержал кассационный, по сути, лишает заявителя права проводить закупку товаров, работ, услуг иным способом, помимо торгов, хотя такое право прямо и недвусмысленно закреплено в части 3 статьи 3 Закона о закупках», – подчеркнул в особом мнении судья Кузнецов. Он обратил внимание и на то, что участник заранее ознакомился с условиями проведения процедуры и порядком выбора победителя, но жаловаться начал лишь по завершении тендера. С выводами судьи Кузнецова согласен партнер «Пепеляев Групп» Илья Болотнов: раз исполнитель принял участие в запросе, значит, признал себя связанным этой процедурой. Если же он решает обжаловать условия тендера, узнав о победе конкурента, это вызывает вопросы о добросовестности такого участника, считает Болотнов.

    А судья Верховного суда Ирина Букина, рассмотревшая жалобу «Газпрома» на постановление АС МО, не нашла причин ее принять. Она заняла другую точку зрения, нежели Кузнецов. Букина написала в своем отказном определении, что «223-й закон подразумевает заключение договоров только посредством конкурентного отбора контрагентов», а значит, запрос предложений является формой торгов, причем заказчик должен обеспечить равный подход ко всем заказчикам. «Толкование положений Закона о закупках как допускающих заключение договоров способами иными, чем конкурентный отбор, фактически может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, так как определение победителя может быть основано исключительно на субъективном усмотрении организатора закупки, что не соответствует целям и задачам, ради достижения которых принимался указанный закон», – изложила Букина в определении ВС.

    И Кузнецов, и Букина подобрали к своим тезисам примеры из практики с противоположными решениями, что говорит о том, что у судов нет единого мнения, можно ли квалифицировать запрос предложений и подобные процедуры как торги. По словам Кирилла Кузнецова из «Tendery.Ru», такие кейсы есть, но их число незначительно, поэтому риск для заказчика он оценивает как низкий. Адвокат Екатерина Смирнова, похоже, тоже склонна согласиться с судьей АС МО: по ее мнению, «ВС перегнул палку», когда ограничил заключение договоров по 223-ФЗ лишь конкурентным отбором контрагентов.

    В целом, как замечает Смирнова, практика меняется: если прежде суды вставали на сторону заказчика (учитывая, что закон о закупках содержит минимальные требования к процедуре), то теперь они все чаще возлагают на него обязанности, которые, по их мнению, вытекают из принципов 223-го закона. В каких-то вопросах это оправданно, например, в указании критерия подсчета баллов, говорит адвокат. Но в целом она не одобряет тенденцию ужесточения требований к заказчику. Если законодатель не пожелал распространять на субъекты 223-ФЗ требования 44-ФЗ, то ФАС с судами не имеют права это делать, уверена Смирнова.

    Госзакупки

    Цель семинара — дать Вам ценные знания для успешного участия в государственных торгах, конкурсах, тендерах и аукционах.

    Продавайте Вашу продукцию или услуги государству с нами.

    Обучение госзакупкам

    Электронные торги

    Законодательство

    Рассылка по госзакупкам

    • Главная
    • Законодательство
    • №44-ФЗ от 05.04.2013 (О контрактной системе)

    Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (О Федеральной контрактной системе — ФКС)

    в ред. Федеральных законов N188-ФЗ от 02.07.2013, N396-ФЗ от 28.12.2013, N 144-ФЗ от 04.06.2014, N224-ФЗ от 21.07.2014, N356-ФЗ от 24.11.2014, N416-ФЗ от 01.12.2014, N458-ФЗ от 29.12.2014, N498-ФЗ от 31.12.2014, N519-ФЗ от 31.12.2014

    федеральный закон «О ФКС» регламентирует весь цикл размещения заказов, в том числе на стадиях планирования закупок и исполнения контрактов.

    История принятия закона.

    Ноябрь 2010 года — В послании Федеральному собранию президент РФ Дмитрий Медведев поручил реформировать систему госзакупок.

    07 мая 2012 года ФАС и МЭР сняли основные разногласия по принципиальным вопросам и законопроект был одобрен Правительством и внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

    19 марта 2013 ГД приняла во втором чтении проект закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг».

    22 марта 2013 года было принято решение принять закон «О контрактной системе» в третьем чтении. Постановление ГД №1967-6 ГД.

    08 апреля 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал закон. Закон №44-ФЗ от 05 апреля 2013 опубликован 08.04.2013 http://pravo.gov.ru:8080/page.aspx?39431.

    Закон вступил в силу 01 января 2014 года.

    Внесены изменения Федеральным законом от 02.07.2013 N 188-ФЗ

    Внесены изменения Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ

    Внесены изменения Федеральным законом от 21.07.2014 N 224-ФЗ

    Внесены изменения Федеральным законом от 24.11.2014 N 356-ФЗ

    Внесены изменения Федеральным законом от 01.12.2014 N 416-ФЗ

    Внесены изменения Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ

    Внесены изменения Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ

    Внесены изменения Федеральным законом от 31.12.2014 N 519-ФЗ

    Файлы. Скачать текст закона.

    Закон 44-ФЗ от 05.04.2013 в MS WORD. (1,5MB)

    Закон 44-ФЗ от 05.04.2013 в PDF. (1,5MB)

    Заказать сертификат ключа проверки электронной подписи (ЭП)

    Чтобы всегда быть в курсе последних изменений подпишитесь на изменения в законодательстве по госзакупкам.

