Закон 12 о запрете курения

Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. В части 1 комментируемой статьи перечислены отдельные территории, помещения и объекты, на которых (в которых) для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака. Ранее в рамках такой регламентации в п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» устанавливалось, что в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.

Перечень таких отдельных территорий, помещений и объектов расширен, что сделано в рамках реализации п. 2 ст. 8 «Защита от воздействия табачного дыма» Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, предусматривающего, что каждая Сторона принимает и осуществляет в областях существующей национальной юрисдикции, определенных национальным законодательством, и активно содействует на других уровнях юрисдикции принятию и осуществлению эффективных законодательных, исполнительных, административных и/или иных мер, обеспечивающих защиту от воздействия табачного дыма на рабочих местах внутри помещений, общественном транспорте и в закрытых общественных местах и в соответствующих случаях в других общественных местах.

Предусмотренный в ч. 1 комментируемой статьи перечень отдельных территорий, помещений и объектов, на которых (в которых) запрещается курение табака, вводится поэтапно. Так, в соответствии со статьей 25 комментируемого Закона с момента вступления данного Закона в силу, т.е. с 1 июня 2013 г. запрещается курение табака:

на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта (п. 1);

на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг (п. 2);

на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в т.ч. на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров (п. 4);

в помещениях социальных служб (п. 7);

в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления (п. 8);

на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях (п. 9);

в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов (п. 10);

на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами (п. 11);

на автозаправочных станциях (п. 13).

В соответствии с ч. 3 ст. 25 комментируемого Закона с 1 июня 2014 г. запрещается курение табака:

в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров (п. 3);

в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания (п. 5);

в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах (п. 6);

на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении (п. 12).

В положениях ч. 1 комментируемой статьи прослеживаются аналогии с положениями Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», определяющими места, в которых не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции. Так, в соответствии с п. 3 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ*(38)) не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, указанных в абз. 2-7 п. 2 данной статьи, в других общественных местах, в т.ч. во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, потребления (распития) пива и пивных напитков, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.

Положениями абз. 2-7 п. 2 указанной статьи, к которым сделана отсылка, установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;

в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;

на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в т.ч. на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;

на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях. Правила определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1425*(39);

на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;

в нестационарных торговых объектах.

2-3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает изъятия из установленного в ч. 1 данной статьи перечня отдельных территорий, помещений и объектов, на которых (в которых) запрещается курение табака. Ранее в пункте 2 ст. 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» предусматривалось несколько иное регулирование. Так, устанавливалось, что на работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

При этом согласно ч. 3 комментируемой статьи должны соблюдаться требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака. Указанные требования в соответствии с данной частью устанавливаются совместно:

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 28 сентября 2004 г. N 501 «Вопросы Министерства регионального развития Российской Федерации»*(40) и от 26 января 2005 г. N 40 «Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»*(41) является Минрегион России;

и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Указанным федеральным органом исполнительной власти является Минздрав России (см. коммент. к ст. 5 Закона).

Таким образом, следует ожидать издания соответствующего совместного нормативного правового акта Минрегиона России и Минздрава России.

В части 3 комментируемой статьи также предусмотрено, что устанавливаемые требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством РФ гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий. Установление таких нормативов предусмотрено в п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»*(42), согласно которому критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Вместе с тем сведений об установлении гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий до настоящего времени нет. Таким образом, видимо, следует ожидать издания соответствующего нормативного правового акта Главного государственного санитарного врача РФ.

4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает обеспечение защиты от воздействия окружающего табачного дыма для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Согласно данной части порядок обеспечения защиты указанных лиц от воздействия окружающего табачного дыма устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, т.е. с Минздравом России (см. коммент. к ст. 5 Закона). Таким образом, следует ожидать издания соответствующего постановления Правительства РФ, которым будет определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а затем — соответствующего нормативного правового акта такого федерального органа исполнительной власти, согласованного с Минздравом России.

