Волкова лС логопедия учебное пособие

Оглавление:

Волкова лС логопедия учебное пособие

ЛОГОПЕДИЯ
Под редакцией профессора
П. С. Волковой
Допущено
Госкомитетом СССР по народному образованию
в качестве учебного пособия
для студентов педагогичиских институтов
по специальности

МОСКВА 1989
\
Авторы:
\ Г Во\ова P И.Л\асв\Ь.ММ\-тюки\.Б.М.Гришипун.Г.В.Чи\
КИ11Ч» F В Лаврова, Г. А.Волкова. В. И. Селиверстов, С.Н.Шаховская,
М. К. Б\рлакова, Л. Г. Парамонова, Т. Б. Филичева. Л. И. Белякова
ОТ РЕДАКТОРА

Рецензенты:
доктор психологических и фили.югических наук, профессор А. АЛеош ь-
(в доктор пе\гогичес\х наук, профессор Е.Ф.Собогович: кафедра
пс\ппато.-югин и логопедии Свердловского педагогического института
Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов
fiii спец /Л.С. Волкова, Р. И. Лалаева,
1\ М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. — М: Просве-
щение, 1989. -528 с.: ил.
В пособии рассматриваются теоретические и методологические основы
погопе\и, различные формы нарушений речи. краткая история логопедии,
а также погросы организации логопедической работы. Книга построена
с учетом традиционного подхода к патологии речи. В неи излагаются до-
стижения советской и \арубежно\теории и практики логопедии. В приложе-
нии ппшюип-ся терминологический словарь.
Нособие предназначено студентам дефектологических факультетов
педагогических институтов, его могут использовать и логопеды-практики.
43000000-373
j\— til-w
103(033)-89
ISBN 5-09-000754-3
ББК 74.3
c Л. С. Волкова и др.. 1989
Настоящее учебное пособие по логопедии предназначается для
студентов дефектологических факультетов педагогических институ-
тов. Издание данного пособия направлено на повышение качества
подготовки педагогических кадров, совершенствование педагогиче-
ской, а также логопедической работы с детьми.
Основное направление настоящего учебного пособия педаго-
гическое. В нем проводится мысль о том, что формирование пра-
вильной речи и других функциональных систем у детей с речевыми
нарушениями, коррекция их поведения представляют собой органи-
зованный и целенаправленный воспитательный и учебный процесс.
Материал учебного пособия дается в соответствии с программой
и учебным планом для отделений логопедии дефектологических фа-
культетов. Готовя настоящее учебное пособие, авторы помнили о
том, что усвоение логопедии предваряется знаниями студентов, по-
лученными п\и изучении смежных с логопедией дисциплин: психо-
логии, педагогики, психолингвистики, медицинских дисциплин. В са-
мом учебной пособии использованы и объединены достижения цело-
го ряда дисциплин, изучающих речь и речевую деятельность, — от
физиологии высшей нервной деятельности до общей лингвистики.
Авторский коллектив стремился к тому, чтобы преобладающим при
оценке дефектов речи и их преодолении был психолингвистический
подход, опирающийся на знания студентов, полученные в курсе
психологии речи.

Все этО в целом обеспечивает комплексный подход к изучению
и устранению особенно сложных и системных нарушений речи.

Учебное пособие состоит из четырех разделов и соответствую-
щих глав.

В первом разделе пособия рассматриваются теоретические и ме-
тодологические основы логопедии. В последующих разделах излага-
ются учение о различных речевых нарушениях и путях их преодож»-
ния, а также вопросы организации логопедической работы, истории
логопедии в соответствии с каждой рассматриваемой проблемой.
В конце пособия дан терминологический словарь.

В каждой главе, где раскрываются нарушения речи н пути их
преодоления, предусматривается: характеристика речевого наруше-
ния в историческом аспекте, этиология, механизмы, симптоматика,
классификация, динамика, методы н приемы логопедического обсло\
дования и воздействия, вопросы организации логопедической помо-
щи и профилактики речевого нарушения. Все главы заканчиваются

основными выводами, контрольными вопросами и заданиями, а так-
же списком литературы.

