Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога

Оглавление:

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3.7 Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налога (сбора)

Зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога. Излишне уплаченная сумма налога может возникнуть у налогоплательщика в результате арифметической ошибки или перечисления налога не на тот расчетный счет. Эту сумму налогоплательщик может направить:

  • на исполнение обязанностей по уплате налогов;
  • на погашение недоимки;
  • на уплату пеней;

Зачет суммы излишне уплаченного налога проводит налоговый орган по месту учета налогоплательщика без начисления процентов. Если переплату обнаруживает налоговый орган, то он обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца с момента ее обнаружения и направить налогоплательщику предложение о совместной выверке уплаченных налогов.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, погашения недоимки, уплаты пеней осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления.

Зачет излишне уплаченной суммы налога возможен только в рамках одного бюджета.

Зачет и возврат излишне взысканной сумы налога . Излишне взысканная сумма налога может возникнуть в результате неправомерных действий налоговых органов.

Излишне взысканная сумма налога подлежит возврату налогоплательщику. Однако при наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням возврат происходит только после погашения недоимки. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимает налоговый орган на основании письменного заявления налогоплательщика в течение двух недель со дня подачи такого заявления.

Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обнаружения.

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата согласно действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Банка России. Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)

Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм

Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

9. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Статья 79. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа

1. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

2. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

4. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

5. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

6. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

7. В случае, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

8. Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

9. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Положения, установленные настоящей статьей, применяются в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога

Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Зачет (возврат) излишне уплаченных налогов

Даже при беспрекословном соблюдении налогоплательщиком норм налогового права суммы налога, пени и штрафов могут оказаться излишне уплаченными или взысканными.

Переплата может возникнуть не только у налогоплательщика, но и у налогового агента, а также плательщика сбора. Данную ситуацию призваны разрешить нормы главы 12 НК РФ, которая как раз регулирует отношения по возврату и зачету излишне уплаченных или взысканных сумм. Однако, при применении норм указанной главы Кодекса возникают некоторые проблемы, которым и посвящена работа.

Сначала разберемся с ситуациями, при которых возникает переплата.

Переплата может возникнуть в двух случаях:

1. Совершение ошибочных действий самим налогоплательщиком (излишняя уплата), либо налоговым органом (излишнее взыскание). Этому в основном и посвящена упомянутая глава Кодекса;

2. Переплата может возникнуть и без ошибочных действий. Такая ситуации может возникнуть при признании нормативного акта, устанавливающего налог, недействительным, отмены нормативного акта принявшим его органом, либо изменении системы налогообложения. В этом случае тоже возникает возможность для возврата (зачета) со ссылкой на нормы общей части налогового кодекса (Постановление ФАС СЗО от 30.07.2001 № А42-2832/01-25) если только законодатель не устанавливает специальные правила по поводу переплаченных таким образом сумм. Например, при отмене ЕСН для предпринимателей, перешедших на систему налогообложения в виде ЕНВД, переплаченные суммы налогов возможно было только зачесть, но не возместить из бюджета.

Переплачены могут быть суммы налога, сбора, пени или штрафов.

Налоговое право содержит два пути разрешения ситуации, в которой возникла переплата:

  • зачет
  • возврат излишне уплаченного либо взысканного налога.

    Зачет представляет собой способ исполнения обязанности по уплате налога или сбора при котором суммы, уплаченные изначально в счет одного налогового обязательства считаются уплаченными в счет иного обязательства. Зачет по общему правилу осуществляется налоговым органом (ст. 45, п. 2 ст. 78 НК РФ), но в некоторых случаях (отказ налогового органа в зачете, зачет штрафа) может быть осуществлен в судебном порядке. Налоговый орган может провести зачет самостоятельно либо по заявлению налогоплательщика. Причем по собственной инициативе налоговый орган вправе зачесть излишне уплаченную сумму только в отношении налоговых платежей, по которым имеется недоимка. В счет уплаты пени переплата по налогу может быть зачтена только по заявлению налогоплательщика (п. 5 ст. 78 НК РФ, Постановление ФАС СЗО от 30.07.2001 № А42-2832/01-25).

    Зачету подлежит как сумма излишне уплаченного налога (п. 1 ст. 78), так и сбора, пени (п. 11 ст. 78). Следует обратить внимание на то, что допускается зачет только сумм излишне уплаченного налога, зачет уплаченных за определенный период сумм налога при наличии недоимок по другим периодам, пусть и предшествующим, недопустим (Постановление ФАС СЗО от 23.04.2002 № А56-31835/01).

    Возврат — возмещение из бюджета уплаченных в счет погашения налоговых обязательств сумм. Возврат осуществляется налоговым органом за счет средств соответствующего бюджета.