Согласно определению, данному в п. 2 ст. 2 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»*(43), места принудительного содержания — это установленные законом места отбывания административного задержания и административного ареста; места отбывания дисциплинарного ареста; места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности); учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы; дисциплинарные воинские части, гауптвахты; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

5. В части 5 комментируемой статьи предусмотрено и регламентировано обозначение территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено. Так, установлено, что для такого обозначения соответственно размещается знак о запрете курения. При этом предусмотрено, что требования к данному знаку и к порядку его размещения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего постановления Правительства РФ, которым будет определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а затем — соответствующего нормативного правового акта такого федерального органа исполнительной власти.

6. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает возможность установления органами государственной власти субъектов РФ дополнительных ограничений курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях. Представление о понятии общественных мест позволяют составить положения ст. 20.20 «Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах» КоАП РФ. Согласно этим положениям (в ред. Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 156-ФЗ*(44)) к таковым относятся детские, образовательные и медицинские организации, общественный транспорт (транспорт общего пользования), организации культуры, физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружениях, улицы, стадионы, скверы, парки.

«Антитабачный» закон и особенности его применения с 1 июня 2013 года

С 1 июня 2013 года, за исключением нескольких положений, вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон), запрещающий курение в общественных местах, спонсорство и рекламу табака, а также вовлечение детей в употребление табака. В связи с тем, что с 11 мая 2008 года Российская Федерация является стороной Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, принятие нового закона является выполнением обязательств по борьбе с курением и снижением смертности из-за употребления табака на международном уровне. Естественно, принятие как его еще называют «антитабачного» закона вызвало неоднозначное мнение в обществе, ведь новый закон затрагивает множество интересов, начиная с мощнейшего табачного лобби и заканчивая обычным курильщиком.

Запрет на курение в ряде общественных мест будет вводиться постепенно.

Напомним, что уже с 1 июня 2013 года запрещено будет курить в школах, вузах, больницах, поликлиниках, санаториях, зданиях органов государственной власти, муниципалитетах, помещениях социальных служб, лифтах и подъездах, самолетах, городском и пригородном транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы и аэропорты, станции метро, на спортивных и культурных объектах, рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, на детских площадках и пляжах (ч. 1 ст. 12 Закона).

С 1 июня 2014 года запрет на курение распространится на поезда дальнего следования, суда дальнего плавания, гостиницы, кафе и рестораны, рынки и другие торговые объекты, платформы пригородных электричек (п. 3, 5, 6, 12 ч. 1 ст. 12 Закона).

Какие последствия ожидают курильщиков в случае нарушения закона?

Очевидно, что запрет является действенным только тогда, когда подкреплен соответствующими нормами об ответственности за его несоблюдение. В принятом «антитабачном» законе закреплена дисциплинарная, гражданско-правовая и административная ответственность (ст. 23 Закона).

14 мая 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафах за нарушение «антитабачного» закона (полное название — проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», № 222563-6, далее — Законопроект)

В законопроекте предусмотрены следующие административные штрафы (таблица):

Таблица. Административная ответственность за нарушение установленных запретов (ст. 1 Законопроекта)

Вид нарушения

Вид наказания

Физическое лицо

Юридическое лицо

Должностное лицо

Курение табака на запрещенных федеральным законом отдельных территориях, в помещениях и объектах

Штраф: 1000 – 1500 руб.

Продажа несовершеннолетнему табачной продукции

— Штраф: 80 000 – 90 000 руб.;
— конфискация табачной продукции

— Штраф: 8000 – 10 000 руб.;
— конфискация табачной продукции

— Штраф: 80 000 – 150 000 руб.;
— либо приостановление деятельности до 90 суток

Штраф: 5000 – 7000 руб.

Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака

Штраф: 2000 – 5000 руб.

Штраф: 8000 – 10 000 руб.

Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака в информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних

Штраф: 3000 – 5000 руб.

Штраф: 80 000 – 100 000 руб.