В пособии даются наиболее устоявшиеся определения наруше-
ний речи, уточненные и дополненные авторским коллективом.

Содержание учебного пособия, его структура, вычленение акту-
альных проблем», контрольные вопросы и задания, литература к
каждой главе предусматривают создание максимальных возможно-
стей для активизации самостоятельной и исследовательской работы
студентов по логопедии.

При подготовке учебного пособия учитывался традиционный
подход н решении вопросов о речевых нарушениях, заложенный ос-
новоположниками советской логопедии и представленный в имею-
щихся учебниках и учебных пособиях (Н.А.Власовой, Р.Е. Ле-
виной, В.К.Орфинской, О.В.Правдиной, Р.Ф.Рау и Ф. A. Pay,
М. Е. Хватцева и др.), а также новые научные данные. Учитывались
данные логопедической науки и практики, отражающие современное
состояние и тенденции дальнейшего развития советской и зару-
бежной теории и практики логопедии.

Основное внимание в соответствии с постановлениями ЦК КПСС
и Совета Министров СССР о школьной реформе уделяется подго-
товке учителя-логопеда для работы с детьми дошкольного и школь-
ного возраста. Этим подчеркивается основная направленность лого-
педии на предупреждение дальнейшего развития речевых дефектов
и их влияния на формирование личности ребенка. В связи с этим
только в отдельных разделах учебного пособия рассматриваются
вопросы коррекции нарушений речи у взрослых.

Настоящее учебное пособие подготовлено коллективом авторов,
в состав которого входили логопеды и врачи дефектологических
факультетов МГПИ им. В.И.Ленина, ЛГПИ им. А. И. Герцена,
МГЗПИ, НИИ дефектологии АПНСССР и НИИ неврологии АМН
СССР.

Авторами глав являются: глава 1 — Л. С. Волкова, Р. И. Лалае-
ва, Е.М.Мастюкова, главы 2, 3, 8, 18-Е.М.Мастюкова; главы
4, 6-Б. М. Гриншпун, глава 5-Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева;
глава 7 -Г. В. Чиркина, глава 9- Е. В. Лаврова: главы 10, 11 —
Г. А. Волкова, В. И. Селиверстон: глава 12 — Б. М. Гриншпун,
С. Н. Шахинска\ глава 13

М. К. Бурлаковл; главы 14, 17 — —
Р. И. Лалаева; глава 15 — Л. Г. Парамонова; глава 16 — Л. С. Вол-
кова, главы 19, 20, 21, 22 -Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина; глава
23-Л. И. Белякова.

Авторский коллектив выражает искреннюю признательность
всем, кто взял на себя труд глубоко и критично отрецензировать
проспект пособия и само учебное пособие, а также принять участие

в их обсуждении.

Все замечания и пожелания, направленные на дальнейшее со-
вершенствование учебного пособия, будут приняты авторами с
большой благодарностью.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЛОГОПЕДИИ

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ. СВЯЗЬ
ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИИ
КАК НАУКИ. ЛИЧНОСТЬ СОВЕТСКОГО ЛОГОПЕДА.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ

Логопедия как наука. Определение, предмет
, и объект логопедии

Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их пре-
дупреждения, выявления и устранения средствами специального
обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы,
симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности,

Термин происходит от греческих корней: логос (сло-
во), пайдео (воспитываю, обучаю) — и в переводе означает .

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и
процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой дея-
тельности. Объект изучения -человек (индивидуум), страдающий
нарушением речи.

Нарушения речи,изучаются физиологами, невропатологами, пси-
хологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их
под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами
и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства
речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специ-
ально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к
специальной педагогике.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная,
школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

/ Цель и задачи логопедии

Основной целью логопедии является разработка научно обосно-
ванной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нару-
шениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Советская логопедия проникнута оптимизмом и глубоким гума-
низмом, который заключается в создании наиболее благоприятных
условий для всестороннего развития личности детей с нарушениями
речи. В основе се оптимизма лежат важнейшие положения марксист-
ско-ленинской философии о диалектическом взаимодействии биоло-
гического и социального, о возможности преодоления или смягчения
биологического дефекта путем целенаправленного специфиче-
ского социального воздействия. И. II. Павлов, подчеркивая чрезвы-

чайную пластичность центральной нервной системы и ее неограни-
ченные кимпснсаторные возможности, писал: «.

Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить
следующие ее задачи:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных
формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и степени
проявлений нарушений речи.

3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития
детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влия-
ния речевых расстройств на формирование их личности, психиче-
ское развитие, на осуществление различных видов деятельности, по-
ведения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Логопедия, Учебник для ВУЗов, Волкова Л.С.

Логопедия, Учебник для ВУЗов, Волкова Л.С.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ.
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной речи».

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Под редакцией профессора, заслуженного деятеля науки РФ

Л.С. Волковой

Издание пятое, переработанное и дополненное

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника

для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений

Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / Под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 704 с.: ил. ISBN 5-691-01357-2.

В учебнике рассматриваются методологические, теоретические и практичес­кие аспекты логопедии, а также вопросы организации логопедической работы. Описаны традиционные подходы и современные новые технологии в методике логопедической работы, излагаются достижения отечественной и зарубежной те­ории и практики логопедии. В книге представлены понятийно-категориальный и терминологический словарь.

Учебник предназначен для студентов дефектологических факультетов педа­гогических вузов и учителей-логопедов. Первое издание вышло в 1989 году.

От научного редактора 9

Теоретические основы логопедии

Глава 1. Логопедия как специальная педагогическая наука 14

Глава 2. Этиология нарушений речи 20

Глава 3. Классификация нарушений речи 27

Глава 4. Методы логопедического воздействия 35

Виды нарушений голоса и речи и их коррекция

Глава 5. Нарушения голоса 41

Глава 6. Дислалия 57

Глава 7. Ринолалия 82

Глава 8. Дизартрия 97

Глава 9. Нарушения темпа речи 130

Глава 10. Заикание 143

Глава 11. Алалия 180

Глава 12. Афазия 209

Глава 13. Нарушения письменной речи 238

Логопедическая работа при фонетико-фонематическом и общем недоразвитии речи. Нарушения речи и их коррекция при сенсорной и интеллектуальной недостаточности

Глава 14. Обучение и воспитание детей с фонетико-

фонематическим недоразвитием речи 259

Глава 15. Обучение и воспитание детей

с общим недоразвитием речи 265

Глава 16. Особенности логопедической работы

при нарушениях слуха 285

Глава 17. Особенности логопедической работы

при нарушениях зрения 291

Глава 18. Логопедическая работа при интеллектуальной

Организация логопедической помощи в России.

Профилактика речевых нарушений

и предупреждение вторичных дефектов

Глава 19. Система специальных учреждений для детей

с нарушениями речи 307

Глава 20. Отбор в специальные учреждения для детей

с нарушениями речи 321

Глава 21. Профилактика речевых нарушений

и предупреждение вторичных дефектов 329

Термины и понятия логопедии 335

Без речи нет ни созна­ния, ни самосознания.

ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Выход настоящего, пятого издания учебника «Логопе­дия» приурочен к двум датам: в 2003 году исполнилось 120 лет со дня рождения профессора Хватцева, а в 2004 го­ду — 45 лет с момента последнего выхода в свет его учебни­ка «Логопедия».

Перед научным редактором юбилейного издания «Лого­педии» Л.С. Волковой, ученицей профессора Хватцева, дол­гое время работавшей под его руководством, стояла задача кардинальной переработки содержания и структуры учеб­ника с учетом требований современной науки и практики.

В работе приняли участие многие авторы, представляю­щие разные научные школы и направления, но объединен­ные общим стремлением — создать учебник нового поколе­ния. Научный редактор выражает им всем искреннюю признательность.

Перечень внесенных в учебник изменений может быть представлен следующим образом: В целях снятия неоправданного дублирования систематизированы задачи логопедии, многие из которых явля­ются крайне актуальными.

Систематизированы общедидактические и специфичес­кие принципы — в главе 1 учебника они рассматриваются как теоретическая и методическая основа науки, а также анализа речевых нарушений и логопедического взаимодействия.