    Данный способ может быть использован только при соблюдении некоторых условий. Одним из таких условий является отсутствие недоимки перед тем бюджетом, в который произошла переплата (п. 7 ст. 78, п. 1 ст. 79 НК РФ). Здесь имеется в виду недоимка по всем налогам, подлежащим уплате в данный бюджет, а не только по тому налогу, по которому имеется переплата (Постановление ФАС ЗСО от 12.02.2001 № Ф 04/360-56/А45-2001). Наличие недоимки устанавливает налоговый орган и в случае решения вопроса о возврате излишне уплаченного налога в суде обязанность по доказыванию наличия недоимки ложится на налоговый орган (Постановление ФАС ЗСО от 10.04.2002 № Ф04/1208-215/А46-2002).

    Однако положения о том, что возврат излишне взысканных налогов возможен только после зачета рассчитан на добросовестные действия взыскателя. Если же взыскание произведено с нарушением норм НК РФ, то такие действия не могут быть обеспечены защитой, а иск о возврате оспариваемых сумм может быть удовлетворен несмотря на наличие недоимки (Постановление ФАС СКО от 16.11.2000 № Ф08-3163/2000).

    Помимо того, недопустим возврат виртуально уплаченных сумм. Так, для возврата из бюджета сумм налога они должны реально поступить в бюджет (Постановлением ФАС ЗСО от 24.04.2002 № Ф04/1408-248/А46-2002). Уплаченным налогом, подлежащим возврату в порядке ст. 78 НК РФ можно считать только тот налог, который уплачен денежными средствами (Постановление ФАС ЗСО от 24.12.2001 № Ф04/3950-1364/А45-2001), в противном случае суммы переплаты могут быть зачтены только в счет недоимки и будущих платежей (Постановление ФАС ЗСО от 24.12.2001 № Ф04/3953-1363/А45-2001). Однако последнее решение вынесено с учетом местного законодательства, устанавливающего запрет на возмещение из бюджета сумм налога, уплаченных векселями. Потому представляется верным, что возврат излишне уплаченных неденежным способом сумм все же допустим. Другое дело, что данный способ расчетов в налоговом праве теперь практически не используется, и данное положение не найдет практического применения.

    Возврат происходит за счет того бюджета, в который произошла переплата (п. 9 ст. 78 НК РФ, Постановление ФАС ЗСО от 15.04.2002 № Ф04/1333-232/А46-2002) налоговым органом (п. 2 ст. 78 НК РФ, Постановление ФАС ЗСО от 24.01.2001 № Ф04/165-813/А70-2000). Попытки возместить излишне уплаченные налоги за счет иных органов государственной и местной власти не достигли своей цели (Постановления ФАС ЗСО от 4.10.2000 № Ф04/2529-649/А46-2000, от 22.11.2000 №Ф04/3025-780/А27-2000). Осуществление возврата излишне уплаченных налогов и других платежей возложено на органы казначейства, которые наряду с налоговыми органами могут выступать ответчиками по спорам о возврате. Однако указанное положение хотя и нашло подтверждение в судебной практике (Постановления ФАС ЗСО от 24.10.2001 № Ф04/3244-377/А-2001, от 24.10.2001 № Ф04/3219-367/А67-2001), все же было расценено судом как недостаточное основание для отмены судебного решения первой инстанции, где в иске к органу казначейства было отказано ввиду отсутствия полномочий кассационной инстанции по привлечению к участию в деле других лиц и исполнения исполнительного листа о взыскании.

    Возвращает сумму излишне уплаченного налога инспекция по месту учета налогоплательщика. В случае если налогоплательщик подал заявление о возврате излишне уплаченного налога в одну инспекцию, но потом перешел на учет в другую инспекцию, то вопрос о том, какая инспекция будет осуществлять возврат разрешается судами по разному: (Постановление ФАС МО от 12.10.2001 № КА-А40/5712-01), либо (Постановление АС НСО от 03.02.2003 № А45-11648/02-СА12/91) инспекциями. Таким образом, не так уж и важно какой налоговый орган будет осуществлять возврат.

    Применение к возмещению НДС. Отношения по зачету и возмещению НДС до 1 января 2001 г. регулируемые Законом РФ , а после 1.01.2001 главой 26 НК РФ имеют иную природу. Суммы возникают не в результате ошибочных действий налогоплательщика (излишняя уплата налога) или налогового органа (неправомерное взыскание излишней суммы), а в результате самой организации налога на добавленную стоимость, предполагающей, при определенных обстоятельствах, возмещение правильно уплаченных сумм налога. Таким образом, оснований для применения к указанным отношениям положений ст. 78 НК РФ нет (Постановление ФАС ЗСО от 27.04.2001 №Ф04/1190-327/А46-2001).

    Порядок зачета и возврата.

    Срок. Заявление в налоговый орган о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога может быть подано только в течение 3 лет с момента переплаты (п. 8 ст.78 НК РФ, Постановление ФАС ЗСО от 02.04.2001 № Ф04/950-239/А46-2001). Указанный срок распространяется только на заявление о возврате, но не на сам возврат, который может быть осуществлен и по истечении указанного срока (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.01.2001 № 3646/01). Вместе с тем, заявление о возврате сумм излишне уплаченного (взысканного) налога в суд подается по общим правилам о сроке исковой давности, предусмотренным ст. 200 ГК РФ — в течение 3 лет с момента, когда заинтересованному лицу стало известно о факте переплаты (Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О). При пропуске срока установленного налоговым законодательством необходимо заявить ходатайство в суд о применении п. 1 ст. 200 ГК РФ.