Штраф: 10 000 – 15 000 руб.

Реклама табака, стимулирование продажи табачной продукции (табачных изделий) или потребления табака

— Штраф: 100 000 – 500 000 руб.;
— конфискация рекламной продукции либо приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции

— Штраф: 5000 – 20 000 руб.;
— конфискация рекламной продукции

В процессе исполнения закона привычных мест для курения практически не останется, по сути курить можно будет только дома и на улице, где законодательно не установлен запрет. По данным Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS), проведенного в 2009 году, в России почти 44 млн человек (39,1% взрослого населения) являются постоянными курильщиками табака.

В результате опроса наших пользователей на тему: «Будет ли, на ваш взгляд, «работать» данный запрет, если за нарушения планируется ввести административные штрафы (соответствующий законопроект принят в первом чтении)?» выяснилось, что более половины опрошенных (67% – красный сегмент) считают, что запрет на курение работать не будет, при этом 32% пользователей считают, что такой запрет работать будет (зеленый сегмент), а 1% выразили безразличие к данной теме (желтый сегмент).

Время проведения опроса: 20-26 мая 2013 года
Место проведения опроса: Россия, все округа
Размер выборки: 528 респондентов

С введением запрета на курение автоматически становятся актуальными три вопроса:

  • у курящего населения: где будет разрешено курить без последствий?
  • у работодателей: попадает ли их организация под «двойной запрет» или есть возможность организовать специальные места для курения и по каким техническим требованиям?
  • у некурящих граждан: куда обращаться в случае, если курильщик намеренно продолжает нарушать Закон?
  • Где можно будет курить без последствий? Принцип правового государства гласит: гражданину разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом. Следовательно курить можно там, где это не запрещено Законом. Так, курить можно только в специально отведенных для этого местах, в собственной квартире или доме и в своем автомобиле.

    Чтобы избежать административной ответственности за курение в запрещенных местах, предлагаем несколько рекомендаций:

    1. Необходимо знать точный перечень мест, где курить запрещено, и максимально придерживаться его.
    2. Если вас уличили за курением в запрещенном месте, то помните, что на территории Российской Федерации действует презумпция невиновности (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ), следовательно бремя доказывания лежит на стороне обвинения. Бесспорным доказательством, подтверждающим нарушение, будет являться только то обстоятельство, если вас поймают за руку. Помимо этого, привлечь к административной ответственности может только орган исполнительной власти, сотрудник полиции или участковый. Одних свидетельских показаний мало, а видеокамеры пока еще установлены не на всех детских площадках и лестничных клетках.
    3. В случае несогласия с протоколом об административном правонарушении действующим законодательством предусмотрена возможность оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считаете, что ваши права нарушены (ч. 1 ст. 254 ГПК РФ).
    4. Получение и воспроизведение аудио- и видеозаписей может быть сопряжено с нарушением неприкосновенности частной жизни граждан (ст. 23 Конституции РФ). Согласно ч. 2 ст. 55 ГПК РФ доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

    Имеется ли возможность организовать специальные места для курения и какими требованиями при этом следует руководствоваться? Какие организации попадут под «двойной запрет»?

    На основании решения собственника или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально оборудованных изолированных комнатах (ч. 2 ст. 12 Закона). Обустройство курилок является не обязанностью, а правом работодателя. И то, если собственник помещения не против. Однако если владелец офисного здания откажется идти «на поводу» у курящих сотрудников, то арендаторам придется искать нового, более лояльного арендодателя. Хотя во многих компаниях еще и до вступления в силу Закона действуют аналогичные правила. Так, например, в Unilever действует глобальная политика, согласно которой во всех арендованных или собственных зданиях, в том числе производственных, специальные курительные места должны быть оборудованы на улице, и в зданиях курение запрещено. «Одновременно с этим в договоре, подписанном между нашей компанией и бизнес-центром, уточнено, что курение в БЦ запрещено в принципе – исключения составляют специально отведенные места на улице», — отмечает Екатерина Одинцова, cтарший управляющий по работе со СМИ и корпоративным коммуникациям группы компаний Unilever в России, Украине и Беларуси. «Мы не планируем организовывать специальные курительные комнаты внутри арендуемого в Москве офиса, так как есть специальные места для курения на улице. К установленному уже сегодня запрету курящие сотрудники относятся положительно, поэтому новый закон никаким образом не повлияет на их работу».