Даны методические рекомендации относительно особенностей логопедической работы с детьми, имеющими детские церебральные параличи и задержку психического развития, в главах «Дизартрия» и «Логопедическая ра­бота при интеллектуальной недостаточности».

Данные о распространенности речевой патологии сведены до минимума, так как они очень быстро устаревают.

В главе 1 показана общая тенденция резкого роста раз­личной речевой патологии. Причины же такого роста рас­сматриваются в главе 2 «Этиология нарушений речи».

Изменена последовательность глав о речевой патологии. Она приведена в соответствие с той последовательностью, которая дается в главе 3, посвященной классификации речевых нарушений.

В соответствии с логикой изложения материала о рече­вых нарушениях и организации работы переструктури­рованы III и IV разделы, главы «Нарушения голоса» и «Афазия».

Внесены изменения и дополнения в трактовку уровневого подхода речевой сформированности у детей с глубокими дефектами зрения. Они унифицированы с общепринятыми в науке уровнями, но сохраняют свою специфичность. В трактовку уровней общего недоразвития речи (раздел IV) добавлены новые исследователь­ские материалы по IV уровню ОНР (по Т.Б. Филичевой).

Изменены вопросы и задания к материалу глав, в списки литературы включены новые и дополнительные названия для того, чтобы студенты могли использовать более широкий круг исторических и современных литературных источников.

В словаре рассматриваются понятийно-категориальный аппарат, а также исторический справочный материал о персоналиях в логопедии.

Учебник предназначен студентам дефектологических фа­культетов (факультетов коррекционной педагогики) педа­гогических университетов и институтов и направлен на со­вершенствование качества подготовки учителей-логопедов, на повышение эффективности логопедической работы с деть­ми, подростками, взрослыми. В нем собраны материалы, позволяющие сделать вывод, что формирование правильной речи и других функциональных систем у детей с речевыми нарушениями, коррекция их поведения представляют со­бой единый организованный, целенаправленный воспита­тельный и учебный процесс. Книга отражает современное состояние и тенденции дальнейшего развития логопедии как науки и практики коррекционного воздействия. С выходом учебника и комплекта методических пособий «Логопедия. Методическое наследие»* решаются следующие фундамен­тальные задачи:

обеспечение учебного процесса учебниками и методи­ческими материалами, которые не только расширяют круг знаний студентов, но и являются условием для формирования навыков самостоятельной работы;

совершенствование уровня квалификации преподавателей, способных создавать фундаментальные учебники и учебные пособия.

Все это в целом отвечает задачам модернизации и разви­тия высшей школы.

Материалы учебника представлены в соответствии с Го­сударственным стандартом высшего профессионального об­разования по данной специальности, учебными планами от­делений логопедии дефектологических факультетов, с программой курса логопедии. При его подготовке учиты­валось, что усвоение логопедии предваряется знаниями, по­лученными студентами при изучении смежных дисциплин: психологии, педагогики, психолингвистики, комплекса биологических и медицинских научных дисциплин, исхо­дя из которых речь рассматривается под определенным уг­лом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами этой науки. Также использованы сведения из ряда дисцип­лин, изучающих речь и речевую деятельность, — от физио­логии высшей нервной деятельности до общей лингвистики.

Авторы настоящего учебника стремились к тому, что­бы и преобладающими при оценке дефектов речи и их пре­одолении были интегрированные психолого-педагогичес­кий и психолингвистический подходы, учитывая при этом, что логопедия является специальной педагогической наукой, которая имеет свой предмет исследования, и не под­лежит растворению ни в медицине, ни в каких-либо дру­гих науках.

Учебник состоит из четырех разделов и соответствующих глав (21). В разделе I рассматриваются теоретические и ме­тодологические основы логопедии. В последующих излага­ются учение о различных речевых нарушениях и путях их преодоления, вопросы организации логопедической работы, истории логопедии в соответствии с каждой рассматривае­мой проблемой. В конце учебника дан терминологический словарь. В каждой главе о нарушениях речи и путях их пре­одоления даны характеристика речевого нарушения в исто­рическом аспекте, этиология, механизмы, симптоматика, классификация, методы и приемы логопедического обсле­дования и воздействия, вопросы организации логопедичес­кой помощи и профилактики речевых нарушений. Все гла­вы заканчиваются основными выводами, контрольными вопросами и заданиями, а также списком литературы. В учебнике приведены наиболее устоявшиеся определения нарушений речи, уточненные и дополненные авторским кол­лективом.