    Зачет налоговым органом. Налоговый орган по заявлению налогоплательщика о зачете переплаты в счет предстоящих платежей выносит решение в течение 5 дней. В любом случае, налогоплательщик должен быть проинформирован о принятом по его заявлению решении в течение двух недель с момента подачи заявления.

    Возврат налоговым органом. Возврат налоговым органом может быть осуществлен при соблюдении ранее рассмотренных условий. Необходимо также иметь в виду, что не всякие суммы может вернуть налоговый орган. Так, вернуть суммы уплаченных (взысканных) штрафов возможно только в судебном порядке. В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится в месячный срок со дня подачи заявления о возврате. В данном пункте речь идет о сроке для возврата, а не сроке принятия решения налоговым органом о возврате, направляемом в казначейство (Постановления ФАС ЗСО от 24.10.2001 № Ф04/3244-377/А-2001, от 24.10.2001 № Ф04/3219-367/А67-2001). Проведением налоговой проверки (выездной или камеральной) налоговый орган также не вправе оттянуть момент возврата (Постановление ФАС ЗСО от 22.10.2001 № Ф04/3239-980-981-982/А27-2001). В случае просрочки возврата средств на них начисляются проценты по ставке рефинансирования.

    Обращение в суд. Ст. 21 и 78 НК РФ налогоплательщику предоставлена возможность подать заявление в налоговый орган о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налога. Также законодательство установило обязанность налогового органа рассмотреть указанное заявление и принять по нему решение. Потому обращение в суд с требованием о возврате (зачете) указанных сумм допустимо только в том случае, когда налоговый орган отказал в возврате (зачете) указанных сумм, либо налогоплательщик не получил ответа в установленный законом срок (п. 22 Постановления Пленума ВАС от 28.02.2001 № 5). Поскольку ст. 79 досудебный порядок урегулирования спора о возврате излишне взысканных сумм не предусмотрен, заявление о возврате указанных сумм рассматривается арбитражным судом без предварительного обращения налогоплательщика в налоговый орган (Постановление ФАС СЗО от 08.04.2002 № А44-2778/01-С3-к, от 01.04.2002 № А44-2779/01-С3-к и др.)

    Таким образом, налоговое законодательство предусматривает несколько процедур возмещения излишне уплаченных в бюджет средств в счет погашения налоговых обязательств. Практика правоприменения по данному вопросу пусть и недостаточно большая и порой противоречивая, но уже есть. Радует, что налогоплательщики имеют некие гарантии ответственности государства за деятельность своих органов (налоговых) в форме возмещения убытков причиняемых при невозврате, либо несвоевременном возврате излишне уплаченных средств. Ранее мер по начислению процентов за просрочку возврата законодательство не предусматривало, а сейчас при должном усердии юристов организации и граждане в состоянии защитить свои права в налоговой сфере.

    Статья 78 НК РФ. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа

    Текст статьи.

    Комментарии к статье

    Можно ли вернуть сумму излишне уплаченного налога, если он был уплачен в 4 квартале, при том что организация ликвидировалась в конце 4-го квартала?

    Из Налогового Кодекса с комментариями 2016 г. следует, что у налогоплательщика есть три года, чтобы подать заявление о возврате излишне уплаченного налога с момента обнаружения ситуации (п 7 ст. 78 НК РФ).

    Но, если организация ликвидирована, возвращать переплату по сути некому и некуда – самого налогоплательщика уже не существует.

    Поэтому все мероприятия по возврату излишне уплаченного налога необходимо провести с тем расчетом, чтобы сумма переплаты могла поступить на расчетный счет организации перед тем, как она будет ликвидирована.

    Успеет или нет данная организация вернуть на свой счет переплаченные средства, зависит от того как быстро будет обнаружена ошибка. Так как в нашем случае организация уже находится в стадии ликвидации на момент обнаружения просчета, то чем раньше будет написано и передано в налоговый орган соответствующее заявление о возврате, тем лучше.

    По ст. 78 НК РФ после получения заявления, налоговый орган за 10 дней выносит свое решение, затем, если оно положительно, направляет поручение в орган Федерального казначейства, который уже перечисляет сумму на расчётный счет компании.

    По закону общий срок осуществления всех этих операций не может длится более одного месяца со дня подачи заявления организацией.

    Перед ликвидацией организация обязательно проходит налоговую проверку. Скорее всего в ходе такой проверки и будет выяснено, что ликвидируемая компания переплатила некоторую сумму в бюджет за определенный квартал. Если при этом у фирмы нет долгов перед налоговой, то эта переплата подлежит возвращению в течение месяца со дня обнаружения.