    Министерство здравоохранения РФ еще в марте текущего года обнародовало проект технических требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака и к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака.

    Проекты приказов и требований к помещению для курения и знаку о запрете курения

    Закон «О запрете курения»

    Курение — проблема современного общества. Каждый год количество курящих людей возрастает. Приобщаются к нездоровому образу жизни дети и женщины. Даже будучи беременными, они не бросают вредную привычку. Поэтому не стоит удивляться низкому уровню здоровья подрастающего общества.

    Описание закона

    Федеральный закон «О запрете курения» был принят 12 февраля 2013 года, а одобрен 20 февраля того же года Советом федерации. Действующий ФЗ-15 основан на положениях Конституции РФ. В нем трактуется о вредном воздействии окружающего дыма и последствий вдыхаемого табака. Некоторые аспекты закона по борьбе с курением соответствуют другим нормативно правовым официальными документами РФ. Международным договором РФ могут быть предусмотрены другие условия. Как правило, они отличительны от действующего закона «О запрете курения». В этом случае действуют правила международного договора РФ.

    Ниже перечислены общественные места, где нельзя курить по закону:

    • Школы, высшие и специальные учебные учреждения;
    • Оздоровительные учреждения;
    • Общественный транспорт;
    • Территории государственных служб;
    • Пляжи и детские площадки;
    • Автозаправочные станции и т.д.
    • Действующий антитабачный закон «О запрете курения» вступил в силу в начале июня 2013 года. Однако некоторые положения стали действовать немного позже. К примеру, статья 13 действующего ФЗ по борьбе с курением была одобрена лишь 1 января 2014 года.

      Список дополнений и даты вступления в силу других статей вы найдете в последней редакции закона.

      Хотите скачать последнюю редакцию закона «О курении» с курением с изменениями, дополнениями и поправками? Перейдите по ссылке.

      Последние изменения, внесенные в закон «О запрете курения»

      Табак — это травянистое растение. Оно вызывает зависимость у большинства курильщиков. Многие из них не могут победить этот недуг. Лучший метод преодолеть зависимость от табака — заняться профилактическими мерами. В первую очередь необходимо снизить рекламу в средствах массовой информации. Также требуется снизить «пассивную» рекламу, которая проводится курильщиками в общественных местах. Иногда негативно влияет и демонстрация курения при соблюдении всех законодательных норм.

      С каждым годом в закон «О курении в общественных местах» вносятся изменения по ужесточению требований к курильщикам. Несмотря на психологическую и физическую боль, законодатель игнорирует это состояние. А полицией накладываются штрафы в случае несоблюдения прописанных в законе условий.

      Внесение последних изменений было осуществлено 28 декабря 2016 года. В новой редакции были дополнены части 4 и 5 статьи 25.

      Ч 4-5 ст 25

      Говорится о том, что внесенные в статью 18 пункты по борьбе с курением вступают в законную силу с 1 января 2017 года. В них описывается запрет незаконной торговли табачных изделий. Для этого действуют следующие меры:

    • Учитывается импорт и производство изделий из табака, которые перемещаются через границу Таможенного Союза гражданином;
    • Отслеживается статистика продаж табачных изделий и их равномерное распределение по регионам Российской Федерации;
    • Выявляются случаи незаконной торговли табачными изделиями. Предприниматели привлекаются к административной или уголовной ответственности, если не применяют меры по борьбе с курением. Кроме наложения штрафов, осуществляется конфискация товара.
    • Ст 12 ФЗ-15