Основное внимание уделяется подготовке учителя-лого­педа для работы с детьми дошкольного и школьного возрас­та. Этим подчеркивается направленность логопедии на пре­дупреждение дальнейшего развития речевых дефектов и их влияния на формирование личности ребенка. В отдельных главах учебника рассматриваются и вопросы коррекции на­рушений речи у взрослых.

Авторский коллектив выражает надежду, что материа­лы учебника будут способствовать повышению культуры речи студентов-дефектолов, так как роль современного ло­гопеда чрезвычайно значима в социокультурном совершен­ствовании речевого развития каждого индивидуума и обще­ства в целом.

Особую благодарность научный редактор выражает лю­дям, способствовавшим качественному улучшению матери­алов учебника, прежде всего профессору С.Н. Шаховской, доценту Т.В. Тумановой.

Л. Волкова: Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. заведений

Аннотация к книге «Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. заведений»

Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений.
В учебнике рассматриваются методологические, теоретические и практические аспекты логопедии, а также вопросы организации логопедической работы. Описаны традиционные подходы и современные новые технологии в методике логопедической работы, излагаются достижения отечественной и зарубежной теории и практики логопедии. В книге представлены понятийно-категориальный и терминологический словарь.
Учебник предназначен для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов и учителей-логопедов.
5-е издание, переработанное и дополненное.

Этот учебник в настоящее время рекомендуется всем тем, кто учится в высшем учебном заведении по специальности «Учитель-логопед».
Цель этого учебника — совершенствование качества подготовки учителей-логопедов, повышение эффективности логопедической работы с детьми, подростками, взрослыми.

Раздел I.
Теоретические основы логопедии
Глава 1. Логопедия как специальная педагогическая наука
Глава 2. Этиология нарушений речи
Глава 3. Классификация нарушений речи
Глава 4.

Раздел I.
Теоретические основы логопедии
Глава 1. Логопедия как специальная педагогическая наука
Глава 2. Этиология нарушений речи
Глава 3. Классификация нарушений речи
Глава 4. Методы логопедического воздействия

Раздел II
Виды нарушений голоса и речи их коррекция
Глава 5. Нарушения голоса
Глава 6. Дислалия
Глава 7. Ринолалия
Глава 8. Дизартрия
Глава 9. Нарушения темпа речи
Глава 10. Заикание
Глава 11. Алалия
Глава 12. Афазия
Глава 13. Нарушения письменной речи

Раздел III
Логопедическая работа при фонетико-фонематическом и общем недоразвитии речи. Нарушения речи и их коррекция при сенсорной и интеллектуальной недостаточности
Глава 14. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Глава 15. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи
Глава 16. Особенности логопедической работы при нарушениях слуха
Глава 17. Особенности логопедической работы при нарушениях зрения
Глава 18. Логопедическая работа при интеллектуальной недостаточности

Раздел IV
Организация логопедической помощи в России. Профилактика речевых нарушений и предупреждение вторичных дефектов
Глава 19. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи
Глава 20. Отбор в специальные учреждения для детей с нарушениями речи
Глава 21. Профилактика речевых нарушений и предупреждение вторичных дефектов

СЛОВАРЬ
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ЛОГОПЕДИИ
ПЕРСОНАЛИИ

Советую приобрести! Учебник «Логопедия» очень поможет при сдаче экзаменов Скрыть

Настоящий учебник по логопедии (3 издание) предназначается для студентов дефектологических факультетов (Факультетов коррекционной педагогики) педагогических университетов и институтов. Учебник направлен на повышение качества подготовки учителей-дефектологов, на повышение эффективности логопедической работы с детьми, подростками, взрослыми. В нем проводится мысль о том, что формирование правильной речи и других функциональных систем у детей с речевыми нарушениями, коррекция их поведения представляют собой единый организованный, целенаправленный воспитательный и учебный процесс. Учебник отражает современное состояние и тенденции дальнейшего развития логопедии как науки и практики коррекционного воздействия.