    То есть сумму излишне уплаченного в 4 квартале налога можно вернуть в том случае, если соответствующее заявление будет подано не позднее чем за месяц до фактической ликвидации организации.

    Возможен ли возврат переплаты по налогу на прибыль, если прошло больше трех лет с его уплаты?

    Рассмотрим ст 78 нк рф с комментариями 2016 г. По этой статье заявить о возврате переплаченного налога плательщик может в течение трех лет с его уплаты. Иное может быть указано в законодательстве.

    Как быть организации, пропустившей этот трехлетний срок? Здесь всё будет зависеть от причин пропуска. В любом случае добиться чего-либо в такой ситуации можно только через суд.

    Конституционный суд РФ признаёт допустимым обращение с иском о возврате переплаченного налога при пропуске сроков. При этом будут действовать общие сроки исковой давности. Исчисляться срок давности начнёт с того дня, когда фирма узнала или должна была понять, что нарушено её право.

    Чтобы осуществить возврат переплаты по налогу на прибыль при пропуске трехлетнего срока обращения за этой переплатой, организации потребуется доказать, что срок был пропущен по существенной причине. А именно, что фирма узнала об этом после уплаты налога. Судя по судебной практике, доказать такое не просто, но возможно.

    Например, если фирма узнала об излишней уплате из акта сверки, то она может настаивать в суде, чтобы трехлетний срок начинал исчисляться с момента сверки. Или она узнала о налоговой ошибке от аудиторов, и тогда может считать отправной точкой дату выдачи аудиторского заключения.

    Если организация пропустила срок возврата переплаты, это не значит что она навсегда лишается права использовать свои средства. Даже если суд не поможет перенести срок возврата, переплаченные деньги можно зачесть в счёт будущих недоимок по налогам, или в счёт штрафов и пеней. Правда для этого важно всё равно подать заявление о возврате, несмотря на то, что три года уже прошли. Инспекция в возврате откажет, но будет зафиксирован факт переплаты.

    То, что ст 78 НК РФ ограничивает срок подачи заявления о зачёте или возврате переплаченного налога 3 годами, указывает лишь на то, что плательщик по прошествии трех лет больше не может сам решить — вернуть свои деньги или зачесть в счёт других налогов. Налоговая инспекция может самостоятельно погашать недоимки по другим налогам или штрафы из суммы этой переплаты.

    Итак, по нормам налогового права с комментариями 2016 года возврат переплаты по прошествии трех лет возможен, если доказать в суде иное исчисление этого срока (которое расходится с представлениями налоговой службы). Зачесть же переплату в счёт недоимок или штрафов налоговая инспекция обязана в любом случае — срок здесь не имеет значения. Если налоговый орган этого не сделает, и несмотря на наличие излишне заплаченных сумм будет взыскивать налог равный или меньший по размеру, то суд может обязать инспекцию засчитать переплату.

    Может ли заявление о зачёте излишнего налога быть представлено в произвольной форме?

    Ст 78 НК РФ в новой редакции допускает зачёт переплаченного налога в счёт будущих платежей. Делается это по решению Налоговой службы и по заявлению налогоплательщика. По новым правилам оно может быть как письменным, так и электронным. Если заявление передаётся в электронной форме, то на нём обязательно должна стоять электронная подпись. Таковы нормы п 4 ст 78 НК РФ в новой редакции.

    ФНС России в приказе от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected] разработала форму такого заявления.

    Но при этом в Налоговом кодексе нигде не содержится указания, что заявление о зачёте переплаты должно подаваться в форме, разработанной ФНС. Значит, произвольная форма заполнения такого заявления тоже допустима.

    Ст 78 НК РФ содержит случаи отказа в зачёте или возврате переплаченного налога. Такого основания для отказа, как подача заявления не по форме ФНС, там нет. Поэтому отказать в зачёте денег в счёт будущих платежей из-за формы документа Налоговая служба не вправе.

    Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

    Пунктом 1 статьи 78 НК РФ установлено, что сумма образовавшейся переплаты по налогам, сборам подлежит:

    — зачету в счет предстоящих платежей;

    Новая редакция пункта 1 комментируемой статьи, изложенная в соответствии с Федеральным законом 137-ФЗ, предусматривает, что зачет излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов будет производиться по соответствующим видам налогов и сборов, а также по начисленным пеням по этим видам налогов.

    Статьей 7 Федерального закона 137-ФЗ (Приложение №23) установлены переходные положения. Так, порядок зачета и возврата излишне уплаченных сумм федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов в счет соответствующих налогов (и соответствующих пеней и штрафов) будет применяться только с 1 января 2008 года. Со дня вступления данного Закона в силу и до 1 января 2008 года, суммы излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов возвращаются (зачитываются) за счет сумм, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет (пункт 10 статьи 7 Федерального закона 137-ФЗ) (Приложение №23).