    Государственные закупки России — неофициальный сайт. Госзакупки обучение. Госзаказ РФ. Все торги, тендеры и аукционы — размещение заказов.

    О новой системе госзакупок

    С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который сменил Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Задача закона о контрактной системе – изменить принципы работы государственного и муниципального заказа, сделать закупки максимально эффективными и открытыми, усилить антикоррупционный контроль. Новый закон позволит закупать более дорогие, но и более качественные товары. При этом, заказчики смогут избежать обвинения в нерациональном использовании бюджетных средств, если докажут целесообразность таких закупок.

    В тоже время, нормы Федерального закона № 44-ФЗ возлагают на заказчика ответственность не только за формальное соблюдение всех процедур, но и за конечный результат закупки. Заказчику необходимо будет планировать, обосновывать и отвечать за эффективность закупки.

    Правила планирования закупок стали более сложными и жесткими. Так, согласно новому закону вводится обязанность формирования плана закупок (как правило, на трехлетний период), плана графика-закупок (на каждый год), а также обоснования закупок (составляется для каждой закупки). По нормам закона, закупки, не предусмотренные документами планирования, не могут быть осуществлены. Расширен круг лиц, которые должны будут планировать закупки за счет бюджетных средств по правилам 44-ФЗ. Это не только государственные и муниципальные заказчики, бюджетные учреждения, но и автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные юридические лица. При этом бюджетным учреждениям предоставлено право «вывести» из-под действия Закона № 44-ФЗ некоторые виды закупок и осуществлять их по 223-ФЗ: это закупки за счет грантов, так называемые контракты «второй руки», а также закупки за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Кроме того, Законом № 44-ФЗ регламентированы правила централизации закупок как на уровне публично-правового образования, так и на уровне главного распорядителя бюджетных средств.

    В контрактной системе появились нормы антидемпингового характера. При снижении цены контракта на 25% участник процедуры обязан будет предоставить финансовое обеспечение, превышающее обеспечение исполнения контракта в полтора раза, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Или информацию, подтверждающую добросовестность поставщика, при контракте от 15 млн. руб. и менее. При НИОКР критерий наименьшей цены не будет являться самым весомым фактором, определяющим победителя, – и это еще одна из новаций контрактной системы.

    В целях развития малого и среднего бизнеса определенная доля закупок будет осуществляться именно у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных организаций.

    Вопросам открытости и прозрачности закупок для государственных и муниципальных нужд в контрактной системе уделено особое внимание. В законе есть жесткое обязательство заказчика предоставлять достаточно широкий перечень информации для осуществления общественного контроля. Введение в действие Единой информационной системы (ЕИС) начиная с 2016 года приведет к тому, что любой гражданин, не говоря уже об общественных организациях, сможет получать информацию о государственном и муниципальном заказе (за исключением информации, составляющей государственную тайну).

    Общественность получит новые полномочия в сфере контроля закупок. Если раньше граждане могли сигнализировать о нарушениях только в правоохранительные органы, то контрактная система наделяет общественные организации и объединения юридических лиц правом обращения в суд от своего имени при выявлении таких нарушений.

    Нормы Закона о контрактной системе закрепляют обязательность общественного обсуждения отдельных категорий закупок и устанавливают случаи и порядок проведения обязательного общественного обсуждения таких закупок.

    Согласно новому закону, еще на стадии планирования закупки общественность имеет право высказаться о ее целесообразности и обсудить стартовую цену. Общественное обсуждение закупок, стоимость которых составляет более 1 млрд. рублей, стало обязательным. Новый закон призван ввести дополнительные случаи обсуждения госзакупок, которые будут контролироваться обществом.

    Общественные слушания по закупкам (в них может участвовать любой гражданин) проводятся по инициативе заказчика или по обращению общественных организаций и объединений юридических лиц. По результатам слушаний возможны изменения в документах планирования закупок или полная отмена заказа. Не обсуждаются с общественностью только закупки с закрытой формой определения поставщика и закупки у единого поставщика, информация о котором составляет государственную тайну.

    Смотрите еще:

    • Закон о проведении капремонта Федеральный закон от 29.07.2017 N 257-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 июля 2017 года 25 июля 2017 года Внести в Жилищный кодекс Российской […]
    • Фз о следственном комитете российской федерации от 2010 года Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ"О Следственном комитете Российской Федерации" С изменениями и […]
    • Приказ фсин 407 от 26072007 Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 26 февраля 2018 г. № 160 “Об осуществлении ФСИН России, территориальными органами ФСИН России, учреждениями и иными организациями уголовно-исполнительной системы полномочий заказчика” (не […]
    • Приказ 91 от 12042013 Приказ Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 г. N 91 "Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также Системы […]
    • Закон от 30 ноября 2009 Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 30 ноября 2009 г. N 1081 "Об утверждении Порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, Порядка утверждения типа стандартных образцов […]
    • Приказ минобрнауки 1015 от 15082014 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 “О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам […]
    • Закон 12-44-1 фз Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 423-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования государственных информационных систем на государственной гражданской службе Российской […]
    • Изменения федерального закона об оружии 2014 Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об оружии" Комментарии Российской Газеты Принят Государственной Думой 21 марта 2014 года Одобрен Советом Федерации 26 марта 2014 […]