Материал учебника представлен в соответствии с учебным планом отделений логопедии дефектологических факультетов, с программой курса логопедии, с государственным стандартом подготовки кадров по данной специальности. За последние годы углубились методолого-методические принципы логопедии, создано ее программно-методическое обеспечение, выполнен ряд фундаментальных и практикоориентированных исследований, направленных на изучение, преодоление и предупреждение нарушений развития речи. Основные из этих материалов нашли отражение в учебнике. При подготовке учебника авторы учитывали, что усвоение логопедии предваряется знаниями студентов, полученными при изучении смежных дисциплин: психологии, педагогики, психолингвистики, медицины.

Учебник состоит из четырех разделов и соответствующих глав. В первом разделе учебника рассматриваются теоретические и методологические основы логопедии. В последующих излагаются учение о различных речевых нарушениях и путях их преодоления, вопросы организации логопедической работы, истории логопедии в соответствии с каждой рассматриваемой проблемой. В конце учебника дан терминологический словарь.

Волкова Л.С., Шаховская С.Н. и др. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. 3-е изд., перераб и доп. М. Владос, 2003

Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2003.

ОТ РЕДАКТОРОВ

В учебнике использованы и объединены достижения ряда дисциплин, изучающих речь и речевую деятельность, — от физиологии высшей нервной деятельности до общей лингвистики. Авторы стремились к тому, чтобы преобладающими при оценке дефектов речи и их преодолении были бы интегрированные психолого-педагогический и психолингвистические подходы.

В каждой главе, где раскрываются нарушения речи и пути их преодоления, предусматривается: характеристика речевого нарушения в историческом аспекте, этиология, механизмы, симптоматика, классификация, динамика, методы и приемы логопедического обследования и воздействия, вопросы организации логопедической помощи и профилактики речевого нарушения. Все главы заканчиваются основными выводами, контрольными вопросами и заданиями, а также списком литературы.

В учебнике даются наиболее устоявшиеся определения нарушений речи, уточненные и дополненные авторским коллективом.

Содержание учебника, его структура, вычленение актуальных проблем, контрольные вопросы и задания, литература к каждой главе предусматривают создание максимальных возможностей для активизации самостоятельной и исследовательской работы студентов по логопедии.

При подготовке учебника учитываются традиционный подход в решении вопросов о речевых нарушениях, заложенный основоположниками отечественной логопедии и представленный в учебниках и пособиях (Н. А. Власовой, Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, О. В. Правдиной, Е. Ф. Pay и Ф. A. Pay, М. Е. Хватцева и др.), а также новые научные данные. Учитывались данные логопедической науки и практики, отражающие современное состояние и тенденции дальнейшего развития отечественной и зарубежной теории и практики логопедии.

Основное внимание уделяется подготовке учителя-логопеда для работы с детьми дошкольного и школьного возраста. Этим подчеркивается направленность логопедии на предупреждение дальнейшего развития речевых дефектов и их влияния на формирование личности ребенка. В связи с этим только в отдельных разделах учебника рассматриваются вопросы коррекции нарушений речи у взрослых.

Настоящий учебник подготовлен коллективом авторов, в состав которого входили логопеды и врачи дефектологических факультетов МПГУ, РГПУ, МГОПИ и Института коррекционной педагогики РАО.

Авторами глав являются: глава 1 — Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова; главы 2, 3, 8, 18 — Е. М. Мастюкова; главы 4,6 — Б. М. Гриншпун, глава 5 — Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева; глава 7 — Г. В. Чиркина, глава 9 — Е. В. Лаврова; главы 10, 11 — Г. А. Волкова, В. И. Селиверстов; глава 12 — Б. М. Гриншпун, С. Н. Шаховская; глава 13 — М. К. Бурлакова; главы 14, 17, 19 — Р. И. Лалаева; глава 15 — Л. Г. Парамонова; глава 16 — Л. С. Волкова; главы 20, 21, 22, 23 — Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина; глава 24 —- Л. И. Белякова.