    При этом суммы налогов, уплаченные до 1 января 2007 года и подлежащие возврату, будут возвращаться налогоплательщику по правилам, действующим до вступления Закона 137 ФЗ в силу (пункт 9 статьи 7 Федерального закона 137-ФЗ) (Приложение №23). Сумма переплаты, уплаченная до 1 января 2007 года в иностранной валюте и подлежащая зачету (возврату) после 31 декабря 2006 года, зачитывается (возвращается с начисленными процентами) в валюте Российской Федерации, пересчет производится по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата (взыскание) (пункт 11 статьи 7 Федерального закона 137-ФЗ) (Приложение №23).

    Таким образом, согласно новым правилам, вступающим в силу с 1 января 2008 года, федеральные налоги будут зачитываться в счет федеральных, региональные в счет региональных, местные в счет местных.

    С 1 января 2008 года станет возможным в полном объеме зачесть переплату по налогу на прибыль в счет недоимки по налогу на добавленную стоимость, поскольку оба налога относятся к федеральным налогам.

    Окончание примера.

    В соответствии с пунктом 2 зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено комментируемой статьей.

    Пунктом 3 статьи 78 НК РФ налоговому органу предписано сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога. В соответствии с внесенными изменениями, срок такого сообщения уменьшен с одного месяца до десяти дней.

    В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога у налогового органа или налогоплательщика возникает право предложить проведение совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, который должен быть подписан налоговым органом и налогоплательщиком.

    Заявление налогоплательщика о проведении сверки может быть подписано должностным лицом налогоплательщика, его законным или уполномоченным представителем. В случае подписи уполномоченного представителя налогоплательщика должна быть в наличии копия документа (доверенность), подтверждающего полномочия уполномоченного представителя в соответствии со статьей 29 НК РФ.

    В заявлении налогоплательщику следует указать дату сверки расчетов, способ получения документов, виды налогов и КБК, по которым налогоплательщик предлагает провести сверку расчетов.

    Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

    Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

    На основании пункта 5 статьи 78 НК РФ, зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, о также задолженности по пеням, штрафам не ставится в зависимость от подачи заявления налогоплательщиком и может быть при обнаружении произведен налоговым органом самостоятельно. Решение в этом случае выносится в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения факта излишней уплаты или со дня подписания акта сверки (если таковая проводилась) либо со дня вступления в силу решения суда. До вступления в силу новой редакции НК РФ, налоговый орган имел возможность самостоятельно зачесть переплату только в счет погашения недоимки по налогу. Поэтому переплата по налогу не могла быть направлена, в счет погашения недоимки по пеням без соответствующего заявления налогоплательщика, о чем свидетельствовала сложившаяся арбитражная практика. (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 декабря 2005 года №Ф04-8679/2005(17509-А27-35) (Приложение №169), Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 января 2006 года № А05-8548/2005-12 (Приложение №175)).

    В то же время НК РФ допускает возможность налогоплательщику предоставить заявление на зачет переплаты в счет недоимки, в таком случае, десятидневный срок будет отсчитываться с момента получения налоговым органом такого заявления или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

    Пунктом 6 комментируемой статьи установлены положения, касающиеся возврата излишне уплаченного налога. Такой возврат осуществляется по заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом указанного заявления. Обязательным условием возврата является предварительный зачет по недоимке (пеням и штрафам).

    Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

    В пределах указанного срока налоговый орган обязан направить поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения о возврате этой суммы налога, в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

    При нарушении месячного срока на возврат средств на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата (пункт 10 статьи 78 НК РФ).

    Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата (в настоящее время 10,5 процентов).

    В том случае, если проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, то на основании пункта 12 статьи 78 НК РФ, налоговый орган должен принять решение о возврате оставшейся суммы процентов. Установлен трехдневный срок для принятия такого решения. При этом проценты рассчитываются исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога.

    О дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств территориальный орган Федерального казначейства уведомляет налоговый орган.

    Согласно пункту 7 заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

    Обо всех предпринятых действиях (зачет, возврат либо отказ в таковых) налоговый орган сообщает налогоплательщику в течении пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

    Помимо установленных обязанностей, теперь налоговому органу предписано документально фиксировать факт передачи сообщения о принятом решении о зачете или возврате налога и дату его получения налогоплательщиком.

    Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

    Положения данной статьи с учетом изменений позволяют производить зачет или возврат не только сумм излишне уплаченных налога, сбора, пени, но также зачет или возврат сумм излишне уплаченных штрафов, авансовых платежей и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

    Стоит отметить, что на авансовые платежи порядок применения зачета (возврата) суды распространяли и ранее (пункт 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2005 года №98) (Приложение №125).

    Таким же образом решался и вопрос о возврате излишне уплаченного штрафа (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 января 2006 года №А56-6911/2005) (Приложение №177).

    Теперь это законодательно закреплено в пункте 14 статьи 78 НК РФ.