      Статья 12 закона описывает, в каких местах запрещается курение табака, в том числе с целью охраны окружающей среды. Таковыми являются:

    • Помещения и территории для получения образовательных знаний, учреждений культуры по делам молодежи, а также в области спорта и физической культуры согласно закону;
    • Площадки и помещения, которые необходимы для оказания реабилитационных и медицинских услуг;
    • Поезда дальнего следования и корабли дальнего плавания, если их услуги связаны с перевозками обычных граждан;
    • Воздушный транспорт (самолеты, вертолеты) и все виды общественного транспорта;
    • Помещения, созданные для предоставления гостиничных и жилищных услуг согласно закону;
    • Здания, в которых оказывают бытовые услуги, сервисы общепита, помещения для ведения предпринимательской деятельности и т. д.;
    • Рабочие места и зоны для организации рабочего труда;
    • Многоквартирные дома и лифты;
    • Детские территории и пляжи с высокой плотностью населения;
    • Автозаправочные станции и так далее.
    • Закон о курении: где нельзя курить в 2018 году

      Курильщики мешают тем, кто ведет здоровый образ жизни. И два года назад был принят «антитабачный» закон, но полноценно он начнет действовать лишь с 2018 года. Но и сейчас существуют запреты и разрешения для курильщиков, которые уже действуют.

      Закон о курении где нельзя курить в 2018 году

      Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

      В Федеральном законе №15 перечислен список общественных мест, где курение запрещено. В этот список входят:

    • спортивные, образовательные, культурные, социальные учреждения;
    • здравоохранительные учреждения и санатории;
    • общественный транспорт, включая все виды транспорта. Не распространяется закон на персонал судов дальнего плавания;
    • аэропорты, вокзалы, порты, остановки и другие транспортные узлы, в том числе пассажирские платформы;
    • гостиницы, отели и все жилые помещения, а также подъезды и лифты;
    • магазины, рынки, павильоны и другие торговые пункты;
    • места общественного питания: кафе, клубы, рестораны. В этих заведениях должны быть оборудованные специальные места;
    • помещения органов власти;
    • детские площадки, пляжи;
    • автозаправки;
    • рабочие места.

    Где же можно курить в 2018 году

    Из всего вышеперечисленного сложно понять, где курение разрешено. И в действительности такие места есть, но их не очень много. Курильщики могут себя свободно чувствовать в следующих местах:

    • на улице в необщественном месте;
    • специально оборудованные места и зоны для курения;
    • в собственной квартире или доме, а также в автомобиле и подъезде жилого дома, если там присутствуют вентиляции;
    • на территории транспортных узлов можно выкурить сигарету, но находиться необходимо за 15 метров от входа, и разрешено курение только на свежем воздухе;
    • на рабочем месте.
    • Последний пункт немного противоречит запрету, указанному выше. Но курить на рабочем месте будет разрешено исключительно по желанию собственника организации. Если владелец компании не против курящих работников, он должен позаботиться о специально отведенном месте. Выделить зону для курения можно не только на улице, но и в закрытом помещении с необходимыми вентиляционными системами.

      Антитабачноое законодательство с 2018 года

      Некоторые положения Федерального закона о курении начнут свое действие лишь с 2018 года, а именно 1 января следующие положения будут действительными:

    • произведенные и ввезенные в Российскую Федерацию табачные изделия будут поставлены на учет;
    • начнется контроль над производимым оборудованием, предназначенным для изготовления табачных изделий;
    • осуществление контроля над подлинностью акцизных и специальных марок табачных изделий;
    • осуществление проверок за движением табачных изделий на территории Российской Федерации.
    • Из вышесказанного материала, можно сделать вывод о том, что антитабачные новшества, принятые Правительством Российской Федерации, достигли финальной стадии, но некоторые положения начнут свое действие лишь в январе 2018 года.

      Антитабачный закон

      Об административной ответственности за нарушение Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

      Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Федеральный закон № 15-ФЗ) установлен запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, перечисленных в статье 12 указанного федерального закона.