Авторский коллектив выражает искреннюю признательность всем, кто взял на себя труд глубоко и критично отрецензировать учебник, а также принять участие в его обсуждении.

Волкова Л.С., Шаховская С.Н. — Логопедия

Классический учебник направлен на повышение профессионального качества подготовки учителей-дефектологов, на повышение эффективности и результативности логопедической работы с детьми, подростками, взрослыми. В нем авторами проводится мысль о том, что формирование и совершенствование правильной речи и других функциональных систем у детей с речевыми недостатками, коррекция их поведения представляют собой единый организованный, целенаправленный коррекционно-воспитательный и учебный процесс. Учебник отражает современное состояние и тенденции перспективного развития логопедии как науки и практики коррекционного воздействия на речевую деятельность человека.

Автор: Волкова Л.С., Шаховская С.Н. и др.

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Логопедия для дошкольников

Новоcти LOGOPED.NAME

Приветствуем Вас на LOGOPED.NAME — инфоресурс «ВСЯ ЛОГОПЕДИЯ»

  • Приглашаем коллег и всех, кто заинтересован проблемами речевых нарушений,развитием знаний о методах коррекции недостатков речи, принять активное участие в развитии логопедического проекта. Ресурс представляет собой каталог ссылок на файлы по логопедии: учебники и методические пособия, картотеки и конспекты логопедических занятий, разнообразные диагностические материалы и дидактическая наглядность. В помощь студентам: дипломные и курсовые работы. На страницах ресурса «Вся логопедия» можно получить ценную информацию по любым речевым нарушениям: алалия, дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, ОНР и другие. В разделе для специалистов помещены методические материалы для психологов, дефектологов, неврологов. Отдельно выделен раздел для родителей, который включает литературу по воспитанию детей и развивающие книги и программы для дошкольников.Также предлагаются Вашему вниманию консультации логопеда.

© 2010 Вся логопедия — Информационный ресурс.
скачать бесплатно

Смотрите еще:

  • Минрегион приказ 44 Приказ Минрегиона РФ от 11.04.2008 №44 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 11 апреля 2008 г. N 44 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВОВ В ОБЛАСТИ СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ […]
  • Признаки делимости правило Признаки делимости правило Пример. 7150 делится на 25 (оканчивается на 50), 4855 не делится на 25. Признаки делимости на 10, 100 и 1000. На 10 делятся только те числа, последняя цифра которых нуль, на 100 - только те числа, у которых две […]
  • Приказ 524 минтруда Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 сентября 2017 г. № 667н “О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 524н «Об утверждении федерального […]
  • Заявление анкета на загранпаспорт старого образца до 14 лет Загранпаспорт старого образца на ребенка Загранпаспорт старого образца (64 серия) на ребенка до 18 лет (выдается сроком на 5 лет). С 1 марта 2010 года каждый ребенок (включая младенцев) должен иметь личный загранпаспорт для выездов за […]
  • Приказом 1122н от 17122010 года Приказ 1122н от 17122010 приложение Юридический портал Советы профессионалов Приказ 1122 н от 17122010 минздравсоцразвития Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г Изменения вступают в силу по […]
  • Приказ об изменении штатного расписания в связи с изменением ставки Приказ на изменение структуры штата Цитата: Наименование учрежденияПРИКАЗ11.03.2014 N112 г. Москва"О внесении изменений в штатное расписание" В связи с производственной необходимостьюПРИКАЗЫВАЮ:1. Внести с 12.03.2014 в штатное […]
  • Пример составления исковое заявление Как самостоятельно написать заявление в суд, образец иска. Если вы собираетесь инициировать судебный процесс, не всегда нужно тратиться на юридические услуги. Начинается дело с подачи искового заявления, а написать его вы сможете и сами, […]
  • Налоги рф новости Налоги рф новости 16 Августа 2018 02 Августа 2018 Руководители учреждений могут получить дополнительные гарантии при увольнении, а на их заместителей планируется распространить обязанность по подаче справок о доходах, имуществе и […]