    С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

    Зачет (возврат) излишне уплаченного налога. Систематизируем, размышляя

    Конфликты между контролирующими органами и налогоплательщиками, использующими (в соответствии с действующим законодательством) право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога, – не редкость. Данной процедуре посвящено немало статей и разъяснений. Но зачастую информация в них разрозненна, не определяет поведения налогоплательщика в подобного рода ситуациях.

    В рамках этой статьи мы попытаемся систематизировать сведения о процедуре зачета (возврата) излишне уплаченного налога, обозначив ряд наиболее важных моментов.

    Зачет и возврат: ознакомимся с понятиями

    Излишней уплатой суммы налога признано зачисление на счета бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 11074/05).

    На практике порой возникает ситуация, когда не налогоплательщик должен бюджету, а бюджет – налогоплательщику. Причиной могут являться как чисто технические ошибки (при оформлении, например, платежного поручения на перечисление налога), так и порожденные недостаточным знанием налогового законодательства (допущенные при формировании налоговой базы). Кроме того, налог может быть неправомерно взыскан инспекцией в рамках налоговой проверки.

    При возникновении такой ситуации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пеней, штрафов (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ), а у налогового органа возникает обязанность осуществить возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налогов (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).

    Зачету (возврату) излишне уплаченного налога посвящена ст. 78 НК РФ. Стоит отметить, что данная норма применяется к случаям, когда налогоплательщик самостоятельно (без участия налогового органа) перечислил лишнюю сумму в бюджет. Если денежные средства перечислены во исполнение решения налогового органа, к процессу «подключается» ст. 79 НК РФ (такие ситуации в нашей статье не рассматриваются).

    Итак, «зачет» и «возврат» – в чем разница между данными понятиями? По мнению Президиума ВАС (Постановление от 29.06.2004 № 2046/04), зачет излишне уплаченной суммы налога – это сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период, влекущее недополучение бюджетом сумм налоговых платежей, внесенных ранее. Под возвратом понимается изъятие из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней. Как видим, существенных различий между зачетом и возвратом налоговых платежей по экономическому содержанию не имеется, фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика (постановления ФАС МО от 29.09.2010 № КА-А40/11549-10, ФАС СЗО от 05.07.2010 № А56-67284/2009, определения ВАС РФ от 06.08.2010 № ВАС-10227/10, от 24.11.2008 № 15129/08). Аналогичного мнения придерживаются налоговики (Письмо ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431).

    Важные процедурные моменты зачета (возврата) излишне уплаченного налога

    Момент 1: «контрольный»

    Переплата по налогу должна контролироваться самим налогоплательщиком как наиболее заинтересованным лицом, однако данный факт может быть обнаружен и налоговой инспекцией, причем последняя обязана известить об этом налогоплательщика в течение 10 дней (п. 3 ст. 78 НК РФ) [1] .

    В целях применения норм НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он напрямую не установлен в календарных. Рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

    Момент 2: сначала зачет в счет погашения недоимки, потом – возврат

    Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется только в том случае, если налогоплательщик не имеет недоимки (суммы, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок, – см. п. 2 ст. 11 НК РФ) по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам (п. 6 ст. 78 НК РФ).

    Поэтому в случае, когда у налогоплательщика имеется недоимка, возврат производится после зачета суммы переплаты в счет ее погашения (п. 5 ст. 78), и только после этой процедуры сумма излишне уплаченного налога может быть возвращена налогоплательщику.

    В соответствии с п. 1 ст. 12 НК РФ в РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Так, НДС относится к федеральным налогам (ст. 13 НК РФ), поэтому сумма излишней уплаты по нему может быть зачтена в счет недоимки по другим федеральным налогам (например, акцизам, НДФЛ, налогу на прибыль организаций, НДПИ) (дополнительно см. Письмо Минфина России от 13.12.2011 № 03-05-06-01/86).

    В соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ зачет в счет погашения недоимки налоговики осуществляют самостоятельно в течение 10 дней со дня обнаружения ими факта излишней уплаты налога или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов, если таковая проводилась.

    Однако данное положение не мешает налогоплательщику самому заявить в налоговый орган о своем желании зачесть суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки. В этом случае решение налоговиков о зачете в счет погашения недоимки принимается в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

    Надо отметить, что предложение о проведении сверки может исходить как от налогоплательщика, так и от налогового органа. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом [2] , который вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).

    Момент 3: направляем переплату по налогу в счет предстоящих платежей

    Переплата по налогу может быть направлена не только на погашение недоимки, но и в счет предстоящих платежей (п. 4 ст. 78 НК РФ).