      Так, в настоящее время в соответствии с вышеуказанной статьей запрещается курение табака в следующих местах:

      — в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров (п. 3 ч. 1 ст.12 Федерального закона № 15-ФЗ);

      — в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания (п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ);

      — в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах (п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ);

      — на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении (п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ).

      — на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта (п.1 ч.1 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ);

      — на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг (п.2 ч.1 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ);

      — на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров (п.4 ч.1 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ);

      — в помещениях социальных служб (п.7 ч.1 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ);

      — в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления (п.8 ч.1 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ);

      — на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях (п.9 ч.1 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ);

      — в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов (п.10 ч.1 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ);

      — на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами (п.11 ч.1 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ);

      — на автозаправочных станциях (п.1 ч.1 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ).

      Федеральным законом № 15-ФЗ установлен ряд ограничений в сфере реализации табачной продукции. Запрещается розничная торговля табачной продукцией:

      — на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления (п.1 ч.7 ст.19 Федерального закона № 15-ФЗ);

      — на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг (п.2 ч.7 ст. 19 Федерального закона № 15-ФЗ);

      — на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг (п. 3 ч. 7 ст. 19 Федерального закона № 15-ФЗ);

      -розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах,
      не предусмотренных частями 1 и 2 статьи 19 Федерального закона № 15-ФЗ,
      на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 статьи 19 Федерального закона № 15-ФЗ (ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 15-ФЗ).

      — продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом (ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 15-ФЗ).

      Предусмотрена административная ответственность за нарушение норм, устанавливающих запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, а также реализацию табачных изделий.

      Закон 12 о запрете курения

      Постепенно у людей будет возрастать потребность в медицинских консультантах. Чарли Мэйо

      Наша страна лидирует по числу курильщиков. Сегодня в России более 44 миллионов курильщиков, а это более 40 % населения Российской Федерации. Медики и социологи утверждают, что среди курящих большинство мужчин — их 60 %.

      Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее –Закон) предусматривается система мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, ответственность за нарушения закона.
      В Законе (часть 1 статьи 12) перечислены отдельные территории, помещения и объекты, на которых (в которых) для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака.

      Данный перечень вводится поэтапно.
      С 1 июня 2014 г. запрещается курение табака:
      — на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;
      — на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
      — в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
      — на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
      — в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
      — в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;
      — в помещениях социальных служб;
      — в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
      — на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
      — в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
      — на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;
      — на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;
      — на автозаправочных станциях.

      Законом установлен ряд других нововведений:
      Производителей сигарет обязали впредь указывать полный перечень веществ, которые входят в состав сигарет.
      На упаковках сигарет мы уже видим пугающие картинки, на которых изображены последствия курения.
      Вводится полный запрет на рекламу табачной продукции, в том числе в Интернете и печатных изданиях.
      Табачные компании отныне не могут выступать спонсорами любых мероприятий.
      Из продажи полностью изымаются товары, даже внешне похожие на сигареты, к примеру, популярные среди детей жвачки-копии табачных изделий.
      Сами табачные изделия убраны с витрин, а вместо них выставлен прейскурант на сигареты.
      Под запретом демонстрация сигарет и процесса их курения в телевизионных программах и кинофильмах, которые выпущены после принятия закона. Исключение составляют только те картины, в которых демонстрация табака осуществляется в качестве неотъемлемой части художественного замысла.
      С 1 июня 2014 года приобрести табачные изделия возможно только в торговых павильонах и магазинах. Продавать сигареты в киосках запрещено.
      В соответствии со статьей 23 Закона за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Что нужно знать об административной ответственности за нарушение законодательства о запрете курения?
      Извлечения из Кодекса об административной ответственности Российской Федерации.
      Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
      Статья 6. 23. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака
      1. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
      2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего,
      — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

      Статья 6.24. Нарушение установленного Федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах
      1. Нарушение установленного Федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи,
      — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
      2. Нарушение установленного Федеральным законом запрета курения табака на детских площадках
      — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

      Статья 6.25. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
      1. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения
      — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.
      3. Неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности,
      — влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.