    Иными словами, в случае если у налогоплательщика имеется переплата (по налогу на прибыль), он имеет право зачесть ее в счет расчетов по налогу, начисление которого к уплате в соответствующий бюджет только предстоит (к примеру, НДС). В Письме Минфина России от 02.09.2011 № 03-02-07/1-315 обращается особое внимание на то, что налоговый орган не вправе без заявления налогоплательщика проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящей уплаты этого или других налогов (п. 4 ст. 78 НК РФ). Причем налогоплательщик должен сделать это самостоятельно, указав в заявлении конкретную сумму предстоящего платежа, в счет которого он просит зачесть сумму излишне уплаченного налога. Следовательно, налогоплательщик, проявляя заинтересованность в зачете, представляет соответствующее заявление (с указанием конкретной суммы предстоящего платежа, в счет которого он просит зачесть сумму излишне уплаченного налога) самостоятельно и (обратите внимание!) заблаговременно – с тем, чтобы не допустить недоимки по платежам.

    Данный момент хорошо показан на примере, приведенном в Письме Минфина России от 25.07.2011 № 03-02-07/1-260. В последний день для уплаты НДС за IV квартал 2010 года (20.01.2011) организация направила в налоговый орган заявление о зачете суммы переплаты по налогу на прибыль в счет уплаты НДС. Решение о зачете принято налоговым органом 31.01.2011, за период с 21.01.2011 по 31.01.2011 организации начислены пени. Минфин разъясняет: имея переплату по налогу на прибыль и планируя зачесть ее в счет будущих платежей по НДС, вовсе не обязательно дожидаться последнего дня для начисления и уплаты НДС за конкретный квартал, чтобы подать соответствующее заявление. Это можно сделать заблаговременно. В противном случае по НДС неминуемо образуется недоимка, и даже если она будет погашена зачетом, пени за просрочку уплаты налога придется заплатить (как минимум за период с 21-го числа соответствующего месяца по день принятия налоговым органом решения о проведении зачета).

    Момент 4: о подаче заявлений о зачете (возврате) налогов

    Налоговики обязаны вернуть переплату налогоплательщику в течение одного месяца со дня получения от организации заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ).

    Минфин считает, что возможность подавать подобные заявления в электронном формате ст. 78 не предусмотрена (Письмо от 09.11.2011 03-02-08/115), в отличие от иных статей НК РФ, в которых есть специальные указания на возможность направления в налоговые органы документов по телекоммуникационным каналам связи.

    К сведению

    Налоговые органы могут в электронном виде направлять налогоплательщику требования об уплате налога (ст. 69 НК РФ), решения о возмещении суммы НДС (ст. 31 НК РФ, Приказ ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/[email protected]), акты совместной сверки расчетов (ст. 32 НК РФ). В свою очередь, налогоплательщики представляют в электронном виде налоговые декларации (п. 1 ст. 80 НК РФ), документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждающие правильность их исчисления (ст. 31 НК РФ).

    Таким образом (делает вывод Минфин), поименованные в ст. 78 НК РФ заявления подаются на бумажном носителе. Аналогичное мнение сложилось у высшего налогового ведомства страны (Письмо ФНС России от 08.07.2010 № ШС-37-8/[email protected]).

    Возможно, в процессе обработки налоговым органом заявления будут выявлены расхождения по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме. В данном случае налоговый орган в силу п. 3.2.2 Методических рекомендаций [3] обязан возвратить копию первоначально представленного заявления налогоплательщику без исполнения с приложением сальдо расчетов с бюджетом и предложением провести совместную сверку расчетов.

    Когда все разногласия будут урегулированы, а налогоплательщик представит в инспекцию новое заявление, налоговый орган в течение 10 дней со дня его получения примет решение о проведении возврата по налогу.

    Момент 5: сроки подачи заявления

    Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

    В случае пропуска трехлетнего срока для возврата излишне уплаченного налога налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства (Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О).

    На практике налоговые инспекторы используют любую возможность, чтобы отказать в возврате излишне уплаченного налога, и чаще всего поводом для отказа служит истечение отведенного срока. Однако если налогоплательщик по той или иной причине пропустил указанный в НК РФ срок, это еще не означает, что он будет лишен права вернуть образовавшуюся переплату через суд.

    При таких обстоятельствах стоит обратить внимание на п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5, в котором указано: обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

    Доказать, что организация узнала об излишней уплате налога позже момента его уплаты, порой очень непросто. В отношении судебных споров особое значение имеют первичные документы и особенности рассматриваемой ситуации. Поэтому в каждом конкретном случае судьи могут по‑разному оценивать доводы, представленные налогоплательщиком и налоговиками (ст. 71 АПК РФ). Но в любом случае суды должны учитывать все обстоятельства, имеющие значение для дела.

    С учетом сказанного отметим: даже если три года с момента образования переплаты по налогу прошли, подать заявление в налоговую инспекцию все же следует. При получении отказа от налоговиков (в чем сомневаться не приходится) факт обращения в инспекцию будет зафиксирован. А значит обращение налогоплательщика в арбитражный суд будет произведено с соблюдением предусмотренного законом порядка (сначала заявление и получение законного отказа от налоговиков, а только потом – суд).

    Момент 6: о принятом налоговиками решении узнаем от них

    Налоговый орган обязан в письменной форме сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).

    Момент 7: задержался – плати

    За задержку налоговым органом возврата излишне уплаченного налога организации положены проценты. Они подлежат уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата исходя из ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).

    Налоговики, руководствуясь п. 3.2.7 Методических рекомендаций, указывают, что ставку необходимо разделить на количество дней в году (365 или 366, если год високосный).

    Однако, по мнению судебных органов, при расчете подлежащих уплате процентов годовых по ставке рефинансирования ЦБР, число дней в году принимается равным 360, а в месяце – 30. Данное мнение изложено в постановлениях пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 08.10.1998 № 13/14, ФАС МО от 16.02.2011 № КА-А40/124-11, ФАС СКО от 19.08.2010 № А53-27429/2009, ФАС ПО от 03.11.2009 № А65-24431/2008, ФАС СЗО от 07.10.2009 № А52-245/2009.

    Напомним, что начисление процентов направлено на восстановление имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налоговиков. Поэтому проценты взыскиваются с инспекции независимо от того, вернула она налог (с нарушением сроков) или ее обязанность по возврату в дальнейшем прекратилась зачетом, к примеру, если НДС, излишне уплаченный за один налоговый период, впоследствии был направлен на погашение недоимки, сложившейся в другом налоговом периоде. Независимо от того, что сумма переплаты фактически уменьшилась, проценты должны быть начислены за весь период нарушения срока возврата переплаты, то есть с даты появления у организации права на возврат (спустя месяц после подачи заявления) и по дату фактического возврата процентов налоговой инспекцией (Постановление ФАС УО от 09.06.2008 № Ф09-3220/08-С2).

    До недавнего времени налоговики придерживались мнения, что правило о начислении процентов применяется лишь в отношении задержки с возвратом налога, поэтому организация не вправе рассчитывать на получение процентов за задержку с процедурой зачета. С выходом в свет Письма ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431, в котором высшее налоговое ведомство страны признало, что для начисления процентов не имеет значения, в какой форме был произведен возврат, можно рассчитывать на существенное уменьшение числа споров между контролирующими органами и налогоплательщиками по вышеуказанной проблеме (данная позиция в полной мере согласуется с точкой зрения Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 29.06.2004 № 2046/04).

    Советуем вам проводить сверку расчетов с бюджетом не реже раза в год (а может быть, и раза в квартал), что позволит вовремя определить наличие переплаты и принять необходимые меры для возврата излишне перечисленных сумм налога. В любом случае своевременное урегулирование возникающих разногласий с налоговиками избавит вас от судебных тяжб.

    [1] В соответствии с формой, установленной приложением 6 к Приказу ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/[email protected] «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (далее – Приказ № ММ-3-1/[email protected]).

    [2] Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ-3-25/[email protected]

    [3] Методические рекомендации по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, утв. Приказом ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/[email protected]

    Смотрите еще:

    • Приказ минздравсоцразвития от 260411 Приказ минздравсоцразвития от 260411 Выполнять, иду 342н 26.04.11 рф от приказ минздравсоцразвития существовала Ей это 26.04.11 удалось, залезли в головной приказ глубже, порылись там хорошо, а уж 342н привели в […]
    • Закон служебная командировка Служебная командировка Неизбежной частью рабочего процесса многих организаций являются командировки. Причем в этом процессе участвует не только сотрудник, который командируется организацией, но и кадровая служба. Кадровая служба является […]
    • Страховой стаж без начислений Что такое страховой стаж Наличие стажа играет первостепенную роль в финансовом обеспечении гражданина, как в период его активной трудовой деятельности, так и в годы его нахождения на пенсии. Одним из видов стажа, то есть времени, когда […]
    • За какие года начисляют пенсию За какие года начисляют пенсию Ежегодно у нас в стране выходит на пенсию около двух миллионов человек. Как начисляется пенсия в 2017 году, что влияет на ее размер - для большинства из них загадка . Разберемся как это делается и поможем […]
    • Пенсия вдовам афганцев Для лиц, которые участвовали в военных действиях в Афганистане, государство предусмотрело социальные гарантии. Рассмотрим, какие виды льгот положены участникам Афганской войны, величину выплат и порядок их получения. Кто относится к […]
    • Права и обязанности ученика в школе по новому закону об образовании Права и обязанности учащихся Неотъемлемой составляющей образования является воспитание - педагогически рациональное управление процессам развития личности ребенка. Такое его понимание закреплено в Законе РФ «Об образовании» и находит […]
    • Фмс патент в москве Патент на работу для граждан Украины Стоимость: согласно официальным ценам ММЦ в Сахарово. Легальность патента: в итоге вы получите 100% легальный патент, подлинность которого сможете проверить самостоятельно на официальном сайте […]
    • Заявление супругов о распределении имущественного налогового вычета Правила составления заявления на распределение имущественного вычета между супругами В соответствии с налоговым законодательством РФ каждый, кто приобрел недвижимость, имеет право получить назад часть уплаченных средств в виде возврата […]