      Сайт прокуратуры Хабаровского края

      Всемирный день без табака

      Ежегодно 31 мая под эгидой Всемирной организации здравоохранения проводится Всемирный день без табака.

      Основным нормативным документом, направленным на борьбу с курением в России является Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон). Положения Закона предусматривают организацию осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, к которым относятся:

      1) установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

      2) ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;

      3) регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

      4) просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

      5) установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака;

      6) оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

      7) предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

      8) ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

      9) установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

      В соответствии со статьей 12 Закона курение табака запрещено:

      1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

      2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

      3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

      4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

      5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

      6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

      7) в помещениях социальных служб;

      8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

      9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

      10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

      11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

      12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

      13) на автозаправочных станциях.

      В то же время на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

      1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

      Отдельно стоит отметить правомочия индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в данной сфере. Так, например, работодатель в силу ст. 12 Закона вправе запретить курение табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применить меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

      А что же делать работодателю с теми, кто еще не готов бросить пагубную привычку? Разумнее всего благоустроить специальное место для курения, обозначив его специальным знаком «Место для курения». Обозначенное место должно соответствовать пожарным нормам, поэтому во избежание недоразумений лучше согласовать его с территориальным пожарным инспектором. Необходимо оснастить это место огнестойкими урнами в достаточном количестве, специальными средствами против воспламенения (огнетушитель, песок, лопата, другой противопожарный инвентарь на специальном стенде).

      Также нужно установить знаки «Курение запрещено» в тех местах, где обычно курят сотрудники. Требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения утверждены Приказом Минздрава России от 12.05.2014 № 214н «Об утверждении Требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения».

      Нововведения нужно закрепить в правилах внутреннего трудового распорядка, где указать, что курение на рабочем месте запрещено и курить следует только в местах, для этого предназначенных. С новыми правилами необходимо ознакомить работников под роспись.

      За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, в силу статьи 6.24. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, влечет штрафные санкции на граждан в размере от пятисот рублей до трех тысяч рублей.

      Смотрите еще:

      • Вопросы связанные с исполнением приговора разрешаются судом по Статья 396. Суды, разрешающие вопросы, связанные с исполнением приговора Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ в статью 396 настоящего Кодекса внесены изменения Статья 396. Суды, разрешающие вопросы, связанные с исполнением […]
      • 293 приказ министерства Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. N 293 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования" Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. N 293"Об […]
      • Ликвидация склада ламинат Ламинат TAUPOL™ Распродажа ламината 12 мм! Цена ниже плинтуса! В рамках распродажи ламината дополнительный бонус - бесплатная доставка по Москве при заказе от 30 коробок! Этот высококачественный ламинат подходит для использования в жилых […]
      • Налог на доходы физических лиц в молдове Законодательство Молдовы База данных "Законодательство Молдовы" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке. Налоговая система Молдовы Общие сведения Налоговое законодательство […]
      • Федерального конституционного закона о судах общей юрисдикции Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ"О судах общей юрисдикции в […]
      • Областной закон об областном бюджете на 2014 год ростовская область Закон Ростовской области от 16 декабря 2013 года №75-ЗС "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Принят Законодательным Собранием 10 декабря 2013 года Статья 1. Основные характеристики областного бюджета […]
      • Основные правила по баскетболу и волейболу Краткие правила баскетбола В игре участвует две команды по 12 человек. На игровой площадке находится по 5 игроков от каждой из команд. Ограничений для замен нет. Цель: забить в кольцо соперника большее количество мячей, не дать второй […]
      • Закон о банкродстве Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ"О несостоятельности (банкротстве)" С изменениями и дополнениями от: 22 августа, 29, 31 декабря 2004 г., 24 октября 2005 г., 18 июля, 18 […]